Зигмунд фрейд о природе художественного творчества

Зигмунд Фрейд о природе художественного творчества

Когда человек не может что-то сделать в жизни, он делает это во сне. Сон ― это олицетворение наших нереализованных желаний. Художник похож на спящего человека. Только он выполняет свои желания наяву, воссоздавая их в своих произведениях. Когда Фрейд писал о природе художественного творчества, он особое внимание уделял изучению личности художника.

Ученый сравнивал художников с неврастениками и детьми. Художник, также как и невротик, пытается уйти от реальности в свой мир: в мир грез и желаний.

Там художник – маэстро. Он мастер, который создает свои шедевры. Именно в произведениях кроются его скрытые нереализованные мечты. В отличие от многих взрослых людей, художник не стыдится их выставлять напоказ.

Говоря о творчестве, Фрейд отдельное внимание уделил литературе. Он считал, что в центре внимания писателя лежит он сам, точнее его автопортрет в литературном произведении. И именно поэтому главному герою уделяется больше времени, чем всем остальным.

Почему Фрейд в своих мыслях о художественном творчестве утверждал, что художник похож на ребенка? Ответ прост: эмоциональные переживания пробуждают в авторе воспоминания из детства. Именно этот период – первоисточник нынешних желаний, которые и олицетворяются в произведениях.

Зигмунд Фрейд о природе художественного творчества

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Автор в произведениях удовлетворяет своих детские желания, которые не получилось осуществить в реальной жизни. Искусство – отличный способ психотерапии для художника. Многие авторы, например Александр Солженицын или Гоголь, утверждали, что именно искусство позволило им избавиться от депрессии и дурных влечений.

Искусство полезно не только для авторов, но и для публики. Просмотр картин и фильмов, прослушивание музыки, а также чтение новых литературных произведений – эти действия снижают психологическое напряжение и способствуют разрядке эмоций.

Существует даже такой метод психотерапии – библиотерапия. Это скорее подготовительный этап, в процессе которого пациент прочитывает книги, подобранные на основании его проблемы.

Что получает автор, когда его произведение пользуется популярностью? Деньги, любовь и славу – именно то, что он и хотел.

Что получает человек, которые вникает в какое-либо произведение? В первую очередь чувство наслаждения. Он на время забывает о своих проблемах и трудностях. Человек погружается в легкий наркоз.

За всё своё существование, он может прожить тысячи жизней: жизни полюбившихся ему литературных героев.

Сублимация – это перенаправление сексуальной энергии в творческое русло. Такое явление хорошо знакомо большинству людей. Вспомните, как легко дается написание стихов, песен или картин, когда мы влюблены? При этом не важно, счастливая это любовь или нет.

Еще один пример сублимации можно найти в жизни Пушкина. Пред свадьбой с Натальей Гончаровой, он был вынужден 3 месяца провести взаперти из-за холерных карантинов. Ему пришлось перенаправить свою либидную энергию на творчество. Именно в этот период времени был завершен «Евгений Онегин», написаны «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/zigmund-frejd-o-prirode-xudozhestvennogo-tvorchestva-muzykalnyj-klass-2

Vikent – Фрейд Зигмунд

Основатель психоанализа, 11 раз выдвигался на Нобелевскую премию, но не получил её.

В 1896 году Зигмунда Фрейда исключили из Венского медицинского общества – за утверждения о том, что в основе психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью…

3игмунд Фрейд о себе (из писем к невесте): «… Неужели правда, что внешне я выгляжу симпатичным? Откровенно говоря, мне кажется, что во мне есть нечто необычное, может быть, даже странное. Это, наверное, потому, что в молодости я был слишком серьёзен, а в зрелые годы неспокоен.

Было время, когда во мне говорили только любознательность и честолюбие. Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. С тех пор, давно, знаю, что я – не гений, и сам не понимаю, почему так хочется стать им.

Быть может, я даже не очень одарён. Однако некоторые особенности моей личности, черты характера предопределили способность к работе. Так что мои успехи объясняются отнюдь не выдающимся интеллектом.

Но я уверен, что такое сочетание свойств и качеств весьма плодотворно для медленного восхождения к истине».

Зигмунд Фрейд, Письма к невесте, М., «Московский рабочий», 1994 г., с. 131-132.

Постепенно идеи Зигмунда Фрейда захватили умы интеллектуалов, начал формироваться круг учеников, которые в 1902 году образовали Венский психоаналитический кружок, через 6 лет трансформировавшийся в Венское психоаналитическое общество.

«Фрейд объяснял искусство, науку и вообще культуру как вытеснение инстинктивной жизни и последующее более или менее успешное превращение половой энергии в творческие работы. Объективная оценка и критика искусства уступают место патографическим анализам, подобным тому, который он провёл в отношении Леонардо.


Фрейд занимался умозрительными построениями вплоть до самой смерти. В 1939 году, в возрасте 83 лет, он опубликовал свою последнюю книгу «Моисей и единобожие». В этой книге Фрейд утверждал, что Моисей был египтянином, а не евреем и что он был прообразом отца, убитого племенами Израиля.

В связи с угрызениями совести из-за этого деяния он позже был обожествлён и стал единым богом иудаизма.

По словам  Фрейда,  таково  происхождение  единобожия. Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил ещё 43 года сначала на разработку психоанализа, а затем на развитие своей метапсихологии и на применение её к «человеческому роду».

В течение этих лет он привлёк на свою сторону многих последователей, хотя в то же самое время немало учёных изменило ему. Главными отступниками были Альфред Адлер и Карл Юнг, которые откололись от него и создали свои собственные версии этой теории.

Но в последние годы жизни Фрейда движение психоанализа фактически охватило весь мир, и Фрейд управлял им с догматической ревностью.
Фрейд жил в венском гетто – Леопольдштадте – с четырёх лет, сначала в бедности, а потом с относительным буржуазным комфортом.

В последние годы жизни он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе и обучению психоаналитиков. В течение последних пятнадцати лет жизни он страдал от рака полости рта; заражения гортани удалось не допустить только в результате ряда операций.

В 1938 году, незадолго до смерти Фрейда, в Австрию вторглись нацисты. Они конфисковали всё его имущество, его издательство и библиотеку. Самым серьёзным было то, что у него отняли паспорт. Он стал узником Гитлера в гетто. Международное психоаналитическое общество стало хлопотать об его освобождении.

За него потребовали выкуп; одна из его пациенток и  последовательниц, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Англию, где он провёл последний год своей жизни. Его четыре сестры, оставшиеся в Вене, были умерщвлены в нацистских газовых печах.

23 сентября 1939 года Фрейд умер».

Гарри Уэллс, Павлов и Фрейд, М., «Издательство иностранной литературы», 1959 г., с. 317-318.

Строго говоря, Зигмунд Фрейд и не претендовал на приоритет в открытии бессознательного. На юбилейном заседании, посвященном его 70-летию, в ответ на восторженные речи своих почитателей он заметил: «Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого бессознательное может быть изучено».

Lionel Trilling, The Liberal Imagination: essays on literature and society, New York, 1950, p. 34.

Работа Зигмунда Фрейда: «Леонардо да Винчи», вышедшая в 1910 году, была первой психоаналитической биографией творческой личности.

Три главных достижения Зигмунда  Фрейда:

«Первое. После его работ стало ясно, что неосознаваемые структуры образуют особый онтологический пласт психики и пласт, доступный научному анализу. Именно здесь – объективная в указанном выше смысле психологическая реальность.

Второе. Дав своё описание этих структур, З. Фрейд впервые построил единую, внутренне взаимосвязанную картину психики, как Ньютон построил картину физического мира.

Третье. Фрейдовская картина психики была совершенно новой и необычной. Искусство и литература описывали «внутреннего человека», «человека в человеке» – описывали на своём человечьем языке. Наука описывала «машину в человеке» (рефлекторную машину,  ассоциативную машину и т.д.

) – описывала на строгом, логически-непротиворечивом машинном языке. Фрейд взорвал стены между первым и вторым. Он постарался строго, на научном языке описать «внутреннего человека», описать не мёртвую, а «горячую» психологическую реальность.

Для этого он создал новый, особый язык – язык психоанализа».

Радзиховский Л.А., Теория Фрейда: смена установки, журнал «Вопросы психологии», 1988 г., N 6, с. 103-104.

«С 1897 г. Фрейд пять раз проходил самоанализ (по мнению первого биографа Эрнста Джонса, этот самоанализ длился жизнь). С 1902 г.

формируется первый отряд его непосредственных учеников, психоаналитиков первого поколения, которые проходили учебный анализ у самого Фрейда (с тех пор было принято условие, что психоаналитик только тогда может перейти к пpaктике, когда сам пройдёт дидактический психоанализ). Это условие неукоснительно выполняется до наших дней».

Руднев В.П.,  Фрейд и эволюция психоанализа, в Сб.: Классика и классики в социальном и гуманитарном знании / Отв. ред. И.М. Савельева, А.В. Полетаев, М., «Новое литературное обозрение», 2009 г., с. 238.

«В 1938 году греческая принцесса Мари Бонапарт, близкая знакомая и бывшая пациентка Фрейда, спасла его от верной гибели, заплатив нацистскому правительству выкуп в размере двадцати тысяч фунтов стерлингов. Последние годы он прожил в Лондоне».

Гармаш Л., Лу Саломе сама свидетельствующая о себе и о своей жизни, Челябинск, «Урал LTD», 2000 г., с. 259.

Дочь, помощница и продолжательница идей – Анна Фрейд.

Оценка научных работ Зигмунда Фрейда И.П. Павловым.

  • Критика психоанализа Зигмунда Фрейда Гансом Айзенком.
  • Зигмунд Фрейд о природе художественного творчестваНаши правила обсуждения видео на YouTube

Источник: https://vikent.ru/author/107/

Эстетические идеи в теории З. Фрейда. Проблемы творческой деятельности

Зигмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud, МФА (нем.) [ˈziːkmʊnt ˈfʁɔʏt]; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе.

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.Этот исследователь был прежде всего психологом. Эстетики как науки о категориях, взаимоотношении видов искусства, художественном методе, стиле, содержании и форме у него не было. Его исследования искусства направлялись и ограничивались потребностями его психологической теории.

Фрейд считал искусство выражением внутреннего мира неудовлетворенного человека, приписывая ему в качестве основного критерия принцип удовольствия, целиком ориентированный на внутренние стремления и потребности. Прежде всего искусство снимает неудовлетворенность сексуальных и агрессивных желаний.

Создатель психоанализа представляет искусство не только как утопическое, идеализированное, упорядоченное бытие, равное «естеству» человека, но он считает, что искусство способно это «естество» очеловечить, окультурить. Искусство – это особый способ рационализации влечений, один из видов сублимации, замещения бессознательных влечений более высокими формами сознания.

Художник по Фрейду отличается от обычного человека силой инстинктивных влечений, которые не могут быть полностью удовлетворены практической действительностью.

Поэтому он обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену непосредственному удовлетворению сексуальных желаний.

Художник благодаря высокоразвитой способности к сублимации превращает свои неудовлетворенные желания в цели, достижимые на путях душевной деятельности.

Психоаналитический метод используется Фрейдом и при анализе специфических особенностей художественного творчества и проблематики искусства.

Здесь он также отталкивается от первоначально выдвинутых им постулатов, и прежде всего от идеи “эдипова комплекса”, в котором, по Фрейду, исторически “совпадает начало религии, нравственности, общественности и, искусства”.

Читайте также:  Как делать электронную музыку?

Истоки искусства усматриваются им в фантазии, при помощи которой сыновья, отказавшиеся от своих намерений стать заместителями отца в реальной жизни, ставят себя на его место в воображении, пытаясь таким образом удовлетворить свои бессознательные влечения.

Итак, фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию. художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.

Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке “языка” бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства.

Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов “реальности” и “удовольствия” путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов.

Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов.

В психике художника это достигается путем его творческого самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой художественной деятельности. По своему смыслу такая терапия напоминает “катарсис” Аристотеля. Но если у последнего средством духовного очищения выступает только трагедия, то основатель психоанализа видит в этом специфику всего искусства.

Основной функцией искусства он ошибочно считает компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей.

Да не только художника, но и воспринимающих искусство людей, поскольку в процессе приобщения к красоте художественных произведений они оказываются вовлеченными в иллюзорное удовлетворение своих бессознательных желаний, тщательно скрываемых и от окружающих, и от самих себя. Искусство несомненно включает функцию компенсации.

Компенсирующая функция искусства в определенных условиях может даже выдвинуться на передний план, как это нередко случается в современной буржуазной культуре, духовные продукты которой предназначены для примирения человека с социальной действительностью, что достигается путем отвлечения его от повседневных забот, реальных проблем жизни. И все же компенсация – не основная и тем более не единственная функция искусства.

Обращаясь к проблематике искусства, Фрейд стремится раскрыть сущность художественного, и прежде всего поэтического, творчества.

Фрейд не рассматривает взаимоотношения между сознанием и бессознательным в процессе творческого акта.

Созданную им абстрактную схему отношений между сознанием и бессознательным Фрейд автоматически переносит на конкретные виды человеческой деятельности – на научную, художественную, сексуальную, повседневную поведенческую деятельность. При этом специфические особенности каждого из этих видов человеческой деятельности остаются не выявленными.

Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с “расшифровкой” бессознательных мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника.

Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и “расшифровкой” языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то по крайней мере наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуально-личностной деятельности творцов и героев этих произведений.

Наряду с широкой популярностью идей Фрейда на Западе, его психоаналитические взгляды на сущность художественного творчества вызвали внутренний протест и критические возражения у реалистически настроенной интеллигенции.

Многим из них претила не только та сексуальная подоплека, которую основатель психоанализа всегда пытался отыскать в творчестве художника, но и та тенденция исследования художественного творчества, согласно которой исключительная роль в этом процессе отводится бессознательным влечениям человека, а сознательные мотивы в творчестве не учитываются.

С этих позиций фрейдовские взгляды на искусство были подвергнуты справедливой критике не только в марксистской, но и в прогрессивной буржуазной эстетической и искусствоведческой мысли.

Вместе с тем некоторые общетеоретические идеи Фрейда, и прежде всего те, которые касаются психологического воздействия произведений искусства на человека, индивидуально-личностной стороны художественной деятельности, психологии художника, зрителя и искусства в целом, были восприняты многими представителями художественной интеллигенции Запада.

Если учесть, что основатель психоанализа в своих теоретических работах выступал в роли непримиримого критика лицемерия буржуазной морали, религиозных иллюзий, буржуазных общественных устоев и капиталистической цивилизации в целом, то становится понятным, почему некоторые его психоаналитические концепции, включая и теоретические положения о психологии искусства, оказали столь большое влияние на формирование духовной и интеллектуальной атмосферы в определенных кругах буржуазного общества.

Учение про архетипы К.Юнга.

Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.

Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности.

Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции).

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды.

Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом… представленным в потенции с самого рождения».

И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа.

Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам.

Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами.

В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду.

Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества.

Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Архетип (от греч.

Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.

Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина. Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей.

Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Источник: https://cyberpedia.su/6xa16c.html

3. Сущность искусства, с точки зрения Фрейда

И в жизни отдельного человека, и в истории
человечества происходит постоянная

борьба «Я» и «ОНО», сознательного и
биологического начала.

«Я», сознание, контролирует «ОНО»,
осуществляет над ним постоянную цензуру.
Однако вытесненные влечения, «комплекс
Эдипа», продолжают существовать, все
время стремятся вырваться наружу.

Цензура сознания закрывает прямыепути. Тогда «ОНО» проникает путем
обходным. Оно маскируется, принимает
различные символические формы, маски
и т.д. Существуют разные обходные пути,
по которым бессознательное начало
проникает наружу.

А) Во-первых, в сновидениях. Фрейд
написал об этом специальную книгу
«Толкование сновидений» (1900). Сновидение
представляет собой скрытое осуществление
подавленного, вытесненного желания.
Сны растолковываются как своего рода
ребусы, в которых за определенными
символами скрываются сексуальные и
прежде всего инцестуозные (кровосмесительные)
влечения, комплекс Эдипа.

Б) Второй путь осуществления бессознательных
влечений – фантазия, в которой эти
влечения тоже осуществляются в
замаскированной форме.

В) И, наконец, наиболее полное и совершенное
выражение вырвавшегося из-под контроля
сознания «ОНО» находит в искусстве,
в художественной деятельности.

Художественная деятельность – это
сублимация (переключение) энергии
сексуально-бессознательного в творческую
деятельность. А художественные образы
– замаскированное проявление Эдипова
комплекса. Это разные формы его
осуществления.

Быть художником означает
для Фрейда способность лучше большинства
других людей осознавать собственные
конфликты, скрытые стороны души, свои
особенности, достоинства и недостатки.
Художник способен преодолеть автоматизм
бездумного существования, почувствовать
острее и раньше других болезни,
эмоциональные конфликты общества.

В
знании психологии художники оставили далеко позади себя людей обыкновенных,
и художник помогает нам проникнуть в
глубины нашей души с большим успехом и
раньше любой научной теории.

Если же напор энергии бессознательного
не находит выхода в фантазии или
творческой деятельности, то для субъекта
дело может окончиться печально: душевной
болезнью, неврозом, психопатологией.

Из такого понимания сущности искусства
следует:

  • вполне определенный взгляд на вопрос о сущности и роли искусства в обществе. Функции искусства – терапевтические, даже профилактические. Они сводятся к изживанию или временному ослаблению напора сексуальных и агрессивных инстинктов на сознание человека, на ослабление таких инстинктов и у художника, и у его читателей или зрителей. В «Будущем одной иллюзии» Фрейд утверждает: «Искусство дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым, как ничто другое, примиряет с принесенными им жертвами. Кроме того, художественные создания, давая повод к совместному переживанию высоко ценимых ощущений, вызывает чувства идентификации, в которых так остро нуждается всякий культурный круг; они служат также и нарциссическому удовлетворению, когда изображают достижения данной культуры, впечатляющим образом напоминают о ее идеалах»3;
  • отсюда основная задача критики, «литературоведческого» анализа – найти, раскрыть, обнаружить в произведениях литературы и живописи Эдипов комплекс под маской художественных образов. Отто Ранк, лучший ученик Фрейда, в книге «Инцестуозный мотив в мировой поэзии» везде и всюду запросто открывает Эдипов комплекс.
  • Труды самого Фрейда посвящены анализу остроумия, фантазирования, разного рода оговорок, сновидений и художественных произведений.

Фрейд любил искусство и не мог обойти
его, а также процесс художественного
творчества, но подходил к искусству
прежде всего как психолог: он скромно
признавал, что красота недоступна
психоаналитическому методу Его сферой
была сфера содержания и расшифровка
бессознательных символов, содержащихся
в нем.

Правда, в исследованиях проблем,
связанных с остроумием, Фрейд дает
блестящий пример анализа и техникиостроумия, т.е. вопросов формы комического.
Он проводит сравнение сновидения и
остроумия и приходит к выводу, что
сновидение преимущественно служит
сокращению неудовольствия, остроумие
– приобретению удовольствия.

4Тем не менее во взглядах на искусство
Фрейд был вполне традиционен. Когда
новейшие течения модернизма ХХ века:
экспрессионизм, сюрреализм и др. объявили
его своим предтечей и своим знаменем,
он резко отверг эти притязания.

Впрочем,
он оказался близок модернизму своей
критикой современной культуры, своим
обсуждением табуированных ранее тем
(роль сексуальности, душевного подполья
и т.п.), несмотря на свои определенно
консервативные, «викторианские» вкусы.

Труды самого Фрейда по искусству впечатляют умением Фрейда из ограниченной
информации сделать немало оригинальных
и в рамках его логики аргументированных
выводов. Наиболее известен очерк о
великом художнике и ученом Возрождения
– Леонардо да Винчи.

По Фрейду, Леонардо
да Винчи стал художником вследствие наличия у него ярко выраженного эдипова
комплекса, гомосексуальной склонности
и ряда др. характеристик его личности
и творчества. Стимулом к художественной
деятельности у него была сублимация сексуальных чувств к матери: ее образ
открывает Леонардо да Винчи в «Джоконде»,
«Св.

Анне» и др. женских образах художника.
В улыбке Джоконды, полагает Фрейд,
запечатлены сдержанность и обольстительность,
то есть то, что, согласно «Эдипову
комплексу», составляет тайну отношений между сыном (в данном случае самим
Леонардо) и матерью.

Тот же Эдипов
комплекс (только уже в отношениях между
сыновьями и отцом) видит Леонардо в
«Братьях Карамазовых» Достоевского и
раскрывает его в статье «Достоевский
и отцеубийство».

Конечно, это дополняет круг наших знаний
о художниках, но мало что проявляет в
их талантах.

Ведь психологические
ситуации Леонардо, Достоевского или
Гете далеко не уникальны, в мире немало
людей, избалованных в детстве или
покинутых своими отцами, достаточно
много гомосексуалистов и эпилептиков,
которые не преодолели своей ординарности.

Что же сделало Леонардо художественным
гением, Достоевского и Гете – великими
писателями? Здесь исследования Фрейда
мало в чем нам помогают, впрочем, мы уже
говорили о его достаточной скромности
в оценке своих работ по проблемам
искусства.

В1933 г. в предисловии к работе французской
исследовательницы М.

Бонапарт, попытавшейся
дать психоаналитическую интерпретацию
творчества Эдгара По, Фрейд сам признал,
что «психоаналитическое исследование
не в состоянии объяснить гений поэта»
5,
так же как сам в работе о Леонардо открыто
и честно признал, что «психоанализу
недоступна и сущность художественного
творчества»6.

На самом деле, если пресловутым «либидо»
можно было бы объяснить все в искусстве,
искусствоведам и литературоведам
пришлось бы переквалифицироваться в
психоаналитиков, а свои дисциплины
закрыть.

А вот некоторым приверженцам
психоанализа такой сдержанности, как
у основоположника учения, не хватало,
их исследования страдали редукционизмом,
сводили эстетические и искусствоведческие
проблемы к психологическим. Не случайно
Герман Гессе, высоко ценивший Фрейда,
написал критическую статью «Психология
недоучек»7,
посвященную такого рода исследованиям,
о некоторых из которых мы поговорим в
следующем разделе.

Источник: https://studfile.net/preview/2554498/page:2/

Зигмунд Фрейд: оспариваемый наукой — принятый искусством

Около десяти лет назад Американская психологическая ассоциация отмечала, что психоанализ, «отживший и мертвый» с точки зрения университетских факультетов психологии, все еще широко практикуется в обществе.

В мире науки идеи Зигмунда Фрейда сегодня, скорее, отвергают, в то же время он продолжает оказывать сильнейшее влияние на искусство. За 30 лет существования Музея Фрейда в Лондоне он подтолкнул самых разных художников к изучению трудов и биографии этого человека.

Чем же объяснить неизменное восхищение Фрейдом со стороны мира искусства? Два университетских преподавателя и один художник объясняют его феномен. 

Марк Эдмундсон Профессор, преподаватель английского языка в Виргинском университете, автор книги «Смерть Зигмунда Фрейда: Фашизм, психоанализ и подъем фундаментализма»

Фрейд и искусство — тема неисчерпаемая. Этот человек сам был в какой-то степени художником. Он писал блистательные, вызывающие споры очерки, живые и изобретательные. Концептуальный поэт, но не такой, как Уильям Блейк.

Фрейд воспевал навязчивые идеи, влечение к смерти, феномен переноса, первобытную орду, сублимацию, эрос и авторитарность. Его аналитические способности были безграничны или порой таковыми казались. Краткий очерк О нарциссизме говорит о любви больше, чем произведения многих поэтов, воспевающих это чувство.

Он был так же плодовит, как любой художник, и так же дерзок, как почти все из них.

Фрейд был одарен богатым воображением, но не испытывал уважения к тому, что многие считают источником воображения. Он говорил, что сны не сообщают нам ничего нового. В них сочетается материал предыдущего дня (остатки дня) и вытесненное в подсознание прошлое.

Детство — это не пора безмятежного счастья, которое мы восстанавливаем в памяти, чтобы черпать в нем вдохновение для настоящего. Дети несчастны: они не могут иметь то, что больше всего желают. Природа для Фрейда — это не полный красоты тихий мир, не источник спокойного вдохновения.

Природа является тем, что она есть по Дарвину: в ней царят суровые порядки, правит агрессия, особенно между людьми, у которых души не больше, чем у львов и волков.

Тогда зачем творят художники? Фрейд нашел ответ. Они творят ради славы, богатства и любви прекрасных женщин и мужчин.

И ради этого Мильтон написал Потерянный рай? Ради этого наша современница, уединившись, создает шестой вариант своего романа? Что такое художественное произведение для Фрейда? Это осуществление тайных и подсознательных желаний при минимальном соблюдении достоинства, дистанцирующего эти желания с помощью формы.

Фрейд — художник. Фрейд любит искусство. Фрейд отзывается на искусство с глубоким отвращением. Если задуматься, то Фрейд — это нечто вроде космоса. Что удивляться тому, что в «космосе Фрейда» бесконечное множество составляющих?

Джош Коэн Профессор, преподаватель английского языка в Голдсмитс, Университет Лондона, психоаналитик

Презрительное неприятие психоанализа академической психологией, претендующей на звание естественной науки, и непреходящее значение Фрейда для искусства и гуманитарных наук — две стороны одной медали.

Хотя Фрейд всегда описывал себя, безусловно, как человека науки, строя свои психологические теории на прочном основании из клинических данных, он понимал, что подсознание — главный предмет его исследований — было силой, уничтожавшей все притязания на их научность.

В своем большом очерке Жуткое он говорит о психоанализе как о процессе мышления, которое само становится жутким, имея в виду, что эта наука не столько навязывает свои концепции подсознанию, сколько испытывает его влияние.

Подсознание обеспечивает человеку возможность переступать любые законы, критерии и принципы, которые он обязан соблюдать. В этом, я утверждаю, его родство с искусством и его привлекательность для якобы менее «точных» гуманитарных наук.

Психоанализ выступает от имени более широкого понятия науки, имеющей свои собственные границы, он признает, что непонятное и странное вплетены в саму ткань человеческого опыта и их невозможно устранить, подобно многочисленным препятствиям.

Психоанализ исходит из того, что мы скрываемся от самих себя, от своих мыслей, чувств и действий, обусловленных силами, которых никогда не можем постичь полностью.

Так что современный отказ от психо­анализа как от устаревшего, коренящегося в безосновательных и не поддающихся доказательству теориях является частью позитивистского мышления, рассматривающего внутренний мир только как химические, нейронные и экономические показатели, которые можно представить в количественной форме и объяснить. Я считаю искусство более, а не менее точным, чем наука, то есть более приспособленным к своеобразной текстуре человеческого опыта. Именно поэтому, я полагаю, художники и мыслители продолжают находить созвучные с психоанализом ноты, несмотря на его невысокий статус в мире естественных наук.

Майкл Крейг-Мартин Художник, в прошлом преподаватель в Голдсмитс, Университет Лондона

Очевидное и самое главное у Зигмунда Фрейда состоит в том, что он поставил сексуальность в центр личности и сознания человека. Это убеждение остается одним из краеугольных камней современного западного общества. Как следствие художники, осознавая, что Фрейд переосмыслил наше понимание самих себя, признают, что его великая проницательность является ключом к пониманию творческой деятельности.

Фрейд мыслил нешаблонно, и богатство его идей и трактовка мира очень сложны: он, безусловно, один из великих мыслителей ХХ века. При этом главное не в том, абсолютно ли прав Фрейд, а в том, что он внес множество идей, которые до него никто не обсуждал. В этом его близость к художественному процессу.

В моей собственной работе, в изображении простых предметов, мне нравится, что они представляют собой то, что они есть — просто обычные предметы. Но у многих предметов такие богатые референции и варианты, не только социальные, но и личные.

Существуют вещи, неоспоримо символичные, — предметы, являющие собой фаллические символы; или вы помещаете определенные предметы вместе с другими предметами, и между ними возникает напряженность. У предметов различные уровни и качество отзвуков.

В ХХ веке такие разные художники, как Пабло Пикассо и Марсель Дюшан, Сальвадор Дали и Луиз Буржуа были одержимы идеей сексуальности. Сегодня это Трейси Эмин и Сара Лукас. Джефф Кунс совершенно захвачен этой темой.

В том, что она по-прежнему обсуждается, нет ничего удивительного — интересно узнать, в творчестве каких крупных художников она стала центральной.

В 1970-х годах эта тема вызывала огромный интерес, тогда возникла «сексуальная политика» — феминизм, защита прав сексуальных меньшинств, — определенные вопросы сексуальности, которые исследовали сюрреалисты, совсем по-другому стали рассматриваться феминистами. Но эта область четко не определена.

Сегодня Фрейд очень актуален, однако его влияние гораздо более косвенное, чем раньше. Тем не менее оно повсеместно. В истории человечества лишь единицы оставили столь глубокий след в том, что касается нашего понимания себя и этого мира.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3175/

Роль идей Зигмунда Фрейда в современной культуре

Зигмунд Фрейд – известный австрийский психиатр и психоаналитик. От психиатрии он эволюционировал к сложному психоанализу общества и культуры. Родоначальником фрейдизма является Зигмунд Фрейд (1856–1939). Его величайшей заслугой стало открытие метода исследования бессознательной сферы человеческой психики. Этот метод получил название «психоанализ».

О существовании у человека бессознательной сферы психики догадывались задолго до Фрейда. Но именно он сделал бессознательное предметом своего изучения. Он «впервые установил, что неврозы определяются внутренними процессами и имеют определенный смысл, нужно лишь найти ключ к их пониманию». Таким ключом стал психоанализ.

Учение Фрейда оказало существенное влияние на развитие современной культуры – без его идей трудно представить себе художественную литературу, живопись, кинематограф и пр. 

Виднейшие представители пост-культуры и авангарда зачастую вполне сознательно обращаются к идее бессознательного Зигмунда Фрейда, стремясь именно ее образы, интенции тем или другим способом довести до прямого, обходящего контроль «цензуры» предсознания (“Я”), воплотить в своих работах.

Бессознательное, по Фрейду, – это особый уровень психики человека, который отличается от сферы сознания и оказывает на него мощнейшее, но неосознаваемое (скрытое) влияние[1].

Дадаизм, отчасти сюрреализм, экспрессионизм, литература «потока сознания», театр абсурда, поп-арт, динамичный абстрактный экспрессионизм, многие феномены постмодернизма, живопись действия, почти все крупнейшие личности в новейшем изобразительном искусстве (М. Шагал, П. Клее, С. Дали, Ж. Миро, П. Пикассо и др.), писатели (Дж. Джойс, Ф. Кафка, Т. Манн, Г.

Маркес и др.) и кинорежиссеры (И. Бергман, Ф. Феллини, М. Антониони, П. Гринуэй и др.) чаще сознательно, а иногда бессознательно трансформировали творчески идеи австрийского психиатра в своем искусстве и нередко ставили на них достаточно серьезный акцент. 

Не без влияния фрейдистских идей беллетристика, театр, кино наполняются большим интересом к «копанию» в головах (либо самих авторов). Во многих произведениях основное место занимают различные комплексы и закомплексованные герои.

Сюрреалисты и часть их последователей возводят в закон художественного творчества метод «психического автоматизма», «автоматического письма», т. е.

спонтанный акт творчества, который максимально освобожден от какого-либо руководства или контроля со стороны сознания и направлен на фиксацию бессознательно в психике человека. Многие художники применяют данный метод стихийно, не занимаясь излишним теоретизированием.

В современной живописи любой жест художника воспринимают как художественно значимый, т. к. его носитель является, согласно Фрейду, транслятором какой-либо бессознательной интенции.

Эротика полагается в качестве неотъемлемой стороны бытия людей. Это стало активно применяться в художественной культуре, в рекламе. Возьмем для примера телерекламу. Что бы ни рекламировалось, часто на экране обязательно показывают полуобнаженное тело, разные эротические символы: расширенные зрачки, ярко накрашенные губы и пр. Эрос выступает частью современной культуры.

Секс полностью раскрепощен и процветает во всех мыслимых и почти немыслимых формах в повседневности (хотя еще имеет все-таки в ряде государств, особенно в России и США существенные ограничения в социуме), и в искусстве, практически во всех жанрах и видах – от «высокого» элитарного искусства до самой низкопробной продукции порноиндустрии.

Мощный рычаг развитию современной массовой культуры дает фрейдистская идея о компенсаторных функциях искусства[2].

Отсюда многочисленные повести, романы, телесериалы, фильмы о супергероях наподобие Джеймса Бонда, с удачливыми ребятами, лихими ковбоями в вестернах и полицейскими в сериалах, которые владеют всеми приемами западных и восточных единоборств, с современнейшими амуницией и вооружением.

По Фрейду, при восприятии таких произведений средний обыватель, сопереживающий героям, отождествляет с ними себя, изживает свои многие комплексы, как бы воплощает собственные сокровенные мечты, т. е. компенсирует то вещи, которые не может воплотить в реальной жизнедеятельности, и от всего этого получает удовольствие.

Не меньшее влияние фрейдистские идеи оказали и на область наук об искусстве. Тут взят на вооружение метод психоанализа. Сам Фрейд представил начальную парадигму его использования к сфере литературы и искусства, рассматривая с психоаналитической точки зрения творчество У. Шекспира, Б.

Микеланджело, Л. да Винчи. У него появилось много талантливых последователей среди философов, филологов, искусствоведов. Вся обозримая история литературы, искусства, культуры была пересмотрена и переписана с позиции психоанализа либо методов, опирающихся на него, а именно, постфрейдизма.

В силу особенностей методологии фрейдизма, авторы данных исследований серьезное внимание стали уделять биографиям (начиная с самого раннего детства, если это представляется возможным) писателей и художников, их сексуальной стороне жизни, психическим расстройствам, прочим заболеваниям и эротическим символам в их работах.

В последнем случае они активно используют «Толкование сновидений» Фрейда[3], где он описал многие эротические символы и инструменты их выявления и объяснения.

Их семантика является относительно примитивной: все вытянутые, продолговатые предметы символизируют мужское начало; все округлые, полые предметы и внутреннее пространство – женское начало; те или другие способы и формы их взаимодействия друг с другом – половая близость или стремление к ней.

Несмотря на это, данная сугубо телесная символика послужила базой для более рафинированных и изощренных герменевтических подходов в этой же области и была положена в основу многих фундаментальных фрейдистско-постфрейдистских трудов в сфере теории и истории литературы и искусства.

Как отмечает Ф.А. Бассин, первая крупная психоаналитическая работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» фактически оказалась провозвестником новой эры в культуре 20 в. Она, наряду с прочими работами Фрейда, выступила в качестве настольной книги многих литературоведов, искусствоведов, питала творческую фантазию художников многих направлений авангарда[4].

Смысл конфликта людей с культурой (особенно четко в труде «Неудовлетворенность культурой»[5]) Фрейд усматривает во все возрастающем вытеснении культурой природных (агрессивных, сексуальных) влечений людей, что уменьшает человеческое счастье (трактуемое психоаналитиком как воплощение чувственно-соматических удовольствий); развивает немотивированное чувство вины, страха, социального дискомфорта; приводит, в итоге, к психическим расстройствам. Культура (особенно массовая культура) во многом буквально и вполне осознанно приняла эти концептуальные положения Фрейда на вооружение, т. е. начала активно производить продукцию, дающую возможность ослабить конфликт людей с культурой и природой. В своих многочисленных произведениях и определенных проявлениях (особенно в области литературы и искусства) она дает выход наружу основным вытесненным  табуированным влечениям – сексуальному во всех его проявлениях и агрессивному – «выпускает пар» из достигшего предела напряженности бессознательного посредством компенсации и сублимации в феноменах культуры, которые максимально приближены к реализации скрытых влечений людей. К слову сказать в постмодернизме, который возник на стыке постфрейдизма и постструктурализма, одной из существенных форм сублимации бессознательного стало выдвижение на первый план категории «телесности» и актуализации в арт-практиках всевозможных форм ее манифестации.

В воплощении инстинкта страха, описанного Фрейдом, особенно преуспевает современный кинематограф, который производит в большом количестве так называемые триллеры, фильмы ужасов. Их главными сюжетами выступают природные катастрофы (цунами, землетрясения, бермудский треугольник со своими тайнами и пр.

); просто катастрофы (пожары, авиакатастрофы, кораблекрушения и пр.); монстры (агрессивные акулы, гигантские гориллы, крокодилы – людоеды, жуткие пауки и пр.); сверхъестественные силы (призраки, дьяволы, духи, телекинез, явления переселения душ и пр.

Особо выделяются в этом ряду «трупомания», зомбирование, инопланетяне).

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что идеи Зигмунда Фрейда – один из фундаментов современной культуры. Основное влияние фрейдизма на современную культуру состоит в применении его идей бессознательного, инстинктов секса, страха, агрессивности.

Источник: https://ludirosta.ru/post/rol-idey-zigmunda-freyda-v-sovremennoy-kulture_1097

Психоанализ З.Фрейда о природе культуры

Зигмунд Фрейд (1856—1939). По профессии врач — психиатр и невропатолог, создатель нового направления в психологии и медицине. Это направление Фрейд назвал психоанализом. Однако значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа — фрейдизм — стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии.

Фрейд открыл бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души.

При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считает, что это только иллюзия, будто нашей жизнью руководит наше «Я». На самом же деле властвует нашей души (т. е. психики). Фрейд называет это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней и темной психической силы.

Фрейдовское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все пер­вичные влечения человека. Эти первичные влечения сводятся к двум: во-первых, Сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти, которое, будучи обращено вовне, становится влечением к разрушению.

Темная бурлящая бездна «Оно» таится под тонкой пленкой сознания, которое даже не подозревает о том, что клокочет под его приглаженными образами и рафинированной логикой.

Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». Если «Я» ру­ководствуется принципом реальности (т. е. стремится приспосо­биться к объективным условиям жизни), то «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия.

Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно». «По отношению к Оно Я подобно всаднику, ко­торый должен обуздать превосходящую силу лошади…» (Фрейд 3. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведе­ний. — М., 1989. С. 432).

Однако «Я» не может своевольно управлять своим могучим «партнером». «…Сравнение может быть продолже­но.

Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто ос­тается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собст­венной волей» (Там же).

Иными словами, если Гегель замечает «хитрость разума», то Фрейд открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Однако человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять «Оно» своим важнейшим целям.

Конечно, культура не может победить «Оно» в лобовом столкновении, ибо в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Поэтому Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными вле­чениями «Оно». Этот способ Фрейд назвал сублимацией.

Сублима­ция — это использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначе­нию (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то примитивные влече­ния «Оно» обретают форму влечения к познанию, искусству, высо­кому идеалу.

Тем самым фрейдовскую «сублимацию» по аналогии с гегелевской «хитростью разума» можно было бы назвать «хитрос­тью культуры». При этом культура, по Фрейду, выражает систему общественных норм и всегда стоит над отдельным человеком.

Прав­да, надо отметить, что во фрейдовском варианте «хитрость» культуры имеет более благородный характер, ибо у Гегеля те, с кем хи­трит культура (мировой разум), — это люди, а у Фрейда в роли «об­манутых» выступают темные страсти.

Однако для того, чтобы хоть немного овладеть энергией «Оно», культуре самой приходится проникать в его сферу — сфе­ру бессознательного.

Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессозна­тельного, оформилась в качестве особой бессознательной уста­новки, — так можно сформулировать важный вывод Фрейда. Эту установку Фрейд называет «Сверх-Я».

«Сверх-Я» выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека и благодаря которому человек способен жить как культурное существо, а не как марионетка собственных тем­ных страстей.

Таким образом человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами — природной стихией и требованиями культуры. Оба этих полюса представлены в соот­ветствующих бессознательных структурах человеческого «Я» и сталкиваются в нем, пытаясь подчинить себе это Я и друг друга.

И чем выше развита культура, тем неутешительнее оказываются ее, так сказать, побочные эффекты. Если культура требует от че­ловека больше, чем он может, «то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным» (Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. С. 132).

Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывает­ся между природной психической стихией и культурными норма-ми, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.

И Фрейд с горечью констатирует: «Сколь же сильным должно быть выдвинутое культурой против агрессивности сред­ство защиты, если последнее способно делать людей не менее не­счастными, чем сама агрессивность!» (Там же).

Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века — без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не един­ственно определяющие стороны дела.

Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечения. Во-вторых, Фрейд акцентировал внимание на одной стороне человеческого бытия — на бессознательном, но потерял из виду другую сторону — личность и свободу человека.

Фрейдовское «Я» лишено подлинной свободы, это «Я» есть не свободная личность, а марионетка, за право манипулирования которой бьются одинаково безличные «Оно» и «Сверх-Я», природа и культура, которая у Фрейда сведена к обще­ственно выработанным требованиям.

И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной автономией от природы и общества.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ

Психоаналитический подход к изучению культуры

Психоаналитическая теория 3. Фрейда может рассматриваться как классика психологического направления в изучении культуры, как достаточно полная и систематически выстроенная методология для такого рода исследований. Эта концепция построена на идее изоморфизма личности и культуры, т. е.

представления о том, что культура, подобно личности, имеет свои бессознательные стремления, закрепленные в мифологической форме, свои рациональные нормы и свои патологии.

Понимание места психоанализа в системе методологий изучения культуры предполагает, прежде всего, уточнение ряда основных положений психоаналитической теории личности, к которым мы и обратимся.

Итак, принципиальное положение, на котором строится данная концепция, состоит в том, что сознание личности (в терминологии XIX века – «души») является ареной борьбы двух сил.

Одна из них – это сила «естественных» (либидонозных и агрессивных) стремлений, за которыми кроется опыт эволюции человека как природного существа. Другая сила – разумное и осознанное (нормативно контролируемое) поведение человека, включенного в социальную группу и являющегося носителем культуры этой группы. Жесткость противостояния этих сил и порождает проблемы существования человека.

«Диктатура разума» как задача социального развития — это положение егодня многим видится исторически ограниченным проектом модерна.

Однако концепция «взрослой», социально зрелой и социально адекватной личности, способной к осуществлению эффективного саморегулирования, оказалась востребованной практически всеми современными теориями, так или иначе связанными с проблемами личности, ее бытия в культуре.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/9862.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector