Главные трезвучия лада

Аккорды в сольфеджио: изучаем главные трезвучия лада

Любой любитель музицировать рано или поздно задается вопросом – а как подобрать аккорды песен на фортепиано. Отвечаю – для этого надо овладеть знаниями и навыками в теории музыки и сольфеджио.

И первое, что вам предстоит понять – что такое главные трезвучия лада. На самом деле, огромное количество песен строится на 3-4 аккордах, и надо понять структуру и правила гармонизации (то есть правила подбора аккордов к произведению).

Тогда вы сможете подыграть себе сопровождение на пианино к любой композиции.

Сразу говорю, что подобрать аккомпанемент на пианино – не так просто, это потребует определенных знаний и навыков. Но ведь нужно с чего-то начинать. Вот и начнем со знакомства с трезвучиями главных ступеней.

Главные ступени лада – основа музыкального сопровождения

Как вы помните с одного из прошлых уроков о тональностях, ступеней в музыке всего семь, и именно на их основе строятся различные аккорды. Три из них называются устойчивыми, а четыре – неустойчивыми. Есть еще понятие – главные ступени.

Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.

И названия у них тоже есть:

  •  I – тоника,
  • IV – субдоминанта,
  • V – доминанта.

Как вы видите, главные ступени в до мажоре – ДО, ФА и СОЛЬ. В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.

Вот главные ступени до мажора:

Главные ступени в до мажоре

Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие.

Для примера рассмотрим Ре мажор, это будут уже другие ноты:

Главные ступени в ре мажоре

Главные трезвучия лада – основа будущего аккомпанемента. Построение субдоминантового и доминантового трезвучия

Но чтобы подобрать аккомпанемент, одних главных ступеней недостаточно. Нужно еще построить трезвучия от этих главных ступеней, то есть подобрать аккорды песен. Тоническое трезвучие мы строили в предыдущем уроке, а вот субдоминантовое и доминантовое построим сейчас. Собственно говоря, принцип построения трезвучий одинаков – нотки через одну.

Главные трезвучия в до мажоре

Если вы поймете принцип построения главных трезвучий, то очень скоро вы сумеете подобрать аккорды к любой понравившейся песне.

А пока посмотрите видео и узнайте, как строятся трезвучия главных ступеней в тональности до мажор:

(1

Источник: https://ProPianino.ru/glavnye-trezvuchiya-lada-kak-akkordy-pesen

Виды трезвучий, их обращения. Главные трезвучия лада

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие

Приокского района г. Н. Новгорода

Шпаргалка

Для использования на уроках специальности в инструментальных классах и сольфеджио

(Учебное пособие для учащихся музыкальных школ и студий)

Автор-составитель

 педагог дополнительного образования первой категории

Манакова Юлия Андреевна

                         г. Н. Новгород

2018г.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

Нота с точкой —точка, стоящая после ноты, удлиняет её длительность ровно на половину.

ПАУЗЫ.

РЕПРИЗА

Знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения.

ТОНАЛЬНОСТЬ –гамма, на которой построено музыкальное произведение.

ОДНОИМЕННЫМИназываются мажорная и минорная тональности с одной тоникой (ДО-мажор – ДО-минор; ЛЯ-мажор – ЛЯ-минор и т.д.).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИназываются мажорная и минорная тональности с одинаковыми знаками (ДО-мажор – ЛЯ-минор; МИ♭-мажор – ДО-минор и т.д.).

ТРИ ВИДА МИНОРА.

Натуральный –простая гамма, выстроенная по формуле.

Гармонический – вид минора, в котором ПОВЫШАЕТСЯСЕДЬМАЯ  ступень.

Мелодический –вид минора, в котором ПОВЫШАЮТСЯШЕСТАЯ, СЕДЬМАЯ ступени при движении ВВЕРХ, а вниз – как по натуральному минору.

ТРИ ВИДА МАЖОРА.

Натуральный –простая гамма, выстроенная по формуле.

Гармонический – вид мажора, в котором ПОНИЖАЕТСЯ ШЕСТАЯ ступень.

Мелодический – вид мажора, в котором ПОНИЖАЮТСЯ ШЕСТАЯ, СЕДЬМАЯ ступени при движении ВНИЗ, а вверх – как по натуральному мажору.

Таблица расположения мажорных и минорных

тональностей по возрастанию количества знаков:

ДИЕЗЫ 1 2 3 4 5 6 7
МАЖОР ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ ФА# ДО#
МИНОР ля ми си фа# до# соль# ре# ля#
ДИЕЗЫ 1 2 3 4 5 6 7
БЕМОЛЬ 1 2 3 4 5 6 7
МАЖОР ДО ФА СИ♭ МИ♭   ЛЯ♭   РЕ♭   СОЛЬ♭   ДО♭  
МИНОР ля ре соль до фа си♭ ми ♭ ля♭
БЕМОЛЬ 1 2 3 4 5 6 7

Порядок диезов и бемолей в тональностях:

# ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ

В Диезных тональностях последний знак ниже ТОНИКИ на пол тона. (Например, в тон-ти МИ-мажор тоника – МИ, значит последним знаком будет РЕ#, соответственно в тон-ти МИ-мажор 4 диеза – ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ)

♭ СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА

В бемольных тональностях тоника является предпоследним знаком в тональности. (Например, найдем знаки для тон-ти ЛЯ♭мажор: СИ, МИ, ЛЯ + еще один знак РЕ. Получилось 4♭)

ИНТЕРВАЛЫ, АККОРДЫ.

Интервал –расстояние между двумя звуками.

ГДЕ СТРОИТСЯ минор На всех ступенях II, V I,III,IV,VI, VII I,II,IV,V III, VI, VII все кроме VI VI II Все кроме II I, II, V III, IV, VI, VII I, II, IV, V, VII III, VI На всех ступенях
мажор III, VII I, II, IV, VI II, III, VI, VII I, IV, V все кроме IV IV VII Все кроме VII III, VI, VII I, II, IV, V II,III,V,VI, VII I, IV
ВЕЛИЧИНА тоны 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6
ступени 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8
ИНТЕРВАЛ Обраще ние Ч.8 Б.7 М.7 Б.6 М.6 Ч.5 Ум.5 Ув.4 Ч.4 Б.3 М.3 Б.2 М.2 Ч.1
Обозначе ние Ч.1 М.2 Б.2 М.3 Б.3 Ч.4 Ув.4 Ум.5 Ч.5 М.6 Б.6 М.7 Б.7 Ч.8
название Чистая прима Малая секунда Большая секунда Малая терция Большая терция Чистая кварта Ув. кварта Ум. квинта Чистая квинта Малая секста Большая секста Малая септима Большая септима Чистая октава
Тритон

Характерные интервалы —это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре.

ГДЕ СТРОИТСЯ минор VII+ III VI VII+
мажор III VI- VI+ VII
ВЕЛИЧИНА тоны 2 4 1,5 4,5
ступени 4 5 2 7
ИНТЕРВАЛ Разреше ние м.3 б.6 ч.4 ч.5
Обраще ние ув.5 ум.4 ум.7 ув.2
Обозна чение ум.4 ув.5 ув.2 ум.7
Название Уменьшенная кварта Увеличенная квинта Увеличенная секунда Уменьшенная септима

Аккорд –сочетание трех или более звуков.

Разновидности аккордов:

Трезвучие –аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Нонаккорд – аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям

Кластер – аккорд, состоящий из тесно расположенных по малым и/или большим секундам звуков.

Виды трезвучий, их обращения. Главные трезвучия лада.

Виды трезвучий:

Название Обозначение Из каких интервалов состоит Интервал в основе
Мажорное Б53 б3+м3 ч5
Минорное М53 м3+б3 ч5
Увеличенное Ув53 б3+б3 ув5
Уменьшенное Ум53 м3+м3 ум5

Обращения трезвучий:

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Название Обозначение Из каких интервалов состоит Интервал в основе
Секстаккорд Б6 м3+ч4 м6
М6 б3+ч4 б6
Ув6 б3+ум4 м6
Ум6 м3+ув4 б6
Квартсекстаккорд Б64 ч4+б3 б6
М64 ч4+м3 м6
Ув64 ум4+б3 м6
Ум64 ув4+м3 б6

Главные трезвучия лада:

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 247;

Источник: https://studopedia.net/2_14419_vidi-trezvuchiy-ih-obrashcheniya-glavnie-trezvuchiya-lada.html

Билет 7. Главные трезвучия лада

Билет 1. Лад.Тональность.

Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных общей тоникой. Тоника — наиболее устойчивый звук лада (I ступень). Звуки лада, расположенные по порядку высоты от тоники до тоники вверх и вниз называются гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями и обозначаются римскими цифрами. Основа лада — устойчивые звуки, находящиеся на I — III — V ступенях. Неустойчивые звуки — на II — IV — VI — VII ступенях стремятся перейти (разрешиться) в рядом стоящие устойчивые( II – I, IV – III, VI – V, VII – I).

Ступени лада имеют функциональное значение и название. Главные ступени- I — Тоника, IV — Субдоминанта, V — Доминанта. Все остальные ступени — побочные. В музыке существует множество ладов, но наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажор и минор.

Читайте также:  Постановка дыхания - как правильно дышать при пении?

Высота, на которой расположен лад называется тональностью. Тональности бывают мажорные и минорные, бемольные и диезные.

Билет 2. Виды мажора и минора.

Существует три вида мажора и минора – натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном виде мажора и минора ступени не изменяются. В гармоническом миноре повышается VII ступень. При этом обостряется её тяготение в I ступень. Доминанта в гармоническом миноре (Dг ) мажорная.

В мелодическом миноре повышаются VI и VII ступени. При движении вниз повышение ступеней может отменяться. В гармоническом мажоре понижается VI ступень и усиливается её тяготение в V ступень. В гармоническом мажоре субдоминанта (sг ) звучит минорно. Мелодический мажорв музыке встречается реже.

В этом виде мажора понижаются VI и VII ступени. Можно заметить, что верхний тетрахорд мелодического минора совпадает с верхним тетрахордом натурального мажора. Также совпадают верхние тетрахорды мелодического мажора и натурального минора, гармонических мажора и минора. Таким образом, все изменения ступеней приводят к сближению мажора и минора.

Основной показатель мажорного или минорного лада — III ступень, находящаяся в нижнем тетрахорде гаммы.

Билет 3. Септаккорды.

Септаккорд – это аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы.

Все септаккорды различаются посептиме между крайними звуками (малая, большая, уменьшенная) итрезвучию в основе аккорда ( мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное).

От одного звука можно построить семь видов септаккордов – три малых (малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой), три больших ( большой мажорный, большой минорный , большой с увеличенной квинтой) и один уменьшенный.

Тоны, составляющие септаккорд, называются по интервалу от первого звука — прима, терция, квинта, септима. Каждый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Наиболее употребительные септаккорды в ладу: Д7 с обращениями, мVII7, умVII7, II7. Септаккорды в ладу звучат неустойчиво и требуют разрешения в тонику.

Билет 4. Метр. Виды размеров.

Чередование акцентных сильных и безакцентных слабых долей в определенном темпе называетсяметром. В нотах метрвыражен размером.Размер — это числовое обозначение метра.

Размеры бывают: простые , сложные, смешанные, переменные. Простые размеры — имеют один метрический акцент (сильную долю)- двухдольный и трехдольный, например 2/4,3/4, 3/8.

Сложные — состоят из нескольких одинаковыхпростых размеров, например — 4/4 = 2/4+2/4,

6/8 = 3/8+3/8, 9/8 =3/8+3/8+3/8, 12/8 =3/8 +3/8 +3/8 +3/8 . В таких размерах есть не только сильная, но и относительно сильная( относительно сильные) доли.

Смешанные размеры образуются от слияния нескольких разныхпо количеству долей простых размеров, например – 5/4=2/4+3/4, 7/4 = 2/4+2/4+3/4 и т. д.

Переменным называется размер с изменяющимся количеством счётных долей в такте, т.е. когда размер в произведении меняется.

Билет 5. Ритм. Группировка длительностей.

Музыкальный ритм — ( греч.- стройность, соразмерность) упорядоченное , организованное метром чередование и соотношение звуков разной или одинаковой длины. В музыке ноты имеют различную длительность. Нередко они объединяются в группы ( пунктирные ритмы,сочетания восьмых с шестнадцатыми и т.д.

), образуют ритмический рисунок музыкального произведения, собственно ритм. Группировка длительностей — обьединение нот по долям или тактам в соответствии с размером. В размерах, где доля равна четверти (2/4, 3/4, 4/4 и т.д.) — длительности группируются по долям.

В простых размерах, где доля восьмая (3/8) — ноты группируются вместе, целым тактом. В сложных размерах ноты группируются не только по долям (44), но и по простым тактам (6/8, 9/16,12/16). При этом должна быть видна граница между ними.

Основная форма дробления длительностей в музыке — четная. Основные длительности (четного деления) — это целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. Среди ритмических групп встречаются различные формы произвольного деления основных длительностей.

Так, триольобразуется от деленияосновной длительности на три части вместо двух (например, четверти на три восьмых, половинной на три четверти). Существуют также квинтоли, секстоли, дуоли( деление длительности с точкой на две части).

Билет 6. Аккорд. Виды трезвучий.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия. Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий: 1.

Мажорное или большое трезвучие ( Б53 )состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.

2. Минорное или малое трезвучие ( М53 ) состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта. 3. Увеличенное трезвучие ( Ув53 ) состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.

4. Уменьшенное трезвучие ( Ум53 ) состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта. Трезвучия имеют обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.

На ступенях натурального мажора и минора можно построить три мажорных трезвучия, три минорных и одно уменьшенное. Увеличенное трезвучие строится только в гармонических ладах, т.е. на белых клавишах его построить невозможно.

В тональности трезвучия имеют функциональное значение (тоника, субдоминанта. доминанта).

Билет 7. Главные трезвучия лада.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Всего их семь. Три из них являются главными, четыре — побочными. Главные трезвучия располагаются на I, IV, V ступенях. В мажоре они звучат мажорно, в миноре — минорно.

Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Трезвучие на I ступени лада— тоническое, (обозначается — Т 5/3 в мажоре, t5/3 – в миноре), состоит из устойчивых звуков, в ладу звучит устойчиво.

Трезвучие на IV ступени лада– субдоминантовое, (обозначается — S5/3 в мажоре и миноре ) имеет 2 неустойчивых звука и один общий с Тоникой (I ступень), в ладу звучит неустойчиво.

Трезвучие на V ступени лада — доминантовое, (обозначается D5/3 в мажоре и миноре )— (латинское dominanta – господствующая) имеет 2 неустойчивых звука — вводные ступени — VII и II и один общий с Тоникой (V ступень).

В гармоническом миноре образуется мажорная доминанта, в гармоническом мажоре – минорная субдоминанта. Главные трезвучия лада ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимодействия устойчивых и неустойчивых звуков).

Доминанта имеет в своем составе VII ступень и более остро тяготеет в тонику. Субдоминанта не имеет ярко выраженного тяготения в тонику и может переходить в доминантовый аккорд. Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s74752t3.html

Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218

VI I T III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Читайте также:  Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Таблица трезвучий мажорного лада

Виды трезвучий На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. 5/3 I(Т), IV(S), V(D) I(Т), V(D) I(Т), VII
м. 5/3 II, III, VI III, IV (sг) IV(s), V (d)
ум. 5/3 VII II, VII II, III
ув. 5/3 нет VI VI

Таблица трезвучий минорного лада

Виды трезвучий На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. 5/3 III, VI, VII V, VI(Dг) IV(Sм), V (Dг)
м. 5/3 I(t), IV(s), V(d) I(t), IV(s) I(t), IIм
ум. 5/3 II II, VII VI, VII
ув. 5/3 нет IIIг IIIм

Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 2374;

Источник: https://poznayka.org/s89818t1.html

Главн трезвуч

Главные трезвучия

Главные трезвучия строятся на главных ступенях: первой, четвертой и пятой.

— Трезвучие на I ступени называется Тоническим и обозначается T53.

— Трезвучие на IV ступени называется Субдоминантовым и обозначается S53.

— Трезвучие на V ступени называется Доминантовым и обозначается D53.

​​Главные ступени и главные трезвучия в тональности Ре мажор.

Для того, чтобы построить эти аккорды, достаточно написать рядом с ключом знаки в тональности, найти в этой тональности три главные ступени и вверх от них написать три трезвучия.

Благодаря знакам при ключе, в натуральном мажоре эти трезвучия всегда будут мажорными, а в натуральном миноре – минорными. Однако, в музыкальной практике доминантовое трезвучие в натуральном миноре встречается редко.

Гораздо чаще оно звучит в гармоническом миноре, в котором оно получается мажорным благодаря повышению VII ступени.

​​Главные ступени и главные трезвучия в тональности ми минор.

Каждое из главных трезвучий играет в музыке свою роль. Эти роли называются гармонические функции. Функция тоники – это покой и равновесие. Тоническое трезвучие объединяет в себе все три устойчивые ступени. Функция субдоминанты – легкая неустойчивость, она звучит как мягкий вопрос.

Функция доминанты – острая неустойчивость, конфликтность. В музыкальной школе их часто сравнивают с главными лицами королевства. Тоника – король. Его слово – закон. Субдоминанта – королева. Она имеет свое мнение по многим вопросам, но на совете высказывает его по-женски мягко и аккуратно.

Доминанта – королевский военачальник со вспыльчивым характером и сильной волей.

Три гармонические функции – это основа музыки. На их чередовании построено движение и развитие музыкальной мысли. Послушайте, как звучат в тональности До мажор главные ступени и аккорды, которые строятся на них.

Главные ступени и аккорды главных ступеней в тональности До мажор.

Для старшеклассников и родителей

Примечание 1

Аккордов в каждой тональности гораздо больше, чем три главных трезвучия. Тем не менее, гармонических функций только три. Функцию субдоминанты, помимо трезвучия четвертой ступени, могут выполнять аккорды второй ступени.

Функцию доминанты иногда выполняют септаккорд седьмой ступени и его обращения. Трезвучие шестой ступени, как правило, совмещает в себе черты тоники и субдоминанты и т. д.

  Но тоническую функцию в полном смысле слова может выполнять только тоническое трезвучие.

Примечание 2

Существует немало примеров, когда в музыке не ощущаются и не должны ощущаться гармонические функции. К ним относятся европейская духовная музыка Средневековья и Возрождения, древнерусская церковная музыка, многие народные песни и наигрыши. В этих традициях – как правило, более древних – музыка строится на иных основах, нежели функциональные взаимоотношения аккордовых комплексов.

Источник: http://solfo.ru/glavn-trezvu4.html

Главные и побочные трезвучия лада. Трезвучия лада

ГлавнаяDmrv датчикЛадаТрезвучия лада

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени — субдоминантовым,

трезвучие V ступени — доминантовым. Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D:

Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов.

В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, превносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада: Побочные трезвучия мажора и минора

ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ.

Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно: II, III, VI и VII — называются побочными. По сравнению с главными трезвучиями они имеют в ладу второстепенное значение.

В натуральном мажоре побочными трезвучиями являются: три минорные и одно уменьшенное (на VII ступени) .

В гармоническом мажоре: одно минорное на III ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на VI ступени.

В натуральном миноре побочными трезвучиями являются: три мажорные и одно уменьшенное (на II ступени).

В гармоническом миноре: одно мажорное на VI ступени, два уменьшенных на II и VII ступенях и одно увеличенное на III ступени.

Таким образом, общее число трезвучий составляют:

1. В натуральном мажоре или миноре — 3 мажорные, 3 Минорные и одно уменьшенное трезвучия.

2. В гармоническом мажоре или миноре — 2 мажорные, 2 минорные, 2 уменьшенные и одно увеличенное трезвучия.

Увеличенное трезвучие разрешается в тонический аккорд. Два устойчивых звука, находящихся в составе увеличенного трезвучия, как общие с тоническим трезвучием, остаются на месте, а третий, неустойчивый звук разрешается по тяготению: в мажоре VI пониженная ступень ходом на м.2 вниз в V ступень, а в миноре VII ступень — на м.2 вверх в I ступень.

Следовательно, в мажоре увеличенное трезвучие разрешается в тонический квартсекстаккорд, а в миноре — в тонический секстаккорд.

Уменьшенное трезвучие гармонически применяется в музыке только в виде секстаккорда.

6.Вводные септаккорды, септаккорды II ступени

Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.

В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции (м.3+м.З+б.З).

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции (м.З+м.З+м.З).

Вводные септаккорды обозначаются следующим образом—VII7:

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией:

Вводные септаккорды имеют также три обращения. Вводные септаккорды применяются как в основном виде, так и в обращениях.

Кроме тех септаккордов, о которых было рассказано выше, в музыке применяется септаккорд II ступени, относящийся к функциональной группе субдоминантовых аккордов, поэтому его называют иначе субдоминантовым септаккордом.

В мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд:

В миноре на II ступени образуется малый септаккорд:

Из обращений II7 большее применение получил II 6/5, как наиболее

полный выразитель субдоминанты (IV ст. в басу).

studfiles.net

1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

Читайте также:  Как стать регентом церковного хора

Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.

На I ступени — тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим — уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (ув5/3) — это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре — на YI Ь ступени, в миноре — на III ступени. Разрешается в мажоре — в Т6/4, в миноре — в t6.

До мажор ля минор

ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6

Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. ( ум.5/3 )

Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор

ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3

БИЛЕТ № 3.

1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение

Септаккордомназывается аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний — септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.

Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )

Д7 = б3+м3+м3

Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и

утроенным основным тоном).

Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком

является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Д7 имеет три обращения:

YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным

основным тоном.

II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.

IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным

основным тоном.

До мажор

Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6

ля минор

Д7 tД6/5t5/3 Д4/3t5/3 Д2t6

БИЛЕТ № 4.

studfiles.net

Трезвучия, виды трезвучий

Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд.

Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшённое (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшённое – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

Обращения трезвучий

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4.

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4.

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3.

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3.

Главные трезвучия лада с разрешением

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.

Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, т.к. в его состав входит 6 пониженная ступень: s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53

Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.

Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени – 4 и 6.

Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – 2 и 7.

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх.

Таким образом получается следующая схема:

S53 – T6 D53 – T64

S6 – T64 D6 – T53

S64 – T 53 D64 – T6

Билет 3

5. Септаккорды, их обращения. Доминантовый септаккорд, его обращения и разрешения

studfiles.net

Главные и побочные трезвучия лада — МегаЛекции

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218

VI I T III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Таблица трезвучий мажорного лада

Виды трезвучий На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. 5/3 I(Т), IV(S), V(D) I(Т), V(D) I(Т), VII
м. 5/3 II, III, VI III, IV (sг) IV(s), V (d)
ум. 5/3 VII II, VII II, III
ув. 5/3 нет VI VI

Таблица трезвучий минорного лада

Виды трезвучий На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. 5/3 III, VI, VII V, VI(Dг) IV(Sм), V (Dг)
м. 5/3 I(t), IV(s), V(d) I(t), IV(s) I(t), IIм
ум. 5/3 II II, VII VI , VII
ув. 5/3 нет IIIг IIIм

Разрешение неустойчивых трезвучий

Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:

219

Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6

Источник: http://www.allanda-auto.ru/dmrv-datchiklada/trezvuchiya-lada.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector