Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Как научиться писать диктанты по сольфеджиоДанное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это — целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно — написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое.

В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано.

Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4 такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное — с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии.

Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию.

Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях.

Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта — с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте — серединная каденция — наличие V ступени, 7–8 такт — заключительная каденция — V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Пример диктанта с графическими символами:

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

«Ключик» к успешному написанию диктанта — в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта.

И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант — интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное.

Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими.

Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

  • Как научиться писать диктанты по сольфеджио
  • При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:
  • Как научиться писать диктанты по сольфеджио
  • На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.
  • Запись диктанта — не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат), а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.
  • Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:
  • Ступеневый диктант — педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками — на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей — исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами  — полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти — анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача — верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант — педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант — запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) — отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.
  1. Любая форма диктанта — своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.
  2. Примеры диктантов для 2 класса:
  3. Как научиться писать диктанты по сольфеджио
  4. Примеры диктантов для 3 класса:
  5. Как научиться писать диктанты по сольфеджио
  6. Примеры диктантов для 4 класса:
  7. Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам — юным музыкантам!

  • Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.
  • ________________________________________
  • По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу milaya6126@yandex.ru

Источник: https://www.musnotes.com/articles/Sinitsyna/

Варианты вспомогательных практических заданий для работы над музыкальным диктантом в курсе сольфеджио (для преподавателей ДМШ и ДШИ)

Игнатова М. А.

Варианты вспомогательных практических заданий для работы над музыкальным диктантом в курсе сольфеджио (для преподавателей ДМШ и ДШИ) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы IV Междунар.

науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 30-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14484/ (дата обращения: 17.02.2020).



Музыкальный диктант, как известно, является одним из самых сложных заданий на уроках сольфеджио в школах искусств.

Основная причина сложности этого задания заключается, на наш взгляд, в том, что для качественного его выполнения потребуется целый ряд хорошо сформированных практических навыков.

Необходимо хорошо владеть нотной грамотой и навыками нотного письма, знать и понимать законы метроритмической и ладотональной организации музыки, обладать развитым мелодическим музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью, а также обладать мобильным логическим мышлением.

Таким образом, если для записи обычного диктанта в общеобразовательной школе требуются знания русского языка и навыки грамотного письма, то запись музыкального диктанта включает в себя внушительный комплекс сложных составляющих.

Это и сам сложный музыкальный язык — причём, как письменный нотный, так и интонационный (звуковысотный), определяемый на слух! При записи музыкального диктанта необходимы также и знания в области музыкальной «математики», включающие в себя законы и знания в области метроритмической организации музыки.

Кроме того, если диктант по русскому языку зачитывается по мере его записи (частями, разделами), то музыкальный диктант играется сразу целиком, и, в этом случае, необходимой является также и музыкальная память, и мобильное логическое мышление.

Поэтому начинать работу над записью музыкального диктанта целесообразно с позиций одновременной тщательной работы по формированию отдельных навыков. На начальном этапе (1 класс) эта работа начинается с формирования навыков грамотного нотного письма параллельно с работой над развитием ладового музыкального слуха и музыкальной памяти.

При этом с самого начала следует обращать внимание на проявление у детей всякого рода небрежностей. Это могут быть, например, плохо отточенные карандаши, отсутствие необходимых учебных принадлежностей и. т.д.

К работе над правописанием нот, штилей, знаков (диезов, бемолей) нужно подходить очень ответственно и внимательно, понимая то, что абсолютно все недоработки этого этапа неизбежно придется восполнять в будущем.

Очень хороший результат по формированию навыков грамотного нотного письма даёт систематическое выполнение заданий из «Рабочей тетради» по сольфеджио для 1 и 2 классов ДМШ (автор — Г. Ф. Калинина).

Здесь отрабатываются основные необходимые навыки — правописание ключей, нот, длительностей, штилей, знаков альтерации, порядка диезов и бемолей.

Все эти необходимые навыки закрепляются во втором и во всех следующих классах при выполнении разных заданий по сольфеджио.

Со 2-го[1] класса, для развития необходимых качеств — концентрации внимания и самостоятельного музыкального мышления, можно давать детям несложные и интересные задания по музыкальному редактированию. Суть таких заданий заключается в следующем.

Предлагается небольшой фрагмент одноголосного музыкального текста (8 тактов), в котором специально допущены ошибки, которые необходимо найти и исправить. Ошибки могут быть разными.

В основном это те ошибки, что обычно и делаются детьми при написании диктанта.

Это может быть, например, отсутствие скрипичного ключа на второй нотной строке. А также — отсутствие знаков на второй нотной строке или же неправильно (не в том порядке) записанные ключевые знаки.

Еще один распространённый момент — неправильное расположение нотных знаков и размера относительно друг друга или же запись размера на второй нотной строке.

К этому следует добавить неправильно записанные штили или ритмические рисунки, несоответствие долей в такте размеру, несоответствие тоники ключевым знакам и многие другие ошибки, среди которых — знаки альтерации перед нотой, записанные ниже или выше, чем следует.

Само задание состоит в том, чтобы «редактировать» неправильно записанный текст, создав на его основе новый, но уже без ошибок. Плюс этого задания, помимо развития концентрации внимания и самостоятельного музыкального мышления, заключается еще и в том, что его можно выполнить в самых разных вариантах, что придаёт, казалось бы, обычному решению задачи творческий характер.

Вне всякого сомнения, это задание параллельно развивает и музыкальный слух, поскольку все примеры проигрываются и анализируются на предмет того, в каком варианте данная мелодия будет звучать лучше. Ниже мы приводим апробированный пример подобного задания для 4 класса и варианты его выполнения.

  • Пример для задания по редактированию мелодии:
  • Как научиться писать диктанты по сольфеджио
  • Образцы-варианты выполнения задания:
  • Вариант — 1:

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Вариант — 2:

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

С 1 класса необходима также тщательная целенаправленная работа над освоением законов метроритмической организации музыки. Эта работа начинается с освоения понятия «пульс» (метр).

Очень хороший эффект в данном направлении даёт выполнение по дирижированию в разных размерах (на 2, 3 и 4 четверти). Дирижировать следует стоя и двумя руками, с ощущением движения музыки в сильную долю. Движения рук должны быть свободными и красивыми.

При систематической работе в данном направлении дети легко в дальнейшем определяют размер и начинают дирижировать без подсказки с сильной доли сами.

Следующий этап работы над освоением метроритма — теоретическое и двигательное освоение основных ритмоблоков — восьмые, четверти, половинные, целые длительности нот, которые прохлопываются на соответствующие им ритмослоги двумя руками. Левая рука — пульс (дирижёр), правая рука — ритм.

Читайте также:  Музыкальные интервалы - первое знакомство

При этом четверть мы называем «бом», половинную — «гусь», целую — «слон», восьмые — «ди-ли», шестнадцатые — «та-ка-та-ка» (по системе, подробно изложенной в учебном пособии О. Филатовой) [1]. В левой руке необходимо следить за движением к сильной доле такта.

Необходимо также ритмоблоки не только прохлопывать, но и пропевать под аккомпанемент фортепиано, что, как показывает практика, послужит хорошей базой в дальнейшем для сольфеджирования нотного текста с листа.

Выполняя эту работу, необходимо также понимать, что ритм — это, прежде всего, движение. Именно поэтому освоение основных ритмических блоков должно происходить не только теоретически, но и в движении.

Как минимум — прохлопывание ритмоблоков двумя руками с ощущением размера в левой руке.

Как максимум — в дополнении к предыдущему движение определенными длительностями под метроном, в том числе и одновременное движение несколькими учащимися разными длительностями — один, к примеру, движется четвертными длительностями, другой — половинными, третий — восьмыми.

Выполнение заданий с использованием движения следует выполнять так, чтобы они были неразрывны и тесно связаны с графическим изображением ритмоблока. В дальнейшем все эти же задания могут выполняться с применением разных (в соответствии с учебной программой) ритмических усложнений.

После того, как основные ритмоблоки освоены, целесообразно приступать к чтению с листа. На этом этапе можно использовать учебник «Мы играем, сочиняем и поём» Металлиди-Перцовской для 1 класса ДМШ, пропевая и прохлопывая двумя руками на ритмослоги песенки под аккомпанемент фортепиано.

Аккомпанемент фортепиано на этом этапе служит хорошей поддержкой слуху, в частности, ощущению метра, к тому же, данный вид заданий способствует и параллельной работе над чистотой вокального интонирования, поскольку мелодия дублируется в фортепианной партии.

Ритмические рисунки пропетых песенок рекомендуется записывать по памяти.

Очень хороший эффект в работе над закреплением навыков нотного письма и развитием слуха и музыкальной памяти даёт следующее направление — запись мелодии по памяти с предварительным анализом. Эту работу следует начинать как можно раньше, например, со 2 класса. Задание выполняется в следующем порядке. Предлагается несложная мелодия 8–10 тактов.

В предварительный анализ входят элементарные и простые вопросы: сколько здесь тактов, какой размер, какие используются длительности, какие знаки у ключа, какая тоника, какая тональность. По мере усложнения изучаемого теоретического материала перечень вопросов расширяется как в метроритмическом направлении, так и в тонально-ладовом.

Так, например, при изучении какого-либо ритмического усложнения (например, четверть с точкой и восьмая) предлагается его найти в данном музыкальном тексте. Или при изучении трёх видов минора предлагается определить не только тональность, но и вид минора.

При проведении анализа необходимо добиваться адекватной реакции учащихся на понятийный аппарат, не допуская никаких неточностей.

После предварительного анализа мелодия пропевается на ритмослоги с прохлопыванием двумя руками. Далее — несколько раз сольфеджируется с прохлопыванием двумя руками под аккомпанемент фортепиано. После этого мы пробуем сольфеджировать мелодию по памяти. Далее — пробуем записать то, что запомнили, грамотно и красиво.

Одной из эффективных форм подготовки к записи музыкального диктанта является «фрагментарный диктант». Суть «фрагментарного диктанта» заключается в том, что записать требуется не всю мелодию, а её небольшие фрагменты.

Эта форма диктанта значительно облегчает на определённом этапе задачу записи, поскольку дети видят структуру предлагаемой мелодии (она записана на доске), и их работа сосредоточена не на всей мелодии, а на её небольших участках.

Например, дана мелодия с указанием размера и тональности, в которой отсутствуют три-четыре такта, и их нужно дописать. Например, в мелодической структуре повторного плана нужно дописать каденции.

При дальнейшей целенаправленной работе в этом направлении количество отсутствующих тактов постепенно увеличивается и сводится, в конечном итоге, к минимуму.

Когда, на раннем этапе обучения (3–4 класс), мы начинаем работать собственно над музыкальным диктантом, то, по нашему глубокому убеждению, следует избегать разных излишних сложностей.

Мелодии должны быть очень простыми и понятными в метроритмическом и интонационном отношениях. Они должны быть основаны на восходящих и нисходящих поступенных движениях мелодии, включать в себя изученные и хорошо освоенные мелодические обороты, быть несложными по ритму.

Лучше всего, когда дети следят за мелодией по клавиатуре, затем пропевают её целиком или частями и только после этого записывают (по памяти). Хороший эффект даёт не комментирование готовых письменных работ, а их проигрывание на фортепиано.

Дети, как правило, хорошо слышат, где именно мелодия записана неправильно и с большим энтузиазмом пытаются исправить ошибки.

В старших классах ДМШ хороший эффект для развития музыкальной памяти, мышления и концентрации внимания дают диктант с вариациями и рондо-диктант. В основу диктанта с вариациями берётся несложная модель.

Моделью может быть и диктант, и выученная на память мелодия для сольфеджирования.

После того, как модель качественно записана по памяти, предлагается её вариация (вариации), которые играются 1–2 раза в зависимости от сложности.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Пан воевода», действие 3, Мазурка.

Модель:

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Вариация 1: (играется 2 раза)

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Вариация 2: (играется 1 раз)

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Принцип рондо-диктанта заключается в том, что при достаточно развёрнутой структуре (16 или 24 такта) значительная его часть постоянно повторяется. Такой вид диктанта, помимо развития музыкальной памяти, мышления и концентрации внимания, формирует также и осознанное отношение к выстраиванию формы. Ниже мы приводим несложные примеры на этот вид работы:

Вариант 1:

Как научиться писать диктанты по сольфеджио Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Вариант 2:

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

В старших классах ДМШ детям может быть также предложено задание, отлично выявляющее уровень сформированных (или нет) взаимосвязей между самим музыкальным произведением и его графикой (нотным текстом).

Для этого мы предлагаем исполнить наизусть фрагмент любого произведения из своей исполнительской программы, а далее — самостоятельно записать исполненный фрагмент.

Парадоксально, что при выполнении этого задания очень часто встречается ситуация, когда дети не могут записать даже первый такт, поскольку не помнят размер, знаки у ключа (и все остальное), а также с большим трудом пытаются записать ритмический рисунок!

Наш многолетний опыт работы в музыкальной школе подсказывает, что для успешной работы над музыкальным диктантом одинаково важны абсолютно все составляющие учебного процесса.

Это не только многогранная творческая и учебная деятельность в классе музыкально-теоретических дисциплин, но и профессиональная грамотная работа (на основе анализа) в классе специальности, направленная на единение музыкальной практики и сведений из области теории музыки.

Литература:

  1. О. Филатова. Пособие по теории музыки для музыкальных школ. – Москва, «Престо», 1995. – C. 25.

[1]Речь идет о 8-летней предпрофессиональной образовательной программе.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный диктант, музыкальная память, аккомпанемент фортепиано, мелодия, класс, задание, хороший эффект, левая рука, нотная строка, предварительный анализ.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14484/

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На  вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе.

Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта.

Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности.

Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

 Первое проигрывание музыкального диктанта

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь.

Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах.

Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться».

На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа.

В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм.

Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию, например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д.

В-третьих, нужно слушать подсказки, которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Читайте также:  Все о создании музыки на create-sound

Еще немножко полезных советов

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Источник: https://music-education.ru/kak-nauchitsya-pisat-diktanty-po-solfedzhio/

Диктанты по сольфеджио: рекомендации по написанию

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Как правило, неотъемлемой частью каждого урока сольфеджио является написание музыкального диктанта, представляющего собой специальное упражнение для развития музыкального слуха учащегося. Приведённые ниже советы помогут вам освоить грамотное и быстрое написание подобных диктантов:

Стартовое прослушивание

Слушая музыкальный диктант впервые, попробуйте уловить размер мелодии, её такты, начальную и финальную ноты, а также распознать услышанные ключи и тональность.

Обычно учитель заранее информирует учеников о том, какая будет тональность или, как минимум, подсказывает её, указывая на количество диезов и бемолей в данной тональности.

Все эти данные необходимо зафиксировать в нотной тетради.

Второе прослушивание

При последующем прослушивании уловите мотив, с которого начинается мелодия, затем проследите её развитие и определите, есть ли в звучащей музыке повторы. Пометьте в тетради ноты первого, предпоследнего и последнего такта. Прочие услышанные ноты также записывайте.

Третье и дальнейшие прослушивания

На третий раз попробуйте подирижировать сами себе, запоминая при этом ритм. Таким образом вы поймёте, какова длительность нот. Не забудьте заполнить недостающие ноты в пропущенных тактах. Потом прослушайте мелодию ещё несколько раз для более глубокой и подробной проверки написанного музыкального диктанта.

Занимайтесь дома

Помимо посещения уроков
сольфеджио

, занимайтесь выполнением диктантов и дома, к примеру, обзаведясь несколькими соответствующими сборниками или самоучителями.

Приобщите коллег-музыкантов

Когда они будут проигрывать вам какой-либо диктант в медленном темпе, старайтесь записывать за ними мелодию. Постепенно вы достигнете хороших успехов и сможете ускорить ритм звучания.

Учитесь по пьесам

Играемые по базовой специальности пьесы, переписывайте в нотную тетрадь. Важно не подглядывать в ноты и писать исключительно по памяти, мысленно проигрывая музыку в голове. Обязательно сверьте свои записи с нотами пьесы.

Частота имеет значение!

Практика показывает, что чем чаще вы будете посещать уроки по сольфеджио, тем скорее научитесь правильно писать музыкальные диктанты. Регулярность в данном случае – залог успеха.

Не бойтесь ошибок

Не стоит переживать, если при выполнении диктанта вы вдруг неправильно запишете какую-то ноту. Главное – при начальном прослушивании постарайтесь фиксировать в тетради все звуки, которые уловите, даже если они расположены в разных местах и тактах упражнения. Постепенно вы заполните нотами пропущенные участки.

Следуйте этим простым советам, проявляйте усидчивость, терпение и, главное, не прогуливайте уроки по сольфеджио – результат не заставит себя долго ждать!

Источник: https://rock-academy.ru/blog/diktanty-po-solfedzhio-rekomendacii-po-napisaniyu

Методика музыкального диктанта и различные формы его проведения | Учебный блог | Учебные презентации

Дунаева Ольга Ивановна, ПДО теоретических дисциплин ДШИ №7

В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыки, т.е. музыкальный диктант.

В самом деле, для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний.

Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной  речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку.

Здесь вполне уместно провести аналогию с навыками в обучении чтению и письму на родном языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки – музыкальный диктант. Диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом, следующие:

  • создавать и закреплять связь слышимого и видимого (нотных знаков), то есть научить слышимое сделать видимым;
  • развивать память и внутренний слух;
  • использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта («слышу-понимаю-записываю») требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: 1) мышление, обеспечивающее осознание слышимого; 2) память, дающая возможность, припоминая, уточнять услышанное; 3) внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.

Таким образом, прежде чем приступать к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе, что все указанные выше стороны музыкальных способностей и слуха (мышление, память, внутренний слух, знания) достаточно ясно проявились на предыдущих занятиях и были закреплены в других формах работы- в интонационных и ритмических упражнениях, в чтении с листа и в анализе на слух. Это особенно важно в занятиях с детьми: их общее интеллектуальное развитие, навыки письма, способность к сознательной деятельности воспитываются постепенно. Поэтому целесообразней всего начинать работу над записью музыки во втором классе музыкальной школы, а в первом классе повести большую подготовительную работу. Иначе могут сформироваться неверные навыки и неправильные приемы процесса записи, которые останутся на всю жизнь.

Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Поэтому очень важна правильная организация процесса записи, а также обстановка, которую педагог создает в классе. Опыт многих преподавателей дает возможность рекомендовать следующую методику процесса записи.

Прежде всего необходимо собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому, непосредственному восприятию музыки.

Можно вначале назвать автора, произведение, сказать, какие инструменты его исполняют.  Первое исполнение диктанта, должно быть, по возможности, красивым, выразительным, в настоящем темпе.

Для того чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а два – три раза подряд.

После этого можно провести беседу в классе, выяснить результат первых, наиболее общих впечатлений: определить лад, размер, структуру и т.д. Затем дается настройка, и диктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи, главным образом, по памяти.

Педагогу важно убедиться в том, что учащиеся действительно помнят мелодию диктанта и, следовательно, могут приступать к записи.

Практика показывает, что вредная привычка ждать очередного проигрывания для того, чтобы записать еще несколько звуков, рождается именно тогда, когда учащиеся стремятся скорее начинать писать, не проверив свою память.

Только неукоснительная  и постоянная проверка педагогом степени запоминания диктанта воспитывает у учащихся правильный навык – писать по памяти, а также способствует развитию памяти и внутреннего слуха.

Роль педагога в процессе работы класса над диктантом очень ответственна – он должен, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать. К сожалению, часто приходиться встречаться с тем, что педагог «диктует» и затем ждет, когда способные ученики напишут быстро и верно, а более слабые – плохо, с ошибками или совсем не  смогут закончить.

Руководя работой класса, педагог обязан знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Кроме общеклассных замечаний, советов и объяснений приемов записи, следует давать и индивидуальные советы, задания, приемы, необходимые на данном этапе отстающим ученикам.

Очень важно воспитывать  у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку.

Проходя по рядам в классе и проверяя процесс записи, педагогу не следует самому пропевать неправильно записанное (как, к сожалению, это делают многие).

Он должен найти способы привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть неверную запись или попросить, сыграв на инструменте, найти и исправить ошибки.

Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе.

Но тем, у кого внутренний слух еще слабо развит и музыкальные представления неясны, непрочны, можно разрешать тихо напевать вслух при записи, чтобы приучить к точности интонации, к более ясному различению звуковысотных взаимоотношений звуков.

Только постепенно, приучая учеников напевать все реже  и тише, можно, развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным напевание вслух.

Источник: https://xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai/metodika-muzykalnogo-diktanta-i-razlichnye-formy-ego-provedeniya.html

Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа»

Как научится писать диктанты (памятка для обучающихся)

Выполнила: преподаватель Е.Н. Козлова

  • п. Кедровый
  • 2013 г.
  • Как научиться писать диктанты по сольфеджио (памятка обучающемуся)

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. Правило первое -не пропускать уроки по сольфеджио.

Правило второе -после каждого проигрывания нужно стремиться записатьв свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте…). Не нужно бояться записать что-то неверно – ошибку всегда можно исправить!

  1. Первое проигрывание
  2. Перед первым проигрыванием диктанта ты должен сделать себе установку ответить на ряд вопросов и после проигрывания должен отвечать на них:
  3. сколько тактов?
  4. какой размер?
  5. есть ли повторы?
  6. с какой ноты начинается и какой заканчивается?
  7. есть ли необычные ритмические рисунки?
  8. После первого проигрывания в тетради у тебя должны быть:
  9. ключевые знаки
  10. размер
  11. размечены все такты
  12. написана первая и последняя нота

Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой.

Второе проигрывание

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии могут быть секвенции.

Читайте также:  Упражнения на гитаре для начинающих – тем, кому трудно сыграть и am

Третье проигрывание

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм. Если не получается сразу услышать ноты, то нужно анализировать мелодию: направленность

движения (вверх или вниз), плавность ( подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но и верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации.

  • Рекомендации для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте
  • Слушай дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следи по нотам (музыку и ноты можно скачать в интернете);
  • Пой нотами те пьесы, которые играешь по специальности;

Иногда переписывай ноты вручную. Можно те пьесы, которые проходите по специальности.

Источник: https://infourok.ru/kak-nauchitsya-pisat-diktanti-po-solfedzhio-1408796.html

Методика музыкального диктанта и различные формы его проведения. Как научиться писать диктанты по сольфеджио, музыкальный класс

S
o
l
F
a — это проект Владимира Громадина, кандидата искусствоведения, педагога с более чем десятилетним опытом работы, приобретённом в лучших российских музыкальных учебных заведениях – Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и Академическом музыкальном колледже (училище) при Московской консерватории. Он преподает сольфеджио, гармонию, элементарную теорию музыки и анализ форм на исполнительском и теоретическом отделениях. Его выпускники уже более десяти лет свободно поступают в вузы России и мира.

Его опыт и методические наработки нашли отражение в сайте S
o
l
F
a (соль+фа=сольфеджио), на котором представлены образцы диктантов и последовательностей («цепочек») разного уровня сложности, рассчитанных, в первую очередь, на молодых музыкантов, занимающихся музыкой профессионально на уровне специализированной школы (ССМШ), колледжа или вуза.

Все диктанты разбиты по уровням сложности. Разумеется, сложность — понятие довольно условное. С учетом разной стилистики, разной ритмики, гармонии и мелодических особенностей обозначить сложность музыкального примера «абсолютно правильно для всех» невозможно.

Поэтому распределение основывается на идее, что диктанты одного уровня — это те диктанты, которые стоило бы писать в одном месяце.

Это не отменяет того, что кто-то может свободно писать диктанты 11-го уровня сложности с необычной мелодикой, но при этом «застрять» на ритмических изысках диктанта 9-го или 10-го уровня.

Цель сайта — способствовать гармоничному развитию музыкального слуха. Материалы регулярно пополняются, акцент сделан на музыкальных примерах – то есть не специально написанных диктантах (при всем уважении к их авторам и их вкладу в методику преподавания сольфеджио), а образцах из музыки.

Безусловно, это серьезное методическое усложнение: подобрать фрагмент из «живого» произведения так, чтобы он соответствовал всем нормам программы по сложности одновременно (мелодия, гармония, ритм, полифония и так далее), практически невозможно. Проще воспитывать слух на специально написанных диктантах.

Но с другой стороны, сольфеджио воспитывает не просто слух
, но музыкальный
слух, и с этой стороны использование исключительно инструктивного материала довольно вредно.

Сольфеджийный диктант — это то, что слушается едва ли не самым внимательным образом, ведь музыкант должен разобраться в нем досконально, чтобы его написать. А разбираться настолько подробно стоит только в хорошей музыке.

Безусловно, для контроля освоения материала стоит привлекать и инструктивные примеры, но все же это лишь вспомогательный материал не от хорошей жизни: что-то вроде стандартного теста, который косвенным образом помогает оценить развитие слуха одного человека относительно другого.

«Методы работы над диктантом на уроках сольфеджио музыкального отделения ДШИ»

  • Составитель:
  • преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДШИ
  • Рыбакова Людмила Валерьевна
  • г.Северобайкальск
  • 2014 год
  • Содержание методической работы:
    1. Выбор музыкального материала.
    2. Фиксация нотного текста.
    3. Исполнение диктантов.
    4. Процесс записи.

    Различные формы диктантов:

    • Диктант показательный.
    • Диктант эскизный, по частям.
    • Диктант с настройкой и в произвольной тональности.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИКТАНТОМ.

По программе обучение сольфеджио подразумевается не только практическую работу над упражнениями данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, которая способствует закреплению его знаний. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыкального диктанта.

Для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошей памятью, развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний.

Чтобы проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно записать эту музыку. В этом случае можно провести параллель с навыками в обучении чтению и письму на родном языке.

Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

При написании диктанта установление такой связи является основной задачей, которая должна быть особенно сильной, так как написанное и видимое получает смысл только тогда, когда оно звучит.

Вторая задача в работе над записью музыкального диктанта заключается в том, чтобы способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и часто рассматриваются как одно и то же. Но на самом деле это две разные стороны музыкальных способностей ученика.

Внутренний слух – это есть способность в воображении представлять себе один или ряд звуков. Причем, этот слух может быть вначале интуитивным, бессознательным, что характерно почти каждому человеку, но в процессе работы должно стать целенаправленным, осознанным.

Источник: https://craft-m.ru/smartphones/metodika-muzykalnogo-diktanta-i-razlichnye-formy-ego-provedeniya-kak/

«Музыкальный диктант как основное средство развития музыкального слуха»

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
  • дополнительного образования детей
  • «Детская музыкальная школа» г. Заволжья
  • Городецкого района
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • на тему:
  • «Музыкальный диктант
  • как основное средство развития музыкального слуха»
  • Выполнила
  • преподаватель
  • теоретических дисциплин
  • Крупнова Наталья Юрьевна
  • 2017
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………..……. 3
1. Музыкальный диктант в его основной форме
    1. Цели и задачи музыкального диктанта………………………..
5
    1. Методы проведения музыкального диктанта………………..
7
    1. Формы музыкального диктанта…………………………………
9
2. Методические установки при написании диктанта
    1. Требования к отбору музыкальных образцов для диктанта
13
    1. Подготовительные формы работы над диктантом……….
14
    1. Организация процесса записи диктанта…………………….
17
Заключение.………………………………………………………………….. 22
Список использованных источников……………………………………… 23

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки.

Дисциплиной способствующей развитию музыкального слуха является Сольфеджио.

Полученные в ходе обучения знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности и музыкальной литературе, расширить общий музыкальный кругозор, развить художественный вкус.

Одним из разделов курса сольфеджио, развивающий память учащихся, их внимательность и быстроту восприятия музыкальных явлений является – Музыкальный диктант.

Музыкальный диктант концентрирует в себе ладовые, интонационные, метроритмические трудности, воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный навык улавливания и осознание всех сторон мелодики, развивает способность разбираться в услышанном, то есть производить слуховой анализ.

Сопровождая учащегося на протяжении всех лет его обучения в школе, являясь не просто обязательной составляющей урока сольфеджио, а его кульминацией, одноголосный диктант — один из самых уязвимых разделов практической работы.

Довольно часто прекрасно играющие на инструменте дети, интонирующие, справляющиеся с ритмическими трудностями, даже обладающие абсолютным слухом, «диктанты не пишут».

Навык написания музыкального диктанта зависит от многих обстоятельств: от систематической и сознательной работы в классе, от количественных показателей, от владения инструментом и его специфики, от умственных способностей детей, их психофизиологического состояния, степени музыкальной одаренности, умения логически мыслить, индивидуального внимания педагога к каждому ребенку.

Проблема диктанта – серьезная. Успех, как показывает педагогический опыт, может обеспечить только длительная и планомерная, постоянная и упорная, последовательная в смысле системы и в смысле регулярности работа. Тема представляется весьма актуальной, так как именно музыкальный диктант вызывает у учеников наибольшее количество затруднений, страх и негативное отношение к предмету.

Диктант является также самой проблемной формой работы и для педагога, которому нужно выработать навык его записи у всех учащихся без исключения, независимо от их способностей и качества музыкального слуха.

Данная методическая работа создана на основе собственных практических наработок, а также анализа методик преподавания музыкального диктанта таких педагогов, как А. Л. Островский, Л. М. Масленкова, Н. А. Бергер, Ж. Металлиди и А. Перцовская.

  1. Цель работы: изучить и обобщить имеющиеся разработки, методические рекомендации и практический опыт в работе над диктантом.
  2. Задачи работы:
  3. – дать общее представление о музыкальном диктанте, его целях и задачах;
  4. – определить методы проведения диктанта и его формы;
  5. – опираясь на научно-методическую литературу и собственный педагогический опыт определить методические установки при написании диктанта.
  6. Практическое значение работы состоит в том, что начинающие педагоги найдут в ней полезную информацию и практические рекомендации для своей профессиональной деятельности.

Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

  1. Музыкальный диктант в его основной форме

    1. Цели и задачи музыкального диктанта

Музыкальный диктант (от лат. Dikto – диктую, повторяю) представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего учащиеся должны записать на нотном стане воспроизведённый отрывок, определив его музыкальный размер, ритм и прочее.

Как пишет А. Л. Островский в своей книге «Методика теории музыки и сольфеджио»: «Цель музыкального диктанта – воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи.

Значение музыкального диктанта не ограничивается воспитанием навыков записи музыки.

Практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких, рельефных музыкальных представлений; занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образов».

В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыки, т. е. музыкальный диктант.

В самом деле, для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний.

Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку. Здесь вполне уместно провести аналогию с навыками в обучении и чтению и письму на родном языке.

Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

В работе над записью музыки установление такой связи является первой задачей.

В музыке эта связь должна быть особенно сильной, ибо написанное и видимое получает смысл только тогда, когда оно звучит.

Вторая задача в работе над записью музыки (музыкальным диктантом) заключается в том, чтобы способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и часто рассматриваются как одно и то же. Но на самом деле это две разные стороны музыкальных способностей ученика.

Внутренний слух есть способность в воображении представлять себе один или ряд звуков. Причем, это внутреннее слышание может быть вначале интуитивным, бессознательным, что присуще почти каждому музыкальному человеку, но в процессе работы должно стать осознанным, целенаправленным.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/muzykal-nyi-diktant-kak-osnovnoie-sriedstvo-razvitiia-muzykal-nogho-slukha.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector