Загадки истории мифы о музыке и музыкантах

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах, Музыкальный класс

Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения. Интерес публики к избранным, отмеченным талантом сочинительства, порождал бесчисленные мифы о музыкантах.

С давних пор и до наших дней музыкальные мифы также рождались в борьбе политических и экономических интересов людей, вовлеченных в музыкальную индустрию.

В 1841 году малоизвестный композитор Джузеппе Верди, морально раздавленный провалом своих первых опер и трагической гибелью жены и двух детей, в отчаянии швыряет на пол рабочее либретто. Мистическим образом оно открывается на странице с хором иудейских пленных, и, потрясенный строками «О прекрасная утраченная родина! Дорогие, роковые воспоминания!», Верди начинает исступленно писать музыку…

Вмешательство Провидения разом изменило судьбу композитора: опера «Набукко» имела огромный успех и подарила ему встречу со второй женой, сопрано Джузеппиной Стреппони. А хор рабов настолько полюбился итальянцам, что стал вторым национальным гимном. И другие не только хоры, но и арии из опер Верди позже стали распеваться народом как родные итальянские песни.

Хтоническое начало в музыке нередко наводило на мысли о происках дьявола. Современники демонизировали гений Никколо Паганини, который ошеломлял слушателей безграничным талантом к импровизации и страстностью исполнения. Фигуру выдающегося скрипача окружали мрачные легенды: поговаривали, что он продал душу за волшебную скрипку и что в его инструменте заключена душа убитой им возлюбленной.

Когда Паганини умер в 1840 году, мифы о музыканте сыграли с ним злую шутку. Католические власти Италии запретили погребение на родине, и останки скрипача лишь через 56 лет обрели покой в Парме.

Роковая нумерология, или Проклятье девятой симфонии…

Запредельная мощь и героический пафос предсмертной Девятой симфонии Людвига ван Бетховена породили священный трепет в сердцах слушателей.

Суеверный страх усилился после того, как Франц Шуберт, простудившийся на похоронах Бетховена, скончался, оставив после себя девять симфоний. А дальше «проклятие девятой», подкрепляемое нестрогими подсчетами, стало набирать обороты.

«Жертвами» были объявлены Антон Брукнер, Антонин Дворжак, Густав Малер, Александр Глазунов и Альфред Шнитке.

Нумерологические изыскания привели к возникновению ещё одного фатального мифа о музыкантах, которых якобы подстерегает ранняя смерть в 27 лет. Суеверие распространилось после смерти Курта Кобейна, и сегодня в так называемый «Клуб-27» зачислены Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Эми Уайнхаус и еще около 40 человек.

Среди многочисленных легенд вокруг австрийского гения особый коммерческий успех имеет миф о музыке Вольфганга Амадея Моцарта как средстве увеличения IQ.

Ажиотаж начался в 1993 году с выходом статьи психолога Фрэнсиса Раушера, утверждавшего, что прослушивание Моцарта ускоряет детское развитии.

На волне сенсации записи стали расходиться миллионными тиражами по всему миру, и до сих пор, вероятно, в надежде на «эффект Моцарта», его мелодии звучат в магазинах, самолетах, на мобильных телефонах и телефонных линиях ожидания.

Последующие исследования Раушера, которые показали, что нейрофизиологические показатели у детей улучшают на самом деле занятия музыкой, уже никто так не популяризировал.

О причинах смерти Моцарта не перестают спорить историки и музыковеды, однако версия, что его убил из зависти Антонио Сальери, — очередной миф. Официально историческую справедливость в отношении итальянца, который на самом деле был гораздо успешнее своих собратьев по музыкальному цеху, восстановил миланский суд в 1997 году.

Считается, что Сальери оклеветали музыканты австрийской школы, чтобы подорвать сильные позиции итальянских соперников при венском дворе. Однако в массовой культуре, благодаря трагедии А.С. Пушкина и фильму Милоша Формана, прочно закрепился стереотип о «гении и злодействе».

В XX веке конъюнктурные соображения не раз давали пищу для мифотворчества в музыкальной индустрии. Шлейф слухов и разоблачений, сопутствующий музыке, служит показателем интереса к этой сфере общественной жизни и потому имеет право на существование.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/zagadki-istorii-mify-o-muzyke-i-muzykantax-muzykalnyj-klass

Сказки о музыкантах и музыке

В недрах Little Stories кипит работа: мы вовсю рисуем маленькую историю с рабочим названием «Комарик». Если вы уже знакомы с прошлыми книжками серии, то эта будет чуточку другой — мы поэкспериментировали и сделали не просто интерактивную книжку-малышку, а интерактивную и музыкальную!

Ладно, с маленькими новостями пока закончим. Сегодня мы с заботой приготовили для вас очередное приключение — в мир сказок, где правят ноты и музыка! Нестареющая классика, для разных возрастов.

Чудаковатый музыкант

Братья Гримм

Народная сказка в обработке Якоба и Вильгельма Гримм. История о находчивом скрипаче, который обманул лесных зверей — с помощью музыки и собственной смекалки..

Соловей

Г.Х. Андерсен

Сказка о китайском императоре, который променял песни живого соловья на звуки механической птицы — и был наказан.

Бременские музыканты

Братья Гримм

Конечно же, не обошлось и без самой знаменитой истории о музыкантах. История оригинальной сказки заметно отличается от той, что мы привыкли видеть в отечественном мультфильме Инессы Ковалевской.

Два скрипача из Стартспи

Шотландская народная сказка

Необычный сюжет для российского читателя (но привычный для английского): история о друзьях-музыкантах, которые попали в мир эльфов. Время в сказочной стране летит быстрее, чем в царстве людей — тем сильнее будет удивление героев по возвращению домой.

Гамельнский крысолов

Немецкая народная сказка

Еще одна классическая история, на этот раз о коварном дудочнике, который избавил город от крыс, а когда жадные градоначальники не сочли нужным расплатиться — отомстил горожанам. История тесно переплетается с европейскими легендами, так что даже взрослым будет интересно ее перечитать.

Музыкальный магазин

Люцина Легут

Необычная сказка польской писательницы Люцины Легут о музыкальном магазинчике братьев-сверчков: пана Тэофаса и пана Боло, и одной очень надоедливой мухе.

Песнь мельничного колеса

Густав Сандгрен

Сказка о юноше, который мечтал научиться играть на флейте, но не получал одобрения своего учителя. Тогда будущий музыкант сам отправляется к колесу водяной мельницы — под которым, по слухам, живет дух, лучше всех на земле играющий на флейте.

Дудочки и кувшинчик

Валентин Катаев

Всем знакомая с детства сказка о девочке Жене, которой очень не хотелось собирать землянику. Она встречает в лесу Старика-боровика, который предлагает ей обменять её кувшин на волшебную дудочку, от звуков которой земляника сама выглядывает из-под листвы.

Война колоколов

Джанни Родари

«Динь! Дан! Дон!» — эта необычная сказка итальянского мастера, автора «Чипполино» к тому же еще и очень музыкальная. Мальчишкам точно понравится!

А если еще не доросли до таких сказок (или хотите не только читать, но и музицировать) — скачивайте наш сборник и мы пришлем вам оповещение, как только наш музыкальный «Комарик» появится на книжной полке!

Источник: http://yellowbricks.ru/blog/index.php/2016/06/07/musical/

Мифы о музыкальных инструментах

Мифология породила множество незабываемых героев и чудесных легенд, связанных с музыкой.Почему? Да потому, что человек любит окружать ореолом таинственности и магии все то, чему он не может дать рациональное объяснение.Так повелось в древности, так происходит и сейчас!

­ ­

­ ­

Аполлон, бог света, был также покровителем музыки и других искусств; от звуков его кифары во всей природе разливалась гармония.

Музыкальные способности проявлял и Пан, бог пастухов и стад, которого всегда изображали с козлиными ногами и маленькими рожками;его любимым развлечением было играть на свирели и ухаживать за нимфами.

На горе Олимп, величественном обиталище бессмертных богов, жили также и девять муз, которые все свое время посвящали пению, танцам и игре на различных инструментах; услышав их, люди забывали о своих бедах и горестях.

Здесь мы будем рассказывать вам некоторые замечательные истории из античной мифологии, и вы станете лучше понимать, что имеют в виду люди, когда говорят о древней магии музыки.

ЛЕГЕНДА О ДУДУКЕ

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг.

Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы.

И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать! » Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь.

Но как только сделаешь это, дерево погибнет».

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он – при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску.

Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним.

В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.

Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви — это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Название инструмента – дудук. В древности носившее название циранапох.

ЛЕГЕНДА О ЛИРЕ

У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса.

Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь.

Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

У каждого народа – свои легенды о музыке и музыкантах. Устные предания донесли до нас миф об Орфее, усмиряющем диких зверей, о прекрасной Лорелее, увлекавшей своими песнями на дно Рейна легковерных рыбаков, о торговом госте и гусляре Садко…

Легенда о скрипке

  • По одной очень старой легенде, первую скрипку сотворил дьявол. Он сотворил ее для влюбленной девушки, отчаявшейся искать взаимности избранника. Дьявол использовал в качестве материала для создания скрипки ее родных. Из матери девушки был сделан короб скрипки, из ее отца смычок, а из четырех братьев струны. Благодаря дьявольскому инструменту, способному останавливать время, завораживать сердца слушателей, возлюбленный девушки ответил ей взаимностью…
  • Легенда о происхождении домбры. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
  • Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Источники: musicabout.beon.ru, otvet.mail.ru, gra-migracia.ru, forum.amdm.ru, tales-game.net

Источник: http://objective-news.ru/tayni_drevnih_tsivilizatsiy/mify-o-muzykalnyh-instrumentah.html

7 мифов о музыкантах

Кинематографисты просто обожают показывать жизнь профессиональных музыкантов в таком ключе, как будто рокеры и представители поп-культуры только и делают, что хлещут шампанское, развлекаются в гримерках с группис, а в перерывах летают на собственных самолетах и плавают на столь же собственных яхтах. На улицах им не дают прохода фанаты, их узнают даже собаки, отравляющие жизнь парковочным столбам, и денег у каждого музыканта столько, что он может позволить себе этаким Скруджем окунуться в золотое море. Ну или хотя бы лужу.

На фоне такого огламуренного представления многие буквально рвутся в музыкальную индустрию, мечтая о «красивой жизни».

Миф первый. Гастроли – это сплошные пьянки, телки и угар!

Развенчание этого мифа мы доверим Удо Диркшнайдеру, уж ему-то пришлось в своей жизни немало помотаться. Удивительным стоицизмом обладает этот человек. Или просто опыта у него много, кто знает.

Но в то время как молодежь (техники, помощники звукорежиссеров и прочие подсобисты) развлекается, Удо и его главный коллега Фитти Фитфингер предпочитают отдыхать. Музыканты полагают, что нет ничего важнее полноценного релакса после концерта, который был отыгран с полной, стопроцентной выкладкой.

К тому же, если ты действительно выкладываешься на сцене на все сто процентов, то на пьянку у тебя уже не будет ни времени, ни сил.

Гастрольный график в большинстве случаев построен так, что свободных дней в нем практически нет. А и кто их будет оплачивать, эти свободные дни? Ни один организатор концертов лишними деньгами не располагает.

Поэтому группы традиционно ездят «чесом», концерты день за днем, и восстанавливать здоровье после попойки, находясь где-нибудь в очередном аэропорту или на вокзале – немыслимое дело.

Поэтому Удо ответственно заявляет: если вы действительно профессиональный музыкант, то гастрольное пьянство вам не светит!

Миф второй. Гримерка – самое развратное место в мире!

Развенчивает этот миф, как ни странно, противник мнения Удо Диркшнайдера, герр Шмиер. Особо трепетный любитель закатывать невероятные пьянки и гулянки в гримерке.

В райдере главного деструктора – не только ящики шампанского и водки, но и буквально тонны продуктов, которыми он сначала кормит всю свою королевскую рать (гостей каждый раз набивается в гримерку три десятка). Ну а что осталось несъеденным, после должного возлияния превращается из закуски в игровой инвентарь.

Колбаса становится дежурным аналогом фрисби, сыр – пластилином, взбитые сливки – аналогом масляной краски. В общем, герр изволит развлекаться, но! Делает он это в том случае, если в гастрольном графике не более трех концертов – раз.

Во-вторых, отличается он лошадиным здоровьем, и три – он принципиально против превращения гримерки в место развратных действий. Видите ли, сосредоточению пьянство и присутствие постороннего народа сильно мешает. И, как ответственно заявляет музыкант-дебошир, он редко когда встречал людей, способных в дружной корпоративной компании оголять достоинство.

Миф третий. Действительно известных музыкантов узнают на улице, невозможно пройти спокойно, обязательно кто-нибудь автограф попросит

Читайте также:  Музыкальные произведения чайковского для детей

Миф готов развеять главный дедушка российского рока Валерий Кипелов. Несмотря на то, что он отлично смотрится верхом на Харлее, в жизни обладатель легендарного голоса водительских прав не имеет. По зрению.

Ездит на метро и прекрасно себя чувствует даже в компании подростков-металлистов, которые не всегда признают в нем своего кумира. Одевается Кипелов весьма скромно, порой носит смешную шапку и зеленую болоньевую куртку, а вовсе не косуху с кожаными штанами.

И в таком «попсовом виде» редко бывает узнан поклонниками.

Миф четвертый. Музыканты не работают «побочно», они зарабатывают только творчеством

Развенчивает миф Захария Хиетала, гитарист группы Tarot, брат Марко Хиеталы (вокалиста и бас-гитариста Nightwish). Захария отмечает, что среди знаменитых музыкантов очень мало тех, кто зарабатывает исключительно творчеством (уж ему-то не знать). Сам он продолжает работать инструктором в молодежном центре, все его коллеги по цеху так или иначе заняты «побочкой».

Кто-то студию звукозаписи держит, кто-то на дискотеках диджеит, а некоторые умудряются даже в бутике подрабатывать. Знаменитый – не значит богатый. «Жить музыкой» могут позволить себе только те, кто готов к сумасшедшему гастрольному графику. Марко, например, может по полгода вообще не видеть свою семью – жену и сыновей.

Это – суровая плата за право «не работать побочно».

Миф пятый. У музыканта не может быть жены, а если она и есть, то непостоянно

Этот миф навеян, скорее, голливудской индустрией, чем музыкальной. Привыкшие к многочисленным пиарным свадьбам и разводам, режиссеры буквально перекладывают на своих коллег по цеху – музыкантов – подобные манеры. Зачастую даже делают их своеобразными бракофобами.

Дескать, кому нужен музыкант-женатик? А продюсеры, естественно, обязательно суют в контракт условие, что их девушки-протеже в течение действия договора не имеют права выходить замуж, беременеть, толстеть, вставлять в сиськи силикон или менять цвет волос в угоду бойфренду.

Лидер группы «Armaga», Андрей Васюнин, по совместительству прекрасный семьянин, заверяет, что подобная мифология – чушь. К семейной жизни музыкантов относятся абсолютно равнодушно, оценивают за творчество.

А что происходит за пределами сцены – нормальных людей попросту не волнует. Да и проецировать сценический образ на пожизненный тоже несколько глупо.

Никто же не думает, что, например, Антонио Бандерас действительно по ночам скачет на лошади по мексиканским прериям и заигрывает с Кэтрин Зетой Джонс?

Исключение могут составить несколько отдельных явлений, когда имидж того или иного творческого деятеля полностью построен именно на любви ошалевших фанаток. Но даже Джастину Биберу позволено иметь подружку.

Однако это не умаляет того факта, что вышедшая замуж и разродившаяся дважды Агилера-толстушка все так же привлекательна для своих фанатов.

Этот миф можно назвать неработающим в отношении тех музыкантов, которые не являются объектом сексуального желания или подражательства.

Миф шестой. Настоящему музыканту образование ни к чему, главное – талант!

Недоумевает на тему этого мифа Бен Уоткинс, отец-основатель JunoReactor. Он спокойно относится к тому, что главное в творчестве – талант. Но его надо развивать.

Без элементарного знания гармонии и композиции, сольфеджио и музыкальной литературы возможности таланта сильно обедняются, рамки настолько узки, что буквально шаг влево или вправо станет настоящим блужданием по темному лесу. Образование не «усредняет личность» и никоим образом не загоняет талант в какие-то определенные установленные каноны.

Просто знание неких абсолютных законов бытия, таких как виды ладов или аккордов, тонов или ритмических размеров позволяют структурировать свое творчество правильно и сделать поток своего креативного сознания более направленным и понятным самому себе.

Миф седьмой. Главное – пробиться на Запад, а там уже все будет круто!

И последний миф, который стоит развенчать. Пояснение в свое время дал самый русский европеец, Эркки Сеппянен из финской группы KYPCK.

Многие российские музыканты просто мечтают прославиться на Западе, полагая, что за выпуском альбома на каком-нибудь NuclearBlastпоследует всемирная слава и приглашение на мировые турне. Увы, к сожалению, нет, нет и нет.

Почему? Потому что ни один продюсер или организатор не рискнет работать с визовыми гражданами. Европейцы и американцы более свободны в своем передвижении, более мобильны и предсказуемы.

Они могут сорваться с места в любой момент, их не завернут на границе, им не придется решать вопрос с заменой участника команды, потому что таковому просто тупо не дали визу. С ними проще. С россиянами (даже без санкционного фона) возиться мало кто решался. Поэтому, даже если альбом будет на западе известен… скорее всего, этим и закончится.

Прочитав все эти удручающие истины, подумайте, действительно ли вы хотите быть музыкантом. Может быть, все сказанное – вовсе не то, чего вы ожидали? А может быть, наоборот, эта статья помогла вам развенчать страхи, которые мешали вам начать делать карьеру.  

Источник: https://myband.ru/blog/post/84

10 забавных историй о композиторах и музыкантах

Как-то Владимир Горовиц сел в ресторане за фортепиано и сыграл пару этюдов Шопена. Кто-то из посетителей подошел и спросил: «У вас неплохо получается. Вы где-то учились?» — «Не, пацаны показали», — ответил Владимир Самойлович и ушел.

О неуживчивом и угрюмом характере Людвига ван Бетховена ходили легенды. Бескомпромиссным и категоричным он был даже в обращении с близкими людьми. Его младший брат Иоганн скопил денег, купил имение и очень этим кичился.

Однажды он послал старшему брату визитную карточку, гордо подписанную «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку обратно, поставив на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».

Однажды у Россини спросили, есть ли у него друзья, и если есть, то кто они. — О, да! Конечно, есть, — ответил Россини и назвал миллионеров Ротшильда и Моргана.

Ему заметили, что, наверное, он выбрал таких богатых друзей, чтобы иметь возможность в случае необходимости занимать у них деньги.

— Совсем наоборот, — весело ответил Россини, — я называю их друзьями как раз за то, что они никогда не берут у меня денег взаймы.

В Вене слушалось судебное дело двух композиторов. Один обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию. В качестве эксперта пригласили приехавшего туда ненадолго Камиля Сен-Санса. Когда тот ознакомился с обеими партитурами, судья спросил: — Итак, господин эксперт, кто же все-таки оказался потерпевшим?

— Жак Оффенбах, — ответил Сен-Санс.

Однажды в каком-то светском собрании Сен-Санс аккомпанировал дуэту двух изысканных дам. Вдруг, сбившись с такта, дамы разошлись и запели кто в лес, кто по дрова.

Сен-Санс остановился, положил на клавиши свои прекрасные руки и сказал: — Простите, мадам, но я был бы вам крайне обязан, если бы вы сказали, кому из вас я должен аккомпанировать… …

Когда композитора спросили, насколько верна эта история, он ответил с некоторым раздражением:

— Да, это правда, но мне тогда было шесть лет!

Выдающийся химик и композитор Александр Бородин был очень рассеянным человеком.

Однажды, уходя из дому и предвидя, что во время его отсутствия к нему может прийти кто-либо из друзей, он приколол к входной двери записку: «Буду через час».

Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он огорчился: — Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь — придется подождать…

И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании… самого себя.

История из книги Б. Львовича «Театр актёрской байки» В свое время Мстислава Ростроповича как солиста Московской филармонии включили в бригаду по обслуживанию целинных и залежных земель. Приезжают на полевой стан, народ на земле сидит, фортепьяно нету.

Ростропович разволновался: как же без аккомпанемента? Ян Френкель его успокаивает: «Славочка, я тебе на аккордеоне подыграю, никто и не заметит». Вот Ростропович играет на виолончели, Френкель аккомпанирует, как может.

Вдруг где-то в конце «зала» встает здоровенный целинник в робе и, перешагивая через сидящих, движется к «сцене». Ростропович шепчет коллеге: «Янек, что-то мне лицо его не нравится, играй побыстрее!»

Однако закончить не успели.

Мужик дошел до концертантов, положил на виолончель огромную ручищу и внушительным басом сказал Ростроповичу:

— Браток, не гунди, дай баян послушать!

История от музыковеда Соломона Волкова.

«В Нью-Йорке я познакомился с вдовой дирижера Николая Малько, первого исполнителя Шостаковича, представившего композитора миру. Она рассказала, как после исполнения Первой симфонии Малько повез двадцатилетнего Шостаковича в Харьков на гастроли.

Остановились в одном номере, и Шостакович затеял соревнование: у кого больше на „липучку“ (липкую ленту для ловли насекомых) поймается мух. Харьков, июнь, жара. Повесили две липучки, весь день внимательно следили. Ночью Малько проснулся от шороха: Шостакович на табуретке переклеивает мух с его ленты на свою.

Ему надо было обязательно выиграть!»

В 1973 году Шостакович выступал на вечере, посвященном 60-летию Никиты Богословского:

— Нашего юбиляра я помню ещё с начала 30-х. Тогда в Ленинград неожиданно приехал Исай Добровейн, уже живший за границей, и дал один-единственный полузакрытый концерт.

Билетов на него не было, я шел в Консерваторию через служебный вход, как вдруг передо мной возник какой-то юнец и, указав на меня через плечо пальцем, сказал: «Этот — со мной». Так я впервые узнал имя наглеца: студент Никита Богословский.

Уже тогда можно было не сомневаться, что его ждёт большое будущее…

Во время гастролей в Москве, в Большом, Герберт фон Караян, желая придать звуку трубы возможно большую отдаленность, посадил первого трубача на галерку. Однако в нужный момент вместо звонкого сигнала раздался совершенно неприличный отрывистый звук.

Дирижер не растерялся и подал знак второму трубачу в оркестре, который и сыграл требуемый сигнал.

В антракте был скандал: — Что вы наделали! Вы чуть не сорвали мне всю увертюру!

— Простите, — смущенно пробормотал трубач, — но едва я поднес трубу к губам, как вбежала пожилая билетерша и стала вырывать ее у меня из рук со словами: «Как тебе не стыдно, мерзавец, ведь дирижирует великий Караян!»

Поделитесь этим постом с друзьями

Женя

Источник: http://prikolno.cc/article/3393/10-zabavnyh-istorijj-o-kompozitorah-i-muzykantah

Под музыкальным деревом. История музыкального инструмента

   Задумывался ли ты, почему и арфу, и скрипку, и флейту, и валторну мы называем таким прозаическим словом

ИНСТРУМЕНТ?

   Столярный инструмент, сапожный инструмент, хирургический инструмент. В этом ряду музыкальный инструмент чувствует себя, как в родной семье.    Включить радиоприёмник, не имея ни малейшего представления о его конструкции, может и сапожник, и пирожник, и скрипач. Но дайте в руки пирожнику скрипку, а скрипачу – сапожный инструмент… Помнишь: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник”?    То-то и оно, что инструменту в отличие от прибора автомата или полуавтомата нужна

УМЕЛАЯ РУКА.

   Без умелой руки музыкальный инструмент мертв.    Значит, получается, что скрипка и молоток – из одной семьи?    Кажется, зреет небольшое открытие. Самое время усесться под нашим музыкальным деревом и ждать…    Щёлк!    Смотри-ка, орешек! Ну что ж, орешек так орешек.

ДАВНЫМ-ДАВНО

   попался он на зуб первобытному человеку, да не в добрый час. Оказался этот орешек крепче, чем зуб неандертальца. Орешек остался цел, а зуб сломался. Пострадавший взял в руки камень и решительно стукнул по орешку.    А теперь следи внимательно!    Для превращения камешка в молоток пришлось его немного обколоть и прикрепить к палке-рукоятке. А как только камешек стал молотком, круг его возможностей расширился. Им уже можно было не только орешки колоть…    Но вот, скажем, дерево срубить нельзя было.    Не прошло и каких-нибудь ста лет, как наш предок превратил тупой камень в острый, но уже с глубокой мыслью – сделать из него топор.    Что же получается?    Чем лучше инструмент, тем лучше его работа. Чем лучше работа инструмента, тем более умелым становится мастер и начинает предъявлять к своему инструменту все новые требования. И снова улучшает инструмент.    Так и цепляется одно за другое, как крючочки в значке §. Иногда длинная цепь получается, если инструмент сложный, как, например, флейта или скрипка. Они тоже достигли своего совершенства таким образом. И, кстати, не так давно: скрипка – всего триста лет назад, а флейта – и вовсе полтораста. А ведь их история исчисляется тысячелетиями.    Долог же был их путь.

ЗАГЛЯНЕМ В РЕПЕТИЦИОННУЮ

   комнату, где после репетиции или концерта музыканты укладывают свои инструменты.    Обрати внимание на движения музыкантов. Скрипач с осторожностью укладывает скрипку в футляр. Увидал пылинку – заботливо сдул ее и принялся протирать скрипку бархатной тряпицей. Затем укутывает инструмент во фланелевую или замшевую простынку. Оно и понятно: его скрипке триста лет. Спасибо тем музыкантам, которые два и три века тому назад так же любовно берегли скрипку.    А вот трубач вынул из своей трубы мундштук, протер его и надежно запрятал. Десятки мундштуков поменял он, пока нашел идеально “подходящий по губам”. Говорят, что трубачи ценят такие мундштуки, как талисман…    К своему инструменту музыкант привязывается, как к другу. Когда у Паганини “заболел” его любимый инструмент работы Гварнери и маэстро принес его мастеру Вильому, тот сказал, что скрипку придётся вскрыть. Паганини был так взволнован предстоящей операцией, что поначалу отказался от неё. А когда согласился, потребовал, чтобы вся процедура происходила в его присутствии. Сейчас эта скрипка хранится в Генуе, на родине великого скрипача, и называют ее “Вдова Паганини”.

В МУЗЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

   Рояль композитора А. Г. Рубинштейна. Фабрика Я. Беккера. Санкт-Петербург. 1870-е гг.    в Петербурге особенно удивительной кажется тишина. Ведь каждый экспонат – звучащий. Здесь можно увидеть рояль Рубинштейна, скрипку работы Амати, квартет струнных знаменитого русского мастера Ивана Батова, скрипку Глинки…

   А я люблю рассматривать “безымянные” инструменты.Кто играл на них? Может, эта старинная труба звала за собой в атаку лихую конницу и трубач пал в бою, так и не выпустив из рук звучащее оружие?

               Скрипка М. И. Глинки. Работа С. Клоца. Митенвальд (Германия). 1766 г.

   Я убеждён, что с каждым музыкальным инструментом связана какая-нибудь увлекательная история, у каждого из них была своя “личная жизнь”. Но музыкальные инструменты – это ещё и некое сообщество, и жизнь этого “деревянного” общества чем-то напоминает жизнь людей: инструменты рождаются, “воспитываются”, развиваются, борются за существование…

КАК И КЕМ

   изобретаются музыкальные инструменты? Будь уверен, версий на этот счет больше, чем самих инструментов.

   В руках у музыканта “предок” органа. Все инструменты, на которых играют в наши дни, произошли от народных инструментов.

Читайте также:  Мировоззрение композитора и содержание музыкального произведения (на примере творчества п.и. чайковского, а.н. скрябина)

   Что до меня, то я с полнейшей серьезностью утверждаю, что первыми изобретателями были… дети. Да, первобытные дети! Наверное, они часто поступали так же, как и ты, превращая в игрушку все, что под рукой, – камешек, деревяшку, обломок тростника, травинку. Ты ведь тоже, сорвав травинку, натягивал ее между большими пальцами обеих рук и дул, слушая пронзительные звуки. А звучащая травинка могла быть прототипом струны и язычка-трости для деревянного духового инструмента типа гобоя и кларнета.    Ещё не было на свете мальчишки, который, найдя нечто похожее на трубку – будь то полая кость какого-нибудь зверюги, птицы или стебель растения, – не подул бы в неё.
   Больше похоже на игру в музыканты, не правда ли? Вполне возможно, что и трещотка – инструмент довольно сложный – собственного изобретения.

И кто знает, может, благодаря твоему древнему одногодку уже пятнадцать тысяч лет назад в каменном веке человек играл на такой вот флейте. Во-он она, на самой нижней ветке нашего музыкального дерева!

   Между прочим, для нас с тобой она может сыграть роль ньютонового яблока. Давай рассмотрим ее внимательно и посоображаем. Видишь, в этой флейте дырочки – игровые отверстия. А это значит, что уже с давних пор музыканты предъявляли к музыкальному инструменту

ТРЕБОВАНИЕ МНОГОЗВУЧИЯ.

   Согласись, довольно неудобно музицировать таким образом. Звук, правда, слышен за несколько вёрст: ведь чем длинней труба – тем мощней звук.    Чем больше разных звуков, тем интереснее мелодия. В прошлый раз мы говорили о том, как увеличивалось многозвучие арфы.    Казалось бы, мудрить нечего: прибавляй струны в струнных инструментах да знай сверли дырочки в разного рода флейтах!
   Затейливо изогнутая труба не менее многоголоса, а держать в руках её может и один человек. Но однажды во время праздника в столице Древнего Египта произошла удивительная история. Зарубежный гастролёр, флейтист из Греции, обещал блеснуть своим мастерством в присутствии самого владыки. Вышел он на каменную площадку, дрожащими от волнения руками поднес флейту к губам и…    Ай-яй-яй! Флейта выпала из рук и раскололась, упав на каменную плиту. Бедный артист растерялся. Но велико было желание фараона услышать игру заезжей знаменитости. Он сделал знак одному из приближенных и что-то шепнул ему. Через несколько секунд флейтисту была передана флейта, изукрашенная дорогими камнями и прекрасной резьбой.    Артист обрадовано схватил инструмент.    Лучше бы эта флейта тоже выскользнула из его рук и разбилась. Пусть даже неосторожного флейтиста наказали бы самым жестоким образом. Все было бы лучше того позора, который пришлось ему испытать. Он не смог сыграть на египетской флейте ни одной из своих прекрасных мелодий. Из-под его пальцев вылетали не те звуки, которых он ожидал. Флейта звучала фальшиво, но самое странное заключалось в том, что окружающие, казалось, этого не замечали. Это еще больше смущало музыканта. Кое-как закончив выступление, он поспешно удалился…

ЕСЛИ БЫ

   ты умел играть на флейте и тебе дали в руки любой из двух инструментов, о которых шла речь, ты не смог бы сыграть даже простейшую мелодию “Во поле береза стояла”, строящуюся на пяти разных звуках.    Почему? Да потому, что многозвучие инструментов тех далеких лет было неорганизованным. У них не было единого музыкального строя. У флейты греческого флейтиста был один набор звуков, а у инструмента, который ему вручили, – другой. В те времена человеческое ухо еще только начинало улавливать закономерные связи между звуками.    Мудрец Пифагор, живший около двух с половиной тысяч лет назад, был одним из первых учёных, которые стали искать ответы на все свои “почему?” не в мифах и легендах, а в окружающей действительности. “Можно измерить вес, можно измерить время, – думал Пифагор. – Можно измерить расстояние между двумя предметами. А значит, можно измерить и расстояние между двумя звуками разной высоты. Но как?”    Он верил в великую силу чисел.

ЛЕГЕНДА РАССКАЗЫВАЕТ,

   что однажды, проходя мимо кузницы, он услышал, как молотки выстукивают очень ладное созвучие – словно одну и ту же ноту выпевал то высокий детский, то низкий мужской голос. Это, наверное, потому, решил Пифагор, что мастер и подмастерье с разной силой ударяют молотками. Он попросил кузнецов обменяться инструментами и с изумлением обнаружил, что сила удара тут ни при чем – маленький молот продолжал заливаться колокольчиком, а большой “басил”.    Тогда Пифагор взвесил инструменты, и цифры преподнесли ему сюрприз: один молот весил ровно в два раза меньше другого. Именно поэтому они образовывали такое чистое созвучие, о котором теперь можно сказать, что один звук в два раза выше другого.    Вернувшись домой, Пифагор поспешно натянул на черепаховый панцирь струну и послушал её звучание. Затем перехватил её точно посередине и с замиранием сердца прислушался. Так и есть! Вдвое меньший отрезок звучал той же нотой, но как бы “тоньше”. Пифагор открыл созвучие, которое называется октава.    Пифагор стал делить струну на три, четыре части, вслушиваясь в звуки. Он снова погрузился в мир чисел…    Но оставим его наедине с его монохордом-одноструном. Пусть он играет, а мы пока… споём. Хором.    Не получается? Ничего. Одна-две репетиции, и мы сможем отправиться даже в концертную поездку. Куда? Да хоть

НА ГАСТРОЛИ В ДРЕВНЮЮ ГРЕЦИЮ.

Источник: http://journal-shkolniku.ru/musikal-derevo2.html

Мифы о классической музыке

Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот — те, кто любит легкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум.

https://www.youtube.com/watch?v=g1ULlf9T1lg

Если мы представим себе оба типа звуков на плоскости, то музыкальный звук, тон, будет выглядеть как строго периодическое колебание, а шум — хаотически. В природе же шум и звук соседствуют друг с другом; только человек их классифицирует.

Ближе к XIX веку, в эпоху романтизма, шумовые звуки начинают внедряться в европейскую классическую музыку как музыкальные краски. К началу XX века, когда существующий музыкальный язык зашел в тупик, художники-новаторы увидели в шуме возможность общения с окружающим миром для современного человека.

В среде русского футуризма выросли идеи введения, с одной стороны, музыки в производство (таким образом, чтобы она оказывала стимулирующее влияние на трудящихся), с другой — машин в музыку (создавая, например, симфонии на основе звуков заводов).

С середины 1920-х годов уже даже в среде школьников, пионеров большую популярность приобрели шумовые оркестры, где зазвучал весь окружающий быт.

В начале 1930-х годов, с приходом звукового кино, эксперименты с шумами появляются и в кинематографе. Одновременно на Западе возникает экспериментальная музыка, прежде всего связанная с именами Джона Кейджа, Пьера Шеффера, Эдгара Вареза, — много рефлексирующая на тему шума.

Продолжившись уже после войны в Мекке современных авангардистов —германском Дармштадте, эти эксперименты привели даже к своего рода табу на традиционные (в бытовом понимании) музыкальные звуки: из инструментов стали извлекать любые звуки, кроме собственно музыкальных.

 Так, движение смычка поперек струны заменяется движением смычка вдоль струны или же сам смычок заменяется куском пенопласта; используются различные части инструмента для извлечения разного рода шумов и так далее.

Различия между инструментами и не инструментами стали стираться, и весь мир стал своего рода инструментом. Любой звук (в том числе и шумовой) для музыканта стал просто-напросто средством выразительности.  

Мы сталкиваемся со многими стереотипными представлениями о классической музыке.

Миф № 1: классика — это вершина музыки. Согласно этому мифу, европейская классическая музыка является вершиной эволюции музыкального искусства. На деле, помимо европейской, параллельно существует еще несколько великих музыкальных классических традиций: иранская, арабская, китайская классика, — не меняющиеся на протяжении длительного времени.

Миф № 2: классика записана раз и навсегда. Существование нотной записи как бы подразумевает, что музыка окончательно зафиксирована и может быть легко воспроизведена в любой момент.

На самом деле нотная запись дает лишь условные указания, и, только хорошо понимая множество других обстоятельств создания музыки, музыкант может воспроизвести ее адекватно. Поэтому слушатели классической музыки ходят слушать не само произведение, а его интерпретацию.

Иначе не было бы никакой разницы между учеником школы и прославленным маэстро.

Миф № 3: классику надо слушать в концертном зале. Этой традиции всего примерно двести лет, но она уже умирает. Когда она была действительно жива, бо́льшую часть музыки люди играли для себя сами.

Позже любители музыки стали составлять общества, нанимать оркестры и строить концертные залы. Так появились филармонии Филармония — (от греч. phileo — «люблю» и harmonia — «гармония, музыка»)..

Миф № 4: классику сложно понять. Разделение музыки на «серьезную» и «легкую» к середине XX века привело к тому, что появилось представление, будто академическая музыка не может быть несерьезной, а слушатель должен быть настроен на прослушивание чего-то возвышенного. На самом деле в академической музыке присутствуют и несерьезные вещи.

Миф № 5: чтобы слушать классику, нужны специальные навыки. Подразумевается, что исполнители не допускают ни одной фальшивой ноты, а у слушателей должен быть некий абсолютный слух.

На деле абсолютный слух — всего-навсего вид памяти, способность запоминать высоты звуков.

Другая разновидность музыкального слуха — относительный слух, когда человек запоминает интервалы между нотами; это просто навык, который развивается с помощью упражнений.

Миф № 6: вся классика — это шедевры великих композиторов. В действительности бывает, что шедевр принадлежит вовсе не великому композитору, а произведение великого композитора, наоборот, довольно слабое. Композиторам, которые стали великими, принято приписывать все самое выдающееся и новаторское.

Например, Баху приписывается, что он изобрел и ввел так называемую равномерную темперацию и современную аппликатуру игры на клавишных инструментах. На самом деле это не так, и в свое время Бах считался старомодным композитором. Если ограничиться в музыке только шедеврами, то невозможно будет понять, чем шедевр отличается от не шедевра и почему он — шедевр.

Простой современный слушатель вряд ли отличит Моцарта от Сальери.  

Мысль реконструировать забытую музыку и вообще забытую культуру — это модернистская идея. В XVI–XVII веках не было такого понятия, как старинная музыка. Так, опера шла, как правило, несколько представлений, после чего писалась новая.

Правда, если покопаться в документах прошлого, можно найти указания на то, что некоторые музыканты задумывались о том, что можно играть музыку, написанную прежде, на инструментах, современных этим произведениям.

Но в целом история открытия старинной музыки началась в 1901 году, когда было основано первое концертное Общество старинных музыкальных инструментов.

В XX веке даже появилась мода на подделки под музыку эпохи барокко. Сама эта музыка открывалась постепенно. Так, Вивальди стал знаменит только
в 20-х годах XX века.

В 1960-е годы начинает развиваться течение аутентичного исполнительства: его лидеры — Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, братья Кёйкен — выдвигают тезис о том, что музыку нужно исполнять на тех инструментах, для которых она была написана, и в соответствии с правилами той эпохи, когда музыка была сочинена. Они стали изучать теоретические труды, трактаты, авторские манускрипты с характерными особенностями записи. И вот вы берете текст, берете инструмент, на котором играл, скажем, Моцарт, и язык композитора начинает оживать: сам инструмент диктует, как произносить моцартовский текст.

Постепенно аутентичное движение распространяется практически на всю музыку, не столько старинную, но и уже на классическую: на Бетховена, Чайковского, Малера. Чтобы не нарушать внутренний баланс музыки, ее стали исполнять такими составами и на тех инструментах, для которых она была создана, таким образом, постепенно отбирая репертуар у традиционного симфонического оркестра. 

Кажется, что в оркестре должен быть дирижер, так же как в автомобиле должен быть водитель. Однако дирижер в оркестре появился только в XIX веке. Можно считать, что только с бетховенской симфонической музыки началась эпоха дирижирования как отдельной профессии.

Естественно, в любом ансамбле всегда был один лидер или несколько (обычно первая скрипка или клавесинист), и до поры не требовалось отдельно стоящего человека, вооруженного неслышимым инструментом в виде палочки. Но постепенно оркестры стали разрастаться — число участников концерта стало исчисляться сотнями.

Одновременно в эпоху романтизма появился культ героя, который возносится над толпой. Так фигура, которой изначально отводилась техническая роль, получила исключительное право на интерпретацию.

Вообще, вся симфоническая музыка романтизма устроена таким образом, что эта форма музицирования оказывается удобной и логичной.

Однако симфонический оркестр без дирижера все-таки возможен. Таким был Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс. Он был образован в Москве в 1922 году и просуществовал больше десяти лет. Автором идеи был Лев Моисеевич Цейтлин, выдающийся скрипач, — под его авторитет собрались музыканты из разных оркестров и театров и дали свой первый концерт.

Персимфанс разработал систему, как коллектив без лидера может сыграть вместе партитуру: во-первых, особый способ посадки оркестрантов на сцене — по кругу, частично спиной к зрителю.

Во-вторых, условные обозначения, которыми помечались в партитурах ключевые места.

На самый первый концерт было потрачено шестнадцать репетиций, а дальше, с усовершенствованием метода работы, их становилось все меньше, и постепенно на каждую программу их приходилось уже около шести.

Персимфанс вывел симфоническую музыку за пределы филармонических площадок и исполнял ее, например, в цехах заводов — это была новаторская идея в духе того времени. Работал он по принципу камерного ансамбля: все участники процесса были равноправны, хотя существовал актив, отвечающий за выбор произведения, предварительное изучение партитуры и выработку концепции исполнения.

Персимфанс издавал свой журнал с подробностями об исполняемой музыке, раздавал анкеты, в которых спрашивал мнение зрителей, — это была целая музыкальная организация со своей философией и стилем.

В 1927 году именно Персимфанс привез в Советский Союз Прокофьева.

Луначарский наградил ансамбль званием заслуженного коллектива республики, а правительство выделило денежный приз — первую и последнюю поддержку от государства.

В 1929 году, когда Луначарский был отправлен в отставку, партийные покровители ансамбля начинают один за другим терять посты: получилось так, что сочувствующие Персимфансу партийцы оказались противниками Сталина в вопросе о земле. В 1930 году все эти люди были отстранены от руководства, потом начались знаменитые процессы и стало ясно, что конец Персимфанса не за горами.

Кроме того, условия работы музыкантов на своих основных местах постепенно стали такими, что они просто не успевали репетировать и в конце концов приняли решение разойтись.

В 2008 году в Москве деятельность Персимфанса была возобновлена.  

Источник: https://arzamas.academy/courses/25/2

Мифы и легенды о музыке, Музыкальный класс. Древние мифы о музыке

ГлавнаяДревнийДревние мифы о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.

Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты.

Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала.

Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель.

И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.

Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди.

Читайте также:  Зачем нужна ритмика в дмш

Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть.

Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.

Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился.

Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом.

Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына.

А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.

tbf.su

Мифы и легенды о музыке, Музыкальный класс

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.

Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты.

Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала.

Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель.

И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.

Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди.

Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть.

Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.

Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.

Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился.

Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом.

Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына.

А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Кто знает, быть может, некоторые мифы о музыке основаны на реальных событиях? Ведь стоит вспомнить легенды про арфистов, которые исцеляли своей музыкой смертельно больных правителей и нынешнее время, когда появилась такая отрасль в нетрадиционной медицине, как арфотерапия, благотворное действие которой подтверждено наукой. В любом случае – музыка одно из чудес человеческого бытия, которое достойно легенд.

ymp3.ru

Легенда о происхождении музыки

Легенда о происхождении музыки

Из глубины далеких веков пришла к нам казахская народная легенда о происхождении музыки.

 Когда-то давным-давно, в незапамятные времена, ни один из народов, заселяющих нашу голубую планету, не знал, что такое стих и музыка. А что за жизнь без складной речи и льющихся звуков? Скучная и однообразная, без улыбок, смеха и радости. А потому, не знал род людской, что такое праздники, игры и веселые застолья.

Люди ходили мрачнее тучи, тяготила их сердце злая тревога и немая тоска, ибо не могли они спеть песню, чтобы рассеять все печали и невзгоды. Если в дом человека стучалась беда, он всю жизнь оставался несчастным и умирал в смертной тоске, потому что в те далекие времена песня была далеко от земли.

Она ютилась где-то высоко в белых и пушистых облаках, и услаждала слух бескрайнего синего неба.

 А тем временем на земле не пели птицы, не звенели ручьи, стремительно несущиеся с высоких гор, и сколько бы ни играл резвый ветер с пушистыми кронами деревьев – они не издавали ни звука. Нависшую над выжженной палящим солнцем степью тишину лишь изредка нарушал вой бури, поднимающий столбы пыли до самого горизонта, ибо в те года земная природа тоже не знала, что такое песня.

 Но однажды прекрасная, чарующая, таинственная и могущественная песня решила покинуть свой небесный дом и отправиться в путь. Что побудило ее познакомиться поближе с вселенной – до сих пор неизвестно, но песня отправилась в свой первый полет над землей.

Может быть, ей наскучило пребывание на такой недосягаемой высоте? Или, возможно, она просто захотела взмыть над широкой степью под отчим небом? А может, ей стало жаль несчастных людей, не знающих радости и искусства, и она решила помочь им? Сегодня точно никто не скажет, но песня уже летела над полями, лугами, морями и океанами. Иногда она летела очень низко над землей, так, что чувствовала ароматы полевых трав, а иногда взмывала к небесам, ласково заигрывая с нежными порывами ветра, а то и совсем терялась в синих высотах, утопая в кудрявых облаках. В тех местах, где песня летела низко, люди слышали ее, запоминали незнакомые, но такие близкие сердцу напевы, и повторяли их, чтобы сохранить в своей памяти навечно. Там, где она пролетала повыше, народы смогли запомнить лишь малую часть ее богатого наследия. А люди, над которыми песня промчалась совсем высоко, так и не узнали, что такое песня и музыка. Повезло народу казахскому, долго кружила над ним песня, задевая крылом его цветущие степи…

soundtimes.ru

Мифы о музыкальных инструментах

Мифология породила множество незабываемых героев и чудесных легенд, связанных с музыкой.Почему? Да потому, что человек любит окружать ореолом таинственности и магии все то, чему он не может дать рациональное объяснение.Так повелось в древности, так происходит и сейчас!

­ ­

­ ­

Аполлон, бог света, был также покровителем музыки и других искусств; от звуков его кифары во всей природе разливалась гармония.

Музыкальные способности проявлял и Пан, бог пастухов и стад, которого всегда изображали с козлиными ногами и маленькими рожками;его любимым развлечением было играть на свирели и ухаживать за нимфами.

На горе Олимп, величественном обиталище бессмертных богов, жили также и девять муз, которые все свое время посвящали пению, танцам и игре на различных инструментах; услышав их, люди забывали о своих бедах и горестях.

Здесь мы будем рассказывать вам некоторые замечательные истории из античной мифологии, и вы станете лучше понимать, что имеют в виду люди, когда говорят о древней магии музыки.

ЛЕГЕНДА О ДУДУКЕ

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг.

Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы.

И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать! » Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь.

Но как только сделаешь это, дерево погибнет».

Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он – при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску.

Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним.

В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.

Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви — это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Название инструмента – дудук. В древности носившее название циранапох.

ЛЕГЕНДА О ЛИРЕ

У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса.

Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь.

Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

У каждого народа – свои легенды о музыке и музыкантах. Устные предания донесли до нас миф об Орфее, усмиряющем диких зверей, о прекрасной Лорелее, увлекавшей своими песнями на дно Рейна легковерных рыбаков, о торговом госте и гусляре Садко…

Легенда о скрипке

  • По одной очень старой легенде, первую скрипку сотворил дьявол. Он сотворил ее для влюбленной девушки, отчаявшейся искать взаимности избранника. Дьявол использовал в качестве материала для создания скрипки ее родных. Из матери девушки был сделан короб скрипки, из ее отца смычок, а из четырех братьев струны. Благодаря дьявольскому инструменту, способному останавливать время, завораживать сердца слушателей, возлюбленный девушки ответил ей взаимностью…
  • Легенда о происхождении домбры. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
  • Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

    Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Источники: musicabout.beon.ru, otvet.mail.ru, gra-migracia.ru, forum.amdm.ru, tales-game.net

Источник: https://religionpeace.ru/drevnij/drevnie-mify-o-muzyke.html

Ссылка на основную публикацию