Деревянные духовые инструменты кое-что из истории

Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории, Музыкальный класс

Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.

Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.

Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.

По сей день, музыканты любовно называют эти инструменты «деревом» или «деревяшками», хотя этим названием уже давно перестал отражаться материал, из которого их изготавливают. Сегодня это не трубочки природного происхождения, а металл для флейт и саксофонов, эбонит для кларнетов, пластмасса для блокфлейт.

Тем не менее, дерево остается неизменным материалом аутентичных деревянных духовых инструментов, которые очень популярны и звучат на многих сценических площадках мира. К таким относятся, например, дудук, зурна, жалейка, поперечные флейты народов мира и другие инструменты. Голоса этих инструментов пробуждают в душах людей зов предков.

Все эти инструменты объединяет общая система отверстий – дырочек, которые созданы для того, чтобы можно было увеличить или уменьшить длину ствола инструмента.

Деревянные духовые инструменты, тем не менее, имеют некое родство с медными духовыми инструментами. Это родство заключается в том, что для извлечения звука необходим воздух, который выпускается лёгкими. Других общих признаков у этих двух групп инструментов нет. Деревянные и медные инструменты могут объединяться в духовой оркестр.

Забавно! Один дирижёр, сам, будучи скрипачом, очень любил духовые инструменты. Звуки струнных инструментов казались ему очень прозрачными и невесомыми. Звуки «меди» он называл «мясом», а звуки «дерева» для него были как хорошая приправа к основному блюду. Слушая духовые инструменты, он лучше чувствовал музыку, ощущал её.

Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты

По способу извлечения звука, деревянные духовые бывают лабиальными , к которым относится флейта и язычковые или тростевые , к которым относятся кларнет, саксофон, фагот и гобой .

В первом случае музыканту не приходится тратиться на трости и мундштуки, а во втором, наоборот, приходится беспокоиться о периодической их смене. Тем не менее, эти траты оправданы красотой звучания и тембром инструментов.

Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно.

Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются.

Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.

Деревянные духовые инструменты – это инструменты больших возможностей и огромного потенциала. За всю историю человечества они неоднократно доказывали это. Давайте оценим их и мы!

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/derevyannye-duxovye-instrumenty-koe-chto-iz-istorii-muzykalnyj-klass

Деревянно-духовые инструменты. История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. – презентация

1 Деревянно-духовые инструменты<\p>

2 История возникновения Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты. Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.<\p>

3 Диджериду музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур.<\p>

4 Диджериду<\p>

5 Флейта пана<\p>

6 Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты. Флейта Пана (пан флейта) класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние открыты.<\p>

7 Флейта<\p>

8 Флейта общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.<\p>

9 Флейта – пикколо<\p>

10 Флейта пикколо часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты. часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты.<\p>

11 Гобой<\p>

12 Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем. Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром. (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем. Oboe) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре резким тембром.фр.англ.итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром фр.англ.итал.нем.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент конической тембром<\p>

13 Кларнет<\p>

14 Кларнет Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности. Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.итал.фр. нем.англ. язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембромитал.фр. нем.англ. язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Нюрнбергесольногосимфоническомдуховомнародной музыкеджазетембром<\p>

15 Фагот<\p>

16 Фагот (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров. (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя итал. нем.фр.англ.язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент гобоя<\p>

17<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1338258/

Духовой инструмент: особенности, виды, история возникновения :

Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Неизвестно почему, но практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа. Что же такого особенного в духовых инструментах и почему они не теряют своих поклонников? Давайте разбираться.

Что это?

Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Возможности инструментов этого рода уникальны. Их можно использовать как в оркестрах (духовых, джазовых, симфонических), так и для ансамбля и сольных выступлений, или же в авангардных направлениях современной музыки.

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях.

Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты.

Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога.

Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта.

А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

Как научится играть?

Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.

Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.

Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.

Духовой оркестр: инструменты и особенности

Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).

Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.

Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Польза духовых инструментов

Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека.

Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства.

Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.

Источник: https://www.syl.ru/article/184884/new_duhovoy-instrument-osobennosti-vidyi-istoriya-vozniknoveniya

История гобоя

Устройство гобоя.
Гобой является духовым деревянным музыкальным инструментом. Название инструмента происходит от «haubois», что в переводе с французского означает высокий, деревянный.

Имеет форму трубки конической формы, длиной 60 см, состоящей из 3-х частей: верхнего и нижнего колена, а также раструба. Имеет систему клапанов, открывающую и закрывающую 24-25 игровых отверстий, высверленных в стенках деревянного гобоя.

В верхнем колене имеется двойная трость (язычок), генератор звука. При вдувании воздуха происходит вибрация 2-х тростниковых пластинок, представляющих двойной язычок, и колебания воздушного столба в трубке, в результате чего образуется звук.

Двойной язычок есть также у гобоя д'амур, фагота, контрафагота, английского рожка, в отличие от кларнета с одинарным язычком. Обладает богатым, певучим, слегка гнусавым тембром.

Материал для гобоя.
Основным материалом для изготовления гобоя служит африканское черное дерево. Иногда используются экзотические породы деревьев («фиолетовое» дерево, кокоболо). Последней технологической новинкой является инструмент из материала, основу которого составляет порошок черного дерева с добавлением 5 процентов углепластика.

Такой инструмент легче, дешевле, меньше реагирует на перепады температуры и влажности. Первые гобои делали из полых трубок бамбука и тростника. Позже в качестве прочного материала использовали древесину бука, самшита, груши, палисандра и даже слоновую кость. В 19-м веке с увеличением числа отверстий и клапанов возникла необходимость в более прочном материале.

Им и стало черное дерево.

Появление и эволюция гобоя.
Прародителями гобоя были многочисленные народные инструменты, известные человечеству с античных времен. Среди этого множества: древнегреческий авлос, тибия у римлян, персидская зурна, гайта. Старейшему инструменту этого типа, найденному в гробнице шумерского царя, более 4600 лет.

Это была парная свирель, из пары серебряных трубок с двойными язычками. Инструменты более позднего периода — мюзетт, английский рожок, барочный и баритоновый гобой. Шалмеи, крумгорны, волынки появились к концу эпохи Возрождения. Гобою и фаготу предшествовали шальмей и поммер.

Свой первоначальный вид современный гобой получил в конце 17-го столетия во Франции после усовершенствования шальмея. Правда, тогда у него было лишь 6 отверстий и 2 клапана. В 19-м веке благодаря бемовской системе для деревянных духовых инструментов произошла реконструкция и гобоя.

Изменения коснулись числа отверстий и клапанного механизма инструмента. С 18-го столетия гобой получил широкое распространение в Европе, для него пишут лучшие композиторы того времени, среди которых И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди. Гобой использует в своих произведениях В.А. Моцарт, Г. Берлиоз.

В России, начиная с 18-го века, его используют М. Глинка, П. Чайковский и другие знаменитые композиторы. 18-е столетие по праву считается золотым веком гобоя.

Гобой в наше время.
Сегодня, как и два столетия назад, невозможно представить музыку без неповторимого тембра гобоя.

Он выступает как сольный инструмент в камерной музыке, великолепно звучит в симфоническом оркестре, неподражаем в духовом, является наиболее выразительным инструментом в окрестре народных инструментов, в качестве солирующего инструмента его используют даже в джазе.

Сегодня наиболее популярными являются такие виды гобоев, как гобой д'амур, мягкий тембр которого привлекал Баха, Штрауса, Дебюсси; сольный инструмент симфонического оркестра — английский рожок; самый маленький в семействе гобоя — мюзетт.

Источник: http://toolsmusic.ru/duhovyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-goboya.html

Какие есть деревянные духовые инструменты

В древние времена музыкальные инструменты изготавливали, как правило, из дерева. Их принцип действия был основан на прохождении потока воздуха через отверстия различного размера, а клапанами служили пальцы музыканта. Такие инструменты не утратили своей популярности и в современном мире и широко используются исполнителями фольклора и симфонической музыки.

Содержание статьи

Значение духовых инструментов, как сольных, так и в оркестре любого типа, очень высоко. Согласно мнению экспертов музыки, именно они соединяют воедино звуки струнных и клавишных, выравнивают звучание, несмотря на то, что их технические и художественные качества не такие выдающиеся и привлекательные.

С разработкой новых технологий и применением новых материалов для изготовления духовых музыкальных инструментов, популярность деревянных снизилась, но не на столько, чтобы их полностью исключили из использования.

И в симфонических, и в фольклорных оркестрах, и в инструментальных группах широко применяются различные дудки, трубки из дерева, так как их звучание настолько неповторимо, что заменить их чем то невозможно. Кларнет – способен давать звук широкого диапазона, с мягким и теплым тембром.

Эти уникальные способности инструмента предоставляют исполнителю неограниченные возможности игры с мелодией.

Флейта – духовой инструмент с самым высоким звуком. Она считается уникальным инструментом в плане технических возможностей при исполнении мелодий, что дает ей право сольной партии в музыке любого направления.

Гобой – деревянный инструмент с немного резким, гнусавым, но необыкновенно певучим голосом. Он чаще всего используется в симфонических оркестрах, для проигрывания сольных партий или отрывков из произведений классиков.

Фагот – басовый духовой инструмент, который выдает только низкий звук. Управлять им и играть на нем значительно сложнее, чем другими духовыми, но, тем не менее, в классическом симфоническом оркестре их используют не менее 3 или 4.

В фольклорных оркестрах используют различные дудки, жалейки, свистки и окарины, выполненные из дерева. Их строение не такое сложное, как у симфонических инструментов, звук не так разнообразен, но и управлять ими значительно легче.

В современной музыке деревянные духовые инструменты используются уже не так часто, как в прошлых столетиях. Их популярность неизменна лишь в симфонических и камерных оркестрах, а так же в фольклорных ансамблях. При исполнении музыки этих жанров они часто занимают лидирующие позиции, и именно им отдается сольная партия.

Нередки случаи звучания деревянных инструментов в джазовых композициях и эстрадных. Но ценителей подобного творчества, к сожалению, становится все меньше.Современные деревянные духовые инструменты лишь внешне напоминают своих предшественников.

Сделаны они уже не только из дерева, поток воздуха регулируется не пальцами рук, а многоуровневой системой клавиш-клапанов, которые делают звук короче или длиннее, повышают или понижают его тональность.

Для производства духовых инструментов используют клен, грушу, орех или так называемое черное дерево – эбен.

Их древесина пористая, но упругая и прочная, она не лопается при обработке и не дает трещин во время использования.

Источники:

  • Какие существуют деревянные духовые инструменты
  • Деревянные духовые инструменты

Распечатать<\p>

Какие есть деревянные духовые инструменты

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-878191-kakie-est-derevyannye-duhovye-instrumenty

Музыкальные инструменты: Деревянные духовые

Музыкальные инструменты. Деревянные духовые

Так называют музыкальные инструменты, в которых звук извлекается при помощи колебания воздуха в полой трубке. Одни из них изготовляют из дерева, другие – из металла.

Это очень важно, ведь именно материал, из которого делают инструмент, влияет на характер и тембр его звучания – звук металла сильно отличается от звука, издаваемого деревом. В связи с этим духовые инструменты делятся на две группы – деревянные и медные.

Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных или струнных инструментов они одноголосны. То есть на каждом из них можно сыграть только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяют обычно по два и более инструмента одного вида.

Что представляют деревянные духовые инструменты? Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Особенно повезло флейте. Она была любимицей королей и аристократов, поэтому в XVIII в. её иногда делали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота. В наше время – это особый металлический сплав.

Если все струнные инструменты свою форму получили где-то в одно время, группа деревянных духовых развивалась неодинаково. Одни инструменты известны со времён далёкой древности, другие появились недавно. Каждый из них имеет индивидуальную конструкцию. Общим для них является способ извлечения звука.

Звучащим телом в них является столб воздуха, заключённый в трубке. Он приходит в колебание, когда исполнитель вдувает в неё воздух. Если закрыть клапанами все отверстия в трубке, инструмент издаст самый низкий звук. Если постепенно открывать отверстия, столб воздуха будет укорачиваться, а звук повышаться.

Для вдувания воздуха у флейты устроено особое губное отверстие, а у других деревянных духовых инструментов – специальное приспособление, называемое тростью: сложенные вместе и связанные камышовые пластинки.

В нижней части трубки некоторые инструменты имеют небольшое расширение, похожее на колокольчик, – раструб, его нет у флейты и фагота. 

Слушание: Флейта. Диапазон инструмента.

Флейта – один из старейших инструментов семейства. Её прапрабабушкой была тростинка. Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо. Послушайте, как чарующе звучит она в знаменитой «Мелодии» из оперы Глюка «Орфей».

Слушание: Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само её название не случайно происходит от слова flatus -дуновение. Вспомните оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: колоратурным пассажам дочери Мороза в самом начале оперы вторят виртуозные наигрыши флейты.

Слушание: Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).

Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, чистым и мягким. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент. Вряд ли найдётся народ, у которого не было бы своей флейты. Испокон веков она была пастушьим инструментом – её звуками пастухи созывали свои стада.

Слушание: Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». II ч. (фрагмент).

В Древней Греции была распространена многоствольная флейта – флейта Пана, или Сиринкс. Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы. Флейтисты в Элладе и Риме пользовались особым почётом.

Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них – это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Пан – бог лесов и рощ. Он родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, бородой и хвостом).

Когда-то Сиринкс была прекрасной девой. Влюблённый Пан преследовал её, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник.

От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы.

Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала.

Слушание: Пан-флейта. Einsamer Hirte («Одинокий пастух).

Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в то время на продольной флейте, которую держали как дудочку – вертикально. Звук её мягче современной, более нежен, но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной флейте. Её так назвали потому, что держат горизонтально.

В XVII в. обе флейты – и продольная и поперечная были распространены в быту и в профессиональной музыке. Обе вошли в первые оркестры. Продольная флейта обладала более поэтичным звуком, и её называли «нежной флейтой». Но поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII в. она вытеснила прямую флейту из оркестра.

Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель. Более близкие его предки – древнегреческий авлос и кавказская или среднеазиатская зурна.

В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока. В таком виде, как мы его знаем, он был создан французскими мастерами в XVII в. и вскоре вошёл в состав оркестра. Почти целое столетие гобой был кумиром музыкантов и любителей музыки. Люлли, Рамо, Бах, Гендель отдали дань этому замечательному инструменту. 

Слушание: Гобой. Диапазон инструмента.

Гобой представляет собой коническую трубку с раструбом и трость, которую исполнитель держит во рту. Это наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу.

Когда в них вдувают воздух, они приходят в колебание, заставляющее звучать воздушный столб внутри трубки. Благодаря некоторым особенностям конструкции, гобой почти не меняет настройку.

Поэтому стало традицией именно по нему настраивать весь оркестр.

Гобой достаточно подвижный инструмент, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, нежели виртуозный, инструмент. 

Чтобы познакомиться со звучанием гобоя, послушайте «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». А в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» гобой изображает утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок.

Слушание: Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Слушание: Английский рожок. Диапазон инструмента.

Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, как сказал Н. А. Римский-Корсаков: «лениво-мечтательный». 

Английскому рожку часто поручают напевные мелодии, например, вступление к ариозо Лизы из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» 4 часть, С. В. Рахманинова и др.

Слушание: Рахманинов. Колокола. Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов. IV ч. (фрагмент).

Кларнет. Мы знаем, что флейта и гобой уже более трёх столетий являются участниками оркестра. Кларнет появился в нём только на рубеже XVIII-XIX вв. Предком кларнета был народный средневековый инструмент – свирель шалюмо. В 1690 году немецкий мастер Деннер усовершенствовал его.

Верхний регистр созданного Деннером инструмента поразил современников своим резким, пронзительным тембром, напоминавшим звук трубы. В то время трубу именовали Clarino. Поэтому новому инструменту дали имя Clarinetto – маленькая труба.

Оба названия связаны с латинским словом Clarus – светлый, что прекрасно характеризует тембр этих инструментов. 

Слушание: Кларнет Диапазон инструмента.

Кларнет немного напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом.

Но сама трость отличается от гобойной: она состоит не из двух, а из одной тростниковой пластинки, прикреплённой к мундштуку, похожему на птичий клюв. Кларнетист держит «клюв» во рту и, вдувая в него воздух, заставляет инструмент звучать.

Так возникает звук совершенно особой окраски, полный, округлый, отличающийся необыкновенным благородством.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/muzykalnye-instrumenty-derevyannye-duhovye

Виды и названия духовых музыкальных инструментов: клавишных, медных, деревянных

Вы здесь

Оглавление:

В мире насчитываются сотни различных названий духовых музыкальных инструментов. Их звучание может сильно отличаться друг от друга, но работают они по одному принципу.

Они звучат, когда воздух начинает вибрировать в полости трубки инструмента или трубок, при этом регистр определяется вместительностью этой полости.

Чем она меньше, тем выше звук, поскольку колебания воздуха в ней происходят чаще, чем в трубке с полостью большего размера. 

Названия многих духовых музыкальных инструментов знакомы каждому со школьной скамьи: труба, гобой, саксофон, кларнет, волынка, рожок, дудук, валторна, орган, фисгармония, флейта,горн.

Виды духовых музыкальных инструментов

Разделять инструменты принято на:

  • медные;
  • деревянные;
  • клавишные.

Если первые два названия исторически обоснованы материалом, из которого изготовлен инструмент, то под термином «клавишные духовые» скрываются инструменты с особым устройством. Они состоят из различных трубок, куда воздух попадает с помощью мехов, приводимых в действие ногами или руками. Самый известный клавишный духовой инструмент – орган.

Сегодня для определения классификации практически не имеет значения, из какого материала произведен инструмент.

Если раньше они изготавливались, к примеру, из дерева, то сейчас могут быть также из стекла, металла, пластика, глины, а если в прошлом делались из меди – то сейчас из любого металлического сплава, особенно популярна латунь.

  Интересно, что в эпоху барокко существовали медные духовые инструменты из дерева, покрытые листовой медью. То есть, чтобы отнести инструмент к тому или иному виду, учитывают не только материал, но и способ звукоизвлечения.

Медные духовые музыкальные инструменты

Чтобы получить музыкальный звук из медного духового инструмента, нужно вдувать воздух в трубку. При смене положения губ и при различном объеме выдуваемого воздуха будет меняться тон и сила звучания.

Популярные медные духовые музыкальные инструменты:

  • труба;
  • валторна;
  • флюгельгорн;
  • саксгорн;
  • корнет;
  • горн;
  • тромбон;
  • геликон.

Многие из этих инструментов обязательно включают в состав симфонического оркестра. Есть для них и много сольных сочинений. Большое распространение медные духовые получили в джазе.

Самые известные музыканты, добившиеся виртуозной игры на медных духовых, это Луи Армстронг,  Чет Бейкер, Ли Морган, Лестер Боуи и другие.

Одним из лучших трубачей современности считается американский музыкант Кристиан Скотт.

Эти инструменты часто используют и в экспериментальной музыке. Норвежский трубач Нильс Петтер Мольвер смог добиться интересного сочетания хип-хопа, техно, эмбиента, которое сопровождается игрой на трубе.

Из отечественных духовиков, чье творчество связано с медными инструментами, можно отметить Аркадия Шилклопера.

История медных духовых инструментов

Предками медных духовых являются первые сигнальные трубы и охотничьи рога, которыми созывали людей или предупреждали об опасности. После совершенствования техники производства и различных ремесел, были созданы более сложные модели инструментов. Они уже могли издавать не один, а значительное количество звуков.

Видео о медных духовых инструментах

Новый этап развития этих инструментов наступил в начале 19 века, когда был изобретен вентильный механизм. Таким образом, сегодня выделяют несколько семейств медных инструментов:

  • Натуральные. Извлекают только звуки натурального звукоряда (горн).
  • Вентильные. Оснащены специальными вентилями, которые позволяют вручную регулировать объем воздуха в инструменте, следственно и повышать или уменьшать регистр. К этому семейству относится большая часть медных духовых (трубы, тубы, валторны).
  • Оснащенные выдвижной трубкой (кулисой), которая так же регулирует объем воздуха (тромбон).
  • Клапанные. Работают по принципу деревянных инструментов, когда музыкант играет на них, закрывая и открывая пальцами отверстия, проделанные в корпусе (русский рожок).

Деревянные духовые музыкальные инструменты

К этой группе относятся те инструменты, которые выдают звуки под действием исполнителя, наполняющего его полость воздухом и открывающего или закрывающего отверстия в теле инструмента пальцами или клапанами. К ней относится большинство народных инструментов.

Деревянные духовые музыкальные инструменты представлены большим разнообразием:

  • саксофон;
  • флейта;
  • гобой;
  • фагот;
  • кларнет;
  • свирель;
  • дудук;
  • блокфлейта;
  • волынка;
  • жалейка.

Деревянные духовые инструменты являются неотъемлемой частью фольклорной музыки. Являются обязательными в составе симфонического оркестра, нередко используются в духовых оркестрах.

Многими композиторами написаны сольные концерты для деревянных духовых, особенно в эпоху барокко и классицизма.

Кинокомпозиторы также часто обращаются к этим инструментам. Большой любовью пользуется гобой. Он звучит, например, в главной теме ко второму эпизоду киносаги «Звездные войны». Греческий композитор Элени Караиндру, написавшая музыку к большинству фильмов Тео Ангелопулоса, активно использует гобой и саксофон для передачи музыке определенного цвета.

Саксофон – еще один популярный джазовый инструмент. Известные исполнители: Джерри Маллигэн, Чарли Паркер.

История деревянных духовых

Первые деревянные духовые инструменты известны с древнейших времен. Древние греки использовали авлос, а египтяне играли на мемете. Многие народы создавали свои уникальные инструменты: дудук в Армении, сурнай в Казахстане, хитирики в Японии, волынка в Шотландии, жалейка в России.

У венгров известны инструменты тарогато и тороксип.

Румынский и молдавский духовой музыкальный инструмент чимпой очень похож на волынку и работает по тому же принципу, когда звук извлекается с помощь мехов и трубочек, в которые загоняется воздух, и через которые воздух выходит, издавая определенные звуки. 

Видео о духовых деревянных инструментах

Уже в 12 веке в Европе играли на гобое. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с того времени гобелены и картины, на которых изображены музыканты с этим инструментом.

На сегодняшний день все деревянные духовые делятся на:

  • Язычковые. Они вбирают воздух через специальный язычок или тросточку. Бывают инструменты с одинарной тростью (саксофон, кларнет) и двойной (почти все народные духовые инструменты, гобой, фагот).
  • Лабиальные. В таких инструментах, например, во флейте, отверстие для воздуха расположено поперек тела, при этом колебание внутри трубки создается при рассечении воздушным потоком краев отверстия.

Клавишные духовые музыкальные инструменты

Духовые клавишные музыкальные инструменты устроены довольно сложно. Звуки появляются от колебаний язычков, музыкант приводит их в действие с помощью клавиш, клапанов или педалей.

Основные клавишные духовые:

  • орган;
  • фисгармония;
  • электроорган;
  • оркестрион;
  • мелодическая гармоника;
  • гидравлос.

Такие инструменты также известны с древности. Например, история органа насчитывает несколько тысячелетий. Считается, что первые упоминания о нем были в третьем веке до нашей эры.

Похожий инструмент изображен на некоторых древних монетах.

  Известно, что инструмент, максимально похожий на современный орган, появился в четвертом или пятом веке нашей эры, а в христианских богослужениях его начали использовать несколько столетий спустя.

Первые нотные партитуры, известные сегодняшним исследователям, написаны Адамом из Илеборга в середине 15 века.

Органу посвящали свои произведения Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Георг Фридрих Гендель, Ференц Лист, Антон Брукнер,

Лучшие производители органов традиционно жили в Италии, Франции, Германии, хотя еще раньше Византия славилась производством этих инструментов, но со временем утратила эту позицию.  После 19 века лучшими мастерами считаются французы, которые смогли создать симфонические органы, очень мощные и объемные по звучанию.

Орган сегодня – самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент, и играть на органе очень сложно. При этом самым большим среди органов считается инструмент Wanamaker.

Сейчас он находится в одном из филадельфийских торговых центров, но первоначально создавался в Лос-Анджелесе.

У этого инструмента почти 400 регистров, а трубочек в нем насчитывается ровно двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят две.

Звучание какого духового музыкального инструмента нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-vidy-i-nazvaniya-duhovyh-muzykalnyh-instrumentov-klavishnyh-mednyh-derevyannyh-8319.html

Деревянные духовые музыкальные инструменты

Деревянные духовые не так многочисленны, как Смычковые. В оркестре они располагаются за струнными. Деревянных духовых, как и Струнных, тоже четыре представителя — флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Саксофон тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов, хотя в симфоническом оркестре используется гораздо реже.

Инструменты здесь перечислены от самого высокого по звучанию – к самому низкому. Чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него выше. И наоборот: чем больше – тем ниже. Так же как любой другой предмет или живое существо: мышь пищит, а слон басит.

Но, если скрипок в оркестре тридцать, то представителей этой группы обычно бывает два— три. Иногда в оркестр вводят саксофон, который тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов.

Каждый из этих музыкальных инструментов – яркая индивидуальность, со своим тембром, характером, манерой исполнения. Но все эти сложные великолепные инструменты произошли от маленькой тростинки, много-много лет тому назад. Впрочем, лучше меня об этом расскажут флейты. Давайте-ка заглянем в симфонический оркестр!

Вы знаете, что происходит ночью в оркестре? Да ничего не происходит. Все музыкальные инструменты крепко спят в своих наглухо застёгнутых на все замочки и молнии футлярах.

Но в одном футляре кто-то не спал. Оттуда доносились вздохи, кто-то переворачивался с боку на бок… Наконец, крышка футляра тихонечко приоткрылась. Из музыкального домика бесшумно выпрыгнула маленькая Флейта-Пикколо, «пиколка», малышка,- как её ласково называют музыканты (ведь она совсем крохотная!)

«Тс…» – сказала она загадочно. «Моя старшая сестра, большая флейта, крепко спит. Но я сегодня ночью полна воспоминаний. И я расскажу нашу долгую и не простую историю.

А теперь, мой маленький дружок, устраивайся поудобнее и слушай.

Давным-давно Флейта-Пикколо была простой Тростинкой.. Такие тростинки-камышинки во множестве растут по берегам рек и озёр. Часто к Тростинке прилетел Ветер-путешественник. Он рассказывал нашей тростинке о небывалых странах, горах, дворцах, о странствиях и людях. И тогда у Тростинки от восторга внутри всё замирало, и она нежно и задумчиво шелестела в ответ.

Но как-то раз в её жизни всё поменялось. В это тихое утро она не дождалась своего друга – Ветра. Мимо по берегу реки шёл мальчик-рыбак. Он заметил Тростинку и сорвал её. Сначала, повертев её в руках, он подумал, что из ней можно бы было сделать удочку. Но для удочки она была слишком коротка.

К тому же из подобных тростинок он уже сделал себе множество замечательных удочек. Тогда мальчик достал из кармана ножичек. Присев на камень, он стал осторожно вырезать в Тростинке отверстия. Всего их стало семь. Потом поднёс к губам и…подул. И вдруг, под его губами и пальцами, простая тростинка ожила, зазвучала.

И превратилась в первую на земле Свирель.

Скоро бедный мальчик-рыбак продал Свирель Мастеру музыкальных инструментов. Мастер изменил форму нашей Свирели. Отверстие, в которое вдувают воздух, он вырезал в форме свистка. Свистковую Флейту он назвал продольной или Блок-флейтой. В старинные времена такие флейты делали из глины, тростника, дерева или металла.

В большой семейке продольных флейт встречались разные по размерам флейты. Среди них было и несколько представителей рода «пикколо». Например, крохотная блок-флейта — сопранино . Такая флейта часто использовалась для обучению птиц пению. Ведь голос предшественницы флейты-пикколо – флейты Сопранино – блестяще умеет подражать птичьему щебетанию!

Прошло время, и наша продольная Блок-флейта превратилась в Флейту, которую музыканты стали держать совсем иначе. Она стала назваться Поперечной флейтой. Сначала Поперечные флейты были инструментами бродячих музыкантов, но постепенно они заняли место в оркестрах.

В 19 веке флейтист Теобальд Бём усовершенствовал большую и малую флейты, снабдив их клапанами. С тех пор, закончила свой рассказ Флейта-Пикколо, я со своей старшей сестрой, большой флейтой, работаю в симфоническом оркестре.

Скоро появились и другие братья и сёстры Блок-флейты, и все они составили дружную семейку деревянных духовых инструментов оркестра: флейта, гобой, кларнет и фагот.

Если тебе интересен принцип игры на любом духовом инструменте, произведи такой простой опыт. Возьми стеклянную бутылку с водой. Ударь по ней палочкой или ложкой. Запомни звук. А теперь отхлебните глоток и еще раз ударь. Слышишь разницу? Когда ты допьёшь бутылку до конца, звук будет самым низким.

Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие отверстия, закрываем второе, третье, четвертое. Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха и меняете высоту звука. Звук становится ниже.

А теперь запомни: чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него тоньше, выше. Чем больше инструмент, тем его голос толще, ниже. В группу деревянных духовых музыкальных инструментов входят ( от высоких по звучанию – к низким): флейты, гобои, кларнеты, фаготы).

Источник: https://piccolosolo.ru/muzykalnaya-shkatulka/v-pomoshch-detyam/25-muzykalnyj-slovarik/68-rasskazyvayut-derevyannye-dukhovye-muzykalnye-instrumenty.html

История возникновения музыкальных инструментов

21 Нояб 2015

История возникновения музыкальных инструментов. Видео урок.

     Когда возникли музыкальные инструменты? На этом вопрос можно получить  очень разные ответы.(от100 лет, до десятков тысяч). В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так как это неизвестно.

  Но известно, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40тысяч лет (это была флейта, сделанная из кости животного, бедренной кости пещерного медведя).

Но духовые инструменты появились не первыми, значит, музыкальные инструменты возникли еще раньше.

Какой же инструмент возник первым?

 Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом.

Затем люди стали брать в руки две палки, два камня,  две ракушки, и вместо хлопков в ладоши  ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали.

Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством  удара, поэтому такие инструменты называют ударными.

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан. Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь что-либо предположить.

Например, однажды, ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль  использовать это в своем оркестре.

Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан. Инструменты похожей конструкции есть у многих народов.

Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и немного отличаются по форме.

В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль. Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен за несколько километров.

В истории был очень печальный период, связанный с работорговлей. Европейцы или американцы  приплывали на африканский континент, чтобы захватить в плен и затем продать его жителей.

Иногда приходя в селение, они никого там не заставали, жители успевали уйти от туда. Так случалось потому, что звуки барабана, которые доносились из соседнего селения, предупреждали их об этом, т.е.

люди понимали «язык» барабанов.

 Таким образом, первыми возникла группа ударных инструментов.

Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными? Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на изобретение этих инструментов мы  так же не знаем, а лишь можем предположить что-либо.

Например, однажды, охотясь, человек вышел на берег озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник.

Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом человек понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более низкие.

Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря этому, разной высоты звуки. Такой инструмент часто называют флейтой Пана.

Это связано с легендой о том, что давным-давно в Древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Однажды он шел по лесу и вдруг увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс.  Пан к ней… А красавица-нимфа невзлюбила Пана и стала убегать от него.

Бежит-бежит, а Пан ее уже догоняет. Взмолилась Сиринкс своему отцу – речному богу, что бы он ее спас.  Отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть.

Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.

С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок,  называют флейтами Пана – от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее и сейчас часто  называют сиринкс.

У многих народов есть такие инструменты, только называются они по-разному.

У русских – кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин – ларчеми (соинари), в Литве – скудучай, в Молдавии и Румынии – най или мускал, у латино-американских индейцев – сампоньо,  Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

    Когда наши далекие предки заставляли звучать какой-нибудь  неодушевленный предмет ,  им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много легенд и песен.

В одной из них рассказывается о том, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы.

Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

И перед ним по ветру

Качались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, тростник заговорил-

То голос человека

И голос ветра был.

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми

Ну а третей группой музыкальных инструментов, как вы уже,наверное, догадались, является струнная группа инструментов. И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук. Много раз перед охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука.

И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько.

Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой.

Таким образом возникают три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные.

Источник: http://55muzrepetitor.ru/russkie-narodnye-instrumenty/istoriya-vozniknoveniya-muz-instrumentov

Ссылка на основную публикацию