Игра в ансамбле: тонкости и нюансы

Игра в ансамбле: тонкости и нюансы

Для музыканта нет большего счастья, чем совместное музицирование, и степень профессионализма любого музыканта прямо пропорциональна его мастерству игры в ансамбле. Да, он может быть прекрасным солистом, слушать которого – одно удовольствие, но окончательно оценить его, как музыканта, можно лишь, послушав, как он играет в коллективе.

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль.

В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно.

В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля.

Ансамбли бывают разные, и в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия. Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям.

Какие же условия необходимо соблюдать при игре в ансамбле? Как добиться слаженности и тем самым развить навыки, без которых музыкант не может называться музыкантом? Существует несколько тонкостей и нюансов, которые нужно отслеживать, пока они не войдут в привычку.

  • Стройная игра, прежде всего! Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно.
  • Все участники ансамбля должны неуклонно придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры. Недопустимо разное понимание музыкального произведения с точки зрения музыкальной направленности. Например, вальс должен звучать именно вальсом, и если, вдруг, кто-то потеряет характер вальса и будет играть что-то близкое к маршу, ансамбль попросту «развалится».
  • Одинаковое понимание темпа и ритма. Все музыканты – люди, а не метрономы, и кому-то свойственно замедлять темп, а некоторым – ускорять. За этим нужно тщательно следить, так же, как и за ритмом, ведь искаженное понимание ритма так же приведет к отсутствию слаженности и синхронности.
  • Игра в ансамбле подразумевает одинаковые штрихи исполнения. На первый взгляд, кажется, что это не так существенно, на самом же деле, разные штрихи – это дисгармония музыки, которую удастся избежать, если внимательно отнестись к разбору музыкального произведения.
  • Не оставляем «хвостов»! Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно, если, конечно, не подразумевается изначально что-то иное. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе всеми участниками ансамбля.
  • Динамическая согласованность. Сольное исполнение должно быть забыто во время игры в ансамбле. Если музыкант ведет главную тему, он должен играть ярче, но во время контрапункта или сопровождения, звук надо уменьшать.

Кажется, что все вышеперечисленные приемы не такие уж и сложные. На самом деле, игра в ансамбле требует годы сосредоточенной работы и труда, но труда, приносящего удовольствие.

Тут нужно ловить взгляды и движения друг друга с жадностью, боясь упустить что – либо. Именно здесь важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни.

Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль — полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

А теперь давайте слушать музыку! Музыка будет ансамблевая.

  • Л. ван Бетховен Соната для скрипки и фортепиано №5 «Весенняя»
  • Автор – Ольга Беляева
  • Игра в ансамбле сплачивает, развивает коммуникативные навыки, способствует формированию коллектива, дисциплинирует участников ансамбля, прививает любовь к различным жанрам музыкальной культуры.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/igra-v-ansamble-tonkosti-i-nyuansy-muzykalnyj-klass

Игра в ансамбле как одна из форм музыкального развития обучающихся

  • Открытый урок
  • «Игра в ансамбле как одна из форм
  • музыкального развития обучающихся».
  • Преподаватель МБУ ДО «Сосновская ДМШ»

Тихонович О.В.

  1. Тема урока: «Игра в ансамбле как одна из форм музыкального развития обучающихся».
  2. Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.
  3. Цель: Совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, через привлечение их к совместному музицированию.
  4. Задачи:
  1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  3. Развитие чувства ансамбля;
  4. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.

Знания:

-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);

  • -Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;
  • -Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро – ритма, штрихов, динамики;
  • Умения:
  • -Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;
  • -Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия;
  • Отношения:
  • -Формировать навыки общения в коллективе;
  • -Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;
  • -Проявлять активный интерес к занятиям;
  • Дидактические технологии:
  • а) Виды деятельности учащихся:
  •    – Исполнение на музыкальных инструментах;
  •    – Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;
  •     -Анализ и характеристика музыкальных произведений.
  • б) Методы обучения:
  •      – словесный – рассказ, объяснение, беседа;
  • – метод показа на инструменте;
  • – метод тренировки;

          Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания обучащюихся. Как показала практика, занятия ансамблем нравятся почти всем учащимся без исключения.

  1.         Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор обучащюегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.
  2.          Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
  3.           К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

         Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения – именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Вопрос: Итак, что же обозначает слово ансамбль?

       Ответы:

  1. Группа из двух и более музыкантов –  совместно исполняющих музыкальное произведение.
  2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/09/28/igra-v-ansamble-kak-odna-iz-form-muzykalnogo

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Игра в ансамбле: тонкости и нюансы, Музыкальный класс

Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Познавая искусство, подросток должен переживать полноту творческих сил. Познание музыкального искусства – это широкое многогранное понятие.

Оно начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному.

Сложную и тонкую задачу музыкального воспитания и образования педагог видит в том, чтобы ценности музыкального искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души – постижением прекрасного (3, с. 25).

Обучение учащихся музыкальному искусству носит не только образовательный и воспитательный характер, но еще имеет огромное развивающее значение. Концепция развивающего обучения является одной из сторон современной педагогической науки.

При обучении музыке происходит интенсивное и всестороннее развитие учащихся. Роль педагога – опережать, стимулировать, направлять и ускорять развитие наследственных данных личности.

Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет большую роль в формировании творчески мыслящей и духовно богатой личности (4, с. 23).

Музыкальная педагогика располагает богатейшим опытом выдающихся педагогов-пианистов в области всестороннего музыкального развития учащихся. Творчество мастеров фортепианной школы А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, В.И. Сафонова, А.Н. Есиповой, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера является блестящими образцами развивающей педагогики.

Некоторые педагоги-практики, к сожалению, еще опираются на устаревшие формы и методы работы с учащимися, используя авторитарный стиль преподавания, который не стимулирует развитие чувств, интеллекта, познавательных интересов учащихся.

Шлифовка репертуара отчетных выступлений поглощает много учебного времени, что приводит к освоению ограниченного числа произведений.

При этом формирование умений и навыков имеет узкую специализацию и наносит урон, главным образом, развивающей стороне музыкальных занятий.

В классе фортепиано недостаточно уделяется времени таким формам работы, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование и другими, среди которых особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование (5, с. 56).

Ансамбль – это группа исполнителей (дуэт, трио, квартет и др.), выступающая как единый художественный коллектив.

Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле совершенствует умение читать с листа, развивает и дисциплинирует ритмику, является незаменимой формой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения.

Важно то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, искусству вести диалог с партнером, понимать друг друга, уметь вовремя подать реплику и вовремя уступить.

Если в процессе обучения музыкант постигает это искусство, то он успешно усвоит специфику игры на фортепиано.

Во многих ансамблях с участием фортепиано последнему поручается весьма ответственная, даже ведущая партия с использованием разнообразных выразительных и виртуозных возможностей инструмента.

Поэтому изучение искусства совместной игры целесообразно начинать с занятий в классе фортепианного ансамбля. В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одного инструмента, что значительно облегчает их взаимопонимание (2, с. 64).

В качестве примера четырехручных произведений можно привести марши, разработанные Францем Шубертом преимущественно в фортепианных дуэтах: «Детский марш», «Дивертисмент в форме марша», «Героический марш» и другие.

Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена истории музыки, при каждом удобном случае и на всех уровнях владения инструментом.

Одной из лучших форм сотрудничества между педагогом и учеником в классе фортепиано является ансамблевое музицирование. Это не только радость совместного творчества, но и форма деятельности, способствующая реализации принципов развивающего обучения.

Польза ансамблевого музицирования заключается в том, что оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся, совершенствовать навыки игры на фортепиано.

Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой, перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей и исторических эпох.

Ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует развитие эмоций и художественное воображение.

Слаженное звучание инструментов оказывает сильное эмоциональное воздействие. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий. Прежде всего, потому, что ансамблевая игра – внутриклассная форма работы, в основном, она не доводится до эстрады, возникает особый психологический настрой на занятиях, так как, по словам В.А.

Сухомлинского, материал для ансамблевой игры «не для заучивания, не для запоминания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец «изумляться». Поэтому учащиеся с интересом относятся к занятиям в ансамбле, реализуют свое творческое начало.

Читайте также:  Способы игры на гитаре

Музицирование в ансамбле способствует развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, двигательно-моторных навыков, умению слушать друг друга и согласовывать музыкальные действия, а так же чувствовать эстетическое наслаждение от совместно выполненной творческой работы.

Хотя развитие этих способностей может иметь место при различных видах музыкальной деятельности – слушание музыки, анализ музыкального произведения, изучение теории музыки, но более эффективным является собственноручное участие в ансамбле, так как «лучший способ понять и освоить явление – это воссоздать, воспроизвести его» (С.И. Савшинский).

Начальный этап обучения игры на фортепиано тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте «педагог-ученик». За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения педагога исполнение становится более красочным и живым, у учащегося появляется радость творчества, уверенность в себе.

Нередко гармонический слух отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада.

Как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку исполнять сразу пьесы с гармоническим сопровождением. В этом случае ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение при этом будет исполнять преподаватель.

Это позволит ученику с первых же уроков включаться в активную деятельность, участвовать в исполнении многоголосной музыки, развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим.

Источник: https://freeva.ru/characteristics-of-life/ansamblevaya-igra-predstavlyaet-soboi-formu-deyatelnosti/

Методическое сообщение "Зачем нужна игра в ансамбле?"

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль. В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность.

Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно.В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля. Ансамбли бывают разные, и  в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия.

Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям.

Какие же условия необходимо соблюдать при игре в ансамбле? Как добиться слаженности  и тем самым развить навыки, без которых музыкант не может называться музыкантом?

Существует несколько тонкостей и нюансов, которые нужно отслеживать, пока они не войдут в привычку.

Стройная игра, прежде всего! Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно.

Все участники ансамбля должны неуклонно придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры. Недопустимо разное понимание музыкального произведения с точки зрения музыкальной направленности. Например, вальс должен звучать именно вальсом, и если, вдруг, кто-то потеряет характер вальса и будет играть что-то близкое к маршу, ансамбль попросту «развалится».

Одинаковое понимание темпа и ритма. Все музыканты – люди, а не метрономы, и кому-то свойственно замедлять темп, а некоторым – ускорять. За этим нужно тщательно следить, так же, как и за ритмом, ведь искаженное понимание ритма так же приведет к отсутствию слаженности и синхронности.

Игра в ансамбле подразумевает одинаковые штрихи исполнения. На первый взгляд, кажется, что это не так существенно, на самом же деле, разные штрихи – это дисгармония музыки, которую удастся избежать, если внимательно отнестись к разбору музыкального произведения.

Не оставляем «хвостов»! Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно, если, конечно, не подразумевается изначально что-то иное. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе всеми участниками ансамбля.

 Динамическая согласованность. Сольное исполнение должно быть забыто во время игры в ансамбле. Если музыкант ведет главную тему, он должен играть ярче, но во время контрапункта или сопровождения, звук надо уменьшать.

 Кажется, что все вышеперечисленные приемы не такие уж и сложные. На самом деле, игра в ансамбле требует годы сосредоточенной работы и труда, но труда, приносящего удовольствие.

Тут нужно ловить взгляды  и движения друг друга с жадностью, боясь упустить что – либо. Именно здесь важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни.

Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль — полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль. В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно.

В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля. Ансамбли бывают разные, и  в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия. Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям.

Какие же условия необходимо соблюдать при игре в ансамбле? Как добиться слаженности  и тем самым развить навыки, без которых музыкант не может называться музыкантом?

Существует несколько тонкостей и нюансов, которые нужно отслеживать, пока они не войдут в привычку.

Стройная игра, прежде всего! Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно.

Все участники ансамбля должны неуклонно придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры. Недопустимо разное понимание музыкального произведения с точки зрения музыкальной направленности. Например, вальс должен звучать именно вальсом, и если, вдруг, кто-то потеряет характер вальса и будет играть что-то близкое к маршу, ансамбль попросту «развалится».

Одинаковое понимание темпа и ритма. Все музыканты – люди, а не метрономы, и кому-то свойственно замедлять темп, а некоторым – ускорять. За этим нужно тщательно следить, так же, как и за ритмом, ведь искаженное понимание ритма так же приведет к отсутствию слаженности и синхронности.

Игра в ансамбле подразумевает одинаковые штрихи исполнения. На первый взгляд, кажется, что это не так существенно, на самом же деле, разные штрихи – это дисгармония музыки, которую удастся избежать, если внимательно отнестись к разбору музыкального произведения.

Не оставляем «хвостов»! Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно, если, конечно, не подразумевается изначально что-то иное. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе всеми участниками ансамбля.

Динамическая согласованность. Сольное исполнение должно быть забыто во время игры в ансамбле. Если музыкант ведет главную тему, он должен играть ярче, но во время контрапункта или сопровождения, звук надо уменьшать.

Кажется, что все вышеперечисленные приемы не такие уж и сложные. На самом деле, игра в ансамбле требует годы сосредоточенной работы и труда, но труда, приносящего удовольствие.

Тут нужно ловить взгляды  и движения друг друга с жадностью, боясь упустить что – либо. Именно здесь важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни.

Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль — полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/mietodichieskoie-soobshchieniie-zachiem-nuzhna-ighra-v-ansamblie

Работа с начинающими. Ансамблевое музицирование

Ансамблевое музицирование – одна из самых интересных и плодотворных форм работы с начинающими гитаристами. Она развивает гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма. Игра юных музыкантов становится более осмысленной и эмоциональной.

Я играю в ансамбле с учеником с первого года обучения и заметила, что этот вид музицирования наиболее любим юными гитаристами.

Разучивая с начинающими несложные одноголосные детские песенки (такие как «Елочка» М. Красева, «Веселые гуси»), я подбираю к ним аккомпанемент и подыгрываю ученику. Это первый опыт нашего совместного музицирования. Игра с педагогом учит ребенка слышать не только свою партию, но и звучание пьесы в целом, воспитывает культуру звука, помогает раскрыться эмоционально.

С удовольствием дети играют вместе с учителем и двухголосные произведения (ребенок – мелодию, а я – бас и наоборот). Например, так мы проигрываем русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» до того, как ребенок освоит двухголосие, затем я предлагаю ученику сыграть бас и мелодию одновременно.

Постепенно мы переходим к гитарным дуэтам. Это этюды А. Виницкого, написанные для двух гитар, в том числе любимый всеми детьми этюд «Дождик», несколько позже его же замечательный дуэт «В цирке», «Лиса – попрошайка» Ю. Гаврилова и т.п.

Среди моих сочинений также много дуэтов для начинающих. Как только ученик освоит звукоряд I позиции и 2-ух октавную гамму С-dur, я предлагаю ему разучить дуэт «Румба». Эта пьеса хорошо звучит с маракасами, так что, если ребенок приходит на урок вместе с мамой или бабушкой, при желании они также становятся членами нашего ансамбля и исполняют партию ударных.

  • При работе над пьесой «Очень простой вальс» юный гитарист учится связной, певучей игре, вместе с педагогом работает над динамическими оттенками, знакомится с понятием «музыкальная фраза».
  • С удовольствием дети играют мои дуэты «Веселая прогулка», «Три медведя», «Баба-Яга», «Мой друг – Карлсон».
  • http://youtu.be/ZBuKAIChPzw

Если в моем классе есть несколько начинающих. Я объединяю их в трио, иногда удваиваю партии и тогда состав ансамбля расширяется. Более сложную партию я разучиваю с более одаренным учеником, старшеклассником или исполняю ее сама.

При игре со своими сверстниками дети старательно учат свои партии, тянутся за более сильными учениками, в них просыпается дух соперничества.

К тому же при изучении ансамблевых пьес можно осваивать и закреплять многие приемы гитарной техники (флажолеты, глиссандо, пиццикато, барре и т.д.).

«Белоснежка и семь гномов», «Старичок – лесовичок», «Кот Базилио и лиса Алиса» – эти трио можно разучивать примерно на 2-3 году обучения.

Знакомые сказочные сюжеты всегда находят отклик в детских сердцах.

Кроме того – это яркие концертные номера, которые можно с успехом  исполнять как на академических концертах, так и на фестивалях ансамблей, конкурсах и концертах для родителей.

Репертуар для игры квартетом можно подобрать в сборниках «Квартеты», составители О. Копенков и С. Кабанов и сборнике «На троих» № 4 (сборник включает сочинения О. Копенкова, С. Колгана, В. Мальганова). Мои ученики с удовольствием исполняют в этом году пьесу С. Колгана «Несказанная осень» из этого сборника.

Яркие, образные ансамбли для гитаристов  написаны такими белорусскими композиторами как И. Кузьмицкий, В. Живалевский, Е. Гридюшко, И. Лонский, И. Шошин, С. Буров и мн. др.

Наиболее любимой и зрелищной формой ансамблевого музицирования является «театрализация», т. е. исполнение музыкальных номеров в костюмах. Театрализация с успехом используется на внеклассных мероприятиях, концертах для родителей. Она вовлекает юных гитаристов в театральное действо, игру, раскрывает их актерские дарования, оставляет незабываемое впечатления

Гитара – уникальный инструмент. Она превосходно звучит в ансамбле с другими инструментами: флейтой, домрой, скрипкой, цимбалами.

Игра в смешанных ансамблях знакомит гитаристов с возможностями этих инструментов, позволяет почувствовать себя как солистом, так и аккомпаниатором. Среди моих сборников есть сборник ансамблей «Гитара+…». Это совместный проект с О. Копенковым.

Читайте также:  Beat repeat и художественное заикание

Сольную партию в дуэтах из этого сборника можно исполнять на различных инструментах, все зависит от ваших возможностей и творческих предпочтений.

Никакой другой инструмент не пользуется такой популярностью при аккомпанементе пению. И мои ученики с радостью поют под гитару на творческих зачетах и концертах для родителей.

Ансамблевое музицирование – замечательный стимул к творчеству. Игра в ансамбле раскрепощает ученика,  учит работать в коллективе, способствует его творческому росту. Ансамблевые номера на начальном этапе обучения более всего подходят для сценических выступлений. А главное, на мой взгляд, это самый лучший способ увлечь, заинтересовать ребенка, пробудить его любовь к музыке.

Статью подготовила Светлана Ветушко

Источник: https://queenguitar.by/content/rabota-s-nachinayushchimi-ansamblevoe-muzicirovanie

Материал для учителей музыки "Ансамблевая игра – один из вариантов закрепления первых навыков игры на фортепиано"

АНСАМБЛЕВАЯ ИГРА – ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ

ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПЕРВЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО.

Музыка – это искусство интонационно-ритмическое. И вот этому пониманию и умению его воспроизводить следует обучать ребенка на любом этапе музыкальных занятий.

Наша задача научить выразительно интонировать музыку, переживать ее, необходимо воспитывать психологическую установку: хочу и стремлюсь спеть или сыграть ласково, может быть шутливо. Ребенок должен быть научен следить за композиционными особенностями.

Его необходимо научить размышлять о музыке именно тогда, когда его слуховое внимание сосредоточено на ней, то есть во время его исполнения, слушания или движения. Игра в ансамбле с преподавателем, пение, как форма музицирования, очень хорошо способствуют этим направлениям развития.

Необходимо уделить внимание интонированию и игре разнохарактерных мелодий. Медленные и подвижные, танцевальные и маршеобразные, шутливые и печальные, суровые и светлые. Развитие мелодического, гармонического слуха, транспонирование, понимание метро – ритма – это главные задачи первоначального обучения .

Не выделяя ансамбль в отдельный предмет учащихся младших классов, необходимо с первого же урока включать ансамблевое музицирование.

Это позволяет при ограниченных пианистических возможностях играть более интересные по звучанию пьесы, слышать общую музыкальную ткань произведения.

Одновременная игра с преподавателем вызывает у детей желание действовать самостоятельно и непринужденно. Модель отношений – два равноправных приятеля. Только один из них постарше и более компетентен.

На первых уроках, когда дети еще не знают нотной грамоты, очень полезно транспонирование одной и той же попевки под простейший аккомпанемент преподавателя, а в дальнейшем одну и ту же мелодию поиграть под разные варианты фактуры, что сразу же обогащает слуховое представление учащихся.

Как правило, гармонический слух всегда отстает от мелодического. И здесь преподаватель с учеником должны поменяться ролями. Все это непринужденно побуждает ребенка к активному действию. Ребенку нравится быть в роли взрослого – играть сопровождение.

И вот он познакомился с ладом, основными гармоническими функциями, интервалами.

Игра в ансамбле хорошо дисциплинирует ритмику. Очень полезна игра «Перекличка» и нахождение в дальнейшем соответствующих карточек ритмического рисунка.

Играя вместе с учителем, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика правильное темпоощущение.

Необходимо правильно выбрать единую ритмическую единицу (формулы общего движения).

Совместное музицирование способствует закреплению навыков артикуляции-staccato, legato, non legato.Доступный материал есть в сборнике О. Геталовой «В музыку с радостью». Портнов «Ухти-тухти», Д. Уотт «Три поросенка» , Б. Савельев «Песня Кота Леопольда», А. Варламов «На заре ты ее не буди».

Например, в песне В. Шаинского «Кузнечик» _само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение – более легкое, мягкое, шутливое, чтобы передать образ. Дети не всегда замечают в нотном тексте паузы.

А если попеть эту песенку и поводить пальчиком по записи, то они быстро их видят и слышат. Тогда они правильно и на своем опыте понимают, что пауза –это длинное или короткое дыхание.

Еще здесь закрепляется знание репризы для повторения, а также понятие – вольта.

В романсе М. Шишкина «Ночь светла» нужно закрепить навык хорошего legato (петь пальчиками как голосом, очень красиво). Необходимо приучать ученика видеть и дослушивать длинные и залигованные ноты. Детям об этом не очень хочется думать. Как раз ансамблевая игра позволяет это услышать.

Еще в этом произведении знакомимся с вальсовым движением, более протяжными фразами. Сразу видим динамический план пьесы, одновременно его выстраиваем, подходим к кульминации. Вступление во второй партии позволяет ученику подчиниться нужному темпу. В конце – rit-замедление. Обычно дети сами не могут определить, как же замедляется ход движения.

Преподаватель в ансамбле с ребенком хорошо помогает ему сориентироваться в замедлении, почувствовать это. Для закрепления навыка вальсового аккомпанемента, нотной записи в басовом ключе, полезно выучить с учеником и играть вторую партию этого произведения. К тому же, во второй партии закрепляется и отрабатывается умении играть с педалью (прямая педаль).

Если аккомпанемент разобрать по функциям, он очень быстро выучится наизусть.

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом, Желательно брать детей одинакового уровня подготовки.

В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и внимательной игре.

С самого начала необходимо приучать детей, чтобы ни один из играющих не прекращал игру при остановке другого.

Роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же она очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

Третья форма ансамблевого музицирования – это игра вместе с родителями и организация первых домашних концертов. Ребенок всегда хочет закрепить свой успех. Он хочет сыграть для друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Поделиться своим талантом с другими, чтобы увериться, что это кому-нибудь нужно.

Таким образом, игра в ансамбле дает более быстрое выучивание произведения, позволяет одновременно держать в памяти большой репертуар. А результат является главной мотивацией любого учебного процесса. Ребенку должен быть интересен предмет изучения. И игра в ансамбле – это та форма обучения, которая для ребенка сама по себе является прекрасной мотивацией.

Преподаватель по классу фортепиано

МОБУ ДОД « ДШИ Всеволожского района»

Королева Е. А.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-uchiteley-muzyki-ansamblevaya-igra-odin-iz-variantov-zakrepleniya-pervykh-navykov-igry-na-fortepiano.html

Роль ансамблевой игры в развитии ученика-пианиста. Метод. доклад "Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения". Игра в ансамбле: тонкости и нюансы, Музыкальный класс

  • Методический доклад
  • «Основные направления в работе с ансамблем»
  • Трошина Вера Тимофеевна,
  • преподаватель Детской школы искусств по классу гитары
  • г.Ртищево Саратовской области

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно.

Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.

Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.

В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.

Так известно, когда в сольной игре ученик выступает неуверенно, заикаясь, поиграв в ансамбле – он уже увереннее начинает играть.

Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма.

Из сказанного можно сделать вывод – инструменталист, никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза от этого рода занятий очевидна. Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам. Известно, что слово «самокритика» легче произнести, чем обратить его в действие. Но надо не только практиковать, но и не скупиться на похвалу, уметь подбодрить, вдохновлять. Давно уже замечено, что похвала, даже не вполне заслуженная, стимулирует активность большинства людей. Ребенку необходима вера в себя. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех».

Ритм как фактор ансамблевого единства

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метро-ритму принадлежит едва ли не главное место. Действительно, что помогает ансамблистам (а их может быть два и более) играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Это ощущение метро-ритма.

Он, по существу, выполняет функции дирижера в ансамбле, ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый дирижер», «жест» которого способствует объединению ансамблистов, а, значит, и их действий в одно целое.

Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство, синхронность его звучания является первым среди других важных условий.

Если при неточности исполнения остальных компонентов снижается только общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится ансамбль. Но не только в этом значение метроритма. Он способен влиять и на техническую сторону исполнения. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении.

К тому же, ученик, играющий неритмично, больше подвержен всякого рода случайностям, а от случайности, как известно, прямая дорога к потере психологического равновесия, к зарождению волнения.

Как же добиться того, чтобы каждый из участников, исполняя свою партию, укреплял ритмическую основу всего ансамбля? Необходимо систематически и настойчиво работать в этом направлении. В ансамбле, разумеется, могут быть исполнители, у которых по разному развито чувство ритма. Начинать нужно с воспитания чувства абсолютного точного и «метрономного» ритма: он и станет объединяющим началом в общем коллективном ритме. Необходимо, чтобы в ансамбле были ритмически устойчивые исполнители. Тогда и остальные начнут тянуться к более сильным в ритмическом отношении.

Динамика как средство выразительности

Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно.

Надо исходить из того, что, как бы ансамбль ни был бы богат яркими по тембру инструментами, одним из главных его резервов, придающих звучанию гибкость и утонченность, является динамика. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях.

Как в живописи, так и в музыке ничего не выйдет, если все будет иметь равную силу. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план. Воспитав такое ощущение динамики, ансамблист безошибочно определит силу звучания свой партии относительно других.

В том случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер немедленно среагирует и исполнить свою партию также чуть громче или тише. Важно, чтобы мера этих «чуть-чуть» была бы точной.

Читайте также:  Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Как практически работать над динамикой в ансамбле. Вначале необходимо научиться играть в пределах того или иного динамического оттенка абсолютно ровно. Например, можно предложить сыграть всем участникам одну ноту или гамму на ровном P (пиано), затем на ровном mf, и так следует пройти все динамические ступени.

Безусловно, сила звука – понятие не столь определенное, как высота звука mf на гитаре не равно mf на фортепиано, f на балалайке – не одно и то же, что f на баяне.

Исполнитель должен воспитывать у себя развитый слух (микрослух), дополнив динамику понятием микродинамики, означающим способность регистрировать малейшие отклонения в сторону увеличение или уменьшения силы звука.

Темп как средство выразительности

Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Хотя и существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке.

Еще Римский-Корсаков утверждал, что «музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп». Не случайно Бах, как правило, в своих сочинениях вовсе не указывал темп. В пределах одного произведения темп может варьироваться. «Нет такого медленного темпа, в котором бы не встречались места, требующие ускорения…и наоборот.

Для определения этого в музыке нет соответствующих терминов, обозначения эти должны быть заложены в душе» (В. Тольба).

Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания

Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля.

При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления.

Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – четкого, довольно резкого (раз) движения вниз. Последнее служит сигналом к вступлению. Кивок не всегда делается одинаково, все зависит от характера и темпа исполняемого произведения.

Когда произведение начинается из-за такта, то сигнал, по сути, такой же, с той разницей, что если в первом варианте при подъеме головы была пауза, то в данном случае она заполняется звучанием затакта.

На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова: «Внимание, приготовиться, начали», после слова «начали» должна быть естественная пауза (как бы вдох). В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. То же самое можно сказать и относительно «старта».

Вряд ли есть необходимость подчеркивать, насколько важно закончить произведение вместе, одновременно:

а) последний аккорд – имеет определенную длительность, – каждый из ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и снимает аккорд точно во время.

б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность которого необходимо обусловить. Все это отрабатывается в процессе репетиции. Ориентиром снятия может также быть и движение – кивок головы.

Если синхронность исполнителя – качество, необходимое в любом ансамбле, то в еще большей степени оно необходимо в такой его разновидности как унисон. Ведь в унисоне партии не дополняют друг друга, а дублируют, правда, иногда в разных октавах, что не меняет сути дела.

Поэтому недостатки ансамбля в нем еще более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля.

Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания в учебной практике.

Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.

Пусть это исполнение еще далеко от совершенства – это не должно смущать педагога, все можно выправить дальнейшей работой.

Ценно другое, преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, ученик почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Список использованной литературы

1. Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – 1986. – Москва.

2. А.Готлиб. Первые уроки ансамбля.

3. П.Агафонин. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Москва. – 1983.

  1. Прищепа Наталья Александровна

  2. Колледж Луганского государственного
    института культуры и искусств

  3. Роль ансамблевой игры
    в младших и средних классах на уроках
    фортепиано

Ансамблевая игра представляет собой форму
деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и
широкого ознакомления с музыкальной литературой.

Перед музыкантом проходят
произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения
оперной и симфонической музыки.

Накопление запаса ярких многочисленных слуховых
представлений стимулирует художественное воображение.

Игра в ансамбле способствует интенсивному
развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,
полифонического, тембро-динамического,внутреннего).

Касаясь немного истории фортепианного
ансамбля нужно отметить, что этот жанр начал стремительно развиваться во второй половине ХVIII века с
появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный
диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности,
добавочный резонатор педали.

Значительно возрастала полнота и сила его
звучания, открывались неведомые регистровые краски.К началу Х
I
Х века фортепианный ансамбль утвердился как
полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная
литература.

Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы Х
I
Х и ХХ столетия .

Существует два вида фортепианного ансамбля – на одном или на двух роялях. Фортепианный
дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной
концертной практике.

Два инструмента дают исполнителям большую свободу,
независимость в использовании регистров, педалей и прочее.

Возможности
фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей и двух инструментов еще более
расширяются.

Игра в четыре руки на одном фортепиано
практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального
самообразования и учебных занятий.

Близкое соседство пианистов за одной
клавиатурой способствует внутреннему единству и их сопереживанию.

Именно
благодаря ансамблю, учебный и концертный репертуар пополняется яркими,
интересными произведениями, созданными композиторами разных эпох.

Каждому педагогу известна любовь детей к игре
в четыре руки. Учащиеся проявляют большой интерес к этому виду музыцирования,
который является важным компонентом учебного процесса, и приносит им огромное
удовольствие.

Играя в ансамбле, учащийся впервые
сталкивается с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих,
динамическое равновесие. Знакомится с такими понятиями, как ауфтакт и
внутредолевая пульсация.

Владения этими навыками необходимо ансамблисту для
точного совместного начала игры, для
вступления между разделами произведения, а также для достижения синхронности исполнения
в медленных темпах и на паузах.

Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает
уже на первых уроках по фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г.Нейгауза,
который говорил: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное
музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие
художественное значение пьесы.

Дети сразу ощущают радость восприятия хотя и
крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху,
будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные
обязанности.

А это и есть начало работы надхудожественным образом, которая должна начинаться одновременно с
первоначальным обучениемигре на
фортепиано» .

Итак,в начале обучения когда ребенок только
учится извлекать на инструменте отдельные звуки, или маленькие попевки, в
партии педагога звучат различные музыкальные отрывки: позывные к музыкальным
передачам по радио, или имитация музыкальной шкатулки, перезвон бубенчиков и
т.д.

Тем самым у ребенка сразуразвивается звуковое воображение: они легко имитируют звуки башенных
часов, призывы кукушки, эффекты эхо и многое другое. Например, Д.Шостакович
«Родина слышит», Э.Захаров «Эхо в горах», «Вечерние сумерки», «Часы на
башне»,А.Александров «Звездочка», В.

Овчинников «Звенят бубенчики» в сборнике
И.Рябова «Шаг за шагом».

Также учащийся может исполнять и несколько
ритмически оформленных звуков, как бы аккомпанируя, поддерживая мелодию,
которая звучит в партии педагога.

Например,аккомпанементы к русским народным
песням «Калинка» и Во поле березка стояла», Е.крылатов « Крылатые качели» в сборнике
Л.А. Баренбойма « Путь к музыке».

За счет насыщенного, богатого мелодическими и
гармоническими красками сопровождения, исполнение становится красочным и живым.

В течение некоторого времени, когда ребенок
учится исполнять простейшие мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему
несложные аккомпанементы.

Также материалом для ансамбля могут быть накопленные
сознанием м слухом детей отрывки из мультфильмов или популярных песен. Ведь
мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается.
Например, «Песенка Львенка и черепахи» Г.

Гладкова, «Спят усталые игрушки» по А.
Островскому или «Шумелка Вини-Пуха», Р. Борисова, Е. Крылатов «Колыбельная
медведицы».

Сначала ученик может просто спеть мелодию под
аккомпанемент преподавателя. Здесь важен и воспитательный момент: дети
участвуют в творческом процессе вместе с педагогом.

Нужно отметить, что игра в ансамбле на данном
этапе можетспособствовать закреплению нотной
грамматики и полученных навыков артикуляции – легато, стаккато, нон
легато.Например,Д.

Уотт
«Три поросенка»- закрепляется штрих
стаккато, а также знак репризы и знак переноса на октаву вверх. Благодаря
стихотворному тексту, хорошо слышны музыкальные предложения, ударные звуки.

Вансамблях «Деде Мороз»и «Кошечка» В. Витлина – закрепляем штрих
легато.

Если на начальном этапе обучения, ребенок,
играя в ансамбле,вслушивается в
звучание новогодля него гармонического
фона в партии педагога, в выразительно-изобразительные краски сопровождения, то
в последующем этапе обучения, в средних классах, внимание ученика направляется
на слушание элементов полифонии, острой и колористической ритмики, на ладо-
гармонические звучания, характеризующие различные жанровые зарисовки. Например,
М.Глинка « Камаринская», Н. Смирнова «
Болеро», М.Мусоргский « Гопак» из оперы «Сорочинская ярморка», К.Вебер « Марш».

По мере усложнения художественных задач,
расширяются и технические задачи совместной игры. Учащиеся, играя в ансамбле, должны осваивать более сложный ритм, учится
выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной
партии в другую, правильно педализировать и т.д.

Итак, ансамблевая техника выдвигает перед
исполнителями особые требования. Главная трудность- это умение слушать не
только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий,
сливающихся в органически единое целое. При исполнении ансамблевого сочинения,
так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского
текста.

Какие же задачи, умения и навыки включает в
себя ансамблевая игра на уроках фортепиано? Какие способы и методы существуют при работе над слаженностью в
фортепианном дуэте?

Определение «хороший ансамбль» означает
слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников в ансамбле.

Источник: https://optistore.ru/rol-ansamblevoi-igry-v-razvitii-uchenika-pianista-metod-doklad-rol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector