Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Возвращаемся к теме модуляций, и из этой статьи вы узнаете о том, как играть модуляции в тональности первой степени родства.

Мы посмотрим нотные примеры модуляций, которые будут вписаны в уже известный нам период. Напоминаю, что этот период использовал я сам на уроках гармонии в музыкальном училище и консерватории.

Ознакомиться с ним в его первоначальном виде вы можете в предыдущих статьях, например, здесь или здесь.

Для примера возьмем и рассмотрим все модуляции из мажора (модуляции из минора будут продемонстрированы в следующей статье). Как известно, каждая тональность имеет связь с шестью другими, которые являются для нее родственными в первой степени. Для мажора такими тональностями являются следующие:

  • 1)    параллельная тональность;
  • 2)    тональность доминанты;
  • 3)    тональность, которая параллельна тональности доминанты;
  • 4)    тональность субдоминанты;
  • 5)    тональность субдоминантовой параллели;
  • 6)    тональность гармонической субдоминанты.
  • Итого 6 тональностей: 2 мажорных (S, D) и 4 минорных (параллель, параллель S и D, гармоническая S).

Модуляции во все эти тональности можно совершить по одному общему принципу – через общий аккорд. В качестве такого общего аккорда будем использовать тонику исходной тональности, которую будем приравнивать разным аккордам конечной тональности, ну а дальше, как это и положено, будем вводить модулирующий аккорд, после которого обычно сразу следует каданс новой тональности.

Итак, давайте перейдем к примерам.

Модуляция в тональность доминанты

Для начала рассмотрим модуляции в тональность доминанты. Как мы определяем, что это за тональность? Элементарно – просто строим трезвучие на пятой ступени из тех звуков, которые составляют звукоряд исходной тональности.

Например, по отношению к ля мажору родственной доминантовой тональностью будет являться ми мажор (именно такое трезвучие мы получаем из звуков ми, соль-диез и си).

Я же продемонстрирую для вас нотный пример модуляции из до мажора в соль мажор:

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Перед вами простой модулирующий период повторного строения из двух предложений (каждое по 4 такта): первое оканчивается доминантой исходной тональности, второе начинается тематическим повтором, а затем модулирует.

Модуляция происходит следующим образом: в 6-м такте тоника до мажора приравнивается субдоминанте соль мажора, а уже в 7-м такте вводится кадансовый квартсекстаккорд (K64).

Для наглядности момент приравнивания в функциональном ряде заключен в прямоугольную форму.

В качестве модулирующего аккорда, приводящего в каданс новой тональности, здесь использован двойной доминанты вводный септаккорд (DDVII7) с пониженной терцией.

 Модуляция в тональность доминантовой параллели

Не так же просто получилась у меня модуляция в тональность третьей ступени, которая параллельна доминантовой. Тоника до мажора, которую мы будем все время рассматривать в качестве общего аккорда, в ми миноре является трезвучием шестой ступени.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Конечно, после шестой ступени можно было сразу взять модулирующий аккорд.

Однако, для большей ясности смены тональности (в особенности ладового наклонения) я решал сначала сделать отклонение в секстаккорд субдоминанты (s6) с помощью вводного терцквартаккорда (поэтому не следует удивляться удвоению баса в секстаккорде – удвоение отвечает строгим правилам гармонии), после чего модуляция доводится до своего логического завершения уже довольно простыми средствами.

Модуляция в тональность субдоминанты

Теперь посмотрим модуляцию в субдоминанту. Для до мажора это фа мажор, и наш общий аккорд (тоника исходной тональности) в фа мажоре будет выглядеть как доминанта.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Введя в трезвучие вместо одного из удвоенных тонов септиму (в данном случае удвоена прима, меняем ее удвоение в теноре), легко получаем D7-аккорд, который не разрешаем в новую тонику стразу, а эллиптически сменяем трезвучием VI ступени (как и положено, с удвоением в ней терцового тона). До каданса построение доводим с помощью модулирующих аккордов II65 и DD65 с повышенной примой и пониженной квинтой.

Модуляция в гармоническую субдоминанту

По такой же схеме можно сыграть модуляцию в тональность гармонической субдоминанты. Гармонический мажор имеет пониженную шестую ступень, поэтому субдоминантовое трезвучие в нем будет минорным (фа минор для до мажора). Соответственно новой тональности после D7-аккорда переходим в низкую шестую ступень (от ре-бемоля).

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Модуляция в тональность субдоминантовой параллели

Чтобы перейти в тональность второй ступени, тонику до мажора, нашей первоначальной тональности, приравниваем трезвучию натуральной седьмой ступени ре минора, в который нам нужно перейти.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Как известно, трезвучие VII ступени (в натуральном миноре оно мажорное) в основном виде для гармонизации употребляется крайне редко, особенно в построениях, предшествующих кадансированию.

Его нельзя непосредственно привести к этому кадансу, минуя обычные субдоминантовые аккорды (трезвучие VII ступени хоть и не явственно, но действует заодно с доминантой, а потому не может предшествовать аккордам субдоминанты).

Поэтому для ясности проявлений новой тональности с ее минорной окраской перед тем, как приготовить K64 ре минора, я сделал отклонение прямо в новую тонику с помощью вводного септаккорда (отсюда удвоенная терция в тоническом трезвучии ре минора).

Модуляция в параллельный минор

Ну и последняя модуляция, которая будет рассмотрена в данной статье, модуляция в параллельный минор. Здесь тоника до мажора приравнивается третьей ступени, после чего следует отклонение в субдоминанту, ну а затем довольно просто развитие приводит к кадансу параллельной тональности.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Заключение

Итак, мы познакомились с 6 модуляциями в родственные тональности из мажора и проанализировали их нотные примеры. В следующей статье аналогично, а может быть, и как-то по-другому, будут показаны примеры модуляций из минора.

Если вы не хотите пропустить этой статьи и многие другие полезные материалы, которые будут публиковаться в будущем, оставьте свой e-mail в окошке подписки на рассылку сайта и новая статья будет выслана вам персонально на почту, которую вы указали.

Мне осталось пожелать вам успехов, дорогие читатели, и обратиться с просьбой: отписываться в х, если вы обнаружили какие-то ошибки в гармонизации. Если вы находите данную статью полезной, поделитесь ею с вашими друзьями в социальных сетях (для этого внизу вы найдете нужные кнопочки). Спасибо за внимание, до новых встреч!

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Источник: https://music-education.ru/modul1/

Общие звуки остаются на месте

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса – ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

  • Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора
    Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
  • Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора
    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
  • Типы тональных соотношений

– Модуляция – переход в новую тональность с устойчивым закреплением в ней музыкального построения. Как правило, модуляция завершается полной совершенной каденцией (К64 – D7 – Т (t) новой тональности). Простейший пример модуляции – смена тональности к концу периода:

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

D-dur T T = S K64 D7 T (A-dur)

Модуляция происходит при посредстве общего двум связываемым тональностям аккорда. Представляя определенную функцию в начальной тональности, общий аккорд приобретает иное функциональное значение в другой тональности (в приведенном музыкальном фрагменте Т53 тональности D-dur приобретает значение S53 в тональности A-dur (T=S)).

– Отклонение – кратковременный переход в побочную тональность без закрепления в ней. Отклонение представляет собой гармонический блок, выраженный разрешением обращений D7 побочной тональности в побочню тонику.

Чайковский. Детский альбом. Вальс.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

– Сопоставление – образуется при появлении новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода и отклонения. Обычно новая тональность появляется после тоники предыдущей тональности. Сопоставляемые построения могут бать объединены общностью тематического материала, представлять собой два звена секвенции:

Бетховен. Соната №1, 3ч.

  1. F-moll As – dur
  2. Отклонение в тональности первой степени родства

Отклонение – кратковременный неустойчивый переход в побочную тональность без закрепления в ней. После отклонения следует возврат к предыдущей тональности или новое отклонение.

  • Тональности первой степени родства
  • Для мажора в первой степени родства находятся тональности его D, S, все три параллельные тональности (II, III, VI), а также тональность минорной субдоминанты (s).
  • Для минора – тональности d, s, все три параллельные тональности (III, VI, VII), и тональность мажорной доминанты (D).
  • В мажоре наиболее распространены отклонения к D, II, VI, реже к III, на каденционных участках обычны отклонения в S, II.
  • В миноре распространены отклонения к III, D, на каденционных участках – s, VI.
  • Таким образом, отклонения в субдоминантовую сторону обычнее всего на каденционных участках.
  • Средства отклонения

Наиболее часто отклонение выражено простейшим приемом функционального перехода – разрешением обращений D7, VII7 (реже II7) в побочную тонику.

Аккорд, служащий при отклонении доминантой к временной тонике, называется побочной доминантой. Применение побочных доминант при отклонении характерно для композиторов западноевропейской традиции.

Побочные субдоминанты (S, II7, VI) получили большое распространение в славянской музыке.

В качестве побочных доминант при отклонениях предпочтительны D2, D65. D43 чаще используется в условиях проходящего оборота в новой тональности. Основной вид D7 применяется редко, так как делает звучание новой тональности слишком устойчивым.

Читайте также:  Что можно поиграть на фортепиано? как восстановить навыки игры на фортепиано после большого перерыва?

Бах, Моцарт, Бетховен активно использовали в отклонениях VII7 с обращениями (VII65, VII43). В Мажоре отклонение в тональность II ступени после тонической гармонии возможно исключительно посредством обращений VII7.

Источник: https://megapredmet.ru/1-34506.html

Основные виды модуляций. Модуляция через общий аккорд. Модуляции в тональности первой степени родства. Эллипсис

  • ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
  • КОНСПЕКТ УРОКА
  • Дисциплина: гармония
  • Отделение – музыкальное курс – 4 группа – 40

Тема: Основные виды модуляций. Модуляция через общий аккорд. Модуляции в тональности первой степени родства. Эллипсис.

  1. Преподаватель: Шелепова Дарья Александровна
  2. Требования к освоению дисциплины общеобразовательного цикла
  3. (Выписка из ФГОС СПО по специальности 530201)
  4. Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.

ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях.

ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.

ПК 1.4. Анализировать занятия по музыке, досуговые мероприятия, использование музыки в повседневной жизни детского дошкольного учреждения, корректировать процесс музыкального образования.

ПК 2.1. Определять цели и задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.

ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.

ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении.

ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.

ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.

ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.

ПК 3.5. Импровизировать в определенных музыкальных жанрах и стилях.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины (Выписка из рабочей программы)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
  • анализировать аккордовую структуру в произведениях разных стилей, определять стилевые особенности в гармоническом  языке произведения;
  • построить заданный аккорд или аккордовую последовательность в учебном четырехголосии;
  • анализировать аккордовые построения в учебной и музыкально – художественной литературе;
  • играть однотональные и модулирующие аккордовые построения  в виде аккордовых последовательностей в форме периодов.    

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные исторические периоды развития музыкальной культуры; особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;
  • принципы формообразования и гармонии;
  • особенности ладовых систем;
  • основы функциональной гармонии;
  • типы строения различных аккордов;
  • функциональную принадлежность аккордов, их обращения и разрешения

Тема: Основные виды модуляций. Модуляция через общий аккорд. Модуляции в тональности первой степени родства. Сопоставление. Эллипсис.

Требования программы: освоение и накопление навыков построения и анализа аккордов, их обращений и разрешения.

Цель: освоение понятий модуляция, эллипсис, сопоставление. Определение их особенностей в музыкальном материале.

1. Обучающая:

Освоение и накопление навыков анализа модуляций в музыкальном материале. Применение технических формул в сочетании с работой над художественным  исполнением. (ОК.4, ПК 3.1., ПК 3.5.)

2. Развивающая:

Развивать слуховое восприятие музыки. Развивать мышление,  умение анализировать, самостоятельность в работе.

(ОК.4, ПК 2.5.)

3. Воспитательная:

Овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. (ПК 1.3., ПК 2.2.)

Осуществление профессиональной направленности при анализе урока. (ОК.1, ПК 1.3., ПК 1.4.)

Формировать систематичность приобретения профессиональных навыков. Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.

Тип урока: получение и закрепление новых навыков

Форма урока: групповая

Оборудование: Рабочие места по количеству обучающихся, Рабочее место преподавателя, Комплект учебно-методических материалов. Наглядные пособия (схемы, таблицы). Технические средства обучения: ноутбук / компьютер + мультимедийный проектор, доска маркерная, фортепиано,  ноты, рабочая  тетрадь ученика.

Структура урока:

  1. оргмомент (2 мин)

  2. проверка домашнего задания, повторение ранее изученного (мотивационный) (12 мин)

  3. закрепление знаний (21 мин)

  4. домашнее задание (3 мин)

  5. итог урока (2 мин)

Планируемые результаты:

  • Личностные: учащийся должен понимать социальную значимость приобретаемых знаний, уметь организовать собственную учебную деятельность и нести ответственность за приобретенные знания.
  • Межпредметные: уметь организовать, определить и контролировать способы решения профессиональных задач, овладеть профессиональными навыками и логическими действиями анализа.
  • Предметные: продолжить обучение музыкальным навыкам, умению анализировать и применять полученные навыки.

Литература:

Ход урока:

1.Оргмомен. 2.Проверка домашнего задания. (мотиваци-онный)

Выявление и ликвидация пробелов в знаниях студентки по предыдущему и мотивация на изучение нового.

ОК.1, ОК.2, ОК.4

  • Приветствие,  диалог об успеваемости студентов.
  • Урок начинается с беседы о том, что было пройденного на прошлом уроке, преподаватель задает вопросы, на которые студенты отвечают и приводят примеры.
  • Далее идет проверка домашнего задания.
  • – Анализируют, делают выводы,
  • – Отмечают наиболее удавшиеся фрагменты в контрольной работе.
  • – Самостоятельно определяют цель изучения нового материала, план урока.

Домашнее задание проверено. Проводят рефлексию.

  1. Умело нашли правильный ответ, умеют формулировать задачи.
  2. 3.Закрепление знаний
  3. Способствовать отработке навыков, организовать самостоятельную работу учащейся

ОК.3, ОК.2

Преподаватель напоминает о том, что такое модуляция. Как уже говорилось, модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения. Кадансовое завершение построения служит основным отличием от отклонения. Модуляция является важнейшим гармоническим фактором развития в музыкальном произведении.

Связь тональностей основывается прежде всего на функциональных взаимоотношениях тоник; чем проще это соотношение, тем ближе, родственнее и соотношение самих тональностей. Соотношение же тональностей проще тогда, когда они имеют наибольшее количество общих звуков и аккордов. Такое диатоническое родство тональностей образует первую степень родства тональностей.

Для мажора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты и все три побочные параллельные, а также тональность минорной субдоминанты, например: для «до-мажора родственными тональностями будут «соль-мажор» и его параллельная тональность «ми-минор», «фа-мажор» и его параллель «ре-минор», тональность минорной субдоминанты «фа-минор», но и тональность параллельного «до-мажору» «ля-минор». Для минора таких родственных тональностей тоже будет шесть, а именно: основная тональность «ля-минор», родственными будут – параллельный «до-мажор», тональность субдоминанты – «ре-минор и его мажорная параллель – «фа-мажор», минорная доминанта «ми-минор» и его мажорная параллель «соль-мажор и тональность гармонической доминанты «ми-мажор».

Преподаватель рассказывает о технике перехода в новую тональность. В пределах диатонического родства модуляция происходит при посредстве общего связываемым тональностям аккорда.

Представляя определенную функцию в начальной тональности, общий аккорд приобретает иное функциональное значение в последующей тональности; он является тем самым посредником между двумя тональностями и называется поэтому по-средствующим.

Число общих аккордов между тональностями первой степени родства не во всех случаях одинаково и выявляется сравнением их ключевого обозначения в записи.

  • Чтобы осуществить модуляцию, кроме общего трезвучия, надо найти модулирующий аккорд, который и приведет в новую тональность.
  • Процесс модуляции в тональности первой степени родства слагается из четырех последовательных моментов:
  • – показ первой тональности;
  • – введение посредствующего (общего) аккорда);
  • – введение модулирующего аккорда;
  • – построение завершающей каденции.
  • Иногда при модуляции в доминантовую (DIII, D или DVII) или субдоминантовую группу (SII,S, STVI) тональностей первой степени родства применяется отклонение в тональность посредствующего аккорда в целях более решительного отхода от исходной тональности и облегчения переключения на последующую тональность.

“Эллипсис”. В гармонии этим словом обозначается явление, когда неуйчивое созвучие разрешается в другое неустойчивое. Вернее, когда разрешение неустойчивого аккорда не приносит устойчивости.

При этом каждый отдельно взятый голос аккорда может даже двигаться в “правильном” направлении, куда его влечет естественное тяготение, но устойчивости все равно не достигается.

Например, если взять самый обычный доминантсептаккорд вместе с его разрешением в тонику,

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора

и включить в состав тоники дополнительный тон септимы, так, чтобы образовался новый доминантсептаккорд, то получится, что, вроде бы все голоса доминанты пошли по своим тяготениям, однако после разрешения неустойчивость сохранилась. Потому что во втором аккорде снова присутствует диссонанс септимы. Доминанта разрешилась в другую доминанту.

  1. -Отвечают на вопросы.
  2. -Обсуждают и предлагают варианты ответов.
  3. – Наблюдают за учителем, анализируют собственные действия.
  4. – Самостоятельно анализируют
  5. Применяют полученные знания,
  6. Используют данные музыкального анализа в самостоятельной работе,
  7. Умеют находить способы действий.
  8. 4. Домашнее задание
  9. Задать домашнее задание.
  10. Напомнить о порядке выполнения домашнего задания.

ОК.2, ОК.5

Студентам необходимо проанализировать конспекты урока, музыкальные примеры, самостоятельно проработать учебный материал, провести работу с учебником Дубовского, обратить внимание на примеры приведенные в учебник. Провести подробную работу над трудностями: пониманием, что такое модуляция, какие виды модуляции есть.

Студенты сами оценивает свою работу на уроке, далее преподаватель делает выводы, насколько эффективной была работа студентов на уроке. Напоминает о порядке выполнения домашнего задания. Предлагает найти музыкальные примеры к каждому виду модуляции и эллипсису.

Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы

Проводят рефлексию. Вспоминали порядок выполнения домашнего задания.

  • 5. Итог урока
  • Подвести итоги работы по теме.
  • Учить умению самостоятельно оценивать собственные достижения, выяснению причин затруднений.
  • ОК.2

Обобщить урок. Дать возможность студентам самим сформулировать тему урока, подвести итоги и отметить уровень овладения и применения новыми знаниями.

Итак, результат нашей совместной работы на уроке будет виден в последствие. Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока, будет зависеть от упорства и трудолюбия студентов.

  1. Отвечают на вопросы, анализируют, сравнивают, делают выводы.
  2. Подвели итоги работы на уроке.
  3. Учились проводить рефлексию.

Источник: https://infourok.ru/osnovnie-vidi-modulyaciy-modulyaciya-cherez-obschiy-akkord-modulyacii-v-tonalnosti-pervoy-stepeni-rodstva-ellipsis-1400045.html

Тема №5. Общая теория модуляции. Модуляция в тональности первой степени родства, ее значение в формообразовании. Постепенная модуляция в тональности второй степени родства

Тональная замкнутость и модуляционность – особый аспект проявления тенденций устойчивости и неустойчивости, покоя и движения, вытекающих из процессуальной, временной природы музыки и участвующих в формировании музыкального целого на различных его уровнях, в том числе на уровне ладотональности (ладовой структуры).

Читайте также:  Транспонирование музыки

Наиболее общее определение диалектики тенденций тональной замкнутости и модуляционности, действующих внутри ладотональности: всякое движение, направленное к тонике, в конечном счете есть проявление тенденции тональной замкнутости, от тоники – модуляционности.

Критерий целостной, относительно замкнутой ладотональности и ее границ – сфера отчетливого и достаточно сильного централизующего действия тоники данной ладотональности.

Один из важнейших уровней проявления модуляционности – уровень переменных ладовых функций – находится в целом еще внутри такой сферы, охватывающей и сложные, широко разветвленные ладотональные построения в виде, например, переменных и мажоро-минорных ладовых структур.

Всякое другое, более интенсивное внедрение признаков новой ладотональной структуры с активно действующей тоникой представляет собою уже иной, более радикальный уровень проявления тенденции модуляционности – уровень модуляции в наиболее распространенном смысле слова.

Модуляционность как общая тенденция и модуляция как конкретное проявление этой тенденции – важнейшее звено процесса музыкального формообразования. Именно так оцениваются многообразные явления модуляции, теоретическое рассмотрение которых целесообразно разделить на ряд специальных вопросов.

Систематика тонального родства,имеющая задачей установление и классификацию характера отношений между существующими тональностями, что необходимо для разработки как теории модуляции, так и теории тональной структуры музыкального целого.

Системы тонального родства, предложенные различными авторами (Римский-Корсаков, Яворский, Катуар, Способин и другие), их достоинства и недостатки.

Критерии тонального родства, вытекающие из существующих систем: а) общность аккордового (шире – звукового) состава тональностей, б) ладофунюциональное соотношение тоник тональностей.

Более сильный и универсальный характер второго критерия, его большая гибкость и большее многообразие форм, в которых он практически обнаруживается.

Теория и систематика модуляций.Определение модуляции как любого введения новой тональности – независимо от средств, которыми оно осуществляется, независимо от его продолжительности, независимо от наличия или отсутствия каденционного закрепления вновь появившейся тональности.

Виды модуляции, связанные обычно с ее местоположением в музыкальной форме – переходы, отклонения, сопоставления.

Классификация модуляций в связи с эффектом от появления новой тональности, модуляции постепенные (плавные) и внезапные, в том числе энгармонические, связи с фактурным оформлением – модуляции гармонические, мелодические, мелодико-гармонические.

В группу второй степени родства отнесены двенадцать тональностей, тонические трезвучия которых не входят в исходную, но имеют с ней «по крайней мере одно общее трезвучие». К С-dur – это Аs, А, В, Н, Des, D, Еs, Е, g, b, h, с. К а-moll – это f, fis, g, gis, b, h, c, cis, А, В, Н, D.

Модуляции в тональности второй степени родства осуществляются через промежуточную тональность. Качество такой модуляции зависит в немалой степени от выбора последней, особенно тогда, когда имеется два общих аккорда.

По этому признаку из группы тональностей второй степени выделяются четыре, отличающиеся от исходной на два ключевых знака. Именно они имеют по два общих аккорда, и каждый из них может быть принят в качестве тоники промежуточной тональности, хотя при этом эффект модуляции окажется различным.

Поэтому для модуляции в тональности, отличающиеся на два ключевых знака, формулируется следующее правило выбора промежуточной тональности: она должна быть субдоминантой или параллелью субдоминанты той из двух тональностей, которая лежит выше по квинтовому кругу.

Например, для модуляции из до мажора в си минор промежуточной тональностью окажется ми минор или его параллель соль мажор, а для модуляции из ре мажора в ми мажор – ля мажор пли его параллель,. то есть фа-диез минор.

Остальные восемь тональностей в каждой из групп отличаются от исходной на три, четыре или пять ключевых знаков как в диезную, так и в бемольную сторону, если идет речь о модуляции из мажора в мажор или из минора в минор. При модуляции же из мажора в минор разница может быть на три или пять знаков лишь в сторону бемолей, а из минора в мажор – лишь в сторону диезов.

При модуляции в тональности с разницей на три, четыре или пять знаков промежуточной окажется либо тональность гармонической субдоминанты мажора, либо тональность гармонической доминанты минора; например, из до мажора в ре-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, си-бемоль минор или до минор следует идти через фа минор, который оказывается в первой степени родства с до мажором и с любой из перечисленных пяти тональностей. При модуляции из до мажора в ля мажор, ми мажор или си мажор промежуточными будут соответственно ре минор, ля минор и ми минор, то есть гармонические субдоминанты лежащих выше по квинтовому кругу тональностей. При модуляции из ля минора в минорные же тональности – соль-диез, до-диез, фа-диез, – а также в си мажор или ля мажор нужно двигаться через ми мажор, родственный всем названным тональностям (в том числе к исходному ля). При модуляции из ля минора в минорные же тональности – си-бемоль, фа или до – на пути окажутся соответственно мажорные тональности – фа, до и соль, то есть гармонические доминанты лежащих ниже по квинтовому кругу тональностей.

Особого внимания требуют модуляции:

– в одноименную тональность. После отклонения в тональность гармонической доминанты минора или гармонической субдоминанты мажора первоначальной тональности рекомендуется отклонение в тональность параллели к последующей одноименной;

– в тональности противоположного ладового наклонения, расположенные на б. 2 ниже мажора или на б. 2 выше минора. Во избежание двух квартовых или квинтовых шагов подряд, что создает не всегда желательное однообразие, здесь рекомендуется также включить еще одно отклонение в параллель от промежуточной или заключительной тональности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/21664.html

Самой распространённой системой родственных связей между тональностями является система Римского-Корсакова. В ней выделяются три степени или уровня родства

  • Степень родства тональностей.
    Модуляция
  • Содержание
  • Предмет
    классической гармонии
  • Модуляция
  • Вывод
  • Список
    использованной литературы
  • Предмет
    классической гармонии

Предмет
классической гармонии вызывает
необходимость глубокого рассмотрения
взаимосвязей между различными
тональностями. Эта взаимосвязь, прежде
всего, осуществляется сходством
нескольких тональностей общими звуками
(в том числе и ключевыми знаками) и
называется родством тональностей.

Прежде
необходимо чётко понять, что, в принципе,
универсальной системы, определяющей
степени родства тональностей, не
существует, так как каждый композитор
воспринимает и реализует эту взаимосвязь
по-своему. Однако, всё же, в музыкальной
теории и практике существуют и прочно
утвердились некоторые системы, к примеру,
Римского-Корсакова, Способина, Хиндемита
и др.

Степени
родства тональностей определяются
близостью этих тональностей друг другу.
Критерии близости – наличие общих
звуков и созвучий (главным образом,
трезвучий).

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА

Сюда входят 6 тональностей, которые
по большей части различаются на один
ключевой знак. Это те тональные строи,
тонические трезвучия которых принадлежат
к числу общих аккордов.

  1. 1. Параллельная тональность
  2. 2. Тональность натуральной доминанты
  3. 3. Параллельная тональности натуральной
    доминанты
  4. 4. Тональность натуральной субдоминанты
  5. 5. Параллельная тональности натуральной
    субдоминанты

6. Тональность гармонической субдоминанты
в случае мажора, в случае минора –
гармонической доминанты.

Любая пара из этих 6 тональностей имеет
много общих аккордов и между собой.

Каждая мажорная тональность имеет две
мажорных и четыре минорных тональности
первой степени родства, тонические
аккорды которых являются в ней трезвучиями
II, III, IV, IV гармонической, V и VI ступеней.

Каждая минорная тональность имеет две
минорных и четыре мажорных тональности
первой степени родства, тонические
аккорды которых являются в ней трезвучиями
III, IV, V натуральной, V гармонической, VI и
VII натуральной ступеней.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА

В этой группе 12 тональностей :

  • 4 тональности (противоположного ладового наклонения к исходной), при двух знаках разницы в ключевом обозначении, имеющие два общих аккорда не тонической функции.
  • 8 тональностей (одного ладового наклонения с исходной тональностью), имеют одно общее трезвучие, которое является трезвучием гармонического лада для одной из тональностей.

Проще говоря, родственные к родственным.

Третья степень родства

Сюда
относятся 6
тональностей

(две того же лада и четыре — противоположного),
которые при сравнении с исходными не
обнаруживают ни одного общего трезвучия.
Это самый слабый уровень связи
тональностей.

Степень
родства тональностей обусловливает
возможность и характер модуляции.

Модуляция

Модуляция
(от лат. modulatio — размеренность).
Под модуляцией обычно подразумевается
именно тональная модуляция, то есть
переход из одной тональности в другую.

Впечатление перехода создает характерный
для новой тональности гармонический
или мелодический оборот.

Специфическим,
отличительным, наиболее характеризующим
признаком модуляции служит альтерационное
изменение звука (или нескольких звуков),
соответствующее новой тональности и
образующее обычно вводный тон или
септиму доминанты. Такая альтерация
называется модуляционной.

Однако надо иметь в виду, что модуляции
может осуществляться и без альтерации,
если гармонический оборот без нее
достаточно оределенно
характеризует новую тональность.
Решающее значение при этом имеют
утвердительные кадансы.

Помимо такого рода явно
выраженных переходов в другую тональность
без альтераций, само ритмическое
подчеркивание тонической переменной
функции трезвучия посредством его
повторения или продления вносит
модуляционность.

Таким образом, модулиционность
заложена в переменных функциях аккордов
и в скрытом виде часто присутствует в
однотональном гармоническом движении,
иногда образуя скрытые или более явно
выраженные натурально-ладовые обороты.
Это имеет существенное значение для
понимания модуляций.

  • При определенном кадансировании
    в новой тональности альтерация может
    не иметь существенного значения для ёе
    характеристики.
  • Теория модуляций должна это
    иметь в виду, но в основном она опирается
    на специфические отличительные признаки
    — модуляционную альтерацию.
  • По роду связи тональностей
    различаются следующие виды модуляций:
Читайте также:  Фортепианное исполнительство краткая история вопроса

1. Ф у н к ц и о н а л ь н а я
модуляция, в которой происходит перемена
функции принадлежащего обеим тональностям
общего (посредствующего) аккорда и
благодаря этому осуществляется
непосредственная функциональная связь
данных тональностей.

2. Э н г а р м о н и ч е с к а я
модуляция, основанная также на
функциональной связи тональностей
посредством общего аккорда, но при его
энгармоническом приравнении.

3. Мелодико-гармоническая
модуляция, основанная на мелодической
связи аккордов, принадлежащих разным
тональностям.

При
этом иногда образуется мнимый энгармонизм,
применяемый в нотной записи во избежание
большого количества знаков в энгармонически
равной тональности:

Эти три вида относятся к
связному гармоническому движению.
Существует еще два вида модуляций:

Источник: https://studfile.net/preview/8133389/

Гармония (специальность 0501, 1999 г.) :

Министерство культуры Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»

  • ГАРМОНИЯ программа для музыкальных училищ
  • по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство»
  • 1999

Москва

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Теория музыки».

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство».

Составитель  –   преподаватель ПЦК «Теория музыки», кандидат искусствоведения О.Н.Соколова,
Рецензенты   –   преподаватель-консультант Н.В.Бойцова
 –   преподаватель МГК им. П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения Е.А.Николаева

Настоящая программа ориентирована на введенный в действие в 1997 году Министерством общего и профессионального образования РФ Государственный стандарт среднего профессионального образования.

Инструментальное исполнительство включает в себя разнообразные специализации, по которым ведется подготовка студентов средних учебных заведений указанного профиля. Это специальности 0501.01 «Фортепиано», 0501.02 «Оркестровые струнные инструменты», 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты», 0501.04 «Инструменты народного оркестра».

Любая сфера деятельности музыкантов, прошедших обучение соответственно той или иной инструментальной специализации, – исполнительская, преподавательская, культурно-просветительская, – предполагает высокую степень профессионализма и предъявляет существенные требования к уровню и содержанию подготовки выпускаемых специалистов. Последнее в значительной мере касается общих гуманитарных предметов, но в особенности относится к специальным и общепрофессиональным дисциплинам.

  1. Важнейшее место среди общепрофессиональных дисциплин занимают предметы музыкально-теоретического цикла и, в частности, гармония, которая изучается представителями специальности «Инструментальное исполнительство» (0501) в течение пяти учебных семестров (III-VII).
  2. Предмет «Гармония» играет особо важную роль в формировании у исполнителей цельных представлений об искусстве, своеобразии его отдельных историко-стилевых этапов, выразительной специфике музыкально-языковых средств.
  3. В рамках данного курса (наряду со смежными курсами «Элементарная теория музыки» – I-II семестры, «Анализ музыкальных произведений» – VII-VIII семестры) в значительной мере вырабатываются навыки анализа музыки, необходимые для разнообразных видов профессиональной деятельности исполнителей-инструменталистов.

Различные учебно-практические работы, традиционные для курса гармонии (такие как гармонизация мелодии, упражнения на фортепиано, те или иные виды письменных и устных творческих заданий), не являются самодовлеющими.

Необходимость их выполнения подчинена общим задачам формирования у обучающихся музыкантов основ художественного мышления и восприятия, воспитания эстетического вкуса и чувства стиля, развития музыкального слуха через практическое освоение музыкальной реальности.

Укажем также на особую значимость подготовки выпускников по данному предмету в связи с тем, что его изучение в дальнейшем продолжается в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а программа конкурсных экзаменов в музыкальные ВУЗы включает в себя как обязательные составляющие письменное и устное испытания по гармонии.

Действующие программы по гармонии для исполнителей относятся к 1988 году и составлены старшим преподавателем В.В.Базарновой (объединенная программа для специальностей «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки») и кандидатом искусствоведения Н.Г.Бать (программа для специальностей «Духовые и ударные инструменты» и «Народные инструменты»).

Отметив некоторые изменения в учебных планах последних лет, коснувшиеся прежде всего специальностей 0501.03 и 0501.04, и, в меньшей мере, специальностей 0501.01 и 0501.021, – подчеркнем, что названные учебные программы предлагают немало ценных методических указаний и практически полезных для педагога рекомендаций, а потому не утрачивают своего значения.

1 Общее количество учебных часов, их распределение по семестрам, число экзаменов и их место в курсе.

Объем курса 176 часов занятия групповые

Содержание курса «Гармония» является общим для представителей всех инструментальных специализаций, а музыкальным материалом для практического освоения предмета предстает классическая русская и зарубежная музыка XVIII-XIX веков, произведения ХХ века, опирающиеся на закономерности тональной гармонии.

Планировка курса в целом едина для всех исполнительских специальностей. Первые три семестра (III-V) посвящены изучению диатонических средств, следующие два (VI-VII) – изучению хроматики. При этом детальность и глубина проработки отдельных тем курса применительно к той или иной специальности различны.

Последним обусловлены некоторые различия в уровне подготовленности выпускников-инструменталистов по данному предмету, а следовательно, – и в уровне экзаменационных требований. Так, в целом более высокие по уровню требования предъявляются к представителям специальностей 0501.01 «Фортепиано» и 0501.

02 «Оркестровые струнные инструменты» в сравнении со специальностями 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты» и 0501.04 «Инструменты народного оркестра». Укажем также, что студенты, обучающиеся по специальностям «Арфа», «Контрабас» (0501.

02), традиционно проходят подготовку по предмету «Гармония» вместе с представителями специальности 0501.03 «Оркестровые духовые и ударные инструменты».

Учебники гармонии, которые можно использовать в процессе изучения предмета в среднем звене профессионального образования, достаточно разнообразны. Они интересны содержащимся в них учебно-практическим музыкальным материалом, глубоки по методическим основаниям.

Наибольшее распространение получил бригадный учебник (авторы И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов), – один из лучших отечественных учебников гармонии. Кроме него в работе с исполнителями-инструменталистами могут быть применены: «Гармония» А.Степанова, «Учебник гармонии» А.Мясоедова, «Гармония» Е.

Абызовой, «Учебник гармонии» Ю.Тюлина и Н.Привано.

Следующий ниже тематический план представляет один из возможных вариантов построения курса, ориентированный на использование тех из названных учебников, которые близки по принципу изложения материала учебнику гармонии П.И.Чайковского ([1], [3]).

Освоение трезвучий всех ступеней (основа методики П.И.

Чайковского) позволяет сразу же, на начальном этапе курса, представить характерность, с одной стороны, гармонии западноевропейской музыки (с ее опорой на мажор и гармонический минор, четкой ладовой централизацией, особой ролью основных тональных функций), с другой стороны, – гармонии русской музыки, хотя и, несомненно, испытавшей на себе воздействие западноевропейской классики, но генетически связанной с древними пластами национальной музыкальной культуры (песенной, церковной)*, а потому обладающей присущими именно ей качествами (особое значение наряду с мажором натурального минора, роль ладовой переменности, плагальность).

В данном тематическом плане использован концентрический принцип расположения материала, суть которого «в неоднократном обращении к одному и тому же гармоническому средству на различных уровнях курса с целью постепенного более разностороннего его изучения и более глубокого его усвоения» ([21], с.22).**

Распределение материала в данном плане соответствует установленной в ГМУ им. Гнесиных продолжительности учебных семестров (16 и 20 недель) и может быть изменено в других условиях.

*) См. об этом [20], главы 1-4.

  вернуться **) Такие неоднократные обращения сделаны, например, в рамках первой части курса к проблеме переменных тональных функций и диатонических субсистем (на уровне освоения трезвучий, затем секстаккордов, далее – септаккордов и их обращений). Так же постепенно расширяется в этом разделе представление о фригийских оборотах, диатонических секвенциях.   вернуться

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№пптем Название и краткое содержание темы Кол-вочасов
III семестр 32
Введение.

Источник: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/harmonia_0501_1999

Модуляций. Степени родства тональностей

Общее понятие модуляции. Классификация модуляций: по способу перехода, по направлению, по степени завершенности, по месту в форме.

Гармоническое родство тональностей, степени родства. I степень родства тональностей, разница в знаках, общие аккорды.

Тема 13. Модуляция в тональности I степени родства

Функциональная модуляция в тональности I степени родства. Элементы модуляционного процесса: общий (посредствующий аккорд) и модулирующий аккорд. Упрощённые сжатые схемы модуляционных переходов как основа для первоначальных упражнений в игре модуляций на фортепьяно.

Тема 14. Отклонения через побочные доминанты и субдоминанты

Несовершенная модуляция, её виды. Функциональные особенности несовершенной модуляции: переменная функция – выход из основной тональности; основная – расширение границ тональности сверх диатоники. Побочные доминанты. Хроматическая гамма как совокупность диатоники и ближайших побочных доминант – становление хроматической тональности.

Побочные субдоминанты.

Хроматические соединения побочных доминант и субдоминант.

Тема 15. Фактурное преобразование гармонии. Приёмы мелодической, гармонической и ритмической фигурации. Гармонизация мелодии в трёхстрочном изложении

Виды фактурного преобразования гармонии. Понятие мелодической фигурации. Приёмы мелодической фигурации: проходящие ноты, вспомогательные ноты, задержание, камбиата, предъём, гармонические ноты. Неприготовленное задержание.

Гармоническая фигурация, орнаментальное изложение. Сочетание ритмической и гармонической фигурации. Практическое применение гармонической или ритмо-гармонической фигурации в гомофонной фактуре при трёхстрочном изложении.

Тема 16. Гармонические обороты диатонических ладов. Гармонизация русской народной песни

Исторический аспект применения диатонических ладов. Две группы ладов: мажорного и минорного наклонения.

Основные способы применения аккордики диатонических ладов: использование отдельных оборотов посредством переменных функций, подчиняющих эти обороты обычному мажору или минору – без внесения спецефических альтерационных признаков диатонических ладов; включение в мажоро-минор отдельных ладовых оборотов с характерными для них альтерациями; использование в самостоятельном виде.

  • Характерные ступени диатонических ладов, соответствующие им гармонии и функциональные обороты.
  • Применение гармонии диатонических ладов в русской и зарубежной музыке XIX века.
  • Характерные черты русского народного многоголосия.
  • Приёмы гармонизации народной песни (решение кадансов, неполные аккорды, переменные обороты, гармоническое варьирование).
  • Тема 17. Функциональная модуляция в тональности II степени
  • Родства и отдалённые тональности

Определение тональностей II степени родства. Посредствующие трезвучия и тональности. Две группы тональностей. Закономерность интервальных соотношений тональностей II степени родства. Непосредственная и постепенная модуляция.

Модуляции на два ключевых знака. Модуляции на три – пять знаков из мажора и минора.

Отдалённые тональности. Постепенная модуляция в отдалённые тональности. Составление модуляционных планов.

Тема 18. Мелодико-гармоническая модуляция

Мелодико-гармоническая модуляция – модуляция без общего аккорда. Красочность и лёгкость как характерные свойства этой модуляции.

Источник: https://megalektsii.ru/s34645t4.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector