Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене

Музыкальная школа Musical Wave — Как побороть страх перед выступлением?

Каждый, кто хоть раз выходил на сцену, испытывал волнение. Даже самые известные артисты перед выступлением немного нервничают.

Это означает то, что человек, выходящий на публику, беспокоится о том, как его воспримет общество, справится ли он с возложенными на него задачами. В этот момент его сердце трепещет, а душа вот-вот вырвется наружу.

Благодаря такому состоянию речь оратора становится более эмоциональной и насыщенной, а от будущего результата он ждет успеха и всеобщего признания.

В то же время необходимо разграничивать понятия «волнение» и «страх». Если выступление сопровождается страхом, это может принести только негативный результат. Он вызывает дрожь в голосе, порождает несвязную речь, сдерживает интеллектуальные порывы, забирает память. От него трясутся коленки и потеют ладони.

При этом страх, появляющийся до выступления, превращается в ужас после него. Потерпев фиаско, человек не может избавиться от этого неприятного чувства долгие годы.

Основные способы борьбы со страхом перед выступлением:

Преодолеть волнение перед выступлением на людях можно следующими способами:

1) Упражнения на развитие дыхания:

  • для мобилизации внутренних сил следует делать упражнения на задержку дыхания: на выдохе необходимо задержать дыхание и не вдыхать максимально долго, после чего сделать медленный и глубокий вдох

2) Упражнения на сосредоточение внимания (попробуйте расслабиться и сконцентрировать свое внимание на запахах. Потом следует постепенно переходить к восприятию своего тела, ощущениям внутри него. Далее нужно переходить к звукам. После этого переходите к окружающим объектам, фокусируясь на его характеристиках (форме, цвете, фактуре и т.д.).

3) Аутогенная тренировка или медитация (рекомендуется принять удобное положение и полностью расслабиться и попытаться абстрагироваться от лишних мыслей и ощущения времени). Особенно удачно делать ее в совокупности с дыхательными упражнениями (после них)

Кроме того, для того, чтобы почувствовать себя уверенно, психологи советуют улыбнуться и осветить своей улыбкой окружающих. Нужно осветить внутренним светом все, что находится вокруг.

Данные методы отлично справляются с чувством волнения, придавая выступающему внутреннее спокойствие и уверенность в себе и собственных силах.

Помните, волнение раззадоривает артиста и делает его настоящим, а страх может сковать движения, разум и душу.

Источник: http://www.musicalwave.ru/blog/vokal/kak-poborot-strax-pered-vyistupleniem.html

Боязнь сцены: страшная тайна классической музыки. Как справиться с волнением

Немногие исполнители признаются в этом, но боязнь сцены – серьезная проблема многих классических музыкантов.

Боязнь сцены похожа на безумие: появляется без предупреждения, как гром среди ясного неба. Именно так это случилось у шотландского пианиста Стивена Осборна, одного из самых грамотных и эмоциональных современных пианистов. Около десяти лет назад, во время исполнения 23го фортепианного концерта Моцарта, ему вдруг показалось, что он вот-вот забудет следующую ноту.

«Волнение охватывало меня все больше и больше, – вспоминает музыкант, – И хотя я ничего не забыл, ощущение было, как будто я тону, и вода уже прямо у меня под носом».

Осборн был так обеспокоен этим происшествием, что обратился за помощью к когнитивному психотерапевту.

«Он научил меня нескольким приемам, например, перед выступлением представлять, что я где-то в спокойном, безопасном месте, скажем, на цветочном луге. Это помогало, но я всегда понимал, что это ненадолго».

Затем, несколькими годами позже, во время исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова случилась настоящая катастрофа.

«Это было как землетрясение, потому что на этот раз у меня на самом деле были провалы в памяти, и я понимал, что все выступление катится к чертям. Это было ужасно, и повторялось снова и снова. Мне стало казаться, что это конец моей карьеры.

Каждый раз перед выходом на сцену я думал «Как же я могу выходить и выступать, когда прекрасно знаю, что сейчас неминуемо случится?»

Осборн не единственный, кто подвержен этому страху. У многих музыкантов боязнь сцены проявляется такими пугающими симптомами, как тремор пальцев и учащенное сердцебиение.

Музыканты-классики больше других страдают от проявлений боязни сцены, так как для них точность и виртуозность превыше всего.

Допустишь ошибку в джаз-брейке, и это вряд ли заметят; допустишь ошибку в струнном квартете – и это заметят все.

Неудивительно, что большинство музыкантов скрывают свой страх публичных выступлений, но есть единицы, кто не боится говорить об этом открыто.

В своей автобиографии американская звезда оперы, сопрано Рене Флеминг упоминает о том, что самый страшный приступ боязни сцены случился у нее в 1998 году в Ла Скала, в Милане, когда зрители стали свистеть во время ее выступления в  главной роли в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Она стала дрожать, и ее трясло еще несколько дней.  Долгие месяцы после этого происшествия каждый выход на сцену для нее был сущей пыткой.

Польско-американский пианист Леопольд  Годовский настолько сильно волновался на сцене, что играть в полную силу мог только в частном окружении. Другой пианист, Владимир Горовиц, пожалуй, больше других пострадал от боязни публичных выступлений. Однажды, проиграв битву с нервами, он на несколько лет прервал выступления.

https://www.youtube.com/watch?v=i3H41cuBHQA

Существует много способов справиться с этой проблемой, отнимающей столько сил у музыкантов. Один из них – самый распространенный и самый простой – прием препаратов, притупляющих волнение. В 2012 году исследование среди оркестров Германии показало, что почти треть музыкантов принимают седативные препараты или бета-блокаторы.

Однако, трудность заключается в том, что, притупляя нервное напряжение, лекарства также притупляют интенсивность чувств и творческое вдохновение, которые являются главными атрибутами успешного выступления.

Кроме того, они снимают симптом, но не причину, заявляет Аарон Виллиамон, возглавляющий Центр Исследований Публичных Выступлений в Королевском музыкальном колледже.

«В сущности, боязнь сцены состоит из двух главных компонентов – непроизвольная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию, выражающаяся в сухости во рту, учащенном сердцебиении и т.п.

; и психологические аспекты, включающие в себя опасные мысли, например, о том, что выступление непременно потерпит фиаско. От физиологических симптомов можно легко избавиться при помощи физических упражнений, которые понижают уровень гормонов стресса, таких, как кортизол.

При психологических аспектах очень эффективна когнитивная психотерапия. Она заключается в том, что необходимо помочь музыканту относиться к выступлению более рационально. Например, вместо того, чтобы считать публику своим врагом, и думать, что представление может быть либо идеальным, либо отвратительным, нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, а зрители всегда на стороне исполнителя».

Стивен Осборн относится к волнению перед выступлением так же, как он относится к музыкальному произведению – как к сложной и интересной задаче, которую ему предстоит решить. Он никогда не принимал каких-либо препаратов и скептически относится к благоприятному воздействию когнитивной психотерапии.

 «Это методы спортивной психологии: избавься от волнения и добьешься наилучших результатов, – считает он, – Но я думаю, это неприменимо к музыке. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что музыка – это воплощенное переживание: при помощи своего тела ты делаешь эмоциональные переживания живыми и реальными для слушателей.

Если ты отгораживаешься от части своего сознания, это значит, что эмоции во всем своем многообразии уже не будут доступны для тебя». Осборн, напротив, придерживается мнения, которое кажется абсолютно противоположным: он относится к боязни сцены, как к «другу», которого нужно почитать.

«Не нужно бороться с волнениемнужно уметь извлекать из него выгоду».

Очень похоже, что Осборн придерживается старого романтического суждения о том, что «художник должен страдать». «Нет, вовсе нет, – возражает музыкант, – на самом деле, лучше всего я играю тогда, когда меньше всего волнуюсь».

Итак, мы пришли к парадоксальной мысли о том, что боязнь сцены – это хорошо, но только тогда, когда вы не волнуетесь… Однако, Осборн вскоре дает нам путеводную нить, которая выведет нас из этого лабиринта.

Он рассказывает о том, что несколько лет назад прочитал в газете статью о «самоосознавании», которое заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимания на том, что происходит в данный момент, нежели постоянно сожалеть о прошлом или строить планы на будущее.

«Мне понравилась эта идея, – продолжает пианист, – и я окончил двухмесячный курс. Что мне нравится в теории самоосознавания, так это то, что ты перестаешь  пытаться что-то изменить. Если ты понимаешь, что твое сознание где-то блуждает, смирись с этим и просто наблюдай за своими мыслями.

Мы всегда недовольны тем, как разворачиваются события сами по себе, мы всегда пытаемся сделать их другими. Я особенно замечаю это, когда занимаюсь на фортепиано. Удивительно, сколько разрушительной агрессии ты можешь принять от самого себя, когда что-то происходит не так, как ты этого хочешь.

Это в высшей степени непродуктивно».

Эта теория помогает Стивену Осборну справляться со сложными музыкальными произведениями.

«Так было, когда я готовился к записи «Диверсий» Бриттена – это концерт для левой руки с оркестром, – вспоминает Осборн, – До дня записи оставался всего месяц, а мне по-прежнему никак не давались два пассажа. Я был просто взвинчен, ужасно злился на себя.

Затем однажды я вдруг подумал: «Куда меня приведет вся эта негативная энергия? Да, эти места получаются неидеально, ну и что. Я же не операцию на мозге делаю, никто не умрет». И я отпустил ситуацию.  Забавно, что через несколько дней обе проблемы были решены».

В конечном счете, оказалось, что все эти новомодные философии сводятся к простой старой истине: нужно принимать мир и себя таким, как есть.

«Да, это значит, что не нужно тратить столько энергии, чтобы избавиться от чего-то. Волнение и боязнь сцены – это, по сути, игра против себя.  Куда более эффективно находиться в хороших отношениях со всеми проявлениями своей личности».

Иван Хьюит (IvanHewett)

статья из журнала «Телеграф» («TheTelegraph») от 26. 06. 2014

Оригинал статьи http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/10920925/Stage-fright-classical-musics-dark-secret.html

Перевод Адели Рахматулиной

Источник: http://www.planetatalantov.ru/about/articles/Stage_fright.html

Как побороть страх перед сценой

Как помочь ребёнку побороть боязнь сцены?

Если Вы не хотите, чтобы Ваш ребёнок стал неудачником или всю жизнь был безработным, начинайте подготавливать своего малыша к публичной жизни с садика.

Ведь именно с выступления на утренниках и начинается будущая жизнь ребёнка.

Многие родители сталкиваются с той проблемой, когда их малыш, выучив наизусть стихотворение и рассказав его хорошо дома, на утреннике перед чужими людьми забывает строки, теряется и начинает плакать. Эта проблема актуальна.

Подобные выступления вызывают улыбки взрослых, но для детей – это самый настоящий стресс, который может отразиться на будущей жизни ребёнка. Если у ребёнка произошло неудачное выступление, тогда он замыкается в себе, не хочет проявлять инициативу, не желает быть главным.

Читайте также:  Психологический портрет современного композитора

И впоследствии уже у взрослого ребёнка появляется один или несколько друзей, и один помощник и соратник – компьютер. И вырастает из малыша одинокий замкнутый подросток. Психологи утверждают, чтобы побороть робость перед выступлениями можно при помощи семи золотых правил.

Правило №1 – «Репетировать» Специалисты говорят, что с ребёнком нужно регулярно проговаривать по несколько раз стихи или песенки, и тогда этот процесс войдёт в норму.

Таким образом рассказать стих на утреннике для ребёнка не будет стрессом. Постоянно рассказывайте сами стих ребёнку и слушайте ребёнка.

Пусть мама станет первым слушателем, папа – вторым, бабушка –третьим, подружка мамы – четвёртым и так далее. Очень хорошо помогает справиться с робостью зеркало.

Поставьте ребёнка перед зеркалом, и пусть он рассказывает стих и смотрит на себя. Наденьте красивое платьице или наряд, в котором малыш будет выступать, и поставьте перед зеркалом.

Увидев своё отражение, у ребёнка возникнет желание показать эту красоту ещё кому-нибудь.

Правило №2 – «Не сравнивать с другими детками» Очень часто можно услышать от родителей: «Посмотри на соседа, он не боится выступать..

» Это неправильное суждение. Ребёнку нужно сказать, если у него не получается: «Ты такой, какой есть. Если не получилось сегодня, то обязательно получится завтра. Мы тебе поможем в этом, и ты справишься». Нужно поддерживать ребёнка теми успехами, которые у него уже были.

Например, сказать: «Ты помнишь, что вчера у бабушки ты хорошо рассказал стих..» Правило №3 – «Визуализировать стих» Можно облегчить запоминание стиха путём визуализации текста. Расскажите стих своими словами, делая акценты на те вещи или предметы, с которыми малыш уже знаком. Показывайте руками или на картинках те предметы, или действия, которых ребёнок не знает или забыл.

Ещё будет эффективнее, когда нарисуйте картинку вместе. Правило №4 – «Создавать позитивное отношение к залу» Заполненный зал многих взрослых людей, не говоря о детках, вызывает ступор и панику. Поэтому к залу нужно готовиться предварительно.

Настраивайте ребёнка на то, что он выходит в зал, перед ним большое количество людей, в том числе и мама, и рассказывает стих.

Для начала познакомьте малыша с пустым залом, выйдите с ним на сцену, расскажите, что зал сейчас пустой, а потом в нём будут люди.

Страх преодолеть страх публичного выступления

Как преодолеть страх сцены? Подскажите как справиться с волнением и страхом выступлений перед большой группой людей — коллег? Как избавиться от стеснения выступать? С такими вопросами ко мне обращается все больше клиентов. Сегодня несколько практических советов в этой статье саморазвития. Страх сцены — это самый распространенный страх публичных выступлений и общения с большой группой незнакомых или малознакомых людей.

Страх сцены, боязнь выступать перед людьми второй по распространению страх после страха умереть. Психолог Счастья. Страх сцены, как и многие другие страхи, проявляется на 3-х уровнях психики человека : поведенческом, эмоциональном и мысленном.

Статьи психолога счастья на тему преодоления страха: Посмотрите на картинку ниже, на ней представлены 3 уровня проявления и зарождения страха выступать.

Насколько Вы боитесь выступать перед людьми? Как и любая психологическая проблема, страх сцены проявляется на 3-х уровнях.

Это уровень мысленной оценки ситуации выступления или знакомства с людьми. Если человек склонен думать о сцене и выступлении, как опасной ситуации, как о возможности быть осмеянным и опозориться, то и реакция будет соответствующей.

Человек с такой оценкой ситуации представит себе негативный образ провала, позора и испытает сильнейший психоэмоциональный стресс. Это уровень действия и тех ощущений, которые возникают в теле человека в ответ на оценку ситуации.

Если человек определил ситуацию, как опасную для себя, то в ответ на стресс все его тело охватит сильнейшее напряжение мышц и он будет склонен задерживать дыхание.

Человек начнет потеть, руки и ноги будут дрожать и подгибаться, в животе похолодеет, дыхание станет поверхностным, голос станет хриплым. Эмоциональный или чувственный уровень страха сцены.

Это душевный, чувственный уровень проявления страха сцены, как итоговая эмоциональная реакция, окраска происходящая с человеком, собирающимся выступать.

Если на первых 2-х уровнях человек определил ситуацию как опасную и впал в стресс, то эмоциональное следствие проявится как страх, тревога, неуверенность и стеснение. Человек испытает все виды страха от стеснительности и мнительности до тревоги и ужаса от происходящего.

Из предыдущей части статьи Вам уже наверняка стало понятно, что страх выступления, сцены нужно преодолевать на 3-х уровнях его проявления .

Именно эта комплексная стратегия преодоления страха сцены на оценочном, поведенческом и эмоциональном уровнях имеет все шансы на успех. Психологический практикум преодоления страха сцены.

Переводим проблему «страх публичных выступлений» в задачу «уверенное и свободное выступление». Как Вы знаете проблема решений не имеет.

А вот у задачи решений много, согласны? На этом уровне нужно решить задачу правильной оценки ситуации. Будем решать ее с конца.

Ответьте себе на вопрос: «Как я представляю себе успешное выступление или смелое общение?» . Ответом должен быть образ.

Теперь войдите в этот образ и спросите, этот уверенный человек на сцене каким образом оценивает эту ситуацию? Что он думает о выступлении? Запишите ответы.

Например, он мог бы думать так о выступлении: «Великолепная возможность проявить себя и собрать аплодисменты/комплименты зала» .

Примерьте на себя эту оценку — если думая так у вас прекрасное настроение и повышается уверенность, Вы готовы встроить эту мысль в свое сознание. Наденьте на руку банковскую резинку за день перед выступлением.

Всякий раз, как появляется страх сцены, щелкайте себя по руке. Мысленно говорите «Стоп!» и тут же представляйте новый образ и волевым усилием думайте новую мысль.

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене

Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами. Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению.

Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).

Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в оптимальное концертное состояние – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления .

В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры , к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).

В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут такие виды, как бег и плавание.

А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.

Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.

Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене.

Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами.

Попробуйте! Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии. Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть.

Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени.

Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.

Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько! Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.

При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену).

Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте! Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя.

Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения.

Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.

Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи , внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).

Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт ! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться . Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения.

С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив ! Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера».

(Visited 1 times, 1 visits today)

Источник: http://blogfact.ru/kak-izbavitsya-ot-straxa/kak-poborot-strax-pered-scenoj/

Как справиться с волнением перед выступлением на экзамене, публике, соревнованием или сценой, как успокоиться

Любой человек испытывает волнение перед выступлением на публике. Будь то экзамен, соревнование, выступление со сцены, или встреча на собеседовании для получения нужной работы в качестве будущего сотрудника компании или места в учебном заведении в качестве студента. А может — это встреча с той (или тем), в кого Вы очень влюблены…

Читайте также:  Виды русских народных танцев

Первое, что нужно понять читателю данных строк, что волнение перед выступлением — состояние не только абсолютно нормальное, но и… необходимое. Наверное, мне лучше не «тянуть резину», а сразу ошарашить Вас с самого начала…

Как успокоиться перед началом выступления на публике

В самом начале Вы должны глубоко понять следующее:

Я даже более скажу:

И я буду уверен за Вас на все 100%, что Вы выступите на людях лучше, чем Вы могли бы себе представить. Верьте, «провала» не будет. Потому что Вы полностью мобилизованы, в Вас подстегивает и собирает воедино все сознание — чувство волнения и беспокойства.

Будем считать это чувством контролируемой тревоги! Волнение способствует усиленной единой работе ума, чувств и тела. Тогда ни одна «мышь» мимо не проскочит.

Почему мы волнуемся перед публичными выступлениями?

Основными причинами волнения перед выступлением на публике могут быть:

Завышенные ожидания и завышенная оценка значимости данного события.

Часто обычному выступлению длительностью 3 – 5 минут мы предаём огромную важность и, если что-то пойдёт не так, то после этого произойдёт страшное.

Сам шанс выступить мы сравниваем с выступлением перед президентом или в суде, где на кону наша свобода. Важно научится объективно оценивать важность такого события.

Прошлый негативный опыт публичных выступлений. Если в прошлой аналогичной ситуации вы очень разволновались или потерпели поражения, то и в данной ситуации вы будете переживать те же эмоции. Постарайтесь забыть то, что было с вами в прошлой ситуации и начните всё с чистого листа.

Ошибочное убеждение, что аудитория, в которой придется публично выступать изначально настроена враждебно. Это не так. Люди относятся к выступающему по меньшей мере нейтрально и поначалу дают выступающему определенный кредит доверия. Конечно, бывают изначально негативно настроенные слушатели, но они критикуют всех, не только нас и по ним не стоит судить обо всех слушателях.

Страх забыть заготовленную речь. В этом случае необходимо заранее прорепетировать своё выступление и составить план, чтобы не растеряться перед аудиторией.

Боязнь дополнительных вопросов по данной теме. В данном случае важно понимать, что невозможно знать абсолютно всё и, если вам зададут дополнительный вопрос, на который вы не знаете ответ, можно обратиться с этим вопросом к самой аудитории. Это будет искренне с вашей стороны и честно. А в выступлении главное — это доверие выступающего к аудитории.

Неопытность оратора. Это можно исправить только систематически выступая перед разными аудиториями и с разными темами. Практика — это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать.

Как справиться с волнением перед выступлением

Буду излагать факты по порядку значимости.

Во-первых, Вы уже знаете, что волнение и страх — нормальные вещи, которые помогают Вам быть собранным. Ни в коем случае не принимайте никаких успокаивающих медикаментозных средств, чтобы подавить страх, потому что Вы не сможете достичь целей Вашего выступления! Тогда не будет эмоционального заряда нужной мощности.

Во-вторых, у Вас должна иметься четкая цель выступления, которые Вы раскрываете в подпунктах (задачах). Заранее заготовьте план выступления из нескольких пунктов, например:

  • Что это (о чем идет речь).
  • Причины данного явления (почему происходит).
  • Что нужно сделать, чтобы сделать лучше то о чем идет речь.

Здесь многое зависит от тематики рассматриваемого вопроса.

В-третьих, к выступлению нужно готовиться заранее по возможности. Не придумывайте ничего искусственного, берите факты из жизни! Держите в голове краткий план.

Самое главное, что я хотел Вам передать — признайтесь, что Вам страшно Самому Себе! Проникнитесь страхом, и Вы не заметите, как он исчезнет.

Советы и рекомендации по ведению подготовки и выступлению на людях

Осознавайте причины вашего страха. Их может быть много. Попробуйте выполнить следующее упражнение: вспомните свое предыдущее выступление, сосредоточьтесь на звуках, деталях, почувствуйте изменения в вашем организме. Подумайте с кем и чем связано ваше волнение: с самим собой или со слушателями. Далее работу постройте по тем направлениям, которые вызывали у вас проблемы.

Поймите, что за допущенные ошибки вас не уволят с работы и не посадят в тюрьму, если предположить, что это — самое страшное.

Заранее составляйте план выступления, логически построенного и тщательно продуманного.

При его составлении, а это — основа вашего выступления, необходимо проанализировать литературные источники, выбрать из них три–четыре и изучите их внимательно.

Во время чтения необходимо сделать выписки с указанием страниц. Найдите в литературе общие положения и то, что их отличает, отметьте это в плане. Хорошо, если это будет развернутый план.

Представьте себе одного из слушателей, поставьте на его место себя и подумайте, что он ждет от вашей лекции, в чем нуждается и чем заинтересуется. Проанализируйте свой план с его позиции: что будет непонятным, неинтересным, а чего может не хватить.

Предусмотрите потребности ваших слушателей, это поможет наладить продуктивное взаимодействие.

Лучше, если текст выступления будет состоять из логических блок-схем. Основные мысли выделите цветом, оформите на пронумерованных карточках небольшого размера.

Не стоит буквально понимать высказывание «читать лекцию». Во время выступления необходимо установить зрительный контакт. Это поможет удержать внимание слушателей, следить за реакцией на ваши слова. Тогда вы будете иметь возможность на чем-то остановиться подробно и получить обратную связь.

Перед выступлением попробуйте представить себе в деталях ваше идеальное выступление: как будете выглядеть, что говорить, как себя будут вести слушатели. Сценарий должен быть выстроен в позитивном ключе. Постарайтесь почувствовать радость и удовлетворение от прекрасно сделанной работы.

Подумайте, что может вызвать вопросы и особый интерес у аудитории. Если используется какая-то терминология, приготовьте словарик и постарайтесь перевести сложные понятия на более простой язык. Один мудрый человек сказал, что «талант настоящего профессионала состоит в том, что он может рассказать просто о сложном».

Продумайте, как можно интонационно украсить вашу речь. Используйте свои сильные стороны: эрудированность, чувство юмора, начитанность. Манеру выступления выберите комфортную для аудитории. Тон «всезнайки» может раздражать слушателей.

По ходу выступления можно задавать вопросы, которые будут активировать внимание слушающих, если вдруг вас перестанут слушать: «Вы согласны со мной?», «Вы добавить что-то хотите?».

Очень эффективен прием использования интересных примеров, шуток.

Позаботьтесь о своем внешнем виде. Взлохмаченный лектор с кругами под глазами после бессонной ночи, в мятой одежде вызовет лишь жалость. Одежда должна быть комфортной, аккуратной, лучше в классическом стиле. Макияж у женщины желательно должен быть естественный, мягкий. При выборе украшений учитывайте уровень доходов вашей аудитории и социальный статус.

Если перед выступлением вы все же почувствовали волнение, погуляйте 5 минут, пройдитесь быстрыми шагами.

Во время выступления постойте, выпрямив руки по бокам, почувствуйте, как напряжение «утекает» в пол, пошевелив при этом кистями.

Хорошо проверенный прием – глубокое дыхание. Подышав несколько минут, вы почувствуете, как ваш организм «проветрился» и расслабился.

Умение логически, красиво строить выступления приходит с опытом. Используйте любую возможность участия в различных мероприятиях. А ваша подготовка, доброжелательность и естественность будут залогом ваших успешных выступлений.

Видео по теме

Как успокоиться перед началом выступления, преодолеть страх и волнение

Школа голоса «Говори» от Strepsils. Курс «Практика».

Публичная речь с Радиславом Гандапасом. Часть 1: На раз, два, три

Видеоканал «USPEHTV».

Радислав Гандапас расскажет о структуре публичной речи.

«Делай раз, делай два, делай три!» Можно ли уложить в четкий строгий и короткий алгоритм сложные управленческие навыки? Можно! Лучшие бизнес-тренеры России проводят мини-тренинг в эфире канала Успех. За 23 минуты участник тренинга, а с ним вместе и все зрители канала, получат инструмент управления, который они гарантированно сразу смогут применить в своей работе — на раз-два-три.

Методы преодоления волнения во время выступления. Радислав Гандапас. Часть 2

Видеоканал «USPEHTV».

90% людей, вынужденных выступать публично, жалуются, что больше всего им мешает страх перед аудиторией, волнение, неумение справиться со своими эмоциями. Радислав Гандапас объяснит природу волнения перед выступлением, убедит, что волноваться полезно — и покажет некоторые техники преодоления волнения.

Источник:

  1. Видео по теме.
  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-nikolaevna-medvedkova/kak-spravitsja-s-volneniem-pered-publichnym-vystupleniem.html
  3. https://www.kakprosto.ru/kak-37759-kak-poborot-volnenie-pered-vystupleniem#ixzz4yJLM4Xnq

Источник: http://alcostad.ru/kak-spravitsya-s-volneniem-pered-vystupleniem-na-ekzamene-publike-sorevnovaniem-ili-stsenoj-kak-uspokoitsya/

Как побороть волнение перед публичным выступлением?

Большинству людей различных возрастов и профессий приходится выступать перед аудиторией. Делать доклад на публике приходится и в школе, и в вузе, и на работе. При этом у человека не редко возникает проблема — как победить волнение перед выступлением.

В учебном заведении необходимость произнести речь перед одноклассниками или однокурсниками часто вызывает дискомфорт. Но на работе страх выступления перед незнакомыми, критически оценивающими вас профессионалами иногда настолько сковывает, что не позволяет продемонстрировать свои знания и четко донести информацию.

А вам знаком страх публичных выступлений? Тогда эта статья для вас!

Причины боязни публичных выступлений

Основная причина страха выступлений на публике – боязнь произносить громкую речь перед слушающей вас аудиторией. Такое поведение закладывается еще в детстве, когда родители заставляют замолчать ребенка, громко разговаривающего в публичном месте. В дальнейшем, такие запреты могут перерасти в фобию, и уже подсознательно человек начинает бояться громко излагать свои мысли на людях.

Выступающий чувствуя, что его голос зажимается, начинает волноваться, еще больше зажимается, он может ощутить панику, страх. Способствуют развитию такого чувства и насмешливое, принижающее отношение учителей или одноклассников к относительной неудаче выступления.

Такая реакция окружающих задевает чувства человека, снижает самооценку и способствует развитию и закреплению боязни публичных выступлений.

Источник страха

Вы хорошо готовы к выступлению, твердо знаете, о чем будете говорить, готовы ответить на вопросы, но страх перед аудиторией не покидает вас.

Так в чем причина этого? Страх может возникать из-за неопределенности, вероятности допустить ошибку, вызвать насмешку или осуждение слушателей.

Поэтому перед выступлением необходимо подумать о том, что зрители собрались с намерением слушать вас, а не высмеивать и нападать. А может вас беспокоит что-то еще? Понимание источника страха является первым, очень важным шагом к решению проблемы.

Проявите себя

Люди успешно справляются с волнением, когда рассматривают свое выступление перед публикой как возможность проявить себя, показать свои знания, профессиональную подготовку, свое умение владеть вниманием аудитории. Перед публичной речью именно такой настрой позволяет снизить волнение.

Готовьтесь к выступлению перед публикой

Чтобы избежать сбоев в процессе выступления, которые могут вызвать усиление волнения, необходимо тщательно продумывать подробный план своей речи.

Его можно составить на бумаге, снабдив тезисами выступления, а, при необходимости, графиками, иллюстрациями, другими вспомогательными материалами.

План должен помочь плавному, логическому переходу от одной части доклада к другой и исключить остановки и заминки при изложении материала выступления.

Читайте также:  Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

Поставьте себя на место слушателей и постарайтесь понять, оправдывает ли информация, которую вы доводите до аудитории, её ожидания: понятно ли она изложена и будет ли интересно вас слушать. Проанализируйте текст и план выступления с этой точки зрения.

Проведите пробное выступление перед зеркалом или небольшой аудиторией, к которой вы испытываете доверие, и, при необходимости, дополните содержание речи. Можно записать выступление на видеокамеру и просмотреть его в поисках оптимальной подачи материала, подходящих жестов, мимики и т.п. Такая репетиция своей речи, позволит вам почувствовать уверенность и снизить волнение.

Настройтесь на выступление

Если вы тревожно ожидаете предстоящее публичное выступление, то можете почувствовать неуверенность в благополучном исходе дела и напряженность, которая провоцирует появление дополнительного волнения. Научитесь управлять своими эмоциями. Постарайтесь расслабиться и скинуть напряжение.

Для этого можно сделать дыхательные упражнения с задержкой дыхания и медленными глубокими вдохами и выдохами. Или пройдитесь по коридору твердыми, уверенными шагами. Проделайте упражнения на позитивную визуализацию своего выступления.

Представьте себе, как вы будете уверенно выглядеть и говорить во время своего доклада, как внимательно вас будут слушать. Почувствуйте удовлетворение от своего выступления.

Выступление на публике

Вам нужно понять, что зрители не знают о том, что вы, может быть, нервничаете, и не заметят ваше волнение, если только вы сами явно его не проявите. Не показывайте слушателям своего волнения. Выйдете к публике уверенно, станьте свободно, прямо, расправьте плечи. Говорите не торопясь, спокойно, по возможности и при необходимости с выражением и, если это уместно, — слегка улыбаясь.

Не думайте за зрителей

Постарайтесь не придавать большого значения тому, о чем думает публика во время вашей речи. Не старайтесь всматриваться в лица, анализировать мимику людей, ловить взгляды, потому что неопределенную реакцию слушателей вы можете ошибочно принять за негативную. Только если вы сами поняли, что допустили ошибку, спокойно скорректируйте своё выступление и продолжайте дальше.

Позаботьтесь о своем внешнем виде

Ваш внешний вид не должен вызывать у слушателей чувства раздражения, жалости или насмешки. Постарайтесь, что бы ваша одежда выглядела аккуратной, не была слишком яркой, предпочтение отдайте классическому стилю. Прическа и макияж не должны быть слишком броскими, а украшения должны учитывать социальный статус слушателей.

Помните, что даже самый опытный оратор, самый известный артист, в той или иной мере может испытывать волнение перед выходом к аудитории или на сцену.

Но они умеют управлять этим чувством и волнение из негативного, становится мобилизующим фактором.

Воспользовавшись представленными советами, вы сможете эффективно бороться с волнением перед выступлением на публике и не позволить чувству страха завладеть вами!

С заботой о Вас, Мещерякова Ирина.

Источник: http://careofsoul.ru/poboroty-volnenie-pered-publitchnm-vstupleniem/

Как не бояться выступать перед аудиторией и научиться эффективно справляться с волнением

Публичное выступление – это всегда большая ответственность. Чтобы не опозориться перед множеством зрителей и слушателей, нужно хорошо к нему подготовиться, и постараться справиться с волнением. Полезные советы от опытных психологов и ораторов помогут вам понять, как не бояться выступать перед аудиторией. На самом деле это не так сложно и страшно, как может показаться на первый взгляд.

Почему возникает страх?

Боязнь большой аудитории слушателей и зрителей по-научному называется «глоссофобия» или «пейрафобия». Такое негативное явление может возникать из-за генетической предрасположенности или приобретенных патологических состояний нервной системы. Кроме того, страх перед выступлением может возникнуть, как результат неправильного воспитания или предыдущего неудачного опыта.

Некоторые родители постоянно внушают детям, что громко разговаривать – это плохо. В результате, уже взрослый человек панически боится привлечь к себе лишнее внимание. Бороться с этим недостатком можно и нужно. Современные педагоги работают над ораторскими способностями школьников, часто вовлекают их в выступления на публике.

Как быстро преодолеть страх перед выступлением?

Некоторые люди совсем не боятся выступать на публике, однако эти личности – большая редкость. Большинство ораторов и артистов волнуются перед выходом на сцену. Опасение неудачи вполне естественное.

Плохо когда легкое волнение постепенно увеличивается и к моменту начала выступления превращается в настоящую панику.

Чтобы справиться со своими эмоциями и научиться красиво выступать перед публикой, воспользуйтесь следующими советами.

  • Вы должны быть полностью готовы к публичному выступлению, знать свое дело «на зубок». Если это конференция или лекция, предварительно очень хорошо выучите текст, узнайте о людях, перед которыми вам нужно выступить. Это сделает вашу речь максимально убедительной и естественной, ведь вы полностью уверенны в том, что знаете предмет обсуждения. Даже непредвиденный технический сбой во время вашего выступления не сможет помешать донести информацию до окружающих.
  • Постарайтесь перед выходом на сцену максимально расслабиться и успокоиться. Помните о том, что страх не только путает ваши мысли, но и проявляется физиологически. Испуганного оратора сразу видно – он не смотрит на публику, постоянно зажимается, говорит тихо и не уверенно. Чтобы справиться с волнением, не думайте о неудаче. Лучше представьте, как вы успешно произносите свою речь, и зал взрывается аплодисментами.
  • Иногда позитивные мысли перед выступлением никак не приходят в голову. В этом случае справиться с волнением поможет мысленное представление наихудшего варианта. Если вы детально представите свой «позор», то сможете понять, что нет в нем ничего ужасного. Такие мысли помогут вам перестать бояться аудитории.

Ученые доказали, что чем больше мы думаем об успехе, и представляем все детали, тем больше вероятность быстрого его достижения. Желательно перед выступлением зарядиться позитивными эмоциями. Доброжелательный человек, который выступает с большим энтузиазмом, может передавать свое настроение окружающим. Зрители и слушатели обязательно по достоинству оценят ваш профессионализм и остроумность.

Частые репетиции выступления помогут взять себя в руки

Начните готовить доклад заранее. За 4-5 дней до выступления приступайте к регулярным репетициям. Вы должны произносить свою речь так, как будто уже выступаете перед большой аудиторией. Повторяйте такие тренировки по несколько раз в день, и очень быстро страх перед публикой исчезнет.

Современные психологи утверждают, что бороться со страхом помогает детальная визуализация. Репетируя свою речь, представьте, как вы будете выглядеть на конференции или празднике. Оденьтесь, обуйтесь, станьте перед зеркалом, и продолжайте репетировать.

Такой основательный подход к выступлению позволит справиться с любыми страхами и легко подготовиться к любым непредвиденным ситуациям. Самовнушение помогает в 90% случаев. Продолжайте репетиции пока не будете полностью уверенны в собственной убедительности.

Как правильно себя вести во время выступления?

Если вы точно будете знать, как правильно себя преподнести перед той или иной публикой, у вас больше не возникнет вопрос «Как не бояться публичных выступлений?».

Безусловно артист или оратор – это центральная фигура, на которую во время выступления обращено множество взглядов.

Однако это не значит, что все смотрят на вас с презрением и только и ждут вашей малейшей ошибки.

Воспользуйтесь следующими правилами, чтобы ваше выступление прошло на «ура».

  • Всегда помните о том, что иногда все идет совсем не так, как вы запланировали. Это не повод для паники и волнения. У вас пропал звук в микрофоне или перестал работать проектор? Не беда! Если вы хорошо знаете тему своего доклада, достаточно просто повысить голос, и продолжить выступление. Технический персонал очень быстро устранит неполадки, а публика по достоинству оценит ваше самообладание.
  • Темп выступление должен быть спокойным, размеренным. Не нужно стремиться как можно быстрее завершить свою речь. Правильно подобранный темп позволит оратору и публике привыкнуть друг к другу.
  • Если вы сильно волнуетесь, постарайтесь успокоиться хотя бы на 5 первых минут выступления. Хорошее начало позволит вам с легкостью продолжить доклад без какого-либо страха.
  • Аудитория может негативно воспринять выступление, если оно начнется с фразы «Извините, я немного волнуюсь!». Даже если у вас дрожит тело от страха, не нужно об этом сообщать окружающим. Многие этого не заметят, а вот акцентирование внимания на вашем волнении наоборот отвлечет внимание публики от доклада и обратит его на ваш внешний вид и жестикуляцию.
  • Перед выступлением вы были полностью уверенны в том, что хорошо выучили текст, но во время речи запутались и забыли сказать что-то важное? Никогда не сообщайте слушателям о своей ошибке или упущении. Помните, что о незначительном недочете известно только вам, и, скорее всего, на него никто не обратит внимания.
  • Представьте, что в зале есть всего один человек, которому вы рассказываете о хорошо известной вам теме. Так вы сконцентрируетесь и забудете о волнении.

Запомните эти полезные советы, и обязательно воспользуйтесь ими во время своего выступления. Если оно пройдет отлично, вы сможете навсегда забыть о сильном страхе перед публикой.

Что делать непосредственно перед выходом на сцену?

Никогда не опаздывайте на публичное выступление. Чтобы у вас было несколько минут на то, чтобы справиться с волнением, постарайтесь прийти в аудиторию заранее.

Страх делает ваши мышцы «деревянными». Чтобы чувствовать себя на сцене более раскрепощено, попробуйте сделать легкую разминку.

Незначительная физическая нагрузка на мышцы поможет расслабить тело и очистить мысли от всего ненужного.

Несколько дополнительных советов

  • Во время своей речи будьте искренними и правдивыми. Публика быстро распознает фальшь, и завоевать ее доверие заново будет очень сложно.
  • Избегайте спонтанных решений и смены личного мнения в процессе выступления.

  • Если в вашей речи есть подраздел, предусматривающий ответы на вопросы зрителей, подойдите ближе к краю сцены. Так вы сможете убрать невидимый барьер между оратором и аудиторией.
  • Один из вопросов слушателя загнал вас в тупик? Не выдавайте своего замешательства.

    Просто скажите «Мы вернемся к вашему вопросу немного позже».

  • Дискуссия с отдельными людьми в аудитории – это лучший метод борьбы с волнением и страхом. Однако этот этап должен быть включен только в середине или конце речи.

Каждое новое выступление перед публикой – это неоценимый опыт, который поможет вам не только повысить свой профессионализм, но и наладить отношения с ближайшим окружением. Если у вас не получается побороть страх перед аудиторией, работайте с ним.

Будьте готовы к тому, что вы будете взволнованы в начале выступления, поэтому постарайтесь выучить тему идеально. Сосредоточьтесь на том, что вы рассказываете, а не на том как вы выглядите. Четко соблюдайте все советы из этой статьи, и сможете на собственном опыте убедиться в их эффективности.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/krasnorechie/kak-ne-boyatsya-vystupat-pered-auditoriej.html

Ссылка на основную публикацию