Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Исследовательская работа в формате WordDOCX / 1.52 Мб

  • /data/files/z1566142156.docx (Исследовательская работа в формате Word)Муниципальная учебно-исследовательская конференция «Лённротовские чтения»
  • Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
  • «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
  • Исследовательский проект
  • ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
  • Работу выполнила:
  • Тухкина Ксения, 9лет
  • ученица 3 класса «Б»
  • МКОУ «Ильинская СОШ»
  • Руководитель:

А.В.Россиева,

  1. учитель начальной школы
  2. Ильинский
  3. 2019
  4. Введение

Мы изучали на литературном чтении устное народное творчество, и у меня появилась мысль. Дети, которые не умеют читать и писать, рассказывают друг другу выдуманные или услышанные стишки, шутки и прочее по памяти. Значит, устное народное творчество в измененном виде существует и сейчас. По крайней мере, среди детей.

Мы с руководителем решили поискать образцы современного фольклора среди детей. Но так, как в современном мире очень много информационных источников, то для более объективного сбора фольклора, мы выбрали годы детства моих родителей. Тогда еще телевидение только появилось и не так сильно влияло на творчество детей, как сейчас.

Компьютера же не было совсем.

Цель – создание сборника детского фольклора, собранного у жителей п. Ильинский 1980-1990 годов рождения.

Задачи:

    • дать определение термину «фольклор», «детский фольклор», рассмотреть жанры детского фольклора;
    • собрать образцы детского фольклора у жителей п.Ильинский 1980-1990 годов рождения и определить их жанровую принадлежность;
    • оформить собранный фольклор в небольшую брошюру.

Объект исследования – детский фольклор п.Ильинский.

  1. Предмет – классификация фольклора по жанровой принадлежности.
  2. Результат проекта – сборник детского фольклора.
  3. Методы исследования: изучение литературы по теме, опрос.

    Что такое детский фольклор

Фольклор – устное народное творчество. Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Фольклор передавался из поколения в поколение, автора таких произведений установить невозможно.

Детский фольклор – одно из направлений устного народного творчества. К детскому фольклору относят творчество самих детей (игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни) и произведения, написанные взрослыми для малышей (колыбельные, потешки, пестушки, сказки).

Деление на взрослый и детский фольклор условно и необъективно. Так колыбельную одни исследователи относят к детскому фольклору, а другие – к взрослому. Универсальным произведением в этом плане является и песня, и загадка, и сказка. Мы подобрали примеры произведений разных жанров детского фольклора из устного народного творчества.

Таблица: Жанры детского фольклора

Жанр Пример из русского фольклора
Колыбельная песня;
  • Баю-баюшки, баю,
  • Прискакали заюшки,
  • На окошко сели,
  1. Баюшки запели.
  2. Спит ли наша девочка,
  3. Девочка – припевочка.
Загадка В воде купался, а сух остался. (Гусь)
Пословица Красна речь поговоркой.
Поговорка Голод не тётка, пирогом не накормит.
Считалки Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана, Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить.
Потешка
  • – Мы проснулись, мы проснулись.
  • – Сладко, сладко потянулись.
  • – Маме с папой улыбнулись.
Дразнилки Любопытной Варваре Нос на рынке оторвали.
Припевки
  1. Улитка, улитка, выпусти рога!
  2. Дам конец пирога и кувшин творога,
  3. А не выпустишь рога, забодёт тебя коза.
Скороговорки Бобр Добр для бобрят.
Небылица
  • Ехала деревня мимо мужика,
  • Вдруг из-под собаки лают ворота.
  • Выскочила палка с бабкою в руке
  • И давай дубасить коня на мужике.
  • Крыши испугались, сели на ворон,
  • Лошадь погоняет мужика кнутом.
Часту́шка Я сидела на печи, Сторожила калачи. А за печкой мышки Сторожили пышки.
Заклички Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не намочи! Зря в окошко не стучи.
Пестушка
  1. Большие ноги
  2. Шли по дороге:
  3. Топ, топ, топ,
  4. Топ, топ, топ!
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ, топ, топ, топ,
  • Топ, топ, топ, топ!
Докучные сказки Сказка про кожух — Мы с тобой шли? — Шли. — Кожух нашли? — Нашли. — Я тебе его дал? — Дал. — Ты его взял? — Взял. — И где же он? — Кто? — Кожух. — Какой?— Как это какой? Мы с тобой шли?..
Сказки «Теремок» «Рукавичка»
Словесные игры
  1. «Барыня»
  2. Ведущий произносить вступление, затем задает вопросы.
  3. Барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег.
  4. Что хотите, то берите, черное с белым не носите,
  5. «Да» и «нет» не говорите, не смеяться, не улыбаться.
  6. Вы поедете на бал?

Итак, словесное творчество народа, созданное для ребенка или самим ребенком, передаваемое из уст в уста, называется детским фольклором.

2. Сбор фольклора и составление сборника

Во введении работы мы писали, что в годы детства моих родителей телевизионных каналов было мало, а детских передач еще меньше. Они проводили на улице в общении друг с другом гораздо больше времени, чем мы.

Значит, и возможностей для появления и передачи творчества из «уст в уста» было больше, чем сейчас. Поэтому мы посчитали, что сбор фольклора стоит выполнить среди детей того времени.

Имена и фамилии опрошенных жителей мы не публикуем осознанно по их просьбе.

При собирании фольклора мы столкнулись с проблемой. Некоторые из опрашиваемых людей не могли подобрать из своей памяти какой-нибудь материал без особо грубых выражений.

В содержание сборника мы не стали включать произведения с использованием явно нелитературных и ругательных выражений. Тем не менее, в сборнике встречаются несколько не очень приятных слов и неприличных намеков. Таков детский фольклор того времени.

Мы не стали исключать или менять слова, так как это исказило бы исследование. Но не рекомендуем к чтению этого сборника детям до 14 лет.

Среди собранного фольклора мы определили считалки, дразнилки, шуточные задачки, страшилки, игры, анекдоты. Оформили весь материал в таблицу.

Таблица: Собранный для сборника фольклорный материал

Жанр Произведение
Считалка
    На золотом крыльце сидели царь-царевич, король – королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, всё равно тебе водить.

    • Эни- бени, рики- факи, турбо- урбо- сентебряки, деу- деу- краснадеу- бац!
    • Сидел король на лавочке, считал свои козявочки, раз, два, три, водой будешь ты.
    • На золотом крыльце сидели
  1. Микки Маус, Том и Джери,
  2. Дядя Скрудж и три утёнка,
  3. А водить-то будет Понка. 
    На золотом крыльце сидели
  • Царь, царевич, король, королевич,
  • Сапожник, портной.
  • А ты кто такой?
  • Выходи поскорей,
  • Не задерживай добрых и смелых людей. 
Дразнилка
    Жадина-говядина, кислая капуста, всю помойку облизала и сказала: «вкусно». Жили-были дед да бабка, ели кашу с молоком, рассердился дед на бабку, стукнул в пузо кулаком, а из пуза два арбуза покатились в дом союза, а в союзе говорят, надо бабку в детский сад.
Устная игра Молчанка:

    Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто слово пикнет, тот её и съест. Шёл по крыше воробей, нёс он чашечку соплей. Кто слово пикнет, тот её и выпьет.

Гадалка:

    По пуговкам на кофточке определяли, какой характер у хозяйки. Проговаривали по слову на каждую указанную пальцем пуговицу двигаясь с нижней вверх: Куколка, балетница, воображуля, сплетница, куколка, балетница… (Какое слово попало на последнюю пуговицу, такая и хозяйка).
Анекдот
    1. Колобок повесился.
    2. Буратино утонул. 
    3. Чебурашка и крокодил Гена сидят в военкомате. Чебурашка спрашивает у Гены:

– Гена, а нас стричь будут? – Не знаю, спроси у крысы. – Я не крыса. Я ежик. 

    Едет Чебурашка на руле велосипеде, а Гена ему говорит «Слезай с руля!».

Чебурашка ему отвечает: «Я не Срулля, я Чебурашка».  

Задачка
    А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, что осталось на трубе? (Буква И) Лежит между грядками и пятками дрыгает?

(Межгрядочный пяткодрыг)

    Сколько крокодильчиков влезет в автобус?
  • (полный автобус)
  • Сколько в этот же автобус влезет бегемотиков?
  • (Нисколько, там уже сидят крокодильчики)
    Летит шуршит. Кто? (Шуршунчик)
  1. Летит, шуршит, но не шуршунчик?
  2. Брат шуршунчика)
  3. Летит шуршит, но не шуршунчик и не брат шуршунчика? (Воробей в болоньевом комбинезоне)
Страшилка
  • По стройке гулял,
  • Маленький мальчик
  • Со стройки упал.
  • Долго смеялись
  • Собаки и кошки,
  • Как шевелятся
  • Глаза у Лепешки. 
    Маленький мальчик по стройке гулял,
  1. В бетономешалку случайно попал.
  2. Мальчика мама пошла в магазин,
  3. Ей со стены улыбается сын. 
  4. Зашел в трансформатор,
  5. Вышел оттуда
  6. Второй Терминатор.
    Маленький Петька на рельсах играл,
  • Тихо по рельсам трамвай проезжал.
  • Нет ничего веселее на свете:
  • Справа пол Пети и слева пол Пети.
    В черно-черном городе растет черный-черный лес. В этом черном-черном лесу стоит черный-черный дом. В этом черно-черном доме есть черная-черная комната. В этой черной-черной комнате стоит черная-черная кровать. На этой черной-черной кровати спит белый-белый котенок.

Сборник верстали в программе «Microsoft Publisher». Сталкиваясь с проблемой, находили необходимый алгоритм действий в интернете.

В брошюре использованы иллюстрации, найденные с помощью поисковой системы «Яндекс». Книжку решили назвать «Нет ничего веселее на свете…» по строчке одного из образцов фольклора.

Содержательный материал распределили по сборнику, опираясь на жанровую принадлежность произведений.

  1. Итак, нам удалось собрать некоторые образцы детского фольклора и оформить его в брошюру «Нет ничего веселее на свете…».
  2. Сборник представлен на иллюстрациях, размещенных ниже.
  3. Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя
  4. Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя
  5. Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя
  6. Заключение

Цель исследовательского проекта – создание сборника детского фольклора – достигнута. Задачи, поставленные для ее достижения, выполнены: дано определение понятию «детский фольклор», изучена классификация, собран фольклор уроженцев п. Ильинский, собранный материал оформлен в брошюру.

Список источников:

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/detskij_folklor_172949.html

Как использовать фольклор в воспитании ребёнка

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Потешки и прибаутки, колыбельные, пословицы и поговорки, загадки и сказки окружают малыша с рождения. Родители используют детский фольклор интуитивно, не задумываясь о том, какую пользу он несёт в воспитании и умственном развитии ребёнка.

Познание мира и эмоциональный интеллект

Маленький ребёнок ограничен в способах познания мира. Максим Горький считал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны». Поэтому на первый план в обучении в раннем возрасте выходят самые простые игры – потешки и прибаутки.

Сопутствующие им действия и поступки – поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, хлопки – ещё нельзя назвать исследованием окружающей среды, но именно с них начинается подготовительный этап, который в чуть более позднем возрасте перерастёт в полноценные игры.

Ритмический строй первых детских фольклорных произведений, мелодичная родительская речь и весёлые действия направлены, прежде всего, на установление эмоционального контакта между малышом и взрослым. Ребёнок ещё не понимает значение услышанных слов, но уже учится различать эмоции.

Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики.

Что такое эмоции и как с ними дружить», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта отмечает, что «в первую очередь, развитие социального эмоционального интеллекта и в целом эмоционального развития ребёнка происходит за счёт интонации – ребёнок улавливает и интонацию, и выражение лица уже с самого раннего возраста.

Также игры-потешки интересны тем, что они часто сопровождаются движениями, а это развитие моторики, которое напрямую влияет на эмоциональное и когнитивное развитие. И, конечно, потешки – это голос и прикосновение мамы, папы, бабушки. Взрослые «включены» в ребёнка, дарят ему своё внимание, любовь, эмоции, прикосновения.

Для детей это основа, которая создаёт доверие к миру, формирующееся в первый год жизни. Поэтому игры-потешки – это один из лучших способов сформировать правильную базу для развития социального эмоционального интеллекта».

Развитие речи и памяти

Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались.

Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке.

Таким образом пополняется словарный запас ребёнка.

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции.

Установление режима и повышение самооценки

Проблемы со сном и питанием, излишней возбудимостью малыша напрямую зависят от режима дня, сформировать который порой бывает не так-то просто.

Ребёнок не захотел есть, потом – мыться, не лёг вовремя спать, и с таким трудом установленный родителями график сбивается буквально за вечер. Исправить положение тоже помогут потешки и прибаутки.

Они не только отвлекут от капризов и слёз, но и напоминают о ритуале:

  • «Умница Катенька ешь кашку сладеньку…»
  • «Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…»
  • «Вот и звери спят…»
  • «Спи, усни дитя Ванюшенька…»
  • Чтобы малыш привыкал к нормам гигиены, опрятности и самостоятельному совершению простых процедур, таких, как расчёсывание или умывание, тоже придумано множество присказок:
  • «Ай лады, лады, лады не боимся мы воды…»
  • «Кран, откройся, нос умойся…»
  • «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Алёшке»
  • «Расти коса до пояса…»

И уж совсем неочевидная польза большинства присказок – повышение самооценки ребёнка практически с младенчества. Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём родители легко заменяют их на имя малыша в ласкательной форме.

Дети начинают осознавать себя, понимать, что стихотворение сложено о них, в их честь, а значит, они – самостоятельная личность.

На первых порах это происходит бессознательно, но потом мысль о том, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, становится нормой.

Логика и определение смысла слов

Ещё один способ развить речь, а заодно и логику – загадки. Они удивительны тем, что всегда связаны с окружающей действительностью. А значит, малыш не просто ищет ответ, но одновременно познаёт мир, причём, не с чужих слов, а благодаря собственной мыслительной деятельности.

Отгадывая загадки, дети учатся выстраивать связи между объектами из своей обычной жизни, анализировать и обобщать, находить общие свойства предметов.

Кроме того, некоторые понятия в русском языке многозначны, а в загадках используется переносное значение слова, поэтому дети учатся распознавать, какой из смыслов подходит в данной ситуации.

Песни и музыка

С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться.

Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг.

Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором.

Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».

Морально-нравственные ориентиры

Самый сложный для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования.

Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть.

Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.

Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил.

В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений.

Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».

Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение.

Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.

Мария Степанова

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя Нужно ли ребенку верить в чудеса?

Детство – чудесная пора. Все ребята верят в существование волшебников, сказочных героев и Деда Мороза. Однако в школе прагматизм и скепсис растут пропорционально возрасту. Сохранилась ли у вашего ребёнка вера в чудо, поможет определить наш тест.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-ispolzovat-folklor-v-vospitanii-rebyenka/

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя, Музыкальный класс

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки.

Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.

Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение.

Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом.

С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.

Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.

Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики.

Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно.

С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).

Различают следующие основные виды детского фольклора:

  1. Материнская поэзия. К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.
  2. Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.
  3. Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры.
  4. Дидактический. К нему относят загадки, пословицы и поговорки.

Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:

Что ты рано встаёшь,

Саше спать не даёшь?

Займитесь с ребёнком детским музыкальным фольклором! Спойте песню «Петушок» прямо сейчас! Вот вам музыкальное сопровождение:

Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

Уж ты, радуга-дуга,

Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе.

Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка».

Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».

Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.

Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.

Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет. Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/detskij-folklor-drug-rebyonka-i-pomoshhnik-roditelya-muzykalnyj-klass

Консультация для родителей «Потешки – помощники в воспитании детей»

Консультация для родителей «Потешки – помощники в воспитании детей»

Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы.

Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки… Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить – регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребёнка не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему. Подрастая, ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.

Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать.

Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера.

Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения.

Потешки – замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.

  Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

  В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.

  •  Потешки-утешалки 
  • * * *
  • У лесы боли,У волка боли,У моего сыночка (дочки)Боль на берёзку
  • В лес улети
  • * * *
  • Ани-бани, трукатани, Едет баба по Рязани, Она едет на печи, Продает калачи. Калач Горяч, Выходи, 
  • Не плачь!
  •   Просыпаемся с потешкой

Потянушки – потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? 

  1. Вот тут кто любимый самый!
  2. Умываемся с потешкой

Ай, лады, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся,Маме улыбаемся.Знаем, знаем, да-да-да,Где ты прячешься, вода!Выходи, водица,Мы пришли умыться!Лейся на ладошкуПо-нем-ножку.Лейся, лейся, лейсяПо-сме-лей –

  • Детка умывайся веселей!
  • Моем ручки до и после еды с потешкой
  • Ладушки, ладушки,С мылом моем лапушки.Чистые ладошки,
  • Вот вам хлеб и ложки.
  • ***
  • Водичка-водичка,Умой Настино личико,Настя кушала кашку,Испачкала мордашку.Чтобы девочка былаСамой чистенькой всегда,Помоги, водичка,
  • Умыть Настино личико.
  • Кушаем с потешкой.
  • Каша вкусная дымится,Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, 
  • Ели понемножку.
  • ***

Кто у нас любимый самый?- Ложку первую за маму, А вторую за кого?- Да за папу твоего, За кого же третью ложку?- За веселую матрешку, Сьешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку – за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше, не жалей!Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки,За котёнка, за ТимошкуЭту маленькую ложкуИ за рыжего кота,

  1. Вот тарелка и пуста!
  2. Потешки для зарядки

  Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером.

Мы ногами топ, топ!Мы руками хлоп, хлоп!Мы глазами миг, миг!

Мы плечами чик, чик!

Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)Повернись вокруг себя!Раз присели, два привсталиСели, встали, сели, встали,Словно ванькой-встанькой стали.А потом пустились вскачь (подскоки в движении по кругу)Будто мой упругий мяч.Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)Вот и кончилась игра.

  • ***
  • Медвежата в чаще жилиГоловой своей крутили.
  • Вот так, вот так
  •  (круговые движения головой)Головой своей крутили.
  • Медвежата мед искали,Дружно дерево качали, (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)Дружно дерево качали,
  • А потом они ходили
  •  (ходьба по-медвежьи)И из речки воду пили.Вот так, вот так,
  • И из речки воду пили.
  •  (наклоны туловища вперед)
  • А потом они плясали, (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)Лапы выше поднимали, (прыжки, хлопая руками вверху)Вот так, вот так,
  • Лапы выше поднимали.
  • Потешки – ладушки (зарядка для пальчиков).
  • (поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,
  • Оттого и растолстел.
  • ***

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!Этот пальчик для того, чтоб показывать его!Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

  1. А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
  2.  Потешки для одевания.

Раз, два, три, четыре, пять —Собираемся гулять.Завязала КатенькеШарфик полосатенький.Наденем на ножкиВаленки-сапожкиИ пойдем скорей гулять,

  • Прыгать, бегать и скакать.
  • ***

Маша варежку надела: – Ой, куда я пальчик дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не попал. Маша варежку сняла: – Поглядите, я нашла!Ищешь, ищешь — и найдешь.Здравствуй, пальчик!

  1. — Как живешь?
  2. Потешки перед сном.

За окошком вечер,А на небе месяц…Спит малыш в кроватке,В стойле спит лошадка,Белочка – в дупле,Собачка – в конуре.Ну а солнышко проснется,Малыш маме улыбнется.Будет день веселым.

  • Расти малыш здоровым.
  • ***

Маленькие заинькиЗахотели баиньки,Захотели баиньки,Потому что заиньки.Мы немножечко поспим,Мы на спинке полежим.Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей. 

Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни!

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-poteshki-pomoschniki-v-vospitanii-detey-1797797.html

Детский фольклор: друг ребёнка и помощник родителя

     Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки. Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ЖИЗНИ

    Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение.

Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом.

С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир. Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле.

   Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима. Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики.

Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно.

С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЖАНРЫ И ВИДЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Различают следующие основные виды детского фольклора:

1.Материнская поэзия. К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.

2.Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.

3.Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры. 4.Дидактический. К нему относят загадки, пословицы и поговорки.

   Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая.

   Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Саше спать не даёшь? Займитесь с ребёнком детским музыкальным фольклором! 

   Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

  • “Уж ты, радуга-дуга,
  • Не давай дождя,
  • Давай солнышка,
  • Колоколнышка!”

  Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе.

Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка».

Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».   

   Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.

НУЖНО ПРОСТО ЗАНИМАТЬСЯ С ДЕТЬМИ

Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.

Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет.

Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.

Источник: https://ilyina-shat-dou6.edumsko.ru/articles/post/1869680

«Фольклор как средство развития познавательных способностей детей»

  • Мандровская Галина Анатольевна
  • Статья
  • «Фольклор как средство развития познавательных способностей детей».
  • Статью подготовила:                     
  •   воспитатель МКДОУ
  • «Детский сад «Теремок»
  •                                   Мандровская Галина Анатольевна
  •     Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

  Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

   «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно».    Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

    Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям.

Современные дети играют в компьютерные игры, и не играют в народные, так как почти  нет традиций, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице чем в доме, сидя у компьютера. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской культуры.

Я стараюсь показать им, как прекрасен и интересен наш Русский язык, как многолик и разнообразен на примере потешек, поговорок, загадок прибауток, пословиц, закличек и сказок.

   Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества необходимо начинать с первых дней посещения ребенка в детском саду, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать   окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

     В своей работе с детьми я стараюсь  как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и др.).

Так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и способствуют развитию  познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.

  1.     Для достижения положительного результата в своей работе я наметила следующие задачи:
  2. • Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;
  3. • Повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям;
  4. • Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа через фольклорные произведения;
  5. • Воспитывать уважение к русским народным традициям.
  6.     Кроме того, я предварительно  изучила соответствующую литературу и  учла это при  составлении перспективного планирования; создала картотеку фольклорных произведений; подготовила развивающую среду; провела работу с родителями.

    Я начала свою работу с потешек и песенок, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, так как потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом – потешает, веселит.

(«Водичка- водичка, умой моё личико», «Пальчик – мальчик, где ты был?», «Наша Маша маленька», «Баю – бай», «Баю- баюшки – баю» и др.).

Затем мы перешли к ознакомлению с потешками о природе и природных явлениях ( о солнышке, о травушке, о дождике, о радуге, о петушке и пр.)

   Для детей среднего возраста я стала применять считалки для распределения ролей в игре. Все дети во время игры, чтобы справедливо назначить водящего выбирались считалкой. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой.

    Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

    При работе с пословицами и поговорками подбирала их так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д.

Первый опыт позволил им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме и величине («По семенам всходы»).

Второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян («От худого семени не жди доброго племени», «Что посеешь, то и пожнёшь»).

    Когда у детей возник вопрос: Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остаётся зелёной? Мы с детьми поставили опыт: налили две бутылки с тёплой водой и установили на сугробе и в глубине его. Дети сделали вывод, что снег удерживает тепло.

А я подобрала для этого опыта пословицы: «Снег холодный, а от стужи укрывает», « Много снегу – много хлеба; много воды – много травы». Некоторые пословицы и поговорки помогали раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька».

Мы рассуждали с детьми о прямом и переносном смысле пословицы и приходили к выводу, что истину говорит поговорка «Не всякая красная ягода спелая, да вкусная». На таких занятиях, как «В гостях у бабушки Арины», «В гостях у Хозяюшки», «Посиделки», «Бабушкина избушка», я использовала пословицы по социальным отношениям.

Например: «Изба детьми весела»,  «Вся семья вместе, так и душа на месте», и дети, рассуждая делали вывод, что им сегодня весело и хорошо от того, что их много, что они дружные и веселые.

    В своей работе особое внимание я уделяю знакомству детей с русскими народными играми и забавами.

Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.

Во время проведения народных подвижных расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

    Загадки, которые я использую в своих занятиях, служат средством проверки мудрости.

Загадки я стараюсь использовать  практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности.

Ценность загадок, я вижу в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определённость мышления, и сила воображения.

    Кроме того, загадки позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны.

   Основным средством формирования познавательных способностей, в своей работе я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. В свое время русский писатель и педагог К.Д.

Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

   Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно – следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь.  Например, такие сказки р. н.

сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок»  учат детей основам безопасной жизнедеятельности;   сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева;  а  сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.

    С целью расширения познавательных интересов ребенка я проводила работу с семьями воспитанников,  используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии в мини – музей «Бабушкина избушка».

Также  велась разъяснительная  работа  с родителями о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей, показывала серии картинок, подбор произведений для детей определённого возраста.

Огромную помощь оказали мне родители при сборе наглядного и познавательного материала для создания предметно – пространственной среды и оформления Уголка Народного творчества в группе.

    Я считаю что, детский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А итоги наблюдений позволяют сделать выводы о положительном влиянии фольклора на развитие познавательных способностей дошкольников.

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/folklor-kak-sredstvo-razvitiya-pozn/

Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек

Паршина И. В. Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №10. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/145/4645/ (дата обращения: 18.02.2020).



  • В статье раскрывается значение материнского фольклора на примере колыбельных песен, пестушек, потешек и их необходимость в современном обществе для формирования половой идентичности мальчиков и девочек.
  • Ключевые слова: материнский фольклор, пестушки, колыбельные песни, половая идентичность, потешки.
  • Говоря о народном фольклоре, как об одном из источников народной педагогики, следует отметить, что не все жанры можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста.
  • Особое место в полоролевом воспитании занимает колыбельная песня.

Главным воспитателем человека в детстве всегда была мама. И свое воспитание она начинала с колыбельной песни. В давние времена, именно колыбельная заменяла, особенно крестьянским детям, школу и книги, давала детям возможность ощутить себя нужным и любимым в этом мире, первые представления о взрослом мире мужчин и женщин.

Колыбельная пелась, как правило, тихим, спокойным голосом, что позволяло малышу уловить радостный, светлый тон песни.

Под монотонный мотив колыбельной песни в голове матери плывет дума за думой, воспоминание за воспоминанием, Будущее сына или дочери видится светлым, радостным, заполненным трудом в поле, в доме, и даже летняя страда не пугает, а кажется «веселой»:

  1. Будем рано разбужать,
  2. На работку посылать,
  3. На работу, на таку
  4. Да на веселую страду.

Грядущие годы представлялись счастливыми и преуспевающими. Ребенку сулили богатство: «Будишь в золоте ходить, чисто серебро носить». Такая роскошь, зачастую не была плодом воображения, ведь живя в доме господ, крестьянки, воспитывающие барских детей, видели в чем ходят господа и невольно желали того же и своим детям.

  • Баю — баюшки — бай- бай,
  • Да пусть тебе присниться рай,
  • Спи-ка, милый мой, засни,
  • Сладкий сон к тебе приди.
  • Шура вырастет большой,
  • Будет очень хорошей,
  • Будет в золоте ходить,
  • Маму жемчугом дарить.

Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращение к мальчику и обращение к девочке. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок.

Женщина — трудолюбива, скромна, добра. Напевая колыбельную сыну, мать хотела видеть его сильным, трудолюбивым, своей будущей опорой: «А еще сынишка знай, стыдно, коли ты лентяй. Засыпай-ка, засыпай, баю, баю, баю- бай»..

Одновременно в колыбельных проводилась гендерно направленная профориентация:

  1. Спи сыночек маленький,
  2. Мой цветочек аленький.
  3. Вырастишь мой цвет,
  4. Станешь как отец,
  5. В кузнице огонь горит,
  6. Мого сына торопит
  7. Вырастай сынок скорей,
  8. в кузне будет побойчей.
  9. Напевая дочери, мать видела ее доброй, трудолюбивой, скромной.
  10. Баю, баюшки, бай- бай,
  11. глазки, Маша, закрывай
  12. Я тебя качаю, тебя величаю.
  13. Будь счастлива, будь умна,
  14. При народе будь скромна.
  15. И тут же пожелание богатой, сытой жизни, которой можно добиться с помощью труда:
  16. Тихо мурчит Мурка,
  17. Спи моя дочурка
  18. Вырастишь Настенушка
  19. Будешь маме солнышком
  20. Станешь кружевницей
  21. Статною девицей.
  22. Парням будешь нравиться
  23. И работай славиться.
  24. Колыбельные песни — это первая ступенька в формировании полноценной личности ребенка, способствующие протеканию счастливого, полноценного детства.

К сожалению, надо отметить, что в современном обществе колыбельные песни уходят из нашей жизни. Все реже и реже современные мамы поют своему малышу, забывая о том, что колыбельные песни — это часть народной памяти. Колыбельная песня сближает между самых разных, не похожих друг на друга родителей, она легко находит общий язык с другими народами, сближает их.

Родители и педагоги должны помнить, что колыбельная песня- это начальное звено в формировании глубокой гендерной идентичности мальчиков и девочек.

Колыбельные умеют вместе с ребенком удивляться, без хитрости и притворства отделять правду ото лжи, добро от зла. С их помощью ребенок получает первоначальные представления о роли мужчины и женщины в современном мире, об их семейных ролях, учиться понимать особенности женской и мужской души.

Некоторые из колыбельных песен, нянчащие детей матери охотно соединяли с пестушками, прибаутками, потешками.

Пестушка — короткие стихотворные приговоры, целью которых является вызвать у ребенка положительные, радостные, добрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова.

Обращенные к Богу, к Пресвятой Богородице, с просьбой избавить дитя от болезней, несчастий, сделать его жизнь счастливой. Ребенок просыпается, потягивается и тут же начинается своего рода бодрящая гимнастика.

Поглаживая животик малыша, мама приговаривает:

  • Потягушки, потягушки!
  • Поперек толстунушки,
  • А в ножки ходунушки,
  • А в ручки хватунушки,
  • А в роток говорок,
  • А головку разумок.
  • Некоторые пестушки сопровождают движения ребенка. Медленно разводя ручки, в такт говорят:
  • Атюшке — сажень!
  • Матушке — сажень!
  • Братцу — сажень!
  • Сестрице — сажень!
  • А мне — долга, долга, долга!

Движения, сопровождающие материнские приговоры — это эмоциональная, интересная для малыша зарядка, способствующая укреплению практически всех мышц организма малыша.

Также, такая зарядка заряжает ребенка положительным эмоциональным настроем. В иных случаях пестушка становится настоящей игрой (катание с горы, езду на коне, пляску).

Так незаметно пестушка переходит в потешку — песенку- приговорку.

Когда малыш начинал делать первые шаги, использовались потешки — стихи с элементами игр. («Ладушки», «Сорока — сорока», «Коза — рогатая»). В ходе таких игр происходит не только эмоциональное общение ребенка с матерью или другими родственниками, но и физическое. Ребенку очень важно чувствовать теплоту мамин рук, ее нежные прикосновения при выполнении упражнений.

Когда малыш подрастет и начнет понимать обращенную к нему речь, потешки начинают включать в себе наставления, ориентирующие ребенка на правильное поведение, принятое в обществе и дающие примеры нравственного поведения: коза бодает тех, кто не пьет молока. В «Ладушках» кошку наказали за то, что она съела чужую кашу, а в «Сороке» высмеивается лень.

  1. А ты, мал — маленок,
  2. За водицей не ходил,
  3. Дров не носил,
  4. Кашку не варил
  5. Этот мотив охотно развивают:
  6. А ты, бедный малец
  7. Ты коротенец
  8. По воду ходи,
  9. Баньку топи,
  10. Ребят мой,
  11. Телят корми.

Это целый «урок» ребенку. Через потешки малыш учиться понимать, что хорошо, а что плохо, гуманному отношению к окружающему миру, отличать добро от зла, трудолюбию.

Кроме того, в потешках объединяются все, так важные для ребенка — дошкольника игры:

Словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.

Надо сказать, что мамы и бабушки знали множество колыбельных песен, потешек, пестушек. Эти знания передавались из поколения в поколение. Знакомство с ними начиналось с раннего детства. Благодаря их поэтическому воздействию в детях с самого раннего детства воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки.

Литература:

  1. Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Автореф, дисс. … канд. Пед. Наук._ М., 1988
  2. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство. — Изд. 3-е испр. — М.: Котито — Центр, 2002.
  3. Капица О. И. Детский фольклор, Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, Собирание, Обзор материала. _ Л., 1928
  4. Мартынова А. Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт: Автореф, канд. Дис. — Л., 1977.
  5. Татаринцева Н. Л. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно- методическое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2013–96с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, колыбельная песня, колыбельная песнь, материнский фольклор, современное общество, бай – бай, окружающий мир, малыш, песнь.

В современном обществе колыбельная песня перестала быть популярна среди родителей. К великому сожалению, современные родители в большинстве случаев либо вовсе не исполняют такую песню своим детям, либо заменяют её спокойной, тихой современной музыкой…

Песня матери — главная песня в мире, Начало всех человеческих песен. Расул Гамзатов. Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни.

В данной статье сопоставительно исследуются колыбельные песни ПЯ и ТЯ, как части культуры двух односистемных языков — персидского и таджикского. Авторы анализируют колыбельные, представляющие обширное и весьма сложное по своей структуре…

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. А. М. Горький.

Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки

Например, в игре — забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры…

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Воспринимаемая ребенком, через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, плясовые песенки), семейные традиции закладывают фундамент межличностных отношений, доносят в приемлемой форме нормы и правила поведения…

Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является

Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и

Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим

Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4645/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector