Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки.

Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни.

В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.

Что такое родственные тональности

Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.

Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.

Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Что относится к родственным тональностям

Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу.

При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства.

Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Как определить родство тональностей

Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:

C D E F G A B

Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:

Dm, Em, F, G, Am.

При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.

  • Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:
  • Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.
  • Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:
  • Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.
  • Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.
  • Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.
  • Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

 Последовательности аккордов

Родственные тональности на кварто-квинтовом круге

Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка.

Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей.

Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка.  Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.

Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Родственные тональности мажора

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

  1. Родственные тональности мажора расположены на следующих ступенях любой гаммы:
  2. VI – здесь находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной
  3. IV — субдоминанта
  4. II – минорная тональность, параллельная субдоминанте
  5. V — доминанта
  6. III – параллельная доминанте минорная тональность

Родственные тональности минора

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

  • Родственные тональности минора расположены на этих ступенях:
  • III – параллельная мажорная тональность
  • IV — субдоминанта
  • VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты
  • V – доминанта, либо гармоническая мажорная тональность.
  • VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.
  • Обратите внимание на то, что в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на второй.

Источник: https://pereborom.ru/rodstvennye-tonalnosti/

Степени родства тональностей

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

Под родством тональностей подразумевают наличие или отсутствие общих аккордов с учетом их принадлежности к ладам сопоставляемых тональностей

Единая таблица родстваТри степени родства тональностейОпределение степеней родства тональностейАльтернативный программный поиск 3-х ст родства тональностейСтепени родства ладов – расширенная системаПрограммный поиск 7-и степеней родства аккордов, ладов, тональностей

Единая таблица родства тональностей

Таблица дает исчерпывающие ответы за доли секунды. Справляйтесь во встроенных х, и тогда легко усвоите суть данной темы.

*Не знаю, насколько востребована в наше время трактовка в виде 4-х степеней родства. Если необходимость острая, пишите в х, сделаем универсальный скрипт, включающий и данные требования (кнопка такая уже прикручена в правом верхнем углу).

Данная тема для студентов является одной из наиболее сложных. К учащимся теоретических отделений по данному вопросу предъявляются бескомпромиссные требования. Сервис дает знания даже при выполнении конкретно поставленной задачи.

От учащегося требуется лишь уверенно нажимать на все имеющиеся кнопки.

Три степени родства тональностей

В ряде учебных пособий по вопросу степени родства тональностей можно встретить расхождения. Конкретно: СПб школа (Н.А. Р-Корсаков) описывает 3 степени родства, а Московская школа (П.И. Чайковский) 4. Существенной разницы нет.

Там где 4 степени: 2-я степень родства делится на два пункта, а дальше без расхождений. Будьте к этому готовыми. Классическая теория подразумевает 3 степени родства между тональностями, они основываются на общности трезвучий.

Рассматривается общность звуков, выстраиваемых в трезвучия.

Определение степеней родства тональностей

Расчет вида родства производится по степени общности трезвучий, построенных в каждой тональности.

Для общности рассматриваются расчетные трезвучия, которые располагаются на ступенях звукорядов мажора или минора за исключением VII ступени в мажоре и II ступени в миноре (здесь все просто: на этих ступенях строится уменьшенное трезвучие), а также это трезвучие гармонической субдоминанты (для мажора) и гармонической доминанты (для минора).

Для мажора расчетными будут трезвучия II, III, IV, V, VI и IV гарм. ступеней

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Для минора расчетными будут трезвучия III, IV, V, VI, VII и V гарм. ступеней

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

  • Для того чтобы самостоятельно определить все степени родства для любой из тональностей, нужно знать:

1. в первой степени родства тоническое трезвучие первой тональности должно содержаться в одном из расчетных трезвучий второй тональности2. во второй степени родства тональности должны иметь хотя бы одно общее расчетное трезвучие3. в третьей степени родства тональности не содержат ни одного из общих расчетных трезвучий

Расшифруем:

1. Первая степень родства двух тональностей подразумевает обязательную принадлежность их тонических трезвучий к числу общих для обеих тональностей аккордов. Сообразительные музыканты догадаются, что в мажоре это тональности трезвучий всех ступеней, кроме VII (ее трезвучие – уменьшенное).

Здесь в силу традиций еще приплюсовывается трезвучие гармонической (минорной) субдоминанты. Пример для До мажора будет совсем уж простым, приведем на Фа мажоре. Итак, это тональности:Gm, Am, Bb, Bbm, C, Dm.Минорная тональность также имеет шесть тональностей первой степени родства.

Это тональности всех натуральных ступеней, кроме II (ее трезвучие также уменьшенное) + тональность гармонической доминанты (V ступени).Например, для Ре минора это: F, Gm, Am, A, Bb, C.

Если первая тональность находится в первой степени родства к исходной тональности, то и исходная будет находиться с ней в первой степени родства. Пример: Eb и Fm. В этом нет никакого противоречия.

Это условие выполняется взаимно попарно и для гармонической субдоминанты мажора и для гармонической доминанты минора (пример: для До мажора Fm – это гарм. субдоминанта, а C в Фа миноре это гармоническая доминанта).2. Вторая степень родства.

Для попадания в разряд второй степени родства наша тональность должна иметь не менее одного общего трезвучия с исходной, но оно не должно быть тоническим (иначе будет 1-я ст. родства). Каждая тональность (и мажорная, и минорная) имеет по 12 тональностей второй степени родства. Для быстрого их определения пользуйтесь нашим программным поиском (см. ниже).При смене местами исследуемой и исходной тональности условие также не меняется.

3. С третьей степенью родства все совсем просто – это тональности, не содержащие общих трезвучий вообще. Всего их пять. Какие? – смотрите ниже.

Что здесь еще необходимо добавить. Разумеется, бемольные тональности не имеют трезвучий, содержащих диезы, но т.к.

темперация в музыке уже принята безоговорочно, и существует всего 5 тональностей третьей степени родства вместо бесконечного их количества, благодаря применению энгармонических эквивалентов тональностям с их трезвучиями.

В противном случае ряд продолжился бы не до 5-и, а до абсурдной бесконечности тональностей с абсурдным многократным дублированием бемолей им диезов.

4 степени родства тональностей. Московский бригадный учебник описывает 4 степени родства тональностей. Разница с СПб школой здесь будет лишь в том, что в московской школе вторая степень родства разбивается на две части (2-ю и 3-ю соответственно), оттесняя третью (Питерскую) часть на четвертую позицию.

При этом по московской школе ко второй степени родства относятся четыре тональности, имеющие два общих расчетных трезвучия при двух знаках разницы в ключе. Например, фа мажор и соль мажор имеют общее трезвучие ля-до-ми, являющееся трезвучием III ступени в фа мажоре и II — в соль мажоре.

В третьей степени родства находятся восемь тональностей, которые имеют одно общее расчетное трезвучие.

Программный поиск (по таблицам)

Для удобства поиска и для проверки на знание предмета, таблицы поиска удаленных аккордов также настроены и на поиск степеней родства тональностей. Благодаря поиску теперь каждый легко может получить полный список родственных тональностей к любой из выбранных.

Поиск за считанные секунды выдаст результат родства, либо позволит определить отношение родства к любым имеющимся парам тональностей.

Практическая польза автоматического сервиса по отношению к родству тональностей заключается еще и в том, что ученик (студент) всегда может устроить себе проверку на качество своих познаний в первой, второй или третьей степенях тонального родства.

Поиск всех тональностей любой степени родства для исходной тональности

Чтобы получить полный список всех тональностей, родственной исходной, необходимо перейти сюда, ничего не вводить в главное поисковое окно, а только выбрать три параметра в выпадающих вкладках расширенного поиска (EXTENDED SEARCH).1.    Тональность (key, tonality)2.

    Степень родства с мажором, если ищете для мажора, выбранного в пункте №1 (мажор и параллельный минор даны в паре)3.    Степень родства с параллельным минором, если ищете для минора, выбранного в пункте №1 (мажор и минор даны в паре)И нажать на кнопку поиска вверху.

Читайте также:  Что почитать начинающему музыканту о музыке

Например, ищем для До Мажора все тональности 1-й степени родства:

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Красным на рисунке выделено то, что нужно выставить в опциях по поиску 1-й степени родства для До мажора и сама кнопка Search.

После нажатия кнопки Search вы увидите следующий результат:

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

На рисунке красным выделены соответственные тональности (вернее обозначения их тонических септаккордов).

Обозначения даны в американской системе, где Си обозначается как B, а Си бемоль как Bb.

Пусть семерки Вас не смущают (у сервиса еще множество функций для работы с септаккордами, родство тональностей – небольшое приложение к ним).

Для поиска других степеней родства для других тональностей – действуем по аналогии

Примечание: студенты знают, что F# мажор = Сольb мажору, поиск в ряде случаев будет выдавать оба энгармонических варианта для тональностей с большим количеством знаков.

Теперь даже для самых насыщенных ключевыми знаками тональностей можно легко определить все виды родственных тональностей. Что важно, результаты даются таким образом, чтобы избежать нереально далеких тональностей, т.е. им сразу дается энгармоническая замена тональности, содержащей наименьшее количество ключевых знаков. Это удобно.

Почему были придуманы степени родства тональностей? – ответ очевиден, при сопоставлении тональностей слушателем ощущается условное расстояние между ними. Все в сравнении. Тональности первой степени родства звучат близко, ожидаемо, т.к. многие из функций одной, уже являются функциями другой тональности.

Поэтому и модуляций, осуществляющих гармоничный переход в эти тональности, в музыке встречается больше, и в классической, и в народной. Тональности второй степень родства звучат по отношению друг к другу уже подальше, неожиданно.

Конечно, каждая при сопоставлении имеет свою краску, а в музыкальном контексте или в масштабах формы создает свое настроение, но все же – это второй круг удаленности. Тональности третьей степени родства звучат по отношению друг к другу не то чтобы далеко, а, вернее сказать, отстраненно. В современной музыке данные сопоставления тональностей встречаются чаще.

Для чего были придуманы степени родства тональностей? – на поверхности отыщется не много ответов на данный вопрос. Чтобы как-то упорядочить виды модуляций и подвести некую теоретическую базу под расстояния в соприкасающихся тональностях (ладах).

  1. Классическое распределение тональностей на три степени родства имеет  свои положительные теоретические стороны.—————————————
  2. Для практического применения платформа КараокеДжаз рассматривает семь видов родства ладов.

II. Степени родства ладов – расширенная система

Под родством тональностей также уместно подразумевать наличие общих для двух тональностей звуков

КараокеДжаз практический взгляд на родство тональностей подразумевает 7 видов родства между всеми тональностями, всеми известными и неизвестными (трансформированными) ладами. С прицелом на практическое применение.Родство тональностей в классическом виде (3 или 4 степени родства) устанавливается по трезвучию, т.е.

по факту по нижнему тетрахорду, который в двух вариантах (мажор или минор) неизменен. Внесение изменений в данный тетрахорд перевернет ряд родственных связей. Для примера можно представить дважды гармонические лады или лады народной музыки, там будет другая сетка трезвучий и несколько измененные степени родства, следовательно, т.к.

каждый лад добавит как минимум по 1-му какому-нибудь знаку.Примерять родство тональностей по верхнему тетрахорду никому и в голову не приходило. Выход за рамки замкнутой системы, очевидно, продиктовал условие – остановиться на том, что есть, и ограничить огромное число красок, расстояний и общих звуков рамками трех градаций, т.е. тремя видами родства.

Проблема стоит несколько шире. Сопоставление межтональных связей в музыке только для неизменяемого нижнего тетрахорда – некоего незыблемого столпа по сравнению с верхним – развивает музыкальное мышление с ограничением выбора, подразумевает некое хождение вокруг столбов, от одного к другому, что является еще и высшей формой музыкальной динамики (здесь подразумевается модуляция).

Неизменность нижнего тетрахорда – если призадуматься, это и есть господство ионийского (с параллельным минорным) лада над остальными (более семи) ладами, которые исторически равноправны по отношению друг к другу. Так что, мышление отражается на продукте. Вот почему у технарей в искусстве кризис, а у народа в творчестве – нет.

При оперировании классическими правилами над ладами народной музыки посыплются многие постулаты, доминантсептаккорд может стать уже не таким и малым мажорным септаккордом, разрешать его уже не будет такой акустической целесообразности, шестая ступень уйдет в разряд диссонансов и т.п. и т.д. Классические правила уже не будут едиными на всю систему.

Если любое произведение перенести в другой лад, получится много корявых, или смешных, или неубедительных мест. Это говорит только о том, что в данной системе другие правила, а не о том, что лад хуже подходит для композиции. И т.д., и т.п.Но вернемся к степеням родства.

Базовый вопрос, сколько надо выделить степеней родства между ладами (именно так, а не «тональностями»), – ответ очевиден: семь. Чем нужно руководствоваться? – количеством общих звуков. Что еще примечательного, анализ джазового исполнительства мастеров бибопа, показывает, что ладов намного больше, чем 7 или 9.

При игре импровизаций джазмены используют производные лады, существующие в рамках расстояний между основным ладом и ладом удаленного аккорда, т.е. по отношению к основному ладу удаленный аккорд будет звучать максимально приемлемо уже не в ионийском ладу. Здесь и начинается много интересного. Новые аккорды порождают новые лады.

Самый плодовитый в этом отношении именно малый мажорный септаккорд, особенно если взять в расчет его акустический атрибут к альтерации (а также к расщеплению) квинты.Пример2Но и у других аккордов есть часть этих возможностей.Родство по верхнему и по нижнему тетрахорду дает динамичную систему и содержит богатый + интересный потенциал.

Уже субдоминанта по отношению к тональности звучит в лидийском ладу. Но здесь она субдоминанта *(неустой). А в случае, если лад сам по себе лидийский, как в данном случае трансформируется какой-нибудь далекий малый мажорный септаккорд? – здесь мы понимаем, что выходим за рамки традиционной гармонии.Самое большое родство, к примеру, будет у ионийского мажора и миксолидийского лада от доминанты (7 звуков), почему они и образовали такую прочную тональную связь. Это и есть седьмая самая расширенная связь.

Программный поиск 7-и степеней родства аккордов, ладов, тональностей

Для поиска расширенного родства необходимо перейти сюда, ничего не вводить в главное поисковое окно, а только выбрать два параметра в выпадающих вкладках расширенного поиска (EXTENDED SEARCH).

1    Тональность (key, tonality) – выбрать тональность

2    common sounds – выбрать количество общих звуков: от 1 – до 7

И нажать на кнопку поиска вверху

Например, ищем для ля мажора самые родные лады (выбрать 7). Пример3Таблицы настроены на показ максимальных связей между ладами, не обязательно, что при этом лад будет ионийским или эолийским, или вообще классифицированным наукой ладом.

Все общие звуки подробно выписаны.Как вы понимаете, система сильно разомкнулась, открыв просторы для экспериментов.

Таблицы имеют еще потенциал для дополнений и включений, но уже в рамках такого родства есть простор для творчества, и есть конкретика.

—————————–

На нашем ресурсе имеются таблицы удаленных аккордов, где в более подробном виде производится поиск общих звуков для заданной и исходной тональности, использование которого дает конкретные границы пересечения разных ладов и тональностей в пределах всего квинтового круга. В таблицах вы найдете не только общие для двух тональностей трезвучия, но все звуки, конкретно по каждому случаю и в энгармонических вариантах. Перейти к таблицам удаленных аккордов.

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/degree-relatives-keys

Родство тональностей

Дмитрий Низяев

Сколько на свете тональностей? Если Вы изучали теорию раньше или являетесь достаточно прилежным учеником нашей школы, то без труда это подсчитаете. Так сколько же? Вопрос не касается мажоров-миноров и вообще, ладов, считайте только тональности, тоники. Очевидно, считать нужно по клавишам фортепиано.

И уж конечно, считать в пределах одной октавы – нельзя же обозвать два до-мажорных трезвучия разными тональностями только потому, что они в разных октавах! Так-с, а клавиш в одной октаве двенадцать – столько же существует и тоник.

Ну, поскольку все-таки в классической школе гармонии мажор и минор – очень разные вещи, с разными свойствами, то будем считать, что тональностей существует двадцать четыре. Все согласны?

Мы с самого начала наших встреч только тем и занимаемся, что расширяем круг наших музыкальных средств.

А Вам не приходило в голову, что довольно обидно искать эти средства, стараться чем-то освежить Вашу музыку, только в той тональности, в которой она началась, в то время, как еще двадцать три тональности лежат без дела? Ну разумеется, приходило.

Даже более того: Вы отлично знаете, что сопоставление разных тональностей столь же широко применяется в любых жанрах и стилях, как и сочетания разных аккордов внутри одной тональности. Ну вот, посмотрите на такой маленький (пример)

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Я, как обычно, оставил в нотах только “скелеты” аккордов, чтобы Вам было лучше видно.

На слух все воспринимается культурно и ровно, не правда ли? Знакомая, спокойная мелодия. Но посмотрите в ноты, в то место, где начинается вторая фраза, аккорд, отмеченный красным. Видите, тоническое трезвучие заменилось мажором, да еще и септима добавилась.

С точки зрения строгой классической науки, такой аккорд никак не может быть тоникой. Если его взять отдельно от музыки, то это типичный доминантсептаккорд, то есть, аккорд, неустойчивый по самому своему звучанию.

Но не может же тоника быть неустойчивой! Вроде бы дальше все нормально, звучит субдоминанта, но вот этот, красный аккорд – не объясняется. Теперь представьте, что с него пьеса только начинается и предыдущих 4-х тактов просто нет.

Тогда все отлично: этот аккорд будет именно доминантой, а дальше он разрешается в тонику – в ре-минор (зеленые обозначения). Но ведь песня-то в ля-миноре! Так какая же тональность?

Конечно, песня эта – в тональности ля-минор. Конечно, последний аккорд этого примера – не что иное, как субдоминанта для этого ля-минора. А аккорд, привлекший наше внимание – действительно принадлежит к другой тональности. Это – пример временного отклонения от основной тоники, и таких примеров Вы можете найти сотни, на каждом шагу.

Вот Вам и новое гармоническое средство! Ведь Вы могли бы в этой песне написать просто тонику и просто субдоминанту. А могли изыскать что-то экзотическое и сложное. Но вот Вам простой способ освежения музыки: какой-то из аккордов Вашей гармонизации – любой – Вы можете подать как тонику, как новый устой.

И этот аккорд оставит совсем другое впечатление.

Пока что мы повременим внедрять в практику этот прием. Мы пока просто убедились воочию, что внутри одной мелодии вполне могут прозвучать несколько разных тоник.

Однако, сегодня главная тема нашей встречи – “родство тональностей”. Это подразумевает, что вот так запросто соседствовать в одной упаковке могут не всякие тональности. Вот очередной пример.

Послушайте окончание куплета еще одной песни с переходом в новую тональность к следующему куплету (пример). Не правда ли, довольно нехитро, просто и доходчиво звучит? А вот другой вариант той же песни (пример).

Ну как? Дико и тупо, между двумя куплетами совсем не чувствуется связи. Этот пример служит для того, чтобы Вы услышали, что тональности могут как соглашаться, так и враждовать друг с другом. Это же можно сказать и об отдельных аккордах, впрочем.

Так вот, степень “согласуемости” тональностей, возможность быстрого и легко воспринимаемого на слух перехода между ними и есть признак родственности этих тональностей.

Читайте также:  Какие бывают аккорды

Классическая гармония различает четыре степени родства тональностей, и сегодня мы знакомимся с первой из этих степеней.

Сформулировать определение ее в двух словах трудновато, к тому же, определений существует несколько, так что сосредоточьтесь! Итак, тональностью первой степени родства к данной (или просто родственной) считается тональность, тоническое трезвучие которой укладывается в звукоряде исходной тональности.

Во, как! Нет, можно выразить и проще, например, “разница в количестве ключевых знаков не превышает единицы”, или “трезвучия на основных ступенях и их параллели”, или еще как-нибудь. Но мне больше по душе все же такой подход, когда видно родство звукорядов, а не трезвучий.

Разыщем все родственные тональности к… угадайте, к какой?…

естественно, к до-мажору! Куда ж мы от него денемся! Итак, по определению, искомые тонические трезвучия должны целиком состоять из нот до-мажорного звукоряда, следовательно, нам надо просто попытаться построить по одному трезвучию на каждой из его ступеней (причем, пользуясь только до-мажорными нотами, то бишь, без знаков) и посмотреть – мажорным оно получится, или минорным

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Как видим, на основных ступенях (кроме тоники, на IV и V) получаются мажоры, на седьмой – уменьшенное трезвучие и на остальных – миноры. Все эти трезвучия, кроме уменьшенного, и являются тониками тональностей, родственных до-мажору, понимаете? То есть, три минора и два мажора.

В современной академической школе правила несколько расширились и к этим пяти тональностям добавляется еще одна, хотя это и в известной мере условность: минорная субдоминанта (в данном случае, фа-минор) тоже причисляется к родственным.

Это произошло потому, что со времен Венской классической школы гармонические лады применялись повседневно и давно перестали быть экзотическими. Иными словами, “ля-бемоль” (нота из звукоряда гармонического мажора) условно считается также принадлежащим к до-мажору.

Таким образом, шесть тональностей, из которых две находятся на одной и той же ступени исходной, зато на седьмой ступени тональности нет.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Для исходного минора (см. рис. выше) картина очень похожая, только уменьшенное трезвучие (а стало быть, не тональность) оказывается на второй ступени, а в качестве добавочной тональности выступает мажор на V ступени (нота “соль-диез”, принадлежащая к гармоническому минору).

Как видите, почти все трезвучия, которые мы с Вами до сих пор использовали при гармонизации, оказывается, могут превратиться в тоники! И родство это двухстороннее, разумеется.

Если ми-минор, например, родственнен до-мажору, потому что строится на его III-й ступени, то и до-мажор в звукоряде ми-минора прекрасно укладывается – на его VI-ступени.

И эта вот симметрия еще не раз окажется для Вас подарком судьбы, когда Вы начнете “ходить” и “бродить” из тональности в тональность в своей музыке.

Остальные три степени родства мы рассмотрим ровно через одну встречу. Нам предварительно нужно поближе познакомиться еще с одним хитрым изобретением, тогда все эти родственные связи легко будет различить и понять.

Это изобретение, о котором Вы, вполне возможно, уже слышали, называется “кварто-квинтовым кругом”. Помнится, о нем рассказывалось и на нашем сайте. Это – система взаимоотношений между тональностями, и она имеет примерно такое же всеобъемлющее значение в теории музыки, как периодическая система – в химии, как постоянная Планка – в физике, как календарь – в астрономии.

Если не большее, хм. Это – олицетворение стройности и порядка, достигнутых в музыкальной науке с появлением темперированного строя.

И если Вы привыкнете “видеть” все, что слышите в музыке, на поверхности воображаемого кварто-квинтового круга – тогда настанет для Вас благодать: Вам будет безразлично, в какой тональности играть или петь, Вы сможете предслышать, какое созвучие и в каком окружении – какую окраску может создать. Никакое количество ключевых знаков, никакие “навороты” в гармонии не будут Вас пугать.

Будете, так сказать, нырять и плескаться в море звуков, не боясь утонуть. Таковы уж наши мозги: расположите знания по порядку, в одну линию – и любая путаница в голове исчезает. Мы “плаваем по мелководью”, боимся удаляться на простор. То бишь, избегаем ключевых знаков. Нам лучше всего в до-мажоре. Ну, от силы, в соль-мажоре.

А если знаков становится больше – куда деваются наши познания в гармонии! Перестаем ощущать привычные тяготения, путаемся пальцами в клавишах… сколько раз я эту картину наблюдал среди вполне зрелых музыкантов! Просто они в школе засиделись в до-мажоре и он стал им родным домом. Нелегко заставить себя переселяться со всем своим скарбом…

И вот, имеем мы двадцать четыре тональности. Давайте разложим их “в одну линию”. Берем до-мажор, протираем его рукавом до блеска, и ставим в центре листа бумаги – большая латинская буква “С” . Под ней приписываем маленькую букву “а” – это у нас будет тональность ля-минор.

Обводим их общим кружком – это будет первый элемент нашей тональной системы. Догадываетесь, почему в один кружок попали сразу две тональности? Правильно, это ведь самые близкие родственники – “параллельные” тональности. У них одинаковое количество ключевых знаков (нуль).

Двигаемся дальше. Забудем пока слово “круг”, займемся “квартами-квинтами”. Справа от первого кружка, первой пары тональностей, рисуем еще один кружок. Здесь будут жить еще две параллельные тональности. От “до” отмеряем квинту вверх – “соль”.

Вписываем в кружок соль-мажор (буква “G”). Параллельный минор находите, как нравится: хотите – отмеряйте такую же квинту от ля-минора, а хотите – отступите малую терцию вниз от “соль”, как Вам удобнее. Получаем ми-минор (“е”).

Эта пара, это звено системы имеет при ключе один диез (можете нарисовать этот диез над кружком).

В том же духе меряем квинты и дальше. Получаем звенья с двумя, тремя и т.д. диезами при ключе – тональности D, A, Е, H с параллелями.

На пятом шаге будьте внимательны, помните, что отмерять нужно именно квинту, чистую квинту – получится нота “фа-диез”, и это – первый случай, когда сама тоника оказывается на черной клавише. Фа-диез-мажор – шесть диезов при ключе.

Пока не столь важно, какие именно это диезы, пока важно количество. Записываем по-латыни: Fis. И его параллель – ре-диез-минор (dis). На этом пока передохнем, покурим.

Вернувшись с перекура, давайте припомним все наши предыдущие встречи и подметим для себя, что все, чего мы касались прежде, несет на себе оттенок некоей симметричности, все закономерности – обратимы, любому явлению в гармонии есть “противоявление”.

Законы природы действуют и в искусстве, знаете ли. Вот. Тогда для Вас не будет неожиданностью мысль, что до-мажор в тональной системе служит вовсе не начальной точкой, а центром. И все, что мы навычисляли вправо от него, будет зеркально отражаться и влево.

Мы отмеряли квинты вверх (или, если угодно, кварты вниз), теперь пойдем вспять и будем отмерять квинты вниз (или кварты вверх). В первом кружке слева от центра окажется у на фа-мажор (F) с его параллелью (d). Один бемоль при ключе. И дальше в том же порядке: В, Es, As, Des, Ges.

Последняя пара – соль-бемоль-мажор и ми-бемоль-минор – имеет шесть бемолей при ключе.

В принципе, это “строительство” можно и продолжать, хоть до бесконечности, получая сто или тысячу ключевых знаков. Тогда наш тональный ряд будет выглядеть длинной прямой линией, цепочкой из кружков. Но нужды в этом нет. Пора вспомнить и о слове “круг”, свернуть нашу цепочку в кольцо и замкнуть.

Догадаетесь, каким “клеем” можно соединить концы цепи? Ну, я в Вас и не сомневался! Наш недавний знакомый – энгармонизм. И тут можно положиться на симметрию: возьмите ту тональность, которой мы завершили построение в правом “крыле” системы – Фа-диез-мажор. Шесть диезов. Отыщите в левом крыле тональность с таким же количеством бемолей – Соль-бемоль- мажор.

Видите? Это же энгармонически равные тональности, одна и та же клавиша. Их можно – все четыре, с минорами вместе, – вписать в один кружок, или хотя бы соединить оба кружка вместе. И круг замкнулся. Можете убедиться: достройте еще одну диезную тональность – это будет до-диез-мажор. В бемольном крыле напротив нее окажется ре-бемоль-мажор. Снова энгармонизм.

Так можете продолжать вплоть до самого до-мажора – ему окажутся равны си-диез-мажор (двенадцать диезов при ключе) и ре-дубль-бемоль-мажор (ужас какой!) – двенадцать же бемолей. Но это – только ради упражнения.

В реальности же в круге разместились именно двенадцать звеньев, двадцать четыре тональности, которые действительно звучат по-разному, безо всяких энгармонических условностей. Получается вроде как циферблат часов

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

На следующей встрече просмакуем некоторые закономерности, которые проявляются в кварто-квинтовом круге только от того, что тональности упорядочились, и, на закуску, “поводим пальчиком” по его звеньям, отыскивая тональности первой степени родства. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы ощутили прелесть и изящество этого изобретения…

Источник: http://www.7not.ru/harmony/14.phtml

Музыкальный онлайн колледж

В классической гармонии, которая, как известно, основана на тональном движении – одним из важных вопросов является взаимоотношение тональностей и их родство.

Также как внутри мажорного и минорного лада ступени выполняют свою определенную роль (функцию), так и тональности внутри произведения распределяются в соответствии с принципами родства тональности. Также как существуют устойчивые и неустойчивые ступени – можно говорить об устойчивости и неустойчивости определённых тональностей.

Следует сказать, что не существует универсальной системы родства тональностей, которую можно было бы назвать эталонной. Каждый композитор разрабатывал и разрабатывает свою систему на основе существующих в творчестве других музыкантов. Поэтому главная задача композитора – это изучить разные системы и выбрать ту, которая ему подходит.

Для более глубоко понимания принципов родства тональностей стоит обратиться в эпохе становления тональности в противовес модальности.

В модальной системе существовала следующая система.

Все лады имели один и тот же звукоряд. Как правило, CDEFGAB и соответственно один и тот же набор аккордов. Разница между ладами определялась по звуку, который принимался за устой. Транспозиция ладов практически не применялась.

В тональной системе используются другие принципы. При смене устоя меняется звукоряд и соответственно аккордовый набор – отсюда возникает проблема родства тональности.

И здесь возникают интересные соотношения. Параллельная тональность, имеющая одинаковый звукоряд с основной (как в модальности) – используется реже, чем  тональности V и IV ступени.

То есть при звуковом оформлении функции, композиторы уже поняли, что и тональности этих ступеней будет наиболее близки.

Читайте также:  Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза

Первая простейшая схема отклонений это T-D-S-T. Как Вы видите, это схема противоположна той, по которой движутся аккорды в классической схеме.

Более полная схема формируется во времена Баха – обойти все 6 тональностей построенные на основе аккордов гаммы. Это наиболее классическая схема отклонений и модуляций, которая использовалась многими теоретиками и композиторами.

  • В XVIII веке появились стандарты – модуляционные планы, которые использовались большинством композиторов.
  • Для мажорной тональности это движение следующего плана I-V-VI-IV-II и если нужно добавляли III ступень.
  • Для минора схема была другой: I-III-VII-V-IV-VI-I.
  • Это наиболее популярные схемы, конечно, были не единственными возможными, но самое главное, что они наглядно обрисовывают круг родственных тональностей.

Это тональности, построенные на ступенях гаммы. Кроме того наиболее близкой считалась одноименная тональность – это легко увидеть и по типичным кадансам времен Баха, когда минорное произведение заканчивалось мажорной тоникой, а также по тональным планам произведений венских классиков.

Классически выделяют 3 степени родства тональности.

  1. Тональности, отличающиеся на один знак + одноименная
  2. Тональности 1 степени родства к предыдущим
  3. И далее точно также.

Однако данная схема не всегда соответствует практике и требует уточнений, которые и были введены Римским-Корсаковым. Это касалось тональности Fm родственной по гармоническому мажору. И тональности E для A минора – которая являлась зеркальным отражением мажорной.

Однако в схеме Римского-Корсакова одноименная тональность оказывается дальше, чем аккорд минорной субдоминанты, что, конечно же, не верно.

Одна из лучших схем предложена Способиным (Лекции по курсу Гармонии):

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

На основе этой схемы Холопов создал свою наиболее универсальную, которая в отличие от всех других схем является двухуровневой. Это  позволяет с легкостью переходить в любую из 24 тональностей и наиболее близко к практике композиции.

  1. В этой схеме родство рассматривает не от одной тональности, а сразу в контексте современного мажоро-минора.
  2. Минус любой схемы родства тональностей в том, что, во-первых, она требует разного подхода для отклонений и модуляций.
  3. Во-вторых, в каждом стиле своя уникальная система и нельзя слепо перенести в нее схему отклонений из другого стиля.
  4. Таким образом, как я писал в начале статьи, важно изучить и освоить разные отклонения и модуляции и на основе их создать свою уникальную композиционную систему родства тональностей.
  5. Удачи Вам в этом нелегком деле!

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Источник: http://study-music.ru/rodstvennye-tonalnosti/

Родственные тональности

Любой гитарист, который обладает желанием профессионально придумывать композиции, должен разбираться в родственных тональностях. Если вы будете знать, каким образом они функционируют, у вас появится возможность заниматься аранжировкой грамотно, создавая большое число вариантов ходов для той или иной песни.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

Что это такое

Первым делом следует отметить, что данный термин не нужно путать с параллельными тональностями (здесь используются ключи с совпадающими нотами). Что касается родства в гитарной музыке, то здесь все по-иному.

Каждая гамма обладает семью ступенями. Они определяются очередностью нот в ключе. Основные ноты – первая, четвертая и пятая. Также тон имеет устойчивые ступени – первую, третью и пятую. К неустойчивым относятся все прочие.

Тональности с ключами, обладающими идентичными аккордами, называются родственными. Все трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звуковому ряду (без расширений, уменьшений или удержаний).

Вы увидели в двух отличных друг от друга тональностях одно и то же трезвучие? Значит можно сделать вывод, что данные ключи являются родственными. Выделяют три разновидности родства. Каждая из них зависит от того, на каком месте в звуковом ряде располагается аккорд. Таким образом:

  • первая степень родства – если аккорд на какой угодно ступени в одной тональности представляет собой тонику для другого;
  • вторая – когда аккорд просто есть в тональности;
  • третья – общих трезвучий нет вообще.

Каким образом определяется

Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.

При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.

Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.

Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:

  • D – общий аккорд Em;
  • Bb – D;
  • Db – Fm.

Как еще определить

Для определения родственных тональностей можно использовать кварто-квинтовый круг.

Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

В кварто-квинтовом круге выберите необходимую высоту нот, совершите отступ на одно деление по часовой стрелке и в обратном направлении.

После этого отметьте участок из шести входящих в данное поле ключей. Так находится первая степень родства. Если имеете дело с минором, подберите параллельный ему мажор.

А если участки из трех пар трезвучий имеют общие пересечения, то это родство второго порядка.

Ниже будет таблица, в которой указано, на каких ступенях находятся родственные тональности для мажора и минора:

Мажор Минор
2 3
3 4
4 5
5 6
6 7

Теперь вы знаете, что такое родственные тональности и как выявить степень их родства. В этом нет ничего сложного. Не путайте определение с параллельными тональностями. Знание музыкальной теории еще не мешало ни одному гитаристу. Будучи образованным музыкантом, вы сможете сочинять свои композиции более грамотно и осознанно.

Ваше мышление должно быть обширным. В таком случае произведения будут звучать красиво, богато и разнообразно. Музыка не должна быть монотонной. В противном случае она очень быстро надоест слушателю. Знание родственных и параллельных тональностей, различных ладов и пентатоники в разных позициях позволит вам импровизировать на ходу и придумывать композиции, которые придутся по душе публике.

Как определить тональность по нотам

Источник: https://akkordam.ru/publ/samouchitel/rodstvennye_tonalnosti/2-1-0-1201

Материалы по теме «степени родства тональностей»

Родство тональностей – большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством их общих элементов: звуков, аккордов, интервалов. Тональное движение в музыкальном произведении, удаление от тоники или приближение к ней подчиняется определенной системе связи и взаимодействия тональностей.

Теорию родства тональностей развивали многие теоретики XVIII-XX вв. В России система родства тональностей была впервые изложена и обоснована в «Учебнике гармонии» Римского-Корсакова. Впоследствии сложились и другие системы тонального родства, принадлежащие Б.Яворскому, Г.Катуару, И.Способину, А.Мутли, С.

Григорьеву и другим.

Критерий общности звукового состава, наличия общих аккордов – основной при определении степени родства тональностей как в системе Римского-Корсакова, так и в большинстве последующих.

Второй критерий, положенный в основу системы родства тональностей Б. Яворским, затем И.

Способиным, – это ладофункциональная связь тонических аккордов соотносимых тональностей, а следовательно, – ладофункциональная связь самих тональностей.

Группу тональностей первой степени родства по Римскому-Корсакову характеризует присутствие в составе данной тональности тонических трезвучий родственных тональностей. Таких тональностей шесть: для C-dur это d, e F,f,g,a. Для a-moll – G,F,e,E,d,C. Эти родственные тональности (кроме параллели и гармонических S и D) отличаются от основной на 1 ключевой знак.

В группу второй степени родства Римский-Корсаков относит 12 тональностей, тонические трезвучия которых не входят в исходную тональность, но которые имеют по крайней мере 1 общее трезвучие с исходной тональностью. Для C-dur это As,A,B,H,D,Es,E,g,b,h,c. Для a-moll это f,fis,g,gis,b,h,c,cis,A,B,H,D.

«Бригадный» учебник, развивая теорию Римского-Корсакова, делит эту большую группу на две, исходя из количества общих аккордов. Таким образом, во вторую группу попадает 4 тональности, которые имеют с исходной два общих аккорда. Для C-dur это D,B,h,g. Для a-moll – h,g,D,B. Эти 4 тональности объединяет также то, что они отличаются от исходной на 2 ключевых знака.

Остальные 8 тональностей из второй группы родства по Римскому-Корсакову относят к третьей степени родства.

Они имеют лишь 1 общий аккорд с исходной тональностью, и этот аккорд принадлежит гармоническому ладу (гармоническая S или D).

Разница в знаках между этими тональностями и основной колеблется от 3 до 5, поэтому этот признак не может стать основным в нахождении этих тональностей. Предлагаем запомнить эти тональности с помощью интервальной симметрии:

1 способ.

A – E – H (м.2)←C-dur→(м.2) Des – As – Es

Так определяем 6 мажорных тональностей для мажора и 6 минорных для минора. Оставшиеся 2 тональности: для C-dur – c-moll и b-moll, для a-moll – A-dur и H-dur.

2 способ.

(м.3↓) A С-dur Es (м.2↑)

c b

Четвертая степень родства тональностей (или третья по Римскому-Корсакову) включает в себя 5 тональностей, не имеющих ни одного общего аккорда с исходной. Для C-dur это – Fis, fis, cis, gis, dis. Для a-moll это – dis, Es (Dis), As, Des, Fis. Они отличаются от исходной на 3-6 ключевых знаков. Их можно запомнить следующим образом: две из тональностей этой группы имеют максимальную разницу в знаках с исходной – 6 и представляют собой тональность, отстоящую от примы тоники на тритон, и ее параллель (для C-dur это Fis и dis). Еще три тональности – это тональности, тоники которых однотерцовы по отношению к T, S и D исходной тональности. Однотерцовыми называются трезвучия, имеющие общий терцовый тона, например: до-ми-соль и до#-ми-соль# или ре-фа-ля и ре -фа-ля . Следовательно для C-dur это будут тональности cis, fis и gis.

Деление тональностей по степеням родства может иметь и иные исходные обоснования. Так, А.

Мясоедов в своем Учебнике гармонии разделяет тональности на три степени родства (как и Римский-Корсаков), выводя 2 степень из следующей посылки: «Ко второй степени родства относятся тональности, тонические трезвучия которых могут быть построены в звукорядах тональностей 1-й степени родства к исходной, но не встречаются в ней» (с.145).

Так, методом сложного отбора автор учебника получает те же 12 тональностей, что и Римский-Корсаков. К третьей степени родства автор относит те 5 тональностей, тоники которых можно построить в звукорядах тональностей второй степени родства и которые не встречаются в звукорядах основной тональности и тональностей 1 степени родства.

В «Руководстве к практическому изучению гармонии» Чайковский делит все тональности на две группы: родственные, которые совпадают с тональностями 1 степени родства системы Римского-Корсакова, и неродственные – все остальные.

К такому же выводу приходит и С.Григорьев, который считает, что в классификации тональностей «не может быть ряда тональных групп с постоянным числом тональностей… По отношению к любой данной тональности все остальные образуют две тональные зоны – родственных и неродственных тональностей. Обе зоны не разделяются твердо фиксируемой, неподвижной границей, а плавно смыкаются…» (4, с.318).

Однако в учебном процессе мы будем опираться на систему, предложенную «бригадным» учебником, учитывая явное методическое удобство деления тональностей на 4 группы по наличию и количеству общих аккордов, облегчающее построение модуляций с участием общего аккорда.

Литература по теме:

1. И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1985. – С.390-392.

2. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.143-146.

3. Т.Мюллер. Гармония. – М.: «Музыка», 1982. – С. 85-94, 150-154.

4. С.Григорьев. Теоретический курс гармонии. – М. : «Музыка», 1981. – С. 301-318.

Источник: https://cyberpedia.su/12xaf81.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector