Романтизм в музыке
Музыка заняла особое место в эстетике романтизма. Она была объявлена образцом и нормой для всех областей искусства, поскольку в силу своей специфики способна наиболее полно выразить движения души. «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне).
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830–50-е годы) – творчеством Ф.
Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.
В музыкальном романтизме, так же как в других видах искусства и литературе, противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества и т. п., с другой – идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. Перекликаясь с душевным состоянием человека, природа в творчестве романтиков обычно окрашивается чувством дисгармонии.
Подобно другим романтикам музыканты были убеждены в том, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум: «разум заблуждается, чувства – никогда» (Р. Шуман).
Присущий романтической музыке особый интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона.
Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик.
Берлиоз написал автобиографическую «Фантастическую» симфонию. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы.
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами.
В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей.
Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.
Если XVIII век был эпохой виртуозов-импровизаторов универсального типа, в равной мере владеющих пением, сочинением, игрой на различных инструментах, то XIX век был временем время небывалого увлечения искусством виртуозов пианистов (К.М. Вебер, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс).
Эпоха романтизма совершенно изменила «музыкальную географию мира».
Под влиянием активного пробуждения национального самосознания народов Европы на международную музыкальную арену выдвинулись молодые композиторские школы России, Польши, Венгрии, Чехии, Норвегии.
Композиторы этих стран, воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, опирались на интонации и ритмы родного фольклора.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р.
Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному.
Источник: http://musike.ru/imk/19th-century/romanticism/music
Музыкальное искусство эпохи Романтизма: жанры, формы
Романтизм. Жанры, формы
Инструментальные жанры
Романтическая инструментальная музыка развивалась в двух направлениях. С одной стороны, инструментальная миниатюра, камерная или концертная, отражающая в полной мере характер романтического мироощущения.
Другая линия, представленная одночастными оркестровыми произведениями или симфоническими циклами, движется по пути усложнения оркестрового письма, усиления красочности оркестра и выразительности инструментов.
Романтические инструментальные произведения часто содержали программу, поэтическую идею или ярко выраженный жанровый танцевальный характер.
Миниатюра
В романтической музыке миниатюра — один из ведущих жанров. Наиболее характерна для композиторов-романтиков фортепианная миниатюра.
На фортепиано, самом универсальном из всех инструментов, музыкант может играть один, максимально осуществляя свою индивидуальную манеру исполнения, добиваясь исключительной выразительности.
На фортепиано естественнее всего получается любимый романтиками исполнительский приём rubato(ритмически свободно, допусая откльнения от метра по усмотрению исполнителя). Инструментальная миниатюра стала наиболее естественной фиксацией момента: беглой зарисовкой настроения, пейзажа, характерного образа.
В ней ценятся относительная простота, близость к жизненным первоистокам музыки — к песне, танцу, возможность запечатлеть свежий, оригинальный колорит. Отсюда преобладание лирико-психологических образов, импровизационной манеры высказывания, камерного, доверительного тона общения со слушателем.
В инструментальных миниатюрах мы видим всевозможные эмоциональные состояния, от тончайших и бережно детализированных до демонически экспрессивных.
Названия миниатюр могут быть обобщённо-жанровыми (ноктюрны, прелюдии, экспромты, этюды, песни без слов и др.) или программными ( «Шествие гномов», «Признание»…).
Очень ярок и многообразен пласт жанрово-танцевальных миниатюр, представленный в основном в творчестве Ф.Шопена: вальсы, мазурки, полонезы.
Сюита
Часто миниатюры объединялись в циклы или в сюиты, где они связывались какой-либо композиционной или программной идеей.
Многообразные способы композиционной связи могли быть очень простыми (например, чередование быстрых и медленных пьес), а также достаточно сложными, находящимися в глубине музыкальной ткани.
В отдельных циклах единство достигается одним мотивом или интонацией, проходящей в разных, контрастных между собой пьесах(Р.Шуман Карнавал). В свою очередь, эти пьесы расположены между собой определённым образом, и в этом тоже есть свой смысл.
Таким образом, слушатель может понять то, что находится на переднем, наиболее доступном плане, и далее постигать «в глубину» все пласты информации, вплоть до той, которая понятна одним посвящённым. И в этом тоже есть свой романтический смысл.
Крупные формы, симфоническая поэма.
В романтической музыке происходит переосмысление классического сонатно-симфоническогоцикла. Оно идёт в двух направлениях: с одной стороны увеличение количества частей, внесение элемента театральности, включение вокальных партий (Г.Берлиоз «Фантастическая симфония», «Осуждение Фауста» и др.).
С другой стороны, идёт тенденция к сжатию симфонического цикла, объединению и уменьшению количества частей.
Возникают симфонические поэмы и другие одночастные симфонические произведения, ставшие наиболее удобными для осуществления программного замысла.
Они написаны в «свободных» формах, в которых преобладает преобразование одной темы (монотематизм) и присутствуют черты сонатно-симфонического цикла, сонатного allegroивариационность(Ф.Лист «Прелюды», «Тассо» и др.).
Балет
Впервые за всю многолетнюю историю развития балета как жанра, музыка балетного спектакля начинает обретать определённую самостоятельность. Вся предшествующая 19 в. история развития балета выдвигала на первый план танцевальное и драматическое содержание спектакля.
По отношению к музыке создатели балетов впадали в две крайности: она была или сопровождением танца или комментарием сюжета. По композиции музыка ранних балетов более тяготела к танцевальной сюите, а во 2-й половине 18 в. она превратилась в некое «музыкальное оформление» замысла балетмейстера.
В этот период музыка для балета могла подбираться из различных произведений, её мог компилировать руководитель оркестра или один из музыкантов. Симфонические, камерные или вокальные произведения приспосабливались к танцевальному действию.
Любопытным было использование известных оперных арий, текст которых подчас служил некой «подсказкой», раскрывающей смысл происходящего на сцене.
С 30-х гг. 19 в. в балете утверждается романтизм. Фантастические образы, экзотика, игра сильных страстей — всё это потребовало новых выразительных средств, специальной музыкальной драматургии.
В других жанрах романтической музыки уже было открыто и использовалось всё то, что было необходимо в балете: оркестровые краски, запоминающаяся и выразительная мелодика, симфоническое развитие, лейттематизм- всё это на протяжении 19 в. постепенно утверждалось и в балетной музыке.
Постепенно стабилизировались основные формы балетной музыки: гран па, па д'аксьон, включавшие адажио, вариации и коду, дивертисменты из классических, характерных или народных танцев. Балеты А.Адама, Л.Делиба, Ц.Пуни, Л.Минкуса и др. до сих пор входят в репертуар ведущих балетных театров мира.
Вокальные жанры
Песня (Lied) и вокальный цикл
Влияние городской бытовой культуры наиболее ярко проявилось в песенных жанрах. Никогда ещё песня не была настолько популярна в профессиональном искусстве. Песня стала ведущим жанром романтической музыки, не менее важным, чем опера или симфония. Мало того, она оказала громадное влияние на развитие важнейших музыкальных жанров.
Сама специфика вокальной миниатюры отвечала основным стремлениям романтического течения в музыке. Человеческий голос — это тот инструмент, который наиболее органично может передать все тончайшие движения души. Опора на литературные стихотворные образы осуществлялась здесь непосредственным образом.
Многие композиторы обращались к высокой поэзии, в том числе, к стихотворениям Гёте, Шиллера, Гейне. Развитая фортепианная партия большинства песен обладает собственной выразительностью, создавая самостоятельный музыкальный образ. Огромное количество песен в творчестве Ф.Шуберта (более 600); среди лучших образцов вокальной лирики Р.
Шумана большая часть содержит интересную и насыщенную фортепианную партию. Незаурядными мастерами песен были К.М.Вебер, Ф.Лист, Э.Григ, Р.Вагнер и др.
Так же, как и инструментальные миниатюры, песни могли объединяться в циклы. Большинство из них были связаны единым сюжетом, состоящим из последовательности событий, состояний, размышлений. Многие циклы связывались конструктивно при помощи повторений материала и других средств. В качестве сюжета могла использоваться объединяющая смысловая идея.
Опера
К началу 19в. опера становится всеобщим достоянием и наиболее демократическим жанром. Постепенно освобождаясь от многих условностей, развитие оперы идёт по пути сближения музыки, слова и театрального действия. Музыка испытывает огромное влияние городской песенной культуры.
Мелодии становятся простыми и легко запоминающимися, их быстро подхватывают и распевают на улицах и в частных домах. Ранние итальянские романтические оперы (В.Беллини, Г.Доницетти) сохраняют чёткое разделение на номера и речитативы (номерная структура). В операх Р.
Вагнера принцип разделения на речитативы и арии заменён «бесконечной мелодией», т.е сочетанием и полифоническим соединением лейтмотивов (Leitmotiv(нем.) — ведущий мотив), создающим непрерывное сквозное развитие.
В своих операх (музыкальных драмах) Вагнер в огромной степени усилил драматургическую функцию оркестра, насытив музыкальную ткань смысловыми элементами, а интонации вокальных партий приблизил к интонациям человеческой речи. В большинстве опер Дж.
Верди сохраняется деление на номера, но при этом достигается большая связность и динамика развития драматического действия. В своих последних операх Верди отказывается от номерного деления, его примеру следуют представители веризма (Vero(итал.) — правдивый, истинный) во главе с Пуччини.
Источник: https://infopedia.su/4x6c1.html
Музыка романтизма
Презентация «Музыкальное искусство эпохи романтизма» продолжает тему «Романтизм в европейском изобразительном искусстве», Эта запись на блоге познакомила с основными чертами стиля.
Презентация, посвящённая музыке романтизма, не только богата иллюстративным материалом, но содержит также аудио- и видео- примеры. К сожалению, услышать музыку, пройдя по ссылкам, можно только в программе PowerPoint.
Музыкальное искусство эпохи романтизма
Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько выдающихся музыкальных шедевров как эпоха романтизма. В отличие от классицизма, в основе мировоззрения которого лежит культ разума, главное в искусстве романтизма – чувство.
В музыке, как ни в одном другом виде искусства, возможно выразить самые разнообразные чувства и эмоции. Поэтому именно музыка стала главным искусством в эпоху романтизма.
Кстати, термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник, композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман, жизнь и судьба которого может служить ярчайшим примером судьбы романтического героя.
Музыкальные инструменты эпохи романтизма
Благодаря богатству звуковой палитры, разнообразию тембровой окраски, одним из любимейших музыкальных инструментов романтиков стало фортепьяно. В эпоху романтизма фортепьяно обогатилось новыми возможностями. Среди музыкантов-романтиков много таких как Лист, Шопен, поражающих любителей музыки виртуозным исполнением своих (и не только своих) фортепьянных произведений.
Оркестр эпохи романтизма обогатился новыми инструментами. Состав оркестра увеличился в несколько раз по сравнению с оркестром эпохи классицизма. Для того, чтобы создать фантастическую, волшебную атмосферу, композиторы использовали возможности таких инструментов, как арфа, стеклянная гармоника, челеста, глокеншпиль.
На скриншоте слайда из моей презентации видно, что к каждому изображению музыкального инструмента я добавила пример его звучания. Загрузив презентацию на свой компьютер и открыв её в программе PowerPoint, мой любознательный читатель, вы сможете насладиться звучанием этих удивительных инструментов.
Жанры в музыке романтизма
Наряду с популярными жанрами, существовавшими в предшествующую эпоху, в романтической музыке появляются новые, такие как ноктюрн, прелюдия (ставшая вполне самостоятельным произведением (вспомним восхитительные прелюдии Фредерика Шопена), баллада, экспромт, музыкальная миниатюра, песня (Франц Шуберт сочинил их около шестисот), симфоническая поэма. В этих произведениях композитор-романтик мог выразить тончайшие оттенки душевных переживаний. Именно романтики, стремясь к конкретности музыкальных идей, пришли к созданию программных сочинений. Эти творения часто вдохновлялись произведениями литературы, живописи, скульптуры. Ярчайшим примером таких творений являются сочинения Ференца Листа, вдохновлённые образами, Данте, Микеланджело, Петрарки, Гёте.
Композиторы-романтики
Рамки «жанра» не позволяют поместить в данной записи рассказ о творчестве композиторов-романтиков. Задача моя состояла в том, чтобы дать общее представление о музыке романтизма и, если повезёт, вызвать интерес к теме и желание продолжить самостоятельное изучение музыкального искусства эпохи романтизма.
Обнаружила среди материалов Arzamas Academy то, что может быть интересно любознательному моему читателю о музыке романтизма. Рекомендую настоятельно почитать, послушать, поразмышлять!
Как всегда, предлагаю список литературы. Хочу пояснить, что список составляю, используя собственную библиотеку. Если вам покажется он не полным, дополните его сами.
Советую почитать о музыке романтизма
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть третья. Музыка, театр, кино.– М.: Аванта+, 2001.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. ‒ М.: «Педагогика», 1985.
- Музыкальный энциклопедический словарь. ‒ М.: «Советская энциклопедия», 1990.
- Великович Э.И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. ‒ СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2009.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Залесская М.К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор. ‒ М.: Вече, 2014.
- Коллинз Ст. Классическая музыка от и до. ‒ М.: ФАИР_ПРЕСС, 2000.
- Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
- Роллан Р. Жизни великих людей. ‒ М.: Известия, 1992.
- Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. ‒ М.: Вече, 1999.
- Тибальди-Кьеза М. Паганини. ‒ М.: Мол. Гвардия, 1981
Удачи!
Источник: https://jauchitel.ru/muzyika-romantizma-prezentaciya-po-mhk/
Музыка романтизма: какой она была? Как открывали чувства
Естественно, романтизм как направление был широко представлен в литературе и во всех видах искусства. Перечислять фамилии нет никакой возможности, просто хотя бы вспомним, что огромная часть мировой великой литературы принадлежит именно романтической эпохе.
То, что относится к литературе или живописи, относится и к музыке. Это никто не придумывал и даже особо не декларировал (за исключением ранних немецких романтиков). Просто появилось особое мироощущение.
Туманность, неопределенность, «невещизм», непосредственность, своеволие, мечтательность, приблизительность — одновременно черты и образы романтизма. Характерна тема путешествий (странствий), да и просто тема дороги — с ее бесконечностью. Сама жизнь могла рассматриваться как путешествие.
Романтики очень любили всякие открытия — нового, часто неожиданного. При этом прошлое романтики ценили и любили. Романтики часто открывали новое в старом.
У них же обнаруживается интерес к фантастическим образам. Воображаемый мир становится нужен как уход от «враждебной действительности».
Интуиция, воображение, сам творческий процесс становятся ценностями — в противовес строго рациональному восприятию мира.
Главный интерес для романтиков — Личность. С этим интересом связана вера в творчество, творческие силы и в возможность что-то изменить. Отсюда невероятная виртуозность романтиков.
«Демонизм» Паганини, сводящая с ума публику игра Листа, или то, как Шуман придумал механический аппарат для развития гибкости пальцев (и повредил руку) — все это явления одного порядка.
Творчество не знает границ, возможности человека — тоже.
Романтики очень ценили красоту во всех ее проявлениях. То самое прекрасное, которое они видели или представляли себе — становилось идеалом и необходимостью. Чувственности тоже были возвращены все права на существование. Любовь к женщине — одна из главных тем романтизма.
Хотя романтизм и родился в Германии, удивительно быстро всколыхнулась вся Европа, уже не только Западная, но и Восточная. Именно романтизму человечество обязано существованием разных школ. Это так и называется: становление национальных школ во всех странах.
Польша дала миру Шопена, Венгрия — Листа, Чехия — Сметану и Дворжака, Норвегия — Грига, Финляндия — Сибелиуса и так далее (естественно, не все страны тогда существовали, поэтому понимать нужно как «чешская земля», «венгерская земля»). В полный музыкальный голос заговорит Россия.
Придет пора и для Испании.
Одновременно с этим естественным образом вспыхнул интерес к народной культуре. Все слышимое ушами тут же претворялось в творчестве. Фольклор — песни, танцы, легенды — перерабатывается, оттуда берутся темы, сюжеты, интонации. К середине XX века останется только обратиться к так называемой «этнической музыке», то есть к традициям других, дальних стран.
У романтиков особую ценность приобретает песня (в России — романс). Появляются новые танцы — мазурки, полонезы, вальсы.
Романтизм принято «отсчитывать» от начала XIX века до начала XX. Но, конечно, и эти границы можно рассматривать как условные. У каждой страны есть свои особенности. Никакой здесь «обязаловки» нет, это естественные процессы. К тому же в XIX веке случились и другие явления (импрессионизм и так далее).
Часто можно встретить выражение «контр-просвещение». Безусловно, это никак не значит, что вдруг все писатели, художники и музыканты отреклись от веры в человеческий разум.
Нет, романтики весьма трепетно относились к познанию, но само это познание приобретало романтический оттенок: ведь самопознание так же важно, как и познание. Дух не менее важен, чем разум. Индивидуальность важнее социума.
Свобода важнее необходимости. О ценности душевных переживаний так ярко заговорили впервые.
Но внутренний мир человека достаточно противоречив. И, конечно же, сразу обнаружился разлад, не только с внешним миром, но и с самим собой. Где-то я встретила показавшееся мне удачным определение (автора не помню): барокко — это проповедь, романтизм — это исповедь.
Так они и «раскинуты» в стороны от стройного и упорядоченного классицизма. В искусстве барокко человек обращался к человеку (проповедовал) с чем-то глобально важным, в романтизме человек обращается к миру, заявляя ему, что мельчайшие переживания его души не менее важны, чем всё остальное.
И здесь не только право на индивидуальное чувство, но и право на поступок.
При этом ранние романтики ценили иронию — как противовес «серьезности» предыдущей эпохи. Ирония могла перерасти в гротеск (сказки Гофмана, картины Фюссли и так далее). Но в музыке — важнее внутренние переживания. Все нужно пережить и прочувствовать. И в отношении чувств — тончайшая нюансировка. Но эта «детализация» чувств не мешала проявлению мощных, ярких, глубоких чувств и страстей.
Отсюда у романтиков особое отношение к природе. Природа одухотворена, но не менее интересны переживания человека на фоне природы. В природе ценен не только изначальный порядок, но и хаос, бурление — ведь они тоже символы свободы («дикость лесов», «говор валов» — как у Батюшкова). Если море — то это бушующее море, если горы — то это грозные горы, если лес — то загадочный.
Отсюда у романтиков особое отношение к обществу — зачастую бунтарское (Шуман). Идея свободы романтикам исключительно близка. В том числе — свободы творчества.
Но свобода часто сопряжена с одиночеством и непонятостью. От этого — еще большее противопоставление себя обществу. Общество всегда консервативно, оно и должно таким быть, потому что из чувства самосохранения блюдет статус кво. Соответственно, общество можно объявить косным, отсюда частый конфликт и разлады с действительностью. Ее нужно или принять, как фатальность, или бороться.
Культ детства — тоже от романтиков. Это уже не «маленькие взрослые» предыдущей эпохи во «взрослых» камзолах и даже в паричках. Более того — с маленькой шпагой под мышкой (вспомним портрет маленького Моцарта!). Здесь уже самые что ни на есть дети из «детского детства», из гущи жизни.
На картинах — дети в движении, совсем не парадные и не «обобщенные», это дети из жизни, со своими характерными чертами и бездонными глазами. В литературе дети становятся героями.
Даже в музыке появилась «музыка о детях» — не учебно-дидактическая литература, а именно одухотворенная музыка о детях и детском восприятии мира.
Романтизм — явление сложное, неоднородное. И о конкретных гениальных представителях своей эпохи — от Италии до России — нужно говорить отдельно.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/49793/
Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
Возникновение и основные этапы развития романтического направления в искусстве XIXв. Романтизм как сложная и противоречивая реакция на французскую буржуазную революцию и просветительство.
Основные принципы романтической эстетики. Связь музыкального романтизма с романтизмом в поэзии, литературе, театре, живописи. Этапы развития романтизма: ранний, зрелый, поздний.
Многообразное самобытное проявление романтизма в различных национальных музыкальных школах. Романтизм и проблема народности; возросший интерес к истории, быту различных стран и народов, их искусству, фольклору. Обращение к исторической тематике.
Природа и человек в искусстве романтиков. Выдвижение темы личности и в связи с этим — лирических жанров. Конфликт личности со средой, обществом. Расширение диапазона лирики, проблема драматизма, трагической тематики.
Роль романтических антитез как остроконфликтного выражения содержания.
Соотношение жанров в романтическом музыкальном искусстве. Роль миниатюры, крупной одночастной формы, новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств (мелодики, ритмики, гармонии, инструментовки). Обновление и развитие классических закономерностей формы, разработка новых композиционных принципов.
Эдвард Григ (1843-1907) — основоположник норвежской музыкальной классики. Тема родины, ее ведущее значение в его творчестве. Лирическая направленность музыки Грига.
Воплощение народной жизни, сказаний и легенд, картин родной природы, поэтических мотивов норвежской литературы. Своеобразие мелодики и гармонии. Произведения для фортепиано (соната, концерт, лирические миниатюры). Музыка Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Яркость образов, картин природы, жанрово-бытовых сцен. Лирический образ Сольвейг. Песни и романсы Грига.
Франц Шуберт
Творческий путь Франца Шуберта (1797-1828). Связь музыки Шуберта с народным (австрийским, славянским, венгерским) и классическим искусством (с творчеством Моцарта, Бетховена, Гете, Шиллера).
Господство в его творчестве романтических тем — скитаний, одиночества, столкновения мечты и действительности, природы, судьбы простого человека и др.
Присущая музыке Шуберта непосредственность выражения, искренность.
Ведущее значение жанра песни в творчестве Шуберта. Широкий круг поэтических текстов: Гете, Гейне, Мюллер и др. Роль мелодики в раскрытии поэтических образов, ее национальные истоки и индивидуальное своеобразие.
Композиционно-жанровое разнообразие вокальной музыки: песни, баллады, монологи и др. Значение вокальных циклов “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”, всесторонне раскрывающих образ шубертовского героя.
Психологическая углубленность и драматизация стиля.
Новаторская трактовка инструментальных жанров. Симфония — важнейший (после песен) жанр творчества Шуберта. Связь с традициями венских классиков (особенно с Моцартом). Лирико-драматическая концепция “Неоконченной симфонии”.
Значение творчества Шуберта — первого великого представителя романтического направления в музыкальном искусстве.
Роберт Шуман
Творчество Роберта Шумана (1810-1856) как новый этап в развитии немецкого музыкального романтизма. Мятежно-романтическая направленность творчества Шумана, яркое индивидуальное своеобразие его личности.
Творческий путь Шумана, основные его этапы. Роль немецкой литературы и поэзии в формировании эстетических воззрений и творческих принципов композитора (Жан Поль, Гофман, Гейне). Музыкально-критическая деятельность Шумана.
Основание “Новой музыкальной газеты”. Борьба с духовной косностью, консерватизмом в искусстве. Пропаганда музыки великих мастеров прошлого и современности.
Идейно-эстетическая направленность и своеобразие литературного стиля критических статей Шумана.
Богатство и многогранность содержания творчества Шумана. Психологически тонкая передача сложных конфликтных душевных состояний.
Фортепианные произведения — важнейшая часть творчества Шумана. Общая характеристика фортепианного стиля. Лирические жанровые образы, портретные характеристики, трактовка фантастических образов в психологическом плане. Особенности композиции его фортепианных циклов (“Бабочки”, “Карнавал”, “Крейслериана”).
Песни Шумана, их роль в развитии камерной лирики. Глубокое психологическое раскрытие образов. Особенность вокальной мелодики, соотношение вокальной и фортепианной партий. Песенные циклы “Любовь поэта”, “Любовь и жизнь женщины”, “Круг песен”.
Симфонии и музыкально-драматические жанры в творчестве Шумана.
Шуман в России. Высокая оценка его творчества Чайковским, Бородиным, Рубинштейном. Творческие связи композиторов русской школы с Шуманом.
Польская музыкальная культура. Фридерик Шопен
Польская музыкальная культура начала XIX в. Отражение различных этапов польского освободительного движения в национальном искусстве и литературе. Польский романтизм в литературе. А. Мицкевич. Круг образов польской народной музыки — отражение разных сторон крестьянской народной жизни. Тесная связь песенного начала с танцевальным. Народные танцы (полонез, мазурка, куявяк, оберек и др.).
Фридерик Шопен (1810-1849). Значение искусства Шопена для польской и мировой музыки. Творческий путь. Тема Родины — основная в его творчестве. Отражение исторической судьбы Польши. Шопен и французские художественные деятели: Ж. Санд, Э. Делакруа. Шопен и Мицкевич.
Характерные черты стиля Шопена. Характер использования фольклора. Героико-патриотическая концепция полонезов; драматизм содержания, масштабность формы.
Миниатюры (прелюдии, ноктюрны) — высокая поэтичность их содержания, драматизм развития при лаконизме формы. Преломление бытовых жанров, их поэтизация (вальсы). Особенности поэмных форм (баллад, скерцо, фантазий).
Непреходящее значение наследия Шопена в мировой музыкальной культуре.
Венгерская музыкальная культура. Ференц Лист
Отражение освободительной борьбы венгерского народа против власти Габсбургов в национальной культуре и искусстве Венгрии.
Мировое значение композиторской, исполнительской, общественно-музыкальной, педагогической, критической деятельности Ф. Листа (1811-1886). Творческий путь. Глубокое философское содержание творчества Листа, широкий круг тем и образов, обращение к героической тематике. Значение темы Родины и венгерских национальных мотивов в рапсодиях, поэме “Венгрия” и других произведениях.
Лист — создатель жанра программной симфонической поэмы. Обобщенно-философский характер его программности. Романтическая трактовка тем и образов мировой литературы и искусства (“Прелюды”, “Мазепа”, “Орфей”, “Прометей”, “Тассо”). Особенности симфонического метода Листа. Симфония “Фауст” как концентрация идейно-философской концепции Листа.
Фортепианное творчество Листа. Трактовка композитором фортепиано как универсального инструмента. Обогащение выразительных, тембральных и технических приемов. Транскрипции и парафразы (“Дон Жуан”, “Риголетто”), концертные этюды, циклы фортепианнных пьес (“Годы странствий”). Симфонизация жанра фортепианного концерта. Соната си-минор как симфоническая поэма для фортепиано.
Песни Листа: круг образов и выразительных средств. Соотношение вокальной и фортепианной партий.
Творческая связь Листа с русскими композиторами. Лист как пропагандист русской музыки.
Глубокие, разнообразные влияния новаторских достижений Листа на творчество композиторов XIX-ХХвв.
Французская музыкальная культура. Творчество Гектора Берлиоза
Историческое значение революций 1830 и 1848 гг. Расцвет романтического театра, литературы, живописи. Предисловие В. Гюго к “Кромвелю” — манифест романтических идей. Развитие революционно-демократической поэзии, формирование рабочей песни.
Музыкальная жизнь Парижа во второй четверти XIX в. Оперные театры, их репертуар, исполнители. Концертная практика (художественные салоны, концертные залы). Распространение песенных обществ (“гогетты”, “орфеоны”) и ансамблей духовой музыки в демократической и рабочей среде Парижа. Роль П. Беранже в развитии песни. Революции и революционное песенное творчество.
Оперы Г. Спонтини (1774-1851) как проявление стиля ампир в музыке (“Весталка”). Романтические тенденции в комических операх А. Буальдье (1775-1834), Ф. Обера (1782-1871) — “Белая дама”, “Фра-Дьяволо”.
Джакомо Мейербер (1791-1864), его роль в создании совместно с Э. Скрибом жанра французской “большой оперы”.
Основные принципы “большой оперы”: историзм сюжета, напряженность конфликта, контрастность драматургии, локальный колорит, связь с приемами романтической драмы. “Гугеноты” — лучшая опера Мейербера.
Ее социальная направленность, драматизм ситуаций, меткость характеристик, разнообразие оперных форм, масштабность ансамблей и массовых сцен.
Гектор Берлиоз (1803-1869) — выдающийся представитель французского музыкального романтизма. Творческий путь. Круг тем и образов в творчестве Берлиоза. Значение образа художника-артиста и темы “утраченных иллюзий”, воплощение тем и сюжетов Шекспира, Гете, Байрона. Революционно-героическая тема.
Программные симфонические произведения Берлиоза — сюжетность, театральность, картинность. Особенности композиции, трактовка симфонического цикла, темброво-колористическое обогащение оркестра.
Исторические достижения Берлиоза (от “Фантастической симфонии” и “Гарольда в Италии” к “Ромео и Джульетте” и “Осуждению Фауста”). Претворение в симфонической музыке оперных и ораториальных принципов драматургии. Связь с французским романтическим театром.
Воплощение революционных идей и образов в “Траурно-триумфальной симфонии”, “Реквиеме”. Монументальность музыкально-драматической композиции, новаторские черты стиля.
Итальянская музыкальная культура. Джоаккино Россини
Особенности развития романтического искусства в Италии. Связь его с освободительным движением, развившимся в условиях иноземного гнета, политической раздробленности страны. Итальянская романтическая литература (У. Фосколо, Д. Леопарди, В. Алифьери, А Мандзони). Рост оперной культуры. Подъем исполнительского мастерства: вокального (Дж.
Паста, Дж. Рубини) и инструментального (Н. Паганини). Значение классических традиций в итальянском оперном театре первой половины XIX в. Роль оперных театров в жизни итальянского общества. Условия сезонной работы, краткие сроки постановок, текучесть репертуара, цензурные ограничения.
Застой в развитии оперы-сериа и оперы-буффа в начале XIX в.
Джоаккино Россини (1792-1868). Проблема стиля: классичность мышления, вызревание романтических элементов. Творческий путь. Основные жанры оперного творчества: комические оперы и оперы на героические сюжеты. Демократический характер его творчества.
Связь мелодики Россини с национальными вокальными жанрами (лирические, героические, застольные песни, баркароллы, тарантеллы и др.) и с традициями bel canto. “Севильский цирюльник” Россини — вершина развития оперы-буффа. Литературный источник, его трактовка в либретто. Музыкальные образы, драматургия.
Другие оперы этого жанра: “Итальянка в Алжире”, “Золушка”. Обращение Россини к бытовой драме (“Сорока-воровка”). “Семирамида” — кульминация стиля итальянского оперного bel canto. “Вильгельм Телль” — народно-героическая опера.
Патриотическая освободительная идея произведения, утверждение единства героя и народа, черты эпичности в музыкальной драматургии. Обогащение вокального и оркестрового стиля.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/5x7d51.html
Романтический период классической музыки — романтизм
Романтизм.
Музыка в период 1810 — 1910 гг.
Вслед за классическим периодом в развитии классической музыки наступил романтический период. Музыка в романтический период отличается энергией, интенсивностью и страстью. Строгие формы классической музыки обрели экспрессию и выражение. Музыка стала ближе к искусству, литературе и театру.
Людвиг ван Бетховен свои ранние работы творил в традициях классицизма и его лучших представителей — Моцарта и Гайдна, но вскоре стал более смелым и выразительным. Отклонив строгие формулы для симфоний и сонат, он ввел целое новое направление музыки, давая в своих работах ссылки на иные аспекты жизни, например, его Пасторальная Симфония описывает сцены из сельской местности.
Многие композиторы, пишущие симфонии, отозвались на нововведение Бетховена двумя способами — некоторые сохранили формат классической симфонии как структуру для своих собственных идей (Шуберт, Брамс, Дворжак, Чайковский), другие начали создавать симфонии, которые следовали одной основной сюжетной линии или «программе» («Фантастическая симфония» Берлиоза или «Симфония Фауста» Листа).
Так же, как и симфонии, симфоническая поэма и описательная увертюра были популярны как самостоятельные части оркестровой музыки, которые описывали произведения живописи или поэзии и пробуждали патриотические чувства («Les preludes» Листа, «Финляндия» Сибелиуса, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского и «Ночь на лысой горе» Мусорского).
Романтический период был периодом рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звездами своих дней. Список виртуозов воглавляют пианисты Лист и Шопен и скрипач Паганини. Все они были музыкальными бриллиантами эпохи романтизма.
В Германии значительной частью репертуара музыкантов стал романс — идеальная форма для романтизма как единство музыки и поэзии. Шуберт и Брамс создавали очень много романсов. Исполнялись в основном в сопровождении фортепиано.
В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времен. Он перевернул всю итальянскую оперу, представив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами, и это в сочетании с прямым и ясным подходом к созданию музыки очень сильно воздействовало на слушателей.
В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу. До Вагнера действие и музыка в опере были разбиты на отдельные части или короткие номера, так же, как и в современных музыкальных шоу. Аудитория могла аплодировать между номерами, а исполнители раскланиваться на аплодисменты.
Оперы Вагнера написаны как длинная, непрерывно текущая музыка. Характеры персонажей и идеи произведения описывают короткие мелодии, названные лейтмотивами. Для музыки Вагнера важно сочетание гармонии. Это похоже на конструирование — главное, как слова ложатся на музыку, а не только рифмуются между собой.
Идеи Вагнера повлияли на многие музыкальные произведения, на крупномасштабные симфонии Брукнера и Малера и оперы Рихарда Штрауса, и достигли Италии, где Верди и Пучини начали создавать оперы, используя многие из этих идей.
Наступает XX век и, продержавшись еще немного, период романтизма уступает место новым течениям и направлениям в уже ставшей классической музыке. Происходят значительные изменения в музыке — приходит период модернизма. Знаковые работы периода романтизма в музыке:
Бетховен Симфония № 9 Чайковский «Щелкунчик», Симфония № 6 Шуберт «Зимний путь» Лист «Симфония Фауста» Вагнер «Тристан и Изольда», Цикл «Кольцо Нибелунга»
Верди «Риголетто»
Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Romanticheskii-period-klassicheskoi-muzyki-romantizm.html
Музыкальная культура эпохи романтизма
РОЖДЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В МУЗЫКЕ 19 в.
Ø Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный…
А.С. Пушкин. Поэту.
Этот призыв во все времена вдохновлял художников. Сознание свободы творчества и безграничной мощи своих сил создало в своё время культуру Ренессанса. Подобные устремления питали и «штюрмеры» ХУШ века. Они привели в действие идеи Великой французской революции.
Но идеалы Свободы, Равенства и Братства остались утопичными — и радужные иллюзии писателей, композиторов, живописцев и скульпторов, несмотря на оживление всей художественной жизни Европы, разочарованно угасли.
В середине XIX века художников ожидали новые пути развития, иные образы и темы. Они подвигли творческие умы на поиски специфических, новаторских приёмов и средств выразительности. «Романтический век» не претендовал на доминирование лишь одного эстетического направления, стиля.
На 1-ю четверть XIX века (в рамках музыкального искусства) пришлось и завершение классицизма и параллельное становление романтизма. Невозможно точно определить первое безусловно романтическое произведение В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Н.Паганини, или Ф. Шуберта.
Все они с равным правом могут претендовать на роль предтеч романтизма и завершителей эпохи классицизма: одни в большей степени, другие — в меньшей.
Но благодаря целой плеяде гениев, творивших в русле нового направления века – в романтизме — этот стиль в скором времени стал в музыкальном искусстве уже 2-й четверти века основополагающим.
Его представляли Роберт Шуман и Карл-Мариа Вебер, Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз и Фредерик Шопен, Александр Верстовский, Михаил Глинка, молодой Александр Даргомыжский… Поздний романтизм (3-я четверть века) наступил с осмыслением действительности без прекрасных, но эфемерных иллюзий. Это время «романтических битв» и формирования стилистики т.н. реализма.
К числу поздних романтиков, в чьих произведениях романтические и реалистические тенденции нередко совмещаются в органической единстве, относятся Ференц Лист, Иоганнес Брамс, отчасти Рихард Вагнер и Пётр Чайковский и, конечно же, русские «кучкисты». Порой трудно соотнести некоторых художников с каким-либо определённым стилем, как А.Даргомыжского или М.Мусоргского.
Ближе к рубежу XIX-XX веков в музыкальном искусстве рождается третье, столь же крупное направление — переливчатая «заря будущего», блещущая признаками новых стилей — т.н. модернизм. Во французской музыкальной школе модернизм начинается с импрессионизма Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Для развития самого представительного стиля века — романтизма — в каждой стране складываются конкретные местные условия.
Италия продолжает борьбу за освобождение, объединение и возрождение страны, поэтому ведущей темой во всех областях художественного творчества было сопротивление, особенно ярко представленное в героико-романтических операх Дж. Верди и в лирических драмах Дж. Пуччини.
Этапы развития итальянской оперы представлены именами выдающихся композиторов — Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Руджьеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи. Инструментальная музыка и исполнительство отошли на второй план, выдвинув лишь одного уникального музыканта — Н. Паганини.
Концентрированной и насыщенной была в XIX веке художественная жизнь Франции — страны, которая находилась в самом центре общественно-политических проблем времени. Париж сумел сосредоточить в I830-1840-x годах лучших мастеров Европы: из Италии приезжали с гастролями Дж. Россини и Н.
Паганини, из Германии переселились во Францию Ж. Оффенбах и Дж. Мейербер. В эмиграции жили и работали поляк французского происхождения Ф. Шопен и венгр Ф. Лист. В расчёте на примадонн парижских театров писали свои лучшие оперы Дж. Верди и Г. Доницетти.
В столице Франции неоднократно бывали Пётр Ильич Чайковский и Михаил Иванович Глинка, Рихард Вагнер и Феликс Мендельсон. Трудно назвать композитора, который бы не выносил на суд изысканной и пристрастной публики свои сочинения.
Здесь почитали честью выступить ведущие виртуозы времени — певцы, инструменталисты, танцовщики и дирижёры.
К началу XIX века французская опера уже достойно конкурировала с итальянской, поражая жанровым разнообразием: комическая (Ф.Обер и Л.Герольд) и лирическая (Шарль Гуно и Жюль Масснэ), «гранд – опера» — т.н. «большая опера» (Г.
Спонтини и Дж. Мейербер) и лирико-романтическая опера (Ф. Буальдьё). На балетной сцене не было равных композиторам Адольфу Адану и Лео Делибу.
Новый жанр музыкального театра — оперетту — культивировали в Париже Жак Оффенбах и Шарль Лекок.
В инструментальной сфере творили Жорж Бизе и Гектор Берлиоз, разрабатывая симфонические жанры и формы и изобретая новаторские композиции, круг образов, приёмы выразительности (гармонию, тембры, ритмику и др.). Берлиоз представлял первую половину века, Сен-Санс — вторую.
Патриотическое «движение обновления» вызвало появление новой композиторской школы, реставрирующей национальные традиции старофранцузской музыки. Её главой стал Сезар Франк, а членами — немало талантливых молодых композиторов, знатоков истории музыки.
Новые краски к стилистической палитре века добавил импрессионист Клод Дебюсси и неоимпрессионист Поль Дюка.
Расцвела не только музыкальная жизнь Франции — дополнительный импульс художники получали от множества премьер, выставок и салонов, в которых демонстрировались результаты экспериментов в различных областях творчества. Фантазию французов будоражили и знаменитые Всемирные выставки.
В Германии происходило осмысление текущих событий в жизни во всех областях искусства и литературы. Художники увлекались наследием Средневековья.
Австрия переживала расцвет музыкального быта, концертного исполнительства. Со смертью Л. ван Бетховена и Ф.Шуберта в этих странах к .
началось развитие зрелого романтизма: Австрия вошла в пору подъёма (венский вальс и оперетта), а в Германии интенсивно функционировали оперные театры (К.-М.Вебера и Э.-Т.-А. Гофмана сменил на оперной сцене Рихард Вагнер).
На симфонической орбите блестяще проявили себя музыканты философского склада — Антон Брукнер, Густав Малер и Иоганнес Брамс, ознаменовавшие кульминацию и закат австро-немецкого романтизма.
Интенсивной была и художественная жизнь Польши, одновременно продолжающей освободительную борьбу за независимость государства.
В результате её поражения многие деятели науки, литературы и искусства оказались в эмиграции (по большей части во Франции), в том числе проникновенный «поэт фортепиано» и мастер миниатюры Ф. Шопен. Благодаря его искусству польская музыка вышла в авангард мирового искусства.
Поляки-эмигранты проявляли обострённый интерес к фольклору, собирая и записывая его. Композиторы нередко цитировали народные напевы в своих сочинениях или пользовались средствами ритмики, жанра (полонезы и мазурки). Помимо Ф.
Шопена в историю музыкальной культуры Польши вошли скрипачи Генрик Венявский и Кароль Липиньский, пианистка Мария Шимановская, основоположник национальной оперной школы К.Курпиньский, педагог Шопена — Йозеф Эльснер, композитор М.Огиньский и др.
Столь же активно с середины столетия начали развиваться и другие страны Европы, рождая своих музыкальных классиков — в Норвегии — Эдвард Григ и Уле Булль, в Дании — Нильс Гадэ, в Финляндии — Ян Сибелиус и т.д.
Наиболее блистательно проявила себя в конце ХУШ века Россия. Духовность, талант, многосторонность интересов, богатая фантазия, опора на древние традиции и вкупе с этим готовность раскрыться навстречу неизведанному, поиск «себя в себе» отличало русских художников и писателей.
На русской оперной сцене стремительно сменяли друг друга итальянская комическая опера, затем «серьёзная» придворная. Благодаря В.Сумарокову в столичных театрах стали ставиться первые оперы на русском языке: так началась традиционная для того времени борьба национального театра за выживание.
Начало XIX века ознаменовалось появлением идей сентиментализма, отразившихся в лирико-сказочных операх Ст. Давыдова и Катерино Кавоса. В годы Отечественной войны наступил патриотический подъём, отразившийся на тематике и жанровой основе оперного театра.
Русские композиторы ассимилировали русский песенный материал и в европейских формах, и в традиционных жанрах. Начало «русскому романтизму» в опере положил А.Верстовский, отчасти М.Глинка и А. Даргомыжский на ранних этапах творчества, в балете — А.Глушковский, в вокальной музыке — А.Варламов, А.
Гурилёв, А. Алябьев, М. Глинка и А. Даргомыжский.
Во второй половине века музыкальный театр России представляли и романтики (А. Бородин, А.Рубинштейн, Цезарь Кюи) и «народники», большей частью «кучкисты» (М.Мусоргский — наиболее ярко), отчасти А. Серов и П. Чайковский; продолжал свое развитие и классицизм (Сергей Танеев).
На рубеже XIX-XX столетий появились жанровые направления оперного искусства с приставкой «нео».
Россия прошла через все известные в Европе стили музыкального искусства, оставив буквально в каждом из них неповторимые и уникальные по своей самобытности шедевры — вокальные и оперные, балетные и симфонические, концертные и камерно-инструментальные… Мировую известность приобрела русская исполнительская школа.
На долгие десятилетия могучая окрылённость романтических идей самого разного толка дала импульс творческому развитию национальных композиторских школ и породила невольно новые стили. Романтизм подчинил себе все области художественной жизни.
Его широта и разнообразие форм затрудняют определение содержания и раскрытие его. Он претерпел влияние Великой Французской революции, стимулировавшей становление, и Реставрации, обусловившей внутреннее развитие и эволюционный рост.
Художники по-разному относились к романтизму: у некоторых он выступал в концентрированном виде (поздний Россини), у иных приходило охлаждение (Верди, Берлиоз, Глинка и Римский-Корсаков), но по большей части это было временное явление.
Многие музыканты порой резко переходили из области новаторских поисков к апологии старины, а от картин реальной жизни – к фантастике (характерный пример — оперное творчество М.И.
Глинки: от «Жизни за царя, или Ивана Сусанина» к «Руслану и Людмиле», а впоследствии к замыслу «Двумужницы» на социальную тему.
Художник романтической эпохи устремился к поиску новизны, и стимулом многогранности служило сознание вечной неудовлетворённости, свойственное романтикам.
В своей музыке они постоянно пытались что-то разъяснить и разрешить, создавая тем самым определённое напряжение, «горение», пограничные ситуации человеческой психики. Впервые в музыкальной практике эпохи романтизма раскрылся внутренний мир человека.
Первым новые способы выражения этих идей в музыке запечатлел Людвиг ван Бетховен. Э.-Т. -А. Гофман: в очерке под названием «Инструментальная музыка Бетховена» отметил, что последнему венскому классику стало тесно в рамках современного ему стиля.
«Человек, помоги себе сам!» — было девизом венского композитора. Жаждой самоутверждения творческой личности проникнута его музыка. Для самоутверждения же предварительно необходимо было познать мир и людей.
Так зарождался романтизм, — отмечал Гофман (первым применивший термин Новалиса в отношении к музыке). «Гигант, чьи шаги мы неизменно слышим за собой», — спустя полвека сказал о Бетховене Брамс. Любое заметное художественное явление XIX века перекликалось с идеями его наследия.
Ромен Роллан заметил, что «Героическая симфония» Бетховена на десять лет предвосхитила пробуждение германской нации; он соединил мысль и действие, сознание претворил в подвиг. Вся его жизнь в этом смысле была подвигом. Противоречия обуревали его душу и сердце. Но ему открылись великие истины и парадоксы природы — и он насытил ими своё творчество.
Среди ведущих интересов романтиков была область непознаваемого, лишённого очертаний, формы, находящегося в процессе творения и становления. Они обладали обострённым чувством восприятия окружающего мира и руководствовались девизом: «всё новое – прекрасно».
Во всех видах искусства усматривались единые смысл и цель - слияние с таинственной сущностью жизни.
Отсюда — идея о синтезе всех искусств, формирующих гармонически развитую личность: новые возможности открывались в синтезе художественных средств музыки и театра, живописи и поэзии.
Более всего романтические художники благоволили к музыке, высвобождающей стихии жизни, трудноуловимые подчас в слове или жесте настроения души.
В целом романтизм XIX века стал в некотором роде «неовозрождением». Художники стремились к оценке сущности вековых накоплений в истории культуры, систематически изучая духовное наследие Античности, Средневековья, Возрождения.
Их не влёк к себе лишь классицистский Рим. Иногда романтизм по силе страсти, тяге к контрастам и антитезам сравнивают со стилем барокко.
В нем есть что-то и от натурализма: поиск гармонии жизни осложняется проявлением патологически обрисованного зла с его философией (порой в положительном смысле — т.н. демонизм в музыке!) и утверждением всемирного торжества этой силы.
И здесь же – апологетика страдальца: по-английски замкнутого байроновского Гарольда, невидящего для себя будущего, и шатобриановского Рене, в душе которого не угасает надежда на достижение путём упорных поисков идеала и гармонии, и зависимого от чуждой ему среды гофмановского Крейслера — каждый из них страдал по-своему. Настолько многогранны и глубоки были и композиторы XIX века!
Источник: http://transcendentic.ucoz.ru/publ/muzykalnaja_kultura_ehpokhi_romantizma/1-1-0-24