Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Диджериду: интересные факты, видео, история, фото, слушать

Диджериду

Человек всегда стремился познать самого себя, тщательно изучая историю своей эволюции. До сих пор возникает очень много вопросов о происхождении «человека разумного» – Homo sapiens, и главной загадкой на пути данного познания являются аборигены – коренные жители Австралии.

Это этнографический феномен – обособленная группа племён, которая по своему физиологическому и умственному развитию застыла на уровне эпохи каменного века и до появления колонистов не знала ни колеса, ни письменности. Ученые очень внимательно изучают религию и культуру австралийских аборигенов.

Большой интерес вызывают их легенды о сотворении мира, религиозные обряды, ритуальные танцы, а также примитивный, но очень интересный музыкальный инструмент – диджериду, который особо почитается у племен, ведь его звуки сопровождают священные церемонии и разнообразные шаманские практики.

Для австралийских аборигенов диджериду – сакральный инструмент, обладающий живительной силой. Это голос самой Природы, который отгоняет злых духов и, в то же время, мост, соединяющий миры и эпохи.

Звук

Звук диджериду не похож ни на что. Это реальное прикосновение к чуду, так как низкий рокочущий тон инструмента вызывает мистические ассоциации, связанные с шаманами и голосами духов. Он пронизывает человека, действует на него притягательно и завораживающе.

Аборигены очень тесно связаны с природой, ее звуками: плеском воды, завыванием ветра, шелестом листвы на деревьях, голосами птиц и животных.

Сущность этих звуков исполнитель с наибольшей точностью, в сочетании с горловыми интонациями, старается передать через дрожащее звучание своего священного инструмента.

  Уникальность диджериду заключается ещё и в том, что на нём, звучащим только на одной ноте, можно извлекать широкий спектр украшающих звучание обертонов.

Высота тона диджериду зависит от длины и ширины инструмента: короткий и широкий – имеет более высокий голос, а длинный и узкий звучит гораздо ниже. Играть на диджериду довольно сложно. Во время исполнения задействуются хорошо натренированные мышцы лица, шеи, язык и диафрагма. Кроме этого музыкант обязан владеть сложной техникой непрерывного перманентного дыхания.

Фото:

Интересные факты

  • Двух одинаковых диджериду не существует, так как каждое дерево имеет свое собственное строение: форму ветвей и стволов. Как результат, каждый инструмент неповторим по своему голосу и тембру.
  • Инструмент, кроме наименования диджериду, придуманного европейцами, имеет ещё 45 различных названий, которые он получил в разных племенах коренного населения. Вот некоторые из них – йедаки, бамбу, бомбо, камбу, пампу, гарнбак, иллипра, мартба, джираги, йираки, идаки и другие.
  • У разных народов существуют инструменты, которые очень похожи на диджериду, среди них стоит особо выделить трембиту, популярную у многих наций, альпийский рог и тибетский дунгчен.
  • Гул в ротовой полости исполнителя на диджериду может достигать ста децибелов, что приравнивается к грохоту отбойного молотка.
  • Самый крупный фестиваль исполнителей на диджериду под названием «Airvault»  проходит во Франции уже более 10 лет.
  • В нашей стране первый фестиваль диджериду состоялся в г. Санкт-Петербург 28 июня 2008 года. В России также установлено отмечать День диджериду и приходится он на 28 июня.
  • Музыканты «Битлз» во время своего гастрольного турне по австралийскому континенту решили попробовать поиграть на диджериду. Такое музицирование оставило у них очень яркое впечатление.
  • Мужчина – абориген, исполнитель на диджериду, использует звук инструмента для привлечения внимания понравившейся ему женщины.
  • Ученые доказали, что из-за тренировки дыхательных путей, игра на диджериду помогает прекратить храп, а также способствует профилактике легочных заболеваний.
  • В 19-ом веке, в начале колонизации, в Австралии, существовало 600 племен аборигенов, каждое из которых имело свою территорию, язык и обычаи. К началу 20 века аборигены признавались уже вымирающим народом, так как они составляли не более двух процентов от всего населения австралийского континента.

Конструкция

Изначально диджериду – это почти нерукотворный музыкальный инструмент, в создании которого принимает участие сама природа.

Он представляет собой полую трубу с диаметром от 5 до 10 см и длиной от одного до трех метров, на одной стороне которой располагается мундштук диаметром 3 см.

Если ранее материалом для инструмента служили только эвкалипт и бамбук, то на сегодняшний день для его изготовления используют березу, клен, ольху, ясень, вяз, а также более дешевые пластик или винил. Вес диджериду варьируется от 1,5 до 2,5 кг.

Разновидности

Сегодня диджериду, привлекающее к себе все больше внимания, имеет довольно много разновидностей. Музыканты, чтобы увеличить исполнительские возможности своего инструмента постоянно стараются его модифицировать.

В настоящее время смоделированы закрученные спиралевидные диджериду, а также компактные в форме коробки диджебоксы.

Кроме этого исполнителями на диджериду были изобретены следующие модели инструментов, которые также отличаются формой и внешним видом, среди них:

  • Диджериду Keyed – оснащен системой клапанов;
  • Диджериду Multidrone – инструмент имеет особую форму мундштука и специальное строение канала;
  • Диджерибон – гибрид тромбона и диджериду. Конструкция инструмента допускает изменение длины инструмента во время исполнения, так как включает в себя две трубки, одна из которых вставлена в другую;
  • Диджериду Flute – инструмент имеет звуковые отверстия, что позволяет исполнять сложные мелодии.

Применение

Диджериду является удивительным инструментом, который завоевывает всё большую популярность. Несмотря на свою архаичность, он сегодня стоит в одном ряду с самыми современными музыкальными инструментами планеты. Диджериду весьма универсален и сфера его применения очень разнообразна.

Являясь музыкальным голосом Австралии, инструмент звучит на различных национальных праздниках и фестивалях, кроме этого он традиционно сопровождает сакральные церемонии австралийских аборигенов.

Однако  диджериду в нынешнее время успешно применяется не только на австралийском континенте, но и во всем мире.

Его звучание украшает композиции самых различных современных музыкальных стилей, среди которых: рок, джаз, блюз, поп-музыка, хип-хоп, техно, фанк, панк, рэп, инди-фолк,  фолк-рок, эмбиент и регги. Помимо музыки инструмент находит ещё одно оригинальное применение: он успешно используется в медицине.

Диджериду, не только способен вылечить человека от храпа, но и является уникальным, экзотическим видом вибрационного массажа, который помогает снять стресс, эффективно погружая в медитацию. Расслабляя мышцы, такой массаж помогает при спазмах и болях в суставах, запускает внутренние процессы самоисцеления.

Исполнители

Диджериду – это музыкальный инструмент, с которым большинство людей смогли познакомиться только в конце прошлого века.

Однако он быстро заинтересовал музыкантов–исполнителей, которые старались не только овладеть диковинным инструментом, но и экспериментировали с ним, используя в различных современных музыкальных стилях.

Особый весомый вклад в развитие инструмента внесли следующие исполнители, прославившиеся как искусной игрой на диджериду, так и значительными преобразованиями – модификацией инструмента, среди них: Залем Деларбр (Франция), Грэхэм Виггинс (Англия), Дубравко Лапайн (Хорватия), Чарли МакМахон (Чехия), Ондрей Смейкал (Чехия), Уильям Торен (США).Среди российских музыкантов наиболее известными исполнителями на диджериду являются Светлана Максимова, Аркадий Шилклопер, Петр Никулин, Алексей Захаров, Вадим Субботин, Александр Коновалов.

История

Диджериду – очень древний музыкальный инструмент, который известен австралийским коренным жителям более сорока тысяч лет.  За всю свою многовековую историю он совсем не изменился и остался до сегодняшних дней в своем первозданном виде. Самое интересное то, что в изготовлении инструмента принимает активное участие сама природа.

В засушливое время термиты – белые муравьи, выедая сердцевину эвкалиптовых деревьев, образуют в их стволах полость. Аборигены тщательно выискивают такие деревья, вырубают их, очищают, приспосабливают восковой мундштук и разукрашивают тотемными рисунками своего племени.

Кроме эвкалипта для изготовления диджериду применяется также бамбук, внутренние перегородки которого удаляют, прогоняя по стволу горячий уголь. Это растение, произрастающее на северных территориях Австралии, как материал для инструмента уступает эвкалипту, он может растрескаться от перепадов температуры, а также от изменения влажности.

Кроме этого бамбуковые диджериду из-за слоистой структуры древесины имеют более глухой звук, менее насыщенный обертонами.

Диджериду для австралийских коренных жителей имеет очень важное сакральное значение. Он символизирует образ Радужного змея Юрлунгур, который согласно мифам аборигенов играл важную роль в сотворении мира, а также является покровителем неба, воды, плодородия и знахарей.

Диджериду является неотъемлемым атрибутом церемоний инициации, а также священных обрядов, через которые аборигены общаются со своими божествами.  Под звуки инструмента они поют и танцуют свой священный ритуальный танец корробори, в котором не только участие чужаков, но просто наблюдение за ним считается недопустимым.

Играют на диджериду в основном мужчины, которых учат этому с самого раннего возраста. Правда в некоторых племенах играть на инструменте разрешается и женщинам, но только не во время религиозных обрядов.

Первые колонисты, которые в начале 19 века начали заселять Австралию, на примитивный инструмент коренных жителей особого внимания не обращали. Интерес к диджериду возник только в последней четверти 20 века, а начиная с 80-х годов инструмент стал стремительно распространяться по всему миру.

Диджериду – инструмент, волшебный голос которого и поныне тревожит сердца людей и заставляет вспомнить об общем земном и духовном начале. Этот инструмент, звучащий всего на одной ноте, сегодня все больше открывается человеку и проникает в его современную культуру, он заставляет людей объединяться, обмениваться опытом, совместно играть и устраивать интересные фестивали.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Диджериду

Источник: http://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/didzheridu

Диджериду

Диджериду (англ. didjeridoo) — древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле.

Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki).

Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»), но при этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

Читайте также:  Как запомнить аккорды по началам известных мелодий

При игре на диджериду используется техника непрерывного дыхания.

Игра на диджериду сопровождает ритуалы и способствует вхождению в транс.

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).

Устройство и изготовление диджериду

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа: из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Нужно лишь отыскать эти «заготовки» и диджериду почти готова. Но не всякому аборигену удается это сделать, так как для поиска нужно обладать особенным состоянием сознания.

После того как подходящий ствол будет найден, его конец обрабатывают пчелиным воском.

Диджериду изготавливают также и из бамбука. Варианты Ацтеков и Майя были сделаны из гигантского кактуса.

Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображениями животных тотемов.

Происхождение и духовное значение диджериду

В те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений. Когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду.

Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.

Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру.

Аборигены Австралии подарили нам диджериду, т.к очень благосклонно относятся к распространению диджериду. Они считают, что диджериду поможет навести мосты над пропастью между нашими мирами.

Два из многочисленных высказываний старейшин аборигенских родов о диджериду:

«Диджериду — волшебник, обладающий своей собственной силой. Когда диджериду говорит с тобой – прислушайся».

«Волшебное звучание диджериду трогает сердца людей и зовет нас вспомнить наше общее земное и духовное наследство».

Видео: Диджериду на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Источник: https://eomi.ru/woodwind/didjeridoo/

Магическая гуделка Австралийских аборигенов

Австралийские аборигены достаточно музыкальный народ и имеют в своем арсенале несколько древних музыкальных инструментов. Один из них – диджериду, считается одним из старейших духовых музыкальных инструментов на планете.

Австралийские коренные жители очень близки к природе и используют в быту, для охоты или при религиозных обрядах множество предметов, позаимствованных у природы в неизменном виде. Диджериду один из подобных предметов. При его изготовлении практически не используется человеческий труд.

Инструмент представляет собой выеденный термитами полый ствол эвкалипта, к которому приделывается мундштук из пчелиного воска. Каждый музыкант раскрашивает внешнюю сторону ствола в цвета и символику своего племени.

Само название инструмента, диджериду, не имеет аборигенных корней, а закрепилось за инструментом уже во времена освоения Австралии европейцами, в начале 20 века. Сами коренные народы используют другие названия для обозначения, причем у каждого племени оно свое. Этот уникальный духовой инструмент тесно вплетен в ритуальные обычаи аборигенов, используется в обрядах и религиозных празднествах.

Научиться играть на диджериду довольно сложно, для этого нужно потратить много терпения и времени. Инструмент способен издавать только одну ноту, издаваемое им гудение, называется «дрон». При этом диджериду имеет большой тембральный диапазон, с которым может сравниться только варган или человеческий голос.

Для извлечения звуков используются губы, щеки, гортань и диафрагма исполнителя. Особую роль играет язык, с помощью которого исполнитель задает ритм и выделает обертоны. При этом используется техника циркулярного (непрерывного) дыхания, когда вдох совершается одновременно с выдохом. От длины диджериду зависит тон звука, который он издает.

Классические инструменты изготавливались аборигенами длиной от 1 до 3 метров.

Играющие на диджериду аборигены, впадали во время исполнения в транс. А современные ученые пришли к выводу, что игра на этом инструменте помогает излечиться от храпа и остановок дыхания во сне.

Современные музыканты вдохнули новую жизнь в этот древний инструмент. Сейчас исполнители разных стилей используют диджериду в своих композициях. Современные инструменталисты внесли серьезные модификации в форму и конструкцию инструмента.

Если классический вариант был цилиндрической трубой примерно одинакового диаметра, зависящего от исходного материала – ствола дерева, то современные формы весьма разнообразны – это и спиралевидные трубы, и расширяющиеся с одного конца наподобие раструба, и составленные из двух телескопических трубок.

Существуют модификации с отверстиями как у флейты, с клапанами как у саксофона, выполненные из пластика или алюминия.

Источник: https://bilbytravel.ru/magicheskaya-gudelka-avstralijskix-aborigenov/

Диджериду из подручных средств

Диджериду – это этнический музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Инструмент, возможно, ещё более древний, чем варган и бубен. Почитать о нём (и послушать) можно здесь: http://overtone.ru/didjeridoo/

Выглядит он примерно так:

С тонкой стороны в него дудят, а с широкой стороны раздаётся гудение, рычание, крякание, квакание, и различные другие трудноописуемые звуки.

Впервые я увидел это чудо первобытной техники пару лет назад в магазине с затейливым ассортиментом “Белые облака”, когда выбирал себе варган. Варган – отдельная история, которая выходит за рамки этого поста.

Я попробовал немного подудеть в диджериду, представленный на витрине, и его басовитое звучание в буквальном смысле потрясло меня. С тех пор меня не покидала мысль купить такую дурацкую штуковину и научиться играть на ней, непонятно правда – зачем. Немного останавливала цена.

Простой диджериду из бамбука стоит около 1000р, а деревянный – порядка 6-8 тыс.рублей.

Аборигены делали этот инструмент из ствола эвкалипта, у которого сердцевина была выгрызена термитами, а также из бамбука.

Современные умельцы делают диджериду из дерева примерно так: находят дерево подходящего размера и формы, распиливают (или раскалывают) его вдоль на две половинки, и выдалбливают их изнутри.

Потом склеивают, раскрашивают – и готово. Но это слишком сложно, да и не очень нужно для новичка.

Первый свой диджериду я сделал из картонной трубы, оставшейся от какого-то рулонного материала. Труба была достаточно тонкая, края – неудобные, но на ней получалось немного дудеть основным тоном (в тот момент я не задумывался о том, что из неё можно ещё и извлекать какие-то обертона). Народ на работе, услышав непонятные звуки, недоумевал, а один товарищ, увидев, как я играю на этой штуке, попросил “отсыпать травы”.

Источник: http://milovidoff.ru/2010/12/03/didjeridoo-custom/

О диджериду

Диджериду (англ. didjeridoo или англ. didgeridoo, оригинальное название «yidaki») — музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1—3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Игра на диджериду сопровождает ритуалы corroboree и способствует вхождению в транс.

Диджериду теснейшим образом вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»).

При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

—————————————————————————————————

didgeridoo

Диджериду(didjeridu, didjeridoo, didgeridu) — этнический музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Вероятно один из самых древних инструментов мира наравне с варганом.

Про австралийское происхождение диджериду можно говорить лишь условно — скорее в Австралии этот инструмент просто сохранился в практически неизменном виде вместе с первобытными племенами туземцев.

Во всем остальном мире (в частности в Европе) этот инструмент за долгие тысячелетия эволюционировал в трубу, горн, валторну и другие оркестровые инструменты, группа которых в современной музыке называется “медные духовые”.

Базовый принцип звукоизвлечения совершенно тот же, однако мелодическая игра полностью строится на обертонах, тогда как на диджериду используется основной тон, а 1-2 обертона (на хорошем дидже возможно до 5) идут как украшение. Кроме того, существует много сходных с диджериду инструментов в основном у горцев (Карпаты, Альпы и т.д.

), которые тоже отличаются от диджериду тем, что основная игра идет на обертонах (к примеру, всем известная трембита). Объясняется это малой длиной диджа по сравнению с медными духовыми (если валторну “развернуть” ее длина составит 8 метров!!!) и “горными” инструментами (длина той же трембиты или альпийского рога бывает больше 5 метров). Ближе всего к диджериду из современных духовых бесклапанный тромбон — музыка играется на основном тоне (и обертонах) но у инструмента есть механизм изменения “фактической длины” что позволяет играть мелодическую линию.

Оригинальные австралийские диджериду имеют длину от 0.5 до 2 метров, сделаны из ветки эвкалипта, в которой в засуху термиты выели сердцевину (в ней дольше сохраняется влага).

Также в Австралии делают диджериду и из бамбука, причем наиболее вероятно, что именно бамбук был первым строительным материалом для диджериду — в ряде племен название инструмента означает “бамбук” или схоже с ним по звучанию.

Кстати, само название “диджериду” к Австралии не имеет никакого отношения, это название придумали колонисты, наблюдая за игрой аборигенов, название напоминает звуки, которые издает инструмент. Самое распространенное “аборигенское” название инструмента — yidaki.

Принцип звукоизвлечения на диджериду, как отмечено выше, схож на таковой у современных медных духовых, однако в отличие от них играть на диджериду может человек, абсолютно несведущий в музыке, музыкальной грамоте и принципам композиции. Основное требование — наличие слуха (необязательно музыкального:) и хорошее чувство ритма.

Без последнего тоже можно обойтись, но тогда это уже лучше назвать инструментом для медитации. Кстати насчет этого — диджериду очень способствует расслаблению и концентрации. Ходят целые легенды о том, как благотворно инструмент влияет на людей с нервными расстройствами, да и на обычных людей действует почти магически.

Кстати сказать, что диджериду используется у аборигенов как инструмент сакральный, и у племен существуют специальные песни и священные инструменты для исполнения священных таинств (самые распространенные — обряды рождения, свадьбы и погребения).

Читайте также:  Как подобрать аккомпанемент к песне

Из разряда практических лечебных свойств диджериду — у некоторых людей от игры на диджериду откладывает нос, что весьма приятно.

(взято: http://didjeridu.org.ua/about/)

(Цитата статьи с сайта www.overtone.ru)

Музыкальное искусство аборигенов Австралии объединяет сознание с невидимыми законами энергии природы.

По приданию с помощью диджериду аборигены получают знания от природы и из мира снов. Древняя традиция аборигенов с детсва прислушиватся к звукам природы, звукам которые издают животные, птицы.

Звуки ветра, травы на ветру, молнии, треска деревьев и плеска воды. Сущьность правильной игры на диджириду — правильно передавать звуки природы, слится с самой природой с помощью диджериду.

Для мира аборигенов наблюдение за природой и имитация (подражание) природе является очень важным фактом с младенчества.

1 — Это самый древний музыкальный инструмент на земле
2 — Это духовой музыкальный инструмент в оригинальном виде существующий в Arnhem Land на севере Австралии
3 — Изготавливается диджериду из полого ствола дерева или сучка внутри выеденного термитами.

4 — Длинна диджериду обычно 1.

3м, на диджериду не должно быть никаких сучков — ствол должен быть абсолютно гладким
5 — Диджериду обычно используется для аккомпонимента в песнях аборигенов
6 — При игре на диджириду используется «кольцевое дыхание» (цикличное или циркулярное) при котором получается как бы «бесконечный звук»
7 — Диджериду воспроизводит богатый резонансом звук очень низкой частоты, и ритмические рисунки
8 — Традиционно мужской инструмент но при групповом исполнении песни иногда играют женщины и дети
9 — Самое большие вариации формы диджериду встречаются в центральной Австралии в Alice Springs
10 — Диджериду — звук австралии
11 — Если бы у земли был бы звук — этим звуком был бы звук диджериду
12 — Весь мир давно играет на диджериду!! Созданы мноочисленные клубы, диджериду продается на каждом углу! Устраиваются фестивали диджериду!!

Откуда пошло название диджериду? В 1835 году Исследователь Вилсон в первые зарисовал австралийского аборигена, играющего на диджериду. Кстати вполне вероятно, что первые диджериду были из бамбука, который в изобилии произростает на севере Австралии.

Название придумано исследователями Австралии- европейцами. Название диджериду у каждого племени ( рода) аборигенов свое и зависит от языковой группы. Всего существует 45 синонимов диджериду.

Все они близки — бамбу, бамбук, камбу, пампу итд ( что опять таки может доказывать первоначальное «бамбуковое происхождение диджериду)

Название племени( группы племен) Регион обитания Название диджериду
Anindilyakwa Groote Eylandt ngarrriralkpwina = играть на диджириду
Gupapuygu Arnhem Land Yiraka = трахея, дыхательное горло
Djinang Arnhem Land Yirtakki
Iwaidja Cobourg Peninsula Wuyimba = трахеяbuyigi = «ударная» диджириду
Jawoyn Katherine artawirr = пустое бревно
Gagudju Kakadu garnbak
Lardil Mornington Island djibolu
Ngarluma Roebourne, WA Kurmur
Nyul Nyul Kimberleys WA ngaribi = бамбук
Warray Adelaide River bambu = бамбук для пения
Mayali Alligator River martba
Pintupi Central Australia paampu
Arrernte Alice Springs Ilpirra

Источник: https://dimartist.wordpress.com/about-didgeridoo/

Диджериду – австралийская дудка

Природа Австралии подарила людям удивительный музыкальный инструмент – диджериду. Первые европейцы были очарованы рокотом необычных труб из полых эвкалиптовых стволов.

Завораживающие звуки, которые они издают – это одновременно гул моря и песня ветра. Изначально австралийский инструмент диджериду был атрибутом особых ритуалов общения с Богами.

Подобно африканскому джембе или азиатским тамтамам, диджериду использовали также для подачи звуковых сигналов – как альтернативу современному телеграфу.

Для работы с этим инструментом необходимо освоить методику правильного дыхания, которое любому человеку на пользу. Получается, что купить диджериду стоит не только для пополнения коллекции – игра на нем тонизирует и укрепляет организм, служит профилактикой храпа и апноэ.

И все-таки самое главное – это невероятное, «космическое» звучание древней трубы с богатейшим спектром обертонов. Сегодня уникальная дудка австралийских аборигенов доступна всем ценителям – вы имеете возможность купить диджериду в TA-MUSICA c доставкой по Москве и всему миру.

Блокфлейта сопрано Classic С, немецкая система, AngelБлокфлейты Angel серии Classic обладают богатым звучанием и отличаются точностью хорошо сбалансированной настройки.Инструменты изготавливаются из особых смол, что обеспечивает им…350,00 руб. Блокфлейта сопрано Classic С, барочная система, AngelБлокфлейты Angel серии Classic обладают богатым звучанием и отличаются точностью хорошо сбалансированной настройки.Инструменты изготавливаются из особых смол, что обеспечивает им…350,00 руб. Бубен 60 см (Локшин)Большой бубен штучной авторской работы. Звучит громогласно, с множеством обертонов по всему радиусу бубна.39990,00 руб.
Медиатор кожаный для укулеле, МозеръКожаный медиатор для любимого инструмента.100,00 руб. Барабанные палочки L.A. Special 5A ProMark, орех, деревянный наконечникПалочки 5А давно стали самыми популярными палочками для всех стилей музыки, благодаря их хорошо сбалансированными весу и длине.LA5AW L.A. Special 5A Барабанные палочки,…350,00 руб. Барабанные палочки Hornbeam Natural 2В Leonty, граб, деревянный наконечникNatural 2В Барабанные палочки, граб, деревянный наконечник, LeontyМодель 2В. Материал: граб. Деревянный наконечник, оливка. Длина: 406мм (16″).Диаметр: 16мм (0,…360,00 руб.

———————-
Хотите научиться играть на варгане? У нас, в TA-MUSICA.RU каждую субботу проходят обучающие уроки по игре на варгане. Начало в с 11-00 или 19-00.

Звоните и приходите! Курс рассчитан на 10 занятий, но даже на первом вы сможете получить базовые навыки игры на варгане или получить системный подход, если уже играете. Ведёт Сергей Королёв.

Стоимость занятия 900 р.

Программа занятий.

——————–

Хотите научиться играть на дарбуке? Тогда приходите к нам! Каждую субботу с 13 часов у нас в магазине мастер-класс для начинающих по игре на дарбуке от Игоря Одинцова. Записаться можно по телефону 8985 3443885. Стоимость занятия 900 р.

——————– Курсы по укулеле проходят также по выходным, от начального уровня, если вы совсем не умеете, с 9 лет и до любого возраста, для более подробной информации, пишите в на почту или звоните. ——————– Основы игры нашаманском бубне проходят также по выходным. Вы узнаете о “зонах” бубна, как правильно наносить удары и играть на бубне и многое другое.

——————–

Источник: https://www.ta-musica.ru/didzheridu

Волшебная труба. Ульяновцы услышали диджериду австралийских аборигенов

В полумраке концертного зала разносятся совершенно неземные звуки. На большой деревянной трубе играет бородатый мужчина. Эта труба – народный инструмент австралийских аборигенов под названием диджериду. А музыкант вовсе не выходец из австралийского буша, а житель Екатеринбурга Евгений Толстых.

Он же единственный участник уникального для России проекта под названием Sage (в переводе с английского «мудрец»), совместившего в себе исполнение на диджериду, электронную обработку и традиции народов России. Недавно Евгений побывал с концертом в Ульяновске, после которого наш корреспондент поговорил с ним о диджериду и не только.

АВСТРАЛИЙСКИЙ СЛУХ

– Для начала: как правильно ставить ударение в слове диджериду?

– Без разницы. Я вообще сейчас редко говорю «диджериду», потому что есть два вида этого инструмента: идаки и магу. Идаки имеет широкий раструб и узкий мундштук. И он более распространен.

А магу – это инструмент без видимых расширений. Похож на длинное полое полено. Хотя сейчас экспериментов с инструментами очень много. Их производят из разных материалов, меняют форму, делают какие-то симбиозы.

Иногда это хорошо, а иногда…

– Почему в свое время решили играть на диджериду?

– Даже не знаю. Я никогда не планировал заниматься духовыми, никогда ими не увлекался особо, потому что для меня духовые ограничивались кругом медных и тростевых инструментов. Я не скажу, что они мне не нравятся. Но острого желания играть на них не было.

А диджериду меня привлек тем, что, с одной стороны, это духовой инструмент, а с другой, это мощная драм-машина, на которой можно одному сыграть партии и ударных, и баса, и перкуссии. Но главное превосходство диджериду над другими духовыми – это возможность использовать голос.

Он, конечно, с помощью инструмента преломляется, но приобретает очень характерное звучание, которое сложно с чем-то спутать.

– Трудно ли научиться играть на диджериду?

– Каким-то базовым принципам можно научиться в течение нескольких месяцев и закрепить их за год-два. Главное, чтобы у человека был слух. Хоть инструмент и кажется очень простым, слух нужен очень хороший. Опять же, у любого инструмента есть скрытые резервы, которые каждый человек открывает для себя индивидуально.

– Насколько популярен этот инструмент среди музыкантов?

– Исполнителей довольно много. Особенно на Западе. Но среди них очень много похожих. Там идет волна не то чтобы плагиата, а скорее копирования. С одной стороны, это неплохо, если музыкант играет действительно традиционную музыку. Но хуже, если человек выдает традицию за свое.

КЛЁН ВМЕСТО ЭВКАЛИПТА

– Для тех, кто вдруг захочет научиться играть, сколько стоит диджериду?

– В пределах 14 – 15 тысяч можно купить хороший рабочий инструмент.

– В России их делают?

– Да, у нас в Екатеринбурге с 2006 года работает Уральская лаборатория диджериду. Мой инструмент из первой десятки, выпущенной ими. Ему уже около 10 лет. Сейчас они изготавливают самые разные инструменты – и цельные, и разборные, и чисто деревянные, и с пластиком.

– Для диджериду нужен какой-то особенный материал?

– Все зависит от того, насколько сакрален для вас процесс игры на инструменте. Для австралийских аборигенов выбор дерева, из которого потом делают диджериду, очень важен. Они не всякий выгрызенный термитами эвкалипт возьмут. Это у них на уровне некой интуиции. Но я не являюсь носителем культуры аборигенов.

Читайте также:  Когда лучше начинать обучение музыке

У меня в этом случае культорологический подход, и неважно, из какого дерева сделан инструмент. Для мастера главное, чтобы материал был без дефектов. А выбор древесины у нас куда больше, чем в Австралии. Например, у меня инструмент из клена.

Клен вообще один из самых распространенных в России «музыкальных» деревьев.

– Насколько капризный инструмент диджериду?

– Не очень капризный, но у него есть интересный эффект. В жарком климате лучше воспринимаются инструменты более высокого тона, а в холодном – более низкого.

Есть, скорее, зависимость от состояния человека, который играет. Кажется, что у диджериду звучит одна нота, но не все так просто.

При определенном давлении нота может начать плавать, а это не очень красиво. Хотя заметить это могут не все.

– Сложно ли его возить?

– Проще, чем арфу, – шутит музыкант. – Диджериду легко вписывается в чехол, который похож на лыжи или другое снаряжение, поэтому даже вопросов возникает при перевозках немного. Когда я возил гитары, спрашивали больше.

НЕ ВОДОПРОВОДНАЯ ТРУБА

– На концерте в Ульяновске вы играли на идаки и еще на двух инструментах. Один из них… пластиковая труба. Как пришла идея использовать ее в качестве инструмента?

– Началось все с обучающих семинаров, участникам которых нужно было раздавать инструменты. Не дашь же каждому свой. Поэтому я делал их из пластика или просил приносить людей что-то такое. Но это был водопроводный пластик. А потом мне попался другой пластик – электрический. И мне понравились высокие призвуки, которые он дает.

– И третий инструмент – это диджерибон. Что это такое?

– Раздвижной пластиковый инструмент, который может играть и как диджериду, и как тромбон. Изобрел его в 1980-х австралийский музыкант Чарли МакМахон. Иногда на нем получается достаточно интересный звук. Я его долгое время возил про запас, но потом нашел именно тот звук, который был мне нужен. Именно поэтому использую три инструмента, каждый из которых сложно заменить.

– Внешне диджериду похож на гуцульскую трембиту и альпийский альпенхорн. Заканчивается ли это сходство внешностью?

– Диджериду, конечно, ближе к ним, чем, например, к флейте. Но там совершенно другой принцип игры. И трембита, и альпенхорн – в первую очередь сигнальные инструменты.

Но, кстати, российский музыкант Аркадий Шилкопер сумел перевернуть представление об альпенхорне и играет на нем совершенно потрясающие вещи. Он немного и на диджериду играет.

А до трембиты, судя по всему, у него пока руки не дошли.

РАЗГОВОР С МУДРЕЦОМ

– Сколько лет проекту Sage?

– Примерно 10 или 11. Году в 2006-м мы стали собираться с ребятами и что-то играть. Сначала это были какие-то совместные джемы, импровизации. И нас было то трое, то четверо, потом осталось двое. А с 2010 года я играю один.

И играю уже законченные композиции, в которых могут быть только малые доли импровизации, хотя со стороны может казаться, что это не так. Можно было бы, конечно, записать электронный трек и под него сыграть на диджериду.

Но я усложняю себе жизнь тем, что могу добавлять какие-то моменты.

– Sage – это у вас единственный проект?

– Сейчас единственный. Я уже переболел «музыкальной шизофренией». Хотя было время, когда меня тянуло в самые разные проекты. Их было три или четыре, и я даже не знал точно, какой мне больше нравится. И происходило это тогда, когда я остался один.

– В последнем альбоме, композиции из которого вы исполняли в Ульяновске, диджериду сильно смешан с электроникой. Надо сказать, звучит необычно и непривычно.

– Кто-то пробует играть на этнических инструментах современную музыку и в итоге накладывает на нее некий шаблон восприятия. Мне хочется найти не совсем традиционные способы игры, но и не уйти в «плоскую» музыку. Я не ставлю цель записать много одинаковых альбомов с диджериду. Мне хочется делать что-то новое, находить иные формы исполнения.

– Мне показалось, что музыка у Sage очень кинематографичная. Не предлагали делать музыку для кино?

– Конкретных предложений не было. И в этом проекте я ничего не делал на заказ. Если кто-то попросит композицию в качестве саундтрека – то без проблем.

– А насколько популярна такая музыка у российских слушателей – речь и про Sage, и про диджериду вообще?

– Мне кажется, здесь каждому свое. Наверное, какая-то энергия регулирует, что должно быть массово, а что более индивидуально. Если у больших масс возникнет потребность в такой музыке, то это будет зависеть скорее не от меня, а от окружающей среды.

Я иногда думаю, что было бы здорово, если на каждый мой концерт ходили бы по 300 человек. На фестивалях, например, я выступаю перед многотысячной аудиторией. Но камерные концерты тоже нужны.

Пусть на них приходит не так много слушателей, но среди них могут быть три-четыре человека, на чей вкус или культуру повлияет моя музыка. И это уже неплохо. 

КСТАТИ 

В старину в Поволжье существовал инструмент, отдаленно напоминавший диджериду.Им была мордовская торама, которая изготавливалась либо из березового сучка, либо из липовой коры. Использовалась торама в основном как сигнальный инструмент. 

Игорь УЛИТИН

Источник: http://ulpravda.ru/rubrics/interview/volshebnaia-truba-ulianovtsy-uslyshali-didzheridu-avstraliiskikh-aborigenov

Музыка Австралии и самые простые – природные – музыкальные инструменты

Очень интересно собирать информацию о самых простых музыкальных инструментах, используемых разными народами в своей культуре и ритуалах. Такие инструменты создаёт сама природа, и, глядя на то, что уже придумали люди, можно внимательнее смотреть на то, что есть вокруг. У нас тоже очень многое может быть использовано как музыкальный инструмент.

Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.

Музыка коренных жителей – аборигенов -сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной — групповое.

Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли палками.

Среди древних идиофонов — бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых — диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии — носовая флейта (из Новой Гвинеи).

С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.

Диджериду (Йедаки, дидьериду)

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев. 

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1—3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска , как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.

Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.

Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте. Но при этом этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.

При игре используется техника непрерывного дыхания. На диджериду играют во время различных ритуалов и это способствует вхождению в транс. Этот инструмент не имел широкого применения и использовался только в некоторых районах Северной Австралии.

Пляски корробори

Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни (чему нам можно у них учиться!), что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава. А это – основа здоровья и долголетия.

Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала – как говорится, танцевали “от души” :-).

<\p>

В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались  представления, имитирующие явления природы и события жизни.

Музыка как для корробори, так и для ритуалов исполнялась простыми средствами. В некоторых племенах ритм отбивали простым чередованием ударов по бедрам, в других — ударами палок о землю, иногда постукиванием двух бумерангов. Пучки листьев эвкалипта на лодыжках и предплечьях имитировали шуршание перьев эму.

Наиболее характерными звуками были монотонные причитания самих аборигенов и звуки, издаваемые «дидьериду» — описание смотрите выше. Труба служила своего рода рупором, усиливающим звук голоса.

Эти аборигены были очень уважаемы, ведь не так-то и легко найти хорошего «трубача», умеющего гудеть как бы не прерывая дыхания и в двух тональностях. Создатель песен тоже был очень уважаемой личностью. Он сам участвовал в представлениях и сочинял песни, повествующие о повседневных событиях; его обширный репертуар также пополнялся песнями, унаследованными от предков.

Сочинитель песен и «трубач» часто выступали по приглашению других групп и за эти услуги получали вознаграждение. Существовали также лидеры плясок. На них лежала основная часть исполнения корробори, что требовало мастерского подражания, особенно повадкам животных.

Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.

Источник: http://www.hnh.ru/culture/the_most_simple_natural_musical_instruments

Ссылка на основную публикацию