Психологический портрет современного композитора

Психологический портрет современного композитора

Во все эпохи музыка вдохновляла людей и открывала удивительные чувства любви, ненависти, отчаяния, радости. Мелодия способна передать самые возвышенные чувства, показать человеческие ошибки, узнать о тайных желаниях.

Благодаря современной музыкальной психологии специалисты утверждают, что могут с легкостью рассказать о темпераменте слушателя и даже выявить его психологические проблемы. Создатели музыкальных эликсиров известны нам как композиторы.

Большинство благодарных слушателей удивляет необычайно яркая передача человеческих эмоций в стандартном наборе нот. Подобный музыкальный коктейль действительно могут создавать поистине уникальные обладатели природного слуха.

В далёком прошлом композиторов характеризовали как божественных гениев, а некоторые утверждали, что за свой дар они продают душу самому дьяволу. Только современный мир открывает завесу истинного композиторского искусства, которое заключается в кропотливой ежедневной работе над своими творениями.

Молодые люди, мечтающие о музыкальной карьере, задумываются над вопросом: «А могу ли я создавать настоящие шедевры, которыми будут восхищаться будущие поколения?». Ответ на этот желанный вопрос давно открыт: «Нет ничего невозможного». Даже до луны может дотронуться любой человек – просто дотянитесь до отражения в воде.

Человек такой профессии, как сочинитель музыки, должен обладать упорством, терпением, силой волей и удивительным жизнелюбием . Композитор всегда интеллектуал. А ещё он человек большой ответственности, так как слушатель воспринимает музыкальную повесть о жизни в оценке и в редакции автора.

Психологический портрет современного композитора

Наиболее важным коммуникативным качеством для композитора считается умение воспринимать конструктивную критику . Как вы относитесь к едким замечаниям в ваш адрес? Некоторые злятся, другие «опускают руки», но критика –это внешнее отражение ваших скрытых страхов.

Если вы чего-то боитесь и тщательно это скрываете, обязательно найдётся человек, который «ударит» по самому больному.

Настоящий композитор открыт новым свершениям, он прислушивается к полезным советам и способен отсеять зёрна от плевел, при этом не отказываясь от поисков собственного пути в творчестве.

Некогда неизвестный студент института строительной инженерии Валентин Васильевич Сильвестров пошел против воли родителей и сегодня является известным советским и украинским композитором. Именно воля, упорство и вера в собственные силы помогли ему достичь небывалых высот.

Еще в прошлом веке известный чешский композитор Отакар Зих выдвинул гипотезу о том, что у композитора, как и у любого обычного человека, присутствует двойственность восприятия.

В первом случае, в работе задействованы визуальные образы, на которые накладывается будущая мелодия.

В другом случае, только слушая музыкальные произведения других авторов, композитор «рождает» свои уникальные шедевры.

В дальнейшем появилась идея о право и лево-полушарных типах мышления.

Психологический портрет современного композитора

Психологический портрет композитора – это образ целеустремленного, общительного и волевого человека, который должен быть открыт для своих зрителей. Чтобы вдохновлять людей своими произведениями, композитор является и сам немного психологом и чутко улавливает эмоции своих преданных слушателей.

В современном мире известные композиторы часто становятся исполнителями собственных творений. Е.В. Ваенга, М.И Дунаевский, Г.В. Дорохов и многие другие знаменитые композиторы России – это обычные люди, ставшие популярными только благодаря планомерному стремлению к своей заветной цели.

Автор – Надежда Юрьева

Уважаемый автор, Надежда Юрьева! Тема статьи — очень интересная, но фактического материала и имен — очень мало. Поэтому и выводов конечно маловато (только о бинарности).

А ставить рядом М.Дунаевского и Е.Ваенгу и назвать ее знаменитым композитором России — это как-то некорректно.

Ваенга — очень талантлива (особенно на фоне эстрады РФ) но пока она фактически «заснула», а что дальше -.

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/psixologicheskij-portret-sovremennogo-kompozitora-muzykalnyj-klass

Чайковский: психологический «портрет» русского композитора

Тактичный, чуткий, общительный, всегда в веселом расположении духа — таким видели Петра Ильича современники. А за кулисами оставались болезненная мнительность, ни на секунду не покидающий Чайковского страх смерти, одиночество, неврозы, мысли о суициде и собственной бездарности. Сам он называл себя мизантропом, который сходится с людьми ценой невероятных внутренних мучений.

При Чайковском не говорили о гробах

Великий композитор был чрезвычайно впечатлительным ребенком.

Смерть стала одной из главных тем стихотворений маленького Чайковского; как вспоминал младший брат Модест, «его преследовали образы сирот, стариков, умирающих, мучеников».

Когда Петру не исполнилось и 12-ти, умер от скарлатины его близкий друг Николай Вакар. С потерей самого дорогого человека он столкнулся в возрасте 14 лет — мать Александра Андреевна умерла от холеры.

Липкий, мучительный страх смерти Чайковский пронес с собой через всю жизнь. Впоследствии он даже просил не употреблять при нем слов, которые намекают на смерть — они приводили его в дурное расположение духа.

Однажды во время визита в Софийский собор в Киеве композитора привела в ужас «какая-то фигура, покрытая парчой» (это были останки митрополита Макария).

Петр Ильич выбежал из храма и на этом осмотр киевских святынь решил завершить.

После игры на фортепиано юный Чайковский возвращался домой нервный, в расстроенных чувствах. Подростком он мог ночью внезапно вскочить с кровати и сесть за рояль, чтобы сыграть только что рожденную композицию.

Парадоксально, но звуки иногда доводили будущего композитора до нервного срыва. Ему могло мешать тиканье часов, а звук проезжающего экипажа иногда доводил до натуральной истерики. Но музыка — другое дело. Петр Ильич занимался ею по железному распорядку, он никогда не давал себе поблажек.

По мнению психиатров, причина такой фантастической работоспособности заключалась в тревожном, мнительном характере.

Творчество позволяло отвлечься от рефлексии и самокопания, которые приводили Чайковского к депрессии.

Специалисты отмечают, что такого рода эмоции характерны для артистического мира: искусство требует колоссального напряжения, с которым нелегко справиться даже эмоционально стабильному человеку.

«Когда играли, то мне казалось, что я сейчас, сию минуту умру, до того у меня болело сердце»

Петр Ильич крайне болезненно относился к критике в адрес своих произведений. Впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году он описывает в письме Модесту: во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури».

Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури». Схожие чувства, граничащие с отчаянием, он испытал после прочтения рецензий на свою оперу «Мазепа».

Психологический портрет современного композитора
Петр с братьями Модестом и Анатолием (стоят) и Николаем Кондратьевым, 1875

Неудивительно, что Чайковский сделался ипохондриком. Переживаниями относительно своего здоровья он делился в письмах к верному другу и покровительнице Надежде Филаретовне фон Мекк. При этом главным своим «заболеванием» он называл мизантропию.

«…Мизантропия особого рода, в основе которой вовсе нет ненависти и презрения к людям. Люди, страдающие этой болезнью, боятся не того вреда, который может воспоследовать от козней ближнего, а того разочарования, той тоски по идеалу, которая следует за всяким сближением.

Было время, когда я до того подпал под иго этого страха людей, что чуть с ума не сошел. Обстоятельства моей жизни сложились так, что убежать и скрыться я не мог. Приходилось бороться с собой, и единый бог знает, чего мне стоила эта борьба», — отмечал Петр Ильич.

И эти строки писал человек, который притягивал к себе всеобщее внимание на каждом светском вечере. Композитор переписывался с Надеждой Филаретовной 13 лет, делился с ней откровенными мыслями, но никогда не встречался.

Письма без купюр

В 1923 году в СССР были впервые опубликованы дневники Чайковского. Они написаны в отстраненном, почти официальном тоне, как будто по принуждению. Это лаконичные ежедневные заметки, в которых нет места душевным переживаниям. Краткие «работал», «занимался», посещения храмов, небольшие пейзажные зарисовки.

В 1940 и 1961 годах были изданы письма композитора, которые, разумеется, прошли через руки цензоров. Однако к этому моменту слухи о гомосексуализме Чайковского циркулировали в зарубежной прессе уже несколько лет. Причиной тому послужила публикация прозаика и критика Александра Амфитеатрова, опубликованная в парижской газете «Сегодня» в 1933 году.

Амфитеатров заявил, что получил многочисленные свидетельства нетрадиционной сексуальной ориентации композитора после личного разговора со знакомыми Чайковского. При этом утверждалось, что чаще всего он заводил романтические отношения с молодыми юношами, и отношения эти нередко были платоническими.

Этим также могла объясняться неудачная женитьба на Антонине Милюковой. Муж и жена прожили в одном доме всего 6 недель, после чего Чайковский уехал в Швейцарию и, если судить по письмам, даже хотел топиться. В своей корреспонденции композитор подчеркивает, что страстное желание отца видеть его женатым стало одной из причин заключения неудачного союза.

Известно также, что Чайковский планировал свадьбу с французской певицей Дезире Арто. Она не состоялась по банальной причине — Арто выскочила замуж за другого.

В 1995 году исследователь Валерий Соколов опубликовал статью, в которой приводились письма Петра Ильича его брату Модесту без купюр. Эта работа вышла в официальном альманахе дома-музея Чайковского в Клину, где и находится значительная часть корреспонденции русского композитора. Оказалось, что в советское время были отредактированы в нужном идеологическом ключе более 200 писем.

В своей работе Соколов восполняет некоторые из этих пробелов и приводит, в частности, такое послание Чайковского Модесту: «Только ты один, Модя, во всем мире можешь вполне понять испытанные мною вчера чувства. От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях.

Rendezvous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un rive (как во сне), воплощение сладкой мечты».

Эти письма обнажают тяжелую внутреннюю борьбу Чайковского с тем, что он считал постыдным пороком, «величайшей и непреодолимейшей преградой к счастию». В письмах к брату композитор признается, что к своей жене испытывал самое настоящее отвращение, и описывает свои знакомства с молодыми людьми.

Эти послания рисуют образ человека, который ценой невероятных внутренних усилий пытается бороться с собой, но безуспешно. Между строк читается тонкий психологизм.

Чего стоит отрывок, пронизанный маленькой, но острой, настоящей драмой влюбленности: «Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни».

Александр Познанский, автор многочисленных работ о Чайковском, опубликованных за рубежом, не сомневается: великий русский композитор был гомосексуалистом. Он пишет о том, что в жизни Петра Ильича царил «культ веселья и развлечений», а жажда новых романтических знакомств не оставляла его ни на минуту.

Психиатр Михаил Буянов, возглавлявший Московскую психотерапевтическую академию, также изучал архивные документы (уже по медицинской части) и пришел к противоположному выводу. При этом он ссылался на материалы, связанные с визитами композитора к светилам психиатрии.

Вероятно, творчество было для Чайковского выходом из душевного кризиса; в своих произведениях он воплощал напряженные драматические концепции, мотивы одиночества и тоски. Недаром так близка ему была «Исповедь» Толстого — муки сомнения, напряженного духовного поиска не оставляли композитора до последних дней.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38913022-chaykovskiy-psihologicheskiy-portret-russkogo-kompozitora/

Ригина Н.А

Ригина Н.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ПРОФЕССИОНАЛА

Челябинская агроинженерная академия

This work is devoted to the analysis of psychological portrait of professional musician. The author examines the typical features of personality of professional musician.

Keywords:  personality, professional musician, creative personality.

Эта работа посвящена анализу психологического портрета профессионального музыканта. В работе рассматриваются характерные черты личности профессионального музыканта.

Ключевые слова:  личность, музыкант-профессионал, творческая личность.

«Музыкант – лицо, профессионально занимающееся каким-либо родом музыкальной деятельности (композитор, дирижер, скрипач, певец и т.п.); в обычном, более узком понимании – человек, играющий на каком-либо инструменте [7].

Дается и другая трактовка слова «музыкант»: «… мы под словом музыкант ни в коем случае не понимаем дилетанта, напротив, это такой человек, который основательно владеет знаниями теоретической и практической частей музыки и умеет их применять» [8, с. 26].

С точки зрения психологии, главной отличительной чертой личности музыканта-профессионала является неудержимое стремление перелить свои переживания и впечатления в звуки музыки, т.е. способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира. Особенности личности  музыканта, а также всех мастеров искусства, группируются вокруг пяти «Т».

Читайте также:  Простые пьесы для гитары для начинающих

Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение и Требовательность. Большинству музыкантов свойственна огромная заинтересованность во всем том, что происходит в окружающем их мире. Этот интерес сопровождается неустанным самообразованием.

Одной из черт личности музыканта является также его  универсальность, стремление охватить как можно больший круг явлений в своем творчестве [3, с.  20-37].

Воля как особое свойство психики человека входит в качестве специфической составляющей в целостную структуру художественно-творческих способностей. Профессия музыканта предполагает в качестве обязательного условия «умную», логичную организацию работы, рациональное использование творческих потенций, устремленность в ходе работы в нужном направлении, т.е. точность ориентировки.

А всякое целенаправленное действие в основе своей является волевым. Практически везде и во всем здесь необходима воля, дабы музыкант смог продемонстрировать свои возможности, свое Я в любой стрессовой ситуации [6, с. 37]. С точки зрения психологии, воля – это свойство человека в его способности, сознательно управлять своей психикой и поступками.

В психологии давно уже утвердилось положение, согласно которому воля проявляется в действии, мотивируемом умозрительной, т.е. живущей в сознании индивида, воображаемой ситуацией. Иными словами, волю человека могут стимулировать не только жизненные реалии, но и те воображаемые, умозрительные, нарисованные фантазией ситуации, создание которых вполне во власти человека [6, с. 40].

  Роль волевого фактора еще более очевидна в процессе публичного выступления музыканта. Скованность, мышечная зажатость, замедленность и неточность реакций, неуверенность в своих силах – таков распространенный синдром, характеризующий внутреннее состояние человека, которому приходится выступать перед зрителями, слушателями и т.д.

Чтобы не растеряться в этих условиях, нужны отменные волевые данные. Требуется и всесторонняя, тщательная подготовка, и отлаженная система профессиональных умений и навыков, и определенный опыт соответствующей деятельности, т.е. требуется хорошо воспитанная, натренированная, строго организованная исполнительская воля.

Следует учитывать, впрочем, что экстремальные ситуации, в которых подчас оказывается человек в силу специфики своей профессии, не только выдвигают требования к его воле, но и активно формируют, «упражняют» ее. Следует отметить, что далеко не все музыканты выдерживают волевые нагрузки, сопряженные с их работой.

Некоторые бывают вынуждены прийти к выводу, что профессиональная музыкальная деятельность, связанная со стрессовыми ситуациями, с высоким уровнем творческой активности, с нервно-психическими перегрузками, не соответствует их природным возможностям, их профессионально-личностному потенциалу [6, с. 41-42].

Общественным предназначением музыканта-профессионала является сохранение, распространение и созидание ценностей музыкальной культуры, нравственно-эстетическое, духовное совершенствование человека. Высокие профессиональные цели и  задачи музыканта требуют высокого уровня его общей и профессиональной культуры, творческих и духовно-нравственных качеств [2, с. 14].

Исследователи описывают свойства творческой личности, характерные для нее: устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих «достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [1, с. 58]. Согласно американскому психологу К. Тэйлору, чертами творческой личности являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда – стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения [3, с. 71]. Другие исследователи отмечают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разрешать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем. Поскольку музыканты  — это люди творческой профессии, им также присущи перечисленные черты творческой личности.

В качестве специфической способности музыканта рассматривается эстрадный артистизм, не частое проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, которая может находиться даже в противоречии с его общими свойствами: способность чутко улавливать ответную слушательскую реакцию на исполнение [4]. Магическая сила артистизма заключается в том, что музыкант завораживает слушателя не только качеством исполнения, но и непосредственным воздействием своей личностью, эмоциональностью, волей, пантомимическими движениями, соответствующими характеру музыки [5, с. 107].

Исходя из проведенного анализа, психологический портрет личности музыканта-профессионала является понятием, включающим  все перечисленные выше характерные черты личности музыканта-профессионала.

Литература:

  1. Булатова, О.С. Педагогический артистизм [Текст]/ О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240с.

  2. Петров, Н.В. Формирование личности музыканта-исполнителя в процессе взаимодействия преподавателя и студента в музыкальном училище: дисс. канд. пед. наук [Текст]/Н.В. Петров. – М.: МГУКИ, 1991. – 120с.

  3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]/В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 383с.

  4. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст]/ В.Г. Ражников. – М.: Музыка, 1989. – 141с.

  5. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. [Текст]/ С.И. Савшинский. – М.: Классика – XXI, 2002. – 244с.

  6. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]/ Г.М. Цыкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

  7. Штейнпресс, Б.С., Ямпольский, И.М. Энциклопедический музыкальный словарь [Текст]/Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1966. – 336с.

  8. Шушкова, О.П. О профессии «музыкант» в 18 веке [Текст]/ О.П. Шушкова/ Музыка и время. – ООО Издательство №5. – 2002. – С. 26-29.

Источник: https://sworld.com.ua/index.php/uk/pedagogy-psychology-and-sociology/social-law-and-special-educational-psychology/3210-rigina-on

Российские психиатры доказали, что Чайковский не был геем

?

Categories:

Представители нетрадиционной сексуальной ориентации давно и упорно записывают великого композитора в свои ряды. Причем, в последнее время они даже стали называть его чуть ли не главарем всех геев конца 19 века. И солидные музыкальные энциклопедии, выпущенные за рубежом, пишут о гомосексуализме Чайковского как о достоверном факте. «Это грязная клевета» — уверяет президент Московской психотерапевтической академии Михаил Буянов. Он первым из психиатров решил разобраться в психофизическом складе Петра Ивановича и провел масштабное расследование, чтобы раз и навсегда опровергнуть слухи.

От куда пошли слухи о гомосексуальности Чайковского?Действительно ли Чайковский покончил с собой из-за того, что он был гей?

Правда ли, что 1893 году в Петербурге был созван «суд чести», который осудил Чайковского за роман с юным племянником графа Стенбок-Фермора, близкого друга Александра III?

  • Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из ниже представленного интервью.
  • -Михаил Иванович, откуда вообще родилось суждение, что Чайковский — гей?

— При его жизни подобных разговоров не было совсем. Появились они несколько десятилетий спустя. И первой слух пустила некая Пургольд. Она была студенткой Чайковского и однажды написала ему письмо, в котором требовала, чтобы он женился на ней, в противном случае грозила покончить с собой. Но Чайковский был научен горьким опытом и никак не отреагировал на шантаж.

Ведь до этого точно таким же образом его женила на себе другая студентка. Получив ее письмо, он очень переживал, что может стать причиной гибели молодой девушки. Их брак был недолгим. Чайковский понял, что совершил ошибку и развелся, до конца жизни оставшись один.

А его бывшая супруга Антонина Милюкова потом попала в психиатрическую больницу, где провела 21 год вплоть до своей смерти. Это была, судя по нашим данным, истеричная дама с вялотекущей шизофренией. Если бы Чайковскому попалась психически здоровая женщина,она, возможно, нашла бы к нему ключики, оставляла бы его в покое, чтобыон мог заниматься творчеством.

Но теперь вы понимаете почему трюк Пургольд не прошел. Она потом приставала к Мусоргскому, жила какое-то время с Римским-Корсаковым (в умении соблазнять талантливых музыкантов ей не откажешь). Так вот еще Римский-Корсаков говорил ей, чтобы она не болтала ерунды про Чайковского, на которого была всю жизнь сильно обижена.

Впрочем, тогда слух о якобы нетрадиционной ориентации Петра Ильича был неопределенным и неясным. Эту сплетню вспоминали крайне редко и ей мало кто верил.

Так было до тех пор пока в 1985 -м году в парижском журнале «Континент» не напечатали статью русской эмигрантки, которая утверждала (совершенно без всякой аргументации), что Чайковский- гей. Это были времена перестройки в СССР, так что скандальный слух, пущенный из-за границы, лег на благодатную почву.

— А почему именно психиатры решили спасти доброе имя гения?

— Однажды группа психиатров, в число которой я входил, в рамках своей конференции посетила музей-усадьбу Чайковского в Воткинске. Сотрудницы музея подошли к нам и, стесняясь и робея, спросили: «Правда, что все психиатры думают, будто Чайковский был гомосексуалом?».

Мы сильно удивились, но крыть эту карты было на тот момент нечем. Тогда профессор Василий Банщиков (ныне покойный, а в то время зав.кафедрой психиатрии в 1-м московском медицинской институте) дал мне указание: «Вот вы этим делом и займитесь».

С тех пор я досконально изучил все архивные документы о Чайковском, его переписку, любые упоминания о его жизни у современников и особенно, разумеется, у врачей и т.д.

Перед мной стояла задача разобраться по сути в трех скандальных слухах: первый, что Чайковский был геем, второй — что он покончил с собой именно из-за этого, третий — что он вообще был душевнобольным.

-И с чего вы начали?

— С последнего. Изучил психологический портрет композитора. Оказалось, что Чайковский как многие талантливые люди сдетства отличался особенностью (мы, врачи, условно называем ее тревожной мнительностью).

Он также как Чарльз Дарвин или Павлов был очень застенчивым, чрезмерно деликатным и аккуратным, дотошным, близко к сердцу принимал любые неудачи и винил в них только себя. Вообще считал себя источником всех несчастий.

Но все это проявление его

психастенического характера, а не какая-то грубая патология. С точки зрения психиатрии он был совершенно ЗДОРОВ. Если его нрав и приносил кому неприятности- так только ему самому.

Таким людям сложно жениться,  решиться на что-то серьезное, они все время боятся чем-то заболеть. А спасения ищут в творчестве, где чувствуют себя наиболее комфортно.

И если бы не особенности характера Чайковского, мы, возможно, лишились бы гениального композитора.

-Но ведь известно, что Чайковский ходил по психиатрам…

— Это действительно так. Из-за своего трагического отношения к миру, страхов (особенно танатофобии- страха смерти) он часто обращался к врачам. Его, к примеру, лечил известный в то время психиатр Иван Балинский, который был завкафедрой Военно-медицинской академии).

Читайте также:  Poizone - лучший vst синтезатор

Тот ему, в конце концов, сказал, дескать, у вас, батенька, характер такой и не надо искать никаких болезней у себя, а то ведь кто ищет, тот всегда найдет. Однако Чайковский ему не очень-то поверил и, когда был в Париже, обратился к нескольким французским экспертам.

Он хотел получить ответ на главный вопрос- почему жизнь для него сплошное мучение, непрерывное ожидание смерти, а он сам- сплошное скопище пороков. Но они ответили ему примерно тоже самое, что и Балинский.

-А верно, что Чайковский пил?

— Многие из людей, отличающихся тревожной мнительностью, прикладываются к бутылке, и Чайковский не был здесьисключением. Но особенность таких людей в том, что они склонны все преувеличивать, приписывая себе пороки, которых в реальности нет.

Вот и Чайковский, выпив накануне рюмку водки, говорил журналистам: «Я снова вчера напился до беспамятства».

Еще одна особенность такого типа- они не мужественные люди, часто оказываются под каблуком сильных личностей, им легче подчиняться, чем быть самостоятельными

— Мы подходим к самому главному — был ли он гомосексуалом?

Изучив все материалы, я пришел к однозначному выводу — нет. Чайковский был асексуалом- секс как такой его интересовал очень мало, его занимали более высокие материи.

Однако гормоны все равно время от времени брали свое, потому такие люди эпизодически посещают бордели. Не могу сказать, как часто конкретно Чайковский там бывал. Но после таких похождений композитор во всеуслышание заявлял, что он самый порочный человек на свете.

И ведь любой не знающий его характера мог поверить в это и представить себе бог знает что.

Вообще утаить от кого бы то ни было свои гомосексуальные наклонности в то время было невозможно. Да тот же Чехов,который был его другом, сразу бы заметил это. Но ни в одних воспоминания нет даже намека на возможную «голубизну» Чайковского.Заметьте, что композитор был фигурой публичной, объехал полсвета, подолгу жил в гостиницах, где его допекали поклонники и корреспонденты.

И если бы с ним что-то было не так, это тут же стало бы достоянием  общественности. Плюс люди такого типа, как он, обожают писать письма, в которых сообщают все свои переживания. Чайковский написал одной только Надежде Фон Мекк столько, что они вошли в громадный трехтомник. Глазами психиатра я изучил каждое письмо и никакой склонности к гомосексуализму не нашел.

Вот в письме к брату он писал: «Целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un reve, воплощение сладкой мечты.

Погулявши и окончательно влюбившись, я приглашаю его и Николая Львовича в трактир. Мы берем отдельную комнату. Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, смаленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу!»

— Это все говорит только о чувственности его творческой натуры. Платоническая любовь к представителям своего пола неявляется гомосексуализмом: повздыхали, погладили ручки и разошлись. Кстати, в тюремной среде, где нет женщин, некоторые мужчины занимаются сексом с товарищами. Но они выходят на свободу и думать забывают о

мужчинах. А вот если женщин много, но неудержимо тянет именно к  представителям своего пола, это чистый гомосексуализм.

Психиатрия считает это очень редким расстройством- им страдает не более 0,01 % населения.

И все врачи, которые занимаются с такими пациентами, соглашаются в одном- обычно гомосексуализм встречается вкупе с другим психическим расстройством и что тут причина, а что следствие не всегда разберешь.

— А как насчет утверждения, будто в 1893 году в Петербурге был созван «суд чести», который осудил Чайковского за роман с юным племянником графа Стенбок-Фермора, близкого друга Александра III?

— Это абсолютно нелепая фантазия. Вы еще забыли упомянуть, что якобы условием, при котором «судьи» соглашались скрыть обстоятельства этого дела, было то, что композитор лишит себя жизни,«разыграв» холеру, симптомы которой могли быть сходны с отравлением мышьяком.

Это полная чушь! Если бы такой суд был, то он судил бы не одного Чайковского (геев в то время в Петербурге хватало). Но мы ничего о нем даже не знаем. К тому же вряд ли было бы возможно, что члены такого «суда» смогли бы сохранить тайну. Что известно даже двум- будет рано или поздно известно всем. А про холеру… Чайковский умирал долго и публично.

И никаких сомнений, что это была именно холера, а не мышьяк, у современных врачей, с которыми я изучил архивы, нет. И самое интересное, выяснилось, что он умирал он ровно столько времени и также, как его мать, которая в свое время тоже заболела холерой. Я очень надеюсь что наше исследование поставит точку в этом деле.

Все, кто заявляют о «бугорстве» Чайковского (гомосексуализм в России принято было называть «бугорством», а активных участников процесса – «буграми») грешат против истины.

Источник

Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/496321.html

Творческий портрет композитора как речевой жанр

Творческий портрет композитора как речевой жанр

Акчурина Н.В.

Учитель музыки МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка

В настоящее время существенное влияние на формирование духовного облика личности человека оказывает музыкальное искусство. Высказывание о музыке способствует формированию богатой внутренней культуры учащихся, их эстетического вкуса и гибкости межличностного общения. Подлинное произведение искусства, возникает тогда, когда замысел переплавлен силой таланта и мастерства композитора.

Творческий портрет композитора является высказыванием, сообщением о человеке, характеризующем личность и творческое наследие с целью раскрытия его индивидуальности и неповторимости.

Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Увековечение человека, «выявление» его существенных индивидуальных черт – одна из задач портрета.

Диапазон возможностей исследования творческой личности широк. Жизнь и творчество великих музыкантов отражаются в научных монографиях, художественных романах, биографических исследованиях, критических статьях. В них рассматриваются особенности музыкального стиля композитора и созданные им произведения, личностные качества и индивидуальные манеры поведения и т.д.

Особая обстановка – урок музыки – влияет на структуру творческого портрета, который включается в содержание урока в зависимости от учебной задачи и ситуации общения.

Учитель, который стремится создать эмоциональную атмосферу урока, увлечь высказыванием учеников, видит в композиторе прежде всего интересного, своеобразного человека, раскрывающегося в его поступках, дружеских отношениях, любовных переживаниях и нашедшей отражение в его произведениях. Поэтому содержание может быть воплощено следующим образом:

Содержание творческого портрета композитора

Содержание Внутреннее наполнение рассказа
Биографическое повествование
  • биографические сведения как история становления личности, история духовной жизни;
Портретная характеристика
  • описание внешнего вида;
  • речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.);
  • свойства характера (привычки, особенности натуры).
Характеристика творчества
  • особенности мировоззрения композитора как необходимое условие для проникновения в его творчество, особенности музыкального стиля творца;
  • тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля;
  • характеристика процесса создания музыкального произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.);
  • место композитора в эпохе (среди современников и в музыкальной культуре вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками;
  • цитаты из музыкальных произведений творца.
  • Раскрывая творческий портрет композитора, следует обрисовать наиболее типические, индивидуальные черты личности, основную устремлённость его творчества (например, творческое «credo»).
  • Личность композитора неотделима от его эпохи, от тех исторических событий, свидетелем и участником которых он был, поэтому, говоря о композиторе, преподаватель не просто опирается на исторические факты, а старается оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека.
  • Работу по отбору материала, который поможет связать историческую эпоху с жизнью композитора, мы предлагаем вести в следующих трёх направлениях:
  1. Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.

  2. Знакомство с фактами жизни композитора, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.

  3. Выявление связей между произведениями композитора и злободневными для России тех лет вопросами.

В зависимости от ситуации общения на уроке и поставленных учителем учебных задач можно выделить следующие разновидности творческого портрета композитора по содержанию:

  • обзорный – дает общее представление о жизни и творчестве композитора («Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский»);
  • тематический – высказывание о композиторе, раскрывающее определенную тему в его музыкальном творчестве («Композитор-драматург П.И.Чайковский»);
  • жанровый – характеризует личность композитора через произведения одного жанра («Оперное творчество П.И.Чайковского», «Лирические романсы П.И.Чайковского»);
  • монографический – творческий портрет композитора, посвященный одному произведению («Музыка П.И.Чайковского для детей. «Детский альбом»).

Характер изложения определяет степень субъективности информации о композиторе, которая проявляется в отборе материала, в особенностях его построения и подачи, в языковом оформлении.

Слово о композиторе имеет особое языковое воплощение. Обязательными при подготовке высказывания также являются стадии целенаправленного планирования речи и отбора языковых средств.

Если имя композитора школьникам уже известно, произведения его изучались, то учителю приходится актуализировать уже имеющиеся сведения и открывать новую страницу жизни и творчества музыканта.

В связи со стремлением передать яркую, образную, интересную информацию о творческой личности, содержание рассказа можно разделить на две части: средства эмоционального воздействия на учащихся и средства активизации внимания.

Языковые средства слова о композиторе

Функции воздействия Содержание Пример из текста
Средства эмоционального воздействия на учащихся Эпитеты «В симфонической музыке Петр Ильич Чайковский был мастером непревзойденным»
Метафоры «Петр Ильич скончался 25 октября 1893 года. Его сметь ошеломила весь Петербург. Сотни тысяч людей сопровождали гроб великого музыканта. «Хоронят славу России», — громко сказал его учитель А.Г.Рубинштейн»
Сравнения «Его музыка звучит как звук родной речи, как голос матери, как речь любимого и дорогого существа, — эта задушевность есть во всех произведениях Чайковского»
Риторические восклицания «И невольно выступают на глазах у всех слезы. Не удержать их! Ведь страна потеряла Чайковского!»
Средства активизации внимания Местоимения «мы», «вы» «Мы с вами, ребята, отправимся в увлекательный мир музыкальных произведений П.И.Чайковского»
Риторические вопросы «Что же стоит на пути человека к счастью? Музыка Чайковского смело отвечает на этот вопрос».
Читайте также:  Импорт в fl studio

Психологи выявили, что для школьников младшего возраста характерна заинтересованность человеком как носителем определенных свойств личности, появляется желание понять мотивы поведения.

Поэтому для учителя важно представить яркую, неповторимую личность творца, вызвать увлеченность яркими эпизодами.

Более глубокой, целостной будет характеристика творческой личности в текстах, предназначенных ученикам более старшего школьного возраста, так как они проявляют интерес к сложному внутреннему миру личности композитора, стремятся познать сущность моральных свойств, его творческое мировосприятие.

  1. Учитывая особенности восприятия учащимися речи учителя, время звучания высказывания о композиторе в зависимости от возраста учеников может варьироваться от 5-7 до 25 минут.
  2. Фрагменты творческого портрета могут присутствовать на разных этапах урока, но в педагогической практике наиболее распространенным является вступительный (вводный, предваряющий изучение музыкального произведения).
  3. Создавая слово о творческой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в материале и быть готовым к различным речевым ситуациям в ходе произнесения слова, излагать информацию интересно, ярко, образно. На наш взгляд, основными компетенциями учителя музыки при создании творческого портрета композитора являются следующие:
  • профессиональная глубина знаний о композиторе;
  • умение творчески перерабатывать информацию с учетом возрастных и психологических особенностей учеников-слушателей;
  • суггестивность, способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя;
  • коммуникативная компетентность.

Литература:

    1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 324 с.

    2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.

    3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    4. Культура речи педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

Источник: https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-portriet-kompozitora-kak-riechievoi-z.html

Нагибина Н. (ред) — Психология музыкального искусства в портретах Часть 2

2010

ББК 88.4 85.313 УДК 159.9 371 Н 16

Научно-популярное издание

Научный редактор Н.Л. Нагибина
Технические редакторы Л.И. Буяновер, М.Л. Нагибин
Корректор Л.И. Буяновер
Оформление серии М.Л. Нагибин

В книге представлен взгляд на особенности музыкального языка, цель искусства, творческий процесс представителей 12 типов псикосмологии.

Первая глава посвящена психологическим портретам русских композиторов 19-начала 20 веков. Вторая глава — беседы о музыкальном творчестве с мастерами российского джаза.

Третья глава — сводная характеристика особенностей музыкального стиля по каждому из 12 типов. Представлены наиболее яркие композиторы

мировой культуры для каждого типа

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав

ISBN 978-5-9901258-2-7 © IIDP, 2010
  • П С И Х О Л О Г И Я
  • музыкального искусства в
  • портретах
  • Часть 2

Первая глава включает в себя написанные ранее и переработанные статьи «Герменевтика и биографика: пересечение методов» (1999, статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Апперцептивные компоненты восприятия», издательство Института психологии РАН) и «Скрябин и Рахманинов» (2000, статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Восприятие и личность», издательство Московского гуманитарного университета).

Авторы главы: Н.Л. Нагибина (введение, параграфы 1-4) и Т.Н. Грекова

(1,3,4).

Вторая глава включает в себя фрагменты книг из серии Нагибина Н.Л. «Мастера российского джаза.

Психологические портреты» (1999-2000, серия книг написана при финансовой поддержке грантов РГНФ «Апперцептивные компоненты восприятия» и «Восприятие и личность», издательство Института психологии РАН), а также диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук (Нагибина Н.Л. «Психологические типы личности, влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке», 2002, МГУ им. М.В. Ломоносова).

Авторы главы: Н.Л. Нагибина (введение, параграфы 1-7) и Г.К. Лукьянов (1), Ю.И. Маркин (2), А.Е. Ростоцкий (3), Ю.Н.Чугунов (4), В.Н. Данилин (5), И.М. Бриль (6), А.А. Кузнецов (7).

Третья глава включает в себя фрагменты книг Нагибиной Н.Л. «Психологические типы. Системный подход. Психодиагностические методики» (2000, издательство «Институт молодежи»), «Познание и личность.

Типологический подход» (2004, книга написана при финансовой поддержке «Международного фонда «Безопасность Евразии», издательство «Книга и бизнес»), «Психология искусства: типологический подход» (2005, Учебное пособие / Н. Л. Нагибина, Н. Г. Артемцева, Т. Н. Грекова М., издательство Московского гуманитарного университета), «Популярная психология типов.

Часть 1» (2009, книга написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Диалоги о психотипах», издательство International Institute of Differential Psychology).

Автор главы Н.Л. Нагибина

Оглавление
Авторский коллектив………………………………………………………… 6

Глава 1.

Психологические портреты русских композиторов

Введение………………………………………………………………………….. 8
§1. Грани биографического метода…………………………….. 10
§2. Псикосмология. Пифагорейское пророчество ……… 17
§3. Композиторы Могучей кучки…………………………………….. 26
§4. Скрябин и Рахманинов…………………………………………….. 68
Глава 2.
Мастера российского джаза о музыке и о себе
Введение………………………………………………………………………… 78
Герман Лукьянов (А)………………………………………………………. 81
Юрий Маркин (B) …………………………………………………………… 95
Александр Ростоцкий (CD)………………………………………….. 107
Юрий Чугунов (EF)…………………………………………………………. 117
Владимир Данилин (F) …………………………………………………. 127
Игорь Бриль (G)…………………………………………………………….. 139
Алексей Кузнецов (Н)…………………………………………………… 151
Глава 3.
Психологические типы
Творческие портреты музыкантов
Тип А……………………………………………………………………………… 166
Тип AB……………………………………………………………………………. 170
Тип B………………………………………………………………………………. 174
Тип С……………………………………………………………………………… 178
Тип CD…………………………………………………………………………… 182
Тип D……………………………………………………………………………… 186
Тип E………………………………………………………………………………. 190
Тип EF…………………………………………………………………………….. 194
Тип F………………………………………………………………………………. 198
Тип G …………………………………………………………………………….. 202
Тип GH…………………………………………………………………………… 206
Тип H……………………………………………………………………………… 210
Заключение ………………………………………………………………….. 215
  1. Авторский
  2. коллектив
  3. Бриль Игорь Михайлович — пианист, педагог, компо-

зитор, автор учебного пособия «Практический курс джазовой импровизации», создатель и руководитель джазового факультета Российской академии музыки им. Гнесиных, Государственного Музыкального Колледжа Эстрадного и Джазового Искусства, руководитель многочисленных джазовых коллективов.

  • Грекова Татьяна Николаевна — психолог, педагог, му-
  • зыковед, специалист в области субъективной семантики, межличностного общения, дифференциальной психологии и творческого стиля, автор книг «Психология искусства: типологический подход», «Личностная установка в развитии» и др.
  • Данилин Владимир Николаевич — пианист, аккорде-
  • онист, аранжировщик, солист многочисленных джазовых составов, в том числе оркестра под управлением Олега Лундстрема, «Супертрио», «Квартета Владимира Данилина».

Кузнецов Алексей Алексеевич — гитарист, солист оркестра под управлением Ю.В. Силантьева, организатор серии концертов «Алексей Кузнецов и его друзья», мастер-классов «Кузница гитарного искусства», автор учебника «Из практики джазового гитариста».

Лукьянов Герман Константинович — композитор, тру-

бач, флюгельгорнист, флейтист, пианист, поэт, педагог, создатель многочисленных джазовых групп, в том числе “Каданса”, автор методического пособия «Секвенции для духовых инструментов» и др.

Маркин Юрий Иванович — композитор и педагог, создатель оригинального жанра джазовой оперы, контрабасист, пианист, аранжировщик, автор книг “Джазовый словарь”, “Сборник упражнений по мелодической фигурации джаза”, “Школа импровизации” и др., автор многочисленных литературных произведений, в том числе «Джаз в России».

Нагибина Наталия Львовна — психолог, музыковед,

педагог, автор системы типов «Псикосмология», автор серии книг «Мастера российского джаза. Психологические портреты» и др., основатель и научный руководитель IIDP, зав. кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Института психоанализа.

  1. Ростоцкий Александр Евгеньевич — бас-гитарист,
  2. композитор, продюсер, участник нескольких известных ансамблей и оркестров, создатель проекта “Джаз-бас-театр” и активный организатор джазовой жизни столицы, втом числе джазфестивалей в саду «Эрмитаж».
  3. Чугунов Юрий Николаевич — композитор, музыковед,

педагог, саксофонист, руководитель и солист многочисленных джазовых оркестров, автор книг «Гармония в джазе», «Эволюция гармонического языка джаза» и др., профессор РАМ им. Гнесиных, МГУ культуры и искусств, художественный руководитель эстрадно-джазового колледжа «Консорт», автор многочисленных литературных произведений, в том числе «Семь кругов джаза».

Введение

Акт творчества происходит при слиянии сильного желания и свободы. Сильного желания понять, как устроено нечто, что изучаешь, свободы от навязанных стереотипов и свободы самовыражения.

Изучение иллюзий восприятия иногда помогает понять степень зависимости от таких запретов в познании. Вспоминается один из опытов.

В звуконепроницаемой и светонепроницаемой комнате на расстоянии нескольких метров от линии взора ставят маленькую лампочку, которая выглядит в виде светящейся точки во тьме.

Обычно эта точка уже через несколько мгновений начинает двигаться: вправо, влево, вверх, вниз — и лишь у некоторых она начинает лететь вперед, преодолевая стену изолированной комнаты. Мозг преодолел материальность стены.

Творческий акт — это свобода в преодолении запретов.

Кто ставит стены? Общество, учителя, значимые родные и друзья. Вырабатывается стойкий условный рефлекс: впереди стена, осторожно, можешь разбить себе голову.

Кто-то сразу отходит от стены, и предупреждает всех — здесь можно сломать голову. Еще и книгу про это напишет, чтобы все поколения были ему благодарны за то, что он спас их от головной боли, а может быть и самой смерти. Он чувствует себя героем — ради жизни на земле предостерегает он людей о грозящей опасности. Большинство верит, что так и есть. Впереди стена. Она непреодолима.

Но у некоторых появляется сомнение, остается желание узнать, что там, за этой стеной.

Есть еще один вариант — «паталогически творческий». Такой человек, увлеченный страстным желанием понять нечто, не видит стену. Может он не читал книжек того, кто предупреждал человечество об опасности? Читал. Так в чем же дело? Может он самоубийца? Нет, он и не думал умирать.

Он просто забыл про стену, как забывают о самых простых вещах люди, склонные страстно искать решение, ища новый путь. Он, движимый энергией творчества, забыл про запреты, а когда нашел решение или написал шедевр, увидел, что тот рубеж, где должна была стоять стена, пройден.

Стена была иллюзией восприятия.

глава 1

Психологические портреты русских композиторов

  • §1.
  • Грани
  • биографического
  • метода
  • Историческая биография

Особенностью первых биографий были строгие каноны биографического письма, по которым строились жизнеописания монархов, святых и других исторических лиц. Автор намеренно затушевывал свое «я». Персонаж при этом выступал в контексте своего исторического времени, и его смыслы соотносились с культурно-историческими ценностями эпохи, в которую он жил.

«Занимаясь историческими исследованиями, мы удерживаем душой память лишь о лучших и самых признанных характерах, и это позволяет нам решительно отвергать все скверное, безнравственное и пошлое, с чем сталкивает неизбежное обращение с окружающим миром, и обращать умиротворенный и успокоенный мир наших мыслей только на образцовое» (Плутарх).

Новые эпохи рождали своих летописцев, по-прежнему продолжавших трактовать биографических персонажей по тем же канонам: личность приобретала черты мифологического героя, отражавшего ценности и ожидания официальной власти.

Источник: https://studfile.net/preview/5535034/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector