Искусство трубадуров: музыка и поэзия

Веселый, неунывающий Трубадур из мультфильма «Бременские музыканты» покорил зрителей жаждой свободы и силой любви к прекрасной Принцессе.

Герои проходят через череду испытаний, чтобы быть вместе вопреки преградам и желанию Короля.

Молодой человек в полной мере впитал черты своего прототипа – средневекового трубадура-рыцаря, дамой сердца которого выступала девушка намного выше по сословию.

История появления

Сказку «Бременские музыканты» написали братья Гримм, но Трубадура в произведении не было. В забавных приключениях участвовали кот, собака, осел и петух, задумавшие добраться до Бремена, чтобы стать уличными музыкантами.

В 1960-ых годах экранизировать сказку собралась режиссер-мультипликатор Инесса Ковалевская, однако от готового сценария пришла в ужас. Постановщику не хватило изюминки и «здравого смысла».

Так сценарий оброс дополнительными героями.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияСказка братьев Гримм «Бременские музыканты»

Трубадура предложил ввести как главного персонажа писатель и актер Василий Ливанов. В итоге молодой человек возглавил чудаковатый животный ансамбль. Хоть герой и носит имя Трубадур как собственное, однако за основу взята профессия трубадур, которая процветала в Средневековье.

Эпоха трубадуров

В эпоху зрелого Средневековья, начиная с конца 11 века, южный регион Франции Прованс переживал хозяйственный и культурный подъем. Край страны оказался почти свободным от королевского гнета и доктрин папского престола, шла бурная торговля с Европой и Ближним Востоком.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияСредневековые трубадуры

Города росли и процветали, снизился градус противостояния феодалов и горожан, мирно уживались представители всех конфессий – арабские, еврейские и греческие общины. Замки зажиточных людей превращались в культурные центры, где в почете были науки и творчество. В таких условиях зародилась рыцарская лирика трубадуров.

Значение слова «trobar» с прованского – находить, создавать, изобретать. И на первых порах этот термин использовался не как определение социального статуса поэта и музыканта, а как описание его способности придумать новую оригинальную песню. В основном сочинители происходили из знатного рода, а песни распевали под гитару.

Каждый трубадур выступал и автором, и исполнителем произведений. Только малая часть представителей этой «профессии» составляла текст и музыку, но не решалась выступать перед публикой. За них это делал жонглер или оруженосец.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияУличные музыканты

Значение творчества поэтов-музыкантов неоценимо. До возникновения куртуазной литературы роль универсального языка играла латынь – на ней писались все произведения. А трубадуры впервые в Западной Европе начали создавать поэзию, используя народные диалекты, в том числе прованский язык. Расцвет рыцарской лирики положил начало переходу средневековой литературы на национальные языки.

Великолепная эпоха трубадуров продлилась вплоть до начала 13 века. Почти 200 лет история отвела становлению и расцвету рыцарской лирики. Такое определение поэзия получила за то, что первые песни посвящались любви к Прекрасной Даме. Влюбленный рыцарь упивается нежными чувствами к женщине, при этом ответные эмоции не обязательны.

Трубадуры повысили ценность человека, способного любить. Дама сердца, как правило, выше по сословию. А на пути бедного мужчины, сраженного стрелами Амура, возникают препятствия. Постепенно тексты от простого рассказа о безответных чувствах превратились в лирические вселенные с кучей героев.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияТрубадуры Гильем Аквитанский и Джауфре Рюдель

Трубадуром становился человек любого сословия, главное – чтобы имелся талант. Со временем среди них часто начали встречаться и бедные рыцари, и граждане неизвестного происхождения.

Но большая часть все же относилась к числу образованных людей, знакомых с литературными трудами Овидия и Вергилия, например.

Часть представителей этой творческой интеллигенции выросла при монастырях, в те времена считавшихся центрами культуры.

Первым трубадуром, получившим славу и признание, стал Гильем Аквитанский, который не только сочинял и исполнял композиции. Влиятельный мужчина выступал покровителем коллег по цеху, приглашая в собственный дворец, чтобы те имели возможность свободно творить.

Волна народного признания захлестнула и таких талантливых трубадуров, как Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Арнаут Даниэль. В списке нашлось место даже женщинам: Беатриса де Диа и Мария де Вентадорн не хуже мужчин слагали стихи.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияТрубадуры Бернарт де Вентадорн и Арнаут Даниэль

Поэты гастролировали по югу страны, авторов и исполнителей песен с удовольствием принимали в феодальных дворах, где платили за труд серьезные деньги. Поэтому трубадуры жили на гонорары.

Эпоха лирики трубадуров оборвалась в начале 13 века вместе с «альбигойскими войнами». Феодалы с Севера Франции устраивали крестовые походы на Прованс и в итоге разграбили и разрушили колыбель искусства. А это значит, что трубадурам пришлось бежать подальше. Новый дом они нашли в Италии, Германии и на Пиренеях.

Экранизации

Трубадур как «худрук» ансамбля из животных предстал на экранах в 1969 году. Мультик «Бременские музыканты», созданный в формате рок-мюзикла, дополнили любовной линией: как и средневековые трубадуры, главный герой влюбляется в неравную себе даму – Принцессу.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияМультфильм «Бременские музыканты»

Молодой человек в черновом варианте не понравился Инессе Ковалевской. Художник Макс Жеребчевский нарисовал юношу как скомороха – в колпаке. Окончательный образ родился в голове режиссера, когда она увидела в журнале иностранной моды блондина в узких джинсах.

Так персонаж обрел современный внешний вид и еще ряд приятных характеристик, от которых зрители остались в восторге. Высокий блондин с голубыми глазами обладал чудным голосом, романтичной и легкомысленной натурой, а еще бесконечно любил свободу. Хитрость и смекалка делали героя абсолютным «рыцарем» – из любой ситуации он находил выход и неизменно падал к ногам возлюбленной.

Трубадур распевал волшебные композиции на стихи поэта Юрия Энтина голосом Олега Анофриева. Впрочем, актер пел почти за всех персонажей. В озвучке мультфильма также поучаствовали вокалистка Эльмира Жерздева (Принцесса) и поэт Анатолий Горохов (все звери и охрана). За Короля говорил композитор Геннадий Гладков.

Мультик отличился тем, что герои очень напоминали некоторых актеров. Например, банду разбойников срисовали со знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого – Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияРазбойники и их прототипы

В следующий раз Трубадур и его друзья появились в мультфильме Василия Ливанова «По следам бременских музыкантов» в 1973 году. Картину не планировали создавать, да и Инесса Ковалевская была занята другим проектом.

Решение снимать сиквел приключений необычной пятерки музыкантов приняли после обращения на киностудию «Союзмультфильм» – директор одного из московских кинотеатров заявил, что зрители с нетерпением ждут продолжения увлекательной истории. Озвучивали героев те же актеры, а вот у Трубадура голос изменился – партии персонажа исполнил Муслим Магомаев.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияТрубадур в трех мультфильмах

Авторы вновь прозрачно намекали на реальных людей. Так, Принцесса, пребывавшая в «истерическом состоянии», напоминала наследницу генсека Леонида БрежневаГалину, Трубадур уж очень смахивал на Элвиса Пресли, а звери – на «битлов».

Вернуться к мотивам нашумевшей истории суждено было режиссеру Александру Горленко. В 2000 году дети и взрослые получили рисованный мультик «Новые бременские музыканты», в котором Трубадур с Принцессой растят сына, Король на мели, а атаманша превратилась в руководителя банка. Песни за молодого человека исполнил Филипп Киркоров.

Интересные факты

В творчестве средневековые трубадуры использовали более десятка жанров. Почтением пользовалась баллада, напоминающая народную хоровую песню. Часто поэты работали в жанре канцоны – любовных напевов, начинающихся с описания весны, пробуждения всего живого. Позднее это направление дополнилось политическими и религиозными вопросами.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияДжино Синимберджи в роли Трубадура

Излюбленным жанром трубадуров стал верс (от латинского «versus», т.е. стих) – лирическая композиция с повторяющейся рифмой. Замыкает четверку популярных видов сирвента. Эти строфические песни авторы посвящали острым общественным темам, далеким от любовных мотивов, – войне, ненависти, отмщению. За 200 лет трубадуры подарили миру 2,5 тысячи песен.

Искусство трубадуров: музыка и поэзияМихаил Боярский в роли Трубадура

В 1853 году Джузеппе Верди поставил чудесную оперу «Трубадур», добавившую автору славы. В середине 20 века по мотивам музыкальной работы итальянец Кармине Галлоне снял фильм с одноименным названием, в котором роль трубадура Манрико сыграл Джино Синимберджи.

С 1970-ых годов в театре имени Ленсовета идет спектакль «Трубадур и его друзья», созданный по мотивам мультфильма. В образ Трубадура первым вживался Михаил Боярский, а Принцессу тогда блестяще воплотила Лариса Луппиан. Эта работа стала началом романа звездной пары.

Трубадур – герой новогоднего мюзикла «Золушка», снятого Семеном Горовым для главной ночи года в 2002 году. Роль поэта и музыканта в этой картине исполняет Олег Скрипка.

Источник: https://24smi.org/person/4494-trubadur.html

Журнал «Человек без границ» – Трубадуры – рыцари любви

Когда звучит труба, это значит, что-то происходит в мире. Может быть, это труба полководца, созывающего свое войско, или легендарная труба, звуки которой разрушали самые прочные стены. А иногда прикосновение этих звуков пробуждает человеческую душу ото сна.

И хотя слова «труба» и «трубадур» этимологически не связаны: название средневековых странствующих певцов происходит от французского trobar – «искать», «находить», «изобретать», — наверное, не случайно они так созвучны.

Воздействие трубадуров на средневековую европейскую культуру было подобно пробуждающему звуку трубы.

  • Слушай! Странный трубач, небывалый трубач играет в ночи
  • Прихотливые песни,
  • Незримо паря в воздушной стихии.
  • Трубач, я слушаю, чутко ловлю твой напев –
  • То бурный, крутящийся вихрем вокруг меня, надо мною,
  • То робкий, неясный, гаснущий где-то в пространстве.
  • Ко мне, о бесплотный! Ты, может быть, дух музыканта
  • Усопшего, взлеты мечты и восторг озарений
  • Изведавший в том бытии, которое было
  • Волной, океаном, вселенною звуков.
  • Теперь, экстатический дух, ты звонкой трубою
  • Ничьей души не тревожишь – одну лишь мою,
  • Лишь для меня играешь ты песню,

Чтоб я передал ее миру… …

  1. Труби, трубач! Воскрешай пред моими очами
  2. Старинные зрелища – мир феодалов.
  3. О, магия музыки! Вот вереницей ожившей
  4. Идут кавалеры и дамы, пируют бароны, поют трубадуры
  5. И, в искупленье греха, ищут рыцари чашу святого Грааля.
  6. У. Уитмен

С началом Крестовых походов на Восток для жителей Европы рамки сознания, которое прежде ограничивалось маленькой деревней или замком, раздвинулись до размеров целого мира.

Люди внезапно осознали, что есть другие народы с другими обычаями, есть огромный мир, так не похожий на привычный. Настало время пробуждения – и стали возникать города. До XI века над человеческим сознанием довлели церковные догмы; все ожидали неминуемого конца света.

Официальная церковь внушала людям, что тело греховно, что оно является темницей для души и источником ее бед, а потому должно быть подвергнуто мучениям и страданиям.

Из всех видов наук и искусств допускались лишь те, которые считались угодными Богу; светская литература, театр, живопись и музыка не только не поощрялись, но считались дьявольским искушением.

Однако проходит рубеж X-ÕI веков, ожидаемого конца света не наступает; начинаются Крестовые походы, с Востока в Европу возвращаются забытые сочинения философов, историков и поэтов античности, из Испании проникают элементы арабской культуры – и наступает неизбежный перелом в сознании.

По всей Европе пронеслось: “Бог есть Свет”, — и вознеслись ввысь готические соборы, наполненные музыкой и игрой солнечных лучей. “Материя — сосуд, принимающий божественный Свет”, — и появились школы мастеров, которые создали шедевры, вдохновляющие людей в течение многих веков.

Читайте также:  Камерная музыка - основные понятия

“Бог есть Любовь”, — и зазвучали песни трубадуров. “Бог — это Верность”, — и из глубины времен вернулись баллады о Короле Артуре, об истинной чести и рыцарской верности. Авторитет ортодоксальной церкви упал, в Европе возникли «ереси» альбигойцев, появились братства алхимиков и мистиков.

В средневековом обществе – будь то объединения религиозных мистиков, рыцарство или ремесленные союзы, — все больше распространялось новое мировоззрение: Бог присутствует во всем, материя не является чем-то низким и недостойным, но представляет сосуд для божественного Света.

К этому божественному Свету можно приблизиться, и существует бесконечное число путей постижения Бога.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

Первый импульс новой рыцарской культуры возник в XI веке на юге Франции, в Провансе. Богатые провансальские города поддерживали торговые отношения со всеми странами Востока, здесь охотно принимались арабские врачи, ученые и философы, а многие знатные сеньоры Прованса получали образование в университетах Кордовы и Гранады.

Сюда пришли с Востока учение арабских мистиков-суфиев, еврейская каббала, астрология и алхимия. И все это наложилось на старинные галло-римские традиции.

Культура, которая зародилась в Провансе, просуществовала всего три века и была безжалостно уничтожена в религиозных войнах, но ее влияние мы ощущаем до сих пор –философия и поэзия Возрождения, романтизм XIX века донесли до нас голоса древних трубадуров.

Дух свободы, красота, возвышающая человека и заставляющая его бороться за то, чтобы мир вокруг становился светлее и гармоничнее, благородство и честь, образ Прекрасной Дамы… Человеческая душа, обретающая крылья и возносящаяся в лучах божественного света над миром действительности… Далекая мечта, возможно, не достижимая никогда, но от этого не становящаяся иллюзорной.

***

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

  • Нежнее пенье птицы дальней,
  • Май наступил – спешу я вслед
  • За сладостной любовью дальней.
  • Я верой в Господа согрет –
  • И встречусь я с любовью дальней.
  • Но после блага жду я бед,
  • Ведь благо – это призрак дальний.
  • С Творцом, создавшим тьму и свет,
  • Любви не позабывшим дальней,
  • Я в сердце сохраню завет,
  • Чтоб дал свиданье с дамой дальней.
  • Даю безбрачия обет,
  • Коль не увижусь с дамой дальней,
  • Ее милей и краше нет
  • Ни в ближней нам земле, ни в дальней.

Это строки из кансона знаменитого трубадура Жоффруа Рюделя, который отправился на корабле в далекое Трипольское царство за своей Принцессой Грезой – графиней Мелисандой.

Он никогда не видел ее, но долгие годы посвящал ей сонеты, покоренный прославленной добротой и куртуазностью этой дамы.

В дороге трубадур тяжело заболел и скончался на руках у своей возлюбленной, успев лишь произнести: «Сиятельная и добродетельная принцесса! Не стану сетовать на смерть, когда…» Графиня, опечаленная его смертью, удалилась в монастырь до конца своих дней.

Сюжет этой печальной истории стал популярен и использовался впоследствии многими поэтами; но не в этом суть. В творчестве трубадуров был распространен мотив «дальней» любви, любви к далекой и недосягаемой даме, Даме-Мечте, Даме-Музе, которая, подобно звезде, освещает путь рыцаря и вдохновляет его на подвиги.

В куртуазном кодексе любовь – это не просто проявление чувств, это великая сила, гармонизирующая мир. Любовь – закон человека, идущего по пути внутреннего совершенствования, она требует от своего рыцаря и своей дамы жертвы, постоянной работы над собой, постоянного подвига.

Простое человеческое чувство возвышается до уровня науки и искусства; правила куртуазной любви так и назывались – “веселая наука”. Дама, которой рыцарь посвящал свое сердце, всегда была замужней – недосягаемой, достойной поклонения – и зачастую стояла выше на социальной лестнице.

В отличие от брака, который в средние века обычно заключался исходя из политических соображений, куртуазная любовь была свободно избранной и дарованной. Рыцарь и дама, которые становились куртуазной парой, вступали на долгий путь взаимного совершенствования.

Влюбленные могли подолгу не видеться, бывали даже случаи, когда они встречались два-три раза в жизни, но между их душами существовала невидимая нить, великое чувство, которое заставляло обоих совершать многие подвиги во имя любви. Часто дама отправляла своего рыцаря выполнять рискованные предприятия.

Обыкновенно рыцарь тайно поступал на службу к своей возлюбленной. Эта служба возвышала и облагораживала его, делая воспитанным и благородным человеком, а иногда заставляя проявлять не меньший героизм, чем в сражении.

Впоследствии это служение даме стало узаконенным правилом: будущий рыцарь уже с возраста пажа, воспитываясь при дворе своего сеньора, должен был учиться слагать стихи в честь хозяйки дома. Любовь была наукой со своими законами и правилами.

Очень популярным был образ Дерева пороков и добродетелей, которое неоднократно воспевалось в песнях трубадуров. Оно могло вести человека вверх, по пути добродетелей, туда, где его ждали Бог, дама, любовь, верность, чувство меры, умение говорить, доброта и молодость.

Но человек мог избрать и обратный путь, где его поджидали дьявол, лжелюбовь, клеветники, неумеренность, уныние и тоска. И рыцарь, подобно герою знаменитого трубадурского «Романа розы», на каждом шагу своего пути должен был делать выбор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

К XIII веку влияние трубадуров распространяется на северную Францию, Британию и Германию. Там возникает движение труверов и миннезингеров. Они в большей степени обращаются к национальной мифологии.

Благодаря им возрождаются многие кельтские мифы, лежащие в основе эпоса о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Благодаря этим легендам постепенно формируется идеальный образ справедливого государства – королевство Артура, совершенное воплощение рыцарского нравственного совершенства.

Круглый стол является символом мира, в котором царят гармония и порядок. Сюда всегда могут обратиться слабые и обиженные и получить помощь. Постепенно формируется облик рыцаря, который берет на себя задачу восстановления справедливости.

Он одинок в своих странствиях – и одновременно не одинок, потому что в его сердце всегда – образ его Дамы, святого Грааля и рыцарские обеты.

Считается, что истоком этой культуры в большой степени послужили древние школы друидов, и в частности барды, которые в кельтском обществе были хранителями мифологии, сакральных знаний, священных текстов и даже законов народа.

Бард имел столь сильное влияние и пользовался столь большим уважением, что мог своей песней поднять на войну и вести в бой, а мог, наоборот, одним словом предотвратить битву.

Его задачей, как позже и задачей «бардов» рыцарской культуры – трубадуров и труверов, – было поддерживать и распространять повсюду знания, помогать людям совершенствоваться в любви, добродетели и мудрости.

Существует предположение, что с приходом христианства на север Европы барды и друиды не исчезли бесследно, но влились в новую религию и продолжали оказывать влияние на духовную жизнь. Например, известен тот факт, что практически все монастыри Ирландии возникли на местах древних друидических святилищ и сохранили многие священные знания, которые потом, в книгах и легендах, вернулись уже в христианское общество.

Если священные истоки эпической поэзии севера Европы лежат в философии друидов, то символизм и философия куртуазной культуры трубадуров юга связывается скорее с мистическим движением суфиев.

Суфизм часто называли религией любви, поскольку в суфийской символике человеческая любовь являлась отражением любви Божественной.

По мнению суфиев, озарение приходит к человеку с любовью, требующей от поэта полной преданности Музе, которая, хоть и кажется подчас жестокой, ведет своего адепта по пути через все лабиринты иллюзии к Истине.

Считается, что суфийское поклонение Даме-Музе повлияло на развитие культа Девы Марии, возникшего во время Крестовых походов на Восток.

Сегодня нам трудно оценить значение суфийской поэзии, поскольку она очень символична и может показаться несерьезной; стихи Омара Хайяма, Руми или Газали подчас выглядят даже фривольными для человека, не знающего скрытого значения слов. Но те, кому ведом тайный язык, говорят, что многие истины во избежание их опошления должны быть защищены от профанов. И знатоку тайной науки стихи расскажут не о пирушке или прекрасных гуриях, а о божественном совершенстве человека, постигаемом с помощью религиозной любви.

Одним из «шифров» суфиев была игра слов. В арабском языке записываются только согласные буквы, и при прочтении могут быть  добавлены разные гласные, в результате чего получаются разные слова. Кроме того, часто игра слов основана на перестановке согласных.

И, например, слово “трубадур”, которое сами суфии выводят из корня ТРБ, буквально означающего «лютнист», с помощью “шифра” будет прочитано как “музыкант”, “суфийский учитель”, “Мастер”, “влюбленный”, “дама”, “госпожа” и т. д.

Благодаря подобной игре слов многие стихи трубадуров содержат более глубокий смысл.

Сами суфии говорят, что движение трубадуров было одним из ответвлений суфизма и имело свои истоки не просто в арабской поэзии, но в философско-религиозной школе, одним из видов деятельности которой было преподавание религии Любви и высшей Мудрости в форме поклонения Прекрасной Даме, а через нее – Божественному. Когда арабы в VIII веке завоевали Испанию, суфизм начал распространяться в Европе и к XI веку проник во Францию и далее. Суфийская поэзия стояла за многими символическими образами, распространенными у трубадуров и труверов: это и знаменитые бестиарии, и Дерево добродетелей и пороков, и «тайный сад».

К сожалению, со временем философско-мистическая основа поэзии трубадуров была забыта, осталась лишь красивая форма. Однако этот импульс не умер. И иногда – в эпоху Возрождения и даже сегодня – появляются Мастера религии Любви, которые, идя трудным путем служения своей Музе, продолжают вести человека.

  1. Хоть тяжкой мукой ты меня томила,
  2. Любовь, тебе я славу воздаю,
  3. За то, что ты мне сердце полонила,
  4. Проникнув через раны в грудь мою,
  5. Чтоб показать, как чудотворна сила
  6. В том божестве, кому хвалу пою.
  7. Пусть для толпы мой жребий непригляден,
  8. Надеждой нищ, а вожделеньем жаден, –
  9. Ты помогай мне в подвиге моем!
  10. И даже если цель недостижима,
  11. Иль второпях душа несется мимо,

Я счастлив тем, что мчит ее подъем…

Джордано Бруно

You have no rights to post comments

Источник: https://www.bez-granic.ru/index.php/history/878-trubadury-rytsari-lyubvi.html

Искусство трубадуров: музыка и поэзия, Музыкальный класс

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения. В основном трубадуры – бродячие музыканты – исполняли свои собственные песни и только немногие, сложив песню, поручали их исполнение жонглеру.

Движение трубадуров зародилось в Провансе – юго-восточной «исторической» области Франции, но со временем стало распространяться и на севере Франции (там их позже стали именовать труверами), а кроме того – в Италии и Испании. История сохранила имена первых (условно) трубадуров – это такие мастера, как Гираут Рикьер, Госельм Феди, Гираут де Борнейль, Пейре Видаль.

Читайте также:  Секрет гениальных скрипок страдивари

Многие исследователи сходятся на том, что всё-таки самым-самым первым представителем в этом искусстве был герцог Аквитании Гийом IX по прозвищу «Трубадур». Благодаря аристократическому происхождению он получил превосходное для тех времен образование, и, не поверите, но уже в восемь лет он мог читать, писать и объясняться по-латыни.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия

По утверждениям современников первые стихи Гийома были написаны в 10 лет, и с тех пор муза сопутствовала будущему великому поэту и певцу. Не отличаясь большими успехами в военном деле, герцог обладал большими способностями к музицированию, любил танцы и лицедейство. Последняя страсть герцога привлекала к нему конфликты с церковью (говорим-то мы о средневековой эпохе).

Исследователи отмечают совершенство форм его стихов, и потому считается, что именно Гийом дал толчок дальнейшему развитию не только поэзии трубадуров, но и европейской поэзии в целом.

Любопытно, что окситанский (по-другому, провансальский) язык, на котором сочиняли свои творения трубадуры, в средневековую эпоху был единственным литературным языком во многих областях Италии и Испании.

Среди трубадуров было много хорошо образованных людей. В основном, трубадурами становились незнатные рыцари, которым покровительствовали сюзерены – крупные правители-феодалы.

Известные сеньоры и дамы Прованса и Лангедока стремились покровительствовать талантливым артистам, которые в совершенстве владели искусством трубадуров.

От придворных музыкантов в то время требовалось обладать такими умениями:

  • владеть игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте;
  • экспромтом сочинять стихи для тех, кто выше по статусу;
  • быть в курсе последних новостей при дворе.

Кроме упомянутого уже Гийома Аквинского европейское средневековье выдвинуло ещё ряд имён известных трубадуров:

  • Пейре Видаль – трубадур, поэзия которого полна чувственности и авантюризма, знаменитый импровизатор любовных канцон и политических сирвент (такие вот жанры трубадурского творчества).
  • Конон Бетюнский – французский трувер, принимавший участие в крестовых походах. Стихотворений его сохранилось всего несколько – в основном, это куртуазные канцоны, походные песни и сатиры.
  • Бертран де Вентадорн – сын обыкновенного слуги, ставший знаменитым поэтом свого времени (XII век), в своих стихах воспевал весну и любовь как величайшее благо.

Известные трубадуры – это не исключительно мужчины, в средневековье были и женщины-поэтессы – на данный момент известно 17 женщин-трубадуров. Имя первой среди них – графиня Беатриса де Диа.

В конце XI века зарождается так называемая куртуазная поэзия трубадуров – рыцарская поэзия, в которой культивируется любовное, но в тоже время учтивое отношение к даме. Она представляется в таких стихах как некий идеал, уподобляется образу Мадонны, в то же время речь идёт и о даме сердца, которую нужно воспевать и любить платонической любовью.

В роли такой дамы сердца чаще всего выступала замужняя женщина, причем, часто долгие воспевания прекрасной дамы были на самом деле прелюдией к близости, заключенной в определенные правила и рамки; долгие ухаживания в этом культурном контексте означали высокий статус ухажера.

Культ прекрасной дамы оказал значительное влияние на отношение к женщине, ведь до этого церковь преподносила женский пол лишь как рассадник греха и разврата. Также благодаря куртуазной культуре стали заключаться браки по любви.

Влияния искусства трубадуров на музыкальную культуру

Искусство трубадуров и в самом деле повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры в целом и музыки в частности.

Музыка, сочиняемая трубадурами, повлияла на развитие миннезанга – немецкой рыцарской лирики.

Изначально миннезингеры просто перепевали композиции трубадуров, а немногим позже в Германии они сформировали отдельный вид музыкального творчества – миннезанг (это слово буквально переводится как «любовная песня»)

Следует знать о некоторых конкретных жанрах, которые сформировались именно в музыке трубадуров:

  • пастурель – это песенный жанр, содержание такой песни обычно неприхотливо: рыцарь беседует с простой пастушкой, причём, в отличие от куртуазных стихов, ни о каких высоких чувствах быть и речи не может, под видом заигрываний обсуждаются вопросы только «плотской любви».
  • альба – это песня, в которой опоэтизирована ситуация расставания влюбленных утром: им предстоит расстаться, возможно навсегда (рыцарь мог погибнуть в бою) с приходом рассвета.
  • канцона – любовная песня, обращённая к девушке, однако иногда пением канцоны просто выражали уважение к сюзерену, девушке или другу, в таких случаях канцона могла исполняться сразу несколькими рыцарями.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/iskusstvo-trubadurov-muzyka-i-poeziya-muzykalnyj-klass

Поэзия трубадуров. Основные жанры, образы и мотивы

  • Министерство культуры РФ
  • Кемеровский государственный университет культуры и искусств
  • Реферат на тему
  • «Поэзия трубадуров. Основные жанры, образы и мотивы»
  • Выполнила
  • студент гр. РТПП 111

Брунер Э.И.

  1. Проверила
  2. преподаватель
  3. кафедры литературы и русского языка
  4. кандидат филологических наук, доцент
  5. Мироненко Елена Анатольевна
  6. Кемерово 2012г.
  7. Введение

В Провансе, раньше чем где бы то ни было, сложился куртуазно-рыцарский идеал. Роскошь жизни и тяга к образованию, подкрепляемая близостью Италии и арабской Испании, достигли здесь чрезвычайных размеров.

Рыцарская лирика Прованса родилась как выражение избытка жизнерадостности, но вместе с тем и как сложное, требовательное искусство, далекое от наивной непосредственности народной песни. Мы наблюдаем здесь определенную технику, мастерство. В этом отношении показательно само название провансальских поэтов-певцов – трубадуры.

Следует отметить, что это название обозначало всякого поэта независимо от жанра и характера его творчества. Поэтому были трубадуры как рыцарского стиля, так и городского, и даже трубадуры, слагавшие религиозные песни.

Трубадуры создали своеобразную культуру любви – куртуазную любовь, составляющую главное содержание их поэзии. Обычным являлось поклонение трубадура даме, как правило, замужней и стоящей выше его на социальной лестнице.

Любовь к замужней женщине ставит непреодолимую преграду.

Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины, в том числе и совершенствование поэтического мастерства.

Следствием культа «Прекрасной Дамы» стала реабилитация земной радости и земной любви, поклонение женщине, преобразившее её из существа низшего порядка, причины грехопадения, сосуда зла, в идеал.

Трубадуры (среди них особенно Ригаут де Барбезье ) уделяют много внимания характеристике совершенного или «лояльного» влюблённого: он должен отличаться скромностью и терпением, подчиняться всем капризам избранной им дамы, довольствоваться самыми малыми знаками внимания с её стороны, никогда не преступать определённых границ. Для их поэзии также характерен перенос понятий из сферы феодальных отношений сеньора и вассала в сферу куртуазных отношений рыцаря и Дамы. Следуя этому любовному кодексу, вдохновляясь миром человеческой души, поэты не только сочиняли свои песни, но и целый воображаемый мир, в котором существуют лирические герои.

Вслед за певцами, восхваляющими исключительно куртуазное поведение, появляются поэты, пишущие о религии, политике, сословной несправедливости и т.д. Однако следует отметить, что об этих проблемах поэты рассуждают, опираясь на куртуазные ценности (например, тот правитель лучше, который «куртуазнее» и т.д.

). А общей чертой лирики, вне зависимости от темы произведений, становится стремление к земной радости, и в то же время – к возвышенности чувств (с этой позиции открывается широкий простор для сопоставления и противопоставления знатных сеньоров и бедняков, браков по расчёту и истинной, свободной любви).

Песни сочиняют теперь не только бездомные странники, но и осёдлые ремесленники, купцы, юристы, монахи, сами рыцари и даже короли. Стихотворцами могли быть не только мужчины, но и женщины. При этом все они – независимо от возраста, пола, социального положения – назывались трубадурами.

Кроме самих стихотворений трубадуров, сохранился сборник их биографий. Наряду с точными сведениями в них можно найти немало легенд, показывающих, как уже в те времена рисовалась жизнь поэта, склонного к необычайным чувствам и странным фантазиям.

Для обозначения своего творчества трубадуры постоянно употребляют термины “мастерить”, “ковать”, “обрабатывать”. Многим трубадурам такой способ творчества представляется единственно возможным: даже птица, когда она поет, “обрабатывает”, по их мнению, свою песню.

Отсюда упорная работа над стилем и, в частности, виртуозная отделка формы – забота о благозвучии, затейливое построение строф, сложная система рифм. В дошедших до нас текстах насчитывается до девятисот различных строфических форм.

Эту тягу к совершенствованию мастерства и отношение к поэзии как к увлекательной игре подметил А. С.

Пушкин: “Когда в XII столетии под небом полуденной Франции отозвалась рифма в провансальском наречии, ухо ей обрадовалось: трубадуры стали играть ею, придумывать для нее всевозможные изменения стихов, окружили ее самыми затруднительными формами”.

Существовали различные формы лирики трубадуров, которые могли бы быть названы и жанровыми, так как строфическая структура и система рифм стихотворений обычно были связаны с их тематикой. Главнейшими из этих жанровых форм были: кансона, сирвента, тенсона, пасторела, альба и другие.

Этимология слова и происхождение трубадуров

Трубадуры (фр. troubadours, от окс. trobador, от окс. trobar – находить, слагать стихи; народная этимология от слова труба ошибочна) – средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями . Значение слова как нельзя лучше подходит к трубадурам – слагая свои изящные стихи, трубадуры умели подобрать подходящее слово или рифму.

Их творчество охватывает период с XI – XIII столетия, его расцвет пришёлся на XII – начало XIII столетия. Колыбелью трубадуров был юг Франции , преимущественно область Прованс . Они слагали свои стихи на провансальском , народном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары , а также примыкающих районов Италии и Испании .

Стихи сочинялись с учётом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка. Странствуя из города в город, нередко в сопровождении профессиональных музыкантов, называвшихся жонглерами , трубадуры исполняли свои песни под арфу , виолу , флейту , лютню или гитару .

В замках аристократов, на рынках, рыцарских турнирах, ярмарках, праздниках и пирах всякое веселье непременно сопровождалось музыкой и зачастую приглашались именно трубадуры.

Известны имена 600 трубадуров, до сегодняшнего дня дошли 2500 произведений 400 поэтов. Среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв. Большей частью это были незнатные рыцари , некоторые происходили из богатых семей, другие были владетельными особами.

Среди них было немало высокообразованных людей, которые много путешествовали. Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке.

От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах. Развитие торговли в XII столетии обогатило южные районы Франции. Появился досуг и просвещение; люди учились ценить искусство и жить по правилам хорошего тона. Именитые сеньоры и дамы Лангедока и Прованса стали самыми преданными покровителями трубадуров. Поэты были окружены почётом, а их влияние стало заметно отражаться во вкусах, моде и манерах высшей знати. Они даже стали родоначальниками бальных танцев в Европе

Читайте также:  О музыке слова и поэзии звуков: размышления

Для суждения об условиях жизни и поэтической

Источник: https://www.studsell.com/view/122081/

Читать

  • Женевьева Брюнель-Лобришон
  • Клоди Дюамель-Амадо
  • Повседневная жизнь во времена трубадуров XII–XIII веков

Предисловие

Трубадуры: поэзия и повседневность

Трубадуры — певцы Любви и Прекрасной Дамы — возвысили любовное переживание до степени искусства.

И хотя поэзия трубадуров, яркой звездой сверкнувшая на небосклоне Средневековья, быстро скрылась во мраке военных гроз и затем померкла окончательно, уступив место новой литературе, зародившейся на севере страны, слава великих окситанских поэтов пережила века.

Никогда не угасал интерес к творчеству трубадуров; благодаря этому интересу не погрузилась в забвение и средневековая культура юга Франции, некогда значительно опережавшая в своем развитии не только северных, но и южных соседей.

В наше время слово «трубадур» со значением «певец любви» вошло во многие языки мира. Однако, когда речь заходит о подлинных, исторических трубадурах, неизбежно возникает множество вопросов, ответов на которые значительно меньше.

Встает вопрос определения: трубадуры окситанские или провансальские? Издавна все, что связано с историей и культурой юга Франции, в русской научной литературе традиционно именуется «провансальским», в том числе язык, на котором говорили и писали трубадуры, сама лирика трубадуров…

Однако Прованс — всего лишь одна из провинций Южной Франции, поэтому, стремясь преодолеть некоторую двойственность определения «провансальский», во Франции стали активно использовать определение «окситанский». Термин этот исторический: впервые он был употреблен в XIV веке в составленных на латыни документах Парижской канцелярии.

В них язык, на котором говорило население недавно присоединенных к владениям французской короны южных провинций, именовался lingua occitana, «окситанский язык». Соответственно, за землями юга Франции закрепилось название «Окситания», то есть край, где говорят на «языке ок» (lenga d’oc), или окситанском.

В настоящее время во французской литературе определение «окситанский» используется применительно к специфическим историко-культурным феноменам юга Франции, а определение «провансальский» осталось за всем, что имеет непосредственное отношение к Провансу.

В обиход российской научно-популярной литературы также начинает активно входить понятие «окситанский», хотя когда речь заходит о творчестве трубадуров, многие по-прежнему отдают предпочтение определению «провансальский».

В настоящей книге, принадлежащей перу французских исследовательниц Женевьевы Брюнель-Лобришон и Клоди Дюамель-Амадо, разумеется, есть все основания сохранить используемый авторами термин «окситанский».

Итак, поэзия и повседневность.

Эпоха трубадуров, продолжавшаяся почти два столетия, условно берет свое начало с рождения «первого трубадура», знатного сеньора Гильема IX, герцога Аквитанского и VII графа де Пуатье (1071–1126), и завершается уходом со сцены «последнего трубадура», Гираута Рикьера, творческая деятельность которого приходится на 1254–1292 годы. Впрочем, отдельные исследователи полагают, что трубадуры были и до Гильема IX, только стихи их исчезли в вихре исторических катаклизмов. Но это замечание, скорее, к слову, ибо убедительных доказательств настоящей гипотезы пока нет.

За сравнительно небольшой для истории срок — около двух сотен лет — трубадуры, имена и стихи (или упоминания о них) которых сохранились, успели создать рифмованную лирическую поэзию на новом романском языке, наметить основные направления и формы европейской поэзии, а главное, определили модель любовного переживания, ставшую неотъемлемой частью европейской «культуры чувств». «Все мы вышли из куртуазной любви трубадуров», — вполне могут сказать о себе современные влюбленные, расточающие комплименты своим очаровательным возлюбленным. Трубадуры научили мир любить и славить Даму, создали свой собственный куртуазный универсум, где царила женщина — Дама, Донна, прекрасная и недосягаемая.

Новое куртуазное мировоззрение, выработанное трубадурами, кардинально изменяло взгляд на женщину, внушаемый церковью. Из «сосуда греха», существа нечистого, чье тело Дьявол сделал своим излюбленным местопребыванием, женщина превращалась в высшее существо, служение которому составляло цель жизни куртуазного рыцаря.

В куртуазном универсуме трубадуров правил Амор, бог любви. Однако он значительно отличался от своего античного предшественника, ибо вел влюбленного не столько к любви-обладанию, сколько к любви, возвышающей и совершенствующей душу. Эта идеальная любовь находила свое выражение в служении, одном из главных понятий средневековой ментальности.

Не было ни одного сословия, которое не было бы охвачено служением — властелину земному или небесному. Вилланы служат феодалу, работая на его полях, вассал с оружием в руках служит своему сеньору, король служит опорой Церкви, Церковь служит Господу. Люди делились на служителей Господа, milites Dei, и служителей мирских, milites mundi.

Трубадур — служитель Донны, miles dominae.

Несмотря на всю свою новизну, искусство и мировоззрение трубадуров вполне вписывались в идеологические постулаты Средневековья. Повседневная жизнь трубадуров также мало чем отличалась от повседневной жизни их современников.

Трубадуры-знатные сеньоры жили в замках, как подобает сеньорам, трубадуры-бедные рыцари, равно как и трубадуры-простолюдины, проводили жизнь в странствиях, стремясь найти богатого и щедрого покровителя. Для многих из них поэтическое искусство являлось единственным способом заработать себе на жизнь.

Знатные трубадуры могли разориться, поддерживая своих неимущих собратьев по искусству. К таковым принадлежал, например, Раймбаут Оранский.

А сын скорняка Пейре Видаль, прославившийся своими сумасбродствами (например, влюбившись в даму по имени Лоба, что на окситанском означает «волчица», он в знак своего ей служения бегал по горам, натянув на себя волчью шкуру), но более всего блистательным трубадурским талантом, напротив, возвысился, «держал великолепных коней, носил роскошное оружие» и имел слуг. Не будучи объединенными в корпорацию, трубадуры тем не менее обладали определенной профессиональной выучкой, получаемой ими, видимо, уже в процессе «работы» в рыцарско-куртуазной среде, которую они одновременно и формировали, и воспитывали. Возможность существования «школ трубадуров» авторы настоящей книги не отрицают, однако прямых доказательств этого им отыскать не удалось.

В целом — и авторы это подчеркивают — сведений о собственно повседневной жизни трубадуров сохранилось немного — возможно, потому, что современников интересовали прежде всего стихи (вспомним установку средневековой литературы на подражательство и анонимность), а не личности поэтов.

Сами трубадуры также не слишком заботились об увековечении себя в «повседневной истории».

Составление жизнеописаний «древних и наиславнейших провансальских пиитов» началось только в середине XIII столетия, когда имена многих из них стали легендарными, а факты из их жизни основательно подзабылись.

Поэтому авторам, решившим воссоздать повседневную жизнь трубадуров, пришлось прибегнуть к источникам, имеющим лишь косвенное, прежде всего хронологическое, отношение к знаменитым поэтам. Видимо, на этом основании они и книгу свою назвали «Повседневная жизнь во времена трубадуров XII–XIII веков».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=195964&p=60

Читать онлайн электронную книгу Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов – ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ бесплатно и без регистрации!

  • Нежным ветерка дыханьем
  • Мне милы апрель и май!
  • Соловьиным щекотаньям
  • Хоть всю ночь тогда внимай!
  • А едва заря пожаром
  • Встанет из ночных теней,
  • Час наступит птичьим парам
  • Миловаться меж ветвей.
  1. Люб весной земным созданьям
  2. Их зазеленевший край.
  3. Люб и мне — напоминаньем,
  4. Что любовь для сердца — рай.
  5. И тревожит нас недаром
  6. Дуновенье теплых дней:
  7. Я, подвластный вешним чарам,
  8. Рвусь к избраннице моей.

  • С Донною кудрей сияньем
  • И Елену не равняй.
  • Донны голосок мечтаньем
  • Полнит сердце через край!
  • А блеснут нежданным даром
  • Зубки, жемчуга ясней,
  • Вижу — бог в сем мире старом
  • Не хотел соперниц ей.
  1. Где предел моим страданьям,
  2. Май цветущий, отвечай!
  3. Иль она, воздавши дань им,

Поцелует невзначай?..

  • Так, томим любовным жаром,
  • Я брожу в мечтах о ней,
  • С утренним впивая паром
  • Вешний аромат полей. 
  1. Вас, Донна, встретил я — и вмиг
  2. Огонь любви мне в грудь проник.
  3. С тех пор не проходило дня,
  4. Чтоб тот огонь не жег меня.
  5. Ему угаснуть не дано —
  6. Хоть воду лей, хоть пей вино!
  7. Все ярче, жарче пышет он,
  8. Все яростней во мне взметен.
  9. Меня разлука не спасет,
  10. В разлуке чувство лишь растет.
  11. Когда же встречу, Донна, вас,
  12. Уже не отвести мне глаз,
  13. Стою без памяти, без сил.
  14. Какой мудрец провозгласил,
  15. Что с глаз долой—из сердца вон?
  16. Он, значит, не бывал влюблен!
  17. Мне ж не преодолеть тоски,
  18. Когда от глаз вы далеки.
  • Хоть мы не видимся давно,
  • Но и в разлуке, все равно,
  • Придет ли день, падет ли мрак,—
  • Мне не забыть про вас никак!
  • Куда ни поведут пути,
  • От вас мне, Донна, не уйти,
  • И сердце вам служить готово
  • Без промедления, без зова.
  • Я только к вам одной стремлюсь,
  • А если чем и отвлекусь,
  • Мое же сердце мне о вас
  • Напомнить поспешит тотчас
  1. И примется изображать
  2. Мне светло-золотую прядь,
  3. И стан во всей красе своей,
  4. И переливный блеск очей,
  5. Лилейно-чистое чело,
  6. Где ни морщинки не легло,
  7. И ваш прямой, изящный нос,
  8. И щеки, что свежее роз,
  9. И рот, что ослепить готов
  10. В улыбке блеском жемчугов,
  11. Упругой груди белоснежность
  12. И обнаженной шеи нежность,
  13. И кожу гладкую руки,
  14. И длинных пальцев ноготки,
  15. Очарование речей,
  16. Веселых, чистых, как ручей,
  17. Ответов ваших прямоту
  18. И легких шуток остроту,
  19. И вашу ласковость ко мне

В тот первый день, наедине…

  • И все для сердца моего
  • Таит такое волшебство,
  • Что я бледнею и в бреду
  • Неведомо куда бреду.
  • И чувствую — последних сил
  • Порыв любви меня лишил.
  1. Ночь не приносит облегченья,
  2. Еще сильней мои мученья.
  3. Когда смолкает шум людской
  4. И все уходят на покой,
  5. Тогда в постель и я ложусь,
  6. Но с бока на бок лишь верчусь.
  7. От горьких дум покоя нет,
  8. И я вздыхаю им в ответ.
  9. То одеяло подоткну,
  10. А то совсем с себя стяну.
  11. То вскинусь, то лежу опять,
  12. А то примусь подушку мять,
  13. Ту ль, эту ль руку подложу,—
  14. Покоя я не нахожу.
  15. И, изнурен в бессонной муке,
  16. Вот я совсем раскинул руки,
  • Глаза уставя в темноту,
  • Чтобы страну увидеть ту,
  • Где издалёка ищет вас
  • Моей любви печальный глас:
  • «Ах, Донна милая, когда ж
  • Найдет поклонник верный ваш
  • Приют иль просто уголок,
  • Где б свидеться он с вами мог,
  • Чтоб этот нежный стан обнять,
  • Чтоб вас ласкать и миловать,
  • Вам целовать глаза и рот,
  • Теряя поцелуям счет,
  • Сливая все в одно лобзанье
  • И радуясь до бессознанья.
  1. Быть может, речь моя длинна,
  2. Но в ней ведь объединена
  3. Вся тысяча моих речей —

Бессонных дум в тоске ночей…»

  • Всего я не договорил —
  • Порыв любви меня сморил.
  • Смежились веки, я вздохнул
  • И, обессиленный, заснул.
  1. Но и во сне вы предо мной
  2. Желанной грезою ночной.
  3. Хоть день и ночь моя мечта
  4. Одною вами занята,
  5. Но сон всего дороже мне:
  6. Над вами властен я во сне.
  7. Я милое сжимаю тело,
  8. И нет желаниям предела.
  9. Ту власть, что мне приносит сон,
  10. Не променял бы я на трон.
  11. Длись без конца, мой сон,— исправь
  12. Неутоленной страсти явь!

Миниатюра из рукописной хроники. XIII век  

Источник: https://librebook.me/poeziia_trubadurov__poeziia_minnezingerov__poeziia_vagantov/vol2/1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector