Подбор музыки на слух: гений или навык? размышление

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым.

Так ли это? Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум? Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Фото A Health Blog CC BY-SA В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда. Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление.

Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.

448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы. Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут. Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке.

Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи.

И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем. Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее. Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть. Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление Фото Tristan Loper CC В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program). Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку. Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Источник: https://habr.com/post/411525/

Подбор музыки на слух гений или навык размышление — MUSIC ACADEMY

12.01.2019 Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Доброго времени суток, музыканты всех мастей! Сегодня мы немного поговорим о таком важном и полезном навыке, как подбор музыки на слух. Ноты, аккорды и табулатуры знать, несомненно, большой плюс, но подбирать новую, где-то только что услышанную мелодию и тут же ее играть на своем инструменте – талант, которому могут позавидовать.

Вовсе не обязательно, что ученик музыкальной школы собирается сделать музыку делом всей своей жизни. Для некоторых это просто любимое хобби, и ничего более. Но вот какой существует интересный факт.

Парадокс, но довольно часто те, кто семь лет отдал просвещению в музыкальной сфере, прекрасно владеют техникой чтения с листа и замечательно исполняют трудные классические композиции, однако буквально впадают в ступор, подбирая аккомпанемент даже к такому бедному на всякие пассажи произведению, как «Мурка».

С чем это связано? Неужели непременно нужно быть музыкальным гением для того, чтобы подбирать любимые современные мелодии на слух?

Музыкальная школа дает детям абсолютно всесторонние навыки в музыкальной науке: это и теория в виде построения квинтсептаккордов от каждой ступени в любой тональности, например, и практические навыки в виде исполнения вокализа в хоре или сверхбыстрой игры арпеджио на черных клавишах фортепиано, и духовное развитие — к примеру, прививание любви к итальянской опере. То есть, упор делается конкретно на то, чтобы музыку выучить. Есть ноты, которые уже были написаны неким композитором, в которых уже четко указан темп, ритм, динамические оттенки, присущие этому произведению, осталось только сыграть именно так, как написано в них. Но не обучают искусству импровизации, превращения воображаемых мелодий в реальные с помощью нотной грамоты, да и наука подбора популярных мелодий, в которых не так уж и много аккордов, также остается не у дел.

Таким образом, данный навык не развивается, и создается впечатление, что эта самая «Мурка» подвластна только не иначе как самому Моцарту или Бетховену с их гениальностью, хотя с той же «Лунной сонатой», или «Полетом валькирий» нет абсолютно никаких проблем.

С другой же стороны, познающие музыкальную науку самостоятельно (при условии, разумеется, наличия таланта) с легкостью справляются с такой задачей, как подбор правильных квинтсекстаккордов, при этом, даже не представляя себе, что существуют подобные слова. И, скорее всего, предпочтут не заморачиваться вопросами терминологии.

В основном объединяет всех владеющих способностью подбора музыки один момент: они хотят играть то, что пожелают.

Разумеется, для того, чтобы научиться подбирать музыку на слух, теория музыки весьма пригодится. Но только непосредственно та ее часть, где раскрываются знания, имеющие сугубо практическое значение: что такое тональность, какие бывают аккорды, устойчивые и неустойчивые ступени лада, параллельные тональности и др., и как применить это все в том или ином музыкальном жанре.

Но самый простой путь к тому, чтобы стать в подборе на слух настоящим мастером — это сесть за свой инструмент и пробовать воспроизводить те самые ноты, которые проходят через наши уши.

А дружба со своими ушами и с музыкальным инструментом ускоряют развитие навыка в геометрической прогрессии. Главное – только практика. И тогда традиционные дружеские посиделки превратятся для ваших друзей и близких в настоящий праздник.

Поэтому дерзайте и все у вас обязательно получится!

Источник:

Как научиться подбирать мелодию на слух?

Источник: https://shademark.ru/drugoe/podbor-muzyki-na-sluh-genij-ili-navyk-razmyshlenie.html

Музыкальный онлайн колледж

Что нужно для того, чтобы подбирать любую на слух?

Один из навыков о котором мечтают многие начинающие музыканты это умение подбирать музыку на слух. Помню когда я делал первые шаги в освоении гитары, для меня подбор музыки на слух казался чем-то из области фантастики. И когда мои учителя с легкостью подбирали мелодии или аккорды на слух, то естественно, что я мечтал этому научиться.

  • Однако на уроках в музыкальной школе этому не учили, а состоявшиеся музыканты говорили, что с практикой все получится.
  • Эхх…
  • Хотел бы я знать, то что знаю сейчас… Сэкономил бы пару лет музыкальной жизни, как минимум…
  • Отвлекся, простите:)
  • Итак, подбор музыки на слух — какие навыки нам нужны для этого?
  • В первую очередь вспомним, что любая музыка это ритм, мелодика и гармония.
Читайте также:  Лучшие музыкальные фильмы: фильмы, которые понравятся каждому

Соответственно ритмический, мелодический и гармонический слух это первое, что нам понадобиться. Но сегодня я хотел бы ограничиться только тем, что касается подбора мелодии на слух.

Что нужно музыканту для того, чтобы подобрать мелодию на слух?

В первую очередь определим, что мелодия может быть одноголосной, то есть задача просто подобрать мелодию. А второй вариант это мелодия, которая звучит в контексте, то есть есть аккомпанемент, бас, ударные и т.д

Значит первый навык это умение вычленять мелодию из многоголосной ткани. На самом деле любой человек занимается этим постоянно. Мы слушаем песню, а воспринимаем мелодию вокала, слушаем мелодию к кинофильму запоминая именно мелодическую линию и т.д

С этим разобрались. Какие еще элементы?

Для того, чтобы быстро и без проблем подобрать мелодию музыкант должен обладать следующими навыками:

Умение слышать лад и ступени лада

Конечно можно подбирать ноты на слух, перебирая звуки на инструменте. Но такой подход будет очень медленным и имеет смысл только на первом этапе развития слуха. Если же вы слышите ступени лада, то инструмент вам не понадобиться и вы сможете просто записать мелодию нотами.

Развитый ритмический слух

Так как любая мелодия основана на ритмической рисунке, то очевидно, что кроме ступеней нужно уметь различать ритмические фигуры, а также верно определять размер мелодии, так как неверное определение размера мешает правильному восприятию ритма мелодии.

Ритмические фигуры условно подразделяются на 3 большие группы: 2-кратное деление, 3-кратное и условное деление.

Естественно, что музыкант должен быть в состоянии не только отличать одну группу от другой, но и слышать все элементы ритмической тональности в рамках звучащей группы.

Понимание структуры мелодии

Навык, который приобретается с опытом и позволяет предсказывать развитие мелодии. Умение слышать фразы, мотивы и их взаимодействие значительно облегчает процесс подбора мелодии на слух.

Также сюда можно включить умение распознавать такие элементы музыкального развития как вариации, секвенции, расширения, сжатия.

По сути, при достаточном уровне развития этого навыка вы можете запомнить мелодию с первого прослушивания!

  1. Умение мгновенно слышать интервалы
  2. Хотя для подбора мелодии достаточно хорошо развитого ладового чувства, все же интервальный слух помогает контролировать точность слухового восприятия и ускоряет процесс перевода звуков в ноты.
  3. Гармонический слух

Казалось бы, мы же говорим о мелодии — зачем нам гармония? Но мелодические линии нередко используют арпеджио аккордов, кроме того, умение слышать смену аккордов в мелодическом движение помогает лучше запомнить структуру мелодии, а в некоторых случаях можно анализировать мелодию через гармонию.

Знание инструмента

Думаю здесь все понятно. Если вы не знаете свой инструмент и не умеете на нем играть, то подобрать даже 2 ноты будет сложной задачей. Но для развития навыков подбора мелодии на инструменте нужно заниматься правильно. Петь, работать с аппликатурой и т.д

Терпение

Возможно первые мелодии вы будете подбирать несколько дней, поэтому без этого навыка бессмыслено пытаться освоить это искусство.

Бесконечное прослушивание отрезков мелодии, тыкание в ноты на инструменте, попытки простучать ритм и определить метр. На первых порах все это может вас порядком злить.

Но именно так нарабатываются долгосрочные навыки, которые помогут вам позже в импровизации, композиции или опять же в игре на слух.

Музыкальная память

Несмотря на то, что такого понятия как музыкальная память в психологии не существует, все же среди музыкантов это понятие является достаточно ходовым и подразумевает совокупность различных навыков.

Главное, что мы должны помнить о музыкальной памяти это то, что она развивается, а также то, что она формируется под влиянием разумного осмысления музыки.

Чем больше вы знаете о музыке, тем проще она вам кажется, тем легче вам предугадать движение композиционной мысли и, как следствие, вы можете без труда запоминать достаточно большие отрывки музыки.

Как видите, для того, чтобы подобрать мелодию на слух нужно прокачивать все обозначенные выше навыки. Но радостная новость состоит в том, что если работать над каждым из этих навыков, то вы будете прогрессировать гораздо быстрее, так как ваши действия будут осмысленными и легко контролируемыми.

Подбор музыки на слух: гений или навык? Размышление

Источник: http://study-music.ru/kak-podobrat-melodiyu-na-slux/

Как подобрать песню на слух?

Умение подбирать музыку на слух — очень полезный и важный навык для любого музыканта. Как подбирать мелодии или песни на слух? Как практиковаться и нужно ли музыкальное образование для этого — читайте в статье.

Чтобы подобрать правильно мелодию, нужно

:1. Уметь подобрать высоту ноты;

2. Слышать ритм мелодии.

Т.е. «Что играем» (ноты, определённая высота звука) и «Когда играем» (ритм) — это и есть музыка.

__________________

Высота нот в простых мелодиях

Начнём с первого пункта. Нужно научиться слышать высоту нот и точно воспроизводить его на своём инструменте.

Если вы думаете, что для этого нужен «музыкальный слух» или думаете, что вам «медведь на ухо наступил» — это ерунда. Если вы можете отличить звук скрипки от бас-гитары или щебетание птиц от лая собак — поздравляем, у вас есть слух и вы сможете научиться подбирать песни.

Всё, что нужно — практиковаться и ещё раз практиковаться!

Как же это делать? Для начала попробуйте что-нибудь простое: возьмите инструмент, допустим, гитару и попросите близкого человека зажать любой лад и сыграть (при этом вы не должны видеть, что зажимает ваш близкий человек).

Затем попробуйте «отыскать» эту ноту.

Только помните, что одни и те же звуки на одной струне есть и на соседней, например, открытая 1 струна издаёт такой же звук, как и 2 струна, зажатая на V ладу. Этого могут не знать ваши близкие и сказать, что вы не угадали ноту.

Есть неплохой сайт, где вы можете попрактиковаться в «отгадывании» нот сами, без помощи, на виртуальном пианино: ссылка. Слева в меню выбираете «Угадать ноту». Затем жмите на «Играть ноту» и попытайтесь найти её на клавиатуре в верхней части сайта. Небольшой минус в том, что угадывать придётся с первого раза, нет права на ошибку, но, с другой стороны, это даже хорошо — так вы сможете быстрее научиться точно определять звук.

Если вы можете отгадывать ноты почти сразу, можете переходить на следующий уровень и попробовать сыграть мелодию из простой детской песенки, как «Весёлые гуси».

__________________

Ритм простой мелодии

Прослушайте песню целиком, прислушивайтесь к мелодии вокала, затем не спеша, нота за нотой «отгадывайте» часть мелодии (сначала отгадайте ноты с первой строчки текста). Отгадав все ноты из первой строчки песни — сыграйте их в «правильном ритме», пытаясь точно подражать оригиналу.

Как определить ритм мелодии или песни? Попробуйте прохлопать в ладоши ритм. Наверняка вы слышали знаменитый «бит» (ритм) из песни Queen — «We will rock You» 2 удара ногой и хлопок в ладоши. По такому принципу можно определить ритм практически любой простой песни, а также мелодии — путём прихлопывания в ладоши.

Большинство людей не знают, что ритм — важнейшая часть в музыке, как и звуки и не уделяют особого внимания длительностям звучания нот и, особенно, длительностям звучания пауз. Но вы понимаете, что важно выдерживать ноты и паузы до конца, поэтому уделите этому своё время и прохлопайте ритмику мелодии (например, первую строчку из «Весёлых гусей»).

Подбирать песни рекомендуют с подбора ритма. Т.е. сначала нужно прохлопать ритм, поймать и прочувствовать его, а после — подбирать ноты мелодии и гармонии.

__________________

Подбираем аккорды

Когда вы научитесь хорошо ловить ритм и отдельные ноты, можно приступать к аккордам и гармонии. Большинство песен имеют очень простую гармонию из 4 аккордов. Эти аккорды могут быть мажорными (весёлые) и минорными (грустные).

Для начала вам нужно научиться «слышать» окраску (лад) аккорда (мажор или минор). Для этого возвращаемся на сайт: ссылка. Жмём «Мажор/Минор» и «Играть трезвучие». Слушаем и определяем — весёлый аккорд или грустный.

Также вы должны уметь играть базовые аккорды на своём инструменте (хотя бы мажорные и минорные аккорды от всех звуков). На нашем канале есть статья по «универсальным» схемам аккордов для гитары. Научившись брать один мажорный аккорд — эту схему можно применить от другой ноты и получится следующий мажорный аккорд и так далее. Ссылка на статью.

Теперь, когда вы умеете слышать ладовую окраску и знаете все основные аккорды, можете подбирать. Попробуйте подобрать аккорды ко припеву песни Кино — «Группа Крови».Подсказка: в припеве используются 4 аккорда, 1 аккорд — F#m.

Совет! Если не получается услышать аккорд, прислушайтесь к басу (нижняя нота) аккорда, либо к линии бас-гитары и отталкивайтесь от этого звука. Т.е. найдите самый нижний звук аккорда на своём инструменте (на гитаре он должен находиться на басовых струнах) и стройте схемы аккордов, которые используют эту басовую ноту.

Проверить правильность подобранной гармонии припева можете тут: ссылка.

__________________

Подбираем бой

После того, как вы нашли нужные аккорды (запишите их на листок). Можно начать подбирать бой или ритмический рисунок обыгрывания этих аккордов.

Это необязательно может быть бой, часто в песнях используется перебор.

Попробуйте прохлопать ритм боя. Хлопать нужно только тогда, когда звучит гитарный аккорд. В большинстве песен используется обычные ритмы: ссылка на статью о гитарном бое.

Если это перебор, то нужно поставить аккорд и искать каждую ноту перебора отдельно, используя ноты из этого аккорда. Однако в этом случае в песне могут использоваться не обычные мажорные или минорные аккорды, а с различными добавочными нотами, как .sus2 или .sus4, секстаккорды, септаккорды и т.д.

Старайтесь записывать всё, что подобрали на диктофон и на листок — так вы ничего не забудете, а если даже забудете — легко будет вспомнить.

__________________

Многие музыканты, учащиеся в музыкальных школах или ВУЗах не могут подбирать гармонию дворовых или попсовых песен.

Всё дело в том, что они не часто сталкиваются с такой музыкой, они слушают классику, джаз, блюз или, возможно, рок, но далеки от уличной музыки.

Поэтому простой музыкант-любитель сможет быстро подобрать дворовую песню, пока профессиональный музыкант будет задумываться над тональностью и обращениями аккордов. Всё дело в практике и постоянном слушании песен!

Итак, с помощью советов из этой статьи вы сможете научиться: слышать ноты различной высоты, а также ритм мелодий; подбирать аккорды простых песен и гитарный бой. Практика в этом деле — ваш лучший учитель, а постоянное знакомство с разной музыкой — ваш верный друг.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи, а также на наш Telegram-канал Guitar Blog (@first_chord), где мы постоянно выкладываем музыку и видео лучших гитаристов мира. Хорошего настроения и удачи!

Читайте также:  Полезные и вредные продукты для вокалиста

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae74db0dd248401aaf95d4c/5b952dfbb4dba900ac7c3b7e

6 великих музыкантов-вундеркиндов, которых считали гениями с малых лет

Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным.

Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке — это заслуга отца.

Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.

Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице.

Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга.

«Смотрите, господин Шахтнер, — обратился отец к своему придворному музыканту, — как все здесь правильно и со смыслом!».

В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки —- семилетний мальчик».

Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными.

Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше — это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».

Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона.

Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко).

А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, — и был абсолютно прав.

Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.

Где послушать

На концерте «Моцарт – гений из Зальцбурга» в исполнении камерного оркестра «Инструментальная капелла». Концерт проходит в рамках проекта «Классика на высоте», и его название здесь приобретает буквальный смысл – музыку будут исполнять на высоте 220 метров, на 58-м этаже башни «Империя» в Москва-Сити.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/6-velikih-muzykantov-vunderkindov-kotoryh-scitali-geniami-s-malyh-let

Как научиться подбирать мелодию на слух? На каком муз. инструменте проще?

Да, Вы правы, действительно, гораздо интересней и увлекательней научиться самому подбирать любую мелодию, а не только играть по нотам.

Вот несколько важных моментов в этом процессе, на которые стоит обратить внимание:

  • Не бояться, что не получится
  • Выбирать знакомые мелодии
  • Выбирать простые мелодии
  • Выбирать не быструю мелодию, с размеренным темпом
  • Не бояться начать с любой ноты
  • Тренироваться, тренироваться и тренироваться 🙂

Подробнее:

  • Нужно настроиться на то, что нет ничего невозможного, всему можно научиться, и это действительно так. Подбирать мелодии на слух — это не достояние только исключительных людей — важно это понимать, чтобы страх неудачи не сковывал.
  • Когда человек только учится подбирать музыку на слух, лучше начинать с хорошо знакомых, которые человек очень-очень часто слышал, а желательно и чтобы он мог их пропеть. Если человек не может полностью напеть мотив, то, вряд ли, сможет его сыграть, по крайней мере, ему будет очень сложно — в этом случае лучше включить эту музыку, чтобы вточности вспомнить мотив.

Но лучше брать абсолютно знакомые песни — это очень важно, потому что если человек начнет подбирать подряд любые мелодии, то его очень скоро может постигнуть разочарование и может показаться, что у него нет к этому способностей. Но это не так — просто выбор мелодии очень важен на начальном этапе.

  • Третий момент — помимо того, что мелодия должна быть хорошо знакомой, еще очень важно, чтобы она была простой. В этом плане хорошо подходят, например, песни советской эпохи. Современные, особенно, иностранные песни начинающему будет подобрать в разы сложнее (хотя есть исключения, но, в основном, это так).
  • Чем быстрее темп музыки, тем сложнее начинающему будет ее подобрать.
  • Лиха беда начала. Человек думает: «С какой же ноты начать играть? Ведь если ошибешся с первой нотой, то дальше уже мелодия не получится…» И этот страх сковывает :(. Но он напрасен. На самом деле, начать мелодию можно абсолютно с любой ноты! Мелодия будет звучать несколько «иначе», но ее мотив будет, все равно, узнаваем.

Поэтому нажимаем смело на любую понравившуюся клавишу (для клавишных) и стараемся дальше подобрать хотя бы несколько нот мелодии.

Как только у нас это получилось (то есть эти несколько нот вполне выдают нашу мелодию), можно и откалиброваться, то есть начинаем играть этот мотив, начав уже с другой ноты (то есть, если играли с ноты ми, то теперь пробуем с ноты фа), если не достаточно чисто, то опять со следующей, и так пробуем все семь нот, пока не найдем идеальный вариант — это самая несложная часть подбора мелодии и очень быстрая, на самом деле. А дальше уже подобрать оставшуюся часть проще, когда начало положено.

  • С опытом все становится легче. Чем чаще человек будет подбирать мелодии, тем лучше и быстрей начнет получаться — это закономерный результат любого опыта. Как говорится, если долго мучаться, что-нибудь, все равно, получится :). Если есть хороший стимул и немного упорства, то рано или поздно и эта крепость сдастся!

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/211278-kak-nauchitsja-podbirat-melodiju-na-sluh-na-kakom-muz-instrumente-prosche.html

Лучшая музыка для работы, по мнению учёных

Исследования учёных из Бирмингемского университета показали , что музыка является эффективным помощником при выполнении монотонной работы. Будь то бездумная проверка электронной почты или заполнение таблицы, наличие музыки способствует повышению скорости выполнения подобных задач.

Если же речь заходит о сложной, творческой, интеллектуальной работе, требующей активного участия мозга, то любая музыка уже не подойдёт. Тут нужен особый плейлист.

Звуки природы

Недавние исследования учёных из Политехнического института Ренсселера показали , что присутствие «природных элементов» в музыке повышает общее настроение и помогает сосредоточиться.

Звуки природы подобно белому шуму хорошо маскируют человеческую речь, на которую мы легко отвлекаемся, а также положительно влияют на когнитивные функции и концентрацию. Благодаря природным звукам общая удовлетворённость испытуемых во время работы стабильно росла.

Кстати, помимо щебетания птиц и звуков дождя, которые чаще всего ассоциируются с природными, благотворный эффект вызывает журчание ручья. Согласно тем же исследованиям, шум горного потока также входит в разряд способствующих повышению внимания звуков.

  • Не имеет значения, будете вы слушать запись исключительно звуков природы либо включите музыку, содержащую в себе эти элементы: положительный эффект дадут оба варианта.
  • Найти звуки природы достаточно просто по соответствующему запросу, например, на YouTube.
  • 

Любимые песни

У каждого из нас найдётся определённое количество треков, которые нравятся нам больше остальных. Составлять такой плейлист полезно, ведь именно любимая музыка помогает многим из нас работать лучше. К такому выводу пришла и Тереза Лисиюк (Teresa Lesiuk), работающая в рамках программы музыкальной терапии в университете Майами:

«Стресс вынуждает нас принимать поспешные решения, а зона внимания при этом значительно сужается. Улучшение настроения через музыку позволяет смотреть на вещи шире и рассматривать больше вариантов».

Интересно то, что любимая музыка оказывает наибольший эффект в случаях, когда человек ещё не стал профи в своей работе: прослушивание любимых композиций позволяло таким испытуемым выполнять задачи быстрее и генерировать лучшие идеи.

Музыка, которая вам безразлична

Восприятие окружения меняется от человека к человеку. Это подтверждают исследования одного тайваньского университета. Определённое количество людей при прослушивании наиболее и наименее привлекательной для них музыки реагируют понижением концентрации.

Это как раз тот случай, когда, услышав любимый трек, вы забываете обо всём и полностью уходите в него. Если вы наблюдаете у себя схожую реакцию на любимую и ненавистную музыку, то включайте максимально нейтральные композиции, не вызывающие у вас выраженных эмоций.

Инструментальная музыка

Слова отвлекают. По данным исследований Cambridge Sound Management, винить за падение производительности весь шум в целом нельзя. Именно слова отвлекают нас, потому что человек, слыша речь, неизбежно переключается с текущего занятия и начинает прислушиваться к теме разговора. Такова наша социальная природа, и данному явлению оказались подвержены 48% испытуемых.

Нас могут отвлекать любые произнесённые слова независимо от того, слышим мы их в офисном шуме или в играющей в наушниках песне. Вы же замечали, как иногда вы ловите себя вслушивающимся в текст трека? Это именно тот случай. Склонным к залипанию на текстах поможет инструментальная музыка. Нет слов — нет отвлечения.

Музыка барокко

Эффект от прослушивания музыки зависит от её темпа. Канадские исследователи обнаружили , что испытуемые лучше сдают IQ-тесты под более динамичную музыку, и фаворитом здесь является музыка эпохи барокко. К такому же выводу пришли группы исследователей из университета и госпиталя Балтимора, а также университета Филадельфии. Музыка барокко действительно помогает лучше работать.



Другое исследование учёных малайзийского инженерного колледжа выявило заметное снижение стрессовых ощущений и признаки физической релаксации при прослушивании музыки с темпом в районе 60 ударов в минуту. В музыкальном лексиконе такому темпу примерно соответствует термин «ларгетто».



Средняя громкость

Идеальная громкость — средняя громкость. К такому выводу пришли учёные сразу четырёх университетов: исследования выявили положительное влияние прослушивания музыки при умеренной громкости на творческое мышление.

Согласно этим исследованиям, как умеренная, так и громкая музыка помогает абстрактному мышлению, однако излишняя громкость мешает мозгу обрабатывать информацию.

Источник: https://Lifehacker.ru/music-for-productivity/

Развитие творческих навыков учащихся (подбор по слуху, аккомпанемент) на уроках общего фортепиано

Развитие творческих навыков учащихся (подбор по слуху, аккомпанемент)

на уроках обязательного фортепиано

Автор-составитель: Расторгуева И.В.

Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является постепенное приучение ребёнка с первых шагов к самостоятельной работе на инструменте и развитие его творческой инициативы. Большую роль в этом играет транспонирование, читка с листа, подбор по слуху.

В процессе такой работы у учащихся накапливается определённая сумма знаний, умений и навыков: развивается слух, чувство ритма, обогащается память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре, закрепляются игровые навыки и развивается творческое мышление.

отсутствие этих навыков, напротив, является мощным фактором, изолирующим учащихся от мира музыки и тормозящим тем самым формирование развитие музыкального интеллекта. Навыки подбора и чтение с листа дают возможность ознакомиться с большим объёмом музыкальной литературы.

Кроме этого они дают возможность музицировать, исполняя полюбившиеся эстрадные песни, песни из кинофильмов, популярную музыку. В этом случае ученики сами становятся пропагандистами популярной музыки, так как исполняют её в кругу друзей, на школьных вечерах, дома и т.д.

При этом необходимо научить ученика ориентироваться в обилии музыкальных течений, которые появились в настоящее время,  научить отличать хорошую музыку от посредственной, контролировать увлечения различными музыкальными течениями и влиять на развитие музыкального вкуса, что и позволяют занятия подбором.

Читайте также:  Рейтинг фирм-производителей фортепиано

        Начиная работать над подбором, мы столкнулись с отсутствием методической литературы по этому вопросу. Представленный материал является результатом практической работы в наших классах.

        Одной из важнейших задач начального этапа является формирование и развитие слухового опыта юного пианиста, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых педагогом пьес.

Для накопления этого опыта учащемуся даются несложные упражнения (показать рукой направление движения мелодии, прохлопать её ритм). Для успешной работы над музыкальным произведением необходимо, чтобы музыкально-слуховой опыт ученика опережал его игровые действия за инструментом.

Тогда эти действия будут осмысленны и уверены. Развитие слуха учащегося является также одной из предпосылок транспонирования. Оно начинается с развития слуховой активности ребёнка (звуковысотной, ритмической, ладовой, гармонической и пр.).

На начальном этапе обучения в работе с учащимися помогает аналогия с разговорной речью, где также есть вопросительные и утвердительные интонации, смысловые точки, кульминации и т.п. тесно связано с развитием слуха учащегося развитие его музыкальной памяти, особенно её произвольных видов.

уже с первых занятий надо приучать ребёнка переносить попевки (мелодии) в другие октавы для лучшей ориентации на клавиатуре. Это является хорошей предпосылкой для транспонирования. В процессе ознакомления учащегося с интервалами обязательно анализировать мелодию с этой точки зрения.

Постепенно мелодии усложняем и начинаем подбирать знакомые с детства песенки из мультфильмов и т.д. Параллельно продолжаем заниматься транспонированием простых попевок, но уже иногда добавляем бас (первая, пятая ступени). Занимаемся транспонированием интервалов, а в дальнейшем и аккордов.

        Во втором полугодии переходим к подбору мелодии с аккомпанементом. Прежде всего ученик должен усвоить основные ступени лада, используемые при подборе аккомпанемента. лучше всего начинать с простых по гармонической структуре песен без модуляций и отклонений. начинаем подбор с выбора тональности, в которой ученик хорошо ориентируется.

Необходимым условием при выборе тональности должно быть удобство в исполнении мелодии голосом. Если у ученика слабый слух и музыкальная память, мелодию подбираем на уроке, можно первое время записать ему мелодию в нотную тетрадь. Если это уже не первый подбор, то мелодию ученик подбирает самостоятельно. Сразу отмечаем отклонения и модуляции, если они есть.

Об отклонениях более наглядно получается говорить уже при подборе гармонического аккомпанемента. Следующий этап — нахождение функционально-гармонической основы аккомпанемента: трезвучий основных ступеней лада. Анализируем мелодию: на какую ступень приходиться сильная доля мелодии и в каком из аккордов Т.S.Д. встречается эта ступень.

Затем соединяем мелодию с подобранными аккордами и сверяем их звучание по слуху. В моменты перехода в другую тональность надо точно определить модуляцию и в новой тональности вновь использовать Т.S.Д. ученику надо объяснить, что модуляция чаще всего происходит через доминантовую функцию новой тональности. Сначала ученику представляет трудность играть вместе мелодию и подбираемый аккомпанемент.

В этом случае мелодию может исполнить педагог, а аккорды — подбирать ученик. Можно использовать и другой способ: ученик поёт мелодию и играет аккомпанемент.

        Следующий этап работы — меняем конфигурацию и фактуру аккомпанемента в зависимости от жанра музыки, её характера. Вариантов аккомпанемента много. Это может быть арпеджио различных видов, танцевальный, вальсовый — бас-аккорд, либо аккорды с пропущенным терцовым или квинтовым звуком.

Аккомпанемент может быть просто гармонической и ритмической основой. Это могут быть октавы, октавы ломаные, и т.д. Ритмический рисунок аккомпанемента можно разнообразить: восьмые, четверти, может быть различный пунктир. Здесь всё зависит от фантазии, важно только не противоречить смыслу музыки и помнить о её жанре.

В более старших классах можно начать знакомить учеников с основами гармонизации.

        Несколько практических моментов в работе над аккомпанементом:

     — когда в левой руке берётся гармонический интервал с пропущенной ступенью, эту ступень можно перенести в правую руку, добавив средним голосом к мелодии. Получается та же гармония в широком расположении.

     — если в мелодии выдержанный звук, можно сыграть основной аккорд и затем взять в обращении. Ученики знают, что подряд два трезвучия звучат грубо, нелогично.

     — иногда хорошо слушаются простые параллельные унисонные через две, три октавы ходы обеими руками (например, в проигрышах песен).

        По мере прохождения на уроках сольфеджио более сложной септаккордовой группы начинаем её использовать при подборе аккомпанемента.

        После того, как аккомпанемент подобран, занимаемся шлифовкой деталей, работаем над динамикой и характером музыки. В дальнейшем переходим к более сложной поладовой и ритмической структуре музыки.

        Приобретая практические навыки подбора аккомпанемента на уроках, довольно скоро ученики начинают заниматься этим даже самостоятельно. Процесс подбора аккомпанемента первое время занимает много времени, но та радость и то желание работать, которое появляется у ученика, окупает затраченное время.

Используемая литература:

  1. А.Д. Алексеев. «История фортепианного искусства» – М., 1988.
  2.  Для освоения этих клавиш есть специальный ансамбль в Тетради №12, пьеса №1
  3. Книга «Интерпретация», глава «Приглашаю на уроки»
  4. Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 2007
  5. Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва, 2003

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/08/04/razvitie-tvorcheskih-navykov-uchashchihsya-podbor-po

Три способа улучшить навык восприятия речи на слух

Если вы понимаете 100% на слух фильмы, песни и другую неадаптированную речь носителей языка, можете дальше не читать. Если же вам еще есть куда расти, чтобы понимать не только отдельные слова и фразы, то сегодняшняя статья вам может быть очень полезной.

Итак, что же делать, чтобы понимать речь на слух?

Как можно больше слушать! Капитан очевидность, скажете вы? Да я согласна!

Но постоянно получаю вопросы в личку, Лиана, я смотрю фильмы, а ничего не понимаю, что мне делать? На мой вопрос, а раньше что слушали, как слушали, оказывается, что ничего.

  • Ну а с чего бы тогда фильмы бы сразу стали понятны?
  • Нужно слушать, чтобы понимать речь на слух, но не всё равно что, а выполнять для этого определенные упражнения.
  • Упражнение первое.
  1. Выберите недлинное аудио или видео – минуты 2-3. Вот, такая последовательность для работы с ним:

Сначала просто слушаем, никуда не глядя

Читаем отдельно текст, переводим, разбираем, где откуда какой артикль-предлог взялся – работает с текстом до тех пор, пока не скажете, ну теперь мне всё понятно.

Слушаем, глядя в текст  — на этом этапе задача просто разглядеть, опознать то, что слушаете, и что написано в тексте. Ведь наверняка у вас были такие ситуации, аудио непонятно, читаешь текст к нему – понятно почти каждое слово! Вот сводим это в единую картину.

Слушаем без текста – и после этой проделанной работы попробуйте слушать не глядя в текст, чтобы проверить насколько он теперь понятен, когда каждое слово знакомо по смыслу и уже известно, как оно произносится.

Такое упражнение займет у вас минут 20-30, несмотря на то, что видео всего 2-3 минуты. Но оно того стоит.

Вот у меня для вас новое видео, которое записал Дэвид, попробуйте сделать все эти шаги, напишите  в х впечатления.

  1. Усложняем задачу – текст составляем сами

Этот способ подойдет прежде всего тем, у кого как минимум средний уровень знаний. На этот раз предлагаю записать текст самостоятельно. Опять же выберите  2-3 минутное видео, первый раз прослушайте до конца не нажима на паузу, пытаясь понять, о чем же оно. А дальше – нажимайте на паузу, вслушивайтесь, пишите текст – скрипт – к этому видео. Дальше сравниваем себя с этим текстом.

Опять же, не пугайтесь, что на работу с 2минутным видео у вас может уйти 20-30 минут. Это нормально! Лучше потратить 20 минут сейчас, чем красиво хлопать глазами, когда нужно будет понимать реального собеседника.

Для этой цели мы записали для вас еще одно видео. Обычно мы пишем тексты к видео только для заданий онлайн-тренинга «Эпидемия английского», но сегодня я открываю доступ к этому видео для всех – потому что я хочу, чтобы как можно больше людей понимали неадаптированную речь на слух!

В следующем письме будет текст к этому видео, пока пробуйте написать сами.

  1. Просто слушать (своего уровня)

Если вы регулярно выполняете пункт номер один, то имеет смысл упростить себе задачу. Просто слушать аудиоматериалы, адаптированные, интересные, ничего при этом не делая. Для этого отлично подойдет время в транспорте, за рулем, в очередях и прочем ожидании.

Важный момент! Не пытайтесь сразу слушать неадаптированные произведения. Зачем? Представьте, второклассник решил учиться по вузовским учебникам, потому что быть в начальной школе не круто, он об этом в интернете читал.

Или более опасный пример – пришел дрыщ в спортзал, скоро лето, он тоже хочет кубики на прессе. И берет самый тяжелый вес. Хорошо, если не убьется! Вот и вы не ставьте себе такие амбициозные задачи.

Начинаем с простого, шаг за шагом, повышаем планку.

Подойдут адаптированные аудиокниги, аудиосказки, биографии и так далее. Слушайте то, что вам процентов на 80 понятно без всяких текстов. Если не понятно, или возвращайтесь к пункту 1 или понижайте уровень. Вы нам еще пригодитесь!

В группе в контакте я периодически выкладываю аудио, вот например Гадкий утенок для начинающих и детектив для среднего уровня и выше.

Если вы уже сделали пункты 1, 2, 3, а время еще осталось, только в этом случае имеет слушать что-то, что не так понятно в фоновом режиме – новости BBC, фильмы, передачи и так далее. Но не как основную активность для понимания речи на слух!

То же самое касается фильмов – если уже всё сделали, и по-прежнему охота заниматься английским, можно и посмотреть. Но всё-таки и снова обращаю ваше внимание, что смотреть фильмы – не самый эффективный способ освоить язык. Об этом недавно записывала короткое видео, если еще не смотрели, вот оно.

Кстати, слушать полезно не только для улучшения навыка восприятия речи на слух, но также не повредит запоминаю новых слов, фраз целиком, общей выносливости в изучении английского, благодаря которой будет запоминаться больше, надолго.

Поэтому призываю вас! Выйдет свободный вечер, захочется проверить, а как там мои друзья на фейсбуке или в контакте (мы все знаем, сколько времени на самом деле на это уйдет), остановите этот порыв! Слушайте английский! Потом и друзьям похвастаетесь своими успехами. Хотя, что там хвастаться, можно же просто помочь – перешлите это письмо тем своим друзьям, кто учит английский. Может, и они до сих пор смотрят фильмы или слушают новости в надежде на чудо…

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Источник: http://lianakhafizova.ru/blog/tri-sposoba-uluchshit-navyk-vospriyatiya-rechi-na-slux

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector