Всё, что вы хотели узнать о постановке голоса — что это такое

Что такое постановка голоса и с чего она начинается

Многие часто слышали сочетание «постановка голоса» в музыкальных школах, но не все точно понимают, что оно означает.

Одни так называют комплекс упражнений, разработанный для того, чтобы задать голосу определённую манеру пения, другие думают, что это и есть его настройка на правильное пение, согласно требованиям вокального искусства.

На самом деле, постановка голоса – это начальный этап обучения вокальному искусству, в зависимости его направления и природных особенностей голоса начинающего вокалиста.

Существует постановка голоса академическая и народная, джазовая и эстрадная, а также постановка хорового голоса, основанная на классическом вокале. Она включает в себя не только вокальные упражнения, но и характерные распевки в рамках подходящего вам направления для развития голоса.

Чем постановка голоса отличается от уроков вокала

Во многих музыкальных школах есть уроки вокала и постановки голоса. На первый взгляд, они почти не отличаются друг от друга, но на самом деле они имеют разную направленность.

Если уроки вокала рассчитаны на совершенствование пения в определённой манере, то постановка голоса – это общие вокальные упражнения для начинающих, целью которых является не только определение желательного направления для исполнителя, но и приобретение обязательных навыков таких, как постановка дыхания, развитие артикуляции, преодоление зажимов и т. д.

Во многих музыкальных школах, где есть несколько направлений пения (например, академический и эстрадный вокал), существуют уроки начальной постановки голоса, результаты которых помогут вам выбрать наиболее удачное направление для дальнейшего развития.

В хоровых классах также есть уроки постановки голоса, направленные не на развитие навыков сольного пения, а на начальное обучение вокалу. Это нужно для того чтобы голос правильно звучал в хоре и не выделялся из общей хоровой звучности.

Иногда постановкой голоса называются уроки пения для детей до 10 лет с упражнениями на дыхание, разучиванием сложных интервалов и обучением чистому интонированию.

Поэтому тем, кто пока не знает, как научиться петь с нуля, стоит записаться на уроки начальной постановки голоса, чтобы потом определить своё дальнейшее направления. Ведь есть голоса, которые больше подходят для классического оперного вокала, чем для народного пения, и наоборот.

А есть голоса, которые больше подходят для сольного пения, чем для хорового или пения в ансамбле, несмотря на обучение академическому вокалу. Постановка голоса позволит вам не только получить базовые навыки пения, но и узнать много интересного об особенностях вашего голоса, его тембре, диапазоне и т.

д.

С чего начинается постановка голоса

Источник: https://music-education.ru/postanovka-golosa/

Постановка голоса

Наверняка вы, когда-нибудь, задумывались над тем, что вообще означает постановка голоса.

Так вот, суть этого термина заключается в том, что в начинающем певце уже есть все данные для пения, а педагог помогает ученику выстроить все детали певческого аппарата в такое положение, в котором голос будет звучать максимально вокально.

Под понятием максимальной вокальности, я имею в виду состояние голоса, в котором, будет достигнута максимальная свобода голосового аппарата, лучшая тембральная окрашенность голоса, максимальная слитность регистров за счёт прикрытия переходных тонов, развитие диапазона и полётности голоса. Все вышеперечисленные достоинства достигаются за счёт овладения техникой дыхания, характерной для природных качеств голоса певца, освобождения гортани, овладения резонаторами за счёт высокой позиции(головным и грудным).

В вокальной педагогике встречаются разные техники и последовательности построения голоса у поющего. В мире тьма различных преподавателей и техник, все они считают себя правыми, и это естественно. Есть такие учителя, которые с самого начала пытаются привить ученику понимание регистров ставить голос то с нижнего регистра, то с верхнего, ну или с центра, что встречается чаще.

Бывает, что учитель привязывает вначале только вокальное  дыхание, то брюшное, то грудобрюшное. Кто-то считает главным – это правильное звучание резонаторов, ибо таким путём можно достигнуть расслабления связок и т.д.

Бывают такие раки, которые вообще не владеют вокальным слухом, ничего сами в жизни не добились и портят голоса молодым певцам, и это свойственно человеческой натуре.

Я считаю правильным методом – это привитие ученику понятия вокальной опоры (дыхание), будет правильная опора – всё остальное тоже на место станет, и гортань и резонаторы.

Если у вокалиста правильная вокальная опора, если он в совершенстве, которому нет предела, владеет дыханием, то он всегда попадёт в резонаторы и всегда достанет все ноты, всегда соединит регистры и никогда не зажмёт вокальный аппарат.

Правильная вокальная опора снимает напряжение с гортани, лишая лёгкие выбрасывать много воздуха в гортань, за счёт чего пропадает избыточное подсвязочное давление, а это главное.

Что касается гортани, то многие преподаватели рекомендуют вообще не говорить с учеником о ней, боясь таким образом зациклить внимание на своих связках, чем он непременно будет их зажимать.

Я согласен, что так необходимо делать, но только тогда, когда ученик изначально не зажат, но зачастую 90% учеников зажаты, и скованны именно в гортани, и избавиться от этой беды им очень нелегко.

В последнем случае, без разговора с учеником о правильной позиции гортани не обойтись, и не избежать овладения вокальной опорой в тандеме с расслабленной гортанью, в противоположном же случае у ученика может возникнуть проблема передачи напряжения с диафрагмы вверх на гортань.

Слитность регистров так же является неотъемлемым этапом постановки голоса. Для человека естественно пользоваться грудным резонатором во время пения нижних нот и головным резонатором во время пения верхних нот. Суть данного этапа обучения заключается в технике перетаскивания звучания головных резонаторов в нижнюю часть диапазона и грудного звучания вверх.

Конечно, сохранить максимальное звучание грудного резонатора в верхнем регистре невозможно, так же, как и звучание головных резонаторов в нижнем регистре, но надо слить регистры таким образом, что бы во всем диапазоне не ощущалось перехода между регистровым звучанием. Т.е.

при мелодическом движении снизу вверх необходимо постепенно замещать грудное звучание головным и наоборот.

Постановка голоса – это планомерное строительство и постепенное освоение вокального аппарата, а точнее его свойств и характеристик. Ни один элемент не может быть упущен, иначе весь дом развалится. Порой приходиться ухищряться и осваивать 2 и более ступеней одновременно, но и это выполнимо, знаю по своему опыту.

95% обучения зависит от ученика, остальное от учителя. Разные встречаются случаи в вокальной педагогике. Бывает, встретишь певца, который еле в лоб попадает и рассказывает, что у него учитель был золотой, и всем бы такого учителя. Бывает, что толковый певец грешит на своего педагога.

Читайте также:  Ох уж эти тритоны сольфеджио!

Но, зачастую тугие и прямо скажем, туповатые ученики, грешат на своих педагогов, говорят, что те их петь не учат, а на самом деле педагог классный, но ученик сам петь не хочет.

Будьте честны с собой и с окружающими, определитесь со своими целями, вы должны быть твёрдо уверенны в том, чего вы хотите и тогда добьётесь по вашим желаниям и трудам.

Источник: http://vokalizm.ru/postanovka-golosa.html

Постановка голоса — упражнение, которое сделает Ваш голос более приятным

Здравствуйте!

Продолжаем серию статей о постановке голоса с описанием упражнений для голоса, которые вы можете прямо сейчас начать выполнять самостоятельно. Специально для проекта newgoal.ru.

Возможно, вы обращали внимание, у одного человека – приятный, глубокий, завораживающий голос. А у другого – наоборот, резкий и отталкивающий.

Кому-то достаточно сказать всего несколько слов, и вы уже полностью доверяете этому человеку, и готовы раскрыть все свои секреты. А кто-то пересказывает «Войну и мир» и при этом, остается незамеченным.

Есть два фактора, влияющих на восприятие нашего голоса:

  • Отсутствие зажимов в горле
  • Наличие низких частот в тембре голоса

Над снятием зажимов, мы с вами работали в прошлом выпуске.

А сегодня – новое упражнение для голоса, повышающее количество низких сексуальных частот в тембре Вашего голоса.

Тембр голоса – это уникальное сочетание звуковых вибраций, которые появляются в нашем теле, когда мы начинаем говорить или петь. Мы не можем изменить тембр до неузнаваемости. Некоторые швейцарские банки используют тембр голоса как секретный ключ для доступа к ячейке, считается, что это более надежный способ идентификации, чем по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев.

Упражнениями для голоса, мы можем усилить ту или иную вибрацию. А значит, изменить восприятие нашего голоса, но при этом, сохранить его уникальность.

Давайте прямо сейчас выполним одно такое упражнение.

Низкие завораживающие вибрации рождаются у нас в груди. Поэтому, при выполнении этого упражнения, особое внимание обратите на свою грудь.

Но прежде – сядьте ровно! Помните про осанку? Грудь приподнята, плечи опущены и расправлены, живот подтянут!

Теперь представьте, что вы беседуете с привлекательным человеком противоположного пола. : ) Беседа проходит в доверительной расслабляющей обстановке.

Вам говорят что-то приятное, может даже интимное, а вы при этом издаете сигнал, напоминающий согласие – закрытым ртом. : ) Негромко и максимально свободно – в удобном для вас темпе.

Настроение у вас при этом соблазняющее – соответственно, интонация в голосе — тоже. : )

Голос идет максимально вниз по диапазону, увеличивая вибрации в груди, а потом, чуть-чуть вверх. : ) Только без усилий и напряжений. Все должно быть естественно. Обращайте внимание на то, как у вас звучит грудь.

Посмотрите видеоверсию этого упражнения для голоса, и выполняйте его вместе с природным тоном, 5-10 минут в день. И ваш голос зазвучит еще красивее и сексуальнее, вас будет приятно слушать, чтобы вы не говорили! : )

Успехов вам и хорошего настроения!

Кирилл Плешаков-Качалин
Школа природного голоса

Источник: http://NewGoal.ru/postanovka-golosa-uprazhnenie-soglasie/

14 января 2019 года с 18 до 20 часов

Сотни раз в день эти слова набирают в поисковой строке Яндекса, Рамблера или Гугла совершенно разные люди.

Это совсем не значит, что все эти люди хотят научиться петь, многие прекрасно поют сами, многие уже учатся.

Такой запрос сделает и вокальный педагог, и родители ребенка, желающие найти преподавателя вокала для своего чада. Всех их объединяет одно – интерес к ОБУЧЕНИЮ ВОКАЛУ.

Обучение вокалу везде и всегда начинается с техники пения. Что бы ни говорили о вокале, как искусстве, так или иначе, любое искусство – это доведенное до совершенства ремесло. Вокал тоже начинается с техники, с ремесла.

Да, не ради владения техническими навыками люди начинают петь, но когда понимают, что петь нужно УЧИТЬСЯ, что хороший вокал – это, в первую очередь, ТЕХНИЧЕСКИ ГРАМОТНЫЙ ВОКАЛ, тогда и только тогда можно говорить о серьезности намерений.

Этот сайт призван ответить на некоторые вопросы, возникающие у тех, кто желает научиться вокалу, кто уже учится (и учит), кто, получив при обучении неудачный опыт, не остановился, а продолжает искать верный путь, который приведет его к успеху, словом, у тех, кого интересует ОБУЧЕНИЕ ВОКАЛУ. К большому сожалению, в Рунете мало ресурсов на данную тематику, которые используют оригинальные тексты и идеи. Большей частью встречается перепечатка одной и той же информации от сайта к сайту. Здесь, на данных страницах, Вы не найдете ни одной не авторской статьи!

Добро пожаловать в Вокальную механику!

Я – практик. Вот уже более 30 лет я работаю с разновозрастными учениками (мне, правда, больше нравится слово «студенты») в области обучения технике вокала, постановки голоса и его развития.

Я имею ввиду ИНДИВИДУАЛЬНУЮ работу, а не работу с ансамблем или хором, хотя по образованию я – дирижер хора, как и многие мои коллеги — вокальные педагоги и тренеры.

На протяжении всего этого периода я наблюдаю и отмечаю что:

— тенденция в обучении вокалу такова, что либо учат петь методом показа «делай, как я», либо педагог занимается с учеником только репертуаром, считая, что голос при этом разовьется сам собой, без специальной работы над техникой. В результате у многих, кто занимается или даже закончил обучение, нет элементарных знаний о собственном голосе, его строении и потенциале;

— разговор о вокале, как правило, сводится к тому, КАК надо ПЕТЬ, а о том, КАК надо УЧИТЬСЯ ПЕТЬ мало кто говорит. Существует масса желающих научиться петь (как правило, современный популярный репертуар), но нет никакого представления о процессе обучения в целом (с чего начать и чем продолжить).

Между тем, пение и обучение ему — это две разные вещи. Именно поэтому не каждый поющий может научить другого тому, что умеет сам. Процесс обучения вокалу связан с физиологией организма, а только потом с «главной» творческой и эмоциональной задачей певца, выполнение которой является «конечным продуктом».

Без владения определенными техническими (физиологическими) навыками, певец не может решить свою главную задачу;

Читайте также:  Русификаторы для всех версий fl studio

— многие вокалисты, особенно «самодеятельные», осознают, что для успеха необходимы и знания, и навыки владения собственным голосом, методом «копирования кумиров» их проблема не решается, но не представляют при этом, как же ее решить. Все советуют им обратиться к педагогу по вокалу, но по каким-то причинам они этого не делают;

— подавляющее большинство людей считает (вероятно, под влиянием догм традиционной вокальной школы), что САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОКАЛУ невозможно. Это не совсем так.

Самостоятельное обучение вокалу просто значительно труднее, отсюда и возникает мнение о невозможности. Посудите сами, ведь нужно обладать многими знаниями, которыми владеет вокальный педагог! Вот без них действительно научиться самому нельзя.

Часто, вместо изучения вопроса и занятий с голосом, время уходит на поиски «хорошего» педагога, а ведь «хороших» на всех желающих не хватит!

— если достичь положительных сдвигов в достаточно короткое время не удается, «рубят с плеча»: педагог – бездарь, или ученик – бездельник, кто захочет, тот-де научится! Результат такого подхода очевиден: слезы, обиды, хлопанье дверями, разочарование в своих силах, а то и болезни, потеря голоса.

*****

Приходится согласиться – для воспитания академически поставленного певческого голоса, который нужен, в первую очередь, для классического вокального репертуара, одного желания ученика и педагога недостаточно, даже если педагог обладает нужными знаниями.

Без определенной ПРИРОДЫ голоса успеха не добиться, следовательно, далеко не все, кто хочет научиться петь, потенциально смогут это сделать.

НО! Пение пению рознь! Петь в опере – не то же самое, что петь в рок-группе!

Есть методы воспитания голоса, которые принципиально отличаются от классических, любой человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии развить свой голос.

Знакомство с этими методами, даже не методами, а подобной технологией вокала, ее изучение и применение заставило меня задуматься и пересмотреть множество «эмпирических» подходов к работе с голосом, сделало меня сторонницей такого способа обучения пению.

Сайт «Вокальная механика» посвящен общим вопросам, которые могли, уже возникли, или могут возникнуть как у вокальных педагогов, желающих подробнее разобраться в сходствах и различиях двух вокальных методик, так и у практикующих (учащихся) вокалистов разных уровней подготовленности, причем не имеет значения, занимаетесь вы с педагогом или самостоятельно. Для того, чтобы сделать выбор, нужно знать из чего выбирать.

*****

Так, уже с развитием сайта, накоплением данных из переписки с многочисленными посетителями, появилась необходимость начать разговор с рассмотрения сложившихся в системе вокального обучения больших и малых «Мифов и заблуждений». Ведь они довольно устойчивы, как и любые стереотипы. Всегда хочется попроще объяснить нечто сложное, забывая при этом, что упрощение подхода может в корне поменять истинный смысл явления.

Со временем из такого стереотипа вырастают новые, и «ветки все больше удаляются от ствола», а смысл и истинная сущность видоизменяются до неузнаваемости, до абсурда. Вокал начинает казаться областью знаний неких «инопланетян», настолько там все сложно и малопонятно.

Так вот – ничего подобного! Все достаточно логично, «физиологично» и основано на законах физики, а не отвлеченных понятиях, которыми так любят прикрывать свое элементарное незнание предмета многие «учителя».

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Источник: https://vocalmechanika.ru/index.php?id=135&Itemid=146&option=com_content&view=article

Постановка голоса и речи: пять непростых «железных» правил

Скажу сразу: вопросы, освещающие техники постановки голоса и речи – весьма обширные. Равно как и – вопрос: как поставить голос – рождает рассказ о довольно большом перечне муторных и долгих упражнений. Не думаю, что это интересно Вам. И что это продуктивно описывать. Поэтому остановлюсь на наиболее ключевых элементах.

Что такое речь? Это голос (звук), связанность (осмысленность речи, интеллект) и способность выстраивать речевые конструкции под свои цели (риторика). Об искусстве риторики я подробно говорил ранее. В данной статье я хочу поговорить о методике приобретения речевой осмысленности.

Об этом всем я, кстати, говорил в своих предыдущих материалах. Однако, довольно мне делать на них ссылку, это расстраивает целостность настоящей статьи и несколько сбивает мысль объемом материала. Поэтому я решил озвучить все «с чистого листа». Надеюсь, Вы не рассердитесь на меня за это.

Что такое – голос? Это, в первую очередь, звук. Во вторую очередь – это дыхание. И в третью очередь – это произношение (произнесение) каждого звука.

Все.

Сила Вашего голоса определяется, прежде всего, тем, как «работает» Ваш живот, как он сокращается при звучании. Существует дробное сокращение (колебание) живота и плавное (поступательное, постепенное).

А значит, Вам надо заниматься тренировкой Вашего живота и тренировкой Вашей дикции. Как одновременно, так и – по отдельности.

Дикция – штука крайне непростая. Ибо она не только (и не столько) отражает чистоту Вашего звучания, как является и своеобразной интеллектуально-информационной картой Вас как личности. Чистота дикции – это не только правильное проговаривание звуков, с точки зрения фонетики языка. Это еще и СЛИТНОСТЬ и ОСМЫСЛЕННОСТЬ Вашей речи, ее ЛОГИЧНОСТЬ и ЗАКОНЧЕННОСТЬ (закономерность).

В школах (по крайней мере, советского периода) – учеников просили пересказать своими словами тот или иной рассказ (или отрывок из какого-либо литературного произведения).

Зачем?

Чтобы ученик тренировал МЫСЛЬ. Точнее, возможности ее выражения.

Послушайте, мысль – есть главное в речи. Вы можете сколь угодно прекрасно артикулировать или связывать слова, но если в Вашей речи нет мысли – то в Вашей речи ВООБЩЕ ничего нет.

Правда-правда.

Читайте также:  Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Собственно, это отнюдь не значит, что каждое Ваше высказывание должно носить глубокий (глубинный) характер, сопровождаясь попыткой выражения определенной важной для мира идеи. Вовсе нет.

Но, не зависимо от того, короткая ли Ваша реплика или длинная – существует определенный элемент, который отражает осмысленность Вашей речи. Это ее слитность.

Помните: слитность Вашей речи вкупе с правильным произношением звуков – уже рождает ее осмысленность. По крайней мере, создает предпосылки к оному.

Что значит «слитность» речи? А то, что слова, будучи собранными в единую логичную цепочку, становятся подчиненными определенной цели всего Вашего высказывания. И не только цели.

Мысль или смысл – зарождает эмоциональное Ваше присутствие в Вашей речи.

Цель Вашего высказывания определяется психологическим действием. Ах, да, я обещал не давать ссылок. Ладно, дам одну, ибо объяснять все с нуля действительно долго. Вот.

Итак, определение цели и действия – есть два ключевых элемента, которые фундаментируют Вашу речь.

Совсем запутались? Давайте я объясню Вам все «на пальцах». То есть, на конкретных примерах. Итак, поехали.

Вы хотите сделать подарок Вашему близкому человеку. Неважно, кто это именно. Решите сами. Заметьте: я уже определил цель Вашего действия. Итак: цель: сделать подарок (преподнести сюрприз, так точнее). Действие?

Действие – это то, как (каким образом) Вы это будете делать. С каким посылом. Я выбираю действие «интриговать». Для тех, кто вообще не в курсе – даю табличку основных существующих целей и действий.

Действие (что я делаю?) Цель (что я хочу получить?)
Доверие
Извинение (раскаяние)
  1. Оправдывать (оправдываться, извиниться)
Прощение
Заразить идеей, увлечь (преподнести сюрприз)
Решение вопроса или проблемы
  1. Вызывать на (откровение, разговор)
Облегчение (определенность, проявление ситуации)
  1. Успокаивать (поглаживать)
Улыбку (расслабление, снятие напряжения)
  1. Ставить точку (завершать разговор)
Подавление (точка в теме или отношениях)

Конечно, действий всего больше, чем восемь. Есть еще и невыраженные (точечные) действия, имеющие (чаще всего) невыразительную эмоциональную природу. Всего существует более 15 основных осознанных эмоциональных действий. Но перечислять их все я здесь не буду. Давайте сохраним это в маленькой тайне.

Есть еще микро-действия, имеющие подчиненную природу по отношению к основным действиям, служащие как бы «мостиком» от одних основных действий – к другим. Их перечислять я тоже не буду. Считайте, что я – жадныйJ

Хотя ниже – я все же приведу некоторые из них.

Итак, вот Вам цель: преподнести сюрприз. Вот Вам действие: интриговать. Как это влияет на слитность и осмысленность Вашей речи?

Напрямую. Вы теперь понимаете, ради чего все. У Вас есть безотказный инструмент: Ваше действие. Теперь сосредоточьтесь и представьте себе человека, которого Вы хотите порадовать. Помните, Вы должны вспомнить все его повадки и нюансы его восприятия.

В исполнении каждого действия – есть микро-цели. Первая микро-цель – зацепить первичное внимание (увлечь).

«Как ты думаешь, что находится в той комнате? Нет, ты ведь ни за что не угадаешь. Но если ты попробуешь угадать, то ты получишь то, о чем всегда мечтал(а)».

Жирным я помечал основные (ключевые) слова, вокруг которых строится действие, и которые ведут к достижению Вашей цели. Дальше приводится «отстройка»:

«Нет, если ты, конечно, не хочешь это узнать, я настаивать не буду. Пусть и дальше твоя мечта останется не реализованной».

И третье (в зависимости от реакции человека – «подмена»):

«Давай поговорим о чем-то другом. Я же вижу, тебе твоя мечта не очень интересна. Как обстояли сегодня дела на работе (или учебе)?»

Что Вы делаете? Вы нагнетаете интерес, но делаете так, чтобы Ваш визави понял, что Вы не привязаны к объекту интриги, Вам (условно говоря) от этого ничего не надо. Условно говоря, Вы ничего не приобретаете, а он – МОЖЕТ. И даже – должен.

И далее (увеличиваете значимость подарка):

«Ладно-ладно. Только ты должен обещать, что…».

Конечно, весь этот алгоритм ведения беседы зависит от реакции партнера и от ситуации, в которой Вы оказались. Еще раз повторюсь: Вы должны очень точно и тонко подмечать настроение партнера, его реакции и оценивать уместность определенных бесед в конкретный момент времени.

В чем тут слитность Вашей речи? Вы работаете по определенным ключевым словам, которые выстроены так, что ВОЗДЕЙСТВУЮТ на партнера с эмоциональной и смысловой точек зрения, давая, тем самым, побуждающие мотивы.

Произнося одни слова, Вы стремитесь к другим, и для Вас общая система целей превращается в общую картину, под названием «цель».

Ради этой цели Вы можете отойти от строго действия или, наоборот, подойти к нему, но Вы всегда ЗНАЕТЕ, в русле чего Вы выступаете и к чему именно ведете.

Еще пример. Вам надо оправдаться в резком высказывании в адрес Вашего партнера.

«Привет. Наверно, ты все еще злишься на меня за то, что произошло. Я тоже на себя злюсь. Правда. Если бы было можно повернуть все вспять – я бы вот как сделал(а)…».

Если Вы хотите оправдаться (или извиниться) – так оправдывайтесь (извиняйтесь). Сразу переходите к этому, не тяните кота за хвост.

Итак, вот Вам пять непростых, но железных правил речевого воздействия:

  • Улыбка,
  • Установление цели,
  • Установление действия (помните, что действия постоянно варьируются в зависимости от микро-целей),
  • Наблюдательность (которая не должна прекращаться ни на минуту),
  • Слитность речи (тут скороговорки Вам в помощь, которые должны проговариваться БЕЗ ПАУЗ и в среднем темпе).

Вот, все. И последнее. Мы как раз набираем новый курс в Москве, посвященный актерскому мастерству и постановке голоса и речи. Так что – если интересно – Вам сюда.

Если Вы проживаете в другом городе — мы можем предложить Вам консультации через Интернет.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

« Традиционные и нетрадиционные методы развития техники речи Лучшие театральные школы, колледжи и техникумы Москвы »

Источник: http://xn—-8sbcflre0apkqdho.xn--p1ai/postanovka-golosa-i-rechi-pyat-neprostyx-zheleznyx-pravil.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector