Как стать регентом церковного хора?

…Они не ходят в ночные клубы, не сидят в соцсетях и считают, что лучшая карьера для женщины — это встретить мужчину со схожими интересами и создать семью. Наш корреспондент попытался понять, как живут и о чем мечтают ученицы ставропольского регентского отделения духовной семинарии, которое готовит дирижеров церковных хоров для приходов Русской православной церкви.

Как стать регентом церковного хора? Как стать регентом церковного хора? Как стать регентом церковного хора? Как стать регентом церковного хора?

Александра

— В детстве я хотела стать журналистом или психологом, а еще, когда ходила в храм в родном Черкесске, мне всегда очень нравилось смотреть, как регент управляет церковным хором, — худенькая Александра привычно поправляет белый платок, сползающий с ее головы из-за активной жестикуляции. — Я с детства верила в Бога, ходила в воскресную школу, на Пасху помогала батюшке куличи освящать. Хотя Карачаево-Черкесия — республика многонациональная и в основном мусульманская, одноклассники очень уважительно относились к этим моим занятиям.

Александре Рябовой 16 лет. Она самая юная студентка Регентской школы. И самая маленькая — чтобы написать на доске ноты, ей приходится приподниматься на носочки. Мы сидим за партой в учебном кабинете. На стенах — иконы и работы учениц, из соседнего класса доносятся звуки пианино. Александра говорит быстро, легко перескакивая с темы на тему и успевая сама задавать вопросы:

Как стать регентом церковного хора?

— После девятого класса пошла в музыкальный колледж, но на втором курсе бросила и поступила сюда.

Родители сначала были удивлены: не ожидали, что их бойкая дочь захочет учиться в таком закрытом заведении, а мне в нем чудилось что-то неизведанное, таинственное.

Педагоги не одобряли, говорили: на что ты меняешь колледж, подумай хорошенько. Подумала. Сейчас не жалею. Но и колледж было жалко бросать. Решила, что, если провалю экзамены на регента, вернусь туда.

Экзамены Саша не провалила, хотя они довольно сложные. Помимо предметов ЕГЭ, нужно сдать чтение на церковно-славянском, знать православные молитвы, закон Божий и уметь играть на пианино.

В этом году в Регентскую школу поступили 10 девушек. Здесь они не только учатся, но и живут — все четыре года, пока длится обучение.

По будням им нельзя без разрешения покидать территорию заведения, для этого есть воскресенье, и то нужно вернуться до 17 часов.

Все студентки школы находятся на полном церковном обеспечении: бесплатное обучение, проживание в общежитии, четырехразовое питание и стипендия.

— Никогда не жила в общежитии, а тут какое-то двойственное чувство появилось: с одной стороны, очень скучаешь по семье, но когда уезжаешь отсюда даже на пару дней, то появляется какая-та тоска. В этот момент понимаешь, насколько уютно в регентском.

Это как в лагере, — летом Александра работала вожатой в православном лагере «Зеленый Афон», так что знает, о чем говорит.

— Сначала скучаешь по родителям, а потом настолько привыкаешь к людям, которые окружают тебя с утра до ночи, что они становятся родными.

Как стать регентом церковного хора?

— А тебе не хочется иногда устроить посиделки с подружками, потанцевать, пошуметь?

— Так у нас бывают посиделки с девочками, мы иногда собираемся, просто болтаем, слушаем музыку. Мне здесь почти всего хватает, конечно, кроме сна, — Александра смеется. — Но ничего, я знала, куда шла.

— А что собираешься делать после выпуска?

— Ой, я, наверное, всю жизнь буду учиться. Хочу поступить на факультет журналистики.

А еще хотела бы, после того как научусь управлять церковным хором, поступить в Краснодаре на дирижера народного и академического хора. Чтобы быть профессионалом по трем направлениям.

Но вообще, самое главное в жизни для меня — это вера и семья. Важно, чтобы дети и муж были верующими. Для регента, конечно, это принципиально.

— Саша, вы же никуда не ходите, где вы можете познакомиться с парнем?

— А пасхальные и рождественские балы? Я побывала на одном в Пятигорской и Черкесской Епархии. Парни-семинаристы приходят туда в смокингах, а девушки-регенты в бальных платьях. Общаются, танцуют вальс, участвуют в конкурсах. Вот, например, бывают конкурсы на знакомство.

Один запомнила, сейчас расскажу: участники становятся в два круга, в большой — парни, в маленький, который внутри, — девушки. Играет музыка, девушки двигаются в одном направлении, парни — в другом.

Когда музыка смолкает, юноша представляется девушке, которая оказалась напротив, и делает ей комплимент.

— И бывает, что после таких балов они продолжают общаться?

— Конечно, бывает. А потом еще и женятся. Мне бы хотелось иметь в будущем супруга-семинариста, чтобы наши интересы совпадали. Церковный хор требует много сил, самоотдачи, хотелось бы, чтобы муж понимал мою любовь к любимому делу, поддерживал.

— Отвезти маму в Италию. В городе Бари есть храм святителя Николая Чудотворца, когда-нибудь мы с ней обязательно туда полетим.

Валерия

— Моя мама преподает в школе основы православной культуры. Я с детства посещаю храм, пою в церковном хоре, так что для меня эта сфера привычная, мне в ней комфортно, — говорит Валерия Ламанова.

Как стать регентом церковного хора?

Ей 22 года, родом она из села Рагули Апанасенковского района Ставрополья. После школы поступила в университет на специальность «туризм и сервис». А потом что-то произошло, «какое-то переосмысление». Перевелась на заочное и решила заняться церковным пением.

— Когда я сравниваю прежнюю жизнь в университете и нынешнюю, то понимаю, что здесь, наверное, дружба приобретает другой смысл. Здесь у нас больше общих интересов, мы не только учимся вместе, но и живем.

В светских вузах каждый сам по себе, на своей волне, — объясняет Валерия. — Понимаете, тут люди более умиротворенные. Когда ты живешь в суете, тебе некогда подумать о чем-то очень важном.

А здесь сама атмосфера не дает нам расслабляться.

Расслабиться, и правда, не получится. Подъем в 7:00, молитва, завтрак, групповые или индивидуальные учебные занятия, вокал, дирижирование, игра на фортепиано. В 11:00 для всех трех курсов начинается хор, потом — обед, потом — пары. Затем наступает время для послушаний: кто-то помогает дежурить на вахте, кто-то — на кухне, а кто-то — на службе в храме.

В Регентской школе две клиросные группы. Певчие каждый день участвуют в утренней и вечерней службе в церкви.

— Из-за плотного учебного графика остается так мало свободного времени, что не хочется его тратить впустую. Раньше я активно пользовалась социальными сетями. Сейчас захожу туда совсем редко. Телевизора здесь нет, и иногда мы даже не знаем, что происходит в мире. Когда я приезжаю домой, обязательно смотрю новости. А вот всякие ток-шоу, развлекательные программы меня не интересуют.

Как стать регентом церковного хора?

Дважды в год у регентов бывают каникулы, но на зимние девушки остаются в училище — готовятся к рождественским постановкам, организуют литературные чтения и новогодние праздники для детей.

— Рождество — мой любимый праздник. У нас в селе на Рождество дети ходят по домам, колядуют. Когда-то тоже так бегала, поэтому знаю много рождественских песнопений.

После окончания учебы Валерия мечтает остаться работать в отделении или преподавать школьникам основы православной культуры.

В редкие свободные часы она вышивает иконы и слушает музыку.

— Мне нравятся бардовские песни, любимые исполнители — Светлана Копылова, Юлия Славянская, у них, конечно, в основном церковная тематика, но есть и житейские песни. А вообще, я люблю духовную музыку. Для меня главное в музыке — чтобы она трогала струны души. Она может быть простой, но главное, чтобы слово было. Живое такое слово.

Надежда

Надежде Дьяченко 20 лет, в регентском отделении учится последний год, приехала из Краснодарского края.

Как стать регентом церковного хора?

— У меня мама пела на клиросе, и я с раннего детства посещала храм. Однажды мы с мамой поехали по святым местам, и в одной церкви я услышала, как поет женский хор, — вспоминает девушка.

Потом в их сельский храм приехала девушка из Одессы, привезла мироточивый крест и рассказала Надежде о регентском отделении в ее городе. После этого Надя по интернету нашла ближайшее регентское училище, бросила колледж, в котором училась, и приехала в Ставрополь, в храм Преображения Господня.

К новому образу жизни привыкла не сразу.

— Тебе дали звонок, ты одеваешься и идешь на молитву, независимо от желания. Сначала тяжело, а потом терпимо… А вообще Ставрополь мне нравится, не такой шумный, как Краснодар.

Надежда мечтает руководить церковным хором или преподавать в воскресной школе.

— У современных девушек есть амбиции, сначала они посвящают себя учебе, потом долго строят карьеру. Стараются быть независимыми, успешными… Для девушки-регента важно выйти замуж, воспитать ребенка, а уже потом заниматься любимым делом. У меня на первом месте — семья. Семья — это все.

— Я верю в любовь, потому что любовь есть Христос… Это взаимопонимание, жертвенность, когда человек думает не только о себе, а еще и о своей второй половинке.

Уважает ее, заботится, смиряется с недостатками — ведь никто не идеален — и иногда идет на уступки. Вот это действительно любовь. Часто случается так, что вроде была любовь — и вдруг ее не стало.

Значит, люди спутали влюбленность и настоящее чувство.

— Каким должен быть парень, чтобы ты захотела с ним познакомиться?

— Парень должен быть верующим, разделять твои интересы, взгляды на религию, ходить в храм — это очень важно. Если мы постимся, то это должно быть обоюдно… Только, — девушка улыбается, — правильней говорить не «парень», а «будущий муж».

Чаще всего наши выпускницы выходят замуж за воспитанников семинарии. Становятся матушками, помогают во всем своему мужу — священнику. Прихожане относятся к таким семьям с почтением.

И самое главное — всегда рядом духовный наставник, дети воспитываются в духе православия. О чем еще мечтать регенту?

— А разводы у вас бывают?

— Развод среди девушек-регентов практически исключается. Если решила идти под венец, то неси этот крест до конца. Развенчивание — большой грех.

— Что для тебя может стать причиной все-таки решиться на развод? — спрашиваю я и сама перебираю в голове: измены, постоянные пьянки…

— Наверное, полное разногласие со своей половиной, — говорит Надежда после долгого раздумья. — Например, если я хожу в храм, а мой муж запрещает мне это делать, то это очень весомая причина. Или же я хочу воспитать нашего ребенка в православной вере, а он нет.

— А если ребенок все же вырастет неверующим?

— Пути господни неисповедимы, ведь так? Родители не должны его заставлять. Когда подрастет, сам решит, носить ему крест или нет. Это его путь, его выбор. Я его поддержу и буду за него молиться!

Как стать регентом церковного хора?

В доме Надежды с детства был святой уголок, где она молилась на иконы. Здесь, вдали от родного села, она обращается к любимой иконе «Иисус Христос в терновом венке». Ее привезла мама из Иерусалима, рассказывает девушка.

Икона и личные вещи хранятся в келье, где живет Надежда. В одной комнате ютятся по 3−4 девушки, но на тесноту не жалуются — из-за напряженного учебного графика они проводят здесь совсем мало времени, которого едва хватает на сон.

Надежда пока не знает, что ждет ее после выпуска из регентского училища, но уверена, что никогда не стоит унывать, потому что уныние — это самый большой грех.

— Жизнь — это дар божий. Когда человек унывает, он забывает про милость божью. Он забывает, что жизнь дана богом. Жизнь одна, поэтому нужно ей радоваться.

Ася Асрян

Источник: https://etokavkaz.ru/molodezh/kak-stat-regentom

Люди в храме: регент — Православный журнал "Фома"

Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами,  что он должен уметь и где этому учат в проекте “Фомы” “Люди в храме”.

Читайте также:  Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Как стать регентом церковного хора?

Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво.

Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза.

В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.

Но регент не миссионер в классическом понимании – он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

Как стать регентом церковного хора?

Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал».

А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей.

В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать.

Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет.

Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Татьяна Щерба

Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия

Как стать регентом церковного хора?

Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.

Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой.

Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе.

Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.

В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос.

Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. – Прим. ред.

). Так и пошло мое обучение.

Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.

Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих,  — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.

Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.

Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.

Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.

Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь».

Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом.

Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.

Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.

Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».

Как стать регентом церковного хора?

В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив.

Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом.

Вообще, быть начальником всегда тяжело.

Источник: https://foma.ru/lyudi-v-hrame-regent.html

Как стать регентом церковного хора, Музыкальный класс

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Как стать регентом церковного хора?

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа — не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Читайте также:  Как использовать клавиатуру компьютера в качества midi-устройства?

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.
  • Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.
  • где обучают регентов и певчих
  • Наглядно данные о таких учебных заведениях представлены в таблице — СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-stat-regentom-cerkovnogo-xora-muzykalnyj-klass

Профессия регента — Страница 3

Страница 3 из 3

– Как вы пришли к профессии регента?

ЕЛЕНА: Мой дедушка по линии отца был дирижёром военного оркестра Киевского Военного округа, и все, кроме моего папы (он адвокат), в роду были связаны с музыкой. И мама тоже музыкальный работник, так что, можно сказать, я потомственный музыкант.

В своё время окончила музыкальный факультет училища имени Гринченко и по своей первой специальности я учитель музыки и пения. Потом Налоговая академия, юридический факультет, преподавала в различных вузах юридические дисциплины.

Жизнь моя была обеспеченной и состоявшейся в глазах окружающих людей. Ещё бы: семья, дом – полная чаша, дети, престижная работа. Но душа моя томилась и искала во всём этом смысл. Мои поиски и жизненные обстоятельства привели в храм.

Как‑то сразу я попала на клирос и довольно скоро стала управлять хором. Пригодился дедушкин камертон – он перешёл ко мне по наследству.

– Что такое регент? Это дирижёр или нечто большее?

ЕЛЕНА: Я считаю, что нечто большее. Светские хоры, как правило, развлекают публику, заполняют досуг, а церковный – от лица молящихся в храме возносит молитву к Богу и помогает им.

Если талантливый дирижер светского хора вкладывает душу, силы, эмоции в каждое исполнение хоровых произведений, то регент, делая то же самое, стремится в первую очередь донести молитву и настроить хор на соответствующую волну.

Если регент и хор не понимают того, что они произносят, Кому они поют, а просто красиво и слаженно исполняют произведения – у молящихся возникнет ощущение концертного зала, а не церкви. Молится регент, молится хор – молятся и прихожане.

– Какие функции и обязанности регента?

ЕЛЕНА: Создать хор: подобрать голоса, разделить их по партиям; продумать и разучить репертуар: подразумевается знание гласовых распевов, знаменных, столповых, путевых распевов их структуры, ну и, конечно, партесные произведения; знать, в какой период времени и какие произведения исполняются; подобрать репертуар к каждому богослужению; знать чинопоследования богослужений; уметь ориентироваться в богослужебных текстах.

Что касается первого пункта «Создать хор». Я за свои 20 лет работы регентом никогда не искала певчих. Они сами приходили и приходят, вернее, их приводил и приводит Господь. Этого невозможно не видеть.

Певчих всегда было столько, сколько нужно – не больше и не меньше. И всегда это удивительные люди с удивительными судьбами.

Хор – это живой организм, который живёт своей жизнью, можно сказать, духовная семья, здесь зарождаются духовные отношения с людьми и часто Господь связывает людей на долгие-долгие годы.

– Расскажите, пожалуйста, о становлении вашего хора.

ЕЛЕНА: Идейным и духовным вдохновителем создания хора стал владыка Варсонофий, на тот момент он был архимандритом и казначеем Киево-Печерской Лавры.

В конце 2003 года я поступила на работу в КПЛ в отдел снабжения, будучи регентом храма в честь «Почаевской иконы Божьей Матери» в «Охматдете».

Владыка Варсонофий, узнав, что я регент, предложил создать хор для строящегося лаврского храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

По ходатайству владыки и с благословения наместника Киево-Печерской Лавры был создан хор храма «Всех скорбящих радость».

За годы службы в Лавре мы пели в Успенском, Трапезном, Троицком Надвратном, Всесвятском Надвратном, Живоносном и Анно-Зачатьевском храмах. Мы довольно часто сослужили с архимандритом Варсонофием.

Когда его хиротонисали во епископа Бородянского и дали новое послушание – ключаря строящегося Кафедрального собора – тогда, после освящения Андрее-Владимирского храма, он пригласил наш хор.

– Представьте ваших хористов.

ЕЛЕНА: Ольга Старшевская – мой помощник, заместитель регента, уставщик. Окончила Черниговское духовное училище. В прошлом – регент Свято-Николаевского собора г. Подольска (Котовска).

Поэтому мы хорошо друг друга понимаем, как регент регента. Ольга меня заменяет, когда я отсутствую. Она пришла в хор в 2005 году по благословению владыки Варсонофия.

Работает также режиссёром студии звукозаписи Киево-Печерской Лавры.

Хочу заметить, что все наши хористы с музыкальным образованием, при этом имеют и светские профессии.

Юлия Богачук – второй альт. Грамотная и одарённая певчая и чтец. Скрипачка. По образованию учитель начальных классов и детский психолог. Окончила Киевский университет имени Н. П. Драгоманова. Работает в издательском отделе Кафедрального собора.

Людмила Мастерова – второй альт. Старожил – поёт в хоре с первых дней его создания. Сотрудник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры.

Олег Петров – баритональный тенор. Окончил Киевский политехнический институт. Бизнесмен. Композитор, музыкант, аранжировщик. Многодетный отец.

Максим Кривонос – бас. Студент музыкального училища имени Глиера. Учитель музыки.

Елена Молчанова – альт. Окончила Белорусскую государственную академию музыки и Минское духовное училище, получила образование регента и звонаря. Участвовала в международном фестивале звонарей «Хрустальные звоны» (г. Каргополь Архангельской обл.), в конкурсе звонарей и в течение 4‑х лет была участником Московского Пасхального фестиваля. Учитель музыки.

Ангелина Степанова – сопрано. С шести лет всё лето была в женском монастыре в честь Волынской иконы Божьей Матери (в Ровненской епархии). Там научилась читать по-церковнославянски (псалтырь, вечерние правила читала в храме и пела на клиросе). Студентка Киевского колледжа строительства, архитектуры и дизайна. Прекрасно рисует.

Анна Исакова – альт. Моя сокурсница по училищу им. Гринченко. Майор полиции. Инспектор патрульной полиции. Окончила Киевскую милицейскую академию. Она так любит церковное пение, что иногда с патрулирования, не переодевшись, мчится на службу. Окончила Киевскую милицейскую академию, юридический факультет.

Лилия Волошина – сопрано. Окончила регентские курсы при Киевской духовной академии и семинарии. Студентка Нежинского государственного университета имени Н. В. Гоголя (факультет иностранных языков).

Марина Медведева – сопрано. Окончила Киевский национальный лингвистический университет, по специальности – филолог (китайский язык). Работает в банке, юрист.

Светлана Цедик – сопрано. Учится в КНУ им. Т. Г. Шевченко, Институт филологии, факультет фольклористики, украинский язык и литература, иностранный язык. Оканчивает в этом году регентские курсы в Киево-Печерской Лавре.

Наталья Николабай – сопрано. Пианистка, вокалистка. Окончила университет им. Т. Г. Шевченко. Политолог. Преподаватель английского языка.

Мария Филипович – сопрано. Окончила Городоцкое духовное училище. Регент-псаломщик.По большим праздникам с нами поёт матушка Лариса Кашуба (жена протоиерея Олега Кашубы). Родилась в семье священника. Регент Свято-Покровского собора г. Смела Черкасской обл. Окончила медицинское училище, церковной грамоте училась самостоятельно.

– Каковы принципы подбора репертуара?

– Произведения должны быть написаны в одном стиле. Нельзя сочетать сложное многоголосное произведение с одноголосным знаменным распевом.

Не нужно излишне упрощать или чрезмерно модернизировать репертуар.

Исключить из богослужебного репертуара музыкальные произведение не церковного, а концертного характера, разного рода хоровые эксперименты, которые не помогают, а мешают молитве и богослужению.

– До какой степени следует полагаться на вкус настоятеля в подборе репертуара?

– К моему счастью, я не знала таких проблем с настоятелями храмов, в которых служила. Бывает, что батюшки подойдут и попросят исполнить какое-то конкретное произведение, которое им по душе. Почему не выполнить эту просьбу? Я не вижу проблемы.

– Идеальный регент, идеальный певчий – какими они должны быть?

– «Идеальный»? Идеален только Господь. Можно много фантазировать, но жизненный опыт показывает, что идеальных не бывает.

Потому что каждый из нас несёт свои скорби и немощи, и подходить с лекалом идеальности к конкретному человеку невозможно. В идеале должно быть главное: ЛЮБОВЬ.

И если в хоре будет любовь, то появится и снисхождение к немощам ближнего, покроются ошибки и недочеты, будут силы терпеть недостатки, особенности характеров, потому что любовь всё покрывает.

– Запомнилось что-нибудь особенное за время регентского служения?

– Самое яркое, без преувеличения, событие – это встреча с владыкой Варсонофием, через которого осуществился Промысел Божий в моей жизни (служение в Киево-Печерской Лавре и в Андрее-Владимирском храме). Пусть не прозвучит это слишком высокопарно, но всем известно, что Господь действует через людей.

Запомнилось, как в «Охматдете» мы посещали в онкоотделении больных детей и служили молебен о болящих перед чудотворной иконой Божьей Матери. Конечно, счастье от служения в Лавре.

В Рождество мы как‑то хором колядовали у Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана), у священноначалия Лавры. От изобилия благословений и рождественской благодати, полученной на службе и разлившейся по святой Лаврской обители, кружилась голова. Счастье переполняло тогда наши сердца. На сегодняшний день каждодневное счастье от служения в Андрее-Владимирском храме.

Беседовал Андрей Герман

Дорогие сестры, желаем вам благоденствия, мира, согласия в семьях, чтобы искренней была теплота чувств ваших близких к вам. Пусть Господь всегда пребывает с вами. Желаем всем матерям, сестрам, отроковицам и младенцам заступничества Пресвятой Богородицы.

Желаем вам горячей любви к Богу, к ближнему своему! Пусть те, кто вашу любовь испытывает, по достоинству ее оценят и возвратят вам сторицей своей любовью. Многая и благая вам лета!

Как стать регентом церковного хора?

Источник: pravlife.org

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/culture/79-muzikalnoe-tvorchestvo/6228-zshenschini-kotorie-poyut-ili-vospitanie-klirosom?start=2

Дирижер церковного хора: кто такой регент в церкви, обязанности православного руководителя церковного хора на клиросе в храме

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens — правитель, властелин, или regere — управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Читайте также:  Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

Среди них:

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.

/ Программа» data-image_id=»18545″>

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

Среди них:

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Видео

Смотрите короткий фильм-презентацию Регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/muzika/dirizher.html

Регент церковного хора

Кто такой регент

Моя должность в храме называется регент (от лат. управляющий), т. е. руководитель церковного хора, который является уставщиком над певчими, задает им тон и подает знаки рукой (или руками) для согласного пения.

Раньше это место занимал головщик, который никогда не дирижировал, он первым начинал пение, задавая тем самым и тон, и темп, и характер звучания песнопения, а хор вступал со второй фразы, продолжая пение головщика.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Что я считаю важным в церковном пении

В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:

  • стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
  • характер, манера исполнения песнопений;
  • внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.

В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».

О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его».

В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу.

Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».

Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял.

Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась.

Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью.

Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.

О дисциплине в церкви

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.

  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.

  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.

  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».

    Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.

  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.
  • С любовью ваш регент»
  • А вообще клирос у нас очень дружный.
  • Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…». Вот это стихотворение:

«Любимому клиросу посвящается…»

  1. Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
  2. «Надеюсь, регент мне поставит плюс!» (автор)

Вы послушайте, ребята, Сей папирус вам поведает Про наш прекрасный клирос: С чувством юмора у всех у нас в порядке, Потому что начинаем день с зарядки.

Не с зарядки белого смартфона И не пресловутого айфона, А с зарядки голоса и слуха, Чтобы не страдало чьё-то ухо, И простим неправильную ноту, (Если вдруг медведь вам наступил на «что-то»), Ну, а если вдруг придется туго, — Бережно плечо подставим другу.

Есть у нас диван, электрочайник, Ну, а если в пении вы «чайник», — Подливать не будем кипяточку… Вот ещё б найти для рифмы строчку! Ах, друзья мои, люблю вас очень!

Станислава Пронькина, короче.*

*«Сие слово зде допущено для рифмы пущей» (А.С.Пушкин)

  • В дальнейшем на своей страничке планирую поговорить о том, что такое богослужебное пение, что включает в себя это понятие и почему вообще в храме необходимо пение.
  • Марина Томашевич регент церковного хора храма преподобного Сергия Радонежского, г.Челябинск
  • 3 октября 2015 г.
  • Статья вторая: Почему в храме необходимо пение Статья третья: СКОРО ПАСХА

Источник: https://hramsergiy74.ru/prihod/regent/regent-tserkovnogo-hora.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector