КОНЦЕРТ
КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ
Ка́мерная му́зыка
(от итал . camera — комната, палата) —
музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов и/или вокалистов . При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон .
Что же такое камерная музыка ?
Четыреста лет тому назад, в конце XVI века, итальянские мастера говорили: соната да кьеза и соната да камера. Что означало: инструментальное произведение для церкви и инструментальное произведение для комнаты.
.
При этом комнатами скромно именовались богатые апартаменты во дворцах, где знатные хозяева в уютной домашней обстановке любили в достойном обществе посвятить время музыке.
Под словом камерное подразумевалось не слишком большое помещение, не очень многолюдное собрание. Что-то интимное для закрытого, узкого круга людей.
Вскоре появились общественные концертные залы и театры для широкого круга людей. Там уже собирались не хозяева и гости , а публика и артисты . Там двери были открыты каждому, кто хотел и мог купить билет.
Что же осталось нам от былых времён? Остались прекрасные старинные камерные залы, где даются публичные концерты и музыкальные спектакли. Остались старинные сочинения, специально написанные когда-то для камерных составов.
- КАМЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ В РОССИИ.
- Урал
- Череповец
- Воронеж
Камерный музыкальный театр в Санкт – Петербурге.
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется
камерным ансамблем .
Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже — больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио , струнный квартет , фортепианный квинтет и др.
- Дуэт .
- солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано
- Или два любые другие инструмента.
- Фортепианный дуэт.
- (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);
- Струнное трио.
- (скрипка, альт и виолончель);
- Фортепианное трио.
- (скрипка, виолончель и фортепиано);
- И другие разнообразные трио.
- Струнный квартет
- (две скрипки, альт и виолончель);
- Квинтет (ансамбль из пяти инструментов).
- Существует также понятие
- камерного оркестра
- — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра , иногда с добавлением нескольких духовых инструментов .
Известный во всём мире камерный струнный оркестр
« ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ»
Pratum Integrum (« некошеный луг », лат.) — камерный оркестр, исполняющий старинную музыку. Это единственный в России коллектив, в котором представлены все группы исторических инструментов.
Старинная музыка все еще малоизучена, и оркестрPratum Integrum выбирает репертуар, который пока никому неизвестен. Он сокровенен и свеж, как некошеный луг.
Инструменты оркестра Pratum Integrum – подлинные старинные ( XVIII – XIX веков) или их копии.
На западе игра на исторических инструментах – распространенное явление, но в России их до недавнего времени почти не использовали.
Исполнение на таких инструментах серьезно меняет звуковой облик произведений, оно подобно реставрации: музыкальная картина предстает очищенной от позднейших наслоений.
На следующих уроках мы с вами более подробно познакомимся с жанрами камерной музыки и узнаем, что она сопровождает нас и в современной жизни.
Презентацию выполнила Кирилова Светлана .
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/chto-takoe-kamernaya-muzyka.html
Подробно о том, что такое камерная музыка :
Сегодня мы расскажем о том, что такое камерная музыка. Речь идет о произведениях, воплощаемых небольшим коллективом исполнителей. В оркестровой музыке существуют группы инструментов, которые играют в унисон. В интересующем нас случае, каждая партия имеет только одно звучание.
Зарождение термина
С XVI по XVIII вв. на вопрос о том, что такое камерная музыка отвечали просто, определяя ее, как противоположность церковному пению. Так назывались любые светские произведения. В дальнейшем, говоря о том, что такое камерная музыка, подразумевали творчество, рассчитанное на ограниченный круг слушателей и небольшое число исполнителей.
В XIX-XX веках это направление перестало быть рассчитано на «избранных». Таким образом, за термином сохранилась значение, описывающее произведения, предназначенные для исполнения малыми коллективами для небольшой группы слушателей.
Музыканты
Камерный оркестр и сопровождающий его ансамбль – это коллектив, который воплощает интересующую нас музыку. Чаще всего в указанную группу входят от пары до десяти музыкантов. В отдельных случаях их может быть больше. Камерный оркестр имеет несколько исторически сложившихся составов. К ним можно отнести струнный и фортепианный квинтет или трио.
Инструменты, площадки
Говоря о камерном оркестре, предполагается сокращённый состав струнного. Иногда в него могут быть добавлены некоторые духовые инструменты. Отвечая на вопрос, что такое камерная музыка, следует отдельно отметить, что она исполняется в относительно небольших помещениях.
Исполнение интересующих нас произведений в рамках публичных концертов внесло изменения в значение термина. С XVIII века выражение прилагается к произведениям, в которых все партии относительно равноправны, а каждая из них представлена одним инструментом.
История
Жанры камерной музыки носят сосредоточенный и углубленный характер, они лучше воспринимаются в свободной обстановке небольших помещений. Для данного направления не подходят большие залы. В истории интересующего нас явления просматриваются 3 периода. В период 1450-1650 гг. происходило развитие игрой техники для виол и других семейств инструментов.
Осуществлялось постепенное выделение инструментальной музыки с сохранением вокального стиля. До нашего времени дошли произведения камерной музыки указанного периода. Среди них можно вспомнить сонеты и канцоны Джованни Габриели и фантазии Орландо Гиббонса. Следующий условный период продолжался в 1650-1750 гг.
В это время распространился жанр трио-сонаты. Также развиваются другие ансамбли — инструментальные и с участием вокала, который обязательно сопровождался цифрованным басом клавишного инструмента.
Среди представителей трио-сонаты данного периода следует отметить Генделя, Генри Пёрселла, Арканджело Корелли. Третий период начался в 1750 г. и продолжается до настоящего времени. Он отличается доминированием струнного квартета, состоящий из виолончели, альта и двух скрипок.
Современность
Основная структура камерной музыки – трех- или четырехчастный сонатный цикл, программные свободные формы. Пристрастием к последним отмечены оркестровые произведения XIX века. Современный камерно-инструментальный репертуар и сегодня имеет в основе различные сочинения классиков.
В частности можно вспомнить струнные и трио Моцарта квартеты, Гайдна, произведения Моцарта, Боккерини, Шуберта и Бетховена. В послеклассический период большая часть крупных композиторов, которые принадлежат к разным направлениям – экспрессионизм, импрессионизм, романтизм, создавали камерную музыку. При этом в общераспространенном репертуаре сумели закрепиться лишь отдельные образцы.
Здесь уместно вспомнить фортепианный квинтет Шумана, а также произведения Брамса, Дебюсси, Равеля. По принятой классификации, понятие «камерная музыка» включают дециметы, нонеты, октеты, септеты, секстеты, квинтеты, квартеты, трио, дуэты при разнообразных составах инструментов. К данному направлению относятся также отдельные жанры соло с аккомпанементом.
В качестве примеров можно назвать романсы или инструментальные сонаты. Также существует «камерная опера». Ее примером является «Ариадна на Наксосе», авторства Р. Штрауса. Данный вид произведений подразумевает камерную атмосферу действия и небольшое число исполнителей. Термин «камерный оркестр» используется к коллективу, численность в котором не превышает двадцать пять человек.
Это явление было наиболее привычным в эпоху Моцарта и Гайдна. Не следует путать его с «малым оркестром». Он считается уменьшенным вариантом большого.
При этом «камерный оркестр» отличается наличием только одного исполнителя для каждой партии. В данном случае все элементы обладают значительной самостоятельностью. Камерный оркестр иногда состоит из солирующего инструмента, струнного или духового, и фортепиано. Возможны и другие варианты. К примеру, фортепианный дуэт.
Источник: https://www.syl.ru/article/354322/podrobno-o-tom-chto-takoe-kamernaya-muzyika
Камерная музыка — основные понятия, Музыкальный класс
Современная камерная музыка почти всегда состоит из трехчастного или четырехчастного сонатного цикла. На сегодняшний день основой камерно-инструментального репертуара являются сочинений классиков: квартеты и струнные трио Моцарта и Гайдна, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини и, конечно же, квартеты Бетховена и Шуберта.
В послеклассический период большое количество известных композиторов, которые принадлежали к разным направлениям, предпочитали писать камерную музыку, но в распространенном репертуаре смогли закрепиться только некоторые ее образцы: к примеру, струнные квартеты Равеля и Дебюсси, а также фортепианный квартет, написан Шуманом.
Понятие «камерная музыка» подразумевает под собой дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы, при довольно разных инструментальных составах. К камерной музыке относятся некоторые жанры для сольного исполнения с аккомпанементом. Это романсы или инструментальные сонаты. «Камерная опера» подразумевает камерную атмосферу и небольшое количество исполнителей.
Понятие «камерный оркестр» относится к оркестру, в составе которого не более 25 исполнителей. В камерном оркестре для каждого исполнителя есть своя партия.
Струнная камерная музыка достигла пика своего развития, в частности, при Бетховене. После него камерную музыку начали писать Мендельсон, Брамс, Шуберт и многие другие известные композиторы. Среди русских композиторов в этом направлении работали Чайковский, Глинка, Глазунов, Направник.
Чтобы поддержать этот вид искусства в Санкт-Петербурге, Русское Музыкальное Сообщество, а также сообщество камерной музыки, проводили разные конкурсы. К данной области можно отнести романсы для пения, сонаты для струнного инструмента и фортепиано, а также небольшие фортепианные пьесы. Исполнять камерную музыку нужно с большой тонкостью и детальностью.
У настоящей камерной музыки довольно углубленный и сосредоточенный характер.
По этой причине, камерные жанры лучше воспринимаются в помещениях небольшого размера и в вольной обстановке, нежели в обыкновенных концертных залах.
Такой вид музыкального искусства требует тонкого знания и понимания форм и гармонии, а контрапункта была выработана немного позже, под влиянием великих гениев музыкального искусства.
Концерт камерной музыки — Москва
Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/kamernaya-muzyka-osnovnye-ponyatiya-muzykalnyj-klass
Камерная музыка — сообщение доклад
Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве.
Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена.
При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.
Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.
В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.
Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки.
То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет.
Струнным квинтетом называется сочетание струнного квартета с виолончелью, которую в данном составе может заменять альт.
Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.
Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.
Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.
Вариант 2
Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.
Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.
Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.
Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.
Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение.
Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию.
В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.
Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:
- Дуэты (2 участника)
- Трио (3 участника)
- Квартеты (4 участника)
- Квинтеты (5 участников)
- Секстеты (6 участников)
- Септеты (7 участников)
- Октеты (8 участников)
- Нонеты (9 участников)
- Дециметы (10 участников)
Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира.
Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается.
Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.
4, 7 класс. Кратко
Источник: http://sochinite.ru/otvety/muzyka/kamernaya-muzyka-soobshchenie-doklad
Что такое камерная музыка? | Русские Музыкальные Сезоны
02/03/2017
Камерная инструментальная музыка — это дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы при достаточно разнообразных инструментальных составах. Камерная музыка исполняется небольшим коллективом музыкантов или вокалистов.
Камерный концерт отличается тем, что партия исполняется одним инструментом или голосом. Это музыка, которая передает чувства и эмоции. Она лирична и чрезвычайно эмоциональна. Между камерным и не камерным искусством не всегда прослеживаются четкие отличия. К примеру, симфонии Моцарта исполняются не только камерными оркестрами, но и симфоническими.
Жанры камерной музыки — романсы, инструментальные сонаты, опера, прелюдии, ноктюрны, миниатюры и др. Их очень много. Но в 20 веке стали писать целые произведения, которые так и называются “камерная музыка”. Она может быть написана в разных стилях. Главное отличие — это малое количество музыкантов.
Камерная музыка берет начало еще в средневековье. В 16 веке она относилась к вокальному жанру, а с 17 века к инструментальному. Этот термин ранее применялся по отношению к любой светской музыке.
Когда начала зарождаться и развиваться симфоническая музыка, к камерной стали относить произведения с малым количеством исполнителей и ограниченным кругом слушателей.
В 19 и 20 веке камерная музыка перестала звучать только для избранных и начала набирать популярность в разных кругах.
Образы камерной музыки предполагают непринужденную, легкую атмосферу. Слушатели и исполнители находятся недалеко друг от друга. Это значительно отличает ее от музыки в театральных, больших залах. Камерная обстановка дает возможность исполнителям узнавать слушателей, видеть их, чувствовать настроение, петь и играть для конкретных людей, общаться с ними через музыкальное искусство.
Это тонкая, доверительная, изысканная и глубокая музыка, которая способна проникать в мысли и чувства человека, сливаться с его мечтами и эмоциями. Она бывает вокальной, инструментальной, смешанной, ансамблевой и сольной, хоровой, оркестровой и даже театральной.
Источник: https://rmseasons.com/chto-takoe-kamernaya-muzyka/
«Камерная музыка» сообщение
Камерная инструментальная музыка сообщение, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации об этом виде искусства.
«Камерная музыка» доклад
Камерная музыка — это музыка, исполняемая маленькими группами музыкантов. В этой статье мы попробуем подробно разобраться в этом неповторимом и уникальном музыкальном явлении.
Немного из истории камерной музыки
Еще пару веков назад камерной музыкой называли любую музыку, которая не звучала в храмах и церквах.
Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом. В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов.
Но она стала развиваться и постепенно впитывать в себя черты других жанров. В результате чего в конце ХХ века она перестала быть музыкой для избранного круга слушателей». Те, кто ее играл, стал называться камерным ансамблем. В его состав входит до 10 человек. В процессе развития камерной музыки сложились камерные ансамбли:
- Струнный квартет. Наилучшим образом отразились в творчестве великого композитора Йозефа Гайдна. Солируют альт, скрипка и виолончель.
- Фортепианный квинтет. Это распространенное музыкальное явление, берущее начало в период романтизма и популярное до сих пор. Солируют фортепиано и струнный квартет.
- Фортепианное трио. Этот жанр исходит от трио-сонаты и является классическим вариантом фортепианного трио. Он утвердился в XVIII веке и отобразился в произведениях мангеймской школы. Солируют виолончель, скрипка и фортепиано.
- Солирующий инструмент. Духовой или струнный инструмент и фортепиано.
- Фортепианный дуэт. Солируют 2 фортепиано или одно, но в 4-ре руки.
- Струнный квартет. Солируют 2 скрипки, виолончель и альт.
- Фортепианный квартет. Солируют альт, скрипка, фортепиано и виолончель.
- Струнный квинтет. Солируют струнный квартет, виолончель или альт.
Особенности камерной музыки
Жанров камерной музыки очень много. Самыми распространенными из них являются инструментальные сонаты, романсы, опера, ноктюрны, прелюдии, миниатюры.
Камерная музыка характеризуется тяготением к детализации ритма, интонации и мелодии, к равноправию в голосах, широким разнообразие тем. Ее главные черты – это передача эмоций и чувств, лиричность и эмоциональность.
Исполнители камерной музыки
Главным представителем данного течения в музыке является артист С. В. Рахманинов, самый русский композитор как его называли.
Он писал произведения о своей стране России и ее судьбе. Композиторов был символистом. В его творчестве господствовали философские мотивы, глубинные образы и символы. Примеру Рахманинова последовали П.
И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С. Прокофьев.
Еще один яркий представитель камерной музыки — Людвиг ван Бетховен, главная фигура западной классической музыки. Его произведения широко известны во всем мире. Ему последовали такие композиторы как Фердинанд Рис и Карл Черни. Не можно не упомянуть классиков Гайдна и Моцарта, Боккерини и Шуберта, Брамса, Дебюсси и Равеля.
Современная камерная музыка достаточно разнообразна. Она бывает сольной, вокальной, инструментальной, смешанной, оркестровой, ансамблевой, хоровой и театральной. Выступления камерных коллективов проходит в больших и малых концертных залах, собирая поклонников прекрасного и духовного.
Надеемся, что «Камерная инструментальная музыка» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А сообщение на тему «Камерная музыка» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Источник: https://kratkoe.com/kamernaya-muzyika-soobshhenie/
Камерная музыка
Как только музыка вышла за пределы церкви, сразу же возникло большое количество новых музыкальных жанров. Музыка сопровождала ее любителей по жизни, она звучала не только в театре или на концерте, но и во время прогулки, охоты, пира и так далее. В XVIII веке очень популярным были увеселительные прогулки на небольших кораблях — ботах. Отсюда появился необычный музыкальный жанр – «музыка на воде». В теплую и солнечную погоду музыка звучала в парках, так появилась пленэрная музыка. Но наибольшее распространение получила камерная музыка, при исполнении которой участвовало небольшое количество музыкантов. Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом
В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов. Со временем изменились социальные условия, однако, камерная музыка звучит и по сей день.
Как правило, камерное музицирование предполагает атмосферу, где слушатели и исполнители расположены близко относительно друг друга. В камерной музыке исполнители могут лично знать слушателей, прекрасно видят их, играют и исполняют музыку для конкретных людей.
Такая атмосфера придает свои особенности этой музыке, она проникается к слушателям своей тонкостью, изысканностью и доверительностью. Камерная музыка предназначена для узкого круга людей.
Камерная музыка глубоко проникает во внутренний мир человека, слушая такую музыку, человеку кажется, что она написана специально для него, возникает ощущение комфорта, стабильности, на душе становится тепло и уютно, вся мирская суета куда-то исчезает.
Различают множество форм и жанров камерной музыки. Сюда можно отнести сонаты, дуэты, трио, квартеты и так далее, всевозможные миниатюры, романсы. Концерты, кантаты, сюиты также могут быть камерной музыкой. А в XX веке стали проявлять произведения, которые так и назывались «камерная музыка».
Эта музыка может быть сочинена в различном стиле. Главная особенность этой музыки заключается в том, что она рассчитана на малое количество музыкантов.
- Исполнители камерной музыки образуют камерный ансамбль в количестве от 2 до 10 человек.
- Сегодня даже существуют камерные оркестры, как правило, это небольшой состав – 15 – 20 человек, струнного оркестра с добавление духовых инструментов.
- Наиболее известными исполнителями камерной музыки являются Сергей Васильевич Рахманинов, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Иоганн Себастьян Бах.
Сегодня камерная музыка очень разная. Она может быть вокальной, сольной, инструментальной, ансамблевой, смешанной, оркестровой, хоровой и даже театральной. Поэтому многие музыкальные коллективы получают названия камерный. Например, камерный хор, камерный оркестр, музыкальный камерный театр и другие. Их выступление может проходить как в малых концертных залах, так и больших.
Эстеты, ценители или просто любители прекрасного обретут в камерной музыке душевное спокойствие и умиротворение.
Источник: https://ru.any-notes.com/information/articles/kamernaya-muzyka/
Камерная музыка
Камерная музыка — вокальная или инструментальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении небольшим составом исполнителей.
Термин «камерная музыка» впервые встречается в 1555 году у Н. Вичентино.
В XVI-XVII веках «камерной» называли светскую музыку (вокальную, с XVII века также инструментальную), звучавшую в домашних условиях и при дворе; в XVII-XVIII веках в большинстве стран Европы придворные музыканты носили звание «камер-музыкантов» (в России это звание существовало в XVIII — начале XIX веков; в Австрии и Германии в качестве почетного звания для инструменталистов сохранилось поныне). В XVIII веке камерная музыка звучала в великосветских салонах в узком кругу знатоков и любителей, с начала XIX века устраивались публичные камерные концерты, к середине XIX века они стали неотъемлемой частью европейской музыкальной жизни. С распространением публичных концертов камерными исполнителями стали называть профессиональных музыкантов, выступающих в концертах с исполнением камерной музыки. Устойчивые типы камерного ансамбля: дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет, децимет. Вокальный ансамбль, в состав которого входит приблизительно от 10 до 20 исполнителей, как правило, называется камерным хором; инструментальный ансамбль, объединяющий более 12 исполнителей, — камерным оркестром (границы между камерным и малым симфоническим оркестром неопределённы).
Наиболее развитая инструментальная форма камерной музыки — циклическая соната (в XVII-XVIII веках — трио-соната, сольная соната без сопровождения или с сопровождением бассо континуо; классические образцы — у А. Корелли, И. С. Баха). Во 2-й половине XVIII века у Й.
Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А.
Моцарта сформировались жанры классической сонаты (сольной и ансамблевой), трио, квартета, квинтета (одновременно с типизацией исполнительских составов), установилась определённая связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для которого она предназначена (ранее допускалось исполнение одного и того же сочинения разными составами инструментов). Для инструментального ансамбля (смычкового квартета) в 1-й половине XIX века сочиняли Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и многие др. композиторы. Во 2-й половине XIX века выдающиеся образцы камерной музыки создали И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сметана, А. Дворжак, в XX веке — К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток и др.
В России камерное музицирование распространилось с 1770-х годов; первые инструментальные ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие камерная музыка получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художественного уровня в творчестве П.
И. Чайковского и А. П. Бородина. Большое внимание уделяли камерному ансамблю С. И. Танеев, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев.
В процессе исторического развития стиль камерной музыки значительно менялся, сближаясь с симфоническим либо виртуозно-концертным (симфонизация квартетов у Бетховена, Чайковского, квартетов и квинтетов — у Шумана и Брамса, черты концертности в сонатах для скрипки и фортепиано: № 9 «Крейцеровой» Бетховена, сонате Франка, № 3 Брамса, № 3 Грига).
С др. стороны, в XX веке широкое распространение получили симфонии и концерты для небольшого количества инструментов, ставшие разновидностями камерных жанров: камерная симфония (например, 14-я симфония Шостаковича), «музыка для…
» (Музыка для струнных, ударных и челесты Бартока), концертино и др. Особый жанр камерной музыки — инструментальные миниатюры (в XIX-XX веках они нередко объединяются в циклы).
В их числе: фортепианные «песни без слов» Мендельсона, пьесы Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, камерные фортепианные сочинения малой формы А. Н. Скрябина, Рахманинова, Н. К.
Метнера, фортепианные пьесы Чайковского, Прокофьева, многие пьесы для различных инструментов отечественных и зарубежных композиторов.
С конца XVIII века и особенно в XIX веке видное место заняла и вокальная камерная музыка (жанры песни и романса). Композиторы-романтики ввели жанр вокальной миниатюры, а также песенные циклы («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта» Р. Шумана, и др.).
Во 2-й половине XIX века много внимания вокальной камерной музыке уделял И. Брамс, в творчестве X. Вольфа камерные вокальные жанры заняли ведущее положение. Широкое развитие жанры песни и романса получили в России, художественных высот достигли в них М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В.
Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Mersmann H. Die Kammermusik. Lpz., 1930–1933. Bd 1–4
- Altmann W. Kammermusik-Katalog. 6. Aufl. Lpz., 1945
- Васина-Гроссман В. A. Русский классический романс. М., 1956
- Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961
- McCalla J. Twentieth-century chamber music. L., 1996
- Baron J. H. Intimate music: a history of the idea of chamber music. Stuyvesant, 1998
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kamiernaia_muzyka