О музыке слова и поэзии звуков: размышления

О музыке слова и поэзии звуков: размышления

Когда музыковеды говорили, что «звучат философские раздумья», или «психологическая глубина звучания», мне вначале было непонятно, о чем это они. Как это – музыка и вдруг философия? Или, тем более, психология, да ещё и «глубокая».

А слушая, к примеру, песни в исполнении Юрия Визбора, который приглашает «наполнить музыкой сердца», понимаю его с полуслова. И когда он исполняет под звуки собственной гитары «Милая моя», или «Когда в мой дом любимая вошла» — честное слово, плакать хочется. За себя, за свою, как мне кажется, бесцельно прожитую жизнь, за недоделанные дела, за недопетые и недослушанные песни.

Любить всю музыку, как и всех женщин – невозможно! Поэтому поговорю о «выборочной» любви к некоторой музыке. Поговорю, с моей кочки зрения, с высоты той кочки, на которую я смог взобраться. А она не такая уж высокая, как любил альпинист Юрий Визбор. Моя высота всего лишь кочка на болоте.

А вы поступайте, как вам угодно: можете прочитать и сравнить свои восприятия с авторскими, или отложить данное чтиво в сторону и заняться чем-то другим.

Итак, я сначала не понимал профессиональных музыковедов, которые смотрят со своей колокольни. Им виднее. Просто душой чувствую звучание многих мелодий и песен.

Конечно же, не одного Визбора обожаю слушать, но и Высоцкого, особенно его «чуть помедленнее, кони…», наших эстрадных певцов Льва Лещенко и Иосифа Кобзона, очень люблю слушать ранние песни Аллы Пугачёвой, её знаменитые «Переправа», «В седьмом ряду», «Арлекино», «Миллион алых роз». Люблю душевные, лирические песни в исполнении Людмилы Толкуновой. Романсы в исполнении знаменитого Хворостовского. Без ума от песни «Берега» в исполнении Малинина.

Мне, почему-то, кажется, что именно написанные слова породили музыку. А не наоборот. И получилась музыка слов. Теперь, в современной эстраде, нет ни слов, ни музыки. Одни гортанные выкрики и глупые слова, повторяющиеся нескончаемым рефреном.

Но речь не только о старых эстрадных песнях, которые любит большинство людей, родившихся в середине прошлого века. Хочу изложить своё восприятие простого смертного ещё и к «большой музыке», как её принято называть, «классической».

Здесь разброс интересов полный и навести порядок и как-то систематизировать, разложить по полочкам, — невозможно. Да и ни к чему! И не собираюсь «наводить порядок» в разбросе мнений. Скажу, как я воспринимаю ту или иную звучащую вещь, те или иные слова, облечённые в музыку.

Люблю бравурность Имре Кальмана. Особенно его «Принцессу цирка» и «Княгиню чардаша». И в то же время без ума от лирической музыки Рихарда Штрауса «Сказки Венского леса».

В начале своего разговора удивлялся, как это в музыке может звучать «философия». А сейчас скажу, что слушая «Сказки Венского леса», прямо-таки, ощущаю запах хвои и прохладу, шелест листьев, птичий перезвон. И шелест, и запахи, и краски – оказывается, всё может присутствовать в музыке!

А вам приходилось слушать скрипичные концерты Антонио Вивальди? Обязательно послушайте и постарайтесь узнать в звуках и снежную зиму, и просыпающуюся природу весной, и знойное лето, и раннюю тёплую осень. Вы их точно узнаете, только стоит прислушаться.

Кто не знает стихов Анны Ахматовой! Композитор Сергей Прокофьев написал романсы к некоторым её стихам. Ему полюбились стихи поэтессы «Солнце комнату наполнило», «Настоящую нежность не спутаешь», «Здравствуй» и в результате появились бессмертные романсы. Можно лично каждому убедиться, как музыка наполняет комнату солнцем. Видите, ещё одно волшебство присутствует в музыке – солнечные блики!

Коль завёл речь о романсах, то вспомнился ещё один шедевр, подаренный поколениям композитором Александром Алябьевым. Называется этот романс «Соловей». Написал его композитор в необычных условиях, находясь в тюрьме. Его обвинили в избиении помещика, который вскоре скончался.

Такие вот парадоксы бывают в жизни великих: участие в войне с французами в 1812 году, высший свет столичных городов России и Европы, музыка, круг близких литераторов… и тюрьма. Тоска по свободе и соловей – символ свободы – наполнили душу композитора, и он не мог не выплеснуть свой шедевр, застывший на века в чудесной музыке.

А как не восхищаться романсами Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья»! Или наслаждаться шедеврами итальянского оперного искусства в исполнении Карузо!

А когда звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной» — комок подкатывает к горлу. Одна знакомая сказала, что она напишет в завещании, чтобы её похоронили под звуки этой нечеловеческой музыки. Такие вот дела – и великое, и грустное, и смешное – находятся рядом.

Бывает же человеку весело – тогда подойдёт к настроению песенка герцога Риголетто композитора Джузеппе Верди, помните: «Сердце красавицы склонно к измене …».

На вкус и цвет товарища нет. Кому нравятся громыхающие барабанами и тарелками современные «попсы», а кому старинные романсы и вальсы прошлого века, заставляющие задуматься о бытие, о прожитом. И ведь написаны-то были эти шедевры, когда народ страдал от голода в тридцатых годах, когда сталинская метла уничтожала весь цвет советского народа.

Опять парадокс жизни и творчества. Именно в самые тяжелейшие годы своей жизни человек выдаёт шедевры, как, например, композитор Алябьев, писатель Достоевский, поэтесса Анна Ахматова.

  • А теперь разрешите поставить точку в сумбурных размышлениях о музыке, которую любит народ моего поколения.
  • Изливал свои чувства о музыке слова и поэзии звуков Виктор Ильин
  • На фото — картина художницы Lena Liu

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/o-muzyke-slova-i-poezii-zvukov-razmyshleniya-muzykalnyj-klass

Поэзия – смысл и звуки

В декабрьской афише Электротеатра «Станиславский» —  фестиваль «Живое слово: Post-Babel Condition». Первый международный проект, объединивший поэтов и прозаиков  из России, Европы и США.

Урсула Рукер, Пилот Ле Хот, Анн Коттен, Ванни Бьнякони, Лиза Крист – мировые имена, визит каждого из которых в Россию – само по себе большое событие. Это наши, русские совершенно выдающиеся поэты – Герман Лукомников, Лев Рубинштейн, Андрей Родионов, Ольга Седакова.

На фестивале будут и просто выступления авторов, и философский стенд-ап, и поэтические поединки. Фестиваль, по замыслу организаторов, должен стать нечто большим, чем выход отдельно взятого автора.

А вот о том, что значит для поэта «живое слово» мы попросили рассказать Андрея Родионова – литератора и ведущего поэтических слэм-конкурсов в Москве.   

Андрей, ты состоялся вполне как письменный поэт, поэт, чьи книги и так будут читать, чьи тексты в сети и так посмотрят. Почему «устное» слово так важно для тебя? Ты организуешь именно устные состязания поэтов, сам много выступаешь, причем ты не представитель «саунд» поэзии, которая именно занята звуковой стороной стиха. Ты вполне «сюжетен», даже кинематографичен…

О музыке слова и поэзии звуков: размышленияЭто трудный вопрос. Но смысл в том, что любой поэт читает свои стихи именно так, как они должны звучать, и пишет их именно так, как они будут звучать. Стихи не надо читать глазами, прочитав их, ты все равно ничего не поймешь. А поймешь ты, только вслушиваясь в звук. Как в музыке – ты поймешь ее, только слушая. Стихи написанные – это ноты, которыми музыка записана, а сама музыка – в звучании. Очень важно слышать, как читает свои стихи автор. Например, для меня было очень важно услышать, как читает себя Бродский, я многое в нем понял. Я просто понял намного больше из того, что он хотел сказать. И понимание это не логическое, оно звуковое, интонационное. И это нельзя восстановить, когда читаешь глазами сам.
Вообще, поэт гораздо ближе к музыкантам, чем прозаик. Вот мы читаем воспоминания многих жен великих поэтов. Например, воспоминания Надежды Мандельштам. И всякий раз встречаем сходные воспоминания: вот он ходит из угла в угол и что-то такое выводит губами, мычит, напевает. Поэт создает мелодию, и именно это не читается глазами.
Молчащая поэзия есть – но встречается гораздо реже. Любой читатель, подсознательно, читая глазами, пытается произнести сам звук стихотворения. Если присмотреться к такому «читающему», то можно видеть, что он уже пытается исполнять. Пытается сам ухватить мелодию, интонацию, именно, чтобы понять смысл. Мы видим, как шевелятся губы, как человек пытается произнести то, что читает вслух.

То есть смысл поэзии не логичен – он в ее звуке?

Конечно, и в этом главное отличие от прозы, как я говорил.

Такое ощущение, что когда-то это было одинаково. Был голос, звук голоса, смысловая мелодия, поднимающая слова. Но с тех пор они рассоединились. Музыка, звук зажили своей большой жизнью, превратились в симфонии и концерты, а слово молчаливо легло на бумагу.

Я связываю это с передачей информации. Ты представляешь, как опасно было путешествовать в Средние века? Тебя могли легко убить. Проще было записать твои слова на бумагу и посылать книгами.

  • То есть поэзия и «трэвел» связаны вплотную, а также транспорт?
  • Я, повторюсь, связываю это с удобством передачи информации.
  • А новые технологии, новая скорость путешествия?

Да, у нас восстанавливается некая глобальная архаика. Наши скайпы уже связывают нас в непосредственную близость и устность, как когда-то связывало друг с другом слово жителей всякого сообщества. У нас есть возможность слушать и слышать друг друга, не нуждаясь в бумажном носителе.

Но вот какой вопрос – манера чтения, она устаревает. Например, тебе «достаточно» слушать Пастернака сегодня?

Вполне. Я слышу, как он читает, и это самое важное. Пожалуй, мне надо заострить свою мысль. Есть два вида важнейшего чтения – чтение автора, и твое собственное, читательское, когда ты сам пытаешься «это» прочесть, освоить это своим голосом, как бы от себя. Как если бы это были твои слова, твои звуки.

Я против посредников – листов бумаги, актеров-декламаторов и так далее. Это должно быть устно, близко, звучать для тебя самого, тебе самому казаться хорошим. Даже на гопническом уровне – они говорят «Хорошо сказал», то есть хорошо сложил, звучит, значит – точно.

Это тоже оценка поэзии, поэтичности брошенной фразы.

Но что тогда «смысл» в поэзии? Он для тебя важен?

Он важен для меня. Но этот смысл должен быть оформлен особой звуковой системой, изобретаемой для него тут же, на ходу. И я иногда, когда пишу, узнаю их. Ага! – это я как-то по-есенински завернул, эта нота тут прозвучала. Или вот тут – похоже.

Ты хочешь передать красоту или ужас, но делать это должен с помощью, повторюсь, особой системы звучания, и это нормально. А вот как раз «молчащая» поэзия – это куда менее нормально. Вот берешь стих, читаешь глазами, все понимаешь, все гладко.

А что это значит? Это значит, что человек оторвался от реальной жизни. Ему достаточно пробежать взглядом написанное и все в порядке. Ни в чем не застрял, ничего не попробовал. Это все равно как в ресторане еду заказать, и сказать – здесь должно быть все прекрасно.

И при этом ничего не съесть. Ты не услышал – на звук, на вкус, на ощущение.

Отсюда вновь вопрос о смысле. Поэтический смысл считают нередко темным, особенно в «негладких» стихах. О чем это? – спрашивают. А может он «темен» потому что вообще не должен быть виден, он постигается как бы другими органами – на вкус, на звук, на ощупь?

Несомненно. У Ивана Вырыпаева есть такое правильное высказывание «Должно быть что-то еще». У него есть такая строчка в пьесе. Когда жена обернулась и превратилась в соляной столп.

Она что-то увидела там, позади себя, но что бы она там ни увидела, говорит Вырыпаев, там все равно было  что-то еще.

  То есть за каждым фиксированным образом, если он способен был обратить нас в соляной столп, поразить нас, было еще что-то, что мы увидели, не видя. Там было что-то другое.

Читайте также:  Как научить взрослого играть на фортепиано?

И вот это-то и есть то, что составляет поэтический смысл. Что-то еще, которое мы можем, как бы всплепую, ощутить, почувствовать, озвучить и понять, не тратя времени на объяснения и описания. Это сам по себе звук, который составляет смысл.

Скажите, а фестиваль «Живое слово» в этом отношении кажется Вам чем-то новым и важным для существования этой интуиции поэзии? Приезжают поэты из многих стран мира и этих смыслонесущих «звуков» будет много и разных…

Мне нравится его идея. По тому, что я сейчас вижу на стадии его подготовки, это обещает быть ярким событием. Мне пишут многие московские поэты, что хотят прийти. Какие даты, сроки. Это не простое, не проходящее событие. Я сам в первый раз увижу многих приглашенных. Я рад, что такой фестиваль есть, и что у него возможно продолжение.

Беседовала Ксения Голубович
архив героя

Метка книги, Современная поэзия, фестиваль

Еще на эту тему

Источник: http://eclectic-magazine.ru/poeziya-smysl-i-zvuki/

Поэзия и музыка! Cтихи и проза о музыке и музыкантах

О музыке слова и поэзии звуков: размышления

Поэзия и музыка!
О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ С ЛЮБОВЬЮ

Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе от земных оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.
Но и сейчас, когда оркестр играет
Свою неимоверную игру,
Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности твердую кору.

Лирика Зои Сергеевой

Музыка и слово, они всегда рядом, поэты прислушиваются к мелодии своей души, и появляются пленяющие своей красотой рифмованные строки, и мы наслаждаемся музыкой стихов…Музыка и Cлово, Поэзия и Музыка, плоды вдохновения, в них сам творец, они неразрывны, они дарят нам радость в повседневности, утешают в печали, их мелодия ласкает слух.

Впустите в душу музыки блаженство!

  • Жестокий мир далек от совершенства,
    легко ль придать гармонию ему?
    Легко и просто, — музыки блаженство
    впустите в душу, прогоняя тьму,
    как дождь весенний, очищают звуки
    все закоулки мрачные души,
    послушайте в соборе Баха фуги,
  • и в них призыв — живи, люби, дыши!
  • Миг торжества и приобщенья к вере,
    полета для неверующих душ,
    и искупленья, веришь иль не веришь,
    и избавленья от невзгод и стуж,
    а позовет с собой многоголосье,
    дай волю чувствам, в музыке плыви,
    не думая, что будет завтра, после,
  • в тот краткий миг, священный миг любви…

Зоя Сергеева, 22.04.2017
При цитировании не забудьте указать автора!

  1. Музыка…
    Ее звуки трогают, проникают в душу, и она парит в вышине вместе с волшебными звуками, завораживающими и очищающими:
  2. Пел саксофон, душа моя летела
    куда-то вдаль за музыкой без слов,
    и хриплый сакс так слушать я хотела,
    как будто он явился мне из снов…
  3. Зоя Сергеева
  4. Или флейта Пана:
  5. Впервые ночью был мороз,
    луна светила ошалело,
    и что-то долго не спалось,
    и мне тихонько флейта пела,
    то одинокий пастушок*
    мне выводил свои рулады,
    как будто звонкий голосок
    пел под окошком серенады…
  6. Зоя Сергеева
Автор картины «Валторна» Lena Liu
  • Псов и их хозяев на охоту
    рог лесной когда-то созывал,
    гнать оленя — скверная работа,
  • громок лай и зол зубов оскал…

Ласково и бережно валторну
музыкант за талию обнял,
и она, любимому покорна,
волшебством наполнила весь зал..
И меня пленили эти звуки,
увлекли, позвали за собой,
обнимая, как родные руки,
омывая теплою волной…
Все ушло — волнения, тревоги,
и душа мелодией полна,
в дар ее послали, видно, Боги…

  1. На Никитской снега пелена…
  2. Все вокруг размыто, иллюзорно,
    только звезды светят вдалеке…
    Ветерок играет на валторне
  3. и снежинка тает на щеке…

Зоя Сергеева
12.01.2019
Не забудьте указать автора

Валторна — самый красивый по звуку из всех духовых инструментов, ее голос певуч и мелодичен, благороден и мягок, c широчайшим диапазоном звучания, соло на валторне великолепно!
Валторна занесена в Книгу рекордов Гинесса как самый сложный для музыканта-исполнителя инструмент, поэтому во всем мире хороших валторнистов очень мало, тем более, способных давать сольный концерт. На-днях я побывала на сольном концерте стажера Московской консерватории Артура Арзуманова, играл он прекрасно.

Инструмент это древний, произошел от охотничьего cигнального рога, в 17-м веке валторна стала инструментом оркестров, но только с изобретением вентилей в 19-м веке приобрела такое богатство звука.

Потанцуем
  • Зовешь меня ты взглядом: «Потанцуем?»
    И пусть споет для нас аккордеон,
    и звуки льются светлые, тоскуя,
  • и будет вечер чуден, словно сон…
  • Над миром ночь, слышны лишь ритмы танго,
    им вторя, в такт звучат у нас сердца,
    меня ведешь уверенно, галантно,
  • за тандой танду кружим без конца…
  • Ах, это танго, танго Кумпарсита,
    в нем столько страсти, пыла и огня,
    в словах тоска любовная разлита,
  • а музыка влечет, к себе маня…

Зоя Сергеева
27.01.2018
Не забудьте указать автора

Для танцоров танго (тангерос) танец становится частью жизни.
По танго-этикету кодигосу на вечеринках на танец приглашают взглядом (такое приглашение называется кабесео).

Танда — это следующие одна за другой без перерыва мелодии танго (нередко чередуют мелодии танго и мелодии вальса).
Сто лет назад молодой уругвайский композитор Херардо Родригес написал для карнавала марш «La Cumparsita», позднее превратившийся в танго.

В наши дни это самая популярная мелодия танго во всем мире, она звучит в конце каждой вечеринки аргентинского танго (милонги), завершая ее.
P.S.

В интернете множество роликов и картинок, где танец исполняется с акробатическими элементами и избыточной страстностью, как на самом деле танцуют аргентинское танго на московских милонгах, вы можете посмотреть здесь:
Так танцуют в Москве —

А так — в Буэнос-Айресе:

Когда поют вилончели
  • Настал декабрь, совсем не зимний,
    не хочет осень уходить,
    лишь по утрам бывает иней,
  • и, что ни день, дожди, дожди…
  • Под чудный звук виолончели
    мечтам привольно и легко,
    весь вечер сладко струны пели
    и уносили далеко, —
    незрима связь между сердцами
    двух нежно любящих людей,
    невыразимая словами,
  • но как светло живется с ней…
  • Взовьются вдруг фонтаном звуки,
    растают где-то в вышине,
    обнимут, как родные руки,
    и растревожат душу мне…
    Когда поют виолончели,
    я вспомню белых журавлей,
    и мне тепло, как в колыбели
  • под пенье матушки моей…

Источник: http://korostishevsky.org/?p=3426

Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 21

Тема: Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова.

  • Цели урока: Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки; исследовать значение музыки для воплощения литературных образов; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
  • Материалы к уроку: портреты композиторов, поэтов, писателей, иллюстрации картин, музыкальный материал.
  • Ход урока:
  • Организационный момент:

Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка.

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

  1. Запись на доске:
  2. «Подумаешь, тоже, работа –Беспечное это житье:Подслушать у музыки что-то
  3. И выдать, шутя за своё…»
  4.                                          (А. Ахматова)

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Работа по теме урока.

1. Ритмичность музыки и поэзии

Музыку окружающего мира слышат не только музыканты. О музыке пишут рассказы и слагают поэмы, биенье её ритмов звучит в каждом стихотворении.

  • Сначала музыку! ПевучийПридай размер стихам твоим,Чтоб невесом, неуловим,
  • Дышал воздушный строй созвучий.

Так писал об искусстве поэзии французский поэт Поль Верлен. Но это же можно было бы написать и о музыке. Ведь и музыка певуча, и в музыке всегда присутствует выразительность размера и строй созвучий.

Поэзия, самая музыкальная из форм литературы, состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, её звуковые повторы – например, рифма – подобны созвучности музыкальных фраз.

Всем известны строчки из поэмы А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

  1. В синем небе звёзды блещут,В синем море волны плещут;Туча по небу идёт,
  2. Бочка по морю плывёт.

Мелодичность поэзии Пушкина особенно заметна в сказках, словно вырастающих из традиций народного творчества, характерной для него слитностью слова и напева. В этих четырёх строчках из «Сказки о царе Салтане» как будто сосредоточена вся музыкальность, на которую способна поэзия: параллелизм каждого слова, каждого определения.

Музыкальность поэзии присутствует и в её общем строе – нередко торжественном, приподнятом. Не только словесные повторы, но и знаки препинания, и продолжительность фраз, и общий размер стихотворения образуют ту неповторимую музыку, которая звучит в каждом хорошем стихотворении.

Вот строфа из стихотворения одного из самых музыкальных русских поэтов – Афанасия Фета.

Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Если бы в стихотворении был важен только смысл, то порядок слов не был бы изменен, а лексика была бы более доступной и простой. Однако именно для того, чтобы не пропала эта музыкальность, слова, которые в прозе обычно стоят в начале предложения, в стихотворении перемещаются в самый конец.

  • Как свеж и чист твой вылетает май!
  • Всего четыре строчки, а сколько в них смысла!
  • Из царства льдов, из царства вьюг и снега.

Насколько ярко и поэтично представлена зима! И «свеж», и «чист», и «нега», и «царство льдов» –  каждое из этих слов и словосочетаний – яркий поэтический образ, который, кажется, невозможно выразить по-другому.

З. Музыкальность литературных произведений.

– В литературе не только поэзия стремится к музыкальности. Некоторые произведения прозы написаны столь живо и образно, с такой прихотливой ритмикой, что их хочется читать вслух, чтобы ощутить дыхание каждого слова.

Сейчас мы с вами прочитаем начало повести Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Учащиеся читают вслух по цепочке, стр. 136

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи».

Этот чудесный отрывок наполнен музыкой – и той, что отличает стихотворение Фета, и совсем другой, которую рождает прихотливый и изломанный ритм прозы.

Повесть Гоголя начинается почти как стихотворение: «Как упоителен, как роскошен…

» Торжественное поэтическое вступление подтверждается и последующим течением фраз и образов: небо уподобляется океану, сжимающему в воздушных объятиях прекрасную землю, полдень блещет, и снова – «на всём какая нега!».

– Обратите внимание, как необыкновенно образно Гоголь описывает природу, сколько в этих строках любви к ней. «Всё как будто умерло – и в этом всеобщем покое звучит только музыка, музыка природы». А чья именно музыка звучит? (Музыка птиц: крик чайки, серебряные песни жаворонка, звонкий голос перепела.)

4. Литературные произведения, посвящённые музыке и музыкантам.

В литературе звучит все многообразие музыки: музыка природы, музыка времён года, грустные и весёлые песни, лира и арфа, рояль и орган. Музыке и музыкантам посвящают целые поэмы, повести и даже романы. Всё это означает, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер и других музыкальных жанров, но и находится среди важнейших тем самой литературы.

Какая музыка была!Какая музыка звучала!Она ничуть не поучала,

А лишь тихонечко звала…

  1.                       (Ю. Визбор)
  2. Слушание: Юрий Визбор, «Наполним музыкой сердца».

Наполним музыкой сердца!Устроим праздники из буден.Своих мучителей забудем.Вот сквер – пройдёмся ж до конца.Найдём любимейшую дверь,За ней – ряд кресел золочёных,Куда, с восторгом увлечённых,

Внесём мы тихий груз своих потерь.

Какая музыка была,Какая музыка звучала!Она совсем не поучала,А лишь тихонечко звала.Звала добро считать добром,И хлеб считать благодеяньем,Страданье вылечить страданьем,

А душу греть вином или огнём.

И светел полуночный зал.Нас гений издали приметил,И, разглядев, кивком отметил,И даль иную показал.Там было очень хорошо,И всё вселяло там надежды,Что сменит жизнь свои одежды…

  • Наполним музыкой сердца!
  • Давайте проследим, как из звуков окружающего мира рождаются звуки музыкальные, как они все больше и больше приобретают власть над литературой, срастаются с ней, становятся её частью – подобно стихотворению, которое становится в песне частью музыки.
  • Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,
  • К нам в окошко застучит.

Стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер» как будто вовсе и не о музыке. Если в нём и говорится о музыке, то в следующих строфах:

  1. Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила;Спой мне песню, как девица
  2. За водой поутру шла.

Но это – уже совсем другой образ. Разгулу снежной стихии, бушующей за окном, противопоставлен сумрак ветхого жилища, где жужжит веретено, где любимая няня Арина Родионовна делит с поэтом долгие зимние вечера. Как хочется убежать, спрятаться в волшебный мир её чудесных сказок, таких по-детски уютных, таких непохожих на грозную музыку бури, сотрясающей их дом.

Образ бури уподоблен живому существу, которое то завоет, то заплачет, то зашуршит, то застучит. Поистине эта буря – искусный музыкант: она и поёт, и извлекает из бедной избушки, как из музыкального инструмента, всевозможные звучания.

Слушание: «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, сл. А. С. Пушкина.

О музыке пишут разные поэты и писатели, в их произведениях она является главным действующим лицом. Басни И. Крылова, повести Л. Толстого и А. Куприна, рассказы К. Паустовского и Ю. Нагибина, как и многих других писателей, по-разному повествуют о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев – вымышленных и подлинных.

Музыка звучит на страницах книг, повествующих, казалось бы, совсем о другом. Её звуки – то назойливо громкие, то исполненные живого страдания, то нежные и задумчивые – помогают писателю сказать в своём повествовании о вещах, порой неподвластных словесному выражению, – о душевном состоянии героя или смысле происходящего события, его иронии или красоте.

В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» из «Записок охотника» музыка – главное действующее лицо. В этом рассказе говорится о состязании двух народных певцов.

Кабачок в небольшом селе, посетители ждут важного события. Наконец соревнование началось. Победителем оказывается Яков. Прочитайте, как описывает Тургенев его выступление.

Учащиеся читают по цепочке.

«Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас.

Мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась.

3а этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.

Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь.

…Яков вдруг кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке – словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его…»

В чём заключается главный смысл этого рассказа? (В том, как велика сила музыки, в конце рассказа люди замерли, никто не крикнул, даже не шевельнулся, все ждали, не будет ли он петь ещё.) Писатель как будто возвращает нас в те времена, когда сила музыки была столь велика, что могла «даже луну заставить с небес спуститься».

Слушание: русская народная песня «Ноченька», в исполнении Ф. Шаляпина.

Эти далёкие времена – золотой век человечества, прекрасная античность, эпоха великого преклонения перед искусством. Не случайно сам Тургенев так писал об этом рассказе: «Детство всех народов сходно, и мои певцы напомнили мне Гомера».

Эпос Гомера, рисующий многочисленные состязания певцов, способных глубоко очаровать слушателей своим искусством, вновь оживает в забытом селении, словно утверждая: для подлинного искусства не существует границ, времён, сословий…

  • Итог урока:
  • – Расскажите, что нового вы узнали на уроке?
  • Вопросы и задания:
  1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы?
  2. Назови известные тебе произведения литературы, посвящённые музыке или музыкантам.
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое, на твой взгляд, особенно отличается музыкальностью.

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 15 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Глюк. Мелодия из оперы Орфей и Эвридика, mp3;    Визбор. Наполним музыкой сердца, mp3;    Ноченька, русская народная песня в исп. Ф. Шаляпина, mp3;    Яковлев. Зимний вечер, в исп. О. Погудина, mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Также дополнительно вложены и могут использоваться педагогом по желанию:    Яковлев. Зимний вечер – три варианта: в исп. И. Козловского, С. Лемешева и О. Даля, mp3;

    Не одна во поле дороженька, русская народная песня, mp3.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/muzyka-zvuchit-v-literature-muzykalnost-slova

Роль поэтического слова в музыке

Значение поэтического слова в музыке раскрывается из родства различных видов искусств. Еще древние греки в своих мифах расказывали о различных музах, покровительницах искусств.

Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии, Эрато – муза любовных песен и Полигимния – муза священных гимнов.

Но не была чужда музыкальному искусству Каллиопа – муза эпической поэзии.

Все музы – сестры, и вих родстве – глубокий смысл: миф о музах, как и многое другое, в образной форме отражает суть реальных явлений.

Она заключается в том, что в древности искусства были теснее связаны друг с другом, чем в наше время. Поэзия и музыка существовали тогда в виде единого искусства – песни.

Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяют собой не отдельные искусства, а разные жанры внутри музыкально – поэтического искусства.

Шли столетия, музыка и поэзия приобрели самостоятельность. Но родство их сохранилось, проявляясь в постоянном тяготении друг к другу. Ведь вокальная музыка – это синтез музыки и поэзии.

Близость этих двух искусств основан главным образом на том значении, которое имеетв них ритм, придающий размеренность, стройность, как течению слов в стихотворной речи, так и течениюмузыкальных звуков.

Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительная интонация, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придает словам разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается изинтонации слова, его ритма. Но и другие стороны поэзии тяготеют к музыке, например рифма.

Некоторые стихотворения, не предназначавшиеся автороми для пения, все – таки поют. Например “Горные вершины” М. Ю. Лермонтова. Не случайно свыше 90 композиторов написали музыку к этому стихотворению. Среди них- Варламов, Ипполитов – Иванов, Калинников, Метнер. Особенно известен дуэт А. Г. Рубинштейна.

Еще один красочный пример “звонкозвучный певец народа” Сергей Есенин. Специально для песен он стихов не писал, но многие из них называл песнями: “Песнь о собаке”, ” Песня о хлебе”, “Песня о великом походе”, “Песнь о Евпатии Коловрате” и другие.

И не удивительно, для стихов Есенина свойственна лособая песенность. Поэтому поэзия Есенина не перестает привлекать внимание многих композиторов. Стоит лишь вспомнить некоторые романсы, основой которых являются стихи поэта: “Не жалею, не зову, не плачу.

“, “Клен ты мой опавший”, “Эх вы, сани, а кони, а кони.”

Трудно себе представить,что стало бы с нашей жизнью, если бы мир потерял поэтическое слово, скрепленное с музыкой. Насколько бы грустнее стало жить на свете без песен, романсов, я не говорю уже о серьезных жанрах: опере, кантате.

  • Какая власть сравнится с властью их?
  • Друг с другом мы через слова и звуки
  • Сближаемся. Блаженство, радость, муки,
  • Любовь, вражду – все облекаем в них.
  • В словах и звуках вечный ключ сердец! (Ростопчина)

Источник: https://multiurok.ru/blog/rol-poeticheskogo-slova-v-muzyke.html

Поэзия — это музыка слов?

Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Поэзия — это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, — на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

Подробнее: www.planet-kob.ru

          Когда начинаешь задумываться, а что есть такое – Поэзия, то понимаешь что выразить это словами практически не возможно. А нужно ли?           Но всё же очень хотелось бы поразмышлять, что же есть такое – Поэзия?

Подробнее: jazzmusic777.livejournal.com

……………….В Поэзии главное – это не рифмою, ……………….невиданной прежде, весь мир удивить, ……………….не новой пророчицей – истинной Пифией – ……………….воображенье людей поразить. ……………….В Поэзии слушаю ……………….светом согретую, ……………….пылающую от нетерпения душу…

Подробнее: www.litkonkurs.ru

21 марта – Всемирный день поэзии. Слово «поэзия» означает  – творить, создавать, созидать. Члены клуба любителей русской поэзии «Вдохновение» отдали дань изящной словесности. Руководитель клуба Зиля Ахметнабиева вкратце рассказала о Всемирном дне поэзии. 

Подробнее: www.bavly-cbs.ru

Поэзия это попытка речи стать музыкой. Музыка вообще самое пластичное, затрагивающее душу искусство. Не требуется мышление чтобы насладиться им, тут взаимодействие идет на более тонком уровне, затрагивающем глубины души. Чтобы дойти до такого контакта, какой доступен музыке, литературе, изящной специализированной речи, нужно подняться до невообразимых высот.

Поэзия тянется к идеалу, полному слиянию с душой, задействуя музыкальные приемы. Стихотворения нужно не просто читать, их нужно услышать, чтобы в полной мере оценить мелодику, ритм, звукопись, иначе они не станут живыми.

Подробнее: www.bookcase.kz

ПрограммыПротиводействие коррупцииАнтитеррористическая комиссияПрограмма по профилактике борьбы с наркоманией и наркобизнесомПрограмма духовно-нравственного воспитания подрастающего поколенияПрофилактика предупреждения дорожно-транспортных происшествий и безопасности дорожного движения

Сочетание поэзии с музыкой создаёт новое качество: музыкальную поэзию. Музыкально-поэтическое произведение приходит к его “потребителю” т.е. слушателю через его исполнение. Интерпретация произведения исполнителем влияет на качество “конечного продукта”. Поэтому в создании-сотворении музыкально-поэтического произведения в общем случае участвуют четыре соавтора:

Подробнее: gendelev52.wordpress.com

Во все времена люди верили поэтам, если поэты открывали им свои подлинные мысли и сомнения, делились с ними горестями, надеждами и тревогами. В далеком прошлом воздействию поэзии придавали необычайное значение: например, китайский император Цяньлун казнил поэтов за написание грустных стихов.

Подробнее: www.logoysk.gov.by

Дорогие читатели, приглашаю вас сегодня на музыкально-поэтическую прогулку. Хотите такого настроения? Мы с вами почитаем красивые стихи о музыке и музыкантах.

Почему эта тема появилась на блоге? Во-первых, я сама по профессии музыкант. Во-вторых, я очень люблю стихи, многие уже знают мою такую любовь. И в-третьих, думаю, что и вам это может быть именно интересно.

Наполнимся прекрасными строчками стихов, отдохнем от суеты жизни.

Подробнее: irinazaytseva.ru

О музыке слова и поэзии звуков: размышления Когда музыковеды говорили, что «звучат философские раздумья», или «психологическая глубина звучания», мне вначале было непонятно, о чем это они. Как это – музыка и вдруг философия? Или, тем более, психология, да ещё и «глубокая».

Поэзия и музыка словно родились под знаком Близнецов. И хотя совершенно очевидно, что «рождение» этих искусств было вовсе не одновременным, оба означены постоянным тяготением друг к другу. Тайны тут нет: оба этих рода искусства взросли из одного зерна, вышли из одного лона — народного музыкальнопоэтического искусства.

Подробнее: art.sovfarfor.com

1 декабря в библиотеке состоялся вечер поэзии и музыки «О нас», на котором прозвучали стихи молодого автора Юлии Стешкиной в музыкальном сопровождении Андрея Синецкого.

Знакомство с прекрасным поэтическим слогом молодой поэтессы сопровождалось не менее прекрасной игрой уже известного в Рязани молодого композитора, пианиста Андрея Синецкого.

Андрей не первый раз выступает на библиотечной сцене и каждое его выступление похоже на щедрый подарок всем слушателям. Андрею удалось найти характерное настроение для каждого стихотворения, звучавшего со сцены.

Источник: http://snegohodow.ru/poehziya-ehto-muzyka-slov-1024110/

Музыкальность

Музыкальность это эффект частичного сходства литературного произведения с музыкой; возникает в результате того, что некоторые общие для литературы и музыки приемы и структурные принципы в определенных культурно-эстетических ситуациях воспринимаются как музыкальные по преимуществу. Представление о музыкальности в литературе становится возможным лишь в таких культурах или эстетических системах, которые рассматривают музыку как некий универсальный язык, принципы которого в той или иной мере разделяются литературой. Эффект музыкальности всегда остается в значительной степени иллюзорным, поскольку якобы «музыкальные» приемы в литературе на самом деле либо имеют общеэстетическую природу, либо были заимствованы музыкой из области словесного творчества, а специфически музыкальные средства выразительности, связанные с фиксированной звуковысотностью, литературе недоступны.

Вплоть до 18 века представления о литературной музыкальности не существовало: немногочисленные высказывания об общности литературы и музыки исходили из идеи универсальной гармонии, в равной мере проявляющей себя в литературе и музыке.

Так, Данте называет поэтов, сочинителей канцон, «armonizantes verba» — «те, кто красиво, гармонично соединяют слова» («О народной речи»); музыка отличается от поэзии лишь тем, что в ней «гармонизированы» не «слова», а «тоны», таким образом, оба искусства одинаково подчинены Божественной гармонии.

Из аналогичного представления о всеобщей гармонии, воплощающей себя и в слове, и в музыкальном звучании, исходит Джордж Паттенхэм, когда в трактате «Искусство английской поэзии» (1589) определяет поэзию как «искусство говорить и писать гармонично», а стихи и рифмы — как «род музыкального высказывания, вследствие определенного согласия в звуках, услаждающих слух».

В конце 18 века, когда предромантизм вырабатывает представление о музыке как естественном, непосредственном языке человеческого чувства (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Гердер, К.Ф.

Мориц), а немецкие романтики усматривают в музыке универсальный язык природы и искусства, возникает идея музыкальности как эстетического качества, фактически заменившего для романтиков категорию гармонии: литература и музыка теперь уже не соподчиняются на равных универсальной гармонии, но литература подчиняется принципам музыкальности.

Одним из первых о музыкальности литературного произведения заговорил Ф.Шиллер, когда в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-96) разделил поэзию ни «пластическую» и «музыкальную»: первая «подражает определенному предмету», вторая «вызывает определенное состояние души, не нуждаясь для этого в определенном предмете».

Романтики выдвигают тезис о музыкальности как «естественном» свойстве литературы: «Разве не дозволено, разве не возможно мыслить тонами и музицировать словами и мыслями?» — вопрошает Л.Тик во вступительной «Симфонии» к комедии «Перевернутый мир» (1799).

Идея музыкальности как стихийной основы всякого художественного творчества позднее нашла применение в поэтике символизма («музыки прежде всего» требует от поэзии П.

Верлен — «Поэтическое искусство», 1874) и сохранила объяснительную силу для самосознания многих литераторов 20 века, которые в наблюдениях над собственным творчеством нередко варьировали известное признание Шиллера (в письме к Гёте от 18 марта 1792) о том, что «поэтической идее» «предшествует определенное музыкальное состояние души»: «Настоящая экономия — в том, чтобы сначала написать мелодию; все мы сочиняем стихи на какой-то мотив» (Эзра Паунд, эссе «Я собираю члены Осириса», 1911-12); «при писании… мысль очень часто оказывается чистым продуктом ритмической потребности: она вставлена ради каданса, а не ради нее самой…» (Mann Th. Gesammelte Werke. Berlin, 1955). Общие для литературы и музыки приемы, делающие возможным эффект музыкальности, охватываются понятием повтора в различных его видах (анафора, рефрен, лейтмотив, параллелизм, на звуковом уровне—аллитерация). Усложненный, неточный повтор (например, обращенный параллелизм — хиазм) может восприниматься как проявление вариативности, характерной для музыкального развития. В стихотворном тексте повторяющиеся элементы словесной ткани могут занимать более или менее сильную позицию (например, усиливаться восклицанием или ослабляться вопросом, выделяться или ослабляться ритмически) и тем самым образовывать линию интонационного нарастания или спада, что также напоминает о музыкальных принципах развития.

Известная общность структурных принципов литературы и музыки обусловлена прежде всего изначальным синкретизмом музыки и слова: так, песенная форма с ее куплетностью является общей для поэзии и литературы (четырехстрочной поэтической строфе соответствует четырехтактовое музыкальное предложение), к древним вокально-поэтическим формам, общим для музыки и поэзии, относится также так называемая форма бар (ААБ: два куплета и припев — Abgesang), представленная в песнях трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров, в протестантском хорале. Другим фактором, обусловившим общность многих структурных принципов музыки и словесности, явилось огромное влияние риторики на развитие музыкальных форм Нового времени: принцип трехчастности, характерный для сонатной формы, отразил трехчастную структуру ораторской речи (exordium — medium — finis), «разработка» как элемент музыкальной формы возникает не без влияния учения о таких обязательных элементах ораторской речи, как confirmatio и confutatio («обоснование» и «опровержение»). К общим для музыки и литературы структурным принципам относится и так называемый «закон золотого сечения», принадлежащий, по-видимому, к фундаментальным принципам эстетической архитектоники: «золотое сечение» (т.е. такое внутреннее деление произведения на две части, при котором целое относится к большей части так же, как большая часть относится к меньшей) обнаружено во многих музыкальных и поэтических произведениях, отличающихся особой гармонией композиции.

Это будет вам интересно:  Композиция

Поскольку музыка в своем развитии нередко ориентировалась на принципы словесности

Источник: https://www.litdic.ru/muzykalnost/

Т. Смирнова. Поэзия – музыка слов

Пособие для детей, преподавателей и родителей.

Сборник стихов рекомендуется использовать вместе с музыкальными иллюстрациями на двух компакт-дисках (CD). Материал сборника может использовать на протяжении нескольких лет на уроках и при выполнении домашних заданий. Сборник состоит из нескольких разделов, которые подскажут направления и формы работы.

В конце некоторых стихов даны рекомендации, с какими музыкальными произведениями и сказками хорошо их сочетать, а также с каким возрастом и на каком году обучения использовать то или иное стихотворение. К некоторым стихам даны музыкальные иллюстрации с указанием номера трека на компакт-диске и номер CD, что поможет и в проведении урока и на домашних занятиях.

СОДЕРЖАНИЕ:

ЧАСТЬ 1 — СТИХИ

  1. Музыка. Т. Щепкина-Куперник
  2. Звуки. С. Шевырёв
  3. Песня. Л. Модзалевский
  4. Конь морской. Ф. Тютчев
  5. «Где гнутся над омутом лозы». А. Толстой
  6. Пчёлки. М. Пожарова
  7. Вечер. И. Бунин
  8. Весенние воды. Ф Тютчев
  9. «Дождик ласковый, тихий и тонкий». О. Мандельшам
  10. «Густой зелёный ельник». И. Бунин
  11. Трудно Фee. K. Бальмонт
  12. Маэстро. Н. Гумилёв
  13. Алисафия. И. Бунин
  14. Золотая рыбка. К. Бальмонт
  15. Лебедь. B. Злобина
  16. У чудищ. К. Бальмонт
  17. Колядка
  18. В лесу. И. Белоусов
  19. Птичка. Ф. Туманский
  20. «Комарики-макарики». К. Бальмонт
  21. Снежинка. К Бальмонт
  22. Полюби меня чёрненьким, а беленьким меня всякий полюбит. M. Пожарова
  23. Кастаньеты. М. Волошин
  24. «Зима недаром злится». Ф. Тютчев
  25. «Поёт зима — аукает…». С. Есенин
  26. Времена года. А. Вивальди
  27. Маргаритка. B. Гюго
  28. Светлый мир. К. Бальмонт
  29. Пришла весна. М. Пожарова
  30. Бабочка. А. Фет
  31. Мотылёк. Л. Модзалевский
  32. Ласточка. А. Плещеев
  33. Глушь. К. Бальмонт
  34. Весёлый бал. Г. Галина
  35. Листья. Ф. Тютчев
  36. На мотивы Грига. Н. Гумилёв
  37. «Если жизнь тебя обманет». А. Пушкин
  38. Чары Феи. К. Бальмонт
  39. Фея фонтанов. В. Брюсов
  40. Зимняя дорога. А.С. Пушкин
  41. K зиме. К. Бальмонт
  42. «Вот зима пришла…». Р. Кудашева
  43. Зимний вечер. A.H. Плещеев
  44. Берёза. С. Есенин
  45. «Так, в жизни есть мгновения». Ф. Тютчев
  46. Жаворонок. В. Жуковский
  47. Жаворонок. В. Кукольник
  48. Подснежник. П. Соловьёва
  49. Первый соловей. И. Бунин
  50. «Какая ночь! Как воздух чист». А. Фет
  51. Осень. А. Пушкин
  52. Листья падают в саду. И. Бунин
  53. Зимнее утро. А. Пушкин
  54. K Наташе. А. Пушкин
  55. Розы. И Бунин
  56. Песня Золушки. Г. Галина
  57. Вальс. И. Бунин
  58. «Средь шумного бала». А. Толстой
  59. «He рассухшдй, не хлопочи!..». Ф. Тютчев
  60. «О чём в тиши ночей таинственно мечтаю». А. Майков
  61. «Запад гаснет в дали бледно-розовой». А. Толстой
  62. «Я тебе ничего не скажу». А. Фет
  63. Сирень. Е. Бекетова
  64. «Я помню чудное мгновенье». А. Пушкин
  65. «Сад весь в цвету»‚ А. Фет
  66. «Звонче жаворонка пенье». А. Толстой
  1. Всё она. И. Косяков
  2. «В ком нет любви, в том ничего нет…» В. Гюго
  3. Зелёный шум. Н. Некрасов
  4. Ученик чародея. И. Гёте
  5. Храбрецы. С. Чёрный
  6. Кончил дело — гуляй смело. Л . Модзалевский
  7. Порядок. Я. Грот
  8. Завтра. Б. Фёдоров
  9. Сегодня и завтра. М. Пожарова
  10. «Кто?». С. Чёрный
  11. «Птенец сломал крьшо, друзья». B. Буш
  12. «Я самокритику люблю!». В. Буш
  13. В тишине. Т. Дашкевич, Е. Михаленко
  14. Декабрь (Гости). Э. Верхарн
  15. Степная картинка. И. Суриков
  16. Солнце и Борей. В. Жуковский
  17. Рассуждение. B. Панфилов
  18. «Цель творчества — самоотдача». Б. Пастернак
  1. «Бог создал мир из ничего». К. Бальмонт
  2. «Когда мне портит кровь упрямый кредитор». Ж. Белле
  3. Вроде фантазии. А. Фет
  4. «Не для житейского волиенья». А. Пушкин
  5. Осень. А. Пушкин
  6. Я пишу исторический роман. Б. Окуджава
  7. «Bo всём мне хочется дойти». Б. Пастернак
  8. «Коль любить, так без рассудку». А. Толстой
  9. Музыка. Б. Пастернак
  10. «Горит звезда, дрожит эфир». В. Ходасевич
  11. Листок. А. Арно. Перевод — В. Жуковский
  12. Листок. А. Арно. Перевод — Д. Давыдов
  13. Листок. А. Арно. Перевод — С. Дуров
  14. Листок. А. Арно. Перевод — B. Брюсов
  15. Облачная лестница. К. Бальмонт
  16. Как нарисовать птицу. Ж. Превер
  1. «Кот поёт, глаза прищуря». А. Фет
  2. Парус. М.Ю. Лермонтов
  3. Дождик. Г. Галина
  4. С добрым утром. С. Есенин
  5. Венецианская ночь. И. Козлов
  6. Здесь хорошо. Г . Галина
  7. Весна. А. Плещеев
  8. Горные вершины. М. Лермонтов
  9. Вечер. Ф. Тютчев
  10. Птичка. А. Пчельников
  11. «Я вас любил…» А. Пушкин
  12. Осень. К. Бальмонт
  1. Сады души. Н. Гумилёв
  2. Волшебная лютня. П. Беранже
  3. Не позволяй душе лениться. Н. 3aболоцкий
  4. Молчание. Ф. Тютчев
  5. «Когда креста нести пет мочи». K.P.
  6. Христос с тобой. К.Р.
  7. Молитва. К.Р.
  8. «За всё Тебя, Господь, благодарю!» И. Бунин
  9. Рождественское. С. Чёрный
  10. Природа учит
  11. «И всюду звук, и всюду свет». А. Толстой
  12. Приглашение в путешествие. Н. Гумилёв
  13. Молитесь. B. Брюсов
  1. Беседа. Г. Скрипкин
  2. Подражание Рабиндранату Тагору. В. Брюсов
  3. «Не отходи от меня». А. Фет
  4. Лёгкий ветер присмирел. К. Бальмонт
  5. Колыбельная. Г. Галина
  6. «Огни погасли в доме». А. Плещеев
  7. Цветок. Д. Михайловский
  8. Вечерняя заря весною. Л. Модзалевский
  9. Звёздочки

ЧАСТЬ II

  • Слова. используемые для определения чувств и эмоциональных состояний

ЧАСТЬ III

  1. Размышления над высказываниями великих людей
  2. Список используемой литературы
  3. Myзыкальные иллюстрации к стихам

Источник: https://virtuozam.ru/poeziya-muzyka-slov-smirnova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector