Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Вы научитесь самому крутому – импровизации, полной свободе от нот. Вы будете играть джаз, блюз, фанк, фьюжн. Вы сможете сыграть любимые композиции по-новому.

Если вы собираетесь поступить в джазовый колледж, мы подготовим вас к успешному поступлению.

Если вы мечтали о собственном музыкальном коллективе, мы дадим необходимые знания и навыки и поможем найти классных музыкантов в ваш бэнд!

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Мы хотим, чтобы вы нашли в музыке себя, и сделаем все для этого. Вы научитесь не просто играть на инструменте, а выражать свои чувства и переживания через музыку. Именно это мы и считаем самым важным.

Занятие будет строиться в зависимости от вашего начального уровня. Преподаватель выстроит программу под ваши особенности и цели.

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Так или иначе, в составе каждого урока:

  1. работа над техникой, эффективные упражнения для пальцев;
  2. работа над выбранной композицией, педагог поможет отточить исполнение;
  3. пополнение ваших знаний о джазовых гармониях и приёмах;
  4. джем с преподавателем!

Мы любим музыку и живем ей. У нас царит свобода творчества и самовыражения, мы не загоняем учеников в рамки академического образования. Мы создаем условия для того, чтобы вы сами смогли найти свой неповторимый путь в мире музыки, научились тонко ее чувствовать и обращаться с ней так, как вы чувствуете.

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Покупать абонемент — выгодно Чем дольше вы занимаетесь, тем ниже стоимость одного занятия.  Вы можете посещать занятия в удобные для вас дни и время по согласованию с преподавателем. Абонементы можно приобрести в рассрочку.

Источник: https://artsound.pro/courses/piano-improvise

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.2)

Назад: Часть 1. Что такое импровизация? Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Как я научился импровизировать?

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано.

Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и …

это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит…

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме.

Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке… И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ ВСЕГДА произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»… Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль. (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже.

А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот.

В песне в Ля-миноре* их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 – достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор, расширить.

Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность».

Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль#. Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот – БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Шаг 3. Применение оставшихся ступеней минорной гаммы

Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты – Си и Фа. Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые».

В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот.

Явный прогресс!

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 – Ля#, До# и Фа#.

Шаг 4. Перенос волшебных наборов на гриф гитары

Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары.

Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом, поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе.

Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»!** И это было так замечательно!

 Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось – правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:

  • зеленые – для набора пентатоники,
  • синие – для двух дополнительных нот, которые превращают пентатонику в блюзовый лад,
  • желтые – для двух оставшихся нот лада,
  • а остальные 3 – красными (так как играть их не следовало).

Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же тон мог быть извлечен на разных струнах.

Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали размерам ладов на гитарном грифе.

Это позволяло носить картонки с собой в кармане и, прикладывая пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в обычной школе :-). Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады.

«Запрещенные ноты» – те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и «запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ СВОБОДНО, я начал импровизировать!

О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем, мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос. И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья уже от гитары не отпускали.

Шаг 5. Понимание, какие ноты используют звезды

Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли» (то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций.

Первая – July Morning (Uriah Heep), другая – Smoke On The Water (Deep Purple).

О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными, но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:

ПЕРВОЕ – я увидел, что очень большая, непонятная мне ранее часть музыки, казавшаяся, особенной, специальной – на самом деле это те же самые волшебные наборы, которые я уже открыл для себя – пентатоника, блюзовый лад. Этим небольшим количеством нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий, причем и в очень известной музыке!

ВТОРОЕ – я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры! Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому, какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы…

В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации, первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес к музыке, развить свои музыкальные способности, выбрать в последующем своей профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение, аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.

Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля» любой музыкант и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение. Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:

Первое – Верить! Второе – Пробовать! Третье – Хорошее Настроение!

Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!

Алексей Устинов, Вирартек, 25 ноября 2009 г.

Назад: Часть 1. Что такое импровизация? Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Алексей Устинов, создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II).

20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция).

2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

2010-02-03 Ольга: здорово, скопировала текст и рисунки, буду пробовать..

17.06.2010 Эйнар: спасибо большое, будем стараться)

2010-07-02 Александра: Вот спасибо Вам, Алексей, действительно звучит (и без лажи, если аккуратно)! Аж настроение поднялось и вдохновение пришло!)) Еще раз: спасибки за дельные советы!

2010-07-22 John: Офигенная статья! А что автор добился всего самостоятельно это вобще нереальный ништяк. Сделаю замечание – кое-где автор называет табулатурой то, что следовало бы назвать аппликатурой.

2010-07-28 Юрий: Замечательная статья!!! Спасибо автору!!!!

2010-10-12 Till94: Спасибо большое! А нет ли у вас ещё подобных статей?

2011-03-03 Леонид: Большое спасибо! Самый наглядный курс и увлекательный текстом!

2012-01-06 Гергий: Очень классный урок! СПАСИБО!!!!!!

2012-02-28 Владимир: Храни вас Господь! Спасибо вы очень и очень помогли! … дай бог вам всех благ душевных! ))

2012-04-28 Илья: Ну спасибо! Очень увлекательно, просто и действительно ПОЛЕЗНО! Автора уважаю

2013-08-20 Ульяна: Большое спасибо за такую замечательную статью! всё написано простым и доступным языком, всё понятно!)

Источник: http://virartech.ru/articles/improvisation-part2.php

Импровизация. Как научиться импровизировать?

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииИмпровизация – игра на инструменте без подготовки. Но, как шутят музыканты: “Самая лучшая импровизация – это подготовленная импровизация”.

Импровизации невозможно научиться раз и навсегда. Умение импровизировать развивается вместе опытом: чем больше вы импровизируете, тем лучше у вас получается.

Первый шаг к импровизации

Первый шаг к импровизации – подбор по слуху. Вспомните знакомую мелодию, рингтон или детскую песенку. Попробуйте ее напеть, а затем – подобрать на инструменте.Для начала выбирайте простые мелодии и затем, когда почувствуете, что у вас получается, пробуйте подбирать новые, более сложные мелодии.

  • Умение подбирать мелодии пригодится вам в импровизации: вы не будете “бояться” клавиатуры и научитесь быстро находить нужное звучание.
  • Jingle BellsOde to Joy L. van Beethoven
  • Requiem for a dream
  • Виды импровизаций
  • 1. Импровизация мелодий на основе звукоряда
Читайте также:  Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Вот несколько практических заданий для подбора мелодий:

Первые простейшие мелодии состояли из нескольких нот! Советую вам начать импровизировать с мелодии на одной – двух – трех нотах, чередуя короткие и длинные звуки.Используйте детские стихи для импровизации простых мелодии. Не бойтесь: все сложное начинается с простого.

Примеры слов для импровизации:

Андрей-воробей, не гоняй голубей.Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом-наперед.

  1. Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.
  2. Импровизируйте на звуках: фа, фа-соль, фа-соль-ля.

2. Импровизация мелодий по звукам пентатоникиКак научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииЧто такое пентатоника? – Старинный лад, основа многих музыкальных культур. Сыграйте мелодию только по черным клавишам – и вы услышите китайский колорит. Это и есть пентатоника.Импровизировать по черным клавишам не сложно: как бы вы ни играли, в каком порядке бы не брали черные клавиши – получится гармонично. Вы даже можете импровизировать на пентатонике вдвоем или втроем. У вас получится этно-сейшн.

3. Импровизация с использованием аккордов

Самые простые аккорды – трезвучия – получаются, если сыграть три звука, но не подряд, а “через одну ноту”: До – Ми – Соль; Фа – Ля – До.Попрактикуйтесь быстро находить трезвучия от каждой белой клавиши.

Составьте последовательность из нескольких трезвучий (современные песни часто используют 3-4 аккорда!). Выберите свои три – четыре аккорда, так, чтобы их можно было играть “по кругу”, повторяя последовательность снова и снова.Для начала играйте трезвучия левой рукой. Попробуйте играть звуки аккорда одновременно и по очереди. Какой вариант вам больше нравится?

Затем подключите правую руку – пусть она сначала повторяет то, что играет левая.

Обратите внимание: некоторые аккорды звучат радостно “мажорно”, а другие печально, “минорно”. Хорошо, когда в аккордовой последовательности встречаются и те, и другие.

4. Импровизация мелодии к аккордовой последовательностиПодберите мелодию, которая будет слаженно звучать с вашей аккордовой последовательностью.

Три совета для подбора мелодии к аккордам:

– Гармонично звучит сочетание, в котором правая рука играет одну или две ноты из аккорда левой руки. (Эти ноты называются “аккордовыми звуками”).

– Развивая мелодию, иногда возвращайтесь к этим аккордовым звукам. Такой прием принесет вашей композиции ясность.

– Левой рукой лучше играть звуки аккорда одновременно, пока правая подберет красивую мелодию. Позже можно будет усложнить и партию левой руки.

  • – Если аккорды построены только на белых клавишах, используйте белые клавиши и в правой руке.
  • Мелодии с черными клавишами
  • Если вам надоело играть только на белых клавишах, предлагаю вам три звукоряда с одним знаком:фа-соль-ля-си бемоль-до-ре-ми-фа,соль-ля-си-до-ре-ми-фа#-соль,
  • ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре.

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизации

Подсказки музыканту-импровизатору

– Даже если вы случайно сыграли звук “за пределами” звукоряда и это сочетание вам не понравилось, сделайте вид, что так и нужно, и вернитесь к ближайшему звуку. Помните, что неправильная нота, сыгранная уверенно, считается импровизацией. :)- Записывайте игру на диктофон, так вы “поймаете” моменты удачной импровизации, крутые мелодические или аккордовые фишки.

Это поможет вам не бояться микрофона и слушателей.- Создайте себе уютный тихий уголок для занятий. Но помните, что импровизация рождается прежде внутри музыканта. Импровизируйте, сочиняйте мелодические фразы, проигрывая мелодии “про себя”, представляя мысленно клавиатуру или гриф инструмента.

– Фантазируйте и придумывайте новое, не бойтесь выходить за рамки уже привычных последовательностей и элементов.Конечно, сочинить в музыке что-то совершенно новое почти невозможно – нот всего семь. Но найти новое сочетание привычных вещей вполне реально.

– Изучайте новые технические приемы и внедряйте в вашу игру гаммы, арпеджио, репетиции, аккорды, октавы, глиссандо, легато, стаккато, нон легато, акценты.- Полезно изучить интервалы, тональности и лады.- Слушайте игру хороших музыкантов как можно чаще. Это вдохновит вас на новые импровизации и поможет воплотить интересные музыкальные идеи.

– Время от времени используйте метроном для занятий, чтобы ощутить точный музыкальный пульс. Используйте такие значения метронома:60 – 74 для медленного темпа музыки, 80 – 110 для среднего темпа и 110 – 150 для быстрого темпа.

– Не занимайтесь слишком долго чем-то одним. Голове и рукам лучше давать отдых, меняя вид деятельности. После некоторого перерыва вы обнаружите, что материал усвоился и вы готовы продолжать “строить” дальше.

Вы дочитали до конца? – Мы восхищаемся вами! И хотим поощрить вашу настойчивость.:)Поэтому именно вам предлагаем урок импровизации на фортепиано по скайпу у Андрея Редчица совершенно бесплатно.

Источник: https://gloriamusic.org.ua/blog/58-kak-nauchitsya-improvizirovat

Импровизация – что это такое, и как ей научиться: определение, виды и приемы

Привет всем читателям! На связи Людмила Редькина, и мы продолжаем общаться! Случалось ли вам быстро соображать, что ответить или как начать разговаривать в незнакомой компании? Мне часто приходится находить ответы на сложные вопросы.

А сложность в том, что нужно не соврать, интересно и емко ответить, чтобы больше не задавали таких вопросов! Оказывается, не одной мне приходится так делать! Еще некоторое количество лет назад такой процесс, как игру, разработали в телевизионном шоу КВН.

Команды должны были на заданную тему придумать остроумный ответ, чтобы всем было и смешно, и понятно. Итак, сегодня мы подробно разберем, что такое импровизация, где она применяется, и как ее развивать.

Определение

Импровизация – это процесс быстрого сочинения по заданной теме и ускоренного выдумывания без предварительной подготовки. Это значит, что человеку в короткий промежуток времени нужно что-то ответить по теме, и его застали врасплох.

Кто умеет хорошо импровизировать, не будет тупить и блеять, соображая что сказать.

Импровизация в музыке тоже важна и ценна. Музыканту задают тональность и характер мелодии, а он уже сочиняет свои мотивы, соблюдая знаки и мажор-минор. Кстати, импровизирующий музыкант на фортепиано и других инструментах ценится на вес золота, ведь не каждый может самостоятельно и “в попад” создавать красивые мелодии. Это утонченное творчество.

Определение импровизации вам много информации не даст, ведь вам важны не красиво сложенные слова в словаре, а как научиться импровизировать в жизни, не правда ли? Но мы еще немного задержимся на теории.

Классификация

Процесс творческого сочинения в онлайн-режиме (назовем так импровизацию) бывает нескольких видов:

  • музыкальная – тип музицирования в нескольких жанрах музыки;
  • литературная – устное народное творчество, экспромт;
  • танцевальная – включена в профессиональное искусство, начало берет из народных праздников, игр и т. д.;
  • театральная – представляет игру актера, с помощью которой он создает свой сценический образ: текст, действия не по сценарию.

Хоть импровизацию и воспринимают как полную свободу действий, все равно ее однажды упорядочили и ограничили. Рассмотрим, на какие критерии она подразделяется. Вот систематика Феранда, которая основывается на двух моментах: заданной схеме (модели) и спонтанной находке (творчестве).

  • Строгая. Действия музыканта, танцора, артиста (любого творческого деятеля) заранее ограничены определенными правилами. Например, выходит артист, и ему дают задание раскрыть тему в таком-то ракурсе, с такими-то словами и такой-то интонацией.
  • Импровизация. Полностью поощряется творческая свобода человека в заданной тональности или теме, поддерживается его инициатива в любом проявлении.
  • Фантазирование. Полная свобода, не связанная с любой моделью. То есть артист или музыкант может сам определять тему/тональность, сам играть или говорить что хочет и определять, что делать на сцене.

Зачем уметь импровизировать?

Уже общеизвестный факт о том, что понятие импровизации состоит из таланта и труда. Своими словами, человек, не обладающий творческим мышлением и не желающий развиваться, импровизировать не может. Он может болтать, нажимать клавиши на пианино, но остроумно шутить или играть красиво он не сможет.

Зачем нужно импровизировать? Во-первых, это развивает. Развитие – это всегда плюс. Без развития человек деградирует. Кстати, импровизация также развивает память и внимание.

Во-вторых, вы упражняетесь в развитии речи, если это сценическое искусство. Когда человек импровизирует, он показывает свой уровень развития и свои возможности.

В-третьих, вы показываете окружающим, как талантливы и гениальны. Но помните, чтобы уверенно импровизировать, важно сначала “пуд соли съесть” в своем ремесле. Если это танец, то вы показываете свои плавные движения, перекаты, прыжки и все, чему до этого научились. Если импровизируете на гитаре, показываете технику пальцев. Заодно и с волнением на сцене справляетесь.

В ораторском искусстве примеры импровизации можно посмотреть в юмористических шоу, где есть задания на групповую импровизацию или монолог. В этом жанре нужно уметь грамотно и красиво выражать свои мысли. Отличную инструкцию, как быстро это сделать, читайте тут.

Подводим итоги. Импровизация нужна и важна даже в обычной жизни, так как помогает:

  • упорядочить свои мысли;
  • развиваться в общении;
  • развивать память;
  • упорно трудиться.

Как научиться импровизировать: приемы

В психологии процессу импровизации уделяется много внимания. Собственно, большинство детских развивающих программ построено на этом процессе. Инициативность и проявление творческого мышления поощряется, к тому же импровизация + лидерские качества помогают быстро завоевывать внимание публики и пользоваться авторитетом. Секреты по лидерству и завоеванию группы читайте в этой статье.

Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.

Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.

Внимание зрителей

С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании. Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:

  • в шуточном разговоре или монологе речь должна быть живой, а не монотонной;
  • используйте эмоциональные контрасты;
  • высказывайтесь непринужденно, ни одна мышца на вашем лице не должна указывать на волнение, какие бы испытания или задания ни были;
  • фразы должны быть емкими и интересными, можно и “переливать из пустого в порожнее”, но это должно быть ненавязчиво, каждое предложение со своим отдельным смыслом.

Расположение публики

Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:

  1. Юмором. Тонкий и добрый юмор всегда в цене, как его развивать, читайте здесь.
  2. Единством. Найдите общий интерес со зрителем. Например, можете рассказать смешную историю из своей жизни по теме монолога, или высказать свое мнение, которого придерживается большинство слушающих.
  3. Профессионализм. Мастер слова всегда найдет что сказать и как словесно обыграть ситуацию.

Как научиться импровизировать на фортепиано: приёмы импровизацииИмпровизация на сцене

Используйте ассоциации

Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.

Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.

Ставьте вопросы

Этот прием поможет вам сообразить, как дальше на сцене продолжить свой монолог. Аудитория “съедает” то, что ей дают. Вы уведете ее за собой риторическими вопросами. Они предполагают паузы, выкрикивания ответов, реакцию вашу и зала, но вы взамен получаете драгоценное время на структурирование мыслей. Помните: вы обязаны не растеряться при форс-мажорах, а выкрутиться из любой ситуации.

Прием изменения темы

Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.

Вживайтесь в роль

Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.

Читайте также:  Способы игры на гитаре

Тренинг по импровизации от Павла воли

Ну и на закуску предоставляю вам уникальную возможность потренироваться в речевой импровизации под руководством Павла Воли. Никто, я думаю, не будет спорить, что это один из узнаваемых артистов, и многие хотели бы хоть чуточку шутить, как он, общаться, как он, и быть известными, как он. Это профессионал в своем деле.

Так вот хочу вас порадовать у меня для хорошая новость: принимайте промокод на скидку в 25 %.

PRT3081CBA

По ссылке вы ознакомитесь с курсом “Импровизация в жизни”, как говорит сам Павел Воля, “мышцами” импровизации, которые может набрать любой человек. Известный шутник и импровизатор научит приемам, цепляющим других людей.

Заключение

Дорогие друзья, импровизируйте, шутите, относитесь к жизни с юмором. Это поможет вам добиваться успехов и чувствовать себя уверенно. Я верю, что с описанными приемами вы достигнете естественной импровизации и легкости в речевых вариациях.

Источник: https://levelself.ru/navyki/improvizaciya-chto-eto-takoe.html

Импровизация на фортепиано

Импровизация на фортепиано: от простого к сложному

Только в октябре! Дарим новичкам 2 занятия в подарок (теория + практика) при оплате месяца обучения.

Представьте себе, что вы музыкант-«слухач», легко подбираете на фортепиано популярные мелодии, и даже случайное нажатие нескольких клавиш на фортепиано пробуждает вашу звуковую фантазию, заставляет стремиться к продолжению и создать небольшую композицию.

Важно не потерять этот импульс, развить собственные слуховые данные.

Если вы не стремитесь записывать и отшлифовывать однократно найденные приемы и звукосочетания, а просто наслаждаетесь новыми созвучиями, возникающими от нового прикосновения к инструменту – возможно, импровизация на фортепиано станет вашей стихией.

О джазовой импровизации на основе простейших стандартов, несложных аккордовых комбинаций знают многие любители музыки, которые просматривают видеоролики в интернете.

Познакомиться глубже с основами джазовой импровизации можно на уроках по импровизации на фортепиано, специально предназначенных для начинающих взрослых. Такие курсы преподают в Рок-Академии «Москворечье».

Школа удобно расположена в центре Москвы, занятия проводятся индивидуально 4 раза в неделю.

Обучение импровизации бывает необходимо представителям некоторых профессий – например, концертмейстерам, работающим на уроках театрального сцендвижения, балетным концертмейстерам. Бывает, что хорошо подготовленный профессионал прекрасно играет по нотам, но задача импровизировать ставит его в тупик.

Понять внутренние механизмы импровизации, пообщаться с музыкантами, для которых это естественно как воздух, получить консультации опытных преподавателей импровизации на фортепиано – может быть полезно также и подготовленным музыкантам, стремящимся к преодолению стереотипов, к поиску новых приемов и профессиональных возможностей.

Возможно, импровизации, найденные «ощупью», Вам кажутся интересными и их обидно забыть через несколько дней. Для того, чтобы их записывать, нужно хорошее знание теории музыки, сольфеджио, основ гармонии.

Представьте себе, что вы пишете традиционный музыкальный диктант на сольфеджио – аналогичный диктант, но несколько сложнее, будет представлять нотная запись Вашей импровизации. Эти предметы также можно изучить в Рок-Академии «Москворечье».

Человек, способный записывать свои импровизации, приближается к обучению композиции и может получить новые перспективы для своего творческого роста.

Посещая школу импровизации на фортепиано , стоит заниматься развитием своих технических и исполнительских навыков, а также слухового багажа – посещать концерты выдающихся джазистов, слушать их записи, смотреть видеоролики. Среди выпускников Академии – немало успешно концертирующих музыкантов, участников престижных конкурсов и телевизионных шоу.

Отлично! Сколько стоят уроки?

Цена курсов фортепиано и клавишных составляет 5 500 рублей в месяц

Школа находится в центре Москвы, занятия проводятся индивидуально 4 раза в месяц, а процесс общения с однокурсниками поможет Вам найти единомышленников для будущей игры в ансамбле или группе. Выпускники Академии успешно выступают на концертной эстраде и участвуют в престижных исполнительских конкурсах.

Приходите, мы вас научим! Запишитесь на занятие прямо сейчас!

Источник: https://rock-academy.ru/specializacii/klavishnye/improvizaciya-na-fortepiano

Урок игры на фортепиано № 1 (2 ступень)

Импровизация на черных клавишах

I. Основной раздел

Как всегда играть «правильные» ноты, произвольно, без партитур и выучивания заранее? В музыке существует немало «загадочных вещей», которые  делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, и именно ему и будет посвящен наш первый урок второй ступени обучения игре на фортепиано.

На первом уроке мы познакомимся с основами импровизации и рассмотрим наиболее простой вариант импровизации – с использованием черных клавиш пианино.

II. Сопутствующие уроку сведения

Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат.

improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно это и есть процесс его создания.

Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. К импровизации относят жанр экспромта. Истоками импровизации является народное творчество. 

  • Музыкальная импровизация — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.
  • В основе рассматриваемой импровизации лежит пентатонический звукоряд (когда используются только чёрные клавиши фортепиано).
  • Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 различных по высоте звуков в пределах октавы (от греческого pente — пять).
  • 1. Гармонические основы для левой руки:
  • 1) чередование арпеджио по первым 3-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;
  • 2) чередование арпеджио по первым 4-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;
  • 3) используем последовательность из 5 арпеджио: от нот Фа-диез, Ре-диез, Си, Ля-диез и До-диез;
  • 4) играем произвольную последовательность арпеджио, начиная с  ноты  Фа-диез (тоники) и заканчивая на ней.

Поиграйте гармонические последовательности несколько раз (чтобы привыкнуть), а потом, аккомпанируя левой рукой, правой начинайте свободно импровизировать – играйте, что хотите и как хотите, но только по черным клавишам (в дальнейшем при импровизации правой рукой можно наряду с черными клавишами использовать клавишу Си). У вас начнут рождаться какие-то неповторимые мелодии. Одни – красивые, другие – не очень. Не важно – главное – ни одна нота не прозвучит фальшиво, а значит – не нужно бояться ошибиться – это просто невозможно!

  1. Это хоть и достаточно примитивное, но очень увлекательное упражнение, хорошо развивающее фантазию.
  2. Наверняка, во время импровизации у вас появятся свои навыки и приемы. Однако существуют приемы, которые наработаны многими поколениями музыкантов и им можно научиться прямо сейчас:
  3. 2. Фразы и приемы для правой руки
  4. 1) Играем произвольную одноголосную мелодиюИграем произвольные ноты под нашу гармоническую основу, используем различные длительности нот.

2) Движения вверх и вниз по гамме, меняя длительности нотМожно не задумываясь играть все ноты подряд (движение по клавишам вверх или вниз) под нашу гармоническую основу, произвольно меняя длительности нот. Главное чтобы полученная мелодия соответствовала музыкальному размеру и стилю.

3) Движения вверх и вниз по гамме, произвольно меняя длительности и пропуская нотыЭтот способ импровизации почти не отличается от второго, но дает больше простора фантазии. Можно играть подряд, а можно «перепрыгивать» через одну или несколько нот, менять направление гаммы от любой ноты.

4) ТянучкиПожалуй, самый просто способ. Просто «зависаем» на одной ноте, меняя аккорды на ее фоне.

5) Опевание нотЭтот способ импровизации похож на «тянучки», но значительно разнообразнее. Суть его в том, что выбрав ноту для «тянучки», мы играем не только ее, но и две-четыре соседние в произвольном порядке и произвольно меняя длительность. Со временем произвольность перерастет в осмысленность.

6) Ступеньки вверх и внизСтупеньки вверх – мы последовательно играем две или три ноты, каждый раз смещаясь на одну клавишу вверх. Ступеньки вниз играются аналогично, но смещение происходит на одну клавишу вниз.

7) ПрыжкиСпособ основывается на «прыжках» примерно через октаву (можно чуть больше или чуть меньше) с первого пальца на пятый, либо обратно. Можно сдвигать вверх и вниз оба пальца, а можно «нижний» палец «заморозить», смещая только «верхний», можно наоборот.

8) Узкие и широкие интервалыИспользуем в импровизации узкие и широкие интервалы.

9) ФоршлагМы можем украшать нашу импровизацию форшлагами. Стараемся использовать их умеренно, чтобы «не пересолить».

Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило).

  • 3. Общие рекомендации
  • 1) Импровизация накладывается на ритмическую, гармоническую основу композиции, левая рука играет ритмично (не запаздывает и не спешит);
  • 2) Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля;
  • 3) Фразы, приемы могут применяться как отдельно «вкраплениями», так и «цепочками»;
  • 4) Используйте повторения – повторяйте мелодические фразы в вашей импровизации.

5) Используйте в импровизации различные динамические оттенки. Варьируйте громкость звучания вашей импровизации. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.

6) Варьируйте музыкальный темп. В вашей импровизации могут быть как более спокойные, так и более оживленные фрагменты.

III. Домашнее задание

1. Научиться играть гармонические основы левой рукой (см. 1 пункт II раздела).

2. Играйте одноголосную мелодию правой рукой, используя гармонические основы для левой руки. Постепенно начинайте применять другие рассмотренные фразы и приемы для правой руки.

3. Переходите к свободной импровизации на черных клавишах. Придумайте свои гармонические основы.

Источник: http://music-uroki.com/lessons/fortepiano2/node/366

Как научиться импровизировать на фортепиано? Какую именно теорию надо знать?

Попробую ответить понятно, основываясь на своём опыте. Сам прошёл путь полностью самостоятельного обучения импровизации на пианино, но в итоге научился скорее буги вуги, чем джазу, но посмею все равно дать рекомендации. 

  1. Предположим, начальные знания о сольфеджио есть. Что такое тональность, ступень и тд. Без этого никуда. Выбираем любимую ноту, например до. Моей первой любимой нотой была до, второй – Фа.

    От неё разучиваем джазовую гармонию (или блюзовую, иначе говоря). Наиболее классический пример, который я сам постоянно использую – расширенная пентатоника.

    Полтора тона, тон, пол тона, пол тона, полтора, пол, пол. 

  2. Сыграйте то же самое, используя ритм свинг, то есть джазовая раскачка, гуглится легко, ещё легче понять, просто услышав. Сыграв джазовую тональность в свинговом ритме,  уже таки можно услышать под своими пальцами джаз

  3. Никакой игры по бумаге, вообще. Только ваш слух. И слушаем побольше джаза, лучших пианистов – Бейси, Петерсон, Тейтум, Монк. Слушаем их фразировку, обыгрывание тем.

    Садимся и играем что-нибудь в блюзовой тональности от своей любимой ноты. Осваиваемся в этой тональности. В ней одной и только в ней сидеть ещё долго.

    Придумываем первую мелодию, не забываем, что закончить её надо, придя в тонику или доминанту. 

  4. Когда появилась первая своя мелодия, попытайтесь сыграть её максимальным количеством способов так, чтобы она стала длиннее или короче, но оставалась узнаваемой. 

  5. Научившись обыгрывать свою мелодию, учимся фантазировать проигрыши.

    Берём три ноты в своей тональности так, чтобы среди них была та любимая тоника, и пытаемся сыграть как можно больше разных фраз из этих трех нот, изменяя их порядок и ритм.

    Можно посидеть на одной ноте и подумать, можно выстучать ритм, используя другую ноту. Когда фантазия кончится, добавьте ещё одну ноту и удивитесь тому, насколько много теперь  вы можете придумать. 

  6. Освойте эту тональность так, чтобы спокойно перемещаться по ней с закрытыми глазами и строить законченные фразы в любом направлении. На одну тональность может уйти не один месяц. 

  7. Вот теперь можно вернуться к стандартным рекомендациям про работу в левой руке, последовательности аккордов и прочий джазовый матан. Оторвавшись от бумажки и построив себе на клавиатуре надёжные рельсы в виде хорошо разобранной тональности, можно в ней начать действительно толковую импровизацию.

Лучше всего начать собственно, с музыкальной теории, узнать что такое октава, 12 полутонов в ней.

Далее из 12 полутонов обычно используют 7, которые выбирают по правилам образования мажорной или минорной гамм, или ладов (например арабский лад). Далее в этих гаммах можно получить аккорды.

Начните смотреть видео по музыкальной теории, и, если вам понравиться, вы не сможете остановится! Рекомендую серию видео ниже:

www.youtube.com/embed/UZzSbO37hys?wmode=opaque

Есть специальные курсы импровизации. Например, можно бесплатно пройти курс по джазовой импровизации от британского колледжа Беркли (на платформе Coursera).

  • Простейшие импровизации строятся на 3-х базовых аккордах: тоника (I ступень), субдоминанта (IV ступень) и доминанта (V ступень). 
  • Играете левой рукой аккорды:до мажор, до мажорфа мажор, фа мажорсоль мажор, соль мажор
  • до мажор, до мажор
Читайте также:  Всё, что вы хотели узнать о постановке голоса - что это такое

Дальше можно придать какой-нибудь ритм, превратить аккорды в арпеджио или брать только начальные ноты. Правой рукой играете любую мелодию. 

Другая прогрессия:до мажор => ля минор => фа мажор => до мажор

Играете эту последовательность левой рукой, правой добавляете мелодию (можно даже без нее, если правой обыгрывать те же аккорды).

Более сложный уровень – это пентатоника и блюзовая гамма.(например, попробуйте играть только на черных клавишах – они расположены так, что между ними не существует диссонанса, поэтому любые сочетания звучат гармонично).

Вот, нашла тьюториал по блюзу на русском языке: 

www.youtube.com/embed/_pGFOftqj34?wmode=opaque

Импровизируют обычно в джазе или блюзе. Поэтому ищите учебные курсы и обучающие видео именно по этим направлениям.

Чтобы “набить ухо” можно слушать и играть различные вариации, а потом придумывать свои. Различные вариации на темы народных песен часто есть в школьных музыкальных сборниках. Один из самых замечательных примеров вариаций – это La Follia Арканджело Корелли. В ней 23 мини-композиции, обыгрывающие одну тему. Можно слушать, следить за партитурой и потом придумывать свои варианты.

www.youtube.com/embed/5BPhkY6xIP8?wmode=opaque

Теперь можно взять мелодию из “Реквиема по мечте”, она простая как табуретка, и на основании её составить свои вариации.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/468975/image_src

Гельфгат Г. – Импровизация на фортепиано. Программа

Импровизация на фортепиано. Программа Г.Л. Гельфгат

  • МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УССР РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
  • Сочинение и основы импровизации
  • Импровизация на фортепиано
  • ПРОГРАММА и методические указания для детских музыкальных школ и школ искусств
  • Киев – 1989
  • Составитель программы:
Г.Л. ГЕЛЬФГАТ,
и.о. доцента Харьковского института искусств
Рецензенты:
Р.И. САВИНЫХ,
председатель Республиканского Совета директоров школ искусств,
директор базовой Харьковской школы искусств №1
О.А. ЕРУСАЛИМСКИЙ,
зав. эстрадным отделом Черкасской школы искусств №1

Ответственный за выпуск

В.Г. ДАВЫДОВ

Редактор

В.В. ЩЕРБИК

Пояснительная записка

Программа курса “Импровизация на фортепиано” рассчитана на учащихся фортепианных отделов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Овладение навыками импровизации требует координации усилий педагогов разных дисциплин, в первую очередь – по специальности и по сольфеджио.

Основные общие положения методики обучения импровизации могут быть распространены и на учеников других специальностей. В этом случае необходимо соответственно дополнить курс практическими занятиями по импровизации на том инструменте, на котором обучается данный ученик.

В то же время большинство рекомендаций вполне доступны всем ученикам ДМШ и ДШИ, так как они овладевают навыками игры на фортепиано не только в классе специального фортепиано, но и на занятиях по так называемому «общему фортепиано».

Ряд положений программы осваивается учащимися в процессе групповых занятий по сольфеджио и теории музыки. Основные занятия проводятся в классах по специальности. В подготовительных группах эти занятия включаются в урок по фортепиано.

В 1-м классе педагог ведет занятия по импровизации отдельно, с группой в 3-4 ученика.

Со 2-го класса, как предусмотрено вводимыми с 1988/89 учебного года новыми рабочими планами, занятия по импровизации рекомендуется проводить с группой из 2 учащихся по 1 часу 2 раза в неделю.

Занятия по импровизации лучше всего проводить в классах, имеющих два фортепиано.

Педагог, ведущий занятия по импровизации, должен сам стремиться овладевать навыкми импровизации, постоянно готовиться к каждому уроку, а главное – всегда принимать во внимание индивидуальность каждого своего ученика, его творческие и исполнительские способности, степень владения инструментом и конкретные успехи в овладении навыками импровизации.

В процессе работы вполне возможны как задержка на меннее усвоенных разделах программы, так и более быстрое движение вперед для одаренных учащихся. Индивидуальный подход и дифференциация контрольных заданий – одно из главных требований к педагогу по импровизации.

Методические указания

В настоящее время особое внимание всех педагогов-музыкантов все более обращено на развитие творческих способностей учащихся. Одним из действенных средств, активно стимулирующих такое развитие, является обучение импровизации на фортепиано.

Зародившись в глубокой древности, как основная форма бытия музыки, импровизация пережила свой “золотой век” в ХVI -ХVII веках, а затем, не без влияния развивавшейся специальной муэыкальной педагогики, начала постепенно сдавать свои позиции и к концу XIX века была практически изгнана из арсенала педагогических средств.

И только в XX веке, в период бурного расцвета коммуникаций, радио, звукозаписи, телевидения и, в связи с этим, широчайшего взаимопроникновения музыкальных культур разных стран и народов, среди которых импровизация является зачастую основной формой существования музыки, в период усиления поисков новых средств для стимулирования развития творческой индивидуальности каждого музыканта мы все чаще обращаемся к старому, но очень надежному средству – искусству импровизации.

Заниматься привитием к развитием навыков импровизации нужно регулярно, используя занятия по сольфеджио, но в первую очередь, естественно, на специально проводимых уроках по импровизации в индивидуальном порядке (лучше всего – с 2-мя учащимися одновременно). При этом следует исходить из того, что в процессе занятий импровизацией “проявляется не какой-то особый “дар природы” или специфические навыки, а общемузыкальные способности, составляющие суть проявления личности в музыке” (I-3).

Занятия по импровизации приобретают особый социальный смысл: ДМШ и ДШИ готовят, в первую очередь, любящих музыку и достаточно хорошо в ней разбирающихся (то есть – квалифицированных) слушателей.

Для значительного числа из выпускников ДМШ и ДШИ музыка, не став основной специальностью, останется их любимым увлечением, а практические навыки, приобретенные ими в процессе обучения импровизации, помогут

подобрать мелодию полюбившейся песни, быстро “придумать” к ней аккомпанемент, свободно музицировать в кругу семьи или других любителей и т. д.

Для тех, кто решит продолжать свое музыкальное образование, систематические занятия импровизацией позволят более свободно ощутить фортепианную клавиатуру, лучше использовать колористические возможности инструмента, транспонировать, вырабатывать быстроту реакции творческого мышления, техническую и эмоциональную свободу, легко аккомпонировать пению, танцам, заниматься сочинением музыки.

Как подчеркивал Д.Б. Кабалевский, „занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первая – выработка интонационного и ладового слуха, вторая – развитие творческой фантазии.

Чаще всего при импровизации от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого – импровизирование мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений…

Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения)…” (II-25, стр 87)

Чрезвычайно существенным представляется нам и еще одно замечание Д.Б.

Кабалевского, которое всем педагогам, ведущим занятия по импровизации постоянно необходимо иметь в виду: “Занятия импровизацией в условиях школы (имеется в виду школа общеобразовательная, но с полным основанием можно отнести это и к ДМШ и ДШИ. Примечание мое. Г.Г.

) таят в себе большую опасность воспитания в детях дилетантизма, инертного воспроизведения элементарных музыкальных “штампов”, невольного подражания банальной – и потому легко застревающей в сознании детей – музыке, которую они сейчас слышат более чем часто в повседневном быту. Уберечь детей от пассивного подражания этой музыке – задача, требующая от самого учителя высоко развитого художественного вкуса, опыта и сознательно-критического отношения к музыке”. (II-25, стр 88)

  1. В этой связи следует отметить известную неправомерность того, что импровизация на фортепиано часто сводится лишь к джазовой импровизации. В предлагаемой программе курса импровизации предусмотрены три этапа:
  2. начальное обучение импровизации (подготовительные и 1-й классы), обучение импровизации на “внемузыкальных” моделях, рассчитанное на 2-4 годы обучения,
  3. а с 5-го класса – занятия по импровизации на “музыкальных” моделях, импровизации в разных стилях, в том числе – джазовая импровизация.

Успехи в овладении навыками импровизации в значительной степени зависят от пианистической одаренности ученика, наличия у него прочных и глубоких знаний по теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе, элементам анализа музыкальных произведений. Важно еще раз подчеркнуть, что успехи в области импровизации музыки возможны только в результате регулярных активных занятий импровизацией, постоянной практики импровизации.

Одним из лучших способов научиться импровизировать на пианино или фортепиано являются регулярные занятия с инструментом в своем доме. При необходимости мы можем помочь перевезти пианино в любую точку Киева, а также выбрать правильную методику обучения.

Подготовительная группа и 1-й класс

Занятия по импровизации включаются в процесс общих занятий по специальности с педагогом. Элементы импровизации изучаются с учащимися на занятиях по ритмике и сольфеджио. Необходимо тщательное согласование и распределение ролей на первоначальном этапе.

Педагогам следует постоянно помнить слова Д.Б.

Кабалевсеого о том, что элементы теории музыки включаются в уроки после того, как в учениках вызван интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт.

Темы, изучаемые учащимися на уроках по специальности, ритмике и сольфеджио:

1.Продление (завершение) мелодии голосом; позже – на фортепиано.

2.Изучение клавиатуры. Названия нот. Регистры и их особенности. При этом необходимо подчеркивать образность звучания разных регистров.

3.Ориентировка в направлении движения нот “вверх” и “вниз”.

4.Определение на слух характера музыки.

5.Длительность нот. Размер. Такт.

6.Гамма. Тоника как 1-я ступень гаммы. Простейшая гармонизация гаммы.

7.Понятие об интервалах (секунда, терция, квинта).

Упражнения по импровизации

1.Игра простейших упражнений на фортепиано, подбор интервала без осознания, по слуху – от заданной педагогом ноты. Построение по слуху интервала, сыгранного педагогом. Необходимо постоянно менять заданную ноту, охватив постепенно все звуки в октаве, давая первую ноту в разных октавах. Начинать с большой секунды, а затем терции. Ритм простейший.

2.Подбор по слуху небольших фраз и предложений. Упражнения-игры ''продли тему”, “ответь мне”, “измени тему” (лад).

3.Подбор простейшей мелодии по данному ритмическому рисунку.

4.Подбор басового голоса по слуху.

5.Игра мелодии в сопровождении выдержанной тонической квинты (бурдон).

6.Знакомство с изобразительными возможностями фортепиано. Использование элементов звукоподражания как “программы”.

7.Эмоциональная окраска мелодии. Игра гаммы с разной “окраской”.

8.Подтекстовка мелодий.

9.Подбор знакомых мелодий с простейшим аккомпанементом

10.Диагог на 2-х фортепиано учитель – ученик: “вопрос -ответ”.

Все упражнения обязательно играть в разных тональностях (с их осознанием – пройденные тональности, а также без осознания). Только игра в разных тональностях будет способствовать уверенному и ycкоренному овладению клавиатурой.

Этой же цели служит подбор и игра пройденных в классе пьес и этюдов во многих тональностях. Для более способных и быстро схватывающих материал учащихся вполне возможно введение понятия каданс и предложение-период (4-8 тактов). Следует поддерживать в учащихся поиск более сложных аккордов (без их осознания).

Допустимо введение понятия “оборот”, гармоническая “схема” типа Т-V, T-V-I, I-IV-V-I и др.

В конце учебного года педагог проводит проверку усвоения учащимися всего пройденного материала (без оценки). Цель – выявление пробелов для их устранения во 2- м классе. Категорически не рекомендуется в 1-м классе форсированное изучение,

натаскивание, так как от качества заложенного в 1-м классе фундамента во многом зависит успешное постижение искусства импровизации в дальнейшем. Кажущаяся простота и легкость не должны быть критерием для ускоренного прохождения программы.

  • 2-ой класс.
  • При формировании группы из 2-х учащихся необходимо подбирать примерно одинаково подготовленных учащихся, максимально учитывать их индивидуальность, данные и степень овладения материалом первого класса.
  • Не следует бояться повторения и закрепления пройденного ранее, так как весь процесс обучения импровизации во многом базируется на постепенном усложнении и обогащении простейших навыков, заложенных в 1-м классе.

Темы, изучаемые на уроках сольфеджо, здесь и в дальнейшем не дублируются. Важно, чтобы педагог, ведущий занятия по импровизации, увязывал свои занятия с программой по сольфеджио. На уроках сольфеджио возможно использование ряда упражнений по импровизации, с учетом специфики изучаемого материала.

Упражнения по импровизации

1.Игра более сложных вариантов упражнений на фортепиано от заданной ноты. Постоянно изменять первую заданную ноту.

2.Транспонирование простых мелодий, знакомых тем, отдельных фраз или эпизодов из используемых в классе по специальности произведений.

3.Продление мелодии на фортепиано. Завершение ответной фразы с элементами варьирования.

4.Подбор 2-го голоса к мелодии в противоположном движении и с параллельными терциями (терцовое двухголосие).

5.Гармонизация мелодии в разных тональностях без осознания и с осознанием тональностей (пройденных).

6.Использование в аккомпанементе тонической квинты с вспомагательными звуками, терций с проходящими звуками и простейших вариантов аккомпанемента (фактурные варианты).

7.Имитация простейших звуко-изобразительных интонаций на фортепиано

(внемузыкальные модели):
1) Имитация

Источник: https://studfile.net/preview/5535041/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector