Нотная грамота для начинающих музыкантов

На нашем
прошлом занятии

мы изучили основные моменты в понимании фортепианной клавиатуры, узнали новые понятия: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма. Но это далеко ещё не всё!

Если вы хотите более серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то этих знаний недостаточно. Умение чтения нот очень важно и просто необходимо. К примеру, если вы изучили новый язык, но умеете только разговаривать на нём, то есть, навыков письма и чтения у вас нет, то ваши знания бесконечно малы, незначительны.

Соглашусь, для приобретений данных знаний вам потребуется невероятное количество времени. Осознав, какая нота имеет то или иное обозначение, вам параллельно необходимо изучать аналог пунктуации (за неё отвечают временные границы в музыке): паузы, длительности и так далее.

Но при постоянных занятиях результат никогда не заставит себя ждать.

В конце концов, у вас появится способность свободно разбираться в нотной грамоте и в дальнейшем, просто взяв в руки ноты, вы сможете прочесть их как любую книгу на понятном для вас языке, а это значит, что и воспроизведение на фортепиано произведений любой сложности вам будет под силу.

Именно на этом инструменте без данных знаний действовать будет сложно, но вот у гитаристов существует своего рода подсказка, которая называется табулатуры. Это такая схема, на которой показано какой лад в данный момент должен звучать и какие при этом должны зажиматься струны.

Но всё же это достаточно простая система, поэтому любой музыкант пользуется нотами.

Полностью уделите своё внимание картинке ниже, которая является максимально наглядной и понятной. Вам в глаза сразу бросаются клавиатура фортепиано и надписи над ней.

Октава – это разделённый на одинаковые элементы звукоряд, одна октава – от ноты До до ближайшей верхней ноты Си. Следующая нота До уже относится к другой октаве. Рассмотрите данное деление на иллюстрации.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Ниже находится картинка, на которой изображены ноты в скрипичном ключе – пока что за основу будет взят именно этот ключ и работать вы будете некоторое время только с ним.

Нотная грамота для начинающих музыкантов
Нотная грамота для начинающих музыкантов

По-другому он называется ключом Соль – нота, которая изображена около ключа, как вы уже догадываетесь, и есть та самая нота Соль, и она расположена в первой октаве. Этот ключ считается самым распространённым из всех существующих видов, используется для более высоких нот, но подходит не ко всем инструментам.

В основном, играя на фортепиано, в этом ключе вы будете играть скорее правой рукой. Несомненно, и другие инструменты звучат в этом ключе, те, которые воспроизводят ноты с малой октавы и выше. К примеру: скрипка (откуда и возникает название), многие духовые инструменты и так далее.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Второй по распространённости ключ, который используется для игры на фортепиано – басовый. Он также имеет второе название – ключ Фа (это та нота, которая находится возле него).

Его применение не так распространено, как у скрипичного, и сначала мы его не будем активно использовать в практике, но вскоре, с повышением сложности партий, вам придётся исполнять мелодии басовой линии, а она по расположению находится ниже малой октавы.

Бас – низкий звук, из этого следует, что играют в этом ключе инструменты более низкие по высоте звучания. К примеру: виолончель, бас-гитара и так далее.

Внимание: отличия между этими двумя ключами просто колоссальные – на нотоносце ноты  пишутся и располагаются совершенно по-другому, поэтому их нужно будет проучить отдельно. Данной темы мы коснёмся позже.

Стоит уделить большое внимание тому, что нота не только изображает определённую высотность звучания, но и то как она умещается в временные рамки. Это выражается длительностями.  Ноты в скрипичном и басовом ключах – целые и длятся они на протяжении четырёх долей.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Тактовая черта изображается прямой вертикальной линией от пятой линейки нотного стана до первой. Также есть заключительная тактовая черта, которая показывает окончание произведения:

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Сильная доля – та доля в отдельно взятом такте, которая имеет музыкальное акцентирование.

Она выделяется среди других, звуча громче и устойчивее и, что самое главное, исполнитель показывает звучанием эту сильную долю, а слушатель, на подсознательном уровне, понимает, когда завершился тот или иной отрывок.

Чаще всего человек при прослушивании музыки отстукивает либо рукой, либо ногой ритм произведения, также он кивает в так музыке головой. Это и есть чувство временных рамок композиции, а кивки, это выделение сильных долей.

Что касается длительности нот, то их несомненно легче запомнить, чем все те знания, которые вы уже усвоили.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Длительностей нот большое количество. Иногда в практике будут встречаться такие длительности, как тридцать вторые или шестьдесят четвёртые. Но в данный момент вы получили базовые знания и наглядную картину того, как же ноты показаны с разными длительностями. Далее мы попытаемся более глубоко вникнуть в данную тему.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Большущей подсказкой здесь является само название данных длительностей. То есть, как было уже сказано, целая длительность длится 4 доли.

Половинная длительность занимает ровно половину целой длительности, то есть две половинных будут занимать время столько, сколько занимает целая, одна половинная длится 2 доли.

Непосредственно четвертные  занимают половину половины целой длительности, и половину половинной длительности, занимая 1 долю. Такой же логике поддаются и другие, они делят предыдущую длительность на две более мелких.

Рассмотрим более подробно данные длительности, и как они взаимодействуют друг с другом.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

То есть, в такте не может быть по количеству больше длительностей, чем задано времени изначально для каждого такта. Длительности в сумме не могут превышать единицы целой ноты.

Как уже было сказано, длительности не ограничиваются теми, о которых уже шла речь. Существует такие как: шестьдесят четвёртые, сто двадцать  восьмые и так далее, но это естественно встречается более редко, чем остальные.

Внутри каждого такта должно находиться определённое количество ритмических долей.

Музыка похожа на поезд, а такты – это её вагоны. Ведь в каждом вагоне выделено определённое количество мест для пассажиров (длительностей). К примеру, могут поместиться четыре взрослых (четверти длительности) или восемь ребятишек (восьмые длительности), получился бы размер 4/4. Это означает, что у музыке есть свой размер и каждый такт подвластен ему и не может его нарушать.

У нас появляется новое понятие – размер такта.

Если бы не существовало определённых временных рамок в музыке и не было бы определённых размеров, то мы бы не смогли услышать танцевальной музыки, которая характерна определённым размерам. От данного фактора зависит многое.

(стрелочкой указан размер)

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Размер пишется всегда после ключа, обозначает с какой частотой мы будем слышать сильные доли .

Верхняя цифра указывает сколько в нашем такте будет долей, а нижняя показывает какие длительности будут занимать одну долю.

Уточнение: сколько существует длительностей, столько и бывает разновидностей нижней цифры. К примеру: 1 — целая, 2 — половинная, 4 – четверть, 8 – восьмая и так далее.

Еще один элемент, который мы сегодня изучим – это размер 4/4. В музыкальных построениях он очень часто встречается и считается образцовым. 4/4 – обозначает 4 доли в одном такте и каждая из этих долей по длительности равна четверти.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

  • Кроме этого размера есть и иные виды и очень даже необычные. Но не будем заходить далеко, ведь на данном этапе изучения музыкальных элементов нам будет достаточно и трех:
  • Для того чтобы было легче понять взгляните на диаграмму:

На ней представлен такт длительностью в 2/4. Он равен половине такта в 4/4 и в два раза короче целой ноты. Следовательно, наиболее крупной длительностью в данном размере станет половинная.

  1. Размер 2/4 = 1 половинная = 2 четверти = 4 восьмые
  2. Немного труднее будет с размером 3/4.
  3. 3/4 = ½ целой, то есть половинная + 1 четверть = 3 четвертных = 6 восьмых

Следует отметить, что вальс играется именно в этом размере. Большинство в своей жизни сталкивалось со старой привычной фразой: «Раз, два, три!». Именно так и считается ритм вальса.

Однако такой же счет также встречается в размере 3/8. И в таком случае считают не четвертными длительностями, а восьмыми. Такая закономерность возникла от того, что верхняя цифра показывает то, что в такте всего три доли, а нижняя, что по длительности они восьмые, а не четвертные.

Не всегда музыка заполняет весь такт целиком. Бывают промежутки, где возникают пустые места. Места, где музыка не звучит, в нотах отмечают паузами. Как и для любого элемента музыкального языка для них тоже имеются отдельные обозначения. Их также необходимо запомнить.

  • И не забывайте: появление рядом с нотой точки означает, что ее протяженность увеличена на половину.
  • Рассчитываю, что вы не забыли первоначальный урок, где мы изучали каким образом играть гаммы.

Мы изучили три гаммы (по-другому их называют звукорядами): C dur (До мажор), F dur (Фа мажор) и G dur (Соль мажор). А сейчас, усвоив ранее неизвестные знания, давайте рассмотрим эти гаммы, кроме До мажора (она понятна без объяснений).

Гаммы F dur и G dur

Обратите внимание, в звукорядах появились знаки. Знак, появившийся в первом примере называют бемолем, а символ, поставленный перед нотой фа во втором – диезом. Ноты, обозначенные этими знаками, играются на черных клавишах.

А теперь пришло время подвести определенный итог и понять, что вы сумели усвоить.

С этой песенкой все знакомы еще с детства. Ведь ни один новогодний утренник не обходится без хоровода вокруг елочки. Постарайтесь сами проанализировать музыкальный эпизод, а после прочитать представленные ниже умозаключения и сравнить их со своими.

  1. В начале любого музыкального произведения ставится ключ. В нашем примере это скрипичный ключ, но знайте, что есть и другие разновидности.
  2. После ключа соль стоит один знак альтерации, определяющий тональность, в которой должно исполняться произведение. В представленной песенке этот знак записан на третьей линейке нотоносца и называется – си бемоль. И не трудно догадаться, что это тональность Фа мажор, гамму которой мы уже разобрали.
  3. Далее следует размер, в пределах которого звучит произведение. В примере – это 2/4. Как вы помните: в данном размере каждая сильная доля является второй.
  4. Паузы здесь нам не встретились, но не забывайте их разновидности. Знание о них еще пригодится в дальнейшем обучении и последующем творческом пути.
  5. Песенка начинается с затакта. Это когда неполный такт, то есть вместо 4 предназначенных четвертей в размере 4/4 будет только три, а одна доля будет обозначена паузой. В затакте есть только нота До первой октавы. Да и вся мелодия записана в первой октаве.
  6. Такты разделяет тактовая черта.
  7. Следующий такт весь организован только восьмыми длительностями: две восьмые ноты Ля, одна восьмая Соль и снова Ля.
Читайте также:  64-х битный ableton — мифы и факты

Если ваша дедукция вас не подвела и ваше рассуждение совпадает с выводами, представленными выше, то вас можно поздравить, продолжайте в том же темпе. Ежели вы не совсем справились с этим заданием, то не стоит отчаиваться, ведь мы только учимся, а этот теоретический материал весьма сложен для освоения с нуля.

Однако, всем известно, что наиболее действенный способ чему-нибудь обучиться – это практика. Поэтому на первых порах проигрывайте простые песни и пробуйте пропевать ноты, которые вы читаете.

Полезно будет присутствие человека, знающего музыкальную грамоту и с хорошим слухом, во время ваших занятий. В противном случае, если вы уверены в своем слухе, то продолжайте свои занятия.

Как вариант эталонного звука можно использовать пианино.

  1. Со временем систематические занятия, где вы будете петь и играть даже гаммы, поднимут ваш профессиональный уровень, вы будете читать с листа ноты намного увереннее.
  2. Главное помните: важно правильно усваивать и запоминать данную  вам информацию, поэтому запаситесь терпением.
  3. Следующее занятие

    , третье по счету, посвящено интервалам и гаммам, а также некоторым новым определениям, которые обязательно знать будущему пианисту.

  4. Приглашаем вас на
    уроки фортепиано

    в Рок-Академию.

Записаться на занятие

Источник: https://rock-academy.ru/samouchitel-fortepiano/kak-chitat-noty-urok-2-samouchitelya-fortepiano

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант.

Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи.

Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

  • Нотная грамота для начинающих музыкантов
  • Пример большого нотного стана
  • Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.
  • Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

  1. Пример скрипичного ключа
  2. Нотная грамота для начинающих музыкантов           Нотная грамота для начинающих музыкантов
  3. Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа». 
  4. Пример басового ключа
  5. Нотная грамота для начинающих музыкантов            Нотная грамота для начинающих музыкантов 
  6. Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

  • Нотная грамота для начинающих музыкантов
  • Размер
  • Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

  1. Нотная грамота для начинающих музыкантов
  2. Существуют несколько наиболее распространенных размеров:
  3. Нотная грамота для начинающих музыкантов

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

  • Например:
  • Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.
  • Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

  1. В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):
  2. В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд.

Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед.

А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор

Бемольные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Фа мажор и ре минор
Си-бемоль мажор и соль минор
Ми-бемоль мажор и до минор
Ля-бемоль мажор и фа минор
Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор
До-бемоль мажор и ля-бемоль минор

Нотная грамота необходима, как для профессиональных музыкантов, так и для начинающих. Изучайте ее, стремитесь к совершенству. Надеемся, что вы открыли для себя что-то новое из статьи и смогли разобраться в основах нотной записи! Желаем успехов в творческих начинаниях!

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/notnaya-gramota-dlya-nachinayushchikh-muzykantov

Уроки изучения нотной грамоты. "Всё про ноты"

Приходилось ли Вам задумываться о том, когда появились ноты и почему они так называются? Скорее всего, приходилось. На страницах этой книжечки Вы найдёте ответ на этот вопрос, а также сможете проследить историю нотного письма.

Для закрепления полученной информации, можно рассмотреть таблицы, решить музыкальные задачи и поупражняться в освоении нотной грамоты на примере популярных мелодий.

Дрожникова Наталья Викторовна

Музыка, сопровождавшая жизнь человека с глубокой древности, долгое время передавалась от одного исполнителя к другому по памяти и со временем искажалась. Надо было найти способ записывать музыку для того, чтобы она исполнялась именно такой, какой была сочинена автором. Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.

Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н. э. государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений.

Так выглядит первый нотный образец!

Во II веке до н.э. н. э. в Двуречье появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.

Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.

Позднее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского и финикийского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

Гимн Аполлону, записанный в системе буквенной вокальной нотации (128—127 до н. э.).

Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ — от греч. neuma — графические значки, помещавшиеся над словесным текстом.

Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть. Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета (красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

Невмами нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много.

В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии.

Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI начале XII веков.

Певчие. Фрагмент иконы «Воздвижение Креста». Конец XVII в., Львовщина

Великое открытие в начале XI века совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии.

Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем, сами невмы превратились из крючков в квадратики, затем в ромбы, а позднее стали круглыми.

Гвидо Аретинский, или Гвидо из Ареццо

Бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо (990-1050) вошёл в историю как изобретатель современной системы нотной записи. В небольшом городке – Ареццо, в Тоскане, неподалёку от Флоренции, где Гвидо прошёл полный «курс обучения» католическому песнопению и родились названия современных нот.

А дело было так… Разучивая с хором мальчиков Гимн в честь Св. Иоанна, Гвидо испытывал трудности, добиваясь правильного исполнения. Мальчики забывали текст, иногда фальшивили, и Гвидо сам пропевал первый слог каждой строчки на нужной высоте.

Для того, чтобы помочь своим ученикам запоминать мелодию и ускорить процесс обучения, Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы мальчики могли «читать» музыку с листа. Он разместил первые слоги каждой строчки первого куплета гимна на четырех линеечках, в виде квадратных значков.

Четыре линейки использовались как ступеньки, а на них, как на лесенке, располагались квадратные значки-ноты, каждая из которых соответствовала звуку.

Очисти грех с наших Опороченных уст,

  • Современная интерпретация названий нот выглядит так:
  • Do – Dominus – Господь;
  • Re – rerum – материя;
  • Mi – miraculum – чудо;

Fa – familiasрlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;

  1. Sol – solis – Солнце;
  2. La – lacteavia – Млечный путь;
  3. Si – siderae – небеса.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Правда, поначалу некоторые ноты назывались по-другому. Во второй половине XVII века итальянским теоретиком Бонончини (1642-1678) неудобный для распевания слог Ut (Ут) был заменен на слог До.

Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь.

А нота Си появилась позже остальных, она считалась католической церковью неправильной и не признавалась до 17 века, хотя её название связано с той же молитвой и составлено из инициалов – С (вятой) И (оанн).

Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время:

Нотная грамота для начинающих музыкантовНотная грамота для начинающих музыкантов

В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация это система музыкальных звуков, которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано), а ноты заменяли иероглифы. Так выглядела древнекитайская запись музыкального письма:

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Цифровая нотация

Мелопласт (франц. meloplaste, от греч. melos — мелодия и plastos — вылепленный, оформленный) — упрощённый метод первоначального обучения музыке, разработанный в 1817 П. Галеном, предназначенного специально для народных школ во Франции.

Этот метод получил большое распространение и имел своих последователей в разных странах, в том числе в России (Л.Н. Толстой, С.И. Миропольский).

Метод Мелопласта включал цифровую систему для обозначения семи звуков — ut, re, mi, fa, sol, la, si или до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Цифровую нотопись хотел ввести еще Жан Жак Руссо (1742), однако в начале XIX в. цифровую систему обучения музыке внедрил французский учитель музыки и математики П. Гален (1815).

«Приняв цифровую нотацию как самую простую, для всех доступную, с полной ясностью и отчетливостью изображающую музыкальные звуки и их отношения, Гален, однако же, употреблял ее только как средство для облегчения ученикам усвоения теории музыки, интонации, интервалов и тактов, причем имелось в виду и удобство цифровой нотописи для начертания, имевшей все виды, и удобства стенографии» [1].

Считается, что полная систематическая разработка новой цифровой методики хорового пения принадлежит Э. Шеве (1804 — 1864).

Сущность метода Шеве заключалась в следующем:

  • цифровая система написания и чтения нот (ступени мажорного лада обозначались цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  • ступени минорного лада — цифрами 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5;
  • повышенные и пониженные ступени — перечеркнутыми цифрами, например: соответственно: 2  и 2/;
  • более высокая и низкая октавы обозначаются точкой, проставляемой над или под цифрой;
  • точка рядом с цифрой означает увеличение длительности ноты;
  • нулевая цифра (0) — паузу.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Цифровая нотация впоследствии получила широкое распространение. В связи с широким распространением в наше время электронных музыкальных инструментов, в частности электронных пианино, цифровые технологии открыли пути ускоренного обучения нотной грамоте. Подобные таблицы прилагаются к любому электронному инструменту.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Современная музыкальная нотация

Нотная грамота для начинающих музыкантов

88 клавиш! Как же записать их нотами всего на пяти линейках нотного стана? Для этого и существуют различные ключи, добавочные линии, знаки альтерации и другие символы.

Пятилинейную тактовую нотацию начали использовать в европейской музыке с 17 века. Она представляет собой набор символов, основным из которых является НОТА округлой формы. Ноты располагаются на нотном стане или нотоносце. (Рис.1)

Рис. 1

Линии считаются снизу вверх.

Добавочные линии (Рис.2), не более пяти, располагаются выше и ниже нотного стана. Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Рис.2

Ноты располагаются как на линиях, так и между ними (Рис.3).

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Рис.3

Тактовая черта используется для отделения тактов или фрагментов музыкального произведения, а также для окончания. (Рис.4)

Рис.4

Ключ определяет диапазон высот нотоносца, на котором он размещён. Скрипичный или ключ «соль»; Басовый или ключ «фа». (Рис.5)

Рис.5

Ключи «до»: альтовый и теноровый. (Рис.6)

  • Рис.6
  • Названия нот на нотном стане
  • Кроме общепринятых названий, ноты записываются буквами, только не греческого, как это было в древности, а латинского алфавита.
  • Знаки альтерации
  • Например:
  • Длительность нот и пауз

Длительность показывает время звучания ноты. За условную единицу принята четвертная нота.

  1. Эта нотка белая, её имя – ЦЕЛАЯ.
  2. И она звучит так важно, очень длинно и протяжно.
  3. Нотку делим посрединке – получаем половинки.
  4. Нота ПОЛОВИННАЯ – тоже нота длинная.
  5. Разрезаем половинки на две чёрных четвертинки.
  6. И всего мы получили ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.
  7. Делим дальше четвертушки –
  8. получаем мы ВОСЬМУШКИ.
  9. Тоже нотки чёрные – быстрые, проворные.
  10. Их крючочками отметим, чтоб не путать те и эти.
  11. Таблицы для изучения длительности нот

Нота с точкой увеличивает длительность на её половину. Точка ставится справа у головки ноты.

Часто длительность с точкой идет рядом с таким понятием, как пунктирный ритм. Так наиболее распространенными вариантами являются четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая.

  • Ноты могут объединяться в группы
  • Метр и размер

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

  1. Музыкальная математика
  2. Задание №1
  3. С помощью карточек, составь правильное равенство, заменяя прямоугольник нотой или паузой:
  4. Задание №2

Некоторые музыкально-математические задачи решены правильно, а некоторые – неправильно. Необходимо определить, правильно ли решена задача и объяснить своё решение.

  • Задание №3
  • Игра «Спрятавшиеся ноты»
  • Вставьте в слова подходящие ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и запишите получившиеся в результате слова.
  • мпатичный, Ю, клама, лый, ка,
  • спабо, лька, рота, мохозяйка, соль,
  • бус, кап, льсы, монт, перыв, луэт,
  • диктор, так, шка, пка, м, ска,
  • гушка, пор, чепаха, мо, на, ката,
  • савник, зина, быча, рога, коска.
  • Задание №4

Прочтите стихотворение Ю.Хазанова, используя нотную запись.

  1. Случай.
  2. Задание №5
  3. Запиши нотами на нотном стане и сыграй на пианино знакомые песни.
  1. В траве сидел кузнечик63 63 655(В траве сидел кузнечик,)53 53 566(В траве сидел кузнечик,)63 63 655(Совсем как огуречик,)535356(Зелененький он был.)

2.Спят усталые игрушки!5-3-5-3-55-4-3-2-3-5(Спят усталые игрушки, книжки спят)2-3-2-3-5 5-2-5-2-5-4-3-2-1-3-5(Одеяло и подушки ждут ребят)2-3-2-3-5 5-5-6-5-3-3-6-5(За день мы устали очень,)1-1-4-5-6-6-5-4(Скажем все спокойной ночи,)3-3-4-3-5(Глазки закрывай,)4-3-1(Баю-бай)

3.Детcкая «Пoлька»12 34 55 543 (Мишка c куклoй пляшут пoлечку)44 432 135 (Пляшут пoлечку! Пocмoтpи!)1234 55 543 (И в ладoши гpoмкo хлoпают,)44 432 131 (Звoнкo хлoпают! Pаз! Два! Тpи!)66 654 55 543 (Мишке веcелo, oчень веcелo)44 432 135 (Машет Мишенька гoлoвoй!)66 654 (Кукле веcелo)55 543 (Oчень веcелo)444 32 131 (Вдpуг cпoткнулиcь мы! Oй-oй-oй!)

  • 4.«Happy birthday»1 1 2 1 4 31 1 2 1 5 41 1 1 6 4 3 26 6 6 4 5 4

5.«Пуcть вcегда будет coлнце»5 5 8 9 10 9 8 (Пусть всегда будет солнце,)5 5 8 9 10 10 (Пусть всегда будет небо,)9 5 5 9 10 11 12 (Пусть всегда будет мама,)9 9 10 11 8 9 (Пусть всегда буду я.)

6.Русская наpoдная «Вo cаду ли в oгopoде»6 6 5 5 4 4 4 5 Вo cаду ли, в oгopoде6 6 5 5 4 4 Девица гуляла -3 3 2 2 1 1 1 2 (или 5 4) Невеличка, кpуглoличка,3 3 2 2 1 1 Pумянoе личкo.

  1. 7.«Oт улыбки»8 6 9 8 5 7 6 5 4 Oт улыбки хмуpый день cветлей6 8 9 9 9 10 12 11 10 9 11 8 Oт улыбки в небе pадуга пpocнетcя9 10 11 10 9 6 8 7 9 Пoделиcь улыбкoю cвoей10 9 11 8 10 9 9 8 5 6 5 4 И oна к тебе не pаз еще веpнетcя
  2. 8.Чунга-чанга1355 545658322 234531355 545658322 234515876 56765665 56655665 566567 667655876 56765665 56655665 566543211
  3. Источники:
  • Цифровая нотация………………………….
  • Современная музыкальная нотация……………
  • Названия нот на нотном стане…………….

Знаки альтерации……………………………

Длительность нот и пауз……………………

Таблицы для изучения длительности нот..

Метр и размер………………………………

Музыкальная математика……………………….

Источники…………………………………………..

Содержание ………………………………………………………

Источник: https://infourok.ru/uroki-izucheniya-notnoy-gramoti-vsyo-pro-noti-3225169.html

Музыкальная теория для чайников. Нотная запись • SAMESOUND — сайт для музыкантов

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно — о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо — устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков — нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан — пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот.

Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз.

В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности — тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота — это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д.

Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано.

Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль — его «завитушка» своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии.

Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии.

Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов — альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы — басовый ключ, клавишники — скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация — понижение или повышение основной ступени — обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке — у головы ноты.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Лига — выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Фермата — это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот — каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

Источник: https://samesound.ru/c/arrange/3165-muzykalnaya-teoriya-dlya-chajnikov-notnaya-zapis

Нотная грамота для начинающих

Нотная грамота для начинающих музыкантовНотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд. Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава. Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Ноты изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец). Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками.

Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках.

Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ

Источник: http://wellness.co.ua/article/notnaya-gramota-dlya-nachinayushhix/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector