Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки.

Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси.

Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре – домрачей).

Баян

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен.

Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства.

Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин.

В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён.

Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки.

Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной.

Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды.

Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти.

Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Источник: https://schci.ru/russkaya_narodnaya_musika.html

Инструменты русского народного оркестра

Инструменты русского народного оркестра

Деревянные духовые инструменты: кое-что из историиКультурная сокровищница. У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя легенды, сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и несомненно музыкальные инструменты, также являющиеся частью истории того или иного этноса. В России таковыми являются: балалайка, гусли, гармонь, а также домра, свирель, жалейка и владимирские рожки, которые и по сей день, пользуются большой популярностью. Некоторые из них до сих пор веселят народ в праздничные дни, раскрывая богатство русской души и отображая её творческий нрав, входят в инструментальный состав не только самодеятельных, но и профессиональных коллективов, именуемых оркестрами русских народных инструментов.

Инструменты русского народного оркестра

Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы. Первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли. Вторая – баяны и гармоники, третья – духовые инструменты и четвёртая – ударные.

Струнные инструменты народного оркестра

Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.

Домра – это инструмент, состоящий из полусферического кузова, круглой деки и грифа. Он обладает звонким голосом, бархатным тембром и значительным техническим потенциалом.

Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы – связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты.

Звукоизвлечение на инструменте происходит с помощью медиатора.

  • Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории
  • Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.
  • Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории
  • «Пикколо». Диапазон инструмента – от «си» 1- ой октавы до «ми» 4 – ой октавы; открытые струны настраиваются по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 2- ой октавы, 2-я – «ми» 2- ой октавы, 3-я – «си» 1- ой октавы; музыкальный материал инструмента нотируется октавой ниже.
  • «Малая». Общий диапазон инструмента: от «ми» 1-ой октавы до «ре» 4-ой октавы; в оркестровой практике применяется диапазон от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ре» 2-ой октавы, 2-я – «ля» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Меццо-сопрановая». Диапазон от «ми» 1-ой до «ре» 4-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «си» малой октавы; нотируется так же, как звучит. В оркестровой практике этот инструмент применяется редко.
  • «Альтовая». Диапазон от «ми» малой до «ля» 2-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы; нотируется октавой выше.
  • «Теноровая». Диапазон от «си» большой до «ми» второй октавы; настройка: 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «си» большой октавы; нотируется октавой выше. В оркестровой практике инструмент применяется редко.
  • «Басовая». Диапазон от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы; нотируется в басовом ключе.
  • «Контрабасовая». Диапазон от «ми» контроктавы до «соль» малой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы; нотируется в басовом ключе, но на октаву выше своего звучания. В оркестровой практике применяется редко.

Балалайка

Балалайка – это трёхструнный инструмент, корпус которого имеет форму треугольника. Звук балалайки мягкий, но довольно звонкий. Тембр – нежный и тёплый.

Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн, которые вариантно преобразуясь становятся многообразными исполнительскими приёмами, такими как бряцание, дробь, тремоло, пиццикато.

Балалайки, используемые в оркестре: прима, секунда, альт, бас и контрабас, тоже отличаются размерами, настройкой и диапазоном.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

  • «Прима». Общий диапазон инструмента – от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; оркестровый диапазон – от «ми» 1-ой до «ми» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Секунда». Диапазон инструмента от «ля» малой до «ля» 2-ой октавы; нотируется также, как и звучит; настройка – 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ля» малой октавы. В оркестре выполняет аккомпанирующую функцию.
  • «Альт». Диапазон инструмента от «ми» малой до «ми» 2-ой октавы; нотируется октавой выше, настройка – 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы. В оркестре – это аккомпанирующий инструмент.
  • «Бас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; нотный материал пишется в басовом ключе, настройка – 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы.
  • «Контрабас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» первой октавы; нотируется в басовом ключе октавой выше звучания; настройка – 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы. Это оркестровый инструмент, выстраивающий гармонический фундамент произведения.
Читайте также:  Как определить тональность мелодии?

Гусли

Гусли – это старинный инструмент, имеющий много разновидностей, однако в русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты, то есть щипковые и клавишные гусли, которые иначе называют концертными или академическими. Иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто именуют звончатые гусли.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

  • Клавишные гусли – это установленная на ножках металлическая рама, на которой натянуты металлические струны. В эти гусли с левой стороны встроена небольшая клавиатура. Механика инструмента такова, что при нажатии клавиш открываются и звучат только определённые струны. Звукоизвлечение происходит медиатором, а основными приёмом исполнения является глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы в хроматическом строе.
  • Гусли щипковые – это тоже установленная на ножках большая металлическая рама с металлическими струнами, натянутыми в двух разных по высоте плоскостях. Диапазон – пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы. Строй хроматический. Звукоизвлечение на инструменте происходит путём защипывания струн пальцами обеих рук.

Гармоники

Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты.

Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой.

Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

  • Гармоника – сопрано. В народном оркестре обычно используют два таких инструмента. Диапазон: от «до» малой октавы до «фа-диез» 4-ой октавы.
  • Гармоника – альт. Диапазон: от «ля» большой октавы до «до» 3-ей октавы.
  • Гармоника – тенор. Диапазон: от «до» большой октавы до «до» 2-ой октавы.
  • Гармоника – контрабас. Диапазон: от «ми-бемоль» контроктавы до «до» 1-ой октавы.
  1. Помимо вышеуказанных гармоник в оркестре изредка применяются гармоники с тембровым окрасом звука флейты – пикколо, флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, тубы, а также областные русские гармоники, такие как саратовская, ливенская, череповецкая.
  2. Духовые инструменты
  3. В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят не только этнические инструменты, такие как жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки – окарины, кугиклы, владимирские рожки, но и европейские: флейта, флейта – пикколо, гобой и английский рожок.
  4. Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории
  5. Народные духовые инструменты
  • Владимирский рожок. Деревянный духовой инструмент, имеющий коническую форму с небольшим раструбом. Он обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. На лицевой стороне его корпуса на относительно равном расстоянии располагаются пять игровых отверстий и ещё одно с тыльной. Строй инструмента диатонический, однако умелые исполнители приоткрытием отверстий, умеют извлекать и хроматические звуки. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.
  • Свирель. Этот инструмент частенько называют народной флейтой, так как по форме и тембровому окрасу напоминает продольную флейту. Свирель по форме – это трубка со звуковыми отверстиями. Длина до 40 см, диаметр – 1,5 см. Диапазон свирели небольшой, но у искусных музыкантов может достигать двух октав: от «ми» 1-ой октавы до «ми» 3-ей октавы. Инструмент диатонический, но иногда в оркестрах применяются модернизированные свирели с хроматическим звукорядом.
  • Жалейка – это инструмент весьма простой конструкции, включающей трубочку длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания. В народном оркестре иногда применяют жалейку, состоящую из двух дудок, а также брёлку, которая является одной из разновидностей жалейки.
  • Кугиклы – эта многоствольная флейта весьма похожа на флейту Пана, то есть 4 – 6 трубок разной длины, каждая из которых имеет только один звук. В оркестре этот инструмент применяется эпизодически.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории 

Европейские духовые инструменты

  • Флейта – это популярный музыкальный инструмент, успешно применяемый в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Он имеет продолговатый цилиндрический корпус, на котором располагаются шестнадцать закрывающихся клапанами игровых отверстий. Диапазон – от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью.
  • Флейта – пикколо – миниатюрная флейта. Размеры её гораздо меньше поперечной флейты и соответственно звук гораздо выше. Диапазон – от «ре» 2-ой октавы до «до» 5-ой. Нотируется октавой ниже. Звук пронизывающе свистяший.
  • Гобой – это трубка конической формы с достаточно непростой системой клапанов и двойной тростью. Диапазон от «си-бемоль» малой октавы до «ля» 3-ей октавы. Звук отличается выразительностью и проникновенностью.
  • Английский рожок, который также называют альтовым гобоем. Уже из названия можно определить, что это разновидность гобоя. По размерам данный инструмент немного больше своего сородича и помимо того отличается наличием грушевидного раструба. Тембр мягкий и насыщенный. Диапазон – от «ми» малой октавы до «си-бемоль» 2-ой октавы. Инструмент транспонирующий: нотация происходит в скрипичном ключе на квинту выше его реального звучания.

Ударные инструменты народного оркестра

В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.

  • Ложки – это обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
  • Трещотки – это нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании раздают щёлкающий звук.
  • Дрова – ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скрепленные верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
  • Шаркун – это деревянная погремушка, во внутрь которой насыпан сухой горох.
  • Коробочка – это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.

Интересные факты

  • В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
  • В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
  • В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки, как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
  • Балалайка и домра – это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
  • В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.

Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались.

Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Инструменты русского народного оркестра

Источник: https://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/instrumenty-russkogo-narodnogo-orkestra

Духовой инструмент: особенности, виды, история возникновения :

Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Неизвестно почему, но практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа. Что же такого особенного в духовых инструментах и почему они не теряют своих поклонников? Давайте разбираться.

Что это?

Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Возможности инструментов этого рода уникальны. Их можно использовать как в оркестрах (духовых, джазовых, симфонических), так и для ансамбля и сольных выступлений, или же в авангардных направлениях современной музыки.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях.

Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты.

Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога.

Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта.

А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Как научится играть?

Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.

Читайте также:  Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.

Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Духовой оркестр: инструменты и особенности

Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).

Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.

Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Польза духовых инструментов

Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека.

Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства.

Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.

Источник: https://www.syl.ru/article/184884/new_duhovoy-instrument-osobennosti-vidyi-istoriya-vozniknoveniya

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты: кое-что из историиДеревянные духовые инструменты – самые древние  наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

По сей день, музыканты любовно называют эти инструменты «деревом» или «деревяшками», хотя этим названием уже давно перестал отражаться материал, из которого их изготавливают. Сегодня это не трубочки природного происхождения, а металл для флейт и саксофонов, эбонит для кларнетов, пластмасса для блокфлейт.

Аутентичные деревянные инструменты

Тем не менее, дерево остается неизменным материалом аутентичных деревянных духовых инструментов, которые очень популярны и звучат на многих сценических площадках мира. К таким относятся, например, дудук, зурна, жалейка, поперечные флейты народов мира и другие инструменты. Голоса этих инструментов пробуждают в душах людей зов предков.

Все эти инструменты объединяет общая система отверстий – дырочек, которые созданы для того, чтобы можно было увеличить или уменьшить длину ствола инструмента.

Родство деревянных и медных инструментов

Деревянные духовые инструменты, тем не менее, имеют некое родство с медными духовыми инструментами. Это родство заключается в том, что для извлечения звука необходим воздух, который выпускается лёгкими. Других общих признаков у этих двух групп инструментов нет. Деревянные и медные инструменты могут объединяться в духовой оркестр.

Забавно! Один дирижёр, сам, будучи скрипачом, очень любил духовые инструменты. Звуки струнных инструментов казались ему очень прозрачными и невесомыми. Звуки «меди» он называл «мясом», а звуки «дерева» для него были как хорошая приправа к основному блюду. Слушая духовые инструменты, он лучше чувствовал музыку, ощущал её.

Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты

По способу извлечения звука, деревянные духовые бывают лабиальными, к которым относится флейта и язычковые или тростевые, к которым относятся кларнет, саксофон, фагот и гобой.

В первом случае музыканту не приходится тратиться на трости и мундштуки, а во втором, наоборот, приходится беспокоиться о периодической их смене. Тем не менее, эти траты оправданы красотой звучания и тембром инструментов.

Какой из инструментов подойдёт ребёнку?

Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно.

Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются.

Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.

Деревянные духовые инструменты – это инструменты больших возможностей и огромного потенциала. За всю историю человечества они неоднократно доказывали это. Давайте оценим их и мы!

Автор – Ольга Беляева

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Источник: https://music-education.ru/derevyannye-duhovye-instrumenty/

Духовые инструменты из дерева. Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

Если беглым взглядом окинуть многочисленные старинные картины, то можно отметить, что основными элементами в их сюжетах выступают разнообразные свирели и дудочки.

Именно на них любили играть наши предшественники.

Следует отметить, что выбирали они чаще всего духовые деревянные музыкальные инструменты, которые значительно превосходили барабан и другие ударные предметы, извлекающие различные звуки.

Об изготовлении духовых деревянных инструментов

Для изготовления духовых деревянных музыкальных инструментов всегда использовался подручный материал. Наши предки создавали их на основе камышовых тростинок, бамбука и других веточек, из которых производились будущие свирели. До сих пор не было установлено тех, кто и в такое время догадался сформировать в них дырки.

Однако, деревянные музыкальные инструменты смогли навсегда занять достойное место в сердцах многих почитателей такого искусства.

По происшествию некоторого времени люди осознали, что постепенное увеличение ствола существенно изменяет высоту звука, потому стали прилагать всяческие усилия и опыт, которые направляли на усовершенствование инструментов. С постепенным изменением, они стали превращаться в более современный вариант деревянных духовых инструментов.

Сегодня можно наблюдать, как музыканты, с любовью относящиеся к этим инструментам, именуют их «деревом», хотя это название уже давно не сопоставимо с материалом, который используется для изготовления таких звуковых предметов. В прежние времени они представляли собой естественные трубочки, но сейчас они предстают в виде металла, эбонита и пластмассы, из которых создаются флейты, саксофоны, кларнеты и блокфлейты.

Аутентичные деревянные духовые инструменты

Безусловно, аутентичные духовые инструменты производятся из дерева, которое считаются их неизменным материалом. Как и прошлые времена, сейчас они пользуются повышенной популярностью, потому звучат на многочисленных сценических мировых площадках. Они обладают особыми трепещущими качествами, так как способны возбудить в людских душах зов предков.

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории

  • дудука,
  • зурну,
  • жалейку,
  • поперечные флейты

и другие звуковые предметы народов мира.

Все они объединяются общей системой отверстий, в качестве которых выступают дырочки, которые созданы с целью возможного увеличения либо уменьшения длины ствола инструмента.

Взаимосвязь между деревянными и медными инструментами

У деревянных духовых инструментов наблюдается своеобразное родство с духовыми предметами, изготовленными из меди. Его суть заключается в особенности извлечения звука, для чего необходим воздух, выпускаемый лёгкими, и больше ничего.

Таким образом, можно создать уникальный духовой оркестр за активным участием деревянных и медных инструментов.

Лабиальные и тростевые духовые инструменты

По своим особенностям извлечения звука, такой предмет может быть лабиальным. Среди него следует выделить флейту.

Также музыкальный духовой деревянный инструмент бывает тростевым, к которому относится фагот, кларнет, саксофон и гобой.

Если музыкант воспользовался первым вариантом, то ему не стоит растрачиваться на трости, так как он будет занят их периодической сменой. Однако взамен он получит красивое звучание и приятный тембр такого инструмента.

Какой инструмент подобрать ребёнку?

Если родители желают развить у своего ребенка музыкальные способности, то лучше всего приобрести ему деревянные духовые предметы. Обычно, тонкостям игры на медных инструментах можно обучать ребенка тогда, когда он располагает достаточными силами и укрепленным мышечным корсетом.

Потому нужно сначала своему малышу купить блокфлейту. Игра на ней отличается простотой и легкостью, так как не нуждается в особых усилиях, которые может проявлять дыхательный аппарат.

Благодаря деревянным духовым инструментам каждый интересующийся может получить большие возможности и огромные перспективы, важность которых уже доказана яркими историческими примерами знаменитых людей.

Видео: Играет блокфлейта

Деревянные духовые

Флейта

Флейта
(от немецкого – Flote
), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения – самый примитивный из духовых.

Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности.

То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта
(сейчас бы ее назвали блокфлейтой
, хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра.

Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра – как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь – в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности.

Читайте также:  История церковного пения основные вехи развития храмовой музыки в россии

В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая
(или piccolo), альтовая
(flauto alto) и басовая флейта
(flauto basso) – последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт – www.contrabass.com/pages/flutes.html).

Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны – начиная от флейты Пана
(сразу вспоминается лейттема из фильма «Однажды в Америке») и заканчивая эдаким мутантом – джазовой флейтой
с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

  • Флейта по природе звука – жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль (“Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна
    ” Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в “Волшебном стрелке
    ” Вебера)
  • В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты – 6 симфония Канчели)
  • Большое собрание ссылок по теме
  • Нотки для флейты не желаете?
  • Гобой
  • Эээ… это отдельный разговор
  • Нотки для гобоя не желаете?
  • Кларнет

Кларнет
(от французского clarinette
, в свою очередь произошедшего от лат. clarus
– ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную – №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия.

В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в “Тиль Уленшпигеле
“) – колоритный смех.

Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) – in A или in Es, альтовый (т. н.

бассетгорн), басовый – колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части “Симфонических танцев
” Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
www.selmer.com/clarinet/discus/index.html cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html

Кларнет – ссылки на Yahoo

  1. Саксофон
  2. Фагот

Фагот
(от итальянского fagotto
, буквально – узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав).

Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать.

Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот
– единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа – непостоянного участника оркестра).

Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может «гордиться» – его самая нижняя нота, ля
субконтроктавы, – это рекорд.

Правда, как на стометровке – на доли секунды
, а по музыкальному – на пол-тона
.

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых – беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик.

В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример – образ дедушки из “Пети и волка
” Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича – она более известна как “Ленинградская
“).

Обычное дело для группы фаготов – дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются – фагот + кларнет
(начало “Ромео и Джульетты
” Чайковского – хорал 4-х инструментов), фагот + валторна

Источник: https://craft-m.ru/windows-instructions/duhovye-instrumenty-iz-dereva-derevyannye-duhovye-instrumenty/

Деревянно-духовые инструменты. История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. – презентация

1 Деревянно-духовые инструменты

2 История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными.

На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно.

Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно.

Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

3 Диджериду музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур.

4 Диджериду

5 Флейта пана

6 Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты.

Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты.

7 Флейта

8 Флейта общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

9 Флейта – пикколо

10 Флейта пикколо часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем.

kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты. часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем.

kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты.

11 Гобой

12 Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем. Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века.

Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром. (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем.

Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром.фр.англ.

итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром фр.англ.итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром

13 Кларнет

14 Кларнет Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем.

Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.итал.фр. нем.англ.

язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембромитал.фр. нем.англ. язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембром

15 Фагот

16 Фагот (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра.

Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров. (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ.

bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента.

Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя

17

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1338258/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector