Учитесь в музыкальной школе

Му­зы­каль­ная шко­ла име­ни Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге — одно из немно­гих бюд­жет­ных рос­сий­ских об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, куда при­ни­ма­ют взрос­лых лю­дей без огра­ни­че­ний по воз­рас­ту. Сту­ден­ты до 30 лет мо­гут учить­ся бес­плат­но.

Два года на­зад шко­лу хо­те­ли за­крыть, но уче­ни­ки и пре­по­да­ва­те­ли до­би­лись того, что­бы она про­дол­жи­ла ра­бо­ту.

«Цех» по­го­во­рил с тре­мя сту­дент­ка­ми шко­лы о том, по­че­му они ре­ши­ли за­ни­мать­ся му­зы­кой во взрос­лом воз­расте, как про­хо­дят за­ня­тия и что да­ет­ся им труд­нее все­го.

Учитесь в музыкальной школе

Мои ро­ди­те­ли по­сто­ян­но бра­ли меня в по­хо­ды, где все­гда были пес­ни у ко­ст­ра под ги­та­ру. В 10 лет я по­про­си­ла по­ка­зать мне ак­кор­ды и смог­ла как-то эле­мен­тар­но ак­ком­па­ни­ро­вать соб­ствен­но­му го­ло­су, но си­сте­ма­ти­че­ски му­зы­ке ни­где не учи­лась.

Пер­вая по­пыт­ка по­сту­пить в му­зы­каль­ную шко­лу для взрос­лых была в сту­ден­че­стве и ока­за­лась неудач­ной: я и то­гда, и сей­час жут­ко па­ни­ко­ва­ла пе­ред вы­ступ­ле­ни­я­ми на пуб­ли­ке.

Меня по­про­си­ли по­ка­зать зна­ко­мые ак­кор­ды, и я по­чув­ство­ва­ла, как мои паль­цы про­сто не по­па­да­ют по стру­нам от вол­не­ния, по­сле чего меня со­вер­шен­но ожи­да­е­мо спро­си­ли, как я с та­ки­ми стра­ха­ми со­би­ра­юсь сда­вать эк­за­ме­ны, и не взя­ли.

Вто­рая по­пыт­ка при­об­щить­ся к му­зы­ке свя­за­на с хо­ром: зна­ко­мая пред­ло­жи­ла петь в хоре Тех­но­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та. Несмот­ря на мыс­ли, что «я уже дав­но не сту­дент­ка, да и не умею ни­че­го тол­ком», я при­шла на первую ре­пе­ти­цию, и мне на­столь­ко по­нра­ви­лось, что я оста­лась там на 7 лет.

В ка­кой-то мо­мент мне за­хо­те­лось на­учить­ся чи­тать ноты с ли­ста, как это де­ла­ют все про­фес­си­о­наль­ные хо­ри­сты. То­гда я сно­ва при­шла в му­зы­каль­ную шко­лу — учить­ся соль­феджио. В шко­ле я ви­де­ла увле­чен­ных лю­дей, ко­то­рые рас­ска­зы­ва­ли друг дру­гу об ин­стру­мен­тах, на ко­то­рых иг­ра­ют, де­ли­лись сво­и­ми успе­ха­ми и неуда­ча­ми.

В ка­кой-то мо­мент по­чув­ство­ва­ла, что мне хо­чет­ся стать ча­стью это­го.

Ко­гда я впер­вые села за ин­стру­мент, я столк­ну­лась с про­бле­мой гиб­ко­сти паль­цев и уме­ни­ем не за­жи­мать руки — на сло­вах всю тех­ни­ку по­ни­ма­ла и ка­за­лось, что лег­ко смо­гу по­вто­рить, но на деле до сих пор не все­гда. Всё это во­прос прак­ти­ки: при еже­днев­ных за­ня­ти­ях эта про­бле­ма по­сте­пен­но ре­ша­ет­ся.

На тре­тий год уче­бы мне слож­но су­дить о сво­их успе­хах: ка­жет­ся, пока что по­лу­ча­ет­ся ни­чтож­но мало, но бы­ва­ют и цен­ные по­во­рот­ные мо­мен­ты. Если в шко­ле есть сво­бод­ные клас­сы, я ча­сто за­ни­ма­юсь са­мо­сто­я­тель­но. Во вре­мя од­но­го та­ко­го за­ня­тия я вдруг пол­но­стью по­гру­зи­лась в му­зы­ку, по­чув­ство­ва­ла уве­рен­ность.

Это было неопи­су­е­мое чув­ство.

Для успеш­ной ра­бо­ты пе­да­го­гу и уче­ни­ку важ­но до­ве­рять друг дру­гу. Уче­ник дол­жен ве­рить пе­да­го­гу, его под­хо­ду, со­ве­там, а пре­по­до­ва­тель — в воз­мож­но­сти уче­ни­ка вне за­ви­си­мо­сти от его воз­рас­та. Уме­ние по­ни­мать го­ри­зон­ты каж­до­го и ста­вить за­да­чи слож­ные, но вы­пол­ни­мые, очень цен­но в пе­да­го­ге.

Ко­неч­но, мож­но за­ни­мать­ся с част­ным пре­по­да­ва­те­лем — это во­прос лич­ных ощу­ще­ний. В го­су­дар­ствен­ной шко­ле все­гда есть план и про­грам­ма, от­чет­ные кон­цер­ты, эк­за­ме­ны, ко­то­рые вам при­дет­ся сда­вать в опре­де­лен­ные сро­ки. Част­ный пре­по­да­ва­тель та­ко­го тре­бо­вать не ста­нет.

Мне ком­форт­нее, ко­гда у меня есть рам­ки и чет­кий план за­дач — так я чув­ствую, что дви­га­юсь впе­рёд. Еще одно пре­иму­ще­ство шко­лы — непо­вто­ри­мая ат­мо­сфе­ра сов­мест­но­го твор­че­ства, ко­то­рая есть, мне ка­жет­ся, толь­ко у нас.

Ты по­сто­ян­но ви­дишь­ся и об­ща­ешь­ся с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, по­се­ща­ешь груп­по­вые за­ня­тия по соль­феджио и хору, об­ме­ни­ва­ешь­ся зна­ни­я­ми, опы­том, что-то сов­мест­но ра­зу­чи­ва­ешь.

С са­мо­го на­ча­ла я пре­крас­но по­ни­ма­ла, что не буду вы­сту­пать не сцене, а хочу на­учить­ся иг­рать для соб­ствен­но­го удо­воль­ствия. Да и фра­за «на­учить­ся иг­рать» не очень кор­рект­на — это бес­ко­неч­ный про­цесс.

Му­зы­ка для меня — это в ка­кой-то сте­пе­ни эс­ка­пизм, воз­мож­ность пол­но­стью по­гру­зить­ся в при­ят­ный про­цесс и вы­рвать­ся из ре­аль­но­сти.

Не могу пред­ста­вить, что это за­кон­чит­ся по­сле за­вер­ше­ния обу­че­ния, по­это­му буду ис­кать воз­мож­но­сти раз­ви­вать­ся даль­ше.

Мно­гим, кто учит­ся иг­рать на фор­те­пи­а­но, как и мне, по­мо­га­ют раз­ви­вать­ся раз­ные при­ло­же­ния:

  • «Аб­со­лют­ный слух» — при­ло­же­ние, ко­то­рое по­мо­га­ет мно­го­сто­ронне раз­ви­вать ваш слух и чув­ство рит­ма (для An­droid и iOS);
  • «Пи­а­ни­но» — при­ло­же­ние, ко­то­рое поз­во­ля­ет ре­пе­ти­ро­вать в лю­бом удоб­ном ме­сте (для An­droid и iOS);
  • мно­гим на­чи­на­ю­щим му­зы­кан­там со вре­ме­нем необ­хо­ди­мо на­учить­ся быст­рее счи­ты­вать ноты. Мне в этом по­мог­ла эта ме­то­дич­ка.

Яна Хру­стов­ская, 45 лет, ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель в сфе­ре ту­риз­ма
Ви­о­лон­чель, му­зы­каль­ный стаж 11 лет

Учитесь в музыкальной школе

В дет­стве я окон­чи­ла в Анич­ко­вом дво­ре­це от­де­ле­ние по клас­су фор­те­пи­а­но. Как и боль­шин­ство ма­лень­ких де­тей, меня не спра­ши­ва­ли, ка­кой ин­стру­мент мне ин­те­ре­сен: ро­ди­те­ли по­ни­ма­ли, что слух есть, это­го было до­ста­точ­но. По­сле окон­ча­ния шко­лы я са­ди­лась за ин­стру­мент ред­ко: игра на фор­те­пи­а­но ни­ко­гда не при­но­си­ла ни­ка­ко­го удо­воль­ствия. Же­ла­ние вер­нуть­ся к игре по­яви­лось спу­стя лет 10, ко­гда я ста­ла ин­тен­сив­но ра­бо­тать.

Ко­гда мне было око­ло 30 лет, я ста­ла всё чаще об­ра­щать вни­ма­ние на за­пи­си ви­о­лон­чель­ной му­зы­ки.

Я вспом­ни­ла, что ещё мой школь­ный пе­да­гог по фор­те­пи­а­но, ко­гда ис­ка­ла при­мер ка­кой-то про­ник­но­вен­ной му­зы­ки, го­во­ри­ла: «Слу­шай ви­о­лон­чель! Здесь надо петь так, как поёт ви­о­лон­чель». Этот ин­стру­мент уни­ка­лен: по сво­е­му темб­ру он бли­зок к че­ло­ве­че­ско­му го­ло­су.

Если при­ло­жить ви­о­лон­чель к жи­во­ту, мож­но по­чув­ство­вать, как он всту­па­ет в ре­зо­нанс с то­бой. В то вре­мя моя дочь учи­лась игре на флей­те в Ли­цее Ис­кусств «Санкт-Пе­тер­бург», куда я и по­шла узнать, мо­гут ли мне да­вать част­ные уро­ки ви­о­лон­че­ли.

Пре­по­да­ва­тель по­смот­ре­ла на мои руки и ска­за­ла: «Нет», — до­ба­вив: «По­сле 20 лет, не го­во­ря уже о 30, са­дить­ся за струн­ные ин­стру­мен­ты бес­по­лез­но; ве­ро­ят­ность, что всё по­лу­чит­ся крайне мала, а учить та­ких про­сто неин­те­рес­но».

Я её по­ни­маю: для игры на ви­о­лон­че­ли нуж­ны длин­ные и гиб­кие паль­цы, а у меня они до­ста­точ­но ко­рот­кие, осо­бен­но ми­зи­нец. Аб­со­лют­но­го слу­ха нет, уже зре­лый воз­раст — од­ним сло­вом, сво­и­ми дан­ны­ми ни­ка­ких пе­да­го­гов я по­ко­рить не мог­ла.

Я не от­ча­я­лась и при­бе­жа­ла на про­слу­ши­ва­ние в му­зы­каль­ную шко­лу име­ни Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва­во во вре­мя обе­ден­но­го пе­ре­ры­ва на ра­бо­те.

Ко­гда я уви­де­ла де­тей и сту­ден­тов, я впер­вые осо­зна­ла и ис­пу­га­лась, что во­круг нет ни од­но­го че­ло­ве­ка мо­е­го воз­рас­та

На са­мом про­слу­ши­ва­нии меня не по­ки­да­ло ощу­ще­ние, что я сно­ва во Двор­це пи­о­не­ров: меня спра­ши­ва­ли, сколь­ко мне лет, чем увле­ка­юсь, а по­том по­про­си­ли «что-ни­будь спеть».

И тут я впа­ла в сту­пор: ко­неч­но, я не го­то­ви­лась, но вы­хо­да нет — надо петь. По­че­му-то в го­ло­ву сра­зу при­шла на­род­ная пес­ня «Степь да степь кру­гом».

Ко­мис­сия, узнав, что я за­ни­маю долж­ность ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра, пря­мо спро­си­ла меня: «Уче­ба в му­зы­каль­ной шко­ле не за­кан­чи­ва­ет­ся дву­мя уро­ка­ми в неде­лю. Вы уве­ре­ны, что у вас бу­дет вре­мя для за­ня­тий?» Я от­ве­ти­ла, что справ­люсь.

В ито­ге в спис­ках на за­чис­ле­ние меня не ока­за­лось. За лето вся эта ис­то­рия под­за­бы­лась, а в сен­тяб­ре мне неожи­дан­но по­зво­ни­ли и по­зва­ли учить­ся.

Го­су­дар­ствен­ная шко­ла не мо­жет предо­ста­вить взрос­лым уче­ни­кам соб­ствен­ный ин­стру­мент, по­это­му ви­о­лон­чель я по­ку­па­ла сама. На пер­вых по­рах со­вер­шен­но не обя­за­тель­но ис­кать ин­стру­мент за сот­ни ты­сяч: для ра­бо­ты бу­дет до­ста­точ­но обыч­ной фаб­рич­ной ви­о­лон­че­ли за 40 ты­сяч руб­лей.

Ко­гда мой пре­по­да­ва­тель впер­вые меня уви­дел, я по­чув­ство­ва­ла со­мне­ние с его сто­ро­ны, в чём он мне спу­стя два года при­знал­ся.

Я бла­го­дар­на ему, что он не ска­зал мне это­го с са­мо­го на­ча­ла, по­то­му что даже моё упрям­ство и це­ле­устрем­лён­ность не смог­ли бы про­ти­во­сто­ять недо­ве­рию со сто­ро­ны пре­по­да­ва­те­ля.

У взрос­лых уче­ни­ков, по мне­нию мо­е­го пе­да­го­га, есть огром­ное пре­иму­ще­ство над детьми — же­ле­зо­бе­тон­ная мо­ти­ва­ция и упрям­ство.

Это по­мо­га­ет спра­вить­ся с нехват­кой та­лан­та, фи­зио­ло­ги­че­ски­ми недо­стат­ка­ми, воз­рас­том, нехват­кой вре­ме­ни. Не сто­ит слу­шать тех, кто го­во­рит «нет», ар­гу­мен­ти­руя это тем, что тебе чего-то при­ро­да не дала.

Един­ствен­ное усло­вие, ко­то­рое от­се­ка­ет воз­мож­ность за­ни­мать­ся му­зы­кой, — от­сут­ствие слу­ха.

Мои «пер­вые слож­но­сти» дли­лись це­лых два года. У меня не по­лу­ча­лось ни­че­го, осо­бен­но на фоне дру­гих уче­ни­ков: мно­гие уже че­рез год ис­пол­ня­ли Баха, а я мог­ла изоб­ра­зить лишь нечто вро­де «два при­то­па, три при­хлопа».

Я успо­ка­и­ва­ла себя тем, что они мо­ло­же — кто на 10, кто на 13 лет, и не раз­ре­ша­ла себе сда­вать­ся, по­то­му что ни­как не ве­ри­лось, что этот шанс на­учить­ся иг­рать, ко­то­рый я ис­ка­ла так дол­го, по­явил­ся про­сто так.

А ещё очень хо­те­лось до­ка­зать пре­по­да­ва­те­лю, что он взял меня не про­сто так.

Мы всем клас­сом сде­ла­ли свин­цо­вые сур­ди­ны, ко­то­рые при­глу­ша­ют звук струн и мож­но иг­рать даже но­чью. Так я и за­ни­ма­лась — дру­гой воз­мож­но­сти ре­пе­ти­ро­вать у меня не было.

Сна­ча­ла было слож­но иг­рать хотя бы час, а по­том вме­сте с мо­зо­ля­ми на паль­цах по­яви­лась усид­чи­вость

Моя ра­бо­та свя­за­на с ко­ман­ди­ров­ка­ми, по­это­му в за­ня­ти­ях ча­сто были зна­чи­тель­ные пе­ре­ры­вы: ко­неч­но, мож­но за­нять­ся этим во­про­сом и офор­мить раз­ре­ше­ние на пе­ре­воз­ку ви­о­лон­че­ли, но для та­ко­го круп­но­го ин­стру­мен­та при­дёт­ся по­ку­пать от­дель­ное ме­сто в са­мо­лё­те, что до­ста­точ­но за­трат­но.

На прак­ти­ке пе­ре­ры­вы ощу­ща­лись очень бо­лез­нен­но, ведь игра на му­зы­каль­ном ин­стру­мен­те по­хо­жа на изу­че­ние ино­стран­ных язы­ков — если не прак­ти­ко­вать­ся, все с лег­ко­стью вы­ле­та­ет из го­ло­вы. В то же вре­мя му­зы­ка по­хо­жа на уме­ние пла­вать —один раз на­учишь­ся и не утра­тишь этот на­вык до кон­ца жиз­ни.

Толь­ко к тре­тье­му году то упор­ство, с ко­то­рым я за­ни­ма­лась и ко­ли­че­ство сил, вло­жен­ных в этот ин­стру­мент, пе­ре­шло в ка­че­ство.

Я впер­вые по­чув­ство­ва­ла, что у меня что-то по­лу­чи­лось на од­ном из уро­ков: обыч­но мой пре­по­да­ва­тель си­дел ря­дом со мной со све­ден­ны­ми ко­ле­ня­ми, как буд­то че­рез силу ста­рал­ся тер­петь про­ис­хо­дя­щее, и прак­ти­че­ски все вре­мя уро­ка тра­тил на за­ме­ча­ния на­счёт по­ста­нов­ки рук, смыч­ка и так да­лее. А в тот раз он впер­вые за­го­во­рил со мной не о том, как надо дер­жать ин­стру­мент, а о му­зы­ке. То­гда мне впер­вые раз­ре­ши­ли иг­рать не толь­ко про­грам­му, но и про­из­ве­де­ния, ко­то­рые нра­вят­ся лич­но мне: «Ро­манс» Шо­ста­ко­ви­ча, «Ле­бе­дя» Сен-Сан­са, «Пес­ню без слов» Мен­дель­со­на. В этот год на эк­за­мене я по­лу­чи­ла свою первую за­слу­жен­ную «пять с ми­ну­сом»: прак­ти­че­ски при­зна­ние со сто­ро­ны всей школь­ной ко­мис­сии, что они во мне оши­ба­лись.

Сей­час я могу не толь­ко сыг­рать лю­би­мые про­из­ве­де­ния, но и со­всем ина­че вос­при­ни­мать кон­цер­ты клас­си­че­ской му­зы­ки: не про­сто на­сла­жда­юсь ею, но и ана­ли­зи­рую.

Я ста­ла ча­стью ор­кест­ра вы­пуск­ни­ков Анич­ко­го двор­ца, где ко­гда-то учи­лась, а дома ак­ком­па­ни­рую сво­ей до­че­ри, ко­то­рая иг­ра­ет на флей­те.

А еще му­зы­каль­ная шко­ла дала мне шанс в воз­расте уже за 30 об­ре­сти но­вых дру­зей из са­мых раз­ных сфер: со мной вме­сте учи­лась де­вуш­ка-аст­ро­ном, де­вуш­ка-ан­тро­по­лог, де­вуш­ка-ар­хи­тек­тор, де­вуш­ка-ки­та­ист из СПб­ГУ и так да­лее.

Оль­га Шты­ко­ва, 35 лет, ме­не­джер
Во­кал, му­зы­каль­ный стаж 12 лет

Учитесь в музыкальной школе

Моё увле­че­ние му­зы­кой на­ча­лось с дет­ства, но си­сте­ма­ти­зи­ро­вать зна­ния уда­лось уже в зре­лом воз­расте. Я все­гда лю­би­ла петь, хо­ди­ла в круж­ки, но ни­где не за­дер­жи­ва­лась. В стар­ших клас­сах я на­ча­ла пи­сать свои пес­ни, на­учи­лась немно­го иг­рать на ги­та­ре по са­мо­учи­те­лю.

В 20 лет я пе­ре­еха­ла учить­ся на юри­ста в Пе­тер­бург, но же­ла­ние се­рьёз­но за­ни­мать­ся му­зы­кой толь­ко укре­пи­лось.

В то вре­мя зна­ко­мые пе­тер­бург­ские эн­ту­зи­а­сты арен­до­ва­ли клас­сы в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле и про­во­ди­ли там уро­ки соль­феджио и тео­рии му­зы­ки для взрос­лых, а так­же обу­ча­ли пе­нию и игре на му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тах.

Мы на­чи­на­ли с аб­со­лют­но­го нуля: нам чер­ти­ли на дос­ке нот­ный стан и объ­яс­ня­ли, как вы­гля­дят ноты. Там у меня и по­явил­ся пер­вый пе­да­гог по ака­де­ми­че­ско­му во­ка­лу — в про­шлом опер­ная пе­ви­ца в уже до­ста­точ­но пре­клон­ном воз­расте.

Обу­че­ние клас­си­че­ско­му во­ка­лу дало мне хо­ро­шую базу, сле­ду­ю­щей сту­пе­нью стал эст­рад­ный во­кал.

Сей­час я вы­пу­сти­ла пер­вый аль­бом, пла­ни­рую вто­рой, пою в хоре му­зы­каль­ной шко­лы име­ни Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и дав­но пе­ре­ста­ла счи­тать за­ня­тие му­зы­кой сво­им хоб­би.

Сов­ме­щать ра­бо­ту и му­зы­ку слож­но, но это во­прос при­о­ри­те­тов. Если от­но­сить­ся к му­зы­ке как к хоб­би, то и про­гресс бу­дет ме­нее за­ме­тен: от нере­гу­ляр­ных за­ня­тий чу­дес ждать не сто­ит.

Я сме­ни­ла око­ло семи пре­по­да­ва­те­лей, и убе­ди­лась, что най­ти «сво­е­го» до­ста­точ­но непро­сто. В слу­чае с во­ка­лом хо­ро­ший пе­да­гог — за­лог успеш­но­го раз­ви­тия. Го­лос — это жи­вой ин­стру­мент, и его мож­но лег­ко и зна­чи­тель­но по­вре­дить.

Непра­виль­ное зву­ко­из­вле­че­ние как ре­зуль­тат негра­мот­ных за­ня­тий ча­сто при­во­дит к пе­чаль­ным по­след­стви­ям вро­де уз­лов на го­ло­со­вых связ­ках и даже по­те­ре го­ло­са.

Тем, кто толь­ко ищет сво­е­го пре­по­да­ва­те­ля, я бы дала несколь­ко со­ве­тов:

  • По­про­си­те до­ку­мен­ты об об­ра­зо­ва­нии: опыт­ный пре­по­да­ва­тель, у ко­то­ро­го за пле­ча­ми кон­сер­ва­то­рия, не по­стес­ня­ет­ся по­ка­зать свой ди­плом.
  • Од­но­го ди­пло­ма недо­ста­точ­но. По­чи­тай­те от­зы­вы о пре­по­да­ва­те­ле, по­се­ти­те несколь­ко от­чёт­ных кон­цер­тов, по­смот­ри­те на уро­вень его уче­ни­ков.
  • Свои об­ра­зо­ва­тель­ные услу­ги вам мо­гут пред­ло­жить мно­гие: от пре­по­да­ва­те­лей игры на му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тах до дей­ству­ю­щих во­ка­ли­стов. Я бы ре­ко­мен­до­ва­ла учить­ся имен­но у пре­по­да­ва­те­лей во­ка­ла. Од­на­жды я за­ни­ма­лась с пре­по­да­ва­те­лем тео­рии му­зы­ки, и в ре­зуль­та­те он мне силь­но на­вре­дил, имен­но из-за незна­ния тон­ко­стей го­ло­со­во­го ин­стру­мен­та.
  • Во вре­мя за­ня­тий уче­ник дол­жен чув­ство­вать аб­со­лют­ную сво­бо­ду. Если воз­ни­ка­ет за­жа­тость, бо­ле­вые ощу­ще­ния или пер­ше­ние, это зна­чит, что уро­ки по­стро­е­ны непра­виль­но, и вы себе толь­ко вре­ди­те. Я, на­при­мер, ухо­дя от од­но­го пе­да­го­га, про­сто не мог­ла раз­го­ва­ри­вать — та­ко­го быть не долж­но.
  • Как пра­ви­ло, в во­ка­ле про­гресс ощу­ща­ет­ся быст­ро. Если вы чув­ству­е­те, что за пол­го­да ни­че­го не из­ме­ни­лось, за­ду­май­тесь о смене пре­по­да­ва­те­ля.

Если аби­ту­ри­ент стар­ше 30 лет, за об­ра­зо­ва­ние при­дёт­ся за­пла­тить. Что­бы по­сту­пить на во­каль­ное от­де­ле­ние нуж­но прой­ти про­слу­ши­ва­ние, по­это­му од­но­го од­но­го стрем­ле­ния бу­дет недо­ста­точ­но, нуж­но про­де­мон­стри­ро­вать свои дан­ные.

Что­бы на­учить­ся эст­рад­но­му или джа­зо­во­му во­ка­лам, без част­но­го пре­по­да­ва­те­ля не обой­тись, по­то­му что в го­су­дар­ствен­ных шко­лах та­ких про­грамм нет. Мно­гие вы­би­ра­ют в ка­че­стве учи­те­лей дей­ству­ю­щих во­ка­ли­стов, с этим есть свои слож­но­сти: за­ня­тия мо­гут от­ме­нять­ся из-за кон­цер­тов и га­стро­лей пре­по­да­ва­те­ля.

Ко­гда у че­ло­ве­ка есть ам­би­ции по­стро­ить пев­че­скую ка­рье­ру, ваш про­гресс для него все­гда бу­дут на вто­ром ме­сте.

Важ­ный мо­мент: лю­бо­му, кто хо­чет свя­зать свою жизнь с му­зы­кой, рано или позд­но при­дёт­ся вый­ти на сце­ну. Мы ведь за­ни­ма­ем­ся не толь­ко для себя, но и что­бы твор­че­ство да­рить дру­гим.

Эк­за­ме­ны, от­кры­тые уро­ки, кон­цер­ты — че­рез всё это пред­сто­ит про­хо­дить по­сто­ян­но, по­это­му если у вас есть страх пе­ред пуб­ли­кой, то в про­цес­се обу­че­ния его при­дет­ся по­бо­роть.

Даже если пер­вый раз ока­жет­ся неудач­ным, важ­но не опу­стить руки и не бро­сить всё, как это бы­ва­ет со мно­ги­ми. Дети со­всем ина­че ре­а­ги­ру­ют на пуб­ли­ку, им не так важ­но, как нам, взрос­лым, её одоб­ре­ние.

В та­кие мо­мен­ты я все­гда вну­шаю себе, что, в первую оче­редь, вый­дя на сце­ну, я со­би­ра­юсь по­лу­чить удо­воль­ствие, и толь­ко ко­гда у меня это по­лу­чит­ся — я до­став­лю удо­воль­ствие зри­те­лю.

Источник: https://zeh.media/praktika/obrazovaniye/5489207-muzykalnaya-shkola-dlya-vzroslykh

«За» и «против» музыкальной школы

Если вы видите в своём чаде будущего великого музыканта или считаете, что занятия музыкой в музыкальной школе необходимы для гармоничного развития личности, то наверняка подумываете о музыкальной школе. Рассмотрим особенности музыкального образования, чтобы определиться — нужна ли музыкальная школа вашему ребёнку.

Когда начинать учиться музыке?
Преподаватели государственных музыкальных школ обычно сами наведываются в старшие группы детских садов, подбирая будущих учеников, а заниматься музыкой или вокалом в частной школе или развивающем центре можно начинать и с 3.

Читайте также:  Уроки электрогитары в skype

  Разница между государственной музыкальной школой и частной заключается в программе: государственное образование предполагает не только обучение игре на музыкальном инструменте, но и сольфеджио, и хоровые (или индивидуальные) вокальные занятия уже на подготовительном отделении.

А дети 3-5 лет физически ещё не готовы к столь продолжительным нагрузкам.

Оптимальным для начала серьёзных занятий музыкой считается возраст 6-8 лет, когда дети уже могут достаточно долгое время проводить за партой и заниматься дома самостоятельно, но ещё легко осваивают новые навыки.

Сколько лет учатся в музыкальной школе?
Срок обучения в музыкальной школе будет зависеть от того на каком именно инструменте ребёнок будет обучаться играть, программы и возраста поступившего ребёнка.

Обучение игре на фортепиано занимает от 5 до 8 лет; на скрипке – 7; народных (баян, аккордеон, гитара, цимбалы, балалайка, домра) и духовых инструментах (флейта, труба, кларнет, саксофон и пр.

) обучают в течение 5 лет, ударные – от 3 до 5 лет.

Музыка — это практические занятия, следовательно, преподаватель может предложить учащемуся остаться на второй год в каком-нибудь классе, если в дальнейшем он захочет поступить в музыкальное училище. Конечно, научиться играть на инструменте можно и за более короткий срок, но документ о музыкальном образовании можно получить только после окончания музыкальной школы.

Как проходят вступительные экзамены в музыкальную школу?
Обычно детей просят:
— спеть какую-нибудь песню (хорошо, когда в репертуаре ребёнка их несколько, и ребенок не растеряется, когда его попросят спеть «ещё что-нибудь»);
— повторить показанное преподавателем сочетание клавиш на фортепиано;

— прохлопать ритм (повторить за преподавателем или самостоятельно «прохлопать» несколько строк из песни).

Какие знания и умения, полученные в музыкальной школе, могут пригодиться человеку в обычной жизни?
— Умение держать спину ровно, т.е. хорошая осанка, которая необходима для успешного овладения большинством музыкальных инструментов.

— Хороший музыкальный вкус, ведь занятия музыкальной литературой и сольфеджио не проходят бесследно.
— Терпение, упорство и трудолюбие. Без этих качеств успешное овладение игрой на инструменте просто невозможно.

— Отсутствие страха перед аудиторией, ведь участвовать в концертах и выступать на публике  детям приходится минимум раз в полгода.

— Чувство уважения к себе и опыт побед, которые дают уверенность в собственных силах.

Какие проблемы могут возникать у  тех детей,   которые учатся в музыкальных школах?
В основном те же, что и у тех, которые в них не учатся. А если серьёзно, то в первую очередь это состояние здоровья.

Если детей с астмой и хроническими бронхитами приводят заниматься на духовых инструментах, чтобы укрепить их здоровье, и, кстати, получают хорошие результаты, то сохранение строго фиксированной позы  при игре на многих инструментах может стать проблемой.

  Сутулость, сколиоз, плоскостопие, увы, не редкость среди музыкантов, да и большая локальная нагрузка на предплечья и кисти рук тоже сказывается при интенсивных занятиях. Разнообразные физические нагрузки и здоровый образ жизни для детей, серьёзно занимающихся музыкой – необходимость, а не роскошь.

Даже при том, что на музыкальные занятия может уходить до 4 часов в день, нужно находить время для физических упражнений.

Есть ещё одна проблема – отсутствие или постепенное исчезновение  интереса к занятиям музыкой. Зачастую детей в музыкальную школу приводят родители, считая своё решение единственно верным. Но не все музыкально одарённые дети хотят быть музыкантами, не у всех из них есть потребность в музыкальном образовании.

Обладатель абсолютного слуха может с удовольствием выучить несколько азиатских языков,  а не только с истериками терзать слух соседей скрипкой.  Иногда ребёнок хочет просто петь, а не играть, тогда проще отправить его в вокальную студию, чем заставлять посещать музыкальную школу.

 Бывает, что ребёнку интересен какой-то конкретный инструмент, к примеру, белорусская дуда – разновидность волынки, игре на которой в музыкальной школе не учат, не стоит заставлять его заканчивать музыкальную школу по классу саксофона, только потому, что это «почти бесплатно».

Скорее всего, ребёнок забросит саксофон вместе с документом об окончании музыкальной школы куда-нибудь подальше на антресоли, вместо того, чтобы выиграть со своей командой «Евровидение», сразив виртуозной игрой на дуде Европу.

Решать, дорогие родители, отправлять ребёнка в музыкальную школу или нет, конечно, вам, но тратить свою жизнь на учёбу – вашим детям. Принимайте такие решения взвешенно.

Ещё интересные материалы:

Учитесь в музыкальной школе
Учитесь в музыкальной школе
Учитесь в музыкальной школе

Источник: http://nastavnica.by/muzy-kalka-za-i-protiv/

Музыкальная школа: 4 ошибки родителей. Если ребенок сказал ‘не хочу’. Занятия музыкой в музыкальной школе

Содержание:

  • ДМШ: самые распространенные ошибки родителей
  • Школа и педагог

Ваш ребенок начал учиться в музыкальной школе. Прошел всего месяц, а интерес и предвкушение чего-то радостного, необычного сменились капризами при выполнении домашних заданий и нежеланием «ходить на музыку». Родители переживают: что они сделали не так? И можно ли как-то исправить ситуацию, вернуть удовольствие от занятий?

Учитесь в музыкальной школе

ДМШ: самые распространенные ошибки родителей

Возможно, ребенку не нравится «на музыке» по одной из следующих причин.

Ошибка № 1. Рьяное выполнение с детьми первых сольфеджийных заданий. Сольфеджио, особенно вначале, кажется карикатурой на урок рисования: каллиграфическое выведение скрипичного ключа, продырявленные ластиком страницы с половинными и четвертными нотами…

Совет. Не берите с места в карьер. Не разочаровывайте ребенка упреками за некрасивые ноты, кривой скрипичный ключ и грязные следы от ластика. За семь лет в ДМШ даже обезьянка научится и нотам, и «ключам».

К тому же давно изобретены компьютерные программы Finale и Sibelius, воспроизводящие все подробности нотного текста на мониторе.

Так что если ваш ребенок вдруг станет композитором, он, скорее всего, воспользуется именно компьютером, а не карандашом и бумагой.

Ошибка № 2. Дикая гордость при известии, что ребенок одним из первых в группе «подготовишек» распределен к педагогу по специальности. Но первыми как раз комплектуют классы педагогов менее востребованных, в то время как педагоги более востребованные подбирают контингент учеников совсем другим способом.

Совет. Пообщайтесь с мамами, с кем-то из музыкально образованных знакомых, наконец, просто присмотритесь к тем педагогам, которые ходят по школе. Не сидите и не ждите, когда чужие дяди и тети определят ваше чадо к психологически не совместимому с ним человеку. Действуйте сами и скорее попадете в цель: ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.

Ошибка № 3. Выбор инструмента не по ребенку, а по себе. Скажем, мама мечтает, чтобы сын играл на рояле, а сын хочет играть на трубе.

Совет. Отдайте ребенка на тот инструмент, который ему нравится. Тем более что роялем все без исключения дети-инструменталисты овладевают в рамках обязательной в ДМШ дисциплины «общее фортепиано».

Если уж так необходимо продвинуть ребенка в фортепианном отношении, всегда можно договориться о двух «специальностях».

Но ситуацию с двойной нагрузкой лучше не форсировать, пока не убедитесь, что здоровье ребенка этой нагрузке не противится.

Ошибка № 4. Шантаж музыкой. Это же именно шантаж, когда домашнее музыкальное задание превращено родителем в условие: «Не позанимаешься — не пущу гулять», «Не выучишь пьесы от сих до сих — не куплю давно обещанное Lego».

Совет. Делайте то же самое, только наоборот. «Вот тебе Lego, так что давай, миленькая, теперь пьесу поучим», «Давай погуляй часок, а потом столько же — с инструментом». Сами же знаете: система пряника гораздо результативнее системы кнута.

Учитесь в музыкальной школе

Школа и педагог

Высокие требования школы и плохой контакт с педагогом, особенно по специальности, — самые частые причины отказа от занятий. Если начались проблемы, родителям стоит еще раз подумать, для чего они отдали ребенка в ДМШ. Если для «общего развития» — это одно. А с видами на карьеру — совсем другое.

По большому счету, как раз ради «общего развития» ДМШ и были придуманы. Знаменитые сестры Гнесины полагали школьную стадию музыкального образования чем-то вроде закладки культурного фундамента в человеке.

Это уже потом, когда частная школа Гнесиных, созданная в 1895 году, разрослась в многоступенчатое «гнесинское» образование — школа, техникум (училище), институт и, наконец, спецшкола для музыкально одаренных детей, — эти учебные заведения стали больше ориентированы на музыкальную карьеру своих воспитанников.

Итак, на что обратить внимание, если вы чувствуете, что придется менять школу?

Из ДМШ лучше та, что ближе к дому.

Сейчас в каждом районе легко найти даже именные школы — «танеевская» (на Пречистенке), «бетховенская» (на Смоленке), «прокофьевская» (на Курской), «дунаевского» (на Соколе), «балакиревская» (на Рязанском проспекте). Там учат так, как учили во времена детства нынешних родителей. Там стабильный штат педагогов и стабильные программы, хорошая и деловитая атмосфера.

Одаренных детей и отпрысков музыкальных династий, как и прежде, почему-то ведут в спецшколы-десятилетки. В Центральную музыкальную школу при Московской консерватории проходят единицы. И путь их не сладок: многочасовые занятия специальностью, требования куда выше средних и — будьте осторожны! — уму непостижимая конкуренция родителей и детей.

Гораздо демократичнее обстановка в гнесинской школе-десятилетке. Там очень здравомыслящий и азартный директор Михаил Хохлов. И лучшие, пожалуй, на сегодня педагоги — вроде Татьяны Зеликман, воспитавшей не одного и не двух победителей Международного конкурса имени П.И.Чайковского.

Школа-семилетка при Мерзляковском училище тоже котируется. Но там, мне кажется, не все благополучно относительно учеников «с нуля»».

Один фортепианный педагог, прослушивая шестилетнего мальчика, резюмировал маме (она мне и рассказала этот случай) в присутствии экзаменуемого: «Материал, конечно, хороший, но у меня же учатся будущие лауреаты».

Тогда мама отдала «материал» в гнесинскую школу-семилетку (есть и такая) на кларнет, где мальчик учится с большим удовольствием.

Результат детского обучения музыке в первую очередь зависит от личности педагога. Постановка рук, развитие мелкой пальцевой моторики — скрупулезное и трудное занятие. И лишь самые дальновидные педагоги умеют делать это, не отвращая ребенка от музыки, а приучая к ней. Ищите именно такого учителя.

Елена Черемных

Хорошая статья. По поводу дальнейшего обучения детей в музыкальных училищах. После 9 класса дочь приехала на прослушивание в Мерзляковку к декану П, И, Скусниченко.

Ответ был таков:» даю вам 3 дня на то, что бы найти 5 тыс долларов и ваша дочь — наша дочь… Мы выбираем не детей, а родителей, с которыми нам дружить 5 лет. » У меня таких денег не было, т к я одна воспитывала 4 детей.

Дочь поступила в Скрябинку и успешно её закончила. Сечас учится в ВУЗе.

06.04.2019 20:49:47, Kavalskas Irina

Согласна с автором статьи по поводу ошибок родителей. Сын занимался на аккордеоне,закончил. Где-то и себя узнала в этих ошибках. Второй ребенок занимается дома с преподавателем. Как ни странно, сольфеджио нравится ему больше, чем инструмент. Приходится делать ошибку номер 4, чтобы занимался на инструменте, но срабатывает. бросать не хочет, так что потихоньку продвигается

Источник: https://www.7ya.ru/article/Muzykalnaya-shkola-4-oshibki-roditelej-Esli-rebenok-skazal-ne-hochu/

Реформа детского музыкального образования: почему нам нужны дилетанты

Учитесь в музыкальной школеРабота детской музыкальной школы имени Гнесиных. Фото – Григорий Сысоев /РИА Новости

Районные музыкальные школы Москвы начали обучать двум направлениям: любительского и предпрофессионального образования. Анна Кочарова задумалась о том, зачем нам образованные любители.

В моем советском детстве девочек из хороших семей было принято отдавать учиться в музыкальные школы.

Наиболее способные попадали на фортепиано, те, кто не отличался особыми талантами — на другие, вроде как второстепенные инструменты.

Семилетняя учеба в музыкалке была своего рода повинностью для детей, которые перед зачетами нервничали, побаивались педагогов, а сдав последний экзамен, говорили, что ненавидят музыку.

Устоявшаяся система музыкального образования была ориентирована на отбор лучших и забвение середняков. Мы выпускали (и продолжаем выпускать) выдающихся профессионалов, недаром российские академические музыканты востребованы во всем мире, это наш неизменный успешный “экспорт”. Этим стоит гордиться. Но что же с теми, которые не дотягивают до верхней планки?

С этого года музыкальные школы Москвы перешли на новую систему обучения — образование делится на предпрофессиональное и любительское. Вторая программа предполагает меньшее время на специальность, то есть занятия по основному инструменту.

Зато по-прежнему обязателен хор, сольфеджио, музыкальная литература и слушание музыки для младших классов.

Попытка реформировать методики преподавания совпала и с реорганизацией школ. В итоге педагоги пребывают в замешательстве, если не сказать в ужасе — объединения грозят сокращениями педагогических составов, а введение различных вариантов платного обучения не сулит, увы, ощутимой прибавки к зарплате.

Одновременно от преподавателей требуют того, на что по-хорошему нужны годы: начать учить детей по-новому, интересно и современно. Что означает только одно — прежде всего, переделать самих себя. Ведь можно сколько угодно говорить о том, как нужно учить, но реализовать это на деле невероятно сложно.

Инструмент требует от детей и их родителей огромных усилий. Постоянные самостоятельные занятия дома, большой и часто обновляющийся репертуар, изнуряющие (если работа идет по-настоящему) индивидуальные занятия с педагогом.

Так учат профессионалов, тех, кто готов вкалывать сегодня на некий результат в будущем. Выучи сегодня 10 этюдов — и через год, возможно, подумаем о подготовке к конкурсу.

Это профессиональная история, которая — совершенно точно — не годится для обычных занятий музыкой.

По статистике, не более 10% учеников районных музыкальных школ в итоге выбирают музыку в качестве своей профессии.

А что остальные 90%? Чего хочет ребенок, подходя к инструменту? Научиться подобрать любимую мелодию, уметь сымпровизировать, спеть в компании друзей под собственный аккомпанемент.

Читайте также:  Ритмика для детей не урок, а одно удовольствие

И хочется ведь сразу, через месяц-другой после начала занятий уже быть в состоянии что-то такое “изобразить”, а не бесконечно, целый год учить двумя пальцами “Василек”. А еще — чтобы похвалили, и педагог, и родственники-друзья.

Но занятия музыкой — это ведь и еще амбиции педагога. Представить лучших на зачете, выдвинуть своих на концерт, быть на хорошем счету в школе, методкабинете… Тратить время и силы в таком случае стоит на успешных, а остальные уже как-нибудь, двумя-тремя пальцами домучают свою программу.

Сложившаяся десятилетиями система нашего дополнительного музыкального образования была ориентирована на выявление талантов. Она работала и продолжает работать без сбоев.

Но очевидно, что сегодня мы начинаем ощущать и понимать ценность другого — человека среднестатистического, но разносторонне образованного.

Для этого зрителя стали обязательными походы на выставки современного искусства и музеи, в лучшие театры, на интеллектуальное кино. Но в списке приоритетов такого зрителя гораздо реже значится академическая музыка.

Конечно, филармонии, по крайней мере, в крупных городах, вряд ли могут пожаловаться на пустые места в залах, особенно на топовых концертах.

Например, абонементы в Московскую филармонию разлетаются, как горячие пирожки в первые недели продажи.

Но в той же филармонии признают: пока не удается воспитать новые поколения слушателей, для которых походы в академические залы стали бы образом жизни, насущной потребностью, если хотите.

Умение слушать и понимать классическую музыку — вот каким должен быть итог обучения в музыкальной школе. Чтобы академическая музыка, наравне с рок- и поп- стала неотъемлемой частью жизни.

Ходить на концерт, чтобы отдыхать и получать удовольствие. Или просто — в транспорте “воткнуть” в уши Моцарта с Бетховеном.

Зачем? Затем, что это делает нашу жизнь разнообразнее, расцвечивает ее, дает возможность переключиться, остановиться и подумать.

В середине 1970-х годов венесуэльский дирижер и композитор Хосе Антонио Абреу устроил в стране настоящую музыкальную революцию. Он сумел убедить уличных подростков и их родителей, что музицирование и занятия академической музыкой — это дорога в светлое будущее.

В итоге в стране была создана “Система” — разветвленная структура детских и юношеских оркестров, в которых играет порядка 350 тысяч человек.

Говорят, таким образом в стране не только вырастили целое поколение музыкально увлеченных людей, но и побороли частично преступность.

Главное, чего не хватает нашему музыкальному образованию — это умения ценить каждого ребенка за его старания, вне зависимости от результата. Я уверена, что музыкальные школы не должны выпускать ежегодно десятки мацуевых. Но они должны давать детям возможность проявить себя.

Ведь помимо высоких материй, занятия музыкой развивают координацию и беглость пальцев, образное и абстрактное мышление (недаром музыка в средневековье была сродни математике), учат концентрироваться и владеть собой.

Все это пригодится в жизни, даже если ваш ребенок никак не будет связан с музыкальной профессией в будущем.

Анна Кочарова, МИА “Россия сегодня”

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/reforma-detskogo-muzyikalnogo-obrazovaniya-pochemu-nam-nuzhnyi-diletantyi/

Если ребенок не хочет ходить в музыкальную школу

Учитесь в музыкальной школе

Ольга Крупченко, 21 Декабря 2011

      Не хочет ходить в музыкальную школу, как поступить в такой ситуации родителям? Современные школы оснащены хорошим музыкальным оборудованием, но тем ни менее, не всегда ребенку нравится ходить в музыкальную школу и заниматься даже на хорошем музыкальном оборудовании.

Учить ребенка музыке или нет?

       Александра, 28 лет: «Моя мама не спрашивала меня – хочу ли я учиться играть на фортепиано, просто отвела меня в школу и сказала, что теперь я буду учиться играть на пианино.

Я не хотела учиться, меня заставляли, я даже плакала, зато теперь, когда я выросла, могу сказать с уверенностью маме спасибо, что не сдалась и водила меня на учебу в музыкальную школу, я играю везде, где только попадается инструмент с удовольствием, для себя». 

Но есть и другие мнения

      «Я не хотела ходить в музыкальную школу и была так счастлива, когда родители в 3-м классе разрешили мне больше не ходить в музыкальную школу и продали фортепиано, это был очень гуманный поступок со стороны родителей, я совершенно не люблю музыку и до сих пор ею не интересуюсь».

  • Кострова Елена Константиновна, концертмейстер музыкальной школы №47.

       «Все дети сопротивляются обучению, редко кто из детей с радостью будет заниматься даже один час в день.

Я считаю, что в любом случае стоит учить ребенка музыке, это общее развитие, это движение вперед, и если альтернатива этому – мультфильмы и безделье, значит надо учиться дальше.

Музыкальное оборудование позволяет научить ребенка хорошо играть, но если ребенок не будет заниматься, ничего не получится».

 «В любом случае стоит учить ребенка музыке, это общее развитие, это движение вперед, и если альтернатива этому – мультфильмы и безделье, значит надо учиться дальше»

Что делать, если ребенок не хочет учиться в музыкальной школе

       Ответов на данный вопрос три – заставлять, бросить или перевести на другой музыкальный инструмент: заставлять (поощрять – если будешь заниматься хорошо, купим мороженое и т.п.

, ставить условия – выучишь произведение, пойдем в кино, сможешь посмотреть мультфильм, не выучишь – не будешь смотреть два дня, принуждать – ставить в угол, ругать – что не рекомендуется, заинтересовать – самому полюбить музыку, вместе разбирать понравившиеся ребенку мелодии, в игровой форме разбирать ноты – и не важно сколько ребенку лет, дети любят играть в любом возрасте) либо бросить музыкальную школу, если у ребенка есть другие ярко-выраженные интересы и способности. 

      «Моя дочь училась на скрипке и бросила, отдали на фортепиано – сопротивлялась и рыдала, взяли академический отпуск – и отдали после на ударные. Ребенок сам занимается, и играет с радостью.

А все дело в том, что она изначально просила отдать ее на ударные, но ее не взяли, потому что посчитали, что у нее с ритмом не очень хорошо. Но она подросла и ритм и слух развился. Очень важно прислушиваться к мнению ребенка и искать вместе с ним то, что ему будет нравится.

Сама я не любила заниматься музыкой на фортепиано, но вот ударные инструменты вызывают интерес, мне самой интересно ходить на занятия и слушать их звучание (ксилофон, барабан, виброфон, маракасы).»

       Обратите внимание! – Дети-коллективисты с трудом будут учиться на любом музыкальном инструменте, ведь им нужен коллектив! А в тандеме преподаватель-ученик, инструмент-ученик коллектива нет! Совет – переводите в хоровую школу, на танцы в любые кружки, секции, школы, где занятия проходят в коллективе!

       Нет общего ответа для каждого ребенка – бросать ему музыкальную школу или нет. Все зависит от характера вашего ребенка, частного случая. Понять и принять окончательное решение может только родитель.

Изначально разберитесь: нет ли в вашем случае не только нежелания ребенка учиться, но и собственной лени? Ведь заставлять ребенка заниматься музыкой очень трудное занятие, особенно, когда ребенок сопротивляется.

Если ваш ребенок по характеру ленивый, ничем толком не хочет заниматься, все бросает – лучше не оставлять музыкальную школу.

Если вы видите в своем сыне или дочери оформленный целеустремленный характер и четкое, достаточно осознанное понимание того, что музыка ему не интересна, не нужна и мешает развиваться в другом направлении (например, ребенок хорошо рисует и это ему нравится) тогда смело бросайте музыкальную школу, в конце концов, если он действительно захочет заниматься музыкой, то и потом во взрослом возрасте выучится и будет играть. 

       Еще один вариант – возьмите академический отпуск, и хотя большинство после него не возвращается обратно, бывает так, что ребенок станет чуть старше и сам попросится обратно.

       Как понять, чему учить ребенка? Что влияет на принятие решения? – Данные? Слух, чувство ритма, традиции в семье: например, все умеют играть на каком-то музыкальном инструменте? В любом случае, любой родитель, который собирается учить ребенка музыке, должен понимать, что учиться придется и ему тоже! Вам придется сидеть на уроках и слушать, запоминать чему учат вашего ребенка, учиться вместе с ним. Придется каждый день, методично сидеть и заниматься с ребенком музыкой. А если вы даже не знаете названия нот, вам придется их выучить. Оправдают ли себя затраченные усилия – никому не известно. Но точно также не известно получится ли из вашего ребенка спортсмен, актер, художник…

Как быть?

       Существует мнение, что занятия музыкой помогают лучше развиваться обоим полушариям мозга, но на самом деле это касается только тех музыкальных инструментов, где одновременно играют пальцы обеих рук.

  • Стоит определиться и задать самому себе вопрос: зачем я отдаю ребенка учиться музыке? Для общего развития? Для карьеры музыканта? Чтобы без дела не болтался? Чтобы приобщался к прекрасному? Главное, чтобы вы сами точно знали, зачем вам это нужно. Для общего развития отдайте ребенка учиться играть на гитаре, хотя бы во дворе пригодится, к тому же гитару можно взять с собой. Для общего развития не обязательно идти учиться в музыкальную школу, школа отнимает слишком много времени (помимо специальности, есть еще сольфеджио, хор и все занятия посещать нужно обязательно!), отдайте ребенка к частному учителю, при школе часто обучают платно игре на фортепиано, в домах культуры бывают подобные кружки.
  • Спросите своего ребенка, на каком инструменте ему бы хотелось играть.Но как он вам ответит, если он не пробовал? К сожалению не на любом музыкальном оборудовании можно попробовать играть.Очень многие малыши, когда их спрашивают: на чем ты хочешь учиться играть, отвечают – на дудочке, но это вовсе не значит, что в итоге им это понравится. Просто представлений у большинства детей о музыкальных инструментах нет: значит, прежде чем спрашивать, нужно показать ребенку каждый инструмент, как он звучит, и знать это самому. Иногда спрашивать – хочет ли он вообще обучаться музыке – не имеет смысла, потому что ребенок может просто не понимать, что ему предлагают. Ребенок может также сказать «не хочу» на любой вопрос такого рода: «Хочешь ты заниматься танцами, музыкой, спортом?» и т.п. Все зависит от ребенка. Конечно, бывают дети, которые четко знают, чего хотят. Сын моей подруги в 6 лет попросился в математический кружок. И с радостью ходит туда уже который год. 
  • Учитесь понимать характер вашего ребенка. Бывают дети, которым ничего не хочется делать, им все лень, таким детям бесполезно предлагать на выбор какие-либо занятия, все дела, которые даются с трудом, они обязательно бросят. Понять, что ваш ребенок именно такой, легко – обратите внимание, как он реагирует на трудности: самые простые поручения с детства – надеть колготки, завязать шнурки, взять самому вилку или ложку ит.п. Если малышу с трудом даются даже такие простые задания, ему не хочется самому лишний раз что-либо делать, значит, ваш малыш не хочет проявлять инициативу, и скорее всего, весьма ленив. В этом случае смело отдавайте его туда, где придется трудиться каждый день: в музыкальную школу, в спортивный кружок ит.п.

       Но если вы видите, что ваше чадо вполне самостоятельно, в нем есть такие качества, как упорство, целеустремленность – обязательно спросите такого ребенка, чем бы ему хотелось заниматься, что ему нравится или не нравится. И прислушивайтесь к его мнению.

  • Не навязывайте своему ребенку свои мечты: вы мечтали уметь играть на гитаре (скрипке ит.п.) – почему ребенок должен реализовывать ваши мечты? В этом случае возьмите себе учителя, и не мучайте ребенка, особенно, если у него нет слуха.
  • Купите специальный стул для фортепиано (он подкручивается по высоте), все, что может вдохновить ребенка на «подвиги» каждодневного труда: красивую обложку для нот, подставку для музыкального инструмента, дирижерские палочки, яркий футляр для инструмента и тому подобное. Обставьте место для занятий, как место, где совершаются волшебства, и всегда помните, что перед вами ребенок, которому хочется убежать играть в игрушки.

Почему детям не нравится учиться в музыкальной школе?

 … дети не любят музыкальные школы, потому что они слишком строгие: экзамены и зачеты на сцене способен выдержать далеко не каждый ребенок, нужна хорошая нервная система.  

       Система образования в музыкальной школе построена так, что не все дети успевают.

Читайте также:  Музыкальные конкурсы на день рождения

Лично мне кажется, что почти любого ребенка можно заинтересовать, если очень хотеть. Почему дети любят современные танцы, но с трудом занимаются балетом? Также и тут – музыкальная школа это суровая школа жизни, а не праздник, и тусовка.

 Наймите частного учителя, который обожает свой предмет, и вы почувствуете разницу, и увидите живой интерес в глазах ребенка, ведь ему будет позволено учить только то, что ему нравится, а требования будут соответствовать его способностям.

 Но в музыкальных школах не всегда работают люди – фанаты своего дела, способные влюбить в инструмент и в себя ребенка… Так что причина проста – дети не любят музыкальные школы, потому что они слишком строгие: экзамены и зачеты на сцене способен выдержать далеко не каждый ребенок, нужна хорошая нервная система.

Нужно соответствовать программе, как и в школе нет индивидуального подхода, нет и программы для малышей для каждого инструмента, которая бы вдохновила и заинтересовала малыша. Отдать в музыкальную школу пока что дешево, но, отдавая туда ребенка помните о том, что это почти как школа балета – очень тяжкий труд.

Личный опыт

       Меня учили в детстве играть на фортепиано. Я не сопротивлялась, но и не усердствовала. Мне нравилась атмосфера музыкальной школы, старинное здание, но сами ноты, произведения пролетали мимо моего сознания. Я окончила школу и больше не играла.

Мне больше нравилось читать, писать стихи и рассказы.

Я могла бы сказать, что училась напрасно, но, теперь я помогаю учиться моей дочери, а также, потихоньку обучаю мужа, если бы я не училась в музыкальной школе, я не смогла бы помочь дочери, мужу научиться играть.

       Когда подросла моя дочь, у которой также как у меня есть слух. В нашей семье не стоял вопрос – отдавать ее учиться музыке или не отдавать. Музыка это как часть культуры, музыка развивает, музыка делает ребенка умнее – решили мы.

И отвели дочь учиться играть на скрипке. Я считаю, что отвели рано, в 5, 5 лет. Она капризничала, не хотела ничего изучать.

С тех пор прошло уже несколько лет, дочь учится играть уже на фортепиано, и учиться по-прежнему не всегда хочет, хотя учительница говорит, что она очень способная. Но для себя я сделала определенные выводы, наблюдая за своей дочерью.

На сегодняшний день она бросила заниматься на фортепиано и перешла учиться на другом музыкальном оборудовании – ксилофоне, по классу ударных. И теперь можно с уверенностью сказать, что ударные это ее.

… большая часть детей готовы к обучению музыке в 8-9 лет, когда уже пройден первый класс школы. К тому же у некоторых детей слух окончательно формируется к 7-8 годам  
  • Каждый ребенок индивидуален, но все-таки большая часть детей готовы к обучению музыке в 8-9 лет, когда уже пройден первый класс школы. К тому же у некоторых детей слух окончательно формируется к 7-8 годам, иногда даже может казаться, что у ребенка нет слуха, а он вдруг появляется в 7 лет.
  • Как правило, дети в возрасте 5-6-7-ми лет не знают, чего они хотят, и чаще всего хотят только играть в игрушки, а не учиться или трудиться. (Дочь бросила за это время танцы, скрипку, хоровой кружок). И многое может понравиться лишь в процессе. Обучение музыке дело не простое, требует каждодневного труда и усилий – трудно даже для взрослого человека, значит, ребенка придется заставлять заниматься. Зато, каждодневные тренировки будут воспитывать усидчивость, трудолюбие, упорство. Занятие музыкой развивают мозг, коммуникабельность, помогают развить силу характера, преодолеть лень, нежелание что-либо делать в целом (спорт также воспитывает эти качества, но все-таки спортом не требуют заниматься дома, а значит, ребенок в меньшей степени воспитает в себе такие качества, как усердие и дисциплинированность).
  • У многих детей талант проявляется вовсе не в детстве, а желание и дальше заниматься музыкой может возникнуть и вовсе в 4-5 классе музыкальной школы. Во втором классе в конце я предложила дочке взять академический отпуск и подумать, хочет ли она заниматься, потому что сильно устала от ее каприз. Как только речь зашла о том, чтобы бросить и перед дочерью встал выбор, она вдруг изменилась – стала заниматься, сама чаще подходить к инструменту, и категорически отказалась уходить в академический отпуск.
Попробуйте поменять учителя или инструмент.   
  • Если ребенку не нравится ходить в музыкальную школу, причина может быть в учителе, либо ему не нравится инструмент: попробуйте поменять учителя или инструмент. (Дочь не желала ходить на хор, поменяли преподавателя, теперь при слове хор бросается мне на шею и кричит «ура, пошли».)
  • Можно поддаться на уговоры ребенка и все-таки бросить заниматься музыкой, если он очень настаивает – но тогда должна быть очевидная альтернатива, другие занятия, которые также помогут ему развить в себе столь нужные качества: упорство, трудолюбие, волю. Если альтернатив нет (клуб английского, математический кружок, серьезная школа танцев, спорт, художественная школа) или ребенок ничего не хочет – лучше продолжить заниматься дальше.

       Существует лишь два способа: «кнут или пряник». Можно запретить смотреть мультфильмы, а можно разрешить посмотреть 1 любимый мультфильм, но только после занятий.

Простое правило поможет вам завлечь ребенка: любите то, что вы делаете, и вам не придется заставлять его заниматься, творческий подход в совокупности с интересом поможет вам в этом нелегком деле: учить уроки, учить музыкальное произведение ит.п.

       Вывод: Чем бы вы не занимались, любое занятия должно быть в радость, тем не менее, в жизни приходится делать много дел, при реализации которых нам приходится заставлять себя трудиться и никто кроме родителей не сможет научить ребенка преодолевать лень, нежелание что-либо делать. А кружки, музыкальная и общеобразовательная школы лишь косвенно помогают нам в этом.

       Есть ли в вас самих желание учить музыке ребенка? Любите ли вы музыку так, чтобы суметь привить малышу такую же любовь? Если ответ «Да» – продолжайте учить ребенка, а если еще не отдали малыша обучаться – смело записывайтесь в музыкальную школу.

 Перепечатка материала возможна только с указанием источника и автора.

Источник: http://mebeos.ru/article/25/esli_rebenok_ne_hochet_hodit_v_muzykalnuyu_shkolu

В чем проблемы музыкальной школы?

И, тем не менее, многие еще хотят, чтобы их дети учились музыке. Может быть, они найдут ответы на свои вопросы в этой статье.

Факторов, влияющих на указанные проблемы, несколько. Во-первых, это внешние факторы. Такие как популяризация потребительского отношения к музыке, падение в обществе интереса к «серьезной» музыке вообще.

В этой области каждый из нас мало что может сделать. Поэтому более внимательно рассмотрим другие факторы, внутренние. Для этого посмотрим, что же преподается в музыкальных школах, и как это делается.

  • Музыкальная школа
  • К основным предметам, преподаваемым в музыкальной школе, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов), сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений), фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано), хор, ансамбль.
  • Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка и др.

Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, грамотное восприятие музыки (музыкальная литература). Также могут быть и творческие проявления.

Исполнение и связанные с ним трудности

Основной задачей ученика как исполнителя является, во-первых, полное понимание замысла композитора и, во-вторых, техничное донесение этого замысла на эмоциональном уровне до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в шесть-семь лет, но и в 13−14.

С точки зрения исполнения музыки одной из основных трудностей является разобщенность всех предметов.

Только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке к исполнению.

Часто преподаватели либо не хотят тратить на это время, либо сами плохо понимают необходимость применения теории при подготовке к исполнению. А непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере мотивации к занятиям.

При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель должен с учеником проводить детальный анализ исполняемого произведения.

Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых тональностей, построения мелодии).

Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, проведение анализа формы произведения, определение фактуры, выявление отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.).

Особняком стоит анализ технических аспектов произведения. Сюда входят все технические приемы, применяемые для передачи определенных настроений, динамика произведения, его темп и размер.

Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для полного понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.

После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относится проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям.

Это нужно для привыкания пальцев к определенному положению, так как в разных тональностях положение различается. Исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности).

При этом перед каждым упражнением преподаватель должен убеждаться в понимании учеником того, что он делает.

Все вышеперечисленное ученик должен уметь в доступной форме и сам объяснить родителям. Если он этого не может, то явно видна недоработка учителя. После (а лучше до) можно побеседовать с преподавателем специальности на указанные выше темы.

При этом совершенно необязательно детальное понимание родителями указанного материала. Важно, чтобы учитель на просьбу изложить кратко методику подготовки к исполнению обрисовал примерно все вышесказанное. Если он этого не делает, значит либо не хочет, либо не может.

Вывод — надо искать другого преподавателя.

Проблема может быть еще проще. Учитель не нашел контакта с ребенком. Значит, тоже надо искать другого. Или просто бросать школу, так как уже может быть заложено отрицательное отношение к музыке вообще. Зачем мучить себя и ребенка?

Есть и другая сторона этой проблемы. Хороший преподаватель набирает талантливых учеников. Поэтому надо определять качество педагога по специальности как можно раньше (лучше до поступления, например, посетив отчетный концерт (ы) школы). Иначе никто не захочет возиться с отстающим.

Восприятие музыки

Грамотное восприятие музыки формируется в основном на уроках музыкальной литературы. Это обычно групповые занятия. Отсюда следствие: нехватка времени на индивидуальное общение и понимание возможностей каждого ученика.

Обычно на уроках для иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты пару-тройку раз. А это явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении.

Поэтому необходимо ребенка обеспечивать всеми записями изучаемых произведений, чтобы он мог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз.

При необходимости просить преподавателя о дополнительных индивидуальных занятиях с целью проверки знаний ученика.

Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений (без него невозможно полное понимание) и уверенное понимание, к какой части формы относится каждый прослушиваемый элемент произведения, и где происходит смена ладо-тональности. Необходимо также добиваться понимания замысла композитора. Если у ребенка не отличные оценки, и он неуверенно говорит обо всем перечисленном, то это повод пообщаться с преподавателем и провести дополнительное занятие.

Вывод

Не все так плохо, как может показаться. Главное — вовремя определять возникающие трудности (желательно заранее). Чаще общаться с преподавателями, выявляя их возможности. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не понимаете.

Музыка не химическая физика, музыка существует для нормальных людей, а не узких профессионалов. При необходимости не бояться менять преподавателей. А при невозможности решения проблем вообще — бросать занятия.

Последнее может спасти от обиды на музыку вообще.

Удачи Вам в изучении музыки.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/5792/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector