Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

В гостях у Дино-Афиши Ольга Пацкевич — профессиональная скрипачка, опытный преподаватель игры на скрипке, человек, у которого горят глаза и поет душа, когда дело касается музыки.

Мы обратились к ней с вопросами о том, как распознать в ребенке музыкальные дарования, в каком возрасте можно научиться играть на скрипке и что нужно учитывать, чтобы правильно подобрать инструмент.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

— Ольга, расскажите немного о себе. Как в вашу жизнь вошла музыка?

Ольга: Играть на скрипке — с самого детства было моим огромным желанием. Когда мне было четыре, я впервые услышала, на что способен этот удивительный инструмент.

Мы с родителями гостили у родственников в Риге и моя тетя, профессиональная скрипачка, играла для нас. Я была очень впечатлена! До сих пор храню это воспоминание.

Думаю, это событие стало отправной точкой дела всей моей жизни!

В 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу. Мой дедушка очень хотел, чтобы я играла на аккордеоне.

Мне рассказывали о разных инструментах, показывали, как они звучат… Но я упрямо твердила, что хочу играть именно на скрипке.

На мамин вопрос «Почему скрипка?», я ответила, что «Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!». На это мама ничего не смогла возразить и покорилась моему желанию.

… Потом было музыкальное училище, Белорусская государственная академия музыки. Уже около десяти лет я работаю в оркестре музыкальной капеллы «Сонорус», занимаюсь частной практикой преподавания игры на скрипке.

— Ольга, ваша музыкальная жизнь насыщена событиями. Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет ваша скрипка?

Ольга: Помимо работы в оркестре я играю в струнном квартете «ДежаВю», который сама же и организовала. Игра на скрипке доставляет мне огромное удовольствие. Это волшебство, когда ты написанное на бумаге превращаешь в красивые звуки и образы.

Волшебство, когда ты звуками скрипки заставляешь людей улыбаться или печалиться, расчувствоваться и прослезиться… Когда люди не могут усидеть на месте и начинаю танцевать. Это живые эмоции. Все это происходит, когда я играю в струнном квартете.

Когда 4 музыканта объединяются, чувствуют друг друга как партнеры в танце, возникает огромная концентрация энергии, эмоций — вот их и получает слушатель.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

— Что касается преподавания… Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей. Многие никогда до этого не держали инструмент в руках, кто-то приходит, чтобы «подтянуть» свой уровень — все ученики разные.

Ольга: Да, вы правы. Хотеть в любом возрасте не поздно. Самой первой моей ученицей была восемнадцатилетняя кореянка, которая приехала учиться в Минск по обмену на полгода. Она никогда не держала скрипку в руках, но ей очень хотелось. Я решила ей помочь и взялась обучить ее игре на этом инструменте.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Все мои ученики разные по возрасту, характеру и способностям, многие из них, приходя ко мне на первый урок, даже не знают, как называются ноты, но каждый из них приходит с одним желанием — раскрыть тайну скрипки.

Урок за уроком я передаю им свои знания, раскрываю секреты красивого звука и чистой интонации, учу работать над собой, подбадриваю в моменты неудач и от всей души радуюсь первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам.

Я вижу, как мои ученики растут, как блестят их глаза, как вырастают крылья за спиной и появляется вера в себя. Ведь они умеют теперь то, что не по силам окружающим. Все это наполняет меня чувством радости и восторга!

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Думаю, очень важно заниматься делом, которое доставляет тебе удовольствие. Для меня счастье — играть на скрипке и учить этому других.

— Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался?

Ольга: Известно, что на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами, не зря же говорят, что ум находится на кончиках пальцев.

Любые упражнения на моторику — перебирание фасолинок, складывание пирамидки, конструирование и пр. — полезны, т.к. стимулируют мозговую деятельность.

То же самое происходит и при игре на скрипке, когда подушечками пальцев левой руки скрипач зажимает струны, а пальчиками правой управляет смычком.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь. Ребенку приходится пространственно мыслить, зажимая струны пальчиками в нужных местах, манипулировать абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Яркий пример — Альберт Энштейн, который начал играть на скрипке в 6 лет и продолжал музицировать всю жизнь. Игра на скрипке помогала ему решать сложные физические задачи, находить решения и достигать внутреннего умиротворения.

Занятия музыкой развивают чувство прекрасного. То, что нельзя потрогать или купить за деньги. Считаю, что детей обязательно нужно учить игре на музыкальных инструментах. Не обязательно делать из своего ребенка профессионального музыканта, однако владеть игрой на музыкальном инструменте — это шаг в сторону всестороннего развития вашего малыша.

— С какого возраста можно обучать детей игре на скрипке?

Ольга: Я начинаю заниматься с детками от 4 лет, так как считаю, что в этом возрасте они уже осознанно выбирают инструмент, легко обучаемы и очень любознательны. В более раннем возрасте начинать играть на скрипке опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику.

  • — Сколько по времени длится занятие?
  • Ольга: Занятие с детьми длится от 45 минут до 1 часа, я смотрю на сколько хватает сил и внимания у ребенка.
  • — Как часто и как долго нужно заниматься, чтобы ребенок почувствовал инструмент и смог сыграть на нем несложную мелодию?

Ольга: Я провожу занятия с детьми 1–2 раза в неделю, задаю домашние задания. Домашние занятия играют большую роль в освоении скрипки, так как необходима постоянная тренировка. Тридцати минут в день достаточно. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу.

Как правило, уже через 10 занятий юный музыкант может что-то сыграть для близких — самой благодарной публики.

— Ольга, как у опытного и талантливого педагога, у вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело?

Ольга: Я учу не только играть на скрипке, но и преподаю основы музыкальной грамоты. Самое первое занятие с учеником проходит как ознакомительное: я рассказываю историю происхождения скрипки, говорю, как называются и для чего нужны все части инструмента. Затем показываю, как может звучать скрипка.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Деткам на моих уроках нескучно, так как материал подается в игровой форме. Вместо нудных упражнений малыши с удовольствием играют яркие пьески с аккомпанементом, иногда в дуэте со мной. Постепенно сложность музыкального материала возрастает. Часто я сама играю детям, им это очень нравится, они начинают мне подражать, брать с меня пример.

— И самый главный вопрос, который наверняка волнует родителей. Как увидеть в своем ребенке музыкальные способности? При рождении ведь не выдают справку о наличии либо отсутствии тех или иных дарований?

Ольга: Если вы видите, что ваш ребенок с замиранием сердца смотрит, как играют музыканты, если пританцовывает во время звучания музыки где бы то ни было, подпевает детские песенки — отдайте ребенка учиться музыке, а талант раскроется в процессе обучения.

— Посоветуйте, как правильно подобрать инструмент?

Ольга: Выбор и покупка инструмента — очень важный момент для начинающего скрипача. Существует шесть размеров скрипок: от самых маленьких, практически игрушечных, до взрослых инструментов.

Размер скрипки, подходящий для ребенка, определяется длинной его руки.Скрипку ни в коем случае нельзя покупать «на вырост».

Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, будет быстро уставать.

Правильным решением будет покупка инструмента в присутствии преподавателя. Грамотный педагог поможет сделать правильный выбор в плане технических и художественных характеристик скрипки.

— Иногда родители, отдавая ребенка учиться играть на скрипке, в чем-то хотят реализовать свои собственные амбиции. Бывает ведь… Вы стараетесь, а ребенок — ну никак…

Ольга: Ребенок должен сам хотеть играть на скрипке, занятия не должны проходить из-под палки. Был у меня один случай…

Ребенок занимался в музыкальной школе, а родители приводили его еще и ко мне на дополнительные занятия. Как оказалось, мама ХОТЕЛА, а сама девочка отнюдь не мечтала стать известной скрипачкой.

Ее способностей и усердия хватало ровно на столько, чтобы заниматься музыкой для общего развития, без особого энтузиазма и рвения.

В таком случае у меня есть рекомендация, это даже не совет, а предложение…

Дорогие взрослые! Научиться играть на скрипке никогда не поздно! Сколько бы лет вам ни было, если вы мечтаете об этом — нужно попробовать. Взрослому, конечно, научиться играть на скрипке немного сложнее (об этом я писала в своем блоге), но можно! Осуществите свою давнюю мечту, если она у вас есть, но не навязывайте ее своему ребенку.

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

— Спасибо большое за полезную информацию и советы для наших читателей. Талантливых вам учеников и благодарных слушателей. Пусть звуки вашей скрипки делают мир ярче, душевнее и радостнее.

Ольга: Я в свою очередь желаю и взрослым, и детям не бояться окунуться в мир музыки, раскрыть свои таланты и узнать тайну скрипки. Ваш мир станет ярче и красочнее!

Фотограф: фото из личного архива Ольги Пацкевич

Источник: http://rastishka.by/reviews/igrat-na-skripke-mozhet-kazhdyj/

Развитие навыков игры на виолончели у детей

Методическая разработка на тему «Начальный этап развития игры на виолончели»

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Автор: Смирнова Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска Назначение: Данный конспект может быть полезен преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования.

Цель: Воспитание любви к музыке, формирование первоначальных навыков игры на виолончели.

Задачи: Развивающие: 1.стимулировать развитие эмоциональности; 2.обогащать воображение; 3.развивать память и мышление,

Образовательные:

знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру.

Воспитательные:

воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях. На первых уроках работы с учениками очень важно начинать с постановки левой руки отдельно от правой, так как левая рука изменяет высоту звука, которую нетренированное человеческое ухо воспринимает легче, чем тембровую окраску виолончели. Ребёнку на начальном этапе обучения проще следить за движениями одной руки и интонацией, чем за движением смычка и координацией рук. Поскольку игра на инструменте – занятие для ребёнка незнакомое и довольно трудное, то важно не перегружать его сложными объяснениями и обилием задач, а постараться превратить его в максимально интересное увлекательное занятие. Исходя из своего опыта и наблюдая за опытом других педагогов на первых уроках работы с начинающими, я пришла к выводу, что с детьми 5-9 лет очень важно начинать занятия с разминки для рук и пальцев: 1) Чтобы пальчики были круглыми, нужно покрутить кончиками пальцев каждой руки мягкую ягодку-например клюкву, а чтобы её не раздавить, надо делать это упражнение легкими движениями пальцев, не напрягаясь. 2) Упражнение для нахождения опоры руки на кончик пальца. Сначала можно делать упражнение на столе: для этого нужно бросать руку на каждый палец, ощущая её тяжесть на конце пальца. Обязательно следить, чтобы в суставах не было острых углов, а ладонь приняла форму купола. 3) Упражнение разрабатывающее суставы пальцев левой руки: стоя на опоре, поочерёдно постукивать каждым пальцем, следить за тем, чтобы кисть не меняла своего положения. Начинаем постановку левой руки с игры в первой позиции в узком расположении. В этом расположении первый и четвертый пальцы охватывают малую терцию, а средние – полутон. Это положение наиболее удобно на начальном этапе, т. к. рука испытывает наименьшее напряжение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко усваивают сложный материал в стихотворной форме:

Читайте также:  Как назвать музыкальную группу

Если сдвинуть на струну Пальцы в линию одну, В стройный ряд, как буквы в строчке, Чуть согнув, как молоточки- Будет каждый палец твой Звук хранить особый, свой. А большой под гриф поставим, Под вторым стоять заставим. Про него не забывай И по чаще проверяй, Чтобы он подвижным был,

Вверх на шейку не давил.

(Б. Потребухин) С первых уроков необходимо давать учащемуся возможность музицировать. В этот довольно сложный для ученика начальный период занятий необходимо заложить учащемуся правильное представление об интонации, о темперированном строе. На данном этапе ученика нужно постараться научить слышать и интонировать ноты в объёме первой позиции. Упражнение на развитие левой руки, очень хорошо запоминается ребёнком в стихотворной форме:

Пальцы чуть пошире ставь, Друг от друга их отставь. Этим малым расстояньям Есть особое названье. Их запомнить нам нетрудно- Это малая секунда. Между наших пальцев встал Самый малый интервал И в себе содержит он

Помни: только полутон.

(Б. Потребухин) Работу над интонацией с учениками необходимо начинать с пения. Мы поём мажорные и минорные тетрахорды нот, которые находятся на каждой струне, затем мажорные и минорные гаммы в одну октаву, под аккомпанемент на фортепиано. Это делается для того, чтобы учащийся начал слышать и интонировать тон – полутон, и мажор – минор; а также короткие мотивы на основе их на каждой струне, а затем на разных струнах. При этом обращается внимание на конец фразы, движение мелодии и динамические оттенки. В это же время усваивается нотная грамота. Дети любят придумывать свои слова к известным песенкам, при пении со словами становится проще попросить ребёнка повторить лишний раз сыграть. Со временем, когда слух уже настроится и у ученика закрепится прочный навык правильного положения руки, можно дать ему возможность помузицировать на уроке, исполняя pizz. например, поиграть с ним в унисон или в октаву, в терцию. Движения на грифе должны быть подчинены слуху, строго организованны в ритме, таким образом закрепляется двигательный навык. Постепенно надо приучать ребёнка самого следить за правильностью и свободой своих движений. На первых уроках можно заложить не только постановку руки в первой позиции, но и давать подготовительные упражнения к смене позиций (скольжение вверх- вниз по грифу), беглости (поворот кисти вверх-вниз при соответствующем движении пальцев-от первого к четвертому и наоборот), и даже ставки (на мячике вверх- вниз). Когда у ребёнка появится некоторый слуховой опыт при игре на виолончели, а также правильные двигательные навыки и понятие об интонации, необходимо вести работу над постановкой правой руки и звукоизвлечением, а далее и объединением действий рук. Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Методическая литература: Х. Беккер, Д. Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Москва. Музыка. 1978 Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) Москва. Музыка. 1994

Р. Сапожников .Основы методики обучения игре на виолончели. Москва. Музыка. 1967

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей Эссе преподаватель по классу фортепиано. Образное мышление детей

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-smirnova/razvitie-navykov-igry-na-violoncheli.html

Мария Журавлёва: "Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты"

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детейМария Юрьевна Журавлёва с сыном – Сергеем Антоновым

Мы не раз слышали и читали: все закладывается в детстве. В том числе, и успех будущего музыканта.

О том, как привести ребенка к музыке и как помочь ему на этом пути – педагог ЦМШ по классу виолончели Мария Юрьевна Журавлева.

– Мария Юрьевна, когда и чем Вас очаровала виолончель?

– Вообще, первый мой музыкальный опыт – это фортепиано. Я окончила музыкальную школу как пианистка. Моя мама, Галина Сергеевна Журавлева, была преподавателем фортепиано московской ДМШ № 16 им. Я. Флиера. Я училась у нее.

Так сложилось, что среди моих подруг было много виолончелисток.

Мне очень нравилось, как они играли! Я восхищалась их ансамблями, теми произведениями, которые они исполняли…! В один прекрасный момент я сказала: «Хочу попробовать играть на виолончели». Мне шел 14-й год.

По всем музыкальным канонам это очень поздно! Тем не менее, педагог по виолончели Любомудрова Нина Павловна решила начать со мной заниматься.

Спустя три года я поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, класс виолончели Дихтяр Татьяны Александровны. Именно она и сделала из меня как настоящего музыканта, так и педагога.

– Трудно ли было перестроиться с фортепиано на виолончель?

– Самая главная движущая сила в обучении – это слово «хочу». Если этот фактор присутствует, все преграды отступят. Мне очень хотелось играть на новом, для меня, инструменте. Кроме того, я уже знала нотную грамоту, теорию музыки, поэтому у меня все шло довольно легко.

– На первый взгляд, между скрипкой, альтом и виолончелью много общего: форма, принцип игры – смычок… Тем не менее, своя специфика у виолончели есть…

– Все эти инструменты – близкие родственники. Во все времена композиторы объединяли их в квартеты: две скрипки, альт и виолончель. Однако, эти инструменты все же разные.

Например, скрипка имеет очень маленькое расстояние на грифе, у нее все близко.

В случае с виолончелью, расстояние больше, а вертикальное положение грифа подразумевает большую нагрузку на левую руку, поэтому и ее постановка у нас идет иначе.

– Глядя на играющего виолончелиста, можно подумать, что его труд физически тяжел – весьма крупный инструмент, который надо поддерживать…

– Распространенный вопрос. Я отвечу так: у виолончелистов нет разделения на женский и мужской тип игры, т.е. такие показатели, как объем кисти, ширина плеч не имеют решающего значения для будущего музыканта. Человек играет сидя, инструмент упирается шпилем в пол, таким образом, серьезной физической нагрузки нет. Если бы было иначе, то, наверное, мы не знали бы многих женщин-виолончелисток.

Конечно, ребятам, у которых большая кисть и широкие плечи, в чем-то легче, но, тем не менее, самое важное – это умение, дар, терпение и хорошее соображение. Доказательство тому – виолончелистка, профессор Московской консерватории Мария Константиновна Чайковская, которая отличается своей миниатюрностью.

– Вы работаете в ЦМШ более 30 лет. Скажите, пожалуйста, насколько популярна виолончель? Замечаете ли рост интереса к этому инструменту?

– Для меня этот вопрос – животрепещущий. Абсолютное большинство мамочек хотят, чтобы их детки играли на рояле. Учиться игре на виолончели идут те, у кого по каким-либо причинам, не получилось заниматься скрипкой.

И в разные годы эта тенденция в целом сохранялась.

Если представить это в цифрах, то получится примерно так: 10 человек хотят стать пианистами, 6-7 – скрипачами, и только 1-2 человека приходят, чтобы заниматься виолончелью.

Конечно, сталкиваться с такой реальностью обидно. Мне кажется, это результат стереотипов, о которых мы уже говорили. На самом деле, виолончель – очень красивый по звучанию музыкальный инструмент, с великолепным «голосом» и широкими выразительными возможностями.

– С какого возраста можно начинать обучение игре на виолончели?

– Если ребенок достаточно развит, знает буквы, у него есть поддержка строгой мамы или бабушки, можно начинать с 5-6 лет. Если же он гиперактивен, не может сконцентрироваться на занятиях, не готов слушаться педагога, то, конечно, стоит подождать лет до 7-ми. Замечательно, если в раннем возрасте у детей есть возможность слушать классическую музыку, петь, заниматься чем-то развивающим.

Очень хорошо, если до виолончели они попробуют играть на фортепиано. В дальнейшем этот опыт поможет, т.к. клавиатура рояля достаточно понятна: есть клавиши, которые соответствуют определенным нотам. По сравнению с фортепиано, виолончель – сплошная абстракция – только смычок и четыре струны.

– Довольно часто мамы и папы маленьких виолончелистов сталкиваются со странной проблемой: дети после первого года обучения отказываются играть на инструменте дальше. Родители этот факт объясняют тем, что уже очень долгий и непростой постановочный период у новичков. Ваши комментарии?

– У педагогов-виолончелистов есть очень большая проблема – отсутствие учебного материала. Приходит ко мне 6-летний начинающий музыкант, а у меня от силы 10 простых пьесок.

Когда они сыграны, происходит резкий рывок к более трудным произведениям. Естественно, ребенок на это реагирует: «Мне трудно, я больше не хочу и т.д.» Педагог, особенно молодой, тоже начинает нервничать.

Мамы-бабушки помочь не могут. Вскоре занятия прекращаются…

На мой взгляд, необходимо придерживаться двум законам педагогики: постепенность и последовательность.

К сожалению, имея на руках то ограниченное число материалов, которое у нас есть сейчас, мы не сможем следовать этим педагогическим правилам.

Опытные педагоги делают свои собственные разработки, сочиняют собственные произведения, чтобы решить проблему, чтобы маленький музыкант с удовольствием шел на занятия.

Ведь в раннем возрасте самое главное – удержать интерес к музыке, к инструменту. И делать это надо путем простых и понятных заданий.

Я всегда стараюсь объяснить эту простую истину, как начинающим педагогам, так и родителям детей.

На самом деле, если вдруг у мам и пап вдруг появятся какие-либо вопросы относительно музыкального образования, я буду рада лично ответить на них. Пожалуйста, не стесняйтесь, пишите мне на почту: m.zhuravlyova@cmsmoscow.ru

Читайте также:  Как стать музыкантом: простые стратегии достижения желаемой цели

– Буквально на днях наша «фирменная» серия «Библиотека ЦМШ» пополнилась еще одной новинкой – Вашей авторской работой «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Почему возникло желание подготовить подобное издание?

– Ответ вытекает из предыдущего вопроса: чтобы помочь начинающим виолончелистам, их педагогам и их родителям. Столкнувшись на собственном опыте с проблемами, я решила заняться своим проектом. Это мои разработки. Я много читала, готовилась. Работать над своей книгой я начала 10 лет назад.

– Ваше издание – это серия красочных карточек с рисунками, заданиями, нотами, раскрасками. Почему Вы выбрали именно такую форму, а не учебник в классическом понимании?

– Сразу оговорюсь: это – не самоучитель. Это именно набор учебных карточек. Мне хотелось, чтобы моя книга-подарок была удобна и понятна, поэтому я выбрала такой формат. В наборе – 24 карточки-урока. С одной стороны каждой – яркая и красочная информация для ребенка, с другой, черно-белой, – методика для педагога и родителей.

Каждый урок – новая карточка, новые задания, но малыш не замечает, что последующий материал немного труднее, чем предыдущий. Все происходит в игровой форме. Использовать мою книгу можно для занятий с детьми 5 – 7 лет. Материал рассчитан на три месяца. Это первая часть, «Осень», из цикла моих уроков. В дальнейшем хотелось бы опубликовать «Зиму», «Весну» и «Лето».

– Название Вашей книги – «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Если спустя годы, выяснится, что все-таки, не Моцарт, что в концертные залы чадо сможет пойти только в качестве зрителя, стоит ли считать время, потраченное на занятия музыкой, потерянным?

– Ни в коем случае! Без музыки наша жизнь теряет много красок, эмоций, вдохновения. Даже если Ваш ребенок не станет известным виолончелистом или пианистом, музыка может пробудить в нем другие таланты, развить интеллект, творческие способности и стремления, воспитать хороший вкус.

– За годы работы в ЦМШ Вы воспитали большое число ныне известных музыкантов.

Борислав Струлёв, лауреат юношеского конкурса имени Чайковского в Москве, лауреат конкурса ARD в Мюнхене Татьяна Васильева, лауреат второй премии XV Международного Конкурса Чайковского Александр Рамм, Ваш сын, лауреат первой премии на Конкурсе Чайковского 2007 года, Сергей Антонов в списке выдающихся учеников. В чем секрет подобного педагогического успеха?

– Секретов особых нет. Самое большое педагогическое счастье – это открыть индивидуальность. Все мои ученики – очень разные. Например, Сергей, мой сын, – левша. Было очень непросто научить его работать смычком правой рукой. Таня приехала ко мне из Новосибирска с абсолютно неправильной постановкой рук. Мало кто верил в нее.

Борислав не любил быструю музыку. Он потрясающе исполнял медленные сочинения, а виртуозные не хотел играть. С Александром Раммом было очень непросто строить общение: по природе своей обидчивый и упрямый, он долго не раскрывался… Но мы преодолевали трудности, пытались раскрыть таланты, найти свою изюминку. У нас это получилось.

– Фраза из Вашей новой книги: «Самое главное – это начало пути в музыке». Каким оно должно быть?

– Простым, понятным, интересным и радостным!

Наше досье

Мария Журавлёва – выпускница Московской государственной консерватории. С 1981 года – педагог ЦМШ по классу виолончели.

В 2014 году была признана «Лучшим педагогом года» в номинации «Виолончель». Успешно проводит мастер-классы во многих городах России, а также в Южной Корее и США.
Является автором книги «Может быть, мой ребенок Моцарт?»

cmsmoscow.ru

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/interview/maria-zhuravleva-2016/

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей, Музыкальный класс

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?

«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» — сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.

Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.

Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.

Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина.

Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём.

А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.

Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?

Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение.

Если сравнивать с фортепиано, то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный.

Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).

Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.

Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в музыкальной школе, как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.

Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений.

На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента.

Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.

Автор – Екатерина Соболева

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/obuchenie-detej-igre-na-violoncheli-roditeli-rasskazyvayut-o-zanyatiyax-svoix-detej-muzykalnyj-klass

Уроки игры на виолончели: опытный концертирующий педагог

Виолончель еще ласково называют большой скрипкой. Инструмент и впрямь относится к струнным смычковым, и имеет строение, схожее с конструкцией скрипки. На нем можно играть сольно, в составе оркестра или ансамбля.

Принципы игры частично совпадают с таковыми для скрипичного инструмента, а вот техника значительно сложнее. Виолончель звучит сочно, напряженно и певуче, имеет очень широкий диапазон.

Игра на виолончели

Сложный, но интересный и необычный инструмент, помогающий развиваться не только творчески, но и интеллектуально. Виолончелисты обладают нестандартным мышлением. Несмотря на невысокую популярность, имеет своих ценителей и незаменима в струнном квартете.

В курс обучения игре на виолончели входят следующие позиции:

  • изучение конструкции инструмента;
  • обучение правильной постановке рук и корпуса;
  • обучение извлечению звука и работа над его интонацией;
  • исполнение произведений: помимо классической программы, обязательно берутся произведения, любимые учеником;
  • участие в отчетных концертах и музыкальных конкурсах.

При покупке виолончели обращают внимание на телосложение и рост будущего виолончелиста. Инструмент подбирают, исходя из этих параметров. На самых первых занятиях педагог делает акцент на положение виолончели и правильной посадке музыканта.

Постановка левой руки способствует верной интонации и помогает сделать игру максимально удобной в текущей позиции.

Затем плавно переходят к ритму, метру, нотной грамоте, чтобы играющий умел воспроизводить ноты с листа, а также распознавать их в звучащем произведении; осваивают гамму до мажор.

Обучение детей игре на виолончели: сложности

Очень многое в процессе обучения зависит от самого ученика. Запомните: насильно ребенка на уроки не загнать. Если у него есть достаточное желание заниматься, хороший педагог поможет преодолеть все трудности. Оптимально начинать заниматься в возрасте от семи до девяти лет, иногда приходят и в шесть. В подростковом возрасте большую роль играет личная мотивация начинающего музыканта.

Но если кажется, что желание научиться играть на виолончели — мимолетный каприз, прийти на пробное занятие все-таки стоит. Даже если ученик не захочет продолжать уроки виолончели, он получит для себя бесценный опыт: познакомится с инструментом, будет точнее выбирать сферу приложения своих усилий, расширит кругозор. Задержится на месяц-другой — отточит свои координационные и слуховые навыки.

К началу второго года обучения начинающий музыкант может опустить руки. Трудность заключается в программе: игра на виолончели требует долгого подготовительного периода.

Изучение упражнений, этюдов, оторванных от живой музыки и отсутствие интересных с творческой стороны задач нагоняют скуку и нежелание продолжать.

Ребенок, не слыша красоты игры на виолончели, теряет удовольствие от занятий, не видит цели и результата.

Именно поэтому начинающему виолончелисту очень требуется поддержка, как родительская, так и педагогическая. Грамотный преподаватель должен регулярно показывать детям то, чему они научатся, пусть и нескоро; объяснять последовательность задач, которым он будет учиться, время от времени демонстрировать красоту игры на инструменте.

Центр искусств “Солист”: почему мы

  1. Занятия ведет концертирующий педагог, имеющий опыт работы с детьми разных возрастов и взрослыми;
  2. У всех преподавателей нашей школы имеется высшее профильное образование;
  3. Время занятий согласовывается с вами;
  4. Пробное занятие проходит полноценно и качественно, вы сразу перейдете к обучению азам, чтобы прочувствовать всю атмосферу будущего обучения;
  5. Берем учеников с любым уровнем подготовки. Те, кто еще не соприкасался с миром музыки, получит все необходимые для занятия теоретические и практические знания. Ученики, уже имеющие опыт, пусть и на других инструментах, так же занимаются по индивидуальной программе. А самые опытные смогут продвинуть свой уровень.
  6. Быстрые и качественные результаты. Базовым техникам вы научитесь за курс, но для дальнейшего роста придется попотеть.
  7. И самое главное: индивидуальный подход и душевная поддержка педагога!

Источник: https://solist.pro/violonchel/

Перестаньте заставлять своих детей учиться музыке

Наша дочь Ребека, она во втором классе, каждую неделю ходит на три внеклассных занятия. В понедельник это скрипка, в среду – иврит, а в четверг – балет. Одно из этих занятий приобщает ее к религиозной традиции возрастом три тысячи лет, а два других довольно бессмысленны.Я не к тому, что это плохо.

Читайте также:  Укулеле - аккорды, основы игры, история. маленькая гитара с большими возможностями

Как по мне, так бессмысленность это круто. Во многих замечательных занятиях мало или вообще нет смысла, по крайней мере помимо того, что кому-то просто нравится этим заниматься. Мой ежегодный просмотр фильма «Под кайфом и в смятении» (Dazed and Confused) не имеет смысла (вряд ли я к пятнадцатому разу не прочувствовал какого-то нюанса).

Ириски «кэнди корн» бессмысленны. Просмотр проповедей пятидесятников на бесплатном канале смысла не имеет. Хобби тем и хороши, что в них нет смысла – кроме того удовольствия, которое они приносят. Ребеке нравятся ее занятия по скрипке и балету, оба проходят в прекрасной музыкальной школе Нью-Хэвена.

Ей нравятся ее учителя и она гордится, когда у нее получается. Меня это устраивает.

Однако такая ситуация не устраивает некоторых других родителей, которые заявляют о пользе занятий музыкой или танцами, которая, как мне кажется, необоснованна и раздута.

Уроки хорошие, и мне кажется особенно важным то, что все бесплатные школы предлагают в своих программах музыку и другие искусства – как для их образовательной ценности, так и потому, что обучение искусствам не становится привелегией лишь тех американцев, которые могут себе позволить оплачивать внешкольные занятия. Однако упор американцев на определенных видах занятий, типа балета и классических инструментов, – это лишь историческая случайность, абсолютная условность. И если мы приглядимся к тому, почему мы подталкиваем наших детей к изучению музыки или танцев, и каковая реальная польза от этого, мы увидим, что наши дети ходят не на те занятия и не по тем причинам.

Так почему же так много детей занимаются балетом, скрипкой, фортепьяно? Недавно я задал этот вопрос моим товарищам, родителям-горожанам, представителям среднего класса. Про танцы они говорят что-то типа того «балет учит осанке» или «балет делает их изящными». А про скрипку или фортепьяно ответ такой – «это подарит им навык на всю жизнь» или «так они всегда больше будут слушать музыку».

Не нужно быть ракетостроителем или выпускником Джульярдской школы искусств и музыки, чтобы видеть изъяны в таких рассуждениях. Для начала, насчет балета, предлагаю тест.

Представьте, что мы берем десять девочек (или мальчиков), которые занимались балетом в возрасте от пяти до двенадцати лет, а затем бросили, и перемешайте их с десятью девочками (или мальчиками), которые никогда не занимались танцами.

Допустим, что мы наблюдаем за этими подростками в течение дня: в столовой, библиотеке, спортзале, бегающими за школу покурить – вот это вот все. Неужто кто-то думает, что мы сможем определить тех, кто семь лет один или два раза в неделю ходил в балетный класс?

Я не сомневаюсь, что учитель или любитель танцев сможет отметить какие-то красноречивые движения – тут или там проскользнет первая позиция, определенная грация прыжка во время игры во фрисби.

И вероятно один или два изучавших балет, лучшие из них, будут действительно казаться более грациозными, чем другие. Но в целом уроки танцев не оказали большого влияния на то, как они двигаются.

Если вы мне не верите, посетите среднюю школу в небедном городе, посмотрите на детей во время обеденного перерыва и попытайтесь найти того, кто учился балету.

Источник: https://inosmi.ru/world/20130921/213157697.html

Инновационные методы в системе обучения юных скрипачей и виолончелистов

Методическая работа на тему « Инновационные методы в системе юных скрипачей и виолончелистов»

Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры.

Процессы инновации не прошли мимо этого социального института. В наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание мировоззрения детей.

Для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема, каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться. С каждым годом все меньше желающих профессионально учиться музыке, не все дети доучиваются в музыкальной школе до конца. Сейчас демографическая ситуация значительно улучшилась, что привело к увеличению численности учащихся.

Попробуем разобраться, что оказывает влияние на формирование негативной мотивации ребенка к обучению в музыкальной школе. Можно выделить несколько причин и почему это происходит, например:

  • Родители очень хотели, чтобы он обучался музыке и отдали его в школу против его воли;
  • У ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе;
  • Неинтересный для ребенка, неправильно выстроенный учебный процесс и т. д.

Много зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятии. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и изобретательностью. Любая педагогика определяется ответами на четыре вопроса:

  • Кого учить?
  • Для чего учить?
  • Чему учить
  • Как учить?
  • И почему учить именно так?

Ответы на эти вопросы складываются в условиях, при которых наш ученик способен интенсивно развиваться и достигать положительного результата.

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постепенный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения, а также активное творческое участие в этом процессе каждого отдельного ученика.

Поиск индивидуальных приемов обучения, правильная диагностика способностей, оценка силы возможности ученика, создание условий для раскрытия его способности – все это определяет тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы не столько фундаментальных знаний в области психологии, анатомии, физиологии, эстетики, сколько доброты, любви, внимательности.

Наконец, сами занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого методического чувства, которое подсказывает направление деятельности и опирается на внутренний опыт и самостоятельность. Тогда вопрос о качестве методической работы педагога, эффективности его музыкально – воспитательной деятельности становится первостепенным.

  • Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала ученика.
  • В школе это:
  • Отказ от рутинных, устаревших методов обучения
  • Корректировка и разработка новых приемов игры и методов их изучения
  • Совершенствование новых адаптивных программ
  • Применение в учебном процессе инновационных методов и форм обучения : у Ауэра урок был концертом.
  • Проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения : просмотр видеофильмов, слайд – шоу, использование в работе преподавателя интернет – ресурсов, информационных технологий, разработка и совершенствование сайта школы.

В качестве основной цели воспитательной системы ДМШ выступает разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формировании у него потребности к постоянному совершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен. Когда со стороны ученика идет протест : не хочу, не буду, неинтересно, не пойду, то наша задача – переориентировать ученика на : ХОЧУ, БУДУ, МОГУ, ИНТЕРЕСНО!

В наше сложное время, когда престиж обучения в музыкальной школе заметно падает, необходимо заинтересовать учеников, находя и используя новые методы и педагогические приемы. Был период демографической ямы, когда на струнно – смычковый отдел поступало два – три ученика в год и нужно было удержать учащихся в классе, довести их до выпуска.

Пробовали многие методы, и на самых интересных находках можно остановиться : преподаватель Давликамова Л. Х. пять лет назад предложила проводить отчетные концерты отдела в элементами театрализации.

Данное предложение было поддержано коллегами, и с тех пор стало традиционным проводить отчетные концерты в виде шоу.

В выборе костюмов отталкивались от конкретного содержания музыки , от программной идеи композитора.

Например:

* Вебер. « Хор охотников». Произведение исполнялось учащимися в костюме охотника.

* Гольтерман. « В непогоду». Использовался зонт.

* Кабалевский. « Клоуны». Произведение исполнялось в костюмах клоунов с привлечением хореографии.

* Чайковский. Вальс из балета « Спящая красавица». Исполнялся в бальных платьях.

* Произведения старинных композиторов исполнялись в париках и соответствующих костюмах данной эпохи и т.д.

Некоторые музыкальные произведения исполнялись учащимися под фонограмму ( минус). Например, музыка из мультфильма « Бременские музыканты» и т. д. Преимущество исполнения под фонограмму в том, что нельзя останавливаться и ошибаться. Это воспитывает чувство метроритма, требует безукоризненного знания текста произведения, развивает слух и приучает к стабильности исполнения.

В наше время компьютерных технологий можно и нужно использовать компьютер для работы с учащимися музыкальной школы. Детям скучен обыденный урок. Они оживляются, когда на уроке появляется планшетный компьютер.

Использование планшетного компьютера в том, что исправление недостатков происходит быстрее , т. к. дети не только прослушивают, но и видят себя со стороны. Как правило, дети очень самокритичны. Можно записывать каждого ученика по несколько раз, пока не получится хороший результат.

Самые лучшие видео мы собираем в коллекцию, и, когда ученик заканчивает музыкальную школу, дарим ему на выпускном вечере диск с его концертными выступлениями. Иногда мы загружаем лучшие видео в интернет и размещаем на различных сайтах, чтобы наши друзья и родители учеников смогли увидеть результат наших совместных усилий.

Конечно, мы просим учащихся находить и прослушивать в интернете те музыкальные произведения, которые они играют, чтобы у них было правильное представление об этих произведениях. В интернете много различной музыки, но мы нашли музыку композитора, который нравится многим учащимся нашей школы. Это норвежский композитор Рольф Ловланд.

Многие люди, услышав его произведения, считают, что их написал Моцарт или Бетховен. В Норвегии он признан вторым композитором после Эдварда Грига. Музыка Ловланда вызывает у людей слезы, она доходит до самого сердца.

Мы сделали переложения произведений Ловланда : Давликамова Л. Х. – для скрипки, Сафиуллина М. Г. – для виолончели с флейтой, т. к. у нас в школе учится много детей на флейте.

Наши учащиеся с удовольствием играют произведения Р. Ловланда на концертах, соло, в ансамблях, также мы играем эту музыку сами – в ансамбле преподавателей.

Очень эффективным для пробуждения учащихся к исполнительской деятельности являютя интернет – конкурсы, например, такие, как « Талантоха».

Развитие воспитательной системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по – настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценность и действительную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. И как результат этих совместных усилий – низкий отсев контингента школы.

Источник: https://multiurok.ru/files/innovatsionnye-metody-v-sisteme-obucheniia-iunykh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector