Какие оперы написал моцарт? 5 самых известных опер

Вольфганг Амадей Моцарт является одной из важнейших фигур в истории музыки, оказав своим творчеством на нее огромное влияние.

В отличие от коллег, работавших в одном направлении, Моцарт писал в разных стилях и везде сумел добиться успеха.

Строгие и глубокие формы его произведений были наполнены особой эмоциональностью, благодаря чему знатоки без труда узнавали его почерк.

Больше всего внимания он уделял опере, питая к ней особую любовь. Его считают одним из основных реформаторов жанра (наряду с Кристофом Глюком), а его музыкальную драматургию – эталоном.

Прожив всего 35 лет, композитор оставил богатое наследие и мы сегодня вспомним 10 самых известных произведений Моцарта из огромного списка его работ.

10. Притворная простушка

Какие оперы написал Моцарт? 5 Самых известных опер

Эту оперу композитор написал в ~1768 году, когда ему было всего 12 лет. Ее заказал австрийский император Иосиф II, но премьеру пришлось отложить на год. Венские музыканты испугались конкуренции со стороны юного дарования и начали плести интриги, поэтому широкая публика ознакомилась с произведением лишь в 1769 году.

Несмотря на теплый прием, фурора оно не вызвало и на долгие годы было забыто, пока в 1921 году его вновь не поставили в немецком Карлсруэ.

В основу оперы легло либретто Карло Гольдони, написанное в стиле жесткой сатиры, однако Моцарт при создании музыки кардинально все изменил. Звучание получилось мягким, особенно партия Розины, и несмотря на присутствующие условности и некоторую угловатость отдельных фрагментов, для 12-летнего ребенка это было потрясающее сочинение.

Всем сразу стало понятно, что перед ними огромный талант, и впереди его ждет великое будущее.

9. Маленькая ночная серенада

Моцарт специализировался на создании серьезной музыки, однако на заказ писал и легкие произведения.

На концертах и придворных балах, популярных в то время, часто исполнялась развлекательная музыка и «Маленькая ночная серенада» была написана для одного из таких мероприятий.

Так, по крайней мере, считает большинство экспертов, ибо точные мотивы, побудившие композитора написать этот шедевр неизвестны.

Серенада состоит из 4-х частей и была придумана в 1787 году, впоследствии став одной из визитных карточек Моцарта.

Опубликовали ее уже после его смерти – в 1821 году. Изначально в ней было 5 частей, но последняя была безвозвратно утеряна и доподлинно неизвестно, что с ней произошло.

8. Обманутый жених

Какие оперы написал Моцарт? 5 Самых известных опер

У этой оперы довольно интересная история: во-первых, она никогда не исполнялась, так как не была закончена, а во-вторых, автор либретто неизвестен.

Некоторые историки утверждают, что летом 1783 года Моцарту его прислал Лоренцо да Понте, но за достоверность этого факта ручаться нельзя.

Композитор сперва согласился написать оперу для итальянской труппы, выступавшей в Вене, но по неизвестным причинам прекратил работу.

Возможно, он не смог качественно адаптировать музыку для венской сцены и решил бросить, а возможно причиной стало начало его работы над «Свадьбой Фигаро».

7. Турецкий марш

  • «Турецкий марш», известный также как «Турецкое Рондо» и Alla Turca, является третьей, заключительной частью сонаты для фортепиано № 11 ля мажор.
  • Это произведение получилось настолько самобытным, что его часто исполняют отдельно от всей сонаты и популярность у него наибольшая.
  • Во второй половине XVIII века (марш был написан в 1784 году) в моде была турецкая музыка, поэтому Моцарт попытался воссоздать звучание янычар.
  • Это далеко не единственный его эксперимент в этом направлении: в собственной опере Entführung aus dem Serail композитор также подражал турецкому звучанию.

6. Свадьба Фигаро

  1. Если в случае с «Обманутым женихом» Лоренцо да Понте лишь предположительно является автором либретто, то «Женитьба Фигаро» совершенно точно была написана им по мотивам публикации Пьера-Огюстена Бомарше.
  2. Моцарт работал над этой оперой 5 месяцев, потратив много сил, но премьерная постановка 1 мая 1786 года в Вене успеха не имела.
  3. Впрочем, композитор не сильно удивился: произведение высмеивало аристократию и затрагивало тему французской революции, а люди уже тогда не любили, когда им говорят правду о них самих.
  4. В результате «Свадьбу» даже запретили в Вене, а вот в Праге она имела колоссальный успех (ее там сыграли в декабре того же года).

Интересный факт: для пения на русском языке оперу первым перевел Петр Ильич Чайковский, всегда восхищавшийся творчеством Моцарта.

5. Дон Жуан

  • В основе оперы лежит пьеса Антонио де Саморы, а либретто по ней написал все тот же Лоренцо да Понте.
  • Своим появлением на свет она обязана успеху «Свадьбы Фигаро» в Праге: после громкой премьеры предприниматель Паскуале Бондини предложил Моцарту контракт на новое произведение и тот его принял.
  • «Дон Жуан» был написан в спешке: несмотря на то, что премьеру перенесли с 14 на 29 октября 1787 года, музыкантам все равно пришлось играть фактически без репетиций, так как ноты они получили незадолго до выхода на сцену в день концерта.
  • Моцарт дописывал заключительные партитуры буквально на ходу, поэтому все опасались провала, но все обошлось.

Любопытный факт: по неподтвержденным данным, композитор вместе с да Понте встречались с Казановой и брали у него консультацию.

4. Реквием

В июле 1791 года в дом к Моцарту пришел неизвестный мужчина, облаченный в черное. Он заказал у композитора заупокойную мессу и внес предоплату, после чего удалился. Позже выяснилось, что это был слуга графа Франца фон Вальзегга, которому месса была нужна для его недавно умершей супруги.

Несмотря на то, что композитор принял аванс и пообещал все сделать, во время работы над «Реквиемом» он часто прерывался на другие, более срочные и выгодные заказы.

К сожалению для всех, мессу композитор так и не закончил, рано скончавшись. Существуют неподтвержденные слухи, что чувствовавший приближение смерти Моцарт грустно шутил, что пишет «Реквием» для себя.

Когда его не стало, жена испугалась, что заказчик заберет выданные авансом деньги, поэтому она попросила друзей Моцарта дописать мессу. Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер эту просьбу выполнили, отдав дань уважения почившему товарищу.

3. Волшебная флейта

  1. Написанная на либретто Эмануэля Шиканедера, комедийная опера «Волшебная флейта», по некоторым легендам, считается причиной смерти Моцарта.
  2. История, для которой он писал музыку, высмеивает масонские ритуалы, а сам композитор, как известно, входил в орден «вольных каменщиков».
  3. Некоторые любители конспирологии считают, что не оценившая юмора венская ложа «заказала» композитора.

2. Концерт для фортепиано с оркестром №21

Концерт для фортепианного соло, флейты, двух гобоев, двух фаготов, двух валторн в Си, двух труб в Си, литавр и струнных. Состоит из тех частей:

  • Allegro maestoso
  • Аndante
  • Allegro vivace assai

Наибольшей популярностью пользуется вторая часть, исполняемая в субдоминирующем ключе фа мажор и также состоящая из трех частей.

Даже сейчас, спустя несколько веков после написания, этот концерт по-прежнему способен вызвать мурашки на коже.

1. Симфония №40

  • Композитор закончил работу над 40-й симфонией через три недели после завершения 39-й, выпустил сразу 2 произведения в июле 1788 года.
  • Незадолго до смерти Моцарт вновь вернулся к «Симфонии №40» и немного переработал ее, добавив в числе прочего кларнет.
  • Фрагменты из нее часто можно услышать в кино, видеоиграх и даже в песнях современных исполнителей, которые не гнушаются делать каверы на классику.

Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-proizvedeniya-mocarta.html

Топ 10 самых знаменитых опер в мире

Всем поклонникам классической музыки, наверняка, интересным будет узнать, какие оперы признаны в мире самыми лучшими, хотя, что и говорить, на эту тему можно дискутировать часами.

Оперные произведения по праву занимают важную нишу в ветке музыкально-драматических произведений, они почитались самыми аристократическими кругами нашего общества и, надо заметить, остаются популярными по сей день.

Какие оперы написал Моцарт? 5 Самых известных опер

Как известно, оперные произведения бывают разными – романтические, комические, опера-балет и так далее – однако, среди них всех есть те, которые признаны лучшими из лучших. Давайте узнаем, о чем идет речь.

  • «Травиата», Джузеппе Верди

Открывает наш топ 10 самых знаменитых опер в мире «Травиата», написанная композитором Джузеппе Верди.

Интересным является тот факт, что первая постановка, которая проходила в Венеции в 1853 году, потерпела сокрушительный провал, однако, после нескольких доработок приобрела мировую славу и известность.

Опера повествует о красивой куртизанке с неизлечимой болезнью, жизнь которой полна любви, интриг, обманов, позднего раскаяния и даже самопожертвования.

  • «Война и мир», С. Прокофьев по роману Л. Н. Толстого

Если вы читали книгу или хотя бы смотрели одноименный фильм, то, наверняка, знаете, в чем там соль.

Пышные балы, утонченные дамы, совсем юная Наташа Ростова, французские офицеры, простые жители и действия, разворачивающиеся на фоне войны 1812 года.

План оперы состоит из двух частей и предполагает показ, разделенный на два вечера, однако, существует и специальный сокращенный вариант для одного вечера.

Пожалуй, одно из самых узнаваемых произведений в мире классической музыки, мелодии и даже целые арии из «Кармен» известны в народе, их часто можно услышать в фильмах или даже мультфильмах.

Первая постановка «Кармен» свершилась именно в Париже в 1875 году, и, опять-таки, завершилась полным провалом, ее раскритиковали в пух и прах, возможно, именно бурные обсуждения творения и создали для «Кармен» ее будущую популярность.

После небольшой доработки она снова появилась на парижских подмостках, после чего продолжила свое триумфальное шествие по всей Европе, Америке и России.

  • «Лючия ди Ламмермур», Г. Доницетти

Трагическая опера итальянского композитора, которая на сегодняшний день является одним из лучших образцов стиля бельканто. Если говорить о сюжете, то он сильно напомнит «Ромео и Джульетту», ведь здесь, как и там, есть трагическая история влюбленных, роковые ошибки, враждующие кланы, пылкие чувства, безумие и горькая смерть в финале.

  • «Богема», Джакомо Пуччини

Искренняя и трагическая история швеи Мими и ее возлюбленного поэта Рудольфа, которая разворачивается на фоне жизни тогдашней богемы Парижа.  Впервые произведение вышло в свет в 1896 году, сегодня же остается одним из самых популярных в мире, а арии из нее входят в обязательную концертную программу любого уважающего себя оперного артиста.

  • «Севильский цирюльник», Джоаккино Россини
Читайте также:  Разучивание музыкальных произведений к уроку фортепиано: как помочь самому себе?

Комическая и яркая опера, которая рассказывает о хитром и остроумном цирюльнике Фигаро. Так уж случилось, что граф Альмавиве влюбился в красавицу Розину, а Фигаро со всех сил помогает ему добиться расположения красавицы.

Произведение озорное и увлекательное, полное веселых недоразумений и путаницы.

Премьера, как и у многих других известных произведений, была неудачной, однако, со временем, «Севильский цирюльник» стал пользоваться бурной популярностью у зрителя, что и продолжается по сей день.

  • «Волшебная флейта», В. А. Моцарт

Разве можно представить себе список опер, в котором бы не значилось имя гениального композитора Моцарта? Вероятно, самой знаменитой и наиболее часто исполняемой его оперой является именно «Волшебная флейта», которая впервые была поставлена в Вене. Дирижером выступал сам композитор! В центре истории – принц Тамино, который проходит через все испытания и трудности, чтобы добиться любви и расположения дочери Царицы ночи.

  • «Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт

Еще одно произведение Моцарта, повествующее о суматохе подготовки к свадьбе камердинера Фигаро и хорошенькой служанки Сюзанны. А хлопот, как оказалось, хватает! Все это оформлено в юмористической и очень воодушевляющей манере. Впервые опера была поставлена в Вене в 1786 году, но полное признание получила только после повторной постановки в Праге того же года.

  • «Евгений Онегин», П. И. Чайковский

Известнейшее произведение русского композитора, без которого список известнейших опер мира не был бы полным. «Евгений Онегин» прекрасно сочетает в себе мелодичность пушкинского слова и гармоничность музыки Чайковского, кстати, это одна из тех знаменитых опер, которая пользуется бурным успехом у зрителя на Западе.

  • «Норма», Винченцо Беллини

Ее называют ультраклассикой, в особенности, великолепную и крайне сложную арию «Casta Diva». Премьера оперы состоялась в 1831 году, в Милане. В наше время справиться со сложнейшими партиями сопрано смогли немногие, среди них Галина Вишневская и непревзойденная Монтсеррат Каабалье.

Источник: https://brjunetka.ru/top-10-naibolee-izvestnyih-oper-v-mire/

Список опер Моцарта – List of operas by Wolfgang Amadeus Mozart

Афиша для спектакля открытия Волшебной флейты, 30 сентября 1791 года

Вольфганг Амадей Моцарт «ы оперы состоять из 22 музыкальных драм в различных жанрах. Они варьируются от небольшого масштаба, производные своей юности в полноправные оперы его зрелости. Три из работ были оставлены до завершения и не были выполнены до многих лет после смерти композитора. Его зрелые работы все считаются классикой и никогда не были из репертуара мировых оперных театров.

С самого раннего возраста Моцарт был, по опера аналитик Дэвид Кернс , «необыкновенный мощность […] для ухватившись и усваивать то , что в недавно столкнулся стиле (был) самым полезным для него».

В письме к своему отцу, от 7 февраля 1778, Моцарт писал: «Как вы знаете, я могу более или менее принять или имитировать любой вид и стиль композиции». Он использовал этот дар , чтобы выйти на новый уровень, став одновременно «ассимилятор, перфектор и рационализатор».

Таким образом, его ранние работы следуют традиционным формам итальянской оперы – сериа и опера – буфф , а также немецкий зингшпилю .

В своей зрелости, по музыке писателя Николая Кеньон , он «расширение всех этих форм с богатством его инноваций», и, в Дон Жуана , он достиг синтеза двух итальянских стилей, в том числе SERIA персонажа Донна Анна, Buffa символы в Лепорелло и Церлиной, и смешанный сериа-буффа персонаж Донна Эльвира.

Идеи и характеризация , введенная в начале работ впоследствии были разработаны и уточнены. Например, спустя опера Моцарта имеет ряд запоминающихся, сильно нарисованных персонажей женского пола, в частности , так называемые «Венские soubrettes» , который в опере писатель Чарльз Осборн фразы «s,„умудряется сочетать очарование управленческих инстинкта“.

Музыка писатель и аналитик Готтфрид Краус заметил , что все эти женщины были представлены, в качестве прототипов, в более ранних операх; Бастьено (1768), и Сандрина ( Мнимая садовница , 1774) прецеденты для последующей Констанцы и Pamina, в то время как фольга Sandrina в Serpetta является предшественником Blonde, Сусанны, Церлины и Деспины.

Тексты Моцарта пришли из различных источников, а также ранние оперы часто адаптация существующих работ.

Первый либреттист выбрал сам Моцарт , кажется, был Джамбаттиста VARESCO , для Идоменей в 1781 Пять лет спустя, он начал свое самое прочное сотрудничество с Лоренцо да Понте , его «истинным феникс».

Некогда широко распространенное теория , что да Понте был либреттист для отброшенной Обманутый жених 1783 теперь вообще отвергается. Моцарт чувствовал , что, как композитор, он должен иметь значительный вклад в содержание либретто, так что было бы лучше служить музыку.

Музыковед Чарльз Розен пишет, «вполне возможно , что да Понте понимала драматизм потребности стиля Моцарта без запроса, но до его объединения с да Понте, Моцарт уже издеваются несколько либретто в давая ему резко фасонные ансамбли он любил.»

Составление списка

Моцарт около 1780, по Иоганна Непомука делла Кроче

Основания для включения

Список включает в себя все театральные работы обычно признаваемым в составе Вольфганга Амадея Моцарта. В этом контексте «театральные» означает выполняются на сцене, вокалисты пение характера, в соответствии с ремарками.

Некоторые источники приняли более конкретные критерии, принуждая их исключить раннюю «Священная зингшпиль» Долг первой заповеди , которые они классифицируют как оратория .

Однако, как Osborne ясно, либретто содержит ремарки , которые позволяют предположить , что работа действовали, а не просто пела, и это формально описывается как «geistliches Зингшпиль» (священная игра с музыкой), а не как оратория. Singspiel Der Stein дер Weisen была написана в сотрудничестве с четырьмя другими композиторами, так что это лишь частично приписывают Моцарту.

Последовательность

В общем, список следует последовательность , в которой были написаны оперы. Существует неопределенность относительно того , Притворная простушка была написана до или после того, как Бастьен и Бастьенна , а в некоторых списков бывший приоритет отдается.

Thamos была написана в двух сегментах, ранее в 1774 году, но указана в соответствии с его завершением в 1779-80. Волшебная флейта и Милосердие Тита были написаны одновременно.

Волшебная флейта была начата раньше , и отложить в стороне для Тито комиссии, которая была завершена , и выполняется первыми и, как правило , перечисленная в предыдущей работе , несмотря на более высокий Kochel каталог номер.

Перечень работ

Kochel No.

Год состоит

заглавие

язык

Вид оперы

Либреттист

Голосовые части

Первые детали производительности

K.35 1767 Долг первой заповеди , часть Iобязательство ипервую очередь заповедьScore Немецкий Священная Singspiel (сотрудничество) Игнац фон Уэйзер 3 сопрано, 2 тенора Дворец архиепископа, Зальцбург , 12 марта 1767
К 38. 1767 Аполлон и Гиацинт Аполлон и ГиацинтScore латынь Музыкальное оформление латинского текста Руфин WIDL, после Овидия «s Метаморфоза 2 высоких частот, 2 мальчика альт, тенор 1, 2 бас, хор Большой зал, Зальцбургский университет , 13 мая 1767
K.50 1768 Бастьен и Бастьенна Бастьен и БастьеннаScore Немецкий Singspiel в одном действии FW Weiskern и JH Muller 1 сопрано, 1 тенор, бас-1 Во- первых подтвердил эффективность: Architektenhaus, Берлин , 2 октября 1890. неподтвержденного исполнения: Вена , октябрь 1768, в саду доктор Франц Месмера .
K.51 1768 Притворная простушка притворной простакиScore итальянский Опера – буффа в трех актах Марко Колтеллини , после того, как Карло Гольдони 2 сопрано, контральто 1 (или меццо-сопрано), 2 тенор, бас-2 Дворец архиепископа, Зальцбург, 1 мая 1769
K.87 1770 Митридат, вновь ди Понто Митридат, царь ПонтийскийScore итальянский Опера сериа в трех действиях Витторио Амедео Чинья-Santi, после того, как итальянский перевод Жан Расин «s Митридат по Джузеппе Парини 4 сопрано, 1 альт, тенор 2 Teatro Regio Герцога , Милан , 26 декабря 1770
K.111 1771 Асканио в Альба Асканий в AlbaScore итальянский Festspiel в двух действиях Джузеппе Parini 4 сопрано, тенор 1, хор Teatro Regio Герцога, Милан, 17 октября 1771
K.126 1772 Il Sogno ди Сципиона Сон Сципиона Score итальянский Azione teatrale или Серената drammatica, в одном действии Метастазио , после того, как Цицерон «s Сон Сципиона 3 сопрано, тенор 3, хор Дворец архиепископа, Зальцбург, вероятно, 1 мая 1772
K.135 1772 Lucio Silla Score итальянский Dramma на Musica в трех действиях Джованни Де Гамерра , переработанное Метастазио 4 сопрано, тенор 2, хор Teatro Regio Герцога, Милан, 26 декабря 1772
K.196 1774 Мнимая садовница В симулировать сад-служанкойОценки итальянский Опера в трех действиях Возможно , Джузеппе Петроселини 4-сопрано, тенор 2, 1 бас, хор Salvatortheater, Мюнхен , 13 января 1775
K.208 1775 Царь-пастух пастух King Score итальянский Serenata в двух действиях Метастазио, внесенный Джамбаттист VARESCO , после того, как Торквато Тассо «s Аминта 3 сопрано, 2 тенора Дворец архиепископа, Зальцбург, 23 апреля 1775
K.345 1773 и 1779 Thamos, Кёниг в Ägypten Thamos, король Египта Score Немецкий Хоры и антракты для героической драмы Tobias Филипп фон Геблер Хор и солисты: сопрано, альт, тенор, бас Kärntnertor театр , Вена 4 апреля 1774 г. (два хора); первая полная производительность Зальцбург, 1779-80
K.344 1779 Zaide Score Немецкий Зингшпиль (неполный) Иоганн Андреас Schachtner 1 сопрано, 2 тенора, бас-2, ансамбль (мини-хор) из 4-х теноров, 1 говоря роли Франкфурт (место незарегистрированное), 27 января 1866. Не выполняется при жизни Моцарта.
K.366 1780-81 Идоменей, ре – ди – Creta Идоменей, царь КритаScore итальянский Dramma на Musica в трех действиях Джамбаттиста VARESCO , после Данше «s Idoménée 3 сопрано, 1 Меццо-сопрано, тенор 4, 1 баритон, бас-2, хор Придворный театр (ныне Cuvilliés театр ), Мюнхен, 29 января 1781
K.384 1782 Похищение из сераля Похищение из сераля Score Немецкий Singspiel в трех действиях Готлиб Стефани , после того, как Кристоф Фридрих Бретцнер «s Belmont унд Констанца, Одер Похищение из сераля 2 сопрано, 2 тенора, 1 бас, 2 говоря роли Бургтеатр , Вена, 16 июля 1782
K.422 1784 L'ОСА дель Каир гусь КаирскогоScore итальянский Опера (неполный) в трех действиях Джамбаттиста VARESCO (Временный) 4 сопрано, 2 тенора, бас-2, хор Театр де Fantaisies-парижанки, Париж , 6 июня 1867. Не выполняется в жизни Моцарта.
K.430 1784 Обманутый жених заблуждавшейся Жениха Score итальянский Опера-буфф (неполный) в двух действиях Неизвестный. Либретто было когда – то связано с Лоренцо да Понте , но , возможно , возможно, на Джузеппе Петроселини. (Временный) 3 сопрано, 2 тенор, бас-2 Театр де Fantaisies-парижанки, Париж, 6 июня 1867. Не выполняется в жизни Моцарта.
K.486 1786 Директор театра импресарио Score Немецкий Комедия с музыкой в ​​одном действии Готлиб Stephanie 2 сопрано, тенор 1, 1 бас, 6 говоря роли Дворец Шенбрунн , Вена, 7 февраля 1786
K.492 1786 Свадьба Фигаро Женитьба Фигаро Score итальянский Опера-буффа в четырех действиях Лоренцо да Понте, после того, как Бомарше «s La Фоль journée, НУ – ле Mariage де Figaro 3 сопрано, 2 меццо-сопрано, тенор 2, 1 баритон, бас-3, хор Бургтеатр, Вена, 1 мая 1786
K.527 1787 Дон Жуан Score итальянский Опера в двух действиях Лоренцо да Понте, после того, как Джованни Бертати «s Дон Жуан Тенорио 3-сопрано, тенор 1, 1 баритон, бас-3, хор Сословный театр , Прага (также известный как Ностицы -Theater и Тыл театр), 29 октября 1787
K.588 1790 Так поступают все женщины так или Все женщины делают это показатель итальянский Опера в двух действиях Лоренцо да Понте 3-сопрано, тенор 1, 1 баритон, бас-1, хор Бургтеатр, Вена, 26 января 1790
K.592a 1790 Der Stein дер Вайзен Философский камень Примечание : стилизация, совместносоставе с Johann Baptist Henneberg  [ де ] , Франц Ксавьер Gerl , Бенедикт Шак и Эммануэль Шиканедера Немецкий Singspiel в двух действиях (сотрудничество) Emanuel Шиканедер 3 сопрано, 2 тенора, баритон 2, 1 бас, 1 говоря роль Ауф дер Виден , Вена, 11 сентября 1790
K.621 1791 Милосердие Тита благосклонностью TitusScore итальянский Опера сериа в двух действиях Метастазио, пересмотренный Катерин Маззол 2 сопрано, 2 меццо-сопрано, тенор 1, 1 бас, хор Сословный театр, Прага, 6 сентября 1791
K.620 1791 Волшебная флейта Волшебная флейта Score Немецкий Singspiel в двух действиях Emanuel Шиканедер 6 сопрано, 2 меццо-сопрано, альт 1, 4 тенора, баритон 1, 4 баса, хор Ауф дер Виден, Вена, 30 сентября 1791
Читайте также:  Некоторые особенности фортепианных сонат бетховена

Ключ:   Неполное опера   Совместная работа

Рекомендации

Заметки

Статьи, ссылающиеся источники

  • Батта, Andreas (редактор) (2000). Opera: Композиторы, произведение, исполнители (английский ред.). Кельн: KÖNEMANN. ISBN  3-8290-3571-3 .CS1 садоводы: Дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • Кэрнс, Дэвид (2006). Моцарт и его Оперы . Лондон: Penguin Books. ISBN  0-14-029674-3 .
  • Dell»Антонио, Эндрю (1996). “Il Compositore Deluso: Фрагменты Моцарта комическая опера Обманутый жених (K424a / 430)”. В Стэнли Сэди . Вольфганг Amadé Моцарт: Очерки о жизни и работе . Лондон: Oxford University Press. ISBN  0-19-816443-2 .
  • Гловер, Джейн (2005). Женщины Моцарта . Лондон: Макмиллан. ISBN  1-4050-2121-7 .
  • Холден, Энтони (2007). Человек , который писал Моцарт: Необыкновенная жизнь Лоренцо да Понте . Лондон: Феникс. ISBN  978-0-7538-2180-0 .
  • Кеньон, Николай (2006). Pegasus Карманный справочник Моцарта . Нью – Йорк: Pegasus Books. ISBN  1-933648-23-6 .
  • Osborne, Чарльз (1992). Полные оперы Моцарта . Лондон: Голланц. ISBN  0-575-03823-3 .
  • Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью – Йорк: Нортон. ISBN  0-393-00653-0 .
  • «Каталог Kochel о произведениях Моцарта» . ClassicalNet. 2008 . Источник +16 Июлю 2 008 .
  • “Neue Mozart-Ausgabe (New Mozart Edition)” . Bärenreiter-Verlag . Проверено 17 Июлю 2 008 .

дальнейшее чтение

  • Дента, Эдвард Дж (1973). Моцарта Опер: Критическое исследование . Oxford: ОУП . ISBN  0-19-284001-0 .
  • Гутман, Robert W. (2000). Моцарт: культурная биография . Лондон: Секер и Warburg. ISBN  0-304-31135-9 .
  • Heartz, Даниил , изд. (1990). Опер Моцарта . Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN  0-520-07872-1 .
  • Манн, Уильям (1986). Оперы Моцарта . Лондон: Cassell. ISBN  0-304-31135-9 .
  • Ньюман, Эрнест (1954). Другие оперные ночи . Лондон: Putnam.
  • Robbins, Лэндон, HC (1990). 1791: Моцарта в прошлом году . Лондон: Fontana. ISBN  0-00-654324-3 .
  • Степто, Эндрю (1988). Моцарта Da Ponte Опер . Oxford: ОУП. ISBN  0-19-816221-9 .
  • До, Николас (1993). Моцарт и Просвещение . Лондон: Faber и Faber. ISBN  0-571-17042-0 .

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/List_of_operas_by_Wolfgang_Amadeus_Mozart

1.6.3 Оперное творчество В.А. Моцарта | music-history

“Я завидую всем,  кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию…  Желание писать оперы – моя idee fixe.”

В.А. Моцарт вошел в историю как оперный реформатор, не смотря на то, что, в отличие от К. Глюка, у него не было специального намерения реформировать оперу.

Оперный жанр занимал ведущее место в творчестве Моцарта. Он писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11-летнего возраста. Всего им написано 14 опер разных типов и жанров:

  • • Зингшпили – австро-немецкая разновидность комической оперы («Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьенна»)
  • • Оперы-buffa – итальянская комическая опера («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины», «Мнимая простушка», «Мнимая садовница»)
  • • Оперы-seria – «серьезная опера»: «Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита», «Луций Сулла», «Митридат, царь Понтийский»)

Традиционные оперные жанры в творчестве Моцарта совершенно преобразились.

На основе традиционной оперы-buffa в “Свадьбе Фигаро” возникла комедия характеров, а в “Дон Жуане”, обогащенном чертами оперы-seria, появился новый жанр “dramma giocosa”, соединивший трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Чертами разных оперных типов обогатился и традиционный жанр “зингшпиля”, представ в “Волшебной флейте” в виде философской сказки.

Самые выдающиеся оперные произведения В. Моцарта появились в венский период (1781—1791)

• Роль поэзии.  В отличае от Глюка, который ведущую роль в опере отводил драме (поэзии), Моцарт считал, что в опере поэзия безусловно должна быть «послушной дочерью музыки». Вместе с тем, он всегда находил такую «поэзию» (содержание), которая бы отвечала его замыслам. Он великолепно разбирался в театральной культуре и с большой тщательностью работал над либретто своих опер.

• Жанровый синтез, т.е. взаимовлияние оперных жанров, а также проникновение в них симфонической драматургии, проявился в его поздних операх, больше всего – в «Дон Жуане».

Моцарт назвал «Дон Жуана» «веселой драмой» (dramma giocosa).

Моцарт не признавал искусственного разграничения жанров на «высшие» и «низшие» и постоянно «смешивал» в своих произведениях комические и серьезные элементы, драму и фарс, земное и возвышенное.

•Типизация героев. Моцарт умело подчеркивает индивидуальность оперного персонажа – это большое достижение композитора как оперного драматурга. Он выступил новатором в мастерстве музыкальных характеристик действующих лиц, которые подобны реальным, живым людям с их достоинствами и недостатками. Поведение героев зависит от ситуаций, но даже в схожих ситуациях – они разные.

Моцарт был очень требователен к либретто своих опер, о чем свидетельствуют его высказывания в письмах. Специальный интерес представляют в этом отношении послания Моцарта к отцу из Мюнхена в связи с готовившейся там постановкой оперы «Идоменей».

Моцарт считал, что текст оперного либретто должен быть по возможности лаконичным, не затягивающим воздействие. В своих требованиях Моцарт проявлял изумительное чутье и понимание оперной сцены с ее специфическими закономерностями.

Он исходил из соображений драматической художественной правды, сценической целесообразности, невзирая на традиционные условности жанра оперы-seria в «Идоменее».

Будучи твердо убежден в том, что оперное либретто – это не самостоятельное драматическое произведение, Моцарт упорно добивался полного соответствия его со специфическими задачами музыкальной драматургии при безраздельном господстве музыкального начала.

Так он работал с либреттистами: Стефани («Похищение из сераля»), да Понте («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Так поступают все»), Шиканедером («Волшебная флейта»). Прокладывая новые пути в опере, Моцарт добился слияния в неразрывном единстве музыки и драматического действия, соподчинения друг другу всех элементов оперного спектакля.

«Свадьба Фигаро» — опера-буффа Моцарта на итальянском языке в 4-х действиях, написанная на либретто Лоренцо да Понте по одноимённой пьесе П. Бомарше.

Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре. Читать краткое содержание

  1. ГРАФ АЛЬМАВИВА (бас)
  2. ГРАФИНЯ РОЗИНА, его жена (сопрано)
  3. СЮЗАННА, горничная графини, невеста Фигаро (сопрано)
  4. ФИГАРО, слуга графа (баритон)
  5. КЕРУБИНО, паж графа (сопрано)
  6. МАРЦЕЛИНА, ключница (сопрано)
  7. БАРТОЛО, доктор (бас)
  8. БАЗИЛИО, учитель музыки (тенор)
  9. КУРЦИО, судья (тенор)
  10. АНТОНИО, садовник (бас)
  11. БАРБАРИНА, его дочь (сопрано)
  12. Слуги графа, крестьяне.
  13. Действие происходит в Испании, в замке графа Альмавивы, неподалёку от Севильи.

Для прослушивания оперы “Свадьба Фигаро” в полном объеме перейдите по ссылке.

  • • В образе Фигаро подчеркивается быстрота и решительность действий, находчивость, сообразительность, активность, ловкость — его арии, речитативы, реплики в ансамблях отличаются подвижным темпом, мужественностью, подчас грубоватой простотой.
  • • Образ Сюзанны полон обаяния, женственного очарования, лукавства; музыка, характеризующая Сюзанну, тонко и гибко следует за ее действиями, за изменениями в ее настроении.  
  • • Музыкальный образ Керубино проще: в обеих его ариях, он охарактеризован как влюбленный мальчик с пылким сердцем, жаждущий взаимной любви.
  • • Сложный образ Графа Альмавивы отличается цельностью, несмотря на почти непрерывные переходы от ярости к лести, от угроз к мольбе.
  • • Изменчив образ Графини: она печальна и грустна, находясь наедине с собой, скорбя по поводу измены супруга; весела, игрива и шаловлива, вступая в союз с Фигаро и Сюзанной против Графа.  
  • • Ярки и рельефны музыкальные характеристики Бартоло, Базилио, Марцелины.
  •   Несмотря на остроту комедийных положений, вся опера проникнута мягкой, поэтической лирикой.

Дон Жуан (итал. Don Giovanni) — один из «вечных образов» литературы Нового времени: ненасытный обольститель женщин, родом испанец. Его имя стало таким же нарицательным обозначением повесы и распутника, как имена Ловеласа и Казановы.

Дон Жуан – опера в двух действиях на либретто Лоренцо Да Понте, частично основанное на опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати «Каменный гость». Имеется также еще довольно большое количество более ранних пьес о Дон-Жуане.

Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года. Читать краткое содержание

Для прослушивания оперы “Дон Жуан” в полном объеме перейдите по ссылке.

  1. ​Действующие лица
  2. ДОН-ЖУАН, молодой аристократ (баритон)
  3. ЛЕПОРЕЛЛО, его слуга (бас)
  4. КОМАНДОР СЕВИЛЬИ (бас)
  5. ДОННА АННА, его дочь (сопрано)
  6. ДОН ОТТАВИО, ее жених (тенор)
  7. ДОННА ЭЛЬВИРА, дама из Бургоса (сопрано)
  8. ЦЕРЛИНА, крестьянка (сопрано)
  9. МАЗЕТТО, ее жених (баритон)
  10. Время действия: XVII век. 
  11. Место действия: Севилья и ее окрестности.

Главный герои из оперы «Дон Жуан» – воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии,  смелости, решительности, оптимизма и любви к жизни.

Образ Дон-Жуана у Моцарта – образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон-Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии.

Читайте также:  Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? виды джазовых ансамблей

Остальные персонажи оперы – неразлучный спутник Дон-Жуана Лепорелло, одновременно и восхищающийся своим барином, и порицающий его, гордая Донна Анна, страстная Донна Эльвира, кокетливая Церлина, Оттавио, Мазетто – занимают подчиненное положение. Их поступки, мысли и чувства связаны с действиями Дон-Жуана.

Моцарт назвал свою оперу «dramma giocosa», что означает «веселая драма», или в свободном переводе трагикомедия. В ней соединились черты оперы-seria и оперы-buffa.

 Название подчеркивает своеобразие произведения, в котором сплетаются трагическое и комическое, возвышенное и бытовое. Это поединок образов жизни и смерти, воплощенных в образах Дон-Жуана и Командора. На контрасте мрачного, трагического вступления и брызжущей весельем следующей за ним части основана увертюра. В первом акте – быстрое чередование различных эпизодов.

В музыке драматического терцета одновременно воплощены тяжелое раздумье Дон-Жуана, прерывистая речь умирающего Командора, испуг Лепорелло. Бурной, страстной взволнованностью насыщена ария оскорбленной Эльвиры. Красота мелодики и выразительность отличают дуэт Дон-Жуана и Церлины. Возвышенно-благородный склад души донны Анны раскрывается в арии «Теперь нам известно».

Последняя опера в творчестве Моцарта. Это опера-зингшпиль в двух действиях на либретто Э.Шиканедера.

Первая постановка: Вена, театр «Ауф дер Виден», 30 сентября 1791 года. Читать краткое содержание

Эмануэль Шиканедер  — немецкий оперный певец (баритон), импресарио, драматург и либреттист.

Для прослушивания оперы “Волшебная флейта” в полном объеме перейдите по ссылке.

  • Действующие лица
  • ТАМИНО, принц (тенор)
  • ПАПАГЕНО, птицелов (баритон)
  • ПАМИНА, дочь Царицы ночи (сопрано)
  • ЦАРИЦА НОЧИ (колоратурное сопрано)
  • ЗАРАСТРО, Верховный жрец Осириса и Исиды (бас-профундо)
  • ПАПАГЕНА (сопрано)
  • ИОНОСТАСОС, мавр (тенор)
  • Старый жрец (бас)
  • Первая, вторая и третья дамы (два сопрано и контральто)
  • Первый, второй, третий пажи (два сопрано, контральто)
  • Два вооружённых воина (тенор и бас)
  • Оратор посвящённых (бас)
  • Жрец (тенор)
  • Первый, второй, третий жрец (разговорные роли)
  • Первый, второй, третий раб (разговорные роли)

Значительную роль в опере «Волшебная флейта играет таинственность и мистическая символика, связанные с идеями и ритуалами общества масонов.

Через всю оперу проходит символика числа три  (три феи, три гения, три храма, три мальчика и т. д.).

Три храма с выгравированными на стенах названиями символизируют на самом деле этическую триаду зороастрийской религии: благомыслие, благословие, благодеяние — эти слова обычно писали на стенах зороастрийских храмов.

 Этот символ «3» есть и в музыке — тройной аккорд в увертюре повторяется три раза. Ну и, конечно, основная тема оперы — выход из духовной тьмы в свет через посвящение — является ключевой идеей вольных каменщиков.

Кроме того, налицо дуалистическое противоборство сил добра и сил зла, в котором, согласно зороастрийскому учению, силы добра одерживают окончательную победу, что не противоречит убеждениям вольных каменщиков. Силы зла олицетворяет Царица Ночи, силы добра и божественную мудрость — маг Зарастро.

Испытания, которые проходит принц Тамино в течение оперы, чтобы соединиться с возлюбленной Паминой, напоминают зороастрийские ордалии.

Которые, в свою очередь, весьма напоминают возникшие много позже элементы масонских испытаний и церемоний посвящения (испытание огнём и водой, изустные удостоверения в форме вопросов и ответов, использование труб в качестве музыкальных инструментов ордалии и т. д.).

Основная тема «Волшебной флейты» – выход из духовной тьмы в свет через посвящение– является ключевой идеей масонства.

Шутливый образ Папагено представлен веселой песенно-танцевальной мелодией в народном стиле — арией «Der Vogelfanger bin ich ja» («Я самый ловкий птицелов»). В ней рассказывается о пристрастии Папагено к ловле птиц и его мечтах о том, чтобы поймать жену.

Игривый мотив дудочки, на которой он подыгрывает себе — своеобразная лейтинтонация героя. Партия его возлюбленной Папагены, появляющейся во втором действии, отвечает по стилю и характеру образу героя – кульминацией их отношений является дуэт Папагено и Папагены в конце второго акта.

  Через образ Папагено «Волшебная флейта» больше, чем любая другая опера Моцарта, связана с австрийским народным театром.

Образ Царицы Ночи представляет силы Тьмы в противовес жрецу Зарастро, олицетворяющему сферу Света и Мудрости. Музыка партии Царицы ночи восходит к стилю seria, хотя и с присущими комической опере элементами пародии. Моцарт характеризует ее средствами виртуозной колоратуры, очень сложной в техническом отношении (яркий пример – «ария мести» из II действия).

Партия Зарастро – это соединение песенности с гимничностью и хоральностью. Моцарт всячески подчеркивает ее благородство, духовность, лучезарность.

Источник: https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/1-6-3-opery-mocarta

Биография Вольфганга Амадея Моцарта

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта “Аполлон и Гиацинт”. В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф (“Притворная простушка”) и немецкого зингшпиля (“Бастьен и Бастьенна”).

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы “Митридат, царь понтийский” (1770) и “Луций Сулла” (1771).

В 1770 году, в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом “Золотой шпоры” и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера “Идоменей, царь критский”, поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском “Бургтеатре” была поставлена его опера “Похищение из сераля”, имевшая большой успех.

Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия.

Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта “Директор театра” и оперы “Свадьба Фигаро” по комедии Бомарше. После Вены “Свадьба Фигаро” была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта “Наказанный распутник, или Дон Жуан” (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу “Все они таковы, или Школа влюбленных” (“Так поступают все женщины”, 1790).

Опера “Милосердие Тита” на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

  • В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.
  • В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере “Волшебная флейта” (1791).
  • В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).
  • В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.
  • Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение “Реквиема” (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

“Реквием” был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый памятник композитору в Севилье (Испания).

В 1841 году в Зальцбурге при участии вдовы Моцарта Констанцы был основан Университет “Моцартеум” (Universität Mozarteum Salzburg) как “Соборное музыкальное общество и “Моцартеум”. В задачи учреждения входило как обучение музыкантов, так и изучение творческого наследия Моцарта.

В 1881 году университет объединился с международным фондом “Моцартеум”. В 1914 году эта организация получила статус консерватории. С 1998 года консерватория называется “Университет “Моцартеум” в Зальцбурге”.

Продолжающий действовать при университете международный фонд “Моцартеум” собирает Моцартовскую библиотеку и поддерживает сеть музеев в Зальцбурге, посвященную Моцарту.

Музей Моцарта открыт в Зальцбурге в доме, где родился композитор. В 1996 году был открыт музей Моцарта в квартире, где композитор проживал в 1781-1787 годах.

  1. Также музеи Вольфганга Амадея Моцарта открыты в Вене и в Праге.
  2. В Австрии 2006 год, год 250-летия со дня рождения композитора, был объявлен Годом Моцарта.
  3. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20160127/1365302637.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector