Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

      Сергей Антонов      28 февраля 1998 г.

На прошлом уроке мы научились находить ноты на грифе гитары. Теперь отправимся в мир гармонии. Именно так называется наука об аккордах.

Постараюсь не загружать вас профессиональными терминами, объясню все на бытовом уровне. Чтобы получить аккорд, необходимо иметь три или более звуков, расположенных через одну ноту по порядку.

Вы можете встретить такие обозначения аккордов: Am, С, Dm, G, Em, F – все это трезвучия. Называются они так потому, что в каждом из этих аккордов всего три ноты. С маленькой буквой “m” – минорное трезвучие, без нее – мажорное.

Позволю себе напомнить вам американский вариант обозначения нот: C, D, E, F, G, A, B – до, ре, ми, фа, соль, ля, си соответственно.

Итак, проанализируем аккорд C. Называется он до-мажорное трезвучие. Какие же ноты входят в его состав? Одну мы знаем точно – до. Взгляните на фразу выше, выделенную курсивом. В аккорд войдут до, (пропускаем ре), ми, (пропускаем фа), соль. До-мажорное трезвучие состоит из нот до-ми-соль.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Теперь Am: ля, (си), до, (ре), ми. В ля-минорное трезвучие входят ноты ля-до-ми.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

“Как же так?” – спросите вы, – “Я знаю эти аккорды, и когда играю их на гитаре, извлекаю звук из всех шести струн. Значит нот должно быть шесть.”

Ответ прост. В таких аккордах некоторые ноты удваиваются. Используя навыки, извлеченные из предыдущего урока “Поиск нот на грифе гитары”, вы сможете легко проверить подлинность моих слов.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Некоторые пояснения к схемам аккордов. Как вы уже, наверно, поняли, перед вами нарисован гриф гитары. Представим себе, что гитара висит на стене вертикально лицевой стороной к вам – такой фрагмент мы и видим. Толстые струны слева, тонкие – справа. И еще – здесь и далее слева от нот аккорда стоят цифры 0, 1, 2, 3 и 4. Так обозначаются пальцы левой руки:

  • 0 – открытая струна (условно -“нулевой” палец) 1 – указательный 2 – средний 3 – безымянный
  • 4 – мизинец

Но определить ноты, входящие в состав аккорда – это еще не все. Между каждой парой аккордовых нот должно быть некое расстояние, которое, как вы помните, измеряется полутонами. Вернемся к аккорду C (до-ми-соль).

Между до и ре – один тон, между ре и ми – тоже один тон, значит между до и ми (первой парой аккордовых нот) – два тона. Теперь определим расстояние между второй парой нот (ми и соль). После ми следует фа и расстояние между ними пол-тона, потом идет соль, а между фа и соль – один тон.

Складываем эти величины и получаем полтора тона. От ми до соль – полтора тона.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Вы можете смело взять аккорд C за образец и попробовать построить любое другое мажорное трезвучие, например D. Определим ноты аккорда. Их будет, как известно, три – ре (ми пропускаем), фа, (соль пропускаем) , ля. Получаем ре-фа-ля. Назовем ре 1-й ступенью, поскольку именно от нее мы в данном случае начинали отсчет.

Фа будет 3-й ступенью, так как одну ноту мы пропустили. И, наконец, ля – 5-я ступень. По образу и подобию до-мажорного трезвучия, между 1-й и 3-й ступенью должно быть два тона, а между 3-й и 5-й – полтора. Проверяем: ре-ми – один тон, ми-фа – полутон. В сумме получилось полтора тона, а надо два. Как быть? Необходимо увеличить расстояние на пол-тона.

Призовем на помощь все те же знаки альтерации. Диез (#) – повышает звук на пол-тона, бемоль (b) – понижает, бекар – знак отмены # или b. Ноту ре двигать не будем, потому что именно ре-мажорное трезвучие мы хотим построить, а вот фа можно отодвинуть на пол-тона вверх (фа-диез) и тем самым получить нужное нам расстояние между первой парой нот – два тона.

Проверяем вторую пару. Фа-соль – один тон, соль-ля – тоже один тон. Получается два тона, если бы не диез, который подвинул ноту фа на пол-тона ближе к соль. Между ними расстояние сократилось ровно на пол-тона, следовательно общее расстояние между второй парой нот ре-мажорного трезвучия не два, а полтора тона.

По схеме нашего образца (до-мажорного трезвучия) так и должно быть. Подведем итог: ре-мажорное трезвучие (D) состоит из нот ре-фа#-ля.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Теперь вы можете найти эти ноты на грифе гитары в любой комбинации, и если вам при этом удастся прижать их одновременно и извлечь звук, то это и будет ре-мажорное трезвучие. Предположим такой вариант:

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

С минорными трезвучиями следует поступить аналогично, с той только разницей, что за образец возьмем аккорд Am (ля-до-ми) (см. выше). Определим тоновый состав аккорда. Ля-си – один тон, си-до – полутон, т.е. ля-до – полтора тона. Между 1-й и 3-й ступенью минорного трезвучия получилось полтора тона. А между 3-й и 5-й (до-ми мы уже считали) – два тона.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Попробуем построить Gm – соль-минорное трезвучие. Найдем сначала ноты аккорда. Соль, (ля пропускаем), си, (до пропускаем), ре. Получили ноты соль-си-ре. Теперь необходимо, чтобы расстояние между каждой парой нот соответствовало образцу.

В минорном трезвучии, напоминаю, между 1-й и 3-й ступенью должно быть полтора тона, а между 3-й и 5-й – два. Проверяем: соль-ля – один тон, ля-си – один тон, а в сумме между соль и си – два тона.

А между си и ре (это вторая пара нот искомого трезвучия), если вы внимательно посчитаете, – полтора тона. Но для того, чтобы получилось минорное трезвучие, должно быть наоборот.

Если среднюю ноту (си) понизим на пол-тона, то расстояние между первой парой нот сократится, а между второй – увеличится. Именно этого мы с вами и добиваемся. В результате получим соль-си-бемоль-ре – эти ноты и входят в состав Gm.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами? Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

У вас может возникнуть вопрос по поводу образцов для построения трезвучий. Почему именно C и Am? Это тема для отдельного разговора, связанного с тональностями, ключевыми знаками и т. п. Пока просто поверьте мне на слово, а в дальнейшем мы к этому вернемся.

Подведем итог работы с трезвучиями. Сначала определяем ноты, входящие в состав аккорда. Для этого отсчитываем 1-ю, 3-ю и 5-ю ступени по порядку от той ноты, в честь которой назван необходимый вам аккорд. Затем отсчитываем количество тонов между каждой парой ступеней.

Для мажора схема такова: 1 ступень-(два тона)-3 ступень-(полтора тона)-5 ступень.

Для минора наоборот: 1 ступень-(полтора тона)-3 ступень-(два тона) – 5 ступень.

В случае, если в названии аккорда уже содержится диез или бемоль, например F#m, Bb и т. п., то вычислять интервалы надо с учетом этих знаков, хотя на поиск нот, входящих в аккорд, знаки альтерации не влияют. Например в аккорд F#m войдут те же самые ноты, что и в Fm, только при отсчете тонов между ступенями учитывается, что нота фа повышена на пол-тона.

Читайте также:  Упражнения для развития музыкального слуха

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Надо заметить, что названия трезвучий, которые я использовал в своем уроке – полные, но в быту мы пользуемся сокращенным вариантом, например до-мажор, ля-минор, фа-диез-минор, си-бемоль-мажор и т. д.

Существует, конечно, более профессиональный способ изучить эту тему, но это повлечет за собой гораздо большие затраты времени и энергии. Хотя должен вас расстроить – если вы всерьез взялись за музыку, то рано или поздно вам все равно придется этим заняться. Но даже на этом (бытовом) уровне постижения азов музыки я с искренним пожеланием успехов остаюсь с вами.

Источник: http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_41.html

Урок сольфеджио №6: Аккорды. Созвучие. Трезвучие, его основный виды

  • Созвучием называется одновременное сочетание нескольких звуков.
  • Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям:

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Это определение верно для подавляющего большинства случаев, однако существуют аккорды, построенные по другим принципам:

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Трезвучие. Важнейшие типы трезвучий

Трезвучием называется аккорд, который состоит из трех звуков, располагающихся по терциям. Важнейшие типы трезвучий:

  1. Большое, или мажорное трезвучие, которое состоит из большой и малой терции:Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?
  2. Малое или минорное трезвучие, которое состоит из малой и большой терции:Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Менее употребительные типы трезвучий:

  1. Уменьшенное трезвучие, которое состоит из двух малых терций:Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?
  2. Увеличенное трезвучие, которое состоит из двух больших терций:Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Во всяком трезвучии, независимо от его типа, нижний звук называется основным звуком или примой и обозначается цифрой 1, второй – терцией – 3, третий – квинтой – 5.

Основной аккорд и его обращение. Обращение трезвучия

Основным аккордом называется такое положение аккорда, в котором основной звук лежит ниже остальных его звуков.

Обращением аккорда называется такое его положение, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Обращение получается посредством переноса звуков основного трезвучия вверх на октаву. Первое обращение называется секстаккордом, с терцией снизу. Второе обращение с квинтой аккорда внизу называется квартсекстаккордом.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Источник: https://muzshok.by/blog-post/urok-solfedzhio-6-akkordy-sozvuchie-trezvuchie-ego-osnovnyj-vidy

Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится  аккомпанемент к любой композиции.  Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия

Но сначала про интервалы

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут».

Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8.

Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так:

Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами? Большая терция от ноты ДО Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами? Малая терция от ноты ДО

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль».

Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно.

А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами? Малая терция от МИ вверх Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами? Большая терция от МИ вверх

Вот  и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона –  большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Мажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая.

Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез).

То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

Минорное трезвучие от ноты ДО

 Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

Читайте также:  Загадки истории мифы о музыке и музыкантах

(8

Источник: https://ProPianino.ru/stroim-mazhornye-i-minornye-trezvuchiya-na-pianino

Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)

Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:

  1. Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
  2. Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
  3. Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.

Предыдущий урок

был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.

На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.

Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль».

Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до».

Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.

С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.

Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?

Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым.

Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача – для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.

Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.

Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.

Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:

Источник: https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/akkordy-chast-3-obrashcheniya-akkordov-vidy-soprovozhdeniya-muzykalnaya-faktura-urok-7-samouchitelya-fortepiano

Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами, Музыкальный класс

Итак, сегодня мы будем разбираться, как построить трезвучие на нотной бумаге или за инструментом. Но для начала, немножко повторим, что такое есть это самое трезвучие в музыке? С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».

В любом учебнике сольфеджио или гармонии объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.

Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступенькам («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). Так что прошу это запомнить!

Человеку, который занимается музыкой профессионально, не составит труда построить трезвучие в считанные доли секунд.

Но нельзя забывать, что есть музыканты-любители или те, кому просто лень читать бесконечные тексты о музыкальной теории. Поэтому включаем логику: «тре» — три, «звучие» — звук, звучание.

Дальше надо выстроить звуки по терциям. Ничего страшного, если поначалу это слово наводит страх, и, кажется, что ничего не получится.

Рассмотрим вариант построения на фортепиано на белых клавишах (черные клавиши пока не замечаем). Нажимаем любую белую клавишу, затем отсчитываем от неё «один-два-три» вверх или вниз, – и, таким образом, находи вторую ноту этого аккорда из трёх, и от любой из этих двух точно так же находим третью ноту (считаем – раз, два, три и всё). Смотрите, как это будет выглядеть на клавиатуре:

Видите, мы отметили (то есть нажали) три белые клавиши, они располагаются через одну.

Легко запомнить, правда? Легко сыграть от любой ноты и легко сразу увидеть на клавиатуре – три ноты через одну клавишу одна от другой! Если посчитать эти клавиши по порядку, то окажется, что каждая более высокая или более низкая нота являются третьей по своему порядковому номеру по отношению к соседней – это есть принцип расположения по терциям. А всего этот аккорд охватывает пять клавиш, из которых мы нажали 1-ю, 3-ю и 5-ю. Вот так!

На данном этапе неважно звучание аккорда, главное, что вам удалось преодолеть трудность, и вопроса, как построить трезвучие, возникать больше не будет. Вы его уже построили! Другое дело, что за трезвучие у вас получилось – ведь они разные бывают (их четыре вида).

Строить трезвучия, сразу записывая их нотами, не сложнее, чем на фортепиано. Тут вообще всё до смешного просто – нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:

Это и есть трезвучие! Представляете? Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот.

Нот в каждом «снеговике» – три и они как расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом.

Точно также – легко запомнить, легко построить и легко узнать, если увидите нечто подобное в нотах. Плюс к тому же, уже и знаете, как это играется – три ноты через одну клавишу.

Хочешь, не хочешь, а здесь надо прибегнуть к музыкальной терминологии. Кто не разбирается, необходимо будет почитать специальную литературу, и попытаться усвоить азы. Начать можно даже хотя бы с учебника по нотной грамоте, который бесплатно отдаётся каждому желающему в подарок от нашего сайта – достаточно оставить свои данные в формочке наверху страницы, и мы сами пришлём вам этот подарок!

Читайте также:  Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник? (посвящяется всем учителям инструментальных классов)

Итак, виды трезвучий – разберёмся и с этим! Трезвучия бывают четырех типов: большое, малое, увеличенное и уменьшённое. Большое трезвучие нередко называют мажорным трезвучием, ну а малое, соответственно, минорным. Кстати, эти мажорные и минорные трезвучия в виде подсказок для фортепиано у нас собраны в одном месте – это здесь. Посмотрите, вдруг пригодится.

Эти четыре вида различаются, конечно же, не только лишь одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия. Терции бывают большими и малыми. Нет-нет, и в большой терции и в малой равное количество ступеней – три штучки.

Различаются они не количеством охватываемых ступенек, а количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы.

Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш, которые раннее мы договорились не принимать во внимание).

Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда.

Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона.

Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.

Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона, чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).

Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий. В большом или мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая. В малом или минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая. В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом, легко догадаться, – обе малые.

Ну вот, собственно, и всё! Вы теперь, наверное, лучше меня знаете, как построить трезвучие. Скорость постройки будет зависеть от вашей тренировки. Опытные музыканты – даже по этому поводу не парятся, они представляют любое трезвучие мгновенно, начинающие музыканты – иногда чего-то химичат, но это нормально! Удачи всем!

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-postroit-trezvuchie-na-fortepiano-i-zapisat-ego-notami-muzykalnyj-klass

Обр трезвуч

Обращения трезвучий

Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.

Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.

Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд.

Третье обращение трезвучия называется квартсекстаккорд. Оно образуется, если переместить ноты трезвучия таким образом, чтобы внизу оказался квинтовый тон.

И так:

– У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б53, М53, Ум53 и Ув53). В простейшем виде оно состоит из двух терций.

– У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б6, М6, Ум6 и Ув6). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.

– У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б64, М64, Ум64, Ув64). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.

С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.

​​Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.

Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.

  • Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в
  • небе, как воздушный шар.
  • Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,
  • к небу.
  • Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.
  • Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.
  • Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.
  • Это нужно знать твердо
  • Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:
  • – Тоническое трезвучие T53 строится на первой ступени;
  • – Тонический секстаккорд T6 – на третьей;
  • – Тонический квартсекстаккорд T64 – на пятой;
  • – Субдоминантовое трезвучие S53 строится на четвертой ступени;
  • – Субдоминантовый секстаккорд S6 – на шестой;
  • – Субдоминантовый квартсекстаккорд S64 – на первой;
  • – Доминантовое трезвучие D53 строится на пятой ступени;
  • – Доминантовый секстаккорд D6 – на седьмой;
  • – Доминантовый квартсекстаккорд D64 – на второй.
  • ​​Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.

Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники.

​​Схема строения трезвучий с обращениями.

Для старшеклассников и родителей

Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.

​​Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).

  1. Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии. При это важно соблюдать следующие принципы:
  2. – В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде
  3. – В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.

Источник: http://solfo.ru/obr-trezv.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector