Зарубежная музыка начала 20 века

На первый взгляд может показаться, будто между музыкальным искусством XX в. и всех предшествующих столетий лежит пропасть — столь велики различия в звуковом облике произведений. Даже сочинения 10—30-х гг. многим слушателям представляются очень сложными, резкими по звучанию, излишне напряжёнными. На самом деле в XX в.

, как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым.

Трагические повороты истории — войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия — не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в. Не менее важной оказалась для искусства и проблема самопознания личности.

Научные разработки в области психологии, особенно в теории психоанализа, вызвали стремление проникнуть в потаённые глубины внутреннего мира человека. В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов.

Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семизвучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка.

Это музыка, в которой чёткая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил. Одновременно в XX столетии были изобретены новые способы организации звуков в произведении; использовались и европейские традиции, и традиции иных культур — китайской, индийской, африканской и др.

Другой важной особенностью музыкального языка XX в. стали необычные звучания. Их поиск шёл в двух направлениях. Чтобы передать образы современной жизни, использовали необычные шумовые эффекты (лязг и скрежет металла, грохот станков и другие «промышленные» звуки), изобретали новые инструменты. Однако более интересные результаты дал другой путь.

Композиторы экспериментировали с традиционными инструментами: смешивали тембры, играли в непривычных регистрах, изменяли технические приёмы.

И оказалось, что классический симфонический оркестр или оперные формы могут прекрасно показать жизнь города с его сложной системой звуков и шумов, а главное — непредсказуемые повороты мысли и «изломы» психики человека конца II тысячелетия.

Однако новаторские поиски вовсе не привели к отказу от традиций. Именно XX век возродил музыкальное наследие ушедших эпох. После двухсот — трёхсот лет забвения вновь начали звучать произведения Монтеверди, Корелли и Вивальди, немецких и французских мастеров XVII в.

Возродилась к новой жизни не только сама музыка, но и способы её исполнения. Появилось понятие аутентичное (от греч. «аутентико'с» — «подлинный») исполнение. Артисты стремились сыграть «старую» музыку на инструментах соответствующей эпохи в подлинной авторской редакции (без позднейших наслоений).

Поиски аутентичного звучания пробудили у композиторов разных направлений интерес к традициям Ренессанса и барокко. Современную систему мелодий, гармоний и звуковых красок они облекали в формы XVI— XVII столетий.

Особенно впечатляющие результаты подобные эксперименты дали в области духовной музыки, так как сама природа музицирования в храме требует строгого соблюдения традиций.

В XX столетии появляется новое течение — неофольклоризм (от греч. «не'ос» — «новый» и «фольклор»). Его сторонники призывали использовать народные напевы, записанные в глубинных сельских районах, не «приглаженные» на городской лад. Войдя в сложную ткань симфонии, сонаты или оперы, такая песня привнесла в музыку невиданную доселе страстность, богатство красок и интонаций.

Многое изменилось и в отношении к исполнительскому искусству. Если в предшествующие столетия музыкант должен был, прежде всего, поразить публику совершенством техники игры, то в XX в. виртуозность перестала быть самоцелью.

На первое место вышла глубина и точность понимания композиторского замысла, умение играть эмоционально. Важным стало общение артистов разных стран друг с другом. В Европе и Америке ныне устраиваются музыкальные фестивали и конкурсы, где происходит обмен творческим опытом.

Программы и задачи этих праздников искусства очень разнообразны. Они могут посвящаться отдельной эпохе и жанру, творчеству определённого композитора или исполнителя.

Но, как правило, каждое серьёзное мероприятие подобного рода решает ещё одну важнейшую задачу — обобщает опыт, накопленный музыкой со времён Средних веков, делает это искусство по-настоящему открытым и свободным для развития.

НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА

На рубеже XIX—XX столетий в европейской культуре сложилось новое художественное направление — экспрессионизм (от лат. expressio — «выразительность»).

Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны — отчаяние, боль, страх одиночества.

«Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества», — писал основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг.

Музыкальный экспрессионизм сложился в Австрии, точнее, в её столице, Вене. Его создатели — Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн. Творческое содружество композиторов вошло в историю музыки под названием новая венская (нововенская) школа.

Каждый из мастеров прошёл в искусстве собственный путь, но в их произведениях есть и немало общего. Прежде всего — трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям.

Затем — напряжённый духовный поиск, желание, во что бы то ни стало обрести религиозные и нравственные идеалы, утраченные большинством современных людей.

Наконец, все три композитора разрабатывали единый метод сочинения музыки — додекафонную систему, резко изменившую традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве произведения.

Глава новой венской школы — Арнольд Шёнберг (1874—1951). Формирование творческой личности Шёнберга происходило в Вене. Здесь он брал частные уроки композиции, встретился с Бергом и Веберном, написал первые произведения. В 1925—1933 гг.

композитор жил в Берлине, преподавал в Прусской академии искусств. В этот период он создал законченную теорию додекафонной техники (опубликована только в 1941 г. в статье «Сочинение при помощи двенадцати звуков»).

С приходом к власти нацистов музыка Шёнберга была причислена к «дегенеративному искусству», и композитор эмигрировал в США.

Творчество Шёнберга решает одну главную задачу — выражает средствами музыки человеческие страдания. Тяжёлые, томительные предчувствия, ощущение тоскливого ужаса великолепно переданы уже в раннем произведении — Пять пьес для оркестра (1909 г.).

Под влиянием трудов основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда в 1909 г. Шёнберг создал монооперу (опера для одного исполнителя) «Ожидание».

Музыка, наполненная диссонансами, сложными ритмами, передаёт изменения душевного состояния героини: гнетущее предчувствие катастрофы в конце оперы сменяется ужасом от столкновения со смертью.

Одним из самых дерзких по новизне сочинений Шёнберга стал вокальный цикл «Лунный Пьеро» (1912 г.), написанный на стихи малоизвестного бельгийского поэта А.Жиро. Цикл создан для женского голоса и небольшого инструментального ансамбля.

В песнях воспроизводится атмосфера ночного кабаре, недаром сам автор называл своё сочинение «трагическим кабаре». Зрелый период творчества композитора связан в основном с инструментальными жанрами.

Он написал струнные квартеты, скрипичный и фортепианный концерты, в которых блестяще соединил серийную технику с «классическими» законами сонатно-симфонического цикла.

Результатом размышлений над событиями Второй мировой войны стала кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста использованы подлинные рассказы очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве.

Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма — она сложна, трагична и обострённо эмоциональна. Принципиальное значение для творчества Шёнберга имела работа над оперой «Моисей и Аарон» (1932—1937 гг.). Произведение осталось незавершённым.

Из намеченных трёх действий были написаны только два; они принадлежат к вершинам музыки экспрессионизма. Опера отразила сложные размышления автора об искусстве и духовной жизни.

Альбана Берга (1885—1935) принято считать самым «острым» мастером нововенской школы. Ученик Шёнберга, он блестяще освоил принципы додекафонии, но применял их по-своему.

Если для Шёнберга серия была своеобразной звуковой схемой, в рамках которой он конструировал музыку, то Берг стремился превратить серию в выразительную музыкальную тему, передающую определённое настроение, чувство.

Его творчество охватывает как монументальные, так и камерные жанры, и каждое сочинение поражает глубиной и высоким композиторским мастерством.

Подлинной вершиной творчества Берга стала опера «Воццек» (1917— 1921 гг.), написанная по одноимённой пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера. Её герой — солдат Вошек, денщик Капитана.

Вошек — одинокий и униженный, а потому озлобленный человек; над ним издевается Капитан, насмехаются солдаты в казарме. Последней каплей в страданиях становится нелепая измена жены Мари, не устоявшей перед ухаживаниями Тамбурмажора.

Ослеплённый ревностью и насмешками, Воццек убивает Мари и, лишившись рассудка, погибает. Сюжет можно назвать типичным для экспрессионизма.

Однако при всей новизне оперы в ней чувствуется глубокая связь с романтическими и реалистическими традициями искусства XIX в. В центре произведения — хорошо знакомый образ «маленького человека», брошенного в страшную реальность нового времени. Из инструментальных сочинений Берга особенно интересен скрипичный концерт, имеющий подзаголовок «Памяти ангела» (1935 г.).

В этом произведении раскрывается совсем иная грань дарования композитора — возвышенная, просветлённая духовность. Звуковым символом обретённого духовного света становится тема хорала Баха, появляющаяся во второй части.

Вариации на эту тему — кульминация концерта и в определённом смысле итог всего творческого пути мастера, пришедшего в конце жизни к состоянию вдохновенной веры, покоя и гармонии.

Додекафонная система, созданная Шёнбергом, обрела теоретическую базу благодаря его ученику Антону Веберну (1883—1945). Жизнь композитора сложилась драматично. Его сочинения принимались публикой с особенным трудом. Веберну приходилось бороться с нуждой и браться за тяжёлую подённую работу.

В годы немецкой оккупации Австрии (1938—1945 гг.) он с трудом содержал большую семью на грошовое жалованье корректора в издательстве, постоянно подвергался издевательствам в нацистской прессе. В мае 1945 г.

Веберн потерял на фронте единственного сына, а вскоре после окончания войны погиб в деревне под Зальцбургом от случайной пули американского солдата.

Однако творчество этого мастера, испытавшего немало страданий, было самым радостным по духу в нововенской школе. Трагический экспрессионизм присущ только ранним произведениям, созданным под влиянием Шёнберга.

Мировоззрение Веберна, человека глубоко религиозного, определялось христианским отношением к людям и природе. Веберн считал, что сочинение музыки по законам серийной техники уподобляет произведение растению.

Серию можно сравнить с корнем, основанную на серии тему — со стеблем, а короткие мотивы — с листьями.

Основное внимание Веберн уделял инструментальной, камерно-вокальной и хоровой музыке. Лучшие его произведения, как правило, представляют собой цикл миниатюр, в которых сменяют друг друга тончайшие эмоциональные нюансы и ощущения. Среди них — Пять пьес для оркестра (1913 г.).

Оркестр для Веберна не был единым целым — это скорее ансамбль солистов, сменяющих друг друга в каждой пьесе. И главное в звучании такого ансамбля — оригинальные сочетания тембров, стремление к объёмности, «стереофоничности» звука. Работа над музыкой для хора была особенно близка Веберну, изучавшему традиции хоровой полифонии.

Многие произведения появились в период, когда он руководил хором Венского рабочего певческого общества (1923— 1934 гг.). Для хоровой музыки Веберна характерно парадоксальное сочетание сложных тем, насыщенных скачками звуков, и мягкого, напевного звучания.

Преобладающее настроение его музыкальных произведений — нежная и сосредоточенная просветлённость, особенно если сочинение написано на духовный текст, как, например, Пять духовных песен (1917—1922 гг.) или Пять канонов на латинские тексты (1924 г.).

Читайте также:  Зачем нужна ритмика в дмш

В инструментальной музыке позднего периода мастер стремился к предельной выразительности каждого звука и к лаконичности языка. Он стал одним из основоположников музыкального пуантилизма (от фр.

pointiller — «писать точками») — направления, представители которого мыслили не темами и мелодиями, а отдельными звуками («точками») и краткими мотивами.

Поиски Веберна в этом направлении впоследствии серьёзно изучались композиторами послевоенного авангарда.

Зарубежная музыка начала 20 века Зарубежная музыка начала 20 века Зарубежная музыка начала 20 века



Источник: https://infopedia.su/15x17d9.html

«Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления»

  • Русская и зарубежная музыкальная культура ХХ вв
  • Тема урока: «Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления»
  • Цель урока: создание представления о развитии зарубежной музыки в 20 веке.
  • Задачи:
  1. сформировать представление о развитии классико-романтическом направлении в музыке (творчество Густава Малера), экспрессионизма в музыке (Арнольд Шёнберг и новая венская школа), становлении национальных школ в музыке: немецкой (Пауль Хиндемит), английской (Бенджамин Бриттен), венгерской (Белла Барток), американской (Джордж Гершвин), бразильской (Эйтор Вило-Лобос), о развитии джазовой, рок- и поп-музыки в 20 веке.

  2. актуализировать понимание явления модернизма в художественной культуре;

  3. создать условия для усвоение таких понятий как: модернизм и экспрессионизм в музыке, додекафония, атональная музыка, неофольклоризм, пентатоника, джаз, полиритмия, спиричуэлс, блюз, ритм-энд-блюз, регтайм, свинг, бибоп, стиль кантри, музыка вестерн, рок-музыка: блюз-рок, хард-рок, хэви-металл, рок-опера, поп-музыка, мюзикл.

  4. воспитывать уважительное отношение к творчеству и индивидуальному видению мира творца музыкального искусства;

  5. развивать эстетический взгляд и эстетический вкус, способность анализировать и рефлексировать действительность и её объективные процессы.

Межкурсовые и внутрикурсовые связи: модернизм в художественной культуре 20 века за рубежом и в России в разных видах искусства.

Ход урока

2. Актуализация знаний. 

20 век — время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьёзные изменения в искусстве, определил новые и оригинальные пути его развития.

С одной стороны, искусство 20 века – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. С другой – это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве.

Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой.

Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Он лишён логики, имеет общие тенденции развития, подчиняется определённым закономерностям и правилам.

Впервые искусство отказывается от подражания миру, воспроизводить модель мира. Искусство не подражает, а моделирует действительность по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы.

Зарождаются новые направления: модерн, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и т.д. Почти каждое направление опирается на свою разработанную теорию.

  1. Сообщение темы и целей урока 

Давайте послушаем ваши любимые композиции в ваших телефонах. Каких композиций больше русских или зарубежных. Почему? Тема сегодняшнего урока: «Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления». Как вы думаете, какие цели мы должны поставить на уроке? (ответы детей). Зачем нам необходимо знать о тенденциях развития зарубежной музыки в 20 веке? (ответы детей).

 Изучение нового материала урока

Вступительный рассказ учителя Какими только эпитетами не награждали музыку 20 века: «модернистская», «элитарная», «авангардистская», «дегенеративная», «буржуазная», «большевистско-пропогандисткая», «революционная», «попсовая».

Разобраться в этом калейдоскопе определений не просто, поэтому обратимся лишь к самым значительным, ярким именам и явлениям музыкальной культуры 20 века, определившим её общий характер и основные пути развития.

Частая смена художественных направлений, течений и стилей открыла безграничные возможности для слушателей, удовлетворяя самые изысканные и самые непритязательные вкусы человека.

На самом деле в XX в., как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым.

Трагические повороты истории — войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия — не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения.

 Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в.

. В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов. Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка.

Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семи звучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка. .

Вместе с тем, выдвигая новые музыкальные принципы, 20 век с трудом преодолевал романтические тенденции, вновь и вновь искал опору в традициях старинной музыки барокко и классицизма. Выдвинутый И.Стравинским лозунг «Назад к Баху!» лишний раз подтверждал прочность классических традиций в музыке.

Но время смелых поисков и экспериментов уже диктовало новые пути развития музыкальной культуры.

Что же в сущности изменилось в музыке 20 столетия? «Музыка модернизма» (в тетрадь)

Новое музыкальное мышление конца 19-начала 20 в. «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. На целое десятилетие модерн определил лицо эпохи и дал ряд гениальных сочинений, имеющих непреходящее значение.

Густаву Малеру – одному из талантливейших австрийских композиторов и дирижёров суждено было связать музыкальную культуру двух столетий. В своём творчестве он завершил этап романтизма и положил начало модернизму.

В жанре симфонии он увидел безграничные возможности для экспериментов в области совершенствования формы и выражения наиболее существенных проблем своего времени. В симфонических произведениях он говорил о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, хаосе и гармонии.

Главный интерес композитора находился в сфере человеческой личности, которую он считал высшей ценностью мироздания. Музыку Малера отличает глубокое сострадание и предельная искренность к каждому человеку.

«Экспрессионизм в музыке» (в тетрадь)

От трагичной и одновременно просветлённой музыки Малера путь лежал к творческим поискам экспрессионизма. От латинского expressio – выражение, выявление.

Новое направление в музыке первых десятилетий 20 века отражало трагические переживания и глубочайшие потрясения человека времён Первой мировой войны: страх отчаяние, одиночество, болезненную напряжённость.

Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг писал:

«Искусство – есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества».

Экспрессионизм сложился в Австрии и был представлен творческим содружеством Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. В историю музыки это содружество вошло под названием «новой венской школы». Творческие поиски композиторов привели к созданию собственной музыкальной системы, получившей название «додекафония». 

Экспрессионизм в музыке положил начало многим авангардистским течениям, в частности атональной музыке.

 Первичное закрепление

  • Какие черты характерны для музыки модернизма?
  • Почему творчество Малера принято рассматривать как связующее звено между 19 и 20 веком?
  • Что характерно для музыки экспрессионизма?

Продолжение изучения нового материала Рассказ учителя о появлении джаза

— Что вы знаете о джазе?

В XX столетии в США появился новый вид музыкального искусства — джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор — это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника.

  1. Европейская и африканская народная музыка с её ритмической чёткостью и коллективной импровизацией составляют основу американской джазовой музыки.
  2. Прослушивание музыкального фрагмента из творчества Элвиса Пресли.
  3. О каком этапе развития музыкального искусство мы будем говорить далее? (о развитии рок-музыки и в частности рок-н-ролла)
  4. Что вы знаете об этой музыке, о её течениях, о её исполнителях? (ответы детей)
  5. Рассказ учителя о развитии рок-музыки

Во второй половине XX в. возникло новое явление художественной культуры — рок музыка (англ, rock music), или рок. Оно объединило музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства. Рок музыке сложно дать однозначное определение.

Как музыкальное явление рок начал формироваться в 50х гг. в США. В той или иной степени на его развитие повлияли блюз, джаз, кантри др. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу — песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев.

С течением времени рок музыка включила в себя также черты многих других музыкальных традиций.

Становление рок музыки происходило в тесном взаимодействии с общественными движениями, от стаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т. д.

Рок музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоз зрение и образ жизни американцев и европейцев. Однако со временем рок в значительной степени утратил общественную значимость. Первым направлением рок музыки, завоевавшим международную известность в середине 50х гг.

, стал рок н ролл (англ, rock'n'roll, от rock and roll — «раскачиваться и вращаться»). Рок н ролл — это прежде всего танцевальная музыка. Он представляет собой сочетание упрощённого и быстрого по темпу ритм энд блюза с музыкой кантри. Рок н ролл пользовался популярностью у американской молодёжи в 50х гг.

, но к концу десятилетия от ношение к нему изменилось. Первое поколение поклонников рок н ролла повзрослело, а многие звёзды по разным причинам покинули сцену.

В конце 50х гг. в Англии, куда увлечение рок н роллом пришло из США, появились собственные исполнители, музыку которых англичане назвали бигбит (англ, big beat — «большой бит»), или просто бит. Наиболее выдающиеся представители этого направления — группа «Битлз» (англ. The Beatles, от beat — «бит» и beetles — «жуки»).

Что вы знаете о «Битлз»?

Рассказ учителя

К концу 60-х годов возникло множество музыкальных направлений рок-музыки. Возросла роль импровизации, инструментальной музыки, увеличилось время исполнения композиций.

Границы между направлениями рок-музыки весьма условны, так как творчество каждой из групп могло включать характерные особенности нескольких из них.

Одним из таких направлений стал блюз-рок, вобравший черты фольклора (фолк-рок), классической музыки (арт-рок), джаза (джаз-рок).

Одним из ярких представителей блюз-рока стала группа «Роллинг Стоунз» (катящиеся камни). Лидео группы — Мик Джаггер.

  • Прослушивание фрагмента из творчества «Роллинг Стоунз»
  • Н рубеже 60-70 веков складывается новое направление рок-музыки – хард-рок.
  • Какие музыкальные группы относятся к этому течению рок –музыки?
  • (Лед Зеппелин – свинцовый дирижабль, Дип Пёрпл – Яркий пурпур, Блэк Сэббат — чёрный шабаш)
  • Прослушивание одного из фрагментов

В 70 годы хард-рок получил новый стиль — хэви-металл. Одним из жанров рок – музыки становится рок-опера – театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями.

Выдающимся произведением этого жанра является рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. (по возможности посмотреть фрагмент).

Не меньшей популярностью пользуется и жанр мюзикла – музыкального произведения со «вставными номерами», придающими сюжету особую эмоциональную окраску.

Какие мюзиклы вам известны?

Так же во второй половине 70 годов развивается поп-музыка.

Какие исполнители этого направления зарубежной эстрады вы знаете? Об одном из них дома сделайте сообщение.

  1. Рефлексия – ресурсный круг.
  2. Что я слышу, когда говорят «зарубежная музыка 20 века»
  3. Что я вижу, когда говорят «зарубежная музыка 20 века»
  4. Что я чувствую, когда говорят «зарубежная музыка 20 века»
Читайте также:  Упражнения для развития музыкального слуха

Источник: https://infourok.ru/zarubezhnaya-muzika-veka-stili-i-napravleniya-2703443.html

100 Лучших Песен XX века по версии Европы Плюс

Архив Еврохит Топ 40 Выберите год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Тогда, в 2000 году, мне этот хит-парад показался очень крутым. При этом 80% песен мне были незнакомы, но все равно слушать было очень интересно. Сейчас с высоты лет мне видны некоторые существенные недостатки чарта.

Во-первых, хит-парад ориентирован прежде всего на российского слушателя. Само по себе это нормально. Американские итоговые чарты (например, знаменитый «500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone») составляются для американцев, французские — для французов. Это понятно.

В конце концов, хотя песни наших исполнителей за рубежом мало кому известны, забывать о творчестве наших музыкантов не стоит. Не нравится другое — то, что в чарт попали только те песни, которые звучали в эфире Европы Плюс.

Поскольку у каждой радиостанции своя музыкальная политика, свой музыкальный формат, подобное ограничение очень сильно сказывается на объективности чарта, оставляет за бортом множество песен, которые в радиоформат не вписываются. В хит-параде нет ни одного советского шлягера 60-70х годов.

Но я и это был готов простить, если бы в список включили только действительно хорошие песни, которые оказали огромное влияние на отечественную поп-музыку. Но что я вижу вместо этого?.

 Гости Из Будущего Беги От Меня на 27 месте! Еще выше шедевриальной Wind Of Change Scorpions! Ребят, вы че? Руки Вверх Крошка Моя? Вы издеваетесь? Иванушки Int. — Тучи аж на 19-м месте ! Я под столом. Получается, что в хит-параде общепризнанные шедевры соседствуют со средненькими, а то и откровенно отстойными песнями. Такая неровность чарта раздражает и оставляет не самое лучшее впечатление.

Второй, уже менее значительный недостаток: музыкальная редакция при составлении хит-парада явно руководствовалась принципом – «один исполнитель — одна песня».

Дело в том, что музыкальный вклад таких групп, как, например, Beatles и Rolling Stones в поп-культуру настолько велик, что одной их песни чарте явно недостаточно. Но выбрали, к сожалению, из множества их знаменитых хитов только по одной композиции.

Но это упущение я Европе Плюс готов простить, но осквернение хит-парада включением в него Гостей из Будущего — нет.

Но все эти недостатки искупает, то, что большинство песен в хит-параде присутствуют абсолютно заслуженно.

 The EaglesHotel California (Алексей Мануйлов при ее объявлении признался, что именно ее считает лучшей песней века), Deep PurpleSmoke On The Water, Led ZeppelinStairway To Heaven, QueenBohemian Rhapsody … Влияние этих неувядающих хитов настолько велико, что не включить их в хит-парад было бы большим преступлением. То, что первенство было отдано Yesterday Beatles, я полностью согласен. Признание лучшей русскоязычной песней  Звезды По Имени Солнце группы Кино также не вызывает вопросов, хотя из всех замечательный творений Виктора Цоя мне по душе больше всего Печаль.

Еще я не согласен с распределением позиций между песнями, но это уже дело вкуса. И еще огорчило, что из всех песен Roxette выбрали  только The Look. Я очень люблю этот ударный хит, но куда достойнее я считаю It Must Have Been Love. Но это опять-таки дело вкуса. Просто это моя самая любимая песня).

В целом, хотя хит-парад и не без существенных недостатков, он, тем не менее, весьма интересен. И присутствующие в нем песни напоминают нам о тех славных временах, когда в ротации Европы Плюс было столько прекрасных композиций, настоящая неувядающая классика.

Ведь немногие знают, что первой песней, прозвучавшей в эфире Европы Плюс при ее открытии, была Imagine Джона Леннона. А сейчас что? Когда ее в последний раз ставили в ротацию? Теперь это из области фантастики. Ни одну из попавших в чарт песен диджеи Европы Плюс ужа давно не ставили в эфир. Зато сколько отстоя сейчас звучит там вместо них…

Эх … Ладно, прекращаю брюзжать. Слушайте 100 лучших песен прошлого века и приобщайтесь, так сказать, к классике.

Источник: https://eurohittop40.ru/charts/100-luchshih-pesen-xx-veka

Музыка века: лучшие песни за последние 100 лет

  • Радиостанция «Серебряный дождь» определила 100 лучших песен XX века, а «РБК Стиль» их послушал.
  • 20-30-е
  • «Georgia on My Mind»

 

В 1979 году знаменитая композиция «Georgia on My Mind» стала официальным гимном американского штата Джорджия. Но написана она была существенно раньше. Автором слов песни стал Стюарт Горрелл, музыки — Хоги Кармайкл.

Оркестр последнего сделал первую запись композиции в 1930 году. А самая известная версия песни прозвучала в 1960 году в исполнении Рэя Чарльза, который получил за нее «Грэмми».

 

«Summertime»

Арию «Summertime» в 1935 году для оперы «Порги и Бесс» написал композитор Джордж Гершвин. По одной из версий, он создал ее в качестве стилизации под спиричуэлс.

По другой — взял за основу украинскую колыбельную песню «Ой ходить сон коло вікон», которую услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского национального хора.

По количеству исполнений «Summertime» опередила знаменитую песню группы The Beatles «Yesterday». Но наиболее популярной стала версия Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд.

  «Puttin' On The Ritz»

Знаменитый джазовый стандарт в 1929 году сочинил американский композитор Ирвинг Берлин, известный как автор 900 песен, 19 мюзиклов и музыки к 18 кинофильмам. Композиция стала популярна после выхода на экраны в 1930 году одноименного кинофильма, а после и вовсе превратилась в неофициальный гимн Голливуда.

Так как в 30-е годы в Америке еще не преобладали антирасистские настроения, изначальная версия песни содержала множество отсылок к негритянским символам и образу жизни. Но в 1946 году Берлин был вынужден внести в текст изменения.

Так, упоминавшуюся в песне Ленокс-авеню в Гарлеме он заменил на Парк-авеню, сделав героями песни богатых белых горожан.

   

40-е

Эдит Пиаф — «La Vie En Rose»

«La Vie En Rose» — одна из самых известных песен великой французской певицы.

Она была написана в 1945 году, но широкую популярность обрела только спустя год, а еще через год, в 1947-м, ее выпустили в качестве международного сингла.

Эта композиция — квинтэссенция всего, за что любят Пиаф как артистку, так что в том, что автобиографический об Эдит получил такое же название — «La Vie En Rose» («Жизнь в розовом цвете»), нет ничего удивительного.

   

Марлен Дитрих — «Lili Marleen»

«Лили Марлен» была написана в годы Второй мировой войны, и являет собой доказательство того, что настоящая музыка всегда остается вне политики. Эта песня на немецком языке, записанная в США чуть ли не по заказу правительства, и, в общем-то, призванная деморализовать немецких солдат, снискала невероятную популярность — вне зависимости от того, за какую страну ее слушатели воевали.

   

Фрэнк Синатра — «Full Moon and Empty Arms»

Фрэнк Синатра — не просто певец, но целая эпоха в истории американской культуры. Его знаменитый глубокий, бархатный голос западал в душу слушателей на протяжении нескольких десятилетий.

Песня «Full Moon and Empty Arms» увидела свет в 1945 году. Она основана на Концерте для фортепиано с оркестром №2 Сергея Рахманинова, а написал ее композитор Бадди Кэй совместно с Тэдом Моссманом. Однако именно вокал Синатры принес ей статус хита. Кроме Великого Фрэнка ее, спустя пятьдесят лет, также исполнил другой легендарный певец — Боб Дилан.

   

50-е

Чак Берри — «Johnny B. Goode»

Один из самых известных гитарных рифов родился в 1955 году. А отцом его стал Чак Берри, человек, которого считают родоначальником рок-н-ролла. Именно его музыка, успешно сочетавшая в себе черты кантри и блюза, заложила основы того, что сейчас мы именуем роком.

Журнал Rolling Stone назвал «Johnny B. Goode» величайшей гитарной песней всех времен, Берри стал первым музыкантом, который вошел в зал славы рок-н-рола. Он выступает до сих пор и исполняет свою «Johnny B. Goode» на концертах. В 89 лет.

   

Элвис Пресли — «Jailhouse Rock»

Одна из самых известных и узнаваемых песен короля рок-н-ролла, написанная для него знаменитым творческим дуэтом Джерри Либера и Майка Столлера. Если глядя на название, вы думаете, что никогда ее не слышали, то наверняка ошибаетесь: это одна из тех композиций, что узнаются с первых нот. На сегодняшний день переиграна тысячи раз самыми разными музыкантами.

   

60-е

The Beatles — «Eleanor Rigby»

Песня, выделяющаяся не только на фоне творчества The Beatles, но и поп-музыки того времени в целом. Атмосферные скрипки поддерживают одни из самых завораживающих вокальных мелодий в репертуаре группы.

Текст написал Пол Маккартни, и при записи музыканты из The Beatles выступали только в качестве вокалистов, все партии в аранжировке сыграли сессионные музыканты. Эта песня обозначила перелом в творчестве четверки и раскрыла его новые грани.

А поп-музыка уже не могла оставаться прежней.

   

Джими Хендрикс — «All Along The Watchtower»

Человек, фактически открывший миру электрогитару.

До Хендрикса никто так не работал с этим инструментом: он раскрыл ее совершенно по-новому, обильно используя подгруженный звук, упиваясь палитрой его возмжностей, популяризируя эффекты, обратную связь гитары и усилителя, отчего у слушателей того времени натурально падала челюсть. Хендрикс — гений и музыкальный революционер, виртуоз с невероятным музыкальным чутьем, вкусом и выдающейся техникой игры.

   

70-е

Queen — «Bohemian Rhapsody»

Многослойный музыкальный шедевр, сочетающий в себе элементы прогрессивного рока, тяжелого рока и оперы.

Выдающийся вокал Меркьюри в сочетании с захватывающей партией и пронзительный текст навечно застолбили «Богемной Рапсодии» место в списке лучших песен в истории музыки.

Лейбл, на котором издавалась Queen, к слову, категорически заявлял, что эта песня никогда не станет хитом в силу своей длительности.

   

The Doors — «Riders of The Storm»

Фирменное звучание The Doors: мощный текст, узнаваемый глубокий голос Моррисона (конкретно в этой песне поддерживаемый его же шепотом и шумом дождя с раскатами грома на заднем фоне), густая атмосфера.

Вместе с тем песня не кажется сложной при прослушивании, и практически мгновенно запоминается. Это последняя песня The Doors, вышедшая при жизни Моррисона. Апогей его творческого наследия в каком-то смысле.

   

Pink Floyd — «Another Brick in the Wall, part 2»

Hey, teacher, leave the kids alone! Всего есть три официальные версии этой знаменитой песни, каждая из них — вариация на тему основной мелодии. Наиболее известна, пожалуй, вторая часть: она, например, была номинирована на «Грэмми».

 

  80-е

Prince — «When Doves Cry»

Один из главных хитов великого Принца, покинувшего нас в этом году. «When Doves Cry», «Когда голуби плачут», стал самым продаваемым синглом по версии Billboard.

   

Michael Jackson — «Billie Jean»

Музыка снова победила расовые предрассудки и политику: клип на «Billie Jean» стал первым видео на песню афроамериканского исполниетеля, которое взяли в ротацию телеканала в США. Знаменитую лунную походку Джексон впервые продемонстрировал исполняя именно эту песню.

Читайте также:  На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

   

Depeche Mode — «Never Let Me Down Again»

Эту песню британцы из Depeche Mode исполняли чаще, чем какую-либо другую. Фанаты не против.

Источник: https://style.rbc.ru/view/music/576c02599a79477ece931cb1

Урок МХК по теме: "Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления"

  • Тема урока: «Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления»
  • Цель урока: создание представления о развитии зарубежной музыки в 20 веке.
  • Задачи:
  1. сформировать представление о развитии классико-романтическом направлении в музыке (творчество Густава Малера), экспрессионизма в музыке (Арнольд Шёнберг и новая венская школа), становлении национальных школ в музыке: немецкой (Пауль Хиндемит), английской (Бенджамин Бриттен), венгерской (Белла Барток), американской (Джордж Гершвин), бразильской (Эйтор Вило-Лобос), о развитии джазовой, рок- и поп-музыки в 20 веке.

  2. актуализировать понимание явления модернизма в художественной культуре;

  3. создать условия для усвоение таких понятий как: модернизм и экспрессионизм в музыке, додекафония, атональная музыка, неофольклоризм, пентатоника, джаз, полиритмия, спиричуэлс, блюз, ритм-энд-блюз, регтайм, свинг, бибоп, стиль кантри, музыка вестерн, рок-музыка: блюз-рок, хард-рок, хэви-металл, рок-опера, поп-музыка, мюзикл.

  4. воспитывать уважительное отношение к творчеству и индивидуальному видению мира творца музыкального искусства;

  5. развивать эстетический взгляд и эстетический вкус, способность анализировать и рефлексировать действительность и её объективные процессы.

  1. Технические средства: презентация, аудио-фрагменты, раздаточный материал (в приложении к уроку).
  2. Межкурсовые и внутрикурсовые связи: модернизм в художественной культуре 20 века за рубежом и в России в разных видах искусства.
  3. Ход урока
  1. Организационный момент.

    • Знакомство с учениками 1 минута
    • Положительный настрой на урок 1 минута
  • «Давайте наш урок начнём с улыбки.
  • Ведь улыбка – вещь бесплатная, простая и понятная,
  • Смешная и приятная, доступная для всех.
  • Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся,
  • И силой наполняемся, дарующей успех».

2. Актуализация знаний. 5 минут

На прошлых уроках вы говорили о развитии художественной культуры 20 века, как в Европе, так и в России. Давайте вспомним основные особенности развития художественной культуры эпохи модернизма, в частности искусства и архитектуры.

(Примерный ответ учащихся и примерное обобщение учителем)

20 век — время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьёзные изменения в искусстве, определил новые и оригинальные пути его развития.

С одной стороны, искусство 20 века – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. С другой – это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве.

Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой.

Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Он лишён логики, имеет общие тенденции развития, подчиняется определённым закономерностям и правилам.

Впервые искусство отказывается от подражания миру, воспроизводить модель мира. Искусство не подражает, а моделирует действительность по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы.

Зарождаются новые направления: модерн, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и т.д. Почти каждое направление опирается на свою разработанную теорию.

  1. Сообщение темы и целей урока 5-7 минут

Давайте послушаем ваши любимые композиции в ваших телефонах. Каких композиций больше русских или зарубежных. Почему? (ответы детей)

Тема сегодняшнего урока: «Зарубежная музыка 20 века. Стили и направления». Как вы думаете, какие цели мы должны поставить на уроке? (ответы детей). Зачем нам необходимо знать о тенденциях развития зарубежной музыки в 20 веке? (ответы детей).

4. Изучение нового материала урока

4.1. Вступительный рассказ учителя и одновременная работа по рабочему листу урока. 10-15 минут

Какими только эпитетами не награждали музыку 20 века: «модернистская», «элитарная», «авангардистская», «дегенеративная», «буржуазная», «большевистско-пропогандисткая», «революционная», «попсовая».

Разобраться в этом калейдоскопе определений не просто, поэтому обратимся лишь к самым значительным, ярким именам и явлениям музыкальной культуры 20 века, определившим её общий характер и основные пути развития.

Частая смена художественных направлений, течений и стилей открыла безграничные возможности для слушателей, удовлетворяя самые изысканные и самые непритязательные вкусы человека.

На первый взгляд может показаться, будто между музыкальным искусством XX в. и всех предшествующих столетий лежит пропасть — столь велики различия в звуковом облике произведений. Даже сочинения 10-30х гг. многим слушателям представляются очень сложными, резкими по звучанию, излишне напряжёнными.

На самом деле в XX в., как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым.

Трагические повороты истории — войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия — не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения.

Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в.

Не менее важной оказалась для искусства и проблема самопознания личности. Научные разработки в области психологии, особенно в теории психоанализа (эта наука изучает подсознание, т. е. те стороны психики, которые не поддаются контролю разума), вызвали стремление проникнуть в потаённые глубины внутреннего мира человека.

В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов. Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей.

Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семи звучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой чёткая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил.

Одновременно в XX столетии были изобретены новые способы организации звуков в произведении; использовались и европейские традиции, и традиции иных культур — китайской, индийской, африканской и др. Вместе с тем, выдвигая новые музыкальные принципы, 20 век с трудом преодолевал романтические тенденции, вновь и вновь искал опору в традициях старинной музыки барокко и классицизма.

Выдвинутый И.Стравинским лозунг «Назад к Баху!» лишний раз подтверждал прочность классических традиций в музыке. Но время смелых поисков и экспериментов уже диктовало новые пути развития музыкальной культуры.

Что же в сущности изменилось в музыке 20 столетия?

«Музыка модернизма» (в тетрадь)

Новое музыкальное мышление конца 19-начала 20 в. «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. На целое десятилетие модерн определил лицо эпохи и дал ряд гениальных сочинений, имеющих непреходящее значение.

Известный музыкальный критик Жан Кокто в манифесте «Петух и Арлекин» — заметки о времени обрушивался на принципы импрессионизма и очерчивал круг задач, стоящих перед композиторами нового времени:

«Хватит облаков, волн, аквариумов, наяд, ночных ароматов. Нам нужна музыка земная, музыка повседневности. Мы хотим музыки острой и решительной… Чтобы быть правдивым, нужно быть твёрдым…»

Композиторы начала века ответили на этот призыв по-своему…

Густаву Малеру – одному из талантливейших австрийских композиторов и дирижёров суждено было связать музыкальную культуру двух столетий. В своём творчестве он завершил этап романтизма и положил начало модернизму.

В жанре симфонии он увидел безграничные возможности для экспериментов в области совершенствования формы и выражения наиболее существенных проблем своего времени. В симфонических произведениях он говорил о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, хаосе и гармонии.

Главный интерес композитора находился в сфере человеческой личности, которую он считал высшей ценностью мироздания. Музыку Малера отличает глубокое сострадание и предельная искренность к каждому человеку.

Прослушивание фрагмента симфонии-контаты «Песнь о земле» или «Четвёртой симфонии»

«Экспрессионизм в музыке» (в тетрадь)

От трагичной и одновременно просветлённой музыки Малера путь лежал к творческим поискам экспрессионизма. От латинского expressio – выражение, выявление.

Новое направление в музыке первых десятилетий 20 века отражало трагические переживания и глубочайшие потрясения человека времён Первой мировой войны: страх отчаяние, одиночество, болезненную напряжённость.

Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг писал:

«Искусство – есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества».

Экспрессионизм сложился в Австрии и был представлен творческим содружеством Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. В историю музыки это содружество вошло под названием «новой венской школы».

Творческие поиски композиторов привели к созданию собственной музыкальной системы, получившей название «додекафония».

Сочинение подобной музыки нарушало традиционные представления о ладе и гармонии и представляло собой сложный процесс, когда композитор оперировал не столько темами и мелодиями, сколько созданными звуковыми формулами. Вот почему Шёнберг не раз уподоблял сочинение чисто умозрительному конструированию.

Экспрессионизм в музыке положил начало многим авангардистским течениям, в частности атональной музыке.

Шёнбергу принадлежит создание произведений почти во всех музыкальных жанрах: контаты, монооперы, оркестровых, фортепианных, хоровых сочинениях. Нацисты, пришедшие к власти объявили музыку Шёнберга «дегенеративным искусством», он эмигрировал в США.

Прослушивание фрагмента из творчества композиторов Новой венской школы.

4.2. Самостоятельная работа с материалом учебника с.330-333 по истории становления национальных школ музыки. 15 минут

Материал делится для пяти учеников согласно странам, где развиваются национальные школы музыки.

Первый ученик рассматривает материал, связанный с творчеством немецкого композитора Пауля Хиндемита, второй ученик рассматривает материал об основоположнике английской музыкальной школы Бенджамине Бриттене.

Третий ученик – творчество венгерского композитора Белы Бартока, четвёртый ученик – творчество американского композитора Джорджа Гершвина, пятый ученик – творчество бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса.

4.3. Взаимообучение и прослушивание музыкальных фрагментов

После самостоятельной работы учащиеся рассказывают особенности творчества того композитора, о котором они читали. По ходу рассказа детей прослушиваются фрагменты произведений дынных композиторов.

5. Первичное закрепление

  • Какие черты характерны для музыки модернизма?
  • Почему творчество Малера принято рассматривать как связующее звено между 19 и 20 веком?
  • Что характерно для музыки экспрессионизма?

6. Продолжение изучения нового материала

  1. 1. Рассказ учителя о появлении джаза

— Что вы знаете о джазе?

В XX столетии в США появился новый вид музыкального искусства — джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). В основе джаза лежит импровизация.

Джазовый импровизатор — это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, поэтому импровизация — это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки.

Смысл её заключается не в результате, а в процессе. Говоря об импровизации, можно провести аналогию с живым языком, на котором мы говорим. Импровизация — это музыкальная речь, которой также присущи «словарь» и «грамматические правила» — набор мотивов, интонаций и способов их сочетания.

В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза — сложный ритм, который берёт своё начало в африканской музыке. Ритм создаётся игрой на барабанах.

Слуху европейца порой трудно уловить особенности строения и тончайшие вариации такой музыки, которая подчиняется определённым законам, главным из которых является полиритмия – одновременное сочетание двух или более различных ритмов.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-mkhk-po-tiemie-zarubiezhnaia-muzyka-20-vieka-.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector