Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Мир музыки манит и
затягивает. Миллионы людей по всему миру следят за жизнью любимых певцов,
композиторов и музыкантов, стремясь узнать всё о каждом моменте их жизни.

Некоторые артисты, сопротивляясь этому, специально окружают свою жизнь тайной.
Однако в некоторых случаях им самим приходится столкнуться с обстоятельствами,
последствия которых оказываются фатальными… и загадочными. Soyuz.

Ru обращается к темным пятнам в истории музыки.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

«Моцарт сочиняет Реквием». Уильям Джеймс Грант, 1854 год.

Даже спустя 200 с лишним лет загадочная кончина гениального композитора остается одной из самых главных загадок в истории музыки. И дело даже не в пугающих свидетельствах о «черном человеке», завистнике Сальери и истории создания Реквиема. Даже без них смерть 35-летнего композитора остаётся загадкой для исследователей, историков и учёных прошлого и настоящего.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

От чего они умерли: 20 смертей знаменитых музыкантов

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Роковая болезнь Моцарта началась в Праге, куда он приехал в сентябре 1791 года, чтобы руководить постановкой своей оперы «Милосердие Тита», . По возвращении Моцарта в Вену его состояние постепенно ухудшалось, однако он продолжал работать: завершил Концерт для кларнета с оркестром, писал «Реквием» и дирижировал на премьере «Волшебной флейты» 30 сентября 1791 года. 18 ноября 1791 года Моцарт дирижировал исполнением «Маленькой масонской кантаты», а всего два дня спустя у него началось воспаление суставов, из-за чего он не мог двигаться и испытывал сильные боли. Врачи заявили, что речь идет о так называемой острой сыпной лихорадке, от которой тогда умерли многие венцы.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

«Последние мгновения жизни Моцарта», Михай Мункачи, 1888 год.

При этом, по наблюдениям врачей, после кончины тело покойника раздулось, трупного окоченения не наблюдалось, а ткани оставались эластичными и мягкими, что косвенно указывало на отравление.

В отравители, помимо несчастного Сальери, зачисляли многих – от жены Констанцы и ученика Зюсмайера, якобы бывшего ее любовником, до масонов, якобы разозлившихся на Моцарта за псевдо-масонские ритуалы в «Волшебной флейте».

Между тем куда более правдоподобной представляется версия, согласно которой причина смерти Моцарта заключается в неправильно поставленном диагнозе и неверном лечении.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

«Последние часы Моцарта». Генри Нельсон О'Нил, 1849 год.

Незадолго до роковой болезни и смерти музыканта мучили малярийная лихорадка и депрессия, против которых употребляли сурьму и ртуть, побочным эффектом действия которых становилась болезнь, похожая на пневмонию, нередко со смертельным исходом.

По мнению медиков лондонского королевского госпиталя, в могилу Моцарта свела именно пневмония, вызванная действием сурьмы: влияние на течение болезни, по другим версиям, могли оказать давняя болезнь почек, заражение свирепствовавшей тогда ревматической лихорадкой и чрезмерные кровопускания, на которых настояли врачи.

Истинную же картину восстановить, скорее всего, невозможно: место упокоения гения, к которому ведет дорожка из белого гравия на венском кладбище Святого Маркса, всего лишь памятник.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Как погиб Бобби Фуллер?

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Бобби Фуллер

Запись грандиозного хита и скоропостижная смерть при загадочных обстоятельствах – такова печальная судьба 23-летнего американского рок-н-ролльщика.

В 1964 году Бобби Фуллер и его группа The Bobby Fuller Four переехали в Лос-Анджелес и записали несколько хитов, самым известным из которых стал “I Fought The Law”, пробившийся в десятку национального хит-парада и впоследствии оказавшийся одним из хитов группы The Clash, да и вообще одним из гимнов панка и рок-н-ролла.

Увы, Фуллеру не суждено было ни раскрыть свой талант в полную силу, ни услышать свою песню в чужом исполнении: через несколько месяцев после записи оригинального варианта “I Fought The Law” тело певца было обнаружено в машине рядом с его голливудской квартирой.

Его тело было покрыто пурпурными пятнами от обширных кровоизлияний, вызванных, по всей видимости, парами бензина. Было ли это самоубийство или убийство, неизвестно до сих пор: один из участников The Bobby Fuller Four Джим Риз заявил, что к смерти певца причастна банда Чарльза Мэнсона, но эта версия также не была доказана.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Куда пропала восьмая симфония Сибелиуса?

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Ян Сибелиус

Свои сочинения уничтожал не только Гоголь: затворничество и легендарное потерянное произведение – одна из самых интригующих драм в истории классической музыки разыгралась в Финляндии.

Ян Сибелиус считается одним из самых выдающихся композиторов XIX-начала XX века: если бы в его родной Финляндии существовал перечень «культурных достояний», его имя стояло бы там одним из первых.

Любимый композитор менеджера The Beatles Брайана Эпстайна выступал с концертами до середины 20-х годов прошлого века, после чего неожиданно оборвал все связи и затворился в своем доме в Ярвенпяя, продолжая, тем не менее, сочинять музыку: в 1945 году композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, среди которых могли быть и незавершенные поздние сочинения. Одним из них, по слухам, была так называемая Восьмая симфония, над которой Сибелиус работал более десятилетия. В 1990-е годы при каталогизации архива композитора фрагменты симфонии все же были найдены, однако их оказалось слишком мало, чтобы восстановить целое: где находятся недостающие части партитуры и существуют ли они, не знает никто.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Участвует ли Джек Уайт на записях Electric Six?

Гаражная группа Electric Six была в мэйнстриме сравнительно недолго, уйдя в тень после нескольких удачных синглов, один из которых назывался “Gay Bar”.

А вокруг второго сингла под названием “Danger! High Voltage” возникла полноценная легенда: сингл 2002 года был хорошо принят критикой и слушателями, во многом потому, что второй вокал на записи очень сильно напоминал Джека Уайта из The White Stripes.

Сами же члены группы утверждали, что это голос некоего автомеханика по имени Джон О’Лири: правда, к чему было привлекать на запись автомеханика, не ответил никто.

А ударник группы в одном из интервью заявил, что его адвокат порекомендовал не подтверждать и не опровергать участия Уайта в записи: было ли это сделано специально для того, чтобы в очередной раз привлечь внимание к полузабытой группе, неизвестно. Да в общем-то, и неважно.

Кто убил The Notorious B.I.G?

The Notorious B.I.G

Сегодня этого исполнителя называют одним из самых влиятельных в истории хип-хопа. Его внезапная смерть, вне всякого сомнения, стала невосполнимой потерей для жанра, однако обстоятельства его трагической смерти до сих пор остаются не разгаданными до конца.

Успех к Кристоферу Уоллесу, также известному как The Notorious B.I.G, пришел в 1994 году, когда его первый сингл “One More Chance” стал платиновым за несколько недель, а второй сингл, “Big Poppa”, достиг первого места в чарте. Дебютный же диск исполнителя “Ready To Die” был продан в количестве четырёх миллионов экземпляров.

The Notorious B.I.G

Жизнь звезды не изменила Уоллеса, который с подросткового возраста торговал наркотой в Бруклине: у артиста было несколько стычек с законом, его обвиняли в избиении людей, незаконном хранении наркотиков.

В 1994 году он и Пафф Дэдди были обвинены в вооруженном нападении на Тупака Шакура, однако оба отрицали свою причастность к этому.

А через несколько месяцев после странной гибели Шакура пришла очередь и его соперника в мире рэпа.

Утром 9 марта 1997 года Уоллес возвращался в гостиницу в Лос-Анджелесе после вечеринки “Soul Train Awards”: на перекрестке с бульваром Уилшир неизвестные перекрыли дорогу машине Бига, и чернокожий мужчина в голубом костюме и с очень короткой стрижкой, управлявший автомобилем Chevrolet Impala, расстрелял рэппера с близкого расстояния.

В убийстве Уоллеса был обвинен босс лейбла “Death Row Records” Шуг Найт, который, по основной версии, хотел таким образом отомстить за смерть Тупака Шакура. Сам Шуг Найт также заявил о своей причастности к убийству, однако в пользу этой версии было собрано недостаточно доказательств.

Разбирательства продолжаются и по сей день, однако полиция так ни к чему и не пришла.

Что погубило Джима Моррисона?

  • Джим Моррисон

Когда утром 3 июля 1971 года в квартире менеджера The Doors Билла Сиддонса раздался звонок с известиями о смерти Джима Моррисона, он буквально взвился: «Ну хватит об этом!».

Он уже привык к тому, что Моррисон «умирал» каждый уик-энд: каждый понедельник Билл приветствовал Джима примерно так: «Да ты, кажется, умер!» – «Опять? А как на этот раз?». Версий хватало: говорили, что Джим ослеп, умер от передозировки наркотиков, погиб в автокатастрофе или попал в сумасшедший дом и ему ампутировали обе ноги.

Тем не менее Сиддонс набрал парижский номер Джима и услышал голос Памелы, которая попросила его приехать прямо сейчас, но ничего не захотела объяснить. На квартире Джима Сиддонс нашел Пэм, заколоченный гроб и свидетельство о смерти, в котором сообщалось, что Джим умер от сердечного приступа, осложненного удушьем.

Сама Пэм утверждала, что накануне смерти Джим отправился в кино, после чего вернулся в их квартиру, где у него началось кровохарканье, и он сказал, что хочет принять ванну. Пэм ушла спать и утром обнаружила труп Моррисона в ванной.

  1. Джим Моррисон

Сомнения вызвало то, что официальная версия была представлена спустя шесть дней после предполагаемой смерти, вскрытие тела так и не было произведено, а сама Памела явно путалась в показаниях.

По ее словам, обнаружив тело Джима, она вызвала полицию, но когда спустя два дня представители британского отделения компании “Elektra” позвонили в парижскую полицию, там ответили, что никто, кто бы соответствовал описанию Джима и с такой фамилией не умирал в этот уикенд.

По другой версии, вместо кино или после него Джим пошел в клуб “Rock’n’Roll Circus”, который был еще и центром героинистов, и, пытаясь снять депрессию, принял чрезмерную дозу героина. Обнаружив труп в туалете, хозяева клуба переправили его на парижскую квартиру, чтобы не привлекать внимания полиции: эту версию уже в 2000-х годах подтвердил приятель Джима Сэм Бернетт.

Еще одна версия гласит, что Памела и Джим вообще не были вместе в тот уик-энд, о чем косвенно свидетельствует «запоздавшее» официальное сообщение о смерти Джима. Как бы там ни было, Моррисон закончил свои дни как настоящий проклятый поэт и, вероятно, только порадовался бы этому.

Как умер Сэм Кук?

  • Сэм Кук

11 декабря 1964 года один из первых королей стиля соул Сэм Кук был найден мёртвым в номере менеджера дешевого лос-анджелесского мотеля, в спортивной куртке и в одном ботинке.

Менеджер Берта Франклин сказала полиции, что певец якобы напал на неё, в ярости ворвавшись в комнату: высвободившись, женщина схватила пистолет и несколько раз выстрелила в Сэма в состоянии аффекта.

Несмотря на странность этой версии, убийство в целях самозащиты было принято судом как основная версия, и Берта Франклин была оправдана.

Между тем незадолго до трагедии некая Элиза Бойер позвонила в полицию из телефонной будки близ мотеля и сообщила, что только что избежала похищения. По ее словам, она познакомилась с Куком в клубе, после чего певец привез ее в мотель.

Решив, что ее хотят изнасиловать, девушка захватила одежду певца, когда тот был в ванной, и якобы долго стучала в дверь менеджера, но ей никто не открывал, после чего девушка спрятала одежду Кука и пошла звонить в полицию.

Интересно, что из номера при этом пропала не только одежда, но и деньги, а сама Элиза впоследствии была арестована за проституцию.

Сэм Кук

Однако самое интересное свидетельство оставила в своей книге “Rage to Survive” знаменитая певица Этта Джеймс, которая видела тело Сэма в похоронном бюро.

Читайте также:  Как создать караоке клип на компьютере это просто!

По ее словам, Кук был сильно избит, его руки сломаны, повреждена шея и сломан нос – все это сложно списать на следы борьбы с менеджером отеля. К тому времени Кук был известной личностью в шоу-бизнесе, и кое-кто говорил, что он имеет все шансы стать первым чернокожим продюсером.

Не была ли его гибель убийством на почве расизма или столкновения интересов? Увы, этого, похоже, уже не узнает никто.

Куда исчез Джим Салливан?

Фрагмент обложки альбом Джима Салливана “U.F.O”

  1. Имя Джима Салливана сегодня известна только серьезным поклонникам фолк-музыки, однако загадочная история его исчезновения способна вызвать мурашки у каждого, кого привлекают необъяснимые явления и неразгаданные тайны.

5 музыкантов и знаменитостей, которые бесследно исчезли

Американец Джим Салливан – один из множества авторов-исполнителей, на свою беду оказавшихся в тени более удачливых фолк-рокеров конца 60-х – начала 70х годов. Сыграв в одном из эпизодов фильма «Беспечный ездок», Салливан записал в 1969 году свой первый альбом под названием “U.F.

O”, где пел о пришельцах, пустынных дорогах и искуплении.

Несмотря на интересный голос и материал, а также участие сессионных музыкантов Wrecking Crew, которые приложили руку к лучшим записям Фила Спектора и The Beach Boys, альбом продавался довольно плохо, как и следующая пластинка, вышедшая в 1972 году.

Фрагмент обложки альбом Джима Салливана “U.F.O”

Не добившись успеха, в марте 1975 года Салливан решил попытать счастья в Нэшвилле, штат Теннесси: зарегистрировавшись в мотеле “La Mesa” в Санта-Розе, на следующий день он выехал и оттуда и был замечен на отдаленном ранчо, принадлежавшем некоему семейству Дженетти.

После этого его следы теряются: «Фольксваген-Жук» был обнаружен вскоре на том же ранчо, из машины ничего не пропало, включая деньги, но сам исполнитель исчез бесследно. Был ли он убит, потерялся ли или же с ним произошло что-то еще, не знает никто.

А кое-кто, опираясь на темы его первого альбома, полагает, что певца похитили инопланетяне.

Существует ли Рэнди Фицсиммонс?

  • Фронтмен The Hives Пер Альмквист
  • В начале нового века шведская рок-группа The Hives выпустила пять альбомов и довольно быстро достигла успеха как одна из лучших концертирующих групп: успехом у публики пользовались их синглы “Main Offender”, “Walk Idiot Walk” и “Hate To Say I Told You So”.

История создания группы тем не менее, что называется, покрыта мраком. Как гласит легенда, пущенная в ход самими музыкантами, однажды все они получили по электронной почте анонимное письмо с приглашением собраться в назначенное время на пробной репетиции, где их встретил некий мистер Рэнди Фитцсиммонс. В итоге ребята собрались, перезнакомились, распределили роли в команде и начали успешную карьеру, а Фитцсиммонс, чья фамилия неизменно упоминается на альбомах группы, взял на себя роль менеджера и основного автора песен, которого, впрочем, никто и никогда не видел.

Гитарист The Hives Николаус Арсон

Источник: https://www.soyuz.ru/articles/1180

7 мифов о музыкантах

Кинематографисты просто обожают показывать жизнь профессиональных музыкантов в таком ключе, как будто рокеры и представители поп-культуры только и делают, что хлещут шампанское, развлекаются в гримерках с группис, а в перерывах летают на собственных самолетах и плавают на столь же собственных яхтах. На улицах им не дают прохода фанаты, их узнают даже собаки, отравляющие жизнь парковочным столбам, и денег у каждого музыканта столько, что он может позволить себе этаким Скруджем окунуться в золотое море. Ну или хотя бы лужу.

На фоне такого огламуренного представления многие буквально рвутся в музыкальную индустрию, мечтая о «красивой жизни».

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Миф первый. Гастроли – это сплошные пьянки, телки и угар!

Развенчание этого мифа мы доверим Удо Диркшнайдеру, уж ему-то пришлось в своей жизни немало помотаться. Удивительным стоицизмом обладает этот человек. Или просто опыта у него много, кто знает.

Но в то время как молодежь (техники, помощники звукорежиссеров и прочие подсобисты) развлекается, Удо и его главный коллега Фитти Фитфингер предпочитают отдыхать. Музыканты полагают, что нет ничего важнее полноценного релакса после концерта, который был отыгран с полной, стопроцентной выкладкой.

К тому же, если ты действительно выкладываешься на сцене на все сто процентов, то на пьянку у тебя уже не будет ни времени, ни сил.

Гастрольный график в большинстве случаев построен так, что свободных дней в нем практически нет. А и кто их будет оплачивать, эти свободные дни? Ни один организатор концертов лишними деньгами не располагает.

Поэтому группы традиционно ездят «чесом», концерты день за днем, и восстанавливать здоровье после попойки, находясь где-нибудь в очередном аэропорту или на вокзале – немыслимое дело.

Поэтому Удо ответственно заявляет: если вы действительно профессиональный музыкант, то гастрольное пьянство вам не светит!

Миф второй. Гримерка – самое развратное место в мире!

Развенчивает этот миф, как ни странно, противник мнения Удо Диркшнайдера, герр Шмиер. Особо трепетный любитель закатывать невероятные пьянки и гулянки в гримерке.

В райдере главного деструктора – не только ящики шампанского и водки, но и буквально тонны продуктов, которыми он сначала кормит всю свою королевскую рать (гостей каждый раз набивается в гримерку три десятка). Ну а что осталось несъеденным, после должного возлияния превращается из закуски в игровой инвентарь.

Колбаса становится дежурным аналогом фрисби, сыр – пластилином, взбитые сливки – аналогом масляной краски. В общем, герр изволит развлекаться, но! Делает он это в том случае, если в гастрольном графике не более трех концертов – раз.

Во-вторых, отличается он лошадиным здоровьем, и три – он принципиально против превращения гримерки в место развратных действий. Видите ли, сосредоточению пьянство и присутствие постороннего народа сильно мешает. И, как ответственно заявляет музыкант-дебошир, он редко когда встречал людей, способных в дружной корпоративной компании оголять достоинство.

Миф третий. Действительно известных музыкантов узнают на улице, невозможно пройти спокойно, обязательно кто-нибудь автограф попросит

Миф готов развеять главный дедушка российского рока Валерий Кипелов. Несмотря на то, что он отлично смотрится верхом на Харлее, в жизни обладатель легендарного голоса водительских прав не имеет. По зрению.

Ездит на метро и прекрасно себя чувствует даже в компании подростков-металлистов, которые не всегда признают в нем своего кумира. Одевается Кипелов весьма скромно, порой носит смешную шапку и зеленую болоньевую куртку, а вовсе не косуху с кожаными штанами.

И в таком «попсовом виде» редко бывает узнан поклонниками.

Миф четвертый. Музыканты не работают «побочно», они зарабатывают только творчеством

Развенчивает миф Захария Хиетала, гитарист группы Tarot, брат Марко Хиеталы (вокалиста и бас-гитариста Nightwish). Захария отмечает, что среди знаменитых музыкантов очень мало тех, кто зарабатывает исключительно творчеством (уж ему-то не знать). Сам он продолжает работать инструктором в молодежном центре, все его коллеги по цеху так или иначе заняты «побочкой».

Кто-то студию звукозаписи держит, кто-то на дискотеках диджеит, а некоторые умудряются даже в бутике подрабатывать. Знаменитый – не значит богатый. «Жить музыкой» могут позволить себе только те, кто готов к сумасшедшему гастрольному графику. Марко, например, может по полгода вообще не видеть свою семью – жену и сыновей.

Это – суровая плата за право «не работать побочно».

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах

Миф пятый. У музыканта не может быть жены, а если она и есть, то непостоянно

Этот миф навеян, скорее, голливудской индустрией, чем музыкальной. Привыкшие к многочисленным пиарным свадьбам и разводам, режиссеры буквально перекладывают на своих коллег по цеху – музыкантов – подобные манеры. Зачастую даже делают их своеобразными бракофобами.

Дескать, кому нужен музыкант-женатик? А продюсеры, естественно, обязательно суют в контракт условие, что их девушки-протеже в течение действия договора не имеют права выходить замуж, беременеть, толстеть, вставлять в сиськи силикон или менять цвет волос в угоду бойфренду.

Лидер группы «Armaga», Андрей Васюнин, по совместительству прекрасный семьянин, заверяет, что подобная мифология – чушь. К семейной жизни музыкантов относятся абсолютно равнодушно, оценивают за творчество.

А что происходит за пределами сцены – нормальных людей попросту не волнует. Да и проецировать сценический образ на пожизненный тоже несколько глупо.

Никто же не думает, что, например, Антонио Бандерас действительно по ночам скачет на лошади по мексиканским прериям и заигрывает с Кэтрин Зетой Джонс?

Исключение могут составить несколько отдельных явлений, когда имидж того или иного творческого деятеля полностью построен именно на любви ошалевших фанаток. Но даже Джастину Биберу позволено иметь подружку.

Однако это не умаляет того факта, что вышедшая замуж и разродившаяся дважды Агилера-толстушка все так же привлекательна для своих фанатов.

Этот миф можно назвать неработающим в отношении тех музыкантов, которые не являются объектом сексуального желания или подражательства.

Миф шестой. Настоящему музыканту образование ни к чему, главное – талант!

Недоумевает на тему этого мифа Бен Уоткинс, отец-основатель JunoReactor. Он спокойно относится к тому, что главное в творчестве – талант. Но его надо развивать.

Без элементарного знания гармонии и композиции, сольфеджио и музыкальной литературы возможности таланта сильно обедняются, рамки настолько узки, что буквально шаг влево или вправо станет настоящим блужданием по темному лесу. Образование не «усредняет личность» и никоим образом не загоняет талант в какие-то определенные установленные каноны.

Просто знание неких абсолютных законов бытия, таких как виды ладов или аккордов, тонов или ритмических размеров позволяют структурировать свое творчество правильно и сделать поток своего креативного сознания более направленным и понятным самому себе.

Миф седьмой. Главное – пробиться на Запад, а там уже все будет круто!

И последний миф, который стоит развенчать. Пояснение в свое время дал самый русский европеец, Эркки Сеппянен из финской группы KYPCK.

Многие российские музыканты просто мечтают прославиться на Западе, полагая, что за выпуском альбома на каком-нибудь NuclearBlastпоследует всемирная слава и приглашение на мировые турне. Увы, к сожалению, нет, нет и нет.

Почему? Потому что ни один продюсер или организатор не рискнет работать с визовыми гражданами. Европейцы и американцы более свободны в своем передвижении, более мобильны и предсказуемы.

Они могут сорваться с места в любой момент, их не завернут на границе, им не придется решать вопрос с заменой участника команды, потому что таковому просто тупо не дали визу. С ними проще. С россиянами (даже без санкционного фона) возиться мало кто решался. Поэтому, даже если альбом будет на западе известен… скорее всего, этим и закончится.

Прочитав все эти удручающие истины, подумайте, действительно ли вы хотите быть музыкантом. Может быть, все сказанное – вовсе не то, чего вы ожидали? А может быть, наоборот, эта статья помогла вам развенчать страхи, которые мешали вам начать делать карьеру.  

Источник: https://myband.ru/blog/post/84

Мифы о классической музыке

Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот — те, кто любит легкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум.

Если мы представим себе оба типа звуков на плоскости, то музыкальный звук, тон, будет выглядеть как строго периодическое колебание, а шум — хаотически. В природе же шум и звук соседствуют друг с другом; только человек их классифицирует.

Читайте также:  Как научиться играть на синтезаторе?

Ближе к XIX веку, в эпоху романтизма, шумовые звуки начинают внедряться в европейскую классическую музыку как музыкальные краски. К началу XX века, когда существующий музыкальный язык зашел в тупик, художники-новаторы увидели в шуме возможность общения с окружающим миром для современного человека.

В среде русского футуризма выросли идеи введения, с одной стороны, музыки в производство (таким образом, чтобы она оказывала стимулирующее влияние на трудящихся), с другой — машин в музыку (создавая, например, симфонии на основе звуков заводов).

С середины 1920-х годов уже даже в среде школьников, пионеров большую популярность приобрели шумовые оркестры, где зазвучал весь окружающий быт.

В начале 1930-х годов, с приходом звукового кино, эксперименты с шумами появляются и в кинематографе. Одновременно на Западе возникает экспериментальная музыка, прежде всего связанная с именами Джона Кейджа, Пьера Шеффера, Эдгара Вареза, — много рефлексирующая на тему шума.

Продолжившись уже после войны в Мекке современных авангардистов —германском Дармштадте, эти эксперименты привели даже к своего рода табу на традиционные (в бытовом понимании) музыкальные звуки: из инструментов стали извлекать любые звуки, кроме собственно музыкальных.

 Так, движение смычка поперек струны заменяется движением смычка вдоль струны или же сам смычок заменяется куском пенопласта; используются различные части инструмента для извлечения разного рода шумов и так далее.

Различия между инструментами и не инструментами стали стираться, и весь мир стал своего рода инструментом. Любой звук (в том числе и шумовой) для музыканта стал просто-напросто средством выразительности.  

Мы сталкиваемся со многими стереотипными представлениями о классической музыке.

Миф № 1: классика — это вершина музыки. Согласно этому мифу, европейская классическая музыка является вершиной эволюции музыкального искусства. На деле, помимо европейской, параллельно существует еще несколько великих музыкальных классических традиций: иранская, арабская, китайская классика, — не меняющиеся на протяжении длительного времени.

Миф № 2: классика записана раз и навсегда. Существование нотной записи как бы подразумевает, что музыка окончательно зафиксирована и может быть легко воспроизведена в любой момент.

На самом деле нотная запись дает лишь условные указания, и, только хорошо понимая множество других обстоятельств создания музыки, музыкант может воспроизвести ее адекватно. Поэтому слушатели классической музыки ходят слушать не само произведение, а его интерпретацию.

Иначе не было бы никакой разницы между учеником школы и прославленным маэстро.

Миф № 3: классику надо слушать в концертном зале. Этой традиции всего примерно двести лет, но она уже умирает. Когда она была действительно жива, бо́льшую часть музыки люди играли для себя сами.

Позже любители музыки стали составлять общества, нанимать оркестры и строить концертные залы. Так появились филармонии  Филармония — (от греч. phileo — «люблю» и harmonia — «гармония, музыка»)..

Миф № 4: классику сложно понять. Разделение музыки на «серьезную» и «легкую» к середине XX века привело к тому, что появилось представление, будто академическая музыка не может быть несерьезной, а слушатель должен быть настроен на прослушивание чего-то возвышенного. На самом деле в академической музыке присутствуют и несерьезные вещи.

Миф № 5: чтобы слушать классику, нужны специальные навыки. Подразумевается, что исполнители не допускают ни одной фальшивой ноты, а у слушателей должен быть некий абсолютный слух.

На деле абсолютный слух — всего-навсего вид памяти, способность запоминать высоты звуков.

Другая разновидность музыкального слуха — относительный слух, когда человек запоминает интервалы между нотами; это просто навык, который развивается с помощью упражнений.

Миф № 6: вся классика — это шедевры великих композиторов. В действительности бывает, что шедевр принадлежит вовсе не великому композитору, а произведение великого композитора, наоборот, довольно слабое. Композиторам, которые стали великими, принято приписывать все самое выдающееся и новаторское.

Например, Баху приписывается, что он изобрел и ввел так называемую равномерную темперацию и современную аппликатуру игры на клавишных инструментах. На самом деле это не так, и в свое время Бах считался старомодным композитором. Если ограничиться в музыке только шедеврами, то невозможно будет понять, чем шедевр отличается от не шедевра и почему он — шедевр.

Простой современный слушатель вряд ли отличит Моцарта от Сальери.  

Мысль реконструировать забытую музыку и вообще забытую культуру — это модернистская идея. В XVI–XVII веках не было такого понятия, как старинная музыка. Так, опера шла, как правило, несколько представлений, после чего писалась новая.

Правда, если покопаться в документах прошлого, можно найти указания на то, что некоторые музыканты задумывались о том, что можно играть музыку, написанную прежде, на инструментах, современных этим произведениям.

Но в целом история открытия старинной музыки началась в 1901 году, когда было основано первое концертное Общество старинных музыкальных инструментов.

В XX веке даже появилась мода на подделки под музыку эпохи барокко. Сама эта музыка открывалась постепенно. Так, Вивальди стал знаменит только в 20-х годах XX века.

В 1960-е годы начинает развиваться течение аутентичного исполнительства: его лидеры — Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, братья Кёйкен — выдвигают тезис о том, что музыку нужно исполнять на тех инструментах, для которых она была написана, и в соответствии с правилами той эпохи, когда музыка была сочинена. Они стали изучать теоретические труды, трактаты, авторские манускрипты с характерными особенностями записи. И вот вы берете текст, берете инструмент, на котором играл, скажем, Моцарт, и язык композитора начинает оживать: сам инструмент диктует, как произносить моцартовский текст.

Постепенно аутентичное движение распространяется практически на всю музыку, не столько старинную, но и уже на классическую: на Бетховена, Чайковского, Малера. Чтобы не нарушать внутренний баланс музыки, ее стали исполнять такими составами и на тех инструментах, для которых она была создана, таким образом, постепенно отбирая репертуар у традиционного симфонического оркестра. 

Кажется, что в оркестре должен быть дирижер, так же как в автомобиле должен быть водитель. Однако дирижер в оркестре появился только в XIX веке. Можно считать, что только с бетховенской симфонической музыки началась эпоха дирижирования как отдельной профессии.

Естественно, в любом ансамбле всегда был один лидер или несколько (обычно первая скрипка или клавесинист), и до поры не требовалось отдельно стоящего человека, вооруженного неслышимым инструментом в виде палочки. Но постепенно оркестры стали разрастаться — число участников концерта стало исчисляться сотнями.

Одновременно в эпоху романтизма появился культ героя, который возносится над толпой. Так фигура, которой изначально отводилась техническая роль, получила исключительное право на интерпретацию.

Вообще, вся симфоническая музыка романтизма устроена таким образом, что эта форма музицирования оказывается удобной и логичной.

Однако симфонический оркестр без дирижера все-таки возможен. Таким был Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс. Он был образован в Москве в 1922 году и просуществовал больше десяти лет. Автором идеи был Лев Моисеевич Цейтлин, выдающийся скрипач, — под его авторитет собрались музыканты из разных оркестров и театров и дали свой первый концерт.

Персимфанс разработал систему, как коллектив без лидера может сыграть вместе партитуру: во-первых, особый способ посадки оркестрантов на сцене — по кругу, частично спиной к зрителю.

Во-вторых, условные обозначения, которыми помечались в партитурах ключевые места.

На самый первый концерт было потрачено шестнадцать репетиций, а дальше, с усовершенствованием метода работы, их становилось все меньше, и постепенно на каждую программу их приходилось уже около шести.

Персимфанс вывел симфоническую музыку за пределы филармонических площадок и исполнял ее, например, в цехах заводов — это была новаторская идея в духе того времени. Работал он по принципу камерного ансамбля: все участники процесса были равноправны, хотя существовал актив, отвечающий за выбор произведения, предварительное изучение партитуры и выработку концепции исполнения.

Персимфанс издавал свой журнал с подробностями об исполняемой музыке, раздавал анкеты, в которых спрашивал мнение зрителей, — это была целая музыкальная организация со своей философией и стилем.

В 1927 году именно Персимфанс привез в Советский Союз Прокофьева.

Луначарский наградил ансамбль званием заслуженного коллектива республики, а правительство выделило денежный приз — первую и последнюю поддержку от государства.

В 1929 году, когда Луначарский был отправлен в отставку, партийные покровители ансамбля начинают один за другим терять посты: получилось так, что сочувствующие Персимфансу партийцы оказались противниками Сталина в вопросе о земле. В 1930 году все эти люди были отстранены от руководства, потом начались знаменитые процессы и стало ясно, что конец Персимфанса не за горами.

Кроме того, условия работы музыкантов на своих основных местах постепенно стали такими, что они просто не успевали репетировать и в конце концов приняли решение разойтись.

В 2008 году в Москве деятельность Персимфанса была возобновлена.  

Источник: https://arzamas.academy/courses/25/2

10 таинственных загадок мира музыки

Учитывая неограниченный доступ к информации о наших любимых музыкантах, предоставляемый Интернетом с социальными сетями, онлайн-журналами и энциклопедиями в свободном доступе, трудно найти такой вопрос, на который не было бы ответа.

Кажется, что разгадка любой тайны – лишь дело времени, которое вы готовы потратить на поиски. Но это не совсем так. Во-первых, некоторые музыканты отвергают современные средства коммуникации и предпочитают держать личную жизнь в секрете.

Во-вторых, Интернет в том виде, каким мы его знаем, появился сравнительно недавно – до 2000-х же господствовали другие источники информации. Поэтому до сих пор существует немало загадок в индустрии музыки: от убийств до значений клипов, не говоря уже о пропавших без вести людях и утерянных произведениях.

Первая часть альбома, выпущенного в 1996 году, через 30 лет после смерти музыканта

Бобби Фуллер – американский рок-музыкант и гитарист, расцвет творчества которого пришёлся на 60-е годы прошлого века. В 1964 году он со своей группой The Bobby Fuller Four переехал в Лос-Анджелес. Музыканты заключили контракт с Mustang Records, записав несколько хитов, включая «Let Her Dance», «Love’s Made A Fool Of You» и, пожалуй, самый известный – «I Fought The Law».

Через несколько месяцев после того, как «I Fought The Law» вошёл в Топ-10, произошла трагедия: Фуллера нашли мёртвым в машине возле дома в Голливуде. Его тело было покрыто кровоподтёками, что предположительно стало результатом отравления парами бензина.

Никаких других видимых повреждений обнаружено не было, однако в отчёте о вскрытии фигурируют слова «несчастный случай» и «самоубийство», помеченные вопросительными знаками. Полную картину происшествия так и не восстановили, и это даёт основание полагать, что Фуллера убили.

 Участник группы The Bobby Fuller Four Джим Риз утверждал, что к трагедии мог быть причастен Чарльз Мэнсон.

Что случилось с последней симфонией Сибелиуса?

Правда о судьбе Восьмой симфонии ушла вместе с музыкантом после его смерти

Если вы не страстный поклонник классической музыки, то вряд ли представляете, кто такой Ян Сибелиус, но от этого он не перестаёт быть выдающимся финским музыкантом и одним из величайших композиторов в истории. До перехода Финляндии на евро его портрет даже размещался на купюре номиналом 100 марок.

Сибелиус родился в 1865 году. В середине 1920-х его активная композиторская деятельность неожиданно прервалась – это событие окрестили как «молчание в Ярвенпяя» по названию города, где он на тот момент жил. Известно, что и в это время Сибелиус продолжал работать над Восьмой симфонией, которую не мог завершить более десяти лет.

После смерти композитора в 1957 году критикам и ученикам пришлось смириться с печальным фактом, что произведение уничтожено. Однако при каталогизации записей Сибелиуса в 1990-х годах были обнаружены некоторые его фрагменты, в результате чего появились предположения, что Восьмая симфония затерялась во множестве других записей.

Возможно, произведение удастся восстановить целиком после обнаружения новых частей, но об их местоположении пока ничего не известно.

Появление Джека Уайта в сингле «Danger! High Voltage» группы Electric Six

Джек Уайт, лидер The White Stripes, возможно, засветился на записи группы Electric Six

«Danger! High Voltage» и «Gay Bar» – те немногие песни, которыми Electric Six успели потрясти мир, прежде чем скатиться в мейнстрим. Тем не менее они существуют до сих пор, записывая всё новые синглы и отправляясь с концертами в туры, выпустив на данный момент более 11 студийных альбомов.

Но вернёмся к «Danger! High Voltage». После выхода в 2002 году в составе альбома «Fire» сингл стал хитом на радио и был хорошо принят критиками. Однако вместе с ним появилась и большая тайна, которая впоследствии так и не была раскрыта.Многие утверждали, что на записи в числе прочих поёт Джек Уайт. Группа же это отрицала, утверждая, что исполнителем был автомеханик по имени Джон С. О’Лири.

Читайте также:  Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?

Даже после нескольких опровержений не прекратились расспросы, на которые бывший барабанщик группы M. ответил следующее: «Мой адвокат рекомендует не давать комментариев по поводу участия Джека Уайта». Хотя велика вероятность того, что музыкант действительно внёс свою лепту в запись сингла, реальное положение вещей всё ещё остаётся загадкой.

Кто убил рэпера The Notorious B.I.G.?

«Born Again» — посмертный альбом The Notorious B.I.G

Кристофер Уоллес, больше известный под псевдонимами The Notorious B.I.G. и Бигги Смоллз, является вдохновителем в сфере хип-хопа. Его дебютный альбом «Ready To Die», увидевший свет в 1994 году и получивший большой коммерческий успех, был восторженно встречен критиками и признан одним из лучших в истории рэпа.

После смерти Тупака гибель Бигги Смоллза – вторая по обсуждаемости тема в хип-хоп культуре. Трагедия произошла 9 марта 1997 года: в Смоллза выстрелил незнакомец из проезжающей мимо машины в Лос-Анджелесе, после чего музыкант скончался в течение часа.

 Вокруг происшествия сформировался огромный клубок предположений и обвинений, многие пытаются связать его со смертью Тупака, который погиб при тех же обстоятельствах.

 По делу проводилось расследование, был составлен фоторобот подозреваемого, различные версии выдвигались в книгах и документальных фильмах, но убийство Кристофера Уоллеса так и осталось нераскрытым.

Лежащий на земле мужчина из клипа «Just» группы Radiohead

«Вы хотите знать, почему я здесь лежу?» — вопрос героя клипа, который остаётся без ответа до сих пор

Сингл «Just» со второго альбома Radiohead («The Bends») вышел в 1995 году и стал одной из визитных карточек группы. Считается, что прообразом для него послужил самовлюблённый друг Тома Йорка. Содержание песни легко трактуется в контексте альбома, но значение снятого для неё клипа по сей день остаётся загадкой.

В нём обеспеченный (судя по внешнему виду) мужчина принимает ванну, выходит из дома, идёт по улице и ложится на землю. По мере развития сюжета к нему подходят прохожие и спрашивают, почему он здесь лежит и нужна ли ему помощь.

 Вокруг главного героя собирается толпа, но он никому не отвечает и только раздражённо просит оставить его в покое, заявляя: «Вам лучше не знать, почему я лежу здесь, поверьте». В итоге он соглашается ответить на интересующий всех вопрос, однако субтитры исчезают.

Мы только видим, как шевелятся его губы, и в следующей сцене толпа лежит на земле рядом с мужчиной. Что же он всё-таки сказал? Спустя годы фанаты группы так до сих пор и не знают.

Перемещение тела Джима Моррисона после смерти

Джим Моррисон, лидер группы The Doors, каким его запомнили фанаты и близкие

Джим Моррисон, известный как вокалист группы The Doors – рок-икона и один из величайших фронтменов в истории. Влияние его творчества на индустрию сохранялось на протяжении десятилетий.

Смерть музыканта окутана тайной и до сих пор порождает немало споров среди фанатов и критиков.

В его организме было обнаружено высокое содержание героина, но вскрытие не проводилось, поэтому точная причина гибели Моррисона так и не была установлена.

Масла в огонь подливает тот факт, что в середине 2000-х Сэм Бернетт, один из давних знакомых музыканта, заявил: Джим умер в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus.

 Якобы врач подтвердил, что смерть наступила в результате передозировки, но для того, чтобы избежать приезда полиции в клуб (это место было известно продажей наркотиков и другой незаконной деятельностью), тело было перенесено в ванную квартиры Моррисона. Где и как на самом деле умер музыкант — загадка по сей день.

Убийца Питера Айверса

Питер Айверс на обложке альбома «Terminal Love»

Питер Айверс – популярный американский музыкант 70-80-х годов, который родился в Иллинойсе и вырос в Бостоне. До начала карьеры он изучал в университете древние языки. Слава пришла к нему после написания песни для фильма «Голова-ластик» по просьбе Дэвида Линча. Песня «In Heaven», которую исполняет девушка за батареей, стала самой узнаваемой музыкальной композицией в фильме.

В 1983 году Айверс был до смерти забит молотком в собственной квартире в Лос-Анджелесе.

 Узнав о случившемся, на месте преступления собрались друзья музыканта из Голливуда, что помешало сохранить квартиру в том виде, при котором произошло убийство.

 Неизвестно, были ли во время дружеского визита уничтожены ценные улики, но полиции так и не удалось найти преступника или хотя бы главного подозреваемого.

В 2008 году компанией K2B2 Records был посмертно издан альбом Айверса «The Untold Stories», убийство же музыканта так и не было раскрыто четверть века спустя.

Загадка исчезновения Джима Салливана

Джим Салливан выпустил альбом «U.F.O.», поэтому многие выдвигают версию о похищении музыканта инопланетянами 

Одно дело нераскрытое убийство, а совсем другое – таинственное исчезновение, как в случае с Джимом Салливаном. Он успел выпустить всего два альбома, после чего пропал без вести в Нью-Мексико в марте 1975 года.

Музыкант ехал по направлению к Нашвиллу в своём Volkswagen Beetle и остановился на ночь в мотеле La Mesa в Санта-Росе. На следующий день его видели в 40 км от этого места на отдалённой ферме, принадлежащей семье Дженнетти.

В машине, обнаруженной неподалёку, остались деньги, документы, гитара, одежда и нераспроданные записи.

После этого Салливана больше не видели. Никто не знает, был ли он убит, заблудился или стал жертвой несчастного случая.Из-за того, что его первый альбом назывался «U.F.O.» («НЛО»), похищение инопланетянами – одна из популярных версий.

Неизвестный Рэнди Фитцсиммонс

Никто не знает, как выглядит тот, благодаря кому прославились The Hives

The Hives – это шведская рок-группа, выпустившая за свою карьеру пять альбомов и достигшая известности в начале 2000-х. Кроме того, команда до сих пор выезжает в туры. Самые популярные их синглы – это «Main Offender», «Walk Idiot Walk» и «Hate To Say I Told You So».

Странно то, как сформировалась группа. Это произошло в 1993 году под руководством некоего Рэнди Фитцсиммонса.

Он разослал всем будущим участникам письмо с просьбой стать частью музыкального проекта, после чего выступал в роли менеджера и автора многих песен.

 При этом неизвестно, кто он такой, никто даже его не видел. The Hives же настаивают на том, что он играет значительную роль в их успехе.

Так кто же такой Рэнди Фитцсиммонс? Музыкальный аналог Ника Фьюри, объединяющий группы, всегда оставаясь в тени? 

Был ли отравлен Бетховен?

Знаменитый немецкий композитор, возможно, умер не без «помощи» своего врача

Людвиг ван Бетховен – выдающийся композитор, наследие которого прошло сквозь века. Его симфонии, сонаты и концерты считаются бессмертными и исполняются во всём мире.

Музыкант жил в конце XIX века, поэтому многие факты его биографии остаются для нас неизвестными. На протяжении долгих лет велись споры о его смерти. Вскрытие выявило повреждение печени, которое могло быть вызвано неумеренным употреблением алкоголя.

Ряд других возможных причин включает сифилис, гепатит, саркоидоз, болезнь Уиппла.

 Недавно в результате изучения пряди волос Бетховена, которую друзья композитора сохранили на память после его смерти, было установлено, что музыкант, скорее всего, был отравлен большим количеством свинца, содержащимся в лекарстве, выписанном ему врачом.

Удастся ли когда-нибудь раскрыть все эти тайны? Надежда умирает последней. Одно можно сказать наверняка: пока фанаты ломают голову и строят теории, интерес к этим загадкам не угаснет.

Источник: https://1news.md/style_life/9343-10-tainstvennyh-zagadok-mira-muzyki.html

Читать онлайн книгу «Разговоры за кулисами. Невероятные и правдивые истории о музыке и музыкантах / Сборник» – Есаков Вячеслав, Коллектив авторов, Литагент Классика 21, 2008 – бесплатно и без регистрации

  • Разговоры за кулисами. Невероятные и правдивые истории о музыке и музыкантах
  • Коллектив авторов
  • Вячеслав В. Есаков

В сборнике «Разговоры за кулисами» вы найдете все самые правдивые и самые невероятные истории о музыке и музыкантах.

Здесь собраны анекдоты, истории и просто забавные высказывания, записанные очевидцами или переданные из уст в уста. А хронология историй исчисляется от Баха и до наших дней.

  1. Разговоры за кулисами. Невероятные и правдивые истории о музыке и музыкантах
  2. Сост. Вячеслав Есаков
  3. Информация от издательства
  4. Составление и вступительная статья Вячеслав Есаков

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Есаков В. В., составление, 2008

© Есаков В. В., вступительная статья, 2008

  • © Издательский дом «Классика-XXI», 2008
  • * * *
  • Вместо предисловия

В предлагаемой вашему вниманию книге собраны анекдоты, истории, забавные высказывания о музыке и музыкантах. Истории, рассказываемые музыкантами за кулисами до или после концерта, а нередко – и во время его. Истории о музыкантах, рассказанные их слушателями, – ведь публика тоже находится за кулисами. Только с другой стороны.

Этот сборник анекдотов и шуток – не первый и, уж конечно, не единственный. Широко известны и с увлечением читаемы изданные еще в советские времена «Музыканты смеются» и «Музыканты шутят». Немало забавных историй о музыкантах содержит антология «Знаменитые шутят». Выходят подобные издания и в настоящее время.

В этой книге мы старались не повторять предыдущие издания, отобрав лишь самые веселые истории из них. Акцент в этом сборнике сделан на самом популярном в наше время и принципиально устном жанре – анекдоте. Бытующие в среде профессиональных музыкантов, они вошли в книгу «прямо из жизни».

Многие анекдоты позаимствованы из интернета. Некоторые истории были почерпнуты из мемуаров современных музыкантов и писателей (Кондрашина, Вишневской, Довлатова и др.).

Таким образом, в книге представлена широкая панорама музыкантского фольклора, существующего на сегодняшний день среди профессиональных музыкантов и любителей музыкального искусства.

Именно анекдот как жанр в наше время в значительной степени подменил собою и эпос, и мифологию. И эта анекдотическая мифология современности в определенном смысле более реальна, чем сама жизнь.

Известный советский эстетик Юрий Борев, составитель шеститомной антологии исторического анекдота (преимущественно советского и постсоветского времени), пишет в предисловии к своему изданию: «В отличие от исторической, художественная правда говорит не обязательно о действительно случившемся, а о том, что должно было случиться по вероятности. ‹…› Информация о вероятном более ценна, чем информация о действительном, потому что более соответствует действительности. Легенда, творящая по вероятности, более достоверна, чем жизнь, творящая по случайности». Исторические анекдоты из собрания Ю. Борева, посвященные музыке и музыкантам, частично включены в эту книгу.

Конечно, отделить вымышленный случай, «сочиненный» анекдот от реально сложившейся ситуации весьма непросто, да в этом и нет необходимости – грань между «действительно случившимся» и правдоподобно сочиненным весьма зыбка.

Реальные события, передаваемые из уст в уста, с легкостью меняют своих героев (Бах заменяется, к примеру, на Верди, а тот, в свою очередь, на Шенберга), столь же просто меняется исторический антураж – неизменной остается лишь «анекдотическая» сущность истории.

Поэтому исторический анекдот (наряду с бытовым) также вошел в «Разговоры за кулисами».

Юмор музыкантов, в отличие от юмора представителей других (в том числе и художественных) профессий, имеет свои особенности.

Во-первых, не посвященному в секреты ремесла нередко трудно их оценить и даже просто понять (может быть, для кого-то эта книга послужит поводом узнать что-то новое о музыке).

Во-вторых, именно среди музыкальных анекдотов – большой процент «неприличных» историй и даже так называемого черного юмора. Диапазон шуток и анекдотов, бытующих в музыкантской среде, простирает

Источник: https://libs.ru/book/814427/read/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector