Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

m24.ru/Владимир Яроцкий

На одном из фестивалей “Территория” Теодор Курентзис проводил эксперимент – пускал за дирижерский пульт кого-то из зрителей и давал возможность ощутить на своей шкуре все прелести его профессии.

Оркестр играл несколько первых тактов, после чего останавливался, как отцепленный от локомотива вагон. Таким образом маэстро наглядно демонстрировал, что оркестр не может существовать без дирижера.

Но и дирижер без подчиненных его воле музыкантов – только человек с партитурой в руках.

Кто эти музыканты, необходимые винтики в сложно организованном механизме оркестра? Кого скрывает за собой широкая спина дирижера? Как им живется в тени лидера, диктующего свою волю, свое понимание замысла композитора? Как музыкант выбирает инструмент, на котором играет всю жизнь? М24.ru ищет ответы на все эти вопросы, обратившись к опыту Российского национального оркестра – в этом сезоне он отмечает 25-летний юбилей.

АРФА

Светлана ПАРАМОНОВА

Фотогалерея

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыкантаМой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Выбор профессии

Мое знакомство с арфой произошло случайно. Я занималась с педагогом на фортепиано, начала поздно – в 11 лет.

Потом пришла в музыкальную школу, где мне сказали, что мои маленькие руки не подходят для того, чтобы сделать карьеру пианистки. Случайно в коридоре я встретила свою первую учительницу по арфе.

Потом я консультировалась у педагога, который преподавал и в музыкальном училище – у Михаила Павловича Мчеделова.

Мой первый опыт игры в оркестре случился после окончания колледжа (раньше это было училище при Московской консерватории) – на два года я уехала в Ярославль, где начала творческую деятельность в статусе солистки оркестра.

А потом поступила в консерваторию, в класс Веры Георгиевны Дуловой, нашей “королевы арфы”, со второго курса стажировалась в Большом театре.

Так случилось, что после окончания учебы мне удалось пройти по конкурсу в оркестр к Геннадию Рождественскому, причем хочу отметить, на место арфы претендовали 17 человек.

Мы работали вместе с мужем. Чуть позже он ушел солистом в Филармонию. Рождественский распрощался по каким-то причинам со своим оркестром. Так совпало, что меня пригласили выступить на концерте с Михаилом Плетневым, который сразу предложил мне войти в состав РНО. Это произошло в 1993 году.

Сейчас я совмещаю несколько сфер деятельности – играю в оркестре, выступаю сольно и занимаюсь преподавательской деятельностью. Мои ученики – лауреаты международных конкурсов.

О кровавых пальцах исполнителя и короткой жизни арфы

Детки 6,5 лет учатся играть, как правило, на кельтских арфах с 25 струнами (у полноценной арфы 47 струн). Мы используем подставки, накручивающиеся педали. Сама посадка за инструментом имеет особенности.

Играем четырьмя пальцами, не задействуя пятый. Хотя есть композиторы, которые писали для всей кисти – тот же Моцарт. Его концерт для арфы с флейтой рассчитан на пять пальцев, и в этом определенные технические сложности исполнения.

Дубль-диезы или дубль-бемоли мы не можем сыграть так, как на фортепиано – просто поставить пальчик на клавишу; нужно все энгармонически заменять, поэтому без предварительного изучения партии не обойтись. На фортепиано очень просто читать с листа – ты видишь ноты, и они у тебя все под руками. В ситуации с арфой такого не получится.

Если музыка насыщена диезами-бемолями, я должна предварительно прописать себе педали – по-другому, при обилии модуляций, невозможно.

Арфисту нужно быть в форме. Посмотрите на мозоли на моих пальцах. Если я не играю 2-3 недели, они начинают кровоточить. Натяжение струн колоссальное, и особенно страдает левая рука.

Струнные инструменты с возрастом приобретают ценность. Арфа, наоборот, стареет. Чем дольше она служит, тем больше изнашивается. Конечно, это тонкости, связанные с механикой. Существует множество различных модификаций арф.

Это инструменты, сделанные американцами, французами, итальянцами. В России производством занимается питерская фабрика “Резонанс”, но мы немножко уступаем иностранцам именно в плане той самой механики (то есть ситуация, аналогичная отечественному автопрому).

В зависимости от страны может варьироваться расстояние между струн, наклон.

Маленькую арфу можно возить с собой. Как-то раз я поехала на отдых, а после него на следующий день должна была играть на репетиции фрагменты из “Лебединого озера” и “Щелкунчика”. Пришлось лететь в теплые страны вместе с инструментом.

Анекдот на тему:

Идет репетиция. В партии у арфистки всего одна нота. Дирижер делает знак, что нужно вступать – и арфистка играет фальшиво. Дирижер хмурится и просит оркестр повторить несколько тактов, чтобы дать арфистке второй шанс. Опять мимо. Третий раз – то же самое.

На следующий день она приходит на генеральную репетицию, а на арфе всего одна струна. Разъяренный дирижер срезал все остальные.

Арфа vs. Рояль

У арфы подчас больше возможностей, чем у рояля. На нем невозможно сыграть такое множество глиссандо. Это связано как раз с педалями, благодаря которым мы можем быстро переставлять тональности, как, скажем, в каких-то сценах “Невидимого града Китежа”, в “Кащее Бессмертном” Римского-Корсакова.

У Чайковского в балетах много красивых каденций. Рояль не может сделать этого объемного, волшебного бурлящего звучания. Мы можем играть флажолеты, подстуки, свисты, у деки имитировать звук гитары, барочные инструменты – такие, как мандолина.

По этой причине ничего не стоит взять себе в репертуар, например, прелюдии или сюиты для лютни Баха.

Лучшие арфисты – мужчины

Та модификация, в которой арфа дошла до нас, была разработана во Франции: мастер Себастьен Эрар создал педальную арфу в 1802-1806 годах.

Изначально это мужской инструмент. Все знаменитые арфисты были мужчинами: Александр Слепушкин, Николай Парфенов, Михаил Мчеделов. Русская школа основана мужчинами. На западе та же картина.

Вспомните, в оркестре Берлинской Филармонии у Герберта фон Караяна не было ни одной женщины, правда, до поры до времени, пока не появились особы с фантастической техникой. Он сдался и взял их в оркестр.

А до этого момента у него сидели в оркестре два мужчины-арфиста.

Голландец Реми ван Кестерен, француз Сильвен Блассель, Фабрис Пьер, Бернар Андрэ (француз, который, пишет произведения различной сложности – и для шестилеток, и для профессиональных музыкантов) – все эти имена вписаны в историю игры на арфе. В пользу мужчин говорит и роскошный звук. Мужчины вообще все делают лучше.

Что касается женщин, то все началось с Ксении Эрдели, которая при дворе обучалась музицированию на арфе. Позже она сделала карьеру в Большом театре, в итальянской опере, играла в “Персимфансе” – оркестре без дирижера.

Какие качества пригодятся музыканту в оркестре

Играя в оркестре, необходимо тренировать выдержку, контролировать нервы. Вера Дулова говорила, что всегда волновалась, даже будучи народной артисткой, концертирующей по всему миру.

Такое состояние рождает исполнительский кураж, дает невероятный заряд энергии, который воплощается через пальцы. Это как экстаз, как наркотик. Без него я уже не мыслю жизни. На музыкантов, играющих в симфоническом оркестре, в отличие от театрального, смотрит много людей.

На сцене я чувствую себя как рыбка в стае, плывущей в океане. Во время концерта мы общаемся глазами, ощущение звука нас поглощает.

Есть молодые люди, которых увлекает идея возродить упомянутый мной “Персимфанс”, оркестр без дирижера.

На мой взгляд, это дерзкое стремление к независимости и равноправию сужает репертуар и исключает сочинения, требующие внимательного отношения к смене темпов. От дирижера зависит настроение оркестра.

Его жесты, общий культурный уровень, подача – все это играет очень важную роль и оказывает воздействие на музыкантов.

Российский национальный оркестр – моя стихия, космос, в котором я живу. Не представляю, как можно променять его на что-то другое.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Александр СУВОРОВ

Фотогалерея

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыкантаМой опыт игры в оркестре: рассказ музыкантаМой опыт игры в оркестре: рассказ музыкантаМой опыт игры в оркестре: рассказ музыкантаМой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 6

Рок-н-ролл как мотивация

Я пришел в музыку довольно поздно – в 12-13 лет. Это были 70-е годы, когда подростки поголовно увлекались роком. Я тоже попал под это влияние – мне было интересно все, что относилось к этому направлению. Согласитесь, в рок-группах ударные – на лидирующих позициях.

Колеблясь между барабанами и электрогитарой, я в итоге выбрал первое. Уже в музыкальной школе стал играть на ударных.

В училище и консерватории во времена моего детства не было эстрадных отделений, и, естественно, меня поставили перед фактом, что предстоит заниматься на оркестровых инструментах. В какой-то момент рок отошел на задний план, осталась симфоническая музыка.

Причем это произошло как-то очень естественно и незаметно для меня самого. Нет особой разницы – играешь ли ты на скрипке или на большом барабане. Главное – любишь ли ты музыку.

Пять квадратных метров для творчества

Здесь, в Оркестрионе, базе Российского национального оркестра, мы пробили себе крошечное подвальное помещение, наверное, площадью всего пять квадратных метров. Там ужасный запах, но если нужно порепетировать, мы пренебрегаем сложностями, спускаемся туда и что-то учим.

Помимо основной работы есть и сольные выступления, камерные, ансамблевые. И когда возникает потребность подготовить свою партию, можно остаться после репетиции. Но и в оркестре бывают такие моменты, когда музыка очень сложно написана. К примеру, мы играли на творческом вечере Родиона Щедрина.

Моему коллеге приходилось несколько дней подряд приезжать сюда и учить партию, безумно сложную.

Анекдот на тему:У одного человека был очень ленивый сын. С грехом пополам закончил школу, самостоятельно в вуз поступить не в состоянии. Папа поднял все свои связи. “Я сделал все,что мог. Завтра утром ты придешь в консерваторию.Найдешь дирижера студенческого оркестра, он даст тебе в руки тарелки.

Когда во время исполнения дирижер обратится к тебе своим жестом, ты должен будешь стукнуть в эти тарелки. И все! Ты принят в консерваторию!”Вечером взволнованный отец ждет сына домой.

– Ну что? Приняли? Ты все сделал,что я тебе сказал?!– Не приняли!– Почему?!!!

Сын (сведя руки одну над другой): Промахнулся!

На треугольнике может играть кто угодно

Все нужные ударные инструменты достает администрация оркестра. Если нужно что-то экзотическое, тоже легко выйти из положения.

Ударники в большинстве своем – народ дружный, и с коллегами договориться не составляет труда. У Марка Пекарского богатая коллекция.

Когда речь шла о современной музыке, мы просили у него инструменты, подключали мастера по бронзе, который отливает колокола. Москва – город удобный, здесь можно найти все что нужно.

В Российском национальном оркестре пять человек ударников. У каждого свой профиль. Сегодня на репетиции симфонической поэмы “Так говорил Заратустра” Рихарда Штрауса нужны были литавры – а это как раз мой инструмент, другие музыканты оркестра не имеют к нему отношения.

Кто-то отвечает за тарелки, кто-то за барабан. Каждый обслуживает свой цех, хотя заменяемость, в принципе, возможна. В оркестре нет специального музыканта, который бы играл на треугольнике.

Это мелкий ударный инструмент, не нужно особого мастерства, чтобы играть на нем, главное вовремя вступить.

Искусство исполнительства на ударных развивается семимильными шагами. Этому способствует и производство инструментов, подталкивающее композиторов создавать новую музыку. Ударнику необходим хороший слух и чувство ритма. Координацию можно воспитать, а с ритмом все гораздо сложнее. Если у человека нет ярко выраженных способностей, ему не стоит терять время зря.

На струнных в оркестре играют многие, 16 человек одновременно могут исполнять одну и ту же партию. У них нот гораздо больше, чем у меня, но кто из них хорош, а кто очень хорош – сказать сложно. А вот когда вступает барабан или треугольник – его сразу видно и слышно.

Читайте также:  Рейтинг фирм-производителей фортепиано

КОНТРАБАС

Рустем ГАБДУЛЛИН

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Контрабас – основа оркестра

Нестандарность моей биографии в том, что я сразу начал играть на контрабасе. Часто он попадает в руки музыканту, переходящему по каким-либо причинам с какого-то другого инструмента. У меня получилось иначе.

Я пришел в музыкальную школу в возрасте одиннадцати лет, хотел научиться играть на баяне, но мне сразу предложили контрабас – в тот момент набирался класс у Михаила Семеновича Фокина. Я не без опаски отнесся к этой идее, в основном из-за своего невысокого роста. Но, как оказалось, это не определяющий фактор.

В школе стоял ученический половинный контрабас, как раз предназначавшийся для подростков. Два года спустя я поступил в училище, а затем и в консерваторию.

Анекдот на тему:

Возвращается контрабасист после антракта к своему инструменту и видит картину: маленький мальчик забрался на стул и крутит колок. Сорванец напакостил – и давай деру оттуда! А контрабасист за ним вдогонку: – Постой, мальчик! Не бойся, я тебя не трону! Только скажи, какой колок открутил…

Ни разу в жизни не пожалел о выборе инструмента. Контрабас очень востребован в разных музыкальных направлениях. В училище я играл в любительском джазовом ансамбле.

Первый мой серьезный опыт работы в оркестре связан с именем Рудольфа Баршая, возглавлявшего легендарный Московский камерный оркестр.

Двадцать два года я проработал там, а потом Михаил Плетнев предложил мне возглавить контрабасовую группу в РНО.

Конечно, репертуар у контрабаса не так обширен, как у скрипки, но от нехватки произведений мы не страдаем. В наш век интернета “всплыло” огромное количество старых произведений, в том числе написанных и композиторами-романтиками. Возьмите концерт Боттезини. Это прекрасная музыка! Помимо этого есть множество переложений.

Мне очень трудно говорить о любимых композиторах . Своего внука я воспитываю так: первооснова всего в музыке – Бах, гений, вобравший в себя все последующие идеи, все направления в зародыше. Конечно, мне нравится Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Танеев, Римский-Корсаков, Глинка. Плохие произведения оркестром играются редко. Это ему слишком дорого обходится.

Репетиция – не работа, а удовольствие

Игра в оркестре – бесценный опыт, способный обогатить любого музыканта.

Оркестр дает возможность тесно общаться с великолепнейшими произведениями самых разных направлений, стилей, не только слушать, но исполнять бесчисленное количество музыки.

Только попав после камерного оркестра в симфонический, я понял это. Но одно дело – слушать музыку, другое – быть в самом сердце музыки, видеть ее рождение.

Российский национальный оркестр с самого начала показывал отличный уровень. Конечно, это заслуга основателя, бессменного руководителя – Михаила Плетнева.

Для меня репетиция – удовольствие, не работа, а концерт – наслаждение. Конечно, присутствует напряжение, но это такое благодатное состояние. Ты ощущаешь себя счастливым человеком.

Да, ты устал, но музыка не отпускает тебя, и ты снова хочешь репетировать.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 9

Источник: https://www.m24.ru/articles/koncerty/19112015/90322

На что вы обрекаете себя, выбирая профессию музыканта

Музыкантам, как и любым другим представителям творческих профессий, общество привыкло так активно петь дифирамбы, что иногда создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь лишена изъянов.

Не менее десяти лет старательного обучения в учебных заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует человека далекого от музыки.

Главное, считает он, что на выходе из учебного заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные гонорары. Чем не сказка?

В противоположность таким заблуждениям, действительность оказывается куда сложнее и прозаичнее. С трудностями музыкант столкнется на первых же этапах обучения, и разлучиться с ними ему будет не суждено до самого завершения своей карьеры. Впрочем, до собственно карьеры дело доходит только у единиц, остальные в лучшем случае находят себя в других профессиях.

Думаете, утрирую? Если бы. В противовес елейному общественному мнению приведу свои личные наблюдения о сути профессии музыканта. Может быть, где-то я окажусь необъективным или чрезмерно пессимистичным, но таково уж мое личное мнение.

Обучение

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе.

Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки.

Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда.

Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Выходных у настоящих музыкантов не бывает. Не жизнь, а праздник.

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях.

Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода.

Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

  Личный опыт: чему может научить профессия фотографа

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя.

В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам.

Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке.

Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно.

У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом.

Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Встречаются, конечно, и люди, которым обучение дается легче, чем остальным, но такие случаи единичны.

Трудоустройство

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою.

Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям.

То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.

  30 шикарнейших примеров визуального безумия в музыке

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками.

Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом.

Между нами говоря, для него все только начинается.

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд.

Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей.

Sad but true.

Если мечтаете о финансовом благополучии – ни в коем случае не идите в музыканты.

Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально.

Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий (звукорежиссера, например).

Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований.

Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается  погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий.

Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.

  Dorothy представила музыкальную карту США

Но весь этот мрак ждет «середнячков», что же происходит с теми, кто смог преодолеть внешние обстоятельства и реализовать себя в профессии?

Там тоже не все так гладко, как хотелось бы. Во-первых, музыка будет отнимать массу времени, что неизбежно скажется на личной жизни.

Повезет, только если встретится понимающий партнер, который не станет терзать музыканта за его бесконечную занятость и периодическое выпадение из бытовой сферы. Во-вторых, финансовый вопрос. Как я уже отметил выше, профессиональные музыканты миллионерами не становятся.

В-третьих, успешному исполнителю и композитору на протяжении всей своей карьеры придется иметь дело с людьми творческими, а потому не всегда легкими в общении и сотрудничестве. Ну и наконец, чтобы не потерять позиции, музыкант вынужден будет беспрерывно развиваться.

И это касается не только оттачивания техники, но также углубленного изучения других видов искусства, освоения новых для себя видов деятельности и других вещей.

То есть, пахать придется без остановки.

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Все вышеперечисленные ужасы, на самом деле, грозят далеко не каждому и могут даже обойти человека стороной, если тот чувствует, что самим космосом ему было завещано стать музыкантом.

Такое встречается крайне редко, но если уж в голову приходит мысль, что без занятия музыкой жизнь лишится самого главного, то попробовать реализовать себя в этой области наверняка стоит. Да, будет трудно. Зато ничто не сравнится с чувствами, которые переживает музыкант во время игры перед публикой. Да, на яхту накопить не получится.

Читайте также:  Великие композиторы классической музыки

Но разве яхта гарантирует счастливую жизнь? Да, профессиональная деятельность будет отнимать большую часть времени. Но разве настоящая музыка этого не заслуживает?

Пусть каждый сам ответит на все вопросы и решит для себя, чем он готов пожертвовать ради своей цели и что он получит взамен при ее достижении. И если выбор все же падет именно на эту нелегкую профессию, то важно успеть осознать, что надо будет всегда выкладываться по полной, а иначе нет смысла даже пробовать.

  • Превью: Depositphotos
  • В чем заключается ценность музыки
  • Как быстро восстановить навыки игры на музыкальном инструменте
  • Сегодня ты играешь джаз

Источник: https://say-hi.me/music/na-chto-vy-obrekaete-sebya-vybiraya-professiyu-muzykanta.html

Правила для музыкантов. 68 жизненных правил и практических советов для музыкантов

Правила музыкантов. Общая информация

Знаменитый композитор Роберт Шуман оставил след в истории не только в виде своих произведений. Одним из главных его трудов стал «Свод», который называется Правила для музыкантов. Несколько поколений учителей пытались максимально доходчиво донести до своих учеников некоторые мысли. Но, увы, это не всегда получается. Как оказалось, всё гениальное уже сделано до нас классиками.

Написан труд Жизненные правила для музыкантов был в 1850 году. Прошло уже более 150 лет, но они актуальны до сих пор. Основная задача этих советов – разностороннее развитие студента, максимальный охват всех аспектов музыкальной деятельности. Пособие пригодится как для профессиональных выпускников консерваторий, так и для любителей.

Как правильно пользоваться правилами для музыкантов

Мой опыт игры в оркестре: рассказ музыканта

Разумеется, правила юных музыкантов мало прочитать. Необходимо выработать привычку регулярно выполнять их. Так как их слишком много, то можно взять одно-два и использовать их в вашей игре. Начинать можно в любом порядке. Какое-то из них понравится больше всего, его и нужно взять за основу. В каждой работе важно постоянство. Как и указано в самих сводах, нужно бороться с произведением до конца. Поэтому нельзя останавливаться на полпути и бросать выполнение пунктов, если у начинающего гитариста появились затруднения.

Так что же за правила для музыкантов оставил потомкам Шуман? Давайте ознакомимся с каждым из них поподробнее.

Список правил для музыкантов

Необходимо развивать слух с самого раннего возраста. Вокруг маленького человека десятки различных звуков – чириканье птиц, шум дождя. Нужно стараться находить разные тембры во всех них.

Для развития навыков играются гаммы и технические упражнения. Однако не следует лишь наигрывать их до посинения, а стоит выполнять другие задания. На одном «игрании» гамм далеко не уедешь.

Так называемая «немая клавиатура» совершенно непригодна для формирования музыкальности.

Ритмичная игра – основа для любого начинающего музыканта. Многие «профи» играют так неровно, что не хочется слушать.

Гармония – основа основ для любого музыканта. Следует ознакомиться с ней как можно раньше.

Боязнь музыкальных терминов? Не, не слышал. Если видишь незнакомое слово, то стремись ознакомиться с его значением, а не пропускать.

Не следует бездумно стучать по струнам – лучше всего сразу соблюдать задуманные автором акценты и обозначения. А также доигрывать своё произведение до самого конца.

Несоблюдение темпа (и его неверная трактовка) – одна из главных ошибок.

Не недооценивайте лёгкие произведения – они становятся базой для исполнения более трудных. Всегда нужно играть их легко и в характере.

Инструмент должен быть хорошо отстроен. Кстати, это относится и к человеческому голосу!

Нужно запомнить пьесу не только пальцами. Вы должны уметь проигрывать её и в голове. Причём звучит не только мелодическая линия, но и гармоническая основа.

Даже если вы не обладаете достаточно развитым голосом, то  нужно петь, подыгрывая на инструменте. Это разовьёт ваш слух.

Развиваться стоит до такой степени, чтобы можно было представить произведение, не слушая его, а лишь увидев на нотном листе.

Не бойтесь тех, кто вас слушает. Кстати это отличные правила для музыкантов, т.к часто начинающие исполнители сбиваются, ожидая реакции зрителя или члена приёмной комиссии.

Лучше всего представить, что вас слушает истинный мастер, который высоко оценит талант.

Если предстоит сыграть с листа незнакомую пьесу, то всегда посмотрите ее «скелет» глазами. Следует охватить форму, которая будет давать в голове представление обо всех фрагментах.

Если, что называется «наелся», то лучше прекратить занятия на сегодня. Лучше завтра приступить с охотой за разучивание, чем играть через силу с пресным лицом. Но не злоупотребляйте этим правилом!

Некоторые советы музыкантам всё-таки устарели. Или, по крайней мере, стали спорными. Например, не играть модную коммерческую музыку (скажем, исключительно в целях заработка). Лучше уделить время проверенной классике.

Неожиданно, но жизненные правила музыкантов пересекаются и со здоровым образом жизни. Принимайте лёгкую и полезную пищу, потому что пища для души (музыка) имеет много общего с физической подпиткой.

Техника и пассажи из количества переходят в качество. Но только там, где они действительно необходимы.

Не способствовать распространению музыкальной «непотребщины». Из этого же следует совет:

Стараться исключить музыкальный шлак из своего «рациона».

Не ставь блестящее техничное исполнение поверх авторского замысла. Всё-таки слушатель должен, прежде всего, запомнить мысль произведения.

Не переделывай пьесу под себя. Не выдумывай ненужные украшения и мелизматику, противоречащие автору.

При выборе репертуара лучше советоваться с более опытными коллегами и учителями. Не всегда этот опыт может быть положительным, но чаще – сэкономит время.

Знакомство с произведениями мастеров следует проводить в хронологическом порядке, но пытаться охватить самые важные этапы их творческого пути.

Не стоит проникаться мимолётным успехом бездушных виртуозов — «технарей».

Популярность музыки – вещь приходящая. Поэтому не стоит до седых волос пытаться поймать текущие тренды и быть модным.

Регулярное исполнение на публику добавляет опыт. Но не нужно играть то, чего вы стыдитесь.

Используй возможность игры в ансамбле – дуэт, квартет, аккомпанемент певцу. Когда музыкант играет в тандеме, то он начинает понимать форму, логику, учиться подстраиваться на ходу.

Не следует относиться с пренебрежением к «малозначительным» музыкантам оркестра, ансамбля. Каждый участник вносит свою важную роль.

Любовь к своему инструменту – это отлично. Но не стоит забывать и о существовании других.

Когда ты будешь сформирован как музыкант – делай упор на изучение партитур. Любой исполнитель черпает знания с нотного листа.

«ХТК» Баха – прекрасная база для растущего музыканта. Играй его, и будет тебе счастье.

Перенимай опыт у своих товарищей.

Отдых на природе с поэтическим сборником – прекрасный выбор!

Вокалисты могут дать некоторые полезные знания. Но относись к выбору их советов с осторожностью.

Практически все произведения и «фишки» были придуманы до тебя. Поэтому не слишком гордись композиторским даром, а считай его посланием свыше. И конечно – доноси его до слушателя.

Лучшее «лекарство» от формирующегося завышенного самомнения – прослушивание классических произведений признанных мастеров.

Антон Тибо и его Чистота муз. Искусства – твоя будущая настольная книга.

Опять же устаревшие правила для музыкантов, но для полноты картины приведём их. Почитание органной музыки, особенно церковного исполнения. Нужно стараться использовать возможность сыграть на этом инструменте.

Орган – это отличный инструмент для тренировки чистоты звукоизвлечения.

Источник: https://pereborom.ru/pravila-dlya-muzykantov/

Урок 4. идем на концерт. играем в оркестре – Музыка – 1 класс – Российская электронная школа

Музыка, 1 класс

Урок 4. «Идём на концерт. Играем в оркестре»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Симфонический оркестр, история его появления, роль симфонической музыки в жизни людей. Жанровое многообразие симфонической музыки.
  2. Группы инструментов симфонического оркестра. Роль дирижера и музыкантов-инструменталистов в симфоническом оркестре.
  3. Оркестровая партитура и участие в исполнении оркестровой музыки с опорой на ритмическую партитуру.

Глоссарий по теме:

Оркестр – это коллектив, содружество музыкантов, исполняющих музыку вместе, одновременно, под руководством дирижера. Дирижер сообщает оркестрантам свое чувствование музыкального произведения через жесты и мимику, добивается красивого, гармоничного звучания оркестра.

Симфонический оркестр – вершина музыкальной мысли человечества. Оркестровая музыка очень интересна и разнообразна: от небольших оркестровых пьес до концертов и симфоний.

Оркестр нужен и для воплощения других музыкальных идей. Он выступает сопровождением выступления хора или певцов-солистов. Без оркестра невозможно представить себе балет или оперу.

  • Ключевые слова
  • Шумовой звук, музыкальный звук, оркестр, дирижер, солист, группы инструментов симфонического оркестра, партитура.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.
  3. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014.
  4. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.
  5. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мульимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  6. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мульимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.
  1. На уроке мы узнаем об оркестровой музыке; научимся ее слушать и исполнять;
  2. сможем определять на слух инструменты оркестра, различать музыкальные жанры.
  3. Основное содержание урока

Мы предлагаем вам сейчас ещё раз представить себя на концерте, но уже не в роли зрителя и слушателя, а в роли исполнителя-музыканта. Давайте поразмышляем, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и какими знаниями и умениями нужно обладать, чтобы играть в оркестре?

Сегодня мы – музыканты оркестра! А что такое – оркестр? Это большой коллектив музыкантов-инструменталистов: скрипачей, альтистов, виолончелистов, флейтистов, трубачей и других. Оркестр – это не просто несколько десятков людей с инструментами в руках, это настоящее содружество музыкантов.

Слово – «Оркестр» пришло к нам из древней Греции. Круглая или полукруглая площадка в греческом театре, называлась «Орхестра». В переводе с греческого языка это означало «место для плясок». Позднее оркестром стали называть коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.

Оркестром руководит дирижер. Он жестами передает музыкантам, когда и как им нужно играть.

Чтобы исполняемое музыкальное произведение волновало, восхищало слушателя, музыканты оркестра под руководством дирижера взаимодействуют, чувствуя и понимая музыку, и друг друга. Давайте понаблюдаем, как это происходит. Музыканты играют по нотам.

У дирижера – нотная запись для всех инструментов. Она называется – партитура. Дирижер читает все нотные строчки сразу, поскольку отвечает за весь оркестр, за его исполнение.

Одно из самых грандиозных, совершенных изобретений человечества – симфонический оркестр. Для такого оркестра с удовольствием пишут музыку композиторы всех стран и народов.

Симфонический оркестр обладает богатейшими музыкальными возможностями. В его состав входят разнообразные инструменты, которые принято объединять в группы. Музыканты одной группы располагаются на сцене рядом.

Невозможно представить себе симфонический оркестр без группы струнных инструментов. Именно с них началось рождение оркестра. Это скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Вы уже поняли, почему они называются струнными?

Не менее значима и группа деревянных духовых инструментов. Очень часто в симфонической музыке ведущая партия или ее элементы поручаются этим инструментам: особенно флейте или всей группе.

Медные духовые придают торжественности, яркости звучанию оркестра. Им тоже поручают и сольные партии. Найдите в сети интернет и послушайте симфоническую музыку с сольной партией трубы или валторны. Например, Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергея Сергеевича Прокофьева. Это очень интересно!

Во многих оркестрах есть ударные музыкальные инструменты. Это барабаны, бубны, трещотки, литавры, тарелки. Для ударных инструментов нотная запись в партитуре может обозначаться ритмическим рисунком. Она называется ритмическая партитура.

Возьмите любые доступные вам ударные инструменты, выберите подходящую строчку ритмической партитуры и украсьте ее звучание своим исполнением. Если у вас нет сейчас ударных инструментов, воспользуйтесь нашими советами.

Читайте также:  Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков

Можно заменить ударные инструменты бытовыми предметами: звякающей связкой ключей, ударами двух ложек или карандашей друг о друга. Можно изготовить самим маракасы, наполнив сухими горошинами или бусинами пустую коробочку. Она будет отлично звучать.

Можно заменить ударные инструменты хлопками.

Посмотрите еще раз на ритмическую партитуру, послушайте музыку и подберите подходящую для исполнения нотную строчку или придумайте свой вариант. Представим себя на концерте в оркестре и исполним свою партию в самом лучшем варианте.

Вы уже знаете, что концерт – это не только выступление артистов, но и музыкальное произведение. В переводе с латинского языка, слово концерт означает – состязаться, а в переводе с итальянского – согласие.

В чем же секрет? Во время исполнения концерта солист как бы соревнуется с оркестром, но, при этом, он обязательно согласует свою игру со всеми музыкантами оркестра, для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.

Послушайте, как это состязание и согласие происходит в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Во время звучания музыки помогите пианисту исполнить его партию, используя воображаемый рояль или пианино.

Многие ребята думают, что симфонический оркестр исполняет только симфонии и концерты. Это не так. Симфонический оркестр – удивительный музыкальный инструмент, который дарит нам и песни, и танцы, и марши. Послушайте знакомую тебе музыку в исполнении симфонического оркестра и определите ее жанр.

Вы, конечно, узнали изящную танцевальную основу этой музыки. Действительно прозвучал танец. Послушайте еще один музыкальный фрагмент и определите жанр. Жанр песни в этой музыке Людвига ван Бетховена изменялся: сначала мы слышали подражание перекличке птиц, потом мелодия переросла в песню лесной птахи, а затем стала звучать гордо и торжественно, как гимн природе.

Вы уже догадались, что следующим музыкальным примером будет марш. Его подарил миру уже хорошо известный вам композитор – Петр Ильич Чайковский. Этот марш звучит в его балете «Щелкунчик». Конечно, вы уже слышали эту музыку раньше, ведь она популярна во всем мире!

Слушая ее сейчас, представьте себя артистами балета и попробуйте помаршировать под нее, словно исполняя роли персонажей сказки «Щелкунчик» на сцене театра оперы и балета.

Слушая симфоническую музыку в дальнейшем, постарайтесь определять ее настроение, характер, содержание и жанр. И вы убедитесь, что симфоническая музыка, как и всякая другая, способна рассказать нам обо всем на свете!

Итак, сегодня мы побывали на симфоническом концерте. Мы были не только слушателями, но и исполнителями. Мы многое узнали об оркестре и о роли каждого музыканта в нем. Мы научились читать партитуру для оркестра, познакомились с творческим трудом дирижера. Мы узнали по ритмической партитуре, что звуки имеют не только различную высоту, но и разную продолжительность.

  • Теперь вы знаете состав оркестра, кто им управляет, и как записывается оркестровая партитура.
  • Разбор типового тренировочного задания
  • Текст вопроса:

Выберите все верные утверждения. Запиши их номера.

Концерт это:

  1. Музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента.
  2. Музыкальное произведение для одного инструмента.
  3. Выступление артистов (музыкантов, чтецов и т.д.).
  4. Спортивные соревнования.
  5. Состязание – в переводе с латинского языка.
  6. Состязания (соревнования) музыкантов на конкурсе.
  7. Согласие – в переводе с итальянского языка.
  8. Согласие музыкантов в том, как называется та или иная нота.
  9. Согласие детей в выборе водящего во время игры.

Правильные варианты: 1, 3, 5, 7.

Неправильные варианты: 2, 4, 6, 8, 9.

Подсказка: Исполняя концерт, солирующий инструмент словно соревнуется в красоте звучания с оркестром. Но, при этом, солист и оркестр согласуют свои действия, не перебивая, и поддерживая друг друга.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3928/conspect/

Читать

Владимир Зисман

Путеводитель по оркестру и его задворкам

  • © Зисман Владимир, текст, 2014
  • © Двоскина Евгения, иллюстрации, 2014
  • © ООО «Издательство АСТ», 2014

Цикл благодарностей

Всякая мало-мальски толстая книга начинается со слов благодарности. Из естественного и очень правильного чувства это превратилось в литературную традицию.

И на первой странице даже бульварного эротического романа в формате pocketbook можно прочитать что-нибудь вроде: «Спасибо любимой Кэрол за все, чему она меня научила и благодаря чему я смог написать эту книгу». После этого книга читается с особым интересом.

  1. Список людей, к которым я обращусь с благодарностью, будет очень велик.
  2. Я благодарен своей бабушке, которая доброй, но железной рукой погрузила меня в мир музыки так, что пузыри пошли.
  3. Папе и маме, которые так же заботливо не оставили мне ни одного шанса увернуться от этого прекрасного мира.

Спасибо всем учителям школы им. Гнесиных, а в особенности ее директору Зиновию Исааковичу Финкельштейну и учительнице сольфеджио Софье Федоровне Запорожец, благодаря вниманию и проницательности которых меня не вышибли из школы за безделье и общую профнепригодность, несмотря на то что имели для этого все основания.

Спасибо моим педагогам И. Ф. Пушечникову и Л. В. Кондакову, которым пришлось со мной очень нелегко, потому что смысл того, чему тебя учат, понимаешь только тогда, когда начинаешь работать. И коллегам из первой в моей жизни группы гобоев в театре Станиславского и Немировича-Данченко, которые опекали меня не менее заботливо, чем Ниро Вульф свои орхидеи.

Спасибо жене, которая, не будучи музыкантом, обеспечивала экспертизу текста с общечеловеческих позиций, и сыну, который, все-таки став музыкантом (вопреки моим стараниям, кстати говоря), иногда консультирует меня и, кроме того, является стабильной и устойчивой точкой отсчета в области здравого смысла.

Спасибо всем замечательным людям, с которыми мне приходилось встречаться или работать, потому что без них не было бы этой книги. И даже не очень хорошим, которые умели доводить свою пакостность до уровня такого высокого искусства, что это внушало некоторое восхищение. «Пожалуй, самой лучшей благодарностью будет, если я вовсе не стану упоминать здесь их имена» (Т. Пратчетт).

Спасибо всем, кто задавал такие вопросы, которые никогда не пришли бы мне в голову.

Отдельная благодарность Кириллу и Мефодию, Гвидо из Ареццо, Стиву Джобсу, настоящим ученым, которые умеют читать на латыни и старонемецком и пересказывают мне все это по-русски. Терри Пратчетту, Сергею Довлатову и Венедикту Ерофееву за то, что они видят мир таким, каков он есть, а также моим основным работодателям: И. С. Баху, В.-А. Моцарту, Л. Бетховену, Ф. Шуберту, И.

Брамсу, Э. Григу, М. И. Глинке, А. Дворжаку, К. Дебюсси, М. П. Мусоргскому и многим-многим другим, и персонально П. И. Чайковскому, которые уже не одно десятилетие совершенно бескорыстно (т. е. без авторских отчислений) меня кормят. В последние годы этим всерьез занялись также Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Пуччини, Масканьи, потому что я работаю в оперном театре.

Кроме того, я очень благодарен судьбе, которая при всех моих выходках, удивлявших не только меня, но и окружающих, всегда выбирала наиболее интересную вероятностную тропинку, а то и сама подсовывала что-нибудь забавное, причем всякий раз делала это очень вовремя. Мне оставалось только в энный раз удивленно моргнуть глазами и поблагодарить ее за очередной подарок – например, эту книгу.

Это не энциклопедия. И ничего общего с ней не имеет

…В таких случаях нужно задуматься, о чем здесь речь, при этом не забывая, что давние авторы писали не для нас, а для своих современников. Для нас же часто более важным является то, чего не писали, ведь не записывали того, что было само собой понятным и общеизвестным. Не существует ни единого трактата, после простого прочтения которого можно было бы подумать, будто знаешь все.

Николаус Арнонкур. Музыка языком звуков

Об этой книге

Извращений, собственно, только два – это хоккей на траве и балет на льду.

Фаина Раневская

Фаина Георгиевна, конечно, не могла охватить все виды человеческих извращений, но традиция объяснять глазам то, что предназначено для ушей, безусловно, занимает в этом ряду свое почетное место. Возможно, существуют вещи еще более странные, чем книга о музыке. Например, книга, набранная шрифтом Брайля, о живописи. Или аудиокнига о запахах.

Говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре.

Приписывается всем подряд

А что делать? Конечно, я мечтал бы о мультимедийной книге, похожей на издание «Еженедельный пророк» в «Гарри Поттере». С движущимися картинками, с музыкальными примерами, интерактивными ссылками. В общем, о замечательной книге, которую воспитанные люди читали бы в наушниках.

Естественно, я понимаю, что вы сразу подумали про Интернет. Я и сам подумал. А как такую книгу в метро читать? Только в зоне Wi-fi? Так что спасибо хоть, что не на глиняных табличках (их и до метро не дотащишь: тяжелые) с элементами наскальной живописи и иллюстрациями охрой.

Что касается списка использованной и рекомендуемой литературы, то его, разумеется, не будет. Любое пояснение к тексту, а также музыкальные примеры легко можно найти в Интернете. Все зависит от вашей любознательности или от того, где вас застал вопрос.

И если, допустим, слова «Во поле березка стояла» отошлют вас к финалу Четвертой симфонии Чайковского, «У кошки четыре ноги» – к «Республике ШКИД», «Так судьба стучится в дверь» – к Пятой Бетховена, а, например, слова одного классика-энциклопедиста о том, что то или иное произведение «посильнее, чем “Фауст” Гете», никуда не отошлют, то у вас под рукой есть кнопочки с буквами и соответствующий браузер.

И, в этом смысле рассчитывая на помощь Интернета, я могу надеяться, что, если вам что-нибудь покажется непонятным или особо заинтересует, вы всегда сможете расширить свои познания до оптимальных границ. Не преступая их. Потому что в этом случае вы рискуете не вернуться к книге.

Но, аккуратно заглянув, опираясь на названия произведений или фамилии авторов и исполнителей, в YouTube, вы получите там то, чего не смог вам дать Иоганн Гутенберг или Иван Федоров. Именно поэтому я не буду особо заморачиваться ссылками или излишними объяснениями – вы знаете, где всегда можно получить ответ на корректно заданный вопрос.

Если же вам что-то все же покажется слишком сложным или попросту неинтересным, просто пропустите этот кусок и читайте дальше.

Единственное, что удалось сделать по части мультимедийности, – это замечательные иллюстрации Жени Двоскиной, которые изумительно заполняют те смысловые ниши, которые невозможно выразить в слове. И в звуке.

Путеводитель по оркестру и его задворкам

…На восемьдесят процентов флейтисты ненормальные. Что-то этот инструмент делает с их мозгами, отчего они страдают той или иной формой помешательства. Инструмент – я еще в училище обращал на это внимание – накладывает на человека неизгладимую печать. Вот странноватая каста виолончелистов – благородных тугодумов с философской складкой.

Скрипачи, наверное, фигляры, хотя своего запаха не различаешь, это понятно. Зато альтистов, недоношенных скрипачей, знаешь лучше, чем кого бы то ни было: в какие бы артистические и прочие наряды ни облачались они, ущербность, альтовые уши будут торчать всегда.

Можно говорить о контрабасистах, этих грузчиках мебели, или о тромбонистах, укладывающихся в неожиданную пропорцию со скрипачами: как последние относятся к альтистам, так первые относятся к молодцам из той пивной, что зовется «Отрыжка длиною в жизнь»; о вокалистах – с их хорошей внутричерепной акустикой; о валторнистах – в семействе медных они подкидыши: больно уж цивилизованны. Наконец, про главных дирижеров, которых нужно душить в зародыше.

Л. Гиршович. Обмененные головы

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=221583&p=5

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector