Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?Эстрадное волнение – обязательный атрибут нашего обучения. Все дети, учась в музыкальной школе, начиная с первого года обучения периодически сдают экзамены. Фактически это академический концерт, где детки в нарядной одежде выступают со сцены, получая за свой труд оценку от комиссии преподавателей.

Довольно ответственное подведение итогов работы. Очень красивое и памятное зрелище. Экзамен по специальности отличается от обычных экзаменов в школе не только этим.

Могу вас уверить, что этот экзамен намного сложнее любых других. А я знаю, о чём говорю, поскольку была круглой отличницей в обеих школах.

До сих пор в кошмарных снах об экзаменах я никогда не вижу себя, не знающей ответа на вопрос экзаменатора по физике, математике или литературе. Нет. Я всегда вижу себя на сцене за роялем, при полном зале забывающую текст. И слышу гробовую тишину, от которой просыпаюсь в холодном поту.

Публичный позор – необыкновенно сильная эмоция. Именно эта причина заставляет так переживать за своё выступление всех детей, начиная с первых шагов обучения.

Наверное, это не очень хорошо, что детская психика систематически травмируется, начиная со столь раннего возраста. Тем более, что это для многих – уже на всю жизнь: по нескольку раз в год, (а то и месяц) выходы на сцену перед публикой.

С другой стороны, это воспитывает чувство ответственности за результат работы, приучает к собранности, концентрации всех сил на решении определённой задачи в конкретный момент времени, учит владеть эмоциями, вырабатывает волю, и не только исполнительскую.

В случае удачного выступления чувство удовлетворения и радости с лихвой окупает все затраченные усилия. Ну а в случае неудачи – это закаляет характер, делает музыканта сильным, стимулирует к более серьёзной подготовке.

Практика всех музыкантов: от самых юных до самых великих, показывает, что «совсем не волнуются только бездарности». Полностью преодолеть эстрадное волнение невозможно. Как же всё-таки свести к минимуму негативные эмоции, связанные с выходом на сцену?

Очень хорошо помню свои первые академконцерты. Мне было тревожно только лишь от одной мысли: почему это все вокруг волнуются, а мне хоть бы что? Может, со мной что-то не так? Раз все волнуются, значит это нормально. Как бы это сделать так, чтобы и у себя вызвать волнение? Но нет, не получалось.

А почему не получалось? Да потому, что выход на сцену для меня был своеобразной игрой. Ведь не волнуемся же мы, играя на пляже в бадминтон, например? Подумаешь, не поймала воланчик! Ну проиграла, ну выиграла, какая разница? Идём лучше поплаваем!

В раннем детстве мне просто удавалось не придавать этому событию (сдаче экзамена) особого значения, и потому это доставляло не волнение, а удовольствие: выход в красивом платьице на сцену, звучание музыки, предвкушение предстоящего отдыха (каникул), получение новой программы.

Не было стыдно от того, что можно забыть текст. Ну и что? Конечно, очень скоро всё изменилось.

А жаль! Значительно позже я прочитала у Григория Когана в его замечательной книге «У врат мастерства» подтверждение своих мыслей о том, что именно неоправданное преувеличение масштаба события (выступление на сцене, всего лишь одно из очень многих предстоящих в жизни) является основной причиной наших страданий.

Эта причина действительно основная. Со временем я нашла ещё две. Таким образом на сегодняшний день мои рекомендации по уменьшению неприятных ощущений в день выступления сводятся к трём пунктам:

1. Осознать реальное значение события. Ты – всего лишь ученик, ещё не мастер. Ты имеешь право на ошибку, и ты не обязан играть безукоризненно. Это выступление – одно из очень многих, оно ничего не решает.

Как бы ты ни сыграл, мнение окружающих о тебе не изменится. Самое плохое, что может быть – они подумают, что ты недоучил программу. Ну, не доучил! И что?

Рекомендации для родителей: каким бы ни был результат выступления вашего ребёнка, его стоит отпраздновать, как радостное событие. Ни в коем случае не упрекайте ребёнка ни в чём – здоровье в любом случае гораздо важнее! В каком-то смысле это действительно всего лишь игра, как и вся наша жизнь. И играть в эту игру надо весело!

2. Во время игры нельзя ставить перед собой задачу, которая начинается с частицы «не»: «не думать о тексте», «не волноваться» и т.д. Лучше всего – как можно плотнее нагрузить голову текущими задачами.

Вспомнить, что написано в нотах между строк: какая динамика, вилочки, фразировка, штрихи, агогика, педализация. Обострите до предела свой слух, следите за тем, что звучит, вслушивайтесь в каждый звук.

Есть очень много нюансов, о которых шла речь на уроках. Каждая мелочь, которая отрабатывалась в классе, должна быть учтена во время исполнения на сцене. Если постараться всё это вспомнить и воплотить в звучании, для волнения просто не останется времени.

3. Заблаговременно нарисовать в нотах и выучить «опорные точки». Тогда вы точно будете знать, что в любой момент в случае «выпадения» из памяти текста можно легко выкрутиться.

Для этого достаточно прыгнуть на ближайшую из предстоящих опорных точек. Страх забывания текста – одна из главных причин неуверенности на сцене. Хорошо выученные опорные точки снимают эту причину.

Если удастся сделать всё, о чём я написала в этих трёх пунктах, то волнение будет вами владеть лишь до первых звуков вашего выступления.

Затем произойдёт «включение» в музыку и… впереди останутся только положительно окрашенные эмоции!
Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?
Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Источник: https://tatzilbert.ru/estradnoe-volnenie/

Психологические причины эстрадного волнения и методы его преодоления

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

Каждый музыкант с момента поступления в музыкальную школу проходит испытание эстрадой: академические, классные и праздничные концерты, конкурсы и фестивали, выпускной экзамен.

Публичное выступление – это важный момент в жизни музыканта (и мастера и ученика), так как выносится на суд слушателей результат творческого труда.

От чего зависит успех или неудача выступлений? Этот очень важный для музыкантов вопрос изучался и изучается многими выдающимися исполнителями, педагогами и музыкальными психологами.

Большое значение имеет:

  • масштаб дарования исполнителя
  • ценность исполнительского замысла
  • уровень мастерства (умение воплотить замысел)
  • опыт концертных выступлений
  • объективные условия (качество инструмента, акустика зала, реакция публики)
  • психофизическое состояние выступающего.

Остановимся на психофизифеском состоянии – это комплекс психофизических ощущений музыканта или так называемое «эстрадное самочувствие».

Это особое состояние, в котором на первый план выходит вечная проблема – неизбежное волнение.

Чувство страха испытывают и опытнейшие исполнители. Г.

Пятигорский, великолепный русский виолончелист, работавший за рубежом писал в своих воспоминаниях: «… только слово «пытка» может передать то, что я чувствую перед концертом.

Я знаю, что на эстраде стоит и ждет меня стул, который превратится в электрический, и что, несмотря на смертельный страх, я все же усядусь и буду выглядеть собранным и готовым для публичной казни…» (Пятигорский, 149, 150).

Степень волнения зависит от ряда факторов.

Во-первых, это связано с типом нервной организации исполнителя. Экстраверты любят выступать в больших залах. Чем больше публики, тем комфортнее они себя чувствуют. (Ф. Лист, А. Рубинштейн, С. Рихтер). Интраверты хорошо себя чувствуют в маленьких залах с ограниченной аудиторией (Ф. Шопен, Балакирев, В. Софроницкий, Г. Гульд).

Во-вторых, условия и характер публичного выступления. В наше время существует выступление на радио или телевидении, запись в студии или трансляция по интернету в системе On-lain.

Исполнители по-разному реагируют на условия выступления. Свободно играя на публике в зале, некоторые испытывают сильнейший дискомфорт при словах: «Тишина в студии. Запись пошла».

Особой эмоционально-психической устойчивости требует участие в исполнительских конкурсах и игра на экзаменах.

В-третьих, степень эстрадного волнения зависит и от возраста исполнителя. Маленькие дети, за редким исключением, не боятся играть на концертах и с удовольствием слушают аплодисменты. Они еще не осознают ответственности выступления.

Страх публичного выступления появляется, как правило, в подростковом возрасте, когда приходит чувство ответственности, появляется осознание себя, как личности, формируется представление о своем месте в обществе.

В-четвертых, степень волнения зависит от того, играет музыкант сольно или в составе ансамбля. Распределение ответственности за выступление по всем участникам исполнения снижает остроту страха.

Эстрадное волнение различается и по времени проявления – моменту наступления и длительности.

Есть музыканты, которые волнуются непосредственно перед выступлением, их волнение проходит, едва они выходят на сцену. У других волнение долгое, изматывающее, доводящее до душевного и физического истощения.

Фазы эстрадного волнения и формы его проявления.

Первые признаки волнения появляются, как только становится известна дата концерта – предконцертное состояние.

По мере приближения даты, мысль о выступлении все чаще приходит на ум, превращаясь в идею фикс. При этом нарушается равновесие нервных процессов, ослабляется адаптация к окружающей среду.

В воображении то и дело проигрывается ситуация концерта, которая оборачивается то триумфом, то провалом, и сама мысль о концерте вызывает усиление вегетативных, не зависящих от воли человека рефлексов.

Это особенно характерно для следующей фазы – непосредственно предконцертного состояния.

Начинает знобить, подташнивать, мышцы напряжены или, наоборот, мышечный тонус вялый, дыхание сбивчиво, во рту пересыхает.

Увеличивается чувствительность кожи (как при лихорадке и гриппе), руки потеют или мерзнут, учащается пульс. Могут повышаться артериальное давление и температура тела, появляется тремор (дрожание) рук.

А главное – возникает общее чувство тревоги, безрадостности, душевного и физического дискомфорта. При повторах, эти явления приводят к истощению нервной системы, что проявляется в виде депрессии или перевозбуждения. Слишком сильный эмоциональный заряд разрушает нормальное протекание нервных процессов: это проявляется в различных типах поведения исполнителей непосредственно пере концертом.

Оптимальное состояние у музыкантов, как и у спортсменов – состояние «боевого возбуждения»: повышается быстрота реакции, обостряется внимание, яснее работает мысль, прибывают силы. Эта «приподнятость» естественна и полезна. Она дает чувство, что ты «в ударе» и все получится прекрасно.

Исполнитель охотно общается с окружающими, готов и хочет выйти на сцену.

Состояние «боевого возбуждения» характерно для сангвиников.

Второй вид предстартового состояния – «стартовая лихорадка». При таком состоянии ослабляются тормозные процессы. Движения становятся суетливы, внимание неустойчиво, пульс учащен, дыхание неровно. Не оставляет чувство тревоги.

Речь становится торопливой и излишне громкой. Такой исполнитель нота за нотой проверяет свою память, ночью просыпается в поту, ловя себя на мысли, что забыл какое-то место.

Он не может оторваться от инструмента, снова и снова повторяя трудные места.

Это тип поведения холериков.

Третий вид предстартового состояния – «стартовая апатия», при которой кора головного мозга, истощенная длительным возбуждением, впадает в тормозное состояние.

Исполнитель испытывает чувство сонливости, вялости, ему совершенно не хочется выступать. Движения разлажены, реакция замедленна, осаждают неприятные мысли.
«Стартовой апатии» подвержены флегматики.

Если выступающему не удается справиться с чрезмерным волнением, результат бывает плачевным.

При волнении – панике нарушается координация, появляются лишние движения, происходит мышечные зажимы, страдает качество звука (прикосновение становится поверхностным), темп делается неуправляемым.

Подводит память. проявляются прежние, вроде бы исправленные, ошибки. Идет насмарку долгая и тщательная работа.

По выражению Г. Когана, хорошо подготовленное произведение превращается в «позорное месиво».

  • Провал или неудачное выступление наносит ученику серьезную психологическую травму, оставляя глубокий след в психике ученика; формируется рефлекс на то, что разрушительное волнение обязательно повторится, появляется страх перед собственным волнением.
  • Нельзя допускать ученика до провала, срыва, неудач, так как растущая боязнь сцены – это настоящий кошмар для музыканта, который вынуждает многих одаренных людей отказываться от артистической карьеры.
  • Многие родители, учившиеся в детстве в музыкальной школе, вспоминая свой страх перед сценой, предпочитают не травмировать психику своих детей и не дают им возможности получить музыкальное образование.
  • Поиски средств против «вредного» волнения ведутся в музыкальной педагогике давно.
  • Причины эстрадного волнения и способы их преодоления.
  • Надо понимать, что у эстрадного волнения есть целый ряд причин и для удачного выступления действие этих причин необходимо свести к минимуму.
  • Причины объективного характера и их профилактика.
Читайте также:  Drum rack — стойка ударных

1. Одна из причин сценического страха – «нечистая совесть» то есть недоученность, «сырость» пьесы.

Для устранения этой причины, ученик и педагог должны быть уверены в полной готовности программы.

Как проверить готовность произведения?

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9920

Виолетта Шакиришвили: «Причины сценического волнения и способы его преодоления в классе фортепиано»

26 октября 2017 года в Пушкинском территориального методическом объединении Московской области прошли Зональные педагогические чтения для преподавателей ПТМО, ДМШ и ДШИ МО (фортепианная секция).

В мероприятии с методическим докладом по теме «Причины сценического волнения и способы его преодоления в классе фортепиано» выступила преподаватель по классу фортепиано Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г.

Ивантеевки» Московской области Виолетта Владимировна Шакаришвили. Ниже мы публикуем доклад Виолетты Владимировны.

Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

«Причины сценического волнения и способы его преодоления в классе фортепиано»

Проблема адекватного поведения на сцене порождена непосредственной исполнительской практикой. В среде музыкантов – профессионалов эта проблема рассматривается с конца 17-го века. Она включена многими методистами в свои работы о воспитании музыканта. И сегодня эта проблема по-прежнему актуальна и значима для множества исполнителей на различных инструментах, педагогов и учеников.

Психологическая подготовка ученика к выступлению.

Психологическая подготовка ученика к выступлению имеет не меньшее значение, нежели профессионально-исполнительская подготовка как таковая – на этой позиции сходится подавляющая· часть преподавателей музыки.

Вся работа, которая велась учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления музыканта-исполнителя и его профпригодностью.

Возможны ситуации, когда щедро одаренный музыкант терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; возможны и такие ситуации, когда неплохо показать себя может и учащийся не слишком яркой одаренности, и, тем не менее, сценой проверяется, как уже говорилось, решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и устойчивость психики, и др.

Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна вестись с детских лет. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением.

Подготовка будущего музыканта-исполнителя к сцене должна вестись уже в начальный период обучения, в стенах ДМШ и СМШ, однако в дальнейшем основная работа в этом плане ложится на плечи самого исполнителя.

Он должен изучать себя в экстремальных условиях сцены, выявлять факторы позитивно или негативно влияющих на его игру на публике; он должен быть осведомлен о целом ряде привходящих обстоятельств, так или иначе влияющих на исполнение, например, режим дня в день выступления, организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т.д.

Практика показывает, что профессиональные артисты со всей серьезностью подходят к изучению совокупностей внешних и внутренних условий, детерминируюших публичные выступления.

Один из актуальных вопросов предконцертной подготовки ученика сводится к тому – следует ли играть произведение (или программу из нескольких произведений) в классе с полной эмоциональной отдачей или лучше поберечь силы для концертного выступления? Точка зрения Л. Н.

Наумова на эту проблему была вполне определенна: «Я говорю студенту в классе: «Играй так, как будто бы ты в данный момент на сцене Большого зала консерватории. Ты должен проявлять свою эмоциональность и темперамент даже если играешь, например, экспозицию сонаты».

В практике исполнителей случается так, что играть на публике приxoдитcя по несколько раз подряд; бывают единичные, эпизодические выступления, а бывает серия концертов. Но, даже, проводя такие серии, следует избегать соблазна поберечь себя, считал Р.Лисиченко.

«Когда играешь несколько раз подряд, – говорил он, – вольно или невольно начинаешь беречь себя. Я убедился, что этого делать нельзя, ибо возникают разного рода исполнительские неожиданности и сюрпризы, снижающие качество игры. Впечатление, что автор тебе мстит … В общем, нужно целиком отдаваться игровому процессу на любом этапе.

Я бы сказал, что ощущение «концертности» исполнения должно быть даже если произведение выучено еще не до конца».

К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. Концертность – это, прежде всего внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что исполнителя слушают. Учащиеся, как правило, волнуются в классе, принося первый раз произведение на урок педагогу.

В каком-то смысле класс становится сценой выступления, а педагог – слушателем, причем самым строгим, компетентным, все понимающим слушателем. Волнение, охватывающее ученика в этот момент, по сути дела, имеет то же психологическое содержание, психологическую природу, что и сценическое волнение.

И готовясь выйти на сцену, важно не «перегореть» эмоционально и психологически до времени.

Знание психических (индивидуально-личностных) и профессиональных свойств ученика в их взаимосвязях и зависимостях абсолютно необходимы педагогу в выработке оптимальных путей и способов подведения к концертным выступлениям.

Диагностика характера учащегося, его внутренних состояний, его индивидуальных реакций на те или иные ситуации способствует правильному выбору психологической стратегии и тактики педагога в наиболее важные для его подопечного моменты.

Не лишнее повторить, что работа такого рода, должна вестись на всех этапах становления музыканта-исполнителя.

Причины сценического волнения и способы его преодоления

Есть все основания говорить в данном случае о комплексе причин. Причем индивидуальные соотношения в этом комплексе всегда неодинаковы, всегда различны. Чаще всего волнение навевается мыслями (или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моей игры?» и т.д.

Надо сказать, что преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя.

Но при этом важно и то, что отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерных формах. Н.В.

Трулль замечает по этому поводу: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену, – он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно, что и как он будет играть». П.Т.

Нерсесьян говорит: «Я специально призываю волнение за день-два до важного для меня выступления».

Он убежден, что только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве: «Волнение – это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы физические и психические; человек равнодушный, – продолжает он, – не волнующийся ничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит».

Молодых исполнителей надо подготавливать к выходу на сцену – и подготавливать не только в профессионально-исполнительском плане, но и психологическом. Важно воспитывать в начинающих музыкантах чувство самоконтроля на сцене, который у них, как правило, не развит.

Зачастую они не знают, как надо выйти на сцену, как сесть, какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя. Более того, не знают, как вести себя, исполняя программы, состоящие из нескольких произведений, что делать в моменты пауз, в перерываx в игре.

Эти и другие аналогичные вопросы должны находиться в поле зрения преподавателя на своем опыте освоившего тактику сценического поведения.

Даже одежда исполнителя имеет значение для выступающего – она может либо действовать на него успокаивающим образом, либо, напротив, выводить, в той или иной мере, из душевного равновесия.

Источник: https://artmoskovia.ru/violetta-shakirishvili-prichiny-scenicheskogo-volneniya-i-sposoby-ego-preodoleniya-v-klasse-fortepiano.html

Сценическое волнение и методы его преодоления – Методическая страница – АсСоль

  • Сценическое волнение и методы его преодоления
  • Методический доклад
  • Вступление.     

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение”.  

Многие психологи связывают страх перед публичными выступлениями с жизненным укладом в первобытном обществе.

Все действия человека в те времена проходили через призму общественного поощрения или наказания, изгнание было равносильно смерти.

Для нашего современника боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих действиях часто является причиной страха выступления перед аудиторией.      

По мнению учёных сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания “адаптационного синдрома” к усложнённым условиям жизни и труда.

Считается, что экстремальные условия присутствуют лишь в “опасных” профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для жизни. Однако сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях обнаруживают сходство с переживаниями человека в экстремальной ситуации.

Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание. 

Основные типы реакции человека на стрессовую ситуацию.

Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.        

Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически, появляется уверенность. Данный тип реагирования заменяется на более продуктивный.

Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу “убежать – замереть – упасть”. В крайних случаях пытается спрятаться, полностью “уйти в себя”, закрывает глаза, затаивает дыхание.    

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Тормозной тип. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации “замедленной съёмки”.

Учащийся данного типа требует “встряски”. Для продуктивной деятельности ему необходим хороший “запас прочности” знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.        

Агрессивный тип. В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, “нападая” на всех и всё. 

Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают “наказывать” непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке.

Прогрессивный тип. Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется “боевой задор”. Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.    

“Прогрессивный” тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель-экстремал не любит “выкладываться” на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене. 

Методы работы по снижению концертного волнения.

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности. Однако наиболее общие рекомендации актуальны для каждого музыканта.

1. Рациональный подбор репертуара. 
Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности – одно из условий успешности выступления.      

Читайте также:  Евгения отрадная - история и секреты успеха

При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика. Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки. 

Одна из причин сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, используем следующие приёмы заучивания наизусть.

Первый из них-методика создания «опорных точек». Работаем над разбором и запоминанием материала по фразам и периодам. Анализируем форму произведения даже с самыми маленькими учениками.

Границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать.

Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого места.

Следующий приём, помогающий исполнителю свободно ориентироваться в тексте, играя наизусть – подробная проработка всех элементов музыкальной ткани. Например, в пьесе Петра Ильича Чайковского “Болезнь куклы” обращаем внимание на наличие трёх выразительных элементов – мелодии, гармонии и баса. Каждый из них должен прослушиваться как самостоятельно, так и в соединении с окружением.

Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.

Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.

3. Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

4. Отработка комплекса сценических ритуалов.    

В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере. 

5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение – выступаем перед одноклассниками или родителями. Затем задачу усложняем – играем перед педагогами.  Обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным. 

Создавая подобие концертной атмосферы, полезно выступать в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе, записать выступление ученика на видео. Для снятия “страха публичного выступления”, можно посоветовать ребёнку сыграть пьесу в магазине музыкальных инструментов или даже просто открыть окна, когда он занимается на фортепиано (баяне, скрипке и др. инструменте). 

Любой промах на сцене надо учиться игнорировать. Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты – не хирург». 

6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены. 

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики. 

7. Удобная комфортная одежда на сцене.

Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда. Например, высокие каблуки, острый или «обрубленный» носок обуви негативно    сказываются на технике владения педалью.

Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения.

Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения используем следующие дополнительные меры.

1) Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок.  Этому помогает игра с помехами.

В домашних занятиях, например, предлагаем ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания.

 Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой. 

На уроке помехой может послужить психотравмирующее слово-восклицание педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения программы. Ученик при этом не должен ошибиться. Кроме того, в качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.  

Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.

2) С целью повышения самооценки рекомендуется эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности. 

3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее. 

4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых номерах концерта.

5) Перед выходом на сцену для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив тёплым слабым чаем или водой.

Таким способом пользовались Святослав Рихтер и Давид Ойстрах. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга.

Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и дрожание рук. 

  1. Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций. 
  2. Использованная литература

Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/scenicheskoe_volnenie_i_metody_ego_preodolenija/1-1-0-705

Сценическое волнение. Причины и решения

Музыкантам знакомо сценическое волнение. Негативный опыт выступлений схож у исполнителей любого уровня: одни, испытывая трудности с волнением, преодолели их «с кровью», другие – отказались от концертной карьеры вовсе. Попробуем разобраться со “сценическим мандражом” и его преодолением.

Играете хорошо на кухне, а на сцене – плохо? Объективные причины:

  • Дискомфорт: холодно (деревянные пальцы), шумно (себя не слышно), яркий свет бьёт прямо в глаза, неудобный стул, неудобная подставка, неудобные условия ожидания выхода (тесная «гримёрка»), плохая организация концерта: спешка или наоборот – длительное ожидание. Проблемы с транспортом (пока добрался – как будто сутки отработал), и т. д.
  • Сценическая работа – это искусство мгновенного сосредоточения. Этот навык нужно вырабатывать и появляется он в процессе целенаправленной работы не сразу.

Переоценка собственных возможностей, превратное их понимание. Подстерегает обычно начинающих гитаристов.

Если вы полагаете, что дома играете хорошо, а на сцене плохо, то можете искренне заблуждаться: правда в том, что и дома вы “не дотягиваете”! Просто дома вы не обращаете пристального внимания на огрехи, наслаждаясь звучанием инструмента. На публике уже не до развлечений, и вдруг вся игра становится “обнаженной”…

Обычная ошибка начинающих – выбор слишком сложного репертуара. Не стоит играть то, что потребует 100% технических возможностей. Выносите на публику пьесы, которые вам уже действительно легко даются.

Умение держаться на сцене появляется с опытом! Используйте любой повод, чтобы этот опыт увеличить: выступайте при любой возможности. Играйте друзьям и знакомым, на любых мероприятиях, не отказывайтесь от предложений.

Психологические причины сценического волнения лежат в чрезмерном самолюбовании: волнуется тот, кто много думает о самом себе. Не важно, считаете ли вы себя выдающимся гитаристом, или наоборот, увлекаетесь сильным «самобичеванием»: и в первом, и во втором случае ваши мысли поглощены собственной персоной.

Во время выступления важно думать только о музыке. Искусство «мгновенного сосредоточения», упомянутое выше, требует полного погружения в работу с первой ноты и до занавеса.

Как заниматься с инструментом:

  • Следует определиться, как вы хотите звучать и как на самом деле звучите. Записывайте свою игру чаще, слушайте, смотрите и исследуйте эти записи;
  • Используйте для репетиций помещения, похожие на те, где предстоит выступать (в идеале – те же самые). Привыкайте к обстановке, температуре, акустике;
  • Избавьтесь от вредных гитарных привычек: наигрывать небрежно «шёпотом», не заботясь о плотном звучании, гонять пьесы целиком, не отрабатывая проблемные фрагменты, бездумно “брынчать” ради развлечения, не контролируя качества каждой фразы, и т. д.;
  • Имитируйте концерт, представьте людей в зале, устройте себе спектакль: наденьте концертный костюм, произнесите вступительные слова и сыграйте программу целиком с первой попытки. Сыграйте кошке, цветку на подоконнике, своим друзьям и родным, и делайте это постоянно;
  • Периодически имитируйте неудобства, которые подстерегают на концертной площадке: шум, жара-холод, освещение, звонок мобильного телефона, любые отвлекающие факторы. Проверьте, сможете ли «выжить» в не комфортных условиях, сыграв программу от начала до конца. Интересно поиграть в темноте, когда не видно собственных рук – это близко к ситуации, когда вы «ослеплены» прожектором, бьющим прямо в лицо;
  • Устраните возможные физические последствия нервозности заранее: например, научитесь дышать. Длительная задержка дыхания во время игры – вредная привычка гитаристов.

8 практических советов как учить пьесу, чтобы не забыть текст на сцене

Как вести себя на сцене:

  • Перед выходом помните о публике, которая собралась вовсе не для оценки ваших навыков – они пришли развлекаться, вдохновляться, слушать музыку. С другой стороны, вы выходите на сцену, чтобы раскрыть музыкальное сочинение, но не для демонстрации собственных возможностей;
  • Прекратите негативный внутренний диалог. Вас больше нет, есть только Музыка и ваша работа, которую хотите сделать самым наилучшим образом из возможных;
  • Не пытайтесь делать на сцене то, что не отработано на репетиции. Не рискуйте ни в каких моментах! Неверно выбранный темп, излишняя атака, динамика, любая спонтанная «решительность» или «бравада» могут привести к неудаче;
  • Не преувеличивайте важность исполнения, а даже мысленно преуменьшайте её. Это  ведь не последний день жизни, а аплодировать будут в любом случае;
  • Если ошиблись, не обращайте внимания – это уже прошлое. Слушателей интересует музыка, а не ошибки. Ошибки простят, а чаще – попросту не заметят;
  • Представьте слушателям пьесу, которую играете – насколько хороша музыка и её аранжировка;
  • Продемонстрируйте возможности гитары, которую держите в руках, ее звук, тембр, динамику;
  • Своим исполнением покажите слушателям гитару как «явление» – ведь это лучшая вещь, придуманная людьми!

Материал подготовил Martin Ludenhoff

 

А какие методы для борьбы со сценическим волнением знакомы вам?

Источник: https://queenguitar.by/guitar-article/scenicheskoe-volnenie-prichiny-i-resheniya

Научно-исследовательская работа «Педагогические аспекты преодоления сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы»

  • Педагогические аспекты преодоления сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы.
  • Проблема подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве.
  • Факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не достаточно готов к исполнению.
  • Успешность выступления на сцене зависит не только от уровня подготовки исполнителя, его опыта и мастерства, но и от того, что происходит с ним до начала выступления, от его способа реагирования на сценическую ситуацию.
  • Оптимальное концертное состояние зависит от уровня психологической подготовки музыканта и его способности к самоконтролю во время выступления.

Как правильно настроить учащегося перед выступлением, чтобы тот донес до слушателя лучшее, на что способен, и как воспитать в нем любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют сегодня множество педагогов-музыкантов.

Комплекс педагогических методов и приемов, представленных в данной статье, способствует формированию оптимального концертного состояния и положительно сказывается на исполнительской деятельности учащегося.

1.1.Виды и формы сценического волнения.

Исполнительская деятельность, является важнейшим элементом учебного процесса, готовящего музыкантов к будущей профессиональной деятельности. Каждому учащемуся, приходится постоянно сталкиваться публичными выступлениями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, конкурсов.

По своим характеристикам публичные выступления музыкантов относятся к стрессовым ситуациям. Главным стрессором для них является зрительный зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми.

Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства.

Читайте также:  Песни победы: благодарная память

Подготовка будущего музыканта – исполнителя к сцене должна вестись уже в начальный период обучения, в стенах детской музыкальной школы.

Работать над закалкой воли необходимо с такой же последовательностью и настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием технических умений и навыков.

1.2. Основные причины сценического волнения

Музыканты-исполнители, располагающие достаточно большим опытом выступления, знают, что одна из первопричин сценического волнения – боязнь забыть текст.

Провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности произведения. Тем ни менее, ученик должен знать его не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести» исполнителя придаст уверенность в себе и наоборот.

На волнении сказывается и то, как построена программа выступления, каковы особенности времяпрепровождения в преддверии концерта.

Научно доказано, что преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя.

Безусловно, когда волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато для него определенными потерями на сцене. Но отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерно гипертрофированных формах.

Частой причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление артистом характера деятельности, и как результат – растерянность. Молодому музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

3. Основные педагогические методы и приемы подготовки учащегося к публичному выступлению на начальном этапе.

1. Метод привыкания к условиям публичного выступления.За несколько дней до выступления педагогу нужно помочь юному музыканту представить место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.

Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев, посажены куклы и игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше.

Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторение этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение.

В этом приеме музыкант постепенно приближается к ситуации концерта, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно чаще.

2. Приём, способствующий концентрации внимания. У произведения есть своя логика, форма, характер, образ. Артист обязан с максимальной убедительностью и достоверностью раскрыть все составляющие компоненты произведения.

3. Метод возбуждения творческого воображения. Воображение в момент исполнения должно быть ясным, рельефным. Важно учить ребёнка детально представлять себе все части целого произведения. Только подробности воображаемой картины могут вызвать настоящую эмоцию (путём сопоставления и сравнения).

4. Ролевая подготовка.

Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта и начинает действовать как бы в образе другого человека.

В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Однако, в силу недостаточного сценического опыта, молодые исполнители не всегда могут использовать данный прием.

5. Метод аутосуггестии. Необходимо внушить учащемуся неистовое желание выступать перед публикой. Он должен повторять: «Я хочу выступать, потому что моё выступление будет интересно окружающим …Мне есть что сказать зрителю!».

6. Метод аутотренинга (самовнушения). Следует объяснить детям, что внушение и самовнушение сильнейшим образом влияет на наше подсознание. Необходимо оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную сферы организма. Освоение и своевременное применение метода аутотренинга может помочь ученикам в преодолении неконтролируемого эстрадного волнения.

7. Метод мышечного расслабления («мышечный контроллёр»). Временно, перед учащимся ставится задача следить в процессе исполнения за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения.

При появлении зажимов «контроллёр» должен их устранять. Важно постоянно добиваться свободы в деятельности, подавлять зажатость и напряжение.

Этот процесс самопроверки (при многократном повторении) должен быть доведён до механической бессознательной заученности.

8. Метод формирования эстетической манеры поведения. Выход и уход со сцены, походка, движения, поклоны, обращение к залу – должны быть хорошо отработаны заранее. Даже если у исполнителя волнение и напряжение достигли уровня паники, он должен, обязан перешагнуть через себя и выйти к зрителю в приподнятом, доброжелательном настроении.

9. Метод взаимоотношения музыканта со слушателем. Артистизм – это способность общаться со слушателями. Личность способна проявляться только в общении с другими людьми. Высшая цель педагога – добиться от учащегося желания общаться с публикой, раскрыть им свои чувства, переживания.

4. Доминантный этап подготовки к публичному выступлению.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.

Очень важен процесс общения педагога с юным музыкантом в преддверии выступления. Необходимо внушать ученику уверенность в своих силах. Важнейшим условием педагогического воздействия являются доверительные отношения между учителем и учеником. Только в том случае, если последние будут чувствовать поддержку и неравнодушие к своей проблеме все усилия могут быть не напрасными.

Помимо творческого наставничества, педагог должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры.

В день выступления:

В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в тот момент, конечно, большое, оно повышается от сознания ответственности. Чтобы волнение не перешло в панику, полезно несколько отрешиться от излишнего ощущения ответственности.

Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену.

При недостаточной уверенности музыканта, при подстерегании мысли о провале, можно воспользоваться маской уверенности; на первых порах искусственная и наигранная, она со временем становится частью характера.

Хотя конечно, настроение – категория подсознательная, но сознательно «играя» определенное состояние духа, можно вызвать его к жизни. Простой совет: если волнуешься – очень помогает просто притвориться спокойным.

Обуреваемый волнением исполнитель даже самому близкому человеку (учителю) не должен признаваться, что боится выступления; он не должен признаваться, в этом и самому себе. Следует повторять: «Я с нетерпением жду концерта».

И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности.

Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.

  1. За полчаса до выхода на сцену можно проделать несколько дыхательных и тонизирующих упражнений:
  2. «Пальма» – руки вверх, медленное потягивание к потолку, пятки на полу – сброс всего тела, расслабление (повторить 3-5 раз);
  3. «Дробь» – отбивка ногами чечётку, колени согнуты, движения направлены в пол – хорошее упражнение для снятия стресса;
  4. «Шар» – медленный глубокий вдох через нос (легкие расширены, реберные мышцы полностью расправлены, плечи опущены), задержка на пике вдоха (5-7 сек), медленный выдох через рот (губы трубочкой). Задача упражнения – не торопиться: чем продолжительнее вдох и выдох, тем быстрее восстановится дыхание (повторить 3-5 раз);

«Змея» – громкий звук «Ш-ш-ш» на протяжении 30 секунд. Выполнение этого упражнения гарантирует избавление от страха и тревоги как минимум на ближайшие полчаса.

Преподавателю не стоит непосредственно перед выходом учащегося на сцену давать последние наставления, касающиеся его интерпретации произведения. Наоборот, необходимо помочь ученику психологически настроиться на максимальную отдачу. Позволить лучше внутренне собраться, представить себе характер произведения, два-три раза глубоко вздохнуть, и смело выходить на сцену – побеждать.

Выступление:

Концерт. Слушатели сидят в зале, они в ожидании предстоящего события. С появлением на сцене исполнителя на него устремляются все взоры, и сам выход может или настроить публику на нужный лад, или несколько расслабить. Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту.

Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно проследить, как держатся другие исполнители.

Хорошая осанка означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и более глубокое дыхание и лучшее самочувствие, а следовательно и уверенность в себе.

Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта. Вести себя необходимо естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно. Манерность производит отталкивающее впечатление.

Вывод

Подготовка к публичному выступлению – наиважнейший этап формирования педагогом музыканта-исполнителя. Успешность выступления учащегося на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической адаптации к общению с публикой.

Специальные методы и приемы воздействия на учащихся способствуют раскрытию их потенциальных артистических возможностей, раскрепощению эмоциональной сферы и развитию волевых качеств личности.

Применение их на практике позволяет повысить уровень психологической устойчивости ученика к негативным влияниям сценического волнения – развивается способность всецело сосредотачиваться на музыкально-исполнительском процессе, на выполнении того, что было предварительно задумано, на решении тех или иных конкретных профессиональных задач.

Поиск путей преодоления сценического волнения и выработка комплекса педагогических методов и приемов по формированию оптимального концертного состояния учащегося должны вестись исключительно с учетом индивидуальных особенностей исполнителя.

В режиме индивидуального обучения в детской музыкальной школе у преподавателя появляется возможность развития эмоционально-волевой сферы учащегося в результате сбалансированных и целенаправленных занятий по формированию оптимального концертного состояния.

Нейтрализовать эмоционально стрессовое состояние ученика при публичном выступлении, в «уходе» от сценического волнения – не главная задача педагога. Сделать волнение управляемым, контролируемым состоянием, научить самоконтролю в стрессовых ситуациях – важнейшая задача педагога в период подготовки молодого музыканта к концертному выступлению.

Список используемой литературы

Баренбойм Л.А., Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. М. : Сов. композитор, 1990 – 244 с.

Гинзбург Г.Р. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. композитор, 1984 – 246 с.

Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006 – 156 с.

Земцова Т.Н. Влияние эстрадного волнения на качество публичных выступлений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 63-65.

Зуев Д.В. Периодизация этапов психофизеологической подготовки музыканта исполнителя к концертному выступлению. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kref.ru/infokulturaliteratura/130031/3.html.

Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Исслед. Л.: Музыка, 1985 – 160 с.

Коган К. У врат мастерства. М.: Музыка, 1969.

Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство, 1978 – 430 с.

Литвиненко  Ю.А. Роль публичных выступлений учащихся в процессе обучения музыке // Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 1, 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2010.htm.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999 – 228 с.

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989 – 213 с.

Пауэлл Д. Как победить стресс // Наука и жизнь. 1992, № 4, С. 4-5.

Петрушин В. Артистизм – это и тренировка. О психологической подготовке музыканта-исполнителя к выступлению // Советская музыка, 1971, № 2, С. 14-16.

Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа // Вопросы психологии. 1978, № 2, С. 11-13.

Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя // Вопросы психология, 1983, № 3, С. 17-18.

Христозов К. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения // Вопросы психологии. 1962, № 1, С. 16-17.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pedagogicheskie_aspekti_preodoleniya_stcenicheskogo_vo_170907.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector