Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются? Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной, она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Какие бывают вводные септаккорды?

Они бывают двух видов – малые и уменьшённые. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом, но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие.

Малый уменьшённый, или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы.

Уменьшённый вводный септаккорд, или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Взгляните на этот нотный пример:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения, они всегда одинаково называются.

Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2).

Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх, либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз.

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде, естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная).

Первое обращение – квинтсекстаккорд, или VII65 – будет располагаться на II ступени.

Бас терцквартаккорда седьмой ступени, VII43 – это во всех случаях IV ступень, а основанием третьего обращения – секундаккорда, VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами. Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику. При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко. Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2).

На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2.

А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса».

По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее.

Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен.

Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника.

А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины.

В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

  • Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:
  • Удачи вам в ваших делах!
  • Автор –  (админ)
  • Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Источник: https://music-education.ru/vvodnye-septakkordy/

12. Септаккорды

Как и обещал в прошлый раз, продолжаем строить аккорды и разбираемся с септаккордами.

Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками образуется септима, она и дала название аккорду. Эта септима может быть большой или малой, а первые три звука могут образовывать мажорное или минорное трезвучие. Соответственно, получаются такие аккорды: большой мажорный, большой минорный, малый мажорный, малый минорный.

Читайте также:  Beat repeat и художественное заикание

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Очень часто встречается и имеет особое значение малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд. В тональности он строится на пятой ступени лада, в до мажоре это соль-си-ре-фа.

Его и его обращения надо как следует изучить и уметь строить от любой ноты. В остальном вид аккорда не так важен. Вы просто берёте ноты в тональности по терциям, начиная с нужной.

У аккорда будет нужная функция, а какой вид получится, такой и получится ????

Обращения септаккордов будем рассматривать именно на примере малого мажорного. Обращения других аккордов строятся аналогично. Первое обращение получается, когда приму аккорда переносим на октаву вверх. Полученный аккорд называется квинтсекстаккордом, потому между нижним и двумя верхними звуками образуются квинта и секста соответственно. Обозначается он цифрами 65.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Второе обращение называется терцквартаккордом и обозначается цифрами 43. Он так называется, потому между нижним и двумя средними звуками образуются терция и кварта.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

И третье обращение — секундаккорд. Он своё название получил от секунды, которая образуется внизу аккорда. Обозначается цифрой 2.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Ещё очень часто употребляются два септаккорда: малый вводный и уменьшённый вводный. Они называются вводными, потому что в тональности их можно построить на седьмой ступени лада. Например, в до мажоре это нота си.

В их основе лежит уменьшённое трезвучие, к которому добавляется ещё одна терция. Если эта терция большая, то между основанием и вершиной образуется малая септима и получается малый вводный аккорд.

Если терция малая, то образуется уменьшённая септима и уменьшённый вводный аккорд. Обозначаются они как м.VII7 и ум.VII7.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Уменьшённый вводный аккорд состоит из трёх малых терций. При его обращении тоже получается такой же аккорд, звучит он аналогично. Разница получается только в записи. Поэтому на слух определить обращение этого аккорда не получится.

Кроме трезвучий и септаккордов есть ещё несколько видов аккордов. Например, нонаккорд состоит из 5 звуков, расположенных по терциям, между его крайними звуками образуется интервал ноны. Ундецимаккорд состоит из 6 звуков, расположенных по терциям. Обозначаются они цифрами 9 и 11.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

А ещё есть аккорды нетерцовой структуры, например, квинтквартаккорд, состоящий из квинты и кварты, или квартаккорд из двух кварт. Они немного выходят за рамки классической гармонии, но используются в народной и в современной музыке.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Но вернёмся к септаккордам и попробуем построить разные обращения малого мажорного аккорда от разных нот. Например, строим септаккорд от ноты ре. Сначала строим от ре мажорное трезвучие: сначала большую терцию, потом малую. Получаем фа-диез и ля. Потом ещё малую терцию вверх, чтобы получилась малая септима от ре. Получится нота до.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Дальше построим квинтсекстаккорд от ноты ля. В этом обращении нота будет терцией септаккорда. Поэтому от неё надо построить две малые терции вверх и одну большую вниз. А потом перенести нижнюю ноту на октаву вверх.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Теперь строим терцквартаккорд от ноты ля-бемоль. В терцквартаккорде нижний звук будет квинтой для септаккорда. Поэтому вверх пойдёт малая терция, а вниз сначала малая, потом большая. Потом две нижние ноты переносим на октаву вверх. Аккорд получился посложнее:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Секундаккорд возьмём попроще, от ноты соль. Этот аккорд можно строить так: сначала большую секунду вверх, а потом мажорное трезвучие. Или по прежнему алгоритму, только теперь весь аккорд пойдёт вниз, сначала две малые терции, потом большая. Но мне кажется, что проще с секундой внизу ????

Я надеюсь, вы разобрались со строением малого мажорного септаккорда, теперь надо сделать

Задания

  1. Постройте обращения малого мажорного септаккорда:
    1. Септаккорд от нот фа и до-диез
    2. Квинтсекстаккорд от нот фа-диез и соль
    3. Терцквартаккорд от нот си и фа-диез
    4. Секундаккорд от нот си-бемоль и ми.
  2. Постройте уменьшённый вводный септаккорд от нот ми, ля и ре.

Источник: https://www.kharin.info/music-theory/12-septaccords/

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной , она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Они бывают двух видов – малые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Взгляните на этот нотный пример:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются.

Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой — 2 ).

Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

  • Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .
  • Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:
  • Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде , естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная).

Первое обращение – квинтсекстаккорд , или VII65 – будет располагаться на II ступени .

Бас терцквартаккорда седьмой ступени , VII43 – это во всех случаях IV ступень , а основанием третьего обращения – секундаккорда , VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами . Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику . При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда . А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко . Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2).

На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2.

А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса» .

По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее.

Читайте также:  Как запомнить аккорды по началам известных мелодий

Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен.

Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные . Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника.

А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины.

В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие . Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, — это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

  1. Удачи вам в ваших делах!
  2. Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Понятно, без воды и с примерами. Большое спасибо!)

Вобще гениально написано

Скажите пожалуйста, малый вводный септаккорд строится только в мажоре или в миноре тоже?Спасибо.

Отлично! Самое главное: не просто описание, содранное откуда-нибудь, а с логикой использования для практики. То, что надо!

Спасибо огромное!))Самое доступное изложение материала!!

Спасибо. Сейчас все аккорды обозначаются буковками с циферками. Хотелось бы видеть и эти обозначения. Например Dm / Fdim / G#dim / A7 / Dm // со всеми такими хорошими вашими ми. А если бы ещё и фрагменты нотоносца с нотками добавить — вообще класс …

Источник: http://sibloma.ru/iskusstvo-dlya-dushi/vvodnye-septakkordy-chto-eto-takoe-kakie-byvayut-kakie-imeyut-obrashheniya-i-kak-razreshayutsya-muzykalnyj-klass

Вводные септаккорды

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

вводные септаккордыуменьшенный вводный септаккордмалый вводный септаккордум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях

Септаккорды, построенные на седьмой вводной ступени лада, называются вводными

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Два нижних звука аккорда относятся к области доминанты (гармонической доминанты), два верхних – к области субдоминанты (гармонической субдоминанты). Как следствие, это противоречивый и один из самых напряженных (из простых с точки зрения современной музыки) аккордов доминантовой группы.

*От автора: если опираться на джазовый опыт в слуховой идентификации аккордов, в созвучиях, состоящих из нескольких аккордов в вертикали, – определяющим является нижний аккорд. Поэтому это аккорд доминантовой группы. И с точки зрения обычной теории это тоже логично, т.к.

чем ниже звук, тем богаче (и длиннее) его обертоновый ряд.

* Вводной ступенью, считается ступень, вводящая (разрешаемая) в тонику, т.е. VII или II ступень лада. Однако, вводным принято считать только септаккорд, построенный на VII ступени. Название вводный септаккорд – в музыкальной терминологии является по факту нарицательным (собственным именем аккорда).

Отсюда отчасти берут начало некоторые разногласия в его точном (полном) названии и записи. Часто номер ступени при устном обозначении данного аккорда не озвучивается (т.к.

слово “вводный” как бы уже подразумевает “на седьмой ступени”), но чаще всего записывается при буквенном обозначении аккорда арабской цифрой VII в середине записи, римская 7 тоже всегда записывается нижним индексом в конце (как атрибут записи любого септаккорда в классической цифровке).

Сам по себе вводный септаккорд как общее название не обозначается, обозначаются два его вида (уменьшенный и малый вводные септаккорды), и они наследуют данные разногласия в названии, а уменьшенный вводный еще и наследует разногласия в буквенном обозначении (цифровке).

Уменьшенные вводные септаккорды

Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными

Строятся и в мажоре и в миноре.

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено. Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.

Буквенная запись

Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7(г)

Разночтения при буквенной записи аккорда

1) ум.ВВ7 – так аккорд может быть записан (и записывался), т.к.

имеет имя собственное “уменьшенный вводный септаккорд”2) VII7(г)  – так аккорд может быть записан (но никогда не было принято), т.к. это септаккорд гармонического лада3) ум.

VII7 – так аккорд может быть записан (записывался и записывается сейчас), т.к. уменьшенный септаккорд на седьмой ступени возможен исключительно в гармоническом ладу

*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.

Запись ум.VII7(г)  – это наиболее точный вариант записи на сегодняшний день. Записав аккорд таким образом, учащийся (студент) дает понять, что полностью понимает суть предмета.

Обращения уменьшенного вводного септаккорда

Как и любой септаккорд, уменьшенный вводный помимо основного вида имеет три вида обращений:1) ум.VII65 – уменьшенный вводный квинтсекстаккорд2) ум.VII43 – уменьшенный вводный терцквартаккорд3) ум.VII2 – уменьшенный вводный секундаккорд

Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.

Разрешение обращений

1) Разрешение уменьшенного вводного квинтсекстаккорда в До – мажоре и миноре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

2) Разрешение уменьшенного вводного терцквартаккорда в До – мажоре и миноре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

3) Разрешение уменьшенного вводного секундаккорда в До – мажоре и миноре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Разрешение в аккорды доминантовой группы

Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Малый вводный септаккорд

  • Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным
  • Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*
  • В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).

Буквенная запись

Записывается малый вводный септаккорд так: М.VII7, соответственно записываются и три его обращения:1) М.VII65 – малый вводный квинтсекстаккорд2) М.VII43 – малый вводный терцквартаккорд3) М.VII2 – малый вводный секундаккорд

Из разночтений в записи малого вводного септаккорда можно обозначить:1) М.ВВ7 – можно встретить сейчас и использовалось ранее (благодаря наличию у аккорда имени собственного)2) VII7 – встречается крайне редко (и официально не использовалось ранее), но по факту правильно и без иносказаний обозначает аккорд в цифровке.

Разрешение

Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

*Можно также встретить и более длинный его вариант разрешения в тонику: М.VII7 – ум.VII7 – V65 – I53

При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.

*За рамками курса официальной теории

Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него.

Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из “Колыбельной Клары” оперы “Порги и Бесс” Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы.

Читайте также:  История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.

Пример в джазовой фактуре:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Запись примера в адаптированном для данной темы виде:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/vvodnyie-septakkordyi

Билет№23 Доминантсептаккорд и его разрешение. Обращения доминантсептаккорда и их разрешение

В музыке применяется большое количество различных септаккордов. Наиболее распространен септаккорд строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом, и является основным выразителем доминантовой функции лада.

Доминантсептаккорд (V7) состоит из мажорного трезвучия с добавлением сверху малой терции:

Б3 + м3 + м3:

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

V7 является направляющим аккордом, указывающим на тонику. Это обусловлено наличием тритона и VII вводной ступени лада.

Разрешается: в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном и пропущенной квинтой.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

V7 I3

В музыке нередко встречается V7 без квинты (неполный V7). При его

разрешении удвоенная прима остается на месте, образуя квинту тонического трезвучия. Таким образом неполный V7 разрешается в полное тоническое трезвучие.

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Vн7 I53

V7 имеет три обращения:

Обозн-ие Название Ступ. Интерв. состав
V2 доминантовый секундаккорд IV б2 + б3 + м3
V43 терцквартаккорд II м3 + б2 + б3
V65 квинтсекстаккорд VII м3 +м3 + б2
V7 септаккорд V б3 + м3 + м3

С –dur

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

  • V7 I3 V65 I53 V43 I53 V2 I6
  • Септима в аккорде разрешается на секунду вниз; в обращениях V7 при разрешении удваивается основной тон.
  • Билет№24 Вводные септаккорды и их разрешение.
  • Строятся в натуральном и гармоническом мажоре, а также в гармоническом миноре на VII ступени (поэтому и называются вводным).
  • Вводный септаккорд может быть двух видов:
  • 1. малым (с малой септимой),

2. уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (МVII7) образуется на VII ступени в натуральном мажоре, а уменьшенный — на VII ступени, только в гармонических видах мажора и минора.

Данный аккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада, он является комплексом мелодических неустоев и поэтому связан с тоникой чисто мелодическим тяготением.

При разрешении в тонику септима и квинта движутся на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом в трезвучии I ступени удваивается терция:

C-dur

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

VII7 I53

Септаккорд VII ступени может разрешиться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным(так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию):

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

VII7 V65 I53

Виды вводных септаккордов

Обозначение Название Строение В каких ладах встречается
МVII7 Малый вводный септаккорд м3 + м3 + б3 Натуральный мажор
УмVII7 Уменьшенный вводный септаккорд м3 + м3 + м3 Только в гармонических ладах

Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.

Источник: https://zdamsam.ru/b44098.html

Септаккорды на гитаре

Если смотреть с точки зрения теории, то септаккордром можно назвать четыре звука, которые расположенны по терциям. В основе септаккорда лежит трезвучие (1-3-5), к которому добавлена большая или малая септима(7).

Внимание! Чтобы более точно понять некоторые моменты приведённые ниже, я очень рекомендую ознакомится с таким разделом музыкальной теории как трезвучия на гитаре.

Виды септаккордов на гитаре

Чаще всего музыкантами используются следующие виды септаккордров: мажорный (M), минорный (m), доминантовый (x), полууменьшенный (Ø) и уменьшенный (o).

Как и в случае со стандартными трезвучиями, разным септаккордам присуще различное звучание и настроение:

  • Мажорные септаккорды звучат мелодично и «слащаво». Я думаю потому их зачастую используют в Голливудских саундтреках, к каким-нибудь романтическим эпизодам;
  • Доминантсептаккорды чаще всего называют просто «септаккорды». Звучат они вполне весело, но с небольшим напряжением;
  • Минорные септаккорды это более джазовый вариант печального настроения из минорного трезвучия. Звучит стабильно;
  • Полууменьшенные (вводные) септаккорды — это самые малораспространённые аккорды. Звучат они более напряжённо чем доминантсептаккорды, но характер напряжений идеален;
  • Уменьшенные как и полууменьшенные — малораспространенные. Звучат они нестабильно, напряжённо и требуют разрешения;

Септаккорды содержат в себе септиму — диссонанс, потому их звучание более насыщенное, нестандартное, не такое как у трезвучий. В следствии этого при построении септаккордов, не стоит дублировать ступени, так как это обычно приводит к грязному звучанию или диссонансу.

Общий шаблон септаккордов на основе мажорной гаммы:
Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Апликатуры спетаккордов

Ниже будут приведены пять видов септаккордов в пяти аккордовых формах:
Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Внимание! Цифры в квадратиках обозначают не номер лада на грифе гитары, а номер ступени лада (гаммы)! Приведённые выше аппликатуры септаккордов, можно брать от любой ноты на грифе гитары, главное придерживаться аппликатуры.

Данные аккордовые формы являются «правильными» для любой тональности. Если говорить проще, то запомнив аккордовую форму один раз, вы сможете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе гитары. Я рекомендую запомнить все пять форм для каждого вида септаккорда.

Обращения септаккордов

Для того чтобы сыграть гамму, мелодию или фразу любым видом септаккорда, используйте их обращения по четырём верхним струнам.

На первой струне вы можете видеть все ступени септаккорда.
Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?
Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

Практика

Я очень рекомендую вам воспользоваться следующей прогрессией (один аккорд на один такт).

D7 — G7 — Gmaj7 — Fmaj7 — Bm7b5 — Em7 — Am7 — Am7

Прогрессия должна помочь вам почувствовать звучание этих аккордов. В качестве дополнительного упражнения попробуйте поиграть эту прогрессию в разных тональностях.

Источник: https://proguitarworld.ru/septakkordy-na-gitare/

Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII ступени и его обращения

Базовый курс гармонии. Содержание
Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII (вводной) ступени является одним из главных септаккордов доминантовой группы

По структуре и звучанию септаккорд VII ступени — это малый с уменьшенной квинтой септаккорд в натуральном мажоре и уменьшенный септаккорд в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Как и любой другой септаккорд, VII7  имеет три обращения: VII65 на II ступени, VII43 на IV ступени и VII2 на VI ступени лада.

Разрешить VII7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной терцией  на ближайшей ступени в басу .

При этом VII ступень (основной тон) разрешается вверх, в I ступень; II ступень (терцовый тон) — тоже  вверх, в III ступень; IV ступень (квинтовый тон)— вниз, тоже в III ступень; VI ступень (септима) — вниз, в V ступень.

 Таким образом, VII7 разрешается в T53 с удвоенной терцией, VII65 — в T6 с удвоенной терцией, VII43— тоже в T6 с удвоенной терцией. VII2 теоретически может разрешиться в Т64 с удвоенной терцией, но в практике такой оборот не используется.

  • При разрешении VII7 и его обращений в аккорды тоники образуется мелодический  тип соединения :
  • VII43, который строится на IV ступени лада может также плагально разрешаться в T53:

Кроме того, водный септаккорд (VII7) и его обращения могут разрешаться внутрифункционально (т.е.

в рамках одной функциональной группы аккордов) в ближайшие аккорды доминанты с использованием гармонического типа соединения.

Три звука аккорда остаются на месте, кроме септимы (6-й ступени лада), которая разрешается на секунду вниз в приму доминанты (5-ю ступень). В свою очередь, аккорд доминанты разрешается в тонику:

  1. VII7, VII65 и VII43 могут употребляться в качестве доминантовых гармоний в начале и середине построения.
  2. VII2 может быть использован в заключительной полной каденции как басовое задержание к D7:
  3. Задание; Играйте обороты, представленные в нотных примерах, в различных мелодических положениях во всех тональностях квинтового круга.

Источник: https://solfamusictheory.wordpress.com/2014/12/06/1030/

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? – люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической “сущности”.

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) – некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении – колледже) – даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.

Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.

4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику “СОЛЬФЕДЖИО”. Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин.  Все напетые 94 номера.

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет “Элементарная теория музыки” в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса

Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?id=1636&Itemid=998&option=com_content&view=article

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector