Как развить музыкальный слух – для самоучек

  • Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.
  • Без этого не может быть ничего.
  • Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.
  • Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.
  • Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:
  • Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух
– совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

  1. Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.
  2. Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.
  3. Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Абсолютный слух
– способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух
– наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух
– способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении .

Гармонический слух
– способность слышать гармонические созвучия – аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух
– способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух
– способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Как развить музыкальный слух – для самоучек

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство.

Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия.

Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем
— подбор по слуху или на инструменте и запись наКак развить музыкальный слух – для самоучек ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ
– определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше
не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо…

По техническим причинам мы большене выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом)
представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО 2. РЕ 3. МИ 4. СИ 5. ЛЯ 6. РЕ 7. МИ 8. ФА 9. ЛЯ 10. СИ 11. СОЛЬ 12. МИ 13. ДО 1-й октавы 14. РЕ 1-й октавы 15. МИ 2-й октавы 16. ФА малой октавы 17. СОЛЬ 1-й октавы 18. ЛЯ 1-й октавы 19. СИ малой октавы 20. ДО малой октавы 21. РЕ малой октавы 22. МИ большой октавы 23. ФА 1-й октавы 24. СОЛЬ малой октавы 25. ЛЯ большой октавы 26. СИ большой октавы 27. ДО 2-й октавы 28. РЕ 1-й октавы 29. МИ 1-й октавы 30. ФА 2-й октавы 31. СОЛЬ большой октавы 32. ЛЯ малой октавы 33. СИ 2-й октавы 34. ДО 1-й октавы + нотный стан 35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан 36. ЛЯ большой октавы + нотный стан 37. ФА большой октавы + нотный стан 38. РЕ большой октавы + нотный стан 39. МИ 1-й октавы + нотный стан 40. ДО 1-й октавы + нотный стан 41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан 42. СИ 1-й октавы + нотный стан 43. РЕ 2-й октавы + нотный стан 44. МИ 2-й октавы + нотный стан 45. ФА 2-й октавы + нотный стан 46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан 47. СИ 2-й октавы + нотный стан 48. ДО 3-й октавы + нотный стан 49. ДО 1-й октавы + нотный стан 50. ЛЯ малой октавы + нотный стан 51. ФА малой октавы + нотный стан 52. РЕ малой октавы + нотный стан 53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан 54. МИ большой октавы + нотный стан55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух – способность определять высоту тона, независимо от других тонов
,
т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты.

Природа
этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными
точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам.

При этом, навык “абсолютного
музыкального слуха” постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов.

Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так!
Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен – однако, те из них, кто владеет этим навыком,
говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос:
можно ли его развить, или это что-то врожденное?…

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст?
Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает
их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько “Блюз”, достаточно
сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза… а на следующем уроке он играл Блюз без нот и
в том же темпе, котором пьеса прозвучала.

Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности
в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической
практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу.

Они с самого
начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, “на слух”, но чтение сложного текста вызывало
у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык “абсолютного слуха” не является чем-то отдельным в процессе обучения,
однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного
внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод
Мальцева С.М. – автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования,
синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с
хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые
мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра “Абсолютный слух” –
превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ.
(Только им надо помочь – вначале поиграйте в игру НОТКИ – КАРТИНКИ, чтобы ребенок
познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык
развивается – проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы).
Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е.

фактически мы находимся в мажорном
(ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы…

Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот,
и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы
получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск

01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой,
принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

Анастасия Сергеева

Кто из нас не любит подпевать любимым песням! Вот только делается это все иногда будто бы тайком, чтобы никто не услышал. Происходит так потому, что многие люди отчего-то всю жизнь живут с уверенностью, будто у них отсутствует музыкальный слух. Однако это в корне неверно. Как развить музыкальный слух в любом возрасте — читайте далее.

Можете ли вы определить, когда человек берет фальшивые ноты? Заметите ли, если у песни изменят аранжировку? Скорее всего, ответ будет «да» — тогда подумайте, а как это вы справляетесь с этими вопросами при отсутствующем музыкальном слухе?

Давно пора уяснить: музыкальный слух — не исключительно врожденный талант, а способность, развиваемая в процессе обучения. Кому-то действительно повезло с отличным музыкальным слухом с рождения, но эта функция не подвластна лишь избранным — ее можно развить так же, как спортсмены развивают навыки выносливости, силы, гибкости.

Развитие музыкального слуха — для чего нужно?

Когда вы слышите мелодию, но не можете потом воспроизвести ее голосом в том же виде, у вас отсутствует координация между слухом и голосом. Но также как и координацию движений тела можно развивать и совершенствовать, так и эта ситуация вполне поправима.

Читайте также:  Вступительные экзамены в музыкальное училище

Думают о том, как развить хороший музыкальный слух, не только люди, желающие стать певцами — он необходим также музыкантам, звукорежиссерам, музыкальным продюсерам и другим напрямую связанным с музыкой специалистам, а ученые считают, что развитый музыкальный слух способствует изучению иностранных языков.

Как развить музыкальный слух – для самоучекРазвить музыкальный слух и голос помогает отдельная дисциплина — сольфеджио. Вы можете пойти в музыкальную школу, хор или заниматься отдельно с педагогом, чтобы получить профессиональную помощь. Занятия с преподавателем имеют неоспоримое преимущество, ведь он будет замечать ваши ошибки и помогать сразу же их исправлять, а также расскажет, над чем нужно поработать дополнительно.

Если же у вас нет такой возможности и вы хотите заниматься дома, то взять уроки сольфеджио на вооружение все равно необходимо — вы просто будете выполнять их самостоятельно.

Упражнения для развития слуха

Существуют специальные упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха. Мы рассмотрим основные из них. Чтобы их выполнять, вам понадобится фортепиано, синтезатор, в крайнем случае, виртуальная программа-симулятор на компьютере или онлайн.

Как развить музыкальный слух – для самоучекОзнакомиться с основами нотной грамоты тоже необходимо: на распознавании и воспроизведении нот построены очень многие упражнения.

Пение гамм

Упражнение заключается в том, чтобы пропевать «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» под аккомпанемент фортепиано.

После этого поупражняйтесь в пении хроматической гаммы. Для этого вам нужно проигрывать все клавиши одну за другой по очереди, после воспроизводя голосом соответствующую последовательность нот. Зажмите любую клавишу и двигаясь вверх, пропойте двенадцать полутонов; на тринадцатом вы заметите, что этот звук такой же, как и первый, просто его нужно спеть на другой высоте.

Пение интервалов

Интервал в музыке — это промежуток между двумя звуками, их созвучие, например, до-ре, ре-до и т.п. Играйте эти звуки на инструменте и пропевайте.

Очень эффективное упражнение, помогающее развить музыкальный слух. Оно учит определять ноты на слух. Для этого найдите ноты какой-либо композиции в Интернете, прослушайте эту композицию несколько раз, на слух запишите нотный текст и только потом сверьтесь с исходником.

Упражнение «Эхо»

Такое упражнение доступно каждому: прослушайте какую-нибудь песню и старайтесь ее точно повторить. Послушайте и спойте сначала одну строчку, потом следующую — и так до конца. Не переходите к следующей строчке, пока не справитесь c предыдущей.

Предлагаем посмотреть видео с уроком по сольфеджио для развития музыкального слуха.

Слушайте классическую музыку. Именно она богата выразительными мелодиями, музыкальными приемами и переходами. Развивая слух по классическим композициям, вы достигнете лучшего результата, чем с помощью рок- и поп-песен с более примитивными мелодиями.

Как развить музыкальный слух – для самоучекСейчас в Интернете можно найти массу платных и бесплатных программ, приложений и флеш-игр, позволяющих натренировать слух при самостоятельной подготовке. Не обходите вниманием и дополнительную литературу с материалами по развитию музыкального слуха.

Как и в любом другом деле, вам необходимо как можно чаще практиковаться, поддерживать прогресс. Постоянно тренируются даже умелые певцы, а вам нужно стараться вдвое больше, раз вы пока еще только учитесь петь правильно и попадать в ноты.

По началу у вас будет много ошибок, но не останавливайтесь и работайте над собой дальше. Как развить музыкальный слух – для самоучекНадеемся, наши советы открыли вам представление о том, как развить музыкальный слух и показали, что в этом уж точно нет ничего невозможного.

  • Забирай себе, расскажи друзьям!
  • на нашем сайте:

Источник: https://www.5kapeople.ru/zarabotnaya-plata/trenirovka-sluha-onlain-kak-razvit-muzykalnyi-sluh-dlya-samouchek-i-ne/

О важности развития музыкального слуха | гитаршкола

Как развить музыкальный слух – для самоучек

Тренированный музыкальный слух необходим каждому, кто занимается музыкой.

То, что вы слышите, это то, что вы играете, и если у вас проблемы с распознаванием разных типов аккордов, ритма или мелодий, это значительно ограничивает ваши возможности.

Однажды после занятий со своими учениками я решил выпить чашечку кофе. По пути в кофейню я услышал крик птицы, пролетавшей мимо. Ничего странного, скажете вы. Но есть одна мелочь: я распознал в этом звуке интервал в большую терцию. И вот, у меня уже есть идея для следующей статьи!

Я уже давно преподаю игру на гитаре и могу сказать, что большинство современных гитаристов обладают очень хорошо развитой техникой игры и слишком слабо развитым слухом. Отличный способ проверить, можете ли вы играть на слух, это попросить друга сыграть легкую фразу дважды, а потом попробовать воспроизвести ее самостоятельно.

Если вам удастся сыграть фразу без ошибок с первого раза, вы на верном пути. Если вам пришлось долго искать нужные ноты, самое время заняться тренировкой слуха. Как и техника игры, способность распознавать и понимать музыкальные звуки требует постоянной практики и усилий. Многие мои ученики и товарищи понятия не имеют, как тренировать слух, поэтому я разработал несколько способов для этого.

Как развить музыкальный слух – для самоучек

Хорошая идея — сходить в ближайшую музыкальную школу и узнать, не предлагают ли они курсов по сольфеджио и развитию слуха. Я сам и не догадывался о важности слуха, пока не начал ходить на занятия по пению с листа и тренировке слуха в музыкальном колледже. Помимо прочего, там учат распознавать мелодические интервалы. Также вы узнаете, как записывать мелодии на бумагу и различать ритмы.

А что, если вы и так можете подбирать мелодии и вам для этого не нужно быть специалистом по ритмам и нотной записи? Отлично! Теперь попробуйте объяснить свою музыкальную идею клавишнику группы! Помните: профессионализм — не минутное дело! Ваши коллеги в любом случае оценят ваше внимание к деталям. В конечном итоге, большинство музыкальных курсов основываются на одном и том же. Попробуйте сыграть и спеть мажорную гамму, стараясь попадать в ноты.

Для начала, возьмите тональность, в которой вам легче всего петь. Потом можете играть и петь ноты гаммы с пропусками. Например, в тональности G мажор вы играете и поете ноту G, пропускаете ноту A и поете ноту B. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это дается вам легко. Затем попробуйте спеть эту ноту без гитары. Добейтесь максимальной точности.

Пойте ступени гаммы в виде ступеней. Первая ступень — тоника, потом вторая ступень и т.д. Кроме того, можно также тренироваться петь натуральный минор, а также другие лады и экзотические гаммы. Попробуйте спеть интервал от 1 к 5 или от 1 к 7. Найдите песни, начинающиеся с этих интервалов, чтобы иметь возможность быстро узнавать их звучание и определять их.

Например, интервал 1 к 8 напоминает мне “Somewhere Over the Rainbow”, потому что первые две ноты вокальной линии — это как раз 1 и 8. Когда это не будет вызывать у вас затруднений, извлеките низкую ноту на гитаре, а затем любую другую ноту, не глядя. Можете сказать, что это за интервал?

Также необходимо уметь распознавать еще один важный музыкальный компонент — ритм. Но это уже другая история.

Оставить комментарий

Источник: https://gitarshkola.ru/o-vazhnosti-razvitiya-muzykalnogo-sluxa/

Как развить музыкальный слух – для самоучек, Музыкальный класс

Как развить музыкальный слух – для самоучек

Музыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать.

Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука.

Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает интервалы, даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-razvit-muzykalnyj-slux-dlya-samouchek-muzykalnyj-klass

Как развить музыкальные способности?

— по рубрикам — Культура ᄂКультура

20 апреля 2012, 00:00 | Катя Кожевникова

Как развить музыкальный слух – для самоучек

Даже если вы не мечтаете о певческой карьере, музыкальный слух и умение петь – вещи совсем не бесполезные, эти таланты серьезно помогают в обычной жизни.

Человеку с музыкальными способностями проще учить иностранные языки, потому что он быстро запоминает информацию на слух, точно подражает произношению и интонациям. Умение правильно интонировать необходимо в ораторском искусстве, да и в любом общении.

Кроме того, пение отлично поднимает настроение. Прибавьте к этому посиделки с гитарой и походы с друзьями в караоке – попеть в такие моменты очень хочется, а опозориться – совсем нет.

Не говоря уж том, что, несмотря на развитие звукозаписывающей техники, все-таки лучше, когда колыбельную ребенку поет мама… Так что сомнений не остается – развивать музыкальные способности надо. Остается вопрос, как это делать.

Конечно, проще, если ваши родители, придерживаясь принципов гармоничного развития, еще в 6 лет насильно запихнули вас в музыкальную школу. Но если такого с вами не происходило, нечего расстраиваться, развить музыкальные способности можно и во взрослом возрасте. Более того, музыкальная школа – тоже не панацея.

Многие мои знакомые с детства ненавидели “музыкалку”, кто-то даже бросил ее, а через много лет они начали искать преподавателей, чтобы вспомнить (а на самом деле, научиться заново) как петь или играть на фортепиано.

Так что в обучении во взрослом возрасте есть даже свои плюсы — мы более целеустремленны и знаем, чего хотим добиться, в отличие от детства, когда мы “маленькие дети, нам хочется гулять”.

Существует два подхода к развитию музыкальных способностей: либо найти педагога, либо попытаться сделать это самостоятельно. Про первый ничего говорить не буду — вам все более подробно и профессионально объяснит педагог. Второй подход — более сложный, поэтому о нем и поговорим.

Важнейшее условие для развития музыкальных способностей — слух. Если вы им не обладаете (обычно человек, которому “медведь на ухо наступил”, сам этого недостатка не замечает, но ему с удовольствием рассказывают об этом товарищи), то самостоятельно учиться пению будет очень сложно, но попытаться все же стоит.

Для начала учитесь слышать и узнавать ноты. Хорошо, если в доме есть фортепиано — тогда можно поиграть в такую игру: возьмите себе в напарники товарища, который будет нажимать какие-то клавиши, а вы потом попытаетесь найти соответствующую ноту по звучанию.

Читайте также:  Ableton glue compressor — красиво склеить!

Помните, именно таким образом в фильме В моей смерти вините Клаву К. обнаружилось, что у Клавы есть скрытый музыкальный слух. Может быть, есть и у вас. Если пианино дома не водится, можно заменить его компьютерной программой, имитирующей этот инструмент.

Благо сейчас подобные утилиты выпускают даже для смартфонов.

Если слышать и распознавать звуки вы научились, попытайтесь их правильно воспроизводить. Нажимайте клавишу и пойте с ней в унисон, чтобы звук вашего голоса не отличался от звучания ноты.

Чтобы лучше себя слышать, зажмите одно ухо. А для проверки результата запишите звук на диктофон, ведь, как известно, мы слышим свой голос иначе, чем другие люди.

Или пригласите в судьи не обделенного музыкальными талантами знакомого.

Если и это вам удалось, распевайтесь — пойте ноты в гамме по порядку. Так вы выясните свой звуковой диапазон. Потом начинайте петь интервалы — перескакивайте с первой ноты октавы на третью, на пятую, на восьмую. Последовательно петь ноты проще, чем перескакивать с низкой на высокую, но в песнях это любят, так что надо учиться.

Когда слушаете музыку, пытайтесь уловить рисунок мелодии, вслушивайтесь, какие ноты звучат, высокие или низкие, задумывайтесь, куда она направляется. Хорошее упражнение из детской музыкальной школы — пытайтесь рукой показывать направление движения мелодии.

Если звучат низкие ноты, держите ладонь внизу, на высоких — поднимайте выше, и так приблизительно показывайте уровень каждый ноты. Таким образом вы начнете понимать движение мелодии и лучше запоминать его.

А когда будете сами подпевать, движение руки поможет вам сообразить, куда сейчас направить голос, вверх или вниз.

Пойте как можно чаще. Включайте любимые композиции и вдумчиво, следя за своим голосом, пытайтесь петь в унисон с исполнителем (можете при этом подсказывать себе движением руки).

Свои опыты обязательно записывайте на диктофон — как я уже говорила, сами мы слышим свой голос иначе, чем окружающие. Хорошо бы взять себе в сообщники друга или подругу, которые умеют петь, и устраивать с ними певческие сеансы.

И вам будет проще подстроиться, и человек в случае чего поможет сориентироваться. К примеру, моя знакомая, которая никогда петь не училась и способностями музыкальными не блещет, чисто поет только в дуете со своей  музыкально более одаренной сестрой.

При этом не забывайте регулярно распеваться — таким образом вы сможете расширить свой звуковой диапазон.

Забавное упражнение — “Что вижу, то и пою”. Когда занимаетесь своими делами, пойте о том, что делаете или думаете. “Собираюсь на работу, убираю я постель…” и так далее. Перекладывайте любые приходящие в голову слова на разные мелодии. А что? Некоторые исполнители, я подозреваю, именно так свои хиты сочиняют. Только делать это стоит исключительно в одиночестве, чтобы не травмировать психику окружающих.

Слов из песни не выкинешь, а вот заживать их вполне можно. Если дикция у вас не очень, вы заметите, что слова песни в вашем исполнении сливаются в единую трудно расшифровываемую кашу.

Дело в том, что во время пения нужно преувеличенно четко артикулировать и не глотать буквы. В обычном общении это прощается, а вот в пении чувствуется очень хорошо. Так что стоит вспомнить и регулярно проговаривать поговорки.

Делайте короткий, но глубокий вдох, и четко чеканьте их на выдохе.

Если вам кажется, что в сложном искусстве пения вы уже достигли некоторых успехов, проверьте результат на окружающих — спойте что-нибудь друзьям или знакомым. И не обижайтесь на критику — конструктивные замечания помогут вам найти и исправить свои ошибки.

Слишком сложно? Тогда еще один мотивирующий момент. Есть теория, что девушек в прошлом поголовно учили петь не искусства ради, а с четкой и даже приземленной целью. Считается, что умение управлять своим голосом и правильно интонировать помогает женщинам… кокетничать и влюблять в себя мужчин. Ну что, еще сомнения остались? Или учимся?

А вы любите петь? А умеете? Вы специально учились этому или просто вам повезло со способностями?

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Источник: https://iledebeaute.ru/culture/2012/4/20/24281/

Как развить музыкальный слух?

  • Сегодня получила письмо от читателя моего блога с просьбой объяснить, что такое  слух у певца.
  • Вопрос этот очень серьёзный, требующий подробного рассмотрения.
  • И надо сказать, что вопрос развития слуха волнует не только музыкантов-профессионалов, но и всех, кто проявляет интерес к музыкальной деятельности.

Когда родители приводят ко мне на занятия своих детей, они всегда спрашивают: «А  стоит ли моему ребёнку заниматься музыкой? Есть ли у него слух?»  И взрослые, которые только начинают обучение вокалу, волнуются: «А получится ли у меня?»

Конечно, получится!

Чтобы научиться петь или играть на музыкальном инструменте, необходимо просто иметь слух, то есть быть способным  слышать  звуки окружающего мира. Одним словом, если у вас здоровые уши, вы просто  хорошо воспринимаете звуки, то и петь или играть на музыкальном инструменте вы обязательно научитесь.  Было бы желание.

  1. И в процессе музыкальной деятельности у вас разовьётся музыкальный слух.
  2. С одной стороны, музыкальный слух необходим для успешной музыкальной деятельности,  конкретно  для исполнения, сочинения музыки и активного её восприятия.
  3. С другой стороны, музыкальный слух развивается в процессе самой музыкальной деятельности.
  4. Музыкальный слух  — это способность воспринимать как отдельные музыкальные звуки, так и сложные связи между  этими звуками в музыкальном произведении.

Музыкальный звук — это наименьшая частица музыки.  В отличие от шумового звука музыкальный звук имеет точную высоту.

Всего у музыкального звука 4 свойства:

  1. высота;
  2. длительность;
  3. громкость;
  4. тембр.

Каждый отдельно  взятый музыкальный  звук  не несёт никакой  смысловой нагрузки, ничего не выражает.

Но в  музыкальном произведении огромное количество звуков, и все они взаимосвязаны друг с другом, все они организованы в стройную систему.  И благодаря этому, музыка  имеет    потрясающие выразительные возможности,  она  способна передавать тончайшие оттенки различных эмоций.

Музыкальный слух — это способность чувствовать функциональные связи между музыкальными звуками в музыкальном произведении.

Звуки

  • организуются на основе  тяготения, образуя лад (самые известные лады — мажор и минор);
  • организуются на основе метра и ритма (чередуются  звуки  различной длительности);
  • организуются в созвучия —  аккорды.

И поэтому музыкальный слух многогранен. Можно выделить различные виды слуха:

  1. ладовое чувство;
  2. чувство ритма;
  3. мелодический слух;
  4. гармонический слух.

Ещё важнейшими видами слуха являются:

  • абсолютный слух — способность точно определять высоту звуков, не сравнивая с эталоном, с камертоном (то есть, способность слушая музыку, абсолютно точно называть ноты);
  • относительный слух —  способность определять на слух и воспроизводить голосом звуковысотные соотношения в мелодии, аккордах, интервалах,  гаммах и так далее;
  • внутренний слух — способность мысленно представлять музыку по памяти, а также способность мысленно представлять музыку, просто глядя в ноты, без проигрывания на инструменте.

У хороших опытных певцов развит слух вокальный —  способность чувствовать, движением каких мышц достигается то или иное звучание голоса.

Вокальный слух

Источник: http://vocalmaster.biz/kak-razvit-muzykalnyj-slux/

Как развить музыкальный слух в любом возрасте

Как развить музыкальный слух ?

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. 

       Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха). 

       Существует распространенное мнение, что музыкальный слух – это что-то почти уникальное – дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный. 

       Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: “мне медведь на ухо наступил”. 

       Действительно ли это такая редкость – музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие – нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей? 

       Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки. 
       Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом.

Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру.

Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

       Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое.

Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух. 

       Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота! Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит “медведь на ухо наступил”, “нет музыкального слуха”. 

       Новедь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как

рисовать, танцевать или плавать.

        А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! 

       И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете об этом не беспокоиться. 
       Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся.

Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека.

И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

       Если Вы не знаете, как самостоятельно развить любой из видов музыкального слуха, попытайтесь ежедневно делать следующие упражнения:

1) Для развития ритмического слуха пытайтесь читать стихи под музыку, танцуйте под любимую музыку, считая такты. Кстати, мы развиваем музыкальный и ритмический слух именно двигаясь, поэтому пластика тела имеет не последнее значение для музыканта. Верно и обратное: любой танцор должен обладать идеальным слухом. Это взаимосвязанные вещи.

2) Прослушивайте любимые композиции, для начала лучше короткие, а затем пытайтесь воспроизвести эту вещь собственным голосом, но без музыки. Затем проверьте себя, включив оригинал.

3) Пойте однотонные гаммы (нотный ряд «до — си» и «си — до»), даже несмотря на то, что это скучно и неинтересно. Для развития слуха это бесценный опыт.

4) Подбирайте любимые мелодии на музыкальном инструменте, даже не зная точных нот. В конце концов, когда-нибудь вашу игру будет практически невозможно отличить от оригинала.

Читайте также:  Музыка и цвет о феномене цветного слуха

5) Запишитесь в музыкальную школу или школу искусств. Именно музыкальные педагоги помогут развить музыкальный слух с помощью специальной дисциплины под названием «сольфеджио».

       Развить слух можно в любом возрасте, если прилагать к этому должные старания. Любые активные действия с Вашей стороны гарантированно увенчаются успехом.

Вы получите и дополнительные бонусы – например, развив фонематический слух, Вы станете лучше схватывать иностранные языки. Кроме того, вам будет действительно приятно слушать любимую музыку.

Так что отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к Вам!

Источник: http://dshi18.com/kak_pazvit_slyx

Слух и его виды. Как развить музыкальный слух – для самоучек и не только! Можно ли развить музыкальный слух

Анатолий Воронин

Большинство людей любят петь или играть на музыкальных инструментах. Тем не менее, далеко не у всех это получается хорошо. Очень часто правильному исполнению мешает отсутствие музыкального слуха. Многие считают, что эта способность является врожденной, и ее невозможно усовершенствовать.

На самом деле существуют практические способы, как музыкальный слух можно развить самостоятельно, даже в домашних условиях. В данной статье мы расскажем вам, как можно без особого труда развить абсолютный музыкальный слух, и что для этого необходимо делать.

Виды музыкального слуха

Музыкальный слух – достаточно сложное и многогранное понятие.

Среди его разнообразных видов можно выделить основные:

  • абсолютный слух – способность безошибочно определять любую ноту, не сравнивая ее с заведомо известными звуками. Считается, что это умение может быть только врожденным, хотя некоторые ученые имеют другое мнение по этому вопросу;
  • интервальный или относительный слух – умение узнавать высоту звуков, сравнивая их с эталонными. Развить можно самостоятельно именно относительный вид. И сделать это настолько хорошо, что его будет невозможно отличить от абсолютного;
  • ладовый слух – умение чувствовать и слышать различия и взаимоотношения между звуками в определенной музыкальной композиции. Развитие этого вида особенно важно для тех, кто учится играть на музыкальных инструментах;
  • звуковысотный вид помогает определять, отличаются ли звуки по высоте, даже при минимальной разнице;
  • мелодический слух позволяет слышать и понимать, как меняется высота звуков по мере проигрывания мелодии. Для тех, кто занимается вокалом, наиболее важен именно этот вид;
  • гармонический вид позволяет услышать созвучия, определить, из скольких и каких конкретно звуков состоит аккорд;
  • наконец, ритмический слух определяет возможность чувствовать ритм, то есть различать длительность звучания нот в их последовательности.

Как в домашних условиях самому развить музыкальный слух?

Для развития относительного слуха человеку достаточно всего лишь по 30-40 минут в день выполнять следующие упражнения:

  1. Пение гамм. На любом музыкальном инструменте необходимо сыграть гамму до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и одновременно пропеть ее голосом. Затем повторить то же самое без инструмента. Через некоторое время можно сыграть гамму в обратном направлении и спеть ее с инструментом и без;
  2. Проигрыш интервалов. Упражнение, аналогичное предыдущему. Здесь необходимо сначала сыграть на музыкальном инструменте любой нотный интервал в прямом и обратном направлении, а затем пропеть его голосом;
  3. Эхо. Это упражнение замечательно подойдет даже для ребенка, ведь для него не нужно никаких специальных умений. Для взрослых людей оно также чрезвычайно полезно. Включите на магнитофоне или компьютере вашу любимую песню и прослушайте только первую строчку. Выключите запись и пропойте ее голосом. Повторяйте так с каждой строчкой не менее 3-5 раз, пока песня не закончится;
  4. В начале занятий работайте в среднем диапазоне, не стараясь взять очень высокие или низкие ноты. Когда вы научитесь хорошо определять звуки, повторяйте все вышеуказанные упражнения сперва максимально высоким, а затем низким голосом;
  5. Наконец, легче всего развить это качество, просто постоянно занимаясь музыкой. Слушайте любимые произведения, подпевайте известным исполнителям, пробуйте играть на разных музыкальных инструментах, танцуйте. Постарайтесь сочинить хотя бы простенькую песенку. Также очень полезно популярное сегодня развлечение – караоке.

Как можно быстро развить музыкальный слух у ребенка?

Кроме упражнения «Эхо», описанного в предыдущем разделе, для детей можно использовать следующие методики:

  1. Прочитайте ребенку отрывок из его любимой сказки. Он должен запомнить столько, сколько
    сможет. Через некоторое время попросите малыша повторить все, что вы ему прочитали. Упражнение нужно делать до тех пор, пока кроха не сможет в точности воспроизвести отрывок;
  2. Усложните предыдущее упражнение – попросите ребенка не только повторить текст, но и постараться произнести его с вашей интонацией. Каждый раз читайте сказку по-разному;
  3. Следующее занятие подойдет для группы детей. Посадите всех ребят в круг, а одному из них завяжите глаза. Пусть малыши по очереди произносят определенные слова, а тот, у кого завязаны глаза, пытается отгадать, кто и что сказал;
  4. В дальнейшем можно проделать эти же упражнения с детскими песнями. Пропойте отрывок из любимой песни вашего сына или дочери, и пусть малыш за вами повторит.

Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются: абсолютный слух – способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном; относительный слух – способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.

; внутренний слух – способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; интонационный слух – способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина – сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному. Это правда.

Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду.

Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух. Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек. Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным.

Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык – не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%.

Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот.

Таким образом, если язык человека музыкален – с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь. Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки.

Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих “архивов” и проиграть в нашем мозгу “по памяти”.

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в “чуланы” долговременной памяти.

Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих “закромов” и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству. Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать.

Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии.

Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха. Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот.

И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут.

То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух – способность, которая дается свыше и которую невозможно развить. Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта.

Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал.

А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.

Музыкальный слух – редкость. Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха.

То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним? Высшая стадия развития музыкального слуха – абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте).

Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха. Низший уровень развития слуха – внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Источник: https://diveles.ru/sluh-i-ego-vidy-kak-razvit-muzykalnyi-sluh-dlya-samouchek-i-ne-tolko-mozhno.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector