Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Но также есть и «классический» период в истории музыки, называемый классицизм, яркими представителями классицизма были Гайдн и Моцарт. Это прежде всего появление первых публичных концертов, образование в столицах и больших городах музыкальных обществ и оркестров.

Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы.

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Классицизм в музыке – венские классики

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение.

Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.

В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Эстетические установки классицизма

Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.

Общая характеристика стиля

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений. Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики.

Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт.

В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.

Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.

Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл

Это произведение для оркестра и солирующего инструмента.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм.

Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Всё не отвечающее разуму, всё безобразное должно было предстать в искусстве К. очищенным и облагороженным

Термин «классическая» в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д.

Классицизм начался в эпоху Просвещения — время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе.

Новый состав оркестра привел к появлению симфонии — важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов — быстрого начала, медленной середины и быстрого окончания.

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Работы создаются специально для струнного квартета со своим стандартом в четыре темпа, напоминающим о симфонии. В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.

Как и симфонии, сонаты стали способом объединения множества различных типов инструментальной музыки в один тип. 1750 и до 1820 я склоняюсь больше к тому что эта эпоха началась после капиталистической революции в Британии и закончилась великой буржуазной революцией во Франции.

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Существенные перемены в это время отличают музыкальную жизнь Европы. Оркестры расширяются по составу, из них уходят орган и клавесин, увеличиваются группы духовых инструментов, в обиход входит кларнет с его чувствительным, полным неги звучанием.

Из этой среды формируется один из важнейших жанров эпохи классицизма — струнный квартет.

По глубине и актуальности образов, по развитой технике музыкальной ткани и строению формы он в состоянии соперничать с симфонией — этой своеобразной классицистской инструментальной драмой.

Вторая половина XVIII в. — время реформаторских процессов, можно сказать, революционных изменений в опере. Они связаны в первую очередь с именами К.-В. Глюка и В.-А. Моцарта. Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) — австрийский композитор, детство и юность которого прошли в Чехии, затем он переехал в Милан, где был руководителем капеллы итальянского аристократа А. Мельци.

Вместе с тем врожденный инстинкт драматурга и ощущение неудовлетворенности оперой-sena с ее культом певцов-виртуозов влекут композитора в сторону музыкальной драмы, к античному образцу. И на рубеже 1760-х гг. Глюк вступает на путь реформ: не технически изощренная колоратура, а драматическое действие с острыми коллизиями, выраженными музыкой.

В музыке виднейшим его представителем был ж. б. люлли, создатель жанра «лирической трагедии», к-рая по своей тематике и осн. cтилистич

В основе сюжета оперы — древнегреческий миф о поэте-певце Орфее, силой чувства и своего мастерства разжалобившего фурий подземного царства, в которое попадает его умершая жена Эвридика. Персонажи из статичных фигур превращаются в актеров, вступающих в активные действия, конфликтные отношения.

Это одна из немногочисленных опер классицизма, активно сохраняющихся в репертуаре современных музыкальных театров. Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль, существовавший в 17 — нач. 19 вв. в европ.

литературе и искусстве. В основу искусства классицизма положен культ разума – рационализм, стройность и логичность. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й. Гайдна, В. А.

Моцарта и Л. ван Бетховена.

Сразу договоримся не путать понятия «классическая музыка» и «музыка эпохи классицизма»…

Классическая музыка – это музыка образцовая, которая выдержала испытание временем и считается эталоном в своем жанре или стиле.

А эпоха классицизма – это время примерно
с середины XVIII
до середины XIX века.

В этот период произведения искусства и литературы должны были создаваться в соответствии с определенными требованиями эстетики классицизма, в эти требования входили гармоничное сочетание частей, отделка деталей, каноны формы и т.д.

То есть, произведение искусства (музыки, живописи, литературы и др.) должны были строиться по определенным канонам (правилам). Первоначально классицизм был прогрессивным явлением, т.к.

вырабатывал стройность, определенность, некий образец того, каким должно быть произведение искусства. Но, как известно, процесс движения неостановим, постепенно рамки классицизма стали мешать творчеству, ограничивать его. Поэтому на смену классицизму пришло другое направление в искусстве – романтизм.

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном
. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры.

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена.

Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Источник: https://bestzagar.ru/purchase/muzykalnaya-kultura-klassicizma-esteticheskie-voprosy-venskie/

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение. Всё относительно, и любые вчерашние шлягеры, выдержавшие проверку временем, – будь то шедевры Баха, Моцарта, Шопена, Прокофьева или, допустим, The Beatles – можно отнести к классическим произведениям.

Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.

К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.

Эпоха классицизма

Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.

В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.

Эстетические установки классицизма

В основу искусства классицизма положен культ разума рационализм, стройность и логичность

. Название «классицизм» по происхождению связывают со словом из латинского языка – classicus, что означает – «образцовый».

Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты. Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам.

Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.

Классицизму присуще строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры

. «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком, (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия). Смешивать жанры было недопустимо.

Классицизм в музыке – венские классики

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как .

Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум.

Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность .

Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.

Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом . Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.

В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.

Жанры музыкального классицизма

Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.

В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.

Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.

Сонатная форма

  • Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
  • Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
  • Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:
  1. первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),
  2. второй – разработка
    (развитие и сопоставление тем)
  3. и третий – реприза
    (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл

По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.

Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:

  • I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
  • II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
  • III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
  • IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.
Читайте также:  Как развить музыкальный слух – для самоучек

Концерт

Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в , в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.

Струнный квартет

Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.

Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).

Источник: https://www.labetik.ru/hair/muzykalnaya-kultura-klassicizma-esteticheskie-voprosy/

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры. Классицизм

К концу Х VIII века в культурном развитии западноевропейских государств классицизм становится господствующим художественным течением.

обращается к наследию античной эпохи, принимая его за идеальный образец и норму. Классицизм в литературе неразрывно связан с деятельностью Франсуа Малерба.

Он стал инициатором реформы стиха и языка, благодаря ему в литературе закрепились определенные поэтические каноны.

Классицизм — это стиль, господствовавший в искусстве Х VIII-Х I Х веков. Данное направление, основанное на идеях рационализма, стремилось к возвышению нравственных и героических идеалов.

Классицизм в литературе делит основные жанры на два вида: высокие и низкие. К первым относятся произведения, повествующие о выдающихся людях и событиях. К таким жанрам относится ода, трагедия и героическая песня.

В качестве главных действующих лиц здесь выступают политики, известные деятели искусства, и монархи — те люди, о которых принято говорить величавым, торжественным языком. Низкие жанры описывают жизнь частной буржуазии, так называемого третьего сословия.

К ним принято относить комедию, басню, сатиру и другие произведения, написанные в

Классицизм в литературе на первое место выдвигает жанр трагедии. Именно он способен обличить наиболее важные нравственные проблемы. Общественные конфликты находят отражение в душах главных героев, поставленных перед выбором между личными интересами, страстями и нравственным долгом. Разум противопоставляется чувствам.

В период классицизма в творчестве Ж. Лафонтена, Н. Буало и Ж.-Б. Мольера высокого развития достигают басня, сатира и комедия. Эти произведения, решающие важные философские и нравственные проблемы современного общества, перестают быть «низким» жанром и обретают определенную драматургическую значимость.

В эпоху классицизма создается огромное количество прозаических произведений. Работы Б. Паскаля, М. Лафайет, Ж. Лабрюйера и других писателей этого периода отличаются типизацией страстей, аналитическим мировоззрением, ясностью и точностью слога.

Классицизм в литературе отражает основные тенденции городской поэзии. В своих произведениях писатели стремились донести до читателя важность исполнения людьми своих обязанностей перед обществом, необходимость воспитания человека-гражданина.

Можно перечислить основные черты классицизма:

  • образы и формы произведений взяты из античного искусства;
  • деление героев на положительных и отрицательных;
  • в основе сюжета классического произведения — любовный треугольник;
  • в финале добро торжествует, а зло остается наказанным;
  • соблюдение принципа трех единств: места, действия и времени.

Традиционно за основу сюжета классического сочинения авторы брали определенное историческое событие. Главный герой произведения — добродетельная личность, которой чужды какие-либо пороки. Классические сочинения были проникнуты идеями рационализма и служения государству.

В России это направление впервые нашло отражение в трудах М. Ломоносова, а затем получило развитие в работах В. Тредиаковского и других просветителей. Тематика трагедий основана на национально-исторических событиях (А. Сумароков, Н.

Николаев, Я. Княжнин), а в их стиле присутствует лиризм и «рупорность» главных персонажей. Основные действующие лица прямо и смело высказывают идеи автора. Можно сказать, что стал средством сатирического обличения пафоса гражданственности.

После выхода в свет статей В. Белинского в академической науке и критике установилось отрицательное отношение к этому направлению. Только в советский период удалось вернуть этому стилю былую значимость и важность.

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков.

В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца, чем и похож на . В качестве такого примера послужила культура античного мира.

Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.

История возникновения

Как направление, классицизм охватил все виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру.

Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным , который отрицал все правила и являл собою бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

В своём развитии классицизм прошёл 3 этапа:

  1. Ранний классицизм
    (1760-е – начало 1780-х);
  2. Строгий классицизм
    (1780-е – 1790-е);
  3. Поздний классицизм
    , получивший название (первые 30 лет XIX века).

На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.

Черты стиля

Для классицизма характерны чёткие геометрические формы, высококачественные материалы, благородная отделка и сдержанность. Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.

Общие особенности стиля:

  • гладкие стены с мягкими цветочными мотивами;
  • элементы античности: дворцы и колонны;
  • лепнина;
  • изысканный паркет;
  • тканевые обои на стенах;
  • изящная, грациозная мебель.

Особенностью русского классицистического стиля стали спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время многообразное декоративное оформление, выверенные пропорции, достойный вид, гармоничность и вкус.

Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Экстерьер

Внешние признаки классицистической архитектуры ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  • Конструкции:
    устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  • Формы:
    чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  • Линии:
    строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.

Источник: https://poluby.ru/perfume/muzykalnaya-kultura-klassicizma-esteticheskie-voprosy-venskie/

Венский классицизм

Композиторы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен принадлежат художественному направлению европейской музыкальной культуры второй половины 18 – начала 19 века под названием «Венский классицизм».

Основные художественные принципы данного направления представлены в музыке на рубеже 18-19 веков, т.к.

в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только зарождались, а поздний Бетховен уже близок к следующему направлению — романтизму.

Венский классицизм подготовлен художественным опытом предшественников и современников, в том числе итальянской и французской оперой и инструментальной музыкой, немецкой музыкой (Гендель, Бах, мангеймская школа).

Что предшествовало зарождению эпохи венских классиков — Музыка Австрии

В 17 в. начинает развиваться музыкальный театр. Осуществляются музыкально-драматические постановки (кайзершпили). Под влиянием итальянской музыки сформировалась итальянская придворная оперная труппа, ставились оперы (в т.ч. оперы К. Монтеверди).

В 1708 г. в Вене построен новый придворный театр, появляются австрийские певцы.

С середины 18 в. музыке отводилась ведущая роль в культуре Австрии. Открывались аристократические домашние театры и капеллы. Распространилась развлекательная инструментальная музыка – дивертисменты, серенады.

Устраивались симфонические концерты и оперные спектакли. Ставились венские музыкальные комедии под руководством И. Страницкого – одного из основоположников австрийской национальной комической оперы-зингшпиля.

Композиторы-предшественники венских классиков – Г. Муффат, Г. К. Вагензейль, Г. М. Монн, Г. Ройтер и другие.

Представитель музыкального классицизма К. В. Глюк был близок к исканиям венских классиков.

Характерные черты эпохи Венского классицизма:

  1. универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы;
  2. органичное сочетание чувства и интеллекта, трагического и комического, тонкого расчета и естественности, непринужденность высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедших наиболее полное воплощение в сонатно-симфоническом цикле.

Для эпохи венских классиков характерны:

  1. расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерты и камерные ансамбли.
  2. окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.
  3. черты: строгая упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренним разнообразием, богатством. Формируется форма периода, индивидуализируется музыкальный тематизм.

Расцвет классицизма совпал со становлением симфонического оркестра – в эту эпоху определился его стабильный состав, выделились группы оркестра.

Сложились типы камерных ансамблей: фортепианное трио, струнные квартеты и т.д.

Выделилось широкое направление сольной клавирной музыки.

Развились разные типы опер (у Моцарта) – лирическая и социально-обличительная комедия, музыкальная драма, философская опера-сказка и др.

Гайдн – создатель инструментального стиля венских классиков. В его сочинениях утвердился 4-частный сонатно-симфонический цикл, исполнительский состав и тип тематизма.

Гайдну оказалась наиболее близка инструментальная сфера, он больше тяготел к объективным народно-жанровым образам. Бетховен – к героике. Моцарт – к разнообразным оттенкам лирических переживаний.

Источник: http://diafon.ru/venskij-klassicizm/

Классицизм (русская литература). Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

контрольная работа

Классицизм Ї художественное направление в искусстве и литературе XVII Ї начала XIX вв. Он во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, «должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания» .

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Появился классицизм во Франции. В формировании и развитии этого стиля можно выделить два этапа. Первый этап относится к XVII веку.

Для классиков этого периода непревзойденными образцами художественного творчества были произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. В своих произведениях они добивались красоты и истины, ясности, стройности, законченности построения.

Второй этап Ї XVIII век. В историю европейской культуры он вошел как эпоха Просвещения или Век Разума. Человек придавал большое значение знаниям и верил в способность объяснить мир.

Главным героем является личность, готовая на героические поступки, подчиняя свои интересы Ї общим, душевные порывы — голосу разума. Его отличает нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу. Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства.

Архитектуре этого периода свойственна упорядоченность, функциональность, соразмерность частей, тяготение к уравновешенности и симметрии, ясность замыслов и построений, строгая организованность.

С этой точки зрения символом классицизма служит геометрическая планировка королевского парка в Версале, где деревья, кустарники, скульптуры и фонтаны располагались по законам симметрии.

Эталоном русской строгой классики стал Таврический дворец, возведенный И. Старовым.

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Давид).

В поэтическом искусстве произошло деление на «высокие» (трагедия, ода, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира) жанры. Выдающиеся представители французской литературы П. Корнель, Ф. Расин, Ж.Б. Мольер оказали большое влияние на формирование классицизма в других странах.

Важным моментом этого периода было создание различных академий: наук, живописи, скульптуры, архитектуры, надписей, музыки и танца.

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus Ї «образцовый») возник в XVII столетий во Франции.

Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля «стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов» .

Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы.

Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке. В опере XVIII в. классицизм представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка, создавшего новую трактовку этого вида музыкальнодраматического искусства. Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна,

Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII Ї начала XIX столетия Ї венскую классическую шкалу.Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи.

Б музыке невозможно опираться на античные традиции Ї они почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения.

Читайте также:  Более 100 полезных ресурсов для современных музыкантов

Благодаря такой системе самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если в других видах искусства законы классицизма уже в начале XIX в.

многим казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.

Античные истоки архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма

Начало французского классицизма связано с строительством церкви Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновение нового эстетического подхода. Она была спроектирована в 1756г.
Жаком Жерменом Суффло(1713-1780)…

Искусство в системе культуры

Направления, течения и стили в искусстве являются своеобразными «визитными карточками», отмечающими напряженную духовную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения…

Искусство Древней Руси

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы…

Искусство и культура в конце XIX и начале XX веков: футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и другие

Культура XX века

Авангард — (фр. аvant-garde — «передовой отряд») — совокупность многообразных новаторских движений и направлений в художественной культуре модернизма первой трети XX: футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, супрематизм, фовизм и др…

Культура Белоруссии в 1954-1985 гг.

Со второй половины 50-х гг. в развитии белорусской музыки начался новый этап, характерный более глубоким освоением сущности и отказом от иллюстративности. В симфоническом жанре успешно работают М. Аладов, Л. Абелиёвич, Г. Бутвиловкий, Я. Глебов, А…

Культура и искусство XVII–XIX веков

Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства…

Культура и искусство Древнего Вавилона

культура искусство вавилон
Вавилон, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю»…

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 — 50-е годы…

Достижения портретного жанра в скульптуре связаны, прежде всего, с творчеством Ф.И. Шубина (рис.1). После окончания Академии художеств по классу Жилле с большой золотой медалью…

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

Щедрин Ф.Ф. учился в Академии художеств, был пенсионером в Италии и Франции, где он прожил 10 лет (1775 — 1785). Исполненный им еще в Париже в 1776 году «Марсий» полон трагического мироощущения. Здесь сказывается влияние не только античности…

Художественная культура Франции эпохи классицизма

Классицизм — одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств…

Классицизм (от лат. classicus — «образцовый») — художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII — начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе против пышного барокко.

Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII — XVIII вв. было широким и долговременным, а в архитектуре продолжалось и в XIX в.
Классицизму как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образцу.

Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

Писатели и художники часто обращаются к образам античных мифов (см. Античная литература).

Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII столетии: в драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер), в поэзии (Ж. Лафонтен), в живописи (Н. Пуссен), в архитектуре. В конце XVII в. Н. Буало (в поэме «Поэтическое искусство», 1674) создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма и в других странах.

Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе французской классицистической трагедии, достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля (Сид, Гораций, Цинна) — мужественные, суровые люди, движимые долгом, целиком подчиняющие себя служению государственным интересам.

Показывая в своих героях противоречивые душевные движения, Корнель и Расин сделали выдающиеся открытия в сфере изображения внутреннего мира человека. Проникнутая пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего действия, легко укладывалась в знаменитые правила «трех единств» — времени, места и действия.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой иерархии жанров, трагедия (наряду с одой, эпопеей) относилась к «высоким жанрам» и должна была разрабатывать особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражать только возвышенные героические стороны. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и др., призванные отражать современную действительность. В жанре басни прославился во Франции Лафонтен, а в жанре комедии — Мольер.

В XVII в., пронизанном передовыми идеями Просвещения, классицизм проникнут страстной критикой порядков феодального мира, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами. Его отличает также большое внимание к национальным историческим сюжетам. Крупнейшими представителями просветительского классицизма являются Вольтер во Франции, И. В. Гёте и И. Ф. Шиллер (в 90‑е гг.) в Германии.

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в., в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Г. Р. Державина.

В нем представлены все важнейшие жанры — от оды и эпопеи до басни и комедии. Замечательным комедиографом был Д. И. Фонвизин, автор знаменитых сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Русская классицистическая трагедия проявила горячий интерес к национальной истории («Димитрий Самозванец» А. П.

Сумарокова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и др.).

В конце XVIII — начале XIX в. классицизм как в России, так и во всей Европе переживает кризис. Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу условностей. В это время классицизм подвергается острой критике, особенно со стороны романтиков.

Источник: https://salvadress.ru/klassicizm-russkaya-literatura-muzykalnaya-kultura-klassicizma.html

1.6 Музыка эпохи классицизма | music-history

Классици́зм (classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. 

Классицизму присуще строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры. «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия). Смешивать жанры было недопустимо.

Классицизм в музыке

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

  Столицей музыкального мира становится Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю как венские классики.

  Й. Гайдн                Л. Бетховен          В. Моцарт

 Музыкальные жанры

Музыкальная культура классицизма создает новые жанры инструментальной музыки – соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма, до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.

 В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет.

 Сонатная форма

Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, однако сонатная форма окончательно сформировалась только в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:

  • экспозиция (проведение основных тем)
  • разработка (развитие и сопоставление тем)
  • реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

 Как правило, в сонатной форме были написаны первые (быстрые) части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

 Симфония

Большой вклад в начальное развитие жанра внесли композиторы мангеймской школы. Начиная с 1740 года, придворная капелла Мангейма становится музыкальным центром развития новых оркестровых форм. Увеличение количества инструментов в оркестре новой формации сделало невозможным управление музыкальным коллективом «от клавесина», и фигура дирижера становится главной.

  •  Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
  • I часть. Быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
  • II часть. Медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
  • III часть. Менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;

IV часть. Финальная быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.

Для прослушивания Симфонии № 5 Л.В. Бетховена в полном объеме перейдите по ссылке.

Концерт

Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.

К концу эпохи классицизма сформировалась классическая структура концерта:

I часть. Аллегро в сонатной форме.

II часть. Медленная, чаще в форме арии, в 3-х частях.

III часть. Быстрая в форме рондо, рондо-соната, или темы с вариациями.

Заложили данную структуру Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Людвига ван Бетховена.

Для прослушивания Фортепианного концерта № 23 В.А. Моцарта в полном объеме перейдите по ссылке.

Квартет

 Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель.  С середины XVIII в. квартет становится господствующей формой камерной музыки и достигает высшей степени совершенства в музыке Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.

Опера-сериа и опера-буффа

XVIII век с музыкальной точки зрения характеризовался безраздельным господством итальянской оперы за исключением, может быть, Франции. Практически при всех королевских дворах Европы состояли театральные труппы, в которых играли либо сами итальянцы, либо музыканты и актеры, обучавшиеся в Италии.

 Развитие жанра опера-сериа (серьезной оперы) состоялось во многом благодаря деятельности Пьетро Метастазио. Находясь на должности придворного поэта у Карла VI Австрийского, он написал множество либретто на тематику античной мифологии.

«Метастазианские» либретто использовали многие знаменитые композиторы XVIII века, а сами оперные произведения состояли из трех актов, в них было не более шести персонажей, и практически не использовался хор.​

Между тем, во Франции продолжался расцвет лирической трагедии. Хоры, балеты, эффектные театральные постановки этого жанра достигли совершенства в творчестве Жана-Филиппа Рамо. Однако где-то рядом, постепенно, пробивала себе дорогу к музыкальным вершинам более востребованная слушателем, схожая с галантностью классицизма комическая опера-буффа.

Первые оперы-буффа являлись краткими пьесами, которые ставились во время антрактов для развлечения публики, пришедших смотреть серьезную оперу. Но уже к 1750 году комические оперы заняли прочное место на сцене и начали вытеснять серьезную предшественницу. Последняя знаменитая опера-сериа «Милосердие Тита» была написана Моцартом в 1791 году, уже в эпоху классицизма.

Церковная музыка

Более тысячи лет, вплоть до XVII столетия, христианская церковь оставалась главным центром сосредоточения музыкального профессионализма.

В XVII-XVIII веках бурное развитие светской музыки, появление симфонии, оперы, сонаты, концерта оказало сильнейшее влияние на церковную музыку.

Читайте также:  Как подбирать аккомпанемент

Классицизм привнес драматизацию и симфонизацию церковного жанра, реформа иногда приводила к тому, что произведения, написанные специально для богослужений, переводились в разряд светской музыки.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм,  полистилистика) и является основой всей академической музыки.

Источник: https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/muzyka-pohi-klassicizma

Музыкальный классицизм и основные этапы его развития

Классицизм
(от лат. сlassicus — образцовый) – стиль в
искусстве XVII – XVIII вв. Название «классицизм»
происходит от обращения к классической
древности как высшей норме эстетического
совершенства. Свой эстетический идеал
представители классицизма черпали в
образцах античного искусства.

В основе
классицизма лежало убеждение в разумности
бытия, в наличии порядка и гармонии в
природе и внутреннем мире человека.
Эстетика классицизма содержит сумму
обязательных строгих правил, которым
должно отвечать художественное
произведение.

Важнейшие из них –
требование равновесия красоты и истины,
логической ясности, стройности и
законченности композиции, строгих
пропорций, чёткого разграничения жанров.

  • В
    развитии классицизма отмечают 2 этапа:
  • Классицизм
    XVII века, развивавшийся отчасти в борьбе
    с искусством барокко, отчасти во
    взаимодействии с ним.
  • Просветительский
    классицизм XVIII века.

Классицизм
XVII века – во многом антитеза барокко.
Наиболее законченное выражение получает
во Франции. Это была эпоха расцвета
абсолютной монархии, оказавшей высочайшее
покровительство придворному искусству
и требовавшей от него пышности и
великолепия.

Вершиной французского
классицизма в области театрального
искусства стали трагедии Корнеля и
Расина, а также комедии Мольера, на чьё
творчество опирался Люлли.

Его «лирические
трагедии» несут на себе печать воздействия
классицизма (строгая логичность
построения, героика, выдержанный
характер), хотя им присущи и черты барокко
– пышность его опер, обилие танцев,
шествий, хоров.

Классицизм
XVIII века совпал с эпохой Просвещения.
Просвещение – широкое движение в
философии, литературе, искусстве,
охватившее все европейские страны.

Название «Просвещение» объясняется
тем, что философы этой эпохи (Вольтер,
Дидро, Руссо) стремились просвещать
своих сограждан, пытались решать вопросы
устройства человеческого общества,
природы человека, его прав.

Просветители
исходили из представления о всемогуществе
человеческого разума. Вера в человека,
в его разум определяет светлый,
оптимистичный настрой, присущий
воззрениям деятелей Просвещения.

В
центре музыкально-эстетических споров
– опера. Французские энциклопедисты
считали её жанром, в котором должно быть
восстановлен синтез искусств,
существовавший в античном театре. Эта
мысль легла в основу оперной реформы
К.В. Глюка.

Великим
завоеванием просветительского классицизма
является создание жанра симфонии
(сонатно-симфонического цикла) и сонатной
формы, что связывается с творчеством
композиторов мангеймской школы.
Мангеймская школа, сложилась в г.

Мангейме
(Германия) в середине XVIII века на основе
придворной капеллы, в которой работали
главным образом чешские музыканты
(крупнейший представитель – чех Ян
Стамиц).

В творчестве композиторов
мангеймской школы утвердились 4-хчастная
структура симфонии и классический
состав оркестра.

Мангеймская
школа стала предшественницей венской
классической школы – музыкальное
направление, обозначающее творчество
Гайдна, Моцарта, Бетховена. В творчестве
венских классиков окончательно
сформировались сонатно-симфонический
цикл, который стал классическим, а также
жанры камерного ансамбля и концерта.

Среди
инструментальных жанров особой
популярностью пользовались различные
виды бытовой развлекательной музыки –
серенады, дивертисменты, звучавшие на
открытом воздухе в вечернее время.
Дивертисмент (франц. развлечение) –
инструментальные многочастные
произведения для камерного ансамбля
или оркестра, соединяющие в себе черты
сонаты и сюиты и близкие серенаде,
ноктюрну.

К.
В. Глюк – великий реформатор оперного
театра

Кристоф
Виллибальд Глюк (1714 — 1787) – немец по
происхождению (родился в г. Эрасбахе
(Бавария, Германия)), тем не менее, является
одним из выдающихся представителей
венской классической школы.

Реформаторская
деятельность Глюка протекала в Вене и
Париже и осуществлялась в русле эстетики
классицизма. Всего Глюк написал около
40 опер – итальянских и французских,
buffa и seria, традиционных и новаторских.
Именно благодаря последним он обеспечил
себе видное место в истории музыки.

Принципы
глюковской реформы изложены в его
предисловии к партитуре оперы «Альцеста».
Они сводятся к следующему:

Музыка
должна выражать поэтический текст
оперы, она не может существовать сама
по себе, вне драматического действия.
Таким образом, Глюк существенно повышает
роль литературно-драматической основы
оперы, подчиняя музыку драме.

Опера
должна оказывать нравственное воздействие
на человека, отсюда – обращение к
античным сюжетам с их высоким пафосом
и благородством («Орфей и Эвридика»,
«Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде»).
Г. Берлиоз назвал Глюка «Эсхилом музыки».

Опера
должна соответствовать «трём великим
принципам прекрасного во всех видах
искусства» — «простоте, правде и
естественности». Необходимо избавить
оперу от излишней виртуозности и
вокальной орнаментики (присущей
итальянской опере), запутанных сюжетов.

Не
должно быть резкого контраста между
арией и речитативом. Глюк заменяет
речитатив secco аккомпанированным, в
результате чего он приближается к арии
(в традиционной опере-seria речитативы
служили лишь связкой между концертными
номерами).

Глюк
по-новому трактует и арии: он вносит
черты импровизационной свободы, развитие
музыкального материала связывает с
изменением психологического состояния
героя. Арии, речитативы и хоры объединяются
в большие драматические сцены.

Увертюра
должна предвосхищать содержание оперы,
вводить слушателей в её атмосферу.

Балет
не должен быть вставным номером, не
связанным с действием оперы. Его введение
должно обуславливаться ходом драматического
действия.

Большая
часть этих принципов воплотилась в
опере «Орфей и Эвридика» (премьера в
1762). Эта опера знаменует начало нового
этапа не только в творчестве Глюка, но
и в истории всей европейской оперы. За
«Орфеем» последовала другая его
новаторская опера – «Альцеста» (1767).

В
Париже Глюк написал другие реформаторские
оперы: «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида»
(1777), «Ифигения в Тавриде» (1779).

Постановка
каждой из них превращалась в грандиозное
событие в жизни Парижа, вызывая бурную
полемику между «глюкистами» и
«пиччинистами» — сторонниками традиционной
итальянской оперы, которую олицетворял
неаполитанский композитор Николо
Пиччини (1728 — 1800). Победа Глюка в этой
полемике была ознаменована триумфом
его оперы «Ифигения в Тавриде».

Таким
образом, Глюк превратил оперу в искусство
высоких просветительских идеалов,
насытил его глубоким нравственным
содержанием, раскрыл на сцене подлинные
человеческие чувства. Оперная реформа
Глюка оказала плодотворное влияние как
на его современников, так и на последующие
поколения композиторов (особенно на
венских классиков).

5 МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ЖАНРЫ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА

Наиболее
важными из сольных произведений
классического периода были сонаты, они
создавались для любого сольного
инструмента, но в первую очередь для
игры на фортепьяно. Как симфонии, сонаты
стали способом объединения множества
различных типов инструментальной музыки
в один тип.

Содержание
музыкальных сочинений связано с миром
чувств человека, которые не поддаются
жесткому контролю разума. Однако
композиторы этой эпохи создали очень
стройную и логическую систему правил
построения произведения.

В эпоху
классицизма сформировались и достигли
совершенства такие жанры как опера,
симфония, соната.

В теории, по-прежнему
самыми ценными и уважаемыми считали
цер-ковные жанры, но на практике гораздо
больше и весомыми стали высшие жанры
театральной и камерной музыки: музыкальная
драма и симфония.

Музыкальный
театр жанров имел свою иерархию в
зависимости от воплощаемых в ней
«аффектов». Поэтому «серьезная опера»
оставалась более престижной, нежели
комическая. Комические жанры тоже
превращаются в высокую комедию со
сложными характерами, изысканными
чувствами и высокоразвитыми музыкальными
формами.

Опера
распространяла свое влияние на церковную
и инструментальную музыку. Иерархия
жанров была такова:

Первой
шла симфония, как высшая ступень. В
раннеклассический период различались
«театральные» симфонии (т.е. увертюры,
которые могли еще называться «партитами»)
и «камерные». Камерные симфонии были
струнными, оркестровыми и концертными.

Струнные отличались утонченностью
письма, потому как были рассчитаны на
изысканный слух знатоков. В оркестровых
симфониях также участвовали духовые
инструменты. Оркестровая
музыка, в основном, носила развлекательный
характер. Дивертисменты, серенады,
партиты были значительно ниже симфонии.

Здесь композитор мог себе позволить
шумовые и звукоизобразительные эффекты,
экстравагантные шутки.

На
следующей «ступени» — концерты, сочетающие
в себе и оркестрово-коллективное, и
сольно-личностное начало.

Сонаты
в XVIII веке, представляли собой обширную
жанровую группу: все ансамблевые и
сольные сочетания (от клавирных сонат
до трио, квартетов, квинтетов и т.д.) Главными
«правилами» отличия сонаты как вида от
симфоний были: • Нерегламентированное количество
частей (от двух до четырех, а в ансамблях
и более); • Исполнение каждой партии
одним инструментом;

• Как
вследствие этого, индивидуализация
содержания и возможность выражения
самостоятельных тонких чувств или очень
субъективных настроений.

Струнные
ансамблевые сонаты (квартеты и трио)
переживали небывалый расцвет и быструю
эволюцию. Это произведение быть сугубо
«домашним», для узкого круга людей.
Здесь наметились две тенденции:

  1. Музыка для любителей, не слишком сложная технически;

  2. Музыка для знатоков. Композитор мог использовать любые приемы, в том числе и экспериментальные.

Также
были и ансамбли с участием клавира.
Партию фортепиано мог исполнять как
любитель, так и пианист профессионал.
Еще ниже стояли сонаты для двух
инструментов и следующие их жанровые
разновидности:

• Тип
сонаты для солирующего инструмента,
особенно скрипки, с клавиром, выполняющего
роль continuo.

• Сонаты
для клавира с сопровождением скрипки,
флейты, виолончели. Сопровождающий
голос мог быть написан в Ad libitum.

• Сонаты,
дуэты для двух равноправных инструментов
без участия клавира и носили более
камерный характер.

В
самом низу находились фортепианные
миниатюры (у классиков – рондо, менуэты,
багатели), вариаций на популярные темы,
песни, обработки народных песен для
голоса с инструментальным ансамблем
(Гайдн, Бетховен); циклы танцев – менуэты,
контрдансы, экосезов – для фортепиано,
ансамбля и оркестра. Они также носили
развлекательный характер.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ.

ОСНОВНЫЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ

основоположником
классицизма в музыкальном театре стал
Ж.Б. Люлли (создатель лирической трагедии),
черты классицизма и барокко объединены
в жанре оперы-сериа; вершинной стадией
развития музыкального классицизма
стало искусство венской классической
школы.

Настоящей
революцией стала оперная реформа
Кристофа Глюка. Его творческой программой
были три великих принципа – простота,
правда, естественность. В музыкальной
драме он искал смысла, а не слад-коголосия.

Из оперы Глюк убирает все лишнее:
украшения, пышные эффекты, дает поэзии
большей выразительной силы, а музыка
полностью подчиняется раскрытию
внутреннего мира героев. Опера «Орфей
и Эвридика» была первым произведением,
в котором Глюк осуществил новые идеи и
положил начало оперной реформе.

Строгость,
соразмерность формы, благородная
простота без вычурностей, чувство
художественной меры в сочинениях Глюка
напоминает гармоничность форм античной
скульптуры. Арии, речитативы, хоры
образуют большую оперную композицию.

Расцвет
музыкального классицизма начался во
второй половине XVIII века. Центральной
площадкой развития данного направления
стала Вена, столица музыкальной культуры
того времени.

Высшим выражением
классицизма стало творчество Йозефа
Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта,
Людвига ван Бетховена, которые работали
в Вене и образовали направление в
музыкальной культуре – венскую
классическую школу.

В творчестве
венских классиков выражено динамическое
понимание жизненных процессов, нашедшее
наиболее полное воплощение в сонатной
форме и обусловившее симфонизм многих
их сочинений.

С симфонизмом, в широком
смысле, связаны расцвет ведущих
инструментальных жанров эпохи —
симфонии, сонаты, концерта и камерного
ансамбля, окончательное формирование
4-частного сонатно-симфонического цикла. Гайдна называют основателем
классической инструментальной музыки,
родоначальником современного
симфонического оркестра и отцом симфонии.

В классической симфонии найдена идеальная
форма, способная вместить очень глубокое
содержание. В творчестве Гайдна
устанавливается и тип классической
трех-частной сонаты. Произведениям
композитора присущи красота, порядок,
тонкая и благородная простота.

Искусство Гайдна оказало громадное
воздействие на формирование симфонического
и камерного стиля Моцарта. Опираясь на
его достижения в области сонатно-симфонической
музыки, Моцарт внес много нового и
оригинального. Огромную художественную
ценность составляют его оперы. Уже два
столетия пользуются успехом «Свадьба
Фигаро» и «Дон Жуан», поражающие
обаятельно изящной мелодией, простотой,
роскошной гармонией. Оперное творчество
Моцарта открыло широкие перспективы
развития различных типов оперы —
лирической и социально-обличительной
комедии, музыкальной драмы, философской
оперы-сказки и других.

Бетховен
прославился как величайший симфонист.
Его искусство пронизано пафосом борьбы.
Оно претворило передовые идеи эпохи
Просвещения, утвердившего права и
достоинства человеческой личности. Мир
образов Бетховена разнообразен. Его
герой не только смелый и страстный, он
наделен тонко развитым интеллектом.

Он
борец и мыслитель. В музыке Бетховена
жизнь во всем ее разнообразии – бурные
страсти и отрешенная мечтательность,
драматическая патетика и лирическая
исповедь, картины природы и сцены быта.

Завершая эпоху классицизма, Бетховен
одновременно открывал дорогу грядущему
веку, отмечая зарю новой эпохи, известной
как Романтический период в музыке.

5
Реализм???

Источник: https://studfile.net/preview/5438992/page:5/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector