Распевание хора: для чего нужно и какие методы использовать?

Распевание хора: для чего нужно и какие методы использовать?

  • Возможность раскрыть свой голос – это настоящее счастье! 
  • Виктор Сергеевич Попов – бывший художественный руководитель и главный дирижер Большого детского хора Гостелерадио СССР, художественный руководитель Академии хорового искусства, народный артист СССР.
  • Идите в хоры и обретете гармонию!
  • Роберт Шоу Лаусон – музыкальный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Атланты (США).

Выбор цитат, ставшими эпиграфами этой статьи, не случаен. И сами авторы высказываний, и суть их утверждений как нельзя лучше отвечают теме статьи в ее развернутом виде: «Полезно ли юным певцам, мечтающим о сольной карьере, петь в хоре». Давайте подробнее разберем этот вопрос.

Преимущества хорового пения для детей

Педагоги говорят, что пение:

  • ускоряет развитие детей;
  • улучшает владение речью;
  • устраняет дефекты дикции;
  • повышает грамотность и облегчает изучение иностранных языков и математики.

Родители фиксируют и высоко оценивают:

  • культурный досуг;
  • эстетическое воспитание;
  • «вкус» к проявлению творческих способностей у своего ребенка.

А врачи отмечают, что дети, поющие в хоре, реже болеют и легче переносят стрессовые ситуации.

В хоровом пении нет элементов соревновательности, конкуренции или гонки – в нем царят гармония, душевная чистота,  творчество, единение и совершенствование. Пение в хоре может:

  • быть терапией с абсолютным показанием ребенку, переживающим какую-то душевную травму;
  • помочь людям с физическими и психологическими проблемами;
  • поддерживать всех тех, кто хочет стать частью чего-то возвышенного, большего, чем они сами.

Но давайте сначала вспомним, что такое хор, какие типы и виды хорового пения существуют в музыкальном мире.

Распевание хора: для чего нужно и какие методы использовать?

Хоровое пение: типы и виды хоровых (певческих) коллективов

Источник: http://www.soundslife.ru/polezno-li-pet-v-hore-tem-kto-mechtaet-o-solnoj-karere/

Как правильно распеться перед пением? Упражнения для распевки голоса

Распевание хора: для чего нужно и какие методы использовать? Любой спортсмен перед соревнованиями или при подготовке к ним разминается. Как в спорте, так и в вокале перед
основным занятием или выступлением правильно «разминайте» голос. Эта статья о том, как распеться перед пением. Если
вы – новичок и совсем не представляете, что это и зачем нужно, можете начать с вводной статьи Распевки для голоса.

Чтобы правильно и эффективно распеваться перед пением: встаньте свободно, в удобную позу, расслабьтесь. Вдыхайте
размеренно, через нос. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, его нужно сделать более коротким, а потом
вернуться к упражнению еще раз и пропеть целиком на одном выдохе.

Между упражнениями дышать как обычно, короткими вдохами.

Помимо мышц языка, губ и гортани в упражнениях для вокала обязательно работает живот, мышцы пресса. При взятии
высоких нот пресс напрягается сильно, при пропевании низких расслабляется. Мышцы шеи не должны напрягаться и
уставать, шею не вытягивайте вперед. Почувствуйте комфорт.

Ответ на этот вопрос – в ваших данных. Распевок нужно столько, чтобы не перенапрячься, оставить силы и для
выступления. Вместе с тем за комплекс занятий вам нужно подготовить дыхание, дикцию и сам голос.

Распевайтесь до тех пор, когда почувствуете острое желание петь – и при этом ничего не першит и не мешает. Это
значит, аппарат готов к работе.

Если вы упражняетесь без педагога, старайтесь правильно распеться в домашних условиях. Следите за качеством.
Обязательно прослушивайте себя на аудио или – еще лучше – на видео.

Обратите внимание на сам звук, на телодвижения, на мимику. Если заметили дискомфорт при пении или неестественные
движения, подкорректируйте сами или обратитесь к преподавателю.

Совет от Артвокал.ру: распеваемся дома, не торопясь и улыбаясь, направляя звук в верхние зубы.

Перед концертным выступлением важно хорошо распеться и не устать. Несколько рекомендаций от нашей школы пения в Москве Артвокал.ру:

  • Если каждая следующая распевка получается проще, легче, чем предыдущая;
  • Если голос свободен и нет дискомфорта;
  • Если верхние и нижние ноты диапазона звучат ярко и наполненно;
  • Если «душа поет» и просится на сцену.

Наблюдаете такое у себя? Ваш голос готов к работе.

Упражнения для распевания голоса перед выступлением нужно выбирать те, которые вам нравятся. Желательно, чтобы они
задействовали и дыхание, и дикцию, и диапазон.

Чтобы распеть голос, можно выполнять самые простые упражнения, но главное, чтобы они были выполнены правильно. Если
вы следили за дыханием, за мышцами пресса, за подачей звука и не слишком при этом устали, то можно сказать, что
распелись вы правильно. Умение правильно распеваться перед выступлением – уже половина успеха. Распевка нужна как
начинающим, так и опытным певцам.

Если у вас есть всего пять-десять минут перед концертом, главное – система. Заранее подберите для себя самые
действенные распевки и всегда применяйте их.

  • Начните с дыхания. Успокойте его и приведите в тонус. Достаточно одного дыхательного упражнения.
  • Проработайте комплексное упражнение на дикцию и диапазон. Быстро распеться помогает упражнение на звук «м»,
    нужно просто помычать, найти верхний резонатор и помычать почти без голоса, отвлечься от технической части и
    просто «поймать» это звучание.
  • Попробуйте голос на отрывке произведения.

Совет от Артвокал.ру: распеваться на произведении целиком не рекомендуем, чтобы не «перегореть». Качественная постановка голоса для вокала не требует перенапряжения. Оставьте все эмоции
для выступления.

Эта подборка содержит как популярные упражнения для распевки голоса, так и новые, непривычные. Для начала
настройтесь на пение, подумайте о чем-нибудь хорошем, отпустите неприятные мысли. Сразу после выполнения упражнений
для разогрева голоса по хроматической гамме от середины диапазона к верхней и нижней границе можно переходить к
следующим:

  • Мелодичное упражнение «мИ-и-и-и-Я-а-А». Исполняется распевка по первым пяти звукам
    мажорной гаммы, например, по «до-ре-ми-фа-Соль-ми-дО», причем долгий звук «и» постепенно подводит к вершине –
    звуку «Я» – который должен прозвучать, как трамплин, из которого «выкатываются» «а-а».
  • «Хэй-Хэй». Упражнение на подачу звукового потока. На энергичный звук «хэй» исполняются
    звуки мажорного трезвучия, например: «до-ми-соль-ми-соль-ми-до». Здесь важно следить за одинаковой звуковой
    подачей, энергичными движениями мышц живота. В горле избегайте зажимов: если все выполняется правильно, звук
    летит далеко и свободно.
  • Пропевание гаммы на одну октаву (например, от «соли» до «соли») с названиями нот или
    на любой гласный звук. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы при восхождении наверх гортань оставалась
    внизу (тогда не будет напряжения), иначе звук будет оставаться на связках.
  • Нисходящая гамма на любую гласную, например «ма-а-а-а-а».При выполнении упражнения
    следить, чтобы к концу распевки звук остался в верхней части лица, при необходимости подключить грудной регистр.
  • «Кна-кни-кнэ-кно-кну».Упражнение исполняют на одной ноте (начинайте с самой удобной
    для вашего голоса). Следите, чтобы звук «к» был четкий и звонкий, «н» более носовой, а главная должна остаться в
    позиции звука «н» при пропевании.

Источник: https://artvocal.ru/kak-pravilno-raspevatsya.php

Сборник методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом

  • Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»
  • Сборник
  • методов, приемов, упражнений
  • для работы с детским вокально-хоровым коллективом
Читайте также:  Интенсивная культурная жизнь

Распевание хора: для чего нужно и какие методы использовать?

  1. Автор-составитель: Романова
  2. Гульнара Зиннуровна,
  3. педагог дополнительного
  4. образования
  5. высшей квалификационной категории
  6. МАУДО ЦДТ «Радуга»

г. Гай, 2019г.

Романова Г.З.. Сборник методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом. Гай, 2019г.

Автор-составитель: Романова Г.З., педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

  • Сборник предназначен для учителей музыки общеобразовательных организаций, педагогов организаций дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой работой с детьми младшего и среднего школьного возраста.
  • В данном сборнике показана возможность использования дидактических материалов для развития вокально-хоровых навыков, четкого звукопроизношения, певческого дыхания.
  • В сборнике представлены следующие дидактические приемы и упражнения: точечный массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дикции, распевание.

В сборнике переработан и использован «Точечный массаж» А.А. Уманской, «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова, элементы «Дыхательной гимнастики» А.Н. Стрельниковой, упражнения и распевания из пособий: Э. Саратьян, М.А. Сабаевой, Д.Ю. Степаненко, М.Ю. Лященко.

Введение

Роль музыки в нашей жизни огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.

Настоящее целительное действие оказывает песня – музыка и положенные на нее слова. Медики давно обратили внимание: пение, в особенности занятия вокалом, оказывает самое благотворное влияние на здоровье.

Для детей пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно. Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний.

Трудно переоценить роль занятий вокалом при совершенствовании речевых функций. Исполнение любимых песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом как заикание.

Детский голос, когда он тренирован, способен охватить диапазон частот приблизительно 70-3000 колебаний в секунду.

Эти вибрации благотворно влияют на здоровье, они как бы пронизывают организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации.

Столь широкий диапазон колебаний человеческого голоса также улучшает кровообращение: высокие частоты благоприятствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – ее току в артериях и венах.

С давних времен известно положительная роль пения – и сольного, и хорового – при лечении нервных и психических недугов.

У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Главное, делайте это от всей души.

  1. Аннотация
  2. Представленный сборник содержит набор методов, приемов, упражнений для работы с детским вокально-хоровым коллективом.
  3. В сборник включены универсальные материалы, которые можно использовать для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста на разных ступенях обучения вокалу.
  4. Все методы, приемы и упражнения сборника можно отнести к элементам здоровьесберегающих технологий, поскольку занятия вокалом, в целом, благотворно влияют на физическое, психическое и духовное здоровье подрастающего поколения.
  5. Содержание сборника можно условно разделить на следующие разделы:
  6. Точечный массаж.
  7. Артикуляционная гимнастика.
  8. Дыхательная гимнастика.
  9. Упражнения на развитие дикции.
  10. Распевание.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, повышают сопротивляемость организма воздействию бактерий и вирусов и являются профилактикой простудных заболеваний.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sbornik_metodov_priemov_uprazhnenij_dlya_raboti_103202.html

Методический материал "Распевание хора"

  • Распевание хора
  • (вокально-хоровые упражнения)
  • Несколько взглядов на вокально-хоровые упражнения.
  • I.

Необходимые в хоровом пении навыки, которые мы назвали вокально-хоровой техникой, требуют обязательной повседневной тренировки.

Естественно, что различная степень подготовленности коллектива потребует и различных методов этой тренировки и, главное, постепенности в усложнении заданий.

В начинающем хоре вокальные упражнения помогут участникам овладеть правильными приемами дыхания, будут способствовать развитию навыков одновременного пения, расширению диапазона партий и всего хора.

Упражнения также помогут освоить правильное звуковедение, будут способствовать верному произношению текста, воспитанию в певцах внимания к требованиям дирижерского жеста.

По мере роста художественно-исполнительского мастерства хорового коллектива повышаются и требования, а следовательно, усложняются и вокально-хоровые упражнения.

Вопросы вокально-хоровой техники никогда не должны выпадать из орбиты внимания дирижера. В течение всего процесса занятий руководитель в той или иной форме должен работать над сохранением и повышением мастерства исполнительского коллектива.

Обычно вокально-хоровые упражнения называют распеванием хора, но это определение не совсем точно. Распеванием хора в буквальном смысле этого слова можно назвать упражнения, которые даются хору, чтобы приготовить или, как говорят, «разогреть» хор для репетиционной работы, перед выступлением на концерте. Еще более правильно под распеванием понимать сам процесс подготовки хора к работе.

В работе над техникой руководитель не должен стремиться к большому количеству вокальных упражнений, так как важно не количество и разнообразие , а последовательное применение приемов, преследующих определенную цель.

Одну и ту же мелодию можно использовать для разрешения нескольких задач вокально-хоровой техники, как, например: одновременность вступления, цепное дыхание, пение с различным характером звуковедения, пение на различные слоги, сопоставление нюансов, акценты, внимание к дирижерской руке и т.д.

Певцы, не отвлекаясь на разучивание новой мелодии, все свое внимание направляют на выполнение конкретной вокальной задачи. Не надо, следовательно, бояться малого количества попевок для упражнений; это кажущееся однообразие должно быть расцвечено многочисленными и разнообразными приемами.

Приемы можно варьировать в сочетании с задачей, стоящей в данный момент перед дирижером и хором, а также в зависимости от специфических условий, создавшихся на репетиции или концерте. Так, одну и ту же попевку можно спеть закрытым ртом на согласную м или н

Источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-raspevanie-hora-846978.html

Комплектование хора

Женская группа:

  • I сопрано (сокращенно С I): лирико-колоратурные и лирические сопрано;
  • II сопрано (сокращенно С II): лирико-драматические и драматические сопрано;
  • I альты (cокращенно А I): меццо-сопрано;
  • II альты (сокращенно АII): альты и контральто.

Мужская группа:

  • I тенора (сокращенно Т I): лирические тенора;
  • II тенора (сокращенно Т II): драматические тенора;
  • I басы (сокращенно Б I): лирические и драматические баритоны;
  • II басы (сокращенно БII): басы и октависты.
Читайте также:  Представляю новый самоучитель по нотной грамоте

Заказать хоровую аранжировку

В работе с хором пред дирижером стоят очень большие задачи.

Дирижер должен прежде всего сам понять и прочувствовать музыкальное произведение, а затем передать свое понимание музыки хору, чтобы хоровой коллектив мыслил и чувствовал во время исполнения музыкального произведения так, как его руководитель.

Для достижения такой власти над хором дирижеру необходимо помочь певцам поверить в себя. Поэтому хоровому дирижеру нужно быть не только образованным музыкантом, но и педагогом, умеющим передать свои знания другим. Необходимо в определенные моменты проявлять находчивость и самообладание.

Так называемая черновая работа требует от дирижера терпения, разумной настойчивости. Занятия не должны быть однообразными. Если технически трудное место не дается хору сразу, лучше отложить работу над ним на следующие занятия. Трудности должны преодолеваться постепенно.

В самодеятельных хорах на этапе репетиционной работы может быть использован инструмент, на котором дается тон для общей настройки: фортепиано, баян. С помощью музыкального инструмента можно воспроизвести полную партитуру музыкального произведения. Но профессиональный хор должен петь с инструментом только те произведения, которые имеют специальное фортепианное или иное сопровождение.

Каждое занятие дирижер хора должен проводить по заранее продуманному плану. Любое занятие надо начинать с распеваний. Распевания проводятся по принципу постепенного расширения диапазона. Закончить распевку надо пропеванием той гаммы, в тональности которой изложено произведение.

Распеванию отводится 7-10 минут. Начинать распевание следует с унисона (или октавного унисона). Сначала лучше дать простое распевание для согревания связок: пение закрытым ртом, мягким, легким звуком. Все унисонные и октавноунисонные упражнения способствуют выработке ансамбля. Требуется следить не только за интонацией, но и обращать внимание на культуру звука.

Во время распеваний необходимо также выработать навыки правильного дыхания. При пении секвенций дыхание берется после каждого звена. Гамму в одну октаву рекомендуется петь «на одном дыхании». Все распевания нужно проводить пением a capреlla.

Гармонические упражнения можно разделить на два вида: 1) учебно-воспитательные; 2) практически-целевые, помогающие освоению трудных мест изучаемых хоровых произведений.

Распевание хора преследует чисто практические цели. Подобно пользе от физкультурной зарядки для каждого человека, полезна и необходима вокальная зарядка для его певческого голоса. Распевания с применением слогов способствуют развитию хорошей дикции. При упражнениях на дыхание нужно следить за тем, чтобы исполнители работали на хорошей опоре.

Выбранное произведение должно быть самым тщательным образом изучено самим дирижером. Дирижер должен быть в состоянии пропеть верно и выразительно мелодию любой партии.

Начинать работу следует с ознакомления участников хора с произведением, подробно разъяснить им его содержание.

Разучивание произведения можно условно разбить на два этапа: техническое освоение произведения и работа над его художественным исполнением.

Техническое освоение хорового произведения заключает в себе следующие моменты: изучение словесного текста, овладение мелодическими линиями партий, усвоение ритмической структуры.

Основным условием успешного освоения является расчленение произведения на части и изучение по частям (каждый отрезок (часть) должен иметь какуюто структурную завершённость).

В хоровой практике существуют два основных метода работы над репертуаром: метод выучивания при помощи чтения нот (сольфеджирование) и метод изучения «на слух». Первый метод приемлем для профессионального хора. Большинство же самодеятельных хоров изучает репертуар по слуху.

Техническое освоение произведения должно сопровождаться работой над развитием вокально-хоровой техники. Выучивая ту или иную часть произведения, дирижер должен работать: над культурой звука, над дикцией, над чистотой интонации, над частным и общехоровым ансамблями. Очень важна работа с каждой партией отдельно. Это дает очень хороший результат.

После того, как музыкально-техническая сторона применения освоена хором, можно переходить к работе над его художественной отделкой.

Хоровое пение является синтетическим искусством, в котором объединяются в единое целое два вида художественного творчества: литературное и музыкальное.

Хоровое пение воздействует на слушателей в одинаковой мере и содержанием текста и своей музыкальной стороной. Роль текста в раскрытии идейного замысла хорового произведения огромна.

Поэтому донесение текста до слушателя является первоочередной исполнительской задачей.

Следующим этапом работы над художественной отделкой будет фразировка. Любое хоровое произведение воспринимается как совокупность отдельных музыкальных построений. Самые краткие построения, имеющие относительную законченность, называются музыкальными фразами. Их организующим началом является метроритм.

Каждая музыкальная фраза имеет только ей присущее динамическое развитие: она имеет метроритмическую вершину, которая должна исполняться с небольшим подчеркиванием. Руководитель должен разъяснить хористам принцип исполнения каждой музыкальной фразы и добиваться от хора выразительного исполнения.

В этом и заключается сущность фразировки.

Что же касается нюансировки, то надо иметь в виду то, что произведение исполняется хором от начала до конца с неодинаковой звучностью.

В соответствии с художественными образами композиции нужно найти такую нюансировку, которая наиболее ярко передавала бы заложенные в ней мысли и чувства. Обычно нюансировка указана автором, но так бывает не всегда.

Если форма произведения куплетная, нюансы обычно указаны для первого куплета. Дирижер должен наметить применение нюансировки в последующих куплетах, исходя из их содержания.

  • Громадное значение для художественного исполнения имеет правильно найденный темп.
  • При соблюдении всех этих условий исполнение произведений получается впечатляющим, художественным.
  • Дирижер должен отчетливо представлять себе все этапы работы над произведением: от выучивания нотного и литературного текста до момента концертного исполнения.
  • Работа над хоровой партитурой имеет два периода: предварительное самостоятельное изучение партитуры лично и разучивание произведения с хором.

Весьма полезно ознакомиться с творчеством данного композитора (если разучивается народная песня, то с песенным творчеством данного народа). Необходимо усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора, ознакомиться с историческими данными об авторе не только музыки, но и текста.

К музыкально-теоретическому анализу произведения следует переходить после изучения литературного текста.

Источник: https://domifa.ru/rubriki/khor/227-komplektovanie-khora

8 неожиданных фактов о пользе пения для здоровья

Пение приносит радость многим людям, но знаете ли вы, что страсть к пению может привести и к другим неожиданным результатам? Прочитайте о том, какую пользу здоровью приносит пение, и вам никогда не захочется снова сидеть тихо!

Польза для организма

Пение укрепляет иммунную систему

Согласно исследованиям, проведенным в Университете Франкфурта, пение повышает иммунитет. Исследование включало в себя тестирование крови членов профессиональных хоров до и после часовой репетиции по исполнению «Реквиема» Моцарта.

Исследователи заметили, что в большинстве случаев количество протеинов в иммунной системе, которые функционируют как антитела (известные как иммуноглобулин А), было значительно выше сразу же после репетиции.

Читайте также:  Музыкальные инструменты своими руками как и из чего можно сделать

В то же время, подобное увеличение не наблюдались после того, как члены хора просто пассивно слушали музыку.

Пение – это тренировка

Для пожилых людей, инвалидов и раненых пение может быть отличной формой упражнений. Даже если вы здоровы, при использовании правильных методов пения ваши легкие тренируются и укрепляются.

Другие, связанные с пользой для здоровья, преимущества пения включают в себя более сильную диафрагму и стимуляцию циркуляции крови.

Поскольку во время пения вы втягиваете большее количество кислорода, чем при выполнении многих других видов физических упражнений, некоторые даже считают, что пение может увеличить ваши аэробные способности и выносливость.

Пение способствует здоровому сну

По мнению экспертов, пение может помочь укрепить горло и нёбные мышцы, благодаря чему прекращается храп и апноэ во сне. Если вы знакомы с этими недугами, то знаете, как трудно получить хороший ночной сон!

Психическая и эмоциональная польза

Пение – естественный антидепрессант

Известно, что пение способствует выработке эндорфинов – гормонов, которые заставляют вас чувствовать себя взбодрившимися и счастливыми. Кроме того, ученые идентифицировали крошечный орган в ухе, называемый sacculus, который реагирует на частоты, созданные пением. В ответ возникает непосредственное чувство удовольствия, независящее от того, как звучит пение.

  • Пение снижает уровень стресса
  • Пение высвобождает накопленное напряжение мышц и снижает уровень гормона стресса, называемого кортизолом, в вашем кровяном потоке.
  • Пение улучшает умственную активность

Улучшается кровообращение и кислородный поток крови, что позволяет большему количеству кислорода проникать в мозг. Это улучшает умственную активность, концентрацию и память. Общество Альцгеймера даже создало сервис «Пойте для мозга», чтобы помочь людям с деменцией и Альцгеймером сохранить свои воспоминания.

Польза в социализации

Пение усиливает ваше доверие

Страх перед сценой – общее чувство для новоиспеченных певцов. Однако, получение похвалы от друзей и семьи может быть ключом к окончательному преодолению ваших страхов и повышению уверенности в себе.

Пение расширяет коммуникативные навыки

Согласно статье в The Guardian, пение младенцев помогает подготовить их мозг к языку. Музыка так же важна, как обучение чтению и письму в молодом возрасте, для избежания языковых проблем в будущем. Если вам нравится писать собственные тексты песен, оттачивание этого таланта может улучшить вашу способность общаться по-разному!

Прелести пения выходят за рамки простого наслаждения красотой собственного вокального таланта. Все эти пользы для здоровья от пения могут заставить вас хотеть присоединиться к хору или начать брать уроки вокала прямо сейчас! И неважно, станете вы певцом мирового класса или нет.

Еще больше интересных статей смотрите в блоге Музточки!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa2a24848c85e6f415f9c8d/5b008d5d00b3dd0f6c1868e1

2. Хоровое пение

  • Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:
  • – петь песни разного эмоционального содержания;
  • – чувствовать настроение песни и передавать его в своем исполнении;
  • – петь двухголосные песни;
  • – соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова);
  • – понимать основные дирижерские жесты – «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).

Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения младших школьников по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», звонкость, полетность.

  1. Подбор вокально-хорового репертуара в начальных классах осуществляется на основе следующих положений:
  2. – соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;
  3. – высокий уровень художественных достоинств, художественная ценность музыкального материала;
  4. – небольшие объемы;
  5. – адекватность психическим особенностям учащихся начальной школы;
  6. – образные и жанровые контрасты выбираемых песен;
  7. – воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
  8. Отбор музыкального материала для хорового пения осуществляется самим учителем музыки на основе национальных особенностей музыкальной культуры и традиций каждого конкретного региона России.
  9. Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе – способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.
  10. Задачи:
  11. – образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;
  12. – воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;
  13. – развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Основные вокально-хоровые навыки. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка.

Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.

Формирование певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох.

Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота.

Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, – недопустимо!

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации.

Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснять ее суть младшим школьникам можно лишь очень аккуратно, так как результаты бывают обратные – дети напрягаются, сопят и поднимают плечи.

Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений, фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяется цепное дыхание. Основные рекомендации при цепном дыхании следующие:

  • – не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
  • – не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
  • – брать дыхание незаметно и быстро;
  • – вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;
  • – чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.
  • Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны предъявляться следующие требования:
  • – перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;
  • – звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Источник: https://educ.wikireading.ru/14014

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector