Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге — одно из немногих бюджетных российских образовательных учреждений, куда принимают взрослых людей без ограничений по возрасту. Студенты до 30 лет могут учиться бесплатно.
Два года назад школу хотели закрыть, но ученики и преподаватели добились того, чтобы она продолжила работу.
«Цех» поговорил с тремя студентками школы о том, почему они решили заниматься музыкой во взрослом возрасте, как проходят занятия и что дается им труднее всего.
Мои родители постоянно брали меня в походы, где всегда были песни у костра под гитару. В 10 лет я попросила показать мне аккорды и смогла как-то элементарно аккомпанировать собственному голосу, но систематически музыке нигде не училась.
Первая попытка поступить в музыкальную школу для взрослых была в студенчестве и оказалась неудачной: я и тогда, и сейчас жутко паниковала перед выступлениями на публике.
Меня попросили показать знакомые аккорды, и я почувствовала, как мои пальцы просто не попадают по струнам от волнения, после чего меня совершенно ожидаемо спросили, как я с такими страхами собираюсь сдавать экзамены, и не взяли.
Вторая попытка приобщиться к музыке связана с хором: знакомая предложила петь в хоре Технологического института. Несмотря на мысли, что «я уже давно не студентка, да и не умею ничего толком», я пришла на первую репетицию, и мне настолько понравилось, что я осталась там на 7 лет.
В какой-то момент мне захотелось научиться читать ноты с листа, как это делают все профессиональные хористы. Тогда я снова пришла в музыкальную школу — учиться сольфеджио. В школе я видела увлеченных людей, которые рассказывали друг другу об инструментах, на которых играют, делились своими успехами и неудачами.
В какой-то момент почувствовала, что мне хочется стать частью этого.
Когда я впервые села за инструмент, я столкнулась с проблемой гибкости пальцев и умением не зажимать руки — на словах всю технику понимала и казалось, что легко смогу повторить, но на деле до сих пор не всегда. Всё это вопрос практики: при ежедневных занятиях эта проблема постепенно решается.
На третий год учебы мне сложно судить о своих успехах: кажется, пока что получается ничтожно мало, но бывают и ценные поворотные моменты. Если в школе есть свободные классы, я часто занимаюсь самостоятельно. Во время одного такого занятия я вдруг полностью погрузилась в музыку, почувствовала уверенность.
Это было неописуемое чувство.
Для успешной работы педагогу и ученику важно доверять друг другу. Ученик должен верить педагогу, его подходу, советам, а преподователь — в возможности ученика вне зависимости от его возраста. Умение понимать горизонты каждого и ставить задачи сложные, но выполнимые, очень ценно в педагоге.
Конечно, можно заниматься с частным преподавателем — это вопрос личных ощущений. В государственной школе всегда есть план и программа, отчетные концерты, экзамены, которые вам придется сдавать в определенные сроки. Частный преподаватель такого требовать не станет.
Мне комфортнее, когда у меня есть рамки и четкий план задач — так я чувствую, что двигаюсь вперёд. Еще одно преимущество школы — неповторимая атмосфера совместного творчества, которая есть, мне кажется, только у нас.
Ты постоянно видишься и общаешься с единомышленниками, посещаешь групповые занятия по сольфеджио и хору, обмениваешься знаниями, опытом, что-то совместно разучиваешь.
С самого начала я прекрасно понимала, что не буду выступать не сцене, а хочу научиться играть для собственного удовольствия. Да и фраза «научиться играть» не очень корректна — это бесконечный процесс.
Музыка для меня — это в какой-то степени эскапизм, возможность полностью погрузиться в приятный процесс и вырваться из реальности.
Не могу представить, что это закончится после завершения обучения, поэтому буду искать возможности развиваться дальше.
Многим, кто учится играть на фортепиано, как и мне, помогают развиваться разные приложения:
- «Абсолютный слух» — приложение, которое помогает многосторонне развивать ваш слух и чувство ритма (для Android и iOS);
- «Пианино» — приложение, которое позволяет репетировать в любом удобном месте (для Android и iOS);
- многим начинающим музыкантам со временем необходимо научиться быстрее считывать ноты. Мне в этом помогла эта методичка.
Яна Хрустовская, 45 лет, индивидуальный предприниматель в сфере туризма
Виолончель, музыкальный стаж 11 лет
В детстве я окончила в Аничковом двореце отделение по классу фортепиано. Как и большинство маленьких детей, меня не спрашивали, какой инструмент мне интересен: родители понимали, что слух есть, этого было достаточно. После окончания школы я садилась за инструмент редко: игра на фортепиано никогда не приносила никакого удовольствия. Желание вернуться к игре появилось спустя лет 10, когда я стала интенсивно работать.
Когда мне было около 30 лет, я стала всё чаще обращать внимание на записи виолончельной музыки.
Я вспомнила, что ещё мой школьный педагог по фортепиано, когда искала пример какой-то проникновенной музыки, говорила: «Слушай виолончель! Здесь надо петь так, как поёт виолончель». Этот инструмент уникален: по своему тембру он близок к человеческому голосу.
Если приложить виолончель к животу, можно почувствовать, как он вступает в резонанс с тобой. В то время моя дочь училась игре на флейте в Лицее Искусств «Санкт-Петербург», куда я и пошла узнать, могут ли мне давать частные уроки виолончели.
Преподаватель посмотрела на мои руки и сказала: «Нет», — добавив: «После 20 лет, не говоря уже о 30, садиться за струнные инструменты бесполезно; вероятность, что всё получится крайне мала, а учить таких просто неинтересно».
Я её понимаю: для игры на виолончели нужны длинные и гибкие пальцы, а у меня они достаточно короткие, особенно мизинец. Абсолютного слуха нет, уже зрелый возраст — одним словом, своими данными никаких педагогов я покорить не могла.
Я не отчаялась и прибежала на прослушивание в музыкальную школу имени Римского-Корсаковаво во время обеденного перерыва на работе.
Когда я увидела детей и студентов, я впервые осознала и испугалась, что вокруг нет ни одного человека моего возраста
На самом прослушивании меня не покидало ощущение, что я снова во Дворце пионеров: меня спрашивали, сколько мне лет, чем увлекаюсь, а потом попросили «что-нибудь спеть».
И тут я впала в ступор: конечно, я не готовилась, но выхода нет — надо петь. Почему-то в голову сразу пришла народная песня «Степь да степь кругом».
Комиссия, узнав, что я занимаю должность генерального директора, прямо спросила меня: «Учеба в музыкальной школе не заканчивается двумя уроками в неделю. Вы уверены, что у вас будет время для занятий?» Я ответила, что справлюсь.
В итоге в списках на зачисление меня не оказалось. За лето вся эта история подзабылась, а в сентябре мне неожиданно позвонили и позвали учиться.
Государственная школа не может предоставить взрослым ученикам собственный инструмент, поэтому виолончель я покупала сама. На первых порах совершенно не обязательно искать инструмент за сотни тысяч: для работы будет достаточно обычной фабричной виолончели за 40 тысяч рублей.
Когда мой преподаватель впервые меня увидел, я почувствовала сомнение с его стороны, в чём он мне спустя два года признался.
Я благодарна ему, что он не сказал мне этого с самого начала, потому что даже моё упрямство и целеустремлённость не смогли бы противостоять недоверию со стороны преподавателя.
У взрослых учеников, по мнению моего педагога, есть огромное преимущество над детьми — железобетонная мотивация и упрямство.
Это помогает справиться с нехваткой таланта, физиологическими недостатками, возрастом, нехваткой времени. Не стоит слушать тех, кто говорит «нет», аргументируя это тем, что тебе чего-то природа не дала.
Единственное условие, которое отсекает возможность заниматься музыкой, — отсутствие слуха.
Мои «первые сложности» длились целых два года. У меня не получалось ничего, особенно на фоне других учеников: многие уже через год исполняли Баха, а я могла изобразить лишь нечто вроде «два притопа, три прихлопа».
Я успокаивала себя тем, что они моложе — кто на 10, кто на 13 лет, и не разрешала себе сдаваться, потому что никак не верилось, что этот шанс научиться играть, который я искала так долго, появился просто так.
А ещё очень хотелось доказать преподавателю, что он взял меня не просто так.
Мы всем классом сделали свинцовые сурдины, которые приглушают звук струн и можно играть даже ночью. Так я и занималась — другой возможности репетировать у меня не было.
Сначала было сложно играть хотя бы час, а потом вместе с мозолями на пальцах появилась усидчивость
Моя работа связана с командировками, поэтому в занятиях часто были значительные перерывы: конечно, можно заняться этим вопросом и оформить разрешение на перевозку виолончели, но для такого крупного инструмента придётся покупать отдельное место в самолёте, что достаточно затратно.
На практике перерывы ощущались очень болезненно, ведь игра на музыкальном инструменте похожа на изучение иностранных языков — если не практиковаться, все с легкостью вылетает из головы. В то же время музыка похожа на умение плавать —один раз научишься и не утратишь этот навык до конца жизни.
Только к третьему году то упорство, с которым я занималась и количество сил, вложенных в этот инструмент, перешло в качество.
Я впервые почувствовала, что у меня что-то получилось на одном из уроков: обычно мой преподаватель сидел рядом со мной со сведенными коленями, как будто через силу старался терпеть происходящее, и практически все время урока тратил на замечания насчёт постановки рук, смычка и так далее. А в тот раз он впервые заговорил со мной не о том, как надо держать инструмент, а о музыке. Тогда мне впервые разрешили играть не только программу, но и произведения, которые нравятся лично мне: «Романс» Шостаковича, «Лебедя» Сен-Санса, «Песню без слов» Мендельсона. В этот год на экзамене я получила свою первую заслуженную «пять с минусом»: практически признание со стороны всей школьной комиссии, что они во мне ошибались.
Сейчас я могу не только сыграть любимые произведения, но и совсем иначе воспринимать концерты классической музыки: не просто наслаждаюсь ею, но и анализирую.
Я стала частью оркестра выпускников Аничкого дворца, где когда-то училась, а дома аккомпанирую своей дочери, которая играет на флейте.
А еще музыкальная школа дала мне шанс в возрасте уже за 30 обрести новых друзей из самых разных сфер: со мной вместе училась девушка-астроном, девушка-антрополог, девушка-архитектор, девушка-китаист из СПбГУ и так далее.
Ольга Штыкова, 35 лет, менеджер
Вокал, музыкальный стаж 12 лет
Моё увлечение музыкой началось с детства, но систематизировать знания удалось уже в зрелом возрасте. Я всегда любила петь, ходила в кружки, но нигде не задерживалась. В старших классах я начала писать свои песни, научилась немного играть на гитаре по самоучителю.
В 20 лет я переехала учиться на юриста в Петербург, но желание серьёзно заниматься музыкой только укрепилось.
В то время знакомые петербургские энтузиасты арендовали классы в общеобразовательной школе и проводили там уроки сольфеджио и теории музыки для взрослых, а также обучали пению и игре на музыкальных инструментах.
Мы начинали с абсолютного нуля: нам чертили на доске нотный стан и объясняли, как выглядят ноты. Там у меня и появился первый педагог по академическому вокалу — в прошлом оперная певица в уже достаточно преклонном возрасте.
Обучение классическому вокалу дало мне хорошую базу, следующей ступенью стал эстрадный вокал.
Сейчас я выпустила первый альбом, планирую второй, пою в хоре музыкальной школы имени Римского-Корсакова и давно перестала считать занятие музыкой своим хобби.
Совмещать работу и музыку сложно, но это вопрос приоритетов. Если относиться к музыке как к хобби, то и прогресс будет менее заметен: от нерегулярных занятий чудес ждать не стоит.
Я сменила около семи преподавателей, и убедилась, что найти «своего» достаточно непросто. В случае с вокалом хороший педагог — залог успешного развития. Голос — это живой инструмент, и его можно легко и значительно повредить.
Неправильное звукоизвлечение как результат неграмотных занятий часто приводит к печальным последствиям вроде узлов на голосовых связках и даже потере голоса.
Тем, кто только ищет своего преподавателя, я бы дала несколько советов:
- Попросите документы об образовании: опытный преподаватель, у которого за плечами консерватория, не постесняется показать свой диплом.
- Одного диплома недостаточно. Почитайте отзывы о преподавателе, посетите несколько отчётных концертов, посмотрите на уровень его учеников.
- Свои образовательные услуги вам могут предложить многие: от преподавателей игры на музыкальных инструментах до действующих вокалистов. Я бы рекомендовала учиться именно у преподавателей вокала. Однажды я занималась с преподавателем теории музыки, и в результате он мне сильно навредил, именно из-за незнания тонкостей голосового инструмента.
- Во время занятий ученик должен чувствовать абсолютную свободу. Если возникает зажатость, болевые ощущения или першение, это значит, что уроки построены неправильно, и вы себе только вредите. Я, например, уходя от одного педагога, просто не могла разговаривать — такого быть не должно.
- Как правило, в вокале прогресс ощущается быстро. Если вы чувствуете, что за полгода ничего не изменилось, задумайтесь о смене преподавателя.
Если абитуриент старше 30 лет, за образование придётся заплатить. Чтобы поступить на вокальное отделение нужно пройти прослушивание, поэтому одного одного стремления будет недостаточно, нужно продемонстрировать свои данные.
Чтобы научиться эстрадному или джазовому вокалам, без частного преподавателя не обойтись, потому что в государственных школах таких программ нет. Многие выбирают в качестве учителей действующих вокалистов, с этим есть свои сложности: занятия могут отменяться из-за концертов и гастролей преподавателя.
Когда у человека есть амбиции построить певческую карьеру, ваш прогресс для него всегда будут на втором месте.
Важный момент: любому, кто хочет связать свою жизнь с музыкой, рано или поздно придётся выйти на сцену. Мы ведь занимаемся не только для себя, но и чтобы творчество дарить другим.
Экзамены, открытые уроки, концерты — через всё это предстоит проходить постоянно, поэтому если у вас есть страх перед публикой, то в процессе обучения его придется побороть.
Даже если первый раз окажется неудачным, важно не опустить руки и не бросить всё, как это бывает со многими. Дети совсем иначе реагируют на публику, им не так важно, как нам, взрослым, её одобрение.
В такие моменты я всегда внушаю себе, что, в первую очередь, выйдя на сцену, я собираюсь получить удовольствие, и только когда у меня это получится — я доставлю удовольствие зрителю.
Источник: https://zeh.media/praktika/obrazovaniye/5489207-muzykalnaya-shkola-dlya-vzroslykh
«За» и «против» музыкальной школы
Если вы видите в своём чаде будущего великого музыканта или считаете, что занятия музыкой в музыкальной школе необходимы для гармоничного развития личности, то наверняка подумываете о музыкальной школе. Рассмотрим особенности музыкального образования, чтобы определиться — нужна ли музыкальная школа вашему ребёнку.
Когда начинать учиться музыке?
Преподаватели государственных музыкальных школ обычно сами наведываются в старшие группы детских садов, подбирая будущих учеников, а заниматься музыкой или вокалом в частной школе или развивающем центре можно начинать и с 3.
Разница между государственной музыкальной школой и частной заключается в программе: государственное образование предполагает не только обучение игре на музыкальном инструменте, но и сольфеджио, и хоровые (или индивидуальные) вокальные занятия уже на подготовительном отделении.
А дети 3-5 лет физически ещё не готовы к столь продолжительным нагрузкам.
Оптимальным для начала серьёзных занятий музыкой считается возраст 6-8 лет, когда дети уже могут достаточно долгое время проводить за партой и заниматься дома самостоятельно, но ещё легко осваивают новые навыки.
Сколько лет учатся в музыкальной школе?
Срок обучения в музыкальной школе будет зависеть от того на каком именно инструменте ребёнок будет обучаться играть, программы и возраста поступившего ребёнка.
Обучение игре на фортепиано занимает от 5 до 8 лет; на скрипке – 7; народных (баян, аккордеон, гитара, цимбалы, балалайка, домра) и духовых инструментах (флейта, труба, кларнет, саксофон и пр.
) обучают в течение 5 лет, ударные – от 3 до 5 лет.
Музыка — это практические занятия, следовательно, преподаватель может предложить учащемуся остаться на второй год в каком-нибудь классе, если в дальнейшем он захочет поступить в музыкальное училище. Конечно, научиться играть на инструменте можно и за более короткий срок, но документ о музыкальном образовании можно получить только после окончания музыкальной школы.
Как проходят вступительные экзамены в музыкальную школу?
Обычно детей просят:
— спеть какую-нибудь песню (хорошо, когда в репертуаре ребёнка их несколько, и ребенок не растеряется, когда его попросят спеть «ещё что-нибудь»);
— повторить показанное преподавателем сочетание клавиш на фортепиано;
— прохлопать ритм (повторить за преподавателем или самостоятельно «прохлопать» несколько строк из песни).
Какие знания и умения, полученные в музыкальной школе, могут пригодиться человеку в обычной жизни?
— Умение держать спину ровно, т.е. хорошая осанка, которая необходима для успешного овладения большинством музыкальных инструментов.
— Хороший музыкальный вкус, ведь занятия музыкальной литературой и сольфеджио не проходят бесследно.
— Терпение, упорство и трудолюбие. Без этих качеств успешное овладение игрой на инструменте просто невозможно.
— Отсутствие страха перед аудиторией, ведь участвовать в концертах и выступать на публике детям приходится минимум раз в полгода.
— Чувство уважения к себе и опыт побед, которые дают уверенность в собственных силах.
Какие проблемы могут возникать у тех детей, которые учатся в музыкальных школах?
В основном те же, что и у тех, которые в них не учатся. А если серьёзно, то в первую очередь это состояние здоровья.
Если детей с астмой и хроническими бронхитами приводят заниматься на духовых инструментах, чтобы укрепить их здоровье, и, кстати, получают хорошие результаты, то сохранение строго фиксированной позы при игре на многих инструментах может стать проблемой.
Сутулость, сколиоз, плоскостопие, увы, не редкость среди музыкантов, да и большая локальная нагрузка на предплечья и кисти рук тоже сказывается при интенсивных занятиях. Разнообразные физические нагрузки и здоровый образ жизни для детей, серьёзно занимающихся музыкой – необходимость, а не роскошь.
Даже при том, что на музыкальные занятия может уходить до 4 часов в день, нужно находить время для физических упражнений.
Есть ещё одна проблема – отсутствие или постепенное исчезновение интереса к занятиям музыкой. Зачастую детей в музыкальную школу приводят родители, считая своё решение единственно верным. Но не все музыкально одарённые дети хотят быть музыкантами, не у всех из них есть потребность в музыкальном образовании.
Обладатель абсолютного слуха может с удовольствием выучить несколько азиатских языков, а не только с истериками терзать слух соседей скрипкой. Иногда ребёнок хочет просто петь, а не играть, тогда проще отправить его в вокальную студию, чем заставлять посещать музыкальную школу.
Бывает, что ребёнку интересен какой-то конкретный инструмент, к примеру, белорусская дуда – разновидность волынки, игре на которой в музыкальной школе не учат, не стоит заставлять его заканчивать музыкальную школу по классу саксофона, только потому, что это «почти бесплатно».
Скорее всего, ребёнок забросит саксофон вместе с документом об окончании музыкальной школы куда-нибудь подальше на антресоли, вместо того, чтобы выиграть со своей командой «Евровидение», сразив виртуозной игрой на дуде Европу.
Решать, дорогие родители, отправлять ребёнка в музыкальную школу или нет, конечно, вам, но тратить свою жизнь на учёбу – вашим детям. Принимайте такие решения взвешенно.
Ещё интересные материалы:
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://nastavnica.by/muzy-kalka-za-i-protiv/
Музыкальная школа: 4 ошибки родителей. Если ребенок сказал ‘не хочу’. Занятия музыкой в музыкальной школе
Содержание:
- ДМШ: самые распространенные ошибки родителей
- Школа и педагог
Ваш ребенок начал учиться в музыкальной школе. Прошел всего месяц, а интерес и предвкушение чего-то радостного, необычного сменились капризами при выполнении домашних заданий и нежеланием «ходить на музыку». Родители переживают: что они сделали не так? И можно ли как-то исправить ситуацию, вернуть удовольствие от занятий?
ДМШ: самые распространенные ошибки родителей
Возможно, ребенку не нравится «на музыке» по одной из следующих причин.
Ошибка № 1. Рьяное выполнение с детьми первых сольфеджийных заданий. Сольфеджио, особенно вначале, кажется карикатурой на урок рисования: каллиграфическое выведение скрипичного ключа, продырявленные ластиком страницы с половинными и четвертными нотами…
Совет. Не берите с места в карьер. Не разочаровывайте ребенка упреками за некрасивые ноты, кривой скрипичный ключ и грязные следы от ластика. За семь лет в ДМШ даже обезьянка научится и нотам, и «ключам».
К тому же давно изобретены компьютерные программы Finale и Sibelius, воспроизводящие все подробности нотного текста на мониторе.
Так что если ваш ребенок вдруг станет композитором, он, скорее всего, воспользуется именно компьютером, а не карандашом и бумагой.
Ошибка № 2. Дикая гордость при известии, что ребенок одним из первых в группе «подготовишек» распределен к педагогу по специальности. Но первыми как раз комплектуют классы педагогов менее востребованных, в то время как педагоги более востребованные подбирают контингент учеников совсем другим способом.
Совет. Пообщайтесь с мамами, с кем-то из музыкально образованных знакомых, наконец, просто присмотритесь к тем педагогам, которые ходят по школе. Не сидите и не ждите, когда чужие дяди и тети определят ваше чадо к психологически не совместимому с ним человеку. Действуйте сами и скорее попадете в цель: ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.
Ошибка № 3. Выбор инструмента не по ребенку, а по себе. Скажем, мама мечтает, чтобы сын играл на рояле, а сын хочет играть на трубе.
Совет. Отдайте ребенка на тот инструмент, который ему нравится. Тем более что роялем все без исключения дети-инструменталисты овладевают в рамках обязательной в ДМШ дисциплины «общее фортепиано».
Если уж так необходимо продвинуть ребенка в фортепианном отношении, всегда можно договориться о двух «специальностях».
Но ситуацию с двойной нагрузкой лучше не форсировать, пока не убедитесь, что здоровье ребенка этой нагрузке не противится.
Ошибка № 4. Шантаж музыкой. Это же именно шантаж, когда домашнее музыкальное задание превращено родителем в условие: «Не позанимаешься — не пущу гулять», «Не выучишь пьесы от сих до сих — не куплю давно обещанное Lego».
Совет. Делайте то же самое, только наоборот. «Вот тебе Lego, так что давай, миленькая, теперь пьесу поучим», «Давай погуляй часок, а потом столько же — с инструментом». Сами же знаете: система пряника гораздо результативнее системы кнута.
Школа и педагог
Высокие требования школы и плохой контакт с педагогом, особенно по специальности, — самые частые причины отказа от занятий. Если начались проблемы, родителям стоит еще раз подумать, для чего они отдали ребенка в ДМШ. Если для «общего развития» — это одно. А с видами на карьеру — совсем другое.
По большому счету, как раз ради «общего развития» ДМШ и были придуманы. Знаменитые сестры Гнесины полагали школьную стадию музыкального образования чем-то вроде закладки культурного фундамента в человеке.
Это уже потом, когда частная школа Гнесиных, созданная в 1895 году, разрослась в многоступенчатое «гнесинское» образование — школа, техникум (училище), институт и, наконец, спецшкола для музыкально одаренных детей, — эти учебные заведения стали больше ориентированы на музыкальную карьеру своих воспитанников.
Итак, на что обратить внимание, если вы чувствуете, что придется менять школу?
Из ДМШ лучше та, что ближе к дому.
Сейчас в каждом районе легко найти даже именные школы — «танеевская» (на Пречистенке), «бетховенская» (на Смоленке), «прокофьевская» (на Курской), «дунаевского» (на Соколе), «балакиревская» (на Рязанском проспекте). Там учат так, как учили во времена детства нынешних родителей. Там стабильный штат педагогов и стабильные программы, хорошая и деловитая атмосфера.
Одаренных детей и отпрысков музыкальных династий, как и прежде, почему-то ведут в спецшколы-десятилетки. В Центральную музыкальную школу при Московской консерватории проходят единицы. И путь их не сладок: многочасовые занятия специальностью, требования куда выше средних и — будьте осторожны! — уму непостижимая конкуренция родителей и детей.
Гораздо демократичнее обстановка в гнесинской школе-десятилетке. Там очень здравомыслящий и азартный директор Михаил Хохлов. И лучшие, пожалуй, на сегодня педагоги — вроде Татьяны Зеликман, воспитавшей не одного и не двух победителей Международного конкурса имени П.И.Чайковского.
Школа-семилетка при Мерзляковском училище тоже котируется. Но там, мне кажется, не все благополучно относительно учеников «с нуля»».
Один фортепианный педагог, прослушивая шестилетнего мальчика, резюмировал маме (она мне и рассказала этот случай) в присутствии экзаменуемого: «Материал, конечно, хороший, но у меня же учатся будущие лауреаты».
Тогда мама отдала «материал» в гнесинскую школу-семилетку (есть и такая) на кларнет, где мальчик учится с большим удовольствием.
Результат детского обучения музыке в первую очередь зависит от личности педагога. Постановка рук, развитие мелкой пальцевой моторики — скрупулезное и трудное занятие. И лишь самые дальновидные педагоги умеют делать это, не отвращая ребенка от музыки, а приучая к ней. Ищите именно такого учителя.
Елена Черемных
Хорошая статья. По поводу дальнейшего обучения детей в музыкальных училищах. После 9 класса дочь приехала на прослушивание в Мерзляковку к декану П, И, Скусниченко.
Ответ был таков:» даю вам 3 дня на то, что бы найти 5 тыс долларов и ваша дочь — наша дочь… Мы выбираем не детей, а родителей, с которыми нам дружить 5 лет. » У меня таких денег не было, т к я одна воспитывала 4 детей.
Дочь поступила в Скрябинку и успешно её закончила. Сечас учится в ВУЗе.
06.04.2019 20:49:47, Kavalskas Irina
Согласна с автором статьи по поводу ошибок родителей. Сын занимался на аккордеоне,закончил. Где-то и себя узнала в этих ошибках. Второй ребенок занимается дома с преподавателем. Как ни странно, сольфеджио нравится ему больше, чем инструмент. Приходится делать ошибку номер 4, чтобы занимался на инструменте, но срабатывает. бросать не хочет, так что потихоньку продвигается
Источник: https://www.7ya.ru/article/Muzykalnaya-shkola-4-oshibki-roditelej-Esli-rebenok-skazal-ne-hochu/
Реформа детского музыкального образования: почему нам нужны дилетанты
Работа детской музыкальной школы имени Гнесиных. Фото – Григорий Сысоев /РИА Новости
Районные музыкальные школы Москвы начали обучать двум направлениям: любительского и предпрофессионального образования. Анна Кочарова задумалась о том, зачем нам образованные любители.
В моем советском детстве девочек из хороших семей было принято отдавать учиться в музыкальные школы.
Наиболее способные попадали на фортепиано, те, кто не отличался особыми талантами — на другие, вроде как второстепенные инструменты.
Семилетняя учеба в музыкалке была своего рода повинностью для детей, которые перед зачетами нервничали, побаивались педагогов, а сдав последний экзамен, говорили, что ненавидят музыку.
Устоявшаяся система музыкального образования была ориентирована на отбор лучших и забвение середняков. Мы выпускали (и продолжаем выпускать) выдающихся профессионалов, недаром российские академические музыканты востребованы во всем мире, это наш неизменный успешный “экспорт”. Этим стоит гордиться. Но что же с теми, которые не дотягивают до верхней планки?
С этого года музыкальные школы Москвы перешли на новую систему обучения — образование делится на предпрофессиональное и любительское. Вторая программа предполагает меньшее время на специальность, то есть занятия по основному инструменту.
Зато по-прежнему обязателен хор, сольфеджио, музыкальная литература и слушание музыки для младших классов.
Попытка реформировать методики преподавания совпала и с реорганизацией школ. В итоге педагоги пребывают в замешательстве, если не сказать в ужасе — объединения грозят сокращениями педагогических составов, а введение различных вариантов платного обучения не сулит, увы, ощутимой прибавки к зарплате.
Одновременно от преподавателей требуют того, на что по-хорошему нужны годы: начать учить детей по-новому, интересно и современно. Что означает только одно — прежде всего, переделать самих себя. Ведь можно сколько угодно говорить о том, как нужно учить, но реализовать это на деле невероятно сложно.
Инструмент требует от детей и их родителей огромных усилий. Постоянные самостоятельные занятия дома, большой и часто обновляющийся репертуар, изнуряющие (если работа идет по-настоящему) индивидуальные занятия с педагогом.
Так учат профессионалов, тех, кто готов вкалывать сегодня на некий результат в будущем. Выучи сегодня 10 этюдов — и через год, возможно, подумаем о подготовке к конкурсу.
Это профессиональная история, которая — совершенно точно — не годится для обычных занятий музыкой.
По статистике, не более 10% учеников районных музыкальных школ в итоге выбирают музыку в качестве своей профессии.
А что остальные 90%? Чего хочет ребенок, подходя к инструменту? Научиться подобрать любимую мелодию, уметь сымпровизировать, спеть в компании друзей под собственный аккомпанемент.
И хочется ведь сразу, через месяц-другой после начала занятий уже быть в состоянии что-то такое “изобразить”, а не бесконечно, целый год учить двумя пальцами “Василек”. А еще — чтобы похвалили, и педагог, и родственники-друзья.
Но занятия музыкой — это ведь и еще амбиции педагога. Представить лучших на зачете, выдвинуть своих на концерт, быть на хорошем счету в школе, методкабинете… Тратить время и силы в таком случае стоит на успешных, а остальные уже как-нибудь, двумя-тремя пальцами домучают свою программу.
Сложившаяся десятилетиями система нашего дополнительного музыкального образования была ориентирована на выявление талантов. Она работала и продолжает работать без сбоев.
Но очевидно, что сегодня мы начинаем ощущать и понимать ценность другого — человека среднестатистического, но разносторонне образованного.
Для этого зрителя стали обязательными походы на выставки современного искусства и музеи, в лучшие театры, на интеллектуальное кино. Но в списке приоритетов такого зрителя гораздо реже значится академическая музыка.
Конечно, филармонии, по крайней мере, в крупных городах, вряд ли могут пожаловаться на пустые места в залах, особенно на топовых концертах.
Например, абонементы в Московскую филармонию разлетаются, как горячие пирожки в первые недели продажи.
Но в той же филармонии признают: пока не удается воспитать новые поколения слушателей, для которых походы в академические залы стали бы образом жизни, насущной потребностью, если хотите.
Умение слушать и понимать классическую музыку — вот каким должен быть итог обучения в музыкальной школе. Чтобы академическая музыка, наравне с рок- и поп- стала неотъемлемой частью жизни.
Ходить на концерт, чтобы отдыхать и получать удовольствие. Или просто — в транспорте “воткнуть” в уши Моцарта с Бетховеном.
Зачем? Затем, что это делает нашу жизнь разнообразнее, расцвечивает ее, дает возможность переключиться, остановиться и подумать.
В середине 1970-х годов венесуэльский дирижер и композитор Хосе Антонио Абреу устроил в стране настоящую музыкальную революцию. Он сумел убедить уличных подростков и их родителей, что музицирование и занятия академической музыкой — это дорога в светлое будущее.
В итоге в стране была создана “Система” — разветвленная структура детских и юношеских оркестров, в которых играет порядка 350 тысяч человек.
Говорят, таким образом в стране не только вырастили целое поколение музыкально увлеченных людей, но и побороли частично преступность.
Главное, чего не хватает нашему музыкальному образованию — это умения ценить каждого ребенка за его старания, вне зависимости от результата. Я уверена, что музыкальные школы не должны выпускать ежегодно десятки мацуевых. Но они должны давать детям возможность проявить себя.
Ведь помимо высоких материй, занятия музыкой развивают координацию и беглость пальцев, образное и абстрактное мышление (недаром музыка в средневековье была сродни математике), учат концентрироваться и владеть собой.
Все это пригодится в жизни, даже если ваш ребенок никак не будет связан с музыкальной профессией в будущем.
Анна Кочарова, МИА “Россия сегодня”
Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/reforma-detskogo-muzyikalnogo-obrazovaniya-pochemu-nam-nuzhnyi-diletantyi/
Если ребенок не хочет ходить в музыкальную школу
Ольга Крупченко, 21 Декабря 2011
Не хочет ходить в музыкальную школу, как поступить в такой ситуации родителям? Современные школы оснащены хорошим музыкальным оборудованием, но тем ни менее, не всегда ребенку нравится ходить в музыкальную школу и заниматься даже на хорошем музыкальном оборудовании.
Учить ребенка музыке или нет?
Александра, 28 лет: «Моя мама не спрашивала меня – хочу ли я учиться играть на фортепиано, просто отвела меня в школу и сказала, что теперь я буду учиться играть на пианино.
Я не хотела учиться, меня заставляли, я даже плакала, зато теперь, когда я выросла, могу сказать с уверенностью маме спасибо, что не сдалась и водила меня на учебу в музыкальную школу, я играю везде, где только попадается инструмент с удовольствием, для себя».
Но есть и другие мнения
«Я не хотела ходить в музыкальную школу и была так счастлива, когда родители в 3-м классе разрешили мне больше не ходить в музыкальную школу и продали фортепиано, это был очень гуманный поступок со стороны родителей, я совершенно не люблю музыку и до сих пор ею не интересуюсь».
- Кострова Елена Константиновна, концертмейстер музыкальной школы №47.
«Все дети сопротивляются обучению, редко кто из детей с радостью будет заниматься даже один час в день.
Я считаю, что в любом случае стоит учить ребенка музыке, это общее развитие, это движение вперед, и если альтернатива этому – мультфильмы и безделье, значит надо учиться дальше.
Музыкальное оборудование позволяет научить ребенка хорошо играть, но если ребенок не будет заниматься, ничего не получится».
«В любом случае стоит учить ребенка музыке, это общее развитие, это движение вперед, и если альтернатива этому – мультфильмы и безделье, значит надо учиться дальше» |
Что делать, если ребенок не хочет учиться в музыкальной школе
Ответов на данный вопрос три – заставлять, бросить или перевести на другой музыкальный инструмент: заставлять (поощрять – если будешь заниматься хорошо, купим мороженое и т.п.
, ставить условия – выучишь произведение, пойдем в кино, сможешь посмотреть мультфильм, не выучишь – не будешь смотреть два дня, принуждать – ставить в угол, ругать – что не рекомендуется, заинтересовать – самому полюбить музыку, вместе разбирать понравившиеся ребенку мелодии, в игровой форме разбирать ноты – и не важно сколько ребенку лет, дети любят играть в любом возрасте) либо бросить музыкальную школу, если у ребенка есть другие ярко-выраженные интересы и способности.
«Моя дочь училась на скрипке и бросила, отдали на фортепиано – сопротивлялась и рыдала, взяли академический отпуск – и отдали после на ударные. Ребенок сам занимается, и играет с радостью.
А все дело в том, что она изначально просила отдать ее на ударные, но ее не взяли, потому что посчитали, что у нее с ритмом не очень хорошо. Но она подросла и ритм и слух развился. Очень важно прислушиваться к мнению ребенка и искать вместе с ним то, что ему будет нравится.
Сама я не любила заниматься музыкой на фортепиано, но вот ударные инструменты вызывают интерес, мне самой интересно ходить на занятия и слушать их звучание (ксилофон, барабан, виброфон, маракасы).»
Обратите внимание! – Дети-коллективисты с трудом будут учиться на любом музыкальном инструменте, ведь им нужен коллектив! А в тандеме преподаватель-ученик, инструмент-ученик коллектива нет! Совет – переводите в хоровую школу, на танцы в любые кружки, секции, школы, где занятия проходят в коллективе!
Нет общего ответа для каждого ребенка – бросать ему музыкальную школу или нет. Все зависит от характера вашего ребенка, частного случая. Понять и принять окончательное решение может только родитель.
Изначально разберитесь: нет ли в вашем случае не только нежелания ребенка учиться, но и собственной лени? Ведь заставлять ребенка заниматься музыкой очень трудное занятие, особенно, когда ребенок сопротивляется.
Если ваш ребенок по характеру ленивый, ничем толком не хочет заниматься, все бросает – лучше не оставлять музыкальную школу.
Если вы видите в своем сыне или дочери оформленный целеустремленный характер и четкое, достаточно осознанное понимание того, что музыка ему не интересна, не нужна и мешает развиваться в другом направлении (например, ребенок хорошо рисует и это ему нравится) тогда смело бросайте музыкальную школу, в конце концов, если он действительно захочет заниматься музыкой, то и потом во взрослом возрасте выучится и будет играть.
Еще один вариант – возьмите академический отпуск, и хотя большинство после него не возвращается обратно, бывает так, что ребенок станет чуть старше и сам попросится обратно.
Как понять, чему учить ребенка? Что влияет на принятие решения? – Данные? Слух, чувство ритма, традиции в семье: например, все умеют играть на каком-то музыкальном инструменте? В любом случае, любой родитель, который собирается учить ребенка музыке, должен понимать, что учиться придется и ему тоже! Вам придется сидеть на уроках и слушать, запоминать чему учат вашего ребенка, учиться вместе с ним. Придется каждый день, методично сидеть и заниматься с ребенком музыкой. А если вы даже не знаете названия нот, вам придется их выучить. Оправдают ли себя затраченные усилия – никому не известно. Но точно также не известно получится ли из вашего ребенка спортсмен, актер, художник…
Как быть?
Существует мнение, что занятия музыкой помогают лучше развиваться обоим полушариям мозга, но на самом деле это касается только тех музыкальных инструментов, где одновременно играют пальцы обеих рук.
- Стоит определиться и задать самому себе вопрос: зачем я отдаю ребенка учиться музыке? Для общего развития? Для карьеры музыканта? Чтобы без дела не болтался? Чтобы приобщался к прекрасному? Главное, чтобы вы сами точно знали, зачем вам это нужно. Для общего развития отдайте ребенка учиться играть на гитаре, хотя бы во дворе пригодится, к тому же гитару можно взять с собой. Для общего развития не обязательно идти учиться в музыкальную школу, школа отнимает слишком много времени (помимо специальности, есть еще сольфеджио, хор и все занятия посещать нужно обязательно!), отдайте ребенка к частному учителю, при школе часто обучают платно игре на фортепиано, в домах культуры бывают подобные кружки.
- Спросите своего ребенка, на каком инструменте ему бы хотелось играть.Но как он вам ответит, если он не пробовал? К сожалению не на любом музыкальном оборудовании можно попробовать играть.Очень многие малыши, когда их спрашивают: на чем ты хочешь учиться играть, отвечают – на дудочке, но это вовсе не значит, что в итоге им это понравится. Просто представлений у большинства детей о музыкальных инструментах нет: значит, прежде чем спрашивать, нужно показать ребенку каждый инструмент, как он звучит, и знать это самому. Иногда спрашивать – хочет ли он вообще обучаться музыке – не имеет смысла, потому что ребенок может просто не понимать, что ему предлагают. Ребенок может также сказать «не хочу» на любой вопрос такого рода: «Хочешь ты заниматься танцами, музыкой, спортом?» и т.п. Все зависит от ребенка. Конечно, бывают дети, которые четко знают, чего хотят. Сын моей подруги в 6 лет попросился в математический кружок. И с радостью ходит туда уже который год.
- Учитесь понимать характер вашего ребенка. Бывают дети, которым ничего не хочется делать, им все лень, таким детям бесполезно предлагать на выбор какие-либо занятия, все дела, которые даются с трудом, они обязательно бросят. Понять, что ваш ребенок именно такой, легко – обратите внимание, как он реагирует на трудности: самые простые поручения с детства – надеть колготки, завязать шнурки, взять самому вилку или ложку ит.п. Если малышу с трудом даются даже такие простые задания, ему не хочется самому лишний раз что-либо делать, значит, ваш малыш не хочет проявлять инициативу, и скорее всего, весьма ленив. В этом случае смело отдавайте его туда, где придется трудиться каждый день: в музыкальную школу, в спортивный кружок ит.п.
Но если вы видите, что ваше чадо вполне самостоятельно, в нем есть такие качества, как упорство, целеустремленность – обязательно спросите такого ребенка, чем бы ему хотелось заниматься, что ему нравится или не нравится. И прислушивайтесь к его мнению.
- Не навязывайте своему ребенку свои мечты: вы мечтали уметь играть на гитаре (скрипке ит.п.) – почему ребенок должен реализовывать ваши мечты? В этом случае возьмите себе учителя, и не мучайте ребенка, особенно, если у него нет слуха.
- Купите специальный стул для фортепиано (он подкручивается по высоте), все, что может вдохновить ребенка на «подвиги» каждодневного труда: красивую обложку для нот, подставку для музыкального инструмента, дирижерские палочки, яркий футляр для инструмента и тому подобное. Обставьте место для занятий, как место, где совершаются волшебства, и всегда помните, что перед вами ребенок, которому хочется убежать играть в игрушки.
Почему детям не нравится учиться в музыкальной школе?
… дети не любят музыкальные школы, потому что они слишком строгие: экзамены и зачеты на сцене способен выдержать далеко не каждый ребенок, нужна хорошая нервная система. |
Система образования в музыкальной школе построена так, что не все дети успевают.
Лично мне кажется, что почти любого ребенка можно заинтересовать, если очень хотеть. Почему дети любят современные танцы, но с трудом занимаются балетом? Также и тут – музыкальная школа это суровая школа жизни, а не праздник, и тусовка.
Наймите частного учителя, который обожает свой предмет, и вы почувствуете разницу, и увидите живой интерес в глазах ребенка, ведь ему будет позволено учить только то, что ему нравится, а требования будут соответствовать его способностям.
Но в музыкальных школах не всегда работают люди – фанаты своего дела, способные влюбить в инструмент и в себя ребенка… Так что причина проста – дети не любят музыкальные школы, потому что они слишком строгие: экзамены и зачеты на сцене способен выдержать далеко не каждый ребенок, нужна хорошая нервная система.
Нужно соответствовать программе, как и в школе нет индивидуального подхода, нет и программы для малышей для каждого инструмента, которая бы вдохновила и заинтересовала малыша. Отдать в музыкальную школу пока что дешево, но, отдавая туда ребенка помните о том, что это почти как школа балета – очень тяжкий труд.
Личный опыт
Меня учили в детстве играть на фортепиано. Я не сопротивлялась, но и не усердствовала. Мне нравилась атмосфера музыкальной школы, старинное здание, но сами ноты, произведения пролетали мимо моего сознания. Я окончила школу и больше не играла.
Мне больше нравилось читать, писать стихи и рассказы.
Я могла бы сказать, что училась напрасно, но, теперь я помогаю учиться моей дочери, а также, потихоньку обучаю мужа, если бы я не училась в музыкальной школе, я не смогла бы помочь дочери, мужу научиться играть.
Когда подросла моя дочь, у которой также как у меня есть слух. В нашей семье не стоял вопрос – отдавать ее учиться музыке или не отдавать. Музыка это как часть культуры, музыка развивает, музыка делает ребенка умнее – решили мы.
И отвели дочь учиться играть на скрипке. Я считаю, что отвели рано, в 5, 5 лет. Она капризничала, не хотела ничего изучать.
С тех пор прошло уже несколько лет, дочь учится играть уже на фортепиано, и учиться по-прежнему не всегда хочет, хотя учительница говорит, что она очень способная. Но для себя я сделала определенные выводы, наблюдая за своей дочерью.
На сегодняшний день она бросила заниматься на фортепиано и перешла учиться на другом музыкальном оборудовании – ксилофоне, по классу ударных. И теперь можно с уверенностью сказать, что ударные это ее.
… большая часть детей готовы к обучению музыке в 8-9 лет, когда уже пройден первый класс школы. К тому же у некоторых детей слух окончательно формируется к 7-8 годам |
- Каждый ребенок индивидуален, но все-таки большая часть детей готовы к обучению музыке в 8-9 лет, когда уже пройден первый класс школы. К тому же у некоторых детей слух окончательно формируется к 7-8 годам, иногда даже может казаться, что у ребенка нет слуха, а он вдруг появляется в 7 лет.
- Как правило, дети в возрасте 5-6-7-ми лет не знают, чего они хотят, и чаще всего хотят только играть в игрушки, а не учиться или трудиться. (Дочь бросила за это время танцы, скрипку, хоровой кружок). И многое может понравиться лишь в процессе. Обучение музыке дело не простое, требует каждодневного труда и усилий – трудно даже для взрослого человека, значит, ребенка придется заставлять заниматься. Зато, каждодневные тренировки будут воспитывать усидчивость, трудолюбие, упорство. Занятие музыкой развивают мозг, коммуникабельность, помогают развить силу характера, преодолеть лень, нежелание что-либо делать в целом (спорт также воспитывает эти качества, но все-таки спортом не требуют заниматься дома, а значит, ребенок в меньшей степени воспитает в себе такие качества, как усердие и дисциплинированность).
- У многих детей талант проявляется вовсе не в детстве, а желание и дальше заниматься музыкой может возникнуть и вовсе в 4-5 классе музыкальной школы. Во втором классе в конце я предложила дочке взять академический отпуск и подумать, хочет ли она заниматься, потому что сильно устала от ее каприз. Как только речь зашла о том, чтобы бросить и перед дочерью встал выбор, она вдруг изменилась – стала заниматься, сама чаще подходить к инструменту, и категорически отказалась уходить в академический отпуск.
Попробуйте поменять учителя или инструмент. |
- Если ребенку не нравится ходить в музыкальную школу, причина может быть в учителе, либо ему не нравится инструмент: попробуйте поменять учителя или инструмент. (Дочь не желала ходить на хор, поменяли преподавателя, теперь при слове хор бросается мне на шею и кричит «ура, пошли».)
- Можно поддаться на уговоры ребенка и все-таки бросить заниматься музыкой, если он очень настаивает – но тогда должна быть очевидная альтернатива, другие занятия, которые также помогут ему развить в себе столь нужные качества: упорство, трудолюбие, волю. Если альтернатив нет (клуб английского, математический кружок, серьезная школа танцев, спорт, художественная школа) или ребенок ничего не хочет – лучше продолжить заниматься дальше.
Существует лишь два способа: «кнут или пряник». Можно запретить смотреть мультфильмы, а можно разрешить посмотреть 1 любимый мультфильм, но только после занятий.
Простое правило поможет вам завлечь ребенка: любите то, что вы делаете, и вам не придется заставлять его заниматься, творческий подход в совокупности с интересом поможет вам в этом нелегком деле: учить уроки, учить музыкальное произведение ит.п.
Вывод: Чем бы вы не занимались, любое занятия должно быть в радость, тем не менее, в жизни приходится делать много дел, при реализации которых нам приходится заставлять себя трудиться и никто кроме родителей не сможет научить ребенка преодолевать лень, нежелание что-либо делать. А кружки, музыкальная и общеобразовательная школы лишь косвенно помогают нам в этом.
Есть ли в вас самих желание учить музыке ребенка? Любите ли вы музыку так, чтобы суметь привить малышу такую же любовь? Если ответ «Да» – продолжайте учить ребенка, а если еще не отдали малыша обучаться – смело записывайтесь в музыкальную школу.
Перепечатка материала возможна только с указанием источника и автора.
Источник: http://mebeos.ru/article/25/esli_rebenok_ne_hochet_hodit_v_muzykalnuyu_shkolu
В чем проблемы музыкальной школы?
И, тем не менее, многие еще хотят, чтобы их дети учились музыке. Может быть, они найдут ответы на свои вопросы в этой статье.
Факторов, влияющих на указанные проблемы, несколько. Во-первых, это внешние факторы. Такие как популяризация потребительского отношения к музыке, падение в обществе интереса к «серьезной» музыке вообще.
В этой области каждый из нас мало что может сделать. Поэтому более внимательно рассмотрим другие факторы, внутренние. Для этого посмотрим, что же преподается в музыкальных школах, и как это делается.
- Музыкальная школа
- К основным предметам, преподаваемым в музыкальной школе, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов), сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений), фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано), хор, ансамбль.
- Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка и др.
Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, грамотное восприятие музыки (музыкальная литература). Также могут быть и творческие проявления.
Исполнение и связанные с ним трудности
Основной задачей ученика как исполнителя является, во-первых, полное понимание замысла композитора и, во-вторых, техничное донесение этого замысла на эмоциональном уровне до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в шесть-семь лет, но и в 13−14.
С точки зрения исполнения музыки одной из основных трудностей является разобщенность всех предметов.
Только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке к исполнению.
Часто преподаватели либо не хотят тратить на это время, либо сами плохо понимают необходимость применения теории при подготовке к исполнению. А непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере мотивации к занятиям.
При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель должен с учеником проводить детальный анализ исполняемого произведения.
Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых тональностей, построения мелодии).
Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, проведение анализа формы произведения, определение фактуры, выявление отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.).
Особняком стоит анализ технических аспектов произведения. Сюда входят все технические приемы, применяемые для передачи определенных настроений, динамика произведения, его темп и размер.
Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для полного понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.
После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относится проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям.
Это нужно для привыкания пальцев к определенному положению, так как в разных тональностях положение различается. Исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности).
При этом перед каждым упражнением преподаватель должен убеждаться в понимании учеником того, что он делает.
Все вышеперечисленное ученик должен уметь в доступной форме и сам объяснить родителям. Если он этого не может, то явно видна недоработка учителя. После (а лучше до) можно побеседовать с преподавателем специальности на указанные выше темы.
При этом совершенно необязательно детальное понимание родителями указанного материала. Важно, чтобы учитель на просьбу изложить кратко методику подготовки к исполнению обрисовал примерно все вышесказанное. Если он этого не делает, значит либо не хочет, либо не может.
Вывод — надо искать другого преподавателя.
Проблема может быть еще проще. Учитель не нашел контакта с ребенком. Значит, тоже надо искать другого. Или просто бросать школу, так как уже может быть заложено отрицательное отношение к музыке вообще. Зачем мучить себя и ребенка?
Есть и другая сторона этой проблемы. Хороший преподаватель набирает талантливых учеников. Поэтому надо определять качество педагога по специальности как можно раньше (лучше до поступления, например, посетив отчетный концерт (ы) школы). Иначе никто не захочет возиться с отстающим.
Восприятие музыки
Грамотное восприятие музыки формируется в основном на уроках музыкальной литературы. Это обычно групповые занятия. Отсюда следствие: нехватка времени на индивидуальное общение и понимание возможностей каждого ученика.
Обычно на уроках для иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты пару-тройку раз. А это явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении.
Поэтому необходимо ребенка обеспечивать всеми записями изучаемых произведений, чтобы он мог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз.
При необходимости просить преподавателя о дополнительных индивидуальных занятиях с целью проверки знаний ученика.
Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений (без него невозможно полное понимание) и уверенное понимание, к какой части формы относится каждый прослушиваемый элемент произведения, и где происходит смена ладо-тональности. Необходимо также добиваться понимания замысла композитора. Если у ребенка не отличные оценки, и он неуверенно говорит обо всем перечисленном, то это повод пообщаться с преподавателем и провести дополнительное занятие.
Вывод
Не все так плохо, как может показаться. Главное — вовремя определять возникающие трудности (желательно заранее). Чаще общаться с преподавателями, выявляя их возможности. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не понимаете.
Музыка не химическая физика, музыка существует для нормальных людей, а не узких профессионалов. При необходимости не бояться менять преподавателей. А при невозможности решения проблем вообще — бросать занятия.
Последнее может спасти от обиды на музыку вообще.
Удачи Вам в изучении музыки.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/5792/