Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Итак, вам срочно требуется настройщик пианино, потому что ваш инструмент расстроен!

Если к вам придет порядочный человек и достойный мастер, то это великолепно. Он прекрасно знает свое дело и выполнит все без нареканий.

Но что делать, если настройщик пианино не является тем мастером высокого уровня, за которого себя выдает? Более того, далекий от этой области человек даже не поймет, что перед ним не мастер, а так, мелкий ремесленник и шарлатан с хорошим стажем и приличными актерскими данными. Рекомендации у такого «мастера» могут оказаться куда более впечатляющими, нежели у достойного профессионала и, как правило, скромного человека.

Но это не страшно. Мы подробно и поэтапно расскажем и покажем на фото, как профессиональный настройщик пианино должен выполнить всю работу.

Настойка пианино – дело не хитрое, поверьте. Это не сложнейшие реставрации или тончайшие регулировки для пианиста-международника. Тут всего лишь ежегодное обслуживание и, возможно, мелкий ремонт. Но, тем не менее, и здесь от настройщика требуется определенный уровень мастерства и скрупулёзность в работе.

Вот перед нами пианино в «закрытом» виде. Возьмем для примера одну из моделей Petrof 80-х годов выпуска.

  • Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?
  • Снимаем верхнюю панель, затем клавиатурную крышку и нижнюю панель.
  • Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика? Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика? Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?
  • Теперь наш инструмент будет выглядеть таким образом:
  • Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?
  • Снимаем механику:
  • Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика? Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Необходимость регулировок после осмотра механики, к сожалению, может определить только специалист. Но даже на непрофессиональный взгляд она должна выглядеть «свежей», молотки не болтаться на сантиметр влево-вправо. Не факт, что их удастся затянуть, возможно, потребуется так называемая перештифтовка.

  1. Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?
  2. Теперь осматриваем чугунную раму:
  3. Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?
  4. Нужно убедиться, что в раме (не в деке) нет трещин. Особое внимание на ребра жесткости:

Благо, это явление достаточно редкое, а на некоторых марках, как к примеру Petrof, крайне редкое. Через нас прошло около двух тысяч пианино этой фирмы, и лишь дважды мы столкнулись с такой проблемой.

Но посмотреть все-таки стоит, ведь где-то оно случается.

Если вдруг такая ситуация окажется у вас, звоните нам или пишите, возможно, что инструмент может еще послужить, но нужно рассматривать каждый конкретный случай индивидуально.

Теперь поднимаем всю клавиатуру. Выглядит страшновато, но ничего особенного в этом нет, не беспокойтесь.

  • Частенько настройщики пианино не делают данную процедуру, а зря, очень даже зря!
  • Во-первых, под клавиатурой нужно аккуратно все почистить и пропылесосить.

Уважающий себя и свою профессию мастер обязательно почистит весь инструмент изнутри, потому что владельцам попросту не удастся его так разобрать, а грязь и пыль продолжают накапливаться. Если же вызванный вами настройщик не хочет этого делать, лучше выдворите его, однозначно это халтура, и она будет во всем.

Во-вторых, под клавиатурой мы видим: сильно ли повредила моль подклавиатурные шайбы (не будем умничать специальной терминологией, обывателю нужна лишь суть), присутствовала ли в пианино прочая живность. Помимо этого мастер установит еще ряд более значимых моментов, но их мы опустим.

  1. Обязательно нужно осмотреть состояние клавиш с внутренних сторон.
  2. Идем дальше:

Перед регулировкой механики ее обязательно нужно, подчеркнем этот момент, обязательно необходимо всю протянуть! К сожалению, опять-таки, не часто обычные настройщики это делают тщательно. Либо не делают вообще.

Чем это чревато? Полбеды, если у вас ребенок только начал заниматься. А если уже прилично играет? Все деревянные узлы механики, коих сотни, в основном стянуты между собой шурупами, которые и нужно протягивать. Иначе при игре они разбалтываются, и затем уже происходит излишнее трение самих деталей, то есть чрезмерный и очень быстрый износ.

Вот поэтому порой среди профессионалов можно услышать мнение, что у того-то пианиста такая-то брендовая марка, а он за несколько курсов обучения в вузе попросту «убил» инструмент, то есть механику. А дело-то было не в фортепиано, а в ленивом и непрофессиональном настройщике.

Это все равно, как если бы вы решили заняться профессионально автоспортом, приобрели дорогой автомобиль, начали на нем тренироваться, и без разницы, что там с ходовой. Надолго ли вам хватит такого автомобиля? Это, конечно, условное сравнение, но ситуации идентичны, поверьте.

И вот теперь только, после того как механика протянута, в ней устранены возможные мелкие дефекты, можно приступать к самой настройке. Настройщик пианино простроит его первый раз, после приступит к регулировке механики, установив ее обратно на инструмент.

А затем нужно простроить инструмент еще раз, особенно если он давно не настраивался. Иногда приходится сделать это и в третий раз. Конечно же, цена настройки пианино в этом случае немного возрастет. Но лишь немного, ничего хитрого или уж тем более сложного в этой процедуре нет даже для обычного специалиста.

Поэтому, когда мы предварительно определяем, сколько стоит настроить пианино, желательно уже заранее знать, чего вы хотите. Если вы перечислите все эти моменты мастеру, он вам максимально точно сможет озвучить цену.

Иногда, правда, можно услышать, что он супермастер, у которого очередь от Кремля до Сибири, и он сам без лишних вопросов знает все так, как не знает никто. Такого великого специалиста лучше оставить наедине с собственным амбициозом.

Нормальный человек и приличный мастер лишь отметит, что вы неплохо осведомлены в довольно-таки редкой сфере, что не может не вызывать уважения, и без проблем все сделает как нужно.

Конечно, мы не учли здесь всех моментов, когда инструмент требует более серьезного вмешательства, но сейчас перед нами стояла другая задача. Нужно было сделать так, чтобы вы более конкретно и детально знали, что ожидать от настройки пианино и от фортепианного мастера.

  • Итак, закончив последний прогон в настройке вашего пианино, мастер вновь полностью его собирает.
  • Затем настройщик немного поиграет (если умеет, конечно, что, к сожалению, не часто встречается), прислушается ко всем нотам и звукам, оценит, насколько «чувствительнее» стала клавиатура (это как раз благодаря правильным регулировкам механики), затем попросит поиграть вас, если таковая возможность имеется.

Всё, принимайте работу, она выполнена профессионально и честно! И пусть ваш инструмент теперь приносит вам только радость и удовольствие!

.  .  .

Пару слов о серийных номерах пианино.

По ним можно определить дату выпуска инструмента. Почему-то производитель год изготовления никогда не ставит. Чтобы найти этот номер, достаточно открыть самую верхнюю крышку и взглянуть чуть правее на чугунную раму.

Настройщики любят спрашивать номера, затем смотрят в умные каталоги. Все это вроде бы правильно, только откроем один небольшой секрет. Эти номера нанесены краской и без проблем стираются ацетоном, да так, что и следа после не остается.

При желании в ближайшей фирме «визитки, печати, штампы» можно за копейки заказать оттиск с любым номером, и шлепайте после сами любой год выпуска. А еще при большем желании в подобной фирме вам и паспорт на старой бумаге состряпают, где будет не 1972 год, а, скажем, 1998.

Однажды один такой мастер-умник, которого продавец попросил «омолодить» пианино, чтобы продать подороже, так перестарался, что прилепил на Petrof номер, соответствующий приблизительно 2050 году.

А инструмент в действительности был конца 70-х годов двадцатого столетия, очень качественной сборки, кстати.

В реальности нужно просто разбираться в моделях и устройстве фортепиано вообще, тогда эти номера будут, в принципе, не нужны. Нет никакой качественной разницы, начало 70-х или конец 70-х, а по большому счету начало 70-х или даже середина 80-х.

Можно много глупостей услышать, что с такого-то года тот же Petrof стал хуже! Или лучше! Стали делать то-то и то-то! С такого-то года брать нельзя, с рамой что-то стало не так, или наоборот.

Нет, все это чушь! Сейчас интернет позволяет сделать официальный запрос на фирму Petrof, и вам достаточно быстро ответят, к примеру, что никаких изменений в чугунной раме в такие-то годы не было.

Кстати, если настройщик при каждом удобном случае во время работы только и твердил, что здесь то-то не так, тут надо другое еще сделать, и цена у вас на глазах резко идет вверх, внесите его лучше в черный список и распрощайтесь.

Поверьте, при первом же осмотре инструмента, как только тот разобран, сразу видно все, что действительно нужно сделать сверх обычного профилактического обслуживания.

Об этом порядочный специалист уведомит вас сразу до начала работы, а вы уже решите, будете оплачивать дополнительные услуги или пока отложите.

К сожалению, далеко не всегда некачественно и нечестно выполненная работа проявит себя сразу. Вот в случае с сантехником, к примеру, если он плохо починит или поменяет кран, результат не заставит себя ждать.

В нашей же ситуации весь негатив от плохого настройщика может проявиться только годы и годы спустя, а то и десятилетия. Некто сейчас скривит фейс, мол, сравнили нас, небесных мастеров, с какими-то там сантехниками.

Между прочим, не менее сложная и значимая профессия, отметим, и крайне ответственная.

Мы с большим почтением относимся к истинным мастерам фортепианного дела, но если бы все были теми, за кого себя выдают, не было бы и необходимости в подобных статьях.

.  .  .

И напоследок о сантехниках!

В этом коротком рассказе, если кому-то будет интересно, лишь частично вымысел, а кое-кто – более чем реальные персонажи. Но это уже, если у вас будет свободных минут двадцать-тридцать и желание немного отвлечься.

  1. Ссылка на рассказ «Сантехник».
  2. Компания «Мир-Пиано»
  3. Перейти к полному списку статей

Источник: https://mirpiano.ru/aktualnye-stati/60-nastrojka-pianino

Можно ли самому настроить пианино

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?Для настройки инструмента лучше всего вызвать фортепианного мастера

Уже много говорилось о том, что фортепиано имеет свойство со временем терять свой строй, а, помимо этого, могут возникнуть и иные проблемы, которые негативным образом сказываются на качестве звучания инструмента и, соответственно, на качестве исполняемой вами музыки.

Сразу скажу, в этом случае я настоятельно рекомендую вызвать мастера, который сможет все безукоризненно исправить.

Но, возможно, вы решили сами углубиться в эту тему, сочли, что уровень вашего слуха уже вполне достаточен для того, чтобы самому с этим справиться, и что вы подходите для этой работы.

В любом случае знания никогда не бывают лишними, и я не могу отказать вам в их получении по мере моих скромных возможностей.

Для этой статьи мне специально пришлось пообщаться с очень опытным мастером-настройщиком, ибо в этом деле необходимо на самом деле недюжинное мастерство и развитый слух, который будет максимально близок к абсолютному. Но, если вы только начали играть, не имеете особого музыкального опыта, то, пожалуйста, не делайте этого сами!

Я вас предупредил, струны, конечно, порвать достаточно сложно (только если вы перетяните их минимум на октаву), но если такое произойдет, то их будет достать значительно сложнее, чем гитарные, которые можно приобрести в любом музыкальном магазине.

Читайте также:  Как научиться играть на пианино

Данный материал даст вам общее представление о настройке пианино, ведь, чтобы познать тонкости этого процесса, тот самый настройщик предложил переслать мне бандеролью пару «книжек» размером с томик Маркса-Энгельса каждая.

Что мне поведал опытный мастер, который захотел остаться инкогнито

Настройка фортепиано состоит в том, чтобы привести в соответствие все струны между собой, и чтобы они соответствовали идеальному строю.

Действие начинается с регулировки так называемой зоны темперации.

Темперацию изобрел Иоганн Себастьян Бах, в её подтверждение  он написал «48 прелюдий и фуг для хорошо темперированного клавира» (клавиром в XVII—XVIII веках называли все струнные клавишные инструменты).

Именно благодаря этому изобретению великого композитора клавиатура фортепиано представляет собой тот инструмент, к которому мы на сегодняшний день привыкли.

Все достаточно хитро… Если бы не была изобретена темперация, то играть было бы крайне неудобно и возможности в плане игры были бы весьма ограничены. Проще говоря, темперация – это умышленное незначительное искажение строя интервалов от чистых, в угоду удобству музыкантов. Без неё черные клавиши располагались бы не постоянно в одних и тех же местах, а одна линия клавиш октав была бы шире другой.

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?Вирбельбанк

Что касается настройки на физическом уровне, основной частью фортепиано, с которой работают настройщики – это вирбельбанк.

Вирбеля – это специальные пианинные колки,  которые имеют микронную резьбу, с помощью которой достаточно небольшого движения, чтобы изменить натяжение струн; сделан он из склеенных из разных пород древесины брусочков; расположены они в вирбельбанке под небольшим углом.

Вирбельбанк – специальная доска для колков, которая удерживает струну в настроенном состоянии за счет силы трения.

Для их регулировки применяется специальный настроечный ключ, который становится лучшим другом мастера: многие настолько за годы привыкают к своему личному инструменту, что если им дать аналогичный другой, то справляться они будут хуже. Установив ключ на вирбель, мастер очень аккуратными движениями либо повышает строй, натягивая колок, либо его понижает, ослабляя.

Особую сложность вызывает то, что на каждую ноту может приходиться от одной до трёх струн – по одной толстой струне в нижнем, басовом, регистре; по 2 в части среднего регистра, и по три до конца клавиатуры.

Струны, которые относятся к одной ноте, называются хором – струны одного хора имеют одинаковую толщину, настраиваются одинаково, но они отличаются по длине, хоры нужны для увеличения длительности и насыщения звука.

Основная проблема заключается в том, что струны пианино расположены на очень малом расстоянии друг от друга, меньше 5 мм, и вызывает затруднение проверять настройку каждой струны по одной. Для решения этой трудности используются клинки.

Они используются для заглушки крайних от настраиваемой струн, настройка же всегда начинается со средней струны в хоре. Клинки представляют собой простой вырезанный из резины заостренный треугольник, для заглушки самых тонких струн для удобства используются деревянные клинки.

Вместо клинков используют также плотную резиновую ленту, работает она аналогичным образом, но процесс настройки замедляется, ибо ею сложнее заглушить струны.

Сам процесс настройки струн – дело куда более тонкое, чем вы даже можете представить, настраивать все струны подряд – это неправильно и непрофессионально, существуют специальные методики.

В первую очередь возникает вопрос, с помощью чего извлекается абсолютно чистая нота, на которую впоследствии и идёт ориентирование. Самый старый инструмент, используемый для этого – камертон.

Камертон сделан в форме вилки с двумя зубцами, на конце ручки находится шарик, сначала камертоном бьют о твёрдую поверхность, а после этого прислоняют его к хорошо резонирующему материалу (но, в принципе, также подойдет любая твёрдая поверхность).

Камертон начинает резонировать с ней, и он выдает звук, который соответствует ноте Ля первой октавы. Также некоторые мастера используют современные дорогие тюнеры, дешевые хроматические для гитары для этого не подходят.

Но все равно самой правильной является настройка на слух, после одного удара камертона настройщик пианино пользуется исключительно слухом для окончательной настройки.

Существует несколько методик, по которым настраивается пианино.

Первая называется квартово-квинтовая – наиболее точная и часто применяемая, новички же обычно начинают с квинтово-октавной. В любом случае настройка начинается с ноты Ля малой октавы до ноты Ля первой темперации.

Процесс квартово-квинтовой настройки осуществляется следующим образом:

  1. Сначала с помощью камертона выстраивается октава между ля малой октавы и Ля первой.
  2. Настройка по одной струне: клинками изолируется по две крайние струны. Потом слева направо подстраиваются крайние струны хора.
  3. Собственно почему метод имеет такое название: настройка идет путем чередования кварт (4 полутона) и квинт (5 полутонов): к примеру после Ля справа налево (напомню, что настройка идет по одной октаве) идет настройка Ре – квинта, после Ре идет квинта до Соль (слева направо), от Соль идёт на До (квинта, справа налево), от До вверх на Фа, от Фа на До-диез и так далее. Всё должно идти чётко по интервалам – это обеспечивает максимальное качество настройки.
  4. Опять же напоминаю про темперацию – на кварте звук повышается на «одно биение в секунду» (термин имеет отношение к звуковым волнам), на квинте соответственно идет понижение на одно биение в секунду.
  5. Проверка качества настройки – нужно проверять по малым терциям (содержит полтора тона), по настраиваемому способу (кварта-квинта), поиграть на фортепиано сложные вещи, например «Ave Maria» или любое произведение Баха (здесь в принципе не столь важно – что, важно – как – у неопытного пианиста вряд ли получится раскрыть все новые возможности отстроенного инструмента).

В кварто-октавной настройке все ступени, кроме третьей, аналогичны кварто-квинтовой, но процесс осуществляется с помощью другого интервального принципа.

Сначала идет подъём вверх по квинте, а потом вниз на октаву: квинта – от Ля первой октавы на Ми второй, потом октава с Ми- второй октавы на Ми первой октавы, от Ми первой на Ля-бемоль и так далее.

Этот способ более прост, но он более неточен, потому что чем шире интервал, тем больше будет погрешностей.

Время на настройку у каждого уйдет разное. По словам мастера, его самая первая настройка заняла 5 с половиной часов, сейчас на крайне срочную настройку он потратит 35-40 минут, обычно же он тратит на это 1,5 часа.

Также он рассказал о советском настройщике по фамилии Волков, который был виртуозом своего дела – он настраивал на мастер-классах фортепиано за 20 минут и при этом не использовал заглушек, что, впрочем, не сказывалось на качестве настройки.

Кстати этот человек в своё время изобрел конструкцию, при которой пианино настраивалось бы только один раз еще во время его изготовления, но этот способ не нашёл отклика, так как должны были активно использоваться металлические детали, а это сказалось бы на акустических свойствах инструмента (считайте это городской легендой).

Отстройка пианино – основное занятие мастера, однако это не единственная проблема, с которой ему предстоит столкнуться и, разумеется, решить.

Интонировка – одни молоточки используются чаще и уплотняются лучше, чем те, которые используются реже, их фетр (войлок на молоточках) смещается. Его нужно спрессовать или, наоборот, ослабить. Уплотнение молоточков происходит с помощью интонировочной иглы, фетр уплотняется к центру.

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?Шпиллер рояля

Часто встречаются также проблемы со шпиллером – это «толкатель» молоточка, при нажатии на клавишу он отпрыгивает назад и приводит в движение молоточек. Пружина, которая является движущим механизмом, может сломаться, выпадать из шлейфа, из-за этого клавиши могут цепляться друг за друга, западать, что, конечно же, очень мешает игре.

Струны, хотя и редко, но рвутся. Кстати, вы знали, что сила их натяжения достигает 18 тысяч килограмм? Представьте, если учесть, что в пианино обычно 220 струн, что общая сила их натяжения около 4000 тонн, все очень серьёзно, не правда ли? Извините, отвлёкся.

Так вот, если струна рвется, то достать новую не так просто: обычно их берут из старых ненужных пианино, делают самостоятельно из струнной проволоки или заказывают на фабриках по производству фортепиано, что весьма проблематично и недешево.

Так что будьте аккуратнее!

Также настройщики очищают пианино изнутри, проводят общую диагностику и, по мере выявления проблем, исправляют их, так что вы можете смело считать их музыкальными врачами. Поэтому цените этих людей – это не самая распространённая профессия, а без них пианисты были бы как без рук.

(3

Источник: https://ProPianino.ru/nastroyka

Частота настройки пианино: почему важно делать это вовремя

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Во многих домах есть пианино. Дети и их родители любят играть на этом инструменте красивые и задушевные сочинения известных музыкальных композиторов, ведь оно может полностью и очень красочно воспроизводить самые разные по сложности музыкальные произведения. Это могут быть простые детские песни, этюды, красивые симфонии и мелодичные прелюдии.

Специфическое возбуждение всех струн, а также подвижность механической части создаёт клавишным инструментам невероятную динамику и яркость насыщения разнообразными красками звучание, которое не может издавать другой музыкальный инструмент. Пианино является быстро реагирующим и чутким клавишным инструментом, который очень быстро может воспроизводить нужные композиции.

Пианино – это один из типов фортепиано. Характеристика которого следующая:

  • ​струнный и клавишно-молоточковый музыкальный инструмент;
  • ​звуковой диапазон составляет 88 звуков который практически полностью охватывает весь звуковой состав, используемый в музыкальных произведениях.

В один прекрасный вечер вы заметили, что пианино перестало  звучать, так как оно звучало  раньше? Начали проскакивать фальшивые звуки, как то расплылся  строй? Что же случилось? Это вовсе не трагедия, а просто пришло время настраивать ваш инструмент.

Что же такое настройка фортепиано и как она проводится?

Это главный процесс согласования всех звуков из хроматического звукоряда с интервальной темперацией в семействе клавишных и струнных музыкальных инструментов. Настройщик-профессионал сможет на слух настроить темперацию, опираясь исключительно на один из хоров, который был настроен в камертон 440 Гц.

С недавнего времени существуют программное обеспечение и электронное оборудование, позволяющее вычислять точные частоты, например — фортепианный тюнер.    Но в кругах профессиональных музыкальных мастеров ведутся постоянные дискуссии о целесообразности использования тюнера при настройке пианино и роялей.

Противники считают, что настройка с помощью тюнера не желательна, так как тюнер не охватывает нужный диапазон частот и уступает профессиональному человеческому слуху. Натренированный слух мастера слышит все уровни интервальных частот, а тюнер не может дать нужный результат.

Сторонники уверены, что чистая настройка без тюнера не возможна. Многие считают, что современные приборы позволяют охватить весь диапазон фортепиано. Только нужно уметь правильно пользоваться тюнером и тогда инструмент даст правильное темперированное звучание любому роялю и пианино.

Резонанс является уникальным для каждого инструмента. Как утверждают настоящие профессионалы, хорошая настройка выполняется только на слух.

Как часто следует настраивать пианино?

Многие люди, у которых есть пианино, задают вопрос: «А как же часто требуется производить его настройку?»

Читайте также:  Что можно поиграть на фортепиано? как восстановить навыки игры на фортепиано после большого перерыва?

Если ваш музыкальный инструмент имеет крепкий и хороший строй, и вы не слышите от него фальшивых нот, то можно производить настройку раз в год, и этого будет достаточно.

А если Вы используете пианино для частой игры музыкальных произведений, например, ваш ребенок занимается в музыкальной школе и практически днями напролет играет, то осуществлять настройку следует производить по мере необходимости.

Настройку недавно купленного Вами нового или только что отреставрированного  пианино следует производить более часто в течение первых двух лет. Это связано с тем, что чугунная рама инструмента находится под большим давлением струн — их общее натяжение достигает от 16 до 20 тонн. Регулировка клавишно-механической части инструмента должна производится также регулярно.

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Существует  общее правило по обеспечению сохранности работоспособности пианино на концертных площадках, в музыкальных школах и частных домах. Это использование регуляторов и увлажнителей для нормальной влажности в помещении, где находится ваш музыкальный инструмент.  Этот  несложный способ поможет поддерживать нормальное состояние Вашего инструмента в течение долгого срока службы.

Настройка пианино для детей – это очень важный момент! Ведь у ваших детей только начинает развиваться музыкальный слух. Необходимо, чтобы они учились играть на хорошо настроенном музыкальном инструменте. Уважаемые родители, если вы считаете, что настройка  домашнего пианино, на котором занимается ваш ребёнок, не обязательна, то вы глубоко ошибаетесь!

О чем следует помнить?

Квалифицированный настройщик пианино – это специалист, который должен отлично владеть своим мастерством. Сама настройка вашего музыкального инструмента состоит из целой системы операций.

Иногда приходится совершать перевозку пианино, например, в связи с переездом в другой дом или квартиру. После транспортировки инструмента необходимо его подстроить и подрегулировать.

Производите настройку своего музыкального инструмента своевременно, поскольку расстроенное пианино — то же самое, что больное горло у вокалиста, о котором необходимо постоянно заботиться и беречь.

И, самое главное, нужно любить свой музыкальный инструмент, прислушиваться к каждой его ноте. Если вдруг он начнёт подавать «больные» ноты, то сразу же обратитесь к хорошему настройщику пианино.

  • Если будете беречь пианино, следить за сохранностью и своевременно настраивать его, то оно подарит Вам мелодичные звуки, которые будут радовать Вас долгое время.

Получить консультацию и дополнительную информацию по вопросам настройки, ремонта, реставрации пианино и роялей в Москве и Московской области можно по телефону:
(495) 796-14-54

Источник: https://nastroishik-pianino.ru/sovety/kak-chasto-nuzhno-nastraivat-pianino.html

Настройщик пианино должен стать вашим другом — Настройка пианино

Невзирая на то, что мой общий стаж, проведенный за фортепиано, с переменным успехом составляет уже не менее 15 лет, настраивать его самостоятельно я всегда боялась. Еще с детства, глядя на инструменты настройщика пианино, я всегда понимала, что настройка пианино – это мужская работа.

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

В общем-то, присутствовать при самом процессе настройки пианино мне доводилось не так часто. Мой первый инструмент настраивался за 7 лет музыкальной школы всего несколько раз – в первом и последних классах.

Вероятно потому, что сама я тогда процесс «расстройки» и настройки пианино контролировать не могла, и оба вызова мастера были продиктованы банальной необходимостью – переездом в первом случае (на момент поступления пианино дома, конечно, не было, и везти его пришлось по тридцатиградусному морозу «с комиссионки»), в последнем случае – выпускными экзаменами.

Качественные занятия за инструментом, так или иначе, требуют качественного звукоизвлечения от музыканта, что просто невозможно при расстроенном инструменте.

Если первыми симптомами «расстройки» служат «поплывшие» тона, то на запущенных стадиях – это западание клавиш вплоть до пропадания звуков при нажатии отдельных из них.

Сама настройка пианино – занятие довольно хлопотное, визит мастера обычно длится не менее 3-4 часов, ему может понадобится некоторое время и на замену отдельных вышедших из строя деталей механики. Именно поэтому процесс настройки пианино обычно начинается с осмотра механики, для чего необходимо открыть все поочередно замки и верхнюю крышку, снять верхний и нижний щиты.

Для меня настройка пианино – всегда было неким таинством, наверное, и потому, что заглядывать внутрь инструмента мне доводилось достаточно редко, в моменты генеральной уборки и настройки. Несметное количество «игрушечных» молоточков, струн разного калибра и огромное число колков, при одном взгляде на которые вспоминается работа с коммутатором на телефонной станции.

Поначалу удивляет, с каким пристальным вниманием настройщик пианино осматривает детали, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к клавишам и струнам: щиты, деки, внутренние стены, однако во время общения с ним понимаешь, какую важную роль они играют в натяжении струн и в настройке пианино.

От их крепости будет зависеть способность струн удерживать правильный строй. Затем осмотру подвергаются более мелкие детали: молоточки (на уровень износа войлока на округлой части молоточков, отвечающей за качество звукоизвлечения), клавиши (западают или нет) и педали.

В детстве мне очень нравилось наблюдать за работой мастера: настройка пианино, как правило, сопровождалась еще и игрой на инструменте, иногда он просил что-то сыграть меня, вовлекая в процесс, иногда играл что-то сам. Безусловно, на тот момент уровень его мастерства был намного выше моего, и на меня его импровизированный концерт производил огромное впечатление.

Но самый длительный этап настройки пианино – это непосредственная работа со струнами, настраивая каждую из которых в отдельности, мастер специальным ключом меняет натяжение, поворачивая колок за колком и прослушивая клавишу за клавишей.

Все мастера, работавшие с моими инструментами, всегда это делали на слух, один из них даже не использовал камертон, который обычно служит для нахождения звука ля, традиционно отправного при настройке инструментов или работе с музыкальным материалом на слух.

Если вы только в начале пути игры на пианино, вам необходимо запомнить, что качество звука зависит не только от вас, но и от качества инструмента, поэтому настройщик пианино должен стать именно вашим (а не инструмента) личным другом.

Ведь его стезя – не только настройка пианино, он сможет дать ценные советы по выбору хорошего пианино, а также вопросам его эксплуатации, транспортировки и ухода за инструментом.

Ведь при должном отношении, даже профилактический осмотр и настройка пианино вам не понадобятся еще как минимум полгода.

Автор – Елена (incognita).

Источник: https://nastrojka-pianino.ru/rasskazy/nastrojshhik-pianino-dolzhen-stat-vashim-drugom.html

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика, Музыкальный класс

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика?

Как настроить фортепиано? Этим вопросом рано или поздно задаётся каждый владелец инструмента, ибо достаточно регулярная игра сбивает его строй уже через год; ещё через такое же время настройка становится буквально необходимой. В целом, чем дольше её откладывать – тем хуже для самого инструмента.

Настройка фортепиано – занятие, безусловно, необходимое. Дело здесь не только в эстетическом моменте, но также и в прагматическом. Неверный строй в значительной степени влияет на музыкальный слух пианиста, утомляя и притупляя его, а также мешая верно воспринимать ноты в дальнейшем (ведь приходится мириться с грязным звучанием), что грозит уже профессиональной непригодностью.

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы.

Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав.

Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано — слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные — чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

При настройке важно не делать резких движений, регулировать струну плавно. Если натягивать её слишком резко, она может лопнуть, не выдержав напряжения.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/kak-nastroit-fortepiano-esli-v-100-km-ot-vas-net-nastrojshhika-muzykalnyj-klass

Как настроить фортепиано в домашних условиях?

Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц.

Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр).

Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона.

Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.

Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р.

за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники.

Читайте также:  Лирические музыкальные произведения

К технической части и приступим.

Инструменты

Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.

Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил.

Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить.

Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.

Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.

Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).

Настройка

После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран.

Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза.

Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.

Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной.

Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть.

Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.

Заключение

Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно.

Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство.

Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы.

Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен.

Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии.

Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет.

И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах).

Так что воспользоваться или нет приведенной информацией, каждый может решить сам. Главное, что есть выбор.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/61698/

Ключ настроечный и особеннности настройки пианино

Настроить пианино не так просто, как кажется, это достаточно сложный процесс, требующий от настройщика не только постоянного слухового контроля, но и профессиональных навыков работы с настроечным ключом, возможности профессионально и качественно отремонтировать имеющуюся неисправность, все это зависит от опыта и таланта мастера, также от качества настроечного ключа. Если ключ изготовлен из хорошей стали с использованием прочных и одновременно гибких сплавов, это обеспечит лучшее качество проводимых работ. Если же сталь ключа более низкого качества, результат продержится меньше.

Каждое движение настроечного ключа квалифицированного мастера автоматизированно, что обусловлено опытом мастера и его музыкально-техническим слухом и чутьем. Ключ настройщика в какой-то степени можно сравнить со скальпелем в руках хирурга.

Многократные вращения настроечного ключа неопытным настройщиком может привести колки или вирбельбанк к более быстрому износу, устойчивость колка и струны падает, могут появиться нежелательные изгибы струн, в худшем случае — может появиться углубление гнезд вирбельбанка.

От того,насколько точно и гармонично мастер сможет настроить пианино зависит и развитие слуха обучающегося игре на фортепиано, и само удовольствие от игры на хорошо настроенном инструменте.

Самое главное в начале настройки — верное построение соотношений интервалов так называемой «зоны темперации», которая простирается от «ля» малой до «ля» первой октавы.

Принцип настройки фортепиано на соотношении интервалов

Любая профессиональная настройка пианино строится на определенном соотношении октав, кварт и квинт, терций и секст, которые определяются старинными и современными принципами и традициями фортепианного мастерства.

Обсуждая стандартные методы настройки пианино, можно выявить следующие особенности: пианино настраивается по камертону (тюнеру) 440 гц (в зависимости от состояния инструмента, объема заказа и пожеланий клиента); в работе настройщика при создании темперационной зоны используются кварты, квинты, терции и сексты; от области темперирования настраивается басовый регистр низ тенора с помощью октав и унисонов, а также верх тенора и дискантовый регистр (с помощью октав и подстройки унисонов).

Техника работы с настроечным ключом

Настройщик ставит рукоятку настроечного ключа на продолжение оси струны (допустимо ставить рукоятку с наклоном несколько вправо или влево — это индивидуально у каждого мастера).

К основным движениям колка относят вращение, которое применяется при существенном изменении строя; микрошаг (едва заметный сдвиг колка) — основной прием настройки , который производится настройщиком пианино медленно, плавно и постепенно наращиваются усилия на рукоятку ключа до минимального сдвига вирбеля.

После проведения данного движения усилия с рукоятки ключа снимаются, и мастер вслушивается в полученный результат.

В момент осуществления микрошага происходит деформация рабочей и нерабочей части струны; отжим — легкое движение без сдвига колка для получения деформации и стабилизации трения на порожках (клангштабике и в аграфах). Отжим служит для окончательной, точной и стабильной установки звуковой высоты струны.

Если отжим произодится против часовой стрелки, его называют «замком», который сопровождается ударом «форте» по клавише. Назначение удара — выравнивание напряжения нерабочей и рабочей части струны; вибрации руки, толчки, импульсные воздействия на вирбель, которые рационально применять при тугих колках или при их скачкообразном движении.

При работе с инструментом настройщик использует сжатый кулак (вращение), полусогнутую ладонь (при микрошаге), щепотку пальцев (для отжима).

Стадии настройки унисона

При настройке унисона мастер-настройщик проходит три стадии: в случае нахождения настраиваемой струны ниже эталона она подтягивается до эталонной, далее происходит перетяжка этой струны вверх на несколько биений и отжим, который прекращается в момент исчезновения биений. Допустимая погрешность настройки унисона — 1 биение в 4 секунды.

У каждого мастера имеется свой эталон биений, однако, слишком глухой точный унисон в теноровом регистре может несколько быть оживлен чуть более допустимым количеством биений. При настройке дискантового регистра погрешность увеличивается в несколько раз. Если перетяжка была небольшой, замок может легко фиксировать положения колка направлением усилия рукоятки ключа на себя.

Точный унисон контролируется проваливанием звука и быстрым затуханием.

Особенности настройки пианино

В пианино (в отличие от рояля) сначала настраивают правую струну хора. При черновом проходе возможно использование клинков, на чистовом проходе — температорную полоску, при котором сначала настраивается средняя струна. По камертону настраивают правую струну.

Струну необходимо ставить в центр настройки, когда при легком отжиме вирбеля вверх биения появляются и при легком отжиме вниз также появляются. Не рекомендуется изгибать вирбель сильно.

Изгиб отличается от отжима тем, что после снятия усилия биения изменяются, в то время как после легкого отжима биения остаются теми же самыми. Заканчивать настройку можно ударом форте.

Регистры пианино подразделяются на дискантовый (верхний),теноровый (средний) и басовый (нижний). Струны делятся на гладкие и с обмоткой, изготавливаются из специальной струнной стали.

В верхнем и среднем регистрах пианино, как правило, если это не аликвотная система струн, на клавишу приходится по три струны, в нижнем — по две, и в контроктаве — по одной (в разных конструкциях и фирмах пианино количество струн может быть в басовом регистре больше).

Чистота настройки во многом зависит не только от опыта настройщика, качественной настройки унисонов, качества инструмента, но и от общего технического состояния инструмента, его возраста, состояния деталей.

Безусловно, каждое пианино можно улучшить до определенного уровня, все зависит от обстоятельств, объема работ, качества инструмента и, конечно, от мастера, его уровня. 

О зонах темперации фортепиано

Темперационная зона должна быть в идеале интервально равномерной и каждый интервал должен звучать согласно традиционному темперированому принципу настройки. Звучание квинты, как правило, в стандартной настройке сужается, а кварты — расширяется, как и большой терции.

Важный момент профессиональной настройки — чистая настройка октав, от чего зависит общее точное звучание по всему регистру пианино.  В способе настройки «терц-секст» контроль основных настроечных интервалов и зоны темперации производится с помощью терций и секст, имеющих определенное количество биений, которые настройщик должен постоянно контролировать.

Их соотношение равномерно распределяется и по зоне темперации, и по всему диапазону пианино.

При вызове настройщика часто выясняется, что помимо непосредственно настройки пианино, инструменту требуется плановое техническое обслуживание в виде устранения западаний клавиш (обусловлено проблемами механики), замена фальшивых струн и колков, регулировка клавишного механизма и чистка пианино.

  Часто у старых и длительно не обслуживавшихся пианино встречаются проблемы плохого держания строя (особенно в антикварных пианино). Эти проблемы устранимы с помощью укрепления строя путем забивки вирбелей (осадка) или вливанием спецсоставов, или капитальным ремонтом по замене колков, в сложных случаях — заменой вирбельбанка.

К услугам по капитальному ремонту фортепиано относится полная замена колков с установкой ремонтных вирбелей. Материалы оплачиваются заказчиком.

Весь комплекс работ по техническому обслуживанию пианино и его настройке осуществляем недорого, по разумной доступной цене при заказе услуг в полном объеме.

Звоните 8 (916) 940 78 70 или оставьте телефон, и мастер вам позвонит.

Источник: https://masterpianino.ru/materialy-sajta/tehnicheskoe-obslujivanie-fortepiano-i-pianino.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector