Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Однажды один подписчик из моей группы Вконтакте прислал мне картинку выше, спросив, о чем говорит на ней Валуев? Так я и решил написать статью про полиаккордовые структуры.

На этом сайте нам часто придётся разбираться со значением слов. Фраза полиаккордовое звучание должна наводить на некоторые мысли, что есть некоторые полиаккорды, которые как-то особенно звучат. Давайте разбираться.

Полиаккорд — аккорд комплексной (составной) структуры, то есть многозвучие, расслаивающееся на относительно самостоятельные части либо складывающееся из двух или нескольких относительно самостоятельных частей-аккордов. (Википедия)

Мммм… Как-то сложновато…

Поэтому, своими словами, полиаккорд — это 2 слова поли + аккорд. С аккордом, я думаю, почти все ясно (это созвучие минимум трех звуков), а вот поли означает, что чего-то много. Получается, что полиаккорд — это некоторое созвучие, состоящее из нескольких аккордов.

Другое слово с которым нам сегодня придётся поработать — это надстройка (upper strucuture). И ещё в той же статье Википедии встречается слово «ядро». До этого никогда не встречал подобного, обычно называли основанием. Но обо всем по порядку.

Давайте разберём принцип как это работает. Я не знаю никакой классификации полиаккордов, поэтому придумал свою.

Ниже вы можете послушать аудиопримера: рекомендую делать это в наушниках.

Простые

  • Я думаю многие теоретики не согласятся, что стоило выносить эти аккорды в отдельную группу, но мне кажется так понятнее.
  • Что будет если одновременно будут звучать близко расположенные друг к другу Фа мажорное (F A C) и Ля минорное трезвучия (A C E)?
  • Ноты A и С совпадают, тогда получается созвучие состоящее из звуков — F A C E и оно будет называться большим мажорным септаккордом — Fma7.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/606b1fb2dc0a.mp3

Можем сделать вывод, что септаккорды могут быть представлены двумя трезвучиями. И тогда в нашем примере Фа мажорное трезвучие — это основание или ядро, Ля минорное трезвучие — это надстройка. Ниже есть несколько примеров получения основных септаккордов подобным образом.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/bb94b345bfc6.mp3

Слэш-аккорды

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Это не совсем самостоятельный пункт самодеятельной классификации, скорее частный случай, но который употребляется так часто, что есть смысл о нем погоорить.

Септаккорд может быть представлен как басовая нота + трезвучие. Если взять из предыдущего примера не Фа мажорное трезвучие, а только басовую ноту Фа (все равно звуки повторяются!) и Ля минорное трезвучие как надстройку, получим тот же септаккорд — Fma7. Только теперь он выражен через басовую ноту и трезвучие. Такое часто используется в R&B, Soul музыке.

Название происходит от способа записи аккорда, когда слева от слэша («/») указывается надстройка, а справа басовая нота. Так, Фа большой мажорный септаккорд (Fma7) можно записать как Am/F.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/8391330565a6.mp3

От ноны и вглубь

Следующий тип полиаккордов работает по тому же принципу, но в этот раз у нас получаются нонаккорды, ундецимаккорды, терцдецимаккорды. Это те случаи, когда пересечений между трезвучиями становиться меньше.

Например если мы будем накладывать До мажорное трезвучие на Фа мажорное, то получим Фа большой мажорный нонаккорд — Fma9.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/e1477af85024.mp3

Еще несколько примеров:

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/d62ed804fdd9.mp3

Руководствуясь той же логикой можно получить Fma7#4 и так далее.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/c6a35c3918de.mp3

Доминантовые

Я решил выделить им отдельное место от предыдущего пункта, потому что они самые многочисленные и вариативные.

Принцип тот же, но так как доминантовая гармония допускает наибольшее количество альтераций, то вариантов значительно больше.

Для поддержания полноты звучания доминантовой гармонии, в основании обычно представлены тоника, терция и септима аккорда. Ниже приведены лишь несколько примеров.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/e1cc80dacec3.mp3

За пределом разумного

И как это бывает, в конце самое великолепное. Возвращаясь к сути полиаккордов — это 2 и более аккордов звучащих одновременно. Что может быть еще?

Некоторые типы аккордов сложно описать, например вот этот:

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/b63006b26b8c.mp3

Сложно, но возможно, запись следующая: F-ma7#4 или Fdimma7 или еще какая…. Читать не удобно и поэтому используют запись через слэш — E/F

Еще более безумный вариант, когда справа от слэша не басовая нота, а аккорд. Т.е. и слева и справа аккорды: Db/Fma7….. редко, но бывает.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/1d0e4b9775a4.mp3

Еще пара шагов и мы пришли к кластерам:

https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/10/bf3646be0b80.mp3

Наконец, хочу отметить, что если вы сыграете Фа мажорное трезвучие на одной гитаре с баре, а До мажорное на другой, тоже с баре, то скорее всего у вас не получиться создать полиаккордовое звучание. Потому что эта тема близка скорее к аранжировке для больших составов, или для пианистов, но кто знает. Не все еще изучено, у вас есть все шансы быть первым.

Буду благодарен, если поделитесь этим материалом с единомышленниками в вашей любимой соц. сети.

Роман Алексеев

Источник: https://xn—-7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/poliakkordovye-struktury-ili-o-chem-govorit-valuev/

Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов

Построение аккордов на гитаре. Вводная информация

Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта.

Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо.

Именно этому и посвящена данная статья.

Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.

Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.

Немного теории для начала

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения.  В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.

– Квинт-аккорды на гитаре

Строение трех типов аккордов

Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.

Трезвучия

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:

  • Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».
  • Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».
  • Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.

Септаккорды

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.

Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.

Расширенные аккорды

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.

Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов.

Как строить аккорды на гитаре?

Первый способ – формула и гамма

Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.

Читайте также:  Настройка fl studio 20

Пример:

Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Способ второй – интервалы

Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.

Формулы аккордов

В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.

Формула трезвучий

Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.

Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.

Формула септаккорда

Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.

Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – большая септима.

Формула расширенного аккорда

Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.

Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.

Дополнительные формы аккордов

Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе.

Add-аккорды

Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.

Omit-аккорды

Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.

Надстройки

Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.

Система CAGED

На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.

Примеры:

Структура аккордов: из чего складываются аккорды? Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Полная таблица формул построения аккордов

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Практические советы

Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.

Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.

  1. Выучите интервалы – это сильно поможет.
  2. Выучите то, как строятся гаммы.
  3. Выучите то, как считаются ступени и ноты.

Источник: https://pereborom.ru/postroenie-akkordov-na-gitare/

Урок №10 (ТЕМА №1.10 Строение и обращение мажорных и минорных аккордов)

  1. Знать строение и мажорного и минорного трезвучий.
  2. Знать обозначения мажорного, минорного, увеличенного, уменьшенного трезвучий.
  3. Знать названия обращений.
  4. Знать строения мажорных и минорных секстаккордов и квартсекстаккордов.

Аккорд, который состоит из трёх звуков, называют трезвучием. В зависимости от того, какие терции участвуют в построении трезвучия, а также в зависимости от порядка терций получается тот или иной вид трезвучия.

Из больших и малых терций получаются 4 вида трезвучий:

Мажорное трезвучие состоит из б.3 (большая терция) и м.3 (малая терция). Такое трезвучие называют ещё «большим». Между его крайними звуками ч.5 (консонирующий (приятный на слух) интервал). Мажорные трезвучия обозначаются Б53.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

1-малая терция, 2-большая терция, 3-чистая квинта.

Минорное трезвучие состоит из м.3 и б.3. Такое трезвучие называют ещё «мáлым». Между крайними звуками аккорда ч.5.  Минорные  трезвучия обозначаются М6.

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

1-большая терция, 2-малая терция, 3-чистая квинта.

Увеличенное трезвучие состоит из б.3 и б.3. Между крайними звуками ув.5 (диссонирующий интервал).

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

1-большая терция, 2-большая терция, 3-увеличенная квинта.

Уменьшённое трезвучие состоит из м.3 и м.3. Между крайними звуками ум.5 (диссонирующий интервал).

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

1-малая терция, 2-малая терция, 3-уменьшенная квинта.

Все три интервала мажорного и минорного трезвучия — консонирующие. Эти трезвучия — консонирующие. В увеличенном и уменьшенном трезвучиях есть диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5). Эти трезвучия — диссонирующие.

Все три звука трезвучия имеют свои названия (снизу вверх): прима, терция, квинта. Видно, что название каждого звука совпадает с названием интервала от нижнего звука до него самого (рассматриваемый звук).

Строение аккордов

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд и как его построить.

Аккордом называют одновременное сочетание трёх или более звуков. Есть нюанс: эти звуки должны быть расположены по терциям. Звуки аккорда выстраиваются снизу вверх.

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре — мажорное трезвучие, в миноре — минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Каждый аккорд состоит как минимум из 3-х нот. Его название соответствует названию главной ноты (из этих 3-х). Например, С – до мажор, Hm – си минор, А7 – доминантный ля септаккорд.

Обращение мажорного и минорного аккордов

Расположение звуков в порядке прима- терция- квинта (снизу-вверх) называется основным. В этом случае звуки трезвучия расположены по терциям.

Если порядок звуков изменяется так, что нижний звук становится терцией или квинтой, то такое положение звуков называется «обращением». Другими словами, перенос нижних звуков на октаву вверх или верхних звуков на октаву вниз, как и у интервалов.

Секстаккорд – это первый вид обращения трезвучия, когда приму переносят на октаву вверх. Обозначается цифрой 6: (Т6).

  • В мажоре, нижние звуки интервала дают м3, а крайние звуки дают м6 (Б6).
  • В миноре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания Б3 (М53).

Квартсекстаккорд – второй вид обращения, когда на октаву вверх переносят терцию. Обозначается ( ): Т64.

  • В мажоре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания ч4 (Б64).
  • В миноре, крайние звуки дают м6, а звуки основания ч4 (М64).

Пример в ре миноре:

Пример в ре мажоре:

Проверка:

  1. Строение мажорного и минорного трезвучия

    Ответ:

    Мажорное: б3+м3
    Минорное: м3+б3

  2. Сколько обращений у трезвучия? Какое у них строение?

    Ответ:

    Два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

  3. Определить вид и лад трезвучия

    Ответ:

  4. Подписать аккорды

    Ответ:

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Абсолютный Слух

Источник: https://viaandrock.ru/1-4-1-stroenie-akkordov/

Гитарные аккорды: структура и построение

      Dr. Bob Davidov      07 апреля 2016 г.

Говорят, что трудно научиться игре на музыкальном инструменте, за исключением игры на гитаре, ведь для неё – каждый подъезд консерватория.

Когда наш двор решил, что пора научиться исполнять на гитаре песни типа “… Я готов целовать песок по которому ты ходила”, а спросить, с чего начать, было не у кого, то почти каждый купил по самоучителю и попытался разобраться в нотных премудростях.

Оказалось, что аккордов очень много, один и тот же аккорд имеет множество вариантов построения, одинаковые по “распальцовке” аккорды могут иметь несколько названий.

Через непродолжительное время безуспешных попыток освоения гитары мне подарили с десяток самоучителей, которые я использовал для поиска нераскрытой в самоучителях, но существующей системы построения аккордов.

Много лет назад я открыл для себя систему построения любых аккордов, и “дворовых”, и с баррэ, аккордов группы “Битлз” и даже джазовых, и теперь хотел бы максимально просто показать, как строить аккорды для любых музыкальных инструментов, прежде всего струнных, и как выделить аккорды из нотных записей для “не гитарных” инструментов, например, пианино.

Запись аккордов

В Интернете можно найти многочисленные записи аккордов, их примеры приведены на рисунке:

Рис. 1. Примеры записей аккордов для гитары

Можно заметить, что название аккорда с одной и той же аппликатурой (расположением пальцев) зависит от места расположения аккорда, а аккорды с разной аппликатурой могут иметь одно и тоже название. Примеры таких зависимостей показаны на рисунке ниже:

Рис. 2. Аккорды Am и Dm с одинаковой аппликатурой располагаются на разных ладах гитары, а аккорд Dm имеет разную аппликатуру.

Читайте также:  Что такое табулатура, или как играть на гитаре, не зная нот?

Немного физики о нотах

Звук – колебания, которые воспринимает наше ухо. Среди звуковых частот можно выделить частоту камертона, например, ноту Ля 440 Гц. Ноты удвоенных частот имеют те же названия, но принадлежат разным октавам, например, частоты 220 Гц (440/2) и 880 Гц (440*2) тоже образуют звук Ля, но они принадлежат разным октавам.

Частоты одной октавы делятся на 12 интервалов (полутонов) по формуле f(i) = f0*2^(i/12). Известные ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си располагаются в пределах одной октавы как показано на рисунке ниже, причем, ноты Си и До а также Ми и Фа располагаются по соседству (имеют полутоновый интервал), а между всеми другими нотами интервал равен двум полутонам или целому тону.

Примечание: на гитаре расстояние между соседними ладами или между открытой струной и первым ладом соответствует полутону.

Рис. 3. Расположение нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си в октавах.

Для обозначения звуков между нотами До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, и Ля-Си, расположенных через полутоновый интервал, используются знаки # (диез) или b (бемоль) и название ближайшей ноты, причем диез означает более высокий звук, а бемоль – более низкий. Например, ноту между До и Ре можно назвать как До-диез или как Ре-бемоль и обозначить как C# или Db соответственно:

Рис. 4. Обозначение пяти нотных звуков 12-интервальной октавы, которым не хватило места в ряду До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Зная начало отсчета и порядок следования нот можно определить расположение нотных позиций на музыкальном инструменте.

Например, началом отсчета для шестиструнной гитары могут служить названия её струн: Ми (самая тонкая, первая), Си (потолще, вторая), Соль, Ре, Ля и Ми (самая толстая, шестая струна) или E, H, G, D, A, E. Гриф гитары разделен на полутоновые интервалы ладами.

Между открытой струной и первым ладом тоже один полутон. Построеное по вышеизложенным правилам распределение нотных позиций вдоль каждой гитарной струны показано ниже:

Рис. 5. Обозначение нотных позиций шестиструнной гитары.

Можно заметить, что порядок нот для всех струн повторяется с 12 лада в более высокой октаве. Звуки двенадцатого лада созвучны пению открытых струн.

Одноименные звуки разных октав должны быть созвучны, поскольку их частоты кратны двум. Одноименные звуки одной октавы, извлекаемые на разных струнах, должны звучать в унисон. Это правило используется при настройке инструмента.

Например, вторая струна, зажатая на пятом ладу Ми (E), и открытая самая тонкая струна Ми (E) должны звучать в унисон, и когда их частоты совпадают, то извлечение звука E на пятом ладу второй струны вызывает заметное глазом резонансное колебание открытой (не зажатой) первой струны.

Чем больше амплитуда резонирующей открытой струны – тем точнее строй гитары. Создавая и наблюдая резонансные колебания можно настроить струнный инструмент не по слуху, а по амплитуде колебаний.

Структура аккордов

Рассмотрим состав нот, образующих одноименный аккорд в разных позициях, например Ля-минор (Am) вблизи порожка и на пятом ладу:

Рис. 6. Аппликатура и ноты аккорда Am (Ля-минор) вблизи порожка и на 5 ладу

Источник: http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_1124.html

Структура аккордов: из чего складываются аккорды, Музыкальный класс

Итак, структура аккордов – тема, которую мы сегодня будем развивать. И, прежде всего, давайте обратимся к определению аккорда, уточним, что он собой представляет.

Аккорд – это созвучие, звуковой комплекс. В аккорде единовременно или друг за другом по очереди должны звучать не меньше трёх звуков, потому что созвучия, в которых только два звука, называются по-другому – это интервалы.

И ещё, классическое определение аккорда гласит, что звуки аккорда либо уже расположены по терциям, либо их будет можно расположить по терциям при перестановке.

Вот этот последний пункт, как раз, имеет непосредственное отношение к структуре аккорда.

Поскольку, современная гармония ушла далеко вперёд от норм, установленных музыкой композиторов-классиков, то вот это последнее замечания по поводу расположения по терциям звуков в аккорде не применимо к некоторым современным аккордам, так как их структура имеет в основе другой принцип построения аккорда. Появились такие созвучия, в которых может быть три звука или даже больше, но при всём желании, даже если очень постараться, их ну никак по терциям не расположишь, а только, например, по септимам или секундам.

Что из этого всего следует? Во-первых, из этого следует, что структура аккордов – это их строение, принцип, по которому расположены тоны (звуки) аккорда.

Во-вторых, из выше сказанного также следует, что структура аккордов бывает двух видов: терцовая (классический вариант) и нетерцовая (в основном, характерна для музыки XX века, но встречалась и раньше).

Правда, есть ещё так вид аккордов с так называемой усложнённой терцовой структурой – с заменёнными, пропущенными или добавочными тонами, но мы отдельно рассматривать этот подвид не будем.

При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями. На рисунке изображены как раз примеры таких аккордов с терцовой структурой – как говорит Алексей Кофанов, они чем-то напоминают снеговиков.

Теперь давайте рассмотрим эти аккорды как бы под увеличительным стеклом. Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда.

Главный звук аккорда является его основанием, остальные тоны будут называться так же, как называются и интервалы, которые эти тоны образуют с основанием – то есть терция, квинта, септима, нона и так далее. Названия всех интервалов, в том числе и широких составных, можно повторить с помощью материалов на этой страничке.

Для чего нужно определять название тонов в аккорде? Например, для того чтобы по структуре аккорда дать ему название.

Скажем, если между основанием и самым верхним звуком аккорда образуется интервал септимы – то аккорд называется септаккордом, если нона – то нонаккордом, если ундецима – то, соответственно, ундецимаккордом.

С помощью анализа структуры можно дать название и любым другим аккордам, например всем обращениям доминантсептаккорда.

Итак, в D7, в его основном виде, все звуки расположены по терциям и между основанием аккорда и его самым верхним тоном образуется интервал малой септимы, по причине чего мы и называем этот аккорд септаккордом. Однако, в обращениях D7 расположение тонов иное.

Первое обращение данного септаккорда – квинт-секст аккорд. Название ему даётся по тому, как септима (верхний тон D7) и основной тон соотносятся с басом аккорда, какие интервалы при этом образуются. Основной тон в нашем примере – нота соль, си – терция, ре – квита, а фа – септима.

Мы видим, что бас в данном случае – нота си, расстояние от ноты си до ноты фа, которая является септимой – квинта, а до ноты соль (основания аккорда) – секста. Вот и получается, что название аккорда складывается из названий двух интервалов – квинты и сексты: квинт-секст аккорд.

Терц-кварт аккорд – откуда берётся его название? Бас аккорда в данном примере – нота ре, всё остальное называется по-прежнему. Расстояние от ре до фа (септимы) – терция, интервал от ре до соль (основание) – кварта. Теперь всё понятно.

Теперь разберёмся с секунд аккордом. Итак, басовой нотой в данном случае становится сама госпожа септима – нота фа. От фа до фа – прима, а интервал от ноты фа до основания соль – секунда.

Точное название аккорда должно было бы произносить как прим-секунд аккорд.

В этом названии первый корень почему-то опускается, по-видимому, для удобства, а может быть и потому что между септимой и септимой интервала не образуется – повторения ноты фа ведь нет.

Вы можете мне возразить. Как можно отнести эти всякие квинт-сексты с секунд-аккордами к терцовым аккордам? Действительно, в их структуре есть иные интервалы, чем терции – например, кварты или секунды.

Но тут нужно иметь в виду то, что эти аккорды не являются самородками по своей природе, это всего лишь обращения тех аккордов-снеговиков, звуки которых прекрасно себя чувствуют, будучи расположенными по терциям.

Да, такие тоже бывают. Например, квартовые, квинтовые созвучия или так называемые «секундовые гроздья», попробуйте-ка их звуки расположить по терциям. Я вам просто покажу примеры таких аккордов, а вы уж сами решайте – обычные они или не обычные. Смотрите:

Читайте также:  Как научиться петь, если нет слуха, или, что делать, если «медведь на ухо наступил»?

Давайте, наконец, остановимся и подведём некоторые итоги. Мы начали с того, что дали определение аккорду. Аккорд – это созвучие, целый комплекс звуков, в нём не менее трёх звучащих одновременно или не одновременно нот, которые организованы по какому-либо структурному принципу.

Видов структур аккордов мы назвали два: терцовая структура (характерна для трезвучий, септаккордов с их обращениями) и нетерцовая структура (характерна для секундовых гроздьев, кластеров, квинтовых, квартовых и других аккордов). Проанализировав структуру аккорда, можно дать ему чёткое и точное название.

Аккордов ооочень много. Хотел узнать реально ли запомнить все? Да и нужно ли все это запоминать или достаточно знать основные-часто используемые?

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/struktura-akkordov-iz-chego-skladyvayutsya-akkordy-muzykalnyj-klass

Структура аккордов – МУЗБАНК

Аккорды в чистом виде состоят из 3-х нот, расположенных по терциям. Терция – это интервал между нотами, равный 1.5 тона (малая) и 2 тона (большая).

Терции отсчитываются вверх (в сторону повышения тона) от первой ноты аккорда, которая, собственно, и дает ему название. Т.е. наш любимый Am отсчитывается от ноты A (ля).

Учитывая вышеизложенное, получаем 4 варианта аккорда от одной и той же ноты:

  • Чтобы на практике успешно пользоваться аккомпанементом, необходимо знать буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов.
  • Обозначения звуков и названий аккордов:
  • A — ля
  • B (Bb) — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си
  • Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:
  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима
  •     То, что общеупотребимо:
  •     5- – уменьшенная квинта – 3 тона
  •     5+ – малая   секста   – 4   тона
  •     6  – большая секста   – 4.5 тона
  •     7  – малая   септима  – 5   тонов
  •     7+ – большая септима  – 5.5 тонов
  •     9- – малая нона       – 6.5 тонов
  •     9  – большая нона     – 7   тонов
  •     11 – чистая ундецима  – 8.5 тонов
  • Некоторые применяемые сокращения:
  • verm — нем. “vermindert”, уменьшенный
  • dim — англ. “diminished”, уменьшенный
  • aug — англ. “augmented”, увеличенный
  • maj — англ. “major”, больший
  • add — англ. “add”, присоединять
  • sus — англ. “suspension”, задержание
C мажорное трезвучие
Cm минорное трезвучие
C#5, C5+, C+, Caug увеличенное трезвучие
Cdim, Cverm уменьшенное трезвучие
C7 доминантсептаккорд
Cmaj7, C#7, C7+ большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ “приращения” (похожий на треугольничек или греческую букву “дельта”) в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Cm7 малый минорный септаккорд
Cm#7, Cm7+, Cm(maj7) большой минорный септаккорд
Cm7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Co, Cdim7, Cverm7 уменьшенный септаккорд
C6 мажорное трезвучие с большой секстой
Cm6 минорное трезвучие с большой секстой
C7b5, C7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
C7#5, C7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
C6/9, C6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
C9 большой нонаккорд
C7b9, C7/9- малый нонаккорд
Cmaj9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
C11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Cm11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
C13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Cmaj13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Csus доминантсептаккорд с чистой квартой вместо терции

Следует иметь ввиду равноправие знаков альтерации ступеней (кроме, само собой, основного тона) в написании аккорда: + = # = aug (редко) , или – = b = dim. Знаки “+” и “-” могут писаться как перед ступенью, так и после нее (например: C7+ = C+7), однако правильное написание все же знака – перед ступенью.

 Легко заметить, что добавление 7+ или написание maj эквивалентны.По поводу maj – это означает, что в аккорде плюс к имеющимся трем появляется четвертая нота, отстоящая от первой ступени на большую септиму (т.е. на пять с половиной тонов) вверх. Sus – является задержанием.

Вообще это означает, что в мажорном аккорде вместо средней ноты появляется другая, выше прежней на полтона.

 А если встретится Вам обозначение 3+ или 3- , то это повышенная или пониженная на полтона средняя нота аккорда. Встречается такое построение составных аккордов типа Bm/A, D/A, E/G# – так обозначается аккорд с добавленным басом (Аккорд/Бас). 

Сперва зажимается сам аккорд, затем находится указанный бас на ладу и тоже зажимается.

Обозначения:

m – малая терция M – большая терция Т – прима (основной тон) *Остальные обозначения цифровые. Например, 5 – квинта, 7+ – увеличенная септима.

Хроматический ряд ступеней: T | -2 | 2 | m | M | 4 | -5 | 5 | +5 | 6 | 7 | +7 | T(8)

Структура распространенных аккордов (на примере до-мажора):

Название аккорда Структура Написание на примере Чистое трезвучие T | M | 5 C Увеличенное трезвучие T | M | +5 C+ Уменьшенное трезвучие T | m | -5 Cdim (чаще в миноре) Квинтаккорд T | – | 5 C5 Септаккорд T | M | 5 | 7 C7 Секстаккорд T | M | 5 | 6 C6 Увеличенный септаккорд T | M | 5 | +7 C+7 Полууменьшенный септаккорд T | m | -5 | 7 Cm7-5 (чаще в миноре) Уменьшенный септаккорд T | m | -5 | 6 Cdim7, C0, Cdim (минор) Нонаккорд … 5 | 7 | 9 C9 Ундецимаккорд … 5 | 7 | 9 | 11 C11 Терцдецимаккорд … 7 | 9 | 11 | 13 C13 Задержанные аккорды T | 2 или 4 | 5 Csus2 или Csus4

Аккорды с добавками (пример) T | M | 5 | 11 Cadd11, C4

  1. При игре “простыми” аккордами либо зажимаются не все струны, либо звуки дублируются (в унисон и в одну, две октавы). 
  2. При игре “трудными” аккордами приходится пропускать некоторые ступени, даже когда нет необходимости – для большей 
  3. выразительности ввиду острейшего диссонанса в полном аккорде (получаются так называемые прогрессивные аккордовые формы). 
  4. Есть незыблемые правила: никогда нельзя пропускать терцию и септиму, и, наоборот, всегда можно пропускать квинту и приму. 
  5. Всего 5 простейших аккордовых форм, все они берутся тремя пальцами и позволяют использовать баррэ. 
  6. В варианте с открытыми струнами это аккорды: E, A, D, G, C. 
  7. В использовании общих аппликатур на первых порах пригодится таблица нот на гитарном грифе. 
  8. Рассмотрим два ее варианта, различные обозначением нот (бемоли “b” и диезы “#”, что равнозначно 
  9. минусу и плюсу – понижение и повышение ступени на полтона соответственно):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 e-||-F–|-F#-|-G–|-G#-|-A–|-A#-|-H–|-C–|-C#-|-D–|-D#-|-E–| H-||-C–|-C#-|-D–|-D#-|-E–|-F–|-F#-|-G–|-G#-|-A–|-A#-|-H–| G-||-G#-|-A–|-A#-|-H–|-C–|-C#-|-D–|-D#-|-E–|-F–|-F#-|-G–| D-||-D#-|-E–|-F–|-F#-|-G–|-G#-|-A–|-A#-|-H–|-C–|-C#-|-D–| A-||-A#-|-H–|-C–|-C#-|-D–|-D#-|-E–|-F–|-F#-|-G–|-G#-|-A–| E-||-F–|-F#-|-G–|-G#-|-A–|-A#-|-H–|-C–|-C#-|-D–|-D#-|-E–| e-||-F–|-Gb-|-G–|-Ab-|-A–|-B–|-H–|-C–|-Db-|-D–|-Eb-|-E–| H-||-C–|-Db-|-D–|-Eb-|-E–|-F–|-Gb-|-G–|-Ab-|-A–|-B–|-H–| G-||-Ab-|-A–|-B–|-H–|-C–|-Db-|-D–|-Eb-|-E–|-F–|-Gb-|-G–| D-||-Eb-|-E–|-F–|-Gb-|-G–|-Ab-|-A–|-B–|-H–|-C–|-Db-|-D–| A-||-B–|-H–|-C–|-Db-|-D–|-Eb-|-E–|-F–|-Gb-|-G–|-Ab-|-A–| E-||-F–|-Gb-|-G–|-Ab-|-A–|-B–|-H–|-C–|-Db-|-D–|-Eb-|-E–|

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Источник: https://muzbank.net/posts/struktura-akkordov.html

Построение аккордов ???? Теория гитары! Советы новичкам! Примеры!

Приветствую.  Поскольку в предыдущем теоретическом посте мы изучили интервалы, и я упоминал, что аккорды строятся терциями, сегодня мы рассмотрим построение аккордов более подробно! Постараюсь представить материал просто и коротко.

1. Виды аккордов

Сначала рассмотрим виды аккордов, которыми чаще всего пользуются! Аккордом называется созвучие из трех и более звуков, расположенных по терциям.

Нижний звук аккорда — основной тон, или тоника, остальные звуки называются как интервалы от основного — терция, квинта, септима. Чаще всего, аккорды записываются буквенно-цифровым способом — Аm, G7, C и т. д.

Заглавная буква указывает на тонику аккорда, остальные символы касаются его вида.

Но поскольку в нем звучат только три ступени: I, III, V (ДО, МИ, СОЛЬ) — отмечены на картинке, а ноты до и ми (на второй и первой струнах) просто удвоены через октаву, — это ДО-мажорное трезвучие! Такие удвоения или даже утроения звуков не меняют сути аккорда.

Если аккорд, включает в себя четыре разных звука, расположенных по терциям, то это септаккорд. Септаккорд имеет такое название потому, что между его основанием и верхним звуком образуется септима (что такое септима? читаем здесь):

2. Трезвучия

Эти аккорды состоят из двух терций! Терция бывает малая и большая, в итоге мы имеем 4 варианта трезвучий. Это сочетания: большая + малая, малая + большая, большая + большая, малая + малая терции. Будем строить аккорд от ноты ДО (тоника). Чтобы увеличить табличку нажмите на нее!

Ну вот. С мажором, думаю все понятно! Минорное трезвучие обозначают, дописывая букву m от слова (minor). Если записано допустим Ebm — это ми-бемольный минорный аккорд. Увеличенные и уменьшенные аккорды встречаются редко, буквенно-цифровое обозначение (5+, 5-) указывает, что V ступень надо повысить или понизить на пол тона!

На сегодня хватит!  Давайте пока трезвучия закрепим. Попробуйте сами составить четыре вида трезвучий от других тоник (от других нот). Послушайте как звучат аккорды, запишите на компьютер разные трезвучия и попробуйте определить, какой тип трезвучия звучит на слух. В следующем посте, во второй части статьи про построение аккордов , рассмотрим септаккорды! Так что не пропадайте, а лучше подпишитесь на обновления блога!

Источник: http://pro-gitaru.ru/teoriya-6-postroenie-akkordov-chast-1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector