Тема музыки в литературных произведениях

Образ музыки в литературных произведениях

Содержание

Введение

  1. Образ музыки в прозе
  2. А.Гофман “Кавалер Глюк”
  3. А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”
  4. Л.Н.Толстой “После бала”, “Крейцерова соната”
  5. Образ музыки в лирике
  6. “Сияла ночь. Луной был полон сад…” А.А.Фет
  7. “Импровизация” Б.Л.Пастернак

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.

Ромен Роллан

Что такое музыка? Это искусство, искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых инструментами или человеческим голосом. Они имеют определенную высоту, ритм, лад, гармонию, тембр. Эти звукосочетания передают состояние души человека.

Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.

“Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает ее разум”, – утверждал Ромен Роллан.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. Так, например, К.Бальмонт писал об этом так: “Вся жизнь мира окружена музыкой.

Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул, Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой”.

И это правда. Нет на свете ничего живее музыки.

Однако музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но ее возможности ограничены, как не беспредельны горизонты любого вида искусства, взятого по отдельности.

При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы “увидеть” что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии.

И поэтому музыка, чтобы обрести большую наглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами.

“…Одна возможность остается у нас всегда возможность уловить связи между явлениями; сетка этих связей может оказаться редкой или густой в зависимости от нашего внутреннего состояния, от нашего желания по собственному произволу распластать, упростить мир.

То же и в творчестве: здесь не достает самого представления об объекте, оно ускользает от нас.

Однако и здесь можно удовольствоваться тем же сопоставлять разные грани, отыскивать новые, насколько хватит нашего усердия, вызывать к жизни порой прекрасные в своей многосмысленности образы, украшающие вершины, где эти грани сходятся.”

Так рассуждает о роли музыки в литературе теоретик символизма Стефан Малларме (“Музыка в литературе”). Он видит в музыке новую, совершенно неожиданную грань, благодаря которой литературное произведение начинает звучать по-новому, давая более яркое, выпуклое изображение жизни.

Язык слов и язык музыки…. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами.

И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении.

Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность.

Целью нашей работы и стало исследование роли образа музыки в литературном произведении.

Зачем и когда авторы вводят в свои произведения упоминание о музыкальных произведениях, зачем в рассказах, повестях и романах “звучит” музыка, почему лирические произведения некоторых поэтов напоминают нам музыкальные произведения? Ответы на эти вопросы мы и попробуем найти. Хочется надеяться, что это расширит наш кругозор и нам удастся по-новому взглянуть на мир, полный красоты, гармонии и поэзии.

1. Образ музыки в прозе

Гофман “Кавалер Глюк”

Разве можно даже перечислить те пути, какими приходишь к сочинению музыки?

Это широкая проезжая дорога, и все, кому не лень,

суетятся на ней и торжественно вопят: “Мы посвященные! Мы у цели!”

А между тем в царство грез проникают через врата из слоновой кости;

мало кому дано узреть эти врата, еще меньше вступить в них!

Гофман был очень талантливым человеком, обладавшим разносторонними дарованиями. Он был автором первой романтической оперы “Ундина” и множества музыкальных произведений; руководителем оркестров; художником, расписывавшим церкви и рисовавшим едкие карикатуры.

Но зарабатывал он себе на жизнь, служа в судебном ведомстве чиновником.

Гофман, в гражданском своем существовании был, в зависимости от поворота судьбы, попеременно судейским чиновником и капельмейстером, истинное свое призвание видел в музыке, славу приобрел себе писательством.

Музыка пронизывает всю его прозу, не только как тема, но как стиль. На самом деле душа Гофмана, душа его искусства шире и музыки и литературы: она театр. В театре этом есть, как положено, и музыка, и драма, и комедия, и трагедия. Он до самозабвения, до безумия любил свою Музыку, любил Поэзию, любил Фантазию, любил Игру – и он то и дело изменял им с Ж?/p>

Источник: http://geum.ru/doc/work/93857/index.php

Музыкальные сюжеты в литературе

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 22

Тема: Музыкальные сюжеты в литературе.

Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы; анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин.

Ход урока:

Организационный момент:

Звучит песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» (автор музыки и слов – Б. Окуджава).

Когда внезапно возникаетЕщё неясный голос труб,Слова как ястребы ночныеСрываются с горячих губ,Мелодия как дождь случайныйГремит и бродит меж людьми,Надежды маленький оркестрикПод управлением любви.Надежды маленький оркестрик

Под управлением любви.

В года разлук, в года смятений,Когда свинцовые дождиЛупили так по нашим спинам,Что снисхождения не жди,И командиры все охрипли,Тогда командовал людьмиНадежды маленький оркестрикПод управлением любви,Надежды маленький оркестрик

Под управлением любви.

Кларнет пробит, труба помята,Фагот как старый посох стёрт,На барабане швы разлезлись,Но кларнетист красив, как черт,Флейтист как юный князь изящен,И вечно в сговоре с людьми,Надежды маленький оркестрикПод управлением любви,Надежды маленький оркестрик

Читайте также:  Музыкальные игрушки для детей

Под управлением любви.

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Что общего в стихотворении Константина Никольского и песне Булата Окуджавы?

Запись на доске:

«О несчастных и счастливых, о добре и зле,О лютой ненависти и святой любви,Что творилось, что творится на твоей земле –

Всё это в музыке, ты только улови».

                                       (К. Никольский)

Сообщение темы урока:

– Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В музыке вся наша жизнь. Музыка бросала вызов судьбе – и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть.

Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант».

Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литературе.

Работа по теме урока:

Легенды о музыке.

Люди всегда знали божественную силу музыки. Не случайно ещё во времена глубокой древности они сложили миф об Орфее – легендарном прародителе самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял не только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его лира, – этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея.

Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы, получившем название «Миф об Орфее».

Миф об Орфее

«…Орфей был животворящим гением священной Греции, пробуждающим её божественную душу. Его лира о семи струнах обнимала всю вселенную. Каждая из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и содержала закон одной науки и одного вида искусства. Мы потеряли ключ к её полной гармонии, но её различные тона никогда не переставали звучать для человечества…»

(Эдуард Шюре)

В легендах мы читаем об Орфее:

«…Однажды ранней весной, когда на деревьях появилась первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял её певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивным пением.

Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла  она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные столпились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицы слетелись слушать  певца, даже деревья двинулись с  места и окружили Орфея…» (Н. А.

Кун «Легенды и мифы Древней Греции»)

– Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140-141. Самостоятельное чтение учащимися.

Орфей, сын фракийского царя 3агра и музы Каллиопы, был самым известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во Фракии несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце.

Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.

Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в надежде вернуть её назад. Там он не только сумел очаровать перевозчика Харона, пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки осуждённых.

Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса, и он позволил Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет.

Эвридика шла по тёмному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой.

Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете.

Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её возложили на почётное место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия.

– Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете.

Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку.

Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)

Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже бессмертных богов. Для К. Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.

Образы поэтического мифа  исключительно популярны в мировом искусстве. Опера К. Глюка – не единственное произведение, созданное на этот сюжет.

Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на протяжении многих веков. Так, одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году, называлась «Эвридика». В начале XVII века за ней последовала опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей».

В конце XVIII века в России появилась мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей». Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». В ХХ веке миф об Орфее возродился в балете Игоря Стравинского.

Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильямс в драме «Орфей спускается в ад».

По его мотивам написаны полотна  великих живописцев Тинторетто, Рубенса, Брейгеля и др.

Многие годы в Польше  в Сопоте проходил международный фестиваль певцов «Золотой Орфей».

И может быть, мы ещё увидим и услышим новые выдающиеся произведения на этот бессмертный сюжет.

Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка.

– Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условия Аида обернулся, Эвридика тут же исчезла в царстве смерти. Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было. Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.)

Читайте также:  Как сочинить текст песни

– Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки… На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.

Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (автор слов и музыки – М. Шелег).

Где найти мне такое слово,Чтобы скептик не мог оспорить,Чтобы даже самого злого

Слово это могло успокоить?

Разбудило б любовь и нежность,Подарило бы веру снова,Чтоб вселяло в сердца надежду,

Где найти мне такое слово?

Ночью, когда за окном стемнеет,Ночью, когда лишь Луна и звёзды,Слово это над миром реет,

Словно птица, пронзая воздух.

 

Ночью, когда засыпает город,Ночью, когда сон смыкает вежды,Я в тишине разыщу это слово -Слово Веры, Любви и Надежды,

Слово Веры, Любви и Надежды.

Где найти мне такую нотуИ так к слову её поставить,Чтоб сердца пригласить к полёту,

Чтобы души летать заставить?

Чтоб струной натянулась тонко,Не сфальшивила б ни на йоту,Чтоб звучала легко и звонко,

Где найти мне такую ноту?

Утром проявится дня рисунок,Утром, когда горизонт проснётся,На золотых лучах, как на струнах,

Ноту эту сыграет солнце.

Утром, когда всколыхнёт природуПтичий гомон светло и нежно,Я в пеньи птиц разыщу эту ноту -Ноту Веры, Любви и Надежды,

Ноту Веры, Любви и Надежды.

Утром, когда всколыхнёт природу,Птичий гомон светло и нежно,Я в пеньи птиц разыщу эту ноту -Ноту Веры, Любви и Надежды,Ноту Веры, Любви и Надежды.

Вопросы и задания:

  1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы?
  2. Назови известные тебе произведения литературы, посвящённые музыке или музыкантам.
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое, на твой взгляд, особенно отличается музыкальностью.

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 12 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Окуджава. Надежды Маленький Оркестрик (в исп. автора), mp3;    Глюк. Мелодия из оперы Орфей и Эвридика, mp3;    Шелег. Нота и слово, mp3;

3. Сопровождающая статья – конспект урока, docx.

Также дополнительно вложено в архив:
   Окуджава. Надежды Маленький Оркестрик (фонограмма «минус»), mp3;

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/muzykalnye-syuzhety-v-literature

1. Образ музыки в прозе

Гофман “Кавалер Глюк”

Разве можно даже перечислить те пути, какими приходишь к сочинению музыки?

Это широкая проезжая дорога, и все, кому не лень,

суетятся на ней и торжественно вопят: “Мы посвященные! Мы у цели!”

А между тем в царство грез проникают через врата из слоновой кости;

мало кому дано узреть эти врата, еще меньше – вступить в них!

Гофман был очень талантливым человеком, обладавшим разносторонними дарованиями. Он был автором первой романтической оперы “Ундина” и множества музыкальных произведений; руководителем оркестров; художником, расписывавшим церкви и рисовавшим едкие карикатуры.

Но зарабатывал он себе на жизнь, служа в судебном ведомстве чиновником.

Гофман, в гражданском своем существовании был, в зависимости от поворота судьбы, попеременно судейским чиновником и капельмейстером, истинное свое призвание видел в музыке, славу приобрел себе писательством.

Музыка пронизывает всю его прозу, не только как тема, но как стиль. На самом деле душа Гофмана, душа его искусства шире и музыки и литературы: она – театр.

В театре этом есть, как положено, и музыка, и драма, и комедия, и трагедия.

Он до самозабвения, до безумия любил свою Музыку, любил Поэзию, любил Фантазию, любил Игру – и он то и дело изменял им с Жизнью, с ее многоликостью, с ее и горькой и радостной прозой.

Художественный язык гофмановского времени – романтизм. В богатейшей его грамматике главное правило и исходный закон – несклоняемость духа, независимость его от хода вещей.

Из этого закона выводится и требование абсолютной свободы земного носителя этого духа – человека творческого, вдохновенного, для обозначения которого в романтическом языке охотно используется латинское заимствование – “гений”. А в гофмановском языке – еще и греческое “энтузиаст” – “боговдохновенный”.

Воплощение такой “боговдохновенности” у Гофмана – прежде всего музыканты. Это, как правило, персонажи, отмеченные несомненной симпатией автора; они составляют круг преимущественно “положительных героев”.

Гофман писал, что все человечество делится на “музыкантов” и “просто хороших людей”. Он преклонялся перед искусством и высмеивал обывателей. “Просто хорошие люди”, если к ним приглядеться, могут оказаться страшными. Ярко это проявляется во всех произведениях Гофмана. Мы рассмотрим его первое произведение – новеллу “Кавалер Глюк”.

В этой новелле показано потребительское отношение обывателей к искусству. Музыка одного из прекраснейших немецких композиторов становится средством развлечения людей, не способных понять ни ее глубины, ни заключенной в ней боли.

Их мир это мир, где “дымится морковный кофе, щеголи закуривают сигары, где беседуют о войне и мире, о том, какие в последний раз были на мадам Бетман башмачки…” и где пытаются извлекать музыку “из расстроенной арфы, двух ненастроенных скрипок, чахоточной флейты и астматического фагота”, терзая… слушателей.

Умерший композитор является вновь на землю, чтобы защитить свое детище, приоткрыть людям красоту подлинного творчества. Обыватели равнодушны ко всему, что не связано с их эгоистическими интересами, а истинное искусство не должно унижаться до мелочей борьбы с пошлостью, поэтому всю тяжесть трагического разлада между мечтой и реальностью принимает на себя музыкант.

Он видит свою трагедию в том, что “открыл священное непосвященным” и за это “был обречен скитаться среди непосвященных, как дух, отторгнутый от тела…” Но “музыкант” в произведениях Гофмана не столько композитор, художник, поэт, сколько просто одаренный талантом человек, способный проникнуть в мир фантазии и воображения, как, например, герой сказки Гофмана “Золотой горшок”.

Музыка (творчество вообще) становится ” пропуском” в мир грез, а принадлежность к этому миру – высшая оценка героя в представлении Гофмана.

Читайте также:  Военный духовой оркестр торжество гармонии и силы

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/4918

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Ручкина  А.И. 1Абрамова  Д.С. 2

1МОУ “СОШ №18 имени Подольских курсантов”, 8 класс

2МОУ «Средней общеобразовательной школы №18 имени Подольских курсантов»

Варанкина Е.Ф. 1

1МОУ “Средняя общеобразовательная школа №18 имени Подольских курсантов”

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Цель:Выявить ассоциативные связи между музыкальными, художественными и литературными образами и узнать роль музыки для выражения основных идей и целей произведения.

Актуальность проблемы:Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой. Интерес к исследованию классической литературы на точке соприкосновения с музыкой позволяет более точно понять замысел писателя, раскрыть характер героя и многие другие важные вещи, без которых трудно понять суть произведения.

Обоснование выбора темы:С самого рождения мы, авторы данной научно-исследовательской работы, тесно связаны с таким видом искусства, как музыка.

Посещая музыкальную школу, мы не раз замечали, что так или иначе в литературных произведениях присутствуют упоминания об этом виде искусства, а также некоторые сочинения композиторов, известные по всему миру, были написаны именно по творениям писателей и поэтов.

Важно понять, зачем авторы обращаются к этой теме или к упоминаниям и описанию данного вида искусства.

Задачи:

Найти литературные произведения, в которых музыка занимает значимую роль;

Найти взаимосвязь музыки и литературы как в отдельно взятых произведениях, так и в целом;

Определить значение образа музыки в литературных произведениях;

Рассмотреть множество возможных видов связи между литературой и музыкой;

Узнать причину, по которой писатели включают в произведения тему музыки, музыкантов.

Методы:

Анализ дополнительных источников информации: книги, фильмы, статьи, интернет ресурсы, документы;

Индуктивно-дедуктивный метод рассмотрения литературных произведений и художественных образов с целью нахождения примеров связи музыки и художественных рассказов;

Обобщение и систематизация полученной информации и изложение её в исследовательской работе.

План выполнения работы:

Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение методов исследования;

Поиск информации, выбор и работа с литературными произведениями разных писателей («Скрипка Ротшильда» Антон Павлович Чехов, «Слепой музыкант» Владимир Галактионович Короленко, «После бала» Лев Николаевич Толстой);

Обобщения собранной информации, создание презентации для представления проекта;

Защита проекта (раскрытие аргументации позиции, доказательство точки зрения, чёткое, ясное и доступное изложение).

Степень изученности: Значением музыки в литературе увлекаются отнюдь не многие, но всё же есть люди, работы которых в том или ином виде представлены обществу. Таким образом хотелось бы отметить работу «Образ музыки в литературных произведениях» (автор не указан), где выделяется образ музыки как «стерео» изображение к одномерному изображению мира и человека в тексте.

Взаимосвязь музыки и литературы (общее)

«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт

Прежде чем говорить о взаимосвязи двух видов искусства, нужно узнать их определения.

Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующий на психику человека.

Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. (поэзия, проза, драма).

Взаимосвязь музыки и литературы зачастую неразделима. Без музыки не появились бы такие виды искусства, как: опера, балет, оперетта, мюзикл, романс – в основе которых лежат литературные произведения. (Молитва «Ave Maria» была положена Ф. Шубертом на музыку) (см. приложение 1, п. 9). Как ещё несколько примеров, можно привести: (см. приложение 3).

Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.

Интонация (в литературе) – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, логическое ударение, тон, паузы.

Интонация (в музыке) – мелодичный оборот, передающий смысл при помощи средств музыкальной выразительности (темп, ритм, тон, паузы, акценты и т.д.).

И в литературе, и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Интонации могут быть различные: печальные, ласковые, грустные, весёлые, торжественные, обеспокоенные и т.д.

При внимательном прослушивании музыкального произведения, можно явственно услышать завершённые предложения, незаконченные фразы и всё то, что проявляется в речи. Музыковеды зачастую пользуются литературной терминологией. Есть группа определённых терминов, которые используются и там, и там. Интонация, образ, тема, мотив, пауза, метр, ритмика, тембр и другие.

Также многие писатели и поэты обращаются к теме музыки в своих произведениях. Авторы используют этот приём для того, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.

Музыка часто встречается также и в различных сказках. Например, при помощи дудочки крысолова из города ушли все крысы. Или Садко так прекрасно исполнил песню на гуслях, что к нему вышел из Ильмень-озера Царь морской и предложил награду. Волшебные музыкальные инструменты помогают людям. Вряд ли народ и авторы просто так наделяют магическими свойствами именно эти предметы.

Музыка и литература отделились друг от друга, однако общие черты присутствуют в любом случае:

– Понятия добра и зла, ненависти и любви. Моральные принципы сближают эти виды искусства. Они поднимаются и там, и там.

– Стоит упомянуть такие вещи, как эмоциональная окраска и направленность. И музыка, и литература влияют на человека в глубоко-духовном плане. Автор может использовать хоть слова, хоть звуки, хоть ноты – всё равно, это нас трогает, заставляет задуматься.

Источник: https://school-science.ru/5/20/35433

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector