Лучшие авторские песни из истории

Идеи для песен. Интересные истории создания песен

10Июн

Мы слышим множество англоязычных песен, но даже англоговорящие люди не всегда понимают их смысл. Тоже самое можно заметить и для тех песен, слова которых мы понимаем. Можно слушать забойный хит годами и вдруг в определенный момент понять о чем же она. Еще интереснее неожиданно узнать историю создания песни, если эта история еще и необычная она запоминается надолго и ты смотришь на песню совсем по другому. А потом можно еще и козырнуть этой историей, когда слышишь эту песню в компании

Источник: http://mybestlist.ru/2016/06/10/istorii-pesen/

Лучшие авторские песни: из истории, Музыкальный класс

Сегодня развелось немало высоколобых эстетов, которые, едва заслышав пение под гитару, брезгливо и недовольно поморщатся: дескать, фи, какая-то авторская песня! И играть-то толком не умеют, и голоса нет, и тексты примитивные с рифмами типа «костры-комары». Им и невдомек, что всего несколько десятилетий назад именно авторская песня удержала часть советской интеллигенции от полной моральной деградации. Существовать в тоталитарном государстве без глотка свободы невыносимо. Таким «глотком» и стали барды.

Конечно, строго говоря, название у жанра странное. Ведь любая песня – авторская. Но так да не так! Все-таки у эстрадной песни, как правило, авторов аж три – поэт, композитор и исполнитель. И любят эту песню либо за стихи, либо за музыку, либо благодаря исполнителю.

А вот с песней под гитару всё обстоит принципиально иначе. Здесь три в одном – автор стихов, аккомпанемента (умышленно не пишу – музыки, не у всех имеется соответствующее музыкальное образование, а кто-то нот и вовсе не знает) и исполнитель.

Причина популярности авторской песни в 60-70 гг. прошлого века – в ее бесхитростной и обнаженной искренности. Поющие авторы были еще и замечательными поэтами, а гитара для них – лишь способ усилить, подкрепить впечатление от живого слова.

Один из родоначальников жанра – Булат Окуджава . Многие лучшие авторские песни написаны именно им. Некоторые звучат в кинофильмах, причем отнюдь не в авторском исполнении («Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и др.).

Одной из популярных и по сей день является «Грузинская песня». Сам автор, впрочем, указывал, что это лишь стилизация.

Зато какая! Сами детали: «виноградная косточка», «теплая земля», «лоза» — словно выписаны и взяты с натуры.

А «синий буйвол, и белый орел, и форель золотая» под пером Бориса Гребенщикова трансформируются в «огнегривого льва», «синего вола, исполненного очей» и «золотого орла небесного» с незабываемым взглядом.

Еще один забавный казус, связанный с песней Окуджавы: ее решили перевести на эстонский язык, позвонили автору и спросили: «А какой Лазо имеется в виду? Тот, которого сожгли в паровозной топке японцы?» Интересно, почему им не пришел в голову эстрадный певец Юрий Лоза – вроде бы по звуковой оболочке фамилия больше подходит…

Сергей Никитин однажды пошутил в таком духе, что барды – это те, кто занимается не своим делом. Однако имеются и исключения. Александр Городницкий – «физик» и «лирик» в одном лице. Академик, мореплаватель, автор множества научных работ, а также поэт-гражданин.

Несколько его ранних песен прочно стали фольклорными. И здесь тоже не обошлось без «накладок», к которым даже и не знаешь иной раз, как относиться. Например, песня «На материк» настолько плотно вошла в плоть и кровь бывших зэков, что, когда автор вновь побывал в Заполярье, ему не поверили и едва не поставили «на ножи».

Александр Галич – фигура в авторской песне особая. Профессиональный литератор, кинорежиссер, благополучный драматург. Однажды он не выдержал и заговорил в полный голос.

Одной из первых песен такого рода стала «Ошибка». Вот её предыстория. В 1943 году, под Нарвой, было наспех подготовлено контрнаступление советских войск, приуроченное к юбилею «отца народов» — Сталина. Оно не просто провалилось – провалилось с треском, и было оплачено десятками тысяч жизней простых солдат.

Странно, что бывшие ветераны так впоследствии ополчились на Галича за песню, назвав его даже «литературным мародером».

А ведь дело-то было в том, что в 1962-м году, на местах кровопролитных боёв устроили пьяную и пышную правительственную охоту – в честь лидера кубинской революции Фиделя Кастро.

Вот против чего восстал Галич – против издевательства над памятью мёртвых… Увы, пророков в своем Отечестве редко привечают при жизни.

Далеко не всегда песни бывают сюжетными и отражают реальные события. С фильма «Вертикаль» началась всесоюзная известность Владимира Высоцкого . И первая же песня фильма – «Песня о друге» — написана на основе реальных событий. О них барду поведал профессиональный альпинист Л.Елисеев. Впрочем, песня, как и лучшие авторские песни, — только сгусток реальных событий и эмоций.

Кстати, «Песню о друге» иные критики тоже норовили понимать буквально, спрашивая: «А что это он там пьяный на вершине стоял?» И невдомек им было, что «хмельной» — не синоним «пьяного», что в горах – своя природа и стилистика отношений между людьми.

Наконец, одну из последних по времени истинно народных песен в 1980 году на лекции написал студент-физкультурник Олег Митяев .

И сколько бы на неё не писали пародий типа «Избит гитарой желтой лежит Олег Митяев», а в застольях, особенно в самом их начале, стоит только затянуть кому-то первую строку, а там уж хор почти наверняка подхватит – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Песня, в принципе, универсальная. За редкими исключениями – так, сам автор осекся единственный раз, во время исполнения главного своего шедевра в женской колонии.

Олег Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Лучшие авторские песни живут и поются. А то, что «отрываются» от авторов, — так это ли не показатель истинной народности?!

Источник: http://xn--b1altabgdr.org/isskustvo-dlya-dushi/luchshie-avtorskie-pesni-iz-istorii-muzykalnyj-klass

За кадром: кто писал музыку к советским фильмам

Выдающийся советский композитор и музыкант Сергей Прокофьев (слева) и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Репродукция Фотохроники ТАСС

Альфред Хичкок считал приход звука в кино величайшей трагедией в истории “главнейшего из искусств”. Но даже в “немые времена”, когда фильмы озвучивали таперы, оно развивалось рука об руку с музыкой.

Мы с легкостью запоминаем имена режиссеров и исполнителей главных ролей в полюбившихся фильмах, но фамилия автора саундтрека, за редкими исключениями, в голове не задерживается. Настало время исправить эту несправедливость.

Об авторах, аранжировщиках и исполнителях музыки из советских фильмов вспоминает колумнист m24.ru Алексей Байков. Читайте первую часть его материала.

Сладкозвучная классика

Собственно, под термином “классика” здесь и далее мы будем понимать не столько то, что мы привыкли с ним ассоциировать – симфоническую музыку, исполненную высоколобыми музыкантами в Большом концертном зале консерватории имени Чайковского, сколько плоды творческих усилий членов Союза композиторов СССР.

Диапазон получается довольно приличным: включающим в себя как собственно симфонические произведения, так и советскую эстраду, джаз, так называемый “филармонический” рок и позднесоветскую поп-музыку во всем ее многообразии.

Объединяет эту разношерстную кучу стилей и жанров лишь одно – вся эта музыка писалась людьми, имевшими советское академическое (одно из лучших в мире, к слову) музыкальное образование.

Ну и что, в конце концов, тот же Моцарт или Гайдн написали немало легких вещей, предназначенных для увеселения широкой публики. Да и что греха таить – сегодняшние “попробуй джага-джага”, как правило, сочиняются теми же руками, что и авангардные симфонии, ибо для создания примитивного сочетания нот, способного влезть в мозги всем и каждому, как раз и требуется крепкий профессионал.

Практически все “топовые” советские композиторы сочиняли для кино, поскольку именно эта работа и являлась основным источником их дохода, не считая отчислений с продажи клавиров (нотных записей), а “авторские” в системе Госконцерта были мелочевкой “на пиво”.

“Безбедно могли жить только те композиторы, которые писали музыку для кино. Сложилась даже особая каста кинокомпозиторов Платили за музыку в кино по минутам, и надо было её выдавать много и быстро. Потому, как правило, складывались кругленькие суммы, и в то же время потоком шля откровенная халтура, даже у небездарных людей”.

(Виктор Екимовский, “Автомонография”)

Важно еще понимать и то, что вся творческая система СССР была организована по корпоративному принципу: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов и так далее.

Члены творческих союзов, а вернее – их элита, имели преимущественные права на получение престижных и дорогостоящих заказов в своей области.

С одной стороны, таким образом поддерживался определенного рода профессиональный ценз, а с другой – эти союзы превращались в замкнутые и застоявшиеся болотца.

Наш главный рок-критик Артемий Троицкий писал, что после того как в 1973 году Дэвид Тухманов вступил в песенную секцию московского отделения СК, в течение 10 лет туда не было принято ни одного человека. А средний возраст советского композитора в период “высокого застоя” составлял около 60 лет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сергей Прокофьев одним из первых начал сочинять специально для кино. За ним числятся саундтреки к восьми фильмам, включая “Александра Невского” и “Ивана Грозного” Эйзенштейна.

По признанию самого режиссера многие куски фильма он монтировал ориентируясь на мелодический рисунок фонограммы – и это пожалуй один из немногих случаев в истории кино когда музыка управляла происходящим на экране, а не наоборот.

Видео: YouTube/Пользователь Альберт Х

В то время, музыка к фильмам очень четко стилистически делилась по жанрам: для серьезного кино требовалось нечто бравурно-помпезное, похожее на сталинские “высотки”, для мелодрам и комедий – оптимистическая в американском стиле эстрада с оперным вокалом, либо качественный джаз.

Все эти жанры успешно заполнял собой один из самых известных учеников Прокофьева и почтенный аксакал Союза Композиторов – Тихон Хренников.

Только в советские времена он создал музыку к 26 фильмам, начиная с озвучки немой экранизации пьесы Горького “Мать” (1926).

В основном это классика советского легкого музыкального кино: “Свинарка и пастух”, “Верные друзья” и “Гусарская баллада”. А свой последний саундтрек он написал аж в 2001 году – для фильма “Московские окна”.

Исаак Дунаевский – “красный Моцарт”, работавший в стиле “под Америку”. За ним числится почти вся сталинская киноклассика, в том числе детская: “Три товарища”, “Вратарь”, “Дети капитана Гранта”, “Цирк”, “Волга-Волга”, всего – 32 фильма.

Написанные для них песни исполнялись по радио, под гитару в дружеском кругу, в походе и на пионерских линейках: “Дорогая моя столица”, “Веселый ветер”, “Жил отважный капитан”, “Школьный вальс”, все это составляло краеугольный камень культурного багажа каждого советского ребенка и взрослого.

Максим Дунаевский – раз уж назвали отца, то надо вспомнить и про сына. Дунаевский-младший учился у Хренникова и Шнитке, а закончив теоретико-композиторское отделение Московской консерватории с головой нырнул в театр, стал играть рок, но в итоге все равно пришел в кино. Написал саундтреки для 26 советских и 16 российских фильмов.

Во многом продолжил традиции легкой музыки своего отца, используя более соответствовавший времени звук, но с тем же результатом – его песни знал наизусть любой советский школьник.

Даже краткий список его работ для кино говорит сам за себя: “Ах водевиль, водевиль”, “Карнавал”, “Проданный смех”, “Трест, который лопнул”, “Зеленый фургон”, “Мэри Поппинс, до свидания!” и вся сага про трех мушкетеров, включая ее недавний сиквел.

Видео: YouTube/Пользователь clock1918

Никита Богословский – пожалуй первый советский кинокомпозитор-гигант, по объемам своего наследия в области саундтреков, сравнимый разве что с Евгением Дога и Микаэлом Таривердиевым. Написал музыку для 59 фильмов (не считая киножурналов и военной хроники), и 50 мульфильмов.

Тут вам и самый первый “Остров сокровищ” и “Два бойца”, “Пес Барбос и необычный кросс”, короткометражки Гайдая, “Ехали в трамвае Ильф и Петров”, а также “Следствие ведут Колобки”.

Несколько сделанных им для кино вещей, в том числе “Темная ночь” и “Шаланды полные кефали”, успешно оторвались от целлулоида и вошли в золотой фонд советской песенной классики.

Арам Хачатурян – еще один титан сталинской эпохи, правда, на фоне прочих его вклад в кино выглядит более чем скромно. Всего 19 фильмов, не считая тех, для которых написанная им музыка была использована уже после его смерти.

Большинство из них практически неизвестно в наши дни, за исключением военно-исторической эпопеи Ромма “Адмирал Ушаков” и “Корабли штурмуют бастионы”, “Отелло” (1955) и экранизации “Поединка” Куприна, знаменитой в основном тем, что в ней впервые снялся в кино Евгений Евстигнеев.

Исаак Шварц – также входит в число кинокомпозиторов-гигантов.

Написал музыку к 107 советским и 18 российским лентам, включая “Женя, Женечка и “катюша”, “Братья Карамазовы”, “Белое солнце пустыни”, “Проверка на дорогах”, “Соломенная шляпка”, “Звезда пленительного счастья” и “Попугай, говорящий на идиш”.

Но лучшей именно с музыкальной точки зрения считается его работа для почти забытой в наши дни мелодрамы “Мелодии белой ночи” о любви советского дирижера и японской пианистки с Юрием Соломиным и Комаки Курихара в главных ролях.

Читайте также:  Влияние музыки на психику человека рок, поп, джаз и классика – что, когда и для чего слушать

Видео: YouTube/Пользователь Людмила Курянова

Александру Пахмутову стоило бы упомянуть как единственную женщину в этом списке – привет формальному “равенству полов” в СССР при фактически крайне неравном гендерном распределении в большинстве творческих профессий.

К тому же она в основном работала не для кино, а для официальной эстрады, в творческом тандеме с поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

И все же, и все же – 20 фильмов в советские и еще четыре в постсоветские времена, включая “Три тополя на Плющихе”, “О спорт, ты-мир!”, поздние эпопеи Озерова и детективный мини-сериал “Рожденная революцией”.

Александр Зацепин. Мы говорим “Зацепин”, подразумеваем – “Гайдай”, мы говорим “Гайдай”, подразумеваем – “Зацепин”. Один немыслим без другого как мясо без соли, как пиво без пены, как Маркс без Энгельса.

У всей написанной Зацепиным музыки для кино была одна характерная черта: будучи вынужденным в молодости ради прокорма играть на аккордеоне в ресторанах, утвердившись как композитор, он начал вставлять партии для этого инструмента буквально везде и всюду.

Помимо гайдаевских комедий, в списках его работ числится также фантастика: “Капитан Немо”, “Земля Санникова”, “Петля Ориона”, телевизионный мюзикл “Остров погибших кораблей”, мультик “Фильм, Фильм, Фильм”.

А еще была “Женщина, которая поет” – полубайопик Аллы Пугачевой с нею же самой в главной роли, и почти 80 фильмов и мультфильмов, для которых он написал саундтреки еще в советские времена.

Микаэл Таривердиев – и тут снова проще перечислить избранное, чем что-то еще рассказывать.

“Человек идет за солнцем”, “Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен”, “Король-олень”, трилогия “Резидент”, “Семнадцать мгновений весны”, “Ирония судьбы или С легким паром!” – эти названия говорят сами за себя.

Всего за свою жизнь он создал музыку к 132 кинофильмам. Благодаря кино вошел в историю советской эстрады еще и как один из первых композиторов, писавших песни для Пугачевой.

Андрей Петров на фоне профессионалов киномузыкального цеха, в его творческом багаже числится не так уж и много – около 80 саундтреков к фильмам, в том числе – к 60 советским.

Редко но метко, и чтобы понять это, достаточно будет избранного списка: “Человек-амфибия”, “Я шагаю по Москве”, “Старики-разбойники”, “Укрощение огня”, “Белый Бим, Черное ухо”, “Служебный роман”, “Гараж”, “О бедном гусаре замолвите слово”, “Осенний марафон “, “Вокзал для двоих”, “Жестокий романс”, “Батальоны просят огня”, “Забытая мелодия для флейты”. Проще говоря, почти все лучшее, что было в кинематографе 60-х, 70-х и частично 80-х годов.

Видео: YouTube/Пользователь Serg Romanov

Альфред Шнитке – советская власть музыкальный авангард откровенно недолюбливала, особо исполняться не давала и пластинок не выпускала. Как четко выразился по этому поводу директор рижской филармонии: “Шнитке нам не подходит, играйте Бетховена!”. ” В какой-то момент, когда стало особенно тяжело, я ушел в кинематограф.

В кино я мог погибнуть как серьезный музыкант, но, слава Б-гу, им остался.” – вспоминал композитор. И действительно, работа с такими режиссерами как Лариса Шепитько, Элен Климов и Александр Митта не могла погубить талант по определению, и уж тем более не была скучной поденщиной ради денег.

В общей сложности Шнитке написал музыку для 63 советских фильмов, включая “Горячий снег”, “Агонию”, “Восхождение” Ларисы Шепитько, “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, “Приключения Травки”, “Сказку странствий”, к экранизациям “Маленьких трагедий” и “Мертвых душ”, а также для известного советского фильма-катастрофы “Экипаж”, римейк которого недавно вышел на экраны.

Евгений Дога – кинокомпозитор-рекордсмен. Числится автором и соавтором более двух сотен саундтреков, полный список которых так велик, что не поместился даже в статью о нем в “Википедии”.

“Халтурщик!” – презрительно воскликнет читатель и будет неправ, хотя бы потому, что знаменитый вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь” заслужил всемирное признание.

Пластинки с его записью рвали с рук в фирменных магазинах “Мелодии”, он исполнялся на церемониях открытия обеих наших олимпиад, его просто обязан иметь в своем репертуаре любой уважающий себя уличный музыкант, и, наконец, именно его бывший президент США Рональд Рэйган назвал “киновальсом века”.

А еще в том списке числятся такие фильмы как “Анна Павлова”, “Табор уходит в небо”, “Гонки по вертикали”, “Одиноким предоставляется общежитие”. Просто большинство своих мелодий композитор писал для республиканских киностудий, чьи картины крайне редко становились хитами общесоюзного проката, да и сегодня они вряд ли ассоциируются у нас с “золотым фондом” советского кино.

Гия Канчели. Как Зацепин был неразрывно связан с Гайдаем, так и фильмы Данелии невозможно представить себе без музыки Канчели. “Не горюй!”, “Мимино”, “Слезы капали”, “Кин-Дза-Дза”. Ку, земляне!

Владимир Дашкевич – последний из советского поколения великих.

До конца 1991 года успел написать саундтреки к 57 фильмам, среди которых немало знакомых и с детства любимых: “Бумбараш”, “Сентиментальный роман”, “Волны Черного моря” (экранизация “Белеет парус одинокий” В.

Катаева), все серии “Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Пеппи Длинныйчулок”, “Плюмбум”, “Собачье сердце”, “Это мы, Господи!” и “Афганский излом”.

Видео: YouTube/Пользователь Sherlock WorldPower

В общем можно сколь угодно ругать Союз Композиторов СССР, называя его замшелой организацией, состоявшей из поросших ушным мхом старцев, и как минимум часть таких упреков будет вполне справедлива, но факты – упрямая вещь.

Эти люди были профессионалами высшей пробы, свободно работали с самыми разнообразными жанрами и стилями, и, что самое главное – делали это как минимум не хуже своих заокеанских коллег.

А то, что написанные ими мелодии сегодня менее узнаваемы чем “Имперский марш” Уильямса или Chi Mai Морриконе – так в этом, наверное, беда всей советской культуры, последние следы которой неумолимо доедает глобализация.

Чем дальше, тем больше советское кино вместе с советской литературой, живописью, монументальной скульптурой и всем остальным, становится для нас своего рода “античностью”. Иногда, лениво кликая по роликам на Youtube мы обнаруживаем ее забытые артефакты и смотрим на них как какой-нибудь итальянский крестьянин XIV века, случайно поддевший своим лемехом мраморного Аполлона.

“Мы из джаза”

Отношение к джазу в СССР всегда отдавало некоторой двойственностью.

С одной стороны “музыку толстых” как неотъемлемую часть культуры враждебного капиталистического Запада не клеймил и не пригвождал к позорному столбу только ленивый, а с другой – своим джазменам при этом работать особо не мешали.

“Просто не слишком часто кричите со сцены о том, что вы играете джаз” – гласил неформальный социальный контракт. Результатом его стал, к примеру, фильм “Веселые Ребята” (1934) – плод тесного сотрудничества Исаака Дунаевского с Леонидом Утесовым.

Эта картина принесла артисту всесоюзную известность, несмотря на то, что в газетных рецензиях фамилию исполнителя главной роли старались не упоминать. В дальнейшем записи Утесова были использованы при оформлении саундтреков к 11 советским фильмам, в основном в тех местах, где требовалось средствами музыки передать атмосферу времени.

В оттепельные и застойные времена главным джазовым оркестром “Мелодии” и Госкино был биг-бэнд Георгия Гараняна.

Его основатель был весьма талантливым композитором и аранжировщиком и помимо записей совместных пластинок с Высоцким, Аллой Пугачевой и Андреем Мироновым, и джазовой обработки творчества советских композиторов, занимался еще и созданием музыки к фильмам.

Причем не только как композитор, но и как музыкант – это его саксофон звучит в “Бриллиантовой руке”, “Мы из джаза” и в некоторых сериях “Ну погоди!”.

Что касается собственно сочинения музыки для саундтреков, то здесь хоть список и невелик, но зато в него входят такие картины как еще черно-белый “Калиф-аист” (1959) , “Покровские ворота” и “Остров погибших кораблей”. Куда больше было фильмов, над музыкой к которым Гаранян работал не как композитор , а как дирижер своего оркестра: “12 стульев” (1971 и 1976 года), “Москва-Кассиопея”, “Автомобиль, скрипка и собака Клякса”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Романс о влюбленных”, “Приключения Буратино”, “Отроки во Вселенной”, “Кто поедет в Трускавец”, “Родня”.

Видео: YouTube/Пользователь kolun4ek

Важно понимать, что в данном случае дирижер – это не просто человек за пультом, который должен просто добиться того, чтобы все “звучало чистенько”. Когда оркестром в студии управлял талант такого масштаба, он переставал быть инструментом в руках композитора, а становился полноправным соавтором его музыки.

Ну и конечно в перечне советских киноджазменов нельзя не упомянуть безумную звезду советского авангарда, рока, перформанса и всего на свете – Сергея Курехина.

В тот короткий период когда всю “внесоветскую” культуру уже разрешили, а сам Союз еще не успел развалиться, покойный Капитан был более чем востребован в кино, как сам по себе, так и вместе с “Поп-Механикой”.

Как сам он говорил об этом времени в одном из интервью: “Открыли клапан, и творческие силы, которые копились, выплеснулись наружу”

И режиссеров к нему притягивало в основном таких же как он сам –тех, кто не боялся играть со смыслами, экспериментировать и уходить в откровенный авангард, трэш или стеб.

“Список кораблей” и тут говорит сам за себя: “Господин оформитель”, “Трагедия в стиле рок”, “Оно” ( экранизация “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина), “Переход товарища Чкалова через Северный полюс”, и, как вершина всего – “Два капитана-2”, где уже совершенно непонятно, кто на самом деле снимал этот фильм – Дебижев или сам Курехин?

Сюжет:

Источник: https://www.m24.ru/articles/kultura/02082016/112023

Авторская песня. Барды

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………. 3
  2. История авторской песни…………………………………………….. 5
  3. Тематика произведений бардов……………………………………… 7
  4. Барды…………………………………………………………………… 8
  5. Заключение……………………………………………………………. 9
  6. Библиографический список используемой литературы…………… 10
  7. Приложения……………………………………………………………

                                                      Введение

Бардовская песня… Этот жанр имеет и другие названия – авторская, туристическая, студенческая песня. Бард (от английского и ирландского bard – певец) – народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

В наши дни  бардами иногда называют создателей авторской песни. Музыка может быть лёгкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку, дающую пищу уму и сердцу.

Ведь людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии. Но надо уметь отличать хорошую музыку (как лёгкую, так и серьёзную) от подделки. Для этого надо развивать слушательскую культуру.  Авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности и отдаёт предпочтение поэзии, выразительному слову.

Ей не нужны украшения и спецэффекты, стадионы и Дворцы спорта. Она должна идти от сердца к сердцу.  Надеюсь, вы сегодня на конференции это почувствуете.

Актуальность исследования. Мы живём в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной.

И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир.

Нельзя раскрыть тематику авторской песни, исполнив или услышав одну-две, нужно знать творчество того или иного композитора, или музыкальное направление нескольких авторов.

       Цель исследовательской работы – поближе познакомиться  с жанром авторской песни; приобщиться к бардовской песне, раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Задачи исследовательской работы:

– проанализировать исторический материал по раскрытию данной темы;

– овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

       В процессе выполнения поставленных задач, я проанализировала материал по раскрытию данной темы, тем самым я старалась систематизировать и дать комплексный анализ исторической информации.

      Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе теоретические методы: анализа и синтеза, изучая литературу по теории вопроса.

       В своей работе я пользовалась музыкальным материалом: В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», О. Митяев «Как здорово», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», Ю. Визбор «Милая моя», В. Высоцкий «А сыновья уходят в бой», «Я не люблю».

      Вывод.

Материал исследовательской работы можно использовать для проведения уроков и классных часов.

                                             Авторская песня

Авторская песня – самобытное, неординарное музыкальное явление, которое не укладывается ни в одно определение. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – древние слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем.

Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Б. Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», а В. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.

Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару).

Читайте также:  В помощь начинающему музыканту 12 полезных приложений вконтакте

   Истоками авторской песни являются:

  • городской романс;
  • кант (бытовая многоголосная песня);
  • крестьянские песни;
  • творчество декабристов;
  • революционные молодёжные песни 20-х годов;
  • песни беспризорников;
  • студенческий фольклор.

Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.

Почему же люди  разных профессий пишут песни? Что заставляет их это делать? В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах.

Поэтому концерт бардовской песни – это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми.

Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство. А

поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя, в  первую очередь, и мир.

      Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.

 У поэта соперников нету

Ни на улице и не в судьбе,

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас – о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы, по капле губя.

Догорает, прощения просит:

Это он не за вас – за себя…

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму…

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

                           Б. Окуджава. Поэт.

Песня «Ночная дорога» В. Берковского и С. Никитина.

              В два конца идёт дорога, но себе не лги:

              Нам в обратный путь нельзя?

Эта песня о дороге жизни, по которой надо пройти достойно. Мы не знаем о том, что ожидает нас в будущем. Наша судьба, как дорога в ночи – встречи и прощания, случайные знакомства и верные друзья.

Как пройти по дороге жизни, найти себя, стать личностью? Ю. Кукин считает, что путешествие, природа лучше, чем стены квартиры.

                   (песня «Говоришь, чтоб остался я», Ю. Кукин)

Но путешествия и поездки бывают разными. Кто-то едет за деньгами, а кто-то за романтикой и мечтами.

                        (Песня «За туманами» Ю. Кукина).

Но С. Никитин, В. Берковский, А. Величанский в своей лирической песне

 « Под музыку Вивальди» считают, что самое лучшее – это красота музыки, любви, самой жизни.

                           ТЕМАТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ БАРДОВ

        Внимание бардов привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Дружба, выбор друга – эта тема тоже волнует бардов. Настоящий друг не бросит в беде,  всегда выручит.

         Многие авторы-исполнители благоговейно относятся к природе, восхищаются ей. Тема природы неразрывно связана с темой Родины, звучит тревога за её судьбу, восхищение её красотой.

         И, конечно же, любовь! Чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Любовь – это счастье и горе, радость и слёзы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне.

       Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним –  страх, слёзы, боль, смерть. Это слово – война. Она всегда жестока, бесчеловечна, порой бессмысленна, какая бы она ни была – афганская, чеченская, первая или вторая мировая. Почти все барды о ней пишут. Некоторые воевали сами – Г. Лепский, Б. Окуджава. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны – долг перед собой и другими людьми.

Ах, сорок третий, сорок третий.

Проклятый сорок третий год,

Когда убитый – каждый третий,

Когда и взвод – уже не взвод.

                                В. Турчанский

У братских могил нет заплаканных вдов –

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

                                       В. Высоцкий

Помни войну!

Пусть далека она и туманна.

Годы идут. Командиры уходят в запас.

Помни войну!

Это, право же, вовсе не странно.

Помни всё то, что когда-то касалось всех нас. Ю. Визбор

  БАРДЫ

В истории бардовской песни творчество трёх бардов – классический образец этого жанра: А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий.

В. Высоцкий и после смерти продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие авторской песни. Его по праву называют «сердцем» авторской песни. Нет, он никогда не был на войне, а ветераны войны писали ему письма.

Спрашивали, где он воевал, благодарили за песни. Высоцкий умел почувствовать образ изнутри, с ним слиться. Его творчество и сегодня  помогает нам выжить своим оптимизмом, своей верой в собственные силы.

Свои нравственные принципы он изложил в песне «Я не люблю».

                                  (Слушание песни «Я не люблю»).

Б. Окуджава продолжил традиции XIX века – дух декабристов, когда честь и достоинство были превыше всего. Главные темы его творчества – Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости.

Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

Окуджава в середине нашего века стал  создателем совсем нового жанра авторской песни, подхваченного многими, и совсем нового представления о песенном поэтическом тексте.

Нелёгкая эпоха, нелёгкая судьба вошли в песни Булата Окуджавы, но они полны уверенности в превосходстве и конечной победе добра. Песенная поэзия Булата Окуджавы – упрямое объяснение в любви жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда никому не прискучит, потому что оно всегда недостаточно…

                              ( «До свидания, мальчики»).

А. Галич был очень талантлив: актёр, певец, прозаик, драматург, киносценарист. Стал неугоден власти из-за своих остросатирических

песен. Он критиковал социальные устои общества. Вынужден был эмигрировать в Париж.

Татьяна и Сергей Никитины – не профессиональные музыканты. Они биофизики, влюблённые в музыку и поэзию. Сергей Никитин не пишет стихов, он сочиняет к ним музыку, стараясь извлечь мелодию, уже заложенную в слове, расширить образный смысл и красочность каждого стихотворения.

( «Если у вас нету тёти»).

Исполнение песен собственного сочинения. Гречанов В.А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности и отдаёт предпочтение поэзии, выразительному слову. Ей не нужны украшения и спецэффекты, стадионы и Дворцы спорта. Она должна идти от сердца к сердцу.

Мне хотелось бы, чтобы вы и дальше стремились расширять свой музыкальный кругозор, чтобы интерес и любовь к музыке не угасали, а, напротив, развивались и далее. Хочется быть уверенной в том, что рядом с вами будет хорошая музыка: и лёгкая, и серьёзная.

Я думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.

Музыка всегда бездонна,

Это значит –

Хвалят иль порочат –

Каждый в ней находит то, что хочет…

Библиографический список используемой литературы:

  1. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. Науменко, В. Алеева. Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Материалы журналов « Воспитание школьников», «Классный руководитель» разных лет выпусков.
  3. Музыкальный материал: В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», Ю. Кукин «Говоришь, чтоб остался я», «За туманом», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», В. Высоцкий «Я на люблю».

Приложение 1

За туманом

Слова и музыка Ю. Кукина

Понимаешь, это странно, очень странно,

Но такой уж я законченный чудак:

Я гоняюсь за туманом, за туманом,

И с собою мне не справиться никак.

Люди сосланы делами,

Люди едут за деньгами,

Убегая от обиды, от тоски…

А я еду, а я еду за мечтами,

За туманом и за запахом тайги.

Понимаешь, это просто, очень просто

Для того, кто хоть однажды уходил.

Ты представь, что это остро, очень остро:

Горы, солнце, пихты, песни и дожди.

Пусть полным-полно набиты

Мне в дорогу чемоданы:

Память, грусть, невозвращённые долги…

А я еду, а я еду за туманом,

За мечтами и за запахом тайги.

Приложение 2

Милая моя

Стихи и слова Ю. Визбора

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Тих и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.

Вот и окончилось, всё расставаться пора.

 Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною.

Крылья сложили палатки, их кончен полёт.

Крылья расправил искатель разлук – самолёт.

И потихонечку пятится трап от крыла,

Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.

Не утешайте меня, мне слова не нужны,

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,

Вдруг сквозь туман краснеет кусочек огня,

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

 АВТОРСКАЯ

 (БАРДОВСКАЯ)

 ПЕСНЯ

Исследовательская работа

Подготовила:

 ученица 9 «б» класса

Бородай Юлия

Руководитель: Гречанов В.А.

2011 год

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2011/11/18/avtorskaya-pesnya-bardy

Известные барды, авторская музыка

Визбор, Высоцкий, Розенбаум, Галич, Булат Окуджава, Михаил Щербаков и другие.

Юрий Визбор

Юрий Визбор – автор и исполнитель песен, которые давно уже полюбились людям. “Милая моя солнышко лесное”, “Когда горит звезда” и другие песни Визбора знает каждый человек. Его песни всегда отличались мелодичностью и нежностью, которой было так мало в 60-70 годах прошлого века.

Александр Галич

Александр Галич – один из основоположников авторской песни. Он создал свой, фирменный стиль в авторской песне. Бунтарь и враг Советского строя он был вынужден эмигрировать за рубеж, где и был убит агентами КГБ. За свою жизнь он написал большое количество песен, которые были особенно популярны в 70 годах.

Булат Окуджава

Булат Окуджава – Яркий представитель бардовского движения. Очень популярный и известный поэт – песенник. Помимо исполнения авторской песни занимался написанием сценариев и исторических романов. “Ваше благородие, госпожа удача”, “Песня беспризорника”, “Давайте говорить” и ещё очень многие произведения буквально стали “народными”.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий – Самый любимый народом бард. Его песни затрагивают душу человека. Очень патриотичные песни о войне, шуточные песни с двойным смыслом, песни о природе и серьёзных профессиях. Помимо песен снимался в кино и работал в театре.

Виктор Берковский

Виктор Берковский – Российский учёный и яркий представитель бардовского движения семидесятых. “Сороковые роковые”, “Под музыку Вивальди”, “Гренада” и ещё более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.

Сергей Никитин

Сергей Никитин – Советский композитор и бард. Лирик Советской эпохи. Написал очень много песен к кинофильмам. Его “Александра” из фильма “Москва слезам не верит” получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень востребован в 70 – 80 годах минувшего века.

Александр Городницкий

Александр Городницкий – Один из основоположников авторской песни. Песня “Чистые пруды”, исполнявшаяся Тальковым, написал и исполнил впервые именно он. До сегодняшнего времени активно работает. Ведёт передачу на телевидении и пишет стихи и песни.

Юрий Кукин

Юрий Кукин – В молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдаётся темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются “За туманом” и “Париж”.

Александр Суханов – Автор песен и исполнитель. Один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150 песен). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов – классиков. Выступает и по сей день.

Вероника Долина

Вероника Долина – Самый популярный автор среди женщин, исполнителей авторской песни. Вероника Аркадьевна является очень плодовитым автором. Она написала более 500 песен, среди которых многие широко известны. Поначалу её не хотели принимать в клуб самодеятельной песни, но своим упорством Долина доказала свою состоятельность.

Михаил Щербаков

Михаил Щербаков – Популярный автор и исполнитель. Пик популярности – 90 годы. Поёт как под гитару, так и с ансамблем в современной обработке. Написал большое количество песен, среди которых очень много популярных. Выступает на концертах и по сей день.

Александр Розенбаум

Александр Розенбаум – Второй по популярности автор и исполнитель после Владимира Высоцкого. В прошлом врач скорой помощи благодаря особому стилю исполнения получил всесоюзную известность. Его “Вальс бостон” и “Гоп-Стоп” поистине считаются народными. Александр Яковлевич был депутатам Государственной думы. Ему присвоено звание народного артиста РФ.

Читайте также:  Великие композиторы классической музыки

Источник: http://zaycev-nett.ru/avtors.php

10 самых знаменитых песен из кино

Не столько даже самый знаменитый, сколько важный пример того, как кино помогло не только раскрутить песню, но изменить культурный ландшафт планеты.

Хотя ты прикинь только — приходит в гримерку к Биллу Хейли в 1954 году менеджер и вещает: «Билли! Хочешь изменить культурный ландшафт»? А в ответ: «Что, культурно на брудершафт? Конечно выпью!».

Было немыслимо, что глупая танцевальная песня в странном стиле не то твиста, не то джаза, не то буги-вуги вдруг станет первой ласточкой великого глобального рок-н-ролла.

При все этом вещь мучительно пробивалась к слушателю — пережила пару переименований, переизданий, беспомощно тыкалась в закрытые двери радиостанций, но стала славной в одну секунду — когда прозвучала в экранизации социальной драмы из жизни учителей «Школьные джунгли». У фильма, кстати, случились четыре номинации на «Оскар». А что случилось у песни и так понятно — достаточно изучить историю планеты за последние 60 лет.

Хотя в мире существует всего два стиля музыки — рок и ролл, ряд отщепенцев предлагает расширить этот список за счет вальса, блюза, нойз-гранда и диско. Забавно, но диско имеет судьбу сходную с рок-н-роллом: придумали черные, взяли на вооружение белые и превратили в тренд благодаря кинофильму.

В «Лихорадке субботнего вечера» прозвучало как минимум полдюжины песен, ставшие хитами высшего порядка. Но всяк и каждый вспоминает в первую очередь писклявую, но разухабистую Stayin Alive.

Хотя если честно, после сцены в комедии «Аэроплан!» без истерического смеха Stayin' Alive слушать более невозможно.

Про эту вещь всем и так, к сожалению, известно. Хочется лишь напомнить курьезный факт из истории создания душемучительной нетленки.

Режиссер Кэмерон, которому композитор Джеймс Хорнер докучал этой песней, в итоге согласился вставить ее в фильм, лишь бы тот отвязался. Причем в суете никто не заметил даже, что в дело пошла сырая демо-запись трека.

Лишь чуть позже авторы спохватились, и наложили на сырой каркас из синтезатора и вокала Дион оркестровку.

Мысленно как-то трудно состыковать эту вполне городскую романтичную песню и породивший ее авантюрный вестерн, но против истории не попрешь.

«Кэссиди и Кид» оставили после себя на удивление стойкий след — мало того что песня не вылезает из мозга человека после первого же прослушивания, так еще и главный фестиваль независимого кино обозвали «Сандэнсом» в честь этого волшебного, вечно востребованного вестерна.

Песня, еще более незабываемая, чем фильм — недаром ее с тех пор записывали все кому не лень — от Фрэнка Синатры до Lemonheads и Bon Jovi.

Отрадно что тут все особенно честно — Саймон с Гарфанкелем не подогнали к фильму какое-то неиспользованное ранее сочинение, а прилежно придумали музыкально-лирическую композицию четко согласно сценарию.

Миссис Робинсон, если ты вдруг не в курсе — имя зрелой соблазнительницы из «Выпускника» в исполнении Энн Бэнкрофт.

Песня звучит в мультике, сделанном Диснеем совместно с Шекспиром по библейским мотивам. Но в ленте ты слышишь Can You Feel the Love Tonight в исполнении не автора, а актерского состава. Однако Элтон Джон свое никогда не упустит — он спел ее сам на финальных титрах, чтоб уж добить мозг зрителя наверняка.

Сейчас уже, возможно, это трудно объяснить на пальцах, но в 1994 году истерия по поводу всего, связанного с «Королем-львом» зашкаливала на всех фронтах. Немудрено — общие кассовые сборы ленты на сегодняшний день — почти миллиард, что остается (и, видимо, останется) рекордом для рисованного мультфильма.

Элтон вписался в этот проект на редкость для себя удачно, хотя еще удачнее он вписался потом в похороны принцессы Дианы.

Как немного было нужно Одри Хепберн, чтобы поджечь в миллионах зрителей любовь к одной совершенно неброской песенке — всего-то посидеть полторы минуты в кадре с гитарой на подоконнике.

Само кино, несмотря на исторические заслуги, представляет интерес только для лиц с углубленным изучением старины — лента безнадежна устарела, приобрела налет глупости и даже современный ремейк (с Пирсом Броснаном) уделывает ее по всем фронтам. Кроме песенного. Композитор Мишель Легран получил за The Windmills of Your Mind свой первый «Оскар», а пятнадцать лет спустя их у него было уже три.

Можно сколько угодно возмущаться тем, что геи и СПИД довели «Филадельфию» до двух «Оскаров», но следует честно признать, что Спрингстин свою статуэтку за песню заслужил без помощи СПИДа и прочих модных тогда спекуляций.

Просто вещь идеально легла в радиоформат всех стран и народов. Любопытно, что саксофонную партию к песне записал главный провокатор джаза Орнет Коулман, но в финальную версию его соло не вошло.

Поговаривают, что его можно расслышать где-то непосредственно в фильме.

Может не так, как баллады Scorpions и Modern Talking, но эта песня преследовала людей в 80-е. Ни в чем не повинных обывателей она поджидала в фильмах, телепередачах, на радио и просто за углом.

При этом слушатель в большинстве своем до сих пор в неведении, кто придумал эту песню — Survivor была вполне себе успешной рок-группой в США, но в России они всегда были полным нулем, и лишь эта вещь, написанная по личному заказу Сталлоне, занесла звуки Survivor в наши просторы.

P.S.

Все и всюду любят упоминать «I Will Always Love You» Уитни Хьюстон как ключевой образец массивного кинохита. Не слушай их, и вообще всячески презирай. Суть в том, что в этом случае наблюдается маленькая загвоздка — песня эта была написана кантри-певицей Долли Партон еще в 1974 году, и тогда же стала хитом, задолго до возникновения фильма «Телохранитель».

Источник: https://www.MaximOnline.ru/guide/music/_article/soundtrack/

Авторская песня

Авторская песня

Думающая песня для думающих людей…

(Б. Окуджава)

Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских видах музицирования проявилась потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.

Это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских музыкальных жанров. Наиболее известные создатели авторской песни – В. Высоцкий, Б.

Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский.

Авторскую песню отличали такие качества, как мелодичность, доверительность интонации, простая аранжировка: только голос и гитара, сближающая её со сферой уютного любительского музицирования (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А.

Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её выразительность заключалась в страстности, порой даже надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у В. Высоцкого, А.

Галича).

Прослушивание
Владимир Высоцкий. Песня о друге (в исполнении автора)

Послушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». Популярность этой песни была поистине всенародной.

Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой – романтика гор, мужская дружба, испытание на прочность…

И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в музыкальной декламации стихов, к тому же в неповторимой авторской манере Высоцкого.

Если друг оказался вдругИ не друг, и не враг, а так…Если сразу не разберёшь,Плох он или хорош, -Парня в горы тяни – рискни! -Не бросай одного его:Пусть он в связке в одной с тобой -Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,Если сразу раскис и – вниз,Шаг ступил на ледник и сник,Оступился – и в крик, -Значит, рядом с тобой – чужой,Ты его не брани – гони:Вверх таких не берут и тутПро таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,Пусть он хмур был и зол, но шёл,А когда ты упал со скал,Он стонал, но держал,Если шёл он с тобой как в бой,На вершине стоял хмельной, -Значит, как на себя самого,

Положись на него.

По-другому авторскую песню называли бардовской, самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не согласны с этими определениями). Однако такое название как раз и указывает на то, что её авторами и исполнителями были музыканты-непрофессионалы.

При этом многие барды, непрофессиональные музыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий Визбор определяет авторскую песню как «песню литературную, несмотря на все её музыкальные удачи.

Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни – это и лучшие поэты».

Прослушивание
Булат Окуджава. Песенка об Арбате (в исполнении автора)

Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту.

При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией.

Однако сочетание музыки и слов, как и тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.

Ты течёшь, как река. Странное название!И прозрачен асфальт, как в реке вода.Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моё призвание.Ты – и радость моя, и моя беда.Пешеходы твои – люди невеликие,Каблуками стучат – по делам спешат.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моя религия,Мостовые твои подо мной лежат.От любови твоей вовсе не излечишься,Сорок тысяч других мостовых любя.Ах, Арбат, мой Арбат, ты – моё отечество,

Никогда до конца не пройти тебя.

Поистине всенародное признание творчества бардов, ставшее феноменом общественной жизни с 60-х и примерно до середины 80-х годов, едва ли связано с особыми музыкальными достоинствами творчества этих авторов (хотя достижения в этой области, безусловно, были).

Скорее, здесь следует назвать противопоставленность большей части бардовских песен торжественной риторике  официальной прессы. В то время как передовицы газет пестрели заголовками вроде: «Великой дате – достойную встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам – молодеть!» и т. д.

, барды разрабатывали свой собственный, простой и безыскусный язык. Люди остро нуждались в таком негромком, простом и искреннем слове, обращённом к каждому человеку, к его личным интересам.

Поэтому и звучала авторская песня соответственно своей главной установке: её инструментальным сопровождением был не оркестр или ансамбль из множества инструментов, а одна-единственная гитара. Человек с гитарой – вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.

Из высказываний об авторской песне

«Авторская песня… – это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчётливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора.

Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни» (И.

Соколова, литературовед).

С другой стороны, авторская песня противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части элементом идеологической пропаганды.

На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, причём нельзя отрицать того, что многие такие песни обнаруживали не только высокие профессиональные достоинства, но и несомненный талант авторов.

Из высказываний о советской массовой песне

«Феномен советской песни удивителен! Разные бывали времена, и можно по-всякому относиться к разным периодам советской жизни. Но «советская песня» – наша, отечественная, то ли благодаря,  то ли вопреки, уж неважно как, но появилась именно в самые непростые времена.

Такие имена, как Дунаевский, Соловьёв-Седой, Фрадкин, Покрасс, Мокроусов и т. д. – знаменитые композиторы-песенники, – это феномен, который мог возникнуть только у нас! Какой-то своеобразный сплав советских и ещё более давних корней, мелодики, песенной лирики» (Ю.

Саульский, композитор).

Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего советского песенного наследия, всё же нельзя не учитывать тот социально-политический контекст, который сделал всенародно популярной именно авторскую песню.

Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем-то осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны.

Это просто был способ жить, способ общаться и утверждать ценности, которым в официальной жизни почти не находилось места.

Вопросы и задания:

  1. Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо тех, что приведены в настоящем разделе? Назови их.
  2. Какие авторские песни тебе ближе – лирические или гражданские? Объясни свой ответ, приводя конкретные примеры.
  3. Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом?
  4. Прочитай высказывание композитора Ю. Саульского о советской массовой песне. Как ты считаешь, возможно ли было появление авторской песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина? А в других общественно – политических условиях?
  5. Послушай две песни – Б. Окуджавы «Песенка об Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге». Охарактеризуй манеру авторского исполнения. Обрати внимание на соотношение поэзии и музыки. Что, по-твоему, является ведущим в этой паре – стихи или музыка?

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/avtorskaya-pesnya

Ссылка на основную публикацию