Секрет гениальных скрипок страдивари

Эти инструменты, созданные в XVI—XVII вв. в Кремоне (Италия), до сих пор — лучшие в мире. Они обладают лучшим звуком, они очень редки, они — предмет вожделения сверхбогатых коллекционеров всего мира, они стоят много дороже, чем их же вес в золоте. И никому не удалось раскрыть секреты Кремонской школы мастеров скрипичных дел. Почему так?

Скрипка появилась как развитие виолы. Появилась она, в Италии и называют ее там violino, указывая, какой инструмент стал основой для появления «маленькой виолы».

Ее предшественница, виола, появилась в Европе в самом начале XV века. Семейство виол было весьма велико. Были маленькие виолы и виолы большие. А виолино была вначале народным инструментом.

Продукт, сделанный ремесленником, звук имел именно ремесленного качества.

Но в XVI веке в Кремоне Андреа Амати основал династию мастеров по изготовлению скрипок и начал делать виолини особого качества. Был он незнатного рода, посему когда он родился — неизвестно. Известно лишь, что основатель Кремонской школы Андреа Амати умер в 1577 году.

Мастер обучил своему искусству своих сыновей, и они продолжили его дело. Но самым знаменитым скрипичным мастером стал его внук Николо Амати. Именно он изменил форму violino, сделав ее чуть больше, дав ей более тонкую «талию» и слегка изменив все остальные пропорции инструмента. Это и сделало инструмент той самой скрипкой, которую знают сегодня.

Секрет гениальных скрипок страдивариНиколо Амати ru.wikipedia.org

Его учениками были Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Оба многие годы работали подмастерьями в мастерской Николо Амати, изучая все тонкости создания инструмента для музыкантов-виртуозов…

В СССР был отличный фильм «Визит к Минотавру», там отлично показано, сколько самоотверженного труда нужно было, чтобы хоть сколько-то приблизиться к мечте — секрету создания великолепных скрипок. И сколько сил требовала потом работа в мастерской.

Николо Амати удалось продлить существование Кремонской школы, передав секрет изготовления музыкальных инструментов своим ученикам, тогда как его собственные дети и внуки, увы, оказались неспособными воспринять весь сложный комплекс технологии изготовления инструмента.

Та же участь постигла и Страдивари, и Гварнери — им не удалось передать свои секреты своим потомкам.

Секрет гениальных скрипок страдивариКонтрабас работы Николо Амати (1670 г.) в Музее музыки, расположенном в Церкви Святого Маврикия в Венеции ru.wikipedia.org

Инструменты работы Гварнери и Страдивари столь же знамениты, как и инструменты, сделанные Амати.

На них играют лучшие музыканты-виртуозы, их хранят в бронированных сейфах коллекционеры, ибо их и изготовлено-то было всего несколько сотен. А потом прошли века, были войны, пожары и наводнения.

Те скрипки Кремонской школы, что остались, оцениваются во многие миллионы долларов, их бережно хранят, а для игры используют только в особенных случаях.

Так почему погибла Кремонская школа изготовления скрипок? Появился массовый спрос на инструмент, а мастера каждое свое произведение делали долго и тщательно, каждая скрипка была очередным их шагом к созданию «абсолютно совершенной скрипки», каждая чуть-чуть отличалась от других.

Ремесленники от изготовления инструментов без лишних размышлений о совершенстве звука делали скрипки, похожие на те, что делали мастера из Кремоны, делали они их много, дабы удовлетворить спрос, чтобы каждый желающий мог купить скрипку. Звук у этих скрипок был совсем не такой, как у кремонских, но… для игры в трактире или в салоне знатного вельможи этого и не надо. В трактире не услышат, а вельможа не поймет.

Секрет гениальных скрипок страдивариСкрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца ru.wikipedia.org

Вместе с мастерами Кремонской школы умерли и их секреты: какие особенные требования были к древесине, в чем ее вымачивать, как и сколько времени сушить, чем пропитывать, какой должен быть состав лака, как им покрывать инструмент.

Ходили слухи, будто нарезанные из высушенной древесины досочки дерева определенного сорта, заготовки для будущих скрипок, мастера Кремонской школы держали несколько лет на колокольне собора в месте, защищенном от дождей и Солнца, но открытом ветру, чтобы древесина заранее пропитывалось музыкой колокольного звона.

Если секреты пропорций скрипки узнать легко — достаточно просто взять одну из скрипок великих мастеров и, разобрав, измерить, то секреты лака или подготовки и обработки древесины — в нынешнее время все еще загадка.

Так почему же секреты Кремонской школы не раскрыты вот уже скоро полтысячелетия? Вопрос в целесообразности.

Секрет гениальных скрипок страдивариЭнн Фолкнер, «Страдивари пробует инструмент», XIX век ru.wikipedia.org

Современные мастера делают отличные скрипки средненького звучания — для обучения игре. Не проблема сделать отличную электроскрипку, в которой сверхвысококачественное звучание создаст электронная начинка инструмента.

Зачем пытаться понять, что именно Страдивари делал с деревом, чтобы звук скрипки был неповторимым, если, сделав среднего качества электроскрипку, можно при помощи электроники получить звук «не хуже, чем у Страдивари»?

Будь у современных специалистов необходимость узнать секреты мастерства Амати, Гварнери, Страдивари, уверен, тайна была бы раскрыта. Просто сегодня в этом нет необходимости. Такова, увы, правда: технология победила искусство.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/96612/

Тайна скрипок Страдивари. Грибы?

Секрет гениальных скрипок страдивари

mbl.is

Скрипки из мастерской знаменитого мастера Антонио Страдивари реально стоят дороже золота. Поэтому на них играют только увенчанные многочисленными наградами лавровыми венками славы лучшие музыканты нашей планеты.

Остальным же скрипачам при­ходится довольствоваться инструментами более низкого достаточного для них уровня. Но и такие скрипки, хорошо звучащие как соло, так и оркестре, стоят порядка 20 тысяч долларов. И они тоже по карману далеко не всем. А поиски главных секретов Страдива­ри продолжается, но результатов всё также нет.

Тайны скрипок Антонио Страдивари

Почему он не оставил рецептов своих бо­жественных технологий? Этот вопрос давно подвис в воздухе, не давая вроде бы никаких шансов разгадать загадку музыкального золотого сечения.

Однако благодаря упорству и таланту, а в некой степени и озарению сотрудника Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий профессора Фрэн­сиса Шварца, ему недавно удалось всё-таки повторить достижения великого итальянского мастера.

Шварц – биолог, химик, ботаник и музыкант – не сомневается, что близок день массового производства скрипок, альтов и виолончелей не хуже раритетных инструментов Страдивари.

Антонио Стради­вари использовал для из­готовления своих смычковых ин­струментов древесину деревь­ев, активно росших в аномаль­но холодный период, который был в Европе между 1645 и 1715 годами. Поэ­тому всегда считалось, что на неповтори­мо прекрасный звук влияет именно это.

Музыкальные грибки

Но Шварц на практике показал, что действитель­ности это соответствует только во вторую очередь. Главную же роль в получении идеаль­ного скрипичного материала играют мельчайшие грибки Phisisporinus viteus и Xilaria longipes. Они не разру­шая древесиную структуру, под воздействием колебаний температуры делают её пористой.

Как раз пористость очень сильно влияет на акустику. Самый деликатный мо­мент – суметь регулировать работу грибков. Если этого сделать не удастся они превратят мембраны клеточной ткани дере­ва в микроскопическую, невиди­мую невооружённым глазом, труху. Тогда музыкальные инс­трументы будут звучать просто отвра­тительно.

Антонио Страдивари, получается, знал о капризных чудо-грибках, привлекал их к работе и грамотно её организовывал. Зре­лость материала для изготовления инструментов, он проверял остро отточенным но­жом и постукиванием оловянной ложкой. Он обладая идеальным слу­хом и, вслушиваясь в вибрации де­рева, всегда безошибочно угадывал степень зрелости.

Современные скрипки Страдивари

Фрэнсис Шварц зрелость заготовок, необходимых для изготовления инструментов под Страдивари, определяет с помощью современных электронного микро­скопа и акустических приборов. Он останавливает в точно нужный момент работу грибков идеально проникающим в древе­сину оксидом этилена.

Сами такие идеаль­ные – лучшие со времен после древнего мастера – инструменты делают мастера Мартин Шлезке и Михаэль Ронхаймер. Их Скрипки объективно ничуть не хуже скрипок Страдивари.

Эксперты, музыканты мирового уровня, долгие годы играющие только на скрипках Страдивари, в этом убедились, став слушателями и участниками необыч­ного концерта. Стоящий за занавесом скрипач Мэтью Траслер поочерёдно играл на скрипке Страдивари и на современной скрипке техно­логии профессора Шварца.

Ник­то из присутствующих звёзд музыки не заметил разницы. Все эксперты сошлись во едином мнении: “так зву­чать может только чистокровный Страдивари”.

И снова – грибы

Если профессор Шварц пре­успел в искусстве получать звучащую под Страдивари древесину с помощью грибов и химического реагента, его пред­шественники, которым удавалось разжиться материалом для произ­водства древесины, чуть уступаю­щей такой, которую использовал мастер из Кремоны, двигались несколько иным путём.

Отправлялись с топорами и пи­лами к домам, предназначенным из-за ветхости под снос, и искали очень сухие, покрытые белым грибковым налё­том еловые брёвна. Из брёвен выпиливались небольшие фраг­менты, издающие от ударов де­ревянным молотком не глухие, а объёмные и звонкие живые звуки.

Долго хранящаяся под слоями штукатурки старинных зда­ний консервированная дре­весина – идеальный материал для изготовления деревянных музы­кальных инструментов, не только смычковых и щипковых, но ещё ду­ховых и ударных.

Именно поэтому в Европе действует законодатель­ство, предписывающее использо­вать в качестве топлива сносимые деревянные домовые конструкции исключительно после того, как отберут то, что необ­ходимо для творчества.

Смычковые, сделанные из слежавшейся древесины, у профессиональных музыкантов ценятся очень высо­ко. Процесс произ­водства одной скрипки или альта порой занимает несколько лет. Товар штучный. Выкладывают концертирующие виртуозы за него суммы с многими нулями. Зато такой инструмент со временем не поплывёт – его акустические характеристики точно не ухудшатся, но могут только улучшаться.

Инструменты, рождённые бла­годаря открытию Шварца, как полагают некоторые эксперты, подвержены риску потери голоса, потому что химическо-технологические процессы, если можно так выразиться, прекращаются толь­ко на грубом уровне, никогда не прекращаясь на уровне тонком, атомарном.

Гарантия на прекрасное звучание

Фрэнсис Шварц, впрочем, счи­тает, что в данном обстоятельстве это не критично. Инструменты га­рантированно могут звучать не хуже инструментов Страдива­ри по меньшей мере столетие. По истечении этого срока, если наши более продвинутые тех­нологически потомки заметят ухудшение параметров, они не­пременно изыщут способ испра­вить положение.

Мнение о том, что в России нет школы скрипичных мастеров, совершенно не соответствует действительности. Она есть. Просто годы, прошед­шие после распада СССР, нанесли ей ощутимый ущерб. Многих ярких умельцев приютили Европа, США, Китай и Япония.

Россияне, надо отдать должное, никогда не были вещью в себе. Болеют за общее дело инструмен­тальных мастеровых. Лауреат Первого международно­го конкурса скрипичных мастеров Владимир Китов собственноруч­но изготовил бесценный приз – шедевр ювелирного искусства из золота, серебра и бриллиантов – Зо­лотой рубанок.

Он вручается победителю вместе с дипломом «За индивидуальный вклад в искусство построение скрипок и следование традициям лучших итальянских мастеров».

Один из таких рубанков до­стался нашему соотечественнику Борису Вишневскому за виолончель. Их также по­лучили японец Хироси Кикута за скрипку и итальянец Марко Осио за альт. Советские и российские мастера на скрипичных конкурсах часто были вне конку­ренции, брали золотые медали.

И сейчас надежды на грядущие блестящие победы вполне оправданы.

Еще по теме:

Соавторами Страдивари были… грибы

  • Ученые близки к разгадке секрета скрипок Страдивари
  • В чем секрет скрипок Страдивари?
  • Разгадан секрет скрипок Страдивари
  • Новые скрипки звучат лучше Страдивари 

Источник: https://www.glavtema.ru/articles/2018-03-13/1597/

Секрет скрипок Страдивари

Качество скрипки зависит не только от искусности изготовившего её мастера, но и от используемой древесины. Швейцарский учёный профессор Фрэнсис Шварц (Francis W. M. R.

Schwarze) из Федеральной лаборатории материаловедения и технологий (Empa Switzerland) нашёл простой метод изменения акустических свойств скрипки, заключающийся в обработке скрипичной древесины специальным грибком.

При этом звук, извлекаемый из такого инструмента, становится подобен звуку скрипки Страдивари.

Секрет гениальных скрипок страдивари

Важнейшими характеристиками дерева для создания скрипки с идеальным тоном звучания считаются низкая плотность, большая скорость распространения звука и высокий модуль упругости. Знаменитый скрипичный мастер XVII–XVIII веков Антонио Страдивари использовал для работы древесину, произраставшую в особенно холодный период между 1645 и 1715 годами.

Читайте также:  Создание электронной музыки — дневник новичка

Продолжительные зимы и холодные летние периоды заставляли деревья расти очень медленно и равномерно, что и обеспечивало низкую плотность и высокий модуль упругости. С тех пор скрипичные мастера могут только мечтать о материале с таким качеством тона.

И вот теперь открытие профессора Шварца может сделать древесину подобного качества доступной для производства современных скрипок.

Учёный обнаружил два типа грибка, Physisporinus vitreus и Xylaria longipes, которые разлагают норвежские ели и платаны (основные виды древесины, используемые в производстве высококачественных скрипок) до такой степени, что их тональные характеристики резко улучшаются.

Обычно грибки уменьшают плотность древесины (что хорошо), но одновременно они, к сожалению, понижают скорость распространения звука в дереве.

Уникальным свойством обнаруженных грибков исследователь называет то, что они постепенно разлагают клеточные мембраны, истончая их, но так, что даже в поздней стадии разложения дерево сохраняет свой прочный структурный каркас, в котором звуковые волны все ещё способны распространяться по прямой.

Даже модуль упругости дерева не ухудшается, что является одним из важнейших критериев в производстве скрипок. Прежде чем подвергшееся воздействию грибка дерево поступает в производство, оно обрабатывается оксидом этилена (газ), который убивает грибок (мавр сделал своё дело).

При помощи скрипичных мастеров Мартина Шлезке (Martin Schleske) и Михаэля Ронхаймера (Michael Rhonheimer) из предварительно обработанного грибком дерева было сработано несколько скрипок.

В 2009 году провели «слепой» тест: британский скрипач Мэттью Траслер (Matthew Trusler) играл по очереди на новой и аутентичной скрипке Страдивари 1711 года, стоя за занавесом.

Полученные результаты (субъективной оценки) были совершенно удивительны.

Профессиональное жюри и большинство аудитории решило, что творением рук Страдивари была именно новая скрипка: столь выдающимися оказались её тональные характеристики.

Валерий Качмарик

Источник: https://othereal.ru/sekret-skripok-stradivari/

Тайна скрипок Страдивари

Кто только не занимался разгадкой тайны Страдивари! Математики, реставраторы, музыканты, биохимики и даже, как ни странно, климатологи и дендрологи. Сам Страдивари шел к созданию совершенной скрипки долгие сорок лет…

Легенды легендами, но секреты Страдивари — вещь вполне реальная. Ведь летящий, или, как иногда говорят, звездный звук его творений до сих пор никто не воспроизвел. В XVIII и XIX веках на скрипках Страдивари играли многие знаменитые музыканты, за этими инструментами охотились, их похищали.

В середине XIX века впервые была выдвинута гипотеза, объясняющая уникальное звучание скрипок сеньора Антонио: исследователи утверждали, что тайна заключается в лаке, которым мастер покрывал свои скрипки.

К началу XX века о «тайне Страдивариуса» заговорили все.

В поисках истины

С началом нового тысячелетия страсти вокруг Страдивари разгорелись с новой силой. У исследователей появились новые, современные приборы, с помощью которых ученые надеялись выяснить правду. Для начала они занялись составом лака, о котором было столько написано.

Биохимик из Техасского университета Йозеф Нагивари провел анализ лакового покрытия скрипок Страдивари, что позволило выявить его структуру на уровне одной миллиардной метра. Кроме того, Нагивари тщательно изучил другие кремонские скрипки, а также мебель того периода.

Действительно, формула лака оказалась непростой, но вывод, сделанный профессором Нагивари, разочаровывает: «Сложность химического состава и тонкий помол минерального порошка, который содержится в лаковом покрытии, заставляют предполагать, что местные химики или аптекари были мастерами своего дела.

Возможно, я святотатствую, но, по моему мнению, у Страдивари не было собственной формулы, и все вещества и способ изготовления лака он заимствовал у местного аптекаря».

Но главное — ультрафиолетовая фотография реально доказала, что многие скрипки Страдивари были повторно отлакированы в XIX веке, не утратив при этом своего уникального звучания.

Итак, про лак можно забыть. Нагивари продолжает свои опыты, но на этот раз он изучает древесину.

Ученый провел спектрографию в инфракрасном излучении и магнитно-резонансные исследования, благодаря которым он мог рассмотреть состав дерева, из которого были изготовлены инструменты, почти на молекулярном уровне.

В скрипках из Кремоны он обнаружил постороннее вещество — химический элемент, которым обрабатывали дерево перед тем, как превратить его в музыкальный инструмент.

По мнению Нагивари, Страдивари кипятил дерево в весьма сложном растворе, причем он делал это для того, чтобы не допустить появления в нем жучков-древоточцев.

О составе раствора сегодня можно только гадать, но это была хорошая защита от вредителей.

Одновременно проявился и побочный эффект — дерево становилось легче, прочнее и звонче, скрипки из него не старели и с годами, подобно хорошему вину, только улучшали свой звуковой «букет».

Другие исследователи — климатолог Колумбийского университета Ллойд Беркль и дендролог Генри Гриссино-Майер – выдвинули еще одну гипотезу.

Известно, что с середины XV до середины XIX столетия Европа прошла через похолодание, которое часто называют малым ледниковым периодом. Пик похолодания пришелся на 1645 — 1715 годы.

Гриссино-Майер и Беркл полагают, что суровый климат повлиял на структуру древесины альпийской ели, которую Антонио Страдивари использовал для изготовления струнных инструментов.

По их мнению, эта древесина была плотнее обычной, что благоприятно сказалось на качестве звучания.Однако музыканты и скрипичные мастера не признают ни одного из этих объяснений.

Ведь специальная обработка дерева может являться только одним из профессиональных секретов Страдивари.

Что касается похолодания, то здесь напрашивается вопрос: почему же инструменты других мастеров, творивших в тот же период, звучат иначе?

Многие утверждают, что тайна Страдивари раскрытию не подлежит. Точнее, она заключается в уникальном слухе мастера. Есть гипотеза, что все детали Страдивари выпиливал на слух. Вот почему слепо воспроизводить толщину дек и общую конструкцию скрипки нет никакого смысла. В природе нет двух одинаковых кусков дерева — а значит, каждую скрипку Страдивари делал немного по-другому.

⚡ Уважаемые читатели. Оцените пожалуйста мой труд лайком и подпишитесь на канал. Я люблю мифологию и с удовольствием поделюсь своими знаниями с вами ⚡ !

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bc235622667aa00ab8c8eb7/5bcaf333550f6f00ab7ae74f

Секреты скрипок Антонио Страдивари

18 декабря 1737 года в родном Кремоне в возрасте 93 лет скончался Антонио Страдивари – мастер, оставивший после себя бессмертное наследие.

Около 650 музыкальных инструментов радуют слух искушенных поклонников классического звучания и в наши дни.

Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

  • Струны из жил
  • В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.
  • Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

Амати раскрыл первый из секретов изготовления инструментов своему ученику: струны делаются из внутренностей ягнят. По технологии того времени их вымачивал в щелочном растворе на основе мыла, сушили их и затем скручивали.

Считалось, что не все жилы подходят для струн. Самый лучший материал – это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии.

Амати учил своих подопечных, что качество струн зависит и от пастбища, от времени убоя, от воды и от многих других факторов.

  1. Тирольское дерево
  2. В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.
  3. Его скрипки пели так необыкновенно, что некоторые всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны инструменты, – это обломки Ноева ковчега.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались “апельсиновые дольки”. К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

  • Мебельный лак
  • Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него “крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской”.
  • Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.
  • На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

При этом многие инструменты вообще были заново “перекрашены” при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

Идеальная форма

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму.

Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях.

Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?

Мастер не стремился никому подражать, он любой ценой стремился добиться красоты и силы звука. Труд его стал трудом исследователя. Его скрипки – это акустические опыты, одни более удачные, другие – менее. Порой тончайшее изменение свойств древесины заставляло его поправлять конфигурацию дек, их толщину, выпуклость. Как это сделать, подсказывал мастеру слух.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов ценность “бренда”: есть мнение, что славу Страдивари принесли порядка 20 процентов его музыкальных инструментов. Остальные, менее выдающиеся, воспринимались как произведения искусства лишь потому, что автор их – “тот самый кремонский гений”.

Источник: https://rg.ru/2013/12/17/stradivari-site.html

Секрет скрипки Страдивари

Она толкала инструмент в руки автора, несмотря на сопротивление. «Не возьму, боюсь повредить», сопротивлялся он. Но скрипач была неумолима и просто позволила скрипке выпасть из раскрытых рук. Автору не оставалось выбора, только подхватить бесценный инструмент.

Восхищение лёгкостью и прочностью скрипки Страдивари трудно передать словами. Тем более, это была первая скрипка, которую он взял в руки. Тонкие листы дерева сложены в очень прочную и сложную конструкцию скрипки, которая кажется очень хрупкой.

На самом деле закруглённые формы скрипки Страдивари находятся в сбалансированном напряжении со струнами инструмента, представляя лёгкую и жёсткую конструкцию.

Более всего запоминается неотделимая от инструмента подпись: Страдивари. Её можно рассмотреть на внутренней части задней стенки, если заглянуть через фигурный вырез.

Антонио Страдивари был Итальянским мастером струнных инструментов, который жил с 1644 по 1737 год. Он считается величайшим в мире мастером, который создавал непревзойдённого качества скрипки. Кроме скрипок, Страдивари изготавливал альты, мандолины, гитары и арфы.

Читайте также:  Самостоятельное обучение игре на гармошке

Каждый из сохранившихся инструментов имеет собственное имя и, преимущественно, звучит в руках самых известных исполнителей. Некоторые из них счастливые обладатели инструментов Страдивари. Скрипки Страдивари оцениваются в несколько миллионов долларов каждая и принадлежат очень богатым людям.

Та, которую держал в руках автор, можно услышать в составе Тихоокеанского Симфонического оркестра благодаря любезному разрешению её владельца. Страдивари изготовил не менее тысячи инструментов. Примерно 650 из них сохранились, среди которых около 500 скрипок.

Так называемый «золотой век» Страдивари относят к периоду 1700-1720х годов.

Страдивари (более известный в мире как Страдивариус) является учеником Николо Амати (Nicolaus Amati), одного из семейства мастеров, чьи инструменты тоже среди лучших в мире.

Но скрипки работы Амати, Да Сало (Da Salo), Гарнери (Guarneri), Бергонзи (Bergonzi) не приблизились к уровню популярности скрипок Страдивари. По сегодняшний день исследователи пытаются раскрыть секрет скрипок Страдивари различными тестами и анализами.

Что является ключевым в удивительных свойствах скрипки Страдивари? Лак, формы, клей, древесина? Может быть, способ сушки древесины или её обработки?

Попытки повторить уникальные свойства скрипок Страдивари, следуя канонической методике их изготовления, не увенчались успехом. Голос скрипок Страдивари считается непревзойденным. По крайней мере, так считает поп культура. Сегодня мы попытаемся выяснить, соответствует ли репутация скрипок Страдивари распространённому мнению. По крайней мере, в отношении уникальных звуковых качеств.

Великолепное звучание скрипки не столь субъективно, как скажем, вкус вина. Вкус это предмет индивидуальных предпочтений.

Когда тот же вопрос возникает в отношении скрипки, определённые параметры поддаются измерению. Качество звучания можно описать возможностями тональности инструмента.

И это вполне может быть доказательством, что раньше скрипки были «лучше». Чаще других приводится климатический аргумент.

Ближе к завершению, так называемого, Малого Ледникового Периода, около 1550-1850х годов, наступило время очень низкой солнечной активности (Минимум Маундера), примерно между 1645 и 1715 годами. Зима в Европе уже была достаточно холодна, усугубил ли это Минимум Маундера, спорят до сих пор.

Так это или нет, но период роста древесины, которую использовал Антонио Страдивари, идеально совпадает с «золотым веком» его инструментов. Что также относится ко многим известным Итальянским мастерам того времени. В холодном климате деревья росли медленнее, годовые кольца уже, древесина плотнее.

Если вы сегодня попытаетесь использовать древесину, аналогичную скрипкам Страдивари, она будет иметь меньшую плотность и звучать скрипка будет по-другому.

Согласно этой теории, Френсис Шварц (Francis Schwarze), представляющий Федеральную Лабораторию Материалов Швейцарии, заявил в 2012 году, что обладает технологией получения древесины со свойствами Малого Ледникового Периода.

В 2009 году Шварц демонстрировал, для сравнения, аудитории любителей и экспертов звучание скрипки Страдивари 1711 года и современной скрипки из специально обработанной древесины. По его заявлению и эксперты, и слушатели восприняли звучание современной скрипки как звучание одной из скрипок Страдивари.

Теперь самое время немного задуматься: А что же делает скрипки Страдивари столь особенными? Но перед этим следует спросить: Действительно ли скрипки Страдивари особенные? Очень много сил и времени потрачено на постижение секрета скрипок Страдивари. А почему, действительно, не поинтересоваться существует ли качественное отличие, о котором столько говорят.

Когда вы обладаете инструментом стоимостью в миллионы долларов, не всегда есть возможность сравнить с другими подобного уровня. Но это как раз то, что удалось сделать команде исследователей в 2010 году на Восьмом Международном Конкурсе Скрипачей в Индианаполисе.

Владельцев шести скрипок исключительной ценности уговорили позволить провести наибольшее и максимально контролируемое тестирование инструментов.

Шесть скрипок, включая три старинных классических инструмента: Гварнери, примерно 1740 года и пара Страдивари, примерно 1700-1715 года (точные даты изготовления не раскрывали для чистоты эксперимента). Их суммарная стоимость составляла около 10 миллионов долларов.

Три остальные скрипки были современные инструменты высочайшего качества, причём одна из них была собрана за несколько дней до конкурса. Три современные скрипки оценивались суммарно в 100 тыс. долларов.

скрипач по очереди был задействован в тестировании. Они находились отдельно от судей и от конкурса. Все они были опытными скрипачами и их собственные инструменты, ни один из которых не участвовал в тестировании, оцениваются от 1800 долл. до 10 млн. долл. Единственное, что знали участники: Будем играть по очереди на разных инструментах, среди которых есть хотя бы одна скрипка Страдивари.

Эксперимент был действительно дважды обезличенным, ни скрипачи, ни исследователи не знали, которая из скрипок звучит в данный момент. Для полного исключения возможной идентификации инструмента, тестирование проходило в притемнённом холле гостиницы, и все участники носили тёмные очки. Каждая скрипка была окроплена духами для сокрытия собственного запаха, скрипачи использовали свои смычки.

Всё было надёжно предоставлено случайности. Каждый из исследователей не знал происхождение скрипки, которую он сейчас передаёт скрипачу. Каждый из музыкантов, участвовавших по очереди, имел несколько заданий.

Каждый должен был испытать 10 пар инструментов, сыграв по 1 минуте и назвав лучший в паре. В следующем этапе музыкант имел доступ ко всем шести инструментам по 20 минут на каждый.

После этого следовало назвать лучший и худший по пяти параметрам, а также назвать инструмент, который хотелось бы оставить себе.

Каковы же были результаты? Оказались действительно неожиданны. Пять из шести скрипок получили примерно одинаковое предпочтение. Кем же оказался явный аутсайдер, которому почти никто не отдал предпочтения? Это была Страдивари 1700 года, с наиболее красочной историей.

Каждая из пар, в которой не оказывалась эта Страдивари, разделяла предпочтения 50/50. Но когда она оказывалась в паре, не получала предпочтение в 80% случаев. Никто из участников не знал этого, каждый получал пару из новой и раритетной скрипки.

Все три современные скрипки оказались, в итоге, на уровне старых.

Во втором туре тестирования (назвать лучшую и худшую по перечню параметров) результаты оказались также неожиданны. Четыре скрипки показали примерно одинаковый результат. Не получила предпочтений опять Страдивари 1700 года.

Кроме этого, наметился явный фаворит и это отнюдь не раритетная Итальянская классика. Одна из современных скрипок превзошла результаты всех конкуренток. Из трёх старинных скрипок, Гварнери превзошёл обе скрипки работы Страдивари.

Семнадцать из 21 участников попытались высказать догадку, была скрипка современной или раритетной. Семеро не смогли определить вообще. Семеро ответили неправильно. И только трое дали верный ответ. В этом исследовании, только 14% профессиональных скрипачей, которые обладают инструментами ценностью до 10 млн долл, смогли отличить современный от инструмента 300 летнего возраста.

Одно исследование не может дать окончательного заключения. Были и другие, но не так тщательно проведённые. О чем всё это говорит? Какой бы клей, древесину, технологию не использовал Антонио Страдивари, его скрипки, вероятно, не лучше других, изготавливавшихся столетиями.

В чём же секрет Страдивари? В том, что секрета нет. Инструмент высочайшего качества вполне сопоставим с другими инструментами подобного уровня. Заявление об особенных, необъяснимых качествах не поддерживается данными тестов.

Если подобная исключительность скрипок Страдивари ещё существует, это говорит о малом количестве тестов хорошего качества. Нет сомнений, что имя Страдивари самое известное из всех мастеров и его инструменты ещё очень долго будут занимать верхние строки аукционов. Малую часть в цене занимает качество.

Остальное это репутация, историческая ценность и престиж, что никакое тестирование или спектральный анализ не сможет обнаружить.

  • Переведено с разрешения автора Brian Dunning. Copyrighted by Skeptoid Media
  • Прочитать в оригинале
  • Перевод Владимир Максименко 2014

Источник: https://www.skepton.ru/stradivarius/

Лучшие ли скрипки делал Страдивари?

Интересное исследование провели американские ученые — десятерым профессиональным скрипачам было предложено тщательно изучить 12 скрипок. Тест был слепым — то есть скрипачи не знали, что за скрипку в каждый конкретный момент времени они держат в руках, но каждому предоставлялась возможность поиграть на каждой скрипке в течение двух сессий по 75 минут — одна в студии, вторая в концертном зале на 300 мест. После теста их спросили, какой из инструментов они бы взяли вместо своего нынешнего в гипотетические гастроли.

Из 12 скрипок 6 были сделаны великими итальянцами — в том числе 5 были изготовлены самим Страдивари. 6 других скрипок были изготовлены современными мастерами.

Так что же выбрали музыканты ?

А теперь результат — 6 из 10 скрипачей выбрали современные скрипки. Причем в индивидуальном зачете среди скрипок победа современного экземпляра оказалась даже более яркой. И скрипачи не смогли достоверно отличить старые скрипки от новых.

Кстати, существует довольно старое исследование, когда изучали влияние лака на звук старых скрипок. Помните, в старом советском фильме «Визит к Минотавру» много говорилось о секретах лаков? Так вот, с этим вопросом разобрались довольно давно — рецептуру лака воспроизводили полностью, даже как-то смыли лак с одной старой скрипки и та совершенно не потеряла в качестве звука.

Давайте еще узнаем что нибудь интересное о легендарном мастере:

Мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году! Повествование перенесет вас более чем на 300 лет назад и более чем на две тысячи километров на запад, в Итальянский город Кремону. И вы познакомитесь с замечательным человеком, превратившим ремесло мастера, делающего музыкальные инструменты, в подлинное, высокое искусство.

Время — 1720 год. Место — Северная Италия. Город — Кремона. Площадь св. Доминика. Раннее утро.  Если бы в шесть часов на террасе этого дома вместе с солнцем не появился мастер Антонио, это означало бы: либо время переменилось в Кремоне, либо мастер Антонио Страдивари болен. В то время  Страдивари  богат и стар.

Через всю комнату мастерской длинными рядами протянута проволока. К ней подвешены повернутые то спинками, то бочками скрипки, виолы. Выделяются своими широкими деками виолончели.

За ближащим верстаком работают Омобоно и Франческо. Немного поодаль — любимые ученики мастера Карло Бергонци и Лоренцо Гваданини. Им поручает мастер ответственные работы над деками: распределение толщин, вырезку эфов.

Остальные заняты тем, что приготовляют дерево для обечаек, выстругивая прикрепленную одной стороной к верстаку пластинку, или занимаются сгибанием обечаек: нагревают в большой печке железный инструмент и начинают сгибать им пластинку, погружая ее по несколько раз в воду. Другие строгают фуганком пружину или душку, учатся рисовать очертания скрипок, изготовляют грифы, вырезают подставки. Некоторые заняты починкой старых инструментов. Страдивари работает молча, исподлобья наблюдая за своими учениками; иногда его глаза с грустью останавливаются на хмурых и угрюмых лицах сыновей.

Звенят тонкие молотки, визжат легкие напильники, перемежаясь со звуками скрипки.

У окна толпятся босоногие мальчишки. Их привлекают звуки, доносящиеся из мастерской, то визгливые и резко дребезжащие, то внезапно тихие и мелодичные. Они стоят некоторое время, раскрыв рты, жадно заглядывая в окно. Мерный ход пилок и тонкий молоточек, бьющий равномерно, завораживают их.

Потом им сразу становится скучно и, шумя, прыгая и кувыркаясь, они расходятся и запевают песенку всех лаццарони — уличных мальчишек Кремоны.

Старый мастер сидит у большого окна. Он поднимает голову, прислушивается. Мальчишки разбрелись. Только один все поет.

Мастера привлекает нежный, чистый звук голоса.

– Вот такой чистоты и прозрачности должны мы достигнуть, — говорит он, обращаясь к своим ученикам.

Начало и конец

Антонио Страдивари родился в 1644 году в маленьком городке близ Кремоны. Его родители жили раньше в Кремоне.

Страшная чума, начавшаяся в Южной Италии, переходила с место на место, захватывала все новые области и докатилась до Кремоны. Город опустел, улицы обезлюдели, жители бежали куда глаза глядят.

Читайте также:  Как научиться понимать классическую музыку? одно интересное мнение…

Среди них были и Страдивари — отец и мать Антонио. Они бежали из Кремоны в небольшой городок поблизости, вернее село, и больше в Кремону не возвращались.

Там, в селе близ Кремоны, прошло детство Антонио. Отец его был обедневший аристократ. Он был человек гордый, скупой, нелюдимый, любил вспоминать историю своего рода. Отцовский дом и малый городок быстро надоели молодому Антонио, и он решил уйти из дому.

Перебрав много профессий, он всюду испытал неудачу. Хотел стать ваятелем, подобно Микеланджело, линии его статуй были изящны, но лица были не выразительны.

Он бросил это ремесло, зарабатывал свой хлеб резьбой по дереву, изготовляя деревянные украшения для богатой мебели, пристрастился к рисованию; с величайшем страданием изучал он орнаментику дверей и стенной живописи соборов и рисунки великих мастеров. Потом его привлекла музыка, и он задумал стать музыкантом.

Упорно учился скрипичной игре; но пальцам не хватало беглости и легкости, а звук скрипки был глух и резок. О нем говорили:» Ухо музыканта, руки резчика «. И он бросил ремесло музыканта. Но, забросив не забыл его. Он был упрям. Часами смотрел на свою скрипку. Скрипка была дурной работы. Он разобрал ее, изучил и — выбросил.

А купить хорошую у него не хватало средств. Тогда же, будучи 18-летним юношей, он поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати. Годы, проведенные в мастерской Амати, запомнились ему на всю жизнь.

Он был бесплатным учеником, исполнял только черновую работу и починки и бегал по различным поручениям мастера. Так продолжалось бы долго, если бы не случай. Мастер Николо зашел в мастерскую во вне урочное время в день дежурства Антонио и застал его за работой: Антонио вырезал эфы на брошенном, ненужном обрезке дерева.

Мастер ничего не сказал, но с тех пор Антонио уже не приходилось разносить готовые скрипки заказчикам. Он проводил теперь весь день, изучая работу Амати.

Здесь научился Антонио понимать, как важен выбор дерева, как добиться того,чтобы оно звучало и пело. Он увидел, какое значение имеет сотая доля в распределении толщин дек, понял назначение пружины внутри скрипки.

Теперь ему открылось, как необходимо соответствие отдельных частей между собой. Этому правилу следовал он затем всю жизнь.

И, наконец, оценил важность того, что некоторые ремесленники-мастера считали только украшением, — важность лака, которым покрывается инструмент.

К его первой скрипки Амати отнесся снисходительно. Это придало ему силы.

Источник: https://masterok.livejournal.com/1800592.html

Секрет Страдивари Среднее время прочтения:

Антонио Страдивари считается величайшим в мире создателем струнных музыкальных инструментов. Его скрипки и альты и с годами не теряют чистоты звучания, на них играют самые известные исполнители.

Сейчас эти инструменты оцениваются в миллионы долларов Уже более трех столетий исследователи пытаются понять: как Страдивари, а также другим итальянским мастерам прошлого удавалось добиться столь мощного звука и богатого тембра? И почему эти уникальные секреты впоследствии были утеряны?

– Salik.biz

Рождение во время чумы

Еще при жизни великого мастера ходили слухи, что он делает инструменты из обломков Ноева ковчега. А завистливые «знатоки» утверждали, что он продал душу дьяволу и поэтому его скрипки — лучшие.

Точная дата рождения Страдивари не зарегистрирована — в середине XVII века в Европе-разразилась эпидемия чумы, и родители Антонио несколько лет укрывались в родовом имении. Считается, что их сын родился в 1644 году. После спада эпидемии семья вернулась в итальянский город Кремону.

Здесь юный Антонио поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати, первое время не получая никакой платы. Начиная с 1680 года Страдивари стал работать самостоятельно.

До своей смерти в 1737 году он изготовил примерно 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов и альтов, из которых около 720 инструментов сохранились до наших дней и их подлинность подтверждена экспертами.

Учениками Антонио были два его сына — Франческо и Омобоно. Но ни тот, ни другой не достигли мастерства отца. По легенде, перед смертью Страдивари сжег все свои бумаги. Но правда ли это и что там было записано — никто сказать не может.

Виноваты древесные паразиты

Рекламное видео:

Из множества предположений по поводу удивительного звучания скрипок Страдивари можно выделить несколько основных версий.

Первая из них касается особой обработки древесины для инструментов.

Профессор Техасского университета Джозеф Нагивари проводил эксперименты с крошечными кусочками древесины, оставшимися после ремонта одной из скрипок Страдивари, и пришел к выводу, что музыкальные инструменты из Кремоны за много веков не пострадали от древесных паразитов, поскольку материал для их изготовления кипятили в слабом растворе солей борной кислоты. От такой процедуры дерево становилось гораздо плотнее, что влияло на звучание инструментов.

После смерти Страдивари жуки древоточцы в Северной Италии были практически изведены, и обработку дерева для борьбы с ними уже не проводили. Так что, по мнению Нагивари, сами мастера из Кремоны, применяя химические составы в качестве антисептика, даже не подозревали, что именно эти действия делают звук их скрипок или альтов настолько уникальным.

Но выводы техасского химика и его последователей многие посчитали оскорблением великих мастеров прошлого.

Дерево для инструментов действительно проходило предварительную обработку — но почему сам Страдивари не должен был знать, к чему она приведет? Тем более что кипячение в соляном растворе проводилось только в Кремоне, и любой мастер мог сравнить скрипки из этого города с произведенными в других местах, а значит, легко понять, что именно обусловило разницу в их звучании.

О пользе долгого холода

Другая группа ученых считает, что секрет мастера кроется в самом материале, который у инструментов Страдивари был одним и тем же: для верхней деки — ель, для нижней — клен.

Исследователь Генри Гриссино-Май-ер из Университета Теннесси определил, что плотность древесины у скрипок Страдивари гораздо выше, чем у современных инструментов.

Он изучал спилы деревьев в Европе и установил, что ели, которые росли там с 1625 по 1720 год, имели очень узкие годовые кольца. Это связано с так называемым малым ледниковым периодом, когда на континенте было существенное похолодание и даже замерзал пролив Босфор.

Деревья, которые использовал Страдивари, привозили из предгорий Альп, и их древесина из-за холода уплотнилась естественным образом.

Однако против этой теории активно возражают жители Кремоны. Их город привлекает туристов славой замечательных скрипичных мастеров — таких как Амати, Страдивари, Гварнери.

А если выяснится, что дело не в их золотых руках, а в климатических условиях произрастания древесины, поток приезжих может резко снизиться.

Да и само утверждение Гриссино-Майера не дает ответа на вопрос: а почему же тогда уникального звучания не имеют музыкальные инструменты, сделанные в других местах Италии, ведь древесина для их изготовления тоже доставлялась из предгорий Альп?

Размер имеет значение?

Некоторые исследователи пытаются объяснить уникальность звучания исходя из формы инструментов. Ведь ни один из них в точности не повторяет другой. Задачей мастера было создание очень чувствительного корпуса, который мог бы наилучшим образом отзываться на колебания струн.

Это достигалось тем, что все части скрипок или альтов фиксировались в форме изгиба и дерево находилось в максимально напряженном состоянии.

Французский физик XIX века Феликс Савар объявил о найденной им гармонической системе Страдивари, когда в процессе создания инструментов их музыкальная настройка совершалась по нижней деке.

Под руководством Савара было создано- несколько инструментов, которые по звучанию очень напоминали изделия великого мастера. Но при этом их деки были почти в полтора раза толще! А все попытки сделать их такими же, как у Страдивари, приводили к тому, что инструменты теряли чарующий тембр.

Скрипка Страдивари из собрания Мардридского Королевского дворца

Сотрудники Массачусетского технологического института провели анализ огромного количества старинных альтов и скрипок и выяснили, что изделия Страдивари отличаются эфами — f-образными отверстиями на верхней деке, которые у данных инструментов в среднем на 2% крупнее, чем у других.

Лак от Леонардо да Винчи

Ну и конечно, наибольшее количество ученых утверждают, что волшебные свойства инструментов Антонио Страдивари обусловлены специальным лаком.

Покрытие старинных скрипок или виолончелей действительно является уникальным. Лак на них одновременно уплотняет древесину и позволяет ей дышать.

Он под разными углами меняет свой цвет, очень эластичен, и благодаря ему мелкие царапины и потертости затягиваются сами собой.

Именно с помощью лака, который выдерживал очень высокую температуру, великие мастера, гнули части инструментов, создавая акустический аппарат из двух чувствительных дек-мембран.

Примечательно, что таким же лаком пользовались знаменитые живописцы эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и другие.

Совсем недавно, в 2010 году, группа французских и немецких ученых под руководством Жан-Филиппа Эшара проанализировала его состав и установила, что туда входили масла, смолы, органические красители и некоторые неорганические соединения типа каменной пыли.

Абсолютно точно состав лака установить не удалось, тем не менее исследователи уверены: решающей роли в уникальном звучании инструментов он не играл.

— Может, секрет мастера заключался в его глазах и руках? — предположил Эшар.

Копировать невозможно

Об этом же пишет исследователь и скрипичный мастер из Украины Валентин Тимошенко. В сентябре 2015 года он провел в Харькове пресс-конференцию, где рассказал о своем видении данной проблемы.

По его мнению, главным недостатком всех исследований инструментов Страдивари было то, что ученые искали какой-то один основной секрет: особое дерево, вымачивание в соленой воде, предварительная обработка древесины, специальный лак и т.п.

На самом же деле заслуга мастера — в создании уникальной технологии изготовления музыкальных инструментов.

Почему даже самые точные копии скрипок или альтов Страдивари звучат гораздо хуже оригинала? Да потому что копируется только их внешняя форма. Однако, чтобы принять эту форму, любой инструмент проходил очень жесткую обработку.

Даже сам мастер поначалу не знал, как будет выглядеть его альт или скрипка — потому что каждая деталь подбиралась и изгибалась в соответствии с ее звучанием. Обработка, имевшая целью предельное уплотнение древесины и максимальный прогиб дек, производилась медными стержнями, которые предварительно нагревались в печи.

Работа была чрезвычайно кропотливой и требовала не только специальных навыков, но и творческого умения предугадать звучание.

Скрипачка Клара-Джуми Кан со скрипкой Страдивари

Валентин Тимошенко описал технологию Страдивари, которую шаг за шагом открывал в течение 30 лет. Великий мастер начинал с боковых стенок.

Потом проходила обработка нижней деки, начиная с краев к середине, после чего то же самое проделывалось с верхней декой. На обработанную поверхность наносился слой горячего лака, который уплотнял древесину.

Если Страдивари не устраивало звучание, обработка могла производиться не один раз.

В результате корпус инструмента порой имел несимметричную форму, но становился неким единым целым и получал удивительную способность издавать звук, усиленный внутренним эхо.

Почему же музыкальные мастера перестали применять подобную технологию? Валентин Тимошенко считает, что это произошло в связи с появлением более современных рабочих инструментов для обработки древесины.

Технология упростилась, стала менее трудоемкой — но при этом мастера, отказавшись от традиционных методов, растеряли навыки звуковой подгонки деталей друг к другу.

А главное — их инструменты, в отличие от работ Амати или Страдивари, с годами звучат не лучше, а хуже.

Источник: «Тайны ХХ века»

Источник: https://salik.biz/articles/23976-sekret-stradivari.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector