Как определить тональность мелодии?

4 Июля 2015 17:22

// Советы и гиды Как определить тональность мелодии?

Как разнообразить свой сет и сделать его интереснее? Этот вопрос задают многие даже опытные диджеи. Сегодня мы расскажем об одной из самых интересных техник сведения треков.

Умелое использование эффектов, разные техники тёрнтейблизма, такие как скретч или бит-джагглинг, гармоническое сведение, правильный подбор плейлиста, изменение скорости или стиля — это, пожалуй, лишь часть из того, что можно начать использовать, если надоело просто ставить треки друг за другом. Ведь при наличии всех этих кнопок синхронизации и прочих функций упрощения у диджея появляется масса времени, которое можно выделить на использование продвинутых техник. Как известно, хороший микс — это путешествие, но как грамотно провести слушателя по всей истории без лишних запинок и препятствий? Одной из продвинутых техник, которые могут в этом помочь, является гармоническое сведение. Этот способ раньше был доступен только диджеям с хорошим слухом или со знанием музыкальной теории, а сейчас, благодаря внедрению софта с функцией определения тональности, его могут использовать все, даже самые начинающие. Основой данного подхода является знание о законах гармонии. Испокон веков лучшие музыканты изучают взаимодействие между нотами, и уже достаточно давно стало ясно, что существуют определённые правила. Это математика в чистом виде, и это один из лучших ответов на обычный школьный вопрос:»Где мне это вообще пригодится по жизни?» Если вы серьёзно увлечены музыкой, рано или поздно вы задумаетесь о необходимости изучить законы гармонии более подробно, а сейчас мы пробежимся по чисто прикладным способам, которые помогут любому диджею. Итак, если верить музыкальной теории, в основе каждого трека лежит какая-либо тональность. Есть 7 основных нот, которые в разных модификациях дают 12 ступеней. От каждой из этих ступеней можно построить последовательности, которые зовутся ладами, самыми популярными являются мажор и минор. Обозначение ноты и лада называется тональностью. Например, если трек написан в тональности До мажор, это значит, что большинство его мелодических линий и аккордов сочетаются с ключевой нотой (тоникой) До и состоят из ступеней, гармонирующих с мажорным ладом. Звучит сложновато? Всё нормально, дальше будет очень просто 🙂 В зависимости от сочетания тональностей, треки вместе могут звучать как отлично, так и не очень. В лучшем случае вы получите красивейший мэшап, когда гармонии и мелодии из одного трека будут сочетаться с подобными из второго, а слушатель, возможно, даже не будет догадываться, что играет несколько композиций одновременно. В худшем же какие-то ноты из двух треков будут при наложении друг на друга создавать так называемые диссонансы — неприятно звучащие сочетания тонов. Описанные дальше техники позволят вам повысить вероятность удачного гармонического сведения с минимумом диссонансов. Для работы нам понадобится вот такое колесо Camelot System, которое придумали ребята, создавшие известную программу определения тональности Mixed In Key. По сути, это колесо является упрощённой версией кварто-квинтового круга, широко известного среди музыкантов с академическими знаниями. Как определить тональность мелодии?

Колесо камелота

1. Сначала мы определяем тональность трека. 

Это можно сделать следующими способами: 

  • Без знаний музыкальной теории это точнее всего сделать с помощью специального софта (Mixed In Key, KeyFinder, Rapid Evolution и т.п.) 
  • Посмотреть тональность на странице трека на Beatport
  • При знании музыкальной теории определить на слух
  • Самый быстрый способ, это автоматическое определение тональности встроенными в вашу диджейскую программу инструментами. Функция определения есть в Traktor Pro, Virtual DJ, Algoriddim Djay, некоторых менее популярных приложениях. Обычно ничего специально не надо делать, тональность определяется при общем анализе трека. Учтите, что встроенные инструменты часто допускают ошибки.

После определения мы увидим рядом с каждым треком обозначение вида номер и буква, где номер означает ступень, их 12, а буква — лад, их всего два. В случае с Mixed In Key, например, это A и B, встроенный же в Traktor Pro инструмент использует буквы m и d. 2. Включаем трек в любой тональности, например, в 7A.  В первую очередь, мы можем свести его с треком в такой же тональности, то есть, 7A. Если подходящих не нашлось, то смотрим на колесе соседние по кругу тональности — с любой из них мы можем сводить. В нашем примере мы можем выбрать треки 6A или 8A. Если бы у нас был трек в 7B, нашим выбором были бы 7B, 6B и 8B. Всё, в этом вся базовая техника гармонического сведения. Видите, как всё свелось до взгляда на картинку и простого сопоставления? Но было бы странно, если трек можно свести только с соседними по кругу — это сильно ограничивает. Давайте двигаться дальше. Как определить тональность мелодии?

В тракторе используйте функцию сортировки по тональности

Если вы играете электронную музыку, то, скорее всего, большинство треков в вашей библиотеке имеют минорную тональность, так уж повелось среди электронщиков. Конечно, есть и мажорные треки, которые обязательно нужно использовать, но сведение между треками в разных ладах может показаться небольшим испытанием, если хочется сохранить гармонию. Простым вариантом является такой — оставить номер, а букву поменять с A на B или наоборот. То есть, если смотреть на колесо, то нужно перейти от внешнего круга ко внутреннему или от внутреннего к внешнему.  Посмотрите на немного дополненное колесо, чтобы понять, о чём речь. В нашем случае 7A (Ре Минор или D minor) содержит те же ноты, что и 7B (Фа Мажор или F major), так что треки в этих тональностях при сведении будут звучать гармонично. Как определить тональность мелодии?

Дополненное колесо камелота

Итак, базовое сведение и переход между ладами позволяет нам двигаться на соседние ячейки колеса:

Как определить тональность мелодии?

Пример для тональности с кодом 2A

Ещё один метод

Он заключается в переходе с мажора на минор при сохранении тоники (ключевой ноты). Например, с Фа Мажор (F Major) на Фа Минор (F minor). На колесе у нас внутренний круг — это минор, а внешний — мажор.

Вот простая формула:

  • Если вы в мажоре, вычтите 3 из номера и поменяйте букву, например из 7B в 4A
  • Если вы в миноре, прибавьте 3 к номеру и поменяйте букву, например из 10A в 1B (13 у нас нет, так что приходим по кругу к единице).

Этот приём можно использовать, совершая сведение во время барабанных сбивок и моментов с минимумом мелодий, чтобы не было слышно особых диссонансов. Данный метод очень интересен с точки зрения музыкальности и повествования, обязательно попробуйте его. Возможно, вы слышали этот приём, называемый транспозицией, в популярных песнях — чаще всего последняя часть песни поднимается выше на полтона или тон. Обычно, это производит эффект эмоционального подъёма и разгона.

Давайте разберёмся, как свести два трека таким способом, используя уже привычное нам колесо:

  • Для подъёма на один полутон прибавьте 7 к тональности текущего трека
  • Для подъёма на два полутона (один тон) прибавьте 2 к тональности текущего трека. 

Старайтесь свести как можно быстрее и будьте осторожны при длинных сводках — такой переход может создать много диссонансов. Обычно, подъём на два полутона работает лучше. Тем, кто знаком с сольфеджио, известно, что интервал под названием «большая секунда», состоящий из одного тона, является более благозвучным, чем «малая секунда», состоящий из одного полутона.  Как определить тональность мелодии? Чтобы создать переход между треками, который позволит сделать нам длинное сведение, в одном из треков сделайте короткую петлю на одном аккорде, желательно, который играет в тонике (основан на ключевой ноте), и уже после этого вводите второй трек любым из описанных выше способов. Перед сведением убедитесь, что петля с аккордом не содержит таких нот, которые при наложении зазвучат плохо.  Подводя итог, скажем — вся эта теория послужит вам отличным подспорьем, но в первую очередь используйте свой слух и внимательно оценивайте ситуацию. Заранее проверяйте все сочетания треков, лучшие запоминайте или записывайте. Надо понимать, что использование описанных приёмов не даёт гарантии отличного сведения, ведь хоть набор нот и совпадает, гармония в треках может строиться совершенно разным способом и аккорды играют в таком порядке, с которым при наложении создаются ненавистные нам диссонансы. Даже если по номерам и буквам всё должно звучать хорошо, а на практике получается каша, смело ищите другой вариант, ориентируясь только на свои ощущения, развивайте своё внутреннее чувство гармонии. В статье были использованы материалы с ресурсов mixedinkey.com и djtechtools.com.

Читайте также:  Проект умер, да здравствует проект!

ALLFORDJ team.

  • Как определить тональность мелодии?
  • Как определить тональность мелодии?
  • Как определить тональность мелодии?
  • Как определить тональность мелодии?

Источник: https://www.ALLforDJ.ru/news/sovety_i_gidy/tekhniki_garmonicheskogo_svedeniya_dlya_didzheev/

Одноименные тональности в музыке

Одноименные тональности – это тональности, которые имеют одинаковую тонику, но противоположное ладовое наклонение. Например, одноименными являются До мажор и до минор или Ре мажор и ре минор. У этих тональностей совпадает тоника – До или Ре, но одна из этих тональностей мажорная, а другая минорная.

Одно имя на две тональности

Каждый человек имеет имя и фамилию, то есть, для того чтобы назвать личность, нужно обязательно сказать эти два элемента. Подобно же и с тональностями: в названии любой тональности есть два элемента: тоника и лад. И это тоже своеобразные имена.

Как определить тональность мелодии?

Одноименные тональности имеют одно и то же имя, то есть одну тонику. И придумать примеры одноименных тональностей ничего не стоит: Фа-диез мажор и фа-диез минор, Соль мажор и соль минор, Ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор. Возьмите любую тонику и присовокупите к ней сначала слово «мажор», а затем слово «минор».

Как определить тональность мелодии?

Чем различаются одноименные тональности?

Различия проще всего выявить на примерах. Возьмём и сравним две тональности – До мажор и до минор. В До мажоре нет никаких знаков, это тональность без диезов и бемолей. В до миноре имеются три бемоля – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Ключевые знаки в случае, если они неизвестны, можно узнать по квинтовому кругу.

Как определить тональность мелодии?

Следовательно, до минор по сравнению с До мажором имеет три различающиеся ступени, в нем третья, шестая и седьмая ступени низкие.

Ещё один пример – тональности Ми мажор и ми минор. В Ми мажоре – четыре диеза, в ми миноре только один диез. Сразу обращает на себя разница на три знака (так было и в предыдущем случае). Проверим, какие именно ступени различаются. Как оказалось, те же самые – третья, шестая и седьмая. В Ми мажоре они высокие (с диезами), а в ми миноре – низкие.

Как определить тональность мелодии?

Для верности выводов, ещё один пример. Ре мажор с двумя диезами и ре минор с одним бемолем. В этом случае одноименные тональности располагаются в разных ветвях квинтового круга: одна тональность диезная, другая – бемольная.

Однако, сравнив их между собой, снова видим, что различаются те же самые третья, шестая и седьмая ступени.

В ре миноре нет фа-диеза (третья низкая), нет до-диеза (седьмая низкая), зато есть си-бемоль, которого нет в Ре мажоре (шестая низкая).

Как определить тональность мелодии?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одноименные тональности различаются тремя ступенями – третьей, шестой и седьмой. В мажоре они высокие, а в миноре – низкие.

Как определить тональность мелодии?

Превращение мажора в минор и наоборот

Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно легко превращать мажорные гаммы в минорные, а минорные, наоборот, в мажорные.

Например, превратим ля минор (тональность без знаков) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сразу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.

Как определить тональность мелодии?

Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. Например, мы имеем тональность Си мажор (пять диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего лишь два диеза – фа и до.

Как определить тональность мелодии?

Соотношения одноименных тональностей в музыке

Композиторы очень любят сочетать одноименные тональности в своих произведениях, так как такие сочетания мажора и минора создают тонкие и выразительные, но в то же время очень яркие контрасты в музыке.

Один из ярких примеров сочетания в одном произведении одноименных тональностей – известнейший «Турецкий марш» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка написана в тональности ля минор, но периодически в ней появляется жизнеутверждающий рефрен в Ля мажоре.

Смотрите, вот начало знаменитого рондо, тональность ля минор:

Как определить тональность мелодии?

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/08/odnoim-ton-01.mp3

Немного погодя, мы видим, что тональность переменилась на солнечный Ля мажор:

Как определить тональность мелодии?

Ну а теперь можно послушать произведение целиком. Если вы слухач, то можете даже подсчитать, сколько фрагментов этого рондо прозвучит в Ля мажоре.

Моцарт – Турецкое рондо

Итак, из сегодняшнего выпуска вы узнали о том, что такое одноименные тональности, как их находить и как получить мажорную гамму из минорной и наоборот.

В материалах прошлых выпусков читайте также о параллельных тональностях, о том, как запомнить знаки во всех тональностях.

В следующих выпусках мы расскажем о том, какие тональности являются родственными и о том, что такое градусник тональностей.

Источник: https://muz-teoretik.ru/odnoimennye-tonalnosti-v-muzyke/

Как определить тональность своей музыки

Как определить тональность мелодии?

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы попробуем понять как определить тональность, а также сделаем это на практике, на примере небольшого проигрыша.

Определить правильно тональность музыки очень важная задача, с которой надо научиться справляться. Этот навык может дать нам огромный простор для творчества если мы сочиняем что-то сами (чтобы развить композицию), а также позволит нам научиться подбирать аккорды к любимым композициям.

Мы даже можем не просто подбирать аккорды, а делать это так как нам нравиться (ведь тут множество вариантов, можно придать любую дополнительную окраску к базовым аккордам, использовать замены). Мы это уже кстати делали, например в статье как подобрать аккомпанемент к мелодии.

Вообще если у нас есть ноты композиции, то самое простое посмотреть на знаки альтерации, стоящие при ключе. Тогда у нас будет всего два варианта.

Например, если при ключе стоит один диез.

Как определить тональность мелодии?рис. 1

То тут два варианта. Либо это тональность Соль мажор, либо Ми минор (параллельные тональности).

  • Чтобы точно понять это поиграйте композицию немного и возьмите в конце её аккорд, который, как вы полагаете, является тоникой.
  • Мы кстати подобным занимались уже в статье Как использовать большой увеличенный септаккорд.
  • Тоника — это самый устойчивый аккорд, поэтому взяв его правильно в композиции должно наступать чувство успокоения (чувство что все разрешилось, закончилось и ничего уже не будет, никакого развития).

Давайте попробуем на очень простом примере. Вот у нас сочинился небольшой проигрыш, который нам понравился.

  1. Как определить тональность мелодии?рис. 2
  2. Давайте послушаем как он звучит.
  3. слушать музыку

К какой тональности его можно отнести? Мы видим, что у нас один знак диеза при ключе в нотах, что мы записали. Делаем вывод, что возможно нужная тональность либо Соль мажор либо Ми минор.

  • Давайте попробуем закончить на трезвучие Соль мажор.
  • Как определить тональность мелодии?рис. 3
  • И сыграем ноты с рисунка 3:
  • слушать музыку

Действительно трезвучие звучит как тоника. Мы можем разрешить мелодию в этот аккорд. Да, в конце у нас есть нота фа диез, которая является, как мы знаем вводным тоном для тональности Соль мажор. Вводный тон — подчеркивает, «вводит» в тонику, это еще один довод за то, чтобы взять в конце Соль мажор.

Читайте также:  Как научиться играть на пианино

Итак, вот мы определили тональность главную, что же это нам даёт? Это дает нам, к примеру возможность развить наш проигрыш, разнообразить его как-то.

  1. Например, можно взять аккорды вместо исходных нот.
  2. Как определить тональность мелодии?рис. 4
  3. По-звучанию аккорды C D7 | Em будут звучать практически так же как и наш проигрыш и мы можем чтобы по кругу не повторять одно и то же взять их.
  4. А почему мы их берём?

Например, трезвучие До мажор (зелёный цвет на рисунке 4). Его мы играем вместо первых четырех нот мелодии, (ноту же ре, не входящую в трезвучие До мажор можно рассматривать просто как проходящую — 9-ую ступень). Четыре же эти ноты можно также отнести к лидийскому ладу.

Далее три ноты (фа диез, соль — отмечено красным) можно отнести к D7 — главная нота фа диез, соль проходящая 11-ая. Эти ноты можно отнести также к ладу миксолидийскому.

Все остальные ноты (что отмечены синим) — практически все из аккорда Ми минор семь (а можно и просто трезвучие Em брать, а остальные ступени рассматривать как добавочные). Также все ноты, что мы отнесли к аккорду Em можно отнести к ладу эолийскому.

  • Давайте запишем теперь, расширенный с помощью аккордов проигрыш.
  • Как определить тональность мелодии?рис. 5
  • И послушаем его.
  • слушать музыку

Ну вот — звучит неплохо на мой вкус. Но что же еще можно сделать? Можно развить гармонию и дальше используя аккордовые замены. Так, у нас достаточно большой простор для улучшения звучания появится.

Итак, как мы знаем До мажор можно заменить на Ми минор (или Em7).

Как определить тональность мелодии?рис. 6

На рисунке 6 мы практически всё оставили как есть, но заменили C на Em7 в такте девятом. Это тоже меняет звучание.

  1. слушать музыку
  2. Ну в общем-то мы До мажор не только на Em можем заменить, но и на Am7, а D7 с помощью тритоновой замены на Ab7, а Em7 на G (но так как мы решили, что G это тоника его хорошо брать в конце).
  3. Да, вместо основного вида перечисленных аккордов можно брать их обращения, что тоже повлияет на звучание.

Кроме замен разнообразить можно также с помощью надстроек. Взять к примеру вместо трезвучия До мажор Cmaj9. Оставить исходные аккорды, но добавить к ним дополнительные ноты (не входящие в основной состав этих аккордов).

  • Как определить тональность мелодии?рис. 7
  • Ну и давайте также сыграем получившуюся музыку полностью.
  • слушать музыку

Источник: https://gorstorehov.com/page/kak-opredelit-tonalnost

Музыкальный онлайн колледж

Определение тональности в мелодии, песне или композиции является настолько естественным навыком для профессионального музыканта, что мало кто задумывает о том по каким принципам он это делает.

  С другой стороны очевидно, что начинающему музыканту не всегда легко определить тональность песни и нередко даже более опытные музыканты-любители делают ошибку в определении тональности.

Например, я лично был свидетелем того, как музыканты работающие в профессиональном коллективе на полном серьезе обсуждали тональности песни Get Lucky, в которой всего 4 аккорда!

Для легкости обучения выделим следующие случаи, когда нам
нужно определить тональность

  1. Определение тональности по нотам, в которых нет ключевых знаков
  2. Определение тональности по нотам, в которых есть ключевые знаки
  3. Определение тональности на слух

Прежде всего давайте определимся с тем, что будет означать определение тональности. Одно из значений термина тональность в теории музыки это звуковысотное положение лада — чаще всего в практике музыканты подразумевают позицию лада и его вид. То есть, для определения тональности нам нужно найти лад и его звуковысотное положение, то есть тонику лада.

Как определить лад мелодии.

Если у нас есть нотная запись текста, то здесь все очень просто – выписываем все встречающиеся в мелодии звуки и переносим и в  одну октаву, чаще всего этого будет достаточно. Если нот получилось меньше 7, то смотрим на аккорды сопровождения и добавляем недостающие звуки из аккордов в лад.

Смотрим на первый и последний аккорды и выписываем лад от
предполагаемой тоники. Если получили мажор или минор, то велика вероятность,
что это и есть нужная нам тональность. Если получается непривычный набор нот,
то нужно включать слуховые и аналитические навыки.

Прежде всего тоника лада
должна ощущаться, как максимально устойчивый звук который никуда не стремится. Тоже
самое касается аккордов лада. Сыграйте последовательность аккордов, если она
есть, и останавливайтесь на каждом аккорд по очереди, чаще всего тонический
аккорд расположен в первом или 4, 8 и т.

д тактах и будет звучать максимально
устойчиво.

Важную роль в определении тональности любой музыки играют знаковые места в музыкальном тексте. В классической музыке они называются кадансами и располагаются в каждом 4 или 8 такте. Как правило, в этом месте мы можем найти тонический аккорд или аккорд доминанты.

Если у нас есть ноты с выписанными ключевыми знаками, то задача немного упрощается, так как чаще всего знаки при ключе будут соответствовать тональности, но не всегда. Не забываем о модуляция и о том, что иногда в ключевые знаки попадают характерные ступени ладов.

Например, уже упоминаемая мной Get Lucky написана в B дорийском, иногда записывается с тремя ключевыми знаками, добавляя ноту G# в ключевые знаки, что даст нам не верное определение тональности F# moll как основной.

Поэтому слух и анализ в любом случае нужны для верной интерпретации лада.

Третий вариант у нас нет нот и мы подбираем музыку на слух.
Здесь в первую очередь ориентируемся на звучание ступеней лада и кадансы.

Для быстрого определения тональности подходит такой метод:

Если взять любую ноту на фоне звучащей музыке, то есть два варианта – она либо входит в тональность, либо в тональность входит любая нота лежащая на полтона выше или ниже этой ноты. Например, звучит тональность до мажор, мы играем на инструменте ноту Eb.

Очевидно она будет очень сильно диссонировать, если мы спустимся на полтона вниз или поднимемся вверх, то попадем в звук тональности, допустим мы опустились в ноту D, теперь мы слышим, что это неустойчивая ступень и ищем звук, к которому она стремится: так мы находим звук тоники.

После этого нам нужно найти лад.

  •  Для этого, опять же, нам нужно подобрать мелодию на слух или просто двигаться по хроматике, отмечая слухом те звуки, которые согласуются со звучащим произведением.
  • Кадансы достаточно хорошо различимы на слух, если вы
    чувствуете, что сейчас начнется повторение материала или новая часть (например,
    припев или куплет), то это каданс и в нем содержится, как гармоническая, так и
    мелодическая подсказка для определения тональности.
  • Вредные советы

Часто советуют определять тонику по последнему звуку мелодии или по первому аккорду и т.д Очевидно, что этот метод может сработать только в очень небольшом проценте музыки, поэтому нужно использовать другие подсказки для точного определения тональности.

Определению тональности могут мешать ладовые фишки, а также существенно может усложнить задачу наличие модуляций и отклонений. В этом случае требуется сделать подобный анализ гармонического движения, для поиска всех тональностей через которые проходит мелодия.

Нередко такое явление встречается в джазе или музыке соул.

Как определить тональность мелодии?

Источник: http://study-music.ru/kak-opredelit-tonalnost/

Как определить тональность аудио и создать мелодию

Если вы хотите сделать ваши треки более музыкальными, но при этом не обладаете достаточными знаниями о тональностях, гаммах и гармониях, то наша статья точно для вас. Этот набор инструментов и хитростей поможет вам научиться добавлять мелодии и прописывать бас для любых ваших композиций, используя правильные ноты и не прилагая особых усилий.

Читайте также:  Психологический портрет современного композитора

Шаг 1: Определяем тональность вашего аудио

Если вы уже знаете в какой тональности играет ваш сэмпл или, скажем строите мелодию из скретчей, можете пропустить этот шаг. Часто, при использовании звуковых библиотек тональность сэмпла указывается в его названии (что-то вроде «С» или «Am») или если вы, к примеру, покупаете трек на сервисе вроде битпорта, то данные о тональности могут быть записаны в мета-данные трека.

Но если вы не знаете в какой тональности ваш трек и всё же хотите добавить в него пару-тройку музыкальных партий, вы должны это выяснить, чтобы не портить и музыку, и нервы. Есть достаточно много программ, которые помогают определить тональность песни, в том числе «Keyfinder«, который мы будем использовать в этой статье. Она бесплатна ????

Просто откройте программу, забросте в неё мышкой своё аудио и нажмите «Run Analysis». Тональность трека определится и будет показана справа. Кстати, можно забрасывать в программу сразу много файлов и определять тональность всех их сразу. Удобно, если хотите слепить что-то из кучи сэмплов или просто подписать их для удобства последующей работы. Кстати, вот чем я займусь как только допишу…

Итак, допустим, в результате мы имеем гитарный сэмпл в G-flat minor (Gbm). Это всё, что нужно, для того, чтобы переходить к следующему шагу.

 Шаг 2: Выбираем правильные ноты

Теперь пора выбрать ноты, которые мы будим использовать для поставленных выше целей. Без паники, никаких особенных знаний музыкальной грамоты не требуется, пока у нас есть старая добрая Википедия! Всё, что вам нужно это скачать себе две картинки. Серьёзно?! Ну и автор не обидится, если вместо того вы добавите в избранное эту статью и будете её открывать при необходимости.

  • Первая картинка для мажорных гамм, вторая для минорных. Если вашему аудио соответствует ключ из минорной гаммы, то возле её названия добавляется маленькая «m» (как в случае с Gbm)
  • Если в названии только одна большая буква (например A или D)и может быть  символы # — диез мажор и b — бемоль мажор, то это, соответственно относится к мажорным гаммам.
  • Конечно, их намного больше, но в основном в электронной музыке используются рассматриваемые нами тональности.

Мажор Минор

Обычно каждая тональность состоит из 7 нот, которые вы можете играть и которые будут звучать в тон. То что вы видете в левой колонке это названия самих тональностей, а вертикальные столбцы показывают (в клавишном стиле) подходящие для каждой из них ноты.

Сверху, соответственно, названия нот. Так что фактически, таблица показывает какие ноты будут работать в отпределённой тональности.

Цифры на нотках показывают их номер в данной тональности и то, какие из них мы захотим использовать в первую очередь ????

Если вы начинаете со скретчей, то в принципе можете взять любую из этих тональностей и наиграть на него нужные мелодии из предоставленных нот. Или же можно сначала просто что-то наиграть, а потом определить тональность и работать. Если нет миди клавиатуры, то можно сделать это и на обычной, а то и мышкой в piano roll.

Если вернуться к нашему семплу из первого шага и попытаться найти его тональность (Gbm) в таблице, то ничего не выйдет.

Но не стоит паниковать, давайте посмотрим повнимательнее! Взглянув на ноту Gb, мы увидим, что это та же нота, что и F#.

Получается, что Gbm = F#m, хоть и никакой математики! Обратите внимание на эту особенность, чтобы не путаться в будущем как с этой так и с другими тональностями.

Теперь самое время закрепить усвоенное на практике. Возьмите ваш сэмпл, определите тональность и создайте несколько удивительных мелодий. Вы в полной безопасности, пока используете ноты из таблицы!

  1. А если вы решите записать басовую партию, то вам вообще теперь этом не будет равных!
  2. Но на этом пока всё ????
  3. В следующей статье мы поговорим об аккордах…

Источник: http://www.hiphop.co.ua/kak-opredelit-tonalnost-audio-i-sozdat-melodiyu/

Как определить тональность мелодии, Музыкальный класс

Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.

О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.

Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:

  1. определяем тонику;
  2. определяем лад;
  3. тоника + лад = название тональности.

Имеющий уши — да услышит: он просто определит тональность на слух!

Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень лада, своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.

Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор.

Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад.

Для самопроверки можно проиграть трезвучие или гамму определяемой тональности и сравнить на гармоничность звучания с основной мелодией.

После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть тональность. Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.

Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!

Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей.

Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор.

Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.

1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;

2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности.

Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору.

Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.

Есть и более сложные случаи, в которых вопрос о том, как определить тональность мелодии, остается открытым. Это политональные или атональные мелодии, но эта тема требует отдельного обсуждения.

Научиться определять тональность мелодии – несложно. Главное – тренировать слух (чтобы распознавать устойчивые звуки и наклонение лада) и память (чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу тональностей). По поводу последнего почитайте статью – Как запомнить ключевые знаки в тональностях? Удачи!

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/kak-opredelit-tonalnost-melodii-muzykalnyj-klass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector