Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Мария Журавлёва: «Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты»

Мария Юрьевна Журавлёва с сыном – Сергеем Антоновым

Мы не раз слышали и читали: все закладывается в детстве. В том числе, и успех будущего музыканта.

О том, как привести ребенка к музыке и как помочь ему на этом пути – педагог ЦМШ по классу виолончели Мария Юрьевна Журавлева.

– Мария Юрьевна, когда и чем Вас очаровала виолончель?

– Вообще, первый мой музыкальный опыт – это фортепиано. Я окончила музыкальную школу как пианистка. Моя мама, Галина Сергеевна Журавлева, была преподавателем фортепиано московской ДМШ № 16 им. Я. Флиера. Я училась у нее.

Так сложилось, что среди моих подруг было много виолончелисток.

Мне очень нравилось, как они играли! Я восхищалась их ансамблями, теми произведениями, которые они исполняли…! В один прекрасный момент я сказала: «Хочу попробовать играть на виолончели». Мне шел 14-й год.

По всем музыкальным канонам это очень поздно! Тем не менее, педагог по виолончели Любомудрова Нина Павловна решила начать со мной заниматься.

Спустя три года я поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, класс виолончели Дихтяр Татьяны Александровны. Именно она и сделала из меня как настоящего музыканта, так и педагога.

– Трудно ли было перестроиться с фортепиано на виолончель?

– Самая главная движущая сила в обучении – это слово «хочу». Если этот фактор присутствует, все преграды отступят. Мне очень хотелось играть на новом, для меня, инструменте. Кроме того, я уже знала нотную грамоту, теорию музыки, поэтому у меня все шло довольно легко.

– На первый взгляд, между скрипкой, альтом и виолончелью много общего: форма, принцип игры – смычок… Тем не менее, своя специфика у виолончели есть…

– Все эти инструменты – близкие родственники. Во все времена композиторы объединяли их в квартеты: две скрипки, альт и виолончель. Однако, эти инструменты все же разные.

Например, скрипка имеет очень маленькое расстояние на грифе, у нее все близко.

В случае с виолончелью, расстояние больше, а вертикальное положение грифа подразумевает большую нагрузку на левую руку, поэтому и ее постановка у нас идет иначе.

– Глядя на играющего виолончелиста, можно подумать, что его труд физически тяжел – весьма крупный инструмент, который надо поддерживать…

– Распространенный вопрос. Я отвечу так: у виолончелистов нет разделения на женский и мужской тип игры, т.е. такие показатели, как объем кисти, ширина плеч не имеют решающего значения для будущего музыканта. Человек играет сидя, инструмент упирается шпилем в пол, таким образом, серьезной физической нагрузки нет. Если бы было иначе, то, наверное, мы не знали бы многих женщин-виолончелисток.

Конечно, ребятам, у которых большая кисть и широкие плечи, в чем-то легче, но, тем не менее, самое важное – это умение, дар, терпение и хорошее соображение. Доказательство тому – виолончелистка, профессор Московской консерватории Мария Константиновна Чайковская, которая отличается своей миниатюрностью.

– Вы работаете в ЦМШ более 30 лет. Скажите, пожалуйста, насколько популярна виолончель? Замечаете ли рост интереса к этому инструменту?

– Для меня этот вопрос – животрепещущий. Абсолютное большинство мамочек хотят, чтобы их детки играли на рояле. Учиться игре на виолончели идут те, у кого по каким-либо причинам, не получилось заниматься скрипкой.

И в разные годы эта тенденция в целом сохранялась.

Если представить это в цифрах, то получится примерно так: 10 человек хотят стать пианистами, 6-7 – скрипачами, и только 1-2 человека приходят, чтобы заниматься виолончелью.

Конечно, сталкиваться с такой реальностью обидно. Мне кажется, это результат стереотипов, о которых мы уже говорили. На самом деле, виолончель – очень красивый по звучанию музыкальный инструмент, с великолепным «голосом» и широкими выразительными возможностями.

– С какого возраста можно начинать обучение игре на виолончели?

– Если ребенок достаточно развит, знает буквы, у него есть поддержка строгой мамы или бабушки, можно начинать с 5-6 лет. Если же он гиперактивен, не может сконцентрироваться на занятиях, не готов слушаться педагога, то, конечно, стоит подождать лет до 7-ми. Замечательно, если в раннем возрасте у детей есть возможность слушать классическую музыку, петь, заниматься чем-то развивающим.

Очень хорошо, если до виолончели они попробуют играть на фортепиано. В дальнейшем этот опыт поможет, т.к. клавиатура рояля достаточно понятна: есть клавиши, которые соответствуют определенным нотам. По сравнению с фортепиано, виолончель – сплошная абстракция – только смычок и четыре струны.

– Довольно часто мамы и папы маленьких виолончелистов сталкиваются со странной проблемой: дети после первого года обучения отказываются играть на инструменте дальше. Родители этот факт объясняют тем, что уже очень долгий и непростой постановочный период у новичков. Ваши комментарии?

– У педагогов-виолончелистов есть очень большая проблема – отсутствие учебного материала. Приходит ко мне 6-летний начинающий музыкант, а у меня от силы 10 простых пьесок.

Когда они сыграны, происходит резкий рывок к более трудным произведениям. Естественно, ребенок на это реагирует: «Мне трудно, я больше не хочу и т.д.» Педагог, особенно молодой, тоже начинает нервничать.

Мамы-бабушки помочь не могут. Вскоре занятия прекращаются…

На мой взгляд, необходимо придерживаться двум законам педагогики: постепенность и последовательность.

К сожалению, имея на руках то ограниченное число материалов, которое у нас есть сейчас, мы не сможем следовать этим педагогическим правилам.

Опытные педагоги делают свои собственные разработки, сочиняют собственные произведения, чтобы решить проблему, чтобы маленький музыкант с удовольствием шел на занятия.

Ведь в раннем возрасте самое главное – удержать интерес к музыке, к инструменту. И делать это надо путем простых и понятных заданий.

Я всегда стараюсь объяснить эту простую истину, как начинающим педагогам, так и родителям детей.

На самом деле, если вдруг у мам и пап вдруг появятся какие-либо вопросы относительно музыкального образования, я буду рада лично ответить на них. Пожалуйста, не стесняйтесь, пишите мне на почту: m.zhuravlyova@cmsmoscow.ru

– Буквально на днях наша «фирменная» серия «Библиотека ЦМШ» пополнилась еще одной новинкой – Вашей авторской работой «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Почему возникло желание подготовить подобное издание?

– Ответ вытекает из предыдущего вопроса: чтобы помочь начинающим виолончелистам, их педагогам и их родителям. Столкнувшись на собственном опыте с проблемами, я решила заняться своим проектом. Это мои разработки. Я много читала, готовилась. Работать над своей книгой я начала 10 лет назад.

– Ваше издание – это серия красочных карточек с рисунками, заданиями, нотами, раскрасками. Почему Вы выбрали именно такую форму, а не учебник в классическом понимании?

– Сразу оговорюсь: это – не самоучитель. Это именно набор учебных карточек. Мне хотелось, чтобы моя книга-подарок была удобна и понятна, поэтому я выбрала такой формат. В наборе – 24 карточки-урока. С одной стороны каждой – яркая и красочная информация для ребенка, с другой, черно-белой, – методика для педагога и родителей.

Каждый урок – новая карточка, новые задания, но малыш не замечает, что последующий материал немного труднее, чем предыдущий. Все происходит в игровой форме. Использовать мою книгу можно для занятий с детьми 5 – 7 лет. Материал рассчитан на три месяца. Это первая часть, «Осень», из цикла моих уроков. В дальнейшем хотелось бы опубликовать «Зиму», «Весну» и «Лето».

– Название Вашей книги – «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Если спустя годы, выяснится, что все-таки, не Моцарт, что в концертные залы чадо сможет пойти только в качестве зрителя, стоит ли считать время, потраченное на занятия музыкой, потерянным?

– Ни в коем случае! Без музыки наша жизнь теряет много красок, эмоций, вдохновения. Даже если Ваш ребенок не станет известным виолончелистом или пианистом, музыка может пробудить в нем другие таланты, развить интеллект, творческие способности и стремления, воспитать хороший вкус.

– За годы работы в ЦМШ Вы воспитали большое число ныне известных музыкантов.

Борислав Струлёв, лауреат юношеского конкурса имени Чайковского в Москве, лауреат конкурса ARD в Мюнхене Татьяна Васильева, лауреат второй премии XV Международного Конкурса Чайковского Александр Рамм, Ваш сын, лауреат первой премии на Конкурсе Чайковского 2007 года, Сергей Антонов в списке выдающихся учеников. В чем секрет подобного педагогического успеха?

– Секретов особых нет. Самое большое педагогическое счастье – это открыть индивидуальность. Все мои ученики – очень разные. Например, Сергей, мой сын, – левша. Было очень непросто научить его работать смычком правой рукой. Таня приехала ко мне из Новосибирска с абсолютно неправильной постановкой рук. Мало кто верил в нее.

Борислав не любил быструю музыку. Он потрясающе исполнял медленные сочинения, а виртуозные не хотел играть. С Александром Раммом было очень непросто строить общение: по природе своей обидчивый и упрямый, он долго не раскрывался… Но мы преодолевали трудности, пытались раскрыть таланты, найти свою изюминку. У нас это получилось.

– Фраза из Вашей новой книги: «Самое главное – это начало пути в музыке». Каким оно должно быть?

– Простым, понятным, интересным и радостным!

Наше досье

Мария Журавлёва – выпускница Московской государственной консерватории. С 1981 года – педагог ЦМШ по классу виолончели.

В 2014 году была признана «Лучшим педагогом года» в номинации «Виолончель». Успешно проводит мастер-классы во многих городах России, а также в Южной Корее и США.
Является автором книги «Может быть, мой ребенок Моцарт?»

cmsmoscow.ru

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/maria-zhuravleva-2016/

Музыкальное развитие детей: интервью с мамой-музыкантом Катей Скриполой

Сегодня у нас в гостях Екатерина Завалко или просто Катя Скрипола — необыкновенная мама-музыкант, которая начала приобщение дочки к музыке с самого рождения!

Екатерина, здравствуйте! Мне не терпится перейти к вопросам по развитию музыкальных способностей у детей, но все же сначала надо познакомится =) Расскажите, пожалуйста о себе? Кто вы по образованию, кем работаете, сколько у вас деток?

Прежде всего я мама прекрасной дочери Софии, которой на сегодняшний момент пять с половиной лет. Так же я кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры оркестрового и инструментального исполнительства Института искусств НПУ им. М.П.

 Драгоманова, автор более 60 научных работ, среди них — монографии «Самосовершенствование учителя музыки: теория и технология», «Детская скрипичная педагогика – инновационный подход».

А еще я педагог раннего музыкального развития и обучения игре на скрипке, автор блога Музыка-детям.

На вашем сайте я встретила описание множества методик — Карла Орфа, Сузуки, Золтан Кодая и Цветные струны (Colourstrings). Расскажите, чем они похожи и чем отличаются? Какая методика подходит для совсем маленьких детей (1-3 года)? А может быть все эти методики надо комбинировать и чередовать?

Эти методики имеют много общего, прежде всего, они пытаются открыть мир музыки для ребенка, только делают это разными средствами. Изучение мною этих методик происходило постепенно и каждая из них имеет отклик в моей педагогической деятельности. Единственно сейчас я отошла от методики Сузуки, так как для начинающих скрипачей считаю более эффективной методику Цветные струны (Colourstrings).

Для малышей есть замечательная методика Colourstrings Music Kindergarten, которая как раз рассчитана на занятия и даже с годовалыми детьми. Так же замечательные результаты дает методика элементарного музицирования Карла Орфа, в свое время музыкальные занятия с дочерью я начинала по этой методике и до сих пор использую орф-инсрументы на своих занятиях даже со скрипачами.

Еще когда моему старшему сыну не было года я читала книгу “После трех уже поздно”, где встречается упоминание методики Сузуки.

А сейчас, мы планируем пригласить педагога, который бы смог заниматься с младшим сыном по этому методу.

Поэтому у меня несколько насущных вопросов: как происходит обучение ребенка игре на скрипке по этому методу? И самое главное какова цель занятий: овладеть инструментом или просто музыкальное развитие детей? 

Для меня методика Сузуки это прежде всего методика обучения игре на инструменте (будь это скрипка, фортепиано или виолончель). Для общего музыкального развития намного больше подходит методика Карла Орфа.

Так же важным моментом является то, что в России и Украине нет сертифицированных педагогов по методике Сузуки (насколько это мне известно), а это значит, что говорить о полном использовании методики сложно.

Плюс по Сузуки сначала учатся играть на скрипке родители))), а потом постепенно присоединяются дети, да еще необходима группа детей (так как это групповая методика, сочетающая индивидуальные и групповые уроки).

По своему опыту скажу, что педагоги часто используют какие-то идеи, но не методику в целом, так как она довольно сложна для полного принятия нашими «традиционными» педагогами. Эта методика в наших реалиях скорее имя для привлечения родителей, которые хотят в раннем возрасте начать музыкальное развитие ребенка.

Если родители не умеют играть на скрипке, то обучение происходит в паре с мамой или папой? И как часто желательно заниматься? 

Читайте также:  Буквенное обозначение нот

Обучение по этой методике идет на начальном этапе через родителя, так как маленький ребенок не может полноценно заниматься целый урок, а для достижения результатов надо частые качественные занятия, то обучается родитель, который систематически дома занимается с ребенком. Желательно несколько раз в день по 10-15 мин.

Как оценить уровень преподавателя? И вообще, если педагог никогда не занимался с такими маленькими детьми по этим методикам, справится ли он?

Уровень преподавателя можно понять по тому как играют его ученики и так же следует довериться своему родительскому инстинкту, если что-то не устраивает попытаться разобраться почему. Так же важно чтобы педагог прошел обучение по той методике, которую он использует – будь то методика Сузуки, Орфа или Колорстрин.

Еще один насущный вопрос, человека, который видел скрипку только издалека: а не тяжело ли ребенку 2-3 лет справляться с таким инструментом? Правильно держать его, зажимать струны?

Дорога в тысячу миль начинается с первого шага))). Преимущество скрипки в том, что она подбирается под ребенка и есть маленькие инструменты – 1/16 которые по силам малышу. Единственно хочется родителям дать совет – не экономьте на инструменте, скрипка должен звучать хорошо, так как от этого зависит будущее мастерство вашего ребенка.

Чтобы вы посоветовали родителям, не умеющим играть, но желающим развить музыкальное начало в ребенке? (Обратится к профессионалам, муз. школа, самим начать учиться играть, какие-то простые шумовые игры, прослушивание классики итд )

Обращаться только к профессионалам.

Я рекомендую начинать с общих развивающих музыкальных занятий по Орфу, постепенно добавить индивидуальные частные уроки обучения игре на инструменте и только потом уже поступать в музыкальную школу.

Если родитель не играет, то у него есть счастливая возможность открывать мир музыки вместе со своим ребенком. У меня некоторые мамы тоже купили скрипки и учатся вместе с детьми.

А какие музыкальные инструменты желательно иметь дома? 

Для маленьких детей я рекомендую металлофон, который обязательно надо купить в музыкальном, а не детском магазине, так как он должен чисто звучать и всевозможные перкуссии – барабаны, маракасы, треугольник, шейкер. Классические инструменты нужны в том случае, если на них музицируют домашние, они не должны ассоциироваться у ребенка с игрушкой.

Я читала, что необходимо создавать дома живую музыкальную среду для ребенка, но как этого добиться, если родители не умеют играть на музыкальных инструментах? И вообще будет ли польза для ребенка, если он 1-2 раза в неделю будет заниматься с педагогом, но дома не будет слышать живой музыки?

В наше время существует много возможностей это и он-лайн школы для мамы и ребенка и специально подобранный репертуар на дисках. Тут главное – желание родителей создать дома музыкальную атмосферу.

Многие знают, что надо предлагать ребенку слушать классическую музыку.

А вы можете дать хотя бы примерный список произведений или композиторов, который бы вы рекомендовали “как музыкальную азбуку”?
Если честно, то я противник готовых рецептов – прежде всего необходимо слушать то, что находит отклик в душе мамы и ребенка, стараться чтобы музыка звучала качественно – через хорошие колонки и избегать слушать музыку в наушниках, так как это вредно для детского уха.

Я знаю, что у вас есть онлайн курс “Музыка — детям”. Расскажите подробнее на кого он рассчитан и как его можно приобрести?

Курс «Музыка — детям» – это полугодовой курс музыкальных занятий для малышей 2-3 лет. Занятия рассчитаны на маму и ребенка, то есть их может проводить любая мама, даже не имея музыкального образования (просто она будет открывать музыку вместе со своим ребенком).

Разрабатывая этот курс я стремилась помочь каждому ребенку и его маме открыть музыку в себе, освоить основы элементарного музицирования, развить музыкальные способности (которые есть у каждого ребенка). Ведь музыка это одна из ступенек развития гармоничного ребенка.

Каждый урок состоит из нескольких блоков: элементарное музицирование – пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры, слушание музыки. В каждом уроке я описываю основные элементы занятия, к воплощению которых мама должна подойти творчески, учитывая особенности своего ребенка.

Занятия размещаются в отдельном форуме два раза в неделю. Вы проводите занятия с ребенком и рассказываете мне о них, я помогаю их Вам корректировать для наиболее оптимального приобщения именно Вашего ребенка к музыке.

Заказать курс можно непосредственно у меня по электронной почте или же на форуме Мой канон http://forum.mykanon.com/viewtopic.php?f=381&t=1874

Как родителям, далеким от музыки или наоборот закончившим музыкальную школу “из-под палки” начать развивать себя и свое отношение к музыке? (Знаю, что вы проводили курс для родителей, а сейчас где-нибудь доступны его материалы?) И вообще как вы относитесь к принуждению в обучении музыке?  Ведь многих великих композиторов родители заставляли заниматься музыкой. 
Эти материалы доступны для подписчиков моего сайта http://www.orff.com.ua , при подписке на рассылку они приходят автоматически.

Когда вы начали заниматься  со своей дочерью — Софией? Какие успехи она делает сейчас? 
О своем опыте я рассказывала тут http://www.orff.com.ua/violin/moi-zanyatiya-so-skripachami.html

Занятия наши скрипкой продвигались довольно небольшими шажками, но уже в 3,5 мы играли с ней дуэтом. Именно игра вместе делала наши занятия интересными и увлекательными. А какое удовольствие для дочки было выступление перед друзьями. Вот видео того периода, мы с ней играем песенку «Кузнечик» из первой книги по методике «Colourstrings».

Катя, меня с детства мучает вопрос: музыкальные способности это врожденные качества? Действительно ли есть люди, которым медведь на ухо наступил и им лучше не браться за музыку вообще. Можно ли развить слух у любого ребенка или наоборот “загубить”, не уделяя никакого внимания музыкальному развитию?

У меня был опыт занятия музыкой с почти глухим ребенком, эти занятия были очень результативными в плане развития музыкального ритма и слуха.

Если даже такой особенный ребенок делает успехи, то обычные дети потенциально музыкальные гении, просто не у всех детей удается развить их потенциал. Если удачно складывается тандем родители и педагог, то нет предела результатам ребенка.

Загубить музыкальные способности трудно, просто со временем у ребенка проходит особая чувствительность к их развитию, которая характерна именно для дошкольного периода.

На блоге Екатерины мне очень понравились эти статьи. Советую и вам почитать:
Домашние занятия маленького музыканта
Воспитание талантов Шиничи Сузуки
Наши Орф-занятия

Екатерина, спасибо большое за интервью! Надеюсь, что для многих мам знакомство с вами станет отправной точкой для занятий музыкой со своими детками.

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Источник: http://ideas4parents.ru/myi-mamyi/muzyikalnoe-razvitie-detey.html

Уроки виолончели

Виолончель еще ласково называют большой скрипкой. Инструмент и впрямь относится к струнным смычковым, и имеет строение, схожее с конструкцией скрипки. На нем можно играть сольно, в составе оркестра или ансамбля.

Принципы игры частично совпадают с таковыми для скрипичного инструмента, а вот техника значительно сложнее. Виолончель звучит сочно, напряженно и певуче, имеет очень широкий диапазон.

Игра на виолончели

Сложный, но интересный и необычный инструмент, помогающий развиваться не только творчески, но и интеллектуально. Виолончелисты обладают нестандартным мышлением. Несмотря на невысокую популярность, имеет своих ценителей и незаменима в струнном квартете.

В курс обучения игре на виолончели входят следующие позиции:

  • изучение конструкции инструмента;
  • обучение правильной постановке рук и корпуса;
  • обучение извлечению звука и работа над его интонацией;
  • исполнение произведений: помимо классической программы, обязательно берутся произведения, любимые учеником;
  • участие в отчетных концертах и музыкальных конкурсах.

При покупке виолончели обращают внимание на телосложение и рост будущего виолончелиста. Инструмент подбирают, исходя из этих параметров. На самых первых занятиях педагог делает акцент на положение виолончели и правильной посадке музыканта.

Постановка левой руки способствует верной интонации и помогает сделать игру максимально удобной в текущей позиции.

Затем плавно переходят к ритму, метру, нотной грамоте, чтобы играющий умел воспроизводить ноты с листа, а также распознавать их в звучащем произведении; осваивают гамму до мажор.

Обучение детей игре на виолончели: сложности

Очень многое в процессе обучения зависит от самого ученика. Запомните: насильно ребенка на уроки не загнать. Если у него есть достаточное желание заниматься, хороший педагог поможет преодолеть все трудности. Оптимально начинать заниматься в возрасте от семи до девяти лет, иногда приходят и в шесть. В подростковом возрасте большую роль играет личная мотивация начинающего музыканта.

Но если кажется, что желание научиться играть на виолончели — мимолетный каприз, прийти на пробное занятие все-таки стоит. Даже если ученик не захочет продолжать уроки виолончели, он получит для себя бесценный опыт: познакомится с инструментом, будет точнее выбирать сферу приложения своих усилий, расширит кругозор. Задержится на месяц-другой — отточит свои координационные и слуховые навыки.

К началу второго года обучения начинающий музыкант может опустить руки. Трудность заключается в программе: игра на виолончели требует долгого подготовительного периода.

Изучение упражнений, этюдов, оторванных от живой музыки и отсутствие интересных с творческой стороны задач нагоняют скуку и нежелание продолжать.

Ребенок, не слыша красоты игры на виолончели, теряет удовольствие от занятий, не видит цели и результата.

Именно поэтому начинающему виолончелисту очень требуется поддержка, как родительская, так и педагогическая. Грамотный преподаватель должен регулярно показывать детям то, чему они научатся, пусть и нескоро; объяснять последовательность задач, которым он будет учиться, время от времени демонстрировать красоту игры на инструменте.

Центр искусств “Солист”: почему мы

  1. Занятия ведет концертирующий педагог, имеющий опыт работы с детьми разных возрастов и взрослыми;
  2. У всех преподавателей нашей школы имеется высшее профильное образование;
  3. Время занятий согласовывается с вами;
  4. Пробное занятие проходит полноценно и качественно, вы сразу перейдете к обучению азам, чтобы прочувствовать всю атмосферу будущего обучения;
  5. Берем учеников с любым уровнем подготовки. Те, кто еще не соприкасался с миром музыки, получит все необходимые для занятия теоретические и практические знания. Ученики, уже имеющие опыт, пусть и на других инструментах, так же занимаются по индивидуальной программе. А самые опытные смогут продвинуть свой уровень.
  6. Быстрые и качественные результаты. Базовым техникам вы научитесь за курс, но для дальнейшего роста придется попотеть.
  7. И самое главное: индивидуальный подход и душевная поддержка педагога!

Записаться на пробное занятие можно по телефону
+7 (495) 766-18-23

Актуальные новости центра искусств «Солист»

Хотите танцевать хип-хоп и джаз-фанк? (26.10.2018)

21 октября День открытых дверей Центра искусств «Солист» в Сабурово-Парк (18.10.2018)

Запуск нового курса в Павшинской Пойме: английский с пелёнок для детей от 1 года. (06.09.2018)

Посмотреть все новости

Источник: https://solist.pro/violonchel/

Инновационные методы в системе обучения юных скрипачей и виолончелистов

Методическая работа на тему « Инновационные методы в системе юных скрипачей и виолончелистов»

Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры.

Процессы инновации не прошли мимо этого социального института. В наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание мировоззрения детей.

Для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема, каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться. С каждым годом все меньше желающих профессионально учиться музыке, не все дети доучиваются в музыкальной школе до конца. Сейчас демографическая ситуация значительно улучшилась, что привело к увеличению численности учащихся.

Попробуем разобраться, что оказывает влияние на формирование негативной мотивации ребенка к обучению в музыкальной школе. Можно выделить несколько причин и почему это происходит, например:

  • Родители очень хотели, чтобы он обучался музыке и отдали его в школу против его воли;
  • У ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе;
  • Неинтересный для ребенка, неправильно выстроенный учебный процесс и т. д.

Много зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятии. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и изобретательностью. Любая педагогика определяется ответами на четыре вопроса:

  • Кого учить?
  • Для чего учить?
  • Чему учить
  • Как учить?
  • И почему учить именно так?

Ответы на эти вопросы складываются в условиях, при которых наш ученик способен интенсивно развиваться и достигать положительного результата.

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постепенный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения, а также активное творческое участие в этом процессе каждого отдельного ученика.

Поиск индивидуальных приемов обучения, правильная диагностика способностей, оценка силы возможности ученика, создание условий для раскрытия его способности – все это определяет тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы не столько фундаментальных знаний в области психологии, анатомии, физиологии, эстетики, сколько доброты, любви, внимательности.

Наконец, сами занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого методического чувства, которое подсказывает направление деятельности и опирается на внутренний опыт и самостоятельность. Тогда вопрос о качестве методической работы педагога, эффективности его музыкально – воспитательной деятельности становится первостепенным.

Читайте также:  Запись голоса на обычный петличный микрофон получаем качественный звук нехитрыми способами

Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала ученика.

В школе это:

Отказ от рутинных, устаревших методов обучения

Корректировка и разработка новых приемов игры и методов их изучения

Совершенствование новых адаптивных программ

Применение в учебном процессе инновационных методов и форм обучения : у Ауэра урок был концертом.

Проведение внеклассных воспитательных мероприятий с привлечением новейших информационных средств обучения : просмотр видеофильмов, слайд – шоу, использование в работе преподавателя интернет – ресурсов, информационных технологий, разработка и совершенствование сайта школы.

В качестве основной цели воспитательной системы ДМШ выступает разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формировании у него потребности к постоянному совершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен. Когда со стороны ученика идет протест : не хочу, не буду, неинтересно, не пойду, то наша задача – переориентировать ученика на : ХОЧУ, БУДУ, МОГУ, ИНТЕРЕСНО!

В наше сложное время, когда престиж обучения в музыкальной школе заметно падает, необходимо заинтересовать учеников, находя и используя новые методы и педагогические приемы. Был период демографической ямы, когда на струнно – смычковый отдел поступало два – три ученика в год и нужно было удержать учащихся в классе, довести их до выпуска.

Пробовали многие методы, и на самых интересных находках можно остановиться : преподаватель Давликамова Л. Х. пять лет назад предложила проводить отчетные концерты отдела в элементами театрализации.

Данное предложение было поддержано коллегами, и с тех пор стало традиционным проводить отчетные концерты в виде шоу.

В выборе костюмов отталкивались от конкретного содержания музыки , от программной идеи композитора.

Например:

* Вебер. « Хор охотников». Произведение исполнялось учащимися в костюме охотника.

* Гольтерман. « В непогоду». Использовался зонт.

* Кабалевский. « Клоуны». Произведение исполнялось в костюмах клоунов с привлечением хореографии.

* Чайковский. Вальс из балета « Спящая красавица». Исполнялся в бальных платьях.

* Произведения старинных композиторов исполнялись в париках и соответствующих костюмах данной эпохи и т.д.

Некоторые музыкальные произведения исполнялись учащимися под фонограмму ( минус). Например, музыка из мультфильма « Бременские музыканты» и т. д. Преимущество исполнения под фонограмму в том, что нельзя останавливаться и ошибаться. Это воспитывает чувство метроритма, требует безукоризненного знания текста произведения, развивает слух и приучает к стабильности исполнения.

В наше время компьютерных технологий можно и нужно использовать компьютер для работы с учащимися музыкальной школы. Детям скучен обыденный урок. Они оживляются, когда на уроке появляется планшетный компьютер.

Использование планшетного компьютера в том, что исправление недостатков происходит быстрее , т. к. дети не только прослушивают, но и видят себя со стороны. Как правило, дети очень самокритичны. Можно записывать каждого ученика по несколько раз, пока не получится хороший результат.

Самые лучшие видео мы собираем в коллекцию, и, когда ученик заканчивает музыкальную школу, дарим ему на выпускном вечере диск с его концертными выступлениями. Иногда мы загружаем лучшие видео в интернет и размещаем на различных сайтах, чтобы наши друзья и родители учеников смогли увидеть результат наших совместных усилий.

Конечно, мы просим учащихся находить и прослушивать в интернете те музыкальные произведения, которые они играют, чтобы у них было правильное представление об этих произведениях. В интернете много различной музыки, но мы нашли музыку композитора, который нравится многим учащимся нашей школы. Это норвежский композитор Рольф Ловланд.

Многие люди, услышав его произведения, считают, что их написал Моцарт или Бетховен. В Норвегии он признан вторым композитором после Эдварда Грига. Музыка Ловланда вызывает у людей слезы, она доходит до самого сердца.

Мы сделали переложения произведений Ловланда : Давликамова Л. Х. – для скрипки, Сафиуллина М. Г. – для виолончели с флейтой, т. к. у нас в школе учится много детей на флейте.

Наши учащиеся с удовольствием играют произведения Р. Ловланда на концертах, соло, в ансамблях, также мы играем эту музыку сами – в ансамбле преподавателей.

Очень эффективным для пробуждения учащихся к исполнительской деятельности являютя интернет – конкурсы, например, такие, как « Талантоха».

Развитие воспитательной системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по – настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценность и действительную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. И как результат этих совместных усилий – низкий отсев контингента школы.

Источник: https://multiurok.ru/files/innovatsionnye-metody-v-sisteme-obucheniia-iunykh.html

Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребенка музыкой

Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем загружать ребенку мозг, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Детский музыкальный педагог Наталия Бодина рассказывает, зачем на самом деле музыка нужна детям и как сделать занятия по-настоящему интересными.

Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.

О пользе музыки

Согласитесь, пока ребенок маленький, мы вообще не можем знать, с чем он захочет связать свою жизнь, а польза музыкальных занятий научно доказана, да и я вижу эти подтверждения в своих учениках. У меня есть ребята, которых я начала знакомить с музыкой с 3-х месяцев. Сейчас им 4 года — и это совершенно другие дети!

Расскажу на примере своего ученика. Николай Палыча привели ко мне на занятия, когда ему было 9 месяцев. Я раньше не работала с такими малышами и сказала маме об этом прямо. Но мы все-таки решили попробовать.

И вот в первое же занятие, когда я играла ноктюрн Шопена, глаза у Коли засветились, как два огромных прожектора: его заворожил звук, он пытался понять, где источник. Потом Николай Палыч начал сверлить взглядом клавиши — и процесс пошел, ребенок увлекся.

Когда Коле исполнилось 1,5 года, он заинтересовался английским. Родители даже наняли ему в учителя носителя языка.

В 2,4 года у Николай Палыча проявился абсолютный слух: он стал узнавать ноты, чуть позже мальчику стали интересны цифры, он научился складывать, потом — буквы, слоги, к 2,5 годам он научился читать. Коля сам стремился к знаниям. Во всех своих учениках я вижу огромное желание делать что-то самостоятельно: читать, писать, рисовать, фантазировать.

Зачем нужна музыкальная школа

Музыкальная школа, как и общеобразовательная, нуждается в серьезных переменах.

К сожалению, большинство педагогов в таких учебных заведениях лишены возможности быть по-настоящему внимательными к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Учителям нужно выполнять программу: подготовить ребят к сдаче технического зачета, двух гамм, выучить с ними три этюда…

Учитель должен понимать, что его задача, миссия — общаться с душой малыша и воспитывать ее. Важно в первую очередь любить своего ученика, принимать его таким, какой он есть, быть чутким к его личности и гибким в процессе обучения.

Почему на занятиях интересно

Сольфеджио, музыкальная литература — это очень важные предметы, хотя их многие считают скучными. Ведь невозможно исполнять музыку, не разговаривая о творчестве композитора, не понимая, зачем нужны ноты, кто их придумал и для чего.

А пение нотами — чрезвычайно полезное занятие, оно развивает слух. Весь вопрос в том, как педагог преподнесет это: увлекательно или занудно.

Нужно рассказать так, чтобы ребенок сделал вывод сам: «Ого! Так Бах, оказывается, великий композитор! Я могу прикоснуться к его творчеству».

Однако это понимание идет из семьи. Если родители видят ценность Великой Музыки, работать с ребенком значительно проще: его не придется заставлять, он сам будет впитывать информацию и творить!

Какую музыку нужно и можно играть

Если малыш хочет научиться играть на инструменте для себя, чтобы музицировать дома, подбирать мелодии по слуху, играть в свое удовольствие и импровизировать, то, скорее всего, нет смысла идти в музыкальную школу. Там на него будут «давить» программой, чтобы он сидел за тетрадками не поднимая головы, что повлечет за собой потерю интереса к музыке и инструменту.

Такую свободу творчества могут дать только индивидуальные занятия с педагогом.

В моей практике есть очень талантливая девочка Вера, с прекрасным слухом и руками, но она наотрез отказалась продолжать ходить в музыкальную школу. И, встретившись со мной, сказала: «Если вы меня заставите играть фугу Баха, я с вами заниматься не буду!» Тогда оказалось, что ей сейчас нравится один саундтрек к фильму.

Когда я предложила разучить эту мелодию, Вера очень удивилась: «Что, эту музыку тоже можно сыграть? Вы разрешаете?!». Именно с такими детьми после учебы в музыкальной школе я часто сталкиваюсь. Я считаю, что педагогу нужно отталкиваться от желаний ребенка, а не идти ему наперекор.

Играть то, что откликается в сердце, что нравится.

Как привить любовь ребенка к музыке

В первую очередь нужно быть внимательным ко всему вокруг, потому что музыка живет повсюду. Ищите ее, когда гуляете с ребенком: «Слышишь шелест листочков? Они разговаривают друг с другом. А посмотри, какое большое дерево, наверное, это их мама.

А может быть, есть музыка ветра? Как она звучит? Обрати внимание на звезды, они тоже разговаривают!» Попробуйте вместе озвучить то, что вы заметили или сыграйте это на инструментах, например, на шумовых: бубне, трещотках, маракасах, погремушках и так далее.

Расскажите малышу, что нотка «до» — красная, спросите, какие предметы такого же цвета есть вокруг? Мы с Николай Палычем так и общались: он приходил ко мне на занятие и говорил: «На тебе платье „соль“».

Можно включать детям самых радостных классиков — Моцарта и Гайдна. А еще малыши любят яркую, ритмичную, «острые» джазовые ритмы, под них можно играть во что-нибудь вместе с родителями.

Попробуйте сочинять с ребенком сказку, наполняйте ее звуками, используя музыкальные инструменты, например: «вот зайчик проснулся, мы сделали на колокольчиках „дзынь!“, а потом он умылся — на трещетке потрещали».

Нужно идти из простого, из жизненного, говорить о том, что волнует детей сейчас.

Дети дают взрослым много подсказок. Если ваш сын или дочь говорят вам «Нет, не надо, не хочу!», лучше прислушаться. Помните, что амбиции родителей — очень тормозящий фактор.

Поэтому когда мама и папа при встрече говорят мне: «Мой ребенок будет музыкантом» — это очень спорно.

Не нужно ограничивать себя чем-то одним, постарайтесь показать детям всю палитру интересных творческих занятий, которые бы могли его заинтересовать.

Редакция «О!» выражает благодарность «Рыбаков Фонд» за помощь в организации интервью.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9285

Музыкальное развитие детей — научиться играть на скрипке — когда, как и где?

Родители играют важную роль в развитии детей. Своему ребенку родители стремятся дать все самое лучшее. Лыжи, коньки, санки. Ребёнка отдают в спортивную школу, на курсы английского языка. Однако, кроме физического и интеллектуального развития детей, многие родители забывают про их творческое развитие. А ведь творчество играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка.

Музыкальное развитие детей – важный элемент развития творческих способностей ребенка. Родители часто задаются вопросом: « Как приобщить ребенка к музыке? Какому музыкальному инструменту отдать предпочтение?». Ответ прост – включайте красивую музыку каждый день, и ребенок захочет заниматься и сам выберет себе музыкальный инструмент.

Многие юные дарования желают научиться играть на скрипке. Ведь, звуки скрипки просто зачаровывают своей простотой, эмоциональностью и восторженностью. Но с какого возраста ребенок может научиться играть на скрипке?

Доктор Шиничи Сузуки – знаменитый японский педагог доказал, что дети могут научиться играть на скрипке с трех лет. Он обучил тысячи маленьких скрипачей. На одном из первых его концертов он выступил на одной сцене с 1200 детьми, синхронно играющими на маленьких скрипках.

Сузуки верил, что каждый ребенок обучаем, талант к музыке есть у многих детей, только его необходимо раскрыть и развитие детей следует начинать с очень раннего возраста. Все дети имеют врожденную способность, говорить на родном языке.

Доктор Сузуки провел параллель между усвоением родного языка детьми и обучением музыке. Развитие детей происходит в семье, где ребенок каждый день слышит родную речь, тем самым, усваивая ее.

Ребенок просто впитает в себя чарующие звуки игры на скрипке, если будет слышать эту музыке каждый день.

Отмечено, что если обучение имеет эмоциональную окраску, то развитие детей происходит быстрее и интенсивнее.

Родители не раздражаются, если ребенок говорит что-то не правильно, а исправляют его и получают огромное удовольствие от каждой новой фразы, сказанной ребенком на родном языке. Также и в музыке, запаситесь терпением.

Научиться играть на скрипке или другом музыкальном инструменте – это долгий и требующий много сил и терпения процесс.

Шиничи Сузуки отмечал, что развитие детей происходит быстрее в группе. Младшие дети стараются походить на старших детей, увидев их успехи.

Очень важный элемент методики доктора Шиничи Сузуки – это повторения. Повторяя, дети лучше запоминают любой материал, будь то музыкальное произведение, или арифметические упражнения.

Сузуки вывел несколько принципов, следуя которым ваш ребенок обязательно научиться играть на скрипке. Принципы включают в себя: активное слушание, мотивацию, повторение, пошаговый подход, память, словарь, вовлечение родителей и любовь.

Роль родителей также не стоит преуменьшать. Ведь, задача родителей заключается не только в том, чтобы проводить ребенка в музыкальную школу, но и дома принимать активное участие в развитии музыкальных талантов ребенка.

Ваша родительская похвала будет самым действенным способом для развития ребенка. Он почувствует, что родители интересуются его успехами, и будут учиться с удвоенной силой.

Также не забывайте посещать все концерты, выступления вашего юного дарования.

Игра на скрипке подразумевает знание нотной грамоты. По методу доктора Сузуки, обучение нотной грамоте следует начинать, когда ребенок умеет говорить.

Читайте также:  Знакомство с mixer в fl studio

Многие преподаватели пользуются методикой Сузуки на практике. А есть просто учителя, которые, казалось бы, велосипед не изобретают, а просто учат, используя игровые приемы.

На первых уроках детям рассказывают о скрипке, ее составляющих частях. Далее идут упражнения на правильность постановки руки. Как держать скрипку и смычок. Игровая форма обучения, позволяет детям научиться играть на скрипке легко и с удовольствием.

Ребенка научат, как расслаблять руки, чтобы не было большой нагрузки. Играя на скрипке, ребенок стоит, поэтому нужно не забывать об упражнениях, позволяющих научиться правильно, распределять нагрузку на обе ноги.

На уроках учителя чередуют игру на скрипке с изучением нот, еще можно послушать музыку.

Уважаемые родители отметьте для себя, что научиться играть на скрипке ребенок может с трехлетнего возраста, но великим скрипачом он может не стать. Для ребенка важна ваша поддержка, а не принуждение.

В музыкальные школы детей записывают в возрасте шести лет (или четырех). Поэтому маленьких детей можно определить в художественный ансамбль или дом творчества, где учителя занимаются с такими маленькими детьми. Сейчас много детских студий, в которых детки могут научиться играть на скрипке.

Продолжительность занятий зависит от развития ребенка, его умения концентрироваться, удерживать внимание.

Некоторые родители сами учат своих детей. Но самому уметь играть, еще не значит научить играть на скрипке своего ребенка.

Да и сами дети, на занятиях родителей могут капризничать, а совсем другое, когда обучение проводит новый человек. Важная деталь, чтобы учитель нравился ребенку.

Маленькие дети многие вещи осознают на уровне эмоций, и если учитель будет нравиться, то обучение будет проходить легко.

Выбрали студию, познакомились с учителем и коллективом. Посмотрите произведения, которые будут изучать дети, ведь эстетическое воспитание очень важно, оно ставит развитие детей на более высокий уровень. Осталась одна маленькая, но самая важная деталь – выбор музыкального инструмента.

Музыкальный инструмент, в частности скрипка, должна иметь все необходимые технические характеристики. Ведь, научиться играть на скрипке на плохо настроенном инструменте практически невозможно.

Скрипку лучше покупать в специализированном магазине музыкальных товаров. Продавец-консультант поможет сделать правильный выбор. В таких магазинах огромный ассортимент и разные цены. Для детей подойдут ученические скрипки.

Цены на такие инструменты в магазинах колеблются примерно от ста до двухсот долларов. Конечно, можно купить скрипку на руках, цена будет точно дешевле, но техническое состояние, тут возникает вопрос.

Поэтому, если решили покупать не новую скрипку, то за такой покупкой лучше идти с мастером, чтобы он посмотрел. Деньги все равно будете платить не маленькие. Выбор остается за вами.

Ну, вот все приготовления сделаны. Ваш ребенок стоит аккуратный с тетрадкой под мышкой и замечательным инструментом, каким является скрипка, в руке.

В полной боевой готовности идти на урок и научиться играть на скрипке. Вы с легкой тревогой в сердце отправляете ребенка на первое занятие. Наступают полчаса томительного ожидания.

И вот, урок окончен, открывается дверь, и ваш ребенок с горящими глазами рассказывает вам, что скрипка сделана из дерева,  у нее четыре струны, и она издает удивительные звуки.

Вы вздыхаете с облегчением, знакомство с музыкой на профессиональном уровне прошло отлично. Ребенок с радостью спрашивает, когда будет следующий урок, значит, чудесный мир  музыки его увлек.

Развивайте таланты своих детей с раннего возраста, и ваш ребенок вырастет любознательным, всесторонне  развитым, общительным человеком.

Источник: https://chmag.ru/childrens-events/musical-development/118-skripka

О пользе игры на музыкальных инструментах

Невидимая ценность музыки

Читая блоги коллег, друзей, знакомых, часто бывают такие статьи, которые обязательно хочется отразить и для своих читателей. Настолько они важны и не требуют доказательств, так как проведено очень много исследований в разных странах мира. А мы лишь делимся, чтобы снова напомнить, чтобы снова обратить внимание, чтобы детям и родителям было еще счастливее жить на Земле.

Так получилось и в этот раз. В блоге Людмилы Жарковой «Завтра в школу»

опубликован материал о пользе игры на музыкальных инструментах. «Что полезного», — спросите Вы? А давайте узнаем вместе!

«Завтра в школу»: О пользе игры на музыкальных инструментах.: Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога! В конце июля, в блоге Гончаровой А.А. «Два плюс два…» было написаносообщение «Уроки музыки со свирелью» , о возможности деткам познакомиться и научиться играть на замечательном музыкальном инструменте – свирель. В этом сообщении еще был представлен и видеосюжет Михаила Казиника: «Зачем учить детей музыке?». В продолжение этой темы, мне бы хотелось представить высказывания Сусанны Стародубовой, руководителя центра музыкального развития «Камертон» , которые только подтверждают важность и необходимость музыкального образования детей.  Мне, как преподавателю фортепиано, эта тема очень близка, и я подписываюсь под каждым словом коллег.

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни.

Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю.

Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное.

И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов…

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание.

Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А.

С. Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений.

В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей… Те, которые не поступали в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского.

Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

МУЗЫКА И ЛИЧНОСТЬ

Игра на музыкальном инструменте делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.

Игра на музыкальном инструменте приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других.

Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепиано? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия музыкой начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения? Скажите, откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор…»

Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

ПРАВОПИСАНИЕ И МУЗЫКА

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. 

Овладению грамотным письмом могут мешать:

— Нарушение пространственного восприятия. 

По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть ваш ребенок определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая.

Не справился? Задумался? Значит, в письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например, «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки.

На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а, следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

— Кинетические и динамические нарушения организации движений.

Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

— Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой.

Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу.

Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет.

Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические единицы.

Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему.

Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму.

Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

Игра на музыкальном инструменте учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств…  История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. 

Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.  Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал.  Эйнштейн играл на скрипке…

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Источник Блог Людмилы Жарковой «Завтра в школу»

Семилетик 2016 г

Источник: http://semiletik.blogspot.com/2016/08/blog-post_27.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector