Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Прежде всего, нужно понять, что развить чувство именно музыкального ритма не получится в отрыве от практики. Другими словами, нужно развивать его в процессе музыкальных занятий при помощи специальных упражнений и приемов, которые мы чуть ниже рассмотрим.

Другое дело, что есть также и такие виды деятельности, которые способствуют, то есть могут помочь воспитанию чувства ритма, несмотря на то, что непосредственно не относятся к музыкальной практике. Их мы тоже рассмотрим отдельно.

Развитие чувства ритма при занятиях музыкой

На воспитание чувства ритма можно направить самые разные виды музыкальной деятельности: изучение теоретической базы, игра на инструменте и пение, переписывание нот, дирижирование и др. Рассмотрим основные способы, которые посвящены этой проблеме.

ДЕЛО №1 «ВОСПИТАНИЕ МОЗГОВ». Чувство ритма – это не просто чувство, это еще и определенный способ мышления.

Поэтому чрезвычайно важно постепенно привести ребенка (а взрослому – прийти самому) к осознанию явлений ритма с точки зрения музыкальной теории. Что тут самое важное? Важны понятия пульса, метра, музыкального размера, знание длительностей нот и пауз.

В выполнении данной задачи вам помогут следующие материалы (нажимайте на названия – будут открываться новые странички):

  • ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ
  • ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ
  • ПУЛЬС И МЕТР
  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР
  • ЗНАКИ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ И ПАУЗ

ДЕЛО №2 «СЧЕТ ВСЛУХ». Этот способ широко применяется учителями музыкальных школ, причем как на начальном этапе, так и со старшими детьми. В чем суть метода?

Ученик вслух ведет счет долей в такте в соответствии с размером. Если размер 2/4, значит, счет идет так: «раз-и, два-и». Если размер 3/4, то, соответственно считать нужно до трех: «раз-и, два-и, три-и». Если размер такта выставлен 4/4, тогда и считаем до четырех: «раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

В то же самое время, точно так же просчитываются различные музыкальные длительности и паузы. Целая считается на четыре, половинная нота или пауза занимает две доли, четвертная- одну, восьмая – половинку доли (то есть их две штуки можно сыграть на долю: одна играется, например, на «раз», а вторая – на «и»).

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

И таким образом, равномерный размерный счет и счет длительностей совмещается. Если регулярно и качественно использовать данный метод при разучивании произведений, то ученик постепенно привыкнет к ритмичной игре. Вот пример такого совмещения:

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

ДЕЛО №3 «РИТМОСЛОГИ». Этот способ развития ритмического чувства очень эффективный, он применяется обычно в 1-2 классах на уроках сольфеджио, но можно заниматься этим и дома в любом возрасте. Детям объясняют, что в мелодии есть длинные и короткие звуки, для которых подбираются похожие по длительности ритмо-слоги.

Например, всякий раз, когда в нотах попадается четвертная нота, предлагается говорить слог «та», когда восьмая – слог «ти», две восьмых подряд – «ти-ти». Половинная нота – говорим растянутый слог «та-ам» (как бы показывая, что нота длинная и состоит из двух четвертей). Это очень удобно!

Как с этим работать? Берем какую-нибудь мелодию, например, мелодию известной песни М. Карасева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Можно взять пример и проще или сложнее, как вам угодно. И дальше работа строится в таком порядке:

  1. Сначала просто рассматриваем нотный текст, определяем, какие в нем есть длительности нот. Репетируем – все длительности называем своими «слогами»: четвертные – «та», восьмые – «ти», половинные – «та-ам».

Что у нас получается? Первый такт: та, ти-ти. Второй такт: та, ти-ти. Третий: ти-ти, ти-ти. Четвертый: та-ам. Разбираем таким вот образом мелодию до конца.

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

  1. Следующий этап – подключаем ладошки! Ладошки у нас будут хлопать ритмический рисунок с одновременным проговариванием ритмических слогов. Можно, конечно, с этого этапа сразу и начать, особенно, если прибегаете к методу уже не первый раз.
  2. Если ребенок запомнил ритмический рисунок, то можно поступить так: ритмо-слоги заменить на названия нот, а ладошки пусть продолжают отстукивать ритм. То есть мы хлопаем и называем ноты в нужном ритме. Одновременно прокачиваем, таким образом, и навык чтения нот и чувство ритма.
  3. Делаем все то же самое, только ноты теперь уже не просто называем, а поем. Учитель или взрослый пусть подыграет мелодию. Если вы занимаетесь самостоятельно, то послушайте ее в аудиозаписи (плеер – ниже), можно петь одновременно с прослушиванием.

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2016/01/razv-chuv-ritma-001.mp3

  1. После такой хорошей проработки обычно для ребенка не составляет труда подойти к инструменту и проиграть ту же мелодию уже с хорошим ритмом.

Кстати, при желании можно использовать и любые другие подходящие ритмические слоги. Например, это могут быть звуки часов: «тик-так» (две восьмушки), «тики-таки» (четыре шестнадцатых ноты), «бом» (четверти или половинные) и т.д.

ДЕЛО №4 «ДИРИЖИРОВАНИЕ». Дирижирование удобно применять при пении мелодий, оно в таком случае заменяет собой счет вслух.

Но у дирижерского жеста есть еще одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма: он связан с пластикой, с движением.

И именно поэтому дирижирование чрезвычайно полезно не только тем, кто поет, но и тем, кто играет на любом инструменте, поскольку воспитывает точность движения и волю.

Ведь часто бывает так, что ребенок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук при игре на инструменте). Вот этот недостаток как раз легко выправляется с помощью дирижирования.

ПОДРОБНЕЕ О ДИРИЖИРОВАНИИ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?ДЕЛО №5 «МЕТРОНОМ». Метроном – это специальный прибор, который отбивает музыкальный пульс в выбранном темпе. Метрономы бывают разные: лучше всех и дороже – старые механические заводные со шкалой и грузиком. Есть аналоги – электрические метрономы или цифровые (в виде приложения для смартфона или программы для компьютера).

Метроном применяют на разных этапах обучения, но преимущественно в работе со старшими детьми и студентами. Какова цель? Метроном включают для того, чтобы учащийся лучше слышал биение пульса, что позволяет ему играть все время в одном темпе: не ускорять его и не замедлять.

Особенно плохо, когда ученик ускоряет темп (без метронома он может этого и не почувствовать). Почему это плохо? Потому что в таком случае он не доигрывает определенные доли, не выдерживает паузы, не выигрывает какие-то ритмические фигуры, съедает их, комкает (особенно шестнадцатые ноты на последних долях такта).

В результате произведение не только искажается ритмично, страдает и качество его исполнения – рано или поздно ускорение приводит к тому, что произведение «забалтывается», в нем теряется ясность, а также появляются технические ошибки (остановки, не получаются пассажи и т.д.). Происходит это все оттого, что при ускорении музыкант не позволяет себе нормально дышать, он напрягается, излишне напрягаются и его руки, что приводит к срывам.

ДЕЛО №6 «ПОДТЕКСТОВКА». Разучивание мелодий с текстом или подбор слов, текста под музыку тоже является хорошим способом воспитания ритмичной игры. Ритмическое чувство здесь развивается благодаря выразительности словесного текста, который тоже имеет ритм. Тем более, что ритм слов более знаком людям, чем ритм музыкальный.

Как применять этот метод? Обычно в песнях остановки на длинных нотах приходятся на те же моменты, когда подобные остановки происходят в тексте. Есть два пути, любой из них эффективен:

  1. Учить песню со словами до ее проигрывания на фортепиано (то есть почувствовать ритм раньше).
  2. Разобрать песню по нотам, а потом для большей точности ритма – играть ее и петь со словами (слова помогают выправить ритм).

Кроме того, подтекстовка часто помогает освоить какие-то сложные ритмические фигуры, например квинтоли. Подробнее про исполнение квинтолей и других необычных ритмов можно прочитать в статье, посвященной видам ритмического деления.

ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Занятия, способствующие развитию чувства ритма

Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.

МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.

Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу.

Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу.

Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.

Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы.

Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.

Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:

Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко,
Назад изгибы длинные чадры откинув.
Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь ее;

И зной дышал от уст ее и щек.

Источник: https://muz-teoretik.ru/kak-razvit-chuvstvo-ritma/

Как развить чувство ритма у ребенка и взрослого человека?

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому? admin

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

Читайте также:  Психологический портрет современного композитора

Если рассматривать его развитие со стороны развития остальных человеческих чувств, помогающих выживать с момента рождения, то большое число людей избегут возникновения комплексов, по поводу отсутствия чувства ритма. Не выдвигались бы теории на ту же тему. В конце концов, врожденное чувство ни чем не уступает обонянию или осязанию, и развивается по равным законам. Человек чувствует, привыкает, анализирует.

Связь ритма со слухом

Ритм прямым образом зависит от слуха, связь двух чувств стала главным и единственным отличием чувства ритма от вкуса, зрения или другого врожденного чувства.

Правило легло в основу создания упражнений, направленных на развитие чувства ритма, поэтому они подходят и для тренировки слуха.

Среди людей распространен термин «врожденный слух», но насколько правильным станет употребление словосочетания «врожденный ритм»? Музыканты используют первый термин, когда желают подчеркнуть дар человека, помогающий ему достичь небывалых высот в профессии — развитый слух, опираясь на который индивидуум может безошибочно определить высоту и тембр звука.

Если принять во внимание доводы ученых, человек имеет чувство ритма, находясь в утробе матери, задолго до рождения, поэтому оно не может быть «неврожденным».

Люди, жалующиеся на отсутствие способности чувствовать ритм, на самом деле просто не развили свой тайный потенциал.

Легче всего заниматься раскрытием чувства ритма в детстве, когда любой навык изучается легче и быстрее, но взрослый человек способен справится с задачей не хуже маленького ребенка.

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Способы развития чувства ритма у детей

Ответственные родители, неравнодушные к судьбе любимого чада, должны с первых дней жизни ребенка заниматься развитием у него сразу целого комплекса чувств и навыков, не забывая и о ритмическом развитии.

Мама малыша, занимаясь с ним каждодневными гимнастическими упражнениями, может облегчить задачу, если начнет обращать внимание на звуки, издаваемые собой во время этого процесса.

Детские песни, колыбельные, веселые стихи — каждое действие влияет на развитие чувства ритма у ребенка.

Дети, достигшие школьного возраста, или приблизившиеся к статусу первоклассника, могут заняться следующим:

Читать вслух стихотворения, уделяя внимание ударениям. Стихотворение является одним из видов ритмического произведения.Читать вслух стихотворения, на этот раз, выделяя ударения жестами. Хлопком или притопом ноги, на слабой или сильной доле произведения.Занимать время маршировкой.Учиться танцевать, начиная с простых ритмичных движений под соответствующую музыку.

Записаться на дополнительные занятия, посвященные игре на ударно-шумовых инструментах.

Приобретите ребенку бубен или колокольчик, а затем займитесь с ним самостоятельным домашним обучением. Посадите малыша перед собой, а затем попросите его повторить за вами простое упражнение, направленное на развитие чувства ритма:

Равномерная последовательность однообразных ударов.Серия ударов в простом или сложном ритме.

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Способы развития чувства ритма у взрослого человека

Принцип построения упражнений, помогающий взрослому человеку развить чувство ритма, не меняется. Он так же слушает, анализирует и повторяет, разница в сложности и способе подачи материала. Взрослый, желающий развить способность чувствовать ритм, должен придерживаться списка упражнений:

Ежедневно слушайте разную музыку в большом объеме, после прослушивания композиции пробуйте повторить услышанную мелодию с помощью голоса.Играйте на любимом музыкальном инструменте, используя метроном.Повторяйте сложные последовательности ритма, прибегая к методу постукивания пальцами или хлопков. Не стойте на месте, повышайте уровень сложности, останавливая выбор на трудных композициях.

Ежедневно уделяйте время танцам, развивайте навык или учитесь. Танец помогает развить способность чувствовать ритм.

Не занимайтесь самостоятельно. Если имеете возможность танцевать с партнером, петь дуэтом, играть в компании друзей или в музыкальной группе — непременно используйте ее.

  • Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?
  • Работа над способностью чувствовать ритм не терпит снисходительного отношения, над улучшением навыка нужно трудиться старательно, нужный уровень усердия поможет достичь видимых результатов уже после первой или второй тренировке.
  • Упражнения, направленные на развитие чувства ритма имеют разную степень сложности: простые, не требующие космических усилий, и трудные, заставляющие человека «поломать голову».
  • Не нужно бояться сложностей, твердое желание достичь цели поможет вам разобраться с ними так же легко, как решить школьное уравнение по математике.

24 марта 2014, 17:06

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Источник: https://sunmag.me/sovety/24-03-2014-kak-razvit-chuvstvo-ritma-u-rebenka-i-vzroslogo-cheloveka.html

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, – это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»?

Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить:

  • декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;
  • декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;
  • маршировать;
  • выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;
  • играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма.

Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме.

Как развить чувство ритма взрослому?

Принцип упражнений по развитию чувства ритма у взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем», только в более сложном «оформлении». Для взрослых, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:

  • Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.
  • Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом.
  • Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.
  • Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма.
  • Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок.

Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые».

Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Автор статьи – Оксана Ягина

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Источник: https://music-education.ru/kak-razvit-chuvstvo-ritma-rebyonku-i-vzroslomu/

Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

  • Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!
  • Зарядка или массаж с потешкой
  • Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:
  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Читайте также:  Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)

  1. Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)
  2. Игра «Ехал пан»
  3. Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:
  4. Ехал пан, ехал пан,
    Шагом-шагом, шагом-шагом,
    Ехал пан, ехал пан,
    Рысью-рысью, рысью-рысью,
    Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
  5. После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.

Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

  • Повторяй за мной
  • Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:
  • Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
  • Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.
  • Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.
  • Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

  1. Например:
  2. Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…
  3. Или так:
  4. ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

  • РАЗ, два, ТРИ, четыре…
  • Затем начните считать по-другому:
  • РАЗ, ДВА, три, четыре…
  • Или так:
  • Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

  1. Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:
  2. В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,
  3. В ле-СУ о-НА рос-ЛА…
  4. А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:
  5. В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,
  6. В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.
  7. Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.
  8. Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

Источник: http://nii-evrika.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-chuvstva-ritma-u-rebyonka/

Как выработать чувство ритма

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?

Каждому человеку, желающему овладеть актёрским мастерством, необходимо обладать чувством ритма.
Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений. Ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения.

Развитие чувства ритма входит в обязательную программу обучения музыкантов, танцоров и актёров.
Немного теории: понятия «ритм» и «метр».

Под музыкальным ритмом понимают упорядоченную последовательность звучаний разной продолжительности (нота целая, половина, четверть, восьмая).

Ритм не стоит путать с метром – последовательностью равных по продолжительности долей, которые бывают сильными и слабыми.

Как развить чувство ритма у взрослого и ребенка?

Встречается взгляд, согласно которому чувство ритма – это врождённая способность и развитию не подлежит.

Однако, практика доказывает ошибочность подобного мнения: чувство ритма возможно воспитывать и тренировать, регулярно выполняя специальные упражнения.

Следует отметить, что наиболее эффективны упражнения для детей до 5-ти лет. Но и взрослые могут существенно улучшить свои показатели.

Итак.

  1. Тактируем ногами: маршируем на счёт 1 – 4. Первая и третья доли – сильные. Выделяем их более сильным ударом ноги. Меняем сильные доли на вторую и четвёртую. Оставляем только одну сильную долю, одним словом, меняем ритмический рисунок.
  2. Марширование под разную музыку: точно также выделяем сильные доли.
  3. Тактируем руками на счёт. Сильные доли выделяем более активным и сильным хлопком, на слабые доли ладони едва касаются друг друга.
  4. Тактируем руками (хлопаем) под музыку.
  5. Прохлопываем или протопываем детский стишок, к примеру, «Кошкин дом».
  6. «Промаршировываем» четверти, приговаривая «шаг-шаг-шаг-шаг», после чего отрабатываем восьмые: бег на носочках со словами «бе-гом-бе-гом». Если занятие групповое, после отработки каждого размера можно поделить группу на 2 части, одна из которых шагает четверти, другая бежит восьмые.
  7. Протопать-пробежать стихотворение ( четвертные доли – шагаем, восьмые – пробегаем).
  8. Учимся различать метр и ритм: половина группы под декламацию стиха «отшагивает» метр (сильные и слабые его доли), вторая половина – ритм (посложно). Это можно отхлопать, отстучать на сидении стула или барабане.
  1. В привычку должна войти игра под метроном. Поначалу метроном будет отвлекать от ритмического рисунка мелодии, но со временем при такой игре ритмика заметно улучшится. Настройки со временем можно сменить, экспериментируя с разными темпами.
  2. Тренировки лучше начинать с медленных ритмов, увеличивая скорость постепенно.
  3. Тренировать нужно разные ритмические рисунки, не циклясь на единственном ритме.
  4. Слушайте музыку со сложными ритмами.
  5. Играя что либо, записывайте и прослушивайте свою игру, отмечайте ошибки.

Вас также могут заинтересовать:

Курсы искусства речи. Полный курс

Курсы ораторского мастерства

Курсы актёрского мастерства

Источник: https://videoforme.ru/wiki/akterskoe-masterstvo/chuvstvo-ritma

Статья: Хотите научить ребёнка читать? Развивайте чувство ритма! | Социальная сеть работников образования

  • ХОТИТЕ  НАУЧИТЬ  РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?
  • РАЗВИВАЙТЕ  ЧУВСТВО  РИТМА!
  •  «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них…»

В.Г. Белинский

В последние несколько десятков лет перед педагогами и родителями всё острее встаёт проблема обучения детей чтению. Дети в большинстве своём не хотят читать. Почему? Причин этому несколько.

Это и  перегруженность  обилием информации, и отсутствие свободного времени, и просто неумение читать.

А ведь «… вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» (А. Герцен).

В арсенале педагогов присутствует  много инструментов, способствующих более высокой  обучаемости детей, в том числе чтению. В последнее время различными институтами проводятся научные исследования с целью решения этой задачи.

Уже много лет учёные спорят о силе воздействия музыки Моцарта на обучаемость детей. Термин «Эффект Моцарта» впервые был введён отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.

 В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки также проводили похожие исследования и выяснили, что музыка Моцарта оказывает стимулирующий эффект на работу головного мозга. Правда, он сохраняется лишь в течение 15 минут. И если физиологическое воздействие музыки является и по сей день предметом для дискуссий, то влияние её на настроение и концентрацию бесспорно!

Исследователи из лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в США под руководством профессора Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определенному ритму и его слуховыми способностями. Их исследование было опубликовано в журнале The Journal of Neuroscience в 2018 году.

Ранее эта же лаборатория успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма.  Профессор и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь.

Таким образом, умение удерживать ритм облегчает обучение чтению!

Как утверждает профессор Краус, результат исследования был предсказуем  по причине взаимосвязи в мозге человека областей, отвечающих за механическую и визуально-слуховую реакцию на раздражители. Поэтому задачи, требующие одновременного задействования обоих этих центров, приводят к их совместной работе.

По мнению исследователей, наибольшая взаимосвязь между ритмом и речью проявляется в музыке, где необходимо сочетать эти элементы в относительно равных пропорциях. Поэтому музыкантов ученые называют наиболее приспособленными к слуховому восприятию информации. «Ритм, по сути, является частью музыки и языка.

И вполне возможно, что музыкальное образование с акцентом на развитие ритмических навыков, упражнения слуховой системы приводят к развитию ассоциации  «звук-значение», которое так необходимо в обучении чтению.

Когда вы научили мозг эффективно реагировать на звуки, он продолжает это делать, даже когда занятия музыкой прекратились», – считает профессор.

Джон Иверсен  (доктор психологии, нейробиолог и музыкант,  изучающий  способность мозга создавать музыку) считает: проведенное исследование – это еще одно доказательство того, что музыкальные способности улучшают активность в «немузыкальных» сферах мозговой деятельности. А именно: способствуют развитию речи и слуховому восприятию (Источник: babyreporter.eu).

Так что же это – чувство ритма?

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму – смена времен года, приливы и отливы, наступление дня и ночи. Физиология  человека также пронизана ритмом: биение сердца, дыхание, работа желудочно-кишечного тракта, бодрствование и сон.

Читайте также:  Тест на знание нотной грамоты

Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма как нельзя лучше способствуют, помимо всего прочего, еще и оздоровлению детей.

Следовательно, игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей).

Однако, по утверждению исследователей, музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

«В музыке ритм – пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн). По словам А. Артоболевской, ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

О важности развития ритмического чувства у детей в разные годы писали Э. Ж. Далькроз, создатель и распространитель системы ритмического восприятия, К.

 Орф, основатель системы тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов (притопов, хлопков, щелчков), отечественные педагоги и исследователи  Н. Г. Александрова, Т. С. Бабаджан,  Н. А.

Метлов, А. Н. Ветлугина, Ю. А. Двоскина и др.

Как ритм связан со слухом?

Отличие  чувства ритма от всех остальных чувств – это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар – абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Чувство ритма развивается ещё в материнской утробе, когда эмбрион всем телом ощущает биение материнского сердца. Сразу после рождения малыша старайтесь больше разговаривать с ним. Песенки, стишки, потешки, которые произносит мама во время ежедневных занятий с малышом, – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Зарядка или массаж с потешкой (Источник: nii-evrika.ru).

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

«Мы проснулись, мы проснулись!» На слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди.

«Сладко, сладко потянулись!» На словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх.

«Маме с папой улыбнулись!» Улыбаемся малышу.

Такими  потешками рекомендуется сопровождать все режимные моменты. Это, помимо развития ритмического чувства, вызывает у ребёнка положительные эмоции.

        После полугода ребёнок уже сам может выполнять ритмические упражнения. У малыша в достаточном количестве должны быть погремушки, молоточки, разнообразные звучащие предметы (палочки, крышки от кастрюль и пр.)

        Когда ваш малыш достигнет года и уже свободно передвигается по дому, включаем в занятия ритмичную ходьбу. Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Также включайте для прослушивания больше музыкальных произведений. Пусть это будут не только детские песни, но и классика – Чайковский, Моцарт, Гайдн и др.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример ритмического подражания.

  1. Повторяй за мной
  2. Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:
  3. Вы:                 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,    хлоп-хлоп-хлоп.
  4. Малыш:         Топ-топ-топ-топ,       топ-топ-топ.
  5. Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.
  6. Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.
  7. Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

  • РАЗ, два, ТРИ, четыре…
  • Затем начните считать по-другому:
  • РАЗ, ДВА, три, четыре…
  • Или так:
  • Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стихотворение  или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которые малыш знает наизусть. Пусть расскажет  или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом ритме.

Прочитайте малышу стихотворение  про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.        Бум-бум-бум! Целый день играет ёжик:        Бум-бум-бум!С барабаном за плечами         Бум-бум-бум! Ёжик в сад забрёл случайно.        Бум-бум-бум!Очень яблоки любил он.                Бум-бум-бум!Барабан в саду забыл он.        Бум-бум-бум!Ночью яблоки срывались        Бум-бум-бум!

И удары раздавались                Бум-бум-бум!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:                 Тук- тук- тук, тук- тук- тук!Дятел смотрит, где жучок:         Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:         Туки- туки-тук, туки-туки-тук!С дуба желуди летят:                Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!Без гвоздей, без топора:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный взрослым.        

Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сперва.

Стали капли ударять, капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!

(Источник: https://multiurok.ru, Бессолова З. С., Занимательные упражнения для развития чувства ритма у детей)

        По мере взросления детей от игр с предметами  можно переходить  к  упражнениям с карточками. Начинаем с самых простейших заданий.

 Ритмическое эхо

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/01/26/hotite-nauchit-rebyonka-chitat-razvivayte

Как развить чувство ритма у ребенка?

Анна Землянова Тренер по хореографии

Анна, почему развитие ритма так важно?

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот.

Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи.

Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса.

Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.

Что же делать, чтобы такого не произошло?

Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается.

Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения.

Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.

Когда можно начинать развивать чувство ритма?

Уже с 1,5 – 2 лет можно развивать чувство ритма ребенка в домашних условиях. В нашем клубе в группы «Танцуем с пеленок» мы набираем деток с 2 – 3 лет.

Как развивать чувство ритма в домашних условиях?

Как я упоминала выше, это шаги в ритм музыке или, проще говоря, марш, но музыка должна быть несложной для восприятия ребенка. Главное требование к музыке — в ней должны четко прослеживаться музыкальные доли, в которые ребенку необходимо шагать. В детской музыке большинство мелодий такими и является, поэтому не должно возникнуть проблем.

Второй момент — хлопки в такт. Необходимо также подобрать детскую песню и хлопать в каждый такт. Часто, когда мы сидим на концерте под впечатлением от какого-либо номера, мы начинаем хлопать в такт, когда номер еще не закончился, тем самым, не подозревая, мы вырабатываем музыкальный слух и чувство ритма. Также должно быть и с ребенком: он должен делать это автоматически, не задумываясь.

Как Вы развиваете чувство ритма на занятиях танцами?

На занятиях происходит обучение музыкальной раскладке. В основном классический вариант музыкальной раскладки — это четыре четверти. То есть мы считаем до четырех.

Если Вы видите, что все вышеперечисленные варианты пройдены, попробуйте попросить ребенка хлопнуть на каждый четвертый счет, далее на каждый второй счет, потом только на счет «один» и «три» — они считаются сильными долями в музыке.

В старшем возрасте на эти доли осуществляются все более сложные движения или акценты в хореографической постановке. На занятиях я также даю комбинации на ритм, которые дети делают без музыки: задаю детям определенный ритм, они его повторяют, усложняю ритм и смотрю за тем, как они справляются с заданием.

Такие упражнения развивают не только слух, но еще и чувство коллективизма. Конечно, на занятиях дети даже не подозревают, что у них развивается и что это очень важно: для дошкольников — это просто игра, но так и должно быть.

  1. Для малышей: напевайте ребенку и разучивайте с ним песенки, стишки, вместе издавайте различные звуки во время повседневных занятий, игр, гимнастики и т.д.

  2. Для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста: рассказывайте стихи с ударением на сильную долю, с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочередно, маршируйте, выполняйте танцевальные движения под различную музыку.

  3. Запишите ребенка в танцевальную или вокальную студию клуба «Магис Дети»!

Источник: https://www.magis-sport.ru/deti/events/blog/kak-razvit-chuvstvo-ritma-u-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector