Ableton limiter – как поднять громкость микса?

Закончить работу над миксом — дело, требующее терпения. Даже если вы избавились от любых столкновений частот, создали широкую стереобазу и добились отличного звучания микса, впереди вас ждёт ещё не самая простая процедура мастеринга.

Именно на этом этапе все дорожки микса собираются воедино, а трек приобретает цельное, качественное, ясное и громкое звучание.

Одним из главных инструментов во время мастеринга становится лимитер, чьи мощные возможности могут как украсить и отполировать микс, так и полностью его разрушить.

Из этой статьи вы узнаете, что такое лимитер, как он работает и в чём его отличия от компрессора, поймете разницу между корректно лимитированным и перелимитированным сигналом, а также разберётесь в том, когда нужно использовать лимитер, а когда про него лучше забыть.

Лимитер (англ. Limiter — ограничитель) — специальное устройство, выравнивающее уровень громкости до определённого лимита и предотвращающее клиппинг и другие неприятные искажения и перегрузки сигнала. Лимитеры — важная составляющая завершающих этапов работы над миксом, наряду с компрессорами. Подобные устройства делают звук чище и насыщеннее, а сам микс становится более плотным и однородным.

Ableton limiter - как поднять громкость микса?Лимитер/компрессор DBX 160

Работа лимитера схожа с работой компрессора. При работе с компрессором мы фокусируемся на отдельных треках микса. К примеру, компрессор на дорожке бочки изменяет громкость, атаку и время затухания её сигнала. Параметр «Threshold» (порог срабатывания) сообщает компрессору, в какой момент он должен изменить сигнал, а выбранное соотношение (англ.

Ratio) сообщит ему о том, насколько сильно необходимо ослабить звук. Регуляторы атаки (Attack), спада (Release) и плавности обработки (Knee), в свою очередь, определяют форму изменений, которые могут быть постепенными и плавными или моментальными и резкими.

Как только звук достигнет выбранного порога, компрессор возьмётся за дело и оттенит его так, как это задано параметрами.

Хотите ограничить отдельные инструменты или посылы — используйте компрессор.

Лимитер — компрессор на максималках, который работает на более высоких и даже экстремальных значениях соотношения. Основное отличие здесь в том, как эти два инструмента поступают с сигналом, достигнувшим порога. Там, где компрессор плавно ослабит сигнал, чтобы он вернулся в заданные рамки, лимитер безжалостно отсечёт все звуки, выбивающиеся за установленную границу.

Компрессор и лимитер также по-разному работают с параметром Ratio — коэффициентом или степенью сжатия сигнала. Так, компрессор оперирует низкими значениями Ratio, плавно оттеняя сигнал.

При этом, при срабатывании компрессора возможно, что сигнал будет минимально превышать пороговые значения, что приведёт к образованию софт-клиппинга. В отличие от компрессора, лимитер работает на высоких показателях Ratio (от 10:1 и выше) и агрессивно отсекает всё, что вышло за рамки.

Софт-клиппинг здесь попросту невозможен: ограничитель резко обрубает сигнал, который словно упирается в невидимую и непреодолимую стену.Ableton limiter - как поднять громкость микса?

Несмотря на то, что лимитерами чаще обрабатывают весь микс в целом, этот инструмент иногда применяют для контроля за отдельными сигналами.

К примеру, бас, рабочий барабан и даже вокал считаются нестабильными инструментами при живом исполнении: их уровень громкости во многом зависит от силы звукоизвлечения и сильно колеблется по мере исполнения ввиду чисто физиологических особенностей человеческого исполнения.

Чтобы избежать резких перепадов и появления искажений и лишнего гула, в цепь прохождения сигнала вводят лимитер, который ограничивает усиление сигнала. В зависимости от инструмента, ограничение может быть разным: так, например, вокалу достаточно ограничения в 1-2 дБ, чтобы не срываться в клиппинг, но и не потерять в динамике, а рабочему барабану требуется ограничение в 3-4 дБ.

Ableton limiter - как поднять громкость микса?Лимитер в составе iZotope Ozone.

Типы лимитеров

Как и компрессоры, лимитеры бывают двух типов: полнодиапазонные и мультидиапазонные (многополосные). Оба типа работают по одним и тем же принципам, отличаясь степенью предоставляемого контроля за ограничением сигнала.

Полнодиапазонные лимитеры

Ableton limiter - как поднять громкость микса?IK Multimedia T-RackS Stealth — полнодиапазонный лимитер

Когда мы говорим об эквализации, то часто используем термин «частотный диапазон» — определённый набор частот на всем частотном спектре. В зависимости от ситуации, оборудования и выбранных настроек, диапазоны могут быть узкими или широкими. В свою очередь, под словом «полнодиапазонный» подразумевается весь частотный спектр без каких-либо разделений.

Полнодиапазонные лимитеры не разделяют сигнал на отдельные диапазоны для обработки, а изменяют весь частотный спектр. Такие лимитеры обрабатывают микс в целом, а внесённые ими изменения сказываются на всех элементах микса сразу.

Мультичастотные (многополосные) лимитеры

Ableton limiter - как поднять громкость микса?Плагины Waves L3 и L3LL — многодиапазонные лимитеры

Мультичастотные лимитеры — более гибкие устройства, позволяющие работать с несколькими диапазонами частот по выбору пользователя. Благодаря такому подходу, звукорежиссер может ограничить только высокие частоты или середину, не повлияв на весь микс. Такой подход позволяет освободить место для остальных участников микса и устранить особо громкие звуки.

Когда использовать лимитер, а когда не использовать

Время лимитера — заключительные стадии мастеринга. Причём речь здесь идёт о последних полировках микса перед его выпуском, а не об участии лимитера в цепочке эффектов во время мастеринга.

Лимитер также можно использовать для исправления недостатков сигнала.

К примеру, с его помощью можно эффективно избавиться от клиппинга: как только сигнал попытается выскочить в зону клиппинга, лимитер быстро вернёт его в общую колею.

Несмотря на то, что клиппинг — это недостаток сигнала, которого нужно избегать, некоторые продюсеры используют клиппинг для создания различных звуковых эффектов.

Тем не менее во время сведения лучше не применять лимитер без явной на то необходимости. Если вы хотите сделать сигнал более сочным и хлестким, полагайтесь на компрессор и эквалайзер. Лимитер часто нарушает кропотливо выстроенный баланс микса, поэтому на время обработки и сведения о нем лучше забыть.

Мастер-шина, где собираются все дорожки — единственное место для применения лимитера. Главная цель — повысить громкость микса так, чтобы не испортить песню.

Этим мощным инструментом нельзя злоупотреблять. Неправильное использование лимитера приводит к нежелательным искажениям, отсечению нужных частот и неконтролируемому насыщению всего микса. Главное здесь — не выкручивать ручки на полную и чётко понимать, что и зачем вы ограничиваете.

Послушайте пример. В первом случае представлен разумно ограниченный сигнал, во втором — сигнал, с лимитированием которого слегка перестарались. Оба примера обработаны лимитером A.O.M. Invisible Limiter (демо можно скачать с официального сайта), для контроля результатов используется измеритель громкости TR Meter от IK Multimedia

  1. Сигнал до обработки лимитером 0:36

Ableton limiter - как поднять громкость микса?

В сыром необработанном виде сигнал отличаетcя низким RMS (англ. Root Mean Square — среднеквадратичное значение мощности, параметр средней громкости звучания) и низким общим уровнем громкости. Лимитер исправит эти недостатки.

  1. Умеренное лимитирование 0:36

Ableton limiter - как поднять громкость микса?

Используя лимитер с гейном в районе 3 дБ, мы получим повышение RMS до −10 дБ. С учётом стиля музыки, это приемлемый уровень громкости этой дорожки.

  1. Слишком сильное лимитирование 0:36

Ableton limiter - как поднять громкость микса?

Повернув регулятор правее, мы сделаем сигнал ещё громче, но вместе с этим создадим кашу из частот. В сигнале появится клиппинг и искажения, а сам звук станет неприятным, потерявшим свою динамику. Лимиты должны быть разумными, поэтому такого рода злоупотреблений нужно избегать.

  1. Умеренное лимитирование 0:36
  2. Излишнее лимитирование 0:36

Использование лимитера при мастеринге

Итак, мастеринг — лучшее время для использования лимитера. Это один из важнейших инструментов при окончательной полировке микса, но не единственный. Этот процессор используется самым последним и только после того, как микс будет полностью готов.

Ableton limiter - как поднять громкость микса?Лимитер Adaptive Limiter из состава Logic Pro X

Ограничивая сигнал, всегда держите перед глазами измеритель LUFS (англ. Loudness Units to Full Scale — громкость относительно цифровой полной шкалы, стандарт, измеряющий громкость звука и нормализующий уровень звука при передаче сигнала). Этот показатель сообщит вам, когда громкость сигнала вышла на должны уровень и сравнялась с большинством современных коммерческих записей.

В зависимости от платформы, где будет публиковаться трек, значение LUFS может меняться: к примеру, для Spotify LUFS составляет −14, для Apple Music — −16 (подробнее о том, как именно подготовить аудио к выгрузке в стриминговые сервисы, чтобы не потерять в качестве, вы можете узнать здесь).

Знание этих значений подскажет вам, как сильно нужно изменить итоговую громкость вашего микса.

Большинство лимитеров, как и компрессоры, оснащены ручками Attack и Release. Как только громкость микса выйдет на нужный уровень, можно подстроить звучание трека этими регуляторами. Так, чем быстрее будет атака, тем агрессивнее зазвучит сигнал. В свою очередь долгий спад сделает звук мягче и мутнее.

Наконец, помните о выходном гейне. Несмотря на все ограничения, клиппинг и искажения все равно могут проявиться на определённых аудиосистемах. Чтобы избежать неожиданных перегрузок, следите за тем, чтобы уровень на выходе не превышал 0.0 дБ.

Заключение

Аудиолимитеры — мощный инструмент при правильном использовании. Помните, что они вступают в дело только после того, как вы закончите сведение трека. В противном случае риск убить музыкальность и певучесть трека будет слишком велик.

Источник: https://samesound.ru/p/mixing/99609-audio-limiter-basics

Как сделать громкий мастеринг без искажений

Несмотря на то, что динамичное звучание музыки снова входит в тренд, вопрос “как добиться большей громкости при мастеринге трека” все еще популярен.

Известным приемом достижения большей субъективной громкости (и при этом натуральной динамики звучания) является параллельная компрессия. Но допустим этот этап у вас выполнен и осталось только реализовать финальную максимизацию на мастер канале.

И вот тут бывает, что просто сжать микс до нужной громкости любимым максимайзером недостаточно.

  • Чтобы добиться еще большей громкости трека на мастеринге и при этом добавить еще немного окраски, вам пригодится этот прием, который я использую в каждом миксе – серийная максимизация!
  • Суть в том, что каждый лимитер, как и компрессор, имеет свой характер работы, а значит и звучания.
  • Поэтому…

– На первом этапе я использую лимитер, который Ableton limiter - как поднять громкость микса?сразу дает мне желаемый характер микса. С некоторых пор это Barricade 4 от ToneBoosters, дающий на выбор несколько моделей поведения, а также разные режимы сатурации. Но вы конечно можете использовать тот, который удобен лично вам. Итак, с помощью первого лимитера я добиваюсь уровня громкости, при котором микс имеет желаемый окрас и характер. И все еще динамичен! С опытом вы научитесь различать точку, после которой максимизация делает трек плоским и безжизненным.

Но как сделать мастеринг громче, когда этот момент наступил и продолжать сжимать трек при тех же настройках губительно?

– Ответ – если полученной громкости все еще недостаточно, я дожимаю микс вторым лимитером – с гораздо более щадящими настройками Атаки и Релиза для наиболее незаметного воздействия. Значения уровня подавления на этом этапе очень небольшие. Порядка 0,5-1,5dB.

– А теперь еще одна хитрость, которую я часто использую в мастеринге! Для еще большей окраски между первым и вторым лимитером я нередко ставлю эквалайзер и делаю два – три усиления в Средних/Верхней середине узкой полосой (Q равен 3-5). Попробуйте сами – эта последовательность дает совсем другой результат в отличие от стандартной практики, когда максимайзер  является самым последним звеном в мастеринг цепи.

Главное – внимательно следите за отсутствием клипинга на стадии эквализации. Ведь микс уже максимизирован! Я как правило понижаю громкость на самом эквалайзере, чтобы создать запас для обработки (минус 2 дБ вполне достаточно). И повышаю Gain последующего лимитера, чтобы компенсировать понижение громкости при эквализации.

Источник: http://ekmixmaster.ru/kak-sdelat-gromkij-mastering-bez-iskazhenij.html

Динамическая обработка звука. Лимитер (Limiter)

Ableton limiter - как поднять громкость микса?

Лимитер  — это одно из  устройств динамической обработки звука. Но для чего он нужен и в чем особенности его применения?  Что такое brick wall? В чем его отличие от компрессора? Как он может помочь при сведение и мастеринге, чтобы приблизить ваши миксы к коммерческому уровню? Рассмотрим все эти вопросы в данной статье.

Читайте также:  Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Лимитер представляет собой устройство, которое ограничивает динамический диапазон.

Замечание: для того чтобы лучше понимать о чем пойдет речь далее, прочитайте статью об  основных параметрах компрессора и  как компрессор влияет на звук

Главными отличиями лимитера от компрессора является то, что в нём отсутствует параметр Attack. Лимитер обычно настраивается на очень жесткое ограничение сигнала, что соответствует времени атаки от 0 до 10 мс.

Таким образом, этот прибор моментально реагирует на уровень сигнала. Кроме этого коэффициент сжатия (Ratio) очень большой и начинается уже от 10 : 1 и до ∞ : 1.  Большинство компрессоров не способны работать с перечисленными параметрами.

На рисунке вы видите пример обычного лимитера: 

Параметры лимитера:

Среди его основных параметров это порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал не может проникнуть. Ниже порога сигнал никак не обрабатывается.

Out Ceiling (потолок выхода, выходной уровень сигнала) показывает тот уровень с которого превышающие выходящие пики будут срезаться. По умолчанию в Limiter 1 (на рисунке) они выставлены на 0 dB.

Кнопка Link отвечает за связь каналов Threshold и Out Ceiling (они будут перемещаться согласовано вместе).

Attenuation (ослабление) показывает индикацию насколько происходит подавление пиков. Это ваш измеритель.

Release (восстановление) позволяет отрегулировать насколько быстро происходит восстановление прибора после подавления пика выше порога срабатывания. Для большинства звуков значение в 1.0 мс (установлено по умолчанию в Limiter 1) вполне достаточно. При мастеринге это значение может быть увеличено.

Более редкие параметры это Lookahead (взгляд в будущее), который по сути заменяет время атаки.

При очень низких значениях лимитер реагирует на пики очень быстро, что приводит к большему сжатию сигнала, но могут появиться искажения.

Второй параметр Gain, чем он выше тем вы больше сужаете динамику сигнала и звук начинает все больше и больше искажаться. Поэтому при его регулировки нужно устанавливать такие значения при которых искажений не возникает.

Особенности применения:

В большинстве случаев Limiter применяют:

  1. Для предотвращения перегрузки (клиппинг)
  2. Для подавления максимальных значений, кратковременных пиков (скачков сигнала)
  3. Для выравнивания динамики, выбранного сигнала или всей фонограммы

Особенности использования:

  • Лимитер может быть использован на отдельных дорожках, чтобы убрать в звуковом сигнале с большой динамикой различные непредсказуемые всплески. При таком подходе его часто ставят после компрессора. Среди инструментов могут быть:  вокал, ударные, перкуссия, гитары и другие, атаки которых придают фонограмме «жизнь». Однако, если вы подавите полностью все пики трек может потерять «панч» и будет звучать слишком плоско и ровно.
    • Поэтому, отсюда следует два правила: 1) Если пиков немного и есть возможность подправить их вручную, то это будет самым лучшем решением. 2) Лимитер вносит в сигнал дополнительные искажения, поэтому его нужно применять с большой осторожностью.
  • Лимитер может быть использован на мастер-шине. Но если вы заметите, что пики подрезаются очень часто или что ещё хуже постоянно, то следует задуматься о том как вы сделали сведение трека и внести изменения.

    Нужно понимать, что на этапе мастеринга, чтобы не возникло лишних проблем, необходим запас около 3 dB (headroom), который бы оставлял возможность для различных манёвров звукорежиссёру.

Brick wall:

Brick wall переводится как кирпичная стена. Что соответствует очень высокому соотношению лимитирования от 20 :1 и более и очень быстрому времени атаки.

При этом звуковой сигнал почти гарантированно не может превысить выбранный порог срабатывания. В результате такой обработки звучание получается очень резкое и жесткое.

Такая обработка зачастую употребляется в живых выступлениях на концертах, а также на телевидение и радио для страховки от перегрузок.

  • Надеюсь, что после прочтения этой статьи, Вам стало более понятно для чего нужен лимитер и когда его следует применять.
  • Всем успехов!
  • Чтобы и дальше читать интересные статьи по обработке звука и быть всегда в курсе новой информации на сайте подписывайтесь на RSS блога New Style Sound.

Источник: https://nssound.ru/svedenie-i-mastering/dinamicheskaja-obrabotka-zvuka-limite/

Ableton Limiter – как поднять громкость микса?

Замечали когда-нибудь, что после сведения ваш микс всё равно звучит тише, чем треки исполнителей, которые вы покупаете?

Это потому, что после стадии сведения большинство треков проходят процесс мастеринга, в ходе которого уравновешиваются частотные характеристики и повышается общая громкость микса.

Мастеринг – это та финальная доводка, шлифовка трека, которая делает ваш микс гораздо привлекательней для слушателей. Микс становится глубже, плотнее, звонче, громче, прозрачней, объемный… (уже неплохо, не так ли?).

При этом мастеринг решает еще одну важную задачу – он делает ваш микс слушабельным на абсолютном большинстве стерео систем, которыми  обладают потенциальные слушатели.

Все это положительно сказывается на будущем тиражировании вашего творения.

Влияние громкости микса на восприятие слушателя было замечено еще в 60-х годах, когда более громкие фонограммы чаще остальных ставились не только на радио, но и в специальных музыкальных автоматах в барах и забегаловках. Видимо человек, по мановению  руки которого весь бар наполнялся очередной громкой мелодией, чувствовал себя  в самом эпицентре внимания и королем местячковой вечеринки… эдаким лихим диск-жокеем.

Правда состояла в том, что громкая запись воспринималась как более качественная. Все это давно вылилось в так называемую “войну громкости”, которая давно уже достигла своего апогея с приходом некоторых панк-групп а также дабстепа:

…и т.д.

Громкость микса стала навязчивой идеей, и в кругу звукоинженеров даже появилось такое специфическое выражение, как «битвы за громкость» (loudness wars).

Как закончить “войны громкостей” – дельное предложение.

Окей, но музыканту надо как-то выживать, когда вокруг ТАК ГРОМКО все булькает и громыхает. Поэтому давайте рассмотрим верного помошника в инструментарии Ableton Live, который позволит сделать микс на несколько децибел громче, а значит, наверстать результаты ваших конкурентов в “войне громкостей”.

Оружие номер один для такого рода битвы и есть лимитер, или, говоря по-русски, ограничитель:

Среди всех динамических процессоров Ableton Live Limiter — самый простой. Он всего лишь не даёт сигналу превысить определённый уровень, выставленный параметром Ceiling (потолок).

По традиционной терминологии звукоинженеров лимитером называют компрессор с соотношением «10:1» и выше, хотя обычно лимитеры, такие, как этот, имеют «бесконечное» соотношение, что означает, что сигнал никогда не превысит пороговый уровень. Такие лимитеры называют «брикволл-лимитер» (brickwall — кирпичная стена).

Лимитер не имеет регулятора Threshold (порог), так как его обязанности возложили на регулятор Ceiling. Если ваш потолок установлен на -1 дБ, и вы подаёте на вход сигнал, в котором нет пиков свыше -1 дБ, лимитер не будет иметь никакого эффекта.

Чтобы задействовать устройство, следует просто повышать уровень Gainдо тех пор, пока сигнал не начнёт выходить за пределы потолка. Измеритель подавления уровня (Gain Reduction meter) начнёт реагировать, и вы услышите, что общий уровень сигнала становится громче безо всякого намёка на клиппинг.

Продолжая увеличивать значение «гейна», вы заметите, что звук начинает искажаться, что в конечном счете приведёт к разрушению динамики всего сигнала, поэтому, если сомневаетесь, слушайте внимательно и действуйте осторожно.

Ручкой Release можно точно настроить восстановительные характеристики лимитера, но в большинстве случаев устройство прекрасно справляется с этим и в режиме Auto.

Параметр Lookahead имеет ту же функцию, что и обычный регулятор времени атаки. При низких его значениях лимитер реагирует на пики амплитуды быстрее, что в итоге даёт больший эффект сжатия, но в то же время может привести к искажениям.

Также важно выставить оптимальное значение параметра Gain. Чем больше вы накручиваете «гейн», тем больше теряется динамики и более искажённым становится звук.

Чтобы отыскать приемлемое значение, наденьте наушники и прибавляйте уровень «гейна», пока не услышите искажения; значит, необходимо вернуться чуть назад на тот уровень, где искажений нет.

Кнопку Stereo в большинстве случаев лучше не трогать, если только вы не хотите внести немного беспорядка в стереокартину вашей записи. В режиме Stereo амплитудный пик в каком-либо из каналов приведёт к понижению уровня в обоих, тем самым сохранив эффект стерео. Сменив режим на L/R, пики будут обрабатываться в каждом канале по отдельности.

Суровый аналоговый лимитер.

На чем именно применять лимитер? Вы можете применить его как на отдельных дорожках с целью убрать из амплитуды сигнала ненужные случайные “перегибы”, и “скачки”.

Особое внимание уделяйте тем дорожкам, сигнал на которых наиболее динамически изменчив – к таким дорожкам относятся дорожки с вокалом, ударными, перкуссией, гитарой. Не стоит перебарщивать с эффектом лимитера, однако самые громкие скачки амплитуды можно с успехом компрессировать, для того, чтобы в дальнейшем они не доставляли вам неприятностей.

Также лимитер будет полезен на мастер-шине. Но опять же – если его работа на мастер-шине во многом постоянна, это свидетельствует о том, что дорожки вашего микса обладают излишней совокупной громкостью. Лучше сделать их потише, чтобы на этапе мастеринга у мастер-инженера не возникло лишних проблем.

Окей, о лимитере пока что все. Надеюсь, информация в статье была полезной! Как бы там ни было – не забывайте делиться статьей с друзьями! Подымем уровень музыкальной грамотности вместе!

Источник: https://create-sound.ru/ableton-limiter/

Мастеринг в домашних условиях 101: как сделать микс громче, чище и убойней

Слово “мастеринг” многих отпугивает. На протяжении всей своей истории, профессиональный мастеринг всегда считался уделом только наиболее опытных и искушенных инженеров. Классический посыл – для того чтобы просто начать работать на этом поприще, необходимо, как минимум,  иметь идеально натренированный слух и профессионально оборудованное помещение.

Благодаря современным плагинам и программному обеспечению, теперь стало вполне возможно делать высококлассный мастеринг в домашних условиях.

Не смотря на то, что трек, отмастеренный за пределами профессиональной студии, никогда не будет столь же ликвидным и безупречным, как продукт, сделанный в студийных условиях, вы все же можете добиться отличных результатов делая эту работу дома и на имеющемся у вас оборудовании.

Если вы выпускаете важный альбом или сингл, я бы рекомендовал вам отправить ваш микс на мастеринг в профессиональную студию. Но если вы ограничены в средствах, работаете над демо-треками или вас поджимают сроки выполнения заказа, домашний мастеринг является идеальным решением.

Этапы мастеринга

Если вы думаете, что термин мастеринг относится только к обработке финального стерео-файла, полученного в результате сведения, вы ошибаетесь.  Мастеринг – гораздо более широкое понятие. Это технология окончательной доводки альбома или мини-альбома. Мастеринг-инженер последний, кто полностью проверяет всю работу, прежде чем она будет записана на диск или выпущена в другом формате.

Вам может даже придется ранжировать порядок треков в альбоме. Исполнитель, продюсер или компания звукозаписи могут иметь свое представление о том, какова должна быть очередность треков, но в ходе мастеринга альбома, вам необходимо выстраивать свою последовательность.

Посмотрите – не начинается ли альбом с излишне громкого резкого звука, или не выстраивается ли последовательность треков c нарастанием громкости. Расположите треки в порядке, который будет делать звучание альбома более привлекательным. Треки, звучащие в одном ключе, могут оказаться рядом друг с другом и обеспечивать плавность переходов в альбоме. Старайтесь всегда учитывать эти факторы.

После того, как вы определились с последовательностью, можно начинать обработку отдельных треков. Эта работа, в общем и целом, включает в себя шесть ключевых этапов: снижение уровня шума, хирургическая эквализация, компрессия, звуковая эквализация, лимитирование и дизеринг.

Вам также необходимо удостовериться, что в альбоме выстроена правильная совместимость между треками. Если какие-то песни были записаны или сведены разными инженерами, ваша задача заключается в том, чтобы при помощи эквализации и компрессии сделать их звучание схожим и связным.

После того, как обработка треков закончена и финальная проверка уровней звучания выполнена, можно приступать к экспорту треков.

Если вы записываете альбом на диск, нужно определиться с паузами между треками и сделать копию для Красной книги (Red Book CD), которая отсылается в издательскую компанию.

Это можно сделать с помощью специального программного обеспечения для мастеринга дисков, такого как WaveBurner.

Ранжирование треков  при помощи WaveBurner

Если вы просто публикуете треки в Интернете, вам необходимо перевести их в различные форматы. Ну и, наконец, еще одной задачей является изготовление версии трека с высоким разрешением, которая может понадобиться для будущих правок и повторного мастеринга.

Обработка стерео-файла

Рассматривая более детально этапы обработки, следует сказать что они отнюдь не подразумевают какой-то фиксированной последовательности, а иногда выполнение этих этапов в другом порядке дает даже лучшие результаты. Тем не менее, здесь я привожу последовательность, которую я использую чаще всего.

Снижение шума особенно важная операция при повторном мастеринге старых аналоговых записей. Фоновый шум, шипение, клики и щелчки должны быть удалены из микса – прежде, чем вы приступите к дальнейшей обработке. Специальные инструменты для удаления шумов, такие как iZotope RX5, идеально подходят для этой работы.

Удаление шумов при помощи RX 5

Хирургическая эквализация так же может применяться для удаления наиболее неприемлемых артефактов в звуке. Для среза ненужных субнизов (все что ниже 20 – 30 Гц) можно также использовать фильтры.

Применение хирургической эквализации при помощи линейно-фазового эквалайзера в Logic Pro X

Кроме того, компрессия используется для дополнительного  контроля избыточной громкости звука в треке. При помощи подстройки времени атаки, можно добавлять “кача” (медленная атака), или плотности (быстрая атака) звуку. 

Регулировка времени высвобождения (release time) может добавить объема (быстрый релис) или сделать звучание компрессированного сигнала более музыкальным (медленный релис). Использование нескольких компрессоров в цепочке, где каждый будет обеспечивать степень сжатия от 1 – до 3 дБ, является обычной практикой. 

Применение компрессии в Logic Pro X

Если вы хотите лучше контролировать отдельные частотные диапазоны микса, вы можете использовать многополосную компрессию. Например, если вам прислали на мастеринг трек, в котором хай-хет звучит слишком громко, вы можете поджать таким компрессором диапазон – в котором он находится, а не вырезать эту частоту эквалайзером.

Вы можете также использовать многополосную компрессию для уплотнения низкочастотной составляющей микса, не затрагивая при этом весь спектр частот.

Применение многополосной компрессии с Waves C6

Теперь, когда вы удалили из микса все ненужные элементы и поджали его компрессором, остается только произвести финальную эквализацию трека. Если в звучании микса прослушиваются слишком тяжелые низы или высокие, их звучание может корректироваться при помощи эквалайзера.

Трек должен звучать качественно на возможно большем количестве различных систем, и оптимальное звучание здесь достигается при помощи компромиссов. Для этих целей можно использовать любой эквалайзер.

Линейно-фазовые эквалайзеры отлично подходят для мастеринга и в меньшей степени способны вызывать фазовые конфликты – но это только в тех случаях, когда речь идет о внесении в микс небольших изменений. Аналоговые эквалайзеры, а также плагины, смоделированные по типу аналоговых эквалайзеров, также хорошо работают, придавая миксу определенный характер.

Добавление теплоты звучания при помощи эквалайзеров семейства Pultec

Затем, для увеличения уровня громкости применяется лимитер. Как уже было сказано, в цепочке может использоваться несколько лимитеров.

Применение качественного лимитера, имеет чрезвычайно важное значение для увеличения громкости трека. Опять же, можно применять несколько компрессоров в цепи.

Использование качественного лимитера является абсолютно критичным в мастеринге. Это тот этап, когда все может пойти нетак и микс может быть угроблен.

Обращайтесь осторожно с лимитерами, всегда отдавая  предпочтение музыкальному звучанию микса, а не уровню громкости.

Применение лимитера в Logic Pro X

Наконец, если вы работали в разрядности 24 бита или выше, трек необходимо перевести в 16 бит, с дизерингом для его дальнейшего экспорта.

Дизеринг должен применяться только один раз – в самом конце процесса мастеринга. Если вы не применяете дизеринг, а просто экспортируете трек с разрядностью 16 бит, в его звучании могут прослушиваться искажения. Выполнение понижающей битность конверсии с дизерингом является важным заключительным шагом.

Экспорт и дитеринг в Logic Pro X

Здесь описан, конечно же, только общий план различных технологий, используемых в мастеринге.

Существует большое количество инструментов и приемов, которые так же могут применяться, включая расширение стерео-базы, mid/side технология (отдельная обработка середины и боковых каналов – прим.

переводчика), и многое другое. Но для конкретно этого материала, я подробно остановился на этих шести операциях.

Оборудование для домашнего мастеринга

Все эти обработки могут делаться на вашей DAW (цифровой рабочей станции) – при помощи штатных и приобретенных плагинов.  Существует также множество специальных плагинов для мастеринга, применяемых для отдельных его этапов. 

Наиболее важным аспектом мастеринга является акустическое оборудование помещения.  Правильное решение этой проблемы улучшит звучание и упростит выполнение операций.  По возможности используйте звукопоглощающие панели в критических точка отражения звука, а также низкочастотные ловушки для контроля низов в помещении где вы работаете.

Используйте профессионально отмастеренные эталонные треки для правильного принятия решений в процессе работы. Постоянно сверяйте звучание вашего трека с эталонным. Вы так же можете проверять его звучание в наушниках и других стерео-системах, чтобы убедиться что он качественно звучит и на них.

Во второй части этой серии уроков по домашнему мастерингу я более детально коснусь темы динамической обработки звука.

Вы сможете визуально наблюдать за тем, как я произвожу gain staging (предварительную нормализацию треков – прим. переводчика), компрессию и лимитирование готового трека.

Затем, в третьей части, я буду подробно объяснять все, что связано с эквализацией и другими важными операциями.

Источник: https://music.tutsplus.com/ru/tutorials/home-mastering-101-how-to-make-your-mixes-louder-clearer-and-punchier–cms-26916

Подготовка подкаста/микса к публикации | DROP THE BASS – drum and bass, dubstep, trap, breaks, hardcore, bass music

Когда-то давно и точно звукоинженеры и продюссеры отметили для себя следующий факт – если рядовому слушателю дать прослушать две одинаковый записи он выберет ту, которая звучит громче.

Поэтому записать хороший микс это пол дела, нужно еще произвести над ним ряд операций для улучшения и уплотнения звучания, о чем собственно и статья. Некоторые могут подумать, что это тонкости и.т.д.

, но с помощью таких тонкостей и делается то, что называется Good Stuff =)

Чтобы все было красиво и наглядно, для сравнения (картинки и превью):

Dieb Audio Mix до обработки

Вы видите микс до обработки, сведенный в программе Ableton. Видно, что некоторые треки тише чем другие + имеет место значительное увеличение уровня сигнала в моменты сведения.

Обратите внимание, что уровни треков при сведении специально занижены (на -3дБ), чтобы сигнал даже в самые громкие моменты не превышал 0дБ.

Периодические участки с большей амплитудой это собственно и есть более громкие места, когда два трека сводятся, т.е. играют вместе.

Dieb Audio Mix Master

Думаю абсолютно ясно, что это тот же микс спустя некоторое время =) прошедший Wavelab и плагины. Видно что теперь все треки громче, перепады громкости между треками и в моменты сведения отсутствуют. Это самый настоящий Radio Version, плотный и громкий.

Наверняка вы слышали, что цель мастеринга – подготовка трека к записи на носитель, в данном случае это запись в формате mp3/192kbps/stereo.

Почему именно 192kbps? Нам кажется, что это битрейт имеет оптимальное соотношение размер/качество.

Размер очень важен! Те кто качают и слушают миксы вряд ли определят разницу между 320kbps и 192kbps, а размер и следовательно время затраченное на скачивание будет существенно отличаться =)

Что происходит в 32bit Wave при конверте в mp3 c низкими битрейтами? Если ответить на этот вопрос сразу станет ясно, что нужно делать при мастеринге. Суть в том, что при сжатии с потерями (в mp3 формат) трек теряет часть высоких частот – становится тусклее (можно посмотреть на каком либо анализаторе спектра, например на анализаторе Wavelab). Т.е.

понятно, что нужно компенсировать потерю высоких частот, для этого я с ходу могу предложить три варианта – EQ, Multiband, Exciter/Enhancer. Корректировка с помощью EQ понятно что не вариант, звучит такая обработка мягко говоря не естественно. Из оставшихся двух мы остановились на Multiband – т.е. на обработке с помощью многополосного компрессора.

Раньше мы использовали в цепочке материнга Linear Phase EQ (линейнофазовый эквалайзер) от Waves – LinEQ Lowband, чтобы начисто обрезать все инфранизы (от 25-30Гц). Но сейчас я сильно сомневаюсь в целесообразности этого действия.

Не так давно Implex задал интересный вопрос про разницу между обычными и линейнофазовыми эквалайзерами, с налету детально изучить вопрос не удалось, получается довольно объемная статья, но кое-какие выводы мы уже сделали.

Вот 2-е картинки которые показывают короткий импульс после обработки Waves LinEQ Lowband и FL EQ 2 :

Это Waves LinEQ Lowband

Это “фруктовый” parametric EQ 2

И что мы видим? Крутой вэйвсовый линейнофазовый эквалайзер дает осцилляции =) – синусоиды расположенные по бокам импульса, т.е. сигнал размывается, а на слух это вообще ужасно, напоминает флэнджер. Поэтому я думаю, что не стоит применять его для мастеринга миксов, хотя могу и ошибатся, пробуйте, слушайте.

Далее в цепочке мастера идет Waves C4 – многополосный компрессор. Ниже показанно как примерно должна выглядить его настройка, чтобы компенсировать потери высоких частот. Не стоит воспринимать это буквально и копировать по циферкам, я накрутил это просто чтобы показать в каком направлении работать.

Примерные настройки компрессора Waves C4

После того как вы настроили многополосник, микс уже должен звучать намного лучше, чем при нажатой кнопке bypass (отключить все обработки). Перед компрессором можно воспользоваться эксайтером, например который есть в плагине Ozone (все остальное что там есть лучше отключить), но совсем немножко, чтобы было на грани ощущений. И еще момент, не повышайте громкость на этом этапе!

Крутые мастер инженеры так же советуют дополнительно прожать микс компрессором, с низким порогом и малым коэффициэнтом компрессии (фигурируют цифры до 1.15 – 1.25), чтобы выйграть лишний децибел. Для такой обработки отлично подойдет специализированный компрессор – Voxengo Polysquasher.

Компрессия с помощью Polysquasher

Вот например таким образом. Обратите внимание на крутилку Side HP – это фильтр обрезающий сигнал подающийся на канал управления, т.е. в данном случае компрессор будет реагировать только на сигнал начиная со 120 Гц, это сделанно чтобы избежать эффекта “накачивания”, особенно заметного при таких настройках, когда при ударе bass drum “проваливается” (идет компрессия) весь микс.

Осталось только вставить лимитер, и послушать микс до и после, изменения должны быть естественно в лучшую сторону. Главное не увлекаться слишком сильно, повторяю везде нужна умеренность, экстремальные настройки приборов при мастеринге вообще недопустимы.

L2 Limiter

Обратите внимание Out Ceiling на -0.2, это стандарт, рекомендован чтобы гарантировать отсутствие клипов после рендера (дело в том что вроде как подмешивается слабый шум дизеринга, который компенсирует шумы квантования при понижении разрядности, это дикая математика, подробнее как обычно тут).

Затем не забудьте установить параметы модуля IDR : quantize – 16 бит, dither – type1, noise shaping – ultra. И осталось только подобрать порог (threshold) таким образом, чтобы RMS микса не опускался ниже -10 дБ (для микса это нормально).

Теперь еще раз сравните то что было и то что получилось, результат должен вас поразить =)

P.S. Это относится только к подготовке именно микса к публикации, к мастерингу треков данная статья не имеет никакого отношения.

(c) Etiket Weblog

Источник: https://dropthebass.ru/articles/69/podgotovka-podkastamiksa-k-publikacii

Ableton Live: основы создания микса

Итак, продолжим учиться азам замечательной программы Ableton Live. В этой статье попробуем рассмотреть общие моменты, которые надо учитывать при составлении промо-микса в программе.

Для начала нам необходимо запастись необходимым количеством музыкального материала.

В зависимости от конечной длины микса, которую мы хотим получить, следует учитывать, что в электронике полная версия трека предусматривает вступительную и заключительную часть, которые призваны облегчить нам задачу по сведению всего этого добра в единое целое.

Однако, как правило, эти части представляют из себя просто бит и больше никакой нагрузки не несут. Таким образом, надо учесть, что от общей длительности трека придется отбросить где-то полторы-две минуты в зависимости от стиля сведения.

Если вы планируете в основном сводить с промиксовочной части на промиксовочную часть, то у вас теряется около полутора минут от трека. Если вы сводите «с мяса на мясо», то еще больше. Все расчеты приведены здесь, конечно, для музыки с ровным битом.

Затем, всю отобранную музыку необходимо подготовить, т.е. расставить маркеры и сохранить их разметку. Подробно о том, как это делается было описано в моем блоге здесь. Обратите внимание, что качественная разметка поможет вам избежать кучи лишнего геморроя в дальнейшем.

Теперь определимся с порядком расстановки. Это все дело лично и никакими советами тут разбрасываться на эту тему не буду.

Также сразу оговорю, что существует несколько способов и самого сведения в Live, ниже собраны только самые общие черты процесса.

После того, как подготовительный этап завершен, переходим к самому процессу работы. Запускаем Ableton Live.

На начальном этапе в окошке программы ничего нет:

Мы видим одну аудио дорожку и одну миди. Нам надо перейти в режим Arrangement View, для этого нажмите на кнопку с тремя горизонтальными линиями в правом верхнем углу.

Нам потребуется как минимум две аудио дорожки. Удаляем миди, для чего выделяем ее и нажимаем Delete. Кликаем на свободном месте под первым треком и нажимаем Ctrl+T.

Устанавливаем общий темп микса на уровне, например, 130 BPM. Затем берем первый наш трек и перетаскиваем его в начало первой дорожки.

Затем перетаскиваем второй трек, и размещаем его дорожкой ниже и перемещаем, чтобы переместить его начало туда, где оно должно быть по нашему плану. При этом, конечно, трек можно нужным образом обрезать и подкорректировать (например, вставить лупы и т.п.).

Теперь нам надо поработать частотами и выровнять уровни громкости треков. Вы, конечно, заметили стрелочки под названиями дорожек. Это – часть механизма автоматизации Ableton Live. Займемся громкостью. Нажмем на стрелочку и выберем «Mixer». Это означает, что сейчас мы сможем выбрать те параметры, которые относятся к микшеру в поле ниже, которое стало активно. Здесь есть:

  • Speaker On – включение / отключение канала Track Panning – баланс канала Track Volume – громкость канала X-Fade Assign – положение кроссфейдера A-Return – громкость посыла в шину A
  • B-Return – громкость посыла в шину B

Можете их все покрутить, попробовать J. Кликните два раза на прямой, появится точка. Перемещая ее вверх-вниз и влево-вправо можно установить значение параметра в данный момент времени. После того, как все поломали, сбросьте все параметры в положение по умолчанию. Для это кликните правой кнопкой мыши на блоке автоматизации и выберите «Clear All Envelopes On Mixer».

Для того, чтобы выровнять громкость, нам необходимо выбрать параметр Track Volume и нажать на плюсик под его названием. Так мы добавим дополнительную дорожку, где можно будет всегда контролировать несколько параметров, не мучаясь с переключением между ними. Должно получиться что-то вроде этого:

Мы будем для удобства считать, что громкость первого трека в миксе у нас базовая для все микса. Отрегулируем уровень второго канала поднимая и опуская всю линию (точку ставить не нужно).

Теперь перетащим на панель эффектов для обоих каналов и мастера девайс под названием EQ Three, который представляет из себя ни что иное, как обыкновенный трехполосный эквалайзер, аналогичный тому, что применяется в большинстве железных диджейских микшеров. Вот он:

Теперь в списке девайсов, доступных для автоматизации, кроме Mixer появился везде и EQ Three. Выбираем его. Параметров у этого устройства довольно много, но в подавляющем большинстве случаев потребуется нам только GainLo, GainMid И GainHi. Поочередно выбираем их и добавляем.

Рекомендую, чтобы не путаться дольше, добавлять в такой последовательности, чтобы высокие частоты оказались сверху, средние в середине, а низкие – внизу. Высоту дорожек можно уменьшить простым перетаскиванием границ, чтобы разместить их на экране более удобно.

Получится как-то вот так:

  1. Теперь можно начинать регулировать сами параметры на новом и уходящем треках. Тут уж на вкус, на цвет и на опыт 😉

Теперь добавляем на первую дорожку третий трек и совершаем аналогичные действия, но не забываем, что некоторые значения параметров сохранились еще с первого трека. Так что все изменения контролируем внимательно.

После того, как мы собрали задуманное в общих чертах, можно поразвлекаться с эффектами и прочим, добавляя их на ту же панель, что и эквалайзер.

Важный момент – сам эквалайзер должен, как прибор уже окончательной обработки (если, конечно, вы не добавляли компрессоров или еще чего-то), желательно размещать максимально справа, так как обработка сигнала в этом псевдорэке идет слева направо.

Также можно воспользоваться разного рода «умными» эффектами, которые, в принципе, сильно могут помочь в работе с EQ и прочим. Например, обратите внимание на «умный микшер» от Belvario (статью по ссылке когда-нибудь переведу, просто времени сейчас не хватает на все дела одновременно).

После того, как получен готовый микс, который вас устраивает, самое время его экспортировать и поделиться с окружающими. Для этого ставим курсор в позицию 1.1.1, выбираем File > Export Audio/Video. В новом окне ставим настройки:

В принципе, Normalize можно и включить, но если микс собран аккуратно и все параметры были правильно выставлены, то нужды в нем нет никакой, а вот некоторые неожиданности он преподнести вполне может. Далее выбираем, куда сохраним файл, и ждем. Все – микс готов.

Конечно, здесь было только сведение, применять можно и нужно и другие фишки: будь то использование готовых семплов, отдельные дорожки с софтсинтами и прочее. Простор для творчества практически безграничен, именно за это AL и любят тысячи людей по всему миру.

В этой заметке не рассмотрены многие хитрости, которые можно применять в программе.

Ее основное назначение – дать общую информацию о подготовке микса именно новичкам, которым бывает сложно перелопатить горы англоязычной информации, а интерфейс Ableton Live повергает в шок.

Надеюсь, что им будет полезно почитать такой вот экспресс-обзор (назвать его полноценным язык не поворачивается, так как тут нужно уже книгу писать).

Источник: https://alexesin.livejournal.com/10957.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector