Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? из личного опыта учителя по фортепиано

x

Check Also

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского.

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Рок-Академия «Москворечье» готовится отметить свой день рождения Одна из старинных музыкальных школ, предназначенных для обучения взрослых, – Рок-Академия «Москворечье» − готовится отметить свой день рождения! Лишь за последние несколько месяцев в ее стенах прошли обучение порядка трех сотен человек.

Учим ноты на гитаре Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту.

Виды боя на гитаре Когда гитару в руки берёт начинающий музыкант, то вряд ли стоит ожидать, что он сразу сможет сыграть нечто действительно красивое. Гитара, как и любой другой музыкальный инструмент, требует постоянной практики, тем более, если речь идёт о видах боя на гитаре.

Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка Детям очень быстро надоедают новые игрушки. Никогда не знаешь, чем удивить ребёнка и привлечь его внимание. Уже с раннего возраста мальчики и девочки погружаются в компьютерные игры.

Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому? Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны.

Кроссворд на тему музыкальные инструменты Этот кроссворд «Музыкальные инструменты» специально создан как образец для тех, кому был задан кроссворд по музыке на эту или другую тему.

Загадки истории: мифы о музыке и музыкантах Невероятное эмоциональное воздействие, оказываемое музыкой, издревле заставляло задуматься о мистических источниках её происхождения.

Музыкальные инструменты для детей Какой инструмент выбрать ребенку? С какого возраста можно обучать его игре? Как разобраться в разнообразии музыкальных инструментов для малышей? Постараемся ответить эти вопросы в данном материале.

Источник: http://argi.su/isskustvo-dlya-dushi/domashnie-zanyatiya-pianista-kak-sdelat-rabotu-doma-prazdnikom-a-ne-nakazaniem-iz-lichnogo-opyta-uchitelya-po-fortepiano-muzykalnyj-klass-2

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепианоВыполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем. Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы.

Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей. Шедевров хватает! Например:

  • «Полифонизируй фактуру пьесы!»;
  • «Учи дома много раз без перерыва!»;
  • «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;
  • «Разберись с интонацией!» и.т.д.

Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку.

Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

Игра в редактора

Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха – по Муджеллини, или Бартоку).

Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

Разучивание пьесы

Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Творческая редакция ученицы. Фото Е. Лавреновой.

  • 5 уроков на разбор и соединение двумя;
  • 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;
  • 6 уроков на художественную отделку.

Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!

Синтез искусств и игра в исследователя

Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно.

 Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте.

Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

Повторить 7 раз

Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

Время занятий

Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.

Цель занятий – не игра, а качество

Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

Ритуал

Каждое занятие должно иметь три составляющие:

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Рисунки к музыке. Фото Е. Лавреновой.

  1. развитие техники;
  2. закрепление пройденного;
  3. разучивание нового.

Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.

Муза-вдохновительница

Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

Музыка – это радость

Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, – это хобби и увлечение. Не нужно играть часами.

Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.

Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.

Автор – Елена Лавренова 

(учитель ГУО «Детская школа искусств им. А. Богатырева г. Витебска)

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Источник: https://music-education.ru/domashnie-zanyatiya-pianista/

Как найти педагога по фортепиано: советы родителям

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Фортепиано требует терпения и дисциплины

Надо сказать, все приходят в школу с «желанием научиться играть» на том или ином инструменте, но буквально через полгода-год из 20-ти учащихся «желание» остаётся примерно у половины. Тут в первую очередь спешат винить учителя: не заинтересовал, не разбудил в нем любовь к предмету, предвзято относился и т. п.  Да, бывают и такие педагоги, но поверьте,

чаще всего это происходит из-за отсутствия дисциплины, как в семье, так и в классе

Обучение игре на фортепиано — это многолетний процесс. Он требует терпения ученика и родителей, систематических занятий, как школьных, так и домашних! Не просто так ведь установили 7 лет школьного музыкального образования. Ребёнок растёт физически и интеллектуально, программа также рассчитана на то, чтобы развивать ученика согласно его способностям и физическим возможностям.

Чего ждать от музыкальных кружков и студий

Постарайтесь выяснить, какой уровень знаний они дают, какие требования предъявляются к обучению. Уточните, насколько профессионален педагогический состав. Если дети приходят туда весело проводить время, а в конце года вам демонстрируют шоу «Кто во что горазд», то это относится к любительскому уровню. Конечно, некоторым детям и родителям

будут интересны такие студии, центры и клубы, если ребенок плавает, играет в шахматы, скачет на коне, ходит на курсы «Кройки и шитья»

Такому вундеркинду, чтобы получить свою минуту славы, нужно где-то себя «выплеснуть».

Что дадут занятия на дому

Что касается занятий с педагогом на дому, то здесь тоже есть нюансы. Родители должны понимать, что педагог, приходя к вам, должен стремиться строить занятия по программе  музыкальной школы. То есть задача педагога в целом — научить играть на фортепиано. Сюда входит:

  • обучение ребенка чтению по нотам в процессе игры,
  • обучение основным теоретическим знаниям,
  • обучение некоторым аспектам творческой работы.

Одним словом, педагог должен делать все, чтобы ребенок был грамотным, чтобы мог в будущем (лет через 10-15) открыть ноты с несложной фактурой и самостоятельно разобрать понравившееся ему произведение. И мог бы в музыкальном обучении при необходимости помочь своим детям.

Коммерсанты от музыки

Если вы попали в руки педагога, для которого обучение только бизнес, то вам можно только посочувствовать… Самое неприятное, что даже спустя годы вы можете не догадываться об отсутствии у ребенка профессиональных знаний.

Он играет антипрофессионально, потому что так его обучил некомпетентный педагог, который просто заработал на этом деньги и будет вас убеждать, что пальцы перестанут торчать в разные стороны сами по себе через какое-то время, что знать и читать ноты ребенку необязательно, и т. п. И

Читайте также:  Из истории блюза: с плантаций на студию

все это для того, чтобы ничего не понимающие родители были счастливы, видя своё чадо играющим на инструменте, и хвастали перед соседями

Признаки халтурщика

Педагог должен быть профессионалом в своей работе. Десятки студентов ежегодно заканчивают консерваторию, но не все из них умеют преподавать! Хотя они и получают знания по предметам «Методика» и «Педагогика», но  учить и объяснять дано не каждому. Для того, чтобы понять, насколько профессионален педагог, вам нужно посмотреть его работу,

послушать игру его учеников на концертах, конкурсах или посмотреть видеозаписи их выступлений

На что обращать внимание:

Постановка рук! Если все его ученики

  • играют искореженными пальцами, торчащими в разные стороны;
  • запоминают ноты по цветам или подписывают их словами;
  • стучат по инструменту;
  • учатся играть (копируя) с рук педагога;
  • играют произведения не по возрасту и интеллекту (к примеру, «Вальс цветов» Чайковского в 7-8 лет),

то рекомендую вам расстаться с таким «специалистом»! Это говорит о том, что педагог либо не владеет методикой обучения, либо относится к работе как к халтуре.

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Педагога без диплома не бывает

Убедитесь, что педагог действительно закончил музыкальное  училище (сейчас это колледж) или консерваторию по отделению фортепиано и в дипломе ему присвоена квалификация «Преподаватель фортепиано».

Многие родители даже не задумываются о том, что упуская этот пункт, обманывают себя. Как неприятно спустя 5 лет выяснить причину плохой подготовки из-за того, что, к примеру,  ваш «учитель» обучался по классу скрипки, домбры, хорового дирижирования и т. п. Самое удивительное, что

такие педагоги считают себя правыми до последнего момента

Уважаемые родители, возьмите на заметку — официально такие педагоги не имеют права работать! Адекватный педагог-пианист не будет обучать игре на скрипке, виолончели или заниматься профессиональной постановкой голоса, потому что не владеет методикой преподавания в этом направлении.

Вы спросите, почему же все остальные так уверено берутся преподавать фортепиано? А потому, что у всех инструменталистов, дирижеров, вокалистов в консерватории был и есть обязательный предмет «Общее фортепиано», где студентам дают не специальные знания, а основы владения инструментом.

Дело в том, что ни один инструменталист, дирижер, вокалист без поддержки пианиста не выступает.

Задумайтесь — зачем делить музыкантов на отделения, если они после окончания консерватории «на все руки музыканты»?! Но если вас устраивает общее знакомство с инструментом «на два пальца», без профессиональных знаний, то вам такой педагог вполне подойдет.

Ошибки профессиональных преподавателей

Но случается также, что и квалифицированные педагоги-пианисты работают некомпетентно, не выполняя  элементарных требований. Поэтому смотрите на работу педагога.

Итог его работы — не рекомендация довольной мамы, а игра учеников. Если педагог работает ответственно, любит свое дело, имеет творческий подход и требователен к ученикам, тогда можете смело учиться у него.

И неважно, где он будет обучать вашего ребенка — в школе или на дому.

Ошибки родителей в погоне за результатом

У родителей иногда бывают неоправданные ожидания. К примеру, не огорчайте педагога таким вопросом: «Почему он 3 месяца занимается и до сих пор не играет «Лунную сонату» Бетховена или концерт №2 Рахманинова?».  Задумайтесь, почему Бетховен и Рахманинов, прежде чем написать такие произведения, сами учились не один год? Ответ очевиден.

Не удивляйтесь, если ваш педагог после такого вопроса откажется заниматься с ребенком. Очевидно, цель у вас, мягко говоря, некорректная, ни один педагог не сможет соответствовать таким запросам.

Во-первых, эти произведения играют либо в колледже и консерватории, либо в специальной музыкальной школе для одаренных детей.

И даже в школе такого уровня не стоит задавать таких вопросов — вас там точно не поймут…

Во-вторых,

обучение игре на фортепиано — это не веселье на батуте и не игры с клоуном, а серьезный творческий многолетний труд

Причем совместный труд учителя, ребенка и родителей! Обратите внимание, что как правило,

за каждым гениальным музыкантом стоят профессиональные преподаватели и гениально-терпеливые и настойчивые родители

Задача родителей

В первую очередь родители должны выстроить хороший контакт с педагогом. Ответственность за результат возложен как на педагога, так и на ребенка. Если вы будете ходить на занятия к высокопрофессиональному педагогу, но не будете закреплять их ежедневными домашними тренировками, результат будет минимальный.

Вам необходимо настроить ребенка на то, что это обучающий процесс, требующий терпения и многих часов занятий. И родители должны быть с ним вместе в процессе обучения год или два.

Помните! Если педагог будет авторитетом для вас, значит он будет авторитетом и для вашего ребенка! Научиться игре на фортепиано прежде всего необходимо ребенку. А учитель помогает ему в этом нелегком процессе обучения, который требует терпения.

Татьяна Тайматова, преподаватель детской музыкальной школы «Елiм ай»

Источник: https://365info.kz/2016/09/ishhem-pedagoga-po-fortepiano

Советы родителям: как сделать работу дома праздником, а не наказанием

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «Гимназия № 10»
  • Советы родителям:
  • как сделать работу дома праздником,
  • а не наказанием?
  • Из опыта работы
  • Рогожиной Ирины Анатольевны
  • педагога дополнительного образования
  • в области музыкального искусства
  • г. Железногорск
  • Курской области
  • 2015г.

Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем. Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт.

И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы. Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей.

Шедевров хватает! Например:

  • «Полифонизируй фактуру пьесы!»;
  • «Учи дома много раз без перерыва!»;
  • «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;
  • «Разберись с интонацией!» и.т.д.

Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу.

А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку. Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

Игра в редактора.

Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха — по Муджеллини, или Бартоку).

Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом.

Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

Разучивание пьесы.

Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.

Интересные домашние задания: 5 уроков на разбор и соединение двумя руками (чаще всего, на уроках разбираем отдельно каждой рукой, а дома «соединяем»); 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть; 6 уроков на художественную отделку. Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу.

Отстал – нагнал! Иногда, начинаем разбор с последних строчек, чтобы не «закопаться» в них.

Синтез искусств и игра в исследователя.

Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно.

На начальных этапах обучения дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задаю учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – слушаем и анализируем.

Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

Повторить от трёх до семи раз

Безусловно, каждый ученик индивидуален. Кому-то достаточно и трёх проигрываний дома (особенно на начальном этапе), а кому-то – семь. Семь — удивительное число: семь дней, семь нот.

Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами.

Я кладу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

Время занятий

Помню свои занятия музыкой, когда учитель говорил моим родителям, что нужно заниматься не менее часа в день. Какая же это была пытка: сидеть за инструментом и смотреть на часы, которые висели надо мной… Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат.

Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.

Цель занятий – не игра, а качество. Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?».

Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

Этапы занятий

Каждое занятие должно иметь три составляющие: разучивание нового; закрепление пройденного; развитие техники. Но начинать необходимо с гамм. Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.

Муза-вдохновительница

Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

Музыка – это радость

Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, — это хобби и увлечение. Не нужно играть часами.

Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.

Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.

Источник: https://infourok.ru/soveti-roditelyam-kak-sdelat-rabotu-doma-prazdnikom-a-ne-nakazaniem-851157.html

Занятия фортепиано: как развлечение превратить в увлечение

С наступлением учебного года увеличивается количество звонков от родителей, которые ищут преподавателя фортепиано для своих детей. После общих вопросов о месторасположении студии, стоимости занятий, профессиональном образовании и опыте преподавателя,  родители подходят к самому главному: достаточно ли весело и развлекательно (пытаюсь найти эквивалент поточнее для английского слова “fun”) ребенку на уроках у этого преподавателя. На что я отвечаю совершенно искренне: да, мои уроки увлекательны, развлекательны и детям интересны.

Однако после каждого звонка я думаю: а как же быть с обратной стороной этой заманчивой медальки — назовем ее игрой на фортепиано? Почему никто не спрашивает о том, сколько придется детям трудиться, чтобы овладеть искусством игры на фортепиано —  прекрасном и самом сложном (!) из всех музыкальных инструментов?

Родителей можно понять: мало кто думает о профессиональной карьере музыканта для своего ребенка – во все времена она считалась слишком ненадежной. Детей обучают музыке для общего образования, культуры, развития памяти, умения в будущем играть для себя и друзей.

Главная задача  и педагога и родителей в этом случае — сохранить заинтересованность ребенка, желание продолжать учиться и достичь определенного уровня мастерства. В этом смысле, вопрос волнующий родителей об увлекательности занятий абсолютно правомочен. Особенно важно заитересовать ребенка в начале обучения.

“Начало- дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее” (И. Гофман).

Как же получается, что несмотря на интересные занятия, дети не хотят заниматься дома? Родители недоумевают: ребенок с радостью едет на урок к преподавателю, а дома не посадишь за инструмент “ни кнутом, ни пряником”.

 Не слишком ли большая разница между тем, что происходит на уроке – игрой, радостью творчества, чудом освоения нового и удовлетворения от каждого маленького (но такого огромного!) результата, и скучными домашними занятиями, когда целую неделю от урока к уроку надо повторять все одно и то же?

Читайте также:  Контральто – самый низкий женский голос, который встречается очень редко

Здесь все мы, преподаватели фортепиано, ходим “по лезвию ножа”: как и урок  сделать увлекательным, и  дать понять ученику – не разрушив его первоначальный интерес к фортепиано, что надо трудиться?

Бесценные слова моей учительницы  — О.А. Курнавиной, преподавателя Санкт-Петербургского Лицея для одаренных детей при СПб Гос. Консерватории: “В начале обучения необходимо найти баланс между игровым и рабочим моментами.

” Равновесие это в каждом случае разное и зависит от индивидуальности ученика.

Для одного нужна постоянная смена заданий-игр и рабочие моменты поначалу вкрапливаются крохотными порциями, а для другого необходимы строго структурированные упражнения, а  игры – только в качестве разрядки.

Как помочь ребенку организовать его домашние занятия?

Итак, о домашние занятия фортепиано… Вспоминаются слова одной моей коллеги (с горечью): “Почему мы (преподаватели музыки) такие несчастные? Дети ходят на гимнастику, на рисование, каратэ (перечисления хватит на страницу) — и никаких домашних заданий. А у нас обязательно дома заниматься, да еще и каждый день – кому же это понравится?”

Действительно, все другие занятия подразумевают в основном работу в классе – ребенок и трудится, и заряд положительных эмоций получает на уроке. Все довольны – дома можно расслабиться, а если хочется – порисовать или потренироваться, но по желанию.

С музыкой же все иначе – преподаватели настаивают, родители убеждены, вроде бы аксиома: ребенку надо заниматься каждый день, и чем больше, тем лучше.

А как заниматься 7-летнему человеку целую неделю от урока к уроку? Каждый день повторять одно и то же? Скучно! А если что-то не запомнил, не получается? Ребенок расстраивается, пропадает желание.

Что же получается, можно не заниматься дома? Иногда можно! (Только осторожно, об этом ниже).

Часто родители хотят помочь, а дети сопротивляются – ведь с мамой можно и поспорить, не то что с учительницей.

Иногда родители просят: “А вы задайте ему побольше на неделю, чтобы скучно не было”, чем ставят меня в тупик: кто же будет контролировать ученика? Или потом исправлять ошибки самостоятельной работы? А это ведь гораздо труднее, чем сразу научить правильно. Не спрашивать все заданное? Но тогда в  конце концов, ученик не будет и делать, раз не проверяют.

Хорошо, если выученную на уроке песенку, ребенку хочется повторять каждый день. А если нет, то не стоит и настаивать. Можно просто поимпровизировать – этим ребенок ничего не испортит, а удовольствие получит и от домашних занятий.

Очень желательно, чтобы с первых уроков появлялась привычка проводить за инструментом какое-то время каждый день. Лучше всегда в одно и то же  время дня — например, 5-10 минут перед обедом.

Помогает, когда ребенок “учит” кого-нибудь в семье – обычно дети с удовольствием показывают чему они научились, заодно  повторяют пройденное. И пожалуйста, дорогие родители, обеспечьте детям уголок с пианино, а лучше – комнату.

Если ребенок садится играть, а бабушка обязательно должна смотреть свой любимый сериал здесь же, в следующий раз желание заниматься может и не появиться!

Позднее вечернее время — также очень неудачный выбор. Это я знаю по опыту мамы: часто с моей старшей дочкой мы находили время для занятий только к 9-ти часам вечера. Ребенок уставший, и как бы он ни любил музыку, сконцентрировать внимание ему очень тяжело. Получается занятие впустую или под давлением – какое уж тут удовольствие!

Очень важны заинтересованность родителей и личный пример. Японский музыкант и педагог, основатель популярного метода обучения музыке, Ш.Сузуки проводит параллели между обучением языку и музыке. Ребенок учится говорить и понимать родную речь, слыша ее каждый день.

Также и с окружением музыкой –  слушание, родители и старшие дети, которые могут играть или тоже учатся,  посещение концертов (особенно если выступают дети) – все это играет огромную роль не только в обучении как таковом, но и в формировании мотивации к занятиям.

Задача преподавателей (и родителей) – заинтересовать, а потом еще и сохранить интерес детей к занятиям фортепиано, очень нелегкая.

Одно время я даже перестала принимать маленьких начинающих, хотя до приезда в Канаду просто обожала заниматься с малышами и “выращивать” увлеченных музыкой людей от “нуля” до свободно владеющих инструментом.

Но начинающие все равно приходят, и я постоянно нахожусь в поиске ответов на вопрос из заголовка статьи.

Необходимо воспитать в детях любовь к труду и сознание того, что “fun” должен быть не поверхностный от того, что учитель по совместительству работает клоуном.  Удовольствие ученик должен находить в самой работе и в удовлетворении достигнутым результатом. Чтобы ребенку хотелось заниматься самостоятельно и занятия были в радость, очень важно научить его самоконтролю.

Всё разнообразие материала, используемое в  обучении игре на фортепиано можно разделить на две большие категории: общие музыкальные понятия (воспитание чувства ритма, освоение клавиатуры, развитие звуковысотного слуха, основы нотной грамоты и т. д.

) и 2-я категория – непосредственно техника игры на инструменте (постановка игрового аппарата, обучение слуховому и мозговому контролю, воспитание отношения к звуку, умение выразить свои чувства непосредственно через звук фортепиано).

Если для общих музыкальных понятий вполне уместны занятия в мини-группах, а домашние задания – вполне конкретные и понятные, то основная работа по обучению игре на фортепиано как таковой ведется на уроке индивидуально и под непрерывным  наблюдением преподавателя. Ребенку очень трудно контролировать себя, особенно в начале обучения.

Если же он не научился самоконтролю, физическому удобству, стремлению к достижению результата (что, к сожалению, встречается чаще, чем хотелось бы), то значит, в дальнейшем, он не сможет получать радость от процесса самостоятельных занятий.

Другими словами, необходимо  научить ребенка обучать самого себя – процесс нелегкий и трудный, строящийся маленькими кирпичиками. Чем больше педагог помогает в выработке само- и слухового контроля, тем быстрее ребенок обучается  и ощущает результат. Положительный результат, в свою очередь, один из самых сильных стимулов в поддержании интереса к занятиям.

Лекции О.А. Курнавиной (из трактатов старинных мастеров):

Ф. Куперен: “Во время первых уроков с детьми лучше не рекомендовать им заниматься в отсутствие преподавателя. Дети слишком рассеянны…Я, например, когда начинаю заниматься с детьми, уношу ключ от инструмента, дабы они в мое отсутствие не могли мгновенно испортить то, что я так тщательно им внушал в течение трех четвертей часа” .

Г.Тюрк: “Кто на клавикордах учится играть только для забавы, тому довольно, если он всякий день на то употребит два часа, плюс четыре или шесть урочных (в неделю)…”

Карл Леймер, педагог знаменитого пианиста Вальтера Гизекинга пишет, что в начале обучения студент должен был приходить к нему на урок ежедневно, далее – не менее 3-х раз в неделю.

В современной канадской действительности  занятия с педагогом каждый день малореальны. Но даже если есть возможность заниматься с начинающими не один раз в неделю, а хотя бы два – разница в результатах фантастическая. Дети не успевают забыть материал, интерес не успевает остыть, вместо “двух шагов назад и одного вперед”,  мы уверенно движемся вперед.

Создание подходящих условий для занятий,  поощрение ребенка,  формирование мотивации к труду – все это важно и осуществимо совместными усилиями педагога и родителей.

И все же… крамольные слова: не заставляйте ребенка заниматься против его воли. Создавайте для него атмосферу, в которой будет возникать желание и ответвенность. “Игра часами без концентрации мысли и слуха на каждой ноте – это время, потраченное впустую” (В. Гизекинг) . Качество занятий гораздо важнее количества.

И уроки, и занятия дома должны быть вдумчивыми, постоянно доставлять ребенку удовольствие от процесса работы и вырабатывать желание трудиться для достижения лучшего результата

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b63637cd58a3300a8ae1bac/5b687023c3288d00a833dfea

Организация домашних занятий на фортепиано

26.05.18

Жиртуева Оксана Михайловна преподаватель, МБУ ДО Детская школо искусств № 8, г. Ульяновск

Организация домашних занятий на фортепиано

Самостоятельная работа является решающим фактором в освоении любой профессии. Профессия музыканта в этом смысле не только не является исключением, но и требует от ученика особого усердия и дополнительных усилий.

Главные критерии оценки индивидуальной самостоятельной работы за инструментом – это систематичность и продуктивность. Придерживаясь их, ученик экономит главное – время.

И напротив, нарушение этих принциповведет к его пустой трате.

  • Как дома усадить ребенка заниматься на фортепиано?
  • Как правильно ребенку выбрать время для занятий музыкой.
  • С чего лучше начинать выполнять домашнюю работу.

У каждого ребенка 6-10 лет есть свои увлечения, к примеру, рисование, лепка, конструирование и т. д. Эти увлечения ему нравятся, от них он получает удовольствие и может часами сидеть и заниматься любимым делом. Только пока оно не напрягает.

Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ребенок еще делать не умеет. Ребенку может нравиться лепить из пластилинато, что получается. Но как только ему придется учиться делать это красиво и правильно,- это тоже начнет напрягать.

Та же история и в музыке. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.

Что же сделать, чтобы ребенок сел за фортепиано?

Необходимо попросту ребенку напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания четко прописаны преподавателем, то прочитать их. Затем напомнить ребенку, чему ему надо позаниматься: что повторить и что выучить.

И издалека понаблюдать, делает ли он что-то или нет. Вникатьв процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная цель уже достигнута: ребенок занимается дома сам, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей.

Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста. Одна только поправка: если родителей и преподавателя устраивает результат, то все хорошо. Если нет, не исключено, что ребенок будет играть только то, что ему нравится.

И нужно будет дополнительно следить, чтобы им выполнялись все задания.

Музыка требует невероятной концентрации внимания. Хорошей координации движений тела, хорошо налаженной связи телодвижения с командами головного мозга. Мозг дает сигналы нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть».

Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приемы игры и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев. Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались.

Для того, чтобы выбратьправильное время для занятия музыкой, необходимо подумать, когда ребенок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. Потому как «без головы» за инструментом делать нечего. Играть на фортепиано – это высокоинтеллектуальный труд.

У ребенка должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент. Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха. И очень важно не лишать ребенка любимых увлечений из-за музыки. Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой.

Если ребенок устал и раздражен, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой. Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.

Опыт показывает, что лучше всего сесть за инструмент как можно быстрее после общения с преподавателем, по свежим следам. В выходные дни целесообразно позаниматься перед завтраком – что-то вроде утренней гимнастики. Необходимо определить цель занятия. По объему материала это должен быть разумный минимум.

Не нужно гонять всю пьесу от начала до конца, особенно на начальном этапе ее изучения. Это пустая трата времени, поскольку еще не осознана форма и содержание произведения.

Музыкальноепроизведение нужно собирать как конструкцию, по частям, предварительно оттачивая каждую деталь, осознавая ее роль и способ соединения с другими.

При таком подходе совсем не обязательно начинать учить пьесу с первого такта: зачастую приходится отрабатывать отдельные эпизоды из середины или заключительной части.

Продуктивность домашних занятий зависит от усидчивости ребенка. Степени его заинтересованности в результате, а так же в степени заинтересованности родителей занятиями ребенка.

Родителям необходимо обеспечит ребенку комфортные условия для занятий музыкой дома.

  • Стул должен регулироваться по высоте таким образом, чтобы локти ребенка были на одном уровнес клавиатурой фортепиано.
  • Если ноги ребенка не достают до пола необходимо позаботиться о подставке под ноги, чтобы стопа имела хорошую, устойчивую опору.
  • Крайне важно следить за осанкой ребенка во время занятий и освещенностью его рабочего места.
  • Длительность домашних занятий регламентируется по-разному для разных возрастов ребенка и в зависимости от степени его усидчивости. В младших классах (1-2 класс) время домашних занятий, как правило, не превышает 25-60 минут в день. Если ребенок быстро утомляется и его внимание становится рассеянным, то целесообразно проводить дробные занятия (например, дваподхода, по 15-30 минут).
  • Для достижения оптимальных результатов каждую пьесу (или фрагмент) необходимо повторять не менее 5-10 раз, соблюдая рекомендации и замечания, данные на уроке и отраженные в домашнем задании. Надо помнить, что у пальцев есть собственная «мышечная» память, но для ее выработки нужны многократные повторения.
Читайте также:  Как стать регентом церковного хора

Только при этом условии вырабатывается необходимая беглость пальцев, моторность и ловкость, необходимые для воплощения технической составляющей произведения.

В домашних занятиях главное – регулярность и вера в достижение результата. Продолжать занятия и количество обязательно перерастет в качество. Поддерживать ребенка, хвалить его, побуждать больше играть не только для себя, но и в гостях, на концертах.

Вместе с ребенком больше посещать культурные мероприятия, ходить на концерты, в театр, оперу, просто слушать классическую музыку.

Это расширит кругозор ребенка, принесет массу положительных эмоций, приобщит к шедеврам мировой музыки, научит ценить и любить достижения мировой художественной культуры.

.

Скачать публикацию Скачали: 54 раз

Источник: https://pedagogcentr.ru/publication/5/39/3803

Обучение малышей игре на фортепиано (ХОРОШАЯ СТАТЬЯ)

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

План

  1. Вступление.
  2. Первое прикосновение к инструменту.
  3. Гимнастика.
  4. Знакомство с нотной грамотой.
  5. Аппликатурные навыки.
  6. Организация пианистического аппарата.

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Затронуть эту тему меня побудили собственные воспоминания многолетней давности, прочитанная литература о начальном обучении детей игре на фортепиано, и искренний “порыв” поделиться опытом, дать “открытый урок” коллегам по преподаванию.

Вспоминаю начало собственного пути в педагогику, и первых учеников от подготовишек до четырех выпускниц, которым было по 16 лет, а мне 19.

Хорошо, что всего в 40 километрах находились мои замечательные преподаватели Пурим Регина Наумовна и Александр Яковлевич (они уже много лет живут и преподают в Канаде). У меня за плечами только их ежесекундная готовность помочь и четыре года педагогической практики в музыкальном училище.

Это было время ошибок, метаний в гуще подступивших вопросов и работа “наощупь”, интуитивно, почти подсознательно. Прошло много лет, и появилось что-то свое, то что на проверку давало хорошие результаты.

Сейчас мы обучаем игре на фортепиано всех желающих, а я училась в музыкальной школе, когда на фортепианный отдел был конкурс. Очень хорошо помню свой первый урок, ожидание сказки, а все получилось скучно и неинтересно. Когда свежи свои воспоминания детства, конечно многих ошибок удается избежать.

Теперь понимаю что преподавателем, тем более детским, может стать далеко не каждый. Для этого мало быть прекрасным пианистом, педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Ошибки преподавателя, могут нанести на раннем этапе обучения музыке вред ученику.

Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке.

Успешной работа преподавателя будет тогда, когда она опирается на глубокое знание детской психологии. Урок можно начинать только в атмосфере душевного комфорта, это важно и для учителя и для ученика. Уловить душевное состояние ребенка, разговаривать тихо и ласково с одними, использовать эмоционально окрашенную речь с другими- как важно найти нужную тональность.

Педагогика всегда поиск и творчество. Да, работа с детьми, в какой-то степени импровизация, но это не отменяет и продумывание каждого урока.

Повезло, тем кому в детстве встретился хороший педагог, мне такой человек встретился в шестом классе.

Я хорошо помню как доверяла своей учительнице самое заветное, о чем никогда не узнали родители, что определило мою профессию. Ведь истинный педагог – это настоящий друг.

2. ПЕРВОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНСТРУМЕНТУ

Важное условие – постоянное творческое сотрудничество педагога с родителями.

Обязательно приглашаю на первый урок папу. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент, очень важно чтобы на сиденье стула, и под ногами (если ученик мал ростом) были удобные подставки.

Делает их папа для занятий дома, в школе их несколько, всегда можно подобрать нужную, да и в каждом классе стоят удобные регулируемые банкетки. Вот наконец мы сидим удобно, и что же дальше.

Вспоминаю себя, как хотелось прикоснуться к этим белым и черным пластинкам, но я целый урок или даже несколько уроков, только смотрела на клавиши и слушала, запоминала на каких линейках пишутся ноты.

Помню свои первые ощущения, я ведь пришла учиться играть. Поэтому с учениками на первом уроке мы уже играем.

Внимательно разглядываем клавиши (что интересно, абсолютно все дети, кто быстрее, кто медленнее, отмечают что белые расположены друг за другом, а черные клавиши группами по две, и по три).

Находим ноту – пограничник до первой октавы, перед двумя черными клавишами, и готовим руку рисовать радуги.

Наша рука – это домик с крышей и дверью (первый палец) играть, а точнее погружать, начинаем третий палец правой руки и находим все нотки до в верхнем регистре. Левой в нижнем. Между двух черных клавиш находим нотку – ре, после двух черных клавиш ноту – ми, и перед тремя черными клавишами ноту — фа. На четыре нотки есть много песенок, это “Василек”, “Как под горкой” и т.д.

Каждая октава – это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка (имя выбирает ученик), во второй октаве живет- белочка, в третьей — мышка, в четвертой – птичка.

А в басовом ключе живут медведи – целая семья. Медвежонок – сын это малая октава, медведица – мама это большая октава, контр-октава это папа, а в суб-контр октаве живет дедушка. Локти – это крылья птицы, следим за ними, не прижимаем.

Обязательно на ранних этапах обучения нужно ориентироваться на особенности детской физиологии. При этом помнить что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат связаны теснейшим образом. Следует обратить внимание нет ли у ребенка проблем со зрением. Нет ли сложностей связанных с работой глазных мышц.

Близорукость и дальнозоркость заметить тоже нетрудно, дети с этими нарушениями напрягают глаза, щурятся, пытаются приблизиться, или отодвинуться от нот, чтобы их разглядеть. В таких случаях необходимо проконсультироваться с окулистом. Игра на фортепиано способствует укреплению и развитию глазных мышц.

Попеременный взгляд на нотный текст и клавиатуру – это лучшая гимнастика для глаз.

3. ГИМНАСТИКА

Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. Это явление “гипертонус” мышц, зажатость, мешают обучению игре на фортепиано. Тело человека состоит из 639 мышц, известно, например, что в процессе ходьбы участвуют 400 мышц, но почему-то неизвестно, сколько их задействовано при игре на фортепиано.

Если рассмотреть движения человека при ходьбе, то понимаешь, как гениально все продумано природой. Когда опора осуществляется на правую ногу – левая расслаблена, и наоборот. Ритмичность движений – очень важный фактор, который обусловлен многими причинами физиологического порядка. Чувство ритма, в свою очередь влияет на многие аспекты жизнедеятельности.

Скорее всего у малышей часто напряжена спина именно из-за нарушения ритмичности движений. Помочь здесь могут прогулки, во время которых взрослые помогают детям вырабатывать правильную, легкую походку. Очень полезны танцы или любые движения под музыку. Плавание, игры с мячом, прыжки через скакалку – замечательные средства развития чувства ритма.

Работая с учеником, преподаватель внимательнейшим образом следит за его физическим развитием. Следовательно, преподавателям можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку.

Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка, если складка ровная, значит признаков сколиоза нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе.

Существует несколько различных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны. Не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны не произвольно участвовать в движении

Это же упражнение можно немного усложнить. Ручки вытянуть вперед и выполнять движения со словами стихотворения:

Рыбки плавают, резвятся В теплой, солнечной воде. То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

Руки и тело свободны. Вращательные движения рук “из корпуса” в плечевых суставах. правой рукой попеременно и вместе, вперед, назад. В упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а уметь их расслаблять и движения совершать расслабленными руками. Все упражнения надо подбирать индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика..

4. ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ГРАМОТОЙ

Ученики абсолютно естественно учатся читать ноты, то есть овладевают сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходят к озвучиванию нотного текста. Вначале своей работы я рассказывала о том, как ученик знакомится с черными и белыми клавишами.

Сначала он обращает внимание на черные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш и легко находят нужную (зрительная ориентация). Он не только определяет на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие (осязательная ориентация).

Это позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами, и подключить слуховой контроль (слуховая ориентация). Самый проверенный метод – рассказать сказку про двух сестричек и трех братиков. Сказки могут быть разными, но ученик может придумать и свою. Обычно ученик легко запоминает – ноты до, ре, ми (две сестрички), ноты – фа, соль, ля, си (три братика).

В сказке (две сестрички) знакомимся с подружками нотки до, это нотки ре и ми. В сказке про (трех братиков) у нотки фа— друзья соль, ля, си. Через несколько уроков дети свободно находят все нужные клавиши.

В своей методике обучения я пробовала систему цвета – музыкальных представления Исаака Ньютона, который вывел соответствие цветов солнечного спектра семи нот музыкальной гаммы.

По Ньютону каждая нота имеет свой цвет, но тут меня постигла неудача, дети хорошо запоминали цвета, но плохо запоминали, на какой линейке или между какими пишутся ноты, глазами отыскивая цвет.

Чтобы как-то выйти из затруднительного положения, я начала терять цветные карандаши, объясняя, что нотка потеряла свой цвет, и теперь она, например, черная или черно-белая в зависимости от длительности. Больше я к этой методике не возвращалась.

Параллельно с изучением клавиатуры, знакомимся с длительностями нот. Самый распространенный метод – приносим на урок большое, красивое яблоко. Целое яблоко – целая нота, разрезаем на две половины – две половинные ноты, каждую половинную на две четвертные ноты, каждую четвертную на две восьмые ноты.

С шестнадцатыми длительностями знакомимся позже. Одновременно с длительностями нот изучаем паузы. Рассказывая сказки про (двух сестричек) и (трех братиков) учимся писать ноты на нотоносце.

Для начинающих писать в нотных тетрадях неудобно, поэтому рисуем нотоносец в альбоме для рисования, или оформляем на компьютере в удобном для ребенка формате.

Звукоряд – картинка из “забавного сольфеджио” Ноты-солдатики, скрипичный ключ – генерал. Дети с удовольствием запоминают и читают стихотворение:

Звукоряд, звукоряд! Встали дети на парад! В звукоряде восемь нот.

Их скрипичный ключ ведет.

  • Знакомство со звукорядом — это мостик, по которому дети переходят к пению гамм.
  • Знаки альтерации изучаем при помощи песенок-загадок.
  • Диез

Знак диез, знак диез Что он означает? Этот знак. Этот знак

Ноту повышает.

Бемоль

Знак бемоль, знак бемоль, Что он означает? Этот бемоль, этот бемоль

Ноту понижает.

Бекар

Знак бекар, знак бекар, Что он означает? И диез, и бемоль

Все он отменяет.

Как определить момент, когда ребенок может перейти к игре на фортепиано? Это не простой вопрос, и внимательный, вдумчивый преподаватель безошибочно его установит. Это означает, что ребенок свободно ориентируется на клавиатуре, слышит нотный текст, погружен в мир музыки.

5. АППЛИКАТУРНЫЕ НАВЫКИ

На этом этапе обучения знакомлю детей с цифрами. Прошу сложить ладошки вместе, разглядывая их определяем – что у нас: два больших пальца, два указательных пальца, два средних, два безымянных, два мизинца. Как нельзя кстати, стихотворение из сборника

Л. Хереско “Про пять пальцев”

Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой — Называется – большой. Палец второй — Указчик старательный, Не зря называют его указательный.

Третий твой палец как раз по средине Поэтому средний – дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный, Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье, Братец младший – любимый. По счету он пятый.

Зовется мизинец.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/Nadya35/3058043

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector