Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика

Как настроить фортепиано, если в 100 км от вас нет настройщика, Музыкальный класс

Как настроить фортепиано? Этим вопросом рано или поздно задаётся каждый владелец инструмента, ибо достаточно регулярная игра сбивает его строй уже через год; ещё через такое же время настройка становится буквально необходимой. В целом, чем дольше её откладывать – тем хуже для самого инструмента.

Настройка фортепиано – занятие, безусловно, необходимое. Дело здесь не только в эстетическом моменте, но также и в прагматическом. Неверный строй в значительной степени влияет на музыкальный слух пианиста, утомляя и притупляя его, а также мешая верно воспринимать ноты в дальнейшем (ведь приходится мириться с грязным звучанием), что грозит уже профессиональной непригодностью.

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы.

Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав.

Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано — слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные — чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

При настройке важно не делать резких движений, регулировать струну плавно. Если натягивать её слишком резко, она может лопнуть, не выдержав напряжения.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-nastroit-fortepiano-esli-v-100-km-ot-vas-net-nastrojshhika-muzykalnyj-klass

О пианино, настройке и заблуждениях клиентов(реальные советы настройщика)

На практике я встречаю массу случаев, когда, рассуждая о предмете моей профессии, клиенты довольно часто ошибаются. В данной статье мне хочется описать некоторые, особенно распространенные мнения, связанные с фортепиано вообще и работой конкретного настройщика в частности.


“Хороший» и «плохой» настройщик
.
Как ни странно, но для большинства клиентов-непрофессионалов, профессиональные качества настройщика, как правило, не являются критерием, а все зависит только от того, какое субъективное впечатление настройщик на него производит.

Клиенты часто и не подозревают о том, что с течением времени инструменты начинают хуже звучать, в разное время года разные инструменты звучат по разному, что обусловлено состоянием деталей его конструкции, не знают, что такое темперированный строй, что существуют ситуации, когда инструмент в принципе невозможно настроить, что каждый инструмент имеет свой диапазон точности настройки, что строй инструмента и качество его звучания — это несколько разные вещи и что идеально настроить такой инструмент не подвластно даже самому высококвалифицированному настройщику, хотя, безусловно, каждый настройщик стремится к этому.


Мое пианино в отличном состоянии, мне его надо только настроить!
 
Эта мысль, как правило, высказывается клиентами с целью сокращения расходов на настройку. Редко кто понимает, что «чистой» настройки не может быть в принципе. Перед настройкой практически всегда необходимо привести в порядок механику.

Установить точно молотки, закрепить шурупы, отрегулировать зазоры всех соединений, подклеить отклеившиеся детали и много других не совсем понятных для рядового клиента работ. Кроме того, как правило, регулировку производят два раза в год (весной и осенью). Это следствие наступления и окончания отопительного сезона.

Если инструмент не обслуживался несколько лет, значит и настройка за один раз невозможна, приходится делать это несколько раз, так как при ослаблении (или натяжении) струн происходят некоторые микроперемещения деталей силовой конструкции инструмента, которые изменяют натяжения уже ранее настроенных струн, что требует повторной, а часто и не однократной корректировки настройки.


Пианино известной марки — хорошее пианино!
 
Это утверждение не совсем верное. Например, пианино «Красный Октябрь», которое собиралось из иностранных деталей. Но в настоящее время эти инструменты уже настолько стары и изношены, что говорить об их качестве, мягко сказать, не совсем корректно.

Поэтому, попытка отыскать работоспособный инструмент, ориентируясь только на его название и соблазнительные предложения типа: «отдам бесплатно, самовывоз» — почти всегда обречена на провал. Ни в коем случае нельзя ориентироваться только на название.

Конечно, инструменты «Petrof», «Scholze», «Weinbach», «Bluthner», «Bechstein» и «Rosler» широко известны и стабильны по качеству изготовления, но в каждом конкретном случае инструмент должен осмотреть профессионал и не всегда его заключение будет положительным.

Это уже, можно сказать, старинные инструменты и если на них не производился качественный капитальный ремонт, то, как правило, потом без проблем не обойтись. Причем, если ремонт производился, то это ни в коей мере не является «бракующим» признаком.

Раньше инструменты делали ремонтопригодными, их действительно можно было ремонтировать путем замены износившихся деталей и оно мало отличалось по прочности и долговечности и качеству звучания от нового. Современные «дешевые» технологии часто не предусматривают таких возможностей, детали просто разрушаются при попытке их замены.


Инструмент хороший, его только покрасить
!
Часто клиент не понимает, что восстановление лакокрасочного покрытия инструмента является одним из самых затраточных работ, как в смысле времени, так и с финансовой точки зрения. Вложенные в реставрацию средства и время, затраченное на нее, несоизмеримо с обычной настройкой и производством мелкого текущего ремонта.


Желание купить «вечное» пианино
.
При условиях изначально качественной заводской сборки, благоприятного микроклимата в помещении, регулярного обслуживания мастером-настройщиком и умеренной эксплуатации, инструмент служит без серьезных проблем около 50 лет.

На этот же срок Вы можете рассчитывать и после реставрации, однако студент-пианист способен полностью разбить механизм за 4 года обучения в музыкальном училище. Если инструмент требуется музыканту, как силовой тренажер, то следует подумать о приобретении двух фортепиано сразу.

У многих музыкантов этот вопрос так и решен: один рояль для тренировки, а другой — для музыки.


Желание «облагородить» внешний вид инструмента своими силами
.
Желание, конечно, благородное, но не всегда оправданное. Такие попытки, как правило, заканчиваются плачевно.

Все дело в том,, что перед нанесением нового слоя лакокрасочного покрытия (краска, лак, полироль, паста, моющее средство) для конкретного инструмента, необходимо знать какими качествами обладало «родное» покрытие.

Современные лаки и краски по своему химическому составу и характеристикам, далеко не идентичны ранее применяемым. Восстанавливать или менять лакокрасочное покрытие должен только профессионал. Участь владельца ограничивается только применением сухих тряпок и пылесоса.

Употребление любых полиролей, растворителей и абразивов требует точного понимания, какое именно покрытие использовалось при отделке инструмента, и как за ним ухаживать.

Читайте также:  Движение «миссия чайтаньи» — сила звука


Рекомендации для покупателей, которые «ничего не смыслят» в пианино
 
Ездить и смотреть все подряд. Название фирмы Вам мало чем поможет. Нет другого способа научиться разбираться в качестве инструментов, кроме получения личного опыта.

Как только вы посмотрите несколько вариантов, понимание начнет приходить.

Оцените внешний вид: почерневшая и пыльная механика, следы от попавшей на и в пианино воды, ржавые детали, позеленевшая навивка басов, отломанные накладки на клавишах, следы от сковородок, цветочных горшков и кастрюль — признак того, что за пианино не ухаживали.


Внимание!

Привлекательный внешний вид не гарантирует качества, но делает к нему хорошие предпосылки. Проиграйте, включая черные, все клавиши подряд. Инструмент будет, скорее всего, расстроен, но каждый клавиш должен звучать слитным, единым тоном.

Если при нажатии одного клавиша звучит одновременно 2 — 3 очень разных по высоте звука — это грозный признак, свидетельствующий о недержании строя колками. Если Вы не понимаете, что такое «звук должен звучать единым тоном», то все равно надо ездить и смотреть!!! Понимание придет с опытом!!! Очень плохо, когда «троят» звуки в начале малой октавы.

Эти ноты приходятся на место, где колки расположнены максимально тесно, поэтому здесь проявляются первые признаки ослабления вирбельбанка. Басы не должны звучать неожиданно глухо по сравнению с остальными звуками. Несколько западающих клавиш — ерунда. Все регулируется.

Потратив время, Вы примите решение, какой именно инструмент следует показать настройщику для оценки целесообразности его приобретения. Пианино не шкаф! Думайте о сложности его внутреннего устройства, как об автомобиле. Если Вы полагаете, что Вам достаточно чего-то «так себе», «чтобы только ребенок смог учиться» — это ошибка, чреватая потерей времени и денег.

Вам же не приходит в голову учить ребенка вождению на автомобиле без тормозов, руля или колес? Кроме того, чтобы выбросить негодный инструмент, грузчики тоже берут деньги. Старинные инструменты, можно рассматривать только как кандидатов на реставрацию или на выброс.

Периодичность настройки, регулировки  и ремонта фортепиано

Вид технического обслуживания и ремонта Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года,    (Часов в сутки)
1   час   в сутки 1-3 часа  в сутки 4-6 часов в сутки 7-10 часов в сутки 11-15 часов в сутки
Настройка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Регулировка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8  раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Чистка 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год
Текущий ремонт 1 раз в 2-3 года 1-2 раза в год 2-3 раза в год 4-6 раз в год 7-10 раз в год
Средний ремонт 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 6-10 лет 1 раз в 4-6 лет 1 раз в 2-3 года 1 раз в 1-2 года
Капитальный ремонт 1 раз в 20-25 лет 1 раз в 15-20 лет 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 8-10 лет 1 раз в 6-8 лет

Еще несколько слов  о настройке и регулировке фортепиано:

– После перевозки фортепиано должно адаптироваться к микроклимату помещения. Перед проведением настройки пианино или роялю необходимо отстояться не менее недели.  Основными факторами являются относительная влажность воздуха и температура.
 

– Даже если в течение года на инструменте никто не играл, колебания влажности и температуры приводят к разрегулировке механизма. Кстати, настройка почти всегда исключена из гарантийных обязательств на новое пианино, а на регулировку продавец обычно даёт гарантию не дольше, чем на год. Вас же не удивляет, что летом разбухают дверные коробки, а зимой рассыхается мебель?
 

– Перед настройкой практически всегда необходимо привести в порядок механику. Поставить молотки точно напротив струнных хоров и закрепить шурупы, отрегулировать люфты, подклеить расклеенные капсюли и прочее.

Если же на инструменте играют, то это: поломанные детали, вылезающие из капсюлей штифты и мусор, часто являющийся причиной западаний. Профессиональный пианист чувствует потребность в регулировке дважды в год.

Это следствие наступления и окончания отопительного сезона.
 

– Если инструмент не обслуживался несколько лет, значит и настройка в камертон за один раз невозможна.

Это уже не одна настройка, а минимум три! Возможно, Вам известно, что и гитару нельзя перестроить на полтона за один раз! Строй “ползёт” до тех пор, пока гриф не “привыкнет” к новой нагрузке.

Пианино по сравнению с гитарой удерживает гораздо большую нагрузку от натяжения струн, примерно 20 тонн. Повышение строя на полтона при настройке фортепиано приводит к изменению суммарного натяжения струн на 1-2 тонны.
 

– Продолжительность и стоимость настройки зависит от технического состояния инструмента: не отрегулированная механика, не удовлетворительное держание строя, плохое состояние некоторых струн, сломанные узлы механики, трещины в деке, скрип педалей,западание клавиш и др. – Опытный настройщик обычно затрачивает на текущую настройку фортепиано с небольшой регулировкой механики ~ 1,5 часа. На настройку с поднятием строя до полутона, текущим ремонтом и заменой деталей механики потребуется до 2—4 часов, в зависимости от состояния фортепиано.                                                                            

                                                                                    МАСТЕР ПЭПС 

Источник: http://ik-music.net/2011-02-08-11-49-42/polezn-info-sovety/624-nastroyka-pianino.html

Как настроить пианино самостоятельно?

Дата создания 27.03.2012, отредактировано 27.06.2013

Автор статьи профессиональный настройщик фортепиано Геннадий Цыганчук г.Екатеринбург, стаж работы 26 лет.

Уважаемый читатель!

Если Вы не настройщик, то настроить пианино самостоятельно и при этом хорошо невозможно.

Но есть некоторые ориентиры, применяя которые можно подкорректировать и немного улучшить звучание инструмента.

Я это назову — ПОДСТРОИТЬ ИНСТРУМЕНТ.

Для этого необходим развитый музыкальный слух. Например, умение петь и отличать хорошее, стройное и правильное пение от неправильного.

Предварительно необходимо иметь ключ для настройки пианино или купить набор для настройщика фортепиано в музыкальном магазине.

Попробую перечислить некоторые ориентиры.

И так.

Подготовка инструмента к ПОДСТРОЙКЕ.

Разбираем пианино.

Открываем самую верхнюю крышку, на которой лежат ноты, настольные часы, музыкальные центры и порой даже стоят цветы.

На передней вертикальной панели, в верхних  углах внутри инструмента имеются деревянные фиксаторы. Эти фиксаторы надо повернуть, чтобы иметь возможность снять эту панель.

При этом появляется доступ к механике и струнам. Далее необходимо открыть крышку, которая закрывает клавиатуру.

Перед нами появилась открытая клавиатура. Видно молотки и имеется доступ к колкам и к части струн.

Но…

Сначала необходимо понять и почувствовать, каким образом нужно крутить колок. Как много или мало проворачивать колок в гнезде.

Ориентир такой.

Данная рекомендация относится только к работе с пианино. Для рояля техника работы с ключом другая.

Настроечный ключ необходимо надеть на колок. Ключ должен максимально плотно «держать» колок. Ручка ключа направлена вверх.

Если взять за то, что ручка ключа это минутная стрелка часов, то эта стрелка должна быть на без 5-ти минут или 5 минут (какого-то часа). Так вот, поворачивать надо только на 1 минуту по часовой стрелке, т.е.

до без 4-х минут, или на 1 минуту назад, т.е., до без 6-ти минут. (Это если без 5-ти минут) Крутить колок надо «чуть- чуть». Это только принцип кручения.

А перед тем как крутить колок, необходимо обнаружить расстроенную струну и от неё подняться вверх и найти нужный нам колок.

Читайте также:  Исполнительство – тонкости и нюансы

Найти расстроенную струну просто.

Нажимаем на клавишу, например, ноту «до» 1 октавы. Нам видно, что молоток этой ноты ударяет стразу по 3-м струнам. Нам необходимо найти одну струну, которая больше всего дает не правильный звук.

Определяется это также просто.

Для нахождения неправильно звучащей струны  необходимо вооружиться резиновым клинком, которым необходимо по очереди, струну за струной заглушать эту группу из 3-х струн. Этот клинок можно сделать из простого ластика для ученических тетрадей. Срезать этот ластик лезвием на угол, в широкую сторону воткнуть обычную вязальную спицу и клинок готов.

Последовательность действий такая.

Нажать на клавишу. Держать клавишу нажатой. Слушать общее звучание 3-х струн. Через 1-2 секунды заглушить резиновым клинком 1-ю по счету струну и при этом продолжать внимательно слушать, не изменилось ли общее звучание этой ноты.

Если общее звучание не изменилось, то по этому же приципу заглушить только 2-ю по счету струну, а потом только 3-ю струну. Смысл этих действий заключается в том, чтобы найти ту струну, которая портит общий звук этой ноты.

Хороший звук ноты это такой звук, который напоминает визуальных штиль на водной глади. Звук ровный без волны, без завываний и без розлива.

Заглушили одну, какую-либо струну и если общее звучание изменилось, то эта струна и давала общую расстройку данной ноты.

Далее.

По этой струне взглядом поднимаемся  вверх и определяем нужный нам колок. На этот колок надеваем ключ (на без 5-ти минут или на 5 минут). Нажимаем на туже клавишу. И пока звучит эта нота, начинаем крутить этот колок на 1 минуту по ходу часов и на 1 минуту в другую сторону.

Если звук затухает нужно еще раз нажать на клавишу и снова слушать, и осторожно по 1 минуте крутить и добиваться того, чтобы этот звук становился как можно более ровно звучащим. Как только, по вашему усмотрению звук этой ноты стал ровней, нужно остановить движение руки.

Нота подстроена.

Таким образом, можно подстроить 6 или 7 рядом находящихся нот. (Белые и черные клавиши подряд). Когда диапазон подстроенных нот увеличивается более 6-и , 7-ти, то можно подключать аккорды. Используем простые мажорные аккорды.

Например, аккорд из нот «до», «ми», «соль». Это до-мажорный аккорд. Ноты «до» и «ми» уже подстроены и надо настроить ноту «соль».

Делаем так.

Ноту «соль», из 3-х одинаково звучащих струн, надо заглушать резиновым клинком уже сразу две струны, вставляя клинок между 2 и 3-й струнами. Оставшуюся свободно звучащую 1-ю струну надо подстроить в аккорд «до» мажор, чтобы аккорд «до, ми, соль» звучал правильно, стройно и красиво.

Далее.

К этой 1 струне ноты «соль», подстраиваем 2-ю струну. Для этого надо зажать клинком 3-ю струну, вставив клинок между группами из 3-х струн. При этом заглушается 3-я струна ноты «соль», которого мы настраиваем и 1-я струна следующего соседнего звука. Подстроили 2-ю струну к 1-й.

Далее.

Убираем клинок, который находился между группами из 3-х струн и подстраиваем свободно звучащую 3-ю струну ноты «соль».

Помните, что подстраивая ноту, крутим колок всего на 1 минуту или по часовой стрелке, или против часовой стрелки. Крутим и слушаем внимательно. Цель – звучание 2-х или 3-х струн, как 1 нота. Называется это УНИСОН.

 И так дальше.

Следующую ноту связываем в аккорд. По аналогии с до-мажором. Поднимаемся аккордами по очереди (по полутонам)  с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

А это для гурманов, которые понимают в звучании музыкальных интервалов. Для тех, кто знает как звучит интервал кварта и интервал квинта.

(Я решил добавить данную информацию, по причине частого обращения к данной статье.)

И так, нечто свеженькое.

Например, Вы настроили унисоны нот до, до-диез, ре, ре-диез и ми.

Далее самое интересное.

Если Вы знаете, как должен звучать музыкальный интервал кварта, то Вы сможете настроить эту кварту от ноты «до», которая уже подстроена. Для этого необходимо со струнами звука «фа», произвести такую же работу, как со струнами звука «соль». (Смотрите выше в данной статье) Одну струну за другой подстроить в унисон.

Но! Как подстроить?

Вот тут еще один секретик.

Эта кварта должна быть чуть шире чистого звучания интервала. Что это такое? — Фортепианный строй — это темперированный строй.

В сравнении объясню, про чистый строй.

Чистый строй — это такой строй, когда между настраиваемыми звуками в интервале нет ни каких вибраций, или качаний звука (интервала), или режущих ухо резких дрожаний звука. Чистый строй — это, когда два звука, например, «до» и «фа» настроены, как в унисон. При этом должно звучать два звука, а не один, т. е. ноту «фа» не надо тянуть вверх в унисон к ноте «до».

Иными словами нота «фа» не должна звучать по высоте, как нота «до». Нужно искать ноту «фа», которая выше ноты «до» и вслушиваться когда эти две ноты перестанут вибрировать между собой. Когда ты постепенно попадаешь в чистый интервал, то это похоже на то, как ты постепенно попадаешь в унисон, настраивая одинаково две струны.

(Очень пригодится практика подстройки в унисон предыдущих нот) Вот это и есть чистый интервал.

А пианино и рояль настраиваются, повторюсь, темперированными интервалами. Что такое темперированный интервал или строй?

Темперированный интервал — это слегка отклонившийся в сторону от чистого звучания, интервал. При этом получается некоторая медленная звуковая волна. Это похоже на некоторое ленивое качание звука, как в очень медленном и плавном  изображении ленты в виде почти горизонтальной синусоиды. Вот примерно так можно образно объяснить, что такое темперированный интервал.

Так вот.

Кварту, из чистого интервала, надо слегка расширить — (чуть-чуть повысить) до появления этой звуковой волны, похожей на ленту в медленном и плавном движении вверх и вниз. Волна должна быть очень медленной и очень спокойной. Вот это и есть темперированный интервал, а именно темперированная кварта.

Настроили одну струну звука «фа», теперь уже темперированную, и к ней подстроили 2 других струны. Вот Вам и темперированная кварта.

Рекомендую.

Ноту «фа- диез» подстроить от ноты «до — диез» — ранее настроенной, также, как «фа» от «до». Такая же кварта, только на 0,5 тона выше. Такая же чуть-чуть расширенная

А вот ноту «соль» лучше подстроить используяк интервал квинту. Это ноты «до» — ранее настроенная и «соль». При условии, что вы знаете, как должна звучать квинта.

Особенность настройки темперированной квинты другая. Надо так же найти сначала чистый интервал, а потом заузить, т. е. чуть- чуть понизить звук «соль». Должна быть такая же лениво качающаяся звуковая лента. Повторяю, квинта слегка зауженный от чистого звучания интервал.

Проконтролировать квинту можно прослушав до — мажорный аккорд. Это ноты до, ми и соль. Аккорд должен быть красивым и приятным на слух. Звучание мажорного аккорда оставляю на совести «подстройщика».  Подстроили сначала одну струну, к ней 2-ю в унисон и 3-ю.

Следующую ноту «соль- диез», связываем в мажорный аккорд от «до-диеза». По аналогии с до-мажором. Поднимаемся мажорными аккордами по очереди (по полутонам)  с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

Таким же образом можно подстраивать и басовый регистр.

Технически подстройка октав происходит так же, как я объяснил выше на примере  настройки ноты «соль» 1 октавы. Сначала подстраиваем 1 струну, далее 2 струну к 1 струне в унисон и далее подстраиваем 3 струну к 2-м уже настроенным струнам. Все струны подстраиваются в унисон.

В басовом регистре есть ноты, в которых только 2 струны. Их подстраивать проще. Сначала настроил одну, заглушив соседнюю клинком, потом к ней подстроил другую. А самые низкие басовые звуки только по 1 струне. Тут все понятно.

Читайте также:  Интенсивная культурная жизнь

Вот таким образом можно улучшить звучание инструмента.

До какой степени улучшить? — Это зависит от требований к звучанию инструмента и от музыкального слуха человека, который производит данную подстройку.

Уверен.

Поняв принцип подстройки, можно достаточно хорошо и даже удовлетворительно, для пользователя-хозяина инструмента, поддерживать общее звучание инструмента.

Если пользователю-хозяину инструмента не нравится своя работа-подстройка, то вызывайте специалиста. И очень вероятно еще и то, что ваше пианино не будет настроено точно в камертон (440 Гц). И это тоже удел профессионалов.

Существует еще и проблема западания клавиши.

Причин этого великое множество.

Чтобы разобраться с западанием клавиши, посоветую на момент занятия этим делом стать исследователем.

Для этого дополнительно к выше перечисленным этапам разборки пианино необходимо снять еще крышку, которая закрывает клавиатуру. Она закреплена 2 шурупами по краям неподвижной планки, к которой закреплена непосредственно крышка. Эти шурупы надо выкрутить отверткой и убрать эту планку с крышкой. Перед вами откроется относительно свободный доступ к механике и клавиатуре.

Далее.

Нужно внимательно рассмотреть, как работает соседняя хорошо работающая клавиша и просто напросто сравнить с той, которая плохо работает. Нажимать клавиши надо по очереди. С начала хорошо работающую, а потом западающую. Нажимать на клавиши надо медленно, чтобы понять, как перемещаются узлы механики.

Если оба узла механики работаю одинаково, а клавиша продолжает западать, то проблема в самой клавише. Надо определить в каком месте она заклинивается, или зажимается и убрать этот зажим или помеху. Может быть между телом клавиши, что-нибудь попало.

В материале подготовка инструмента к игре есть некоторое объяснение причин западания.

Уважаемый читатель, поскольку Вы интересуетесь данным вопросом — Вы творческий пользователь. Поэтому я могу предположить, что Вас должен заинтересовать такой актуальный раздел, как клиентам и пользователям фортепиано, в котором я постарался изложить все самое полезное для пользователей пианино и рояля. Подобной информации нет ни в одном паспорте, прилагаемом к инструменту.

Надеюсь, что мои советы Вам хоть чуть-чуть помогут. Главное крутить колок микронными шагами, чтобы далеко не уйти от унисона, и при этом внимательно слушать звук ноты.

 В качестве утешительной информации предлагаю статью об электропианино. Почитайте и порадуйтесь, какой у Вас прекрасный инструмент. Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П.

Мусоргского, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России профессора Панковой Наталии Георгиевны, г. Екатеринбург.

  Лариса Андреевна профессионально и доступным языком объясняет принципиальные отличия цифрового пианино от живого инструмента.

Желаю успехов.

Геннадий.

P.S. Если есть время, погуляйте по моему сайту www.pianoexpert.ru

Может быть я вам еще и пригожусь… .

Источник: http://www.pianoexpert.ru/kak-nastroit-pianino-samostoyatelno/

Секреты настройки пианино от профессионала

Источник: https://masterpianino.ru/materialy-sajta/sistema-nastroiki-pianino

Как настроить фортепиано в домашних условиях?

Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц.

Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр).

Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона.

Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.

Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р.

за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники.

К технической части и приступим.

Инструменты

Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.

Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил.

Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить.

Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.

Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.

Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).

Настройка

После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран.

Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза.

Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.

Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной.

Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть.

Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.

Заключение

Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно.

Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство.

Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы.

Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен.

Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии.

Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет.

И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах).

Так что воспользоваться или нет приведенной информацией, каждый может решить сам. Главное, что есть выбор.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/61698/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector