Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

  •  Сегодня мы поговорим о  трезвучиях и их обращениях
  •     Трезвучием называется созвучие, состоящее из 3-х звуков, которые располагаются, или могут быть расположены по терциям путем октавных перемещений.  
  • Фраза:  «или могут быть расположены по терциям» очень важная, так как далеко не всегда звуки трезвучия  располагаются по терциям.
  •       Например, в созвучии «ре-ля- фа диез» нет ни одной терции, но если переместить верхний звук «фа диез» на октаву вниз, то получим три звука, которые располагаются по терциям.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

     В созвучии  «фа диез-ре-ля» тоже нет ни одной терции, но если мы переместим средний и верхний звуки на октаву вниз, то опять получим 3 звука, расположенных по терциям, только это не основной вид трезвучия, а его первое обращение (об этом мы поговорим чуть позже).

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

     В состав трезвучия входят 2 терции  (терция между двумя нижними звуками и терция между средним и верхним звуками). От видов этих терций и порядка их расположения и зависит вид трезвучия.

Виды трезвучий

Если нижней терцией трезвучия является большая терция, а верхней – малая, то образуется мажорное трезвучие, или его можно назвать большое, так как нижняя терция большая. Например: «до-ми-соль», «до» – «ми» большая терция, а «ми» – «соль» – малая.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

      Если наоборот, внизу – малая, а вверху – большая, то трезвучие будет минорным, или малым, так как нижняя терция — малая. Например: «до – ми бемоль – соль».

Две большие терции образуют увеличенное трезвучие, которое называется так потому, что между крайними звуками образуется увеличенная квинта. Например: «до – ми — соль диез».

Две малых терции образуют уменьшенное трезвучие,  потому, что между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Таким образом, мы получили 4 вида трезвучий: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия.

Названия звуков трезвучия

     Каждый звук трезвучия имеет свое название. Нижний звук трезвучия называется основным или примой и обозначается цифрой «1», средний звук называется терцией, т.к. между ним и нижним звуком интервал терция, обозначается цифрой «3». Верхний звук называется квинтой, так как между ним и нижним звуком интервал квинта, обозначается цифрой «5».

Обращения трезвучия

     У трезвучия есть 2 обращения. Первое обращение называется секстаккордом. Это такое расположение звуков трезвучия, когда нижним  является терция аккорда.

Это название происходит от интервала сексты, который образуется между крайними звуками. Обозначается он цифрой «6». В тесном расположении его можно получить, переместив основной звук на октаву вверх.

Например, если в трезвучии до-ми-соль перенести звук до

 на  октаву вверх, то мы получим 1 обращение трезвучия секстаккорд ми-соль-до.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

   

 Если же перенести два звука трезвучия (приму и терцию) на октаву вверх, то получим 2 обращение трезвучия – квартсекстаккорд, который  называется так, потому что между нижним и средним звуками интервал кварта, а между нижним и верхним – секста. Обозначается он цифрами четыре и шесть.  В нашем примере это соль-до-ми.

Еще его можно получить, если перенести верхний звук трезвучия на октаву вниз. Построение обращений здесь показано на примере мажорного трезвучия.

Естественно, если бы трезвучие было минорным, то первое обращение называлось бы минорным секстаккордом и обозначалось бы м6, а второе, соответственно, минорным квартсекстаккордом и обозначалось бы м4/6.

  Обращениями уменьшенного и увеличенного трезвучий являются  уменьшенный секстаккорд, уменьшенный квартсекстккорд, увеличенный секстаккорд и увеличенный квартсекстаккорд. Мы их пока рассматривать не будем

     Для того чтобы строить секстаккорды и квартсекстаккорды от звуков, нужно знать их интервальный состав. Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты. Чтобы построить его, например, от «ре», нужно построить последовательность этих интервалов, т.е.  ре-фа- си бемоль.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

      Минорный секстаккорд состоит, наоборот, из большой терции и чистой кварты. От звука ре это  ре-фа диез- си. Мажорный квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и большой терции, от ре это ре-соль-си, а минорный квартсекстаккорд – из чистой кварты и малой терции, от ре – это ре-соль – си бемоль.

     Если трезвучие или его обращение находятся в широком расположении, то для их определения нужно переместить звуки на октаву таким образом, чтобы они располагались по терциям, если есть удвоенные звуки в другой октаве, не учитывать их, а затем выяснить какой звук (основной, терцовый или квинтовый) является нижним. Если нижним звуком является прима аккорда – это трезвучие, если терцовый – секстаккорд, квинтовый – квартсекстккорд.

Например, давайте определим аккорд  ре – ля – ре – фа диез – ля.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Если мы два нижних звука перенесем на октаву вверх, удвоенные звуки мы не принимаем во внимание, то получим трезвучие ре – фа диез – ля. Оно состоит из большой и малой терции. Это мажорное трезвучие, т.к. нижним звуком  является основной звук аккорда.

      А в аккорде фа диез – ре – ля – ре, переместив фа диез на октаву вверх, и исключив удвоенный верхний звук «ре», тоже получим это же мажорное трезвучие, только нижним звуком в нем является терцовый звук, значит это мажорный секстаккорд. Если бы нижним звуком этого аккорда был бы квинтовый звук (нота «ля»), то это был бы мажорный квартсекстаккорд.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

     Кратко подводя итог можно сказать, что трезвучием называется аккорд, состоящий из 3-х звуков, которые располагаются или могут быть расположены по терциям.

И в зависимости от вида терций есть 4 вида трезвучий:  мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия.

И у каждого трезвучия есть 2 обращения: секстаккорд, если нижним звуком является терцовый тон, и квартсекстаккорд, если нижним звуком является квинтовый тон.

Обязательно выучите интервальный состав мажорных и минорных секстаккордов и квартсекстаккордов.

      В следующих видео поговорим о септаккордах.

Источник: http://55muzrepetitor.ru/statya-trezvuchiya

Что такое уменьшенное трезвучие? Строение и особенности

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Такое понятие, как тоническое трезвучие стало нам известным после появления мажорных и минорных гамм. Это простые аккорды, состоящие из трех нот, в составе которых должна быть малая и большая терция. Но в музыкальной практике нередко встречается такое явление, как уменьшенное трезвучие. Что это означает и как оно звучит? Строится ли оно в рамках привычной для нас гаммы?

Что это такое?

Итак, для начала рассмотрим мажорное трезвучие. Это сочетание двух терций – большой на первом месте и малой – на втором. Повышенная третья ступень, свойственная мажорной гамме, придает и трезвучию позитивный, яркий и весело звучащий оттенок.

Рука об руку с ним идет минорное трезвучие. Это сочетание малой терции на первом месте и большой – на втором. Третья ступень получается заниженной, за счет чего звучание приобретает меланхоличный и мрачноватый характер.

Но уменьшенное трезвучие – это комбинация двух малых терций, в нем понижена не только третья ступень, но и пятая. Звучание получается резким, мрачным, странным и попросту неустойчивым.

Именно поэтому такой аккорд, написанный в рамках определенной гаммы, требует непременного обращения в тонику. Но об этом попозже.

Читайте также:  Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Этот строй может быть натуральным, гармоническим и мелодическим. Последний вариант мы оставим, так как здесь ступени меняются только при движении гаммы вниз, а займемся первыми двумя ладами:

  1. Натуральный. Уменьшенное трезвучие в мажоре, которое относится к этой категории, строится исключительно на VII ступени. Если рассматривать все на примере “до мажора”, то у нас получится аккорд, включающий ноты H+D+F (“си”, “ре” и “фа”). Между “си” и “ре” малая терция, так же как и между “ре” и “фа”.
  2. Гармонический. Характерен пониженной шестой ступенью, благодаря чему уменьшенное трезвучие мы теперь можем построить не только на VII ступени, но и на II. В “до мажоре” это будут ноты “ре”, “фа” и “ля-бемоль”.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Минорная гамма

Здесь картина точно такая же – есть натуральный, гармонический и мелодический минор. Как и раньше, мы оставим последний вариант, ведь тут повышаются VI и VII ступени только при движении вверх:

  • Натуральный. Отправной точкой для уменьшенного трезвучия в миноре является II ступень. Если это “ля-минор”, то как и в параллельном ему “до мажоре” мы строим аккорд от ноты “си”.
  • Гармонический. Славится своей VII повышенной ступенью, и именно на ней строится уменьшенное трезвучие. В рамках “ля-минора” получается “соль-диез”+”си”+”ре”.

Обращения

Эта тема проста с теоретической точки зрения, но на практике звучание аккордов весьма интересно, хоть и отличается резкостью. Обращение уменьшенного трезвучия, как и любого другого, производится за счет переноса нижней ноты на октаву вверх.

Так мы получаем сначала терцквартаккорд, а затем кварттерцаккорд. Однако при обращении малые терции образуют не чистые кварты, тритоны – уменьшенные квинты или увеличенные кварты.

В результате звучание получается довольно резким и неустойчивым, но при этом интересным и нестандартным.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Разрешение

Как и все неустои в музыке, этот аккорд, построенный на неустойчивых ступенях лада (простите за тавтологию), требует разрешения – то есть перехода в более устойчивое звучание. Для каждого подвида уменьшенного аккорда оно свое:

  1. Трезвучие, построенное на VII ступени мажора или II ступени минора, обращается в тоническую терцию на первой ступени и третьей соответственно с удвоением нижнего звука.
  2. Терцквартаккорд в мажоре переходит в тонический терцквартаккорд, а в миноре – в терцию из третьей и пятой ступеней, с удвоением нижнего звука.
  3. Кварттерцаккорд в рамках мажора переходит в кварту между пятой и первой ступенью, и удвоением верхнего звука, а если мы в миноре, то переход осуществляется в тоническую минорную терцию с удвоением нижнего звука.Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Чудо увеличенных аккордов

Как мы уже выяснили, диссонансы, которые могут быть построены как в рамках гармонических ладов, так и в рамках натуральных, – это уменьшенные трезвучия.

Увеличенные их аналоги также могут присутствовать в гаммах, но только при условии мелодического строя. Данный аккорд имеет предельно устойчивое звучание, немного сюрреалистичное, магическое, инопланетное.

Нередко используется в написании фантастической музыки. Итак, состоит трезвучие из двух больших терций и вот как оно строится:

  • Гармонический мажор – на VI пониженной. В “до-мажоре” – это ноты “ля-бемоль”+”до”+”ми”.
  • Гармонический минор – на III ступени. В рамках “ля-минора” это будут “до”+”ми”+”соль-диез” – то есть седьмая повышенная.

Юлия Оболенская

Источник: https://labuda.blog/193430

Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.)

  1. Знать строение МVII7, УмVII7.
  2. Знать два вида разрешений.

Вводные септаккорды — септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.

Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.

Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.

Уменьшённый вводный септаккорд

Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.

Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.

Малый вводный септаккорд

Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.

Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).

На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Взгляните на этот нотный пример:

Обращение вводных септаккордов

Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.

Разрешение вводных септаккордов

Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.

Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый — сразу в тонику. Второй — через доминантовый септаккорд в тонику.

Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.

Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные.

Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины.

В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.

Читайте также:  Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика

Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2).

На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2.

А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Вариант разрешение через доминантсептаккорд.

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса».

По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее.

Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.

Проверка:

  1. Строение MVII7, УмVII7.

    Ответ:

    м3+м3+б3,м3+м3+мз

  2. Сколько обращений у VII7?

    Ответ:

    Три.

  3. Сколько разрешений у VII7?

    Ответ:

    2: через D7 и сразу в тонику.

  4. В каком виде будут звучать УмVII7?

    Ответ:

    В гармоническом мажоре и миноре.

  5. Найдите ошибку в каждом примере?

Источник: https://viaandrock.ru/1-4-5-stroenie-akkordov/

Разрешение уменьшенных трезвучий

Уменьшенное трезвучие и увеличенное трезвучие требуют после себя разрешения, т. к. крайние звуки Ум53 – уменьшенная квинта (тритон, требующий разрешения), а крайние звуки Ув53 – увеличенная квинта(характерный интервал, требующий разрешения).

Уменьшенные трезвучия разрешаются в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенное трезвучие на VII(на VII натур. мажора или на VII# гармонич. минора) разрешается в терцию на I (тоническую терцию), т. е.

нижнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука(иначе говоря, в неполное тоническое трезвучие). Уменьшенное трезвучие на II (в натур. миноре или гармонич. мажоре) разрешается в терцию на III, т. е.

верхнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука.

* Почему Ум53 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенная квинта (тритон), являющаяся крайними звуками уменьшенного трезвучия, разрешается по правилу тритона ум.5 («сужается» в терцию, т. е.

ее верхний звук опускается в соседнюю устойчивую ступень, а нижний ее звук поднимается в соседнюю устойчивую ноту). Средний же звук уменьшенного трезвучия разрешается по основному правилу (основное правило разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые: II→I,IV→III,VI→V,VII→VIII(I)).

В результате в разрешении уменьшенных трезвучий, строящихся на вводных ступенях, образуется терция с удвоением ее нижнего звука.

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Для любознательных.

Заметьте, что одно и то же уменьшенное трезвучие можно разрешить в 4 тональности, представив его находящимся на VII натурального мажора, на VII# гармонического минора, на II натурального минора и гармонического мажора.

Таким образом, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль может находиться в Си-бемоль мажоре (B-dur), соль миноре (g-moll), Соль мажоре гармонич. (G-dur), си-бемоль миноре гармонич. (b-moll).Т. к.

в натуральных параллельных ладах элементы полностью совпадают, находясь на разных ступенях, данное уменьшенное трезвучие находится в паре параллельных натуральных тональностей – B-dur и g-moll.

Гармонический вид лада приближает его к одноименному натуральному, откуда он заимствует элементы, поэтому в гармоническом b-moll появляется на VII# такое же уменьшенное трезвучие, как в натуральном B-dur на VII, а в гармоническом G-dur – такое жеуменьшенное трезвучие на II, как в натуральном g-moll.

Так, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль оказывается в 4 тональностях– паре параллельных и двух одноименных к этим параллельным (оно является натуральным в паре параллельных тональностей B-dur и g-moll; т. к. гармонический b-mollзаимствует натуральное уменьшенное трезвучие B-dur, делая его своим, гармоническим, а гармонический G-durзаимствует натуральное уменьшенное трезвучиеg-moll, делая его своим, гармоническим, данное уменьшенное трезвучие находится, в качестве гармонического, и в этих тональностях).

Если же сопоставлять одноименные лады оба в гармоническом виде, то, т. к. они различаются только III ступенью, определяющей лад (мажор/минор), оба уменьшенных трезвучия на вводных ступенях у них совпадают (см.

трезвучия ля-до-ми-бемоль и до-ми-бемоль-соль-бемоль в B-dur и b-moll; трезвучия фа-диез-ля-до и ля-до-ми-бемоль в G-dur и g-moll; при этом совпадают натуральное Ум53 мажора с Ум53 гармонического минора и натуральное Ум53 минора с Ум53 гармонического мажора).

Можно заметить также, что, т. к. трезвучие VII ступени разрешается в тоническую терцию, т. е. нижнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум53 на VII в натур. мажоре образуется большая терция, а в разрешении Ум53 на VII# в гармонич.

миноре – малая терция. Т. к. уменьшенное трезвучие II ступени разрешается в верхнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум53 на II в натур. миноре образуется большая терция, а в разрешении Ум53 на II в гармонич. мажоре – малая терция.

В параллельных натуральных ладах совпадает по нотам натуральное уменьшенное трезвучие с его разрешением (в большую терцию), но находится данное построение на разных ступенях в натуральном мажоре и натуральном миноре.

В одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия на вводных ступенях совпадают,то естьсовпадают их расположение (вводные ступени) и их звуки (но разрешаются, естественно, совпадающие в одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия по-разному).

Совпадает VII53натурального мажора и VII#53 гармонического минора; в мажоре, естественно, трезвучие седьмой ступени разрешается в мажорную тоническую большую терцию, в гармоническом миноре трезвучие седьмой повышенной ступени – в минорную тоническую малую терцию.

Совпадает II53натурального минора и г.

II53 гармонического мажора, в миноре, естественно, трезвучие второй ступени разрешается в большую терцию (верхнюю терцию минорного тонического трезвучия), в гармоническом мажоре трезвучие второй ступени, включающее VIb, – в малую терцию(верхнюю терцию мажорного тонического трезвучия).

  • Таким образом, уменьшенные трезвучия натуральных ладов разрешаются в большую терцию, а уменьшенные трезвучия гармонических ладов – в малую терцию.
  • Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением.
  • Если уменьшенное трезвучие разрешается в веселую большую терцию, то это Ум53 наVII(VII53) натурального мажора или на II(II53) натурального минора (звучит данное построение вне контекста весело).

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию (малая терция звучит, как начало песни «Подмосковные вечера» – «не слышны в саду даже шорохи», слоги «не слыш») и звучание при этом не грустное, а светлое, то это Ум53 на II (г.II53) гармонического мажора.

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, то это Ум53на VII# (VII#53) гармонического минора.

Примечание.

Почему при разрешении уменьшенного трезвучия гармонического мажора и уменьшенного трезвучия гармонического минора образуются малые терции, а звучат разрешения по-разному (светло в гармоническом мажоре и грустно в гармоническом миноре).

Потому что при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического мажора верхний голос опускается на полутон, а при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического минора верхний голос опускается на тон.

Читайте также:  Как подобрать струны для гитары?

Примечание.

Аналогично определяем на слух местонахождение уменьшенной квинты (ум. 5 – интервал, тритон), являющейся крайними звуками Ум53. Если Ум53 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука, то интервал ум. 5 (тритон) – просто в терцию. Аналогично, если ум.5 разрешается в большую терцию (что вне контекста звучит весело), то это натуральные лады, если в малую терцию и звучание при этом светлое, то это гармонический мажор, если в малую терцию и звучание при этом грустное, то это гармонический минор. Т. к. ув.4 (тритон) – это обращение ум.5 (тритон), то в случае с ув.

4 все представляем в обращении, т. е.: если ув.4 разрешается в м.6 («Прекрасное далеко», в данном же случае вне контекста м.6 звучит мажорно) – это натуральные лады, если в б.6 («В лесу родилась елочка») и звучание при этом светлое – это гармонический мажор, если в б.

6 и звучание при этом грустное – это гармонический минор (но необходимо еще помнить ступени, на которых находится ув.4 во всех этих случаях, см. тему «Интервалы»).

Задание теме: построить и спеть Ум53 в B-dur (Си-бемоль мажоре).

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Разрешение увеличенного трезвучия (не указано в теме билета). Как видно на схеме трезвучий натуральных и гармонических ладов, увеличенные трезвучия образуются только в гармонических ладах (т. к. интервал ув.

5, являющийся крайними звуками Ув53, – характерный интервал, образующийся только в гармоническом виде лада); одно увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре (на VIb) и одно увеличенное трезвучие в гармоническом миноре (на III, включает в себя VII#, т. к. минор гармонический). Увеличенное трезвучие разрешается по основному правилу разрешения, т. к.

по этому правилу разрешаются все интервалы, входящие в его состав; среди них нет тритона,разрешающегося особым образом, увеличенная же квинта (крайние звуки) разрешается по основному правилу, как и все характерные интервалы.

  1. Увеличенное трезвучие, как видно на схеме ниже, в гармоническом мажоре, находясь на VIb, разрешается вT64(тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре увеличенное трезвучие, находясь на III, разрешается в t6(тонический секстаккорд).
  2. Увеличенное трезвучие в гармоническом До мажореи гармоническом ля миноре:
  3. Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

* Можно заметить, что увеличенное трезвучие включает в себя два устойчивых звука, в гармонич. мажоре – большую терцию, являющуюся нижней терцией T53, а в гармонич. миноре – большую терцию, являющуюся верхней терцией t53.

В гармоническом мажоре неустойчивый звук увеличенного трезвучия – VIb, а в гармоническом миноре –VII#.

При разрешении увеличенного трезвучия в гармоническом мажоре движется вниз нижний звук, приразрешении увеличенного трезвучия в гармоническом миноре движется вверх верхний звук.

  • Для слухового анализа по всей теме данного билета.
  • 4 вида трезвучий.
  • Мажорное (Б53) – весело, минорное (М53) – грустно, эти два трезвучия – консонирующие.

Уменьшенное (Ум53) –резко, напряженно, драматично, увеличенное (Ув53) – удивленно, загадочно (не путать с минорным, в котором нет ни малейшего оттенка удивления). Эти два трезвучия – диссонирующие, т. к. крайние звукиУм53 – ум.5 (тритон), а крайние звукиУв53 – ув.5 (характерный интервал).

Как определить на слух обращения мажорного и минорного трезвучий. Мажор или минор – определяем по настроению.

Звучит ли само трезвучие или его обращение – по чистой кварте, в самих трезвучиях нет кварты, они строятся по терциям, в секстаккорде кварта находится вверху, в квартсекстаккорде – кварта внизу.

То есть, например, если звучит грустный аккорд с квартой вверху, это М6 (минорный секстаккорд), если звучит веселый аккорд с квартой внизу – Б64 (мажорный квартсекстаккорд).

Как определить диссонирующие трезвучия с разрешениями.

Про Ум53 см. подробно выше, в разделе «Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением», в разделе «Разрешение уменьшенных трезвучий». Кратко: если Ум53 разрешается в большую терцию, это натуральные лады (необходимо знать на какой ступени в таком случае оно находится в натур.

мажоре и на какой в натур. миноре).

Если Ум53 разрешается в малую терцию и звучание при этом светлое, это гармонический мажор (необходимо знать расположение Ум53 в данном случае), если Ум53 разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, это гармонический минор (необходимо знать расположение Ум53).

Разрешение увеличенного трезвучия (Ув53 – только в гармонических ладах). Если разрешение веселое – гармонический мажор, если разрешение грустное – гармонический минор.

Кстати, при разрешении Ув53в гармоническом мажоре движется нижний звук, а при разрешении Ув53в гармоническом миноре движется верхний звук Необходимо помнить расположение Ув53в гармонических ладах, а также, что в гармоническом мажоре оно разрешается в T64 (тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре– в t6 (тонический секстаккорд).

Билет 2

Источник: https://studopedia.net/7_12223_razreshenie-umenshennih-trezvuchiy.html

Увеличенное трезвучие — это… Что такое Увеличенное трезвучие?

Увеличенное (чрезмерное) трезвучие — трезвучие, состоящее из двух больших терций, между крайними звуками которого образуется интервал увеличенной квинты[1].

Общая информация

Увеличенное трезвучие включает диссонирующий интервал — увеличенную квинту — и является сильным диссонансом. Вследствие диссонирующего и неопределённого характера, увеличенное трезвучие и содержащие его септаккорды зачастую рассматриваются в теории гармонии не как самостоятельные аккорды, а как случайные сочетания[2].

Увеличенное трезвучие находится в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI (пониженной)ступени, и разрешается в мажоре в тонический квартсекстаккорд, в миноре — в тонический секстаккорд[3]:

Увеличенное трезвучие с разрешением в гармоническом ля-миноре

Увеличенное трезвучие с разрешени­ем в гармоническом до-мажоре

Увеличенное трезвучие является видоизменённым аккордом, образованным при помощи хроматических проходящих нот, и происходит от хроматического повышения квинты в мажорном трезвучии или от понижения тоники в минорном трезвучии. Оно может появляться во время гармонизации мелодии как проходящий аккорд, но может употребляться и самостоятельно, предваряясь тем же трезвучием, в которое разрешается.

Обращения

В состав увеличенного трезвучия и его обращений входят энгармонически равные интервалы: большая терция и уменьшенная кварта, являющаяся обращением увеличенной квинты:

Интервальное строение обращений увеличенного трезвучия
Основное трезвучие Увеличенное трезвучие б. 3 + б. 3
Первое обращение Увеличенный секстаккорд б. 3 + ум. 4
Второе обращение Увеличенный квартсекстаккорд ум. 4 + б. 3

Энгармонизм увеличенного трезвучия

Увеличенное трезвучие и его обращения — увеличенный секстаккорд и увеличенный квартсекстаккорд — энгармонически равны. Всего имеется 4 разрешения увеличенного трезвучия, но так как каждому из них соответствуют ещё два равных созвучия, то всего можно получить 12 разрешений одного увеличенного трезвучия.

Энгармонизм увеличенного трезвучия служит средством для внезапной модуляции, однако в четёрыхголосном сложении применяется лишь изредка.

Звучание

Cоветский музыковед и педагог Юлий Кремлев охарактеризовал увеличенное трезвучие как «выразительно-изобразительный элемент неопределённости (чему способствует акустический состав увеличенного трезвучия, не укладывающегося в натуральный обертоновый ряд…»[4].

Примечания

  1. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 207-208. — ISBN 5-7140-0592-7
  2. Н. Римский-Корсаков Практический учебник гармонии / Под редакцией М. О. Штейнберга. — 16-е издание. Исправленное и дополненное. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1937. — С. 11. — ISBN 978-5-397-00863-1
  3. Увеличенное трезвучие. Starvocal.Ru. — Cольфеджио. Архивировано из первоисточника 16 апреля 2012.
  4. Александр Спендиаров / сост. Г. Ш. Геодакян. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. — С. 177. — 211 с.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1407006

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector