Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? виды джазовых ансамблей

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

Брасс квинтет (от англ. brass — медь, латунь, а так же сплав, из которого изготавливают медные духовые инструменты; квинтет — музыкальный коллектив из пяти музыкантов). В составе брасс квинтета «5 + 1» не пять, а шесть музыкантов: две трубы, валторна, тромбон и туба. Шестым, дополнительным, участником ансамбля является барабанщик. Из состава инструментов родилось и название этого музыкального коллектива — «5 + 1». Это самый компактный по составу духовой оркестр.

Брасс квинтет «5 + 1» — классический музыкальный коллектив, духовой оркестр, диксиленд, джаз бэнд

Этот музыкальный коллектив называют универсальным за то, что он способен исполнять практически любую музыку: от произведений И.С. Баха и Г.Ф. Генделя до джаза и даже популярных шлягеров современной эстрады. Популярная классическая музыка, исполненная медным духовым квинтетом в сопровождении современной ритм-секции, приобретает новое, неожиданное звучание.

Брасс квинтет «5 + 1» многолик, он может выступать в разных амплуа: классический музыкальный коллектив, диксиленд бэнд, духовой оркестр и даже оркестр дедов морозов! Достаточно только снять концертный смокинг и галстук-бабочку, да перевернуть несколько страниц в нотном сборнике, и на ваших глазах классические музыканты превратятся в джазменов, а вместо строгого классического ансамбля перед вами предстанет настоящий джаз бэнд!

  

Брасс квинтет — живая музыка на праздник, музыкальное оформление церемоний

«5 + 1» — это оптимальное решение для мероприятий, где требуется живая музыка без использования какой-либо звуковой аппаратуры.

Разнообразный репертуар и большой исполнительский опыт музыкантов позволяют этому ансамблю с успехом интегрироваться практически в любое событие.

Брасс квинтет «5 + 1» приглашают как живое музыкальное сопровождение свадьбы, праздника, банкета, музыкальное оформление торжественных церемоний награждения или открытия выставки, в качестве номера концертной программы.

Брасс квинтет — музыкальное шоу для детей

Отдельное место в концертном графике Брасс квинтета «5 + 1» занимают концерты для детей.

Музыка детям — это развлекательная программа с элементами шоу, веселыми аттракционами, демонстрацией возможностей музыкальных инструментов и рассказом об их истории.

Где еще ваш ребенок получит возможность дирижировать настоящим духовым окрестром, участвовать в выступлении балетной труппы, самому попробовать свои силы и поиграть на тромбоне и узнать тайну «золотых» звуков валторны? Только там, где выступают «5+1»!

Здесь вы можете прослушать наши аудиозаписи:

L. Pollak «That's a Planty» I. Berlin «Одеваем фраки» Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблейЧто такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

Заказать духовой оркестр:

+7 (903) 136-59-69

+7 (962) 947-44-44

Вы можете отправить нам запрос, воспользовавшись формой обратной связи

Музыканты и артисты Арт-студии «Маэстро» работают в плотном концертно-гастрольном графике. Если вы планируете наше участие в мероприятии, пожалуйста, сообщите нам об этом заблаговременно.

Update RequiredTo play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Источник: http://artmaestro.ru/groups/classica/traditional/brass-quintet

Глас трубный: что происходит с брасс-ансамблями в России

Брасс-секция — это группа медных духовых инструментов, к которым относятся труба, тромбон, валторна, туба, саксофон и некоторые другие разновидности металлических инструментов.

Современная поперечная флейта тоже сделана из металла, хотя ее исторического предка производят из дерева.

Мягкий шелковый тембр флейты, в отличие от звонкой меди, имеет «деревянный оттенок», поэтому она является единственным металлическим исключением в группе деревянных духовых инструментов.

В выражении «огонь, вода и медные трубы» последние призваны испытывать человека славой: парадоксально, но к сегодняшнему дню сами инструменты этой славы не испытали. Кроме библейской миссии прославления у трубы есть и более мирская задача — призывать воинов на рать.

Голос сражений, завоевавший себе место в симфоническом оркестре, до сих пор не вышел на равные позиции со сладкоголосыми любимчиками толпы — скрипками и флейтами.

Чтобы понять, что происходит с брасс-ансамблями сегодня, мы посетили один из лучших и показательных концертов в жанре духовой музыки.

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблейБрасс-ансамбль Дягилевского фестиваля. Источник

26 мая в органном зале Пермской краевой филармонии выступил брасс-ансамбль Дягилевского фестиваля.

Концерт, как обозначил трубач и конферансье Павел Курдаков, являлся вечером Маттиаса Хёфса и его учеников: большая часть ансамблистов учились или учатся у маэстро в Высшей школе музыки Гамбурга.

При полном зале на этом концерте фестиваля было меньше всего критиков и прочих селебрити музыкального мира. Кажется, что слушатели в основном состояли из приближенных к миру духовой музыки и случайных людей. Почему брасс-ансамбли до сих пор в слепом пятне?

Существуют меломаны, коллекционирующие записи струнных квартетов, несть числа любителей классической оперы, но, когда речь заходит о «медяшках» (так в просторечии называют медные духовые инструменты), количество знатоков и любителей резко уменьшается. Тромбон, а еще чаще туба выступают героями музыкальных мемов, а сами духовики нередко подвергаются остракизму и стереотипизации. Однако всерьез говорить об этой несправедливости не спешат. Впрочем, как и ходить на концерты брасс-ансамблей.

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблейОдин из многочисленных мемов о тубисте. Источник

Если вы не знаете, как проявить свой незаурядный вкус, обратите внимание на брасс-ансамбли: велика вероятность, что вы не найдете себе конкурента в обсуждении вопроса даже через шесть рукопожатий.

Вместо того чтобы обходить неудобные углы, стоит взглянуть проблеме в лицо и выяснить, почему меломаны до сих пор не освоили такое непаханое поле, как ансамблевая духовая музыка. Как так получилось и почему при высоком авторитете саксофона остальная медная секция всё еще курит в сторонке?

Медные духовые получили высокий статус в XX веке, вместе с расцветом джаза. Уличные диксиленд-оркестры использовали эти инструменты, потому что они были достаточно громкими и подходили для сопровождения похоронных или праздничных процессий.

В джазовом оркестре брасс-секция стала ключевой: именно по слаженной игре медных духовых оценивается уровень биг-бэнда.

Но что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, и академическая музыка здесь вовсе не в роли Юпитера.

Квартет тромбонов Music Brass

В XIX веке возник симфонический оркестр, каким мы знаем его сегодня, — на его создание больше всего повлияли Бетховен, Берлиоз и Вагнер. Хотя тромбон уже использовали в своих операх Глюк и Моцарт, в оркестр на постоянной основе его взял Бетховен. С Пятой симфонии он начинает использовать его регулярно.

Три пьесы для квартета тромбонов, Людвиг ван Бетховен

Несмотря на то что медные духовые не так давно «вышли в свет», их репертуар не ограничивается последними эпохами. Переложения и аранжировки барокко для меди звучат не менее интересно, чем оригинал, в этом можно было убедиться и на концерте Дягилевского брасс-ансамбля.

Интересной особенностью профессии является умение создавать переложения произведений, что в положительную сторону отличает духовиков от скрипачей, которым этот навык не требуется.

В первом отделении концерта прозвучали талантливые аранжировки Маттиаса Хёфса и тромбониста Андрея Салтанова.

Аранжировка Андрея Салтанова для шестнадцати тромбонов

Еще в 1820-х годах дирижеры позволяли себе менять партии местами и отдавать музыку, предназначенную для духовых, другим инструментам. Это приводило в ярость Берлиоза, который нередко приходил со своими друзьями громить подобные постановки.

Но такие акции прямого действия не давали результатов, пока сам Берлиоз не взялся за дело: ему принадлежат основные труды по оркестровке и дирижированию. Тромбон заиграл новыми красками и у Вагнера: теперь ему поручались лирические темы любви.

Отрывок из увертюры к опере «Тангейзер» Вагнера. Ведущая мелодия поручена секции тромбонов

Помимо прочего, он создал инструмент, который впоследствии назовут вагнеровской тубой (хотя правильнее классифицировать ее как валторну).

К ее созданию приложил руку и Адольф Сакс — знаменитый создатель саксофона.

На концерте ансамбля этот инструмент был представлен отдельно; поясняющие реплики Павла Курдакова об инструментах и композиторах легко и ненавязчиво добавляли мероприятию образовательную компоненту.

Репетиция квартета вагнеровских туб

Принято считать, что эпоха современной академической музыки начинается с Камерной симфонии Шёнберга, в которой каждый инструмент получает право на собственную мелодию.

С этих пор инструменты всё меньше используются как часть своей секции, появилась альтернатива привычной «игре строем», и вместо создания отдельных спецэффектов каждый из них отныне имеет право на свою песню.

Тем не менее более ранняя классическая музыка всё еще доминирует, а традиционный романтический оркестр используется и в эстрадных оркестрах, и в киномузыке. По поводу применения тромбонов в качестве спецэффектов существует немало юмористических видео. Впрочем, это скорее грустно, чем весело.

Концерт глазами тромбониста

Второй фортепианный концерт Рахманинова глазами тромбониста

В XX веке для каждого инструмента создается свой репертуар — они могут как играть самостоятельно, так и солировать под аккомпанемент других инструментов. Если раньше туба выполняла только второстепенную роль, а низким медным доставалась в основном поддерживающая басовая линия, то сейчас все они могут быть в центре внимания.

Неоклассицист Пауль Хиндемит в первой половине XX века сочиняет концерты и сонаты почти для всех инструментов, и туба в их числе.

Эта инициатива не нова — в начале эпохи барокко тем же самым занимался Антонио Вивальди. Однако инструменты тех времен сильно отличались от нынешних, а некоторых модификаций духовых еще не существовало.

Соната для тубы и фортепиано Пауля Хиндемита

Концерт для фагота ми минор Антонио Вивальди

Что же происходит с брасс-секцией сегодня? Получив высокое положение в джазовом оркестре, медные инструменты тем не менее до сих пор остаются на обочине большой музыкальной жизни.

И если широким массам известно имя Луи Армстронга, то назвать хотя бы одного знаменитого тромбониста или валторниста уже не так легко.

Необходимо создавать условия для того, чтобы духовая музыка развивалась и находила пути к своему слушателю, поэтому включение концерта медных духовых в программу можно назвать правильной активистской позицией фестиваля.

Оркестр тромбониста Гленна Миллера

Концерт валторниста и мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера

Еще одна широкая область применения медных духовых — киномузыка. Родом из эстрады и джаза, она предъявляет к духовикам высокие требования в плане ритмической организации, однако в России это как будто бы неизвестно.

Каждый академический духовой концерт, включающий популярную киномузыку, снижает уровень мероприятия, и концерт 26 мая не стал исключением.

Но можно ли ожидать чего-то иного в стране, где топовые академические пианисты позволяют себе «джазовые» бисы любительского уровня?

BRASSmafia исполняет произведения Энтони ди Лоренцо

Впрочем, проблема не только в предложении, но и в спросе. С джазом в России всё очень неровно: столичные бэнды не могут похвастаться такой слаженностью брасс-секции и качеством свинга, как, например, сибирские или питерские. Неизбалованный хорошим исполнением потребитель довольствуется игрой вразнобой, лишь бы музыка была понятной.

Спрос рождает предложение, и вместо того чтобы создавать свою аудиторию, духовые ансамбли подстраиваются под интересы толпы, даже если не могут в силу специфики своего образования исполнять ходовой репертуар на должном уровне.

Именно поэтому на концерте Дягилевского брасс-ансамбля стоячие овации после популярных номеров только усугубляли ощущение глубокой музыкальной провинции, к которой относится не только Пермь, но и Россия вообще.

Справедливости ради стоит заметить, что и европейские джазовые оркестры не всегда могут сравниться по уровню с американскими, да и отсутствием понимания специфики эстрадно-джазовой музыки грешат не только у нас.

Snarky Puppy, Metropole Orkest — Gretel

Труба является христианским сакральным инструментом, но эта история настолько непопулярна, что сегодня отдается эхом разве что в фестивалях вроде «Спасской башни». Военные оркестры — то, с чем профессиональный музыкант хочет ассоциироваться в последнюю очередь.

Но наследование сакрального титула трубы идет именно по этой военной линии. В XX веке с этим феноменом работал Родион Щедрин: в его хоровой опере «Боярыня Морозова» трубный тембр олицетворяет карающую власть.

Такой же подтекст вкладывает в медный тембр Шостакович, используя его как образ бюрократической или, по другой версии, фашистской машины.

Марш из Седьмой симфонии Шостаковича

Кажется, что военный флер не покидает медные духовые, хотя джаз должен был сместить этот акцент. Если бы только российский военный репертуар был более восприимчив к современным тенденциям и джаз в нашей стране освободился бы от репутации «музыки вражеской державы», можно было бы ожидать развития субкультурного направления военной музыки.

Шоу американского военного оркестра

Отсутствие развития хоровых и военных оркестров указывает на невысокие притязания нынешней власти в области искусства. Впрочем, неумение использовать сильнейший пропагандистский инструмент играет на руку оппозиционно настроенному большинству. А что касается религиозной оптики, можно сказать, что «священная труба должна зазвучать только в руках у достойного».

Дождемся ли мы нового золотого века трубы? Когда и в связи с чем это произойдет? Можно написать массу альтернативных исторических фантазий на этот счет, но из мертвой точки сложно увидеть какую-то перспективу.

Остается надеяться, что модные музыкальные критики когда-нибудь перестанут хмуриться при упоминании брасс-концертов, а слушательский интерес будет подстегивать исполнителей повышать свой профессиональный уровень.

Пока что с большинства концертов духовой музыки хочется только уйти «в небо по трубе».

Источник: https://knife.media/brass/

Уральский диксиленд Игоря Бурко

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

«Уральский диксиленд» (с 2018 года полное название «Уральский диксиленд Игоря Бурко») — один из старейших ансамблей традиционного джаза на постсоветском пространстве, участник международных джазовых фестивалей в России и за рубежом. Создан в 1969 году на базе Челябинской областной филармонии. Основатель и художественный руководитель коллектива – джазовый музыкант, трубач Игорь Бурко. С 2018 года художественный руководитель – джазовый музыкант, гитарист Валерий Сундарев.

Читайте также:  Что можно поиграть на фортепиано? как восстановить навыки игры на фортепиано после большого перерыва?

Базой для будущего уральского джазового «бренда» стала областная филармония и ансамбль «Южный Урал», частью которого диксиленд являлся первые 10 лет своего существования.

Коллектив много гастролировал, поражая современников не только мастерским исполнением раритетных мелодий родины джаза – Америки, но и оригинальными аранжировками русских народных и советских песен. Завоевав любовь слушателей далеко за пределами Челябинска, «Уральский диксиленд» в 1972 и 1979 гг.

стал дипломантом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а в 1978 г. впервые принял участие в Международном джазовом фестивале в Тбилиси.

После этих форумов сольные программы диксиленда (получившего право на сольный концерт в двух отделениях) охотно встречали не только в СССР, но и за рубежом. Начиная с 1983 г.

по настоящее время ансамбль объехал большинство стран Европы, включая Нидерланды, Бельгию, Францию, Германию, Швецию, Англию, Ирландию, Данию, Шотландию, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Сербию, остров Мэн, Израиль, сотрудничал с известными отечественными и зарубежными исполнителями.

В Великобритании, Нидерландах, Германии, Ирландии, острове Мэн с диксилендом выступали легендарные британские вокалисты Нэт Гонелла и Бэрил Брайден.

В России коллектив неоднократно концертировал с американской певицей Дениз Перье, британским певцом Джоном Даунсом, испанской блюзвумен Биг Мамой Монтсе.

На различных фестивальных площадках уральские джазмены общались с легендами мирового джаза – американскими трубачами Диззи Гиллеспи и Артом Фармером, саксофонистом Скоттом Хэмилтоном, британским тромбонистом Крисом Барбером.

Среди друзей и партнёров по сцене «Уральского диксиленда» – народные артисты России Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Давид Голощёкин, Игорь Бутман, Алексей Кузнецов, Даниил Крамер, Игорь Бриль, Лариса Долина, Владимир Михайлов, заслуженный артист России Александр Осейчук, Валерий Гроховский, Сергей Манукян, ансамбль «Moscow Ragtime Band», заслуженные деятели искусств России Анатолий Кальварский и Владимир Фейертаг и мн. др.

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

В новом веке почти на десятилетие – с 2000 до 2009 гг. – «Уральский диксиленд» превратился в муниципальное учреждение культуры, в его недрах родился Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». Гости фестиваля – «звёзды» мирового джаза. В 2010 г. коллектив снова вошёл в штат Челябинской государственной филармонии.

Ныне многие праздники городского и областного значения расцвечены звуками диксиленда, челябинцы с удовольствием посещают его концерты. В репертуаре коллектива – сотни «горячих» джазовых хитов. Музыканты «шоуменят», поют, играют, маршируют, каждое их выступление – сюрприз для зрителей.

  • «Уральский диксиленд» – желанный гость международных джазовых фестивалей в разных странах.
  • О создателе «Уральского диксиленда»:

Основатель и бессменный руководитель ансамбля с 1969 по 2018 гг. – трубач Игорь Владимирович Бурко (1944 – 2018).

«Обладая сильным, красивым звуком, свободно владея высоким регистром, Бурко уже в юности стал одним из самых заметных музыкантов Челябинска», – написал в энциклопедии «Джаз в России» Владимир Фейертаг.

В составе «Уральского диксиленда» Игорь Бурко дважды участвовал во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В 1979 г. на этом конкурсе в Ленинграде его признали лучшим инструменталистом. Бурко – лауреат десятков международных джазовых фестивалей в России и за рубежом.

Основатель, художественный руководитель, продюсер Международного джазового фестиваля «Какой удивительный мир».

Единственный российский джазовый музыкант, которому при жизни в родном городе установлен памятный барельеф.

В 2002 г. указом президента России Игорю Бурко было присвоено звание «Заслуженный артист России», а в 2009 г. – «Народный артист России».

  1. Игорь Бурко награждён медалью «Добрые люди мира».
  2. Ныне память о джазмене увековечена в полном названии коллектива «Уральский диксиленд Игоря Бурко».
  3. Любопытные факты:
  4. «Уральский диксиленд» – один из немногих российских джазовых коллективов, которому удалось выступить на престижных голландском «North Sea Jazz Festival» (1996) и британском «Brecon Jazz Festival» (1996).

Первая долгоиграющая пластинка «Уральского диксиленда» «Вернись домой, Билл Бэйли» была выпущена в Москве на фирме «Мелодия». Свой первый компакт-диск «Русская рулетка» ансамбль записал в Нидерландах.

Слово о диксиленде – цитаты из статей в СМИ:

«Диксиленд, традиционный джаз активно существует на мировой джазовой сцене. Лучшие его представители отличаются своим почерком, обликом, звуком, репертуаром, аранжировкой. Это можно сказать и об «Уральском диксиленде», высокопрофессиональном ансамбле со своим творческим лицом».

Алексей Баташёв. Аннотация к LP «Вернись домой, Билл Бэйли», 1987

«Они обладают чисто оркестровой культурой звукоизвлечения, скромными тембровыми средствами диксиленда добиваются весьма эффектных и плотных звучаний, и при этом каждый из них – весьма компетентный в своем стиле солист».

Анна Филипьева, Кирилл Мошков, портал «Джаз.ру».

Репортаж о II Московском международном фестивале

«Российские звёзды мирового джаза», 2005

https://www.jazz.ru/mag/298/ural.htm

«Открывал последний концерт «Уральский диксиленд» Игоря Бурко… Это зрелище, я вам скажу! Не зря они считаются лучшим диксилендом на постсоветском пространстве, ой, не зря!»

Сергей Бондарьков, портал «Джаз.ру».

Репортаж о III Московском международном фестивале

«Российские звезды мирового джаза», 2006

https://www.jazz.ru/mag/343/moscow.htm

  • «Этот коллектив в последние полтора десятилетия был своего рода «градообразующим предприятием» для джазовой сцены столицы Южного Урала».
  • Константин Волков, портал «Джаз.ру»
  • Репортаж о XVII Международном джазовом фестивале
  • «Какой удивительный мир», 2018

https://www.jazz.ru/2018/12/02/chelyabinsk-17th-festival/

Дискография ансамбля «Уральский диксиленд»:

  • Internationales Dixieland Festival – Dresden 1985/86 (ГДР, LP, 1986)
  • «Вернись домой, Билл Бэйли» (СССР, LP, 1987)
  • Uralski All Stars. «With Jazz From Russia» (Нидерланды, CD, 1991)
  • Uralski All Stars. «Russian Roulette» (Нидерланды, CD, 1993)
  • Igor Bourco’s Uralsky Jazzmen. «Russia Meets America» (Нидерланды, CD, 1995)
  • Igor Bourco’s Uralsky Jazzmen. «America Meets Russia» (Нидерланды, CD, 1995)
  • Igor Bourco’s Uralsky Jazzmen feauturing Beryl Bryden & Nat Gonella. «Oh Mo’nah!» (Нидерланды, CD, 1997)
  • Вейсэ-джаз’2003 (Россия, CD 1,2; 2004)
  • Internationales Dixieland Festival Dresden. The best sound of the festival 2017 (Германия, CD; 2017)
  • «Favorites» (Россия, CD, 2018)
  1. Современный состав ансамбля «Уральский диксиленд»:
  2. Валерий Сундарев – гитара, банджо, вокал, художественный руководитель
  3. Виктор Риккер – барабаны
  4. Станислав Бернштейн – контрабас, бас-гитара
  5. Наиль Загидуллин – тромбон
  6. Дмитрий Перминов – саксофон, кларнет
  7. Сергей Пеньков – саксофон, кларнет
  8. Иван Пона – труба
  9. Константин Щеглов – фортепиано, аккордеон
  10. Кристина Рыжковская – вокал
  11. Наталья Риккер – ведущая концертов и фестивалей, директор
  12. ___________

— «Уральский диксиленд» на сайте Челябинской государственной филармонии: https://philarmonia.ru/kollektivy/163-uralskij-diksilend.html

— «Уральский диксиленд» на международном джазовом портале All About Jazz: https://musicians.allaboutjazz.com/uralskiydixieland

— «Уральский диксиленд» в SoundCloud: https://soundcloud.com/uralskiy-dixieland

— «Уральский диксиленд» в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4

— «Уральский диксиленд» в WikipediA: https://en.wikipedia.org/wiki/Uralskiy_Dixieland

— «Уральский диксиленд» во «ВКонтакте»: https://vk.com/club46889441

Источник: https://www.jazzmap.ru/band/uralskii-diksilend-igorya-burko.php

ансамбли

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей

  • Итальянский квинтет из Турина Penta Brass
  • играл в Пушкинском музее репертуар
  • от Баха до Гершвина.

«Российская газета» — Центральный выпуск №4510 от 6 ноября 2007 г

«Дело — труба»

В Государственном музее А. С. Пушкина продолжаются дни Итальянского института культуры. Одним из самых неожиданных и памятных событий стали первые гастроли в России уникального ансамбля из Турина.

Все пятеро участников этого ансамбля духовых инструментов работают в оркестре Королевского театра итальянского города Турина. А в свободное от основных обязанностей время играют в этом оригинальном коллективе — Пента Брасс. Состав его традиционен для духовых ансамблей: две трубы, валторна, тромбон и туба.

Но исполнение, аранжировки и оркестровки Ивана Буата, Марко Риголетти, Уго Фаворо, Венсана Лепапа и Руди Колуссо при этом незабываемо самобытны: Пента Брасс берется за сложно-доступные для медной группы произведения.

И играет их так, что раздвигает многие привычные представления о возможностях духовых инструментов.

Первое отделение музыканты PentaBrass посвятили классике. Причем большинство исполненных произведений обычно ассоциируются с иной оркестровкой. Однако итальянцы решили опровергнуть прописные истины.

Первый номер — «Ария» Генделя в исполнении медной группы инструментов — был как бы «пробным шаром»: публика диву давалась, как может здорово и колоритно звучать хорошо известное произведение со столь новыми эмоциями и тембрами.

Но следующий — Фуга в соль миноре Иоганна Себастьяна Баха — был уже истинным волшебством и откровением для многих зрителей: трубы изящно и масштабно исполняли партию органа, привычного инструмента для фуги. Иван Буат и Марко Риголетти передавали друг другу эстафету в исполнении главной темы, туба насыщала произведение басами — полифония была чарующая.

В следующем произведении — La Fille Aux Cheveux De Lin Клода Дебюсси итальянцы показали свое прочтение импрессионизма, насытив пьесу томными полутонами- получилась акварель теплого весеннего утра, с солнечными бликам, легкими дуновениями ветерка и ощущением простора и необъятной влекущей дали.

Но музыканты, конечно, не могли не дать воли и своему итальянскому темпераменту — пятичастная пьеса Saltimbanchi была посвящена бродячим артистам и циркачам. И каждая из частей ярко и колоритно передавала эмоции и настроение отдельных профессий: посвящалась то акробатам, то канатоходцам.

Ну а экспрессивным и художественным венцом первого отделения стала Carmen Fantasy — по опере французского композитора Жоржа Бизе «Кармен». Инструменталисты по очереди играли сольные партии, менялись темы, в дело вступали дуэты, трио.

Ощущение музыкального праздника, феерии, восхищение аранжировочными решениями и высшим исполнительским искусством было прервано так некстати для зрителей начавшимся антрактом. Тем более что после него PentaBrass предстал уже в ином ключе: второе отделение было отдано джазу. Квинтет сделал здесь ставку на музыку биг-бендов, на джаз 30-40 годов прошлого века.

И в целом звучание здесь было уже довольно традиционным, а энергетике и самобытности в аранжировках музыканты предпочли вполне каноническое прочтение материала. Впрочем, пьесы Джорджа Гершвина, Диззи Геллиспи и других мэтров были также очень уместны в этой концертной программе.

Но, вкусив самобытности аранжировок и оригинальности музыкального языка PentaBrass, от коллектива можно было ждать и более «революционных» свершений.

В частности было очень любопытно послушать, как они интерпретировали бы творчество Майлза Дэвиса (особенно позднее) или «разгулялись» в пьесах Дюка Эллингтона.

Впрочем, это были только первые гастроли итальянского квинтета. И если, вдохновившись теплым приемом публики, итальянцы снова решат приехать в Россию, то наверняка мы услышим от них еще много замечательной музыки.

Ведь PentaBrass постоянно совершенствуется и расширяет свой репертуар.

Ансамбль был основан еще в 1998 году, и уже первый альбом — Suite Impromptu — разошелся по миру огромным тиражом, да еще и был включен в антологию лучших произведений брасс-квинтетов.

Участники коллектива с тех пор регулярно набирались опыта. Одни успели поиграть в Парижском оперном оркестре, другие — в Миланском The Teatro alla Scala Orchestra и даже Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

Ну, а два релиза — Best Classical Crossover и Fred Mills And The PentaBrass Quintet, выпущенные с участием канадского трубача Фреда Миллза, входили в число номинантов на премию «Грэмми-2006» в номинации «Лучший синтез классической музыки и джаза».

И, значит, нам впору ждать от PentaBrass новых самобытных работ. 

автор: Александр Алексеев»Российская газета» — Центральный выпуск №4510 от 6 ноября 2007 г.

Читайте также:  Евгения отрадная - история и секреты успеха

Penta Brass (сайт)

дискография:

теги: группа penta brass музыка джаз классика брасс квинтет туба

Источник: http://tubastas.ru/tuba-ens/tens-02

Медно духовые инструменты, аудио Брасс Квинтета

Что такое брасс-квинтет, диксиленд и биг-бенд? Виды джазовых ансамблей История создания духового ансамбля — Брасс-квинтета Brass Quintet LK Луганской областной филармонии относит нас в далекий 1987 год. Молодой тромбонист Анатолий Пиданов, закончивший Донецкую государственную музыкальную академию имени С.С.Прокофьева, предложил ведущим духовикам оркестра организовать ансамбль духовых инструментов.

В первый состав духового ансамбля вошли талантливые исполнители, музыканты симфонического оркестра:

Владимир Лысенко (труба), лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах;

Сергей Гридчин (труба), выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова;

Владимир Щербаков (валторна), выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных, лауреат Всеукраинского конкурса исполнителей на духовых инструментах;

Анатолий Пиданов (тромбон), выпускник Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С.Прокофьева;

Николай Загора (туба), выпускник Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С.Прокофьева.

За время своего существования создан интересный и широкий репертуар, который составляет музыка самых различных направлений и стилей: старинная, классическая, джазовая, современная. Исполнение Брасс квинтетом LK произведений А.Габриели, Г.Пёрселла, Т.Альбинони, Г.Генделя, И.С.Баха, Дж. Россини, И.Штрауса, Н.А.Римского-Корсакова, В.Косенко, Д.

Шостаковича не оставляет никого равнодушным. Руководитель Брасс квинтет заботится о репертуаре ансамбля, ищет интересные темы, ноты, делает аранжировки, пишет партитуры. Репетиции занимают большую часть времени перед концертами. Своим творчеством Брасс квинтет LK популяризирует классические произведения известных авторов.

Некоторые из них представлены на аудиодиске «Современная старина».

На основе рэгтайма сделан клип в Ютубе размещен https://www.youtube.com/watch?v=EqySrd_FVak. За основу взят рисунок Бидструпа, тромбонист и сделан мультипликационный клип.

Преломляя жизнь через призму музыки: история «Многострадального брасс-квинтета» отражена в блоге «Зеленый абажур». Обновленный состав брасс квинтета возрождает коллектив, и готовит новую, интересную программу.

  • -Евгений Швец(труба);
  • -Андрей Шергин (труба);
  • -Андрей Середенко (валторна);
  • -Анатолий Пиданов (тромбон);
  • -Владимир Обухов (туба).

В исполнении коллектива вы можете услышать классическую музыку и произведения, джазовые композиции, латиноамериканскую музыку, популярные мелодии из художественных фильмов и вокально-инструментального репертуара отечественных и зарубежных исполнителей. Выступления с концертами в городе и области, на гастролях отличаются артистизмом и профессионализмом.

Источник: http://avisitu.com/music/audio.html

Типы и виды ансамблей

Если в коллективе в каждой группе инструментов один или два исполнителя, то такой коллектив считают ансамблем. Не редкость и исключения из правила: из-за трёх гитар в составе, ансамбль не становится оркестром. Ансамбли подразделяют на вокально-инструментальные и инструментальные, и по жанру исполнения: рок-бэнды, джаз-бэнды, эстрадные, народные ансамбли.

Какие виды ансамбля известны?

Для разных стилистик — характерный состав инструментов. В рок-бэндах играют соло-гитара, ритм-гитара и бас-гитара, барабанная установка. Иногда добавляют клавиши или духовые инструменты. В джазе отдают предпочтение медным духовым инструментам, а народники любят использовать перкуссию.

Основа ансамбля — это инструменты ритм-группы. Неполная группа выступает и как полноценный коллектив; на основе ритм-группы, добавляя инструменты, создают полноценные ансамбли. Стандартный вариант основы: фортепиано, ударные инструменты, бас-гитара (иногда вместо бас-гитары — контрабас).

Ансамбли делятся по количеству исполнителей:

  • дуэт — характерен для камерного ансамбля. состоит из соло-инструмента и ритм-инструмента,
  • трио — 3 участника: неполная ритм-группа,
  • квартет — 4 участника: ритм-группа и гитара,
  • квинтет — 5 участников: два инструмента и ритм-группа (по составу далее по такому же принципу),
  • секстет — 6 участников,
  • септет — 7 участников,
  • октет — 8 участников,
  • нонет — 9 участников,
  • децимет — 10 участников,
  • ундецимет — 11 участников,
  • дуодецимет — 12 участников.

Названия видов ансамблей по количеству участников происходят от латинского названия цифры.

Особенности ансамблей джазового направления

Брасс-квинтет состоит из трубы, валторны (по звуку играет роль малого барабана), баритона, тубы (играет роль большого барабана) и тромбона. Брасс-квинтет — базовая единица в джазе, но исполняет и популярную классику, вальсы и романсы в собственной интерпретации.

Диксиленд — это тот же брасс-квинтет с добавлением контрабаса и банджо. Чаще исполняет европейские ритмы джаза: в диксилендах не участвовали темнокожие музыканты. Лёгкая эстрадно-джазовая музыка — прерогатива диксилендов.

Биг-бендом называется расширенный состав джазового ансамбля — в него входит до двадцати музыкантов. К Диксиленду добавляют ударные и клавишно-струнные, деревянные духовые и родственные инструменты. Биг-бенд создаёт полифоническое звучание (многоголосье) и исполняет разнообразные по сложности музыкальные произведения.

Играть или петь в ансамбле интересно. Это и развитие музыкальных способностей, и общение с единомышленниками, и выступления на концертах. Приходите играть в ансамбле в МузШок!

Записаться на уроки

Источник: https://muzshok.by/blog-post/tipy-i-vidy-ansamblej

Брасс-квинтет — это… Что такое Брасс-квинтет?

Брасс-квинтет (от англ. brassмедь, латунь или медные духовые инструменты) — музыкальный ансамбль, состоящий из пяти медных духовых инструментов.

Наиболее распространённый состав современного брасс-квинтета состоит из двух труб, валторны, тромбона (или эуфониума) и тубы (или бас-тромбона).

История

История музыки для медных духовых ансамблей восходит к антифонной музыке итальянского ренессанса (Андреа и Джованни Габриели, Джироламо Фрескобальди).

Однако в XVII-XVIII веках этот жанр музицирования был практически полностью забыт.

В середине XIX века музыка для медных духовых ансамблей начала возрождаться, во многом благодаря Гектору Берлиозу, широко использовавшего медь в своих сочинениях.

Первыми оригинальными сочинениями для квинтета медных духовых долгое время считались 4 квинтета русского композитора Виктора Эвальда, написанные на рубеже XIX-XX веков.

Оригинальный состав инструментов, для которого были написаны квинтеты Эвальда отличался от современного и состоял из 2 корнетов, альтгорна, баритона и тубы. Однако недавно были обнаружены 12 квинтетов французского композитора Жан Франсуа Беллона, написанные в 40-х годах XIX века, т. е.

примерно на 60 лет раньше, чем сочинения Эвальда. Его сочинения в оригинале были инструментованы для флюгельгорна, корнета, валторны, тромбона и офиклеида.

Брасс-квинтет в современном понимании появился в середине XX века в США. Первыми ансамблями такого типа стали Chicago Brass Quintet и New York Brass Quintet, состоящие соответственно из музыкантов Нью-Йоркского филармонического и Чикагского симфонического оркестров.

Семейный брасс-квинтет. Фотография 1860-х годов Indianapolis Ceremonial Brass Брасс-квинтет ВВС США

Репертуар

Репертуар большинства брасс-квинтетов во многом состоит из транскрипций музыкальных произведений, созданных для другого состава исполнителей. Однако в последние десятилетия с ростом популярности брасс-квинтетов во всём мире появилось также немало оригинальных сочинений для подобных ансамблей, в том числе и достаточно известных композиторов:

Наиболее известные брасс-квинтеты

  • American Brass
  • Atlantic Brass
  • Canadian Brass
  • Chicago Brass
  • Empire Brass
  • New York Brass

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1366564

Брасс-квинтет «5 + 1»

Брасс квинтет (от англ. brass — медь, латунь, а так же сплав, из которого изготавливают медные духовые инструменты; квинтет — музыкальный коллектив из пяти музыкантов).

Брасс квинтет состоит из пяти медных духовых инструментов: две трубы, валторна, тромбон, туба. Такой состав ансамбля яляется устоявшимся и очень распространенным, для него написано множество переложений и оригинальных музыкальных произведений.

Брасс квинтет это самый компактный по составу духовой оркестр.

Наш квинтет существует с 2001 года и объединяет профессиональных музыкантов, выпускников лучших музыкальных вузов. В составе нашего ансамбля не пять, а шесть музыкантов: дополнительным, шестым, является барабанщик. Из состава инструментов родилось и название — «5 + 1».

Репертуар:

брасс-квинтет это и классический музыкальный коллектив, и духовой оркестр, и диксиленд, и даже джазовый бэнд. Наш музыкальный коллектив называют универсальным за то, что он способен исполнять практически любую музыку: от произведений И.С.

Баха и Г.Ф. Генделя до диксилендов, джаза и даже популярных шлягеров современной эстрады. Популярная классическая музыка, исполненная медным духовым квинтетом в сопровождении современной ритм-секции, приобретает новое, неожиданное звучание.

Костюмы:

мы можем выступать в разных костюмах и сценических амплуа: классический музыкальный коллектив, диксиленд бэнд, военный духовой оркестр, оркестр пожарных, гусарский оркестр и даже новогодний оркестр дедов морозов и санта клаусов! Достаточно только снять концертный смокинг и галстук-бабочку, да перевернуть несколько страниц в нотном сборнике, и на ваших глазах классические музыканты превратятся в джазменов, а вместо строгого классического ансамбля перед вами предстанет настоящий джаз бэнд!

Где мы выступаем:

«5 + 1» — это оптимальное решение для мероприятий, где требуется живая музыка без использования какой-либо звуковой аппаратуры.

Разнообразный репертуар и богатый исполнительский опыт позволяют нам с успехом интегрироваться практически в любое событие.

Мы выступаем на свадьбах, корпоративных праздниках, банкетах, торжественных церемониях, разнообразных награждениях, открытии выставок, а так же в качестве отдельного номера концертных программ.

Концерты для детей:

отдельное место в нашем концертном графике занимают концерты для детей.

Это уникальное музыкальное шоу для детей: интерактивная развлекательная программа с элементами шоу, демонстрацией возможностей наших музыкальных инструментов, рассказом об их истории, исполнением популярных музыкальных произведений различных эпох и стилей.

Детские концерты только по названию детские, они пользуются популярностью и у взрослой публики. С этой программой мы многократно и с успехом выступали для зрителей самых разных возрастов: воспитанников детских домов и интернатов, школьников, студентов, военнослужащих, ветеранов и пенсионеров.

Источник: http://brass5.ru/

БИГ-БЭНД

БИГ-БЭНД (англ. big band — большой оркестр), тип джазового инструментального ансамбля, количество музыкантов в котором обычно колеблется от десяти до семнадцати человек.

Сложился в конце 1920-х годов, состоит из трех оркестровых групп: саксофоны — кларнеты (Reels), медные духовые инструменты (Brass, в дальнейшем выделились группы труб и тромбонов), ритм-секция (Rhythm section — фортепиано, контрабас, гитара, ударные музыкальные инструменты).

Расцвет музыки биг-бэндов, начавшийся в США в 1930-е годы, связан с периодом массового увлечения свингом —импульсивной, энергичной танцевальной музыкой, пришедшей на смену традиционному негритянскому олд-тайм-джазу.

Позднее, вплоть до настоящего времени, биг-бэнды исполняли и исполняют музыку самых разных стилей.

Однако, по существу, эра биг-бэндов начинается значительно раньше и восходит ко временам американских менестрельных театров второй половины 19 века, нередко увеличивавших исполнительский состав до нескольких сот актеров и музыкантов.

Еще более прямую связь эволюция биг-бэнда имеет с архаическими ньюорлеанскими марширующими оркестрами (марчинг-бэндами), рэгтайм-бэндами и военными духовыми оркестрами, игравшими на улицах, площадях, в парках, всевозможных увеселительных заведениях и салонах (society-оркестры), на речных пароходах (ривербот-бэнды). Широкой известностью в Нью-Орлеане пользовались на рубеже 19-20 вв.

такие марширующие капеллы, как Olympia Band, Imperial Band, Magnolia Band, Tuxedo Band, оркестр Генри Аллена, салонные оркестры Армана Пайрона и Джона Робишо, ривербот-бэнды Фэйта Мэрэйбла и Чарли Крита, диксиленд-бэнд Джека Папы Лэйна, рэгтайм-бэнд Бадди Болдена, блюз-бэнд Уильяма Кристофера Хэнди (прозванного отцом блюза) — характерные представители раннего оркестрового джаза.

Негритянский композитор и капельмейстер Уилл Мэрион Кук экспериментировал с салонными оркестрами, создавая для них музыку симфонизированного типа. Джон Филипп Суза (король маршей и изобретатель сузафона) еще в 1890-е гг. руководил брасс-бэндами больших и малых составов, исполняя с ними рэгтаймы и марши.

Пианист и композитор Скотт Джоплин сочинил симфонию и две оперы на материале рэгтайма, использовав в этих произведениях большой оркестр смешанного типа.

Из музыкантов классического нью-орлеанского джаза наиболее известны своими попытками укрупнения традиционного состава джаз-бэнда и создания инструментальных групп внутри него Джелли Ролл Мортон, Банк Джонсон, Кинг Оливер, Луи Армстронг, Кэрролл Диккерсон.

В становлении свингового стиля и биг-бэнда в 1920-е гг.

приняли участие многие оркестры и их лидеры—как чернокожие джазмены (Дюк Эллингтон, Флетчер Хендерсон, Бенни Моутен, Дон Редмен, Джимми Лансфорд, Чарли Джонсон, Уильям Маккинни, Луис Расселл, Эрл Хайнс, Чик Уэбб, Кэб Кэллоуэй), так и белые музыканты —Жан Голдкетт, Бен Поллак, Томми и Джимми Дорси, Глен Грэй со своим знаменитым оркестром Casa Loma и др.

Бродвейские и голливудские оркестры популярной музыки и свит-свинга также внесли определенный вклад в развитие биг-бэнд-джаза. Скрипач и бэндлидер Пол Уайтмен в сотрудничестве с композитором Джорджем Гершвином положил начало симфоджазовым экспериментам, которые в дальнейшем приобрели многочисленных сторонников и последователей.

В 1930-е гг. коммерциализированные белые свинговые оркестры заметно потеснили негритянских музыкантов, взяв верх над ними в экономической конкуренции, но вскоре белые бэндлидеры осознали необходимость преодоления расового и коммерческого противостояния белого и негритянского джаза (одним из первых был король свинга Бенни Гудмен).

Читайте также:  Виды музыкального слуха: что к чему?

Творческие контакты белых и черных джазменов, их совместная концертная практика открыли новые горизонты в развитии оркестровой свинговой музыки.

К лучшим негритянским биг-бэндам этого периода принадлежат оркестры Бенни Картера и Каунта Бейси, среди белых оркестров (помимо гудмэновского) достойны упоминания биг-бэнды братьев Дорси, Гленна Миллера, Арти Шоу, Чарли Барнета, Гарри Джеймса, Бинга Кросби и его брата Боба Кросби (Bob Cats).

С 1938 по инициативе Гудмена стали проводиться регулярные филармонические концерты оркестрового джаза, в связи с чем усилилась тенденция к его сближению с академической концертной музыкой, к стилевому синтезу и симфонизации.

Произошедшая в 1940-е гг. боп-революция в джазе, открывшая собой эпоху модерн-джаза, выдвинула на первый план солиста-импровизатора и камерный джазовый ансамбль — комбо, однако не стала препятствием к последующему обновлению музыкального языка и инструментальных средств биг-бэнда.

Экспериментальный, новаторский характер носят опыты с новым звучанием (new sound), поиски современных методов звуковой организации (вплоть до додекафонии и микрохроматики), новых идей в области аранжировки и композиции, музыкальных форм и полистилистики на базе биг-бэнда. В русле прогрессив-джаза особенно плодотворно работали в 1940-х и 1950-х гг.

Стэн Кентон, Бойд Рэйберн, Вуди Герман. Оркестровый кул-стиль с конца 1940-х гг. активно разрабатывали Клод Торнхилл, Майлз Дэвис, Гил Эванс, Джерри Маллиган, представители калифорнийского вест-коуст-джаза. С середины 1950-х гг.

возникло так называемое третье течение (синтез современного джаза и академического музыкального авангарда) во главе с композитором Гюнтером Шуллером и лидером знаменитого Модерн Джаз Квартета Джона Льюиса.

Исторически значимыми были также опыты создания боп-биг-бэнда и на его основе — афрокубинского стиля (Диззи Гиллеспи), эксперименты с различными оркестровыми составами Чарли Мингуса, Телониуса Монка, Дэйва Брубека, Джона Колтрейна, Джорджа Рассела, Дж.Дж.

Джонсона и Урби Грина (биг-бэнд с хором тромбонов), Рея Брауна, Арта Блэйки, Кенни Кларка, Херби Мэнна, Тосико Акийоси и Лью Табакина, Клауса Огерманна, Куинси Джонса, Дона Эллиса и мн.др.

Среди выдающихся представителей модерн-свинга следует, кроме того, назвать имена таких бэндлидеров, как Мэйнард Фергюсон, Бадди Рич, Луис Беллсон, Билли Мэй, Джин Харрис, Мел Льюис и Тэд Джонс. В области ритм-энд-блюза признанной звездой первой величины остается певец, пианист, органист и бэндлидер Рей Чарлз. Рок-джаз и джаз-рок с элементами биг-бэнд-джаза ассоциируются в первую очередь с Майлзом Дэвисом, группами Blood, Sweat And Tears, Chicago. Звучание биг-бэнда мастерски умеют воссоздавать в технике инструментального пения вокальные ансамбли Ламберт-Хендрикс-Росс, Double Six Of Paris, Manhattan Transfer, Take Six, Singers Unlimited.

Новаторство в сфере оркестрового фри-джаза и новейших креативных направлений в развитии биг-бэнд джаза— основное поприще для Карлы Блей, Майка Мантлера, Махола Ричарда Абрамса, Чика Кориа, Сан Ра, Энтони Брэкстона, европейцев Карела Велебны, Густава Брома, Александра фон Шлиппенбаха.

В России эстрадно-джазовое концертирование имеет свои самобытные традиции. Начальный этап его истории связан , в частности, с оркестрами Леонида Утесова, Александра Цфасмана, Александра Варламова. Ведущие бэндлидеры послевоенного периода — Эдди Рознер, Иосиф Вайнштейн, Олег Лундстрем, Вадим Людвиковский, Анатолий Кролл, Юрий Саульский, Георгий Гаранян.

Валерий Озеров

Источник: https://www.km.ru/muzyka/encyclopedia/big-bend

«Уральский диксиленд Игоря Бурко»

«Уральский диксиленд» оправданно считается одним из лучших джазовых составов страны, работающих в направлении традиционного джаза.

Участники ансамбля великолепно владеют не только стилем диксиленд, но и набором стилей современного джаза – от мэйнстрима и би-бопа до джаз-рока и smooth-jazz. Однако в основе репертуара «Уральского диксиленда» всё же джазовая традиция.

Большое влияние на творчество коллектива оказал знаменитый американский трубач и вокалист Луи Армстронг.

«Уральский диксиленд» был создан в Челябинске в 1969 г. на базе  областной филармонии. Руководителем коллектива стал джазовый музыкант, трубач И. Бурко (годы жизни: 1944-2018 г.г).

За годы существования оркестр объездил с  концертами всю Россию, республики бывшего СССР и  большинство стран Европы.

«Уральский  диксиленд» является лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва,  1979), международных  джаз-фестивалей в Тбилиси (1978), Москве (1984), Баку (1985), Дрездене (1984, 1990, 1999),  а также престижнейших западных джазовых форумов «North Sea Jazz Festival» (Голландия), «Brecon Jazz Festival» (Великобритания) и др. Карта гастролей этого ансамбля с 1989 по 1999 гг. «покрывает» практически всю Европу, включая Голландию, Бельгию, Францию, Германию, Швецию, Англию, Ирландию, Данию, Шотландию, Польшу, Чехословакию, Югославию, остров Мэн.

Столь же обширен и список известных джазовых исполнителей, с которыми довелось сотрудничать коллективу. В Западной  Европе с «Уральским диксилендом» выступали легендарные британские вокалисты Нат Гонелла и Бэрил Брайден.

В России «Диксиленд» неоднократно концертировал с американской певицей Денис Перье, британским певцом Джоном Даунсом и др.

Обогащению творческого кругозора уральских джазменов способствовало и живое общение на различных фестивальных площадках с такими звездами, как Диззи Гиллеспи, Арт Фармер, Скотт Хамилтон, Крис Барбер, Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Давид Голощекин, Игорь Бутман, Даниил Крамер, Александр Осейчук, Лариса Долина и др. Игра коллектива технически отточена и полна изыска и веселья. Профессионалы нередко отмечают «аутентичное» ново-орлеанское звучание «Уральского диксиленда», имея в виду их близость к традициям этой ветви раннего джаза. Музыканты с удовольствием «шоуменят», поют, играют и маршируют.

  • В  составе  оркестра:  Виктор  Риккер  (барабаны),  Владимир  Риккер  (контрабас,  туба),  Валерий  Сундарев  (гитара,  банджо,  вокал),  Наиль  Загидуллин  (тромбон),  Дмитрий  Перминов  (саксофон,  кларнет),  Сергей  Пеньков  (саксофон,  кларнет),   Кристина  Рыжковская (вокал), Константин Щеглов (фортепиано), Иван Пона (труба).
  • Дискография:  «Вернись  домой,  Билл-Бэйли»  (Москва,  LP,  1987);  «Русская  рулетка»  (Голландия,  CD,  1990);  «Уральские  звезды»  (Голландия, CD,  1991);    «От  России  до  Америки» — “Russia  Meets  America”  (Голландия,  CD,  1995);  «От  Америки  до  России» — “America  Meets  Russia”  (Голландия,  CD,  1995);  «Уральский  диксиленд  с  Натом  Гонеллой  и  Бэрил  Брайден» — “Oh  Mo’nah”  (Голландия,  CD,  1997).
  • В 2014 году коллектив с успехом выступил в городах Челябинской области с сольными концертами в рамках Фестиваля искусств, посвященного 80-летию Челябинской области и приуроченного к проведению года культуры в Челябинской области.

В декабре 2014 года «Уральский диксиленд» отпраздновал 45-летие, а лидер ансамбля, народный артист Игорь Бурко одновременно отметил две знаменательных даты: 70-летие и 55-летие творческой деятельности.

21 декабря 2014 года коллектив представил на сцене Концертного зала им. С. С.

Прокофьева праздничную программу, сопоставимую по масштабу с джазовым фестивалем «Какой удивительный мир!», в которой приняли участие Давид Голощекин, Анатолий Кролл, американская джазовая певица Дениз Перье и другие звезды джаза.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне джазовый ансамбль «Уральский диксиленд» представил на сцене Концертного зала им. С. С. Прокофьева премьеру вокальной ретро-программы «Счастье мое».

С 6 по 12 июня 2015 г. в Челябинске в 14-й раз состоялся Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир!», бессменным художественным руководителем которого является народный артист России И. В. Бурко.

Музыкальный форум представил различные стили джазовой музыки от традиционного джаза до джаз-модерна, собрав в Челябинске известных российских музыкантов, джазменов из стран ближнего и дальнего зарубежья и их челябинских коллег.

Со 2 по 16 сентября 2015г. «Уральский диксиленд» побывал на гастролях в Крыму. В гастрольную карту вошли Симферополь, Севастополь, Коктебель, Евпатория, Феодосия, Алушта и Керчь. Ключевым событием поездки стало участие в Международном фестивале Live in Blue Bay.

Форум прошел в Коктебеле уже седьмой раз; на Крымский полуостров съехались джазовые музыканты со всей страны и из-за рубежа. Особенностью этого года стало участие в фестивале dixie-бэндов. «Уральский диксиленд» стал хедлайнером первого дня фестиваля.

В исполнении челябинских джазменов звучали горячие хиты традиционного джаза и кавер-версии русских народных песен.

2016 год для коллектива был ознаменован выступлениями в Совете Федераций Федерального Собрания Российской Федерации (Москва) и в рамках культурной программы Дней Челябинской области в г. Астане (Казахстан). «Уральский Диксиленд» стал участником международных фестивалей «Live in Blue Bay» (09-12. 09. 2016, АР Крым, пос.

Коктебель), фестиваля музыкального юмора с Игорем Бутманом, Всероссийского фестиваля «Гитарные форумы», концерта-бенефиса засл. арт. РСФСР Валерия Ярушина «Линия жизни». В апреле 2016 года на сцене Концертного зала им. С. С.

Прокофьева музыкантами коллектива представлена премьера литературно-музыкальной программы «Поэзия джаза».

В 2017 году «Уральский диксиленд» с успехом выступил на крупнейшем Международном фестивале диксиленда в Дрездене – музыканты дали тринадцать концертов на уличных и клубных сценах, в концертных залах, на официальных приёмах, отметились большим концертом в шествии речной флотилии по Эльбе. Также музыканты приняли участие во II Международном фестивале музыкального юмора с Игорем Бутманом, V международном фестивале «Джаз на большом органе», XX международном фестивале «Джаз-бомонд» (г. Костанай, Казахстан).

4 марта 2018 г. скоропостижно ушёл из жизни народный артист России, трубач, лидер, духовный отец, основатель знаменитого ансамбля «Уральский диксиленд», Игорь Бурко. Музыканту было 73 года.

Впервые Международный фестиваль «Какой удивительный мир» прошел без участия своего основателя. Но красивая традиция, заложенная одним из патриархов челябинского джаза, будет продолжаться.

В 2018 году фестиваль обрел новый формат – джазовая музыка звучала не только в концертных залах, но и вышла на летние открытые сцены.

Фестиваль открыл оpen-air с участием российских джазменов и иностранных гостей из Австрии и Ирана, которые в режиме нон-стоп представили авангард джазовых трендов – краткий микс из своего репертуара. Еще одним ярким событием вечера была презентация электронного переносного органа Johannus Orgelbouw.

Участники фестиваля «Какой удивительный мир» 2018г.

— джазовая певица и гитаристка Big Mama Montse (Испания), Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова (Москва), народный артист России Анатолий Кролл (Москва), гитарист, участник знаменитого телевизионного проекта «Большой Джаз» на телеканале «Культура» Сергей Чашкин (Екатеринбург), ансамбль «Bomrani Band» (Иран), квинтет «Just Friends» под управлением Лотара Крафта (Германия), ансамбль «Studebaker‘63» (Австрия), джаз-трио «Kill Scoville» (Австрия), народный артист России Давид Голощёкин (С.-Петербург), ансамбль «L-band» Георгия Анохина, учащиеся детской студии «Baby-Jazz».

Главными событиями 2019 года стали: участие в мировом рекорде Гиннеса, исполнение Гимна России в составе оркестра из 8 000 музыкантов со всей страны (01.09.2019, г.

Санкт-Петербург, Стадион «Газпром-Арена»), большой юбилейный концерт ансамбля к 50-летию коллектива с участием звезд джаза из Москвы и Петербурга, а также лучших музыкантов Челябинска, участие в джазовом фестивале «Джаз под Рождество» народного артиста России Анатолия Кролла (24. 12. 2019, Москва, Концертный зал «Зарядье»).

  1. «Уральский диксиленд» на международном джазовом портале All About Jazz
  2. «Уральский диксиленд» в SoundCloud
  3. «Уральский диксиленд» в ВикипедиЯ
  4. «Уральский диксиленд» в WikipediA
  5. «Уральский диксиленд» на JazzMap

Социальные кнопки для Joomla

Источник: https://philarmonia.ru/kollektivy/163-uralskij-diksilend.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector