Как запомнить аккорды по началам известных мелодий

Как запомнить аккорды по началам известных мелодий

Неважно, в чем причина острой необходимости в заучивании аккордов наизусть. Возможно, вам нужно блеснуть умениями перед друзьями-музыкантами.

Или, что гораздо хуже, «на носу» экзамен по сольфеджио, а вы не отличаете трезвучие от квартсекстаккорда – преступление в рамках уголовного кодекса, по мнению вашего теоретика.

Поэтому шансы хорошо написать диктант или опознать аккордовую последовательность близки к нулю.

Но, может быть, вам просто интересно и хочется выучить их для себя, для общего развития.

Для начала можно порекомендовать изучить аналогичную статью на ресурсе Music-Education, рассматривающую лёгкое запоминание интервалов, с которых начинаются популярные мелодии.

Ведь изучить дом, не ознакомившись с принципами строения отдельных частей его конструкции, невозможно.

Так и здесь: интервал – это один из двух или трёх кирпичиков, которые при правильном построении превращаются в дом-аккорд.

Приведём пример: мажорное трезвучие строится так – большая терция плюс малая терция. Если вы уверенно опознаёте в аккорде две терции, и первая из них – большая, то аккорд окажется мажорным трезвучием.

Если вы уже изучали материалы нашего музыкального класса, то усвоили некоторые азы и названия аккордов. Если же эти диковинные термины для вам являются новинкой, то напоминаем вкратце основные сведения.

Аккорды бывают:

  • Мажорные или большие – нижним кирпичиком которого является большая терция, а верхним – малая.
  • Минорное или малые – все ровно наоборот, внизу – малая терция и т.д.
  • Обращения трезвучий делятся на секстаккорды (первая и последняя ступень образуют сексту, нижний интервал – терция) и квартсекстаккорды (та же секста по краям, но нижний интервал – кварта).
  • Восходящие (звуки строятся снизу вверх) и нисходящие (звучат сверху вниз).
  • Септаккорды (крайние звуки образуют септиму).

Хочется уточнить, что под аккордом в приведённой ниже таблице подразумевается последовательное извлечение звуков, подобное, скорее, арпеджио. Но при помощи такого прослушивания аккордов они запоминаются проще, нежели взятые одновременно три или более звука.

Название аккорда Песни
Мажорное трезвучие Восходящий«Горные вершины»(версия Рубинштейна), «Беловежская пуща» (с третьей ноты)Нисходящий«Песенка о капитане» – (начало припева), «Euridice, Scene III: II.”A te, qual tu ti sia» Дж. Каччини
Минорное трезвучие Восходящий«Подмосковные вечера», «Виновата ли я», «Чунга-Чанга»Нисходящий«Я спросил у ясеня»
Развёрнутое мажорное трезвучие Восходящий«Марш весёлых ребят», «Прелюдия» И.С. Баха
Мажорный секстаккорд Восходящий«На тот большак»
Минорный секстаккорд Восходящий«Ave Maria» Дж. Каччини (Вторая часть, развитие, 1 м.58 сек. воспроизведения), «Das Heimweh D456» Ф. Шуберта
Мажорный квартсекстаккорд «Concerto in A Major for Basset Clarinet: II. Adagio», «Форели(The Trout)» Ф. Шуберта (сначала идёт ломаный на интервалы восходящий аккорд, потом сразу – нисходящий)
Минорный квартсекстаккорд Восходящий«Священная война» «Облака», «До чего дошёл прогресс», «Лесной олень» (начало припева), «Лунная соната» и «Piano Sonata No. 1 in F Minor, Op. 2, No.1: I. Allegro» БетховенаНисходящийL’Eté Indien (Репертуар Джо Дассена, аккорд проходит лейтмотивом бэк-вокала, потом в основной теме солиста)
Септаккорд «Степь да степь кругом» (на словах «умирал ямщик…»)

Это только вершина айсберга – небольшая таблица, благодаря которой вы можете легко запомнить, как звучит тот или иной аккорд. Возможно, со временем вы сумеете собрать собственную коллекцию музыкальных примеров, уверенно узнавая созвучия в знакомых или новых произведениях.

Вместо заключения + Бонус

Если попробовать составить шуточный хит-парад среди аккордов, то безусловным победителем окажется не лирическое и напевное малое трезвучие, а его второе обращение – минорный квартсекстаккорд. Его охотно использовали авторы патриотической музыки и романсов, классики и современники.

А ещё существуют произведения, проанализировав которые, вы найдёте, наверное, любой из существующих аккордов. Таким бессмертным творением является, скажем «Prelude» И. С.

Баха, которая настолько не давала покоя следующим после композитора поколениям, что её увековечили дважды: в качестве отдельного произведения и как одну из самых красивых версий «Ave Maria». 150 лет спустя после написания прелюдии молодой Шарль Гуно написал размышления на тему мелодии Баха.

По сей день гениальное сочетание между собой множества аккордов является одной из самых популярных классических мелодий.

Бонус – Шпаргалка

Источник: https://music-education.ru/kak-zapomnit-akkordy-po-nachalam-izvestnyx-melodij/

Как выучить аккорды на гитаре. Практические советы по изучению и запоминанию аккордов

Как выучить аккорды и не забывать их. Общая информация

Хоть базовых гитарных аккордов не так уж и много, у начинающих гитаристов могут быть определенные проблемы с их запоминанием.

Аппликатур большое количество, одинаковые трезвучия могут браться на разных ладах и позициях. От такого потока информации гитарист может запутаться и совсем бросить освоение инструмента.

Данная статья даст вам практические советы по тому, как запомнить аккорды, легко выучить их и использовать в песнях.

Зачем вообще учить аккорды на гитаре?

По своей сути, вся музыка, так или иначе, состоит из аккордов.

Основные темы композиций построены либо на риффах, которые строятся из трезвучий, либо на соло-партиях, которые, по сути, обыгрывают аккорды.

Запоминать их названия, аппликатуру, а также ноты, которые они включают в себя – очень важная задача для любого музыканта. Не зная их, вы физически не сможете писать интересную и разнообразную музыку.

Как добиться результата?

Определитесь для чего вы хотите их выучить и какого уровня хотите достичь

Это очень важно, поскольку, таким образом, вы поймете, сколько информации вообще нужно получать. Вы можете желать просто играть на акустической гитаре для друзей – и тогда подойдет только базовая практика и теория. Вам понадобится просто выучить названия аккордов и их аппликатуру.

Другое дело, если вы задумались о карьере профессионального музыканта. Тогда вам потребуется изучить построение аккорда, ноты, входящие в них, способы достройки трезвучий до септаккордов, и так далее.

Определите, какие песни вам нравятся

Это также относится к первому пункту. Если вы любитель бардовской песни, то опять же, вам не понадобится много сложных аккордов и способы их обыгрывать. Обратная ситуация обстоит с любителями рок-музыки и подобных жанров. В этом случае вам понадобится знать большой пласт теоретической информации, чтобы создавать интересные и замысловатые гармонии.

Старайтесь запоминать несколько аккордов за раз

Не стоит посвящать целый день на то, чтобы выучить один аккорд. Это не так сложно, поэтому вы без проблем сможете освоить хотя бы пару-тройку за несколько часов занятий. Это ускорит процесс обучения и позволит проще запомнить аккорды.

Тренируйте перестановку аккордов

Обязательно не только тренируйте зажим, но и саму перестановку аккордов. Сочиняйте простейшие гармонии из только что выученных трезвучий, тем самым обучаясь переставлять их, чтобы пальцы привыкали ко всем позициям.

Начинайте с простых песен

Не стоит сразу бросаться с места в карьер. Учить аккорды лучше начиная с простых, а в этом хорошим подспорьем будут различные песни. Гораздо приятнее не просто двигаться по списку из книги по музыке, но одновременно с этим увеличивать свой репертуар и уже начинать исполнять песни на публике.

Прочитайте наши статьи про аккорды

Для того, чтобы лучше понять, как выучить аккорды, мы также советуем вам воспользоваться практическим статьями на нашем сайте:

Аккорды для начинающих –большой урок, посвященный наиболее элементарным и простым трезвучиям на гитаре.

Аккорды без баре –еще одна статья специально для новичков, где рассказывается про все позиции трезвучий без использования приема баррэ.

Как ставить аккорды –еще одна полезная для новичков статья, где рассказывается про разные позиции, которыми можно ставить трезвучия.

Изучение аккордов. Немного теоретической информации

Как отличать аккорды и запоминать их названия?

У каждого аккорда есть свое буквенное обозначение, а также аппликатура. В процессе запоминания вам сильно поможет разучивание песен, в которых ограниченное число трезвучий последовательно сменяет друг друга.

В процессе вы будете запоминать, какой аппликатуре соответствует, какая буква, и наоборот. Кроме того, разучивая композиции, вы будете замечать, что аккорды там повторяются, что будет еще лучше закреплять их в памяти.

Буквенное обозначение аккордов

Трезвучия обозначаются семью буквами, по обозначениям нот тоники, которой они соответствуют – то есть: C, D, E, F, G, A, H (или B, в некоторых местах). Их довольно просто запомнить и вам останется только проассоциировать их с нужными аппликатурами.

Какие аккорды бывают по звучанию?

Аккорды бывают минорные и мажорные. А на письме они отличаются только наличием или отсутствием буквы «m» после названия тоники. Кроме того, если вы сможете научиться отличать их на слух, то музицировать вам станет гораздо проще.

Учим аккорды на гитаре. Практические советы, которые помогут добиться успеха

Сделай карточки с аккордами

Вы можете сделать специальные карточки, на которых будут нарисованы позиции, а также названия аккордов. Ниже вы сможете посмотреть, как их можно оформить, а также найдете готовые карточки для скачивания.

Карточки с аккордами (PDF) — Скачать (281 кб)

Приложения для обучения на смартфон

В некоторых приложениях, таких как, например, Guitar Tuna, существуют разделы с аккордами, которые можно использовать как подсказку на крайний случай. Если вы забыли, как ставится тот или иной аккорд – подсмотрите туда, и таким образом вы быстрее запомните их.

Запишите «Аудио диктант»

Запишите на диктофон названия аккордов и потом, слушая свою запись, проигрывать их на гитаре. Высший пилотаж – делать наоборот. Вы записываете на диктофон то, как аккорд звучит, а потом пытаетесь понять, что наиграли.

Живой диктант с помощником

То же самое, но с живым человеком. Допустим, ваш друг диктует вам название аккорда, а вы ставите и играете его. Еще круче – когда товарищ будет играть аккорд, а вы не глядя, будете называть его.

Возьмите самую простую песню из 3-4 аккордов

Идеальный вариант для новичков, как мы уже сказали выше – разучивание песен. Таким образом вы сразу будете запоминать аппликатуры и названия, и в дальнейшем научитесь узнавать трезвучия по их буквенным обозначениям или позициям, если речь идет о табах.

Наблюдайте за левой рукой гитаристов и пробуйте повторить

Отличный способ лучше понять, какие аккорды можно ставить – следить за руками более опытных гитаристов и запоминать те позиции, которые они играют. Это можно делать как на живых выступлениях, так и по видео с их исполнением. Это довольно полезно, поскольку поможет разнообразить ваши партии и выучить новые аппликатуры.

Беспроигрышный вариант трех блатных аккордов. Начните с них

Три блатных аккорда – наиболее простой вариант начать свой путь музыканта. Все они легко ставятся даже для новичков, а менять их можно в любом порядке, получая новые гармонии. Идеальный старт для начинающего гитариста.

Ведите свой аккордовый словарь. Записывайте аккорды которые выучили и те, которые нужно выучить

Отличным способом того, как учить аккорды на гитаре, может стать составление так называемых аккордовых словарей. В него вы записываете название трезвучия, зарисовываете аппликатуру, а также фиксируете ноты, которые в него входят. Таким образом, вы всегда можете подсмотреть нужный аккорд, и, впоследствии, выучите их все.

Тренируйтесь каждый день минимум 30 минут

А еще лучше – больше. Старайтесь каждый день заниматься гитарой, повторяя старые песни и разучивая новые. Так вы гораздо быстрее запомните всю базу, необходимую для каждого гитариста, а также перейдете к более сложным и интересным моментам, которые разнообразят ваши партии в любой группе.

Найдите единомышленника. Сообща учиться веселее, интереснее и легче

Попробуйте тоже заинтересовать своего друга игрой на гитаре. Одновременно заучивая различные моменты, вы сможете вдвоем репетировать и импровизировать, взаимно повышая навыки, друг друга.

Если все сложно, то просто обратитесь к преподавателю

На самом деле, это наиболее выигрышный вариант. Преподаватель порционно и структурировано будет давать вам знания, которые нужны в данный момент, а также поставит вам технику как правой, так и левой руки. Поэтому если вы решили научиться играть на инструменте – то лучше всего воспользуйтесь помощью учителя.

10 ошибок при изучении и запоминании аккордов

Ожидание быстрого результата и сдаться на первых шагах

Как и любое другое дело, учиться играть на гитаре – долгий процесс, который требует от вас времени. Вы точно не сможете сразу взять в руки гитару и начать играть, для этого потребуется потратить большее количество часов на занятия, упражнения и запоминание теории. Поэтому если у вас что-то не получается – просто оттачивайте этот момент, а не опускайте руки.

Недостаток наглядности и визуализации

Аккорды, помимо звуков, имеют еще и обозначения, а также аппликатуры – ни в коем случае не пренебрегайте ими. Видя то, как строится трезвучие, вы лучше запомните его, мышцы быстрее привыкнут к позициям, и прогресс не заставит себя ждать.

Начинать сразу со сложных аккордов

Всегда в обучении двигайтесь от простого к сложному. В этом случае обучение будет последовательным, и пройдет гораздо проще, чем, если вы сразу же сядете за тяжелые упражнения, аккорды и ритмические рисунки.

Отсутствие тренировок пальцев левой руки

В целом, это относится к упражнениям в целом. Вам обязательно нужно тренировать свои пальцы для того, чтобы было проще зажимать аккорды, и чтобы они звучали без каких-либо призвуков и дребезга. Обязательно занимайтесь этим во время обучения.

Смотреть на свои руки

Вообще, в этом нет ничего плохого, однако от этого нужно отвыкать. Таким образом, мышцы быстрее привыкнут ко всем позициям, и сменять аккорды вы будете уже на автомате, а не глядя на руки и думая, какую струну каким пальцем зажать.

Читайте также:  Тропарь и кондак празднику преображения господня – ноты обиходных распевов.

Учить по одному аккорду

Об этом мы уже писали в разделе выше. Сами по себе аккорды учатся не очень сложно, поэтому вполне имеет резон за один раз учить по три-четыре трезвучия. Особенно это касается песен, потому что если вы начнете учить по одному аккорду за занятие, то обучение сильно затянется.

Отвлекаться на мизинец, чтобы он не мешал играть

Вместо этого активно подключайте мизинец к игре. Одна из главных проблем гитариста – слабый мизинец, который соскакивает или плохо прижимает струны. Старайтесь тренировать его с самого начала обучения, чтобы потом не закрывать эту проблему на более серьезном уровне.

Непонимание тоники

Тоника – это основная нота аккорда, по которой трезвучие обозначается на письме. Это стоит усвоить в первую очередь, чтобы правильно находить и ставить уже другие, более сложные позиции, и чтобы вам было проще определять тональность песни.

Не чистое звучание аккордов

Старайтесь, чтобы все ваши аккорды звучали чисто и без лишних призвуков. Зажимайте их лучше, и привыкайте к чистой игре с самого начала обучения.

Использование ограниченного количества источников и ресурсов для обучения

Постоянно пополняйте свои знания. Читайте статьи, смотрите видео уроки, и не пренебрегайте ничем, что может дать вам больше информации о гитаре и том, как она устроена.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/kak-vyuchit-akkordy-na-gitare/

6 урок. Учим аккорды

На этом этапе более подробнее разберем понятие аккорд, а также узнаем, как учить аккорды. Это очень важный урок, ведь по сути любая музыка состоит из аккордов, так что навострите уши!

В этом уроке речь пойдет о том, как учить или как запоминать аккорды для гитары.

Когда Вы научитесь брать аккорды не задумываясь, тогда Вы сможете играть любую песню сходу, не тратя времени на то, чтобы найти, как берется тот или иной аккорд в песне.

Поэтому, согласитесь, что этот урок очень важен для нас с Вами, начинающих гитаристов. Еще можете почитать об аккордах здесь:»Аккорды для начинающих», «Баре на гитаре».
Итак, учим аккорды.. Поехали!

Открытые и закрытые аккорды

Существуют открытые и закрытые аккорды на гитаре.

Например, аккорд Am:

Видите, в этом аккорде Am мы зажимаем только три струны из шести, а остальные остались открытыми.

Пример закрытого аккорда — F:

Видите, мы зажали все струны на первом ладу указательным пальцем, тем самым сделав аккорд закрытым.

Лучше всего начинать учить аккорды с открытых, потому что они более просты в освоении, а также их проще зажимать на гитаре.

Какие аккорды бывают по звучанию?

По звучанию аккорды подразделяются на:

  1. Мажорные;
  2. Минорные;
  3. Септаккорды.

Но это не все разновидности, а самые основные. Также бывают уменьшенные, увеличенные, большие, малые аккорды.. Но их мы рассматривать не будем, тем более, что они нужны не всем гитаристам-любителям. Да и употребляются они в песнях очень редко.

Мажорные аккорды

При написании обозначаются одной буквой, например: C, D, G, E. Звучание веселое. Посмотрите пример мажорных аккордов:

При обозначении минорных аккордов к букве приписывается еще маленькая буква «m». Например, аккорд Am, который мы уже рассматривали вначале.
Минорные аккорды — грустные по звучанию.

Септаккорды

Септаккорды обозначаются цифрой «7». Например: A7, D7, Am7, Dm7. Как видите, септаккордами могут быть и мажорные, и минорные аккорды.

Но при игре обычных несложных песен минорные септаккорда применяются очень редко. А вот мажорные септаккорды — частенько.

Септаккорды звучат напряженно, неустойчиво, как будто так и наровят уж побыстрее перейти в какой-нибудь другой аккорд. Вот, послушайте примеры септаккордов:

Один из простых способов интуитивно запомнить аккорды на гитаре, именно запомнить, не заучивая — знать логическую последовательность аккордов. Например, для меня всегда главным аккордом был Am. От него я брал все другие аккорды, которые в песнях крутятся вокруг него.

Например, такая последовательность: Am, Dm, E, Am. Есть даже много песен, которые играются именно с такой последовательностью аккордов.
Посмотрите, все аккорды крутятся вокруг Am и все в него возвращаются. А это значит, что тональность такой песни — Am (ля-минор).

Основные и другие аккорды

Итак, начинайте учить аккорды с основных «Аккордов для начинающих». Сначала прочтите урок, если Вы не знаете, как вообще берутся аккорды и что это такое. А в конце урока есть список основных аккордов.

Практически все остальные аккорды можно построить с помощью основных (на которые я дал ссылку выше) путем их перегона в другую тональность. На странице «Тональности на гитаре» Вы найдете схему тональностей, то есть какой аккорд из какого можно построить путем передвигания всех пальцев на один лад вперед (к корпусу гитары).

Таким образом можно построить любой аккорд, при этом даже не знать, как он называется. Но нам с Вами название аккордов знать необходимо, поэтому мы не будем делать это бездумно. Я Вам просто сказал, как аккорды зависят друг от друга.

Учим аккорды

Мы с Вами узнали много чего интересного про аккорды. Могу поспорить, что раньше Вы не все знали, о чем я написал

Источник: https://muzykantam.net/uroki-gitari/uroki-novichkam/uchim-akkordy.php

Обучение гитаре с нуля: изучение аккордов

Вот так постепенно мы подошли к основной базе всех гитаристов, базовым аккордам. Однако перед тем как напрямую переходить к их изучению, нам понадобится узнать о таком понятии как аппликатура.

Аппликатура гитарных аккордов

Аппликатура (от латинского applico — прижимать) — это схема расстановки пальцев на музыкальном инструменте, обычно обозначается с помощью цифр. В случае гитарной аппликатуры следующие цифры относятся к пальцам:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

Большой палец не имеет обозначения

Подробный разбор схемы гитарной аппликатуры, можно посмотреть на рисунке ниже.

На данной схеме изображен аккорд Фа-минор он же F Minor (сокращенно Fm), зажимается он на первом ладу при помощи приема баррэ, данный прием обозначен черной линией и цифрой 1.

Однако о баррэ мы поговорим чуть позже, а пока остановим внимание на базовых аккордах.

Базовые аккорды для игры на гитаре

Для начала нужно сказать, что основных аккордов не так много, всего семь штук в минорной тональности (отличительной чертой которой является печальное, меланхоличное звучание) и ровно столько же в мажорной (которая обычно звучит весело и жизнерадостно).

При этом нельзя не сказать ,что всего аккордов в абсолюте может быть огромное количество, но базовых всего 14 и их вполне хватит для начального обучения.

Так же базовые аккорды делятся на две категории — это открытые аккорды и аккорды исполняемые с приемом баррэ, которые иногда называют закрытыми.

Открытые аккорды для игры на гитаре

Основным отличием открытых аккордов является наличии открытых струн. Такие аккорды как правило гораздо легче в освоении и именно с них нужно начинать.

Как выглядит открытый аккорд можно увидеть на примере Ля-минора, на фото ниже, там же указанна и его аппликатура.

Как мы помним по статье о правильной постановке левой руки, зажимать струны следует так, что бы они проходили ровно по середине подушечки, при этом нужно стараться не задевать соседних струн, что б не заглушать их.

По началу зажимать будет очень трудно, поэтому можно начинать с одного пальца (обычно указательного) постепенно подтягивая другие, возможно вам даже понадобится помощь правой руки, однако злоупотреблять этим не стоит, так как в будущем, в идеале вы должны переставлять аккорды налету.
Так же стоит упомянуть, что боль в подушечках при начале занятий — это совершенно нормальное явление, если конечно пальцы у вас не стираются в кровь, обычно такое бывает от неправильно отстроенного инструмента.

Но небольшая боль — это норма, со временем у вас на кончиках пальцев образуются мозоли и зажимать струны будет получатся без дискомфорта.

Советы гитаристам | Что такое открытые аккорды и как их зажимать

Баррэ (закрытые аккорды для игры на гитаре)

В закрытых аккордах всегда используется прием баррэ, осуществляется он при помощи указательного пальца левой руки, который одновременно зажимает все (большое баррэ) или часть струн на грифе (малое баррэ).

Аппликатуру с приемом баррэ можно посмотреть на фото ниже, на примере аккорда Фа-мажор
Обычно именно с баррэ у начинающих гитаристов начинаются трудности, иногда на его освоение уходят месяцы, однако отчаиваться не стоит, со временем вы найдете нужное положение указательного пальца, главное держать его как можно ближе к ладу и соблюдать правильную постановку левой руки.

Так же процесс освоения можно ускорить при помощи упражнений, часть из некоторых вы можете посмотреть на видео ниже

БАРРЭ упражнения для развития

Заключение

В заключении хочется отметить, что при разучивании аккордов, не стоит спешить и перенапрягаться, с размеренным, но основательным подходом, дело будет двигаться гораздо быстрее.

В следующей статье расскажем, что же делать начинающему гитаристу после освоения основных аккордов.

Источник: http://gtars.ru/novichku/obuchenie-gitare-s-nulya-izuchenie-akkordov/

Запоминание нот и музыкальных произведений | Гитаршкола

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В сегодняшнем уроке мы поговорим о том, как осуществляется запоминание музыкальных произведений и что необходимо делать, чтобы запомнить необходимые для игры ноты.

Пока вы продолжаете оставаться на этапе обучения игре на гитаре, каждое новое произведение, которое вы разучиваете, требует одновременного внимания к очень многим аспектам — например, какими пальцами играть каждую ноту, как , как .

В идеале все музыкальные пьесы должны играться по памяти, поскольку в этом случае вы можете сосредоточиться на других своих задачах. Даже просто попытавшись некоторое время не смотреть в стоящие перед вами на пюпитре ноты, вы сразу же заметите, насколько больше внимания можете уделить и, следовательно, более уверенно управлять ее движениями.

В музыкальной теории известны три основных типа памяти, а именно:

Слуховая — память о том, как звучит мелодия, например, рисунок темы или тип ритма.

Осязательная — память о том, какую форму и положение принимают пальцы, в большой степени присущая самим пальцам. Главным образом, она свойственна левой руке, положение которой более статично.

→ Зрительная — этот вид памяти объединяет в себе запоминание как нотной записи произведения, так и уже упоминавшихся выше форм и положений пальцев левой руки.

Каждый музыкант сам выбирает тот тип памяти, который он считает наиболее эффективным, и в итоге отдает ему предпочтение, но тем не менее он ни в коем случае не отказывается и от других двух типов и обязательно в некоторой степени пользуется каждым из них.

От того, каким образом вы будете запоминать музыкальное произведение, в значительной мере будет зависеть, насколько быстро вы его выучите и, соответственно, насколько профессионально будете его исполнять.

При обучении игре на гитаре, как и в любой другой деятельности, важно выбирать произведения, соответствующие вашему нынешнему уровню возможностей. Для начинающих музыкантов наиболее правильным будет последовательное разучивание и исполнение всех пьес, содержащихся в разделе Классическая гитара.

Тем читателям, которые уже являются достаточно опытными гитаристами, но не в полной мере владеют умением играть с листа, можно посоветовать выбирать произведения подходящей сложности, требующие определенного технического мастерства и способные вызвать интерес, гарантирующий их запоминание.

Более сложные упражнения и произведения с технической точки зрения, а так же более сложные для запоминания пьесы Вы можете найти в разделе гитары фламенко.

Это относится в первую очередь к гитаристам, практикующим исполнение основанных на аккордах произведений, главным образом, в жанре рока и джаза.

Как запомнить ноты и музыкальное произведение?

В первую очередь попытайтесь сыграть всю пьесу от начала и до конца. Если это окажется слишком сложным или займет столько времени, что произведение распадется на отдельные фрагменты и не будет звучать как одно целое, разучивайте только первые четыре такта до тех пор, пока не освоите их полностью.

Оставшуюся часть произведения разделите на такие же отрезки по четыре такта и таким же образом отдельно разучите каждый из них, разобрав по частям всю пьесу до конца.

Затем попытайтесь исполнить все произведение с начала до конца, стараясь допустить как можно меньше ошибок.

Когда у вас это получится (на что может потребоваться несколько дней), попробуйте исполнить всю пьесу без партитуры, пусть далее вам придется замедлять темп в наиболее сложных местах или случайно брать неверную ноту.

Сначала вам может показаться, что, взяв несколько первых нот, вы совершенно не помните, что делать дальше. Это абсолютно нормально и потому не должно поколебать вашу решимость выучить пьесу наизусть. Просто отложите гитару и в очередной раз внимательно изучите партитуру, и в первую очередь те места, в которых вы ошибаетесь или забываете, какая нота должна быть следующей.

Пример запоминания нот

Допустим, например, что первые три ноты пьесы — А (ля), В (си) и С (до), а за ними следуют В (си), В (си) и А (ля), но вы можете запомнить только первые две и запинаетесь на С (до). В этом случае нужно всего лишь продолжать смотреть в партитуру до тех пор, пока последующие В (си), В (си) и А (ля) не отпечатаются прочно в вашей памяти.

Читайте также:  15 бесплатных плагинов для автотюна vst

Эта следующая группа нот крайне важна. Когда вы снова возьмете в руки гитару (отложив на этот раз партитуру), начинайте играть произведение с самого начала и старайтесь без запинок преодолеть бывший для вас проблемным фрагмент.

Пользуясь этой техникой, вы сможете быстро и надолго запоминать любые пьесы и исполнять их без партитур.

Источник: https://gitarshkola.ru/zapominanie-not/

Пять ошибок начинающего гитариста. Как их избежать? Учимся играть правильно

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами.

Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже).

Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно.

Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше.

С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно.

Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ. 2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.

3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы: Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.

Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.

Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов. Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.

Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя. Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.

Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”). 2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”). 3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).

4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают.

А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Многие не понимают, что для того, понять и запомнить ритмический рисунок, а затем разучить тот или иной бой нужно вначале ПРОСТУЧАТЬ (ПРОБАРАБАНИТЬ) ритм этого боя, ЗАТЕМ ПОИГРАТЬ ЭТОТ БОЙ ПО ОТКРЫТЫМ СТРУНАМ, и только после этого соединить его с аккордами.

Это самый быстрый и верный способ, поверьте! К сожалению ребята, которые выставляют в интернет видео с разборами песен обычно сразу показывают бой с аккордами, и как следствие у обучающихся чаще получается не бой, а каша.

Конечно, в формате данного поста невозможно разместить все видео с последовательным разбором всех ритмомодусов и с подробными объяснениями всех деталей, поэтому данную работу я выложил на моём сайте.

Объяснил всё наглядно, а для того чтобы было интересней, показал всё это на примере извесных песен. Все песни подобраны по типу ритмомодусов. Материал размещён здесь:

http://guitarmaestro.ru/course-1/

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам. Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.

Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”. Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА. Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.

Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.

И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.

Свободная посадка (гитара на правой ноге)

Классическая посадка (гитара на левой ноге)

Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам.

Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе. Уверяю вас, вы увидите отличный результат.

Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.  

ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ. ПОЖАЛУЙСТА, НАЖИМАЙТЕ НА Б-АННЕ-РЫ И Р-ЕКЛАМКИ НА ПОСЕЩАЕМЫХ ВАМИ СТРАНИЦАХ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ МОЖЕТЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И ПОМОЧЬ САЙТУ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл.

Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех.

Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.

Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.

Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте.

Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.

И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

http://guitarmaestro.ru/reading-tabs-free-course/

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.

Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое.

Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.

Ну а затем сможете проверить себя в деле. Даю ссылку на библиотеку бесплатных табов и нот. Можете сортировать произведения по уровню сложности. Если вы начинающий, выбирайте произведения с уровнем “ученик” или “новичок”:

http://guitarmaestro.ru/free-tabs-library/

А теперь, как и обещал вначале, даю два упражнения, которые “снимают ржавчину”. Неважно, начали ли вы с боя или с перебора, эти упражнения просто необходимы для всех. Они наилучшим образом развивают координацию между пальцами правой и левой руки. Упражнения называются “Четыре пальца”:

Если добьётесь хорошей скорости, попробуйте поиграть в обратном порядке – от мизинца к первому пальцу на всех струнах, результат – вдвойне!
Эти-же упражнения можно играть и медиатором, если вы хотите поработать над развитием координации при игре медиатором.

Читайте также:  Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков

Ну что, же надеюсь этот пост поможет вам в ваших начинаниях, читайте и другие мои посты, постараюсь время от времени размещать для вас что нибудь новенькое.

ПОЛУЧИТЕ ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ АЛЕКСЕЯ ЖДАНОВА: 

КАК НАУЧИТСЯ ИГРАТЬ ПЕСНИ ПО АККОРДАМ ВСЕГО ЗА НЕСКОЛЬКО УРОКОВ

А ТАК-ЖЕ НОВЫЙ КУРС ИГРЫ ПЕСЕН ПО АККОРДАМ: 

Курс включает детальные разборы известных всем песен – хитов, набор развивающих упражнений для пальцев правой и левой руки, все необходимые аккорды, а так-же все виды гитарного боя и перебора, используя которые вы можете играть практически любые песни.

Бой “Четвёрка”, бой “Тройка”, бой “Восьмёрка”, два вида боя с приглушением струн, плюс переборы: “Четвёрка”, “Шестёрка” и “Восьмёрка”! Курс состоит из сорока видеофайлов с качеством HD, доступных для быстрого онлайн просмотра и скачивания.

Уроки проводит учитель музыки Алексей Жданов.

Источник: http://guitarmaestro.ru/post-1-guitarist-mistakes/

Как быстро выучить аккорды

Знать основные аккорды — это конечно хорошо. Это то, что многие мальчишки хотят освоить в первую очередь, беря в руки гитару. Но изучать аккорды методом Am — ставим пальцы сюда, Dm —  пожалуй не стоит.

Что следует выучить, так это буквенное обозначение нот, начиная с:

А — Ля

В — Си бемоль — как исключение

Н — Си

С — До

D — Ре

Е — Ми

F — Фа

G — соль

Как быстро выучить аккорды Вам поможет понимание, что стоит за обозначением гитарных аккордов. Традиция построения аккордов такова, что мажорные аккорды обозначаются просто — большой буквой (С, F, G..), а минорные с добавление маленькой буквы m (Am, Dm..). А цифра 7 означает аккорд который диссонирует (держит в напряжении) — септаккорд.

Может, сначала такой подход покажется слишком сложным – но именно сначала… вспомните, кака первый взгляд так трудно выучить стихотворение на языке, которого вы не знаете, вот так и с гитарными аккордами: пока они будут оставаться для вас иностранным языком, пока не будут иметь смыслового наполнения – вы их не запомните и «говорить на языке музыки» не сможете.

Для этого нам придётся разобраться в «трёх столбах», на которых держится тональная музыка. Некоторые ноты оставляют впечатление незавершённости, «подвешенности в воздухе» – такие называются неустойчивыми.

Им противостоят устойчивые звуки – спокойные «точки опоры», на которых можно безболезненно остановиться… среди них выделяется самая устойчивая нота – чаще всего (хотя и не всегда) ею мелодия заканчивается, а если мы соберём звуки, составляющие мелодию, в гамму – она будет в ней первой ступенью; называется эта ступень – тоника, вместе с ладом она составляет тональность (ми-минор – минор, «принявший за точку отсчета» ми и т.п. В какой тональности вы будете петь – скорее всего, будет определяться тем, где имена эта мелодия удобнее для вашего голоса… скажем, если в песне встречается «нижняя» шестая ступень, а фа малой октавы для вас слишком низко – не стоит брать ля-минор – возьмите лучше ми-минор). Итак, если мы поём в ми-миноре – самые устойчивые звуки, «точки опоры» сопровождаем аккордом Am, если в соль мажоре – G и т.п.

Неустойчивые же звуки группируются вокруг пятой ступени лада – т.н. доминанты. Т.е отсчитываем по звукоряду, какая ступень в нашей тональности будет пятой: если тоника у нас до – значит, пятая соль (G), если ми – значит, си (H).

Чтобы подчеркнуть неустойчивость, резкость доминанты, её чаще используют не в виде трезвучия, а в виде септаккорда (помним – в цифровках он обозначается цифрой 7). Т.о.

, чтобы гармонизовать самые напряжённые, самые неустойчивые звуки, берём аккорд, соответствующий септаккорду пятой ступени в нашей тональности (так, если тональность ми-минор (тоника – Em), то доминанта – септаккорд на ноте си (H7).

Кроме устоя и неустоя существует ещё и нейтрал – звучит не настолько напряжённо, как доминанта, но завершить здесь всё-таки нельзя – этакая «серединка на половинку»… такие звуки группируются вокруг четвёртой ступени (тоже отсчитываем по гамме) – субдоминанты. Её трезвучие – как и тоника с доминантой – мажорное в мажоре и минорное в миноре. Т.о. нейтральные звуки до-мажора поддержим фа-мажорным трезвучием (F), ми-минора – ля-минорным (Am) и т.д.

Зная это, вы уже не будете привязаны к конкретной тональности, в которой вам кто-то может «показать аккорды к песне» (или которые приведены где-то) – вы легко можете поменять тональность… Поэтому кто пытается пытается учиться, учат сначала  не буквенные обозначения аккордов, а именно тональные (тоника, субдоминанта, доминанта) – а подставлять под них обозначения конкретных аккордов они учились уже сами – в зависимости от тональности…

 Чем больше Вы углубляетесь в изучении аккордов, тем лучше понимаете их строение, распознавать на слух и  последовательность аккордов.

Что еще могу рассказать о том как быстро выучить аккорды:

  • Отрабатывать и пополнять свой аккордовый словарь, включать в Ваши планы по 30 минут и более изучение новых аккордов их разновидностей.
  • Выучив новый аккорд проработайте различные варианты его аппликатур
  • Разучив таким образом несколько разных вариантов для одного аккорда, проработайте стандартные последовательности, используя новый аккорд. Найдите как каждая из его форм может быть применима в связке с другими аккордами и их вариантами аппликатур.
  • Учите аккорды характерные стилю музыки, наиболее подходящий Вам.У разных стилей музыки есть свой словарный запас. Изучите формы, аккордов которые используются в фанке, блюзе, джазе, роке, поп-музыке.

Источник: http://martirosjan.ru/akkordy/kak-by-stro-vy-uchit-akkordy

Аккорды. Мелодия и гармония

Сыграть несложную мелодию по нотам или подобрать на слух одной рукой вы уже научились на предыдущем уроке , теперь хотелось бы научиться играть двумя руками и к тому же подбирать к мелодии аккомпанемент. Об этом пойдет речь в новом уроке.

Для того, чтобы легче начать играть двумя руками, можно правой рукой научиться играть несложную мелодию (например, русскую народную песню «Я на горку шла»), а левой – повторяющуюся тоническую квинту. Квинта достаточно ясно характеризует тональность и для простоты может заменять аккорд. Кроме того, квинта дает устойчивую основу для руки еще неопытного музыканта.

Для начала игры двумя руками есть еще несколько простых детских упражнений, приведенных в «Музыкальных картинках» Л. Хереско.

Например, поставив два больших пальца двух рук на фа и соль, юный музыкант последовательно ударяет по соседним клавишам вторыми, третьими, четвертыми и пятыми, постоянно возвращаясь к первым пальцам.

Это упражнение напоминает поезд, колеса которого медленно раскачиваются, и предполагает постепенное ускорение темпа. Упражнение полезно и для выработки пальцевого удара, и для правильного положения рук на клавиатуре. 

Заинтересовавшимся можно посмотреть пьески «Кот-лакомка», «Квартет» и другие из этого сборника.

Классическая гармония основана на аккордах – это созвучия их трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Сочетание двух терций – большой и малой – образует мажорное трезвучие, сочетание малой и большой – минорное. Существуют также трезвучия из двух малых терций (уменьшенное) и двух больших (увеличенное), но они встречаются намного реже.

В тональности трезвучия бывают главными и побочными. Определить просто: главные трезвучия в мажоре — мажорные, а в миноре (натуральном) – минорные. И наоборот, побочные трезвучия имеют противоположную ладовую окраску: в мажоре – минорные (одно даже будет уменьшенным), а в миноре – мажорные. 

Итак, главные трезвучия тональности строятся на I, IV и V ступенях. В до мажоре это – до-мажорное (тоническое), соль-мажорное (доминантовое) и фа-мажорное (субдоминантовое) трезвучия. 

Научитесь их играть левой рукой. Повторите несколько раз, чтобы запомнить и названия аккордов, и их звучание.

Вернемся к подбору аккомпанемента к песенкам. Найдите левой рукой квинты на I, IV и V ступенях. В до мажоре это будет «до-соль», «фа-до» и «соль-ре». Попробуйте правой рукой сыграть песенку «маленькой елочке».

Всю первую фразу в левой руке можно повторять тоническую квинту («до-соль») В начале второй фразы (из лесу елочку…) нужно взять субдоминантовую квинту – «фа-до», перед концом (взяли мы…) – доминантовую «соль-ре», потом снова тоническую.

Если получилось хорошо, замените квинты трезвучиями.

Сочетание минора и мажора встречается в песенке «Чунга-чанга». Начать нужно с до-минорного трезвучия, по ходу мелодического движения использовать доминанту, а в припеве (здесь будет преобладать доминанта) перейти на мажорные трезвучия.

Запомните: в классической музыке доминанта в миноре всегда мажорная!

Для удобства аккомпанемента можно применять не только трезвучия, но и их обращения.

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего – на октаву вниз. Процесс обращений может напомнить о детских конструкторах.

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом. На тяжеловесность этих названий сетуют даже музыканты-профессионалы … но все же, быстро привыкают. Поиграйте трезвучия и их обращения, подряд:

Итак, к тоническому трезвучию можно присоединить доминантовый секстаккорд и субдоминантовый квартсекстаккорд. Удобство в том, что общие для этих аккордов звуки останутся на месте, пальцы могут заранее нащупать клавишу, и глазами можно уже не искать нужные аккорды в другом регистре. 

Эти последовательности можно выучить левой рукой в низком регистре, и применять для подбора аккомпанемента.

Для того, чтобы свободнее ориентироваться на клавиатуре, попробуйте уже подобранную песню поиграть в разных тональностях. Выберите для этого совсем несложную мелодию, пусть это будет, к примеру, «Едет, едет паровоз».

Перенос музыкального произведения или его фрагмента в другую тональность называется транспонированием. Можно делать это по родственным тональностям, постепенно прибавляя количество бемолей или диезов (до – соль- ре –ля и т.д.).

Самые смелые могут попытаться сыграть песенку и во всех тональностях, двигаясь по хроматизму (до – до# — ре – ре# и т.д.). Немного тренировки – и диезы и бемоли будут вашими лучшими друзьями!

Кроме трезвучий, в гармонии встречаются септаккорды (это сочетание четырех звуков, расположенных по терциям) и даже нонаккорды (сочетание пяти звуков, расположенных по терциям). Нонаккорд применяется, как правило, от V ступени (доминантовый), используется только в основном виде – обращения нонаккорда не применяются.

Еще больше звуков в аккорде иногда применяли композиторы XX века, например, Скрябин.

Вместе с тем, чаще всего звуки многозвучных аккордов сливаются, напоминая об уже известных структурах, а многозвучные «гроздья», например, из секунд, будут называться уже не аккордами, а кластерами – красочным сочетанием множества звуков, которые сливаются в трудно различимое на слух сочетание.

Что касается септаккордов, они очень популярны в классической музыке и еще больше – в джазовой, поэтому им стоит уделить внимание.

Самый популярный септаккорд строится на V ступени и называется доминантсептаккорд. Он разрешается в тонику по строгим правилам, разрешение образует тоническую терцию (неполное трезвучие). Доминантсептаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд

Квинтсекстаккорд разрешается в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд переходит при разрешении в тонический секстаккорд. 

Без учителя эту тему освоить непросто, но можно попробовать выполнить задания из «Рабочих тетрадей по сольфеджио» Калининой, можно посмотреть учебник Г. Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Есть и другие учебники и пособия по теории музыки.

Еще один популярный в классике септаккорд строится на VII, преимущественно в гармоническом миноре, и состоит из трех малых терций.

С самых ранних времен зарождения оперы и первых образцов инструментальной музыки этот аккорд получил инфернальную окраску – он символизировал силы, связанных с роком, страхом, ужасом, смертью.

Явление статуи Командора, тема судьбы, образы призраков, состояние ужаса – все это область выразительности, связанная с уменьшенным септаккордом. Во всех обращениях уменьшенный септаккорд звучит одинаково.

Еще один септаккорд, применяемый в классике, имеет субдоминантовую функцию и строится от II ступени. Если к субдоминантовому трезвучию добавить сверху секунду, получится первое обращение этого септаккорда. Такой аккорд часто применяется как красочное дополнение субдоминантовой функции.

Итак, если вы уже свободно играете песенку «Маленькой елочке» с трезвучиями, попробуйте субдоминантовое трезвучие дополнить красочной секундой сверху (этот аккорд будет выглядеть как «фа-ля-до-ре» и называться «квинтсексаккорд второй ступени»), а вместо доминантового трезвучия нажать доминансепаккорд («соль-си-ре-фа», 4 звука по терциям).

Таким образом, ваш гармонический арсенал станет богаче и разнообразнее. Такие аккорды можно применять и при подборе других песен.

В XX веке септаккорды стали строить от всех ступеней, и широко применять их своеобразные краски.

Септаккорды подразделяются по трезвучию, входящему в их состав, и терции, дополняющей его сверху. Например: малый мажорный: мажорное трезвучие в основе + малая терция сверху. Это доминансепаккорд. Или: малый минорный: минорное трезвучие + малая терция. Это структура септаккорда II ступени, построенного в мажоре.

А вот большие мажорные септаккорды и септаккорды, имеющие в своем составе увеличенное трезвучие (увеличенный и большой минорный) могут придать звучанию джазовый оттенок – для классической музыки XVIII-XIX веков они мало характерны.

Подражая джазовым виртуозам-импровизаторам, все трезвучия можно заменить септаккордами.

Вслушайтесь в необычный саунд редко применяемых септаккордов, попробуйте импровизировать. Возможно, вы захотите применить не аккорды, как одновременное сочетание звуков, а арпеджио – их последовательное, поочередное звучание. Вслушиваясь в переливы звуков, в их красочные сочетания, комбинируя аккорды — можно представить себя начинающим композитором.

На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с аккордами.

Записаться на пробное бесплатное занятие

Источник: http://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/akkordy-melodiya-i-garmoniya-urok-5-samouchitelya-fortepiano

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector