Музыкальные интервалы — первое знакомство

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов.

«Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца.

Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Музыкальные интервалы - первое знакомство

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-001.mp3

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

Музыкальные интервалы - первое знакомство

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-002.mp3

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/02/interval-003.mp3

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу.

Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы.

То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

Читайте также:  Основы субтрактивного синтеза с retrologue (конспект)

Источник: https://muz-teoretik.ru/muzykalnye-intervaly/

Музыкальный онлайн колледж

Интервалы в музыке являются настолько же фундаментальным понятием, как слоги или буквы в языке. Согласитесь сложно освоить языке без знания букв и понимания того, как они образуют слова.

Тоже самое касается интервалов – они и строительный материал для аккордов и мелодий, интервалы описывают соотношение аккордов и тональностей, а умение определять интервалы на слух позволяет музыкантам подобрать любую мелодию на слух.

В общем без знания и понимания интервалов никуда.

Являются ли интервалы теоретическим изобретением? И может быть нет никакой необходимости знать и учить интервалы?

Конечно, как и большинство понятий в теории музыки, интервалы существуют по объективным причинам. Чтобы понять что это за причины и что это за интервал давайте представим первобытного певца который научился петь одну ноту.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Очевидно, что она ему очень быстро надоела и он путем не хитрых экспериментов нашел еще пару нот и начал напевать простейшую мелодию.

И сразу же наш музыкант начал иметь дело с интервалами, так как если есть разные звуки, то очевидно, что между ними есть какое то расстояние или по другому можно сказать соотношение.

С научной точки зрение интервал это соотношение звуков, но с практической точки зрения их гораздо проще представлять в виде именно расстояния между двумя звуками.

  • А так ли нам нужно мерить это расстояние?
  • Действительно в музыке до появления темперированного строя и аккордов смысла в измерении музыки интервалами было не много, так как расстояние между звуками до ре и звуками ре ми было разным.
  • Но сегодня именно интервалы дают нам возможность выучив всего лишь одного расстояние между двумя звуками определять их между любыми двумя звуками!

Например, между нотами до и ре расстояние в целый тон и между нотами ре и ми тоже расстояние в целый тон. Это значит, что на слух они воспринимаются одинаково!

Итак, давайте определимся с теоретическими понятиями.

Слово интервал переводится как расстояние или промежуток и мы можем его использовать в сферах не связанных с музыкой, например мы знаем что в тексте есть междустрочный интервал. Ничего сложного.

  1. Но так как в музыке не два звука, а 12, то для интервалов придумана своя иерархия и названия, которые помогают музыкантам общаться друг с другом и осваивать более сложные элементы музыки.
  2. Для запоминания названий интервалов и понимания того, как эти названия связаны с расстоянием/соотношением обратимся к вашему опыту.
  3. Для начала запомним такие слова:

Прима – первая. Как прима балерина, примадонна.

Секунда – вторая. Сравните Second Hand – вторые руки.

Терция – третья. Здесь поможет подобие слова терция и цифры 3

Кварта – известная мера измерения жидкости, а также квартал, как единица измерения больших периодов времени, квадрат – с четырьмя углами.

Квинта – пятая. Здесь аналогов нет, поэтому нужно запомнить.

Секста – шестая. Здесь сравните со словом sixth в английском языке.

Септима – седьмая. Сравните со словом September – 7 месяц в римской империи.

Октава – восьмая. October – восьмой месяц.

Конечно можно было использовать и привычные нам цифры и просто говорить первый, второй и т.д интервал. Но будем следовать традициям и просто запомним эти несложные 8 слов. При том цифры используются для обозначения интервалов на письме. Например, пишут 123 и т.д,  а говорят секунда, терция.

Итак, что же за цифры мы отсчитываем и что они конкретно обозначают?

Здесь нам даже не нужно будет обращаться к нотам или клавиатуре фортепиано. Давайте просто вспомним порядок нот.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО

Так вот цифра в названии интервала указывает сколько шагов мы делаем от одной ноты до другой. ВАЖНО! Мы начинаем счет с одного шага, а не с нулевого.

  • Например, для того, чтобы обозначить расстояние/соотношение между нотами ДО И СОЛЬ считаем количество шагов.
  • ДО РЕ второй
  • ДО МИ третий
  • ДО ФА четвертый
  • ДО СОЛЬ пятый

Смотрим на слова – пятый это квинты. Значит до соль это интервал квинты. Если же мы пойдем до ноты соль в обратном направлении, то есть ДО СИ ЛЯ СОЛЬ, то сделаем не 5 шагов, а четыре шага и интервал будет уже квартой.

То есть для интервала важно направление движение.

При этом любой интервал можно представить в виде звуков, которые следуют друг за другом, как в мелодии и такой интервал называется мелодическим. Например, так:

Музыкальные интервалы - первое знакомство

А можем представить в виде одновременно звучащих звуков, как в аккорде-гармонии и такой интервал назовем гармоническим

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Итак, теперь вы можете посчитать расстояние любого музыкального интервала. Или не любого?

Ведь вы могли заметить, что нот 12, а мы обозначили только восемь интервалов. Чтобы было понятно, посмотрите на два следующих интервала:

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Мы здесь видим интервалы CE и СEb посчитаем какой то интервал. CDE делаем два шага + первый шаг, значит интервал в три шага. Третья у нас терция.

CDEb также три шага и опять терция!

Но ведь и на слух и по нотам мы видим, что это разные интервалы! Как быть?

Дело в том, что мы научились с вами определять только ступеневую величину интервала. То есть расстояние в ступенях от одной до другой ноты.

Но как мы видим этого не достаточно для точного определения расстояния. Поэтому вводится еще один параметр качественная величина интервала.

Первыми интервалами, которые получили музыканты были октава, которая получается простым увеличением количества колебаний звука на два и квинта, которая получается делением колебания на три. Как мы уже видели, квинта при движении в обратном направлении дает нам кварту.

Эти 3 интервала и повторение ноты (прима) получили названия чистых. Большую роль здесь сыграли и математические вычисления. Чистые интервалы обозначаются буквой Ч. Получаем Ч1 Ч4 Ч5 Ч8.

Далее появились интервалы большие и малые. К ним мы относим секунды, терции, сексты и септимы. Обозначаем Б или М

Все интервалы, которые мы строим в рамках обычного набора белых клавиш CDEFGAB дадут нам или чистые или большие интервалы. Это значит, что CE большой интервал б3. Что несложно понять и экспериментальным путем, буть он малым, то значит должен быть большой, но дальше идет нота фа которая является квартой.

ТОНОВАЯ величина интервалов помогает найти нам их точное название. Не просто терция, а малая или большая терция.

  1. Большие интервалы имеют следующие тоновые величины:
  2. 1 б2 – 2 б3– 4,5 б6 – 5,5 б7
  3. Малые интервалы имеют следующие величины:
  4. 0,5 м2 – 1,5 м3 – 4 м6 – 5 м7
  5. Вы можете заметить зеркальную симметрию: внизу большие интервалы целые числа, а вверху малые, что объясняется тем, что октава содержит четное число тонов равно 6, а половина октавы дает нам три тона.
  6. Так мы плавно подошли к последней важной теме, которую нужно знать про интервалы.
  7. Для ее понимания сделаем следующее: найдем интервал между нотами B и F.

Считаем в начале количество ступеней. Оно будет равно 5. То есть это интервал квинты. Мы знаем уже, что квинта может быть только чистой. Сыграйте этот интервал. Согласитесь вообще не звучит чисто:)

Поэтому проверим сколько тонов в этом интервале. В квинте должно быть 3,5 тона.

Здесь же у нас 3 тона, получается что это квинта, но не чистая, а на полтона меньше, то есть она уменьшена по сравнению с чистой. Именно так она и называется в теории музыки – уменьшенная квинта или по другому тритон.

Если вы проделаем ту же операцию с интервалом FB, то обнаружим, что этот интервал будет на полтона больше чистой кварты, то есть он увеличен и называется увеличенной квартой. Записываются они соответственно ум 5 и ув 4.

На самом деле музыка в этом аспекте немного похожа на математику. И если мы к любому числу можем прибавить единицу или отнять, то также и любой интервал может быть увеличен или уменьшен. Кроме примы естественно, так как в приме ноль тонов, то и отнимать дальше некуда.

Подробнее об этом смотрите в уроке про энгармонизм интервалов.

Запишем нотами полученную информацию. Большие интервалы в до-мажоре или от ноты до:

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Для нахождения малых интервалов нужно все звуки больших понизить на полтона:

Музыкальные интервалы - первое знакомство

  • ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА ЧИСТЫХ ИНТЕРВАЛОВ:
  • Ч1 = 0
  • Ч4 = 2,5
  • Ч5 = 3,5
  • Ч8 = 6
  • ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА БОЛЬШИХ:
  • Б2 = 1
  • Б3 = 2
  • Б6 = 4,5
  • Б7 = 5,5
  • ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА МАЛЫХ:
  • М2 = 0,5
  • М3 = 1,5
  • М6 = 4
  • М7 = 5

Мы рассмотрели с вами интервалы в пределах октавы. Они называются простыми. Если же интервал превышает октаву, то он называется составным, так как по сути звучит как сочетание октавы и простого интервала. Все составные интервалы полностью повторяют свойста простых интервалов.

Названия интервалов следующие

  • Октава и секунда = нона
  • Октава и терция = децима
  • Октава и кварта = ундецима
  • Октава и квинта = дуодецима
  • Октава и секста = терцдецима
  • Октава и септима = квартдецима
  • Две октавы = квинтдецима

Здесь названия интервалов легко запомнить через слово децима десятая. Остальное уже понятные вам приставки. Ун = один + децима.

Как уже сказано выше все свойства интервалов повторяются. Например, децима как и терция может быть большой и малой. Дуодецима может быть чистой и уменьшенной и т.д Большое значение составные интервалы будут иметь на этапе изучения гармонии.

  1. ИНТЕРВАЛЫ В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО
  2. Важную роль интервалы играют в развитии слуха, как уже было сказано в начале статьи умение определять интервалы на слух позволяет без труда подобрать любую мелодию на слух.
  3. Так как интервалы бывают мелодические и гармонические, то и учиться их определять нужно также в этих двух видах.
Читайте также:  Что мне дала музыкальная школа? исповедь мученика…

Первый вариант достаточно простой, так как для освоения мелодических интервалов вам нужно их просто петь, а также запомнить известные мелодии, в которых используются эти интервалы.

Например, малая терция Подмосковные вечера, большая секста в лесу родилась елочка и т.д Запомните мелодии и вы легко научитесь определять интервал на слух.

Не менее важно петь интервалы, так как это поможет вам максимально быстро освоить их на уровне тела.

Гармонические интервалы более сложные для определения. Одна из хитростей, которая поможет вам добиться прогресса это умение отличать доминирущий звук в интервале. Гармонический интервал содержит основание и вершину.

В одних интервалах сильнее основание, в других вершина. Начните с определения ширины интервала – больше квинты или меньше квинты, затем научитесь определять чистый интервал звучит или нет, а также диссонанс или консонанс.

После этого переходите к определению качества интервала.

Характерно, что гармонические интервалы могут звучать несколько противоречиво. Например, малая секста с одной стороны может звучать мажорно, с другой стороны как часть секстаккорда может восприниматься мажорно.

Поэтому здесь также можно использовать известную музыку для запоминания и создания образа интервала в вашем сознании. Например, минорная терция начинает песню Show Must Go On.

А с кварты самый известный рифф всех времен Smoke on the water.

Это основная информация, которую нужно знать о простых интервалах. В следующих статьях более подробно обсудим хроматические, характерные интервалы и их энгармонизм.

Источник: http://study-music.ru/intervaly/

Музыкальные интервалы — первое знакомство, Музыкальный класс

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше.

В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д.

А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются).

Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале.

Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

  • В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

Музыкальные интервалы - первое знакомство

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в х.

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

  1. Во многих источниках интервал — это сочетание звуков… Когда интонация —
  2. это сочетание двух звуков…и в то же время ,интервал — это тоже два
  3. звука… Так как же правильно-интервал,это расстояние или

сочетание?!…я больше склоняюсь к расстоянию..Но у нас с коллегами

Спасибо за материал. Всё доступно. Но остался вопрос. Что есть интервалы уменьшенные и увеличенные и чем они отличаются от больших и малых?

Макс, увеличенные и уменьшённые — это качественная характеристика интервалов (она зависит от числа тонов и полутонов, составляющих интервал). Соответственно увеличенные и уменьшённые интервалы отличаются от малых, больших, а также чистых (малые, большие и чистые — это всё тоже относится к качественной стороне), именно тоновой (или качественной) величиной.

Например, чистая квинта — до*соль — в ней 3,5 тона, уменьшенная квинта — до*соль-бемоль — в ней всего лишь 3 тона, увеличенная квинта — до*соль-диез — в ней целых 4 тона.

Подробнее почитать об увеличенных и уменьшённых интервалах вы можете в постах, посвящённых тритонам и характерным интервалам. Это здесь:

Благодарю! Вдохновение, Свет и Любовь с Вами!

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/muzykalnye-intervaly-pervoe-znakomstvo-muzykalnyj-klass

Интервалы в музыке, сольфеджио, таблица интервалов

Специально для начинающих музыкантов мы подготовили таблицу интервалов в музыке и сольфеджио:

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Вообще, что же такое интервалы в музыке и сольфеджио?

Интервалы в музыке — это соотношение двух звуков на определенной высоте. В чем же измеряется эта высота? В тонах и полутонах. А какие бывают интервалы?

Чистая прима(ч.1) количество ступеней 1, количество полутонов 0, количество тонов 0
Малая секунда(м.2) количество ступеней 2, количество полутонов 1, количество тонов 0,5
Большая секунда(б.2) количество ступеней 2, количество полутонов 2, количество тонов 1
Малая терция(м.

3) количество ступеней 3, количество полутонов 3,количество тонов 1,5
Большая терция(б.3) количество ступеней 3, количество полутонов 4, количество тонов 2
Чистая кварта(ч.4) количество ступеней 4, количество полутонов 5, количество тонов 2,5
Увеличенная кварта(ув.

4) количество ступеней 4, количество полутонов 6, количество тонов 3
Уменьшённая квинта(ум.5) количество ступеней 5, количество полутонов 6, количество тонов 3
Чистая квинта(ч.5) количество ступеней 5, количество полутонов 7, количество тонов 3,5
Малая секста(м.

6) количество ступеней 6, количество полутонов 8, количество тонов 4
Большая секста(б.6) количество ступеней 6, количество полутонов 9, количество тонов 4,5
Малая септима(м.7) количество ступеней 7, количество полутонов 10, количество тонов 5
Большая септима(б.

7) количество ступеней 7, количество полутонов 11, количество тонов 5,5
Чистая октава(ч.8) количество ступеней 8, количество полутонов 12, количество тонов 6

  Все аккорды на гитаре 6 струн

Интервалы в музыке: консонансы и диссонансы

Также интервалы делятся на группы по звучанию консонансы и диссонансы.

Диссонанс-резкое звучание звуков, консонанс же противоположность.

К диссонансам относятся такие интервалы как м.2(малая секунда), б.2(большая секунда), м.7(малая септима), б.7(большая септима), ув.4(увеличенная кварта), ум.5(уменьшённая квинта)

Консонансы подразделяются на группы:

  • Весьма совершенные ч.1(чистая прима), ч.8(чистая октава)
  • Совершенные ч.4(чистая кварта), ч.5(читая квинта)
  • Несовершенные м.3(малая терция), б.3(большая терция), м.6(малая секста), б.6(большая секста)

Есть такие интервалы как тритоны , они строятся так:

  • ув.4 (IV) ум.5(VII) в натуральном мажоре и в гармоническом миноре (VII#)
  • ув.4 (VI) ум.5(II) в натуральном миноре

Интервалы в музыке: обращение интервалов

Также стоит обратить внимание на обращение интервалов. Обращение — это перенесение нижнего звука вверх. Обращение большого интервала будет в малый и наоборот, чистого будет в чистый, увеличенного будет в уменьшенный.

Таким образом:
18, 27, 37, 45

Сведения приведенные выше помогут вам определять интервалы и разбираться в них.

Источник: https://guitarist1.ru/intervaly-v-muzyke-solfedzhio-tablica.html

Интервалы в музыке по сольфеджио

10-04-2018

Музыкальные интервалы - первое знакомство

Таблица интервалов в музыке по сольфеджио

Интервалы и аккорды в сольфеджио имеют немаловажное значение в построении мелодической и гармонической композиции произведения.

Промежутком мы можем назвать сочетание минимум двух созвучий, которые формируют звук, но уникальность данного понятия в том, что можно сыграть эти два звука как вместе, так и раздельно.

Если вместе, то такой порядок чередования будет нести название гармонического, или мелодического, если играть их вместе.

Как выглядит таблица интервалов в музыке по сольфеджио:

Название базовой структуры Как обозначается Ступени (количество) Полутона (количество) Тона (количество)

  • Прима чист. Ч. 1 1 0 0;
  • Секунда малая М. 2 2 1 ½;
  • Секунда большая Б. 2 2 1;
  • Терция малая М. 3 3 3 1 ½;
  • Терция большая Б. 3 4 2;
  • Кварта чист. Ч. 4 4 5 2 ½;
  • Кварта увеличенная УВ. 4 6 3;
  • Квинта уменьшенная УМ. 5 5;
  • Квинта чист. Ч. 5 7 3 ½;
  • Секста малая М. 6 6 8 4;
  • Секста большая Б. 6 9 4 ½;
  • Септима малая М. 7 7 10 5;
  • Септима большая Б. 7 11 5 ½;
  • Октава чист. Ч. 8 8 12 6.

Изучая интервалы для детей по сольфеджио необходимо брать самые легкие и узнаваемые мелодии, которые бывают у них на слуху, для того, чтобы они могли сравнивать оригинальное звучание и проигрываемое, тогда обучение будет более понятным. Так же используют, изучая интервалы в музыке по сольфеджио видео, которые можно изучить на сайте.

Для более качественного понимания опишем некоторые примеры, так прима содержит в себе ноль тонов, октава состоит из шести, кварта только два с половиной тона, тогда как квинта равна трем с половиной.

Секунды могут быть исключительно большими, малыми (сюда относим сексты, септимы, терции), паузы чистого порядка описываются как октава чистая или кварта чистая.

Важно научиться использовать сокращения, что качественно улучшает скорость изучения, так, например, квинта чистая обозначается как Ч 5, а терция большая – Б 3, септима малая – М 7, и так далее по таблице.

Интервалы в сольфеджио

Когда звуки интервалов в сольфеджио движутся и изменяются по высоте стояния, изменяя ступени и используя скачки, возможно и повторение некоторых звуков, но на одинаковой высоте стояния, это называют интервальное сольфеджио.

После качественного восприятия этого понятия ученики могут складывать общую композицию предложенного музыкального произведения.

Задания на интервалы по сольфеджио должны включать сравнения нескольких композиций, потому как это будет развивать определение тонов и полутонов на звук.

Так как изучаемое понятие — это своеобразная пауза или промежуток, то ясно, что интервалы имеют свои свойства, например:

  • Свойство величины ступеневой – это обозначение, подразумевающее, что зависимость ступеней музыкального произведения включает в себя один или несколько промежутков, в данном варианте мы считаем и воспроизводимые звуки.
  • Величина тонового класса, охватывает только промежутки конкретного назначения, здесь мы высчитываем общий объем полутонов или тонов, которые он в себе содержит.

Помимо этих определений могут звучать соответственно количественные и качественные величины, оставляя за собой ту же суть определения.

Интервальные звуки чередуются промежутками, которые имеют названия числительных латинского языка.

Интервальная цепочка по сольфеджио

Интервальная последовательность в сольфеджио включает чистые, большие, малые, уменьшенные или увеличенные промежутки. Это дает новое понятие – тоновый состав.

К ним мы можем присоединить характерные классификации большой терции, септимы малой, чистой квинты и тому подобное. Интервальная цепочка по сольфеджио состоит из нот, тоновое число которых необходимо для запоминания.

Поэтому педагоги часто обращаются к помощи музыкальных диктантов, которые помогают изучать и воспринимать интервалы в двухголосии по сольфеджио.

Интервальная цепочка по сольфеджио в ми мажоре — понятие, которое определяет необходимую тональность, в которой необходимо записать промежутки.

Например, цепочка аккордов Iб 3, Iб 2, VIIум 5, Iб 3, в данном случае ми мажора, будет выглядеть как ми-соль#, ми-фа#, ре#-фа#-ля, ми-соль#.

Или еще один пример, цепочка T 6, S 53, D 64, T 6 преображается в соль#-си–ми, ля-до#-ми, фа#-си-ре#, соль#-си-ми.

Качественные групповые занятия музыкой преподаватель обязан выстраивать грамотно, предлагая не только самостоятельно определять на слух промежутки и их содержимое с характеристиками, но и закреплять материал дополнительными диктантами, начиная от самых простых композиций, постепенно обращаясь к более сложным для формирования восприятия на слух.

Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/intervaly-v-muzyke-po-solfeggio

Музыкальные интервалы

Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:

  • мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
  • гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.

Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.

Мелодический интервал Гармонический интервал
В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно. В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно.

Интервалы характеризуются двумя величинами: качественной и количественной:

  • количественная величина выражается количеством нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и количество не звучащих нот между ними);
  • качественная величина выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.

Простые интервалы

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым).

Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это порядковые числительные на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов.

Слева — цифра, справа — латинское название:

Таблица основных интервалов
Цифровое обозначение Латинское название
1 Прима (один и тот же звук)
2 Секунда
3 Терция
4 Кварта
5 Квинта
6 Секста
7 Септима
8 Октава

Рисунок 1. Основные интервалы

На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».

Основные интервалы

Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»).

Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда.

Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?

Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). 

Ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:

Таблица основных интервалов
 

Название интервала Количество тонов Количество ступеней Пример
Чистая прима 0 тонов (одна и та же нота) 1 ступень
Малая секунда 1/2 тона (полутон) 2 ступени
Большая секунда 1 тон 2 ступени
Малая терция 1.5 тона 3 ступени
Большая терция 2 тона 3 ступени
Чистая кварта 2.5 тона 4 ступени
Увеличенная кварта 3 тона 4 ступени
Уменьшённая квинта Также 3 тона 5 ступеней
Чистая квинта 3.5 тона 5 ступеней
Малая секста 4 тона 6 ступеней
Большая секста 4.5 тона 6 ступеней
Малая септима 5 тонов 7 ступеней
Большая септима 5.5 тонов 7 ступеней
Чистая октава 6 тонов 8 ступеней

Все вышеперечисленные интервалы и являются основными. Их также называют диатоническими интервалами. Забегая вперёд, отметим, что эти интервалы образуются как между нотами натурального мажора, так и натурального минора (слово «диатонический» означает натуральный минор или мажор).

Напоследок

Название интервала (прима, секунда…) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

  • Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:
  • Рисунок 2. Несколько вариантов интервала «секунда»
  • «до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
  • «до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
  • «до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
  • «до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.

Ещё немножко: «до» — «до-диез» — это увеличенная прима, а «до» — «ре-бемоль», это малая секунда. В обоих случаях между звуками полутон, то есть эти интервалы энгармонически равны.

Источник: https://cantanta.ru/blog/musicalnie-intervali

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector