На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени.

Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной, она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Какие бывают вводные септаккорды?

Они бывают двух видов – малые и уменьшённые. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом, но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие.

Малый уменьшённый, или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы.

Уменьшённый вводный септаккорд, или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы. Взгляните на этот нотный пример:

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения, они всегда одинаково называются.

Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой — 2).

Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

  • Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх, либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз.
  • Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:
  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3
  • Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:
  • На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  • Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор
  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3
  • Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):
  • На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  • Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде, естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная).

Первое обращение – квинтсекстаккорд, или VII65 – будет располагаться на II ступени.

Бас терцквартаккорда седьмой ступени, VII43 – это во всех случаях IV ступень, а основанием третьего обращения – секундаккорда, VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Разрешение вводных септаккордов в тонику

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджиоВводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами. Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику. При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко. Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2).

На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2.

А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

  1. Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):
  2. На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  3. Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса».

По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее.

Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные.

Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины.

В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септаккордов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

  • Пример разрешения непосредственно в тонику:
  • На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  • Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре
  • Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения.

  1.  Есть два вида разрешения этих созвучий:
  2. – непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  3. – через аккорды доминантсептаккорда.
  4. Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:
  5. На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  6. Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, — это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • – Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • – Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • – Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • – Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

  1. Примеры вводных септаккордов и их обращений от нот до и ре:
  2. На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  3. Удачи вам в ваших делах!
  4. Источник: http://music-education.ru

Источник: http://xn--d1ai5av.xn--p1ai/index/vvodnye_septakkordy/0-53

Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)

Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.

Что для этого надо уметь?

  1. Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
  2. Уметь строить аккорды в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
  3. Делать обращения аккордов.
  4. Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.

Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).

Обращение аккордов

До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.

Читайте также:  Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

В до-мажорном аккорде (С):

  • До – это основной тон
  • Ми – это терция
  • Соль – это квинта
  • На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  • Надеюсь, все понятно?

Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.

Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Что дают нам эти знания? А вот что:

  • Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
  • Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом

Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.

  1. Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.
  2. Выглядеть это должно примерно так:
  3. На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.

  • Вот пример, как это должно выглядеть:
  • На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  • А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:
  • В До-мажоре – C – Em – Dm – G – C – Em – Am – Dm – F – G – C
  • В Ре-мажоре – D – Hm – Em – A – Em – G – A – D
  • В Фа-мажоре – F – B (это си-бемоль) – C – F – Dm – Gm – B – C – F
  • ну и в Соль-мажоре – G – Em – C – D – G

Напомню:

  • большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
  •  большая латинская буква с маленькой буквой “m” – это минорный аккорд
  • мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный – наоборот – м3 + б3
  • латинское обозначение аккордов: C (до) – D (ре) – E (ми) – F (фа) – G (соль) – А (ля) – H (си) – B (си бемоль)

Источник: https://ProPianino.ru/akkordy-chast-3-urok-7

Построение аккордов на гитаре

Представляю вам полное руководство по построению аккордов на гитаре, которое избавит вас от бессмысленного запоминания аккордов и поможет научиться мыслить в более музыкальном стиле. Прочитав данный гайд, вы получите знания о том, как строить аккорды, что значат их названия и как аккорды связаны друг с другом.

Почему полезно знать о том, как строить аккорды?

Если вы когда-либо импровизировали, то вы вероятнее всего изучали шаблоны пентатоники, диатонических ладов и других гамм.

Вообще это очень круто, когда вы можете импровизировать под популярные аккордовые последовательности или любимые песни.

Шаблоны позволяют вам с легкостью импровизировать особо не вникая в сами аккорды, так как играя их, вы практические всегда попадаете в тональность.

К сожалению, а может быть и к счастью, для любого гитариста наступает момент, когда он начинает замечать, что играя например блюзовую пентатонику он играет одно и тоже, звуча при этом практически неизменно. В определённый момент вам попросту надоедает это однообразное звучание и у вас появляется желание добавить новых красок в свою игру.

Изучив аккордовую теорию, вы будите способны определить и сыграть аккордовые звуки, при этом мысля в более музыкальном ключе. Вам не придётся просто сидеть и учить ноты, вы должны будите овладеть ими, понять определённые правила и заставить их работать на вас. Данный пост охватывает всё, что вам необходимо знать о построении аккордов на гитаре, вместе с моими практическими советами.

Прошу заметить, что данный урок требует знание и понимание музыкальных интервалов, и натурального мажорного лада. Всё это используется для разъяснения основных принципов построения аккордов.

Три типа аккордов

По практическим соображениям существует 3 типа аккордов, которые вы должны знать:

  1. Трезвучия
  2. Септаккорды
  3. Расширенные аккорды

Трезвучия

Трезвучие — это аккорд, который состоит из 3 нот. Трезвучия бывают:

Хотя трезвучия состоят всего из 3 нот, вы можете дублировать их, тем самым придавая аккорду более объёмный звук. Все аккордовые формы СAGED используют дублированные ноты.

Септаккорды

Септаккорды — это аккорды, которые состоят из 4 нот. Септаккорды состоят из мажорного или минорного трезвучия, к которому добавляется септима (7 ступень). Наиболее распространёнными септаккордами можно считать:

  • Мажор септаккорд (major 7)
  • Минор септаккорд (minor 7)
  • Доминантсептаккорд (dominan 7)

Расширенные аккорды

Расширенные аккорды — это аккорды, которые состоят из мажорного или минорного трезвучия, септимы и дополнительных тонов: 9, 11 и 13.

2 способа научиться строить аккорды

Есть два основных способа, с помощью которых люди строят аккорды. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Метод 1: Формула + мажорный лад

Если вы знаете и понимаете мажорный лад, то с данным методом не должно возникнуть проблем.

  1. Выбираем тонику (например нота C).
  2. Строим мажорный лад от этой ноты: C-D-E-F-G-A-C.
  3. Применяем формулу для аккорда, которая будет приведена ниже.

Например, вы хотите построить аккорд C (До-мажор). Нам необходимо взять 1-3-5 ступени мажорного лада . После этого мы получаем 1, 3 и 5 ноты мажорного лада и можем построить аккорд. Таким образом, аккорд C состоит из нот C-E-G.

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

В некоторых формулах может быть модифицирована одна из ступеней аккорда. Например, чтобы построить аккорд Cm, мы должны воспользоваться вот такой формулой: 1-♭3-5. Аккорд Cm состоит из следующих нот: C-E♭-G.

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Как я уже говорил, аккорд может дублировать ноты. Например аккорд C в открытой позиции дублирует тонику (C) на 2 струне и 2 ступень (E) на 1 струне.

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Как вы знаете, мажорный лад имеет всего 7 нот и вы могли бы задать вопросом: «Как мы можем построить расширенные аккорды, которые включаю в себя 9, 11 или 13 ступени, если нот всего 7?». Всё очень просто, названия нот дублируются через октаву: C-D-E-F-G-A-B-C-D-E-F-G-A-B.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
C D E F G A B C D E F G A B

Метод 2: Интервалы

Аккорды могут быть построены с помощью формул интервалов. Все эти формулы я приведу немного ниже. Если вам нужно освежить память, то я вам советую посмотреть мой урок о музыкальных интервалах.

По отношению к тонике

Если вы захотите построить скажем аккорд Cmaj7 с использованием интервалов, то вам нужно будет придерживаться следующей формуле:

тоника-большая терция-чистая квинта-большая септима

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

По отношению к предыдущей ноте

Иногда интервалы указываются по отношению к предыдущей ноте, потому-что аккорды (как правило) состоят из мажорных или минорных терций. Для аккорда Cmaj7 можно составить следующую формулу:

мажорная терция-минорная терция-мажорная терция

То есть с точки зрения нот, ван нужно будет зажать те же самые ноты: C (тоника)-E (мажорная терция от тоники)-G (минорная терция от мажорной терции)-B (мажорная терция от минорной терции).

Формулы аккордов

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Формулы для построения трезвучий

Большинство трезвучий строятся из 1 ступени (тоники), 3 ступени (пониженной если это минорный аккорд или повышенной если это мажорный) и 5 ступени. Для аккордов с задержанием, вместо 3 ступень заменяется на 2 или 4.

Полное название Сокращённое название (например от тоники C) Формула Интервальная формула Аудио
Major (Мажор) C 1-3-5  Root-M3-P5
Augmented (Увеличенный) Caug 1-3-♯5  Root-M3-Aug5
Minor (Минор) Cm 1-♭3-5  Root-m3-P5
Diminished (Уменьшенный) Cdim 1-♭3-♭5  Root-m3-dim5
Suspended 4 (Задержанный) Csus4 1-4-5  Root-P4-P5
Suspended 2 (Задержанный) Csus2 1-2-5  Root-M2-P5

Формулы для построения септаккордов

Если вы посмотрели на таблицу, перед тем, как прочитали это, то вы могли заметить, что септаккорды строятся по верх трезвучий, к которым просто добавляется 7 ступень. Давайте посмотрим на формулы для построения наиболее популярных септаккордов:

Полное название Сокращённое название Формула Формула интервалов Аудио
Major 7 (Мажорный септаккорд) Cmaj7 1-3-5-7 Root-M3-P5-M7
Dominant 7 (Доминантсептаккорд) C7 1-3-5-♭7 Root-M3-P5-m7
Minor 7 (Минорный септаккорд) Cm7 I–♭3–5–♭7 Root-m3-P5-m7
Minor 7♭5 (Минорный септаккорд с пониженной 5 ступенью) Cm7♭5 I–♭3–♭5–♭7 Root-m3-dim5-m7
Diminished 7 (Уменьшенный септаккорд) Cdim7 I–♭3–♭5–♭♭7 (или 6) Root-m3-dim5-dim7

Формулы для построения расширенных аккордов

Ниже вы найдёте формулы для построение самых распространённых расширенных аккордов. Их полезность меняется от стиля к стилю. Например джаз музыканты, обычно начинают играть септаккорды и уже потом добавляют дополнительные тона. Блюзовые музыканты, чаще всего используют доминантсептаккорды с добавленной 9 ступенью. В рок и поп стилях, такие аккорды используют довольно редко.

Посмотрев на формулы вы заметите, что расширенные аккорды строятся поверх септаккордов, которые в свою очередь строятся поверх трезвучий. Мы начинаем использовать термин «расширенный», когда переходим к септаккордам с добавленной 9, 11 или 13 ступенями.

Вы так же заметите, что доминантсептаккорд с добавленной 13 ступенью состоит из 7 нот, в то время, как на гитаре всего 6 струн. На практике, некоторые из этих нот пропускаются. Давайте посмотрим на таблицу:

Полное название Сокращённое название Формула Формула интервалов Аудио
Major 9 Cmaj9 1-3-5-7-9 Root-M3-P5-M7-M9
Dominant 9 C9 1-3-5-♭7-9 Root-M3-P5-m7-M9
Dominant 11 C11

Источник: https://proguitarworld.ru/postroenie-akkordov-na-gitare/

Аккорды на гитаре

Аккорды это созвучия из нескольких звуков (от трёх и более, исключение – “power аккорды” или “пятёрки”). Чтобы хорошо и правильно играть аккорды на гитаре, необходима практика и упражнения.

Каких правил нужно придерживаться?

Звуки аккорды должны быть полными и чистыми, звучать одновременно. После щипка пальцы не должны опираться на другие струны, а должны сжиматься как бы в кулак, нельзя отдёргивать руку вверх после щипка.

Кисть руки должна быть полностью расслаблена, а сила звучания регулировалась только пальцами.

Прежде, чем играть аккорды, потренируйте правую руку: поставьте большой палец на какую-либо басовую струну, и остальные пальцы (кроме мизинца) на первые три струны и дёрните струны одновременно. Проследите, чтобы были выполнены все правила, указанные выше. Если не получилось, сыграйте ещё раз, но в замедленном режиме, чтобы проследить за движениями пальцев.

Чтобы выучить все аккорды на гитаре, можно идти двумя путями: учить абсолютно все схемы аккордов (их может быть больше 1000) или выучить принцип, по которому все аккорды создаются. Мы пойдём 2-ым путём. Для этого необходимо знать небольшую теорию, как создаются аккорды.

Читайте также:  Уроки электрогитары в skype

О звукоряде

В музыке 12 нот (наименований/названий), которые следуют друг за другом (если не понятно, о звукоряде можете прочитать из прошлых статей): До, До# (или Реb), Ре, Ре# (или Миb), Ми, Фа, Фа# (или Сольb), Соль, Соль# (или Ляb), Ля, Ля# (или Сиb), Си… (в букв. обозначении: C, C#, D, D#, E, F, F#, G, G#, A, A#, B..)После Си снова следует До и т.д.

Интервал

Аккорды строятся при помощи основного звука (“тоника”) и других звуков, которые строятся через определённое (установленное) расстояние. Расстояние между звуками называется “интервал“.

Самый маленький интервал (расстояние между звуками) называется полутон (пол тона/половина тона). Это расстояние между соседними звуками или, если спроецировать на гриф гитары, между двумя соседними ладами.

Расстояние через лад – называется тон (целый тон). А расстояние через 2 лада – полтора тона и так далее.

Гаммы

Гамма – это звукоряд из 8 нот, где первая и последняя нота совпадают по наименованию (называнию), но отличаются по высоте звука на октаву. Ноты гаммы строятся по полутонам и тонам в определённом порядке (см. ниже строй гамм).

Гаммы делятся на несколько типов. Основные, которые нам понадобятся, это мажорная гамма и минорная гамма. Они отличаются друг от друга по интервальному строению, т.е. ноты гамм отличаются (но есть и совпадения). В зависимости от того, в какой гамме мы хотим построить аккорд, он (аккорд) будет мажорным или минорным.

Строй гамм

Строй мажорной гаммы (последовательность тонов и полутонов): тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Теперь, знаю эту последовательность, вы сможете построить любую мажорную гамму от любой ноты.

Например, попробуем построить гамму До мажор (смотрите на полный звукоряд из 12 нот и строй мажорной гаммы): Основной звук (тоника) будет нота “До”, вторая нота (или ступень) находится через тон (через лад на грифе гитары) – нота “Ре” (т.е.

мы пропустили ноту До#), третья нота тоже через тон уже от второй ноты – “Ми”, четвертая нота находится через полтона от Ми – это нота “Фа”, пятая нота строится через тон от четвертой – “Соль”, затемшестая нота через тон от пятой – “Ля”,седьмая нота через тон – “Си”, и, после неёвосьмая нота – снова “До”.

Специально выбралась гамма До мажор, т.к. все изучали её в школах на уроке музыки, играя по “белым клавишам” пианино. А теперь вы знаете, как она была построена и почему не используются черные клавиши (потому-что строй мажорной гаммы именно тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, и выходит, что в гамме До мажор пропускаются именно черные клавиши).

Строй минорной гаммы (последовательность такая же, как в мажорной, но со смещением): тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Это строй минорной гаммы натурального вида. На практике чаще используется другой вид минора – гармонический

(в нём ниже в статье).Теперь попробуем построить минорную гамму от той же ноты “До”, чтобы сравнить, какие ноты совпадают, а какие нет в мажорной и минорной гаммах:Основной звук (тоника) – До,вторая ступень – через тон от основной ступени – Ре,третья ступень – через полтона от Ре – нота “Миb” (другое название Ре#, но правильно будет говорить именно Миb, потому-что названия нот в гамме всегда должны отличаться от других ступеней),четвертая ступень – через тон от третьей – нота “Фа” (Миb – Ми полтона, Ми – Фа ещё полтона, а в сумме будет целый тон),пятая ступень – через тон – “Соль”,шестая ступень – полтона от пятой ступени – “Ляb” (снова не Соль#, потому-что названия должны отличаться),седьмая ступень – через тон – “Сиb” (не Ля#, т.к. в шестой ступени использовалось название “Ля” в Ляb),восьмая ступень – через тон от седьмой – снова нота “До” (Сиb – Си полтона + Си – До ещё полтона = тон).

Теперь сравним ступени этих гамм:

Виды аккордов:

  • Трезвучия, состоящие из трёх ступеней (наименований звуков);
  • Секстаккорды, септаккорды – состоят из 4 ступеней;
  • Расширенные – состоят из 5 и более ступеней.

Из каких ступеней состоят аккорды?

Основные трезвучия состоят из 3 основных ступеней:

I ступень – тоника, это основа аккорда, фундамент, который задаёт тональность. Тоника обычно обозначается заглавными буквами англ. алфавита: A (Ля), B (Си), C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль);

III ступень – задаёт окраску аккорду, по этой ступени определяется: мажорный или минорный аккорд звучит, т.к. эти гаммы отличаются именно III ступенью. Если аккорд минорный, то рядом с заглавной буквой (тоникой) пишется строчная буква “m” (minor). Например, “Fm” (“Фа минор” – в тонике нота “Фа”, аккорд минорный);

V ступень – придаёт особый фон, гармонию аккорду. Не имеет особых обозначений, однако в “power-аккордах“, которые состоят из двух звуков (только тоника и V ступень, без III ступени), рядом с буквой тоники пишется цифра “5”, например “F5” (В басу нота Фа + V ступень; здесь нельзя определить, мажорный или минорный, т.к. нет III ступени в аккорде, по которой отличаются гаммы).

Sus-аккорды (suspended) тоже являются трезвучиями. Но вместо III ступени играется либо II ступень, либо IV ступень. Как в power-аккордах, в sus тоже нельзя определить ладовую окраску (мажор/минор), т.к. нет III ступени в аккорде.

Обозначаются прибавлением “sus” к заглавной ноте баса, например “Fsus4” (В басу “Фа”, вместо III ступени играется IV ступень + V ступень) или “Fsus2” (В басу “Фа”, вместо III ступени играется II ступень + V ступень).

Иногда встречаются оба варианта: Fsus2sus4 (Играются бас “Фа”, II и IV ступени + V ступень).

Хоть в sus аккордах нельзя определить мажор или минор, но они имеют особые свойства-эффекты. Так, играя sus2-аккорд после минорного (Например, Fm – Fsus2), можно получить эффект нагнетания грусти (гармония становится ещё более печальней). А играя sus4-аккорд после мажорного (Например, F – Fsus4), можно получить более весёлую гармонию.

Также есть увеличенные и уменьшенные аккорды, которые отличаются изменением V ступени, но здесь их рассматривать не будем.

О секстаккордах и септаккордах:

Секстаккорды (от слова секста – 6 или VI ступень) образуются путём прибавления к основному трезвучию VI ступени. В мажоре и в миноре используется одинаковая VI ступень (мажорная).

Хоть выше мы видели отличие VI ступени в гаммах, но на практике используется гармонический вид минора (а не натуральный), в котором VI ступень используется как в мажоре. Обозначаются секстаккорды цифрой 6.

Например, F6 (Фа мажор с секстой) или Fm6 (аккорд Фа минор с секстой).

Септаккорды (от слова септима – 7 или VII ступень) образуются путём добавления к основному трезвучию VII ступени. Используются обе ноты (ступени и мажорной, и минорной гаммы).

Септима бывает большой (как в мажорной гамме) – обозначается “maj7” или “7M”. Например, Fmaj7 – Фа мажор большой септаккорд; Fm(maj7) или Fm7M – Фа минор большой септаккорд.

А также септима бывает малой – обозначается просто “7“. Например, F7 – Фа мажор малый септаккорд или Fm7 – Фа минор малый септаккорд.

Если играете один вид септаккорда, нельзя одновременно зажимать сексту (как секстаккорд), либо другой вид септаккорда – это режет слух.

В этом уроке расширенные аккорды не рассматриваются.

Как найти ступени аккорда, как играть аккорды? (универсальные схемы аккордов)

Чтобы играть аккорды на гитаре, можно разделить гриф по “позициям” или “схемам”. Позиции отличаются друг от друга местоположением I ступени (тоники/основного звука) на струне (т.е. она может быть на 4, 5 или 6 “басовой” струне, в зависимости от этого – разная схема/позиция).

__________________

1 позиция обычно играется в виде полного баррэ (указательный палец закрывает все 6 струн). Бас находится на 6 струне. В этой позиции очень сложно брать sus2-аккорд, поэтому в схеме он указываться не будет. Но легко берутся остальные виды трезвучий, а также септаккорды.

Не пугайтесь. В схеме выше указаны сразу все ступени, которые используются в трезвучиях (т.е. и мажорные, и минорные, и sus аккорд..). Здесь не указываются лады, т.к. “позиции” можно применять практически во всех ладах, поэтому схемы являются универсальными.

По схеме:

I – это тоника, её мы должны играть обязательно хотя бы одну из них (особенно ту, которая в басу);III – это третья ступень мажорной гаммы, а IIIm – третья ступень минорной гаммы (минорный аккорд). Нужно играть либо мажорную III, либо минорную IIIm;IV – четвертая ступень, используется в sus-аккордах. Если играете sus-аккорд, нельзя зажимать III или IIIm ступени, т.к. это вызовет диссонанс (неприятный, режущий звук)V – пятая ступень обеих гамм, лучше, если зажимать хотя бы одну из двух “V”;6 – используется в секстаккорде, если играете секстаккорд, нельзя зажимать никакие септаккорды (7 или maj7), т.к. это вызывает диссонанс;

7 и maj7 – используются в септаккордах.

Повторяющиеся ступени (в этой схеме три I-ых ступеней, две V ступеней..) можно не зажимать/не играть или заменять другими ступенями.

Мажорное трезвучие на 1-ой позиции будет выглядеть так:

Чтобы сыграть, например, аккорд “Фа мажор” (аккорд “F”) в 1-ой позиции, нужно схему выше поставить на 1 лад гитары (1 лад 6-ой струны – это нота Фа). В таком случае необходимо зажать полное баррэ на первом ладу, 5 и 4 струны зажаты на 3 ладах, а 3 струна на 2-ладу. Этот аккорд и будет Фа мажор.

Если поставите эту схему со 2 лада, получится аккорд “Фа# мажор” (F#);

Если поставите эту схему с 3 лада, то получится аккорд “Соль мажор” (в басу на 6-ой струне 3 лад будет нота “Соль” или “G”) и т.д.

Запомнив эту схему и зная ноты на 6-ой струне гитары, вы сможете играть любой мажорный аккорд от ноты “Ми” (нота “E”, открытая 6 струна). Однако после 8-9 ладов брать полное баррэ крайне не удобно, лучше использовать другие позиции.

Минорное трезвучие на 1-ой позиции:

.m

Зная эту схему, вы сможете построить любой минорный аккорд от 6 струны.

Sus-аккорд:

.sus4

или вот так:

2 вариант

Мажорный малый септаккорд:

.7

или вот так:

2 вариант

Мажорный большой септаккорд:

.maj7

Мажорный секстаккорд взять не получится с баррэ, но в миноре можно:

.m6

Минорный малый септаккорд:

.m7

Минорный большой септаккорд:

.m(maj7) или .m7M

__________________

2 позиция играется тоже от баррэ но без 6 струны (её тоже можно играть, но тоника находится на 5 струне):

Здесь легко берутся sus-аккорды (и .sus2 и .sus4), септаккорды (.7 и .maj7). Но сложно берётся мажорный секстаккорд (.6) и невозможно взять минорный секстаккорд (.m6) с баррэ.

Не забывайте, что при игре Sus-аккордов нельзя зажимать III или IIIm вообще. А также нельзя одновременно комбинировать .7, .maj7 (септаккорды), .6 (секстаккорды). Если хотите взять секстаккорд в этой позиции, нужно на 3 струне зажимать I (тонику).

Читайте также:  Учебник по ableton — русский, интерактивный, клевый!

Мажорное трезвучие на 2-ой позиции:

Минорное трезвучие на 2-ой позиции:

.m

__________________

3 позиция – основной бас находится на 4 струне, здесь хорошо берутся и sus-аккорды, и секстаккорды, и септаккорды. Но сама позиция не удобна для новичков, когда берут баррэ (слишком большая растяжка нужна):

Мажорное трезвучие:

Минорное трезвучие:

__________________

Итак, зная эти три основные позиции, вы сможете играть любые виды аккордов от любой струны.

Ниже картинка “Расположение нот на грифе гитары”. Она нужна для того, чтобы вы знали, какие ноты находятся в басах. Выучив хотя бы до 6-8 ладов 4-6 струн вы сможете играть все виды аккордов на память.

Полезные ссылки:

Сайт 1 – Универсальная таблица аппликатур аккордов;

Сайт 2 – Об аккордах на гитаре, как строятся и перемещаются по грифу + видео;

Сайт 3 – “Что такое аккорд?” о построении на гитаре, видах аккордов и т.д.;

  • Сайт 4 – “Что такое тон и полутон” наглядно на пианино;
  • Сайт 5 – Частоиспользуемые аккорды;
  • Сайт 6 – Большое руководство по построению аккордов + все виды интервалов и их названия;
  • Сайт 7 – Большая таблица всех частоупотребляемых аккордов (если вы всё же хотите идти по первому пути)

__________________

Благодарим за внимание!Если есть вопросы или нашли ошибку – напишите нам в контакты через Telegram-канал Guitar Blog (@first_chord).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae74db0dd248401aaf95d4c/5b284ef499d6b600a886957b

Аккорды на ступенях лада таблица

Построение аккордов в тональности

Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в данной тональности.Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух вариантах.

Правило основных ступеней (T-S-D): трезвучия основных ступеней соответствуют основному ладу, то есть в мажоре — они мажорные, а в миноре — минорные. Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать минорная S.

Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут — минорные (+ одно уменьшенное), а в миноре — мажорные (+ одно уменьшенное).

Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере тональностей До-мажор и до-минор.

  • Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются.
  • Итак, Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступеняхМинорные — на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажореУменьшенные трезвучия — на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенное трезвучие строится на VI пониженной в гармоническом мажоре
  1. Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступеняхМалый мажорный — на V ступени (Доминантсептаккорд)Малый минорный септаккорд — на II, III и VI ступеняхМалый уменьшенный — на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажореУменьшенный септаккорд — на VII ступени в гармоническом мажореТакже есть еще два малоупотребимых аккорда:Большой минорный — на IV ступени в гармоническом мажоре
  2. Большой увеличенный — на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре
  • Мажорные трезвучия строятся на III, VI, VII ступенях, а также на V в гармоническом миноре (Доминанта)Минорные — на I, IV, V ступеняхУменьшенные трезвучия — на II ступени и на VII повышенной в гармоническом миноре
  • Увеличенное трезвучие строится на III в гармоническом миноре

  Тойота королла или лада гранта

  1. Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступеняхМалый мажорный — на VII ступени, а также на V в гармоническом миноре (Доминантсептаккорд)Малый минорный септаккорд — на I, IV и V ступеняхМалый уменьшенный — на II ступениУменьшенный септаккорд — на VII повышенной ступени в гармоническом минореТакже есть еще два малоупотребимых аккорда:Большой минорный — на I ступени в гармоническом миноре
  2. Большой увеличенный — на III ступени в гармоническом миноре

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

  Ремонт дроссельной заслонки гранта

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T.

В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно.

Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Для того, чтобы сочинить мелодию, нам необходимо определиться с тональностью. А в тональности знать устойчивые (I-III-V) и неустойчивые (II-IV-VI-VII) ступени.

Устойчивые ступени не дают мелодии превратиться в набор звуков, организует ее, поэтому устойчивые ступени чаще других, неустойчивых, появляются в начале и в конце предложений, фраз мелодии. Между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в мелодии образуется связь по принципу тяготения, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Для того, чтобы подобрать к мелодии аккомпанемент (сопровождение), принято ступени тональности делить на главные и побочные . Главные ступени тональности (I-IV-V) имеют названия. Первая ступень называется тоника, четвёртая ступень — субдоминанта, а пятая ступень — доминанта.

Имеют они и краткие обозначения — (I — Т), (IV — S), (V — D). Остальные ступени называются побочными и не имеют в обозначении определённых названий, обозначаются непосредственно римскими цифрами (II-III-VI-VII).

Для подбора самого простого аккомпанемента можно использовать в басовом голосе, на фортепиано в левой руке, только представленные выше ступени, но если сопровождение необходимо сделать более сложным, то тогда на каждой из ступеней можно построить аккорды. Все аккорды будут иметь разные названия, выполнять разные задачи, то есть разные функции.

  Как снять датчик лямбда зонд

В каждой тональности есть основные аккорды и производные. Основные — это трезвучия и септаккорды, а производные — это их обращения. Если мы построим на I ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться тоническим (Т53 или I53). В него будут входить ступени I-III-V. В таком виде эти ступени будут нести на себе определенную функцию, она называется тонической.

Это устой тональности, звучит определено, завершено, не требует разрешения и никуда не тяготеет. Производные аккорды от тонического, то есть его обращения, будут выполнять те же функции. Если мы построим на IV ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться субдоминантовым, от названия IV ступени (S53 или IV53). В него будут входить IV-VI-I ступени.

В таком сочетании эти ступени будут выполнять другие функции. Это украшение тональности, красочная гармония, «самостоятельная, независимая», как «кошка, которая гуляет сама по себе». Это обусловлено тем, что в субдоминантовую функцию входит первая ступень, которая придаёт ей самостоятельность, а также шестая ступень (тоника параллельной тональности).

Производные аккорды от субдоминантового трезвучия будут выполнять его функции.

Если мы построим на V ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться доминантовым, от названия V ступени (D53 или V53). В него будут входить V-VII-II ступени. Доминантовая функция — это «стремящаяся» функция, стремится она перейти в тоническую. По звучанию напряженная, яркая, с сильным тяготением в свой устой. Преподносит нам тоническую функцию «на блюдечке с голубой каемочкой».

Поэтому доминантовую функцию используют для перехода в другие тональности при отклонении и модуляции. Такое стремление ей обуславливают VII и II ступени, которые называют вводными. Они отличаются очень сильным тяготением в тонику. Производные аккорды от доминантного трезвучия выполняют те же функции. Это правило относится к более сложным аккордам доминанты, то есть септаккорду и его обращениям.

Источник: https://ProDemio.ru/akkordy-na-stupenjah-lada-tablica/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector